Православная церковь в тель авиве

Подворье в честь свв. апп. Петра и Павла и прав. Тавифы в Тель-Авиве–Яффо

Подворье Русской духовной миссии в Яффе с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы расположено на месте погребения праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром (Деян. 9, 36). На территории подворья сохранилась погребальная пещера семьи прав. Тавифы с византийской мозаикой.
В 1869 году участок земли в Яффе, где была гробница праведной Тавифы, приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Вскоре здесь был разбит роскошный сад, построен дом для паломников, которые прибывали на Святую землю через порт в Яффе. В 1888 году в присутствии Великих Князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на русском участке было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь свв. апостолов Петра и Павла и св. праведной Тавифы.

Проводятся регулярные занятия в церковных школах для взрослых и детей.

ЧАСЫ ПОСЕЩЕНИЯ ПОДВОРЬЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Подробное расписание богослужений на текущий месяц: смотреть

Исповедь для прихожан
— в утреннее время в субботу и воскресенье исповедь начинается в 7:00 и заканчивается в 8:00;
— во время Великого поста исповедь совершается и во время вечернего богослужения.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Адрес:

Израиль, г. Тель-Авив Яффо, ул. Герцль, 157

Russian Church. 157, Herzl St., Tel-Aviv. Israel.

Православие в Тель-Авиве: наш иудейский космос

Два православных прихода принимают приехавших на Святую Землю в Тель-Авиве. Человек в Израиле определяется именем, национальностью, религией и гражданством. Комбинации этих четырех элементов находятся в бесконечном многообразии, но только один, пятый элемент жизненно необходим для каждого — вера в Бога. Иначе, «Святая земля глотает», — сказал священник одного из приходов.

Иерусалимский синдром — редкое психическое расстройство, при котором турист или паломник воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами. Определить, где откровение, а где психоз, до конца и психиатрия не может. В любом случае, почти всем, кто хоть раз побывал в Иерусалиме, ясно, что там что-то происходит, что, может быть, именно там находится источник всех смыслов. Выйдешь из храма Гроба Господня на ослепительные блики мостовых старого города, отдохнешь под мандариновым деревом в Сионском квартале, посмотришь александрийские колонны, купишь карту в магазине ордена францисканцев, и вот уже чувствуешь и в себе удары мирового пульса.
Еще сто лет назад паломники из России попадали в Иерусалим только морем, их встречал старый порт Яффы, нынешний Тель-Авив. Миссия Русской церкви в Яффе стала форпостом Православия на Святой Земле.
Яффа
Сегодня Яффа — пригород Тель-Авива, большого делового города с небоскребами на фоне моря. Рядом с урбанистическим соседом древнейший порт средиземноморья выглядит как ласточкино гнездо, прилепившееся к стеклянной стене офисного здания. В Деяниях апостольских Яффа называется Иопия. В Иопии апостол Петр воскрешает умершую Тавифу и получает откровение о том, что нет никаких «нечистых» животных и все, «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10:15).

В кварталах, где проживают правоверные иудеи, царит почти идеальная чистота
В дальнейшем Яффа, переходя из рук арабов в руки христиан-крестоносцев и обратно, постепенно разрушилась и стала запыленной прибрежной деревушкой с каменными развалинами вдоль берега. В 1950-х годах Тель-Авив объединяется с Яффой в один административный центр. Так начинается новая, туристическая жизнь старого города. Его реконструируют, и в девяностые туристы заново начинают полировать до масляного блеска современные камни «древней» мостовой своими сандалиями.

В Яффе одна из самых знаменитых барахолок в мире. Здесь найдется старье на любой вкус — от дивана до иголки
Миссия. Начало
Сотни лет Яффа являлась единственными морскими входными воротами Святой Земли для тысяч паломников. Из России 1843 году в Яффу прибывает представитель Русской церкви, которому Священный Синод поручил находиться в Иерусалиме под видом паломника, чтобы избежать осложнений с Османской Портой, (в то время Святая Земля входила в состав Османской империи) и докладывать о «делах в Иерусалимском патриархате». Этим представителем был архимандрит Порфирий (Успенский). В одном из своих донесений из Иерусалима архимандрит Порфирий высказал Синоду мысль о создании в Иерусалиме русского монастыря, который стал бы опорой и защитой русских паломников от греческого произвола. Мысль эта была одобрена Синодом и царем Николаем I, но для исполнения ее нужно было приобрести помещение. Иначе будущая Русская миссия так и осталась бы только гостьей на Святой Земле.
Нельзя сказать, что русские монахи были встречены греками Иерусалима, как родные. Первыми кельями русского монашества в святом граде стали портомойни и кухни Михаило-Архангельского монастыря Иерусалимского патриархата. «Архангельский монастырь… загроможден лестницами, террасами, кельями, кухнями и портомойнями в таком беспорядке, с таким неудобством,…что величайшее терпение ослабевает и вянет. Нет покоя от прилива, шума и отлива разноплеменных поклонников, помещаемых вместе с нами в сей обители», — писал в отчете нашему Константинопольскому посольству архимандрит Порфирий. Там же он рассказал, что однажды греческий поломник, задумавший молиться и поститься 40 дней Великого поста, тайно поместился в «подземелья сего монастыря, и после двадцатидневного подвига ревности не по разуму был открыт и вынесен оттуда полумертвый».
Но надвигалась русско-турецкая война. В России было не до русских келий в портомойнях Иерусалима. Надо было уезжать, но денег не присылали. Однажды архимандрит Порфирий так отчаялся, что на трапезе предложил всем «пробираться в Россию кто как знает», и только члены миссии подкрепили его дух, решив терпеть до конца. 8 февраля 1854 года, вместе с турецким указом о немедленном отъезде всех русских из пределов Турецкой империи, пришли в миссию деньги на эвакуацию монахов и русских паломников, находящихся на тот момент в Иерусалиме. После войны история миссии возобновилась, и сложилась она очень благоприятно для России и современных паломнических российских фирм.
Русская Палестина
Своим нынешним великолепием Русская миссия на Святой Земле обязана третьему ее начальнику, архимандриту Антонину (Капустину). Благодаря ему, автобусы с русскими паломниками продолжают колесить по горам Палестины по сей день.

Колокольня храма апостола Петра и праведной Тавифы подворья Русской духовной миссии в Яффе
Российской дипломатии после Русско-турецкой войны уже не обязательно было получать сведения о состоянии дел в Иерусалимском патриархате, да и Синод не уделял миссии большого внимания, так что архимандрит Антонин был вынужден самостоятельно организовывать ее деятельность. Он стал приобретать земельные участки за пределами старого Иерусалима и строить на них дома для паломников. Эти участки часто располагались в тех самых местах, где разворачивались события Ветхого и Нового Заветов. Их стали называть Русской Палестиной. Благодаря архимандриту Антонину русские до сих пор могут спокойно, как у себя дома, молиться в Вифании и на горе Елеон, в Галилее, в Назарете и на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы в Горнем монастыре. Его же стараниями устроился и монастырь на месте гробницы праведной Тавифы в Яффе (ныне подворье Иерусалимской миссии Русской Церкви Московского Патриархата в Тель-Авиве).
В наши дни, чтобы попасть на улицу Герцель, где находится территория подворья Русской миссии, надо свернуть с пыльной и шумной улицы Кибуц Галует. С приближением к заветному забору воздух становится заметно чище, кажется, что пахнет морем, хотя до моря минут тридцать пешком. Раньше территория миссии в Яффе была гораздо больше и вокруг ее высокого холма, называемого Голгофа, с которого в ясную погоду можно увидеть морскую даль, были рассажены кедры и цитрусовые сады.
Пятое Евангелие
В хрущевские времена сады подворья миссии в Яффе вырубили, а территорию значительно сократили. «Правительство Израиля не дремлет. По закону земля, на которой ничего не строится, и на которой не растут деревья, передается в собственность государству. В 2005 году, с вертолета власти Израиля разглядели, что стоит участок бывших садов (по бумагам-то еще сады) пустой. Пришли и говорят: все, забираем. Мы в ужасе. Что делать? Узнали через знакомых, когда приставы придут, и за две ночи насадили на этой земле мандариновые деревья, уже с мандаринами. Даже оросительную систему провели, чтобы уж не подкопались. Приходят приставы, ничего не понимают: «Ошибка вышла, извините». Так и ушли», — рассказывает монахиня Горненского монастыря матушка Сергия (Клюева). Она 14 лет в монастыре, а сейчас руководит паломническим центром Московской Патриархии. 90 сестер — насельниц монастыря приехали сюда из России или из стран СНГ. «Когда почивший патриарх Алексий (Ридигер) направлял сестер на послушание в Горненский монастырь в 1991 году, он говорил, что основная миссия сестер в Иерусалиме — служить паломникам. Люди читают четыре Евангелия, а проходя эти места, видя их реальность, открывают для себя пятое, — продолжает мать Сергия. — Однажды приехал к нам один неверующий бизнесмен с верующей женой и со всей своей семьей. («со всем домом своим» Деян.10:2). Он просто ходил, не крестился, не поклонялся святым местам, все время смеялся и смотрел в телефон. Я, говорит, ни во что не верю. И вот приехали они на праздник Преображения Господня на Фавор. В ночь на Преображение, под утро, гору Фавор каждый год покрывает облако, и в нем сверкают молнии. Бизнесмен, как все это увидел, стал восклицать: «Бог есть! Бог есть!»
У Тавифы
Свое значение российских входных ворот на Святой Земле подворье миссии в Яффе так и не утратило, но теперь они не морские — воздушные. Из аэропорта Бен-Гурион до монастыря святой Тавифы ехать полчаса на общественном транспорте и 15 минут на машине. Задачи у миссии остались теми же: паломников надо разместить, покормить, полечить, охранять и обеспечить им молитвенную жизнь.
За высоким забором русского подворья в Тель-Авиве — тишина российских просторов. Только вместо жаворонков весело разрезают голубое небо зеленые попугаи. Российские паломники трудятся над кактусами, агавами и туями с запахом лимонов. Молодые, вполне современные люди, приехавшие из Воронежа, весь день занимались послушаниями, а вечером пойдут гулять по Яффе. В храме наводит чистоту Валентина из Петрозаводска. В трапезной готовит котлеты Лидия из Нижнего Новгорода.

Валентина на Святой земле уже третий ра. Сегодня ее очередь убирать в миссии. А тут как раз включили «Богородице Дево». Поневоле заслушаешься
Завтра в Израиле праздник — день дипломата, и все заняты подготовкой к нему: миссия исторически неразрывно связана с Российской дипломатией на Востоке, на ее территории даже похоронен первый вице-консул Российской империи Владимир Николаевич Тимофеев. На могилу вице-консула плетут венок, в храм святого Петра, главный храм монастыря, несут букеты. С дорожек сметают сухие листы магнолии. По традиции весь дипломатический корпус приедет на литию об упокоении вице-консула. Потом — чай с фруктами.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь храма святого Петра, заботится о хозяйстве, нажитом еще архимандритом Антонином, и бережно охраняемом последующими начальниками: гробнице святой Тавифы, храме, гостинице, саде с фонтанами и павлинами, трапезной с представительскими функциями. Отцу Игорю помогает жена. Ворота монастыря в обычное время закрыты. Открывают их только на время службы. Матушка сама бегает через всю территорию, чтобы открыть или закрыть их для каждого. Она же отвечает за гостиницу, устройство трапез и распределение послушаний.
«На Святой Земле есть несколько подворий Русской духовной миссии, — рассказывает отец Игорь. — Мы отличаемся тем, что у нас есть православные прихожане. В Галилее, Магдале и Иерихоне прихожан нет, и литургию служат, только когда приезжают паломники со священниками. Наши прихожане — это русские, украинцы, молдаване, грузины, белорусы, не приявшие израильского гражданства. Они съезжаются со всех окрестных городов, приезжают с юга, из пустыни, где никакого храма нет, чтобы вместе молиться и общаться».
Языки язЫков
«Те, кто приезжает в Израиль, называются «ляолот» от слова «олия» — репатриант. В 90-е годы таких было очень много. Многие православные «ляолот» были счастливы, что в Тель-Авиве есть храм. Даже искали жилье рядом. У нас была одна женщина. Она получила квартиру недалеко от арабской деревушки. Там только арабский православный храм Иерусалимского патриархата. Время от времени ездила к нам, а потом ничего, привыкла к службе на арабском», — рассказывает отец Игорь. Сам он служит литургию на церковнославянском языке.
На празднование святой Тавифы (16 апреля и 25 октября) на службу по установившейся традиции приходят православные арабы и читают Апостол и Евангелие на арабском. Один раз в году отец Игорь служит вместе со всеми священниками Русской Церкви в храме Иерусалимского патриархата. Это бывает в первый день празднования Святой Троицы. А на второй день уже иерусалимские священники служат в Свято-Троицком соборе нашей Русской миссии в Иерусалиме.
Дети в школах Израиля учатся на иврите. Поэтому для репатриантов особое значение имеет Воскресная школа при русском храме. Сейчас там учится 40 детей.
На столике для записок в храме святого Петра можно увидеть такое объявление: Таинства совершаются только для тех, у кого нет гражданства Израиля. Это не дискриминация. В Израиле, получив гражданство, получаешь солидный социальный пакет. Это важно для тех, кто приехал надолго. Все граждане Израиля принадлежат канонической территории Иерусалимского Патриархата и должны принимать Таинства Церкви у себя, в Михаило-Архангельском монастыре в старом городе на берегу моря.
За два года своего пребывания на подворье отец Игорь еще ни разу не заходил в храм Иерусалимского патриархата в Яффе. «Некогда. В субботу и воскресенье служба у всех Церквей», — говорит он.
Хозяева
Маленькая синяя дверь обозначает вход в стене узкого уличного прохода старой Яффы. За этой дверью — Михаило-Архангельский монастырь, в котором служит отец Александр Шенкевич.

Полдень. В Михайловском соборе допевают Херувимскую. По традиции Иерусалимской церкви, утреня была присоединена к литургии, поэтому служба закончится приблизительно в час дня. Ектеньи отец Александр произносит на греческом, церковно-славянском и иврите. Отче Наш — на арамейском. Завораживающе звучат древние иудейские звуки в храме восточного обряда. Окна храма обращены на море. Исповедует отец Александр перед причастием. На широком подоконнике лежит Евангелие и крест. Через открытые ставни в полумрак храма врывается морской бриз. Наконец, причастие. Девушка подходит к Чаше. Отец Александр с ней разговаривает. Слышно только его: «Ты сегодня первый раз причащаешься?… Поздравляю… Постепенно всему научишься… Читай Евангелие… Ну возьми на две недели, прочитаешь, вернешь, как раз опять причастишься».

В иерусалимском храме на литургии диакон проходит по храму с юлюдом для пожертвований. В руки жертвователей в знак благодарности принято капать освященный елей
После службы все, кто в храме, приглашаются на трапезу. Та девушка растерянно соглашается, она же первый раз на службе. Но уже за общим столом, среди гама восточных страстей (выясняют, должна ли Россия принести всенародное покаяние), с интересом слушает. «Ну, пожалуйста, вопросы», — начинает свою нехитрую катехизацию отец Александр. «Почему Ананию и Сапфиру Господь убил за мухляж с имением, это же их имение было?» «Можно ли есть креветок постом?». После чая девушка подходит к отцу Александру и спрашивает, можно ли читать Евангелие на иврите. «Даже нужно. Я всем рекомендую», — радуется вопросу отец Александр. Он не считает, что в мире остались настоящие духовные отцы. Для своей паствы он «священник, у которого постоянно исповедуются».
Откровение
Днем рождения Иерусалимской Церкви предание считает день Сошествия на апостолов Святого Духа в Иерусалиме.
«Я начал служить в Иерусалимском патриархате, потому что, во-первых, попасть в русскую миссию в Израиле было делом очень сложным с административной точки зрения, а во-вторых, я понял, что надо восходить в Израиль, как дитя своей матери, как еврей, — рассказывает отец Александр свою историю. — До этого я был очень активным членом православной Церкви в Запорожье, еженедельно причащался и ходил на катехизаторские курсы. Большим был энтузиастом. Затем все мои родственники уехали в Израиль, я остался со своей семьей один, но все продолжал твердить, что можно и в Запорожье прекрасно жить, работать и молиться Господу Иисусу Христу. А когда я в 1997 первый раз приехал в Израиль навестить родителей и поклониться Святым местам, со мной произошло событие, которое я описывать подробно не буду, скажу только, что это было некое откровение. Оно развернуло меня на 180 градусов. Я решил, что тут мое сердце. Никакой бы родственник меня не убедил. Уже много-много чего произошло с тех пор, я построил маленький храм, у нас есть свой приход, но то событие, которое мне было предсказано, еще не произошло».

Отец Александр Шенкевич убежден, что его место здесь, в Тель-Авиве. Номер его телефона прибит у дверей храма: для израильских репетриантов от всегда в хоне доступа
Маленький храм во имя святой Тавифы внутри Михаило-Архангельского монастыря выстроен на средства прихожан, благотворителей и собственные средства отца Александра.
«Большинство наших людей здесь, крещеные они или не крещеные, евреи или не евреи — это практически неверующие люди, которые не знают ни Торы, ни Евангелия, ни покаяния, ни причастия, ни молитв никаких, то есть просто живут без Бога. Все их ценности — это материальный мир и его удовольствия. Объяснить такое явление можно культурным провалом. Там, в Союзе, эти люди не успели в 90-е прилепиться к Православию, а здесь они не могут прилепиться к иудаизму, потому что это другая ментальность, другая система ценностей. Раненные люди, честно скажу, — делится отец Александр. — Здесь невозможно не верить в Бога, потому что без веры слишком тяжело. Святая земля глотает. Она предъявляет к человеку большие духовные требования. Здесь надо больше молиться, больше причащаться, больше читать Евангелие, чем в странах нашего исхода. В России есть огромные монастыри, где молятся монахи за безбожный, разрушивший все народ. Люди говорят «попы», а на попе в России все держится, его молитва защищает. То, что в России и Украине людям прощается, потому что Бог знает, какая катастрофа с нами произошла, здесь не прощается. Как это происходит? Было у человека все и все отнялось: бизнес, здоровье, семья. Я очень много хороню наших молодых людей: наркомания, аварии, огромное количество онкобольных, особенно среди женщин. Это происходит из-за отсутствия желания быть с Богом. Многие наши женщины, крещеные, принимают иудаизм или ислам и бросают Христа. Здесь чувствуется иудейский космос, который не сглажен Жертвою Христовой. На Святой Земле обнажена сама суть происходящего, и эту суть я называю системой, которая со мной как со священником борется. Мне совершенно не мешает государство и иудаизм. Здесь со мной по-настоящему борется дьявол и это страшнее всего».

Текст и фото: Ирина СЕЧИНА

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь Церковь Паломничество Поместные Церкви

Отец Игорь, настоятель храма св.апостола Петра и праведной Тавифы и father_ingwar в ЖЖ, любезно пригласил меня и k0ev в гости — поснимать службу, экстерьер храма, а также поужинать в церковной трапезной и запечатлеть собственноручно установленную о.Игорем и его сыном цветную подсветку церковного парка. На самом деле, приезжали мы несколько раз, но здесь я собрала в одном репортаже фотографии с двух визитов в это интереснейшее место на границе Тель-Авива и Яффо.
Отец Игорь приехал на Святую Землю со своей семьей из Нижнего Новгорода, и за короткое время успел объехать весь Израиль и сильно продвинуться в изучении иврита. Познакомились мы, как ни удивительно, когда-то на страницах этого журнала, а сегодня у меня на рабочем столе стоят два свежесорванных граната, подаренных о.Игорем к Рош ха-Шана.
Репортаж о жизни храма — читайте под катом.


Храм Петра и Тавифы находится в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме. Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI веков, а над гробницей устроена часовня.

Храм был построен на участке, приобретенном при участии архимандрита Антонина (Капустина) в 1868 году. Еще до строительства современного здания церкви на участке земли был построен приют для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффо, выкопан колодец, посажены плодовые и декоративные деревья.
Как правило, маршрут паломников лежал в Иерусалим через Лод и Абу-Гош в сопровождении охраны и представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 1882 года и

Императорского Православного Палестинского Общества. Здешний приют для паломников стал еще более значимым после открытия станции железной дороги в Яффо.


Церковь апостола Петра была спроектирована при участии архимандрита Антонина, который долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе, где имел возможность изучить греко-византийское зодчество, а колокольня храма, освященного во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы, является самой высокой точкой Яффо.


— Отец Игорь, чем я могу отблагодарить вас?
— Ну, можете огород вскопать.
Если у кого-то еще есть стереотип об образе православных священников, общение с о.Игорем может изменить его раз и навсегда. Он — он один из тех доброжелательных, интересных людей, с чувством юмора, сдобренным приличной порцией иронии, — знакомство с которым добавляет немаленькие кусочки пазла в общую картину мира 🙂
Среди прихожан церкви — жители многих городов Израиля, не только центра, но и Севера, и Юга. На воскресные службы сюда приезжают даже из Беер-Шевы. По словам о.Игоря, южнее Иерусалима нет ни одной православной церкви, так что по праздникам в особенности, здесь, в Яффо, собираются десятки людей.
Большинство постоянных посетителей — как приезжающие в Израиль жители России и других стран, так и постоянные жители Израиля. Здесь же проводят обряды Крещения, Венчания, в общем, община живет активной жизнью.


А это необычный прихожанин. К Русской православной церкви он отношения не имеет, однако периодически сюда, сами по себе, заходят и чернокожие молящиеся.

father_ingwar собственной персоной.

Двухъярусный белый иконостас был подарен ИППО (Императорское Православное Палестинское Общество). В местном ряду, слева от иконы Божьей Матери располагается главный, престольный образ — «Воскрешение Тавифы».

В 19:00 мы пошли на ужин в трапезную, но камер не брали, так что верьте на слово, что было вкусно.
…а потом наступила ночь. О.Игорь и его сын установили в церковном саду цветные фонари, и теперь эвкалипты, туи, гранаты, лимоны и другие деревни красиво подсвечиваются вечером.

Да, а еще на территории церкви живут 24 павлина!
П.С.: еще раз большое спасибо father_ingwar за приглашение и теплый прием!

Церковь св. Петра в Яффе (православная)

Храм святого апостола Петра и праведной Тавифы — православный храм в городе Яффа (южная часть Тель-Авива), на подворье Праведной Тавифы, находящегося в ведении Русской духовной миссии (Московский патриархат) в Иерусалиме.

Освящён в честь праздника Поклонения честным веригам апостола Петра (16 января по юлианскому календарю); северный придел — в честь праведной Тавифы (память 25 октября и 16 апреля по юлианскому календарю).

Рядом с церковью находится гробница праведной Тавифы, где она, согласно местному преданию, была похоронена. Захоронение украшено византийскими мозаиками V—VI в. Над гробницей устроена часовня.

Церковь апостола Петра и праведной ТавифыOri~, CC BY-SA 3.0

История

Храм был построен на участке, приобретённом при участии архимандрита Антонина (Капустина) в 1868 г.

Ещё до строительства церкви на купленной земле был построен странноприимный дом для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффа, выкопан колодец, посажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья.

Дом, построеный на купленном участке в Яффе, использовавшийся паломниками как место отдыханеизвестен, Public Domain

Как правило, маршрут таких паломников лежал в Иерусалим через селения Рамле, Лод и Абу-Гош в сопровождении охраны и представителей Русской духовной миссии в Иерусалиме, а с 1882 г. и Императорского православного палестинского общества (ИППО). Значимость пристанища для паломников еще более увеличилась после открытия Яффо-Иерусалимской железной дороги.

В строительстве храма, начатом 6 октября 1888 г. в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны, принимали участие итальянские мастера и местные жители, иконы писал художник и критик А. З. Ледаков.

16 (28) января 1894 г. церковь была освящена патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.

К концу XX в. храм, как и прочие здания подворья, обветшали. Активные восстановительные работы начались в 1995 г. и завершились к 2000 г. при игумене Пимене (Хараиме), бывшем ключарём подворья до конца 2010 г.

В ноябре 2008 г. сообщалось, что налоговое ведомство Израиля предъявило иск Русской духовной миссии за неуплату налогов на «неиспользуемую землю»; под арестом якобы оказался участок подворья в Яффе площадью 3,2 га.

Архитектура и убранство

Церковь апостола Петра была спроектирована при участии архимандрита Антонина, который долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе, где имел возможность изучить греко-византийское зодчество. Вероятно, именно поэтому в пропорциях храма ощутимо влияние византийской архитектуры.

Церковь имеет два алтаря: центральный в честь честных вериг апостола Петра, левый придел праведной Тавифы.

Роспись купола

Двухярусный белый иконостас был подарен ИППО. В местном ряду, слева от иконы Божьей Матери располагается главный, престольный образ — «Воскрешение Тавифы».

Роспись куполаOri~, CC BY-SA 3.0

Стенные росписи были осуществлены при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1905 г. По преданию, здесь работали мастера из Почаевской лавры.

На стенах храма, как и в верхнем ярусе, на хорах, представлены сцены из жизни апостола Петра.

На алтарных столпах, отделяющих жертвенник и диаконник от алтаря, изображены Петр и Павел. На остальных столпах, в верхней их части, на уровне хоров — другие десять из числа Двенадцати апостолов.

Святыни

При раскопках в саду архимандриту Антонину и иерусалимскому архитектору Конраду Шику удалось найти гробницу праведной Тавифы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V—VI в. Позже над гробницей была сооружена часовня.

Храм Тавифы в Яффо (Церковь Петра и Тавифы)

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы является подворьем Русской духовной миссии в израильской Яффе (Яффо). Он находится на месте, где была погребена праведная Тавифа (Доркас), творившая много добрых дел при жизни и известная своим трудолюбием: она шила рубашки и платья для бедных. Однажды Тавифа заболела и умерла. Перед погребением верующие призвали святого апостола Петра. Он помолился и оживил Тавифу. Благодаря совершенному Петром чуду многие жители Яффы обрели веру во Христа.

До наших дней рядом с храмом сохранилась пещера, где, по преданиям, была погребена праведная Тавифа. В нее можно спуститься и рассмотреть на полу византийскую мозаику. Над гробницей, где была захоронена праведная, возведена часовня. Пещера была найдена в результате раскопок, организованных начальником Русской духовной миссии.

При православном храме в Тель-Авиве-Яффе проводятся занятия для детей 5–15 лет в воскресной школе. Здесь работает также библиотека с художественными и духовными книгами. В саду подворья приятно прогуляться среди фруктовых деревьев и кипарисов, здесь можно встретить павлинов и попугаев.

Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо

Время проведения божественной литургии — 08:00 часов утра, по субботам, воскресеньям и в дни великих праздников. По пятницам, субботам и перед праздниками совершается вечернее богослужение — в 16:00 часов.

Время для исповеди — перед литургией, с 07:00 до 08:00 часов по субботам и воскресеньям. Благодарственные молебны проходят в 10:00 часов.

В понедельник подворье праведной Тавифы в Яффо закрыто для посещений. Время работы православного храма в южной части Тель-Авива в остальные дни:

Для посещения организованных групп паломников рекомендуется заранее уточнить время работы по телефону церкви Петра и Тавифы в Яффо.

Расписание служб храма Тавифы в Яффо на официальном сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме

Русская духовная миссия в Иерусалиме появилась в 1847 году. Ее возникновение было связано с тем, что российские паломники сталкивались с множеством трудностей на территории Святой земли. У них не было возможности молиться на русском языке, не было нормальных бытовых условий. На протяжении периода когда миссию возглавлял архимандрит Антонин (1865—1894 гг.), в ее собственность было приобретено много участков, где позднее возникли православные храмы, чтобы облегчить путешествие паломников.

В 1869 году Русская духовная миссия купила участок, где впоследствии была построена церковь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Сначала на этой земле был сооружен дом для приюта паломников православной веры, был посажен сад и вырыт колодец. Пристанище на этом участке было важным объектом, так как через него проходили паломники, приезжающие через порт в Яффо на Святую землю.

Работы по взведению церкви Петра и Тавифы в Яффо были начаты в 1888 году, это событие посетили великие князья — двое из детей императора Александра II. В работах по возведению участвовали мастера из Италии. Патриарх Иерусалимский Герасим освятил новую церковь в 1894 году.

В течение следующих 100 лет храм Тавифы в Яффо стал ветшать. Реставрационные работы были организованы в 1995–2000 годах. В паломнической гостинице на тот момент могли остановиться более 25 человек.

Архитектура

В проектировке православного храма в Яффо участвовал архимандрит Антонин. Так как он продолжительное время руководил церквями посольства в Афинах и Константинополе, считается, что именно благодаря ему, в храме узнаются особенности византийской архитектуры.

Внутри церкви — двухъярусный иконостас белого цвета, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом. Второй алтарь — левый придел в честь праведной Тавифы.

Иконы, украшающие храм праведной Тавифы в Яффо, написал художник А. Ледаков. В 1905 году на стенах были изображены сцены из жизни апостола Петра. При посещении храма стоит посмотреть на искусную роспись купола.

На столпах алтаря изображены апостолы Петр и Павел, сверху остальных столпов можно увидеть десять других апостолов.

Колокольня храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы, имеющая розоватый цвет, — самая высокая в Яффо, ее легко увидеть даже с моря. Колокольня имеет шатровый купол и состоит из 4 ярусов, на каждом — высокий арочный проем.

Высота колокольни — 37 метров. Гробница праведной Тавифы, © Русская духовная миссия в Иерусалиме

Как добраться до церкви Петра и Тавифы в Яффо

Те, кто путешествует на машине, могут оставить автомобиль на стоянке возле храма в честь святых апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.

Чтобы добраться до храма Тавифы в Яффо, можно воспользоваться услугами такси: в Тель-авиве работают Uber, Yango (Яндекс. Такси), Taxi Tauro, Emun Taxi.

Панорамный вид на колокольню церкви Петра и Тавифы в Яффо:

Видео о подворье праведной Тавифы в Яффо: