Преподобный афанасий афонский

Молитва святому Афанасию Афонскому о скорейшем определении участи тяжко болящего 4.5 (90%) 2 голос.

Молитва о скорейшем выздоровлении или легкой смерти.

«Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов, и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый, и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый; ты ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину, и предстательством твоим ко Господу, сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Преподобный Афанасий Афонский

Преподобный Афанасий Афонский – основатель Великой Лавры, родился около 925 – 930 годов (точная дата неизвестна). Он был уроженцем города Трапезунда и происходил от знатных и состоятельных родителей. Его отец был уроженцем Великой Антиохии, а мать – Колхиды. Их сын в крещении был назван Авраамием.

Отец Авраамия умер еще до рождения святого. Когда же младенцу было около года, он лишился и матери. Авраамия, оставшегося круглым сиротой, взяла на воспитание подруга его матери – монахиня.

Эта благочестивая женщина имела огромное влияние на своего воспитанника: он, видя ее подвижничество, старался подражать ей в постах и молитвах. А она, заметив в нем желание благих назиданий, усердно старалась посеять как возможно более семян благочестия. Авраамий рос тихим мальчиком: скромность во всем его поведении, благочиние, понятливость, далеко не по годам разумность, великое воздержание были его отличительными чертами. Уже в раннем детстве он любил играть не в царей и полководцев, а в монашествующих.

Воспитательница Авраамия, питая сердце его благочестивыми назиданиями, не пренебрегала и образованием его ума, отдав его учиться. Обладая от природы хорошими умственными способностями, он быстро и легко усваивал уроки.

Однако вскоре Авраамий вновь осиротел – его приемная мать скончалась. Попечение о мальчике взял на себя некий таможенный чиновник – евнух. Видя желание Авраамия получить хорошее образование, он решает отвезти его в Константинополь. Едва Авраамию минуло пятнадцать, они отправились в столицу Византийской империи. Там евнух устроил юношу в училище известного ритора по имени Афанасий.

Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного.

В столице Византии Авраамий также обрел покровителей – одна его дальняя родственница вышла замуж за сына военачальника Зефиназера. Она упросила своего мужа приютить юношу в их доме. Авраамий, опасаясь соблазнов, подстерегающих его в богатом доме, долго отказывался, но в конце концов вынужден был согласиться. Поселившись у родственников, Авраамий по-прежнему соблюдал строгое воздержание в пище и сне. Все, что давали ему родственники, он старался раздавать нищим.

Вскоре Авраамий превзошел своего наставника. Кроме того, за богатство мудрости, он пользовался любовью и уважением всех. Императору было подано прошение о назначении Авраамия на наставническую должность. Видя таланты и высокую жизнь Авраамия, император согласился исполнить просьбу и сделал его, по должности наставнической, равным учителю его, Афанасию. Но Авраамий недолго оставался на кафедре: его популярность среди учеников вызвала раздражение ритора Афанасия. Тяготясь славой и не желая служить камнем преткновения своему наставнику, Авраамий оставил должность.

В скором времени хозяин дома, где жил Авраамий, был послан императором на острова Эгейского моря. Он взял собой и Авраамия. Когда они, посетив Авиду, были на острове Лемнос, Авраамий увидел оттуда Афонскую Гору и решил со временем поселиться там.

Вернувшись в Константинополь, Авраамий познакомился с преподобным Михаилом Малеиным – игуменом Киминского монастыря в Вифинии, что в Малой Азии. Авраамий открыл подвижнику свое давнее желание – принять монашество. Как раз во время этого разговора преподобного Михаила посетил его племянник Никифор Фока – военачальник и будущий император. Когда Авраамий вышел от старца, Никифор спросил своего дядю, кто это такой и зачем он пришел; преподобный рассказал ему все, и с того времени этот военачальник запомнил его.

Авраамий, вслед за преподобным Михаилом, отправился на Кимин и принял в его монастыре постриг с именем Афанасий. Сделавшись Афанасием, Авраамий, по ревности своей к подвижнической жизни, хотел принимать пищу только раз в неделю, но старец, чтобы отсечь волю его, велел ему принимать пищу однажды в три дня и спать на рогоже, а не на стуле, как спал он прежде. Наряду с обычными послушаниями Афанасий занимался переписыванием рукописей. Так он прожил четыре года, а затем, взяв благословение, ушел в уединенное место, дабы безмолвствовать.

Когда Никифор Фока с братом Львом посетили своего дядю-подвижника, они спросили его об Авраамии. Он рассказал им, что Авраамий уже четыре года как принял постриг с именем Афанасия и ныне подвизается в безмолвии. Желая увидеть преподобного Афанасия, они отправились к нему в уединение. По возвращении в обитель Никифор и Лев, растроганные свиданием с Афанасием и пораженные мудростью духовных его бесед, говорили своему дяде: «Ты обогатился поистине великим сокровищем; благодарим тебя, что показал нам его» .

Во время этой встречи Никифор рассказал Афанасию о своем намерении – сделаться иноком. «Имей надежду на Бога, – сказал ему на то Афанасий, – и Он устроит, что тебе полезно» .

Благодаря Никифору и Льву вельможи стали искать духовного совета преподобного Афанасия. Кроме того, его наставник, преподобный Михаил, задумал сделать Афанасия своим преемником. Узнав об этом, многие иноки Киминской обители стали посещать преподобного Афанасия, восхваляя его, оказывали услуги, чего прежде не делали. Их поведение удивляло Афанасия, пока он не узнал от одного монаха о том, что преподобный Михаил назвал его своим преемником. Избегая начальствования и считая себя недостойным игуменского сана, он оставляет Кимин и уходит на Афон.

Желая лучше ознакомиться с жизнью здешних подвижников, он посетил многих отшельников. Посещая пустынных безмолвных подвижников, Афанасий узнал, что преподобный Михаил Малеин отошел ко Господу. Он скорбел о своем наставнике, как сын об отце.

Обозревая Афон, преподобный Афанасий вне обители нашел одного простого, но опытного в духовной жизни старца-безмолвника и остался у него в послушании, назвав ему себя Варнавою и сказавшись потерпевшим кораблекрушение корабельщиком – совершенным невеждою. Так поступил он, чтобы остаться неизвестным и чтобы не могли отыскать его вельможи – Никифор и Лев, почитавшие его духовным своим отцом и питавшие к нему глубокое благоговение.

Наставник преподобного Афанасия был уже стар и дряхл, так что не мог много трудиться: поэтому он, будучи молод и смиренномудр, исполнял всякое дело – высокое и низкое. При этом преподобный притворялся неграмотным, не могущим освоить даже азы чтения и письма. Поэтому его старец нередко бранил Афанасия и даже выгонял от себя. Но Афанасий все это терпел и даже радовался порицаниям своего отца.

Между тем, Никифор Фока продолжал разыскивать преподобного Афанасия, он просил солунского градоначальника отправиться на Афон и там навести справки об Афанасии. Наводя справки, он обратился за помощью к проту Афонской Горы, но об ученом и мудром Афанасии ни прот Горы, ни другой кто никогда и не слышал. Однако прот обещал на предстоящем празднике Рождества Христова, когда все афонские иноки собирались в Карее, еще раз присмотреться к незнакомым монахам.

Когда все святогорцы собрались в протат, прот в некоем иноке Варнаве действительно признал внешние приметы друга воеводы Никифора, но Варнава был простец, а друг Никифора – ученый муж. Прот решил устроить Варнаве испытание, назначив ему чтение для братии. Поначалу преподобный отказывался, притворяясь неграмотным, но прот пригрозил отлучить его за обман от Причастия. В конце концов, Афанасий вынужден был читать, как и было положено. Тогда проту стало ясно, кто был простец Варнава, и он, отведя Афанасия в сторону, объявил ему, что его ищут вельможи Никифор и Лев. Но преподобный умолял сохранить его тайну. Тогда прот назначил ему для житья одну отшельническую келью, расстоянием от Кареи в три мили.

Подвизаясь в этой келье, преподобный Афанасий добывал себе средства к существованию, занимаясь каллиграфией. Примерно за шесть дней он переписывал всю Псалтырь, и так искусно и красиво, что не было другого, подобного ему.

Как раз в это время Афон посетил брат Никифора Фоки – Лев, доместик схол Запада. После победы над славянами он прибыл на Афон, чтобы благодарить Пресвятую Богородицу. До него дошли слухи об Афанасии, и он разыскал своего наставника. Афонские отцы, решив воспользоваться этим обстоятельством, просили преподобного, чтобы он уговорил Льва сделать пожертвование на строительство нового храма в Карее (Протата), поскольку старый храм не вмещал всей святогорской братии. По просьбе Афанасия Лев сделал щедрое пожертвование, на которое и был устроен храм в Карее.

После визита доместника Льва молва об Афанасии разнеслась по всему Афону. Дабы избежать многих посетителей, он вынужден был удалиться в пустынное место, называемое Мелана. Там он устроил себе небольшую каливу. В этом месте преподобный провел около года в аскетических подвигах, постоянно испытывая искушение от дьявола. Не желая поддаваться искушению, преподобный Афанасий решил: «Буду терпеть год, и тогда уже что Господь устроит со мною, то и сделаю» . Год спустя, когда он уже собирался идти в Карею, внезапно, по прочтении им третьего часа, преподобного окружил небесный свет, и он получил дар умиления.

В 961 году Никифор Фока, назначенный главнокомандующим византийской армией, отправился на Крит, бывший в то время базой пиратов-мусульман. Направляясь на Крит, он послал на Афон письмо, где просил молитв святогорцев, а также просил прислать к нему преподобного Афанасия. Сам Афанасий поначалу отказывался, но, в конце концов, вынужден был согласиться. В спутники ему дали одного простого монаха, которому Афанасий начал повиноваться, как ученик своему учителю.

Преподобный Афанасий прибыл на Крит уже после того, как Никифор подчистую разбил пиратов. В беседах с Афанасием Никифор вновь говорил преподобному о своем желании принять монашество. Он желал, чтобы преподобный устроил на Афоне иноческую обитель, куда бы мог удалиться военачальник. Но Афанасий, не желая связывать себя житейскими попечениями, отказался принять пожертвование на построение обители.

Однако Никифор Фока не оставил своего намерения. Он пригласил к себе в Константинополь игумена Киминской обители Мефодия и просил его отправиться на Афон, и уговорить преподобного Афанасия принять пожертвование, и устроить обитель. Мефодий выполнил просьбу военачальника. Афанасий же увидел в их неотступных просьбах Божию волю и принял пожертвование.

В 963 году он устроил келью близ Меланы, а затем и храм во имя Предтечи Иоанна. Потом ниже старой своей, в Меланах, каливы начал строить церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Построение этого храма было связано с чудом: рабочие, трудившиеся на строительстве, внезапно обессилили, и лишь молитвы преподобного вернули их в нормальное состояние. Впоследствии большая часть этих рабочих стала учениками преподобного. Кроме того, многие афонские иноки, желая быть учениками преподобного Афанасия, также собиралась в новой обители.

Когда храм во имя Пресвятой Богородицы был закончен, были устроены еще два небольших храма – во имя чудотворца Николая и во имя святых Сорока мучеников.

В это же время, 16 августа 963 года преподобный Афанасий принимает великую схиму.

После того как было закончено строительство храмов, были устроены кельи для братии, трапеза, вмещавшая в себе двадцать один стол из белого мрамора, и за каждым могло сидеть по двенадцать человек, потом больница-странноприимница, и другие необходимые постройки. Кроме того, так как вблизи новой обители не было источников воды, преподобный Афанасий устроил водопровод.

Во всех строительных работах преподобный Афанасий принимал личное участие. Он был так крепок и силен, что много раз один с одной стороны волок какой-нибудь груз, тогда как с другой волокли его три человека и едва успевали за ним следовать. Всех приходящих к нему преподобный принимал с христианской любовью. К церковным службам прилагал он все свое старание и заботился, чтоб они совершались благочинно и по уставу.

В то время когда преподобный Афанасий строил Лавру, попущением Божиим, случилось, что в один год были в ней такой неурожай и голод, что во множестве стекшиеся к нему братии, не вынося строгих подвигов и постигшего Лавру искушения, один за другим разошлись. Сам преподобный также решился оставить обитель. Когда преподобный Афанасий в смутном расположении духа шел по дороге к Карее и хотел было присесть, чтобы отдохнуть, вдруг показалась некая Жена, шедшая ему навстречу, под голубым воздушным покрывалом. Святой Афанасий пришел в смущение и, не веря собственным глазам, перекрестился.

– Откуда взяться здесь женщине, – спросил он сам себя, – когда вход женщинам сюда возбранен?

Удивляясь видению, приближался он к Незнакомке.

– Куда ты, старец? – скромно спросила Та святого Афанасия, поравнявшись с ним. Святой Афанасий, окинув Спутницу взором, взглянул Ей в глаза и в невольном чувстве почтительности потупился. Скромность одежды, тихий девственный взор Ее, трогательный голос – все показывало в ней Женщину неслучайную.

– Ты кто? Как зашла сюда? – сказал старец Незнакомке, – и к чему Тебе знать, куда я? Ты видишь – я здешний инок. Чего же более?

– Если ты инок, – отвечала Встреченная, – то иначе, нежели обыкновенные люди, должен и отвечать – быть простодушным, доверчивым и скромным. Я желаю знать, куда ты идешь; знаю твое горе и все, что с тобою делается, могу тебе помочь – но прежде хочу услышать, куда ты?

Удивленный словами таинственной Собеседницы, святой Афанасий поведал ей горе свое.

– И этого-то не вынес ты? – возразила Незнакомка. – Ради насущного куска хлеба бросаешь обитель, которая должна быть славной в роды родов? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись, – продолжала Она, – Я тебе помогу: все будет с избытком даровано, только не оставляй своего уединения, которое прославится и займет первое место между всеми возникшими здесь обителями.

– Кто же Ты? – спросил Афанасий.

– Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель, Которой вверяешь судьбы ее и твоего собственного спасения. Я – Матерь Господа твоего, – отвечала дивная Жена. Святой Афанасий недоверчиво посмотрел на Нее и потом начал говорить:

– Боюсь верить, потому что и враг преобразуется в ангела света. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих? – прибавил старец.

– Видишь этот камень? – отвечала Незнакомка. – Ударь в него жезлом и тогда поймешь, Кто говорит с тобою. Знай притом, что с этой поры Я навсегда остаюсь экономиссой твоей Лавры .

Афанасий ударил в камень, и он разразился как бы молнией: из трещины его тотчас выбежал шумный ключ воды и запрыгал по скату холма, несясь вниз, до самого моря.

Пораженный таким чудом, преподобный Афанасий обернулся, чтоб броситься к ногам Божественной Незнакомки, но Ее уже не было.

Вскоре до преподобного дошел слух о том, что Никифор Фока был провозглашен императором Византии. Это известие опечалило преподобного Афанасия, поскольку он оставил безмолвие и устраивал Лавру по просьбе Никифора. Афанасий решает оставить созданную им обитель. Не объявляя об этом братии, преподобный, сказав, что отправляется в Константинополь, в сопровождении трех иноков оставил обитель.

С Лемноса преподобный Афанасий послал одного из иноков к императору с письмом, в котором замечал ему, что он презрел обещания свои Богу и предпочел царство временное небесному, всегда пребывающему; в конце же этого письма выразился так: «Царь! Ты видишь, что не другим кем, а тобою вовлечен был я во многие тщетные и бесполезные труды. Посему теперь я иду в какое-нибудь безмолвное место, чего постоянно желал и желаю; монастырь же предаю, во-первых, Богу, а потом – в твои руки. В Лавре есть добродетельный, достойный уважения инок, по имени Евфимий – он может быть игуменом» .

Императора Никифора очень огорчило это письмо. Не менее огорчило известие об уходе преподобного братию его Лавры, когда они узнали, что он, отослав двоих из своих спутников, скрылся неизвестно куда.

Сам же Афанасий, тем временем, скрылся на Кипре в монастыре Агиа-Мони (около Пафоса). Там до него дошел слух, что император приказал разыскивать его по всей империи. Из-за этого Афанасий хотел уйти в Иерусалим, но в Палестине в то время было нашествие мусульман. Не зная, что делать, преподобный обратился с молитвой к Богу. Ночью преподобный сподобился увидеть Господа, Который повелевал ему возвратиться в созданную им обитель. Афанасий повиновался воле Господней – он тотчас же отправился на Афон.

По дороге у ученика преподобного, Антония, опухла нога, и он подхватил горячку. Преподобный Афанасий молился о нем, и Господь, по молитве преподобного, исцелил его. Скрывая дар чудотворения, преподобный Афанасий делал вид, что лечит ученика травами.

После ухода преподобного Афанасия в созданной им Лавре царил хаос и безначалие. Поэтому монахи, увидев своего отца и пастыря, возрадовались великой радостью. Радовались и многие другие святогорцы, посещавшие Лавру, желая беседовать с преподобным.

Чрез некоторое время преподобному Афанасию по монастырским нуждам пришлось отправиться в Константинополь. Император Никифор Фока очень обрадовался его приезду. Он просил у преподобного прощения за нарушение обета. Преподобный радовался, видя его покаяние, и советовал императору, чтоб он прощал согрешившим против себя и был милостив к бедным.

Император Никифор убедил преподобного продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся Лавры, из которых сохранился только один, от 964 года. Император передал Афанасию для Лавры частицу Честного Древа, главу святителя Василия Великого и мощи других святых.

Проведя несколько дней в душеполезных беседах с императором и позаботившись обо всех монастырских нуждах, Афанасий оставил столицу. Прощаясь с преподобным Афанасием, царь дал ему хрисовул на ежегодное получение с острова Лемноса дани – двухсот сорока четырех златых монет, тогда же даровал он Лавре Афанасия и большой монастырь в Фессалониках. В другом хрисовуле Никифор назначил Афанасия игуменом Лавры с 80 монахами и постановил, что Лавра должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам. Кроме того, по просьбе преподобного Афанасия, император Никифор назначил ежегодное пожертвование на нужды храма в Карее.

Вернувшись в свою обитель, преподобный Афанасий наладил хозяйство. Одним из аспектов своего служения он считал странноприимство. С целью приема паломников он решает устроить хорошую пристань близ обители. Как всегда преподобный принимал участие во всех работах. Во время строительства с преподобным Афанасием произошел несчастный случай: братья, несшие бревно, не удержали его, и оно упало прямо под ноги преподобному. В результате одна нога преподобного Афанасия была сломана в двух местах – в голени и лодыжке. После этого несчастного случая преподобный Афанасий долго не мог оправиться.

Но даже в болезненном состоянии преподобный Афанасий не желал оставаться праздным, занимаясь переписыванием книг. За шесть дней он переписывал псалтирь, а за сорок – патерик.

По-прежнему являясь настоятелем обустраивающейся и одновременно процветающей Лавры, не оставлял преподобный и активной хозяйственной деятельности. Эта деятельность преподобного Афанасия вызывала раздражение афонских отшельников. Они считали, что преподобный Афанасий, пользуясь покровительством императора, нарушает извечные правила жизни, ущемляет свободу насельников Афонской Горы.

И вот покровитель преподобного Афанасия – император Никифор был убит 10 декабря 969 года. Новым императором стал Иоанн I Цимисхий. Неприятели преподобного решили воспользоваться этими обстоятельствами. Делегация монахов-отшельников во главе с преподобным Павлом Ксиропотамским отправилась в Константинополь. Они обвинили преподобного Афанасия в том, что он наполнил Афон мирской суетой и сделал его похожим на мирские поселения.

Император Иоанн, получив жалобу, заинтересовался этим делом. Он вызвал преподобного Афанасия в Константинополь. Приехав в столицу, Афанасий встретился с императором и отчитался во всем, что было им сделано. Рачительность преподобного привела в восторг Иоанна Цимисхия. Тем не менее, разбирательство было продолжено, и на Афон был направлен настоятель Студийской обители Евфимий. Он также пришел в полный восторг от хозяйственной и богослужебной рачительности преподобного. Об этом был составлен и представлен императору доклад. Во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, так называемый Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971 – 972). Кроме того, император Иоанн Цимисхий не только подтвердил все хрисовулы императора Никифора, но и приказал ежегодно выдавать Лавре преподобного Афанасия по 244 золотых номисмы.

Но даже после оправдания спокойного жития на Афоне у преподобного Афанасия не было – у него было слишком много недоброжелателей. Житие относит это к козням дьявольским. На преподобного Афанасия решил совершить покушение один из его учеников – насельников Лавры. Он взял нож и пришел ночью к келье преподобного Афанасия. Но когда преподобный вышел на его стук, он не смог совершить задуманное: руки его невольно оцепенели, он пал к ногам преподобного Афанасия и с горьким плачем говорил:

– Помилуй, отче, своего убийцу! Прости беззаконие мое и оставь нечестие сердца моего!

Не понимая, что происходит, преподобный Афанасий зажег свечу, и увидел нож, и понял, зачем его ученик пришел среди ночи. Это его очень удивило, но, тем не менее, он нашел в себе силы успокоить несостоявшегося убийцу, сказав:

– Как на разбойника ли ты пришел на меня, чадо мое? Впрочем, Бог да простит тебе беззаконие твое! Оставь же свои слезы и не объявляй никому об этом несчастном своем деле .

Преподобный постарался замять это дело, но сам несостоявшийся убийца сделал этот случай известным.

Подобный же случай произошел у преподобного Афанасия и с другим учеником. На сей раз злоумышленник прибег к чародейству, но также без успеха.

Еще одной добродетелью преподобного Афанасия было сострадание к больным, будь то братия Лавры или паломники. Преподобный ухаживал за ними и молился о них. По его молитвам многие получали исцеление, но он, скрывая свои дарования, говорил, что лечит больных травами.

Помощь императора позволила Лавре возвыситься над остальными монастырями и стать крупнейшим, по-видимому, первым общежительным монастырем на Святой Горе. Молва об Афанасии распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия.

Но не только благолепие и благоустроенность основанной им обители составляли славу преподобного: он был прославлен и даром чудотворений. Вот некоторые из них.

Как-то раз, во время тяжкой и суровой зимы, он вдруг призвал к себе одного брата по имени Феодор, занимавшегося рыболовством, и говорит ему:

– Возьми, брат, пищи и иди скоро, направляясь от Керасия вниз к морю: там находятся в опасности умереть от голода и холода один инок и два мирянина, выброшенные на берег бурею; укрепи их пищей, а потом приведи сюда с собой .

Брат отправился к морю и, действительно, нашел там тех, о ком предсказал ему отец его. Несчастные, укрепившись пищею, пришли в Лавру с радостью и громко благодарили Бога и святого раба Его.

В другой раз некий монах по имени Матфей, мучимый лютым демоном, был принят преподобным в Лавру и только словом его избавлен был от нападений бесовских.

Еще одного монаха, по имени Феодор, страдавшего страшной и неисцелимой болезнью – раком – преподобный Афанасий исцелил крестным знамением. Чтобы испытать терпение и послушание Феодора, святой сначала поручил его пользовать врачу Лавры – Тимофею. Врач же, хотя и знал, что рак неизлечим, но чтобы не явиться ослушником, взял больного под свое смотрение. Так часто делал преподобный.

Одного брата Лавры, по имени Герасим, жестоко страдавшего грыжей и ревматизмом, преподобный Афанасий исцелил молитвой с крестным знамением. После праведной кончины преподобного этот Герасим, свидетельствуясь Богом, исповедал следующее: «Как-то раз, когда святой находился в храме святых апостолов, мне нужно было с ним беседовать; я пошел к нему, смотрю в дверную щель и вижу – лицо его подобно пламени огня; я отступил немного, потом снова возвратился и опять вижу – лицо его блещет еще большим светом, даже сам он окружен каким-то ангельским сиянием. Тогда я затрепетал от страха и невольно возгласил:

– Отче!

Святой, утешая меня, сказал:

– Не бойся, чадо! Впрочем, даю тебе заповедь: не объявляй никому того, что ты теперь видел, пока я жив.

– И, сохраняя заповедь отца моего, я не сказывал вам этого даже до сего дня .

А брат Афанасий в Лавре исцелился от водяной болезни чрез одно только прикосновение Афанасия к животу его и произнесение сих слов:

– Иди, чадо – у тебя нет никакого недуга .

В конце своей жизни преподобный Афанасий написал «Завещание» («Диатипосис» преподобного Афанасия), в котором содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках Афанасия, богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава Лавры.

К этому времени в соборе Лавры не хватало места для всех насельников, и преподобный начинает строительство нового собора. Он сам спроектировал этот храм и постоянно следил за ходом работ. Постройка была почти закончена, и только своды алтаря не были еще приведены к окончанию.

Как-то раз преподобный Афанасий, собрав всю братию, сделал им такое наставление:

– Братия и чада мои! Да блюдет каждый из вас язык свой, ибо лучше упасть с возможно большей высоты, чем испытать падение от языка: всякий из вас да ожидает себе искушения, ибо мы идем в Царство Небесное путем скорбей и искушений. Почему не печальтесь о бедствии, какое имеет произойти со мною, и не соблазняйтесь им, но полагайте, что совершающееся устроением Божиим направляется к вашей пользе, ибо иначе судят люди и иначе устрояет Премудрый .

Братия недоумевала, к чему такие речи преподобного. Но в тот же день преподобный Афанасий вместе с шестью иноками пошел осматривать постройку. Вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с другими шестью монахами оказался под обломками. Пятеро из них погибли сразу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, хотя и были завалены каменьями, но оставались живы. Все слышали, что преподобный, лежа под каменьями, до трех часов говорил:

– Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!

Братия Лавры несколько часов разбирала завал. Преподобного Афанасия нашли уже мертвым. Его спутник Даниил получил серьезные ранения, но прожил еще несколько дней. Кончина преподобного произошла в 980 году.

Память преподобного Афанасия празднуется 5 июля.

Преподобный Афана́сий Афонский, игумен

Кондак 1

Избранный от града Трапезунта и во Афоне постнически просиявый, дивный подвижниче и чудотворче, преподобне отче Афанасие, скорый помощниче и целебниче недугов душевных и телесных, яко имеяй велие дерзновение к прославльшему тя Господу, от всяких нас бед свободи и на спасения стези руководи, да зовем ти хвалебно:

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Икос 1

Ангелов и всея твари Содетель, избравый Гору Афонскую земным уделом Пречистыя Своея Матере и даровавый ю в вечное достояние иночествующих, яви тя в ней светла светильника, весь собор преподобных украшающа. Темже убо, яко великому угоднику Христову, воспеваем ти сице:

Радуйся, предобрый иноков наставниче;

Радуйся, преславный ангелов собеседниче.

Радуйся, целомудрия дивное светило;

Радуйся, усерднейший исполнителю поста и воздержания.

Радуйся, духовной во Христе жизни премудрый учителю;

Радуйся, светлый образе кротости и смирения.

Радуйся, имя твое делы безсмертия оправдавый;

Радуйся, деяние и видение чудно в себе сочетавый.

Радуйся, преподобному Петру Афонскому в равноангельном житии подражавый;

Радуйся, равную с ним на Небеси славу восприявый.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 2

Егда, по блаженном успении родителей твоих, еще младенцу ти сущу и не могущу о себе промышляти, Всеблагий Господь Божественным Своим Промыслом устрои едину черноризицу пещися о тебе, и та воспитоваше тя вместо сына, тогда ты, блаженне, видя сию питательницу твою пребывающу в пощении и молитвах, потщался еси, елико бе мощно отрочати, подражати святому тоя житию, поя с нею Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный даровася тебе, угодниче Божий, егда в Константинград пришед, в любомудрии книжнем обучитися тщался еси: ибо толико в оном преуспев, яко в мале времени изряден ритор и премудр учитель показался еси. Мы же сице Богом умудренному ти приносим сицевыя немудрыя хвалы:

Радуйся, начало премудрости, страх Божий, правилом жизни себе предложивый;

Радуйся, вся заповеди Господни со тщанием хранивый.

Радуйся, любомудрием твоим суету мира сего ясно разсмотревый;

Радуйся, пещися о душе своей усердно вожделевый.

Радуйся, в юности посту и молитве обучивыйся;

Радуйся, в священных писаниих прилежно поучивыйся.

Радуйся, измлада сединою мудрости украсивыйся;

Радуйся, о лишении родителей твоих Господем утешенный.

Радуйся, воздержанием паче неже млеком воспитавыйся;

Радуйся, от сверстных тебе отроков наставником монахов презнаменовавыйся.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 3

Сила благодати Божией сочетаваяся благому произволению твоему, поможе ти, блаженне, избежати многоплетенных сетей мира сего и посла тебе святаго старца Михаила, вождя и наставника житию иноческому, в немже до кончины твоея добре подвизался еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велие желание равноангельнаго жития иноческаго, Царьград оставил еси, блаженне, и обители Малеины достиг, преподобным Михаилом в иноческую власяницу, яко воин в броня, оболчен был еси; и тако мужественно ополчился еси противу невидимых врагов рода человеческаго. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, от млада возраста вдавый себе на служение Господу;

Радуйся, Того единаго паче всего возлюбивый.

Радуйся, Царствия ради Небеснаго честь и славу мира оставивый;

Радуйся, вся временная яко уметы презревый.

Радуйся, плоть духу покоривый;

Радуйся, ум твой в богомыслие вперивый.

Радуйся, помыслы вражия бодро отразивый;

Радуйся, святынею и чистотою ангелом уподобивыйся.

Радуйся, Кименския обители велие украшение;

Радуйся, Афону слава и благолепие.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 4

Славы временныя и почитания от боголюбивых воевод, яко бури и волнения морскаго избегая, Кименскую обитель оставив, во святую Гору Афонскую, яко в тихое пристанище, достигл еси, преподобне Афанасие, и тамо предался еси в послушание старцев подвижников, поя с ними Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще прот и прочии отцы Святыя Горы сладкое твое Священных Писаний добровещание, удивляхуся силе благодати из уст твоих исходящей и прославляху Бога; един же от них, преподобный Павел, пророчески о тебе рече: сей, последи нас пришедый, будет первейший добродетелию и славою в Царствии Небеснем. Сего пророчества мы ныне сбытие ведяще, радостно вопием ти:

Радуйся, дивный избранниче Божий;

Радуйся, пречестное Святаго Духа селение.

Радуйся, преподобных отцев восхваление;

Радуйся, проречений их исполнение.

Радуйся, риторе сладковещанный и богомудрый;

Радуйся, краснописче предобрый и трудолюбивый.

Радуйся, благочиния церковнаго ревнителю;

Радуйся, душевредных в храме шептаний искоренителю.

Радуйся, премудрыми твоими и благодатными глаголы благочестивыя воеводы удививый;

Радуся, на спасения стези тех руководивый.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 5

Звезды светлее явися миру житие твое, преподобне отче Афанасие: ты бо сам шествуя путем тесным и скорбным, право ведущим в Царствие Небесное, и иных многих научал еси творити волю Господню и представил еси тех Христу Богу добродетельми сияющих, поя с ними: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеческаго созидание тобою обители ко вселению иночествующих, вельми раздражися и рече другом своим: о друзи и силы мои! Доколе терпим и не расторгнем враждебника нашего Афанасия? Ты же отче, молитвою твоею ко Господу, яко жезлом, поразил еси тех ополчения. Сего ради воспеваем ти сице:

Радуйся, добрый воине Христов;

Радуйся, славный победителю невидимых врагов.

Радуйся, клеветавшия на тя старцы радостно простивый;

Радуйся, враги твоя яко други возлюбивый.

Радуйся, Богом врученному ти стаду добрый пастырь бывый;

Радуйся, словесныя твоя овцы от волков мысленных защитивый.

Радуйся, дар умиления от Бога приявый;

Радуйся, богатство добродетелей собравый.

Радуйся, Самаго Христа Господа в видении зрети сподобивыйся;

Радуйся, яко Того ныне зриши на Престоле Славы седяща.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 6

Проповедует Гора Афонская труды твоя и подвиги, имиже в удолиих и дебрех ея яко безплотен подвизался еси, преподобне; наипаче же вещает славу твою священная твоя Лавра, в нейже цельбоподательныя мощи твоя почивают, источающия токи чудес и исцелений, верою о тебе поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, преподобне, в бренней плоти светом небесным, яко пламень огненный, еже ученик твой Герасим сподобився зрети, со ужасом возопи: о, отче! Темже и мы вопием ти:

Радуйся, отче, светом добродетелей твоих мир озаривый;

Радуйся, темная бесовская полчища из пустыни Афона отгнавый.

Радуйся, сиянием твоего лица ученика твоего удививый.

Радуйся, лютую того болезнь единым словом исцеливый.

Радуйся, в тленней плоти нетленною славою озарен бывый;

Радуйся, огнь любве Божественныя в себе носивый.

Радуйся, в Царствии Отца Небеснаго яко солнце сияющий;

Радуйся, молитвенниче наш ко Христу Богу теплейший.

Радуйся, в бедах скорый помощниче;

Радуйся, в печалех великий утешителю.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 7

Хотя христолюбивый воевода Никифор изыти на брань противу нечестивых агарян, моляше отцев Афонских, да помолятся о нем к Богу и да послют тя к нему. Ты же, отче Афанасие, повинуяся отцем, аще и не хотя, путешествовал еси до Крита, и тамо молитвами твоими помогл еси христианом победити агаряны, неведущия пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое умысли зло прелукавый диавол, егда подвиже на зависть единаго от ученик твоих, и научи его заклати тя, яко агнца непорочна. Ты же, отче, десницею Вышняго спасен быв, убийцу онаго отечески простил и облобызал еси. Темже вси мы, таковому твоему незлобию дивящеся, хвалебно вопием:

Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый;

Радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.

Радуйся, сокровищ Христовых дражайший бисере, егоже не возможе душегубец похитити;

Радуйся, егоже десница Господня храняше от всех зол.

Радуйся, от внезапнаго убийства спасенный;

Радуйся, смертоносным питием, по слову Господню, неврежденный.

Радуйся, триех мужей, от глада и мраза изнемогших, смерти избавивый;

Радуйся, многих от различных болезней исцеливый.

Радуйся, верныя в православии утвердивый;

Радуйся, лжеверныя и неверныя посрамивый.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо бе видети, егда повелением твоим, отче, в знойное время почерпнутая из моря сланая вода сотворися хладна и сладка, пиющия ю прохладившая и жажду утолившая. Темже убо величаем Господа, даровавшаго тебе таковый дар чудотворения, и во умилении вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Дивно явися тебе Матерь Христа Бога нашего, и повеле ти жезлом поразити камень, из негоже абие истече источник водный, иже и до ныне источает воду живу и целебну. Таковому к тебе благоволению Владычицы чудящеся, взываем сице:

Радуйся, яко пресветлое лице Царицы Небесныя зрети сподобился еси;

Радуйся, яко повелением Ея извел еси воду из камене.

Радуйся, яко сим преславным чудом боговидцу Моисею подобен показался еси;

Радуйся, яко с сим великим пророком в райских обителех ныне обитаеши.

Радуйся, яко источник твой благодатно посещаеши;

Радуйся, яко болящим здравие подаваеши.

Радуйся, яко прокаженныя очищаеши;

Радуйся, яко нечистыя духи от человек отгоняеши.

Радуйся, яко недужным усердно послужил еси;

Радуйся, яко чревныя и неудобоцелимыя язвы уврачевал еси.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 9

Всяк язык человечь недоумевает по достоянию восхвалити благоволения Царицы Небесныя к подвижником христианским: Та бо в Лавру твою, отче, с двема ангелома прииде, и учеником твоим Матфием видима бысть в храме, раздающа златницы и цаты, усердно предстоящим и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вси иноцы Горы Афонския блажат тя, отче Афанасие, яко наставника своего и тепла ходатая; не лишены же суть благодатныя твоея помощи и вси православнии людие, с любовию почитающии святую память твою и взывающии сице:

Радуйся, святым и чудным твоим житием святоименный Афон возвеличивый;

Радуйся, небовосходную добродетелей твоих лествицу нам в образ оставивый.

Радуйся, земнаго жребия Матери Божией честное украшение;

Радуйся, иночества православнаго похвало.

Радуйся, за многую твою к согрешающим любовь и милосердие милость Божию получивый;

Радуйся, за великое твое о странных попечение от странствовавшаго нас ради Господа в вечных скиниих славно почтенный.

Радуйся за славную твою над плотию и диаволом победу венцем славы увенчанный;

Радуйся, за девственную чистоту и сердечную простоту от Приснодевы Марии в ближайшее содружество приятый.

Радуйся, яко благоволением Царицы Небесныя, созданная тобою во имя Ея обитель в твое имя преименовася;

Радуйся, яко день преставления твоего в сей обители светло торжествуется.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя Богом врученное ти стадо от раздоров и соблазнов, и к скончанию смертному приближаяся, завет учеником твоим письмены начертал еси, отче, поучая всех взаимной братской любви и хранению отеческих преданий. Мы же, хваляще таковое твое о чадех попечение, поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною терпения оградився и надеждою вечных благ укрепився, земное странствие тесною стезею прошел еси, преподобне Афанасие, нося ярем поста, многонощнаго бдения и о вверенных тебе душах попечения; ныне же, в небеснем пребывая блаженстве, помяни нас, восхваляющих тя сице:

Радуйся, крепкий подвижниче, вся разжженныя стрелы лукаваго угасивый;

Радуйся, слез излияньми душу твою чисто омывый.

Радуйся, немощи немощных отечески носивый;

Радуйся, в глубину прегрешений впадшия на гору добродетелей возводивый.

Радвйся, многих великих мужей наставник бывый;

Радуйся, царя Никифора в неисполнении даннаго Богу обета кротко обличивый.

Радуйся, будущая пророчески предвидевый;

Радуйся, далече отстоящая ясно зревый.

Радуйся, Божия славы теплый рачителю;

Радуйся, велений его ревностный исполнителю.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 11

Песнь благодарения принесл еси, отче, Богу, дивно спасшему тя от потопления морскаго со ученики твоими, егда, действом духа злобы, ладия, в нейже плыл еси, опровержена бысть, и вси в ней сущии, в пучину впадше, не погибоша и воспеша хвалу Господеви: Аллилуиа.

Икос 11

Светом благодати Божия озарен имея твой ум и сердце, преподобне отче Афанасие, таинственно предрекл еси твою страдальческую кончину, в нейже яко мученик под развалинами падшаго храма телом погребся, духом преселился еси в горния обители, в нихже, ходатайством твоим ко Господу помози водворитися и нам, вопиющим ти сице:

Радуйся, в животе и по преставлении твоем многая и преславная чудеса сотворивый;

Радуйся, от ноги твоея кровь яко миро благовонное чудесно источивый.

Радуйся, на честное погребение твое множество иноков собравый;

Радуйся, во гробе тело твое небесною радостию светящееся показавый.

Радуйся, помазанием крове твоея болящаго корабленника со одра смертнаго здрава возставивый;

Радуйся, сею же твоею кровию кровоточивую жену уврачевавый.

Радуйся, всех сердца любовию твоею, к себе привлекающий;

Радуйся, благоуханием Божия благодати смрад страстей от многих отгоняющий.

Радуйся, светильниче пресветлый, от горы Афона всему миру православному сияющий;

Радуйся, не точию иноком, но и миряном путь к небу озаряющий.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 12

Благодать велия тебе, отче, от Бога дадеся, добродетельные человеки на вящшее преуспеяние наставляти, грешныя же к покаянию побуждати, пруги от нив отгоняти и различныя недуги и страсти врачевати. Темже убо смиренно молим тя, отче: не лиши помощи твоея и нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще святое, равноангельное твое житие, ублажаем тя, отче Афанасие, яко многомощна молитвенника о нас пред Господем, тепла заступника и наставника ко спасению, и с любовию возглашаем ти сице:

Радуйся, православныя Церкве похвало;

Радуйся, обители твоея и всея Горы Афонския покровителю.

Радуйся, пустыннаго безмолвия искренний любителю;

Радуйся, общежития мудрый руководителю;

Радуйся, постническаго жития истинный ревнителю;

Радуйся, всех иноческих добродетелей светлый образе и учителю.

Радуйся, яко смирения ради не восхотел еси явити миру мощей твоих;

Радуйся, яко хотящим изъяти оныя из недр земных огнем воспретил еси.

Радуйся, яко до ныне православнии людие покланяются святому твоему гробу;

Радуйся, яко и чудодейственный жезл твой тамо зрим есть.

Радуйся, преподобне Афанасие, Афонский чудотворче.

Кондак 13

О, предивный иноков наставниче и чудотворче, преподобне отче Афанасие, предстояй ныне Престолу Царя Славы Господа нашего Иисуса Христа, молися Ему даровати всем нам дух истинныя кротости, любве и целомудрия, да, скончавши живот наш в покаянии, сподобимся со всеми святыми в Небесном Царствии пети Богу: Аллилуиа.

(Сей кондак чтется трижды. И паки чтутся: икос 1 и кондак 1)

Молитва

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов, и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый, и в Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим подавый руку помощи, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый; ты ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину, и предстательством твоим ко Господу, сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Афанасий Афонский

Преподобный Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде и, рано осиротев, воспитывался у одной доброй благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре обогнал в науках своих сверстников.

После смерти приемной матери Авраамий был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа Старшего, и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержанную, спал мало и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество и удалился.

В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин, игумен Киминского монастыря. Авраамий рассказал игумену свою жизнь, открыл ему сокровенное желание стать иноком. Божественный старец, прозирая в Авраамии избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император. Высокий дух, глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому. Ревность по иноческой жизни снедала Авраамия. Бросив все, он прибыл в Киминский монастырь и, пав в ноги Преподобному игумену, просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил его просьбу и постриг его с именем Афанасий.

Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами нощными и денными Афанасий уже вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кимин, он обошел много пустынных и уединенных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Афона, далеко отстоящее от других иноческих жилищ. Здесь Преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.

Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там, как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления, а место своего уединения возлюбил с той же силой, как раньше ненавидел. В то время Никифор Фока, пресытившись воинскими подвигами, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, т. е. построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщалась по воскресеньям Божественных Христовых Таин.

Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Христова Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма появились келлии, возникла на Святой Горе чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница и странноприимница и другие необходимые постройки.

В монастырь отовсюду стекалась братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, пустынники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре святого Афанасия.

Святой игумен установил в обители общежительный устав по подобию древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.

Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому. Много раз он удостаивался видеть Ее чувственными очами. Попущением Божиим, случился в монастыре такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идешь?» – тихо спросила Она. Святой Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», – отвечал святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?», – спросил Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», – отвечала Она и повелела Афанасию ударить жезлом в камень, так что из трещины пробился источник, который существует и ныне, напоминая о чудном посещении.

Число братии росло, в Лавре шли строительные работы. Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевала и размышляла над словами Преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и священный куколь, который надевал только по великим праздникам, после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как Преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Братия с великим плачем начали откапывать своего отца из-под развалин, но нашли его уже скончавшимся.

Афанасий Афонский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Афанасий.

Афанасий Афонский

греч. Αθανάσιος ο Αθωνίτης

Родился

прибл. 920

  • Трабзон, Турция

Умер

прибл. 1003

  • Афон, Греция

В лике

преподобный

День памяти

5 июля

Афанасий Афонский (греч. Αθανάσιος ο Αθωνίτης; ок. 925 или 930, Трапезунд — 5 июля ок. 1000) — византийский монах, основал первый и главный монастырь на Святой горе Афон — Великую Лавру. Афанасий известен как основатель общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона.

Родился в Трапезунде, Каппадокия (современный Трабзон). Имя при крещении Авраамий. Рано осиротев, воспитывался у благочестивой монахини, а после её смерти был взят в Константинополь, ко двору тогдашнего византийского императора Романа II, и определён учеником к знаменитому ритору Афанасию. Вскоре Аврамий стал известен как искренний проповедник и наставник юношества. Он имел огромное влияние на будущего императора Никифора II Фоку. Затем Авраамий удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником преподобного Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 году он отправился на Афон.

Кипарис святого Афанасия Афонского — вид с входа в главный храм монастыря Великой Лавры. Считается, что ему более 1000 лет.

Афанасий помогал отстаивать отшельников и их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая Лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящён в 963 году. Вскоре после этого было построено ещё три здания, причём все они стоят до настоящего времени. При строительстве монастырей на горе Афон Афанасий встретился со значительным противодействием со стороны отшельников. Они возмущались вторжению и его попыткам навести порядок и дисциплину в их жизни.

Некоторое время враги Афанасия преобладали, и он вынужден был покинуть Афон; на Кипре он жил до 971 года. После божественного видения Афанасий сразу вернулся на Афон как игумен (аббат) и создал типикон (устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Студита и Василия Кесарийского.

Афанасий всю свою жизнь занимался строительством и обустройством монастыря, и погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. После смерти Афанасий был прославлен как святой, память совершается 5 июля (по юлианскому календарю).

> См. также

  • Афанасьево

Ссылки

  • Великая Лавра
  • Краткое житие Афанасия Афонского с сайта Сретенского монастыря в Москве
  • Краткое житие Афанасия Афонского с сайта Сретенского монастыря в Москве (другой вариант)
  • Life of St. Athanasios of Athos (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 100936962 · VIAF: 37271581 · WorldCat VIAF: 37271581

Преподобный Афанасий Афонский: биография, история, икона и молитва

Амарант всему голова или враг Петра Великого

Комиссар Катар

«Это нам-де какой царь, он-де не царь, взят с Кокуя. А наш-де царь в немецком государстве.»

(Костромской помещик Василий Аристов,по сохранившимся протоколам допроса)

Русь моя!
Земля верная и чистая, мать сыновей и дев светлооких, плывешь ты большим кораблем навстречу Богу своему, которого за Отца и Друга почитаешь. Гуляет ветер в снастях и веселым Ярилом, полнится парус твой. Щитами червлеными, лучшей защитой, борта твои обихожены и мерно вздымаются над кипящей водой огромные весла, поднимаемые сильными гребцами. Летишь ты быстрою мыслью, невиданным чудом, вся в брызгах соленого пота и натруженного хрипа тысячи тысяч работных твоих, верная лишь кормчему, и пути звездному.
Нет такой преграды и бедствия, через которые, ты, моя любушка, не проходила, роняя кровавые слезы и оставляя в бурных водах лучших из детей своих, твой путь же ведом не многим, а лишь тем, кто в тебя верит!
Земля обильная, светлая побуждениями и чувствами, полная травами и росами, дальними шляхами и добрыми народами, являешься ты люду своему образом Заступницы и Великой Матери.
Верно, есть еще в мире много земель иных, кои тамошним народам близки и понятны, да только наша Россия, дороже всего на свете, русскому человеку. И все равно, какой у нас цвет кожи или разрез глаз, ВСЕХ, кто счастлив был рожденным под твоим ласковым небосводом, всё русский человечище!!!
Это у других народов меж кочками да ухабами конуры собачьей не поставишь! А у нас ширь и высота, трудись только, распространяйся в разные стороны, да не засиживайся в месте оном, дабы зад мхом не порос!
Земля славная, крепкая верой и добротой обильная, тебе ли печалиться, на небеса свои глядя? Летишь ты в молочной кипени Чумацкого шляха, среди звезд и неизвестности, вручив Богу свою душу и уповая на него, как молитву повторяя два слова тайные, иноземцу не понятные, слова не переводимые: «Авось и Небось».
Хлеба твои колосистые, мозолистыми руками ухожены, тянутся в даль золотыми косами и морями разливанными. Тут тебе и рожь, и пшеница ласковая, тут тебе ячмень хмельной и овес сладчайший. Кормили они тебя от века в век, трудом ратая выпестованные, ратника честного славой отстоянные, доброго мастерового руками оглаженные, светлыми очами грозного князя досмотрены.
А сколько позабыто, позаброшено из того, что знали Русичи, да потомки их ленивые разбросали, растеряли по белу светушку? А все иноземцам проклятым спасибо сказать нужно! Читатель верно думает, что злаки мною сказанные и были основой питания человека русского, мол ел он куличи пшеничные и калачи сдобные, ситного хлеба не жалея и ячменное пиво попивая? Было конечно и такое, но хлеб Русича был совсем иным! Это во времена воров и татей Романовых зерновые эти стали главными, а до того, как немецкий род сел на престол русский, убив и осквернив династию ромейских Царей, правивших Русью, ХЛЕБ русского человека совсем иным был. Что ты слышал о щирице Русич?
Вот позволь друг мой в этой миниатюре, поговорить с тобой о ней, о Петре Первом и о том, что доброго сделал он для Руси. Сказанное далее, может не понравиться многим, да только пришло время народу русскому знать правду о своей истории, и понять, от чего уничтожал царь-реформатор любую память о великом государстве, лежавшем на 4 континентах.
А начну я свое повествование с того, что если взглянуть на прижизненную Петру энциклопедию Британика, то можно увидеть, что правил царь не Россией, а небольшой территорией простиравшейся от границ современной Беларуси и Украины, до приуральских степей, от Мурманска до земель Великого войска Донского. И звалась эта страна МОСКОВИЯ.
Дело в том, что пришедшие во времена Великой Смуты (в вассальной Руси Европе-Ливонии ее прозвали Реформацией) немцы Романовы, не смогли удержать западные вотчины Руси – ливонские земли. Да и не стремились особо. Это была их расплата перед папским престолом, который и организовал смуту на Руси. Именно в результате войн Реформации (Смуты) в Ливонии появились те государства, которые читатель видит на карте. Бывшие правители поставленные на княжение Русским Царем, были смещены в ливонских землях и массово заменены на своих, «местных». Если читатель взглянет на хронологию, то увидит, что во времена смуты полностью меняются династии королей и герцогов Европы, которые, по сути были самыми обычными вассалами Руси и имели русское происхождение.
Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый период нового времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517—1648). Хотя весьма часто событие это называется более определенно религиозной (или церковной) реформацией, но в действительности оно имело гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы. Главным же ее итогом, был Вестфальский мир 1648 года, который закрепил в Европе, границы ныне существующих государств, которые ранее управлялись одним русским баскаком, сидящим попеременно то в нынешнем Риме, то в Вене, мимо которого европейским королям и герцогам было запрещено обращаться напрямую к Русскому Царю. Про это написано в письме Ивана Грозного, хранящегося в Библиотеке Стокгольма, где он прямо называет европейских монархов своими холопами и не считает их ровней. А также запрещает им сношение с собой, помимо его ставленников-надзирателей в Ливонии. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение «Священной Римской» (Германской) империи в конгломерат независимых государств. Номинально просуществовавшая до 1806 г., Германская империя была ликвидирована в ходе наполеоновских войн. Кстати Священной Римской империи никогда не существовало. Просто Ливония украла это название у Руси-Третьего Рима и отделившись от нее, объявила себя таковой. Священная Римская Империя это и есть Русь!
Получившие от развала империи Руссов свою долю, Романовы начали организовывать Русь по своему. Если взглянуть на карты Британики, то можно увидеть название страны руководимой Романовыми. Это Московская Тартария. На восток от нее тянется Великая Тартария, а за ней на месте Китая Желтая Тартария и т.д.
Русь Романовых начнет войны с соседями. Среди известных это европейские и турецкие войны, но мало кто догадывается, что восстания Степана Разина (астраханского воеводы Царя из рода Черкасских,Астраханской Тартарии, а не донского казака), Емельяна Пугачева ( последнего ордынского правителя Великой Тартарии, (столица Тобольск) настоящего царя Петра Федоровича, а не донского казака Зимовейской станицы) это войны двух государств – остатков Великой Орды и романоской империи. Этим и объясняется наличие крепостничества принесенного из Ливонии в Московию и отсутствие его за Уралом, в земле Сибирской. Только после победы над «Емельяном», Романовы получат доступ в Сибирь, которую сделают каторгой. Кличку Пугачев придумала Екатерина Великая, немка и узурпатор власти своего мужа по типу прозвища Отреаьев, пришедшего из более ранней истории Руси. Русские люди всегда прислушивались к именам других людей, они давали им представления о владельце прозвища.. Кстати, династия Романовых закончилась на Петре Первом – царе убитом во времена Великого посольства и подмененном на его двойника. Все последующие цари никакого отношения к этому роду не имеют. Правда, есть вопросы к Елизавете, дщери Петра, но я не буду здесь рассматривать вопрос ее крови. Это сюжет для отдельной миниатюры. И поверь мне читатель не менее занимательный, чем тот, о котором я рассказываю здесь.
Самый эффективный способ разрушения государства — подмена руководителя.
Уехавшее на месяц, но вернувшееся через два года, Великое Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 20 человек, и возглавлял его А.Д. Меньшиков.
После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта), единственным из старого состава остался лишь Меньшиков.
Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену: Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца. Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра 1 самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии. «Своего» брата Ивана V и «своих» маленьких детей Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии, где и содержался настоящий Петр. Предание Франции о свергнутом брате короле, описанном в романе Дюма «Жедезная маска» отголосок именно этих событий!
Папский престол во время увидел, что в Московии появился царь, который может составить угрозу его власти. Вот тогда и созрела идея выманить Петра в Ливонию и подменить другим. Все последующие войны России будут выгодны только Европе. Вспомните, хотя бы Шведскую войну, где Карл был угрозой именно Ливонии и лишь интриги, приведшие к войне с Россией, спасли папизм от похода шведов на Ватикан. А ведь они были совсем рядом с прелукавым римским епископом!
Как мы знаем историю войн Швеции? Как Северные войны России и Швеции, в которых участвовал и мой славный предок, маеор рейтарского новгородского полка нового строя Феодор Пантелеев. А о том, что Швеция поставила на колени почти всю Европу знаем мало или совсем ничего не знаем.
Прорусски настроенный царь Петр воевавший совсем иные земли, до Великого посольства, неожиданно переключился на Швецию, с которой до этого был мир и которая готова была отдать России земли современной Прибалтики, поддержи начинания шведских королей и ударь с ними на Европу.
Разрушить эти планы помогла подмена Петра и предательство Меньшикова, который за это получил титул Светлейшего Князя Священной Римской империи. Кстати это было произведено по личному обращению папы римского к цесарю.
Вот какой ценой расплатилась Русь, ассимилировавшая немцев Романовых (рома-чужой) и сделавших из них русских царей и в первую очередь царя-реформатора Петра.
Петр до Великого Посольства и Петр после него люди разные. И не стоит это объяснять влиянием поездки в Европу.
Пётр-самозванец стал действовать как обычный завоеватель:
— разгромил русское самоуправление — «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;
— передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана Грозного, при котором Русь не имела понятия о крепостном праве);
— разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;
— разгромил духовенство — носителей русской культуры и уничтожил православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;
— ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;
— уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу цивилизацию на 5503 года;
— повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров»; написать совершенно другую русскую историю не имеющую ничего общего с правдой;
— отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли божественные и жизненные пропорции;
— заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» — это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство. Тех, кого русский человек считает теперь крестьянами, ранее именовались ратаями, а крестьянин, это был титул стоявший между боярином и Царем. Именно так именовались в доромановские времена, ставленники Царя в Европе, мимо которых и запрещал царь Иван Грозный, сноситься королям с его особой, считавшейся на Руси священной и бывшей не помазанником божьим, а прямым потомком Христа. Да читатель, Русью правили потомки Иисуса у которого есть имя, кроме прозвания Мессия. Это император Византии Андроник Комнин, родичами которого по матери Марии и были Русские Цари.;
— уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;
— разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту с их чудесными способностями и волшебным оружием, и на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные».
— Уничтожил русское образование (образ + ваяние), суть которого состояла в создании у человека трёх тонких тел, которые он не получает от рождения, и если их не сформировать, то у сознания не возникнет связи с сознаниями прошлых жизней. Если в русских учебных заведениях из человека делали универсала, то Пётр ввёл специализацию, которая сделала его зависимым от других.
— Ввел винопитие. До Петра-самозванца в России не знали, что такое вино, он приказал выкатывать на площадь бочки с вином и бесплатно поить горожан. Это было сделано для отшибания памяти прошлой жизни. Конечно на Руси и до Петра пили хмельное, мед, пиво, водку, но не ведали СМЕШИВАНИЕ этих напитков, вызывавшее страшное опьянение и потерю памяти. Кто перепивал коктейли, тот меня поймет. Не знала Русь алкоголизма, потому как умеренна была в питие и напитки ее не вызывали привыкания и зависимости. Крепленые вина и коньяки, ныне рекламируемые как раз и есть то, чем спаивали Русь. Водкой споить нельзя, если она сделана по правилам винокурения древней Руси. Ту водку, которую знает читатель придумал известный химик в веке 20. Почитай памятник древнего русского наследия именуемый «Домостроем», читатель и ты узнаешь, как наши предки понимали быт русского человека, опираясь на Святое Писание.
— Ввел на Руси Библию, книгу которая еще во времена Елизаветы считалась вредной. До этого русские люди пользовались Палиёй и Кормчей. Познакомься с этими книгами и ты увидишь, что все совершенно иначе, чем вещает официальная церковь.
— В период Петра продолжилось преследование родившихся младенцев, помнящих свои прошлые жизни и умеющих говорить. Преследование их началось ещё с Иоанна IV. Массовое уничтожение младенцев, обладавших памятью прошлой жизни, наложило проклятие на все воплощения подобных детей. Не случайно сегодня, когда рождается разговаривающий ребёнок, он живёт не более двух часов. (но редко всё же бывают и исключения). Мир заговоривший о детях индиго, не подозревает, что они всегда были на Руси и не считались дьявольским наваждением. Русский человек знал гораздо больше своего родства не помнящего потомка.
— под видом борьбы со старой верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;
— Но главным злом против русского народа было запрещение выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб.
Вот мы и добрались до конечного пункта моего повествования, читатель. Давай я расскажу тебе, отчего воин, уходивший в поход, совал за пазуху краюху хлеба и бывал ей сыт несколько дней.
Пришло время поговорить о ЩИРИЦЕ.
Амарант (Щирица) — хлеб Руссов, запрещённый Петром I.
Во время реформ проводимых Петром I было запрещено выращивание амаранта и употребление амарантового хлеба, являвшегося ранее основной пищей русского человека, что привело к уничтожению долгожительства на Земле, которое оставалось тогда ещё в России; (по преданиям старцы жили очень долго упоминается даже цифра 300 лет…).
Целебные свойства амаранта известны с глубокой древности.
В китайской медицине амарант использовался как средство против старения. Его знали и греки, и народы Центральной Америки — инки и ацтеки. Амарантовый хлеб, по преданиям назывался хлебом ацтеков.
У греков он был символом бессмертия. Действительно, соцветия амаранта никогда не увядают.
Слово АМАРАНТ. Мара — это богиня смерти, а приставка «А» означает в языке отрицание — например моральный-аморальный и т.д. Так вот, получается, что АМАРАНТ буквально означает отрицающий смерть, или вернее дарующий бессмертие!!!
Продовольственная комиссия ООН признала амарант культурой XXI века. По содержанию полезных веществ это растение во много раз превосходит пшеницу и другие традиционные злаковые культуры.
Семена амаранта обладают хорошими мукомольными качествами, имеют вкус, напоминающий ореховый. Амарантная мука обладает высокой биологической ценностью, служит богатым источником минеральных веществ, таких как кальций, магний, фосфор, и витаминов С и РР. Мука амаранта не содержит глютена и может стать основой при создании продуктов для больных целиакией (глютеновой энтеропатией), без добавления пшеничной муки.
Уникальный химический состав амаранта определил безграничность его применения в качестве лечебного средства. Древние Руссы использовали амарант для вскармливании новорожденных детей, зерна амаранта воины брали с собой в тяжелые походы в качестве источника силы и здоровья. Являясь настоящей аптекой, амарант использовался для лечения королевской знати в древней Индии и Китае.
В настоящее время амарант с успехом применяется в разных странах при лечении воспалительных процессов мочеполовой системы у женщин и мужчин, геморрое, анемии, авитаминозах, упадке сил, диабете, ожирении, неврозах, различных кожных заболеваниях и ожогах, стоматите, пародонтите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, атеросклероза.
Но главное это ХЛЕБ, имеющий вкус ореха и непередаваемый запах полей России.
Не растущий в Европе амарант был тем самым источником богатырской силы Славян и их братских Тюрских народов, который Ватикан постарался уничтожить, руками Лжепетра. Именно из муки амаранта и делались куличи, сайки, сдобы, калачи, баранки, бублики, булки и прочие вкусности. Правильно названа и булка в песне «Как упоительны в России вечера» — французской, выпеченной из пшеничной муки, которую и приняли за основу хлебопечения на после Петровской Руси. Да читатель, теперь мы едим европейский хлеб, который Русь не знала, употребляя рожь, овес и прочие злаки но не ведала пшеницы. Настоящий русский хлеб ржаной, черный, тот который мы любим до сих пор и который нынче редко бывает на нашем столе. А Царем Русского Хлеба, есть амарант. Ну а как ты знаешь читатель, ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА, тем более, если голова ЦАРСКАЯ.
В Европу амарант был завезен в XVII, сразу после окончания войн реформации веке и стал настолько популярен, что шведская королева Христина Августа даже основала в 1653 году орден кавалеров Амаранта. Вот так исконный хлеб России стал не известен на своей Родине. В современной «из тории» (то есть взгляде на мировую хронологию, через призму учения Торы о богоизбранности еврейского народа) есть мнение, что в Россию он попал из Америки в 20 веке и называется хлебом ацтеков. Враки все это! Ацтеки не древний народ и их храмы созданы как и пирамиды Египта в 12-15 веках нашей эры, методом опалубки из геополимерного бетона, просто хорошо отштукатуренные и отлично отшлифованные. Не мегалиты это, а искусственный камень на манер того, что сейчас используют на кладбищах, для современных памятников из крошки. Хочешь под мрамор, хочешь под базальт, а можно и под гранит!
Родина амаранта Русь и его встречается на ее просторах более 90 видов.
Вот и все друг мой, читатель сердцу любезный. Я не Меньшиков, тебя не предам, а лишь, хорошему научить постараюсь.
Счастливо тебе, попутчик, по Великому Посольству к русском хлебу-щирице. Увидишь где его на клумбе в городском парке или в поле нашей Матушки России, поклон от меня ему передавай, да и сам не скупись ему поклониться, как делали Великие Предки наши, трудовым потом, его поливая и пестуя рабочими руками данное Русскому Народу БОГОВО ЗЕРНО. Именно так называется щирица в старинных духовных книгах Руссов.
Помни и то, что щирица не единое наше достояние отобранное лживой Ливонией. Изуверcки оболганная история Руси, ждет своего правдивого слова о Великой Державе и Славном Народе!
И оно обязательно будет сказано. И записано. Помните момент из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов допрашивает Маньку-облигацию? Вот в моем разумении Европа, за редким исключением и есть эта Манька. Прижми ее покрепче, она все и выложит: и про папу римского-налетчика и про браслетик-«змейка» работы не виданной, украденный копченым ляхом из Московского Кремля.
Историю нужно пересматривать и делать это должны не угодливые бородатые дяди из уютных кабинетов, за очередную медальку или звание, готовые продать все и вся, а главное Россию, а криминалисты и честные ученые, которым дело важнее, чем ордена и звезды на погонах. Странное дело, но основа любой науки — математика, присутствует практически в каждой отрасли знаний, а вот в истории математического обоснования нет. То есть отсутствует становой хребет, на котором нарастут знания. Причина тут проста, в мифологии нет истины и она не поддается математическому моделированию, потому, что неприродна изначально. Это домысел и фарс, отсутствие реальности и человеческих страстей, это ложная статистика, это уничтожение истины. По моему мнению, становым хребтом БЫЛИНЫ, должна стать хронология, как раздел математики. Вот только не скалигеровско-петафиусская, к которой мы все привыкли, а совершенно новая, основанная на реальном знании, законах небесной механики, человеческой морали и научных принципах.
Такие работы ведутся уже не один десяток лет академиком Фоменко А.Т. и кандидатом наук Носовским Г.В.. Тяжело пробивать этим людям стену равнодушия и ложных канонов. Нет им покоя от злопыхателей, да только на верном пути эти старатели, а значит с него не сойдут. Кстати, это математики с мировым именем, так что дело теперь пойдет.
Человек изучающий историю, может быть уверен, что за любой тайной тщательно охраняемой сильными мира сего прячется самое обычное преступление, закрытое по срокам давности. Вот только преступление против России сроков давности не имеет. Именно поэтому расплата у преступников еще впереди и каждый честный человек обязан содействовать народному следствию, по открытию исторической правды. Иначе так и будем рассуждать о тайнах и загадках хронологии человечества описанных горе-учеными, на основании взглядов через призму легенды о богоизбранности одного народа, через призму «из Тории», то есть Торы.