Православные общины в деревне

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка «На территории деревни курить запрещено». Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире «цивилизации».
Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.
Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.
С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.
Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище
Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».
Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.
И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.
Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.
Полный текст о деревне Потеряевке, Мамонтовского района Алтайского края

ardm
Немного моей теории. Попытки изменять не себя, а мир — это подсознательное стремление дополучить необходимый опыт «любви», не переданный полноценно родом, с антибиотиками молока матери или деструктуированный обстоятельствами. Изменять же себя всегда и интереснее, и эффективней — и тому служит подтверждением природа, когда вдруг ты внезапно оказываешься в лесу и обретаешь на мгновение «ту самую» гармонию. Поэтому жить в лесу, говоря современным языком — в полноценной биосистеме и замкнутой экосистеме, просто необходимо, чтобы быть счастливым, здоровым и оставаться таковым. По сути это Буддизм, и возвратиться сегодня «к истокам» с помощью современных материалов в тысячи раз проще, чем когда-либо в известной истории. А в целях выживания — стало немыслимо иначе! Следственно, значит, что Золотой век сегодня не зависит от обстоятельств. Но всецело зависит от нашего отношения к Земле, то есть — природе и себе. Весь этот вывод — итог 20 лет путешествий, то есть — наблюдений и общения.
За последние 5 лет тема экопоселений (люди покидают города с целью жить на земле и с земли) приобрела масштабный характер. Я решил проехаться по ближайшим экопоселениям с целью встретиться со старожиласми, понять мировоззрение экопоселенцев, отважившихся восстанавливать традиции славянской общины 17 — 19 века и увидеть, как говорится, своими глазами. Вот итог посещения 6-ти экопоселений Московской — Ярославской — Ивановской областей.
Бытует мнение, что тема экопоселений — это неизбежное сектанство, что мол всё там корумпированно и заточено под высос денег. Что мол придумывают хитрые узурпаторы — скупщики новомодные религии, и отношение к подобным явлениям, как эко, может быть только настороженным. На поверку оказалось совсем иное: люди объединяются по одному интересу «любви к природе», и даже тема Анастасийцев хоть и звучит, но не выходит за рамки здравомыслия: не пей, не кури, мусор не бросай, уважай мнение других — вот и все основные правила.
Миродолье, Московская обл. Алёна, 3 года в поселении, 1 ребёнок:
-В городе не чувствуешь контакта с реальностью. А здесь — каждый шаг наполнен жизнью. Общение идёт через землю, ведь каждое действие влечёт за собой следствие, мгновенно влияющее на моё бытие.

Дима строит ульи и продаёт их
Миродолье, Московская обл. Дмитрий, 38 лет, 5 лет в поселении на постоянке, 4 детей:
-Семьи как приезжают, так и уезжают. Почему? Не представляют, как это – жить на земле. Что натуральное хозяйство требует постоянного присутствия и всего времени. Стоят большой дом, а потом смотрят – ой, его убирать надо, да и участок зарастает, а времени нет. Оказывается не по силам – не только зря, но и бездумно вкладывают средства.

Общий дом строят сообща — как это было раньше в миру

-Собираясь в поселение, люди прежде всего думают о жизни на природе, отдыхе и тишине. Но главнее оказалось – дружный коллектив, чтобы общественные дела эффективно решать. Для этого конечно человек должен не дачником себя чувствовать, а коренным, и болеть за землю.

Несмотря на многочисленные трудности — у детей есть детство
Немалое в этом дело – коммуникации через детей. Что дети растут на «воле» — это хорошо, но этого мало. Во-первых, детям всё же не хватает общения – семья у меня, да у соседа Ивана, а во-вторых – их нужно образовывать или самостоятельно — подготавливать к сдаче экзаменов, или возить в школу.

Труд сообща
Заметка: в сельской жизни России до 1917 повсеместно существовали общины. Вот отрывок из книги Безгин В.Б. — Крестьянская повседневность:
» Общинная помощь – одно из самых любопытнейших и поучительных явлений деревенских будней. Она регулировалась целой системой норм поведения. Ее истоки уходили в первобытные формы хозяйствования, когда труд членов общины сообща органически соединялся с равным дележом продукта. Бытование различных форм сельской взаимопомощи в течение длительного времени свидетельство соответствия их содержания духовно-нравственным традициям русского села. Милосердие выступало отличительной чертой русского крестьянства. Смысл Евангельской любви находил свое воплощение в сострадании и сочувствии к несчастным, в бескорыстной помощи нуждающимся. Помещик К.К. Арсеньев
в заметках о путешествии в Тамбовской губернии писал: «Сами, голодая, крестьяне подают милостыню хлебом. Берут к себе в дом семьи погорельцев и бедняков. Так в селе Бояровке Моршанского уезда, в обыкновенной избе помещалось четыре семьи» 404. «Все крестьяне нашей местности, – сообщал в конце XIX в. Ф.А. Костин из деревни Мешковой Болховского уезда Орловской губернии, – к погорельцам относятся с жалостью, стараются их утешить и помочь, как советом, так и делом». Каждый крестьянин, отмечал он далее, «считает за счастье», если у него поселится погоревший сосед»405.
В большинстве случаев организатором сельских помочей выступала община. Мир направлял по наряду односельчан на уборку полос хозяйств, пораженных эпидемией, оказывал помощь в выполнении полевых работ семьям ратников, вдовам. Крестьяне никогда не оставались безучастными к горю, постигшему их односельчан. Погорельцам собирали средства, выделяли для заготовки материала делянку в общинном лесу, принимали участие в строительстве нового дома. Высокие нравственные принципы сельской взаимопомощи отмечал в своем исследовании А.А. Риттих. Он в частности писал: «Маломощным женским семьям давали землю, освобождали их от повинностей, которые мир принимал на себя,
снимали подати и с погорельцев или пострадавших от падежа скота. Организовывалась помощь больным и маломощным: мир наряжал возить навоз на их полосы, помогал при уборке урожая. Часто это делалось совершенно добровольно – «ради Христа». Косцы и жницы, оканчивая свои полосы, шли помогать тем, кто задерживался в работе «по маломочности».
Сельская община выступала хранительницей нравственный устоев деревни, осуществляя подчас жесткий контроль над поведением своих членов. Выполнение неписанных норм сельского общежития достигалась, прежде всего, силой общественного мнения, а в случае необходимости и теми многообразными санкциями, которые мир применял к нарушителям. Замкнутость сельского сообщества и «прозрачность» внутридеревенских отношений практически не оставляли возможности скрыть тот или иной неблаговидный проступок.
Безупречная репутация имела для крестьянина большое значение. Она служила основой авторитета и уважения со стороны односельчан, являлась надежной гарантией при совершении имущественных сделок, придавала значимость высказываниям на сельском сходе. И напротив, крестьян, снискавших себе дурную репутацию, сторонились, избегали иметь с ними деловые отно-
шения, старались не вступать с ними в брак, духовное родство. Часто их изводили насмешками, обидными прозвищами, а при случае попрекали за прошлые грехи. Такой сельский бойкот порой был страшнее розог волостного суда.
Крестьянский мир проявлял заботу о духовном развитии и нравственном облике односельчан. На сельском сходе принимали решение о строительстве церкви и содержании причта, об открытии школы для обучения сельских ребятишек, разбирали случаи безнравственного поведения местных жителей и т.п. На волостном сходе Садовской волости Бобровского уезда было принято 9 декабря 1889 г. решение, которое обязывало сельских выборных лиц следить за тем, чтобы «лица моложе 17 лет не допускать в трактиры и пивные. Пьяных малолеток сельская полиция и старосты должны были забирать в сельскую
управу, освобождать их по вытрезвлению не иначе, как по просьбе родителей и опекунов. «
По сути — экопоселения задаются целью восстановить былую систему.

-Прежде, чем переезжать, надо чётко усвоить 2 момента: чем будешь заниматься и образование детей. Зарабатывать деньги можно ремеслом – главное, это стремиться. Вот, в поселении «Босы Ноги» делают соломенные блоки, например. При оформлении земли в администрации лучше появляться с развернутой программой.

Хоровод, экопоселение Родное, Сергиево-Посадский р-н
-Первых детей рожали с акушерками в воде, последнего самостоятельно. Профилактика – прощупываешь положение ребёнка, то есть всегда заранее можно определить, как будут протекать роды. В целом – природой всё предусмотрено, и ощущение комфорта для роженицы важнее медицинского контроля.

Похороны мух и комаров, старинный способ проводить осень — славянский праздник осеннего равноденствия, Родное
Появляется ребёнок – даже мыть его не надо, потому что рождается он в чём-то наподобие смазки; сразу кладёшь маме на грудь вместе с плацентой. Через несколько часов плацента перестаёт пульсировать – полностью отдаёт кровь, именно тогда её и обрезаешь. А отросток от пупка отвалится сам.
Саманный дом — самый дешевый и экологичный способ строительства. Глина и солома — все ингредиенты. Не раз услышал, что в земле, — в землянке ли, или в доме из самана, — чувствуешь себя лучше всего.
Личные наблюдения: Участок в поселении называют не иначе, как поместье. Часто посевы пополам с лесной порослью — принято растить деревья, не обязательно плодовые. Забор предпочитают создать из живых насаждений, но у многих забора нет. Во многих поселениях свои уставы и правила.
Переселяются из города — и тут же начинают рожать, как говорится — «плодить нищету». Но так говорят лишь городские, по сути — имеющие «содержания» в несколько раз меньшее, чем «оформления». Потому что на практике многодетная семья в экопоселении обходится меньшим, чем в городе — однодетная, а чуувствует себя даже лучше.

В хозяйстве немаловажно наличие пруда. Он же – купалка для детей. В пруд запускается рыба. Зимой расчищают пруд и играют в хоккей. У Дмитрия самодельный ветряк из дюралеалюминия – даже при среднем в нашей полосе ветре 3-4 м с эффект есть.
Деревня отличается. Многим. Неухоженностью, заборами, мусором. В поселении нет ни заборов, ни подозрительности. И пьяных здесь не бывает. Большинство даже не курит. 98% образованных людей.
В Благодати впервые в жизни увидел, как должна бы выглядеть русская деревня в 21 веке. Коровы ходят по верёвочкам. Каждый уголок обжит, каждый камушек пристроен. Ровно. Травка.
Благодать, Виктор Петрович, 61год, 12 лет в поселении:
-Приезжают – и начинается: а как без электричества? А как с образованием? Родовое поместье это гармония с землей, а не поиск решения проблем на стороне. Если человек видит проблемы, но живет постоянно, он пытается решить их на месте.
Клубничка растёт и вертикально. Да ещё и переносится с места на место.
-В город приедешь – я враг природы. А в поместье – друг, её элемент. Плодородный слой – микрокосм. В 1 куб см почвы миллионы стад коров.
-Род состоит из 3 поколений. Старики рассказывали детям – передавали опыт преемственности. На моей памяти разрушение этой системы и примеры её значимости: кузнец, жестянщик просили ученика в колхозе – не дали. Иду раз мимо дома – старушка. Дай я спрошу про ржаной хлеб, как печь. Так она даже заплакала: кому-то ещё нужны мои знания… А дети, внуки в городе.
Дом под землёй — огород на крыше, Благодать
-Косить никто не умеет… Мало прочитать, увидеть изображение. Мышечная память нужна.
Кратерное земледелие
Благодать, Валерий Ковалев, 52 года, 9 лет в поселении, 1 ребёнок.
-В сельскую школу детей отправлять нельзя. Был нормальный ребенок, травинки гладил. 2 недели побыл – носится, крапиву рубит. Орёт.
Лесное болото можно превратить в огород!
В иных поселениях родители организуют школьное образование с последующей сдачей, да и школы открывают.
Капуста и среди берёз будет расти
Старожил Алексей из пос. Богатырское Ивановской обл, на своём поместье высадил лес — около 80-ти деревьев.
-Целину пахать не надо. Прикрыл скошенной травой – даже сорняков не будет! Сено и греет, и преет – удобряет.
Деревенские крутят пальцем у виска: вот мол чудак, лес сажает! Мало леса что ли растёт? И не знают простой истины: настоящий лес — явление редкое. Сведены леса антропогенным влиянием. А сажать лес — это восстанавливать экосистему. По сути — подвиг.
Пчеловодство — давнее занятие жителей средней полосы. Десятки тысяч тонн воска продавала Россия в Европу в 17 веке ежегодно. Построить улей самому не сложно. А держать пчёл оказывается легче, чем растить помидоры.
В зимовье у Алексея. И не скажешь, что 12 км от Иваново
Бард Ирина Крайнер, Богатырское, 3 года с мужем жила в землянке. Прежде, чем построили дом, спали на печке под землёй и под метровым слоем снега.
-Порой и по следам нас трудно было найти. А соседи — те вообще дёрна нарезали и стены возвели, 2 зимы так жили.
Стена из самана
Напоследок — ещё отрывок из «Крестьянская повседневность», на этот раз о воспитани детей:

» Детство сельских детей трудно назвать счастливым. Тяготы крестьянского труда, отнимавшие у ма- тери большую часть времени, не позволяли осуществлять должный уход за новорожденным. Свою роль в этом вопросе играли невежество крестьянских баб, отсутствие у них элементарных знаний гигиены. Доктор медицины Г. Попов писал: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза 2 — 3, для того, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок. Ребенка моют не чаще одного раза в неделю, а белье только высушивают»770. Болезни младенцев лечили на- родными способами. Грыжу «заговаривали», испуг «отливали», при «собачьей старости» «выпекали» в печи, от поноса поили церковным вином. Основу детского питания составляло материнское молоко. В перерывах между кормлениями ребенку сосал «жевку», тряпицу, в которую заворачивали жеваные баранки. В случае отсутствия молока у матери находили кормилицу или отпаивали козьим молоком, ис- пользуя вместо рожка коровье вымя. Месяца через два варили молочную кашу, через четыре начинали кормить ржаной соской. Около года ребенка приучали к похлебке 771.
Говорить о какой — то системе воспитания в крестьянской семье, как целенаправленного процесса, не приходится. Мудрость народной педагогики заключалась в том, что сельские дети росли в естест- венных условиях, окружающую среду познавали посредством эмпирического опыта, навыки обретали через подражания взрослым. Обыкновенно, маленькие крестьянские дети большую часть дня проводи- ли на улице с раннего утра до поздней ночи. Там они, как правило, бегали, играли, шалили, дрались и являлись домой только поесть, или сообщить отцу или матери о том, что его такой то поколотил. Дети были предоставлены сами себе, вот почему им часто приходилось вступать в смертельный бой с гусями, петухами, баранами, кошками, поросятами и попадать под ноги крупных домашних животных 772.
В своих играх сельские дети репродуцировали мир взрослых, воспроизводили их манеру поведения. Девочки в своих играх создавали подобие семейных отношений — стряпали пироги из глины и песка, играли в свадьбу, а зимой в куклы. Мальчики гуляли отдельно от девочек. Они играли в городки, дере- вянные шары. Изображая верховых урядников, ездили верхом на палке773. Зимой строили снежные кре- пости и играли в «казаков — разбойников». Повседневные игры мальчиков и девочек не в меньшей мере, чем серьезная помощь взрослым, формировали стереотипы будущих жизненных ролей. Мальчишечьи игры выковывали мужские эмоции и волевые качества – выносливость, упорство, умение постоять за себя и друга. Игры девочек были ориентированы на женский, материнский труд 774. «
Самодельный шкаф
Конечно — поездите, пообщайтесь. Прежде, чем решиться ехать, прочитайте труд «Творим совместную жизнь» Дианы Леаф Христиан. Диана специально объехала множество поселений, чтобы написать эту книгу. Также есть замечательный фильм на тему:
Взято из группы поселения Родолад
Карта поселений США: http://www.ic.org/directory/maps/

Зачем городские в деревню переезжают

История нашего дома началась в Пафнутьевом Боровском монастыре, где живет мой духовный отец, схиархимандрит Власий. Осенью 1998-го я сидел у него в келье, болтал ногами и рассказывал обо всем, что было на сердце. А там было много всего, и кроме всего прочего – дом, который вот уже полгода безуспешно искали мои родители. Родители решили, что к пенсии хорошо было бы продать две наших квартиры, потому как вид из окна старой городской «хрущевки», прямо скажем, не очень, и купить нормальный дом с небольшим участком земли где-нибудь в городской черте или неподалеку, потому что мы хоть и любим природу и тишину, но без фанатизма. Родители и объявление в газете давали, и знакомым всем сказали, но дом все не находился. То место где-то в Тьмутаракани с видом на болото, то земли совсем нет, то еще что-нибудь.

Батюшка меня слушал-слушал, а потом говорит: «Дом будет в деревне». В какой еще деревне? Мы люди городские, на дачу редко ездим. Он смеется, по голове меня треплет: «В деревне дом, в деревне!» Я пожал плечами и решил, что так духовник хочет показать мне, чтобы я не задавал вопросов, не касающихся моей мятущейся непоседливой души.

Мы мечтали каждый о своем, но после разговора с батюшкой мы друг друга нашли

Проходит несколько месяцев. Звонят родители: «Когда сможешь приехать, дом посмотреть?» Дом оказался большим, благоустроенным и удобным. И он был в деревне. Хозяин работал в городе машинистом на железной дороге, а хозяйка сидела дома и мечтала о городской жизни. В деревне хозяйке было невыносимо скучно, она спала и видела себя в городе. А в городе в это время мы спали и видели себя в большом красивом благоустроенном доме с видом на речку и лес. Мы мечтали каждый о своем, и все это происходило в параллельных вселенных, но после разговора с батюшкой что-то случилось, и мы друг друга нашли. Когда владельцы дома узнали про нашу двухкомнатную квартиру, то немедленно захотели туда въехать и предложили обмен.

Спустя какое-то время я заметил на обоях небольшие крестики из папиросной бумаги. Оказалось, что сын бывших хозяев дома – священник, и он его освятил….

Родители в нашем саду

Деревня оказалась всего в 9 км от города по прекрасному шоссе, на машине минут 15 вместе со светофорами. Земли как раз, чтобы всего хватало, включая китайские сливы и мамины розы, но недостаточно, чтобы превратиться в рабыню Изауру. Место красивое и тихое. Рядом – лес с прекрасной березовой рощей и река. В чистом, не загаженном лесу растут подберезовики, красноголовики, белые грибы и небольшие, с ладошку, грузди, а река красивая, и в ней водится рыба. В нашей деревне есть хорошая больница со всеми кабинетами, но без очереди. Прекрасный детский сад и школа-десятилетка. Современный спортивный клуб с кучей самых разных секций, от фитнеса-пилатеса до новой качалки и профессионального поля для мини-футбола. Все – бесплатно. В прошлом году открыли новый каток с теплыми раздевалками и бесплатными коньками. Почта, банк, четыре магазина с ассортиментом и ценами, как в городе.

В деревне поначалу тишина оглушала, а вежливость пугала

В деревне поначалу тишина оглушала, а вежливость пугала. Идешь по улице – дети с тобой здороваются. Взрослые уже стесняются, но тоже часто кивают. А дети здороваются всегда и со всеми. Так воспитаны. Мы поначалу пугались, а потом привыкли и стали жить как все. Здороваться со всеми, а не только с соседями. Наши соседи тоже из города, у них в Екатеринбурге четыре магазина. Сначала нас на пиццу приглашали, чай в саду под яблоней пили, а через год тишины не выдержали. От скуки сосед запил горькую, а потом баню поджег. Еле потушили. Дом они продали и вернулись поближе к суете и утреннему смогу. А мы живем и радуемся. И чем дольше живем, тем больше нравится.

Здесь даже время течет по-другому. Оно не суетливое и суматошное, а спокойное и радостное. И молитва здесь тоже другая – вдумчивая и неспешная. А куда торопиться, если у тебя все есть? И дом, и река через улицу, и слива под окном.

Первая рыбалка

В деревне скучно тому, кто работать не любит. Тут без работы нельзя. Иначе тоска смертная. По совету соседей мы завели корову Маню. Уже к следующей весне Маня родила нам двойню. Маня была преданная, как собака. Бывало, идешь по берегу реки на рыбалку, навстречу стадо. Маня как тебя увидит, обо всем забывает и бежит за тобой.

В деревне скучно тому, кто работать не любит

Но вредная была, хоть святых выноси! Не захочет, чтобы ее доили – ни за что к себе не подпустит. Мама могла уговаривать корову часами. Та радостно слушала, млела, но доить себя не давала. Хорошо, соседи надоумили, как в таких случаях поступать. Корова не кошка, с ней нужна строгость. Вредной скотине подвязывают заднюю ногу и поднимают к балке или аккуратно берут за ноздри, и тогда она как шелковая, покладистая и послушная. Наша мама и сливки делала, и творог, и мягкий ароматный сыр.

Пока была жива бабушка, мы держали кур, чтобы в доме всегда были свежие яйца. Петуха завели породистого. Наш Петя был черным как смоль, грудь – огненно-рыжая с изумрудно-зеленым. Выходишь во двор – он бросается к тебе со всех ног. Одно крыло волочит по земле, голову откидывает и клокочет, как вскипевший самовар. Это значит: не могу больше без тебя, хозяин, – хочу на ручки! Протягиваешь руки – он на них запрыгивает и кладет голову тебе на плечо, чтобы ты гладил ему шею. Это для него самое большое удовольствие. А потом он спрыгивает на землю и начинает тебя охранять. И тогда все остальные питомцы прячутся по углам и носа не кажут. Наш огромный Рей из милицейского питомника прятался от него в конуре, а кот отправлялся мышей ловить. Одним ударом своих острых, как бритва, шпор Петя мог разрубить сразу до кости. Ты в огород, он в огород. Ты на веранду, и он на веранду. Ты в магазин, он в магазин. Чужих людей он игнорировал. Считал ниже своего достоинства с ними общаться. А от нас ни на шаг не отходил. Потому что мы – свои, наши. Каждое утро нас будил с утра пораньше. Потому что кто рано встает – тому Бог подает.

Степа на огороде

Нашего кота Степу за его веселый нрав мы все любим. А еще он – прекрасный дегустатор.

Мы даем ему пробовать молоко, сметану, колбасу и сосиски, которые приносим из магазина. Он безошибочно определяет, какие из них несъедобные. И мы их больше уже не покупаем. Кроме мамы, он любит соседских кошек, мышей и птиц. Кошки приходят к нам со всей округи, рассаживаются на крыше и ждут, когда он выйдет. Птиц он всегда приносит маме, отчего она приходит в тихий ужас. А мышей складывает под крышей на бане. Там у него их штук сорок уже лежит. И он их охраняет. Но при всех своих достоинствах Степе до кота Василия, доставшегося нам вместе с домом, далеко. Когда мы привезли из питомника нашего пса Бима, тому было около месяца, и он умещался на ладони. И наш Василий был ему за маму и за папу. Вылизывал его, играл с ним и воспитывал как мог. Вечером уходил, а утром возвращался с огромной крысой в зубах. Маленький Бим выкатывался на крыльцо – а там крыса. При виде крысы Бим громко тявкал, прижимал уши и пятился. Но сзади стоял Василий и лапой подталкивал его обратно. Затем переворачивал крысу самой выгодной стороной к щенку, показывая, что бояться ее нечего. И так продолжалось, пока Бим не начал бесстрашно играть крысой, как мячиком.

Наш Бяша Еще у нас жили овечки и Бяша. Овечки – суетливые и бестолковые, а Бяша – большой и умный породистый баран. Он охранял свое маленькое стадо, как пограничник границу. Стоило появиться соседскому коту или собаке, Бяша наклонял низко голову и бросался на него, как танк. Когда дело касалось родного стада, для него не было ни своих, ни чужих. Страшно, когда на тебя летит огромный мощный баран. Но стоило выставить ногу или палку, Бяша тут же останавливался, становился снова маленьким и добрым, вилял хвостом и просил сахара. Сейчас Бяша где-то в Казахстане, а корова Маня – в детском доме. Когда мы в деревню приехали, здесь было стадо голов 250. А сейчас коровы четыре на всю деревню. Потому что скотина в российской деревне – это очень дорогое удовольствие. Сено стоит таких денег, что караул! Вместо скотины у сельских жителей теперь разные иномарки. Зато на месте старых коровников у нас теперь современный птицесовхоз, где выращивают цыплят для птицефабрик. Все местные там работают. Зарплаты – как в городе, а ездить никуда не надо. Каждый месяц сюда приезжают иностранцы: немцы, голландцы, поляки. Обмениваются опытом и русской природой наслаждаются. Очень им у нас нравится.

Вы бы прошли мимо плачущей, как ребенок, косули?

А весной по вечерам на другом берегу реки у нас косули ревут. Самцы сражаются за самок, дерутся и ревут на всю округу. В наших краях их много. Зимой, когда мы гуляем с Бимом, иногда мы их встречаем. Косуля выкапывает себе лежку под сосной и там спит, а тут мы идем. Бим даже залаять не успевает, как только ее и видели. Как-то раз я даже одну из петли вытащил. Петля – это такое изуверское приспособление, которое браконьеры ставят на тропе, где косули ходят. Она сделана из гибкой и прочной железной проволоки, которую привязывают к дереву и растягивают на тропе. Косуля попадает головой в петлю, петля падает и затягивается у нее на шее, она задыхается и умирает. Как-то раз на прогулке вдруг слышу, где-то в кустах маленький щенок плачет. Жалобно так. Смотрю, а это не щенок, а косуля в петле бьется. Вы бы прошли мимо плачущей, как ребенок, косули? И я не прошел. Перекрестился и пошел вытаскивать. Сколько мы с ней бились, чтобы ее освободить, не помню. Она мне ногу и ребра чуть не сломала, но после молитвы святителю Николаю позволила себя освободить. Красивая, просто чудо! Шерсть темно-коричневая, шелковая, в белых пятнах. Глаза черные с большими ресницами. А на голове маленькие аккуратные рожки. Вильнула белым задом и пропала, словно ее и не было.

На нашей улице наступила весна

А вот храма в нашей деревне нет и никогда не было. Но мы не унываем, мы молимся, чтобы хотя бы молельную комнату открыть, и в город на службы ездим. Мне наши храмовые бабушки, которые еще до войны в храм ходили, говорят, что храм начинается с молитвы. Будет молитва – будет храм. А зачем он тогда нужен, если никто молиться не будет?

Все верующие друг друга в лицо знают и, когда на литургию утром едут, приветливо на остановке раскланиваются. Не только старики ездят на службу, молодые тоже. Мой товарищ Сергей в моем родном Покровском работать устроился. Там сейчас масштабная реконструкция, и мастера ой как нужны. А у моего друга руки золотые, он и по железу, и плотничать, и строить умеет. А работы найти не мог. Маялся-маялся, да и устроился работать в храме. И теперь на неделе работает, молится, а по выходным с дочкой на службу ездит. А наш прихожанин дядя Саша пчел разводит. И когда приходит время сбора, всем верующим бабушкам за копейки продает. Он сам пенсионер, знает, как бабушкам сейчас тяжело. А лучшую банку меда, в которой собирается сбор со всего года и со всех цветов, считающийся самым целебным, он относит в храм Христа ради.

Как-то вечером готовил чахохбили из свинины. Мама должна была приехать на следующий день, и я отложил ей в чашку и поставил в холодильник. Утром отец, собираясь на работу, открывает холодильник: «Матери?» – «Матери!» Стал сосиски варить. Брат приехал на обед, пожарил себе яичницы с колбасой. Невестка вернулась с работы голодная, пельмени сварила. Приезжает мама, идет на кухню. Зовет ужинать. На столе для меня разогретое блюдо с чахохбили. Я говорю: «Мам, это же для тебя!» – «Спасибо, сынок, я творожку и бутерброд с сыром покушала. А мясо тебе оставила!» Так и живем. Деревенские…

Каково это – жить в обычной деревне?

Полина Грибовская 80 3 года назад Студентка

У меня небольшой опыт жизни в деревне, но могу сказать совершенно точно, что нужно быть работягой и очень трудолюбивым человеком. Как написали выше, работы и вправду не найти. Но это не значит, что в деревне все просто лежат и ничем не занимаются.

Обязательно нужно заводить свой скот ( курицы, гуси, свиньи, коровы), чтобы было пропитание. Вся эта радость требует ухода и внимания, а значит надо иметь время, силы и желание трудиться. Обязательно нужно иметь огород и, как правило, немаленький, чтобы была возможность прокормить себя и свою семью не только летом, но и зимой. Этот огород опять же требует ухода, поэтому придется тратить очень много сил. Но это сначала тяжело, потом привыкаешь.

Это к слову о быте. Итого: постоянный уход за скотом, за огородом, за жильем ( как писали выше)

Можно коров, например, и не заводить, а покупать у какой-нибудь соседки свежее молочко и творог. Это я к тому, что еда в деревне свежая, натуральная, уж точно без всяких консервантов, что, естественно, оказывает положительное влияние на организм человека.

Машин в деревне очень мало, что опять же хорошо как для нервной системы человека, так и для организма в целом (свежий воздух). Вообще отстутствие суматохи, беспокойства, уединение с природой- всё это благотворно влияет на нашу нервную систему.

Как написали выше, все друг друга знают, и если уж что-то произошло, то известно это будет абсолютно каждому.

Ввиду отстутствия развлечений взрослые люди чаще всего развлекают себя алкоголем, увлекаются и начинают пить очень часто. Молодежь тоже от скуки рано начинает пробовать алкоголь и сигареты, ходит на местные дискотеки или проводит вечера под пивко и лото/домино/ картишки.

Про уровень образования даже и сказать-то нечего. Думаю, и так всё понятно. Но 11 классов образования можно получить, если хоть немного старателен.

Телосложение у всех из раздела «полное», либо » очень полное», я думаю это из-за жирности того же молока, сметаны или просто потому что в деревнях все привыкли есть МНОГО, и ( опять же ввиду отсутствия развлечений) все собираются по выходным, чтобы сидеть за столом и безмерно ЕСТЬ.

Ну и т.к. в деревнях почти нет рабочих мест соответственно нет и карьерного роста, никакого развития.

Что для Вас плюсы, а что минусы — это, конечно, решать Вам. И в жизни в деревне, как и в городе, есть и то, и то.

В 55 тыс. населенных пунктов России жилье можно получить если не бесплатно, то за «копейки»

женя, [email protected], 2011-07-27 17:43:05

в выксунском районе хочу купит дом в деревне за 60-80 тысяч рублей.

Надежда, [email protected], 2011-08-12 10:14:03

Хотелось бы перехать в хорошее место,но как там с работой,на пенсию не проживешь плохом жилье,на что его ремонтировать.

Игорь, [email protected], 2011-12-06 21:19:01

Хочу купить деревню в живописном и экологически чистом месте.с рыбалкой, охотой, ягодами и грибами.
Инфраструктуру и админ. управление построю сам

надежда, [email protected] , 2012-02-15 19:07:07

хочу переехать с мужем и ребёнком в какую нибудь деревню.лишьбы школа была

Елена, [email protected], 2012-06-11 17:38:32

Игорь , я тоже бы с удовольствием переехала жить в вашу деревню. Помогу чем смогу (делопроизводство, тендеры, договоры, экономика) Напишите мне [email protected]

михаил, [email protected], 2015-11-16 21:58:24

Добрый день,а есть пустые дома в калужской ,тульской областях.Хочу уехать жить в деревню,и заниматься сельским хозяйством

Николай, [email protected], 2016-07-23 19:12:55

Хочу переехать в деревню в пустующий дом профессия водитель

любовь, ignatovich503[email protected], 2017-07-10 22:51:13

ищу бесплатный дом в деревне мой скайп lyubov503 звоните

Светлана, [email protected], 2018-01-28 09:22:23

Ищу бесплатный дом в деревне Воронежской области или Елецком районе .я пенсионерка

Ольга, [email protected], 2018-05-24 13:47:34

мы с удовольствием бы переехали в деревню семьёй. Любим и умеем работать,было бы здорово если было бесплатное жильё и работа.

Марина, [email protected], 2018-08-02 10:33:19

Ищу единомышленников для переезда в деревню.Не совсем одичавшую,хотя бы с минимальными условиями для проживания.С выбором региона еще не определилась.Сама проживаю в Московской обл.

Татьяна, [email protected], 2018-08-26 22:05:40

Ищу единомышленников для переезда в деревню.Не совсем одичавшую,хотя бы с минимальными условиями для проживания.С выбором региона еще не определилась.Сама проживаю в Московской обл.

Рома, [email protected], 2018-09-18 22:03:43

Семьей переедим в деревню смоленской тверской облости. Купим дом до 400тыс

Ринат, [email protected], 2018-10-09 18:02:53

Я продаю квартиру в двухквартирном доме в селе Оренбургской области за 550 тыс. Есть желающие?

Гуля, [email protected] mail.ru, 2018-10-10 18:06:10

Мне 58 лет. Осталась без жилья. Так получилось. Ищу бесплатный домик в деревне. Работы не боюсь. Пожалуйста, подскажите, куда можно уехать.

Светлана, [email protected], 2018-10-22 12:45:46

Мне58лет опекун ребенку 3 года я с донецкой области украина.Ищю бесплатний домик в России .Хочю жить спокойно подальше от войни чтоб била школа и рядом город.

Елена, [email protected], 2018-10-28 18:46:21

Здравствуйте!Живу в Волгограде на квартире,пенсионерка.Еле свожу концы сконцами,работу найти сложно.Хотела бы переехать в деревню в бесплатный,нечейный дом с водой,электричеством и чтоб ловил интернет.Может кто подскажет куда обратится.

Галина, [email protected], 2018-11-10 13:41:43

Пенсионерка очень желаю уехать в деревню но нет финансов на покупку жилья может кто то поможет с советом как и где можно поселится в деревне хотя бы на лето и то буду рада до небес т-89034588928 Гуля и Светлана позвоните как у вас с жильем получается или все это нереально.Галина

Елена Александровна, [email protected], 2018-11-14 17:47:18

Здравствуйте!Мне бы хотелось в Волгоградской области,может есть что-нибудь.

Андрей, [email protected], 2018-12-17 16:30:40

Ищу бесплатный домик в деревне тверской обл.уехали бы всей семьёй 89254778510

Екатерина, [email protected] , 2019-01-26 14:44:40

Поселю в частный дом (газ, вода, электричество) в жипописном месте с инфраструктурой, пожилую женщину, за присмотр за домом и пожилым человеком. Есть участок, можно прижелании что то сажать. Мы порядочная семья, в доме бываем не часто, т.к. Живём в городе. Дом находится в Калужской области, город Мещовск, тихий, экологически чистый городок, состоящий из частных домов с участками. Поселю на длительный срок, сколько нужно. Светлана, Гуля, может это вариант для вас… МЕНЯ ЗОВУТ ЕКАТЕРИНА 8 909 158 25 24

Светлана, [email protected], 2019-02-06 19:35:11

Хотим переехать с ребёнком в деревню. Мне 32 года, ребёнку 11. Хотелось бы заниматься сельским хозяйством. Главное чтобы школа была. Снимим дом за небольшую плату или за уход.

Дмитрий, [email protected], 2019-02-13 16:24:47

Для: Светлана, 2019-02-06
Может объединим усилия по поиску домика в деревне, нужна хозяйка в доме. Летом планирую поездить посмотреть дома.

Екатерина, [email protected], 2019-03-04 03:59:32

Комментарий Для Светланы и Дмитрия.Я планирую переезжать в Московскую область,п.Большие дворы(Павловский Посад),рядом много деревень с дешевым жильем,можем объединиться.У меня тоже ребенок 5 лет.Обращаться по тел.89619145343,Екатерина.

Елена, [email protected], 2019-03-15 06:34:07

Елена. Нет жилья.Ищу дом в деревне.Пенсионный возраст.8-993-015-47-89

Лиза, [email protected], 2019-03-29 10:03:58

Мы снимаем жильё в Санкт-Петербурге и работаем, ребёнку три года, хотим уехать куда-нибудь в регион потеплее, так как ребёнок часто болеет, желательно село с инфраструктурой и работой

Ирина, [email protected], 2019-04-10 21:39:46

Подскажите, а кто-нибудь нашел единомышленников в переезде в деревню. Мне 57 лет. Хочу переехать в деревню. Пенсионерка активная. Работы не боюсь

Наталья, [email protected], 2019-05-02 05:38:18

Наталья, без жилья и возможности его приобрести! Ищу бесхозный бесплатный домик в деревне. Подскажите пожалуйста где такое жильё имеется? 89133834756

Андрей Анатольевич, [email protected], 2019-05-11 03:06:09

В Рассказовском районе Тамбовской области есть пригодный для проживания семьи домик с участком?

Андрей, xai1975cin @gmail.com, 2019-05-13 20:26:01

Ищу дом для проживания,сам тракторист работал в колхозе,но своим жильем не обзавелся,живу с отцом он пенсионер снимаем дом,а охота свае жилье,мне 43года,холост.непьющий,ответственный,работящий,охота сваё хозяиство.

Татьяна, [email protected], 2019-05-14 15:48:55

Ищу бесплатный домик в деревне по близости к Новосибирску.уехали бы всей семьёй 89836073773

Светлана, [email protected], 2019-05-25 13:36:11

Добрый день! Хочу узнать если в Калужской области брошенные дома или хутора где проходит рядом газ .Хочу заняться сельским хозяйством Буду признательна.Пишите на Вайбер или ватцап +3750255116350 или на электронную почту

Мария, [email protected], 2019-06-08 00:27:13

Негде жить 33 года женщина , ищу дом до 50000 Тел 89859401422

Светлана, [email protected] , 2019-06-09 08:19:03

Коммезнтарий здравствуйте мы сьмьей снимаем своего жилья нет хотим переехать в деревню жить

Борис, [email protected], 2019-06-12 19:45:33

Так получилось, продал квартиру, построил дом на территории жены. Теперь жена выгоняет. Можно ли найти бесплатный дом в Тверской, Владимирской Ярославской областях? Марина обращаюсь к вам , могу стать единомышленником.

Демир, [email protected], 2019-06-15 12:26:46

Я из узбекистана мы хотели приобрести дом в деревне. И работать. Если кого интересует это предложения пишите на почту

Вячеслав, [email protected], 2019-06-20 17:31:41

С удовольствием переехал бы в деревню. Но средств на покупку дома нет, приму в дар домик, для ЛПХ. Может кто подскажет есть ли такие села, где можно получить домик как переселенец? Я сам из Саратова. буду очень признателен в помощи поиска.

Елена, [email protected], 2019-06-24 23:50:54

Ищем бесплатный дом или за символическую плату, в селе ближе к Чебоксарам.Главное что бы школа была поблизости. Переехали бы семьей. 89269925999

Ра иса, [email protected], 2019-07-29 14:26:25

Комментарий я — пенсионерка, хочу переехать на летнее время в деревню, бесплатный дом, с единомышленником

сергей, [email protected] , 2019-07-30 18:56:57

Продал квартиру, деньги ушли на семейные нужды. Жена нашла другого , сейчас говорит пошел вон. Выгоняет. Можно ли найти бесплатный дом в Ярославской области? Денег на переезд нет поэтому и ярославская облать написана.

Лариса, [email protected], 2019-08-04 11:55:58

Пенсионерка, Есть желание переехать в деревню неподалеку от Красноярска в бесплатный (или за символическую плату) дом. Последние 15 лет работала заведующей клубом. С удовольствием продолжила бы работать в сельском клубе.

Людмила, [email protected], 2019-08-07 17:31:35

Доброго времени суток! Мне 48 лет,есть ребенок 14 лет,жилья своего нет,хотелось бы переехать куда угодно лишь бы была школа и бесплатный домик.Работы не боюсь,справлюсь,мне бы ребенка на ноги поставить.Модет кто подскажет варианты.Буду очень благодарна!

Людмила, [email protected], 2019-08-07 17:39:18

Доброго времени суток! Мне 48 лет,есть ребенок 14 лет,жилья своего нет,хотелось бы найти бесплатный домик чтобы школа и работа была.Работы не боюсь,мне бы ребенка на ноги поставить и обустроить жильё.Мне все равно какая область,может кто подскажет какие нибудь варианты.Буду благодарна.

мария, [email protected], 2019-08-13 15:43:52

хочу жить в деревне куда можно переехать или купить дом за 200 000т

Владимир, [email protected], 2019-08-21 12:18:48

Комментарий людмила скиньте номер мобильного поговорим

Ирина, [email protected], 2019-09-13 14:04:48

поддерживаю всех. тоже хотелось бы переехать в село. интересно, у кого-нибудь получилось решить данный вопрос (из тех, кто здесь писал)

Ольга, [email protected], 2019-09-17 20:43:23

Я балдю!!!В наше время нету жилья?У нас с мужем 3 дома по 300-500 кв м,а жить некому.Если не боитесь заграницы—приезжайте в Беларусь.Мы тож россияне,жильем поделюсь,колхоз работающий,доярки,например,получаютот 20 тыс росс.Если интересно,звоните на ватсап и вайбер 89529606859.А то хожу по огромным домам ,как надзиратель,а ничего не успеваю,так и стоят без новых обоев

Ильдар, [email protected], 2019-10-05 19:51:10

Нужны добровольцы — помощники (ремонт дома, уход за живностью, готовка, уборка и стирка) с проживанием и питанием в семье.
Садоводство «Здоровье» (ж/д станция Алкино, деревня Узы-Тамак Чишминского района Республики Башкортостан).

Надежда, [email protected], 2019-10-08 00:53:11

Курская область, Обоянский район, село Бегичево. Много пустых домов, есть речка , луга, вот только заросшие. В селе есть газ, который провели очень поздно, уже многие уехали. Все дома с землёй 50 соток. Можно объединить с пустыми участками и получится огого сколько! А самое главное — это пение соловьев.

Ринат, [email protected], 2019-10-08 12:16:59

Продаю квартиру в двухквартирном доме в сельской местности Оренбургской области. Условия квартиры как в городе, есть все, отопление газовое, пять комнат, 16 соток земли с садом, баня, гараж и летняя кухня, сараи для живности. В селе 3 магазина, школа, 11 летка, детсад, клуб , почта, амбулатория

Влад, [email protected], 2019-10-08 22:59:28

Хочу домик до 200 км от мкада, любой, лишь бы электричество было
[email protected]

анатолий, [email protected], 2019-10-15 12:31:25

Jстаток времени хочу провести где-то в заброшеной деревне,в глухом месте,рыбалка и т.д.денег не накопил,живу Пермском крае

Светлана, [email protected], 2019-11-16 19:08:23

Женщина52 г хочу уехать в сельскую местность.в разводе с мужем

Иван, [email protected], 2019-11-20 16:40:32

Хочу купить дом в деревне, желательно в Воронежской области, но рассмотрю и другие варианты

Марина, [email protected], 2019-11-30 08:36:54

Готова уехать в поселок, деревню. Осталась без своего жилья. Начало пенсионного возраста. Главное работа. Еще много планов впереди. С удовольствием помогу вашим планам по развитии села и улучшении жизни в деревнях. У кого получилось переехать — напишите пожалуйста. Всем удачи в решении своих проблем.

Влад, [email protected], 2019-12-07 17:49:23

Хочу переехать в деревню в пустующий дом профессия водитель. и в принципе руки не из попы)) подскажите или может есть тоже такие люди, кто что знает!?

Дмитрий, [email protected], 2019-12-08 16:55:39

После развода остался без жилья. Хочу уехать жить в сельского местность. 40лет.Может кто подскажет. 89774626687

Лариса, [email protected] , 2019-12-22 10:12:30

Ищем домик в Московской, или Калужской, или Тульской, или Ярославской области.

Марина., [email protected], 2019-12-24 07:25:43

Активная пенсионерка.Работник культуры.Ищу жильё в провинции с развитой инфраструктурой.Желательно в районном центре или в посёлке.На покупку денег нет.Если что-то получится, перееду с удовольствием.Вместе с жителями откроем клуб, организуем свою местную самодеятельность, оживим культурную жизнь села(посёлка), для детей откроем всевозможные кружки по интересам для общего развития при клубе или при школе.

Людмила, [email protected], 2019-12-31 00:44:13

Сдам дом порядочным работящим людям на длительный срок за чисто символическую плату. Дом большой,хороший,5 комнат.Отопление печное- паровое. Дом в с. Дегтярке,Алтайский край,Немецкий Национальный район. 120 км.от Славгорода,40 км.от райцентра Гальбштадт. Село большое,около 600 домов,есть школа хорошая 11 классов,детский сад,дом Культуры,музыкальная школа,библиотека,ФАП. Работа есть у фермеров
В доме есть все необходимое для жилья,большая баня на участке,гараж под крышей с домом,пластиковые окна. В последующем,оформлю в продажу.Есть фото и видео,могу выслать в Ватсап.

Ринат, [email protected], 2020-01-01 22:52:06

КоммПродаю квартиру в двухквартирном доме в сельской местности Оренбургской области. Условия квартиры как в городе, есть все, отопление газовое, пять комнат, 16 соток земли с садом, баня, гараж и летняя кухня, сараи для живности. В селе 3 магазина, школа, 11 летка, детсад, клуб , почта, амбулатория с дневным стационаром