Праздник воздвижения креста господня

Содержание

Церковь Воздвижения Креста Господня

Церковь Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (Крестовоздвиженская церковь (храм, собор, монастырь)) — соборы и церкви, освящённые в честь православного праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Россия

Москва

  • Крестовоздвиженская церковь (Московский Кремль) (1681)
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре (1806)
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке
  • Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
  • Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове (1690)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая) (1811)

Московская область

  • Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в с. Лукино
  • Крестовоздвиженская церковь в гор. Серпухове
  • Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня, Успенского Брусенского монастыря в гор. Коломна (1855)
  • Храм Воздвижения Честнаго Креста в c. Давыдово
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в гор. Коломна (1837—1930-е гг, реставрирована в 1980-х гг)
  • Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне — в селе Дарна Истринского района
  • Крестовоздвиженский храм (село Сокольниково)

Нижний Новгород

  • Крестовоздвиженский женский монастырь (бывш. Зачатьевский) (XIV век)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Большое Окулово
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Тимонькино

Екатеринбург

  • Крестовоздвиженская церковь

Другие регионы

  • Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского мужского монастыря Пермского края (1902)
  • Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря Свердловской области
  • Крестовоздвиженский собор Онежского Крестного монастыря
  • Крестовоздвиженский собор Свято-Юрьева монастыря под Новгородом (1823)
  • Крестовоздвиженский собор в Калининграде (1930)
  • Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске Красноярского края
  • Крестовоздвиженский собор в Омске
  • Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске
  • Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, Ярославской области (1658)
  • Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (XVIII)
  • Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в п. Кылтово Республика Коми (XIX в)
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Кизляре Дагестан
  • Крестовоздвиженский монастырь в Севске Брянской области
  • Крестовоздвиженский храм Нило-Столобенской пустыни Тверской области
  • Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря (XIX в.)
  • Крестовоздвиженский храм в Старом Осколе (1805)
  • Свято-Крестовоздвиженского храм в п. Новосёлово Красноярском крае (2005);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в с. Аннино Рязанской области;
  • Церковь Воздвижения Креста Господня (Антушково);
  • Крестовоздвиженская церковь (Бежецк)
  • Крестовоздвиженский храм в Белгороде (1863);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Берёзово, Рамонского района Воронежской области;
  • Крестовоздвиженский храм в Ижевске;
  • Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747—1758);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии
  • Крестовоздвиженский храм в Мантисаари в Карелии;
  • Крестовоздвиженская церковь в Палехе Ивановской области (1807);
  • Крестовоздвиженский храм Животворящего Креста Господня в с. Серга Пермского края;
  • Крестовоздвиженская церковь в Приютном, Калмыкия;
  • Крестовоздвиженский корпус Толгского монастыря в Ярославле (1886);
  • Крестовоздвиженский храм в Уфе;
  • Крестовоздвиженская церковь в Элисте, Калмыкия;
  • Крестовоздвиженская церковь в Кисловодске.

  • Кресто-воздвиженский южный престол Храма Казанской иконы Божией Матери О́птиной пу́стыни в Калужской области (1811, восстановлен в 1996)

Украина

  • Крестовоздвиженская церковь на Подоле в Киеве.
  • Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры.
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Диёвка города Днепр (1812)
  • Крестовоздвиженский храм в Горняке Донецкой области
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Каменец-Подольске (1799, деревянная)
  • Крестовоздвиженский храм в посёлке Лесная Дача Луганской области
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве
  • Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве
  • Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода (греко-католический)
  • Свято-Кресто-Воздвиженский храм в посёлке Черкасская Лозовая Харьковской области (1-я пол. XVIII в)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Лиман Харьковской области
  • Крестовоздвиженская церковь(Изюм) в Харьковской области.

> Молдавия

  • Кресто-Воздвиженский (трапезный) храм Кицканского мужского монастыря под Тирасполем

Белоруссия

  • Крестовоздвиженский костёл в с. Быстрице Гродненской области (1523)
  • Крестовоздвиженский собор Спасо-Ефросиниевского женского монастыря в Полоцке Витебской области (1897, арх. В. Ф. Коршиков)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня (Зельзин)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня (Лунинец)
  • Крестовоздвиженская церковь (Могилёв)
  • Свято-Крестовоздвиженский собор (Могилёв)

> Румыния

  • Крестовоздвиженская церковь (Сигету-Мармацией)

> Швейцария

  • Крестовоздвиженский собор в Женеве (1863, арх. Д. И. Гримм)

Другие

  • Крестовоздвиженская церковь (Караганда) — строящийся православный храм
  • Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь
  • Крестовоздвиженский скит в горах Си-шань близ Пекина в Китае

Не действующие, не сохранившиеся

  • Крестовоздвиженский монастырь в Москве
  • Храм Воздвижения Креста Господня Крестовоздвиженского монастыря в Москве
  • Собор Воздвижения Честного Креста Господня Ново-Алексеевского монастыря (с XIX в.) в Москве (1692)
  • Крестовоздвиженский храм Алексеевского стародевичьего монастыря в Москве (1692—1926)
  • Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах в Москве (1886-в 1930 гг)
  • Храм Воздвижения Креста Господня (Армянская) в Москве (1779—1930)
  • Маровский Крестовоздвиженский мужской монастырь в п. Красные Мары (1642—1780, 1885—1927, восстанавливается с 2009 г.)
  • Крестовоздвиженский собор (зимний) в Соликамске Пермского края (1709—1929), с 2005 г. восстанавливается
  • Крестовоздвиженская церковь (1787—1933) в Туле
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Элисте (XIX в.- 1939)
  • Крестовоздвиженский храм в Смоленске (2-я пол. XVIII в.)
  • Крестовоздвиженская церковь (1800—1930) в Муроме
  • Воздвиженская церковь — разрушена в 1930-е гг с. Архангел Владимирской области
  • Крестовоздвиженская церковь (одно из названий Мироносицкой, Тихвинской церкви в Харькове) (XVII-1841-1930)
  • Крестовоздвиженская церковь в Днепропетровске (1901 г. (арх. Ф. М. Вержбицкий)
  • Крестовоздвиженская церковь на Пересыпи в Одессе
  • Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
  • Воздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии в Казани
  • Крестовоздвиженский придел Успенской церкви Архангельска (2-я пол. XVII в.- 1930), с 2000 г. восстанавливается
  • Крестовоздвиженская церковь в селе Подъяковлево Новосильского района Орловской области

> См. также

  • Церковь Воздвижения Святого Креста
  • Крестовоздвиженский монастырь

Примечания

  1. Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь.
  2. В советское время был разрушен. Восстановлен в 2007 году
  3. В советское время была разрушена
  4. Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится. Монастырь ныне не действует
  5. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей
  6. Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня
Список статей об одноимённых храмах.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, следует так, чтобы она указывала на статью о конкретном храме.

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника

День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. ​В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.

Библиотека Русской веры
Поучение на Воздвижение Честнаго Креста. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Воздвижение Креста Господня. Богослужение

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

Облачение священнослужителей в праздник Воздвижения Креста бывает темным, траурным, а женщины надевают темные платки. В память крестных страданий Господа в этот день установлен пост — пища поставляется только с растительным маслом. В стихерах праздника раскрывается учение о смысле страданий Христовых. Страдания Исуса Христа умертвили умертвившего нас, т.е. диавола, и оживили умерщвленных грехом людей; яд древнего змия был смыт кровию Исуса Христа. Стихеры и канон Воздвижению составили известные творцы церковных песнопений — Феофан, Козма и другие. Они показали связь новозаветных событий с ветхозаветными, указав прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихер на литии мы слышим:

Проњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.

Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:

Пріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. Пріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Днeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Днeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.

В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни» для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.

Библиотека Русской веры
Канон Воздвижению креста Господня →

Читать онлайн

В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах — через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.

Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста

Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:

Спаси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Русский текст:

Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Вознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.

Русский текст:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Своею страну нашу, подавая ей победы над врагами, да имеет она помощь от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Чин Воздвижения Креста Господня

На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.

Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.

Воздвижение Креста Господня. Иконы

В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года Воздвижение Креста. Новгород. Конец XV века

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены — по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.

Воздвижение Креста. Начало XVIII века Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма

Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси

На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу», или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась».

Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.

Храмы в честь Воздвижения Креста Господня

Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее — склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.

Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)

В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Москва

Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.

Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белёв Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь — деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева — во имя святителя Николы. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.

Крестовоздвиженский Белёвский монастырь

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.

Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии — перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.

Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области Украины

Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы — 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области Украины

Крестовоздвиженский монастырь в Москве

Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.

Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.

Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения

Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.

Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской области

Праздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).

Храм Воздвижения Креста Господня. Село Великоплоское

Празднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).

Храм Воздвижения Креста Господня. Перелазы

Храмовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.

Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск

Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.

Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище

В начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев безпоповских согласий в настоящее время не служится.

Воздвижение Креста Господня в 2019 году. Приметы и традиции праздника

Воздвижение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня — один из 12 важнейших после Пасхи православных праздников. Отмечается 27 сентября в честь обретения в 326 году креста, на котором был распят Иисус Христос.

Животворящий крест. История обретения

Праздник связан сразу с двумя событиями. Первое — обнаружение Креста во время раскопок в Иерусалиме матерью римского императора Константина Великого Еленой и епископом Макарием. В процессе раскопок была найдена пещера Гроба Господня — место погребения тела Иисуса, а неподалеку обнаружили и сам крест. Произошло это возле горы Голгофы, где Христос был распят.

«Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В. К. Сазонов, XIX век. Источник: Википедия

Елена увезла с собой в Константинополь часть креста и гвозди. Ее сын император Константин приказал построить в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший Голгофу и Гроб Господень. Строительство длилось около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, которое состоялось 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Второе событие, связанное с праздником — возвращение креста после 14-летнего персидского плена назад в Иерусалим.

Весной 614 года войска царя Хосрова II разграбили Иерусалим и увезли Крест Иисуса Христа в Персию. Он был возвращен назад лишь 14 лет спустя при императоре Ираклии I.

Воздвижением праздник называют потому, что и при обретении, и при возвращении Крест трижды воздвигали, чтобы все могли его увидеть.

Что нужно делать на Воздвижение

Накануне, 26 сентября в церкви совершается всенощное бдение. В кульминационный момент праздника епископ или священник, одетый в фиолетовое, выносит Крест. Собравшиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает их елеем.

В день праздника положено соблюдать строгий пост — запрещено употреблять продукты животного происхождения, а заправлять пищу можно только растительным маслом.

«Воздвижение креста Господня», XVIII век. Источник: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Что запрещено делать на Воздвижение

Как и во всякий крупный церковный праздник, на Воздвижение нельзя заниматься домашним трудом: делать ремонт, шить, убираться. Запрещено употреблять в пищу мясо, молоко, яйца и рыбу. Нельзя кричать и ссориться, особенно с близкими людьми.

Всенощное бдение с чином воздвижения Креста Господня в храме Казанской иконы Божьей Матери в Астрахане. Источник: РИА Новости / Сергей Пятаков

Ставров день. Народные приметы на Воздвиженье

Согласно народному календарю в этот день заканчивается уборка в огороде и начинается заготовка капусты. Из-за этого в некоторых регионах праздник зовется «Капустицы». Другие местные названия: Ставров день, Битва правды и кривды, Здвиженье, Третьи осенины, Вздвиженьев день.

По славянскому поверью, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью» — правдой и кривдой. Крест способен отогнать тьму, поэтому повсюду раскладывались кресты, вырезанные из дерева.

Приметы гласят, что на Воздвижение медведь уходит в берлогу, а осень двигает навстречу зиме.

Улица Воздвиженка. Связь с праздником

Название праздника отразилось и в топонимике.

Воздвиженка — улица в центре Москвы между Манежной улицей и площадью Арбатские Ворота. В 1547 году в летописи был впервые упомянут Крестовоздвиженский монастырь, получивший название в честь икон Воздвижение и Богоматери, доставленных в Москву. Уже с XVI века в документах встречалось название «Воздвиженская улица».

Улица Воздвиженка, вид в сторону Кремля. Особняк Арсения Морозова. Источник: Википедия

В 1812 году многие постройки на Воздвиженке пострадали во время наполеоновского пожара. В 1814 монастырь и вовсе был упразднен, а храм превратили в приходскую церковь. Церковь была уничтожена в 1934, а через год Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна. В 1946 название снова было изменено — теперь
Воздвиженка стала называться улицей Калинина. В 1963 году она стала частью проспекта Калинина.

В 1990-е ей наконец вернули историческое название.

Приход Воздвижения Святого Креста (Ярославль)

Достопримечательность

Приход Воздвижения Святого Креста Страна

  • Россия

Местоположение

Ярославль

Статус

ОКН № 7610023000№ 7610023000

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Историческое приходское здание (дом Чарышникова)

Объект культурного наследия, объект № 7610023000
объект № 7610023000

Приход Воздвижения Святого Креста — католический приход в Ярославле. Административно принадлежит к Архиепархии Божией Матери с центром в Москве, центральный деканат.

История

Появление в Ярославле католического прихода связано с именем святого Зигмунта Фелинского, который провёл здесь в ссылке около 20 лет. После приезда в Ярославль в 1863 году архиепископ Фелинский обустроил в собственном доме часовню, где начали собираться ярославские католики. Архивные источники сообщают, что католическая община Ярославля в 1874 году насчитывала около 1200 человек. Столь многочисленный приход испытывал острую нужду в помещении для богослужений и приходской деятельности. После того, как несколько прихожан сделали щедрые пожертвования, в 1886 году, уже после отъезда архиепископа Фелинского, католики Ярославля выкупили старинное здание «Дома Чарышниковых» на улице Железная (современный адрес — ул. Кооперативная, д. 19).

Дом Чарышниковых построил в XVIII веке владелец колокололитейного завода Семён Чарышников. После того, как в конце XIX века завод разорился, дом приобрёл купец Сорокин и организовал там мыловаренный завод. После выкупа здания католической общиной там была организована домовая церковь, а также приют для бездомных и благотворительная столовая. В 1886 году церковь была освящена, первым священником, который там служил, стал И. И. Буйно, один из соратников архиепископа Фелинского.

Согласно архивным данным к 1909 году ярославский католический приход вырос до 2900 человек. Община была интернациональной — поляки, белорусы, литовцы и др. С 1911 года при приходе действовало благотворительное общество для помощи нуждающимся католикам. В годы первой мировой войны паства прихода пополнилась беженцами, эвакуированными в Центральную Россию, значительную их часть составляли поляки. В военное время был открыт приют для детей беженцев, оставшихся без попечения.

После установления советской власти, из храма была реквизирована вся церковная утварь и ценности, настоятель М. И. Рутковский репрессирован. В 1926 году здание отошло к жилищно-кооперативному товариществу, а в 1931 году окончательно закрыта церковь. С этого момента приходское здание использовалось как коммуналка.

Возрождение

В 2000 году ярославский католический приход Воздвижения Святого Креста был восстановлен. Первая месса в Ярославле после долгого перерыва была отслужена ещё до официальной регистрации прихода. 25 сентября 1999 года настоятель владимирского прихода о. Стефано Каприо совершил мессу в конференц-зале гостиницы «Которосль». После своей регистрации приход обратился к властям с просьбой передать ему историческое здание, однако был получен ответ, что это возможно, если все обитатели коммуналки будут расселены за счёт Церкви. Таких средств у прихода не было, благодаря стараниям священников из ордена вербистов была приобретена квартира, которую прихожане и священники своими силами переоборудовали в часовню (адрес: пр. Толбухина д.43, кв. 61). Домовая часовня была освящена архиепископом Тадеушем Кондрусевичем 6 мая 2001 года. С этого времени в приходе Воздвижения Святого Креста возобновились регулярные богослужения. В настоящее время в приходе служат священники из ордена вербистов.

«Дом Чарышниковых» в 2013 г.

Тем временем здание «дома Чарышниковых», которое никто не ремонтировал, несмотря на статус памятника архитектуры, начало разрушаться и стало непригодным для жилья. Жильцов отселили, а здание, находящееся в ужасном состоянии, оказалось заброшенным. По состоянию на сентябрь 2011 года «дом Чарышниковых» продолжает пребывать в полуразрушенном состоянии, здание продано с аукциона, существуют планы превращения его в частный детсад.

Пастырским сотрудником прихода в последние годы жизни являлся известный религиозный диссидент, узник советских времен, миссионер, духовный писатель, историк и переводчик Виктор Петрович Данилов.

  • Официальный сайт прихода
  • Статья о храме на портале «В Свете Евангелия»
  • Неотложка для дома Чарышниковых // Северный край. 13 апреля 2010 года
  • В Ярославле рушится еще один памятник-беспризорник // Комсомольская правда. 19 апреля 2010 года

>Римско-католическая церковь Воздвижения Святого Креста

Достопримечательности Казани

Рубрика: Казань

Римско-католическую церковь построили в Казани в 2005-2008 гг. Она принадлежит к епархии Святого Климента, ординарием которой является Клеменс Пиккель. Административный центр епархии находится в Саратове.

Освящение храма

Церемония освящения прошла в Казани в один из последних дней августа 2008 года. В ней принимали участие мэр города И. Р. Метшин, председатель Госсовета Татарстана Ф. Х. Мухаметшин. На торжественной мессе присутствовали также глава Коллегии кардиналов Анджело Содано, приглашенные лица из Польши, Португалии, Соединенных Штатов. Кардинал подчеркнул в своей проповеди, что новый храм будет напоминанием о прославлении Креста Господня. В настоящий момент настоятелем костела является отец Диогенес Уркизе.

Епископ Клеменс Пиккель отметил важность появления в городе католического храма и назвал это событие великим для епархии. Он пожелал храму избежать печальной участи предшественника и выразил надежду на то, что он всегда будет служить прославлению Христа. Ординарий пожелал верующим, которые будут молиться в стенах церкви, радости и мужества, ощущения своей близости к Богу.

Выступивший на церемонии председатель Госсовета РТ Мухаметшин дал высокую оценку факту появления в столице Татарстана католического храма. Он назвал это событие восстановлением справедливости по отношению не только к казанской общине, но и к католикам всего Поволжья. Мэр Казани И. Р. Метшин напомнил о возвращении в 2005 году Папой Иоанном Павлом II иконы Казанской Божией Матери. После этого жизнь в регионе изменилась в лучшую сторону, а в летопись города и Республики было вписано немало славных страниц.

Из истории католической общины Казани

История общины ведет свою летопись с XVIII века, когда в городе появились католики из числа немцев и прибалтийских дворян. После присоединения Польши к России численность населения католического вероисповедания выросла. Официально приход был зарегистрирован в 1835 г., но своего помещения для служб он не имел. Мессы проводились в различных зданиях, чаще всего, не приспособленных для этих целей.

В середине 50-х годов XIX в. священник Галимский обратился к властям за разрешением на строительство церкви. Просьбу удовлетворили, но поставили условием, что архитектура здания и наружная отделка должны быть простыми, без выраженных черт, характерных для каталицизма. В те времена в Российской империи подобные требования предъявлялись к любым неправославным религиозным сооружениям. Таким образом, первоначальный проект здания в готическом стиле не пригодился; храм построили в духе классицизма. И только высокие окна с полукруглым завершением несколько отличали здание от соседних построек. Костел освятили в 1858 г., а годом позже из Рима прибыл ковчег с частичкой Животворящего Креста.

В период 1905-1908 гг. храм перестроили, площадь увеличили. После прихода большевиков службы продолжались до 1927 г., затем храм закрыли. Церковные помещения много лет использовались не по назначению, в них размещались университетские аудитории. В 1995 г. католический приход продолжил существование, но здание церкви ему не вернули, а выделили площадку под строительство.

Как выглядит храм сегодня

В 2008 г. прихожане отмечали полуторавековой юбилей даты освящения первого католического храма в Казани. Новое здание начали строить в 2005 г. внешний вид его практически идентичен облику церкви, национализированной в первые годы советской власти. Архитектор максимально придерживался старого проекта. В итоге церковь имеет крестообразную форму, общая площадь ее составляет свыше 1800 кв. м. На главном фасаде располагается портик с четырьмя колоннами, по бокам – две колокольни.

Внутри помещения церкви отделаны белым гранитом, из этого же камня выполнены алтарь и амвон. Между нефом и алтарем находится крест из дерева, высотой более четырех метров, по обе стороны от которого располагаются статуи святых. В храме установлен орган, изготовленный итальянскими мастерами. Помимо храмовой части, в здании имеются помещения администрации. Службы и мессы проводятся на трех языках. Приход становится местом высокой духовности и культуры для людей католического вероисповедания.

Сайт: kazan.dscs.ru

Адрес: улица Островского 73, Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

← Ротонда на Петербургской улице

Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п…

Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене…

«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г…

Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности …

Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р…

LiveInternetLiveInternet


Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
Автопортрет
1623. 91х71. Национальная галерея Канберра
Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.
Триумф Церкви
1625 — 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген — 1640 Антверпен)

Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137.
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Обучение Марии
1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен
Коронование Марии
ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон
Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации. Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью… «Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы. Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир…
Поклонение пастухов
ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен
Мария, преклоняющаяся перед Христом, 1615. Холст, масло, 65х50.
Рококс Хауз, Антверпен
Мадонна с Младенцем и святыми
1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен
Обрезание Господне
1605. 105х74. Академия искусств Вена
Маленькие Иисус с Иоанном с двумя ангелами
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде
ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен
Маленькие Христос и Иоанн
112х149. Частное собрание
И все же темперамент, свойственный Рубенсу, заставлял его обращать внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды. Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Он несколько остудил свой энтузиазм, который вызывала у него античность, и вложил собственное, глубоко затрагивающее душу благочестие в мощное живописное искусство, черпая вдохновение из языческих источников, чтобы придать новый масштаб отражению христианских тем, передавая мифологическим образам человеческую теплоту. Подчиненное силе его воображения, такое слияние христианских и классических образов приводило в восторг и вдохновляло его современников. Ничего подобного прежде не мог добиться ни один художник.
Святое Семейство со святым Франциском
ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия
Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90.
Музей Прадо, Мадрид
Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем — 1614
136х100, Коллекция Уоллес Лондон
Возвращение Святого Семейства из Египта
Собрание графа Лестер, Норфолк
Вход Христа в Иерусалим
1632. Музей искусств Дижон
Христос в доме фарисея Симона
ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия
Крещение Христа
1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен
Христос и грешница
143х194. Королевский музей искусств Брюссель
Христос, умывающий ноги ученикам
1632. Музей искусств Дижон
Тайная вечеря
1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан
Триумф Иуды Маккавея
1635. 310х228. Музей искусств Нант
Бичевание Христа
Церковь святого Павла Антверпен
Путь на Голгофу
569х355. Королевский музей искусств Брюссель
Несение креста — 1637
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122.
Конинклийк Музей, Антверпен
Три Распятия, 1620. Холст, масло.
Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам
Распятие — 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен
В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему «Распятие на кресте» для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется «Удар копьем». На ней римский воин копьем пронзает бок Христа. Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе. Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).
Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311.
Конинклийк Музей, Антверпен
Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).
Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины
1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен
Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть.
1610. Дерево, масло, 460х340.
Антверпен, Кафедральный Собор
Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора. Главной картиной была «Снятие с креста», слева — «Кара Господня», а справа — «Представление в храме».
«Кара Господня» и «Представление в храме» — композиции, обладающие редкой благодатью, — они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.
Снятие с креста, триптих, общий вид
1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен
Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи. На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа. «Это одна из самых прекрасных его фигур, — писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), — Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его».
На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его. Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
Снятие с креста, триптих, центральная часть.
1612-14. 421х311. Собор Антверпен
Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.
Оплакивание Христа
ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном
Галерея Хаттон, Ньюкасл
Погребение Христа
1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон
Святая Троица
158х152. Королевский музей искусств Антверпен
Воскресение Христа
1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен
Воскресение Христа, центр
1611-12. 138х98. Собор Антверпен
Воскресение Христа
1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель
Извещение Марии о скорой смерти
1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон
Благовещение о воплощении Христа, как исполнение пророчеств
1628-29. 65х47. Фонд Барнса, Мерион
Вознесение Девы Марии
1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага
Вознесение Марии
1616-18. Академия искусств Дюссельдорф
Христос — Владыка мира
Музей искусств Страсбург
Триумф веры
1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн
Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.
Святой Петр (мастерская Рубенса) — 1616 — 1618
Два апостола
Частное собрание
Обращение Павла
1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон
Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем
114х88. Галерея Палатина Флоренция
Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10
Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем
Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен
Четыре евангелиста
ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота
Святой Георгий со святыми
1608. Санта Мария Валличелла Рим
Мученичество святого Георгия
Музей искусств Бордо
Кесарево — кесарю, Божье — Богу
ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско
Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для церк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церк. св. Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.).
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Страшный суд
ок1620. 183х119. Старая пинакотека Мюнхен
Чистилище
1634-36. Собор Нотр-Дам Турнэ
Вручение ключей от чистилища и рая святому Петру
ок1616. 139х115. Коллекция Уоллес Лондон
фото
биография
Питер Пауль Рубенс

«Воздвижение Креста Господня» или «Водружение Креста» — триптих фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, написанный в 1609—1610 годах (по некоторым данным также сообщается, что он был окончен в начале 1611 года). Размеры: центральная панель 460 х 340 см, и две боковые по 460 × 150 см.
Картина была написана Рубенсом после его возвращения во Фландрию из Италии. В работе присутствуют явные черты итальянского ренессанса и барокко, и в частности таких художников, как Караваджо, Тинторетто, Микеланджело. Центральная панель иллюстрирует чрезвычайное напряжение между множеством низкорослых атлетичных мужчин, пытающихся изо всех сил поднять крест с, казалось бы, невыносимой тяжестью тела Христова.
Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Лица их почти не видны, а напряжённые мышцы тел, стальные латы, тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Даже пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин Своей судьбы.
На полотне изображено в общей сложности 22 человека. Из общего числа выделяются Мария и Иосиф, расположенные на левой панели, некоторые солдаты, и двое детей. Каждая панель триптиха имеет свою собственную доминирующую группу. На левой панели это скорбящие женщины вместе с Марией и Иосифом. Средняя панель, разумеется, посвящена целиком и полностью Иисусу. Одновременно в средней и правой панели изображена подготовка казни двух преступников, их также сопровождает группа из нескольких солдат.
Наглядный пример ракурса Микеланджело, который проявляется в искажении пропорций людей и их мощного телосложения. Изображение Христа пересекает всю центральную панель по диагонали, что стилистически сродни картине «Погребение Христа» (Караваджо). На обеих картинах демонстрируется движение подъема и спуска (у Караваджо), которое изображается в ключевой момент действия. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. Движение, пространство и время проиллюстрированы в сопоставлении с вертикальным подъемом Христа. Рубенс смело использует динамику цвета и светотени, — стиль, который со временем приобретет более тонкие черты.
Как и многие другие шедевры Рубенса, сюжет Воздвижения Креста Господня полон действия. Однако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды, а в неповторимой игре красок, света и тени, за что Рубенса и считают гением своего времени.
Работа также датируется периодом, известным как Антверпенский период творчества Рубенса (1608—1618). Контракт на живопись был заключен в 1609 году, купцом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который уплатил Рубенсу по окончании сумму в 2600 гульденов.
Первоначально картина была предназначена церкви Св.Вальбургии (Антверпен).
Во время правления Наполеона, она была увезена императором в Париж вместе с другим триптихом Рубенса «Снятие с креста». Обе картины были возвращены в собор в конце 1800-х.
С 1815 года и по сей день работа находится в Антверпенском Кафедральном Соборе (Антверпен, Бельгия) наряду с другими известными произведениями Рубенса. Установлена на одной из алтарных стен.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →