Православные монахи отшельники

пустынник

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пусты́нник пусты́нники
Р. пусты́нника пусты́нников
Д. пусты́ннику пусты́нникам
В. пусты́нника пусты́нников
Тв. пусты́нником пусты́нниками
Пр. пусты́ннике пусты́нниках

пустынник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пуст-; суффиксы: -ын-ник .

Семантические свойства

Значение

  1. религ. то же, что отшельник; человек, поселившийся в пустынном месте, в уединении и из религиозных соображений отказавшийся от общения с людьми ◆ Пустыннику тому соскучилось быть вечно одному. И. А. Крылов
  2. перен. тот, кто живет уединённо, вдали от людей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. анахорет, отшельник, скитник, частичн. затворник
  2. затворник

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «пуст⁽ʲ⁾-»
  • фамилии: Пустовалов, Пустовит, Пустовойт, Пустовойтов, Пустотный
  • существительные: пустота; пустотища; пу́стошка, пустошовка, пустошь, пустынник, пустынница, пустынь, пустыня, пустырь, пустырник, пустышка, пустяк; запустение, запустенье, опустошение, опустошенье; пустобрёх, пустодом, пустодомство, пустозвон, пустозвонство, пустомеля, пусторосль, пустосвят, пустослов, пустословие, пустословье, пустынножитель, пустынножительство, пустоцвет
  • прилагательные: пустой; пустейший, пустоватый, пустоватее, пустоватей, попустоватее, попустоватей, пустенький, пустотный, пустотнее, пустотней, пустыннический, пу́стынный, пусты́нный, пустырниковый, пустырный, пустяковый, пустяковее, пустяковей, пустячный, пустячнее, пустячней; наипустейший; пустоголовый, пустозвонный, пустопорожний, пустотелый, пустоцветный
  • глаголы: пустеть, пустить, пуститься, пустовать, пустошить; запустеть, запустить, опустеть, опустошать, опустошить; пустозвонить, пустословить
  • наречия: пусто, пустынно; впустую

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • произношении
      • семантике
      • этимологии

      (См. Общепринятые правила).

      Значение слова пустынник

      Примеры употребления слова пустынник в литературе.

      Среди пустынников и их слушателей были и брахманы, и кшатрии, встречались люди для своего времени высокообразованные.

      Я хочу провести испытания: Бахромчатый против этого новичка, Пустынника.

      Как только морда Пустынника высовывалась вперед, мой Бахромчатый тут же вырывался на четверть корпуса, однако лошадки были примерно равны, и окончательный результат предсказать было весьма сложно.

      В то время как многочисленное войско Могольское, расположенное в девяти станах близ источников реки Амура, под шатрами разноцветными, с благоговением взирало на своего юного Монарха, ожидая новых его повелений, явился там какой-то святый пустынник, или мнимый пророк, и возвестил собранию, что бог отдает Темучину всю землю и что сей Владетель мира должен впредь именоваться Чингисханом, или Великим Ханом.

      Ведь они называли Иоанна бесноватым, но сейчас, в присутствии народа, саддукеи не рискнули открыто поносить казненного пустынника.

      Оно находилось в глубине долины, позади Солсберийских утесов, у северо-западного склона горы, называемой Артуровым Седлом, на которой еще сохранились развалины часовни или обители, воздвигнутой в честь святого Антония Пустынника.

      С этого дня удавы начали усиленно тренироваться под руководством Пустынника, который разработал ряд классических упражнений для развития душительных мускулов.

      Одним словом, после воцарения Пустынника жизнь удавов и кроликов вошла в новую, но уже более глубокую и ровную колею: кролики воровали для своего удовольствия, удавы душили для своего.

      Это доброта, осужденная за бессмысленность свою в басне о пустыннике, отогревшем на груди змею.

      Осуждать или смеяться не приходится: бывшее было, вольная воля каждому дороже всего, и только пустынники свою волю отвоевывали, не попирая соседа.

      Им несть числа, среди них попадаются епископы и монахи, девственницы и блудницы, нищие и дворяне королевской крови, нагие пустынники, питающиеся дикими кореньями, и старцы-отшельники, живущие со своими ланями в пещерах.

      Серафим Саровский, повторив в своих лесах путь пустынников Сирии и Египта, останется свободным от изуверской мрачности.

      На морозе короста, сотканная из наших иллюзий, соскальзывала и с дедушки, он уже не казался нам столпом, пронзающим небеса, чье основание щекочет дно океана, он не казался нам земноводным существом, обитающим вблизи астрологов или в кельях христианских пустынников — мы видели крепкого пожилого человека, невысокого, даже коренастого, тепло одетого, с заботливо уложенным вокруг шеи шарфом.

      Своих гладиаторов он содержал жестко, постоянно на грани голода, что имело особенно тяжелые последствия для рыжих пустынников, число которых столь зримо сократилось, что Кресс забеспокоился, не подохла ли их матка.

      Источник: библиотека Максима Мошкова

      Аноним: Мой друг спрашивает, неужели Господь отнял в наше время подвиги отшельничества и затвора у всех поголовно людей? Неужели нынче можно спасать только в браке — дескать, об этом ни Христос, ни Св. Отцы не говорят. И исходя из этого, он не хочет обзаводиться семьей, а спасаться в одиночку. И если для того понадобится, он готов и в лесу один подвизаться против страстей — вне соблазна от женщин.

      О.Серафим: «Да не будет сокрытым от возлюбленнейших братий, что возвышеннейшие роды иноческого жительства, как то: отшельничество в глубокой пустыни или безмолвие в затворе, также жительство при духоносном старце с безусловным послушанием ему, устроились не по случаю, не по произволу и разуму человеческому, но по особенному смотрению, определению, призванию и откровению Божию. Антоний Великий, глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню, уже облекшись силою свыше и не иначе как призванный Богом. Хотя этого и не сказано ясно в житии его, но дальнейшие события жизни преподобного доказывают это с ясностью. О том же, что в глубочайшую (внутреннюю) пустыню для строжайшего безмолвия он был наставлен Божественным гласом и повелением, сказано и в житии его. Преподобному Макарию Великому, современнику преподобного Антония, несколько младшему его, явился херувим, показал бесплодную, дикую равнину – впоследствии знаменитый Египетский Скит, — заповедал поместиться в ней на жительство и обетовал, что пустынная равнина населится множеством отшельников64. Арсений Великий, находясь в царских палатах, молил Бога, чтоб ему указан был путь спасения, и услышал глас: «Арсений! Бегай от человеков, и спасешься». Арсений удалился в упомянутый Скит, снова там умолял Бога наставить его спасению и снова услышал глас: «Арсений! Убегай (человеков), молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия». Преподобная Мария Египетская призвана к отшельничеству в Заиорданской пустыне повелением Божиим66. Бог, призывавший к безмолвию и отшельничеству избранных Своих, то есть тех, которых Он провидел способными к безмолвию и отшельничеству, предоставлял им такие пособия и средства для этого жительства, каких человек сам по себе иметь не может. И в те времена, в которые монашество процветало, в который много было духоносных руководителей, редкие признавались способными к безмолвию, в особенности к отшельничеству. «Истинное, разумное безмолвие, говорит святой Иоанн Лествичник, могут проходить немногие, и именно только те, которые стяжали Божественное утешение, поощряющее их в подвигах и помогающее в бранях» (сл.4, гл.120). «Безмолвие губит неопытных» (сл.27, гл.5). Затворники и отшельники часто подвергались величайшим душевным бедствиям: подвергались бедствиям те из них, которые вступили в затвор самопроизвольно, не призванные Богом»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»).

      «Новейшие опыты подтверждают то, что с ясностью доказывают опыты времен прошедших. И ныне прелесть – так на монашеском языке называется самообольщение, соединенное с бесовским обольщением – бывает непременным последствием преждевременного удаления в глубокое уединение или особенного подвига в келейном уединении. В то время, как писатель этих аскетических советов, юношею, в 1824—1825 годах, посещал Александро-Невскую лавру для совещания о своих помыслах с монахом Иоанникием, свечником лавры, учеником старцев Феодора и Леонида; ходили к этому монаху для духовного совета многие миряне, проводившие аскетическую жизнь.
      Ходил к нему и Павловского полка солдат Павел, недавно обратившийся из раскола, бывший прежде наставником раскольников, грамотный. Лицо Павла сияло радостью. Но он, по возгоревшемуся в нем сильнейшему усердию, предался неумеренному и несообразному с его устроением телесному подвигу, имея о душевном подвиге недостаточное понятие. Однажды ночью Павел стоял на молитве. Внезапно около икон явился солнцеобразный свет и посреди света сияющий белизною голубь. От голубя раздался глас: «Прими меня: я Святой Дух; пришел соделать тебя моею обителью». Павел выразил радостное согласие. Голубь взошел в него чрез уста, и Павел, изможденный постом и бдением, внезапно ощутил в себе сильнейшую блудную страсть: он кинул молитву, побежал в блудилище. Голодная его страсть сделала насыщение страсти ненасыщаемым. Все блудилища и все доступные для него блудницы соделались его постоянным притоном. Наконец он опомнился. Обольщение свое бесовским явлением и осквернение последствиями прелести изложил он в письме к иеросхимонаху Леониду, жившему тогда в Александро-Свирском монастыре» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»).

      «Невозможно человеку, находящемуся еще в области плотского мудрования, не получившему духовного воззрения на падшее человеческое естество, не давать некоторой цены делам своим и не признавать за собою некоторого достоинства, сколько бы такой человек ни произносил смиренных слов и как бы ни казался смиренным по наружности. Истинное смирение несвойственно плотскому мудрованию и невозможно для него: смирение есть принадлежность духовного разума. Говорит преподобный Марк Подвижник: «Те, которые не вменили себя должниками всякой заповеди Христовой, чтут Закон Божий телесно, не разумея ни того, что говорят, ни того, на чем основываются, потому и мнят исполнить его «делами». Из слов преподобного отца явствует, что признающий за собою какое-либо доброе дело, находится в состоянии самообольщения. Это состояние самообольщения служит основанием бесовской прелести: падший ангел в ложном, гордом понятии христианина находит пристанище, к этому понятию удобно прививает свое обольщение, а посредством обольщения подчиняет человека своей власти, ввергает его в так называемую бесовскую прелесть. Из вышеприведенных опытов видно, что ни один из прельстившихся не признал себя недостойным видения ангелов; следовательно, признавал в себе некоторое достоинство. Иначе и не может судить о себе плотский и душевный человек. Потому-то святые отцы и сказали вообще о всех подвижниках, недостаточно образованных душевным деланием и не осененных благодатию, что безмолвие губит их» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»).

      «В настоящее время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно невозможным, а затвор очень затруднительным как более опасный и более несовместный, чем когда-либо. В этом надо видеть волю Божию и покоряться ей» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»).

      «То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «Об отшельнической жизни»).

      Почему знаменитые отшельники бежали от людей и как живут те, кто навсегда остался добровольным узником леса, рассказывает Собеседник.ru.

      «Алтайский маугли» стал москвичом

      Откуда ушли: г. Бийск (Алтайский край)

      Где осели: в тайге под Белокурихой

      Об «алтайском маугли» Оджане Наумкине было снято множество телевизионных программ, история его семьи поразила до глубины души многих. Выбора – уходить в лес или нет – у него не было, за него это решение приняли родители. Они ушли в тайгу в начале 90-х, построили там землянку, и в ней 20 лет прожил Оджан. Родители заявили, что их сын мессия, он должен расти в особых условиях – без связи с внешним миром. Александр Наумкин – глава семейства – увлекается эзотерикой, он выпустил книгу «Калагия, или Власть над временем», в которой утверждает, что создал «новое планетарное учение». Его жена Елена имеет высшее образование, она педагог, много лет работала учителем музыки.

      Вслед за Наумкиными ушли и еще несколько человек, поверив в свою особую миссию. Правда, они долго не смогли жить в суровых условиях тайги, вернулись обратно. Сам же Оджан выбора не имел, он жил в землянке, но мечтал о людях, понимал, что, кроме его родной тайги, есть еще жизнь. В 2013 году он впервые увидел цивилизацию, телевизионщики привезли его в Москву на съемку программы «Прямой эфир». Вот уже 6 лет он живет среди людей, осел в столице.

      – Сейчас я работаю в ресторане в Москве, снимаю комнату. Клиенты в ресторане меня узнают, начальство один раз спросило, как я жил в лесу, я все рассказал, больше не расспрашивали. Родители по-прежнему живут в тайге, ничего не изменилось, только отказываются общаться с журналистами. Иногда предлагают мне вернуться к ним, но я не хочу, – рассказывает 26-летний Оджан. – В августе 2018 года приезжал в Белокуриху на четыре дня. Мы с родителями переписываемся по ватсапу, у них появился интернет и мобильный телефон. У меня есть девушка, ей 24 года, мы живем вместе. Она знает мою историю и принимает меня таким, какой я есть. Девушка тоже работает в ресторане официантом, тоже рисует, как и я.

      Агафье Лыковой нужна операция

      Откуда ушли: поселок Тиши (Горный Алтай)

      Где осели: в верховьях реки Абакан (Хакасия)

      75-летняя отшельница Агафья Лыкова известна на весь мир. Она единственная из ныне живущих беглецов от цивилизации, кто всю свою жизнь провел в отшельничестве. Она родилась в тайге, ее родители ушли в глушь еще в 30-х годах прошлого века. Причина такого поступка – невозможность для старообрядцев Лыковых признать новые порядки, существовать по советскому укладу. Они жили в тайге дружной семьей – родители и четверо детей: Савин, Наталия, Дмитрий, Агафья. В 1978 году их обнаружили геологи, контакт с внешним миром не лучшим образом отразился на здоровье отшельников, они умерли от болезней, с которыми раньше не сталкивались.

      До наших дней дожила только Агафья. Ее избушку на берегу реки Еринат (приток Абакана), что в Хакасском заповеднике, посетили многие журналисты. Агафья Карповна даже несколько раз обращалась к ним за помощью, два раза ее возили в больницу. Но несмотря на все увещевания врачей, она отказывается от операции (ее молочная железа сильно увеличилась в размерах). Это заболевание медики называют липомой, оно доброкачественное, но риск перерождения в онкологию всегда есть.

      Сейчас часто летает к Агафье Карповне ее крестный сын Николай Седов. Его отец – Ерофей – был в числе тех геологов, кто открыл семью Лыковых, он до самой смерти прожил рядом с Агафьей. Вот какие последние новости о здоровье легендарной отшельницы нам рассказал Николай:

      – Месяц назад был у Агафьи. Дров заготовили на зиму, корм козам привезли, кстати, у нее их шесть, одна из них доится. Ягода, орех у нее есть про запас. В общем, готовимся к зимовке. Послушник Георгий живет в соседней избушке, его послал митрополит старообрядческий Корнилий.

      Особой любви с Георгием у Агафьи нет, отношения прохладные. Но он свои обязанности выполняет, послушание несет – заготавливает сено, дрова. Агафья, конечно, жалуется на него: то траву не туда положил, то дрова не там взял. По мелочам в основном. А так в целом сосуществуют.

      Георгий такой нелюдимый, не рассказывает о себе. Знаю, что он из Оренбурга, ему примерно 50–55, его наставник – отец Владимир, он же духовник Агафьи. Агафья хочет женщину-помощницу, хоть и Георгий у нее есть. Две недели я был у Агафьи, она очень активная. На здоровье в целом не жалуется, у нее есть небольшое нагноение, но это мелочи.

      Липома хоть и большая с виду, но, как мне кажется, больше не увеличивается. На операцию она никогда не согласится, да и зачем она ей, она уже привыкла к своему укладу жизни, зачем ей что-то менять… Это может погубить ее.

      Сбежал в тайгу от водки

      Откуда ушел: поселок Сангар Якутской АССР

      Где осел: в лесу, в 40 км от г. Нюрба, Якутия

      Больше 30 лет назад житель Якутии Тимофей Меньшиков отказался от благ цивилизации и ушел жить в тайгу. Как утверждает сам отшельник, он решил в лесах найти спасение. Охота, рыбалка и чтение книг – основные его занятия. Температура – минус 50, снега по пояс, от избушки Тимофея до ближайшего якутского города Нюрба 40 километров. По меркам Москвы это очень близко, а в условиях труднопроходимой тайги это расстояние, которое преодолеть сможет далеко не каждый. Но Тимофея местные жители не забывают, то и дело навещают его, привозят продукты и сигареты.

      – Пил я раньше, вот от водки и ушел, – признался Меньшиков в программе «Мужское и женское» на «Первом канале». – Сам нашел это место, где теперь живу, дом построил на берегу реки Велюр. Привык я уже тут. А в тайге что нужно: чай, масло, мука. Хлеб я сам пеку, налимов ловлю, на охоту хожу.

      Впервые в жизни он приехал в Москву для участия в телепрограмме с единственной целью – увидеть своих родных людей: двух сестер и брата, которые много лет его искали и уже смирились с мыслью о том, что его нет в живых. Встреча прошла душевно, родные люди до сих пор общаются, но Тимофей не согласился возвращаться в цивилизацию из своей землянки.

      Уже 8 лет православные отшельники живут в тайге

      Одни называют их раскольниками и смутьянами, другие считают истинными подвижниками православной веры. 8 лет назад отец Костантин ушел в сибирскую тайгу, а вместе с ним еще около 30 человек. Большинство вернулось в цивилизацию, и лишь трое по-прежнему живут в отшельничестве.
      Сухофрукты, орехи, хлеб и теплая одежда. Эту посылку Тулунский путешественник Николай Терещенко собирает ежегодно. Он единственный, кто помогает трем монахам. Они живут впроголодь, по полгода не видят людей и постоянно молятся о России.
      — Они там бедолаги пообносились наверняка. Поэтому грузу у нас много наверняка.
      Отшельники живут на берегу горного озера на территории Тувы. Летом эти места непроходимы. Добраться можно только зимой, когда замерзают реки. Дорога не из простых. Снегоходы вязнут в снегу, проваливаются в наледь.
      Сегодня у нас довольно трудный день. Мы проходим перевал, очень много снега. Вязнут сани. Я надеюсь, что скоро все закончится и мы доберемся до зимовья.
      После таких снежных приключений подвеска снегохода покрывается льдом. Импортная техника нуждается в специализированном обслуживании. С помощью нехитрых инструментов наши умельцы выполняют эту работу в полевых условиях.
      Каждый раз выкапывая застрявшую технику из снега задаешься вопросом, зачем мы вообще едем к отшельникам. Почему ради них каждый день выкапываем из снега застрявшую технику. Ведь в газетах писали много дурного про отца Константина, лидера общины. А в Иркутской области священники вообще запрещают пастве встречаться с ним. Один из участников экспедиции даже побоялся сказать в церкви, что упаковку лампадного масла купил в подарок отверженным монахам.
      Немножко предистории. Отец Константин занимал высокий церковный пост в Самаре. Однажды принял решение стать отшельником. Вместе с ним в Саяны ушли еще около 30 православных христиан. Жили впроголодь, много молились. Кто-то не выдержал таких условий и самостоятельно вернулся к цивилизации. Позже одна из послушниц — Елена Тельных — сообщила во все инстанции о том, что в тайге действует тоталитарная секта. А ее лидер подчинил всех с помощью гипноза. После этого оставшихся монахов насильно вывезли из тайги вертолетом. Однако ни одно из обвинений не подтвердилось. Отшельники вновь вернулись в тайгу.
      За три дня мы прошли 350 км. Совсем рядом озеро где живут монахи. Надеюсь они нас ждут.
      Отшельники не видели людей уже полгода. Изголодавшись по общению отец Константин охотно рассказывает таежные новости. Месяц назад волки съели любимую собаку. Летом рыба в озере ловилась плохо, запасы провизии почти иссякли.
      — Здесь ни электричества, ни газа. Продуктов нет. И поясочки надо подтягивать крепко, — говорит отшельник отец Константин.
      Отшельничество это старинная христианская традиция. Людей, которые шли на этот духовный подвиг, считали святыми. Они не едят мясо, питаются лишь растительной пищей. Не каждый способен терпеть такие лишения, ради духовного совершенства.
      Сейчас отец Константин живет на озере Дэрлиг-Холь, это территория Тувы. Вместе с ним матушка Нина и Анастасия. Построить церковь пожилой священник уже не в силах. Поэтому поселились монахи в охотничьих избушках. Большую часть времени проводят в молитвах:
      — Что ищешь в душе — то находишь. А находишь прежде всего еще больше здесь бога. В тишине, в молитве. Себя можно лучше рассмотреть внутренне
      Матушка Анастасия приняла монашеский постриг сразу после окончания духовной семинарии. А вскоре ушла в тайгу вместе с отцом Константином. За восемь лет она уже сроднилась с этими дикими условиями жизни. Знает все лечебные травы, любит рисовать горы. Ее речь красива и выразительна. Можно часами слушать о том, как соболь ворует рыбу, как из леса приходит олень, а дикие птицы едят прямо из рук.
      — Здесь надо пожить, почувствовать. Соприкоснуться с природой в молитве, в тишине. И такой момент будет — можно что-то ухватить. Родится такой кадр, который не будет похож ни на одни другие, — говорит матушка Анастасия.
      «Мы живем как птицы в золотой клетке,» — говорят монахи. На охотничьей базе есть все необходимое, но это не монастырь. Люди едут сюда не ради молитвы, а чтобы работать или отдыхать. Подвижники верят, — когда-нибудь к ним придут паломники и помогут построить в тайге уединенную церковь. А сейчас у отверженных монахов нет даже колокола. Вместо него они используют крышку от кастрюли. Но ведь когда-то верующие чтили таких людей.