Православная церковь в Японии

Содержание

Японская православная церковь

Японская православная церковь

яп. 日本ハリストス正教会


Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио

Общие сведения

Основатели

Николай Японский

Основание

2 (14) июля 1861
(прибытие Святителя Николая в Японию)

Церковь-мать

Московский патриархат

Автономия

Руководство

Предстоятель

митрополит Даниил (Нусиро)

Центр

Суругадай, Тиёда, Токио

Кафедральный собор

Воскресенский собор

Резиденция предстоятеля

Никольский монастырь, Суругадай, Тиёда, Токио

Территории

Юрисдикция (территория)

Япония

Богослужение

Обряд

византийский

Богослужебный язык

японский (церковный бунго)

Календарь

юлианский

Статистика

Епископов

Епархий

Учебных заведений

1 (Токийская духовная семинария)

Монастырей

1 (Токийский Никольский монастырь)

Приходов

около 150

Верующих

30 000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Япо́нская правосла́вная це́рковь (яп. 日本ハリストス正教会 Нихон Харисутосу Сэйкё:кай, Японская православная церковь Христова) — автономная православная церковь Японии, входящая в состав Московского патриархата. Насчитывает около 30 тысяч человек (0,024 % от общего населения). Каноническая территория — Япония.

История

Собор японского духовенства 1882 год

Период Мэйдзи (1870—1912)

См. также: Мэйдзи

В 1870 году русский архимандрит (затем архиепископ) Николай (Касаткин) (1836—1912), который прибыл в Хакодате в 1861 году для служения в русском посольском храме, возглавил тогда же учреждённую по его инициативе Русскую духовную миссию в Японии. Николай (Касаткин) перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор (1891). К 1874 году уже насчитывалось православных: в Хакодате до 300, в Токио — 85 человек; в других местах было обращено и подготовлено к крещению несколько сот японцев.

В 1879 году в Токио в помещениях, примыкающих к кафедральному собору, была открыта Токийская православная духовная семинария, которая действует до сего дня.

Церковный собор в июле 1879 года, состоявший из 112 делегатов-японцев, постановил ходатайствовать перед Святейшим синодом о рукоположении начальника миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Рижской епархии (28 марта 1906 года указом Святейшего синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа с титулом «Японский»).

8 марта 1891 года был освящён кафедральный Воскресенский собор в Токио, называемый японцами Никорай-до (ニコライ堂).

В 1906 году было основано Киотоское викариатство Токийской епархии (Японской миссии), во главе которого был поставлен епископ Андроник (Никольский), а в марте 1908 года — Сергий (Тихомиров). Последний возглавил миссию по смерти Николая (Касаткина) в феврале 1912 года (с 19 мая 1912 года епископ Токийский и Японский).

В 1880 года Японская православная церковь насчитывала 5377 членов, шестерых японских священников, 78 японцев-катехизаторов. Для подготовки преподавателей и священнослужителей была учреждена духовная семинария в Токио и шесть духовных училищ. Имелись две школы для обучения девочек. В начале 1903 года в Японии было уже 28 230 православных.

В 1912 году (последний год служения архиепископа Николая) в Японии насчитывалось уже 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и восемь церквей стационарных, в клире состояли 40 священнослужителей-японцев.

Период Тайсё и довоенный период Сёва (1912—1945)

См. также: Тайсё и Сёва

После революции 1917 года Православная церковь в Японии стала фактически самоуправляемой. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу.

Великое землетрясение Канто 1923 года разрушило многие здания, библиотеки и сильно повредило Токийский Воскресенский собор. Повторное освящение собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.

Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 года отец Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской зарубежной церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу, но на внеочередном Церковном соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.

Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован по подозрению в шпионаже, был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье было подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года он скончался в маленькой квартире на окраине Токио.

Послевоенный период Сёва (1945—1989)

5—6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Церковный собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской патриархией было уже сделано Японской консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята Московским патриархом Алексием I, под влиянием оккупационных властей Собор принял постановление, в котором среди прочего говорилось: «Японская Православная Церковь для восстановления церковной деятельности, возобновления проповеди, образования священнослужителей полагается на руководство и помощь Американской Православной Церкви при посредничестве главного штаба Союзных держав». В декабре 1946 года Американские оккупационные власти не дозволили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской патриархией. В свою очередь, из США в январе 1947 года в Токио прибыл епископ Вениамин (Басалыга), иерарх Американской митрополии, тогда де-факто независимой (в схизме с Московским патриархатом). Согласно некоторым источникам, ключевую роль в противодействии восстановлению контроля Московского патриархата над Японской церковью сыграл полковник Армии США Борис Паш, сын главы Американской митрополии митрополита Феофила (Пашковского), бывший в то время начальником отдела по связям с иностранцами в штабе главнокомандующего союзными оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура.

При поддержке оккупационных властей епископ Вениамин (Басалыга) стал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году перешла в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Меньшая часть японской паствы во главе с Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и продолжала своё существование как Японское благочиние Московского патриархата, используя для богослужений помещение близ собора Николай-до в Пушкинской школе, где учились дети русских эмигрантов. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположён во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской миссии.

В 1949 году церковная жизнь в Николай-до оживилась, что среди прочего было связано с прибытием из Китая значительного количества русских беженцев от коммунистического режима в Китае. В декабре 1950 года по благословению епископа Вениамина был создан Тройственный комитет, в который вошли японцы, русские и греки; целью комитета был сбор средств на ремонт собора, на приобретение церковной утвари. Кроме того, в Америке был образован комитет помощи Японской церкви.

В 1969 году, по итогам длительных переговоров между Американской митрополией и Московской патриархией, было достигнуто полное примирение между ними, и в марте следующего года заключено соглашение, предусматривавшее учреждении автономной Японской церкви в юрисдикции Московской патриархии.

Автономная церковь (после 1970 года)

В 1970 году последний глава Японской епархии Американской митрополии Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской церкви, и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской церкви, возведение владыки Владимира в сан «Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии» и канонизация Николая Японского в лике святых равноапостольных. Большинство поместных церквей во главе с Константинопольским патриархатом не признали новой автономии.

В марте 1972 года митрополит Владимир отбыл в США, и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. В связи с его столетием Японская церковь и правительство решили обновить его полностью; реставрация завершилась в 1998 году.

Период Хэйсэй (после 1989 года)

См. также: Хэйсэй

В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Никорай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый мужской монастырь. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов).

В результате землетрясения силой 9 баллов, произошедшего 11 марта 2011 года в Тихом океане у северо-восточного побережья острова Хонсю, пострадали некоторые храмы.

В ночь с 23 на 24 ноября 2018 года, в день памяти преподобного Феодора Студита, в православном мужском монастыре в честь святого равноапостольного Николая Японского, расположенном в японском городе Адзиро, состоялась первая литургия.

Предстоятели

  • 1880—1912 — Николай (Касаткин) (В 1870-1880 — архимандрит, начальник Миссии)
  • 1912—1940 — Сергий (Тихомиров)
  • 1940—1941 — Арсений Ивасава в/у, мирянин
  • 1941—1946 — Николай (Оно)
  • 1946—1947 — Самуил Удзава в/у, протоиерей
В юрисдикции Московской Патриархии

  • 1947—1954 — Николай (Оно)
  • 1954—1966 — Антоний Такай, протопресвитер
  • 1966—1967 — Николай (Саяма), архимандрит
  • 1967 — Ювеналий (Поярков), епископ Зарайский
  • 1967—1970 — Николай (Саяма)
В юрисдикции «Американской митрополии» (Токийская епархия)

  • 1947—1952 — Вениамин (Басалыга)
  • 1952—1962 — Ириней (Бекиш)
  • 1962—1964 — Никон (де Греве)
  • 1962 — Амвросий (Мережко) в/у
  • 1964—1970 — Владимир (Нагосский)
  • 1970—1972 — Владимир (Нагосский)
  • 1972—1999 — Феодосий (Нагасима)
  • 2000 — Петр (Арихара) (избранный, отказался по болезни)
  • с 2000 — Даниил (Нусиро)

Современное состояние

Покровская церковь в Сидзуоке

В Японской православной церкви действуют три епархии:

  • Сендайская и Восточно-Японская епархия (кафедра в Сэндай);
  • Киотоская и Западно-Японская епархия (кафедра в Киото);
  • Токийская епархия (кафедра в Токио).

С 2000 года предстоятель церкви — митрополит Даниил (Нусиро), митрополит Токийский и всей Японии.

Резиденция и кафедральный храм — собор Воскресения Христова в Токио (при котором действует единственная в стране Токийская духовная семинария). Собор широко известен как Николай-до (в честь основателя ЯПЦ архиепископа Николая (Касаткина)).

На конец 2014 года, согласно сведениям, представленным в Министерство культуры Японии, Японская церковь имела 67 прихода (общины), 37 священнослужителей, 9619 последователей (зарегистрированных членов)

Регулярно издаётся журнал «Сэйкё Дзихо» (正教時報 «Православный вестник») на японском языке. Действует православное сестричество и общество православной молодёжи. В 2018 году в местечке Адзиро было начато строительство первого мужского монастыря в честь святого Николая Японского.

Представительство Московского патриархата

С 1970 года в Токио действует представительство Московского патриархата с храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского, домовой церковью при резиденции представителя и женским монастырём Святой Софии в префектуре Тиба, в котором проживают две монахини из Владивостока.

> См. также

  • Список русских православных храмов в Японии
  • Христианство в Японии
  • Протестантизм в Японии

Примечания

  1. Бесстремянная Г. Е. Православный перевод священного писания на японский язык. Православие.ru (12 апреля 2006). Дата обращения 8 апреля 2014.
  2. Несмотря на то, что церковь придерживаются юлианского календаря, по которому Рождество выпадает на 7 января, по благословению руководства ЯПЦ, Рождество в Японии отмечается вместе со всей остальной страной — 25 декабря.
  3. Япония. «Первая реакция — это желание помолиться…» / В мире / ЖМПиЦВ
  4. World Council of Churches // Orthodox Church in Japan
  5. Японская миссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Церковный вестник. — 1882. — № 24.
  7. Курбатов О. А. Основание русской православной духовной миссии в Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 6-2 (56). — С. 105
  8. Иерархия церквей | Японская православная церковь
  9. Проповедь христианства в Японии (недоступная ссылка). Дата обращения 29 ноября 2010. Архивировано 30 января 2010 года.
  10. 1 2 3 4 Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви. // Журнал Московской Патриархии. — 2000. — № 6.
  11. «За веру и бомбу»: удивительная жизнь полковника Бориса Пашковского-Пэша. Новое литературное обозрение. Дата обращения 6 июля 2019.
  12. Суханова Н. А. История Японской православной церкви в XX веке: путь к автономии. — СПб.: Алетейя, 2013. — С. 149—157.
  13. Pash B. T. Checkmate! How the Soviets Tried to Take Over the Japanese Orthodox Church, Using «Diplomatic Channels» // The American Legion Magazine. — 1958. — Vol. 64. — № 4. — P. 14.
  14. Agreement on the Autocephaly for the Orthodox Church in America. Официальный сайт ПЦА.
  15. Японская Автономная Православная Церковь
  16. Японская православная церковь. Древо.
  17. О православном монашестве в Японии (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2008. Архивировано 27 сентября 2006 года.
  18. Сообщение о положении в Восточно-японской епархии
  19. Разрушен православный храм в Ямада-Хо (Япония)
  20. Первая Литургия совершена в Никольском монастыре в Японии. 26 ноября 2018.
  21. 宗教統計調査結果 ― 平成 26 年 12 月 31 日現在 ― / 文化庁 文化部 宗務課: See pp. 80 and 81.

Литература

Анатолий (Тихай), иеромонах. Церковь Воскресения Христова при русском консульстве в Хакодате (в Японии) // Миссионер. – Москва. – 1874. – № 31

Андроник (Никольский), архимандрит. Миссионерский год в Японии. – Уфа, 1904.

Андроник (Никольский), архимандрит. Миссионерский путь в Японию / архимандрит Андроник (Никольский). – Казань: Изд. ред. журн. «Православный собеседник», 1899. – 132 с.

Баяндин В.И. Русская духовная миссия в Японии в годы Русско-японской войны // Православие и Россия: Прошлое, настоящее и будущее. – Томск, 1998. – С. 114-116

Бесстремянная Г.Е. Православное слово в Японии: Сице убо молитеся вы // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. – 2006. – № 1. – С. 152-237

Бесстремянная Г.Е. Православный перевод Священного Писания на японский язык // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. – 2005. – № 2 (31). – С. 121-142

Бесстремянная Г.Е. Современная жизнь Японской Православной Церкви // XV ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университете: Материалы. Т.2. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. – С. 47-54

Бесстремянная Г.Е. Христианство и Библия в Японии. – Ч. 1. Исторический очерк и лингвистический анализ. – М.: ОВЦС Московского Патриархата, 2006. – 320 с.

Бесстремянная Г.Е. Христианство и переводы Библии в Японии // Альфа и Омега. – 2006. – № 2.

Бесстремянная Г.Е. Христианство и христианские переводы в Японии // XVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы . Т. 2. – М.: ПСТГУ, 2006. – С. 29-32

Бесстремянная Г.Е. Японская Православная Церковь. История и современность. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 318 с.

Боголюбов А.М. Культура Японии периода Мэйдзи и деятельность Русской Православной Миссии // Тезисы докладов научной конференции: Новые атрибуции, открытия, находки. – СПб, 1994. – С.

Боголюбов А.М. Православная церковь в послевоенной Японии // Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 2001. – Вып. 3. – С. 211-214

Боголюбов А.М. Пресса России о Русской духовной Миссии в Японии (период Мэйдзи, 1867-1912 гг.) // Из истории религиозных, культурных и политических взаимоотношений России и Японии в XIX-XX веках. Сборник научных статей. – СПб.: Фонд по изучению истории Православной Церкви, 1998. – С. 69-82

Булгаков П., протоиерей. Христианство и Япония. Письма из Японии (1914-1917). – Беркли, 1929. – 348 с.

В гостях в Автономной Православной Церкви в Японии // Журнал Московской Патриархии. – 1970. – № 2. – С. 11

Гавриков А.А. Отражение деятельности Русской духовной миссии Японии на страницах отечественной прессы второй половины XIX – начала XX вв.: по материалам современных научных исследований // Пятые востоковедные чтения: сб. науч. тр. / под ред. Ю.В. Кузьмина, И.Е. Козырской. – Иркутск, 2010. – С. 28-32

Гавриков А.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. и православная церковь // Четвертые востоковедные чтения Байкальского государственного университета экономики и права: Материалы международной научной конференции, г. Иркутск, март 2005 г. – Иркутск, 2005. – С. 23-27

Гавриков А.А. Хакодатэ – колыбель православия в Японии // Макарьевские чтения: материалы международной научно-практической конференции (17-19 сентября 2018 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. – С. 55-61

Гонения на христиан в Японии // Всемирная иллюстрация. – СПб. – 1872. – № 166. – С. 155

Недачин С. В. Православная церковь в Японии (Отдельные оттиски из журнала «Миссионерское обозрение» №№ 7-12 за 1910 г.) – СПб.: «Колокол», 1911. – 59 с.

Нестор (Анисимов), митрополит. Христианство в Японии // Нестор (Анисимов), митрополит. Очерки Дальнего Востока. – М.: Изд-во Крутицкого подворья; Дальневосточный центр Московской Духовной академии, 2006. – С. 40-63

Нестор (Анисимов), митрополит. Япония // Нестор (Анисимов), митрополит. Очерки Дальнего Востока. – М.: Изд-во Крутицкого подворья; Дальневосточный центр Московской Духовной академии, 2006. – С. 9-39

Николай (Касаткин), епископ. Освящение храма в Киото в Японии // Прибавление к Церковным Ведомостям. – 1903. – № 29. – С. 1105-1111

Николай (Касаткин), иеромонах. Япония с точки зрения христианской миссии // Русский вестник. – 1869. – № 9. – С. 219-264

Саблина Э.Б. 150 лет православия в Японии: История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай. – М.; СПб.: АИРО XXI; Дмитрий Буланин, 2006. – 528 с.

Саблина Э.Б. Пути-дороги паломницы из России // Знакомьтесь – Япония. – 1999. – № 26. – С. 78-89

Сеодзи С. О православной Миссии и Церкви Японии // Прибавление к церковным ведомостям. – 1891. – № 13. – С. 403-410

Сергий (Страгородский), архиепископ. Христианская проповедь в Китае и Японии // Русский вестник. – 1892. – декабрь. С. 7-31; 1893. – февраль. – С. 11-32

Суханова Н. Японская Православная Церковь в 1917—1948 гг.: от Московской Патриархии к Американской митрополии // Япония : ежегодник. — № 35. — 2006.

Фролов Л.Г. Православная Церковь Японии после 1917 года // Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции (21 – 23 ноября 2009 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. – С. 333-335

Японская миссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Сайт Японской православной церкви (яп.)
  • Подбор статей о православии в Японии на сайте «Мир православия»
  • «Ложечка соли»: Японская Православная Церковь в 1912—1945 годах (недоступная ссылка)
  • Необыкновенное путешествие: Православная Япония
  • Литургия в стране восходящего солнца
  • В Японии отмечается 150-летие со дня прибытия в страну равноапостольного Николая Японского
  • Церковь начинает сбор средств на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии
  • Православие в Японии. Сто лет спустя

Страны Азии: Православие

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

  • Латвийская
  • Молдовы3
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)3
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Исторические
автокефальные
  • Картлийская (V—1811)
  • Охридская (1019—1767)
  • Печская (1219—1463; 1557—1766)
  • Тырновская (1235—1393)
  • Абхазская (XV—1814)
  • Карловацкая (1766—1920)
  • Черногорская (1766—1920)
  • Германштадтская (1864—1919)
  • Белградская (1879—1920)
  • Буковинская (1874—1919)
Автономные
  • Китайская3 (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская (Константинопольская)
  • Японская3 (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: 1) Автокефалия ПЦА признана 5 из 14 общепризнанных автокефальных церквей, остальные считают её частью РПЦ. 2) Автокефалия ПЦУ и рукоположения епископов УАПЦ и УПЦ КП, вошедших в неё, признаны 3 из 14 общепризнанных автокефальных церквей. 3) Существование структуры на заявленной территории признано не всеми поместными церквами.

ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Токийский Воскресенский Собор («Николай-до»)

Японская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Московского Патриархата

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Япония
  • Богослужебный язык: основной японский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Воскресенский в г. Токио (при нём и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Даниил, Высокопреосвященнейший Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии
  • Состав: 2 архиерея; 3 епархии; 34 священнослужителя (2017) ; 65 общин (2017) ; 1 монастырь; 1 высшая духовная школа; 9.5 тыс. членов (2017)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Епархии и общины Японской Православной Церкви по состоянию на 2006 г. Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь, Троице-Сергиева Лавра, 2006, 37.

Японская Православная Церковь ведет свое начало с трудов равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского, прибывшего в Японию молодым иеромонахом в 1861 году и проведшего более 50-ти лет в апостольском служении основанной им миссии. Ко времени его преставления 3 февраля 1912 года необходимые богослужебные тексты, весь Новый и часть Ветхого Завета были переведены на японский язык, были основаны православные семинарии и школы, построены многие церкви, посвящены десятки японских священников и более 30 тыс. японцев приняли Православие. Тяжелыми потрясениями для молодой миссии оказались Октябрьская революция 1917 года, Великое Кантоское землетрясение 1923 года, Вторая Мировая Война и Холодная Война, в результате которых православная община Японии подверглась бедствиям, давлению со стороны государства и нестроениям, но статус Японской Церкви был вновь урегулирован когда она получила автономию от Русской Матери-Церкви 10 апреля 1970 года. С того времени состоит из трех епархий — Токийской, Сендайскойи Киотоской.

Исторический очерк

Христианство в Японии до 1861 г.

По неподтвержденной теории Христианство впервые принесено в Японию еще в VI-VII веках несторианами из Китая. Однако с уверенностью о христианстве в Японии можно говорить лишь после 1549 года, когда иезуитский миссионер Франциск Ксаверий положил начало католической миссии в Японии. Вначале римо-католицизм распространялся быстро, число верующих достигло 300 тыс. к концу XVI века, но из-за опасений японских властей и политических связей вера была запрещена и португальцы с испанцами были изгнаны из страны в начале XVII века. Тысячи христиан были подвержены жутким пыткам и казнены, другие либо отреклись от веры, либо ушли в подполье. Традиция подпольного христианства, сильно видоизменившись в условиях преследования, пережила эпоху гонений в форме «какурэ кириситан» — «тайных христиан».

Строгий запрет на христианство оставался в силе до 1873 года, когда Япония, вступившая после Реставрации Мэйдзи (1868) на путь модернизации и активного заимствования западной культуры, отменила антихристианские эдикты. К этому времени дипломаты и миссионеры из Европы и Америки уже получили право резиденции и положили начало возрождению проповеди христианства.

Хотя японцы впервые столкнулись с православием в лице православных курильских айнов, крещеных русскими миссионерами, непосредственной предпосылкой к созданию Русской духовной миссии в Японии явилось открытие Русского консульства в Японии в 1858 году и назначение И. А. Гошкевича первым консулом в Хакодатэ. Он стал ктитором первого православного храма Японии — консульской Воскресенской церкви. Вслед за консулом прибыл для окормления консульского персонала протоиерей Василий Махов. По причине болезни он был вынужден вернуться на родину в 1860 году и на его место был вызван новый клирик которым стал будущий просвететель Японии равноапостольный Николай (Касаткин).

Православная Миссия при святителе Николае. 1861-1912 гг.

Вызов в Японию застиг Ивана Дмитриевича Касаткина студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии. Юноша загорелся желанием служить Богу в Японии, получил благословение, принял постриг под именем Николай и 2 июля 1861 года прибыл в Хакодатэ молодым иеромонахом.

В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на христианство, молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.

Первым японцем обращенным в православие иеромонахом Николаем стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями и в апреле 1868 года. Плоды миссии и начало радикального преобразования Японии побудили иеромонаха Николая испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии духовную миссию. В 1870 году император Александр II утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской Миссии под началом Николая, а в 1872 году миссийская штаб-квартира открылась в столице Японии, Токио.

С отменой антихристианского законодательства начался бурный рост миссии, которому способствовал как и социальный климат Японии тех лет так и беспримерное усердие и мудрость руководителя миссии. Так, уже в 1874 году были рукоположены первые священнослужители из японцев, при Миссии в Токио и Хакодатэ действовало 6 училищ, состоялся первый собор Японской Православной Церкви определивший методику проповеди на национальном уровне. В 1875 году открылась семилетняя Токийская духовная семинария, а с 1877 года начал издаваться первый японский православный журнал. При этом численность христиан в 1878 году достигла 4115.

В 1880 году в России состоялась епископская хиротония святителя Николая который во время своего недолгого пребывания на родине собрал немало пожертвований на величественный Токийский Воскресенский собор, который был освящён в 1891 году, тотчас сделавшись одной из главных достопримечательностей Токио и символом Православия в Японии.

С началом Русско-Японской Войны 1904-1905 годов Миссия оказалась в крайне сложном положении, многие православные японцы подвергались гонениям как якобы русские шпионы. Владыка Николай, пренебрегая опасностью, принял решение остаться, сумев не нарушить долг русского патриота и в то же время не поставить под удар православных японцев, которых он благословил на служение своей родине. Православные японцы во главе со своим пастырем доказали как свою верность отечеству, так и христианское отношение к противнику, ярким примером чему послужила забота о русских военнопленных в Японии.

Огромное значение для утверждения Православия в Японии сыграли неустанные переводческие труды святителя Николая и его японского помощника, Павла Накай. Переводы не только создали основу самобытного японского православного словаря, но и обеспечили молодую Церковь всеми необходимыми текстами для совершения годового цикла богослужений по-японски.

Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года. Итогом деятельности святителя стали: 1 собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек, не считая 8170 человек усопших ранее.

Бури ХХ века. 1912-1970 гг.

Приемником святителя Николая стал епископ Сергий (Тихомиров), приехавший в Японию в 1908 году. Владыка Сергий быстро овладел языком и достойно нес крест архипастырского служения. Плодами первых годов его деятельности стали утверждение административной организации Миссии, расширение её издательской деятельности. Однако, великая смута разразившаяся в России в 1917 году подвергла молодую Японскую Церковь тяжелейшему испытанию как в материальном так и в духовном плане. Лишившись финансовой поддержки России, потеряв пример Православной державы, недоумевая о будущем Русской Церкви, японская паства вынужденно предприняла первые шаги к независимости. Японские приходы перешли на самофинансирование что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу, а в 1919 году на Соборе Японской Церкви была утверждена её Конституция, призванная оформить создавшееся положение православных в Японии.

Великое Кантоское землетрясение 1923 года нанесло ещё один удар молодой Церкви лишив её миссийских зданий, библиотеки и сильно повредив Токийский Воскресенский собор. На чрезвычайном Соборе Церкви владыка Сергий и делегаты, чувствуя что само существование Православия в Японии находится в опасности, решились восстанавливать собор и Токийскую штаб-квартиру своими силами. Владыка Сергий проявил неутомимую энергию объездив всю Японию и ближнее зарубежье и японские верующие вдохновились делом восстановления собора. Повторное освящение собора 15 декабря 1929 года послужило праздником Православия и доказало жизнеспособность Японской Церкви.

В эту эпоху японского империализма Японская Церковь приняла на себя заботу о православных верующих в землях вошедших в Японскую Империю — в её ведении находилась паства Южного Сахалина, Кореи, Тайваня, некоторые приходы в Китае. В годы после землетрясения церковная жизнь в Японии начала возрождаться, строились новые храмы, вновь издавались книги. Владыка Сергий был одним из немногих зарубежных русских иерархов признавших заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при этом стремился удержать Церковь от какого-либо вмешательства в непростую политику тех лет.

Однако, нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению противо-Московских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к повышению давления со стороны японского государства. По указке специальной полиции иностранцы вытеснялись с постов глав всех христианских деноминаций в Японии и 4 сентября 1940 года владыка Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.

В эти дни митрополит Анастасий (Грибановский), глава Русской Православной Церкви Зарубежом, направил письмо Арсению Ивасава, в котором он утверждал невозможность существования Церкви без епископа и предлагал избрать японца для хиротонии дальневосточными архиереями Зарубежной Церкви. Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. 4 апреля 1941 года отец Иоанн и его матушка приняли постриг в Харбине, а 6 апреля того же года состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Епископ Николай стал первым православным епископом-японцем.

Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу, но на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем. Военное время принесло много лишений японской пастве – её храмы горели во время американских бомбежек, многие её священнослужители и миряне умерли в военных действиях и от недоедания. Некоторые были подвергнуты заключению по подозрению в шпионаже — такая судьба постигла и владыку Сергия. После сорокодневного ареста, подорвавшего его здоровье, владыка скончался в лишениях и одиночестве 10 августа 1945.

Конец Второй Мировой Войны вновь вскрыл рану разделения японской паствы. 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией, а в начале 1947 года в Японию прибыл епископ Вениамин (Басалыга) из Америки. Не без поддержки властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году вышла из подчинения «Американской митрополии» и перешла под омофор Константинопольского Патриарха.

При этом небольшое меньшинство японской паствы во главе с владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и осталось верным Московской Патриархии. При поддержке из СССР эта группа продолжала свое существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского.

В то же время почти все православные приходы Японии составили Японскую епархию «Американской митрополии» находящейся вне общения с Московским Патриархатом. Управляясь владыками присылаемыми из Америки она постепенно восстанавливалась после военного разрушения. Духовенство пополнилось японцами получившими образование в Нью-Йоркской Свято-Владимирской семинарии и во вновь открытой Православной семинарии в Токио. Хотя рост паствы и не мог сравниться с расцветом первых десятилетий Православия в Японии, приходы восстановились и сохранили преемственность с предвоенной Церковью.

По мере примирения «Американской митрополии» с Русской Церковью появились предзнаменования излечения японского раскола. В 1969 году, в ряде встреч и Соборов, было достигнуто полное примирение между «Американской митрополией» и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии, которая бы вновь объединила всех православных японцев. В 1970 году последний глава Японской епархии «Американской митрополии» Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии, и канонизация Николая Японского – первого святого новой Церкви. Епископ Николай (Саяма) был освобожден от должности предстоятеля распущенной Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья Московского Патриархата. Объединение православных в Японии и их примирение с Церковью-Матерью было достигнуто, но большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии.

Японская Автономная Православная Церковь. С 1970 г.

Новый этап в жизни Православия в Японии ознаменовался приходом японских иерархов на кафедру предстоятеля. После менее чем двух лет митрополит Владимир уехал на покой в Америку и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран японский архиерей Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. Ввиду исполнения столетия со дня его возведения Японская Церковь и правительство решили обновить его полностью и, через более чем шесть лет, реставрация завершилась в 1998 году. Свершив это третье обновление собора – символа Православия в Японии, – 7 мая 1999 года митрополит Феодосий отошел ко Господу.

На смену ему были избраны три кандидата в архиереи и рукоположены в России. Наследником владыки Феодосия на Токийской кафедре был назначен епископ Петр (Арихара), но из-за его скоропостижной болезни и смерти предстоятелем Японской Церкви с 14 мая 2000 года стал митрополит Даниил (Нусиро) возглавляющий её и по сей день.

Ныне Японская Автономная Православная Церковь существует в непростом мире постиндустриальной Японии с ее многоконфессиональными традициями, атеистическим климатом, агрессивностью неорелигиозных сект, нарастающим демографическим кризисом. По-прежнему не решены вопросы монастырской жизни, национальной школы иконописи и стандартного славяно-японского словаря. Несмотря на встречу японского предстоятеля с Константинопольским Патриархом Варфоломеем во время визита последнего в Японию в апреле 1995 года, Константинопольский Патриархат и ряд Поместных Церквей остаются в состоянии непризнания японской автономии. Но начало, положенное святителем Николаем, позволяет разделять его веру в великое будущее Православия в Стране Восходящего Солнца.

Предстоятели

Русская духовная миссия в Японии (с 1906 года – епархия)

  • Свт. Николай (Касаткин) (1861/1870 — 3 февраля 1912)
  • Сергий (Тихомиров) (19 мая 1912 — 4 сентября 1940)
    • Арсений Ивасава (4 сентября 1940 — 18 июня 1941) в/у, мирянин
  • Николай (Оно) (18 июня 1941 — 5-6 апреля 1946)
    • Самуил Удзава (5-6 апреля 1946 — 1947) в/у, прот.

В юрисдикции Московской Париархии (с 1957 года — Японское благочиние Русской Православной Церкви, с 1967 года – Русская Духовная Миссия в Японии)

  • Николай (Оно) (1947 — 24 апреля 1954)
  • Антоний Такай (24 апреля 1954 — 3 января 1966) протопр.
  • Николай (Саяма) (8 сентября 1966 — 16 сентября 1967) архим.
  • Ювеналий (Поярков) (16 сентября — 7 октября 1967) еп. Зарайский
  • Николай (Саяма) (10 декабря 1967 — 10 апреля 1970) еп. Токийский

В юрисдикции «Американской митрополии» (Токийская епархия)

  • Вениамин (Басалыга) (1947 — 1953)
  • Ириней (Бекиш) (7 июня 1953 — 14 июня 1960, 9 октября 1962 — 11 апреля 1964)
  • Никон (де Греве) (1960 — 1962)
    • Амвросий (Мережко) (июнь-ноябрь 1962) в/у, еп. Ситкинский
  • Владимир (Нагосский) (11 апреля 1964 — 10 апреля 1970)

Японская Автономная Православная Церковь

  • Владимир (Нагосский) (10 апреля 1970 — март 1972)
  • Феодосий (Нагасима) ((19 марта) 22 марта 1972 — 7 мая 1999)
    • Алексий (Ридигер) (8 мая 1999 — 7 марта 2000) в/у, патриарх Московский и всея Руси
    • Петр (Арихара) (7 марта — 24 апреля 2000) избранный митр. всея Японии, еп. Иокогамский
  • Даниил (Нусиро) (с (6 мая) 14 мая 2000)

Японские свтт. Николай и Андроник с Киотским храмом в руках. Фрагмент иконы в Киотском епархиальном центре, Фото 20 июня 2015 г.

Святые и святыни

Просветитель Японии, первый архиепископ Токийский, равноапостольный Николай (Касаткин) (+ 1912) и первый епископ Киотоский, священномученик Андроник (Никольский) (+ 1918) стали первыми канонизированными святыми, чьё служение тесно связано с Японией. Ныне в Японской Церкви их имена повсеместно поминаются на отпустах, везде имеются их иконы, а во многих храмах также чтутся малые частицы мощей святителя Николая.

Символом Православия в Японии может считаться Токийский Воскресенский собор (т.н. Никорай-до — «Храм Николая»), ставший достопримечательностью японской столицы со времени своего возведения. Также особое значение имеют Хакодатский Воскресенский храм — первая православная церковь в Японии, и Тоёхасский Матфеевский храм — архитектурно наиболее совершенный деревянный православный храм страны. Эти три храма официально признаны «важным культурным достоянием» Японии и находятся под государственной охраной.

Среди икон, сберегаемых в Японии, наибольшее внимание обращено к образам руки Ирины Ямасита — первой японской иконописицы.

Статистика

  • июль 2006 — 9921 постоянный прихожанин, за предыдущий год было совершено 166 крещений
  • 7-8 июля 2007 — 3 епархии; 10006 постоянных прихожан, за предыдущий год было совершено 190 крещений; 2 архиерея, 23 священника, 12 диаконов; 1 монашеская община
  • 2012 — 67 общин
  • 8-9 июля 2017 — 3 епархии; 9516 постоянных прихожан; 65 общин; 2 архиерея, 28 священников, 6 диаконов

Литература

По-русски:

  • Тыщук А. Р., прот., «Японская Автономная Православная Церковь (Краткая историческая справка)», ЖМП, 1970, № 11, с. 42-47; № 12, с. 43-51.
  • Чех Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург, 2001.
  • Суханова Н. А., Цветущая ветка сакуры. История Православной Церкви в Японии, Москва, 2003.
  • Бесстремянная Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.
  • Саблина Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2006.

По-японски:

  • 長縄光男、『ニコライ堂の人々』東京:現代企画室(Наганава Мицуо, Никорай-доо но хитобито (Люди Никорай-доо), Токио: Гэндай Кикаку-сицу)、1989。
  • 長縄光男、「日本の府主教セルギイ・チホミロフ小伝」『ロシア 聖とカオス』、東京:彩流社(Наганава Мицуо, «Нихон но фусюкёо Серугии Чихомирофу сёдэн», Росиа — Сей то Каосу («Краткое житие Митрополита Японского Сергия Тихомирова», Россия — святость и хаос), Токио: Сайрюу-ся)、1995。
  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『日本正教会史』東京:日本ハリストス正教会教団・府主教庁(Усимару Прокл Ясуо, прот., Нихон Сэйкёокай-си (История Японской Православной Церкви), Токио: Митрополия Японской Христовой Православной Церкви)、1978。

По-английски:

  • Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission (Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003.

Использованные материалы

  • Официальный сайт Японской Православной Автономной Церкви:
  • Сайт Подворья Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии:
  • Сайт о Японской Церкви в портале Православие.ru:
  • Статья об истории Японской Церкви в портале Православие на Дальнем Востоке:
  • Статья в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона:
    • – о состоянии миссии до 1906 г.
  • Страница с сайта Католической Ближневосточной Гуманитарной Организации (CNEWA):

Священников 28, диаконов 6. Число по данным Токийского Собора 2017 года.

Число общин по данным Токийского Собора 2017 года.

Число деятельных прихожан по данным Токийского Собора 2017 года.

Датировка по Губонин, М. Е. и др., История иерархии Русской Православной Церкви, ПСТГУ, Москва, 2006, 557.

Мало еще в какой стране можно с такой торжественностью ничего не сказать. Сказываются долгие тренировки под гнетом советской безбожной власти.

Но я думал, — и патриарх говорил — что советская безбожная власть закончилась. И Церковь наконец свободно вздохнула, и может свободно и ясно … ничего не говорить по поводу ключевых церковных дел.

Мне тут непонятно вот это:

«Представитель Церкви также отметил, что документы, обсуждавшиеся в ходе Собора на Крите, решено было передать для изучения Синодальной библейско-богословской комиссии, по итогам которого представить выводы Священному Синоду.» http://www.pravoslavie.ru/95410.html

Насколько я понимаю, изначально планировалось, что русские архиереи поедут на Всеправославный Собор, там рассмотрят эти документы и подпишут (или не подпишут их) для всеправославного авторитета.

Теперь выясняется, что не то, что Священный Синод, но никто из 300 епископов Русской Православной Церкви не в состоянии определить, соответствуют эти документы учению Православной Церкви — или нет.

Вы , преосвященные владыки, меня, конечно, простите за дерзость , но вы КАК собирались эти документы обсуждать и оценивать на Соборе, если сейчас для этого требуется «богословская комиссия».

Разве истинный тезис о том, что иерархи Церкви — это апостольские преемники, не регулярно говорится и Святейшим патриархом, и чуть не всеми епископами? И теперь выясняется, что никто из апостольских преемников не в состоянии определить, какое учение православное — а какое нет. И суждение об этом будут выносить… пиджачники. Профессора. Чья деятельность состоит исключительно из аккумуляции содержимого книг, причем преимущественно антихристианских. Или у нас уже аббревиатура РПЦ расшифровывается как Римско-Протестантская Церковь? Мы одновременно все любим папу, но при этом высший вероучительный авторитет у нас имеют профессора университетов?

На кой ляд нам тогда все эти Духовные Академии , аспирантуры, докторантуры, обмены с ватиканумами, если по результату выясняется, что АРХИЕРЕИ, которые обязаны по своему сану твердо и неуклонно вести паству по пути православной веры и отсекать еретиков словом истины, — мало того, что получается, не способны даже определить ,»а где тут у нас православная вера»?-

Но они даже не дерзают принять на себя такую смелость дерзнуть решить такой вопрос.

на фото: слева преподаватель Коломенской Духовной семинарии Языкова, справа (крайний слева) Малер

на фото: слева — Легойда, справа Бурега (крайний справа)

Теперь у нас от РПЦ решать будут , что такое православие , Языкова Ирина Константиновна, Аркадий Малер, Бурега и Легойда. (члены СББК — ред.)

Здравствуйте, мы ваши столпы и утверждения истины!

Поделиться ссылкой:

НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: ПРАВОСЛАВНАЯ ЯПОНИЯ

Недавно наш обозреватель Алла МИТРОФАНОВА вернулась из этой страны. Она рассказывает, какими сложными путями японцы приходят к этой “неудобной” вере. И как много мы, от чьих предков когда-то на японских островах узнали о Православии, можем почерпнуть для себя из их сегодняшнего опыта.

Японская православная Церковь

Японская Православная Церковь родилась 18 мая 1868 года, когда иеромонах Николай (Касаткин) в маленьком домике настоятеля храма при первом русском консульстве в Хакодатэ тайно крестил трех первых японцев, пожелавших после тщательного изучения принять православную веру. Это были бывший жрец главного в городе синтоистского храма города Савабэ Такума и два его друга-врача.

А к 1912 году в Японии было уже 266 православных церковных общин, 33 017 православных христиан (более 8 тысяч православных японцев к этому времени уже скончались), 43 священнослужителя и 116 проповедников, величественный собор Воскресения Христова в Токио и более 100 храмов по всей стране. Ежегодно созывался Поместный Собор Японской Церкви. При Миссии действовала семинария, два женских училища в Токио и Киото, существовало общество переводчиков и два издательства.

После архиепископа Николая начальником Миссии стал митрополит Сергий (Тихомиров, 1871-1945). Но для молодой Японской Церкви наступили времена суровых испытаний. Сначала революция 1917 года в России лишила Миссию поддержки и помощи от Матери-Церкви. Потом сильнейшее землетрясение 1923 года почти полностью разрушило Токийский кафедральный собор, который удалось восстановить только в 1929 году. Потом Вторая мировая война, поражение Японии, отделение Японской Церкви от Русской Православной Церкви по политическим мотивам, вызвавшее смятение и даже раскол в рядах православного духовенства и верующих. Лишь в 1970 году Японская Православная Церковь вернулась в лоно Матери-Церкви, получив от нее автономию.

Сегодня Японская Автономная Православная Церковь объединяет три епархии. Во главе Церкви стоит митрополит Токийский и архиепископ всея Японии Даниил (Нусиро). В пастырском служении ему помогают епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ), 22 священника и 6 диаконов. По разным данным, число православных верующих в Японии составляет от 10 до 30 тысяч человек, посещающих 69 храмов. Однако, несмотря на относительную немногочисленность (всего в стране около 900 тысяч христиан), Японская Православная Церковь по-прежнему покоится на том твердом основании, на котором утвердил ее святитель Николай Японский.

Митрополит Токийский ДАНИИЛ:

Для православных в Японии Россия всегда имела особое значение. Так уж сложилось – из России пришло к нам Православие, на Россию мы всегда равнялись… Хотя святитель Николай (Касаткин), апостол Японии, никогда не стремился сделать Японскую Церковь филиалом Русской Православной Церкви. Напротив, он утвердил нашу самостоятельность. И все же, именно с русского языка 140 лет назад были переведены на японский богослужебные тексты, и мы пользуемся ими до сих пор.

Мы глубоко переживали все, что происходило с Русской Православной Церковью в ХХ веке. Ваша трагедия отозвалась и у нас. Из-за того, что долгие десятилетия Россией управляли люди с атеистическими убеждениями, а Церковь подвергалась гонениям, в Японии, особенно в послевоенные годы, поддерживать традиции, воспринятые от Русского Православия, становилось все трудней: ведь если дореволюционная Россия была для нас первым примером православной страны, то СССР стал образцом атеистического государства. Все это имело тяжелые последствия для Православия в Японии. Многие ушли из церкви, храмы почти опустели…

Сегодня, если 65-летнего японца спросить, с какими понятиями у него ассоциируется Россия, он, скорее всего, ответит: материализм, социализм, коммунизм, марксизм. К сожалению, ассоциаций с христианством, Православием почти не возникает. Многие из представителей этого поколения в Японии даже не знают, что в отношении веры в России что-то изменилось.

Правда, в последние годы в японских газетах все же стали появляться публикации о возрождении Русской Православной Церкви. Пусть их немного, пусть они редки – особенно на общем фоне нынешней, далеко не лучшей полосы в российско-японских политических отношениях. И все же лед слегка подтаял. И я искренне радуюсь этому.

Самое главное для нас теперь – не только сохранить, но и донести до как можно большего числа людей то, что 140-150 лет назад мы восприняли из России. Мы должны заново открыть японцам Православие, показать его красоту. Ведь на японский язык переведено около пятисот произведений святоотеческой церковной литературы. Эти труды – сокровище нашей веры, и они ждут своего часа. Я верю, что скоро они будут востребованы. И у нас настанет новый расцвет Православия: ведь еще лет пять назад на вечерние богослужения в Николай-до собиралось всего 5-7 человек, да и то, в основном, семинаристы, а сейчас приходит уже 30-40 человек. А на воскресную Литургию – несколько сотен. Я искренне надеюсь, что это число будет и дальше расти, и что люди с глубоким пониманием, осознанно будут участвовать в богослужениях. В этом я вижу свою основную задачу.

Апостол Японии

Проповедь Православия в Японии неразрывно связана с именем святого равноапостольного Николая архиепископа Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, 1836—1912). Сын сельского диакона из маленького села Береза Бельского уезда Смоленской губернии, он остался без матери, когда ему было всего пять лет. Отец часто болел и сильно нуждался. Ване Касаткину пришлось пешком добираться до семинарии губернского города Смоленска, а это более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии, где он за год до окончания курса принял постриг с именем Николай. А после окончания академии был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо, где в 1861 году и началось его служение.

Правда, миссионерством он сразу заняться не мог – тогда в Японии еще под страхом смертной казни было запрещено распространять христианство. Около 8 лет иеромонах Николай изучал труднейший японский язык, историю, культуру, литературу и обычаи народа, которому ему предстояло нести Слово Божие. А если и проповедовал, то тайно, с риском для жизни.

Первый японец, обращенный им в Православие – Такума Савабэ – действительно сначала хотел его убить. Но, приняв Крещение с именем Павел, стал ближайшим помощником русского миссионера, а потом и первым японским православным священником.

Постепенно число учеников иеромонаха Николая росло. Тайное крещение принимали уже десятки его последователей. Несмотря на все трудности, миссионерская проповедь в Японии имела успех, и в 1869 году иеромонах Николай поехал в Россию хлопотать об учреждении в Японии Православной Миссии. Через полтора года он вернулся в Японию уже в сане архимандрита – начальником учрежденной Святейшим Синодом миссии. Его ученики в Хакодатэ за время отсутствия своего духовного отца не только не забыли его уроков, но и сами стали горячими проповедниками Православия.

Архимандрит Николай привез с собой помощника – иеромонаха Анатолия и, оставив на его попечение своих духовных чад, сам переехал в Токио: в 1873 году запрет на проповедь христианства был снят, и сначала на севере, а потом и в других районах Японии стали появляться православные храмы.

В Токио на пожертвования из России и субсидии Священного Синода и Миссионерского общества была устроена Миссия с величественным кафедральным собором Воскресения Христова, воздвигнутым в 1891 году. К этому времени число японских православных священников достигло тридцати человек, верующих – шести тысяч, а сам отец Николай стал епископом (а потом и архиепископом). Он открыл семинарию и несколько катехизаторских училищ. А за 52 года его апостольского подвига в Японии была создана настоящая Православная Церковь.

Помощников из России у владыки Николая всегда было мало, да и те часто не выдерживали тяжелого для русских климата и вынуждены были уезжать. Вечно не хватало средств. Воспитывать проповедников из новообращенных японцев было очень трудно. А ведь пришлось еще переводить на японский язык Священное Писание и богослужебные книги. Вместе со своим помощником – ученым Павлом (Накаи Цугумаро) – владыка Николай фактически создал богослужебный православный японский язык. И при всем этом он старался посещать все, даже самые маленькие православные церкви. Всю свою жизнь святитель трудился, чтобы помочь японцам встретиться со Христом, и когда 16 февраля 1912 года на 76-м году жизни он отошел ко Господу, на японской земле осталось двести шестьдесят шесть храмов и молитвенных домов и более тридцати тысяч православных христиан.

В 1970-м году он был канонизирован Русской Православной Церковью. Память святого равноапостольного Николая Японского празднуется 16 февраля, в попразднество Сретения Господня.

Трудности перевода

Богослужение в Японской Православной Церкви ведется на японском языке, но он так же похож на современный японский, как церковнославянский на русский. В “церковно-японском” используются старинные грамматические формы и лексика, характерные для классических религиозных текстов, поэтому его довольно сложно воспринимать на слух. Но опытные прихожане выучивают богослужение наизусть и часто хором подпевают, а отрывки из Евангелия и Апостола, которые читаются на службе, в церкви раздают в печатном виде, и японцы имеют возможность вникнуть в текст Священного Писания, и даже взять его с собой и поразмышлять над ним дома.

А еще в Японии популярна традиционная литературная игра, когда известные стихотворения, разбитые на части на разных карточках, нужно собрать вместе. И во времена Николая Японского для подростков была придумана аналогичная игра с иллюстрациями событий священной истории и описывающими их текстами. Чтобы выиграть, нужно собрать воедино как можно больше текстов и иллюстраций.

«Япония наша»: как самурай стал первым священником в Токио

К концу его жизни на Японских островах было 30 тысяч православных, в центре Токио был построен красивый собор. Его кончину оплакивал сам император. Об «апостоле восходящего солнца» святом Николае и о том, чему могут научиться у него современные политики, — в материале РИА Новости.

Восемь тысяч верст к морю

Однажды сын сельского дьякона увидел на стене в Санкт-Петербургской духовной академии объявление, приглашавшее желающих послужить в консульской церкви в японском Хакодатэ. Прочитав его мимоходом, он пошел в храм на службу и тут вдруг понял, что это — «его», надо ехать. Не зная языка, не представляя толком, во что ввязывается, он принимает монашеский постриг и отправляется на Восток.

«Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе, и все обновится…» — вспоминал святитель в своих дневниках.

Дорога до Японии заняла целый год — всю Сибирь в лютые морозы будущий святитель проехал в кибитке.

Священник в «стране-агрессоре»

Когда началась русско-японская война, святитель Николай (Касаткин) остался единственным русским в Японии. Он очень просил всех своих прихожан «быть верными сынами своей страны» и благословил молиться о даровании победы их императору. А сам каждый день молился о победе русской армии и организовал Общество духовного утешения военнопленных. Их было почти 80 тысяч. Видеться с ними он не мог, но постоянно посылал им письма, иконы и книги.

«Это абсолютная святость. Святой человек, подлинный христианин, благословил своим чадам молиться за японского императора в русско-японскую войну, то есть для него Христос был выше политики и патриотизма. К сожалению, сейчас это мало кто поймет», — размышляет преподаватель Калужской духовной семинарии протоиерей Дмитрий Моисеев.

Один раз на исповеди прихожанин признался, что на самом деле он инспектор полицейского управления и получил задание собрать сведения об общине и ее настоятеле. Но, проникнувшись глубоким уважением к христианам и отцу Николаю, понял, что доносить больше не может.

«Разве мы делаем здесь что-то, что наносит вред твоей стране?» — спросил его отец Николай. «Нет», — ответил японец. «Пожалуйста, объясни это своим начальникам», — попросил священнослужитель.

Самурай с крестом

Первым православным японцем стал Такума Савабе — самурай клана Тоса, жрец синтоистской кумирни в Хакодате, дававший уроки фехтования сыну русского консула. Он постоянно сталкивался с иеромонахом Николаем в посольстве и, по воспоминаниям святителя, смотрел на него с «жуткой» ненавистью. «За что ты на меня так сердишься?» — не выдержал однажды монах и услышал, что «всех иностранцев нужно перебить».

«Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии», — отрезал самурай. «Разве ты знаком с моим учением?— ответил будущий святой. — Несправедливо судить и осуждать кого-нибудь, не выслушав. Послушай меня, узнай и суди». Через месяц Савабе во время службы в своем японском храме тайно читал Евангелие, поместив его перед собой вместо положенной книги и постукивая в молитвенный барабан. Никто не заподозрил, что он читал иностранную «ересь». В 1868 году самурай стал первым японским православным священником. Святой Николай перевел на японский Евангелие, части Ветхого Завета, апостольские послания, краткий молитвослов, чин крещения, «Православное вероисповедание» святителя Дмитрия Ростовского, «Толковое Евангелие» епископа Михаила и «Нравственное богословие» митрополита Платона. Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник — самое святое место.

Слава и одиночество

Деятельность епископа Николая во время русско-японской войны высоко оценили и в Японии, и в России. Император Николай II писал ему в конце 1905 года: «Вы явили перед всеми, что Православная церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной вашими трудами церкви».

Но никто не знал, что все это время «апостол Японии» был чудовищно одинок. В своих дневниках он писал, что ему не с кем поговорить и некому продолжить его дело. «Как больно, как горько иной раз на душе за любезное православие! Я ездил в Россию звать людей на пир жизни и труда, на самое прямое дело служения, был во всех четырех академиях, звал цвет молодежи русской — и что же? Из всех один только отозвался на зов, да и тот дал не совсем твердое и решительное слово», — вспоминал святой.

Милость императора

Святого Николая к концу жизни знал каждый рикша, и хоронил его весь Токио. Христиане, которых всего полвека назад здесь не было и в помине, тянулись бесконечной лентой с пальмовыми ветвями в руках проститься со своим учителем. Император Японии прислал ко гробу отца Николая огромный венок живых цветов, внутри которого были два иероглифа: «высочайший дар». И разрешил похоронить усопшего в пределах города.

Автономная православная церковь Японии существует и по сей день, канонически находится в юрисдикции Московского патриархата. Прихожан в ней сейчас около 36 тысяч. Токийский кафедральный собор Воскресения Христова (разумеется, носящий название «Николай-до») было полностью отреставрирован в 1998 году.

В Сендае у памятника погибшим от страшного цунами патриарх Кирилл во время своего визита в страну вспомнил стихотворение великого Мацуо Басё «Отцу, потерявшему сына». Эти слова повторяли и на похоронах святого Николая.

Поник головой,

Словно весь мир опрокинут,

Под снегом бамбук.

Япония

Япо́ния (яп. 日本 Нихон, Ниппон), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» (инф.) (яп. 日本国) — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Крупнейшие города

  • Токио
  • Иокогама
  • Осака
  • Нагоя
  • Саппоро
  • Кобе
  • Фукуока
  • Киото
  • Кавасаки
  • Сайтама

Православие в Японии

Япо́нская Правосла́вная Це́рковь (яп. 日本ハリストス正教会 Нихон Харисутосу Сэйкё:кай, Японская Православная Церковь Христова) — автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 46 000 человек (0,03% от общего населения). Каноническая территория — Япония.

История

Период Мэйдзи

Русская духовная миссия в Японии была основана русским миссионером архимандритом (затем архиепископом) Николаем (Касаткиным) (1836—1912), который прибыл в Японию в 1861 году по решению Святейшего синода. В 1870 году он основал и возглавил Русскую православную миссию в Японии. Перевёл на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор.

В 1879 году в Токио в помещениях примыкающих к кафедральному собору была открыта Токийская православная духовная семинария, которая действует до сего дня. Церковный собор, состоявшийся в июле 1879 года в лице 112 делегатов-японцев постановил ходатайствовать перед Святейшим Синодом о рукоположении начальника Миссии архимандрита Николая (Касаткина) в сан епископа. В Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Николая в епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Николай был возведён в сан архиепископа с титулом «Японский».

В 1880 года Японская православная Церковь насчитывала 5377 членов, 6 японских священников, 78 японцев-катехизаторов. Для подготовки преподавателей и священнослужителей была учреждена духовная семинария в Токио и 6 духовных училищ. Имелись две школы для обучения девочек.

В 1912 году (на последний год служения архиепископа Николая) в Японии насчитывалось уже 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.

Период Тайсё и довоенный период Сёва

После революции 1917 года православная церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу.

Великое землетрясение Канто 1923 года разрушило многие здания, библиотеки и сильно повредило Токийский Воскресенский собор. Повторное освящение собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии.

Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем.

Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован, по подозрению в шпионаже, и был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио.

Послевоенный период Сёва

5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией.

В начале 1947 года в Японию из США прибыл епископ Вениамин (Басалыга). При поддержке властей он встал во главе большинства японских православных, а также Корейской миссии, которая в 1955 году вышла из подчинения «Американской митрополии» и перешла под омофор Константинопольского Патриарха.

Меньшая часть японской паствы во главе с Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай отказалось войти в Американскую юрисдикцию и продолжала своё существование как Японское благочиние Московского Патриархата. 10 декабря 1967 года иеромонах Николай (Саяма) был рукоположён во епископа Токийского и всея Японии в Ленинграде и объявлен главой Русской Миссии, продолжателем дела Николая Японского.

В 1969 году, в ряде встреч и Соборов, было достигнуто полное примирение между «Американской митрополией» и Русской Церковью, а также принято решение об учреждении Автономной Японской Церкви в юрисдикции Московской Патриархии.

Японская Автономная Православная Церковь

В 1970 году последний глава Японской епархии «Американской митрополии» Владимир (Нагосский) возглавил японскую делегацию к Русской Церкви и 10 апреля состоялось подписание Томоса об автономии Японской Церкви, возведение владыки Владимира в сан «Архиепископа Токийского, Митрополита всея Японии», и канонизация Николая Японского в лике святых равноапостольных. Большинство Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриархатом не признали новой автономии.

Менее чем через два года митрополит Владимир уехал на покой в США и 19 марта 1972 года новым предстоятелем был избран Феодосий (Нагасима). Митрополит Феодосий немедленно занялся обновлением церковной жизни, дав новый импульс семинарскому образованию и способствуя укреплению связей между приходами. Первые десять лет его пастырских трудов были посвящены переустройству церковной структуры и активизации церковной жизни. Когда Японская Церковь обрела новый уклад, началась реставрация Токийского кафедрального собора. Ввиду исполнения столетия со дня его возведения Японская Церковь и правительство решили обновить его полностью и, через более чем шесть лет, реставрация завершилась в 1998 году.

Период Хэйсэй

В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова (Никорай-до) по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви. Настоятелем монастыря, освященного в 2006 году в честь равноапостольного Николая Японского, стал иеромонах Троице-Сергиевой лавры Герасим (Шевцов). В клире состоит 22 священника и 6 диаконов (2008 г.).

>Святые

  • св. свт. Николай Японский
  • св. свщисп. Сергий Сребрянский

>Святыни Японии

ТОКИО (Кладбище Янако):

  • Могила св. свт. Николая Японского

>Монастыри

Софийский женский монастырь (Мацуо)

Храмы

  • Воскресенский собор (Токио)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Йокогама)
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Киото)
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Нагоя)
  • Спасо-Преображенский храм (Саппоро)
  • Храм Благовещения Богородицы (Сэндай)
  • Храм Воскресения Христова (Хакодатэ)

>Видео

Подкатегории

В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.

Я

  • ► Япония (Приходские храмы)‎ (7 С)
  • ► Япония (Святыни)‎ (8 С)