Праздник трех королей в Германии
Содержание
Dreikönigstag – 6 января – День трех королей в Германии. Категория: Государственный праздник (выходной)/церковный (католический). Дата: 6 января (непереходящий праздник, имеет фиксированную календарную дату). Распространение: Баден-Вюртемберг, Бавария, Саксония-Анхальт. Другие названия этого дня: Heilige Drei Könige — День трех святых королей, Три короля (Три царя) — Drei Könige, Богоявление (Эпифания) — Erscheinung des Herrn (Epiphanias), Большой Новый год — Groß-Neujahr, Двенадцатый день после Рождества — Weihnachtszwölfer (zwölfter Tag nach dem Christtag). Другие названия трех королей: Мудрецы с Востока, волхвы, маги.
День трех королей. Значение
Собственно говоря, 6 января празднуется Эпифания (в переводе с греческого «Явление»). В этот день празднуется явление Христа в мир. Только в 4-м веке его назвали Днем трех королей. Во многих католических странах, наприме, в Испании, дарят рождественские подарки в этот день, а не 24 или 25 декабря.
В православных странах (например, в России) 6 января празднуют канун Рождества. Это происходит, с одной стороны, потому что православные страны ведут счет по юлианскому, а не грегорианскому календарю, с другой стороны, первоначальное значение праздника было Эпифания (появление, рождение). Этот праздник праздновался 6 января.
Читайте также: Рождественский сочельник — Heiliger Abend
Народные обычаи в День трех королей
«Певцы звезды» — (Sternsinger): Еще с 16-го века проходили воспевания. В то время школьники со своим учителем устраивали шествия от дома к дому. Они пели живущим там людям о рождении и жизни Христа. Уже тогда дом освящали и рисовали крест на двери. В 18 веке эта традиция уже не воспринималась так серьезно. Вместо песен о жизни Христа пели сатирические стихи в форме псалмов. К концу 19-го века этот обычай исчез и возродился в Германии только около 1958 года благодаря беженцам из Силезии. Сейчас от дома к дому ходят дети, переодетые в трех святых королей. Они поют для людей о Вифлеемской звезде и собирают деньги на благотворительность.
В благодарность за пожертвования дом жертвователя освящается. Для этого «певцы звезды» рисуют на двери буквы С, М и В, а также год. С, М и В обозначают «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Да благословит Христос этот дом». Это освящение должно отвести от дома все плохое. Некоторые люди считают также, что это первые буквы имен трех святых королей: Caspar (в переводе с персидского «хранитель сокровищ»), Melchior (с иврита: «Мой король — это свет») и Balthasar (с вавилонского: «Бог защищает жизнь»). Освящение восходит к древним языческим магическим обрядам, которые проводились в новом году и должны были отгонять от обитателей дома злых духов.
Письма трем королям (Dreikönigszettel): Но буквы С, М и В писали не только на дверях домов, в Средневековье их писали и на бумаге. Так паломники и странники могли иметь при себе благословение и были защищены в пути. Три короля становились покровителями путешественников, что показывают также названия многих гостиниц: «Zu den Drei Königen» («К трем королям») или «Zum Stern» («К звезде»).
Зингшпиле (Drei-König-Spiele): Представления с песнями – песнопение Марии и магов (королей). Первые упоминания датируются 378 годом. Сейчас эта традиция почти забыта.
День трех королей. История
Раньше 6 января праздновали рождение Христа и поклонение волхвов. Первые упоминания об этом празднике относятся к 336 году.
К концу 4-го века эти праздники разделили. Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, 6 января – Богоявление, а также поклонение волхвов, как их потом назвали, трех святых королей. Этот день еще называется Эпифания («Epiphanias»), что описывает явление Иисуса Христа как Бога.
Читайте также: День святого Мартина в Германии
В северной Италии и части южной Франции праздновали не рождение Христа, а его явление миру, а также его первое чудо: превращение воды в вино на свадьбе в Кане. Только после того как рождественский праздник был передвинут с 6 января на 25 декабря, в этих областях стали 6 января праздновать День трех святых королей.
Как и у многих христианских праздников, здесь тоже просматривается связь с языческими праздниками. Ночь с 5 по 6 января, например, считалась днем рождения Эона в Александрии, божества времени и вечности. Превращение воды в вино известно из греческой мифологии. Согласно легенде, Дионис, бог виноделия, 6 января появился в храме и произвел такое превращение.
История трех святых королей ссылается на трех волхвов, которые проследовали за звездой в хлев, в котором родился Иисус. Они были первыми язычниками, которые узнали божество Иисуса, преклонились перед ним и принесли дары.
Секреты Кёльнского собора
Готический Кафедральный собор в Кёльне занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кёльнский собор является одним из самых известных архитектурных памятников в Германии и национальным символом страны.
Официально кёльнский храм именуется Кафедральный собор Святых Петра и Марии и является резиденцией архиепископа Кёльна
Кафедральный собор Кёльна имеет самый большой в мире соборный фасад, его длина – 144,5 метра, ширина – 86,5 метра. Кафедральный собор Святых Петра и Марии способен вместить одновременно свыше 20 000 человек. Поразительной красоты готическое здание тянется к небу своими башнями-близнецами 157-метровой высоты, которые видны из любой точки города.
Первые камни в фундамент будущего великолепного храма были заложены в 1248 году архиепископом Конрадом фон Гоштаденом, а в 1322 году был освящён его главный алтарь. Почти 90 лет ушло на строительство нефа, трансепта и основания колокольни.
Колокол Кёльнского собора
Но потом работы были остановлены из-за эпидемий и политических волнений, приведшим к финансовым затруднениям. Вынужденная пауза в строительстве растянулась до 1842 года, когда прусский монарх Фридрих Вильгельм IV при поддержке граждан взялся завершить возведение грандиозного сооружения. Чудом сохранились бесценные уникальные планы строительства колоколен, разработанные средневековым архитектором. По ним и были построены башни собора. С помощью современных технологий в 1880 году Кёльнский храм был завершен.
Подобные грандиозные строения не обходятся без легенд. Говорят что архитектор Кельнского собора Герхард был не в силах выполнить чертежи будущего собора, прибег к помощь дьявола, затребовавшего душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре после первых криков петухов, но жена архитектора подслушала беседу и решила спасти мужа, обманув самого дьявола. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал чертежи и забрал её душу.
Обман не долго оставался тайной. Обманутый дьявол разгневался и заявил, что город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. Как только строительство собора завершиться, то всё провалится в бездну. С тех пор и по сей день собор не перестают строить и достраивать — то тут, то там можно встретить строительные леса.
Двухметровый дубовый крест был подарен Кёльнскому собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником римского императора Отто I.
Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая принесёт избавление человечеству.
Одной из ценнейших реликвий собора является знаменитая Миланская Мадонна — одно из красивейших скульптурных творений времён зрелой готики и прекраснейших скульптур в мире. Это изображение богоматери, дошедшее до наших дней, также было вывезено архиепископом Райнальдом фон Дасселем из Милана и в 1290 г. полностью отреставрировано в Кёльне.
Жемчужиной интерьера собора по праву считается расположенный в капелле Богоматери Алтарь Трёх волхвов, работы великого немецкого мастера Штефана Лохнера (1451 год).
Главной святыней Кёльнского Собора является Ковчег (Рака) Трёх Волхвов, Магов или Святых Царей, пришедших в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Кафедральный собор с самого начала был задуман и построен именно как гигантская усыпальница трёх Волхвов.
6 января, в день чествования трёх волхвов, саркофаг Трёх Волхвов открывается, и можно сразу увидеть, что волхвов-магов-царей было не трое, а пятеро, и один из них – женщина…
В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для их хранения в течение десяти лет изготавливали специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх волхвов-магов царей (королей), которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и, следуя за нею, пришли к пещере, где родился Ииссус Христос, и принесли свои дары младенцу Христу. Рака Трёх Волхвов одна из самых драгоценных святынь христианства.
Трапециевидная передняя сторона ларя раки – съёмная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, её снимают, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе три черепа, увенчанных золотыми коронами.
На рельефах раки изображено крещение Иисуса, апостолы, второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов. Со всех концов света в Кёльн стекались паломники поклониться раке Трёх Волхвов, а императоры приезжали после коронации, чтобы принести жертву.
Главный сюжет передней стенки саркофага
В отделке саркофага особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромка по краю и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Саркофаг украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении использовались только самые драгоценные материалы.
Долгое время Ковчег Трёх Магов или Святых Царей был официальной святыней, которую посещали короли и императоры после восшествия на престол.
Тайны Волхвов
Вспомним Евангелия. От Матфея говорит, что Волхвы пришли в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар. Русское издание Библии называет Волхвов мудрецами. Евангелия от Марка и Иоанна о Волхвах ничего не сообщают. Лука же, вместо Волхвов повествует о неких пастухах, не называя их имён.
В ковчеге Ковчег Трёх Магов покоятся останки не трёх, а пяти человек. Известны их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар, Набор и Феликс.
В Кёльнском соборе можно увидеть несколько художественных воспроизведений библейского сюжета преподнесения даров родившемуся Исусу: на самом золотом саркофаге, на одном из древних витражей изготовленных в 1320 году, и ещё нескольких местах. Три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Христу в царских коронах. Один из волхвов очень молод, и его безбородый юный облик напоминает женское лицо.
На древних витражах Кёльнского собора мы с удивлением находим славянские черты внешности одного из Волхвов – Балтазара (Балта-царя). Из ветхозаветного пророчества Даниила известно, что Балтазар был вавилонским царём.
В древности Балтийское море называлось морем Варяжским. Архиепископ Григорий Конисский в «Истории русов или Малой РОССИИ» пишет: «Восточных славян называли Скифами или Скиттами. Полуденных (южных славян) – Сарматами и Руссами/Русняками. Северных славян – Варягами. А славян, живущих в центральных от них районах, по родам, потомков Афетовым, по князю Русу, Роксоланами и Россами, – по князю Мосоху… Московитами и Мосхами, отчего впоследствии и царство получило название Московского, а в последствии Российского…».
Об этом свидетельствуют и другие известные зарубежные историки. Книга католического священника Мавро Орбини «Славянское царство», ставшая по сути первой историей всех славянских народов … Впервые книга была издана в 1601 году в Италии и переведённой по указанию Петра в России в 1722 году. Мавро Орбини в книге «Славянское царство» пишет:
«Имеется мнение людей учёных, что Скандинавия есть славная Туле: такое утверждение идёт от древних, образуя фундамент. Помпоний Мела полагает, что Туле лежит напротив нижней Германии, тогда как Птоломей считает, что Туле находится на 73 градусе (с.ш.) широты и 26 градусе (в.д) долготы. Прокопий, описывая Туле, полагает, что на этом острове проживает 13 народов, и столько же царей управляли этим островом, и что он в 10 раз больше Британии. Стефан Византианин называет Туле великой, поскольку она объемлет такие народы, как скрифитианы, ныне именуемые скрифиннами. Исакий Чеса уверяет, что Туле лежит на восток от Британии, чьи окраины все принадлежат Скандии и еще ныне носят имя Туле Марка. Балтийское море, которое окружает Туле, не подвержено ни приливам, ни отливам, и поэтому весьма бурное и чревато бедами. Когда текучую воду подгоняют ветры, с севера приходит настолько пресная вода, что матросы употребляют её для кипячения, и это возникает от множества рек и озёр, впадающих в него. Однако когда вода идёт в противоположном направлении, с запада, то она промерзает зимой настолько сильно, что поверху ездят на каретах, которые эти народы называют санями. Иногда и целое войско переходит пешком по льду на скандинавские острова, которые, отложив в сторону все другие имена, все-таки именуется Скандия. Это имя означает веселость или красоту, ибо данная земля не уступает ни одной богатой стране ни здоровым воздухом, ни земным плодородием, ни богатством пристаней и товаров, ни морским богатством, ни речным и озёрным рыболовством, ни отловом пушных зверей, ни неистощенными жилами золота и серебра, меди и свинца, ни множеством городов и гражданскими постановлениями.
Из неё же в древности через нерастленных девиц часто посылали (Солон, 25-я глава, о северных народах) плоды для жизни Аполлона Дельфийского, поскольку они из-за насилия в старых государствах не могли вернуться нетронутыми. А теперь издалека они везли оброк от этих плодов в пределы скандинавские. Эти земли содержат ныне в себе три королевства: Норвегию, Швецию и Готию, с частью королевства Датского, и некоторые другие провинции, которые суть Ботния, Финмаркия, Лаппония и Финляндия, в которой в прежние времена проживал народ славянский и которая имела их язык. Но когда ею овладели русияне, то приняла веру греческую. И кроме вышеназванных, имеется ещё много провинций в Скандинавии, из которых вышли славяне, которые со многими другими сильнейшими народами покорили и владели потом Азией, Африкой и Европой» (с. 10-13).»
Фрагмент сцены поклонения Волхвов-Магов-Царей мозаичных «Окон Царей» 1311 г.
Таким образом, Балтазар (Балта-царь), пришедший с Балтийского (Варяжского) моря, может быть Славянским Царём.
По имеющимся в Кёльнском соборе нескольким сюжетам складывается стойкое ощущение об изображениях библейской сцены, в которой три царственные особы посещают своих родственников – Богородицу и родившегося младенца Христа.
Фрагмент сцены поклонения Волхвов-Магов-Царей мозаичных «Окон Царей» 1311 г.
Несколько сот лет назад ковчег Трёх волхвов выглядел иначе. Существует редкое изображение ковчега, сделанное в 1671 г. Это старинная гравюра, на которой изображены наиболее ценные предметы, хранившиеся в XVII веке в сокровищнице Кёльнского Дома — так раньше называли собор. Отметим, что наряду с ковчегом на гравюре показано много других реликвий, некоторые из которых сегодня по каким-то соображениям не выставлены.звестно, что ковчег несколько раз реставрировался. Под реставрацией понимается восстановление утраченных или испорченных фрагментов по сохранившимся рисункам и описаниям. При этом стараются как можно точнее воспроизвести древний утраченный оригинал, дабы не искажать историческую правду. Можно сравнить между собой три изображения ковчега Волхвов: 1671 г., 1781 г. и современное.
Изображение ковчега в 1671 г.
На рисунке 1671 года видна только половина саркофага, поэтому обратимся к гравюре боннского надворного советника Фогеля 1781 года. Название рисунка: «Сторона Давида ковчега трех Королей (по Фогелю)». Отчетливо видно, что во втором и в четвертом рядах имеется по 9 фигур, то есть всего на каждой стороне по 18 таких фигур. А в первом и третьем рядах, как и сегодня, – по 7 фигур на каждой стороне.
Таким образом, на боковых стенках саркофага в 1671 году всего было 64 фигуры. 28 больших в первом и третьем рядах и 36 поменьше во втором и четвертом рядах.
Это не какие-то условные, абстрактные фигуры, а конкретные исторические персонажи, и они присутствуют и на рисунке 1781 г.
Например, в первом снизу ряду пророков правой боковой стороны ковчега, называемой стороной Соломона, часть которой видна на рисунке 1671 года, изображены пророки Амос (Amos), Наум (Naum), Иоиль (Joel), Соломон (Salomon), Иезекииль (Ezechiel), Аввакум (Habakum), Аарон (Aaron). Мелкие надписи над головами этих персонажей не видны. Однако они хорошо видны, в частности, на современных фотографиях ковчега. Надписи сохранились до сегодняшнего дня. Современные посетители Кельнского собора могут убедиться в этом лично. Хотя прочесть их издали нельзя: саркофаг поднят на большую высоту, накрыт толстым стеклянным колпаком и огорожен решёткой, не позволяющей подойти ближе чем на несколько метров.
Каждое изображение индивидуально и снабжено надписью, указывающей имя данного пророка.
Таким образом, на ковчеге в 1671 году в первом и третьем рядах были представлены знаменитые деятели церковной истории Средних веков.
А теперь перейдем к изображениям второго и четвертого рядов. Может быть, здесь представлены какие-то не менее известные светские персонажи – цари, императоры? На старом рисунке 1671 года и на рисунке 1781 года они слишком мелкие, поэтому естественно обратиться к прекрасным современным фотографиям ковчега.
И тут мы сталкиваемся с шокирующим фактом. На современном ковчеге Трёх Волхвов все фигуры второго и четвёртого ряда исчезли. Исчезли тридцать шесть изображений! Сегодня их нет! Вместо них – золотые диски без надписей во втором ряду и золотые пластины с аркой в четвертом ряду. Всего дисков и пластин 36. Они помещены в точности там, где в древности, во всяком случае еще в XVII–XVIII веках, находились какие-то фигуры. Исчезли с ковчего и надписи, которые мы видим на гравюре 1671 г. и на рисунке 1781 г.
О судьбе исчезнувших фигур научные издания хранят полное молчание. Почему же изображения были кем-то сняты с саркофага? Где они сейчас? Очевидно реставраторы XVIII-XX веков имели в своём распоряжении старые рисунки 1671 и 1781 годов, абсолютно чётко показывающие, что на ковчеге были ещё 36 изображений, ныне безвозвратно утраченые. Существует предположение, что фигуры уничтожены не случайно, так как они хранили какую-то историческую информацию, ныне сокрытую, по настоянию католической церкви.
ПОЧЕМУ УНИЧТОЖИЛ 36 ЗОЛОТЫХ ФИГУР НА САРКОФАГЕ? Можно предположить, что уничтоженные фигуры скрывали какую-то информацию, которую католическая церковь предпочла умышленно скрыть от глаз прихожан.
Среди фигур, изображённых на саркофаге в Кёльнском соборе, в сюжете поклонения Богородице и младенцу есть фигура с именем «Оттон». Так звали нескольких императоров Священной Римской империи германской нации X-XIII веков н.э. Волхвы и Богородица, а на некоторых изображениях и младенец Иисус изображены с короной на голове, а император Оттон – без короны. Можно предположить, что в существовавшей тогда иерархии император Оттон по статусу был ниже царей.
С северной стороны собора расположен алтарь Святой Клары. Этот старейший из сохранившихся створчатых алтарей 1360 года интересен тем, что створки у него двойные: в закрытом виде он представляет изображение 12 святых, в открытом – 24 евангельские сцены, в открытом виде по праздникам можно увидеть Христа, апостолов и спутниц Святой Урсулы.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.
Мощи трех волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь
В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами… Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась «с востока», следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться «Царю Иудеев». Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары — золото, ладан и смирну — принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.
Алтарные фигуры из Кельнского собора. 1310-1322
«Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне», — говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки «Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне» Мориц Вёльк (Moritz Woelk).
Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) — грандиозный готический собор. И уже восемь с половиной веков в нем стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов — «трех королей». 2014 год был объявлен в Кельне «годом трех королей». Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился в общей сложности семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.
Посланники в вечность
Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов — первых людей, которым открылся свет Спасения. «Волхвы — своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, — поясняет Мориц Вёльк. — Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья».
Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне точно. Вроде бы их привезла из «Святой земли» вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.
В этом золотом ковчеге в Кельнском соборе хранятся мощи волхвов
«Наряду с терновым венком Христа, — рассказывает историк Вёльк, — мощи трех королей являются самой почитаемой церковной реликвией». В 1225 году завершились работы над драгоценным саркофагом, в 1322 году освятили алтарный придел нового готического собора, где предполагалось установить саркофаг с мощами. Но с этим не торопились. «Чтобы поток паломников тек мимо саркофага с мощами, а, значит, деньги текли в городскую кассу, оставили все как есть, — улыбается куратор. — Кельнцы всегда были народом практичным».
Три континента, три возраста, три короля
В XIV и XV веках культ «трех королей», к тому времени окончательно причисленных к лику святых, и сама тема поклонения становятся одной из центральных для европейского искусства. Романская и готическая живопись и скульптура находят мощные, выразительные образы: земные блага (золото, смирна и ладан — символы преходящих земных богатств и власти) слагаются к стопам младенца, залога вечной жизни, и его беззащитной матери, сила которой — лишь в красоте и любви.
Постепенно складывается и иконография «трех королей»: если в античные времена их изображают одинаковыми, в условных одеждах иноземцев и колпаках, то в позднее Средневековье волхвов показывают как представителей трех поколений (юношу Мельхиора, зрелого мужчину Бальтазара и старца Каспара) и трех известных к тому моменту континентов: Европы, Азии и Африки. Это символизировало универсальный характер новой религии — для всех возрастов, всех сторон света. Художники состязаются, изображая экзотические наряды и украшения «мудрецов с востока».
Миниатюра из рукописного евангелия XIV века
Действительно ли в саркофаге, установленном в Кельнском соборе, находятся мощи волхвов? На этот вопрос со 100-процентной точностью затрудняется ответить даже прелат Штефан Хессе (Stephan Heße), администратор кельнской епархии, так сказать, ответственный за сохранность святыни. Саркофаг неоднократно открывали, его содержимое исследовали. «Одно можно сказать определенно: там много старых костей», — говорит Хессе. Предполагается, например, что в том же саркофаге могут находиться останки святых Григория из Сполето, Набора и Феликса.
Возможно также, что в свое время мощи из Милана привезли не полностью. Правда, гипотезу о «трех королях» частично подтверждает наличие кусочков ткани, опознанных учеными как фрагменты сирийской парчи и датированных периодом между II и IV веками нашей эры. «Но, честно говоря, лично для меня не так важно, что именно находится в саркофаге, — признается Мориц Вёльк. — Важен мощный импульс, который эта реликвия дала истории, искусству и духу города Кельна. Импульс, действие которого ощущается и сегодня».
Церкви Дрездена
Храмы в старинных городах — вехи истории. По крайней мере, для меня. Можно исповедовать какую угодно веру или не исповедовать вообще, но если хочешь понять, с чего всё началось и чем продолжилось, как жил город в то или иное столетие, до каких вершин совершенства в искусстве удалось подняться его жителям, надо знакомиться с храмами. Поэтому я и пришла на Старую рыночную площадь Альтмаркт (Altmarkt): отсюда начинался Дрезден, здесь была часовня святого Николая, уступившая своё место в XII веке самому большому храму в Саксонии. С него я и начну свой рассказ.
Кройцкирхе (Kreuzkirche)
Да-да, это и есть тот самый величавый храм, который пять раз сгорал или был разрушен: такая досталась ему судьба. Древнее молельное место, на котором построили церковь Святого Креста, известно с незапамятных времён. Здесь в 1168 году возвели сначала романскую базилику св. Николая, а уж потом построили церковь, которая не раз сгорала в пожарах и переживала разрушения, после чего её восстанавливали и перестраивали.
Своё звонкое имя церковь получила в 1388 году в честь хранимой в её стенах реликвии: частицы креста, на котором распяли Иисуса.
В том виде, в котором Kreuzkirche предстает перед нами сегодня, храм отстроили после пожара, случившегося в 1897 году. На восстановление понадобилось около трёх лет. Церковную кафедру, алтарь, органные хоры и другие предметы интерьера обновили в стиле модерн, и, надо сказать, реставраторы и строители провели кропотливую работу с использованием самых лучших на тот момент технологий.
Но не прошло и полвека, как церковь Святого Креста снова пострадала. В феврале 1945 года от неё остались только башня высотой в 94 метра и наружные стены: вражеская бомбардировка, уничтожившая почти весь Дрезден, не пощадила и Kreuzkirche. Дрезденцам пришлось начинать всё сначала, полностью восстановить храм удалось только к 1955 году. Наружность церкви воссоздали по историческим документам, а внутреннее убранство осталось в том же модерновом стиле.
Храму повезло: несмотря на бомбежки, сохранился бронзовый алтарь работы Генриха Эплера (1900 год), на котором изображена первая лютеранская служба в Дрездене: она состоялась в 1539 году. К 1900 году относится и картина «Распятие Христа», созданная художником Антоном Дитрихом — огонь пощадил её вместе с алтарём. Но большая часть прежнего убранства не уцелела, и виноват в этом налёт 13 февраля 1945 года.
Разглядывая церковь Святого Креста, её большие башенные часы (три метра в диаметре), я невольно думала о том, сколько ударов судьбы пришлось на это рукотворное чудо и сколько ему же досталось любви и заботы. Сколько дорог сплелось здесь в единый узел, сколько молитв поднялось отсюда к небесам, сколько следов хранят 256 ступеней, которые ведут к смотровой площадке! Необыкновенное место.
Признаюсь в своей нескромности: соприкоснувшись с этой святыней, я чувствовала себя первооткрывателем. А между тем Кройцкирхе знают во всём христианском мире благодаря хору мальчиков. За 700 с лишним лет богослужений сменилось множество поколений, но серебристые звонкие голоса детей остались драгоценной традицией храма Святого Креста, как и органные концерты, которые в наши дни проходят каждую неделю. Без Kreuzkirche не было бы той музыкальной жизни Дрездена, которая помогла городу сберечь свою душу в самых суровых испытаниях.
Как добраться
Доехать до Храма Святого Креста можно на такси или трамвае: вам понадобятся маршруты №№ 8, 9, 11, 12. Нужная остановка называется Prager Straße (Пражская улица).
Часы работы и стоимость
Церковь Креста Господня открыта ежедневно с 10:00 до 17:00. Вход свободный. Подъём на смотровую площадку и башню возможен ежедневно с 11:00 до 15:00. Последний подъем — за 30 минут до закрытия башни.
Цены на билеты для смотровой площадки:
- взрослые — 4 EUR,
- школьники и студенты — 2,50 EUR,
- дети до 14 лет — 1 EUR,
- cемьи с детьми в возрасте до 14 лет — 6 EUR.
Фрауэнкирхе (Frauenkirche)
Frauenkirche — церковь Богородицы в стиле барокко — произвела на меня совсем иное впечатление. Для этого хватило беглого знакомства с биографией того, кто распорядился о её постройке. Этим человеком был Август Сильный, саксонский курфюрст и польский король, прославившийся в XVIII веке своими амбициями, любовными похождениями и богатырской мощью.
Никакого благочестия, друзья мои! За свою насыщенную событиями жизнь Август Сильный проявил себя так, что современники приписывали ему 354 побочных ребенка. Совращение знаменитых красавиц, расточительство, пристрастие к охоте — вот то, чем жил этот правитель. И всё же курфюрст, верный рыцарским традициям, умел проявить щедрость и благородство: Август не поскупился на строительство храма, созданного по проекту архитектора Георга Бера (нем. George Bähr).
Великолепный лютеранский храм (сам Август Сильный ради власти принял католичество) строили с 1726 по 1743 годы. В результате в Дрездене появилась церковь Богоматери в 95 метров высотой, с огромным куполом и пышным внутренним убранством — храм, в котором одновременно могли молиться 3 500 прихожан!
Августу Сильному не пришлось увидеть Frauenkirch во всей красе: он скончался в Варшаве 1 февраля 1733 года, но этот поистине королевский подарок родному Дрездену стал бесподобным памятником курфюрсту. Увы, и этот храм не пощадила варварская бомбардировка Дрездена: 13 февраля 1945 года налёт англо-американской авиации полностью разрушил церковь Богоматери. Целых 44 года она оставалась в руинах, пока на исходе восьмидесятых всемирно известный музыкант Людвиг Гюттлер не возглавил движение по сбору средств на восстановление храма.
Вторая жизнь Frauenkirch началась 27 мая 1994 года: в новый фундамент заложили первый камень. На этот раз для строительства понадобилось на шесть лет меньше, чем в XVIII веке, храм торжественно открыли в 2005 году в присутствии (ирония судьбы!) послов Великобритании и США, тех самых держав, чьи доблестные авиаторы в годы Второй мировой войны оставили от прежней церкви Богоматери груду камней.
Они сохранились: их бережно использовали при строительстве восстанавливаемого храма. Стоя у его стен, я пыталась подарить самой себе незримую машину времени и представить беспутного обаятельного Августа Сильного, расчётливого и размашистого современника Петра I, глаза лётчиков, выполняющих приказ стереть исторический центр Дрездена с лица земли и спокойный кропотливый труд тех, кто решил вернуть городу Frauenkirche.
Этот храм, с его округлым куполом и великолепной архитектурой, меня приворожил! Я не могла отвести от него глаз и всё раздумывала, в какой из семи входов, обозначенными буквами алфавита, лучше войти. Решила, что через D, чтобы попасть в главный неф. Вошла и обомлела: внутри церковь Богоматери оказалась ещё прекраснее, чем снаружи. Какие нежные и тёплые тона! А каков свод внутреннего купола храма, украшенный росписью и золотом! Купол полностью построен из камня и весит 12 тонн, но изнутри он кажется воздушным и лёгким благодаря свету, который льётся сверху через его окна. Ах, Август, ваше величество, вам польстило бы то, как потомки восстановили вашу затею…
Я долго стояла у алтаря: здесь уже не нужно никакого воображения, только созерцание. Ночь на Страстную пятницу. Моление Христа на Масличной горе. Скульптурная картина… Над ней всевидящее око. А ещё выше белоснежный орган с золотом. Редко меня посещает чувство зависти, но тут никак не получалось вытряхнуть его из души: я завидовала дрезденцам! Что мне, туристке: приехала, восхитилась, вернулась домой, а они могут приходить сюда так часто, как только захочется. Счастливцы!
Как добраться
Добраться до церкви Фрауэнкирхе не составит труда. Сюда везут трамваи №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 12, а также автобус, следующий по 75-ому маршруту. Самые близкие остановки — Altmarkt и Pirnaischer Platz. От них до храма несколько минут ходьбы.
Адрес: Rampische Strasse, 6.
Часы работы и стоимость
В будни церковь открыта с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00. В выходные храм тоже можно посетить, но по субботам и воскресеньям здесь часто проходят церемонии крестин и венчания, во время которых, разумеется, церковь осматривать невозможно. Для туристов вход бесплатный.
Подъем на смотровую площадку в сопровождении экскурсовода и группы обойдётся вам в 10 EUR: я воспользовалась этим вариантом и услышала много интересного, хотя, увы, поняла не всё. Самостоятельная экскурсия с плеером-гидом на русском языке — 2,50 EUR.
Драйкёнигскирхе (Dreikönigskirche)
Церковь трёх волхвов — ещё один дрезденский храм, связанный с именем Августа Сильного: её проект в свою пору стал поводом для конфликта этого неординарного правителя и городского совета. Но расскажу обо всём по порядку.
Средневековая церковь в готическом стиле, как говорят разные источники, прежде здесь уже существовала: в 1403 году она занимала своё место между двором нынешней Церкви трёх волхвов и улицей Хауптштрассе (нем. Hauptstraße). Эта часть города (правобережная часть нынешнего Дрездена) тогда называлась «старой» (нем. Altendresden). Эту церковь несколько раз достраивали, расширяли, украшали — в 1539-м году в ней было целых пять алтарей. А потом, в 1685-м году, случился страшный пожар, уничтоживший почти весь Альтендрезден: сгорела и предшественница нынешней Dreikönigskirche.
Прихожане не представляли город без Церкви трёх волхвов и спустя три года после пожара воздвигли новую Драйкёнгигскирхе, более внушительных размеров. Но этот храм никак не вписывался в градостроительный план, который по приказу Августа Сильного (он же курфюрст Саксонии Фридрих Август I) разработал Вольф Каспар фон Кленгель. Hauptstraße в городе только что проложили, а церковь, восстановленная на старом месте, преграждала улицу и нарушала центральную перспективу. Августу Сильному это очень не нравилось: король желал создать на месте Altendresden пышный город в стиле барокко, и поэтому в 173 году едва восстановленную Драйкёнигскирхе разобрали. Горожане, конечно, возмутились, но успокоились, когда правитель дал слово возвести за счёт казны новый храм.
И всё было бы хорошо, если бы не новый скандал. Тот проект Церкви трёх волхвов, который пришёлся по душе королю, не устроил Городской совет, а то, что нравилось Совету, отмёл курфюрст. Только кончина Августа Сильного решила спор, и во «Внутреннем новом городе» (нем. Innere Neustadt) появился тот храм, которым Дрезден гордится поныне.
Церковь Dreikönigskirche очень красива, великолепна её 87-метровая колокольня со скульптурами трёх волхвов и четырёх евангелистов (в натуральную величину), но лично для меня её главная достопримечательность, памятник искусства XVI века — дрезденская «Пляска смерти». Она находится в западной части храма с 1991 года. До Августа Сильного этот двенадцатиметровый раскрашенный фриз из камня-песчаника располагался на Георгиевских воротах Дрезденского замка, их воздвиг герцог Георг Бородатый, убеждённый католик. «Пляска смерти», по мнению герцога, должна была укреплять в душах горожан истинную веру, но, когда резиденция стала принадлежать жизнерадостному Августу Сильному, он распорядился убрать «Пляску» на ближайшее кладбище, где смерть и в самом деле водит вечный хоровод.
На исходе XX века эту скульптурную группу, созданную в 1534 году скульптором Кристофом Вальтером I, как я уже говорила, переместили в Драйкёнигскирхе. Мне было любопытно разглядывать творение, которому в 2034 году исполнится пятьсот лет: оно такое же вечное, как и воплощённая в нём философия. Длина «Пляски смерти» — 12 метров, ширина — 1 м 20 см. Символ смерти, скелет, ведёт группы по несколько человек в каждой (всего 24) из разных слоёв общества XVI века: от императора до простолюдинов. Угодил в группу даже понтифик: и Папе Римскому, несмотря на святость, не избежать той же участи, которой суждена слепому нищему, крестьянам и неимущим жителям городов, равно как и императорам. Во что, интересно, должны были поверить современники Кристофа Вальтера I: в равенство и братство перед ликом Вечности? Жаль, у них уже не спросить.
С такими мыслями я стала рассматривать созданный в 1732-м году алтарь храма Dreikönigskirche, он находится в его западной части. У него своя притча о десяти девах (Евангелие от Матфея), а скульптуры евангелистов Иоанна и Матфея — часть композиции. Великолепный семиметровый алтарь из песчаника — дело рук ваятеля Иоганна Беньямина Томае. Всё тот же роковой для Дрездена день, 13 февраля 1945 года, сказался и на этом великолепном алтаре, он хранит следы огня бомбардировки: дрезденцы не стали его восстанавливать в назидание своим детям и внукам. Увы! Я вижу в этом только один урок: Церкви трёх волхвов пришлось расплачиваться за военные преступления гитлеровцев, к которым она не имела никакого отношения, разве что они приходили молиться сюда со своим сомнительным девизом — Gott mit uns. Бесконечно жаль каждую крупицу святыни, которую уже не восстановишь, разве что силой воображения.
Да, чуть не забыла сказать о главной архитектурной особенности Церкви трёх волхвов. Когда спустя 32 года после роковой бомбёжки её наконец решили восстанавливать, то средств не хватило, их нашли только после объединения Германии. Вот тогда и выяснилось, что храм на три тысячи горожан этому району ни к чему. Поэтому Dreikönigskirche разделили на две части: в восточной, с её несколькими этажами, расположился Дом церкви (нем. Haus der Kirche) с банкетным залом, офисами и аудиториями, а в западной — место для богослужений, о котором я только что вам поведала.
Драйкёнигскирхе расположена по адресу: Hauptstraße, 23.
Смотровая площадка: 1,5 EUR (со скидкой — 1 EUR). Храм (в том числе смотровая площадка) открыт:
Детальную информацию о концертах, проходящих в храме, можно почерпнуть на его официальном сайте.
Хофкирхе (Hofkirche)
Когда миновало время Августа Смелого, курфюрстом стал его единственный законный сын Фридрих Август II Саксонский, для которого и расстарался архитектор Гаэтано Кьявери, строя в стиле барокко ту самую придворную церковь, до которой дошёл мой рассказ, дрезденскую Хофкирхе.
На строительство ушло 16 лет. Возводили Hofkirche почти одновременно с церковью Фрауэнкирхе, всего в трёхстах метрах от этой красивой протестантской соседки. Казне Саксонии храм Хофкирхе, расположенный на набережной Эльбы, обошёлся в огромную сумму: городская казна оскудела больше чем на 900 000 талеров.
Колокольня церкви «приютила» четыре небольших колокола, звон которых раздался лишь в 1806-м году — так распорядился в лютеранской Саксонии католик Наполеон, когда провозгласил эту землю королевством.
Православные души Хофкирхе тешит тем, что в этом храме, освящённом именем Святой Троицы, размещена копия иконы Андрея Рублёва, она находится недалеко от алтаря. Может быть, именно Святая Троица уберегла Хофкирхе от полного разрушения во время бомбёжек 13–15 февраля 1945 года: храм сильно пострадал, но не превратился в пыль. Как только Вторая мировая война окончилась, дрезденцы бросились восстанавливать святыню, и богослужения начались уже в 1947 году, а в 1962 году Хофкирхе была восстановлена полностью.
По-моему, это немудрено: как не восстанавливать храм, который связывает прошлое и будущее больше, чем буквально? В подземелье именно этой церкви покоятся 49 представителей династии Веттинов, которые правили своей родной Саксонией несколько столетий. Нет здесь только Августа Сильного: вы помните, он был не только курфюрстом, но и королём Польши, поэтому тело его похоронено в Варшаве, а сердце (в особой медной капсуле) всё-таки в Хофкирхе! А рядышком с правителями спят вечным сном в своих саркофагах епископы католической епархии Дрезден-Мейсен. Не знаю, как вас, друзья, а меня при мысли об этом охватывает трепет. Сколько же судеб объединил этот храм, сколько летописей и историй связано с именами тех, кто остался здесь навеки! Будь моя воля, я назвала бы эту церковь не «придворной», а королевской.
Но дело не только в том, кто тут покоится — по-королевски выглядит и убранство храма. Оно роскошно! Не буду говорить об органе работы Готфрида Зильбермана и подробно описывать интерьер, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, что вы, надеюсь, и сделаете по моим следам. Скажу только об алтаре, великолепном творении из позолоченной бронзы и мрамора, украшенном полотном «Вознесение Христа» Антона Рафаэля Менгса.
Никогда не забуду свои впечатления от колокольни собора. Она возведена на нефе с трёхметровыми фигурами 78 святых: их создавал итальянский скульптор Лоренцо Матиелли и его коллеги из Дрездена, Яков и Павел Майеры.
И ещё несколько слов о том, что не могу вспоминать без волнения. Если вы когда-нибудь придёте в Hofkirche, найдите пиету из мейсенского фарфора, установленную в одной из боковых капелл (она посвящена жертвам бомбардировки 13 февраля 1945 года). Вспомните невинно убиенных, поклонитесь…
Хофкирхе расположена на Дворцовой площади, неподалёку от оперного театра.
Добраться сюда вы можете на трамваях №№ 4, 8, 9 (остановка Theaterplatz).
Храм открыт:
Вход свободный.
Церковь преподобного Симеона Дивногорца
А вот об этом храме я расскажу с особым удовольствием — как не потешить свою русскую душу? Церковь святого преподобного Симеона Дивногорца по-немецки называется так: Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge. Не знаю как вас, друзья, а меня охватывает чувство родства при мысли о том, что в городе, который когда-то по-славянски назывался Дрежда, есть православный храм.
Прихожане здесь русские, болгары, греки: храм относится (говоря официальным языком) к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Больше 50 лет (после 1813 года) этот православный храм существовал как домовая церковь, меняя адреса.
Среди прихожан храма писатель Иван Сергеевич Тургенев и другие выдающиеся российские деятели. Здесь в 1863 году крестили родившегося в Дрездене Петра Аркадьевича Столыпина, а в 1870 году Любовь Фёдоровну Достоевскую, дочь великого писателя.
Неизвестно, сколько мог бы ещё «кочевать» по Дрездену православный храм, если бы не поступок А. Ф. Вольнера, русского подданного: он отдал для постройки церкви достойный участок земли на Райхенбахштрассе (нем. Reichenbachstrasse), в престижной части города, а Д. И Образцов, член Строительного комитета, купил у Вольнера ещё четыре ара (по-нашему, четыре сотки) вдобавок к подаренным 17,6 арам. Так и появился храм, которому я во время своего путешествия по Саксонии не могла не поклониться.
Архитектор фон Боссе сделал Церкви Святого преподобного Симеона Дивногорца щедрый подарок: дизайн (как сказали бы в наши дни) внутренних и внешних украшений он разработал бесплатно, как и проект храма в целом. Церковь была заложена 25 апреля (7 мая) 1872 года в честь святого Симеона Дивногорца и была освещена протоиереем Михаилом Раевским 24 мая (5 июня) 1874 года. Со стороны русской знати ей доставались щедрые пожертвования, к чему приложили руку великие князья и княгини. А своим теплом (в прямом и переносном смысле) храм обязан композитору Сергею Рахманинову: он провёл в Дрездене три зимних сезона в 1906–1909 годы и не поскупился на крупную сумму для устройства газового отопления. До посещения церкви и знакомства с ее историей я этого не знала!
А потом началось лихое время. В Первую мировую войну, до самого 1921 года, власти церковь держали под замком: кто знает, не молятся ли в ней прихожане за победу русского оружия? Позже в судьбу храма вмешался Адольф Гитлер. Фюрер решил передать приход и всё его имущество Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Как ни возмущалась община, поделать с этим ничего не удалось, в знак протеста многие её члены заявили о своём выходе.
В годы Второй мировой войны не могло быть и речи о пасхальном крестном ходе, его тоже запретили. Но когда 13 февраля 1945 года на Дрезден налетела авиация союзников, православный храм устоял! Конечно, повреждения были, и сильные, но богослужения в Церкви Святого преподобного Симеона Дивногорца продолжались. Это было настоящее чудо. А летом 1945 года храм перешёл к западноевропейскому Экзархату Русской православной церкви.
Переступив порог церкви, я направилась искать следы истории — две памятные доски на её стенах (вы уже знаете мою слабость к мысленным путешествиям в прошлое). Одна доска храмозданная. Другая размещена в память об Александре II, российском императоре. Государь побывал здесь за шесть лет до своей трагической гибели, в июне 1875 года. Мне хотелось думать, что где-то под куполом храма, созданного в русско-византийском стиле, витает эхо голосов тех великих русских людей, которые жили, творили, мечтали, любили в Дрездене и обязательно приходили сюда со своими горестями, надеждами, молитвами. И дарами.
Образ и крест Воскресения Христова — дар иерусалимского патриарха Никодима. Их невозможно не заметить, как и две иконы, которые передал в дар Церкви святого преподобного Симеона Дивногорца М. Н. Журавлёв. Они были сделаны в 1899 году для двух стен на левой и правой сторонах церкви по специальной мерке. С икон взирают на простых смертных святая равноапостольная княгиня Ольга и святитель Николай Чудотворец. Обязательно обратите на них внимание, когда будете в этом храме: это больше, чем произведение искусства и порыв душевной щедрости. Но ещё больше, чем два этих образа, меня поразил запрестольный образ Вознесения Господня, который написан прямо на стекле в человеческий рост.
Посещение Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon я нарочно оставила напоследок: мне хотелось, чтобы именно этот храм в списке посещаемых святынь Дрездена был самым сильным и ярким впечатлением. Побыть там, где останавливается время, представить рядом выдающихся людей, связавших саксонскую столицу с Россией, поклониться их памяти, помолиться за них у подаренных ими икон, почувствовать свет их души — лучше ничего и быть не может.
Храм Russisch-Orthodoxe Kirche des hl. Simeon vom Wunderbaren Berge расположен по адресу: Fritz Löffler Straße, 19. Он в пяти минутах ходьбы от городского железнодорожного вокзала и в 15–20 минутах от Старого города (Альтштадт): я дошла к нему пешком.
Храм открыт каждый день с 10:00 до 17:00, кроме понедельника: в этот день церковь открывается в 12:00. Вход свободный.
Фотографировать и снимать на видео в Церкви святого преподобного Симеона Дивногорца запрещено.
При желании группы от 10 человек могут рассчитывать на знакомство с историей и архитектурой храма, его прошлым и настоящим: для этого нужно обратиться к отцу-настоятелю по телефону +49 351 471 9414. Экскурсии проводятся с пожертвованиями для храма — около 1 EUR с каждого участника.
Ларь трёх волхвов — Shrine of the Three Kings
-
- Туризм в Кёльне
- Отели Кёльна
- B&B/мини-отели в Кёльне
- Турпакеты в Кёльн
- Авиабилеты в Кёльн
- Рестораны Кёльна
- Развлечения Кёльна
- Форум путешественников о Кёльне
- Фото Кёльна
- Карта Кёльна
-
- Все отели Кёльна
- Спецпредложения отелей в Кёльне
- Горящие туры в Кёльне
- По типу отеля
- Кёльн: мотели
- Кёльн: кемпинги
- Хостелы: Кёльн
- Кёльн: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Кёльна
- Кёльн: спа-курорты
- Романтические отели Кёльна
- Отели класса «люкс» в Кёльне
- Кёльн: эко отели
- По классу отеля
- Кёльн: 5-звездочные отели
- Кёльн: 4-звездочные отели
- Кёльн: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели NOVUM Hotels в Кёльне
- Отели Сеть отелей Centro в Кёльне
- Отели Holiday Inn Express в Кёльне
- Отели Dorint Hotels & Resorts в Кёльне
- Отели Wyndham в Кёльне
- Отели InterContinental (IHG) Hotels в Кёльне
- Отели Marriott в Кёльне
- Отели Radisson в Кёльне
- Отели Accor в Кёльне
- Отели TRIP INN Hotels в Кёльне
- Отели Lindner Hotels в Кёльне
- Отели Leonardo в Кёльне
- Популярные удобства
- Отели в Кёльне, где разрешено проживание домашних животных
- Oтели с бассейном в Кёльне
- Отели с бесплатной парковкой в Кёльне
- Популярные районы
- Отели Altstadt-Nord
- Отели Altstadt-Süd
- Отели Mülheim
- Отели Deutz
- Отели Neustadt-Nord
- Отели Lindenthal
- Отели Neustadt-Süd
- Отели Ehrenfeld
- Популярные категории в Кёльне
- Отели В Центре Города в Кёльне
- Дешевое Жилье в Кёльне
- Отели Кёльна с номерами для курящих
- Отели Кёльна с мини-кухней в номере
- Уникальные Отели в Кёльне
- Спа-Отели в Кёльне
- Отели С Трансфером в Кёльне
- Дизайнерские Отели в Кёльне
- Современные Отели в Кёльне
- Апарт-Отели в Кёльне
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Shrine of the Three Kings
- Отели рядом — Lanxess Arena
- Отели рядом — Heumarkt
- Отели рядом — Gross St. Martin
- Отели рядом — Kolner Philharmonie
- Отели рядом — RheinEnergieStadion
- Отели рядом — Alter Markt
- Отели рядом — Melaten-Friedhof
- Отели рядом — Tourist Office Cologne
- Отели рядом — Аквалэнд
- Ж/д вокзалы поблизости
- Отели рядом — Sechtem Station
- Отели рядом — Waldorf Station
- Отели рядом — Rheinbach Station
- Отели рядом — Godorf Station
- Отели рядом — Rodenkirchen Station
- Отели рядом — Sürth Station
- Отели рядом — Köln Airport Business Park Station
- Отели рядом — Wesseling Station
- Отели рядом — Wesseling Süd Station
- Отели рядом — Hersel Station
- Аэропорты поблизости
- (DUS) Аэропорт Дюссельдорф: отели поблизости
- (CGN) Аэропорт Кёльн-Бонн: отели поблизости
- (DTM) Аэропорт Дортмунд: отели поблизости
-
- Кёльн: все рестораны
- Рестораны поблизости Shrine of the Three Kings
- Популярные блюда
- Кёльн: Гамбургеры лучшего качества
- Кёльн: Чили лучшего качества
- Кёльн: Мороженое лучшего качества
- Кёльн: Рыба и жареный картофель лучшего качества
- Кёльн: Паста лучшего качества
- Кёльн: Лазанья лучшего качества
- Кёльн: Салаты лучшего качества
- Кёльн: Ребрышки лучшего качества
- Кёльн: Фахитас лучшего качества
- Кёльн: Мидии лучшего качества
- Кёльн: Тунец лучшего качества
- Кёльн: Кебаб лучшего качества
- Кёльн: Рамэн лучшего качества
- Кёльн: Суп фо лучшего качества
- Кёльн: Хумус лучшего качества
-
- Кёльн: все развлечения
- Shrine of the Three Kings: развлечения поблизости.
- Lego Store
- Bierbrunnen
- Музей Вальраф-Ричартц
- Duftmuseum im Farina-Haus
- Alt St. Alban
- Indizio — The Finest Art To Escape
- Gürzenich von Köln
- Fastnachtsbrunnen
- Alm Lounge Quater 1
- Sukon — Thai Art Of Massage
- Frauenbrunnen
- Kolumba
- Jupp-Schmitz-Denkmal
- Craftbeer Corner Coeln
- Praetorium
- Кёльн: Достопримечательности и культурные объекты
- Кёльн: Древние руины
- Кёльн: Архитектурные достопримечательности
- Кёльн: Мосты
- Кёльн: Кладбища
- Кёльн: Священные места и религиозные достопримечательности
- Кёльн: Правительственные здания
- Кёльн: Исторические достопримечательности
- Кёльн: Памятники и статуи
- Кёльн: Районы
- Кёльн: Смотровые площадки и башни
- Кёльн: Пирсы и пляжные променады
- Кёльн: Прогулки по живописной местности
- Кёльн: Арены и стадионы
- Кёльн: Церкви и соборы
- Кёльн: Университеты и школы
- Популярные категории в Кёльне
- Кёльн: Ночная жизнь
- Кёльн: Бары и клубы
- Кёльн: Сигарные бары
- Кёльн: Гей-клубы и бары
- Кёльн: Джаз-клубы и бары
- Кёльн: Караоке-бары
- Кёльн: Комеди-клубы
- Кёльн: Танцевальные клубы и дискотеки
- Кёльн: Винные бары
- Кёльн: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Кёльн: Туры
- Кёльн: Обзорные экскурсии
- Кёльн: Автобусные туры
- Кёльн: Пешеходные экскурсии
- Кёльн: Кофейные и чайные туры
- Кёльн: Винные туры и дегустации
- Кёльн: Велотуры
- Кёльн: Туры с восхождением на горы
- Кёльн: Пеший и палаточный туризм
- Кёльн: Беговые туры
- Кёльн: Авиатуры
- Кёльн: Археологические туры
- Кёльн: Экскурсии по городу
- Кёльн: Обзорные городские туры с остановками
- Кёльн: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
- Кёльн: Частные туры
- Кёльн: Покупки
- Кёльн: Художественные галереи
- Кёльн: Антикварные магазины
- Кёльн: Универмаги
- Кёльн: Аутлеты
- Кёльн: Блошиные и уличные рынки
- Кёльн: Торговые центры
- Кёльн: Магазины сувениров и деликатесов
- Кёльн: Развлечения и игры
- Кёльн: Кинотеатры
- Кёльн: Комеди-клубы
- Кёльн: Игровые и развлекательные центры
- Кёльн: Дорожки для верховой езды
- Кёльн: Боулинг
- Кёльн: Спортивные комплексы
- Кёльн: Эскейп-квесты
- Кёльн: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Кёльн: Мини-гольф
- Кёльн: Художественные студии и гончарные мастерские
- Кёльн: Спа и оздоровление
- Кёльн: Спа
- Кёльн: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Кёльн: Йога и пилатес
- Кёльн: Музеи
- Кёльн: Художественные галереи
- Кёльн: Музеи искусств
- Кёльн: Детские музеи
- Кёльн: Исторические музеи
- Кёльн: Научные музеи
- Кёльн: Специализированные музеи
- Кёльн: Активный отдых на открытом воздухе
- Кёльн: Клубы на пляже и у бассейна
- Кёльн: Поля для гольфа
- Кёльн: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Кёльн: Зоопарки
- Кёльн: Лодочные туры
- Кёльн: Аренда снаряжения
- Кёльн: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Кёльн: Полеты на воздушном шаре
- Кёльн: Велотуры
- Кёльн: Туры с восхождением на горы
- Кёльн: Пеший и палаточный туризм
- Кёльн: Туры по природным и заповедным зонам
- Кёльн: Беговые туры
- Кёльн: Авиатуры
- Кёльн: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
- Кёльн: Концерты и представления
- Кёльн: Джаз-клубы и бары
- Кёльн: Комеди-клубы
- Кёльн: Представления
- Кёльн: Концерты
- Кёльн: Опера
- Кёльн: Театры
- Кёльн: Кабаре
- Кёльн: Еда и напитки
- Кёльн: Пивоварни
- Кёльн: Пивные дегустации и туры
- Кёльн: Кофейные и чайные туры
- Кёльн: Кулинарные мастер-классы
- Кёльн: Гастрономические туры
- Кёльн: Винные туры и дегустации
- Кёльн: Винные бары
- Кёльн: Природа и парки
- Кёльн: Сады
- Кёльн: Горячие источники и гейзеры
- Кёльн: Природные и заповедные зоны
- Кёльн: Парки
- Кёльн: Зоопарки
- Кёльн: Водоемы
- Кёльн: Транспорт
- Кёльн: Трамваи
- Кёльн: Системы общественного транспорта
- Кёльн: Такси и маршрутные автобусы
- Кёльн: Железные дороги
- Кёльн: Мастер-классы и семинары
- Кёльн: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Кёльн: Уроки и мастер-классы
- Кёльн: Кулинарные мастер-классы
- Кёльн: Художественные студии и гончарные мастерские
- Кёльн: Ресурсы для путешественников
- Кёльн: Конференц-центры
- Кёльн: Библиотеки
- Кёльн: Туристические центры
- Кёльн: Лодочные туры и водные виды спорта
- Кёльн: Лодочные туры
- Кёльн: Мероприятия
- Кёльн: Культурные мероприятия
- Кёльн: Фестивали еды и напитков
- Кёльн: Ночная жизнь
- Что обычно ищут в Кёльне
- Скрытые жемчужины
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Место для медового месяца
- Подходит для пар
- Подходит для детей
- Подходит для больших групп
- Недорого
- Подходит для дождливого дня
- Бесплатный вход
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Добавить комментарий