Православное имя Эдуард

Когда именины у эдуарда по церковному календарю. Значение имени: Эдуард

Имя Эдуард — это имя древнеанглийского происхождения и состоящее из двух частей (двукоренное). Лингвисты утверждают, что это корни eād — «богатство» и weard — «страж». Однако как вы понимаете литературных переводов имени есть несколько. Наиболее популярным значением имени Эдуард можно назвать значение «страж богатства» . Так же достаточной популярностью пользуется версия, что имя Эдуард означает «священный страж» .

Имя Эдуард почитаемо в католической конфессии и пишется на латыни как Eduardus. Один из католических святых с этим именем является покровителем королевской семьи Англии.

Значение имени Эдуард (Эдвард) для ребенка

Маленький Эдуард выделяется своей подвижностью, которая удивительно сочетается с уравновешенностью ребенка. Это достаточно редкое сочетание, так как столь подвижные дети обычно наделены более взрывным и неспокойным темпераментом. Еще у ребенка можно выделить хорошую коммуникабельность и умение избегать конфликтов. Это добрый и воспитанный мальчик, которого легко воспитывать. Так же Эдуард уже в детском возрасте достаточно тонко понимает психологию людей и нередко манипулирует окружающими.

Учится Эдуард по большей части хорошо. У него прекрасные аналитические задатки, которые заметны уже в дошкольном возрасте. Мальчик имеет большой потенциал, что позволяет ему с легкостью осваивать новые знания. К сожалению это порождает и проблему завышенной самооценки. Часто Эдуард выделяясь на фоне не столь одаренных сверстников начинает излишне задаваться, так что иногда даже родители не рады этому дарованию. Уже в более взрослом возрасте задатки дополняются сильными волевыми качествами, без которых освоить любую серьезную науку достаточно проблематично.

Про здоровье Эдуарда можно сказать что оно крепкое и он не испытывает каких либо проблем. У него средний жизненный тонус, так что феноменальной работоспособностью он похвастаться не сможет. Однако, даже этого ему хватает чтобы везде все успевать. Проблемы со здоровьем минуют Эдуарда обычно до очень преклонного возраста.

>Сокращенное имя Эдуард

Эд, Эдди, Эдик, Эдька, Эдя, Эду, Ду, Дадо, Дино, Тед.

>Уменьшительно ласкательные имена

Эдюша, Эдичка, Эдюшка, Эдюня.

>Отчество детей

Эдуардович и Эдуардовна. Мужское отчество имеет разговорную форму — Эдуадыч.

>Имя Эдуард на английском языке

В английском языке имя Эдуард пишется как Edward, а произносится как Эдвард.

Имя Эдуард для загранпаспорта — EDUARD.

Перевод имени Эдуард на другие языки

на армянском — Էդուարդ
на белорусском — Эдуард
на болгарском — Едуард
на венгерском — Eduárd
на греческом — Εδουάρδος
на датском — Edvard
на испанском — Eduardo
на итальянском — Edoardo
на немецком — Eduard
на норвежском — Edvard
на польском — Edward
на португальском — Eduardo
на румынском — Eduard
на украинском — Едуард
на французском — Édouard
на финском — Edvard
на чешском — Eduard
на шведском — Edvard
на японском — エドワード

Имя Эдуард по церковному (в православной вере) отсутствует. Этого имени нет в православных святцах, а значит Эдуарду нужно будет выбрать другое крестильное имя, отличное от мирского.

Характеристика имени Эдуард (Эдвард)

Взрослого Эдуарда многие воспринимают как сильного и уверенного мужчину, но это не совсем верно. Обычно несмотря на столь сильное имя, Эдуард мягкий и добродушный человек. В отличии от детского возраста, взрослый Эдуард более медлительный и спокойный. Такое несоответствие нередко вызывает диссонанс в восприятии Эдуарда, но это только пока вы с ним не познакомитесь поближе. Эдик стремится к материальному благополучию и его понимание дружбы не включает в себя материальную взаимовыручку. Его отношение наиболее точно отображает поговорка «Дружба дружбой, а табачок врозь». Не всем приятна такая жизненная позиция Эдуарда, но его это абсолютно не волнует. Стоит отметить, что Эдуард компанейский человек. Он отличный собеседник и обладает хорошим чувством юмора.

Эдуард — это трудолюбивый мужчина, который умеет сосредоточится на выполнении задачи. Серьезно относится к своей работе, что всегда замечают работодатели. Большого успеха Эдуард может достичь и в предпринимательской деятельности, ведь у него есть все необходимые качества для этого. Стоит отметить однако, что Эдуард редко работает от души. Для него наиболее важным является материальная составляющая труда.

Эдуард долго идет к созданию семьи, так как его характеризует изрядная влюбчивость. До определенного возраста он очень непостоянен в отношениях и совершенно неспособен к семейной жизни. Со временем эта его черта становится не столь заметна, что позволяет ему все же найти ту единственную. Обычно жена Эдика — это нежная и заботливая женщина, которая будет для него настоящей поддержкой. Он хороший отец и проводит с детьми достаточно много времени. Особенно теплые отношения устанавливаются с детьми, когда они достигнут подросткового возраста. Он настоящий друг и старший товарищ для них.

Тайна имени Эдуард (Эдвард)

Тайной Эдуарда можно назвать его отношение к другим людям. Он со всеми одинаково дружен, так что многие его знакомый причисляют себя к его друзьям, но это совершенно не так. У него обычно один или два близких друга, а остальных он просто считает товарищами. К сожалению это нередко приводит к неприятным ситуациям, хотя сам Эдуард совершенно не волнуется по этому поводу.

Планета — Сатурн.

Знак зодиака — Козерог.

Тотемное животное — Сокол.

Цвет имени — Пепельно-серый.

Дерево — Дуб.

Растение — Маргаритка.

Камень — Оникс.

Происхождение имени Эдуард (Эдвард) связывают с двумя языками — древненемецким и древнеанглийским. В первом случае имя означает «страж богатства, достатка, счастья», «священный страж», также встречается перевод «человек, заботящийся о собственности». По второй версии, оно происходит от имени Eadward, состоящего из двух частей: «богатый, счастливый» и «войско».

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Козерог
  • Планета-покровитель: Сатурн
  • Камень-талисман: оникс
  • Цвет: пепельный
  • Дерево: дуб
  • Растение: маргаритка
  • Животное: сокол
  • Благоприятный день: суббота

Черты характера

Тайна имени Эдуард скрывает личность со стальным характером, уверенную в себе и знающую, чего хочет получить от жизни. Он с легкостью приспосабливается к ситуациям с нелегкими условиями, принимает быстрые решения, которые в дальнейшем благотворно сказываются на нем самом и находит достойный выход.

Для достижения поставленных целей Эдуард обычно выбирает самый легкий путь. В общении он вежлив и услужлив. Также его отличает особая щедрость и предупредительность. Однако за всей этой милостью стоит, как привило, расчет и корысть, поэтому с таким человеком нужно быть очень внимательным.

Обладая твердым характером, силой воли, целеустремленностью, он способен добиться успехов в жизни.

Увлечения и хобби

Эдуард может интересоваться коллекционированием. Он также очень любит природу и все виды деятельности, которые с ней связаны. С таким мужчиной всегда можно рассчитывать на походы, пикники и развлечения на свежем воздухе.

Профессия и бизнес

В школе Эдуард учится хорошо, поэтому диапазон профессий для него очень широкий. Однако стоит учитывать особенности характера молодого человека. Его быстрый ум направлен на то, чтобы осуществлять краткосрочные цели качественно. Настойчивость позволяет ему построить хорошую карьеру. Мужчина с этим именем больше преуспевает в военном деле, в качестве врача, инженера или конструктора, нежели в творческих специальностях.

На работе Эдуард доброжелателен и обаятелен со всеми без исключения. Однако вежливость может моментально испариться, если дело касается его собственных интересов. В такой ситуации он моментально становится жестким, «смягчить» которого очень сложно.

Здоровье

Со здоровьем у Эдика все в порядке. Однако существует склонность к алкоголизму и наркомании. Как правило, она проявляется, если обладатель этого имени не находит своего места в жизни или если считает, что его не признают в обществе.

Секс и любовь

Сексуальный темперамент Эдуарда очень сильный, но в то же время абсолютно ненавязчивый. Всю свою жизнь он с вожделением изучает психологию женщины, ее слабости и уязвимые места. Благодаря своему характеру воспринимает секс с девушкой как способ накопить опыт, а не как проявление чувств.

В постели Эдуард очень ласков, для него многое значит прелюдия. В любви он мягкий и отзывчивый человек. Считает, что представительниц слабого пола нужно опасаться, поэтому не так просто добиться его любви и расположения. Но еще сложнее удержать такого мужчину, потому что он требует подчинения. Как только этого добивается, женщина становится ему безразличной.

Взрослый носитель имени Эдуард очень увлечен прекрасным полом, и это делает его ветреным и непостоянным. Однако если он влюбляется, то забывает обо всех своих связях и становится верен своей женщине. От избранницы требует безусловной преданности.

Семья и брак

Эдуард — верный муж и любовник, он всегда помогает «второй половинке», делает ей дорогие подарки. Если поверил в чувства своей девушки, то моментально становится сдержанным и чутким мужчиной, способным на многое ради дамы сердца. В супруги выбирает красивую и спокойную женщину, способную вынести все тяготы его характера. В семье он, как правило, берет контроль над финансами. Воспитание детей предоставляет жене.

Эдуард – деятельный и практичный мужчина, на которого можно положиться в любой ситуации. Мечты и романтические настроения – не его стиль, он предпочитает действовать. Гибкий ум позволяет ему быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение. В то же время, имя Эдуард отличается холодностью и некоторой брезгливостью по отношению к окружающим.

Рассмотрим детально имя Эдуард, значение имени, характер и судьбу владельца в разные периоды жизни.

Есть две версии происхождения имени Эдуард: одна из них связана с Англией, а другая – с культурой древней Германии.

Значение имени

Если рассматривать английскую версию происхождения имени Эдуард, то оно переводится как «богатый», «счастливый», в переводе с древнегерманского оно означает «страж сокровищницы». Так или иначе, имя присваивалось потомкам королевских и знатных кровей.

Судьба

Рассмотрим значение имени Эдик (Эдуард) для разных периодов жизни его владельца. Значение имени Эдуард для ребенка дает ему излишнюю активность и эмоциональность. Он любит играть и шалить, проявляя изобретательность, которой смог бы позавидовать любой взрослый. Родителям стоит отдать мальчика в секцию, чтобы его энергия находила применение в мирных целях и не подвергала его опасности. Эдик растет любознательным, хорошо учится и старается не расстраивать маму, к которой очень привязан. Он легко вливается в коллектив сверстников и становится лидером, спокойный характер позволяет ему решать проблемы без драк и громких ссор.

Значение имени Эдуард для мальчика-подростка приносит ему уверенность в себе и решительность в поступках. Он уже знает цель, к которой будет, идти и обязательно добьется ее. Главное – чтобы учеба или будущая профессия были интересны Эдуарду, тогда он сможет стать лучшим в своем деле.

Эд умеет понимать ситуацию, видеть корни проблемы и находить ее решение. Проблемы и препятствия не вызывают у него внутреннего страха, но парень по своей природе инертный и не станет проявлять усилия там, где этого не требуется. У Эда есть внутреннее чутье на людей, которое срабатывает с первых секунд и никогда не подводит, поэтому в его окружении только те люди, которым он сможет безоговорочно доверять. У него есть творческое хобби, связанное с живописью или музыкой.

Что означает имя Эдуард для мужчины? Оно дает ему мужество, расчетливость, силу и способность достигать желаемого. У него развита интуиция, присутствует артистизм и умение быстро привыкать к смене обстоятельств. Эдуард знает, как управлять людьми, но производить манипуляции над собой не позволит. Все поступки он планирует наперед, очень практичен и основателен.

Мечте он предпочтет материальную выгоду, если не задето его самолюбие, тогда он сможет на время забыть о деньгах, чтобы восстановить имидж хорошего парня. Если он сможет бросить вызов собственной инертности, сможет достичь всего, к чему стремится.

По натуре мужчина флегматичен, умеет ценить то, чем обладает, не строит воздушных замков. Депрессии стрессы и самокопания в его жизни отсутствуют. У Эдуарда много увлечений, но он предпочитает не вникать в них слишком глубоко.

В любви Эдуард достаточно темпераментный и чувственный, но не станет проявлять навязчивое внимание к понравившейся девушке. Его харизма и обаяние легко располагают к себе, мужчина умеет ухаживать, красиво говорить комплименты не жалеет средств на подарки.

Эдуард не дает напрасных обещаний и долгое время предпочитает свободные отношения, ускользая от ответственности. Но такое положение дел не значит, что он не умеет любить. Просто мужчина долгое время находится в поиске собственного идеала и не согласен размениваться на меньшее. Выберет самодостаточную, красивую женщину с добродушным и легким характером.

Он обязательно поинтересуется ее материальным положением, поскольку его не вдохновляют отношения с Золушкой. Часто Эдуард заключает брак, основанный на расчете, а не на любовном влечении. Жена Эдуарда вынуждена жить с его ревностью и подозрительностью, хотя его самого сложно назвать эталоном верности. Часто у Эдуарда бывает два брака. В семье он берет на себя вопросы обеспеченности, считая, что домашние хлопоты и воспитание детей – женская обязанность.

Характер

Значение имени Эдуард, характер по знаку зодиака:

  • Овен – активный и азартный, может горы свернуть. Честолюбие подталкивает его на чаще всего оправданные риски. Ему сопутствует удача в любом из начатых дел. Его супругой станет спокойная женщина, умеющая создать в доме атмосферу уюта.
  • Телец – волевой, оптимистичный, честолюбивый, всегда стремится к самому лучшему. Повышенная сексуальность может разрушить его семью.
  • Близнецы – обаятельный и веселый, обожает шумные компании и не выносит монотонной работы. Живет сегодняшним днем и не слишком борется за достижение поставленной цели.
  • Рак – откровенность, забота и преданность – его основные черты. Семья для него всегда будет на первом месте.
  • Лев – честный, прямой, но слегка легкомысленный, потому что удача часто сама идет в его руки. Он не слишком старается дойти до намеченной цели, но – когда это нужно, умеет быть решительным и волевым.
  • Дева – легкомысленный мужчина, который боится перемен, компаниям предпочитает чтение и сможет построить отношения с девушкой, которая больше всего ценит семью и домашний уют.
  • Весы – добрый, отзывчивый и ранимый, в отношениях опасается предательства, но сможет быть счастлив с доброй и решительной по характеру девушкой.
  • Скорпион – страстный, коммуникабельный, уверенный в себе. Всего привык достигать через упорный труд, супруге остается верен, но того же требует в ответ.
  • Стрелец – эффектный и галантный, умеет нравиться девушкам, но в быту ужасно непрактичен. Не умеет достигать поставленных целей.
  • Козерог – расчетливый и трудолюбивый, стремится к карьерному росту. Всегда хочет достичь большего, ради карьеры способен на интриги. В любви предпочитает отсутствие обязательств.
  • Водолей – добрый, коммуникабельный, тактичный, умный. Его обожают девушки, но он сделает выбор в пользу той, кто поддержит в любых, даже самых безумных затеях.
  • Рыбы – веселый и спокойный. Любовь ко всем без исключения женщинам приводит его к позднему браку.

>Именины

Именины Эдуард не празднует.

Цвет имени

Цвета Эдуарда – серый и фиолетовый. Серый выражает недоверчивость и двоякий характер. «Серые» во всем видят обман и предательство, мстительны.

«Фиолетовое» имя дает обладателю философский склад мышления, развитые экстрасенсорные способности и интуицию. Такая личность притягивает окружающих ореолом загадочности.

Цветок имени

Растение-талисман Эдуарда – маргаритка. Она символизирует любовь, материальное благополучие и благородство. В Европейских странах ее часто используют при гадании на любовь мужчины.

>Церковное имя

Православное имя Эдуард отсутствует в святцах.

Перевод имени на разных языках

Имя Эдуард на других языках мира:

  • белорусский и украинский варианты аналогичны русскому;
  • английский, испанский, польский и словенский вариант – Edward.

>Полное имя, сокращенное, ласковое

Формы имени Эдуард:

  • Дюша;
  • Эдюша;
  • Эдик;
  • Эдечка.

Отчества

Отчество от имени Эдуард для мальчика – Эдуардович. Имена для сына:

  • Валентин;
  • Валерий;
  • Станислав;
  • Даниил;
  • Ростислав;
  • Роман;
  • Руслан;
  • Константин.

Отчество для девочки – Эдуардовна. Имена для дочки:

  • Изольда;
  • Эльза;
  • Изабелла;
  • Стелла;
  • Анастасия;
  • Валентина;
  • Антонина;
  • Камилла;
  • Маргарита;
  • Марьяна.

Совместимость

Совместимость имени Эдуард с женскими именами:

  • С Анастасией – идеальная пара и любовь с первых минут. Она – творческая и поддерживающая его во всем, а он – ее верный защитник.
  • Если Эдуард сможет побороть свою тягу к романтическим приключениям, он построит с гармоничные отношения. Измену женщина простить не сможет и уйдет.
  • С Ольгой Эдуарда ожидает буря эмоций, но после того как страсть сойдет на нет, пара распадается.
  • Ирине нравится обходительность Эдуарда, а ему – чувство юмора избранницы, но девушку пугает чрезмерная общительность мужчины. В итоге союз может не состояться.
  • Эдуард и Юлия смогут построить почти идеальный, но очень эмоциональный союз. Здесь случаются ссоры, но это не мешает развивать отношения.
  • рассмотрит в Эдуарде своего защитника и героя, сама она не признает никаких ограничений и рамок. В паре часто бывает борьба за лидерство, и если девушка не научится идти с возлюбленным на компромисс, то союз просуществует недолго.

Склонение

Склонение имени Эдуард по падежам:

  • В именительном и винительном – Эдуард.
  • Родительном – Эдуарда.
  • Дательном – Эдуарду.
  • Творительном – Эдуардом.
  • Предложном – об Эдуарде.

Известные люди с именем Эдуард

Знаменитые Эдуарды:

  • Трухменев – актер, известный по сериалу «Маргоша»;
  • Успенский – детский писатель, «папа» чебурашки и дяди Федора;
  • Эд Шульжевский – популярный певец, исполнитель хита «My Baby»;
  • Радзинский – историк, писатель, телеведущий.

Эдуард сможет найти себя в профессии военного, врача, инженера или программиста. Если проявит больше активности, легко может состояться как юрист или психолог или вырасти до руководящей должности, что ему очень импонирует, ведь мужчина не любит, когда им управляют.

Полезное видео про значение имени Эдуард

Эдуард — древнеанглийское Eadweard — ead — владение + weard хранитель — хранитель владений, страж.

Именины Эдуарда по церковному календарю:

  • 18 января: Эдуард Исповедник /католич./
  • 31 марта: Эдуард Мученик /католич./

Характеристика имени Эдуард

Маленький Эдуард — смышленый, веселый, обаятельный мальчик. Он очень любит мать, всегда старается порадовать ее, помочь, утешить. Эдуарду нравятся подвижные игры, порой за ним трудно уследить. Он любознателен, доброжелательно настроен по отношению к людям, редко капризничает.

Учится Эдуард старательно. У него острый ум, он крайне наблюдателен, обладает хорошей памятью. Он общителен, пользуется авторитетом в классе. Эдуард артистичен, принимает участие в школьных конкурсах, спектаклях, олимпиадах. Часто Эдуард увлекается спортом. Он очень ловкий и гибкий мальчик. Эдуард неплохо рисует, любит математику, живо интересуется историей и литературой. Его интересы весьма разносторонни, до самого окончания школы ему бывает трудно сконцентрироваться на чем-то одном.

Взрослый Эдуард — деловой человек. Он самоуверен, быстро принимает решения и стремительно делает карьеру. Эдуард не воспринимает чужие советы, не признает препятствий на своем пути, бывает очень жесток и принципиален. С коллегами по работе держится подчеркнуто вежливо, украдкой наблюдая за ними и делая собственные выводы. При случае Эдуард не постесняется «облить грязью» того, кто является помехой его успеху. Из него выйдет отличный бизнесмен, банкир, работник биржи или президент компании. Если Эдуард будет развивать свои творческие способности, то станет превосходным музыкантом, художником, журналистом. Часто Эдуард достигает вершин в политической карьере.

У Эдуарда множество приятелей, но настоящих друзей он заводит редко. Эдуард никогда не дает советов. Выслушав проблемы человека, он в лоб спрашивает, какая помощь ему требуется. Эдуард способен искренне посочувствовать другу, но у него недостает терпения выслушивать жалобы. Он — человек действия.

Перед обаянием Эдуарда трудно устоять. Он остроумен, умеет галантно ухаживать за женщинами, привлекателен. Эдуард очень щедр, любит преподносить цветы и подарки. При этом, однако, он всегда старается ускользнуть, избежать обязательств, предпочитает отшучиваться, «отмахиваться» от пылких признаний. Но Эдуард способен на сильные чувства. Он ищет женщину себе под стать — деловую, энергичную, веселую, добродушную. Чаще Эдуард женится дважды. Он несколько легкомысленно относится к воспитанию детей, жене предоставляет свободу. Сам постоянно увлекается женщинами на стороне, но семью оставит только в крайнем случае. Он — человек привычки, «строить заново» ему тяжело.

Святой Эдуард-мученик и судьба Англии

Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам.

(Мф. 6: 33)

С тех пор как англичане пришли на остров Британия, они не совершили деяния, ужаснее этого. Люди убили его, но Бог возвеличил его: в жизни – земной король, а по смерти – небесный святой.

Англо-саксонская хроника за 979 год

Церковь на Британских островах только тогда начнет возрождаться, когда будет почитать своих святых.

Святой Арсений с острова Парос († 1877)

Святой Эдуард-мученик Православная христианская вера основана на двух важных учениях: на учении о Святой Троице – едином Боге в трех Лицах и на учении о воплощении Сына Божия: истинный Бог стал истинным Человеком. Крестное знамение выражает оба этих учения. Два пальца на ладони – это две природы Христа, а соединенные вместе большой и два других пальца изображают Святую Троицу, единосущную в трех Лицах. Этим знамением христианин освящает свои умственные силы (голову), свою духовную силу (сердце) и физическую силу (плечи). Все три источника силы должны освящаться для пользы человеку и равновесия. В древней Англии обращали особое внимание на крестное знамение: «Сколько ни маши руками, не освятишься, пока не сотворишь крестного знамения. А как перекрестишься, враг отступает, устрашившись знамения победы. Всякий должен освящать себя тремя пальцами во имя Святой Троицы» (аббат Эльфрик Эйншемский).

Три составляющих человека – духовную, умственную и физическую – встретим и в обществе. В любом обществе, христианском и нехристианском, есть люди, посвящающие себя труду духовному (монахи, монахини, священники), умственному (учителя, писатели, администраторы) и физическому (фермеры, ремесленники, плотники). Общество нуждается в этих трех деятельностях для своего равновесия. Аббат Эльфрик Эйншемский († 1020) писал подробно об этом в сочинении «Нищие, работники и солдаты», и епископ Вульфстан Вустерский тоже писал об этих трех составляющих в своих «Законах общественного строя». Также у нации есть законы духовные (в христианстве это Церковь) и человеческие (государство и пр.). Они соотносятся с двумя природами Христа, и обе необходимы для сохранения равновесия в обществе. Баланс духовных, умственных и физических сил, а также Божественного и человеческого царств символизирует всеобщее крестное знамение, сотворенное над всем народом, всей нацией, всем королевством.

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).

Современным западным обществом этот баланс потерян. Сегодня мало кто обращает хоть какое-то внимание на царство духовное, и многие живут в полном неведении о духовном мире, существующем рядом с материальным. Основное внимание сосредоточено сейчас на умственной работе (образование, технологии) и на физическом развитии (спорт, досуг, отдых). Таким образом, Божественное и человеческое находятся в дисгармонии. Мы живем в эпоху тоталитарных государств, в которых «полнота» наших жизней определяется критериями государства. Это верно для недемократических стран, но верно также и для демократических, в которых главной заботой для многих является «экономизм», то есть власть денег, интерес к экономике, называемый святым Евангелием просто маммоной. Все это не оставляет места для духовной жизни («у меня нет времени ходить в церковь»). В прежние же времена большинство мужчин и женщин развивались духовно, они веровали и практиковали свою веру, они утомляли свои тела физической работой, тем самым укрощая страсти и успокаивая ум. Сегодня у людей духовные вместилища пусты и неразвиты, о них даже не знают, в то время как тело со всеми его чувствами постоянно возбуждено, а ум все время раздражается непрекращающимся потоком информации. В результате этого в государствах миллионы граждан становятся больными телесно и душевно. И сегодня вполне уместно задать вопрос: не потому ли общество стало таким неуравновешенным, что мы перестали «искать прежде всего Царствия Божия», или, другими словами, перестали творить крестное знамение?

Вечер, ранняя весна. Молодой король возвращается с охоты в королевское поместье на Пурбекских горах, что на юго-западе страны. Он едет верхом, сопровождаемый несколькими спутниками, в поместье своей мачехи. Этого 19- или 20-летнего короля зовут Эдуард. Он праправнук святого короля Альфреда Великого и сын святого короля Эдгара Мирного, правителя всей Англии. Его мачеху зовут Эльфредой, она мать Этельреда, известного в истории как Этельред Нерешительный (Ethelred the Unready), что по-староанглийски звучит как «знатный совет – никакой совет». Мы сейчас находимся к западу от деревни Корф графства Дорсет, и сегодня 18 марта 978 года. Люди королевы Эльфреды выезжают навстречу юному королю, чтобы поднести ему приветственную чашу. Один из них останавливается справа от короля, как бы собираясь обнять его, но затем вдруг хватает его за руку. Другой, с левой стороны, хватает короля за другую руку, выворачивает ее и наносит королю удар кинжалом прямо в легкое. Эдуард навзничь падает с лошади, которая, испугавшись, срывается с места. Левая нога короля запутывается в стремени, и лошадь, несущаяся вскачь, волочит его тело по земле, так что король ломает себе бедро. А испуганная лошадь несется все вперед и вперед, все так же волоча по земле тело короля, нога которого запуталась в стремени. Из раны хлещет кровь, но лошадь не останавливается. Наконец тело уже бездыханного Эдуарда, все растерзанное и избитое, срывается в небольшой ручей у подножия холма, где и сегодня находятся руины замка Корф. К этому источнику до сих пор приходят паломники и умывают в нем глаза, ибо воды его имеют целительную силу.

«Земные родичи не отомстили за его смерть, зато Небесный Отец отмстил сполна. Земные убийцы стерли память о нем на земле; но Отец Небесный возвеличил его славой на небесах и на земле. Тот, кто однажды не приклонил колен пред ним живым, сейчас смиренно склоняется к его мощам» (Англо-саксонская хроника).

Замок Корф

Чудеса, последовавшие после этого происшествия, позволили назвать убийство короля мученичеством. Тяжкий грех цареубийства, лишения жизни помазанника Божия, содеянный предателями из королевского дома, был совершен не по политическим, а по духовным причинам. Как и его отец святой Эдгар, внезапно умерший в 975 году (память 8 июля), святой Эдуард был помазан на царство архиепископом всей Англии, любимым всеми «первым аббатом английской нации» святым Дунстаном (память 19 мая). Как и его отец, святой Эдуард был щедр на милостыню бедным в годы плохого урожая и поддерживал монашество, защищая монастыри и их земли от алчных рук завистливых баронов. Святой король Эдуард хотел, чтобы основой английского королевства была молитва, ибо знал, что она – единственный гарант его правления. Но остальные думали по-другому. Один из таких людей, Элфхер Мерсийский, воспользовался юностью Эдуарда в своих интересах. Он разрушал монастыри, прогонял монахов, а земли их отдавал родственникам и друзьям. Монастырь в Ившеме был ограблен, обитель Диерхест в Глостершире постигла та же участь. «Вдов неоднократно грабили, происходило много несправедливостей и преступлений. Он изгонял монахов из церквей, прогоняя овец вместе с пастырями криками и хлопаньем в ладоши из толпы; это был злейший хозяин, великий тиран». Элфхеру противостояли не только реформаторы Церкви, боровшиеся за духовное возрождение: святые Дунстан, Освальд и Этельвольд – «три великих святителя» Англии, но и знать Восточной Англии. Этельвина, поборника монашеской жизни, поддерживал его брат Алфвольд, а также еще один герой древней Англии Биртнот из Малдона. Во главе этой группы благородных людей стоял молодой король. И вот Элфхер Мерсийский вместе со своими сторонниками отважился на цареубийство. Возможно, ему в этом помогала Эльфреда, желавшая власти вместе со своим сыном Этельредом, вступившим сразу после убийства святого Эдуарда на королевский трон, хотя ему едва минуло 10 лет. Убийство короля развязало заговорщикам руки, теперь они могли хозяйничать в королевстве, противиться монашескому возрождению, духовному пробуждению, своевольно управляя Этельредом.

Святой Эдуард-мученик был последним королем Англии, для которого монашество было на первом месте. В нем умер не просто молодой король, а вся надежда Англии сохраниться такой нацией, в которой Церковь и духовные нужды народа важны и значимы наравне с государственными интересами и материальными потребностями нации. Это было началом конца. Равновесие между Церковью и государством на английской земле было навсегда утрачено. Нам даже не надо рассматривать время после правления Этельреда, чтобы понять, что это так. С самого начала его правления (978–1016) последовали дурные знамения. Во время своего крещения Этельред, как и нечестивый император Константинополя до него, осквернил святую купель. 978 год – год мученичества святого Эдуарда и вступления Этельреда на престол – был отмечен небесным знамением: «Ночью на небе появилось кроваво-красное облако, в которое ударил огонь». Согласно кентерберийскому хронисту Эдмеру, «святой Дунстан обличил Этельреда в том, что тот вступил на престол, обагренный кровью брата. Святой предсказал, что сам Этельред будет жить в крови, страдать от завоеваний и жесткого противостояния чужеземных врагов и что королевство будет снова и снова претерпевать кровавые разорения». Собственно, это бездарность и бесхарактерность Этельреда, пытавшегося откупиться от язычников-датчан, привели к славному, но унизительному мученичеству святого Альфеджа, любимого архипастыря всей Англии, и в конечном счете к датскому владычеству, когда датские короли смотрели на Англию как на колонию. В 1014 году Йоркский епископ Вулстан говорил: «Все должно пойти от плохого к худшему по грехам людей до самого прихода антихриста».

Святой король Эдгар Мирный. Витраж Но самой ужасной ошибкой Этельреда стала его женитьба в 1002 году на принцессе Эмме Норманнской († 1052). Этим была приведена в движение роковая цепь событий, облегчившая завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем и полное уничтожение древнего английского государства с его богатой цивилизацией.

Согласно видению короля Эдуарда Исповедника, наполовину норманна, явленному ему на смертном одре в январе 1066 года, «английская земля будет отдана во вражеские руки, так что демоны пройдут по всей стране с огнем и мечом, опустошая ее».

Трудно не увидеть в трагической смерти святого короля Эдуарда не только венец духовной славы, но и начало упадка и полного отпадения Англии от благодати. После жестокого убийства святого короля Эдуарда движение по восстановлению монашества после завоеваний викингов IX столетия постепенно сошло на нет, а английское общество было дестабилизировано. В результате Англия стала чувствительной к новой идеологии, внедрившейся в Западной Европе благодаря правлению пап-немцев и приведшей в середине XI века к отпадению от веры и Церкви первого тысячелетия большей части Западной Европы. Это стало предательством тысячелетней святости на Западе, того периода западной истории, который называют «эпохой святых».

Это не просто драма истории только Британских островов, и началась она не в данный период. Мученичество святого Эдуарда было не просто убийством отдельного человека, но смертоносным нападением на духовную чистоту всех Британских островов.

Норманнское завоевание было, собственно говоря, совершено потомками викингов, покоривших северную Францию. Банды воинственных норманнов, полуязычников с их культом военной аристократии и громадных крепостей, атаковали подлинно христианский мир от Сицилии до Ирландии; и в разграблении в 1204 году столицы христианской римской империи, Константинополя, в значительной степени повинны именно они. (По свидетельству хрониста Виллехардуина, некоторые из участников обороны города были потомками представителей той старой Англии, которые покинули ее после 1066 года.) В Англии норманны ввели феодальную систему, поработили народ, сократили Церковь до государственного отдела, настроили церквей-крепостей и сделали из епископов воинов. Эта «церковь» стала частью системы феодального подавления народа. От такой системы народ позднее был рад навсегда отделаться в XVI веке, в период Реформации. Потеря свободы в Церкви, ее феодализация на протяжении веков подрывали ее репутацию.

Порабощенные норманнами кельты были направлены по такому пути, на котором они не сделали со времени христианизации ничего. Норманнские замки, и теперь еще многочисленные в Уэльсе, до сих пор вызывают большую неприязнь кельтов, особенно ирландцев… Жаль, что кельты до сих пор так и не поняли, что именно англичане стали первыми жертвами тех, кого они называют «англичанами», то есть норманнских узурпаторов английской христианской законности и культуры. Эти «англичане» вовсе не жители внутренней Англии, они – правящий класс, «британцы», те, кто сокрушил сначала истинных англичан, а потом и кельтов. По сути, норманнское завоевание Ирландии в XII веке произошло с такого же благословения папы, что и завоевание Англии в 1066 году. Это завоевание привело бы к окончательному уничтожению ирландской святости, к утрате кельтского монашества, вдохновленного Египтом, и к тому, что жития кельтских святых стали бы восприниматься всего лишь как легендарный фольклор. Норманны постарались уничтожить традиции «острова святых» (так издавна называлась Ирландия. – Пер.), так же как они стремились умалить и опорочить английскую, шотландскую и уэльскую христианские традиции. Первое тысячелетие на Британских островах породило тысячи святых. Во втором тысячелетии было канонизировано, включая Ирландию, всего несколько святых, даже по подсчетам католиков.

В XII веке борьба внутри династии привела к гражданской войне при короле Стефане Блуаском (1135–1154), затем в XIII и XIV веках шла столетняя война с Францией, а в XV веке потомки норманнов начали «войну роз» со всеми ее ужасами и кровопролитием. Этого бы не произошло, если бы не было норманнского завоевания. Ведь после 1066 года в Англии больше не было ни одного английского короля или королевы. В 1916 году Морис Хьюлитт в своей эпической поэме «Песня плуга» писал: «Я помню один год, тысячный год, с тех пор как Христос был королем, в Англии правили три короля перед тем, как зазвенели рождественские колокола. А после них больше не было английской крови, чтобы спеть песню».

Кончилось средневековье, но страдания Англии, да и всех Британских островов, не закончились. Следствием убиения последнего английского короля, ставившего монашество и молитву на первое место, стало появление первого английского короля, поставившего монашество и молитву не на второе или третье, а на последнее место. Я говорю о самом известном разрушителе английского монашества, духовном преемнике Элфхера Мерсийского, тиране-сифилитике и убийце Генрихе VIII. После его правления на острове Британия в течение трех столетий не существовало ни одного монастыря – подобного не мог достигнуть даже большевизм. Вдобавок Генрих и те, кто пришел после него, особенно Елизавета I и Кромвель, отягчили и усугубили положение в Шотландии и Ирландии настолько, что последствия можно легко видеть и в наши дни.

Реликварий с мощами святого Эдуарда Эти короли обожглись на своих планах в Европе, и потому они принялись за создание империи в Новом Свете. Однако империя, образовывавшаяся с XVI века стараниями Елизаветы I, основанием своим на этом враждебно настроенном римско-католическом континенте сделала, прежде всего, грабеж и торговлю, но не Бога. Переселенцы из Британии до XIX века мало беспокоились об обращении к христианству тех местных народов, которых они встречали в Азии, Африке и обеих Америках, поскольку их империя не опиралась на веру. Но и в XIX веке «миссионеры» обратили к вере только кое-кого у самых примитивных народов Африки и Полинезии. А там, где они находили давно установившиеся и весьма развитые (лишенные наивности и простоты) религии, как, например, в Индии или мусульманских странах, им никого не удавалось обратить. Там, где они сталкивались с другой мудростью (хотя и меньшей, так как лишенной Христа), которую искренне хранили местные жители, эти «миссионеры» встречали сопротивление. Как писал в 1857 году поэт и священник Уильям Барнс об индийском бунте, «миссионерская работа никогда не будет иметь успех, если ее проводить мечом, или под скипетром, или силой гражданских законов. Вы приобретете тысячи лицемеров, но ни одного обращенного». С тех пор было много случаев, когда сами «миссионеры» меняли свою компромиссную и искаженную веру на языческие культы. Разве это не последствия поступков тех людей, которые отказались от духовной жизни, от монашеского возрождения, от сильной Церкви вместе с могучим государством? Без прочной Церкви государство никогда не станет сильным: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1). И в течение всего этого времени простой народ Англии был угнетенным, подавляемым, притесняемым. В своем стихотворении «Удивления» английский поэт конца XIX – первой половины XX веков Джон Мейсфилд писал:

«Две различные расы возделывали английский дерн:
Так называемый норманн и безымянный раб;
Я видел богатых, подобных ветвям деревьев на свету;
И видел бедных, подобных корням, зарытым в ночи.
Странным, необъяснимым образом они извлекали
И посылали сок ветвям для их насыщения.
Ветви в комфорте, на солнце и воздухе
Провозглашали, что все прекрасно само по себе,
И если корни в грязи, то так и должно быть.
Корни должны быть под землей, чтобы кормить деревья,
Пусть корни будут в грязи и темноте –
И пусть певчие птицы и солнечный свет играют на ветвях.
Часто я изумляюсь народу прежних времен,
Честным английским беднякам, золотым сердцам,
Тем, кто тяготами между мгновениями рождения и смерти
Держались истинного пути и хранили свои цвета в полете.
Все в своем труде, столь честном и столь добром,
Полны доброты, заботы и сердечности,
Так редко хвалимы, но так часто радостны,
Так горды, что их дети чисты и одеты
И как-то накормлены, чтобы Англия продолжала быть.
Внизу лежал ад, а наверху – глупость,
А в их сердцах – звезда Божественная,
Ее не затмит облако, она не престанет сиять.
Не корабли, хлопок, железо, дерево или
Уголь могут сделать нацию богатой –
Но изумительно прекрасные души».

Сегодня, спустя десятки поколений после убийства Эдуарда, мы принимаем участие в строительстве новой империи – европейской. Но и эта империя обречена, потому что она как дом, строящийся на песке, строящийся без Бога. Сегодня мы кланяемся новому (а в сущности древнему) «богу» – экю. Уже сейчас «новая» Европа начинает рассыпаться, особенно по краям – в Северной Ирландии и Югославии, а также теми многими миллионами жителей, которые чувствуют себя отверженными в экономическом плане, то есть бесполезными. «Успех нельзя измерять в экономических единицах. Возможно, национальное возрождение не просто продукт экономического роста… Экономический рост ценен только тогда, когда он служит сохранению стабильности в сообществе… Деньги не решают ни одной фундаментальной проблемы. Это все говорит о симптомах, а не о причинах… Британия достигла конца эры», – это говорит англо-французский миллиардер, финансист сэр Джеймс Голдсмит («The times» от 15 марта 1993 года). Нашим современным правителям придется постигнуть простую евангельскую веру, веру святого Эдуарда, ставящую дух прежде всего остального для достижения равновесия в человеческой жизни.

«Тот, кто не встал на колени перед живым королем, сейчас смиренно встает на колени перед его мощами. Теперь мы видим, что мудрость человеческая, хитрости и замыслы есть ничто по сравнению с замыслом Божиим» (из Англо-саксонской хроники за 979 год).

Слова монаха-хрониста, жившего тысячу лет назад, звучат сегодня странным образом пророчески. Святой Эдуард, последний английский король, для которого прежде всего были монашество и молитва, и теперь может просветить наших коммерсантов и политиков, ибо верны слова: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 20).

Без удивления мы воспринимаем фольклор и популярные сказки о героях старинной Англии, будто они не умирали и живут до сих пор. Например, говорят, что последний православный король Англии Гарольд Годвинсон не погиб при Гастингсе, а уехал на Святую Землю обычным паломником. Вернувшись в Англию, он будто бы вел отшельническую жизнь близ Дувра, преставился в Честере. По другим рассказам, «Гарольд еще вернется, чтобы сплотить людей против норманнов».

В районе Фенс была сложена похожая сказка о Хереварде, названная «Последний англичанин». На северо-западе многие искали убежище в местечке Кристес-Крофт:

«Когда вся Англия будет наверху,
Где будут все люди, как не в Кристис-Крофт?
А где будет Кристис-Крофт?
Между реками Риббл и Мерси».

Можно ли там увидеть всех этих героев до сих пор? В Шропшире очень долго верили, что старинный герой по имени Уайлд-Эдрик, или Эдрик-лесник, все еще жив и скрывается глубоко в шахтах под холмами. В своем «Фольклоре Уэльской границы» Жакелин Симпсон, фольклористка XIX века, пишет об этом герое: «Он приговорен на жизнь в свинцовых рудниках за то, что позволил обмануть себя комплиментами Вильгельма Завоевателя и подчиниться ему. Он и теперь там живет вместе со своей леди и целой свитой. Рудокопы зовут их “древние люди”. Иногда слышится, как они стучат, и когда они стучат, всегда попадается большая залежь. Они давали и дают о себе знать. Когда начинается война, они выходят и едут верхом по холмам в сторону вражеской страны. Однажды мы видели Эдрика, его леди Годду и их спутников, когда они двигались в сторону севера в районе Минстерли: они были одеты в одежды старого времени, все в зеленом и белом, с золотыми украшениями; Эдрик был с черной кожей; он держал меч и охотничий рог, сидел на белом коне; у Годды были волнистые золотые волосы до самого пояса… Это было в 1853 году, незадолго до Крымской войны… Мой отец видел их однажды еще раньше: они ехали верхом на юг, а затем пришел Бонапарт; говорят, что Эдрик не умрет, пока все дурное не исправится и пока Англия не вернется к состоянию, в котором она была до того бедственного времени, когда он жил». В 1969 году другая фольклористка написала, что Эдрик был замечен перед самой англо-бурской войной и в 1914 году, однако о наблюдениях 1939 года она ничего не говорит.

Мы верим, что эти сказки, передаваемые из поколения в поколение, отображают глубокую истину. Наша вера в том, что Англию до сих пор не оставляет ее прошлое, а грех цареубийства лежит грузом, подобно проклятию, на всей английской земле. С тех пор как Англия потеряла свою православную веру, она пребывает в сплошном кошмаре. А выйти из этого кошмара она сможет только тогда, когда внемлет голосам тех, кто посещает ее из прошлого: к голосам святых древности, призывающих «исправить все неистинное, чтобы Англия могла возвратиться к тем временам, в каких она жила до начала бедствий». В этом отношении мы понимаем глубинный смысл возвращения Англии мощей святого Эдуарда- мученика, православного короля Англии. Его рака теперь находится «в общине, чье вероучение гораздо ближе тому, которое он знал в своей земной жизни, в отличие от современных Римской Церкви или реформированной Церкви Англии», – пишет Г. Уилсон-Клэридж, неправославный археолог-любитель, нашедший мощи святого Эдуарда. Мы искренне и горячо молимся о том, чтобы Англия и вместе с ней все Британские острова пробудились в духовное воскресение и восстановление прежнего православного образа жизни.

Судьба Англии и всех Британских островов останется кошмаром до тех пор, пока они не внемлют зовущим ее голосам, а особенно голосу ее святого мученика и короля, последнего из ее правителей, поверх всего поставившего королевство духа. А когда Англия внемлет его голосу, то последует национальное покаяние в тяжком грехе цареубийства – и все духи ее успокоятся.

То судьбоносное вечернее время весной все эти годы решало нашу судьбу вплоть до сего дня, но «день этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах. 14: 7).

«Вставай, о Англия! Будь готова, о земля королей! И вы все живущие на ней, возрадуйтесь и пойте во имя любви Эдуарда, святого мученика-короля, его же прославил Царь Царей, и воспойте все: “Не престань молить Христа Господа о возрождении Англии с православною верой!”» (икос утрени святому Эдуарду-мученику, королю Англии).

Святой Эдуард, король-страстотерпец

Эдуард был старшим сыном английского короля Эдгара, правившего с 957 г. Эдгар, подобно своему знаменитому прадеду – королю Альфреду Великому – оставил по себе память как о монархе, верой и правдой служившем Богу и своему народу. При нём Англия достигла не только прочного положения среди других европейских держав, но узнала дни настоящего благоденствия. Страна всё более утверждалась в единстве нации, и народ, имея такого короля как Эдгар, уверенно смотрел в своё ближайшее будущее. Англию того периода европейские хронисты единодушно признают страной, где в настоящем расцвете пребывала культура, питавшаяся христианством. Православным христианством, добавим мы, потому что ещё столетие отделяло Англию от грядущего на неё нашествия норманнов, принесших стране новую и чуждую власть, а национальной английской церкви – настоящий крах, измысленный и осуществлённый с благословения гордого и нетерпимого Рима.

Мать Эдуарда умерла рано, и король-отец женился на Эльфреде, знатной вдове, которая родила Эдгару ещё одного сына – Этельреда. Сводный брат Эдуарда был моложе него на пять лет. По законам страны полноправным наследником престола являлся старший сын короля, каковым был Эдуард. Однако у его мачехи созрел поистине дьявольский план, согласно которому королём Англии в будущем любой ценой должен был стать её родной сын, Этельред…

Важно сказать, что при короле Эдгаре началась церковная реформа, направленная на укрепление монашества. Реформа эта предполагала внедрение в английских монастырях устава преподобного Венедикта Нурсийского – известного православного устроителя монашеской общинной жизни, принесшего на Запад традиции восточного православного монашества, с которыми он сам был хорошо знаком. Именно его имя дало впоследствии название одному из крупнейших монашеских орденов на Западе – бенедиктинцам. Духовным вождём этих реформ в Англии и их главным проводником в жизнь был святой Дунстан, архиепископ Кентерберийский, бывший прежде настоятелем знаменитого далеко за пределами средневековой Британии монастыря Гластонберри. Авторитет св.Дунстана был чрезвычайно высок в народе. Именно им была составлена и совершена церемония коронации Эдгара, который назначил Дунстана своим ближайшим советником.

Король Эдгар, прозванный Миролюбивым, счастливо правил Англией восемнадцать лет и отошёл ко Господу в 975 г. После его кончины на английский трон взошёл его старший сын Эдуард, которому было тогда не более 12-ти лет, однако этот король-мальчик сразу же показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Благотворная церковная реформа, во главе которой по прежнему был св.Дунстан, продолжилась в полной мере и при новом короле.

Однако не все в Англии взирали на церковные перемены, и в особенности на их поддержку юным королём Эдуардом с чистым сердцем и без тёмных мыслей. Многие из числа знатных и богатых вельмож относились к Церкви как к источнику нечестного обогащения и разного рода политических возможностей. Они составили своеобразную партию противников реформ, каковую формально возглавлял Элвер, граф Мерсийский, но душой которой была мачеха Эдуарда, вдовствующая королева Эльфреда. На стороне короля Эдуарда и святителя Дунстана были архиепископ Йоркский св.Освальд, а также влиятельный в королевстве лорд Брихтнот.

+ + +

Ненависть к Эдуарду была, вероятно, столь велика у его противников, что они решили поторопить свой чаемый успех. Люди эти старались действовать более во тьме, нежели при свете, и этим можно объяснить доверчивость короля-отрока, который с лёгким сердцем принял приглашение своей мачехи с малой свитой навестить её в замке Корф, что в Дорсетшире, где Эльфреда проживала вместе со своим сыном Этельредом. 18 Марта 979 г. Эдуард прибыл к месту своей гибели…

Он въехал во двор замка верхом на коне, и ему навстречу с жестами приветствия двинулись люди Эльфреды. Внезапно они схватили своего короля за руки, и один из слуг ударил Эдуарда кинжалом в грудь. Удар, по-видимому, был так силён, что юный король упал из седла наземь. Одна нога его запуталась в стремени, и перепуганная лошадь бросилась из ворот замка в сторону леса, волоча по земле тело смертельно раненного Эдуарда. Когда приближённые короля остановили, наконец, лошадь, они увидели, что юный король Эдуард был мёртв.

Распоряжением Эльфреды тело его по скору и без должных почестей погребено было при малой церковке Уорхема, в нескольких милях от коварного замка Корф. Новым королём Англии в кратчайшие сроки провозглашён был другой мальчик – 11-летний Этельред…

Никто в Англии не сомневался в том, что король Эдуард был убит по приказу всем известных людей. Но… голос верного друга убитого короля – святого Дунстана был заглушён, а вся Англия, увы, промолчала… Никто не был привлечён к суду за содеянное предательское убийство. Единственное, что мог сделать св.Дунстан для своего погибшего короля, он исполнил уже в 981 г., добившись перенесения честных его останков в монастырь Шрусбери, основанный некогда прапрадедом Эдуарда королём Англии Альфредом Великим. Минуло два года со дня убийства, но такой огромной процессии, которая сопровождала новое погребение Эдуарда, Англия ещё не видела…

+ + +

Однако Суд Господень не таков, как суды человеческие. Преданный своими слугами на земле, король-отрок Эдуард приобрёл своей любовью к Церкви Божией и собственной кровью благоволение в очах Господних. Чудеса на его могиле, как повествуют предания, начались в первую же ночь после его злодейского убийства. Старая слепая женщина, в чьей убогой лачуге ожидало погребения тело Эдуарда, внезапно обрела зрение! Вскоре неподалёку от первой могилы короля-мученика забил из-под земли цельбоносный источник, к которому начались первые паломничества. Когда тело Эдуарда перенесено было в Шрусбери, началось его всенародное почитание – столь обширное, что двадцать лет спустя, в 1001 г., король Этельред приказал изготовить для честных мощей своего сводного брата новую драгоценную раку. Паломники прибывали для поклонения страстотерпцу даже с континента. А ещё через семь лет Альфегий, новый Кентерберийский архиепископ и будущий священномученик, от имени английской церкви официально причислил Эдуарда к лику святых. Монастырь, где упокоились его св.мощи, стал со временем известен как Аббатство Святого Эдуарда, и просуществовал вплоть до начала Реформации в Англии в 16 веке. Среди многих христианских народов святой почитался в течение нескольких столетий…

Мы помним, что Этельред стал королём в возрасте всего лишь 11-ти лет, и можем предполагать, что случилось это лишь благодаря желанию и козням его матери. В историю вошёл он с прозванием Этельред Неразумный. Так народ отозвался на его не слишком успешное правление, которое беспрестанно повергало страну в кровопролитные войны с пришельцами-датчанами. Показательно, что рядом с королём-узурпатором, пусть и невольным, не оказалось уже разумных советников, на чью помощь мог бы он опираться. Дни старой славной Англии были уже почти сочтены, и убийство короля Эдуарда, быть может, явилось тайной пружиной, роковым образом изменившей судьбы этой страны. К чести Этельреда нужно, однако, сказать, что всю свою жизнь он почитал короля Эдуарда святым. Хронисты приводят подлинные слова Этельреда, сказанные над святыми мощами своего брата и предшественника: «Господу угодно было прославить его в наши дни, явив множество знамений и чудес вслед за тем, как была пролита его кровь».

Этельред правил Англией долго – целых 38 лет; он умер в 1016 г. Своего сына первенца он назвал Эдуардом.

Святой Дунстан в делах короля Этельреда участия не принимал, продолжая подвижнически трудиться для блага Церкви. Он завершил свой земной путь в 988 г., когда на другом краю Европы зажглась лампада Православия для Руси.

Осталось упомянуть о виновнице гибели короля-мученика, его мачехе Эльфреде. Бог по молитвам святого Эдуарда не отринул её; Эльфреда искренне каялась в своём злодеянии. Основав на свои средства две женские обители, бывшая королева оставила мятежный мiр и поселилась простой монахиней в одной из них, где и скончалась в 999 г.

+ + +

Вселенское Православие не знает границ во времени и пространстве, и святые древней православной Британии, Ирландии или Галлии – это и наши святые, которые готовы помогать нам сегодня, если душа наша отзывается на подвиг их жизни, отданной Христу, памятью, любовью и молитвой.

Добавим в заключение несколько слов о судьбе святых мощей короля Эдуарда. В течение долгого времени они считались утраченными. Однако уже совсем недавно – в 80-х гг. 20 века – английскому археологу-любителю удалось вновь обрести их. Авторитетно было установлено, что это подлинные мощи святого. Самое же радостное для нас, православных, состоит в том, что великую святыню решено было передать в один из английских приходов Русской Православной Церкви Заграницей. Речь идёт о храме во имя св.Эдуарда в Бруквуде, графство Суррей.

Почитание короля-мученика, чья судьба в чем-то напоминает русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, началось тотчас же после его смерти. Записано множество случаев исцелений и других чудес, связанных с его останками. Король Эдуард был официально причислен Английской церковью к лику святых на соборе в 1008 году (напомним, что Английская Церковь оставалась православной, то есть неподвластной Риму, вплоть до норманнского завоевания в 1066 г.)

Память святого короля Эдуарда празднуется Православной Церковью 18/31марта, на следующий день после празднования памяти святого Патрика, просветителя Ирландии.

Начнём издалека. Когда-то я заинтересовалась «потерянными» святыми — так я назвала тех святых, которые канонизированы до 1054 года, но по тем или иным причинам «потерялись» по дороге и в русские святцы не попали.
Сегодня — день одного из таких святых — Эдуарда Мученика, короля Английского (+978) (не путать с Эдуардом Исповедником, который жил почти на век позже, и следовательно, святой уже только западный). Испокон веку всех Эдуардов в России крестили с другими именами (в-основном, как показывает практика, Екдиктами). Так вот, он есть. И если уж продолжать славное дело, начатое присной памяти о. Серафимом (Роузом) (тем, кто не знает, напомню: он собирал жития древних святых, точно так же «потерянных» во Франции и прочей Европе), то надо же когда-то начинать…
Так вот. Святой Эдуард Мученик, король Английский.
Сын короля Эдгара Миролюбивого (тоже, кстати, святого и тоже, кстати, потерянного) и его первой жены, которая умерла вскоре после его рождения. Эдгар Миролюбивый женился второй раз, прижил со второй женой сына Этельреда. И естественно, новая королева хотела, чтобы правил её сын, а не пасынок. Поэтому всё искала повод, чтобы сжить Эдуарда со свету. А с учётом того, что он был набожный, тихий, незлобивый и доверчивый, это было нетрудно. И как-то в 978 (или 979) году, узнав, что шестнадцатилетний король отправился на охоту, эта самая мачеха пригласила его к себе якобы под предлогом того, что хотела с ним помириться. Поэтому он и поехал — помириться по-христиански — это завсегда. А вот дальше версии немного разнятся. По одной из них, она поднесла ему кубок с вином и, пока Эдуард пил его, один из слуг его мачехи подкрался сзади и нанёс ему смертельный удар ножом в сердце. По другой, всё то же самое, только без кубка (она просто вышла его поприветствовать) и удар был сильным, но не смертельным: король просто упал из седла, нога застряла в стремени, а уж понесшие лошади доделали своё дело.
Соответственно, после смерти Эдгара Миролюбивого на престол вступил его младший сын Этельред, вошедший в историю под весьма нелицеприятным прозвищем Нерешительный. Однако он очень скорбел о судьбе брата и первый начал почитать его как святого. При нём же король Эдуард был канонизирован в 1001 году, то есть, ещё до официального разделения христианской Церкви. И Русской Православной Церковью За рубежом он почитается (его мощи, в частности, покоятся в православном монастыре в Англии, правда, не признавшего примирение РПЦЗ и РПЦ). А вот у нас почему-то нет… То есть, вообще-то его никто не отменял, но я уверена, что даже в календаре Московской Патриархии под 18/31 марта его имени вы не найдёте.
Для тех, кто заинтересовался, кому не всё равно: икона (на мой взгляд, очень красивая), служба.
Святый мучениче королю Едуарде, моли Бога о нас!
Хотя мне почему-то кажется, что в таком случае его правильнее будет назвать не мучеником, а страстотерпцем…
___________
Заранее простите, если повторяюсь. В сообществе только первый день, ещё не освоилась.

Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик храма в честь Рождества Христова г. Саратова

Здравствуйте! Очень давно хотим с мужем ребенка. Но откладывали это событие сначала из-за учебы, потом из-за стажа работы, сейчас вот муж в армии. Нам по 23 года. Через 3,5 месяца муж вернется домой. Недавно он сам стал очень часто говорить о малыше, чувствует, что готов и действительно желает рождения дочки. Я сама уже два года живу этой мыслью и мечтой, вот планируем после возвращения зачатие на лето. Чтобы успеть пройти обследование обоих и мужу устроиться снова на работу. Скажите, пожалуйста, в какое время лета можно и лучше всего зачать ребенка? И что нам необходимо сделать и знать перед этим, учитывая то, что мы венчались?

Каждый христианин перед началом любого дела испрашивает благословения Божия, чтобы получить от Него помощь и силы, как духовные, так и телесные. То, что Вы задумали, безусловно, является намерением благим. Однако не нужно забывать, что всё, в том числе и наши жизни, находится в руках Божиих. Прежде всего Вам необходимо регулярно приступать к самым важным Таинствам Церкви — исповеди и Причастию. Нужно молиться, прося у Бога дара чадородия. Помните, что иногда наши планы могут не совпадать с Божиим Промыслом о нас. Если какое-то время не удастся родить ребенка — не отчаивайтесь, но продолжайте усердно молиться.

Что касается того, в какое время можно зачинать, то этот вопрос вы можете решить сами, так как это зависит от вас обоих. Обычно супружеские отношения непозволительны в течение продолжительных постов (их четыре: Великий, Петров, Успенский и Филиппов, или Рождественский), накануне праздничных и воскресных дней, накануне однодневных постов, а также в период подготовки ко Святому Причащению.

Я родился 26 марта 1970 года в городе Таганроге. Крещен именем Эдуард. Моя мама настаивает на том, чтобы я перекрестился на другое имя, мотивируя это тем, что в церкви ей сказали, что имени Эдуард в святцах нет. И записки о здравии на мое имя не принимают. На мои уверения, что есть такой святой, и даже признанный Православной Церковью, мама отвечает отрицательно. Мой отец Дмитрий был крещен как Юлиан (родился 04.07.1945). История аналогична. Скажите, пожалуйста, как нам поступить? Заранее Вас благодарю.

Действительно, в святцах Русской Православной Церкви нет имени Эдуард. Чаще крещение в таком случае принимают с именем мученика Элизбара, память которого совершается 1 октября (18 сентября по старому стилю). Если Вас смущает, что Вас не принимают с этим именем, то Вам нужно во время исповеди сказать об этом священнику, который, прочитав разрешительную молитву, назовет имя Элизбар, которое Вы и можете в дальнейшем называть в храме, писать в поминальных записках. Имя Юлиан, точнее — Иулиан, в святцах есть. Святых с этим именем множество.

Здравствуйте, батюшка! Хотелось бы получить Ваш совет. Дело в том, что 4 января мы окрестили свою доченьку, но при крещении на девочку почему-то не надели чепчик (его даже не взяли, отложили), а ведь женщинам положено в церкви покрывать голову. И еще при крещении перепутали крестики, моей дочери надели чужой крестик. Конечно, после окончания крещения мы поменяли крестик, но вот осадок остался. Стоит ли мне волноваться по этому поводу? Спасибо за ответ.

Уважаемая Елена! Не стоит обращать внимания на такую незначительную деталь, как надевание чепца. Не это действие делает Таинство действительным. Тем более что после крещения совершается чин пострижения волос, который предполагает, что голова будет открыта. Конечно, женщинам следует покрывать голову в храме, но девицы могут ее и не покрывать. Мы надеваем своим детям (девочкам) платочки или иные головные уборы для того, чтобы приучить их к общепринятому правилу. Что касается креста, то это тоже не столь важно, хотя нужно было сразу подсказать священнику, что это не ваш крестик, он бы исправил положение.

Волноваться Вам не нужно, ведь для верующего человека важнее содержание, а не внешняя сторона любого Таинства. Будьте с Богом всегда, чтобы и Он был с Вами и Вашим чадом.

Рубрика «Вопросы священнику»