Православные о католиках

Содержание

Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалыисповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

» … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

Основные различия между православием и католичеством. Досье

Одно из важнейших различий между церквями – отношение к основам веры. Согласно католической «теории догматического развития», допускается возможность принятия новых догматов и дополнения Священного Предания (постановления церковных соборов, церковные каноны и т.п.) новыми «вероучительными» текстами. В числе нововведений – догмат о непогрешимости папы римского (1870) и др., а также решения католических соборов нового времени (всего 21, последний в 1962-1965 гг.) и римских пап. Православная церковь считает, что христианское учение не может подвергаться изменениям. Под Священным Преданием в православии понимаются постановления семи Вселенских соборов (последний – Никейский в 787 г.), православные каноны, богослужебные тексты, творения богословов эпохи Вселенских соборов (Святых Отцов) и др.

Учение о верховенстве власти папы римского

Учение о чрезвычайной и единоличной власти римского папы (примате) над всей христианской церковью стало источником обособления католичества уже с первых веков христианской истории. В 494 г. римский папа впервые стал именоваться «наместником Христа» на земле. В VI-VII вв. главы западной церкви пытались противопоставить свои решения постановлениям Вселенских соборов, за что, в частности, папа Григорий I был осужден за ересь VI собором (681). В 1054 г. претензии римского престола на верховную власть над Константинопольским патриархом стали одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Впоследствии признание верховенства власти римского первосвященника выдвигалось западной церковью как обязательное условие во время попыток объединения церквей на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) соборах. В качестве догмата католичества учение о примате римского папы было утверждено на I Ватиканском соборе (1870).

В православии высшей церковной властью, правомочной решать вопросы, касающиеся основ вероучения, обладают исключительно Вселенские соборы.

Непогрешимость богословских определений понтифика

Уже с V в. в западной церкви постановления римских пап рассматривались наравне с постановлениями Вселенских соборов. В 1870 г. был принят один из основных догматов о непогрешимости богословских определений папы римского, которые он делает от лица всей церкви («ex cathedra»). Согласно православному учению, непогрешимостью обладают исключительно решения Вселенских соборов.

Филиокве

В IV в. был утвержден символ веры – строгая вероучительная формула, в которой собраны основные догматы христианства. В VII в. западная церковь решила внести в него изменения, добавив слова об «исхождении Святого Духа» не только от Бога Отца, но «и от Сына» (филиокве, от лат. Filioque – «и Сына»). В 1014 г. филиокве было официально утверждено папой Бенедиктом VIII в качестве догмата, что стало одной из причин раскола церквей в 1054 г. С точки зрения православия, этот догмат искажает учение о Троице. Кроме того, такое решение могло быть принято только с согласия всей церкви.

Учения о «сверхдолжных заслугах» и о «чистилище»

В Средние века в католической доктрине также утвердилось учение о так называемых «сверхдолжных заслугах». Согласно ему, совокупность добрых дел всех когда-либо живших святых образует своеобразный «запас заслуг», который церковь может использовать для прощения грехов своей паствы. Отсюда возникло учение об индульгенциях. Православная церковь отрицает наличие каких-либо «сверхдолжных заслуг» и тем более возможность ими распоряжаться.

Согласно доктрине католической церкви, умерший христианин, отягощенный бременем «легких» грехов, не может сразу попасть в Царствие Божие и подвергается после смерти временному наказанию в «чистилище». Окончательно его посмертная судьба решается на Страшном суде. Православие отрицает существование «чистилища», а также разделение грехов на «легкие» и «тяжкие». Согласно учению православной церкви, сразу после смерти судьба человеческой души решается во время так называемых «мытарств» (испытаний всех поступков в течение жизни). Молитва отдельных христиан и всей церкви может изменить посмертную судьбу человека по милосердию Бога. Окончательное решение о вечном проклятии или вечном блаженстве происходит на Страшном суде.

uCrazy.ru


Православие, католичество и протестантизм — три самые распространенные ветви в христианстве. До сих пор идут споры о том, чьё религиозное видение «правильное». Так какая между ними разница?
Как Церкви между собой поссорились?
Формальное разделение Церкви произошло в 1054 году после конфликта Папы Римского Льва IX с Константинопольским патриархом Михаилом Керуларием.
Поводом послужила борьба за влияние в Южной Италии. Лев отправил в Константинополь посольство, целью которого было признать главенство Папы Римского над Михаилом и закончить противостояние. Михаил предложение Льва отверг, за что тут же был подвергнут анафеме. Патриарх в долгу не остался и предал анафеме прибывшее к нему посольство.

Спустя годы, и даже века, обе Церкви ни один раз пытались превозмочь разногласия и объединиться. Но каждый раз это не получалось: сначала греки, а затем восточные и южные славяне стали приравнивать православие к своей этнической принадлежности.
Отличия православия от католичества
Оба направления считают себя единственно верной, истинной Церковью. Православные рассматривают католиков либо как еретиков, исказивших религию, либо как раскольников, отделившихся от Единой Церкви. Католики, в свою очередь, думают то же самое про православных.

Глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл и глава Католической церкви Папа Римский Франциск
Главные отличия кроются в догматике
Согласно православной формулировке, Святой Дух исходит только от Отца, а католики поправляют: не только от Отца, но и от Сына. Православные не верят в непорочное зачатие Девы Марии, непогрешимость Папы Римского и чистилище. У обоих направлений разные взгляды на образы бытия Святой Троицы и следствие благодати.
Важным отличием является то, что в Православии главой Церкви является только Иисус Христос. В Католичестве Иисус Христос — это невидимый глава Церкви, а видимый — это его наместник Папа Римский.
Также много отличий присутствует в обрядах, внутренней организации, отношении к светской власти и т.д. Православные священнослужители, совершая обряды, говорят безлично, от имени Бога. Католические священники говорят от собственного имени. Крестятся католики слева направо, православные наоборот.
Кто такие протестанты?
Идеология протестантизма зародилась в XVI веке. Церковным революционером стал богослов Мартин Лютер. Поводом послужили легкомыслие и алчность священников. Мартин решил, что Бог не нуждается в таких посредниках.
Лютер призвал отменить идолопоклонство святым, открыть доступ к Библии простым людям, свести церковные таинства лишь к крещению и причащению. Со временем идеи пошли дальше — забрать у католической церкви власть и земли сначала в Германии, а затем и всей Европе.

Индульгенция — бумага, которой можно было официально искупить грех любой тяжести. Купить её можно было у любого католического священника. Это как если бы преступники могли заплатить деньги и официально не быть наказанными
Понятное дело, в Риме Лютера признали еретиком. Однако немецкие князья и народ выразили на это протест. Так последователи Лютера стали протестантами.
Отличия протестантизма
Протестанты не верят в Святых и Папу Римского, не признают икон и креста. Для богослужения не нужен монастырь, Бог может жить только в сердце человека. Каждый человек сам читает Библию и сам трактует свои поступки.
У протестантов нет особой формы богослужения, а священником может быть даже женщина. Крещение возможно только в зрелом, сознательном возрасте.
У протестантов также есть ветви: самые крупные из них — это англикане (те же католики, но без Папы, живут в Англии), лютеран (всё, что не запрещено Библией — разрешено), кальвинистов (более сдержанные лютеране) и т.д.
Помимо обозначенных течений, существуют Армянская Церковь (Иисус — нетленное существо), Ассирийская Церковь (Иисус — есть Бог), Свидетели Иеговы (Иисус — это архангел Михаил), Мормоны (Троица — это три Бога) и т.д. Каждая из них трактует Библию и устройство мира немного по-разному. Но в целом все придерживаются учения Христа.

Начало истории

Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.

Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.

Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.

Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.

Основные особенности

Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.

Что касается названия прихожанина католического храма, в энциклопедии он называется «униат». В ней же можно найти значение слова «реформатор», а также что такое католическая обедня — «месса». Часто это слово из 5 букв встречается в сканвордах. А высоким определением «игумен» определяется духовный разряд в православной религии.

На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.

Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.

Отличительные догматы

Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:

  1. Положение целибат является догматом про безбрачие касательно духовенства.
  2. Если верить Филиокве, то Святой Дух идет не только от Отца Бога, но и от Сына.
  3. Догмат Чистилище является своеобразным промежуточным пространством между раем и адом, в котором грешник может искупить свою вину.
  4. Католическое Священное Предание выстроено на Папских посланиях и решениях, принятых позже от семи Вселенских соборов.
  5. Миряне причащаются лишь Телом Христовым, в то время как духовенство — Кровью и Телом.
  6. Догмат, говорящий про непорочное зачатие Марии, про ее последующее телесное вознесение.

Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.

Статистические показатели

Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:

Страна Регион соотношение населения/католиков Численность католиков в %
Бразилия Южная Америка 186,1 млн/136,9 млн 73,6
США Северная Америка 301,1 млн/68,1 млн 22
Мексика Северная Америка 108,7 млн/101,4 млн 91

Сходство в направлениях

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

  • признание гомосексуальных браков;
  • эвтаназия, прочие методы по умерщвлению человека;
  • аборты.

Краткое описание противоречивых сторон

Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:

  1. В сравнении с католиками, православная Церковь указывает, что Святой Дух, которому нужно молиться, может исходить лишь от Бога Отца, на что указано в Символе веры.
  2. Согласно Библии, в православии только монашествующие представители строго соблюдают целибат. Что касается остальной части духовенства, ей разрешено заключать мирские браки.
  3. Священное православное предание соблюдает только устные древние традиции. В католическом храме признаются постановления от семи Вселенских соборов, всевозможные послания Папы, решения, принятые на последующих соборах.
  4. Православные прихожане не признают догмат про Чистилище. Мирянами осуществляется причастие во время службы Кровью и Телом Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».
  5. Различие состоит и в том, что православные не признают учения, касающегося «сокровищницы благодати», которое указывает на избыток благих дел Христа, Девы Марии, апостолов, позволяющих из той сокровищницы черпать спасение. Из-за подобного учения допустимыми стали в свое время индульгенции, ставшие поводом для противоречий между протестантами и католиками. Такие явления, проникшие в католичество, в свое время грубо осудил Мартин Лютер. Он не собирался создавать новую конфессию, в его намерения входила только реформация.

На что стоит обратить внимание

Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.

Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.

Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.

За свою сильную веру приходится страдать всем — протестантам, католикам и православным. Для общей борьбы с таким опасным «врагом» вынуждены объединиться в одну силу христиане и главы Церквей во всем цивилизованном мире.

По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.

Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.

Как молятся католики Кто мы такие, во что мы верим, как и чем мы живем, как мы молимся… Сегодня — четвертая публикация от Анастасии Паламарчук из серии статей о католиках и их вере, подготовленных специально для сайта Архиепархии. *** Как молятся католики Молитва — это разговор с Богом, Которого мы любим. С любимыми хочется говорить обо всем: делиться прожитым днем и планами, рассказывать о достижениях и неудачах, о повседневных нуждах и смысле жизни. Этот разговор может быть разным. В молитве мы благодарим Бога и прославляем Его, а иногда со слезами раскаиваемся и молим о прощении. Просим Его о важных вещах, поверяем Ему наши надежды. Иногда бунтуем и задаем трудные вопросы. Молиться можно даже без слов, ведь любящим не нужны слова для подлинного общения. Молитва — это разговор с Богом, Который любит нас. Мы верим, что Бог смотрит на каждого человека с любовью и милосердием, поэтому не боимся говорить Ему о самых сокровенных, болезненных или трудных переживаниях. Проводя время вместе, разговаривая о важном, любящие стремятся лучше узнать друг друга. Молитва — верный способ лучше узнать Бога. Мы молимся вместе и поодиночке, в общине и в уединении. Самая главная молитва, являющаяся образцом и синтезом всех молитв — это «Отче наш», молитва которой научил Своих учеников Сам Господь Иисус. Эта молитва напоминает, что мы все являемся детьми Бога, и потому даже молитва наедине с Богом остается молитвой вместе со всеми учениками и за всех, и получает свою силу из общинной молитвы. Главная общинная молитва — Литургия. Каждое воскресенье католики собираются в храме, воспоминая спасительную крестную жертву Иисуса Христа и Его Воскресение из мертвых. На воскресной Литургии, которую в нашем латинском обряде также называют Святой Мессой, мы в единстве со всей Церковью воспеваем гимны хвалы, вместе слушаем Священное Писание, вместе приносим прошения о нуждах общины и всего мира. Вместе участвуем в благодарении, приносимом Христом Отцу. Таким образом всей общиной мы совершаем Евхаристию, что значит «благодарение». Мы благодарим Бога Отца за дар участия в искупительной жертве Сына и дар жизни вечной в Нем. Участие в Евхаристии — сердце молитвенной жизни любого христианина. Община также собирается, чтобы вместе молиться о своих членах в важные моменты их христианской жизни: при совершении крещения, миропомазания, вступления в брак, рукоположения во священники. Общинной молитвой мы сопровождаем усопших в их последний путь. За столетия существования христианства возникли разные виды и способы выражения молитвы (литургия часов, поклонение Христу в таинстве Евхаристии — в Святых Дарах (адорация), розарий, крестный путь, литании, венчики, акты посвящения, новенны и т.д.). Почти все они могут совершаться как в общине, так и индивидуально. В моменты кризиса или острой необходимости верующий может попросить общину молиться о помощи Божией, и наоборот: каждый христианин призван молиться о благе своей общины и всей Церкви. Мы молимся не только о личных нуждах, но и о наших ближних, об обращении врагов и гонителей, о мире и о спасении душ. Мы молимся по записанным текстам и своими словами. Первой и главной молитве — «Отче наш» — научил Своих учеников сам Иисус (Мф 6, 9-13; Лк 11, 2-4). Молитва Богородице «Радуйся, Мария» — тоже взята из Евангелия (Лк 1, 28.42). В общинной и личной молитве мы часто читаем псалмы, которыми прославляли Бога Иисус и его ученики. За множество столетий Церковь собрала целую сокровищницу молитв, обращенных к Богу и его святым. Использование записанных молитв приобщает нас к богатой христианской традиции, помогает лучше понять истины веры. Традиционные тексты приходят на помощь и тогда, когда не хватает собственных слов. Молитва своими словами тоже необходима. Отношения каждого верующего с Богом неповторимы и уникальны. Иисус, добрый Пастырь, знает голос каждого из нас и не спутает его с другими. Молитва охватывает всю нашу жизнь. Традиционно выделяют три вида или состояния молитвы. Это, во-первых, устная молитва, вслух или же про себя, которая соединяет тело с внутренней молитвой сердца, и главным примером которой является молитва «Отче наш». Во-вторых, это молитва размышления, которую также принято называть латинским словом «медитация», в которой мысль, чувства и воля соединяются в переживании встречи с Богом, прежде всего в Его Слове. И третья форма молитвы — это созерцание, в котором слова и мысли уступают простому взгляду, устремленному к Богу в молчании и любви. Переходя друг в друга, эти состояния молитвы действительно позволяют нам жить согласно призыву апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5, 16-18) Где мы молимся? Мы молимся в храмах и часовнях: в старинных и новых, богатых и совсем простых, иногда устроенных в простых жилых домах. Молимся дома: просыпаясь и отходя ко сну, перед едой; перед началом важных дел и в дороге. Осеняем себя крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сосредоточиться на молитве помогают образы Спасителя и святых — крест с фигурой Распятого, статуи, иконы. Мы обращаемся к Богу в повседневной суете, но стараемся находить время, чтобы посвятить его только молитве. Как научиться молиться, если раньше никогда не молился? Очень просто. Нужно просто начать. Для молитвы хороши любые слова, время, место и обстоятельства. *** Автор статьи — доктор исторических наук, доцент СПбГУ, прихожанка католического прихода св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Весь цикл статей — на сайте Архиепархии www.cathmos.ru #мыкатолики