Преподобный феодосий тотемский
Содержание
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Феодосий Тотемский – это православный святой, который широко почитается в своей вере. В день памяти – 17 июня и 28 января приходит много верующих, чтобы преклонится перед преподобным и попросить его защиты и помощи в мирских делах.
Житие Феодосия Тотемского
Преподобный является выходцем из дворянского рода. Он родился в семье Мумориных. В те времена, все дети прислушивались к мнению родителей. Именно по их воле парень женился в достаточно юном возрасте. У него была дочь по имени Марина. Нельзя сказать,что он был несчастен в семейной жизни. Но несмотря на это он выбрал себе иноческую жизнь.
Долгое время Феодосий мучался и метался между своей глубокой верой и семейной жизнью. Когда умерли родители и супруга, свою дочь он передал родным и поручил им ее воспитание. Сам же пошел служить в Прилуцкий монастырь. Он ответственно и со всей серьезностью относился к своей работе.
Так совпало, что население города стало переезжать на новое место. Тогда преподобный начал поиски нового места для монастыря и после долгих поисков нашел его. Строительство было начато самим преподобным. Феодосий был очень образованным человеком. В новом монастыре он собрал большую библиотеку из разнообразного церковного письма. Многие люди приходили просвещаться и читать литературу.
Он был благословлен Всевышним, поэтому во всем имел успех. Незадолго до своей смерти святой написал завещание. Только после смерти братия монастыря обнаружила, что в на его теле были вериги и власяница, которые врезались в его тело.Но своей боли преподобный никогда не показывал. Мощи Феодосия Тотемского хранятся в том самом монастыре где и жил преподобный.
В чем помогает Феодосий Тотемский
Преподобный изображен на иконе на фоне Спасо-Суморинско Преображенского монастыря, где и прослужил всю свою оставшуюся жизнь.
Еще при жизни о нем ходили слухи, что Феодосий творит настоящие чудеса. Он помогал бедным и нуждающимся людям. Был такой случай, когда к нему пришла бедная девушка. Она не могла видеть – была слепой. Девушка очень много плакала по этому поводу и никакие лекари того времени ей не могли помочь. Святой помог ей. После визита девушки к Феодосию, она прозрела и стала зрячей.
Подобных историй в летописях насчитывается более 150. Даже после своей кончины преподобный не перестает творить чудеса. К иконе Феодосия Тотемского приходят люди, чтобы помолится:
- о исцелении от тяжких недугов;
- попросить об укреплении веры;
- о у спешном обучении;
- просят силы, чтобы выдержать все трудные минуты в жизни.
Святой никогда не кому не отказывал. Он обязательно поможет каждому, кто в этом нуждается. Главное обращаться к нему от всей души искренне и с большой любовью в сердце. Помните, что молитва прочитанная в дни памяти обладает особой силой. Говорят что она будет услышана быстрей и поможет каждому православному верянину.
Не важно где будет обращение в церкви или дома, просто зажгите свечку перед чудотворной иконой и попросите о самом сокровенном.
Молитва Феодосию Тотемскому звучит так:
С юности, преподобный Феодосий, ты устремил свое желание ко Христу Богу, ради Него оставил город и отечество твое и суетную славу оценив как прах, последовал ты преподобному Димитрию и подвизался в его обители, переселился к городу Тотьме и поселился у реки, постом, бдением, ношением власяницы и вериг тело свое ты отягощал. Потому Бог, видя твои труды, после преставления твоего обогатил тебя даром чудотворений: ты изгоняешь бесов и даешь зрение слепым, от всяких недугов и бед избавляешь приходящих к тебе с верой и взывающих: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».
Храни Вас Господь!
Смотрите еще видео рассказ о преподобном чудотворце:
Обыкновенное чудо преподобного Феодосия Тотемского
Одно из древних тотемских преданий рассказывает о жителе города именем Иосиф и его жене Анне, которые долгое время не могли иметь детей и в течение многих лет усердно молили Бога о даровании им плода чадородия. Наконец Господь, «вселяя неплодовь в дом», внял их молитвам и даровал супругам дитя «мужеска полу». Младенца нарекли Василием и окрестили «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Вид на Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Фото 1900-х гг.
Однако в скором времени выяснилось непоправимое: ребенок тяжело, неизлечимо болен. «Трясавица», охватившая крохотные члены младенца, не утихала, несмотря на все усилия лекарей облегчить его страдания. Малыш лихорадочно сучил ножками, не в силах найти облегчение своим мукам. День за днем ребенок в изнурительной борьбе с жаром терял силы и, казалось, с каждым часом приближался к безвременной кончине. После тяжелых месяцев борьбы матери, обезумевшей от горя, с симптомами страшного заболевания наступала кратковременная ремиссия, но она прерывалась уже через неделю-другую новыми, еще более яростными приступами мучительного недуга. Борьба с лихорадкой длилась два года.
Дитя причащали и соборовали, оборачивали листьями целебных кустарников, посыпали пыльцой лесных соцветий, поили настоями цельбоносных трав, но все усилия оказывались тщетными, более того – недуг очевидно прогрессировал. Приходской священник, соборовавший маленького Васю за неделю до наступления кризиса, напрямую сказал его родителям, что демон лихорадки, вселившийся в малыша, отказывается покидать утлый сосуд его тленного тела. Последний из приступов болезни был особенно страшен, сопровождался ужасными коликами, сиплыми, старческими вздохами и нескончаемым плачем. «Нет, – пронеслось в сознании усталой матери, – эти муки не могут длиться вечно, когда-нибудь настанет конец». И этот конец теперь, спустя месяцы бесплодной борьбы, уже не казался ей столь страшным, как это было вначале.
Сам Иосиф не мог долгое время слушать звуки плача своего единственного сына; он удалялся на задний двор, и брага помогала несчастному забыть о той боли, которая за многие месяцы иссосала его сердце.
Плач младенца, сопровождавший последний из приступов, в какой-то момент стал затихать, словно звук этот, раздиравший изнутри стены бревенчатой избы, прорывался сквозь стволы сруба и тонул в мутных волнах Песьей Деньги. Минуту спустя ребенок умолк, дыхания его не стало слышно, и все присутствующие решили, что Василий умер. Анна подошла к колыбели и с печальной, но мужественной решимостью отвела в сторону узорный полог. Живой мальчик с недетским взором, исполненным тихого страдания, взглянул на нее, вновь обдавая материнское сердце ноющей болью. Вася вздохнул несколько раз и – вновь зашелся в мучительном крике. Не вполне давая себе отчета в том, что она делает, Анна быстрым движением нагнулась к младенцу, прижала его к груди, бросилась наружу, накинула в сенях теплый зипун и опрометью выбежала из избы.
– Она вне себя от горя, – решила побледневшая свекровь. – Она убьет сына, избавляя его от лишних страданий… Осип, беги, останови ее.
Но когда Иосиф выбежал за женой, ее след простыл, а тучи, затмившие лунный блеск, помешали ему продолжить погоню.
Она знала: свое материнское горе надо выплакать в сердечном челобитье у могилы преподобного Феодосия
Женщина, однако, знала, куда бежит, и в непроглядной тьме безошибочно выбирала верный путь. Проселочная дорога, запорошенная вчерашним снегом, дважды давала небольшого крюку, но Анна отчетливо помнила, что идти надо все время на запад, только на запад. Через полчаса она в изнеможении упала на обочину, давясь сухими рыданиями, вытерла тыльной стороной ладони испарину, выступившую на лице. Несчастная дала волю слезам, которые крупными блестящими жемчужинами скатывались по ее лихорадочно рдевшим щекам; она не плакала уже много дней подряд, ведь слезы не могли принести облегчения ее младенцу, а значит, упоение ими было жестоко и несправедливо по отношению к нему. Впрочем, теперь она рыдала с небывалой горечью: все детское, невинно-беззащитное, ангельски-нежное и так мучительно исстрадавшееся в ее сыне представало ее мысленному взору. Раскрыв ворот зипуна, женщина взглянула на ребенка: мальчик тяжело дышал, крепко прижавшись к ее груди. Она поняла: все, что она сейчас испытывала в душе, надлежало бережно отнести в своем сердечном челобитье Феодосию. Она осторожно поднялась и пошла далее, уже несколько медленнее, словно боясь расплескать охватившее ее чувство благоговейной надежды.
Рассвет встретил путницу у святых врат Преображенского монастыря; дважды ударив железным кольцом в деревянную клеть, Анна перешагнула порог. Она с некоторой робостью прошла вглубь монастырского двора, оправдывая свою дерзость тем страданием, которое привело ее сюда. На паперти Воскресенского собора ее окликнул согбенный годами старец. После недолгого колебания Анна подошла к нему и, то вспыхивая, то угасая, стала что-то рассказывать, пока наконец не показала иноку спрятанного под одеждой сына. Старец слушал незнакомку молча, склонив голову, опустив очи долу, однако когда та замолчала, знаком велел следовать за ним. Минуту спустя они подошли к каменному надгробию, плиты которого упокоили преподобного устроителя монастыря – Феодосия Тотемского.
Преподобный Феодосий Тотемский Монах оставил женщину одну, и Анна, выпростав младенца из-за пазухи, встала перед гробницей преподобного на колени и бережно положила дремлющего сына рядом. Сердце матери еще раз мучительно сжалось: лицо ребенка имело болезненно-серый цвет. Когда два года назад первые горячие молитвы остались неуслышанными, вера Анны несколько пошатнулась и она уже не могла видеть в молитве всесильное средство, способное рассеять ее горе, однако теперь в ее сердце накипело слишком многое, что предстояло открыть Феодосию – теплому предстателю жителей Тотьмы, да и всего вологодского края…
Анна стала шепотом произносить слова своей молитвы:
– Виждь, старче Феодосие, что сие приключися сыну моему…
Она бросила косой взгляд сначала в сторону гробницы, а после на младенца, словно призывая преподобного воочию убедиться в справедливости ее слов.
– Се бо во двою лету страждет Василие боле, нежели мощно терпети. И несть ми боле воли зрети его мучения, се бо, яко мати, чадолюбица сущи… – Анна подавилась рыданием.
Она стала говорить громче, с силой, отчетливо и даже на распев произнося каждое слово:
– Аще ти мощно есть, отче, умоли Христа Бога, да бых аз приняла муку про сына моего. Увы мне, чадо мое драгое Василие! Свете очию моею! Откуду тебе прииде злая немощь сия, и камо денуся, зрящи тебе в немощи сей боляща?
Рыдания росли, как снежный ком…
– За многия грехи наша казни сия и немощи наводит на нас Христос Бог. Аще не ты нам поможеши, святый угодниче Христов, преподобне Феодосие, что сотворю аз? Како имам от тебе отити?
Мать еще судорожно шептала слова молитвы, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее
Обессилев от слез, Анна скорбно припала к каменному полу гробницы, но еще долго, громко всхлипывая, повторяла слова молитвы. Минуту спустя ветер, ворвавшийся в клеть, взметнул под притолокой морозное покрывало снежинок, негромко пропел какую-то ноябрьскую песнь, и бледное покрывало опало с тихим шорохом на женщину и ее сына. Снежная звездочка, упавшая на щеку младенца, медленно таяла, и мальчик впервые за много месяцев улыбнулся. Мать все еще судорожно шептала слова молитвы, припав к полу, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее, пока наконец не рассмеялся, громко, весело, как, может быть, смеялся, впервые в жизни. Анна молча и трепетно восклонилась…
Молва сохранила еще одно предание – о девице по имени Иустина. Эта девочка родилась недалеко от Тотьмы, в Фетинской веси. Родилась зрячей, живой и веселой, и даже пять долгих мрачных лет слепоты не смогли стереть из ее памяти ни яркую, бездонную голубизну неба в день июльского сенокоса, ни мельчайшие изгибы линии горизонта, когда она, прячась от проливного дождя под одиноким дубом, медленно обводила любопытным взглядом далекую кайму синеющего леса, восточный косогор, овраг с высохшим ручьем и смутные очертания родной деревеньки.
Вся красота мироздания поблекла для Иустины одним днем, без предупреждения, без опасных звоночков, предвещающих близость надвигающейся опасности. Однажды, увидев на стволе высокой липы пушистый беличий хвостик, Иустина решила взобраться на дерево, чтобы ближе познакомиться с лесной зверушкой. Мгновение спустя она уже залезла на нижнюю ветку, потом выше, еще выше. Однако в тот момент, когда любопытная уже протягивала руку к мохнатой беличьей спинке, сук, на котором она сидела, обломился и девочка упала вниз. Удар был столь силен, что Иустина лишилась чувств, сломала несколько ребер, но главное – потеряла зрение. Ее нашли несколько часов спустя и за руку привели домой, к матери.
Отец Иустины умер за несколько лет до того, и мать, вынужденная с тех пор работать на чужие семейства, чтобы прокормить себя и дочь, не имела возможности водить девочку за руку, знакомя ее с прекрасным, неведомым миром, и поэтому непроглядная тьма, окружившая Иустину, имела ужасающий, внушающий чувство всецелой беспомощности характер.
Прошло пять лет, когда однажды мать Иустины, услышав от своих односельчан о чудесах, которые творит своей молитвой Феодосий Тотемский, велела дочери молиться преподобному и сама стала собираться в путь – в обитель Святого Преображения.
В монастыре женщина упросила игумена дозволить ей остаться ночевать у гроба Феодосия вместе с дочерью, а ночью благочестивая вдова стала усиленно молиться, читая псалмы и воспевая хвалебные пения. Звуки материнского голоса быстро усыпили Иустину, и она заснула сладким, золотым сном.
Видела Иустина, как спешил старец помочь тому, кто более другие изнемогал в послушаниях
Во сне Иустина видела (в том и заключалась последние пять лет необычайная прелесть сна, уравнивавшего ее со зрячими) святолепного старца, который ходил по монастырскому двору, наведываясь в различные службы: он молол хлеб вместе с мукомолами, носил воду с водоносами, вскапывал грядки с земледельцами и всякий раз спешил помочь тому из братьев, который более, нежели другие, изнемогал в послушаниях. Иустина не смела окликнуть старца и попросить его об исцелении, однако следила за каждым его движением с затаенной радостью и восхищением.
Когда солнце скрылось за лемехами Преображенского храма, старец, словно желая опочить от дневных трудов, направился в сторону гробницы, где и ждала его Иустина. Казалось, только теперь Феодосий увидел отроковицу, прислонившуюся к стене гробницы и молча ловившую каждый его жест. В это мгновение он откинул широкий рукав мантии, и Иустина увидела, что в руке он держал дорогой светящийся сосуд. Она сама подошла к старцу, и он окропил ее очи святой водой. Во сне ничего не переменилось, лишь старец благословил ее и скрылся за мраморными плитами надгробия. А девушка все так же сидела, прислонившись к стене, широко раскрытыми глазами впитывая мягкий бархат монастырской ночи.
Потом стало светать, а ей все мнилось, что это ей снится. Потом проснулась и протерла смеженные усталостью очи ее мать. Трудолюбивая женщина приподнялась, опираясь на локоть, и любопытным, все еще сонным взором взглянула в лицо дочери. «Какой долгий, какой удивительный сон!» – представилось Иустине и на этот раз. Она еще долго отказывалась верить, что все, что она видит, – не сон, не мираж и не морок, и потому боялась радоваться и не спешила обнимать мать, молча осенявшую широкими взмахами руки крестом то себя, то исцеленную дочь. Однако на сей раз это был не сон, не иллюзия и не игра воображения. Это было – обыкновенное чудо, которые во множестве совершал Феодосий Тотемский.
Действительно, у гробницы преподобного прояснялись очи слепых, отверзался слух глухих, с нечеловеческими воплями покидали бесноватых духи злобы и отходили от страдальцев недуги, еще вчера грозившие им неминуемой смертью. Все это было даром Божиим старинной Тотьме, в область которой пришел некогда Феодосий – один из верных учеников преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца.
Икона преподобного Феодосия Тотемского. 19 век. Из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Феодосий родился в Вологде, в семье благочестивых христиан Иулиана и Евдокии и, еще «юн сый телом, старец многолетных разумом превзыде». Отроческие игры и веселые собрания сверстников внушали юноше недоуменную печаль; раз или два оказавшись волею случая на дружеском пиру, Феодосий чувствовал себя чужим среди своих. Однако было бы ошибочно считать его одиноким: «свои» ждали его каждый вечер и каждое утро в стенах вологодских божниц и тихим взором заглядывали в сокровенные уголки его молодой души, зовя вслед за собой по дороге христианского совершенства. При этом юноша был воспитан в благом повиновении воле родителей, которые настояли на его женитьбе.
Впрочем, женитьба мало переменила Феодосия; как и прежде, сердце его оставалось вблизи церковных алтарей, а душа более внимала церковным славословиям, нежели суетной молве мира. Скорая смерть родителей и молодой супруги развязала праведнику руки – Спасо-Димитриева Прилуцкая обитель раскрыла свои врата перед молодым вдовцом. Игумен, прозрев в Феодосии избранный сосуд Божественной благодати, принял его в обитель, отдав на послушание к одному из опытных старцев. Подвижническая жизнь инока в стенах обители пострига изумила многих насельников: строгий пост Феодосия сочетался с самоотверженным трудом на самых тяжелых послушаниях, но и после изнурительных дневных трудов инок с благоговением прибегал к гробнице преподобного Димитрия, «моляся со слезами, подражая путешествовати стопам его».
А когда разжигали пламя для вываривания соли, Феодосий, стоя неподалеку, вспоминал о геенском огне
Шли годы, авторитет Феодосия в глазах священноначалия рос, и, когда игумену понадобилось послать в Тотьму на разработку соляных промыслов одного из рассудительных и хозяйственных иноков, выбор пал именно на него. По приказанию Феодосия в предместьях Тотьмы была пробурена соляная скважина, преподобный нанял работников и сам лично руководил всеми делами. Вываривание раствора требовало большого количества дров, и Феодосий вместе с обычными тружениками рубил лес, складывал поленницы, а, когда разжигали пламя для вываривания соли, становился неподалеку, вспоминая о геенском огне, который ждет нераскаянных грешников в будущем веке. Кротость и смирение преподобного к работникам соляного промысла было беспримерным: «они же, видевше добродетельное его житие, не яко человека, но яко ангела Божия посреде себе имяху».
Однако ответственное послушание нарушало безмолвие инока, привычка к которому сложилась за те годы, которые он провел в обители святого Димитрия. Главное было сделано – соляной промысел, этот зарок экономического благосостояния обители, был налажен, и теперь оставалось только поддерживать начатое. Феодосий испросил у игумена благословение удалиться в пустынь, чтобы сосредоточиться на молитве и богомыслии.
Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Фото 2015 г.
Он нашел место недалеко от самой Тотьмы между двумя реками – Ковдой и Песьей Деньгой, окруженное с обеих сторон холмами, поросшими лесом. Здесь, в междуречии, преподобный устроил первую хижину, а чуть позднее выкопал пещеру «зимнаго ради пребывания». Год спустя Феодосий выстроил и первую келью, к порогу которой окрестный люд в скором времени протоптал верную тропинку. «Преподобный же Феодосий, беседуя с ними о пользе душевней, отпущаше их в домы своя».
Здесь, в междуречии Ковды и Песьей Деньги, Феодосий менее, чем когда-либо, давал «сон очима, веждома дремание и покой скраниама». Эти благословенные месяцы и годы уединенной молитвы были тем временем поиска «места селения дому Бога Иаковля», на которых потом строилось благоденствие обители Святого Преображения. В скором времени ходатайством тотьмичей было получено государево благословение на устроение новой обители и освящение ее соборного храма: «и вскоре постави церковь, и трапезу, и келии по чину монастырскому, способствующим ему гражданом, братиям же множащимся, обитель его исполняшеся всякими изобилии».
Последние пятнадцать лет своей жизни Феодосий провел в стенах основанной им обители. Несмотря на належащую старость, преподобный не только не ослабил трудов и подвигов молитвы и всенощных стояний, но и возложил на себя тяжкие вериги, предварительно облекшись в жестокую власяницу, острые иглы которой немилостиво прободали его тело. Обо всем этом изумленная братия узнала лишь после его смерти, благоговейно скутывая его многотрудное тело.
Перед смертью преподобный собрал иноков для последнего поучения и, благословив каждого, завещал им мир, любовь и единение. Совсем скоро старец, «еще молитве сущи во устех его, с миром предаде святую свою душу в руце всех Бога». Однако Феодосий уходил, оставляя после себя не только храмы и их богатое убранство, но и драгоценную память о своем подвиге, он становился тем звеном в нескончаемой цепи из поколения в поколение передаваемого духовного опыта, которая объединяла во едином полку разрозненное во времени и пространстве воинство Небесного Царя.
Преподобный уходил не навсегда, он уходил, чтобы вернуться позднее и исцелить умирающего младенца Анны, чтобы даровать зрение Иустине и вселить надежду в души многих несчастных, с верою прибегавших к его молитвенному заступлению. Ведь там, где звучала когда-то теплая молитва православного инока, Христос, призирая на прошения своего преподобного, отымает всякую слезу от лица страждущих, а черный клобук и монашеские четки становятся тем залогом жертвенной любви инока к миру и его немощам, которая сулит сирым и убогим избавление от страданий.
Возвращение мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасо-Суморин монастырь. 15 сентября 2016 г.
Феодосий Тотемский
Преподобный Феодосии Тотемский (начало XVI в. — 1568) происходил из семьи жителей Вологды Сумориных1. После смерти родителей и супруги он ушел из мира, поручив дочь родственникам, и в Спасо-Прилуцком монастыре принял постриг. В обители Феодосии нес разные послушания, одно из которых — следить за работой монастырских соляных варниц в Тотьме. В начале 1550-х гг. Феодосии принимает решение основать монастырь у слияния рек Песья Денга и Ковда. Эти земли, принадлежавшие местной жительнице-вдове, владелица с радостью передала иноку для благого дела. Получив в 1554 г. царскую несудимую грамоту, разрешение от Ростовского архиерея и благословение от игумена Прилуцкого монастыря — икону Богоматери (позднее прославившуюся и получившую наименование «Суморинская»), Феодосии приступил к устроению обители, главный храм которой посвятил Преображению. Местные жители помогали ему и братии, жертвуя монастырю земли и делая вклады.
В своей обители Феодосию удалось организовать образцовое монастырское хозяйство. Видимо, поэтому ростовский архиепископ Никандр (Вологда и Тотьма находились в церковной юрисдикции ростовского владыки) поручил преподобному возобновить находившуюся в запустении Ефремову пустынь, расположенную в тотемских землях.
Заботясь о духовном просвещении братии, Феодосии Тотемский собрал библиотеку, в которой были не только богослужебные, но и богословские и четьи книги. Преподобный вел поистине подвижническую жизнь, но только после смерти настоятеля братия узнала о том, что, изнуряя себя, игумен носил вериги, власяницу и железную шапку.
Вскоре после смерти преподобного в 1568 г. началось его местное почитание, были созданы иконы2, написано житие3; совершались панихиды. Позже, в 1729 г., составлена служба ему как местночтимому святому. Во время перестройки Вознесенского собора в 1796 г. были обретены нетленные мощи основателя, а в 1798 г. Феодосия Тотемского канонизировали к общерусскому почитанию.
На поземе иконы иконописец изобразил извивы и место слияния двух северных рек — Песьей Денги и Ковды, сам Спасо-Суморин Преображенский монастырь, окруженный деревянными стенами, Преображенский и Вознесенский храмы, многоярусную колокольню, мост через реку,
на втором плане — город Тотьму. Изображение передает облик монастырского ансамбля, каким он был в самом конце XVIII в., — это подтверждается датированными иконами4. Позднее монастырь был значительно перестроен. На иконе представлена Преображенская церковь XVII в.; слева от нее — Вознесенский собор 1757 г.
Подобные иконы преподобного Феодосия с основанным им монастырем и городом Тоть-мой на поземе получили большое распространение в конце XVIII — начале XIX в., что связано с обретением мощей и всероссийской славой святого. Иконы, скорее всего, изготавливались то-темскими (возможно, монастырскими) иконниками для многочисленных паломников. В это же время была создана и икона из собрания ГИМ, в стиле исполнения которой еще заметны особенности, восходящие к живописи барокко. Однако в целом образ тяготеет к иконописи раннего классицизма.
Образ Прп. Феодосия Тотемского в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Бородулина Анна Александровна, Воронова Ольга Викторовна
Образ Прп. Феодосия Тотемского в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
В 2014 году отмечается 460 лет со дня основания Спасо-Преображенского Суморина монастыря в городе Тотьме. Прп. Феодосия Тотемского называют солью земли тотемской, украшением и похвалой церкви. Прп. Феодосий Тотемский (Федор Ульянов Суморин) родился в Вологде около 1530 г., после смерти родителей и жены удалился в Спасо-Прилуцкий монастырь. По поручению игумена он был направлен в Тотьму, смотреть за монастырскими солеварнями. В этих местах при слиянии двух рек — Ковды и Песьей Деньги, в 1554 году Прп. Феодосий основал Спасо-Преображенский монастырь и стал его настоятелем. Прп. Феодосий был еще при жизни почитаем и любим жителями Тотьмы. Преставился прп. Феодосий 28 января 1568 году и похоронен в основанной обители. С 1606 г. в монастырскую летопись записывались исцеления, происходившие у гроба святого. Нетленные мощи святого были обретены 2 сентября 1796 г. при перестройке Вознесенской церкви, в 1798 г. по решению Синода прп. Феодосий был причислен к лику святых.
После канонизации получили распространение иконы святого разной иконографии. Чаще всего встречаются иконы, изображающие прп. Феодосия в молении Богородице или образу Богородицы с Младенцем на фоне города Тотьмы и основанного им монастыря.
В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится два произведения с изображением Прп. Феодосия Тотемского.
Икона «Преподобный Феодосий Тотемский». 19 век.
Дерево, левкас, темпера
Размеры: 17,7 * 13 * 1,2 см
КБИАХМ № Н/В-6836
Акт №34 от 12 марта 1992 г. ДПА, оп.1, д.105
В 2013 году икона укреплена реставраторами музея.
Преподобный Феодосий изображен по пояс, в черном монашеском одеянии, с закрытыми глазами, со сложенными на груди руками, в гробу. Вокруг головы святого лучистое сияние. На куколи надпись «Феодосии» и крест. В нижней части на синей схиме белым цветом изображение Голгофского креста с орудиями страстей и незатейливый орнамент. Фон иконы черный, по краю тонкая светлая линейная рамка. В верхних углах, по обе стороны от верхнего края гроба, белой краской полустертая надпись: «образ преподобного Феодосия Тотемского», «обретение мощей его через 228 лет — 1796 года сентября 2».
Такое воспроизведение облика святого, в виде изображения нетленных мощей, возникло вскоре после вскрытия гроба и обретения мощей преподобного, которое произошло 2 сентября 1796 года и распространилось в Тотьме как самостоятельная иконографическая композиция. Подобные иконы производились для благословений и для паломников, приходивших в Спасо-Преображенский Суморин монастырь.
На обороте иконы рукописный текст, написанный ручкой чернилами коричневого цвета: » 1865 года декабря сей образъ А.А. некому неотда/вать/ после смерти въ церъковъ па къ егорьъю па… потъписалъ сво/ей/ рукой А.А. …»
Икона поступила в музей в 1992 году из д. Титово Талицкого с/с Кирилловского района Вологодской области.
Портрет преподобного Феодосия Тотемского 19 века из коллекции масляной живописи, исполнен по той же иконографической схеме. Святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с закрытыми глазами, со сложенными на груди руками, в светло-охристом гробу. В нижней части на зеленой схиме с золотой оторочкой изображены три золотых херувима, на куколи надпись «Феодосии» и нашитый золотой крест.
Портрет преподобный Феодосий Тотемский. 19 век
Неизвестный художник
холст, масло
размер: 71*51*2 см
КБИАХМ № МЖ 6; КП 981
Происходит из Казанского собора г. Кириллова.
В 1996 году под руководством художника–реставратора высшей категории О.М. Ревина, художником–реставратором А.А. Аверьяновым в Суздальском художественно-реставрационном училище выполнена полная реставрация живописного произведения из коллекции Масляной живописи.
А.А. Бородулина
О.В. Воронова
Преподобный Феодосий Тотемский, чудотворец
Краткое житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца.
празднование совершается 28 января/10 февраля
Преподобный Феодосий Тотемский родился около 1530 года в Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный своим отцом Иулианом в страхе Божием и им же обученный грамоте, Феодосий ощутил в своем юном сердце, благодаря чтению душеполезных книг, стремление к иноческой жизни. Этому желанию способствовало и обилие иноческих обителей в окрестностях Вологды. Достигнув совершеннолетия, святой Феодосий, однако, вступил по настоянию родителей в брак, от которого у него родилась дочь. Семейная жизнь не только не отвлекала святого Феодосия от деятельной любви к Богу, но лишь укрепляла его в духовном усердии. Посещая храм Божий и всем сердцем погружаясь в молитву, святой Феодосий старался избегать стояния в толпе и выбирал для себя уединенные места где-либо за колоннами. Душа его устремлялась к духовному совершенству: он много молился дома, особенно по ночам, и постоянно размышлял о смысле Божественных слов, услышанных в церкви.
После смерти родителей и супруги преподобный Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания и попечения о дочери, удалился в Спасо-Преображенский монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды. Видя благочестие преподобного Феодосия, игумен монастыря постриг его в монахи без прохождения обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу, воле которого новоначальный инок предал себя всецело. Преподобный Феодосий смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, носил воду, трудился в поварне, исполняя все с усердием, любовью и стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он первым успевал приходить в церковь к Богослужению и не пропускал ни одного молитвенного правила. Питался подвижник только хлебом с водой. Каждый день у гробницы преподобного Димитрия он молился о духовной помощи и вразумлении.
По поручению игумена преподобный Феодосий был направлен в город Тотьму смотрителем за монастырскими солеварнями. Преподобный заботливо относился к рабочим, был с ними ласков, кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, расположенное в двух верстах от города, и прииски опустели, преподобный Феодосий отыскал на высоком мысу, омываемом двумя речками, место, окруженное лесистыми горами. Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство здесь новой обители, преподобный Феодосий стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келлию. С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить преподобному все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усердие населения побудило преподобного Феодосия отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.
Митрополит Макарий (1542 — 1563) велел Ростовскому архиепископу Никандру (1549 — 1566) благословить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Димитрия Прилуцкого. От игумена монастыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впоследствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморинской» (по фамилии преподобного).
По возвращении в Тотьму преподобный Феодосий немедленно приступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для братии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших.
В хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость.
Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство.
Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.
28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем— железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители.
Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела.
В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена.
В 1655 году церковь, возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе преподобного Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.
С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был изда Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь. Обитель стала приходить в упадок. К 1798 году в ней остались только 75-летний старец и два послушника. Хотя церкви в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь грозила упасть, и было предложено ее разобрать. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. 228 лет оно пролежало в незнаемой и забытой могиле.
28 января 1798 года после троекратного освидетельствования мощей состоялось прославление угодника Божия
В 1920-х годах Спасо-Суморин монастырь был упразднен, мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды. В 1994 году состоялость торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму, где они почивают и поныне.
Добавить комментарий