Православная церковь во флоренции
Содержание
Флоренция. Русская церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца. Осень 2014 г.
Мы запланировали посещение русского православного храма во Флоренции. В солнечный день мы пешком отправились туда, руководствуясь картой:
Инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Вел. Кн. Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П. П. Демидова в Кварто. Ее поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и о. Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.
В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли на набережной протока Муньоне, и в 1899 г. состоялась закладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М. Т. Преображенскому.
В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием.
В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением св. апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, род. 21 окт. 1839, умер 26 янв. 1885, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, род. 7 окт. 1853, умерла 10 авг. 1917 года». Над входом — небольшой образ св. Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.
Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р. Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи.
Известные русские художники М. Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнов написали большую часть икон. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.
«Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли. Камнетесные работы произвело «товарищество Биккиелли и Маяни», владевшее хорошими каменоломнями под Фьезоле. Кованную ограду с двумя монументальными воротами отлили в мастерской Микелуччи в Пистойе (символично, что ее главные врата украшены российским двуглавыми орлами и флорентийским лилиями). Та же фирма Микелуччи выполнила решетки окон, дверь крыльца и ажурные кресты «русской формы» над полумесяцем. Кресты были позолочены способом «мордан» ремесленником Ненчоне. Медные покрытия сделал медник Людер, железные связи и конструкции пяти куполов — слесарь Граццини, медные желоба и чугунные трубы — кровельщик Фабери, сад разбил садовник Пуччи. Всю майолику, которая украшает фризы здания, шатер паперти и пятьдесят два кокошника с шестокрылыми херувимами, исполнила фабрика Кантагалли. Мозаичная икона Божией Матери «Знамение» в обрамлении лилий, находящаяся под шатром, во фронтоне, а также парные мозаичные иконы первоверхостных апостолов Петра и Павла, расположенные на южном и северном боковых фронтонах, изготовлены по картонам русского художника Ф.П. Фреймана. Мозаики были сделаны в Венеции фабрикой Societa Musiva Veneziana».
Слева от входа — историческая реликвия, колокол Алмаз, принадлежавший одноименному крейсеру, затопленному в 1924 г. в Бизерте после исхода российского флота из Советской России. Этот колокол был передан общине союзническими войсками после освобождения Флоренции от нацистов. Мне жаль, но я не увидела этот колокол.
В росписи верхнего храма Рождества принимали участие П.С. Шарворок, А.П. Блазнов, М.Н. Васильев, Д.И. Киплик. Все образа иконостаса (кроме Царских врат и верхнего ряда кисти М.Н. Васильева) исполнил академик А.Н. Новоскольцев.
Стоит чуть подробнее остановится на личности о. Владимира Левицкого, которому Русская Церковь и город на Арно обязаны появлением столь выдающегося памятника. Это был высокообразованный, не без литературного таланта, священник, закончивший Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия и философии. Во Флоренции он прожил вместе со своей семьей 45 лет — вплоть до смерти в 1923 г. О. Владимир оставил подробный дневник строительства храма, со страниц которого встает образ целеустремленного, энергичного человека, не унывавшего при многочисленных трудностях, вникавшего во все мельчайшие подробности дела, умевшего настоять на своем мнении, не обделенного даром иронии, иногда переходившей в желчную критику.
Флорентийская церковь была построена двухэтажной по предложению о. Владимира: таким образом, воплощалась типология русских северных храмов, с верхней (холодной, или летней) и нижней (теплой, или зимней) церквями, а кроме того, создавалась возможность достойно разместить иконы, киоты и иконостас, пожертвованные Демидовыми.
Фотографировать в церкви категорически не разрешалось. Поэтому вернувшись из поездки, я нашла Фотографии, выполненные Леонидом Варебрусом в «Специальном репортаже». С благодарностью к автору я поместила их ниже. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Памяти Павла и Елены Демидовых, главных жертвователей церкви перед входом в нижний храм, Николая Чудотворца. Вторая доска, внутри алтаря…
Резной каменный иконостас в церкви Рождества Христова резчика Джузеппе Нови с иконами А.Новоскольцева и М.Васильева. Царские врата – М.Преображенского и М.Васильева. Дар императора Николая Второго.
Роспись потолка в нижней церкви, святителя Николая. Фото Леонида Варебруса.
Иконостас нижнего храма из домовой церкви князей Демидовых вырезан в мастерских Ринальди Барбетти в 1840 году с иконами небесных покровителей демидовского рода.
Одна из старинных святынь – икона Николая Чудотворца с надписью на серебряной пластине: «…в поминовение о душе блаженной памяти благочестивейшего Государя Николая Первого, 1859 год».
Верхний храм:
Внутренний свод Церковь Рождества с фигурами евангелистов мастера Д.Киплика. Остальные росписи выполнены по картонам М.Васильева и А.Блазнова. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Фреска «Вход Господень в Иерусалим» на воротами верхнего храма. Мастера Джакомо Лолли, Болонья, 1902-1903 годы.
В верхний храм мы не попали, он был закрыт. В нижней церкви шла праздничная служба. Фотографий совсем мало, не хотелось мешать прихожанам. Мы тихонько вышли из храма, обошли его вокруг. Нам встретился батюшка, который расспросив, кто мы и откуда, нас благословил.
Дорогие соотечественники и гости нашего сайта!
Мне выпала честь как настоятелю представить вам этот замечательный первый русский православный храм на территории Италии. Несмотря на свою молодость – наш храм был освящен в ноябре 1903 года – он соединил в своем историческом существовании дорогие для сердца памяти о событиях последних веков русской истории. Русской, разумеется, не в смыле этническом, а в смысле национальном, а может, и даже скорее, цивилизационном.
Действительно, хоругви, расположенные по обе стороны входа в верхний храм, присутствовали на Пасхальном богослужении 1814 года на place de la Concorde в Париже,первой Пасхе, празднуемой в Походной церкви Александра Первого, после взятия столицы Франции русскими войсками, когда вся армия, присутствовавшая здесь же на площади, причащалась. Кстати, и посвящение верхнего храма нашей церкви Рождеству Христову берет свое начало от походной церкви Александра Первого.
В притворе, сразу при входе, слева, на маленькой самодельной звоннице висит колокол с крейсера «Алмаз». Этот крейсер – участник Цусимского боя русско-японской войны 1905 года, единственный крейсер, уцелевший в том сражении, сумевший, несмотря на многочисленные повреждения добраться своим ходом до Владивостока. После ремонта он служил Императорской яхтой, а в 1921 году возглавлял одну из групп кораблей, осуществлявших исход русской эмиграции из Крыма.
Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.
Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых , небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.
Нижний храм святителя Николая Чудотворца наследует посвящение Домового храма одной из ветвей знаменитой уральской семьи горнозаводчиков Демидовых, поселившейся во Флоренции в 1822 г и с начала 50-х годов уже имевших свою церковь. В связи с вынужденной продажей имения Сан Донато в 1880 году, все убранство Домовой церкви – иконостас, иконы, церковные сосуды и утварь, богослужебные книги – все было сохранено для уже задуманного православного храма во Флоренции, так что посещая нижний храм, вы имеете поистине уникальную возможность видеть, в какой обстановке молились наши именитые предки.
К большому сожалению, в настоящее время внешний вид храмового здания находится в состоянии критическом. Местный мягкий камень pietra serena, обладающий крупным недостатком впитывать воду, со временем, и потому терять свою исходную форму, перешел все возможные сроки нормального функционирования и без внешнего вмешательства разрушается с большой скоростью. Протечка крыши в Алтаре дополнила безрадостную картину плачевного состояния церковного здания. Ознакомиться с течением работ и необходимыми для этого средствами можно в разделе сайта, посвященном реставрации, которая проводится под руководством нашего инженера, являющегося также и автором соответствующего раздела сайта. Его высокий профессионализм дает нам уверенность в успешном, при наличии средств, завершении работ в будущем 2013 юбилейном году, году празднования 400-летия Дома Романовых.
Итак, приветствую Вас на нашем сайте и желаю, чтобы Ваше посещение его в виртуальном прсстранстве продолжилось для Вас и в пространстве реальном – пространстве города Флоренции, истинной колыбели классической европейской культуры, где на улице папы Римского Льва Десятого, написавшему, в свое время, два письма Царю Иоанну Грозному, стоит пятиглавый русский храм.
Флоренция – город уникальный, получивший имя столицы Возрождения. Во многих церквях и соборах сохранились живописные шедевры известнейших художников этой эпохи. «Чудо человеческого мастерства под открытым небом», – так называют этот город все приезжающие в него.
Исторический центр города украшен жемчужиной архитектуры: Собором Божией Матери /Santa Maria del Fiori/. Купол собора, спроектированный Брунеллески, является символом города.
Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori
Открыт: пн.-сб. 10.00-17.00, вс. 13.00-17.00
Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori
Собор Божией Матери возводился 140 лет и свои труды в него вкладывали такие известные зодчие как Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. В 1436 г. Римским папой Евгением IV собор был освящен и в нем начались богослужения. Собор был возведен на месте храма святой Репарты – палестинской мученицы III в. В соборе сохранились останки этой церкви.
Под главным алтарем собора в бронзовой урне покоятся мощи святителя Зиновия (San Zanobi) – первого епископа (417-429) города Флоренции.
В соборе сохраняется честная глава святителя Иоанна Златоустаго. Рядом с собором стоит великолепный восьмигранный баптистерий (крещальня).
Баптистерий (крещальня) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
На месте баптистерия стоял в древние века языческий храм Марсу. Христиане приспособили его под церковь где совершали таинство крещения. Позднее здание было перестроено. Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю, являющимся духовным покровителем Флоренции.
Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo
Borgo di San Lorenzo. Открыта: 07.00-12.00, 15.30-18.30
Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo
Эта церковь считается самой древней в городе. Освящена она была святителем Амвросием Медиоланским в 393 г. В этом храме погребены почти все правители Флоренции начиная с Козимо Старшего и заканчивая герцогами Лотарингскими.
Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte
Viale Galileo Galilei. Лето: 08.00-12.00, 14.00-18.00
Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte
Храм является лучшим образцом романской архитектуры в Тоскане. На месте этой церкви в IV в. стояла часовня. В 1018 г. епископ города решил построить здесь церковь, посвященную местночтимому мученику Мине. В алтаре церкви сохраняются мощи святого мученика Мины, который считается первым флорентийским святым. Родившись богатым, Мина вел беспутную жизнь, но затем приняв крещение, удалился в пещеру для упражнения в молитве. При императоре Декии был предан мученической смерти через усечения главы.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Русский православный храм Рождества Христова и Николая Чудотворца стал первой православной церковью на территории Италии. Он был построен в 1899—1903 гг. по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Средства на строительство предоставили сами прихожане, в особенности семейство Демидовых, а также государь император Николай Второй. Руководил строительством петербургский архитектор М. Т. Преображенский.
За основу был взят московско-ярославский стиль 17 века. При этом в работе были задействованы не только местные, но и русские мастера: так, внутренними росписями занимались наши соотечественники, а резьбу по камню и дереву, а также мозаичные картины выполнили итальянские мастера. Внешний облик церкви сегодня, увы, явно указывает на необходимость реставрации. Храм строился из местного мягкого пористого камня, который не отличался особенной устойчивостью к внешним воздействиям. Храм защищает городской департамент по охране памятников, и последние полтора десятилетия здесь ведутся ремонтные работы.
Особого внимания стоит беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго.
Внутри церковь состоит из двух уровней: нижний храм освящен во имя Николая Чудотворца, верхний — во имя Рождества Христова. В верхнем стоит особого внимания беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго. Настенные росписи верхнего храма выполнены в стиле русский модерн. Также примечательны деревянный иконостас с иконами и прочее убранство нижнего храма, которые были переданы церкви князем П. Демидовым: до того они помещались в домовой церкви на его вилле, проданной в 1876 г. Среди икон особенно ценны те, что были созданы в известной мастерской Пешехонова.
Хоругви, помещенные с двух сторон от входа в верхний храм, присутствовали на пасхальной службе на пл. Конкорд в Париже в 1814 г., первом православном богослужении, проведенном после взятия французской столицы русской армией.
Прямо у входа, по левую руку, в притворе, помещен на небольшой звоннице колокол, снятый с крейсера «Алмаз», принимавшего участие в битве при Цусиме в 1905 г. Другая святыня церкви — крест митрополита и патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова), где хранятся святые мощи. Эта бесценная реликвия оставалась во владении дома Романовых до 1698 г., после чего Евдокия Лопухина, сосланная в монастырь своим супругом Петром Великим, увезла ее с собой. После этого крест оставался во владении семейства Лопухиных до 1922 г., когда их род прервался во Флоренции.
Практическая информация
Русские Церкви в Европе. Часть 1.
В середине XIX века в Европе не было еще Русских Церквей. В некоторых городах имелись православные Храмы, но греческие или румынские. Русские дипломаты и купцы привозили с собой походные Церкви в сопровождении священников, иногда даже с небольшим хором. После поездок Императора Петра Первого увеличилось число людей при посольствах. Возникла потребность в постоянных Церквах, и таковые создавались в одной из комнат при посольствах, так называемые домовые Церкви.
Жизнь в Европе быстро менялась. Настало время индустриализации. Появились железные дороги, и с ними выросло число путешествующих людей. Династические связи Дома Романовых с королевствами, княжествами и герцогствами Германии увеличили приток русских людей в эти места. В России узнали о европейских курортах, и люди потянулись сюда на воды и к морю в надежде найти облегчение от разных недугов. Приезжие тоже хотели присутствовать на богослужениях, и посольские домовые Церкви не могли вместить всех молящихся.
Русские Церкви в Европе можно поделить на три категории: Церкви, возведенные до семнадцатого года, Церкви, возникшие между Первой и Второй мировыми войнами, и Церкви, построенные после сорок пятого года.
В этой статье мы говорим о построенных до семнадцатого года. Почти у каждой из них интересная история, строили их выдающиеся архитекторы, расписывали и украшали иконописцы и художники, вышедшие из стен Художественной Академии в Петербурге, а вклады деньгами или утварью делали люди, имена которых знала вся Россия.
За редким исключением, Храмы все очень красивы и построены из ценных материалов и на века Стоят Русские Церкви по всей Европе, как драгоценные шкатулки, на удивление и восхищение всем.
Флоренция
Русская колония во Флоренции не была многочисленной, но известна была своими именами: здесь жили Демидовы, Трубецкие, Бутурлины, Фермор-Стенбоки. Подолгу останавливались Брюллов, Кипренский, Достоевский, Чайковский.
Во Флоренции существовала походная Церковь, которая сопровождала императора Александра I в его путешествиях в период наполеоновских войн. Идея постройки Храма принадлежит Великой княжне Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, которая жила до 1873 года на вилле Демидовых.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца
Духовенство придавало особое значение постройке православного Храма во Флоренции. И вот почему.
Здесь в 1439 году митрополит московский Исидор поставил вместе с другими православными иерархами подпись под унией с католичеством, за что в Москве был посажен в тюрьму. Он сумел бежать в Италию и умер там в сане кардинала. Не подписал унию и возглавил движение против нее Марк Эфесский, за это причисленный к лику святых. Его изображение находится в западной части Храма.
Проект Храма был поручен архитектору Михаилу Тимофеевичу Преображенскому, успешно возрождавшему традиции древнерусского зодчества. Им созданы Александро-Невский кафедральный собор в Ревеле и Никольский собор в Ницце.
В 1903 году состоялось освящение Церкви Рождества Христова. В торжестве участвовал русский дипломатический корпус.
Над входом в Церковь помещена мозаичная икона Божией Матери Знамение в обрамлении лилий. В украшении Храма широко использована разноцветная майолика. Главные врата Храма были пожертвованы из домовой Церкви виллы Демидова в Сан Донато, выполнены они из резного ореха в 1840 году.
На дверях Храма двадцать два рельефа, рассказывающих о событиях священной истории от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Иконостас выполнен из веронского мрамора по рисункам Преображенского и является даром Императора Николая II.
Сан Ремо
Русская Церковь стоит на главной улице города. Богослужения здесь происходят редко, но Церковь открыта каждый день для посещения туристами, за небольшую плату.
При входе в Церковь на мраморной таблице высечено: Храм Христа Спасителя, Архиепископия западно-европейских русских Церквей 12, Рю Дарю, Париж. Воздвигнут жертвенными усилиями православных города Сан Ремо и его окрестностей в 1913 году старанием попечительного и строительного комитета во главе со следующими лицами: В. К. Саблер, Б. С. Шереметьев, В. И. Талевич, Т. Деберо, А. М. Суханина, Г. Э. Тилло, инж. Торнаторе по чертежам архитектора Щусева и под руководством архитектора Агости….
Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо
Этот Храм имеет облик русских Церквей XVI и XVII столетий. Архитектор Щусев к тому времени уже был известен в России своими работами в частности, по его проекту была построена мемориальная Церковь на поле Куликовом. Продолжал он работать и при советском правительстве. К сожалению, мавзолей Ленина создан по проекту этого же выдающегося архитектора.
Церковь украшена резным узором в камне. В постройке гармонично сочетаются разные материалы: кирпич, гранит и кафель.
Внутреннее убранство более чем скромно. В это время шла Балканская война, а Европа уже жила предощущением Первой Мировой…
Ментон
Ментон курортный город на французской стороне Ривьеры. Здесь когда-то была многочисленная русская колония. Позади Церкви находится русский старческий дом. Церковь в Ментоне небольшая и скромная в своей архитектуре. Возведена в 1892 году по проекту датского архитектора Терслинга.
Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца (Ментон)
В украшениях ее сохранены традиционные черты древних русских Церквей. Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих радости скромна в своем убранстве. Иконостас резного мрамора, одноярусный.
По своду надпись: Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице. У стены справа киот военно-морских офицеров. Эти иконы в деревянных окладах были перенесены сюда из часовни на кладбище.
Само оно находится высоко над уровнем моря.
Ницца
Этот курортный город на юге Франции известен всему миру. Пройдем по улице императора Николая II, свернем на бульвар Царевича и вот он перед нами Никольский собор, самый крупный и самый красивый из всех Храмов Италии и южной Франции.
Храм был возведен в 1912 году и в том же году освящен. Святой синод объявил его Собором в ту пору необыкновенное явление для русской Церкви за границей. Этой чести не удостоилась даже Церковь на Рю Дарю в Париже.
На торжественном акте освящения присутствовали князь Александр Романовский, он же герцог Лейхтенбергский (внук императора Николая I), Великая княжна Анастасия, дочь Великого князя Михаила, видные представители русской колонии, французские власти. Удивительные сплетения обстоятельств и судеб привели к тому, что на этом месте и в этом городе возник такой великолепный Храм.
В Ницце к тому времени уже была русская Церковь, построенная в 1859 году. Но русских в городе стало так много, многие из них живали здесь подолгу и даже приобрели дома, так что старая Церковь не могла вместить всех прихожан.
В 1896 году вдовствующая Императрица Мария Федоровна решила провести зиму в Кап Дай. Она приехала в сопровождении своих детей, Великих князей Георгия и Михаила и Великой княжны Ольги. Императрица надеялась, что мягкий климат поможет Великому князю Георгию, больному туберкулезом.
Собор свт. Николая Чудотворца в Ницце
Общественность через настоятеля Церкви обратилась к Императрице за содействием в постройке нового Храма. Императрице не могла не понравиться эта мысль. Тридцать лет назад здесь, в Ницце, умер ее жених, наследник престола Великий князь Николай Александрович. Здесь же, в Ницце, решилась ее дальнейшая судьба, когда несколько позже она приняла предложение Императора Александра III стать его женой.
Известный архитектор, член Академии Художеств Михаил Тимофеевич Преображенский создал великолепный Храм в лучших традициях XVIXVII веков. Многие черты его напоминают Храм Св. Ильи в Ярославле, Храм Василия Блаженного в Москве, ряд других Церквей, построенных в городах русского Севера.
В выборе материалов для внешней отделки собора Преображенский воспользовался местными материалами и традициями. Использованы были мрамор, известняк особо твердого качества, серый гранит. Изразцы были заказаны частью во Франции, частью во Флоренции. На облицовку Храма пошли кирпичи из Германии они оказались самого высокого качества и имели нежный розоватый оттенок.
При прокладке фундамента обнаружилось, что участок, на котором собирались возводить собор, оказался не подходящим для монументального здания, грунт не мог принять на себя такой нагрузки. Пришлось искать новое место.
В 1902 году Император Николай II дал свое согласие на постройку Храма в Бермонд-парке, который принадлежал ему и находился в центре города. Император Александр II купил этот парк после смерти своего старшего сына и наследника престола Великого князя Николая Александровича. Вилла, в которой тот умер, была снесена, и на ее месте была построена мемориальная часовня в византийском стиле. Иконы были написаны художником Неффом, очень известным тогда в России.
Читаем на плите: Сей соборный Храм сооружен монаршим попечением и щедротами государя Императора Николая II и его Августейшей матери вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Освящен 4/17 декабря 1912 года Лик Спаса Нерукотворного и остальные иконы на фасадах собора исполнил художник Фролов по эскизам Васильева.
Особое внимание было обращено на внутреннее великолепие Храма. Ученик строгановской школы живописи Л. Пиановский создал чертежи, по которым иконостас был изготовлен в знаменитой мастерской Хлебникова в Москве из чеканного металла и литой бронзы и затем позолочен Образцом служили иконостас Церквей Св. Ильи в Ярославле, Спаса в Ростовском Кремле и некоторых старых Церквей Москвы Все иконы иконостаса выполнил иконописец (или как раньше называли изограф) Глазунов. Справа в Церкви стоит высокий массивный мемориальный крест с датой в нижней части 5 мая 1865. Это день смерти Великого князя Николая Александровича.
В нижнем помещении собора устроены трапезная и небольшой музей. В витринах хранятся предметы церковного обихода, облачения, митры, посередине военный мундир Основные средства на постройку собора были даны Императором Николаем II и князем Голицыным Первая русская приходская Церковь в Ницце во имя святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры в 1959 году отметила столетие своего существования.
В Ницце и окрестностях в то время уже проживало много русских. В большей своей части это были люди богатые и влиятельные, обладающие виллами и роскошными садами. Широкий размах русских празднеств и сказочные траты на общественные увеселения вызывали всеобщее удивление и восторг.
Но была и другая, тоже многочисленная часть русской колонии молодые люди, больные туберкулезом и приехавшие сюда со всех концов необъятной России в последней надежде на исцеление. Но здесь недуг почти всегда обострялся и в конце концов уносил свои жертвы в могилу. Это подтверждают памятники на кладбище Остро чувствовался недостаток в Русской Церкви. И приехавшие в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку Храма По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Освящена 31 декабря 1859 года.
Торжественное освящение Храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый русский православный Храм в Западной Европе. Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска.
Русское кладбище в Ницце очень обширное, и можно долго бродить среди могил, читая известные имена: полковник Александр Раевский друг Пушкина, Сергей Сазонов министр иностранных дел России, княгиня Елена Сербская вдова князя Иоанна Константиновича, убитого большевиками в Алапаевске, генерал от инфантерии Николай Юденич.. Здесь погребена княгиня Екатерина Юревская, урожденная Долгорукая. После убиения Императора Александра II и до своей смерти в 1922 году она жила во Франции…
Над некоторыми могилами поставлены миниатюрные часовни по облику часовен севера России. Вот одна из них с надписью: Усыпальница белых воинов. И выше: Милосердием твоим прости и прошением твоим освяти наши грешные души.
Канны
Этот город тоже привлекал к себе русских, и здесь проживало много членов царской семьи. Со временем и здесь возникла острая потребность в православном Храме.
Протоиерей Григорий Остроумов обратился к Великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в создании русского Храма в Каннах.
В ноябре 1894 года Храм был освящен в присутствии Великого князя Михаила Михайловича и городского муниципалитета в полном составе, которые в память этого торжества вынесли постановление: улицу, на которой находится Храм, переименовать в бульвар Александра III.
Михайло-Архангельский храм в Каннах
Члены императорской семьи и многие состоятельные лица, подолгу проживавшие в Каннах, подарили Храму хоругви, церковную утварь, напрестольный крест, драгоценное Евангелие, множество икон, мраморный иконостас и все иконы для него, паникадила.
Два года спустя Иван Елагин построил на свои средства колокольню и дал семь колоколов для нее. Колокольня гармонично дополнила ансамбль Церкви.
Под Церковью помещается довольно обширный склеп, где находятся гробницы целого ряда известных людей: протоиерея Григория Остроумова, так много потрудившегося на создании Храма, князя Петра Александровича Ольденбургского, Великого князя Петра Николаевича, брата Великого князя Николая Николаевича, адъютанта Императора Николая II, его супруги Милицы Николаевны, дочери черногорского короля Николая I.
Женева
Крестовоздвиженский кафедральный собор был освящен 14 сентября 1866 года. Все средства на постройку были пожертвованы частными лицами, без даров императорского правительства.
Собор стоит в центре города, на холме. Благодаря множеству куполов Церковь имеет особо торжественный вид с любой стороны.
При входе в собор справа находится место погребения епископа Леонтия Женевского, который умер в 1956 году.
Крестовоздвиженский Собор в Женеве
Пятиаркадный иконостас каррарского мрамора был создан скульптором Хеннебергером. Столбики по бокам икон повторяют мотив древних русских Церквей. Под крестом высечены слова: Сим победиши. Изображение Христа как бы парит в воздухе Царские врата резного кипарисового дерева с позолотой работы художника Рубио.
По обеим сторонам иконы: справа изображение Спасителя, слева девы Марии. Обе иконы известного художника Кошелева, члена Академии Художеств в Петербурге.
На правой двери, ведущей в алтарь, изображение Св. Елены с крестом. Правее, в обрамлении из каррарского мрамора, Богородица с Христом. Эта икона была привезена с Афона, подарок скита Св. Андрея. Мраморные обрамления для икон подарили Храму супруги князь и княгиня Сергей и Анна Голицыны
Вэвэ
На противоположном берегу Женевского озера расположен город Вэвэ В этом городе была своя русская колония. Живал здесь подолгу граф Петр Андреевич Шувалов (годы жизни 18271889), дипломат, представитель России на Берлинском конгрессе. Дочь графа Шувалова, Варвара Петровна Орлова, в двадцать два года скончалась от родов. Граф хотел похоронить дочь и умершую одновременно с ней внучку Марию за алтарем в церковном саду, для чего был построен склеп. Городские власти не разрешили этого делать, и тело покойной осталось на городском кладбище
Церковь св. вмч. Варвары в Вэвэ (Швейцария)
Граф построил Церковь Св. Великомученицы Варвары в память своей дочери, Храм был закончен и освящен в 1878 году.
Заимствуя приемы XVI века, строитель плавно переходит от куба Храма к барабану и куполу двумя ярусами кокошников. Купол красивой формы с чешуйчатым покрытием. Стены Храма изобилуют украшениями К главному входу можно подойти от ворот или крытым переходом с южной стороны улицы. В 1950 году благодаря хлопотам епископа женевского Леонтия останки покойной Варвары Петровны и ее дочери были перенесены и погребены в склепе
Таким образом много лет спустя была исполнена воля строителя Храма графа Петра Андреевича Шувалова
Висбаден
Церковь св. Елизаветы находится в самом городе на горе Нероберг, и была она построена в 18481855 годах как посмертный памятник Великой княжне Елизавете Михайловне. Была она племянницей императоров Александра I и Николая I и вышла замуж за герцога Адольфа Нассау. В 1844 году состоялся торжественный въезд молодых в Висбаден, но и года не прожила здесь молодая жена герцога: в 1845 году она умирает при родах, умирает и только что родившаяся дочь.
Герцог Адольф и император Николай I дают средства на постройку Храма-памятника. Слева в церкви в глубокой нише стоит саркофаг белого каррарского мрамора с изображением герцогини в полный рост. На нижней части саркофага двенадцать апостолов.
Церковь св. прав. Елизаветы в Висбадене
Храм изобилует великолепными резными украшениями в камне. Иконы писал художник Карл Тимелеон фон Нефф, профессор Академии Художеств в Петербурге. Многие иконы Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге принадлежат его кисти Фрески исполнены придворным художником Якоби. Необыкновенно здесь то, что в куполе вместо принятого изображения Христа Пантократора Око Господне.
На кладбище часовня. Надпись на бронзовой доске гласит Кладбище для православных устроено христолюбивым попечением благоверной Государыни Великой княгини Елены Павловны на иждивение ее Императорского высочества и Российского министерства иностранных дел. Освящена августа 19/31 дня 1856 года. десь похоронены: барон Карл Фридрих фон дер Остен, императорский русский генерал и рыцарь; князь Александр Павлович Урусов; Юлиана Павловна Кюхельбекер, сестра друга Пушкина Карла Кюхельбекера; граф Мусин-Пушкин…
Забелин С. А.
Добавить комментарий