Православный храм в карловых варах
Содержание
- Петропавловский храм (Карловы Вары)
- История
- Современное состояние
- Святыни
- Престольные праздники
- Контакты
- Петропавловская церковь в Карловых Варах
- Что посмотреть
- Практическая информация
- Храм святого первоверховного Апостола Петра (Санкт- Петербург)
- Архитектура и внутреннее убранство
- Примечания
- Ссылки
- Православная церковь
Петропавловский храм (Карловы Вары)
Чехия Карловарский край город Карловы Вары
Це́рковь Святы́х первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (чеш. chrám svatých apoštolů Petra a Pavla) — православных храм, имеющий статус подворья Русской православной церкви в Карловых Варах.
История
По преданию, еще император Петр I во время посещения Карлсбада высказал мысль о постройке здесь русского православного храма. Однако, воплощение ее в жизнь началось лишь на рубеже 50–60-х годов XIX века. К тому времени приток русских гостей в Карловы Вары стал особенно заметен. К началу 1860-х годов сюда приезжало около пятисот человек в год. Поэтому не только русские отдыхающие, но и карлсбадские власти стали проявлять заинтересованность в строительстве на курорте русского храма, ведь отсутствие в Западной Чехии православных церквей, а значит, невозможность посещать богослужения, было одной из причин, по которой многие русские отказывались ехать сюда на лечение.
Первая попытка открыть в Карлсбаде русский храм, предпринятая отдыхающими, относится к концу 1850-х годов. Вначале она не увенчалась успехом, но в 1862 году граф А. И. Мусин-Пушкин выступил с инициативой создания в Карлсбаде комитета для сбора средств на постройку русского храма. Он обратился к великой княгине Елене Павловне с просьбой стать попечительницей этого благого дела. Елена Павловна с радостью согласилась. 29 июня 1862 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Карлсбаде был создан комитет по устройству здесь православного храма. Был открыт сбор средств по подписке. Великая княгиня первой пожертвовала на строительство 4 тысячи рублей серебром. Сбор средств проводился и в России.
22 июля 1863 года последовало высочайшее соизволение на устройство в Карлсбаде православного храма. До 1867 года в одном из светских помещений города в начале каждого курортного сезона оборудовался походный храм, который после того, как русские курортники разъезжались, разбирался. Городской совет Карлсбада был готов выделить участок земли для строительства храма, но собранных средств было недостаточно, и дело застопорилось. Вскоре было приобретено двухэтажное здание, которое решили переоборудовать в домовую церковь. На это были потрачены почти все собранные деньги. Домовый храм был освящен 25 мая 1867 года. С того времени в течение почти тридцати лет во время курортных сезонов православные богослужения совершались в домовой церкви на Мариенбадской улице.
По общему признанию современников, церковь была отделана «с большим вкусом и весьма изящно». Иконостас был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной. Для совершения богослужений в Карлсбад приезжал священник из русской церкви в Ирёме, неподалеку от знаменитого курорта.
Бессменным старостой карлсбадского храма до конца жизни оставался граф А. И. Мусин-Пушкин († 1879). При домовом храме действовал церковный совет. Его состав не был постоянным. Обычно в совет входили пять-семь человек из числа русских курортников во главе со старостой и священником, служившим в тот год в Карлсбаде. Командировавшиеся для служения на чешский курорт священнослужители не получали за это вознаграждения из государственной или церковной казны. Материальное содержание в Карлсбаде полностью брал на себя церковный совет. В каноническом отношении карлсбадский храм подчинялся Санкт-Петербургскому митрополиту, который делал распоряжения о командировании сюда священников во время курортных сезонов.
Церковь существовала исключительно на добровольные пожертвования, из которых выплачивалось жалование и покрывались все расходы, связанные с богослужением. При русской церкви не было постоянного прихода. Посетителями храма были курортники, приезжавшие в Карлсбад на сравнительно непродолжительное время. Состав церковного совета, как и состав прихожан, постоянно менялся. Именитые русские люди, приезжавшие на воды, добровольно брали на себя обязанности попечения о домовом храме.
Открытие в Карлсбаде русской церкви стало весьма заметным явлением курортной жизни. Очень быстро русский священник превратился в одну из наиболее уважаемых в городе персон. Приезжавшие русские гости, как правило, свой первый визит наносили именно священнику, делая при этом пожертвования на церковь. Помещение домового храма было невелико, а число его прихожан увеличивалось, что и заставило «русских карлсбадцев» вернуться к мысли о строительстве новой церкви.
С 1872 года все капиталы карлсбадского храма делились на две части: первая – средства, пожертвованные на содержание домового храма, вторая – средства, собиравшиеся на возведение новой церкви.
В 1873 году скончалась великая княгиня Елена Павловна, и высочайшей попечительницей храма стала ее дочь – великая княгиня Екатерина Михайловна. В 1884 году все средства карлсбадской церкви были переведены в Россию. Вскоре началась активная работа по сбору средств на строительство нового храма. Собранная к 1893 году сумма позволяла совершить закладку храма и приступить к строительным работам.
Как писал позже протоиерей Николай Рыжков, настоятель Петропавловского храма в 1901–1914 годах, «место для храма было избрано в наилучшей, красивейшей части Карлсбада – Вестэнде, у подножия величественных лесистых гор». Русская община купила этот участок у города за 46 406 гульденов, площадь его составляла 2720 квадратных метров.
Торжественная закладка храма была назначена на 29 июня – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла по старому стилю. Когда здесь собрались русские курортники, протоиерей Николай Апраксин произнес краткое слово, после чего совершил чин освящения закладного камня. Во время закладки производился сбор пожертвований на будущий храм. По замечанию очевидца, на блюдо, выставленное для доброхотных даяний, клали деньги не одни русские.
К началу 1895 года храм «вчерне» был уже готов. Оставалось произвести лишь его внутреннюю и внешнюю отделку. Однако выполнение этой задачи неожиданно осложнилось. 30 апреля 1895 года скончалась великая княгиня Екатерина Михайловна. Строящийся храм лишился своей высочайшей попечительницы. Как вспоминал отец Николай Апраксин, он очутился «в положении весьма тяжелом – без средств и с неотделанным храмом». Сложившаяся ситуация заставила настоятеля проявить максимальную активность в организации сбора пожертвований.
В мае 1895 года, перед началом курортного сезона, было отпечатано обращение отца Николая Апраксина к русским людям, в котором он просил всех православных христиан о пожертвовании средств для скорейшего окончания строительных работ. В обращении отмечалось: «Вчерне церковь наша уже готова, хотелось бы поскорее отделать ее. Церковная утварь и иконостас у нас имеются – перенесем их из нашей старой, разрушающейся домовой церкви».
К началу 1897 года строительство храма было практически завершено, и отец Николай Апраксин занялся подготовкой ее торжественного освящения. Государь Николай II пожертвовал карлсбадской церкви две иконы: Христа Спасителя и Почаевскую икону Божией Матери. Освящение храма состоялось 28 мая 1897 года. Торжественное богослужение возглавил протоиерей Александр Лебедев, ранее бывший настоятелем домовой церкви в Карлсбаде, в то время уже настоятель Казанского кафедрального собора в Петербурге. За Литургией присутствовали принц Ольденбургский, а также секретарь Императорского Российского посольства в Вене Д. А. Нелидов, представители карлсбадского магистрата, множество русских курортников и иностранцев.
На Чешской земле появилось поистине грандиозное церковное сооружение. Как писал позже протоиерей Николай Рыжков, русский храм в Карловых Варах соответствовал «величию России и Православия, глубине и силе русского религиозного чувства».
По общему признанию исследователей, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла является выдающимся памятником русской церковной архитектуры конца XIX века. Архитектором Густавом Видерманом был взят за основу проект академика Ухтомского, созданный за сорок лет до того, когда впервые появилась идея создания русского храма на этом известнейшем курорте. Но этот проект был существенно переработан. Создатели карлсбадского храма решили построить курортную церковь в неорусском стиле, получившем в конце XIX столетия широкое распространение. В результате храм в Карловых Варах представляет собой пятикупольную постройку с колокольней. Купола луковичные. Центральный купол был позолоченным. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, высота колокольни – 40 метров, высота храма под куполом – 21 метр. Стены храма украшены лепниной.
Особенностью внутреннего убранства храма являются витражи. Всего здесь двадцать одно окно с цветными стеклами. Пять из них представляют собой иконографические изображения, причем три из них расположены в алтарной части: Господь Вседержитель, попирающий крестом главу змия (на Горнем месте), святитель Иоанн Златоуст (со стороны жертвенника) и святитель Василий Великий (со стороны ризницы). В основной части храма с южной и северной сторон расположены оконные витражи с изображениями двух чешских святых – князя-мученика Вячеслава и княгини-мученицы Людмилы.
Ко дню освящения храма были изготовлены шесть колоколов для храмовой колокольни. Они были отлиты в Ярославле, на заводе П. И. Оловянишникова с сыновьями. Медь на отливку колоколов была выделена из пушечного лома по распоряжению Государя Николая II. Оловянишниковы согласились выполнить все работы бесплатно. К сожалению, эти колокола не сохранились. После начала Первой мировой войны они были конфискованы австрийскими властями, увезены в Вену и переплавлены. Тогда же была снята позолота с куполов храма. Лишь после Второй мировой войны, в годы настоятельства протоиерея Алексия Ветвицкого, прихожанам храма удалось установить на звоннице храма четыре колокола, взятых из разрушенных католических часовен.
Первым настоятелем ново-построенного храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах с 1897 по 1901 год был протоиерей Николай Апраксин. При нем храм достраивался, превращаясь в настоящее произведение искусства.
Особое место в истории храма занимает протоиерей Николай Рыжков. Это человек, при котором храм не только стал еще краше (в 1903 году были перекрыты медью четыре малых купола, а в 1908 году по благословению епископа Кронштадтского Владимира крыша храма была перекрыта оцинкованным железом), но и превратился в центр духовной жизни. При нем в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом, в которую граф М. М. Толстой пожертвовал книги русских классиков. После каждого воскресного или праздничного богослужения отец Николай приглашал всех прихожан в зал под храмом на чашку чая. Отец Николай Рыжков являлся также настоятелем храма Святителя Николая в Праге и по поручению Всероссийского посольства в Вене выполнял обязанности консула.
В первые же дни Первой мировой войны отец Николай был арестован и после 22 месяцев заключения в венской тюрьме приговорен к смертной казни. Однако благодаря ходатайству Испанского короля Альфонса (посольство Испании в Вене представляло во время Первой мировой войны интересы России) австрийское правительство помиловало отца Николая с условием, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Андрея (Шептицкого). После выезда Шептицкого из России австрийские власти 19 июля 1917 года выпустили протоиерея Николая из тюрьмы. Он прибыл в Петроград, где скончался в 1920 году. Здоровье его было подорвано в венской тюрьме.
На протяжении всей войны храм был закрыт. После ее окончания в нем начались богослужения, но только по воскресным и праздничным дням, во время курортного сезона. Службы совершали священники, приезжавшие из Праги.
В период между двумя мировыми войнами храм находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) и управлялся епископом Пражским Сергием (Королевым). В 1946 году настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Ветвицкий, который служил здесь до 1973 года. В 1948 году в Карловых Варах открылась православная Духовная семинария, отец Алексий стал первым ее ректором. Через два года семинария была переведена в Восточную Словакию, в город Прешов, и переименована в Православный богословский факультет.
В 1951 году храм перешел в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви в связи с получением ею от Русской Православной Церкви автокефалии, но уже в 1979 году по просьбе Митрополита Пражского Дорофея вернулся в ведение Московской Патриархии. Тогда здесь было устроено Подворье Русской Православной Церкви, первым настоятелем которого был назначен архимандрит Владимир (Иким, ныне митрополит Омский и Таврический). При нем в храме начались реставрационные работы, в которых здание давно нуждалось. В храме появились росписи карловарского художника Милана Крауза и приглашенных иконописцев из Москвы — Ю. Д. Милашова, В. Ф. Виноградова, Б. В. Андреева, С. А. Мерзлякова и протоиерея Герасима Иванова.
Далее настоятелями Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах были —
с 1988 по 1991 год — епископ Каширский Феофан (ныне архиепископ Берлинский и Германский);
с 1991 по 1996 — епископ Серпуховской Илиан (Востриков);
с 1996 по 2001год — протоиерей Василий Тарасов;
с 2001года по 2006 — протоиерей Геннадий Будько.
С 11 апреля 2006 г. настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, Представителем Русской Православной Церкви при Православной Церкви в Чешских землях и Словакии является протоиерей Николай Лищенюк.
В 2007 г. Подворье получило официальную регистрацию Чешского государства.
Современное состояние
Описание
Петропавловский храм в Карловых Варах представляет собой пятикупольную постройку с колокольней. Купола луковичные. Все купола — позолоченные.
Длина храма с колокольней составляет 41 метр,
ширина (в самом широком месте) — 14 метров,
высота колокольни — 40 метров,
высота храма под куполом — 21 метр.
Диаметр купола — 7,88 метра.
Размеры центральной части храма — 9,59 на 12,59 метра.
Со стороны Парковой (ныне — Садовой) улицы устроено шатровое крыльцо с галереей на ползучих арках. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике с шатровым окончанием. Венчает колокольню позолоченный купол с крестом. Стены храма украшены лепниной. Над окнами с каждой из четырех сторон храма выделяется по три закомары, в которых были вставлены живописные изображения. В четырех центральных закомарах были изображены:
Святая Троица (на восточной стене),
Всевидящее Око в облаках и сиянии, окруженное сонмом ангелов (на западной стене),
Распятие с предстоящими (на южной стене)
и вручение Богом скрижалей Моисею (на северной стороне).
В остальных восьми закомарах были помещены лики херувимов (по три в каждой). Видимо, поначалу отец Николай Апраксин хотел не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство выполнить в древнерусском стиле. Об этом свидетельствует письмо, полученное им из Ярославля в октябре 1893 года. К сожалению нам не удалось расшифровать подпись в конце документа. Вполне очевидно, что корреспондент был кем-то из знатоков древнерусского церковного зодчества. Он предлагал отцу Николаю свои услуги «по благоустройству внутренности церкви в древнерусском стиле». Автор письма выказывал готовность прислать в Карлсбад фотографии царских врат, резных сеней над алтарями, запрестольных крестов, образцов церковной утвари, царских и патриарших мест ряда древних церквей Ростова и Ярославля. Он говорил, что готов помочь архитектору «соорудить царские врата, иконостас, киоты для икон в древнерусском стиле» . К сожалению, мы не знаем, как отреагировал на это предложение отец Николай. Храм лишь внешне был оформлен в стиле московских и ярославских церквей XVII века. Внутреннее убранство никаких следов древнерусского влияния не имело. Возможно, это объясняется тем, что внутренняя отделка храма велась в довольно сложных финансовых условиях. Видимо, создатели храма просто не располагали средствами для реализации первоначального замысла. Поэтому было решено использовать для оформления и оснащения нового храма иконостас, иконы и утварь прежней домовой церкви. Внутри Петропавловского храма и по сей день можно увидеть двухъярусный иконостас работы академика И. А. Тюрина, написанный еще в 1866 году.
Ширина иконостаса — 7,29 метра. В первом ярусе установлено четыре иконы.
К югу от царских врат — икона Христа Спасителя на престоле со скипетром и державой,
к северу — Казанская икона Пресвятой Богородицы.
На южных диаконских дверях расположена икона покровителей храма — святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
На северных диаконских дверях — святых бессребренников и целителей Космы и Дамиана.
Во втором ярусе иконостаса — пять икон. В центре (над царскими вратами) — круглая икона Тайной Вечери, увенчанная шестиконечным крестом. По обе стороны от нее — по две квадратных иконы, поставленных ребром: святого благоверного князя Александра Невского (над иконой Спасителя), святителя Николая Чудотворца (над иконой Богоматери), святой равноапостольной Марии Магдалины (над иконой апостолов Петра и Павла), святого великомученика Пантелеимона (над иконой святых Космы и Дамиана). Перед иконой Тайной Вечери установлена спускающаяся лампада.
Деятельность прихода
При храме действуют:
- Паломническая служба «ИСТОЧНИК»
- Воскресная школа
Святыни
- Четыре иконы (Христа Спасителя, Божией Матери Почаевской, святителя Николая и святого князя Александра Невского), пожертвованные императором Николаем II.
- Императрица Мария Федоровна передала храму икону святой Марии Магдалины.
Престольные праздники
Петр и Павел, первоверховные апостолы — 12 июля
Контакты
Адрес: Kralé Jiřiho 1040/2c Karlovy Vary 360 01 Карловы Вары Чешская Республика
Петропавловская церковь в Карловых Варах
Петропавловская церковь в Карловых Варах (Чехия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
История храма во имя святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах началась летом 1862 — по инициативе великой княгини Елены Павловны были собраны благотворительные средства на строительство церкви. Откликнулись на призыв многие, в том числе и представители знатных фамилий — граф Шувалов и граф Кошелев, князь Воронцов. Пошел навстречу и карлсбадский городской совет (в то время курорт входил в состав Австрии), который предоставил под строительству улицу Шлоссберга — ныне она носит имя первого Всероссийского императора Петра Великого.
Проект храма создал великий архитектор К. А. Ухтомский, но к сожалению, средств все же было недостаточно. И вместо православной церкви на запланированной территории появилась англиканская, а под российский храм была куплена часть особняка, где можно было бы организовать домовую церковь. К слову, здание выбрали не абы какое, а самое помпезное на курорте: храм во имя апостолов Петра и Павла освятили в одном из залов гранд-отеля «Пупп». Но так как Карлсбад пользовался исключительной популярностью у наших соотечественников, вскоре здесь стало совсем не хватать места.
Кстати сказать, старостой домовой церкви Петра и Павла был министр финансов Российской империи Александр Агеевич Абаза. Именно он взял на себя функцию сбора денег на возведение нового храма.
В июне 1893 г. был заложен первый камень, а уже спустя 4 года храм освятили. В начале 20 века при церкви появляется «Тургеневский фонд», а для удобства русских курортников задумали открыть еще и «Русский дом». Этим планам помешали трагические для всей Европы события — началась Первая мировая. Настоятель церкви Николай Рыжов был арестован австрийской администрацией и даже приговорен к смертной казни. Но из-за заступничества короля Альфонса XIII его помиловали. Храм закрыли до конца войны, позолоту и медь с куполов сняли. С 1918 г. после большевистского переворота в нем жили священнослужители, чудом спасшиеся из России.
Что посмотреть
Петропавловская церковь расположена в одном из красивейших мест Карловых Вар, прямо у подножия гор. Как уже упоминалось выше, храм был возведен по чертежам Ухтомского, а контроль за проведением работ осуществлял архитектор Видерман. Художник Константин Андреевич Ухтомский при создании проекта скорее всего вдохновлялся русскими церквами 17 столетия: в архитектуре присутствуют все элементы, характерные для стиля того периода — высокое крыльцо, крытая галерея — гульбище, замысловатое убранство фасада.
Стоит обратить внимание на нижнюю часть восточный стены церкви — на барельефе изображен Петр Великий в окружении каменщиков. Изображение было сделано в 1912 г., когда отмечалось 200-летие пребывания императора в Карлсбаде. Интересно и внутреннее убранство: витражи с изображением Иисуса Христа, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также покровителей Чехии — святых Вячеслава (Вацлава) и Людмилы.
Практическая информация
Адрес: Карловы Вары, Krale Jiriho, 1040/2c.
Храм открыт каждый день с 9:00 до 18:00, расписание служб можно найти на оф. сайте.
Историческая справка
Приход Храма Святого Первоверховного Апостола Петра в Весёлом Посёлке был зарегистрирован 10 марта 2005 года. Он возник на пересечении Искровского проспекта и улицы Подвойского, Дальневосточным проспектом и ул. Антонова-Овсеенко в зеленой зоне. Идея присвоения зеленой территории, имени Парка Строителей родилась одновременно с идеей создания самого храма, поскольку св. апостол Петр считается покровителем строительных профессий.
23 апреля 2005 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Благочинный Невского района прот. Александр Будников и настоятель прот. Александр Воскобойников совершили закладку храма.
Благодаря расположению парка храм виден на большом расстоянии. Более того, 50-метровый храм с колокольней выше 60 м является архитектурной доминантой застройки микрорайона. Проект храмового комплекса разработан в 2005 г. Андреем Лебедевым. В его состав входит собственно храм с колокольней, которая примыкает к храмовому зданию, а также отдельные сооружения — дом причта, Западные ворота с часовней Св. Прпмц. Елизаветы, Северные и Южные ворота. Общая площадь комплекса составляет 5120 кв. м.
Храм Св. Апостола Петра спроектирован в ново-русском стиле со сложной многосводчатой архитектурой с общей внутренней площадью 910 кв. м. Он имеет центральный большой купол, 4 малых и 2 боковых купола. В храме расположены три предела: центральный в честь апостола Петра, южный в честь Введения во храм пресвятой Богородицы и северный в честь священномученика Вениамина митрополита Петроградского. Все сооружения возведены из кирпича. Также изготовлена по специальному проекту оригинальная кирпично-кованная ограда.
08.08.2008г. состоялось освящение большого ( 4150кг.) и 12 малых колоколов. Колокола изготовлены воронежским колокольным заводом.
28.11.2009г. состоялось освящение 10 крестов для колокольни, центрального купола, четверика, боковых пределов, фасадной и надвратной часовни. Кресты позолоченные, изготовлены в Волгодонске.
27.06.2012г. настоятель храма Римской Церкви Святого Людовика Французского г. Москва, священник Абриен Мессон, приходские советники Арно Лагроаэ, Мишель Декер, Аньес де Ла Поммольер, единогласным решением передали в дар на вечное владение храму Святого Первоверховного Апостола Петра в Веселом Поселке Русской Православной Церкви г. Санкт-Петербурга, при настоятельстве протоиерея Александра Воскобойникова, мощи Святых Апостолов Симона — Петра, Матфея, Иакова Заведеева (Старшего), Матфия, Варфоломея, Иакова Алфеева (Младшего), Фомы и Павла.
11 декабря 2016 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил главный престол храма святого апостола Петра в Веселом поселке и возглавил в нем Божественную литургию.
Храм святого первоверховного Апостола Петра (Санкт- Петербург)
Храм Святого первоверховного Апостола Петра в Санкт- Петербурге — православный храм, расположенный на пересечении Искровского проспекта, улицы Подвойского, Дальневосточного проспекта и ул. Антонова-Овсеенко в парке Строителей. С общей площадью комплекса 5120 квадратных метров. С общей площадью самой храмовой постройки 910 квадратных метров. Храмовый комплекс был возведен по проекту А. М. Лебедева, основанным на авторской идее Ю. Г. Коротченкова в классическом, владимирском стиле русской, церковной архитектуры. Храм возводился с 2005 по 2010 год. Проект храма святого Апостола Петра выполнен в «новорусском стиле» со сложной многосводчатой архитектурой. В состав храмового комплекса входит: храм, с примыкающей к храмовому зданию колокольней, и несколько отдельно стоящих сооружений, таких как: дом причта, Западные ворота с часовней Святой Прпмц. Елизаветы, Северные и Южные ворота.
Архитектура и внутреннее убранство
Территория храмового комплекса огорожена металлическим, кованым забором, изготовленным по специальному проекту. У западного входа в комплекс расположены ворота с часовней Святой Прпмц. Елизаветы и домом причта. Сооружения комплекса выполнены кирпичной кладкой. Кирпичная кладка заштукатурена, зашпаклевана, и окрашена в белый цвет.
Часовня Святой Прпмц. Елизаветы.
Часовня, в основе которой лежит квадратная форма, завершается восьмигранным шатром с куполом, на стенах шатра выступает аркада, с чередующимися арками. На более крупных арках имеются продолговатые, узкие окна. К вверху шатер сужается. Его завершает глухой конус, увенчанный куполом, луковичной формы и крестом. Часовня, как и весь комплекс, стоит на небольшом фундаменте, выполненным в цвет покрытия.
Храм
В основе композиции храма компактный четверик, увенчанный пятиглавием. Высота пятиглавой церкви, выполненной в русском стиле — 50-метров. У храма имеются два боковых купола, колокольня, и один небольшой купол, выросший из шатра. В храме имеются три придела: центральный, выполненный в честь апостола Петра, южный, выполненный в честь Введения во храм пресвятой Богородицы и северный, выполненный в честь священномученика Вениамина митрополита Петроградского. Всего Церковь св. Первоверховного апостола Петра венчают 9 глав. Главы создают ассиметричную группу, с возвышающейся колокольней, покрытые темными чешуйками металла. Купола завершаются яблоками с крестом. Храм состоит из двух композиций: одна -симметричная, с основным куполом, вокруг которого расположены четыре луковичных купола, и два боковых. К этой симметричной композиции добавлена асимметричная, с расположенными по углам: монументальной колокольней, и противопоставленной ей, самым маленьким из всей храмовой композиции куполом.
Внутреннее убранство храма.
Мраморный пол, выполненный из белого, серого и черных цветов. Деревянные, резные двери, и входная группа. Деревянный, с инкрустацией золота иконостас. В главном нефе расписанные стены. В остальных частях стены храма окрашены в белый цвет. В храм проникает большое обилие света.
Центральный неф Храма Святого первоверховного Апостола Петра в Санкт-ПетербургеДвери Храма Святого первоверховного Апостола Петра
Колокольня Храма Святого первоверховного Апостола Петра
Колокольня.
Ярус звона колокольни Святого первоверховного Апостола Петра
Высота колокольни выше 60 метров. Монументальная колокольня, основное тело которой выполнено в форме восьмиугольника, с хаотично разбросанными, маленькими, прямоугольной формы окнами. Основное тело колокольни восьмиугольной формы, плавно перетекающее в ярус звона, в том числе благодаря, симметричным круглым окнам, расположенным противоположно друг другу. Ярус звона выглядит как простая круговая аркада, повторяющийся к верху, становясь глухим и сужаясь. Завершается колокольня луковичным куполом с крестом. Декоративных элементов у часовни и всего храмового комплекса скромные. Элементы не отличаются пышностью и частотой повторений, в основном это глухие окна, или повторяющиеся, глухие и простые фигуры, как квадрат, круг.
Примечания
Ссылки
- Официальный сайт Храм Святого первоверховного Апостола Петра в парке Строителей.
- Группа Храм Святого первоверховного Апостола Петра в Вконтакте
Православная церковь
29 июня (12 июля) 1862 г., в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, под покровительством великой княгини Елены Павловны открылась подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах. Жертвователи записывались в специальной книге. Граф Андрей Петрович Шувалов, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, Александр Иванович Кошелев, князь Семен Михайлович Воронцов, граф Матвей Юрьевич Вильегорский и Петр Александрович Дубовицкий обратились к австрийскому правительству от русского общества с просьбой разрешить постройку в Карловых Варах первого в Австрийской империи православного храма. Разрешение было получено. Карловарский городской совет предложил безвозмездно землю под строительство православного храма на улице Шлоссберга (сейчас улица Петра Великого).
Известный архитектор — академик Д. В. Ухтомский составил проект, но из-за недостатка средств строительство начать не удалось. В 1877 году на этом месте был построен англиканский храм во имя святого апостола Луки в неоготическом стиле, сейчас он принадлежит Методистской церкви.
Русское же общество приобрело дом, в котором можно было устроить домовую церковь. В 1862 году по подписке было собрано около 4000 рублей.
27 марта 1863 года митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор благословил собирать пожертвования в течение года на строительство храма. 30 августа 1863 года протоиерей Василий Миронович Войтковский освятил временную церковь в так называемом «Богемском зале» гостиницы «Пупп» во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и начал совершать здесь богослужения.
В одном из залов отеля «Пупп» размещалась временная церковь.
Но с окончанием сезона приходилось этот храм разбирать, что представляло большие неудобства. Сборы на устройство постоянной церкви продолжались.
Наконец, купили здание «Вашингтон» на Марианской улице, против гостиницы «Пупп», в котором была устроена домовая церковь по проекту Санкт-Петербургского архитектора Майблюма. 25 мая 1867 года протоиерей Василий Войтковский совершил ее освящение. Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала храму дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным.
Неустанно заботились о строительстве этой церкви император Александр II, великая княгиня Елена Павловна, ее дочь, великая княгиня Елена Михайловна, граф А. И. Мусин-Пушкин, впоследствии церковный староста построенной церкви, граф А. П. Шувалов, князь С. М. Воронцов, который подарил напрестольный крест в 1863 году, граф М. Ю. Вильегорский, А. И. Кошелев, П. А. и М. А. Дубовицкие и другие.
С течением времени домовая церковь становилась тесной.
Число православных в Карловых Варах с каждым годом увеличивалось: в 1871 году русских было уже около тысячи; православный храм посещали сербы, румыны, греки, болгары и даже галицкие и венгерско-русские униаты. Все острее ощущалась необходимость в большом православном храме.
В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма.
Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма.
Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка.
Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой.
Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна (построившего также храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги во Франтишковых Лазнях и храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Марианских Лазнях).
Архитектор Г. Видерманн решал трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина — 14 метров, высота колокольни — 40 метров, высота храма под куполом — 21 метр.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер — орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма — золотыми медалями.
Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования. Было собрано 188 312 гульденов. Строительство храма, покупка земельного участка с домом для священника обошлись в 183 317 гульденов.
Из России были доставлены шесть колоколов для звонницы.
Витражи в храме с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских были изготовлены в Инсбруке (Тироль) на пожертвования волынских чехов.
Из домовой церкви был перенесен дубовый иконостас с иконами, подаренными великой княгиней Еленой Павловной.
28 мая 1897 г. новый храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах был освящен митрофорным протоиереем Александром Алексеевичем Лебедевым — первым настоятелем пражской и карловарской церквей в сослужении 12 священнослужителей, прибывших из разных Всероссийских зарубежных посольств.
Во время освящения храма и за литургией присутствовали представители русского посольства в Вене и многочисленные гости из России.
Ко дню освящения император Николай II подарил храму две иконы на кипарисовых досках: Спасителя и Божьей Матери (Почаевская), а также евхаристические сосуды, напрестольные кресты, евангелия, облачения на престол, на жертвенник, катапетазму, священнические облачения, ковры и все то, что первоначально было необходимо для храма, а вдовствующая императрица Мария Федоровна прислала икону святой Марии Магдалины.
В 1899 г. императором были присланы еще две иконы на кипарисовых досках: Святителя Николая и святого князя Александра Невского.
В том же году были подарены иконы: Нерукотворный Образ Спасителя в алтаре — епископом Климентом, образ Казанской иконы Божьей Матери — архиепископом Варшавским Иеронимом.
Храмовую икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла подарил человек, не пожелавший упомянуть свое имя.
К. П. Петров подарил запрестольный крест, Н. Е. Ададуров — хоругви. Иконы святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и святого Андрея, Христа ради юродивого, в киотах подарены разными лицами из Санкт-Петербурга. Донская икона Божией Матери, шитые ризы — работа Старочеркасского Ефремовского женского монастыря, — подарены генералом кавалерии А. М. Грековым. А. С. Кушнарев из города Николаева подарил в 1907 году Касперовскую икону Божией Матери. Иван Николаевич Еренцов, по желанию Надежды Феодоровны Еренцовой, урожденной Сухомлиновой, подарил правый и левый клиросы дубовые с иконами. Протоиерей Николай Любимов в 1910 г. подарил напрестольный крест.
Приезжавшие на лечение в Карловы Вары продолжали жертвовать на содержание храма, что позволило в 1903 г. перекрыть медью четыре малых купола; проводился также необходимый ремонт. В 1908 г., по благословению епископа Кронштадтского Владимира, крыша храма была заново перекрыта оцинкованным железом. Приезжавшие продолжали оставлять память о себе, дарили в храм иконы, облачения и другие предметы церковного обихода.
Первым настоятелем новопостроенного храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах с 1897 по 1901 гг. был протоиерей Н. П. Апраксин. Его неустанными заботами возведен этот храм Божий, уникальный и неповторимый памятник архитектуры, соответствующий величию и богатству России.
Настоятелем храма в 1901- 1914 гг. был прот. Н. Н. Рыжков. При нем в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом, в которую граф М. М. Толстой пожертвовал книги русских классиков.
После каждого воскресного или праздничного богослужения отец Николай приглашал всех прихожан в зал под храмом на чашку чая, где они могли обменяться мнениями. Отец Николай Рыжков являлся также настоятелем храма Святителя Николая в Праге и по поручению Всероссийского посольства в Вены выполнял обязанности консула.
Русских в Карловых Варах становилось больше, возникали затруднения с их устройством на курорте из-за недостатка гостиниц и квартир, которые с каждым сезоном становились дороже. Многие русские испытывали неудобства из-за незнания немецкого языка.
Возникла мысль создать в курортном городе русский уголок, то есть с помощью местной русской церкви построить многоэтажный «Русский Дом» с недорогими помещениями и персоналом, говорящим по-русски.
В 1902 г. начались сборы на «Русский Дом». Митрополит Санкт-Петербургский Антоний выдал настоятелю храма в Карловых Варах протоиерею Н. Н. Рыжкову книгу своей подписью и печатью, в которой благословил записывать жертвователей на строительство.
К 1914 г. была собрана достаточная сумма, чтобы начать строительство многоэтажного «Русского Дома».
22 августа 1908 г. в двадцатипятилетнюю годовщину смерти И. С. Тургенева при Карловарской русской православной церкви был образован Тургеневский фонд для увековечения памяти русских писателей Тургенева и Гоголя. В 1912 г. к 200-летию пребывания Петра Великого в Карловых Варах в нижней части восточной стороны храма (улица Садовая) установлен его бронзовый горельеф в образе каменщика.
Многие начинания не удалось осуществить из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.
В первые дни войны протоиерея Николая Рыжкова австрийские власти арестовали. После 22-х месяцев заключения в венской тюрьме, он был приговорен к смертной казни. Однако благодаря ходатайству испанского короля Альфонса (посольство Испании в Вене представляло во время Первой мировой войны интересы России) австрийское правительство помиловало отца Николая с условием, что он будет обменен на интернированного тогда в России Львовского униатского митрополита графа Андрея Шептицкого. После выезда из России Шептицкого австрийские власти 19 июля 1917 г. выпустили протоиерея Николая из тюрьмы. Он прибыл в Петроград, где скончался в 1920 г.
С арестом настоятеля австрийские власти закрыли храм в Карловых Варах. Богослужения в нем не совершались до окончания первой мировой войны.
В 1916 г. австрийские власти сняли позолоченную медь с куполов и увезли в Вену шесть колоколов.
После войны храм был открыт, летом, по воскресным и праздничным дням, из Праги приезжали священнослужители и совершали богослужения. По окончании курортного сезона храм закрывался.
С 1918 г. в приходском доме жили несколько архиереев, эмигрировавших из России, в их числе архиепоскоп Тихон Лященко, который скончался в Карловых Варах 24 февраля 1945 г. В период между двумя мировыми войнами храм находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) и управлялся епископом Пражским Сергием (Королевым).
В 1946 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Витвицкий, который служил здесь до 1973 г.
В 1948 г. в Карловых Варах открылась Православная Духовная Семинария, отец Алексий стал первым ее ректором. Через два года Семинария была переведена в Восточную Словакию, в город Прешов, и переименована в Православный богословский факультет.
Четыре колокола, которые находятся сейчас на колокольне, были приобретены после Второй мировой войны в Чехословакии Лаврентием Ивановичем Фаркавцем.
Сначала храм был в ведении Экзархата Московской Патриархии, а в 1951 г. в связи с тем, что Чехословацкая Православная Церковь получила от Русской Православной Церкви автокефалию, храм перешел в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви. В 1973 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Крживка. При нем начался давно проектируемый капитальный ремонт храма снаружи. Купола и крыша были снова перекрыты медью, отреставрированы стены, наружная живопись поновлена местными художниками.
В 1978 г. настоятелем храма был назначен игумен Владимир (Иким, ныне — архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский).
В 1979 г., по просьбе Блаженнейшего Митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили открыть Подворье Русской Православной Церкви в пределах Чехословацкой Православной Церкви с местом пребывания в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. 1 апреля того же года Блаженнейший Митрополит Дорофей и постоянный член Синода Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний совершили акт открытия Подворья. Указом Святейшего Патриарха Пимена настоятелем Подворья был назначен игумен Владимир, с возведением в сан архимандрита. С тех пор храм находится в юрисдикции Московской Патриархии.
В 1980 г. началась полная реставрация внутреннего помещения храма: храм был расписан карловарским художником Миланом Краузом. В 1982 году приобретено паникадило из хрусталя, которое имеет 132 свечи. В том же году, 14 апреля, храм был освящен после ремонта Высокопреосвященнейшим митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В 1983-1987 гг. храм расписали художники из Москвы: Ю. Д. Милашов, В. Ф. Виноградов, Б. В. Андреев, С. А. Мерзляков и протоиерей Герасим Иванов.
В 1984-1986 гг. в храме проводились реставрационные работы. Подведено отопление, устроена капитальная гидроизоляция храма и приходского дома. Крыши храма и церковного дома покрыты медью. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающие купола, позолочены. Под храмом оборудован зал для приемов, в котором демонстрируются также церковные кинофильмы.
В помещении под храмом создана небольшая библиотека. Храм и приходской дом обнесены оградой. Территория около храма и церковного дома оформлена по новому проекту.
Всеми работами руководили директор строительной организации в Карловых Варах Честмир Ридлинг и архитектор Ян Пахнер. Инкрустация по дереву под храмом выполнена чешским художником Лумиром Топинкой. Строительные работы оплачены Министерством культуры Чехословацкии.
Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах неоднократно посещали члены Священного Синода, архиереи, священнослужители и ответственные сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви. В храме часто совершал Божественную литургию Блаженнейший Митрополит Дорофей. По его просьбе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви 26 июня 1985 г. постановили повысить уровень настоятельства в Подворье и возвести настоятеля Подворья в сан епископа.
В мае и октябре 1985 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен во время пребывания у целебных источников в Карловых Варах по воскресным и праздничным дням молился в храме Подворья. Святейший Патриарх Пимен подарил храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла металлическое позолоченное с эмалью облачение на престол и жертвенник, а также евхаристические сосуды, два напрестольных креста и архиерейское кадило.
В течение всего года в воскресные и праздничные дни в храме совершаются богослужения.
Обсуждение, дополнение темы на форуме
Добавить комментарий