Преподобный Савва Сторожевский

Содержание

Молитвы преподобному Савве, игумену Сторожевскому

Полезно? Поделись ссылкой!

Тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, глас 8-й

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати. Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, глас 8-й

От юности Божественною распаляемь ревностию, возлюбил еси чистое житие, презрев мира сего красная и суетная, последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию, в труде и бдении, в посте и подвизе: на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя недремленным на Божественней стражи предстоянием стяжал еси ум, зряй к Богу, и демонския козни и обстояния прозираяй, озарение Пресвятаго Духа в себе восприемь, яко звезда пресветлая еси верным. Темже и премудр и светозарен предстоятель и пастырь стаду твоему явился еси, светом твоим просвещай и всех, приходящих к тебе верою, отче наш Савво, и моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, глас 8-й

Безмолвия ради и плоти распинания вселивыйся на горе Сторожи, явился еси, преподобне Савво, столп веры непоколебимый, от Пресвятаго Духа осиянный, обитель пречестная Троицы, и непрестанными молитвами, слезными воздыхании и подвигами благодати Божественныя сопричастник; темже и Христос в нетлении мощей твоих прослави тя, и даром чудес украси тя. Мы же радостно ти вопием: радуйся, Савво, великий чудотворче.

Ин кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, глас 2-й

Господним желанием распалився, страсти плотския воздержанием оттряс, Божественнаго света незаходимое светило явился еси, чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Савво преподобне, отче наш.

Величание преподобному Савве, игумену Сторожевскому

Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому
для укрепления веры, исцеления от телесных болезней

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя.

Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

» Молитвы святителю Савве, архиепископу СербскомуМолитвы преподобному Самсону странноприимцу «

Неподалеку от Саввина Сторожевского монастыря, в одном из самых живописных мест Звенигородской земли расположен скит преподобного Саввы.

Судьба его неразрывно связана с монастырем, расстояние до которого — около километра. Основание как монастырю, так и скиту положила слезная горячая молитва звенигородского чудотворца преподобного Саввы Сторожевского.

Во времена игуменства преподобного Саввы в Сергиевом монастыре к нему приходили миряне, искавшие наставничества в духовной жизни и совета в земных делах. Часто приезжал в Троицкий монастырь звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского и крестник преподобного Сергия. Бывая в обители своего крестного отца, князь Юрий становится духовным сыном преподобного Саввы. Христианину очень тяжело жить вдалеке от своего духовника. Стремясь быть в постоянном духовном общении с преподобным Саввой, князь «наипаче молит преподобного старца, еже никогда же отлучену быти ему от него, но да пребудет у него и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи».

По преданию, на холме, где впоследствии возник монастырь, издавна находилась одна из многочисленных пограничных Сторожевых башен, цепь которых охраняла русские земли от вторжений с запада. Название местности «Сторожи», соединившись с именем преподобного Саввы, перешло в наименование монастыря — Саввин Сторожевский. Но это произошло не сразу. Первоначально обитель именовалась «Домом Пречистой на Сторожах», Рождественским монастырем, так как ее первый храм был освящен во имя праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В первую деревянную церковь обители (а позже — в построенный на ее месте в 1405-1406 гг. белокаменный собор) была помещена икона Пресвятой Богородицы, взятая преподобным Саввой из монастыря преподобного Сергия. Принесены были в Звенигород и традиции этой обители. После умножения братии преподобный Савва ввел общежительный устав, сам трудился в основанной им обители, служа инокам образцом смирения и кротости.

По преданию, настоятель часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую им неподалеку от монастыря. Автор жизнеописания преподобного Саввы, составленного уже в XIX в., так объясняет желание святого: «Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных». По преданию, последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней.

На многочисленных иконах XIX — начала XX вв. «Преподобный Савва в пещере» святой запечатлен под низким сводом темной пещеры, стоящим или коленопреклоненным перед образом Пресвятой Богородицы. В пещере горит лампадка, на небольшом столике лежит развернутая книга. Эти часы уединения помогали святому совмещать обязанности игумена с напряженной духовной жизнью.

Как игумену ему было необходимо решать вопросы по управлению обители, обсуждать с князем хозяйственные дела, разбирать споры крестьян, живущих на монастырской земле. Но при всех этих заботах не прекращалась его внутренняя духовная жизнь, для которой необходимо было уединение, и это уединение святой находил в своей пещере.

Иеромонах Сторожевской обители о. Савватий в 1860-х гг. вспоминает, что пещерка «имела вид грота или русской большой печи, и при ней свободно можно было стоять и молиться. Устроена же она была из разных мелких камешков, которые так крепко между собой соединились, что когда пещера эта расселась, то разделилась на три больших отдельных камня; два из них можно видеть и сейчас по бокам пещеры, а третий углублен под стеною церкви».

На протяжении столетий сохраняется память о столь любимом преподобным Саввой месте. По преданию, пересказанному иеромонахом Савватием уже в XIX в., некоторые иноки продолжали уединяться в пещерку преподобного. В XVI в.

игумен обители Варсанофий, «оставя свое начальство родному брату Савве, сам удалялся для безмолвного пребывания в пещеру. Здесь он пробыл около 40 лет, занимаясь молитвою, пением и чтением душеполезных книг

До 1825 г. «под пещерою струился источник воды, а как скрылся, неизвестно»

По мнению некоторых лиц, посещавших Саввин монастырь во второй половине XIX в., к середине XIX в. пещерка была уже почти забыта. Однако в описании Звенигородского уезда 1853 г. есть следующие строки: «Недалеко от монастыря находится пещера преподобного Саввы, вырытая в крутых скатах р. Сторожки. К этой пещере, в день св. Саввы, стекается большое число богомольцев».

(по материалам сайта http://ussur-nikola.cerkov.ru/prepodobnyj-savva-storozhevskij-†1407/)

Молитва преподобному Савве

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Светлана

Посетив монастырь Преподобного Саввы Сторожевского 6 лет назад, мы с мужем были очарованы этим Святым местом. Почти пять лет мы приезжали сюда на несколько дней 2-3 раза в год и все больше проникались к нему. Мы решили купить квартиру в Звенигороде. Но было очень страшно осуществить это желание, т.к. жили мы на два города, муж в Москве, а я в Сибирском городе (так сложилось..).Нужно было все продовать, жилье, бизнес, расставаться с родными, с городом , где прошла вся жизнь.Но мы хотели с мужем объединиться и жить в Звенигороде, недалеко от монастыря.

И я стала молиться, просить Преподобного Савву помочь мне решиться на это. Я просила Господа нашего и Святых помочь мне побороть страх перед переездом, помочь все удачно продать и найти правильную квартиру в Звенигороде, чтобы нам хватило денег на квартиру, которая понравилась, чтобы сделка прошла спокойно. Я молилась, делала пожертвования и доверилась полностью Воле Божьей в этом вопросе. И Господь услышал меня. Преподобнвй Савва пришел ко мне во сне и еще с ним был маленький отрок лет 8-10. Отрок передал мне берестяную грамоту, но она была пустая..как-будто я должна была там написать что-то. После этого сна я стала получать откровения и знаки. И я стала писать статьи о Православии, но таким языком, чтобы люди, далекие от Веры проникались интересом и желанием приобщиться к Православной культуре. Это получалось у меня так легко. Мои статьи стали печатать в местной прессе, в моем сибирском городе..и люди проявляли к ним большой интерес.В храме Успения Богородицы на Городке я услышала смех Богородицы..он был как серебряный колокольчик. Это случилось, когда я хотела пожертвовать кольцо иконе Богородицы, но никак не могла выбрать какое…то которое очень красивое и дорогое или то, которое я очень любила и носила его всегда, в нем был камень бирюза необыкновенно цвета- ручная работа болгарских мастеров. И вот я одела два кольца на разные пальцы одной руки и подошла к иконе, решив про себя что отдам Богородице то что красивее и дороже ( так я себя оправдывала, потому что не хотела расставаться с тем кольцом, которое очень любила). Я закрыла глаза и молясь сняла с пальца кольцо, которое приготовила для дара иконе. Открыв глаза, я с удивлением обнаружила, что в руках у меня кольцо, которое я хотела оставить себе..я была изумлена, т.к. точно знала на каком пальце кольце для иконы..и в этот момент я и услышала звонкий, веселый смех Богородицы..он был где-то сверху, по всему храму. Сквозь оконца в древнем храме вошли лучи солнца, хотя погода была пасмурная. От изумления я замерла — это было настоящее чудо! Богородица смеялась надо мной так весело, так забавно..и через минуту я и сама рассмеялась над собой. мне стало стыдно, что я жалела для Богородицы любимое кольцо..и стало так светло на душе.До сих пор слышу ее серебряный смех. Вскоре мы благополучно купили очень хорошую квартиру в Звенигороде, все нам помогали, весь переезд, сделки по продаже всего в сибирском городе и покупке квариты в Звенигороде проходили удивительно легко и гладко. Вот уже 1.5 года мы счастливо живем в Звенигороде и благодарим Господа за данную нам радость жить там где мы хотели, рядом со Святыми местами, Богородицу, Николая Чудотворца, Преподобного Савву за помощь, за молитвы перед Господом за нас.

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

Будучи как-то летом на даче в Одинцовском районе, решили мы обследовать окрестности. И выбрали мы в качестве пункта осмотра Саввино-Сторожевский монастырь.
Он находится недалеко от Звенигорода. Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой. Монастырь расположен в очень красивом месте, на высоком холме Стороже (ранее на этом холме был наблюдательный пункт — сторож,-от него холм и получил своё название), над Москвой- рекой. Инициатором создания этой обители был сын Дмитрия Донского- звенигородский князь Юрий Дмитриевич.
Первые постройки — деревянная церковь и кельи — были обнесены простым тыном. Князь предоставил монастырю землю, даровал ряд привилегий.

В 1405 году в монастыре был построен белокаменный храм Рождества пресвятой Богородицы. Расписывали этот храм ученики Андрея Рублева. Вплоть до середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь был слабо укреплен. Все его защитные сооружения были деревянные. Но он всё равно был военным форпостом на западе Московского государства. Стены и башни монастыря по типу крепостных стен были построены в середине 17 века. Стены возводили на широком белокаменном основании. Высота стен — до 8,5 м. Толщина стен -до 2,7 м. Общая протяженность стен — 760 м. Было изначально 7 башен, осталось 6.
Вот план монастыря:

На плане:
1- Собор Рождества Богородицы
2- Дворец царя Алексея Михайловича
3- Малый келейный корпус
4- Большой братский корпус
5- Царицыны палаты
6- Троицкая церковь
7- Трапезная церковь Иконы Казанской Богоматери
8- Колокольня- звонница
9- Церковь Преображения Господня
10- Трапезная
11- Казначейский корпус
12- Стрелецкие палаты

Мы подошли к монастырю со стороны Красной башни. В башне — Святые ворота. Они были закрыты. Открывают их только по торжественным случаям, по большим праздникам.

Над воротами — фреска с изображением Богоматери и преподобными Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским.

Полюбовавшись на эту красоту, пошли вдоль стены. Не просто пошли, а взбирались вверх по узкой тропинке. Перед нами новая башня — Северная.

В монастырь мы вошли через северные проездные ворота

Т.к. монастырь мужской действующий, при входе на территорию необходимо соблюдать определенные правила — женщины должны быть с покрытой головой и в юбке. Мы-то поехали в монастырь незапланированно, поэтому пришлось мне приобрести платок, а юбки с запахом при входе выдавали. Видон, конечно, ещё тот — цветастая юбка, из-под неё — брюки выглядывают. Но правила есть правила, правда, на территории встречались дамы, которые плевать на них хотели. Очень неприятно — в святом месте можно было бы и прислушаться.
И вот мы на территории. Очень красиво! Взгяд притягивают не только храмы, но и клумбы с ромашками и маками.

Пройдя мимо цветов, подходим к трапезной.

Напротив — беседка.

За беседкой хорошо просматриваются боевые ходы крепости.

По-моему, именно сейчас уместно будет рассказать, что в начале 17 века, в годы Смуты, монастырь осаждался поляками, и был полностью разорен. Заново отстроен в 1650-1654 гг царем Алексеем Михайловичем Романовым. Этот государь очень благоволил обители. Он хотел противопоставить этот монастырь Троице-Сергиевой Лавре, хотел сделать его местом личного богомолья. Вместе с семьей и прислугой царь Алексей Михайлович жил здесь часто и подолгу. Для государя и государыни в монастыре построили Царский дворец и Царицыны палаты. О них немного попозже. А пока мы рядом с трапезной видим Преображенскую церковь. Она была построена в 1693 г на пожертвования царевны Софьи (дочери Алексея Михайловича).

К этой церкви примыкает четырехярусная колокольня, построенная тоже в середине 17 века.

На колокольне раньше находился колокол весом 35 тонн и часы, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В 1941 г пытались снять со звонницы этот самый благозвучный колокол и он разбился. Сохранилась часть языка колокола, которая весит 700 кг.

Часы, подарок царя, были сломаны французами в 1812году, но колокол 17 века, отбивавший часы, сохранился и до сих пор «занимается» своим делом.

И вот перед нами храм Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг).Храм стоит на самой высокой точке холма. Строили его из местного белого камня.

В конце 16- начале 17 вв к храму пристроили придел Саввы Сторожевского, в середине 17 века собор с двух сторон обстроили папертью, в середине 19 века пристроили парадное крыльцо. Получается, что только северный фасад остался незастроенным. Вот он на фото слева

Царский дворец и Царицыны палаты расположены по обе стороны Рождественского собора. Царицыны палаты очень красивы. Построили их для первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской.

особенно красиво крыльцо этих палат (крыльцо подлинное!!!)

Смотришь на него и такое ощущение, что ты перенесена в средние века, что ещё мгновение и на крыльцо в своих роскошных одеждах выйдет царица.

Царский дворец гораздо больше по размерам.

Из-за неровности холма дворец с одной стороны двухэтажный, с другой- трехэтажный.

Изначально он был одно-и двухэтажный, надстраивали уже во времена царицы Софьи. Были наружные лестницы на верхние этажи, они сгорели в 1729 г. Крылечки деревянные — новодел.

Что сказать про Царский дворец — внутри мы не были (честно говоря, даже не знаю открыт ли туда вход), мы были вместе с детьми и наш младшенький в силу возраста не оценил этой красоты и рвался на свободу. Вот что о нем нашла в Интернете — в 1742 году второй этаж сгорел и только через 33 года его заново отстроили. Богатое внутреннее убранство было частично утрачено во время этого пожара, а то, что сохранилось, разграбили французы в 1812 году.
А вот в Царицыных палатах мы были. Залы небольшие, со сводчатыми потолками, расположены анфиладой.

В части помещений проведена реставрация и можно увидеть, как жила здесь царица и её прислуга. В остальных помещениях размещена экспозиция «Древний Звенигород», выставлены иконы, археологические находки, монеты, старинные книги , предметы обихода, утварь…

Рядом с Царицыными палатами очень красивая Троицкая церковь, построенная над Святыми воротами

Под церковью- парадная лестница, которая выходит на Соборную площадь. Посмотрите, как расписан свод прохода под Троицкой церковью

А вот фрагменты росписи стен

Надеюсь, что роспись в итоге будет восстановлена полностью.

Очень жалею, что я не сделала такой кадр. Фото с сайта mochaloff.ru

Вот что про это написано в Интернете:
Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

Практически напротив этой лестницы мы увидели фундаменты старой трапезной и Святых ворот (начало 16 в.)

В зарешеченное окно мои мальчики, конечно же, заглянули. И чуть ли не в один голос: «Это подземный ход???» Не знаю, не знаю….Может быть, хотя думается мне, что это просто подвальное окно.

И снова прошли мы мимо Царицыных палат, любуясь великолепным крыльцом. Перед нами братские корпуса.

и малый келейный корпус

В семнадцатом веке в монастыре был один большой одноэтажный Братский корпус . В девятнадцатом столетии всю западную половину здания разобрали и построили Малый келейный корпус , а над восточной частью возвели второй этаж, где, кроме помещений для братии, находились больница, аптека и братская богодельня.

Вот и посмотрели всю территорию и постройки монастыря. Но не забыли мы, что это ещё и крепость. Вот такую бойницу мне удалось сфотографировать.

А выйдя из ворот, мы решили обойти весь монастырь кругом, рассмотреть все башни и стены.
Красную и Северную башни я вам уже показывала.
Выходим из ворот, и слева от нас Водовзводная башня.

Рядом с ней смотровая площадка. Вид на окрестности изумительный!

Здесь, на смотровой площадке, растет огромное дерево, рядом скамейка. Близость монастыря, природная красота располагают к приобщению к духовному .

Идем по тропинке вдоль западной стены монастыря

Над стеной виднеется крыша Царского дворца. Справа от нас — резкий склон холма, заросший деревьями и кустарниками.
И вот перед нами Житная башня.

и малый келейный корпус

Архангел на крыше

Следующая башня — Прямоугольная.

а за ней- Восточная.

По узкой тропинке,ведущей от Восточной башни,

мы снова вышли к Красной башне, от которой мы и начали осмотр монастыря.

Ещё хочу вам показать памятник князю Юрию Звенигородскому и Преподобному Савве Сторожевскому. Установлен он в самом Звенигороде.

А напоследок — Саввино-Сторожевский монастырь с высоты птичего полета. Классно, не правда ли???

Фото не моё, летать я ещё не научилась

Икона «Савва Сторожевский» изображает православного святого, который был пострижен в монахи в юности преподобным Сергием Радонежским. Преподобный Савва Сторожевский считается первым сподвижником и учеником Сергия Радонежского. Святой Савва обычно вел безмолвную жизнь, практически не общался с людьми, постоянно трудился и молился о нищете своей души. Всем окружающим преподобный казался идеалом смирения и простоты.

За свою жизнь он накопил столько душевного богатства и духовной мудрости, что в монастыре Сергия Радонежского его считали великим и почтенным духовником, который имел ответы на все вопросы. Впоследствии, преподобный Савва Сторожевский, по благословению Сергия Радонежского, стал игуменом монастыря Успения Божией Матери, который был построен на реке Дубенке князем Дмитрием Донским в честь одержанной победы над Мамаем. Будучи игуменом, святой Савва сохранял подвижническую жизнь, употреблял исключительно растительную пищу, спал на полу и одевался в грубые одежды. В 1392 году, когда игумен Никон удалился на безмолвие, братия Сергиевой Лавры попросила святого Савву стать игуменом в их обители. Предание гласит, что именно при игуменстве Саввы Сторожевского на территории монастыря стал бить водный источник.

Особо любил преподобного Савву князь Юрий Звенигородский, который приходился крестным сыном Сергию Радонежскому. Князь решил основать подле города Сторожи новый монастырь, и попросил преподобного Савву его возглавить. Сторожи находились подле Звенигорода, вследствие чего преподобного Савву Сторожевского иногда величают Звенигородским. Монастырь, игуменом которого стал Савва, принимал к себе всех тех, кто искал жития безмолвного. Савва лично выкопал в монастыре колодец, построил деревянную ограду, и выкопал себе келию в версте от монастыря. Известно, что в 1399 году он предсказал князю Юрию победу над врагами, что и случилось. Преподобный Савва Сторожевский скончался в 1406 году.

Предание также указывает на то, что гроб преподобного обладал целительной силой, которой могли воспользоваться все приходящие почитать святого Савву. В 1539 году Савву назвали «чудотворцем». Царь Алексей Михайлович много раз ходил на поклонение к обители Саввы. А икона преподобного Саввы Сторожевского, которая продается на нашем сайте, почитается 3 декабря и 19 января.

Краткое житие преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского.

празднование 3/16 декабря и 19января/1 февраля

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни.

В 1399 году преподобный основал на Сторожевой горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте [email protected]

Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности).
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.

Запрещается:

  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:

6.00 — братский молебен
8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве
17.00 — вечернее богослужение
По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.

Телефон паломнической службы: +7 (903)274 01 21 (звонить с 10:00 до 17:00, кроме понедельника), email : [email protected]

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород: отзывы

    • Туризм в Звенигороде
    • Отели Звенигорода
    • B&B/мини-отели в Звенигороде
    • Турпакеты в Звенигород
    • Авиабилеты в Звенигород
    • Рестораны Звенигорода
    • Развлечения Звенигорода
    • Форум путешественников о Звенигороде
    • Фото Звенигорода
    • Карта Звенигорода
    • Все отели Звенигорода
    • Спецпредложения отелей в Звенигороде
    • Горящие туры в Звенигороде
    • По типу отеля
        • Звенигород: кемпинги
        • Хостелы: Звенигород
        • Лучшие семейные отели Звенигорода
        • Звенигород: отели бизнес-класса
        • Звенигород: спа-курорты
        • Романтические отели Звенигорода
        • Отели класса «люкс» в Звенигороде
    • По классу отеля
        • Звенигород: 4-звездочные отели
        • Звенигород: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Звенигороде
    • Популярные категории в Звенигороде
        • Отели с балконами в Звенигороде
        • Бутик-Отели в Звенигороде
        • Отели Класса Люкс в Звенигороде
        • Спа-Отели в Звенигороде
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Саввино-Сторожевский монастырь
        • Отели рядом — Музей Русского Десерта
        • Отели рядом — Скит Преподобного Саввы
        • Отели рядом — Музей «НАЗАД в СССР»
        • Отели рядом — Конное подворье Дютьково
        • Отели рядом — Собор Успения Пресвятой Богородицы
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Звенигород: все рестораны
    • Рестораны поблизости Саввино-Сторожевский монастырь
    • Звенигород: все развлечения
    • Саввино-Сторожевский монастырь: развлечения поблизости.
        • Скит Преподобного Саввы
        • Звенигородский Историко-Архитектурный и Художественный Музей
        • Собор Рождества Пресвятой Богородицы
        • Конное подворье Дютьково
        • Музей «НАЗАД в СССР»
        • Собор Успения Пресвятой Богородицы
        • Памятник Петру и Февронии
        • Храм Рождества Христова
        • Музей Русского Десерта
        • Памятник А.П. Чехову
        • Храм Святителя Николая
        • Храм Богоявления Господня в Звенигороде
        • Храм Вознесения Господня в Звенигороде
        • Храм Александра Невского в Звенигороде
        • Купчий Двор
    • Звенигород: Достопримечательности и культурные объекты
        • Звенигород: Архитектурные достопримечательности
        • Звенигород: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Звенигород: Исторические места для прогулок
        • Звенигород: Памятники и статуи
        • Звенигород: Прогулки по живописной местности
        • Звенигород: Арены и стадионы
        • Звенигород: Фермы
        • Звенигород: Культурные объекты и достопримечательности
        • Звенигород: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Звенигороде
        • Звенигород: Развлечения и игры
            • Звенигород: Игровые площадки
            • Звенигород: Кинотеатры
            • Звенигород: Игровые и развлекательные центры
            • Звенигород: Боулинг
            • Звенигород: Другие виды игр и развлечений
            • Звенигород: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Звенигород: Музеи
            • Звенигород: Художественные галереи
            • Звенигород: Исторические музеи
            • Звенигород: Специализированные музеи
        • Звенигород: Покупки
            • Звенигород: Художественные галереи
            • Звенигород: Антикварные магазины
            • Звенигород: Блошиные и уличные рынки
            • Звенигород: Магазины сувениров и деликатесов
        • Звенигород: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Звенигород: Лодочные туры
            • Звенигород: Водные виды спорта
            • Звенигород: Аренда лодок
            • Звенигород: Рыболовные туры и чартеры
        • Звенигород: Активный отдых на открытом воздухе
            • Звенигород: Лодочные туры
            • Звенигород: Водные виды спорта
            • Звенигород: Аренда лодок
            • Звенигород: Велотуры
            • Звенигород: Рыболовные туры и чартеры
        • Звенигород: Туры
            • Звенигород: Лодочные туры
            • Звенигород: Водные виды спорта
            • Звенигород: Аренда лодок
            • Звенигород: Велотуры
            • Звенигород: Рыболовные туры и чартеры
            • Звенигород: Культурные туры
        • Звенигород: Мастер-классы и семинары
            • Звенигород: Уроки и мастер-классы
            • Звенигород: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Звенигород: Природа и парки
            • Звенигород: Игровые площадки
            • Звенигород: Парки
        • Звенигород: Концерты и представления
            • Звенигород: Театры
    • Что обычно ищут в Звенигороде
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Недорого
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Преподобный Савва Сторожевский

празднование 3/16 декабря и 19января/1 февраля

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия — игумен Никон — оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место — гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевой горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры. Здесь, во время игуменства преподобного Саввы, трудился знаменитый иконописец Андрей Рублев и создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Первое житие преподобного Саввы Сторожевского было написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Примечательно, что краткое житие преподобного переложил на современный литературный язык великий русский поэт А. С. Пушкин.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.

Библиотека Русской веры
Житие преподобного Савы Сторожевского. Великие Минеи Четьи

Читать онлайн в оригинале

Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского

Местное почитание преподобного Саввы Звенигородского началось сразу же после его преставления. Первая икона преподобного была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Савв­а на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. Общецерковное прославление преподобного состоялось в 1547 году, по инициативе монастырской братии и митрополита Московского Макария, а 19 (29) января 1652 года, после 245 летнего пребывания в сырой земле, были обретены нетленные мощи святого. Дубовая гробница с мощами была поставлена в Богородице-Рождественском соборе у южных врат алтаря.

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Читать онлайн

Чудеса преподобного Саввы Сторожевского

Молитвами преподобного Саввы совершались многочисленные исцеления, не раз и после отшествия в мир иной он оказывал чудесную помощь насельникам своей обители, когда те были в опасности или терпели какую-либо нужду. Чудесным образом была написана и первая его икона.

Однажды, уже через много лет после своего преставления, преподобный Савва явился во сне игумену Дионисию, который был искусным иконописцем, назвался по имени и повелел написать свой образ. Тогда Дионисий призвал к себе древнего старца Аввакума, который, пришедши в юном возрасте в обитель, видел преподобного еще живым, и стал подробно расспрашивать о его наружности. Убедившись, что видение было истинным, Дионисий написал икону преподобного по тому образу, какой он увидел во сне. По прошествии некоторого времени, этот же игумен Дионисий впал в сильное искушение по навету нерадивых иноков, которые составили против него клеветнический донос к великому князю Иоанну Васильевичу. Князь сначала поверил клевете, и игумен стал сильно скорбеть по этому поводу. Но преподобный Савва опять явился ему во сне и велел ни о чем не печалиться, но положиться на волю Божью. И, таким образом, по молитвам преподобного, клеветники оказались посрамлены, а игумен, после объяснения с великим князем, с большой честью возвратился в свою обитель.

Открытию мощей угодника Божьего преподобного Саввы также предшествовало одно чудесное обстоятельство. Как-то отбившись от свиты во время охоты в Звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович чуть было не погиб при одиночной встрече с медведем. Но тут явился благолепный старец и отогнал зверя прочь. Спрошенный об имени, он назвал себя Саввою и иноком Сторожевской обители и быстро скрылся в лесу. Благодарный царь поспешил в обитель, чтобы найти этого инока, но там не оказалось ни одного старца по имени Савва. Тогда царь, взглянув внимательно на образ преподобного Саввы Сторожевского, уразумел, что ему явился сам святой. Он велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления св. мощей преп. Саввы к торжественному открытию.

В 1812 году, когда Наполеон подошел к Москве, в Саввино-Сторожевском монастыре расположился отряд вице-короля итальянского принца Евгения (Эжена) Богарне. Солдаты сразу же занялись мародерством, не щадя и церковного имущества. Но, как рассказывал позже сам принц Евгений, вскоре, то ли во сне, то ли наяву, пред ним предстал грозный старец в черном монашеском облачении. Он приказал ему не расхищать обитель, обещая за это благополучный исход на родину. Когда устрашенный Евгений узнал по образу на иконе явившегося ему старца, то приказал опечатать церковь и направил свое войско к Москве. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Преподобный Савва Сторожевский. Иконы

Преподобный Савва изображается в традиционном монашеском одеянии. Поверх подрясника накинута черная мантия (палий) — длинная, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Черный цвет мантии — символ покоя, совершенного отрешения от суетного внешнего мира, а также отказ от собственных страстей. Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток — символ Евангелия Божия. В других иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток или икона Божией Матери с Богомладенцем Христом.

Прп. Савва (фрагмент). Икона. Москва. Средина XVII в. Деисусный ряд собора Сторожевского монастыряПреподобный Савва Сторожевский, с житием в 12 клеймах. 1835 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПрп. Савва Сторожевский. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырьСвятые преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. 2-я пол. XIX века. Мстёра, старообрядческая школа (Алексей Суслов)Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. ПодмосковьеПрп. Савва. Шитая пелена. Фото начала XX века. Москва. XVII в.Преподобный Савва Сторожевский. Современная икона

В августе 2007 года у входа в Саввино-Сторожевский монастырь был открыт памятник прп. Саве Сторожевскому (скульптор Сергей Сорокин).

Саввино-Сторожевский монастырь

Ныне действующий Саввино-Сторожевский монастырь (РПЦ) расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.

В честь преподобного Саввы Сторожевского освящен придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, построенного в начале ХV века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря с приделом в честь преп. Саввы Сторожевского

В XV—XVII веках обитель играла немаловажную стратегическую роль в обороне западной стороны столицы, а также стала любимым местом молитвы многих русских царей. Здесь бывали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной и их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь превратился в загородную царскую резиденцию. В это время в обители были возведены дворец государыни, царские палаты и внешние каменные стены. Храмы обители расписывали самые известные иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.

Саввино-Сторожевский монастырь

Вскоре после революции монастырь был закрыт и разорен. 17 марта 1919 года были вскрыты мощи преподобного Саввы. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была окончательно закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Рака с мощами преп. Саввы Сторожевского

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество

Примечательно, что в 1667 году, в честь приезда в Москву иностранных патриархов, утвердивших церковные реформы ХVII века, колокольных дел мастером Александром Григорьевым в Саввино-Сторожевском монастыре был отлит самый знаменитый Большой Благовестный колокол, весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звуком, равного которому не было в России: по преданию, звон его долетал и до самой Москвы. В 1941 году Большой Благовест решили снять на переплавку, но в ходе работ он упал и разбился. В настоящее время от него остался лишь осколок языка весом 700 кг, который выставлен на обозрение. Колокол Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

В Саввино-Сторожевском монастыре подвизался один из самых известных старообрядческих святых — Никанор Соловецкий. В 1654-1658 гг. он был настоятелем обители. Впоследствии Никанор стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту старой веры.

Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский Чудотворец

Преподобный Савва Сторожевский Преподобный Савва Сторожевский – один из наиболее известных и почитаемых русских святых. Считается первым (по времени и положению) учеником преподобного Сергия Радонежского. Не так давно (16 декабря 2007 г. по новому стилю) отмечалось 600-летие со дня его преставления. В 2008 году (23 августа по н. стилю) отмечалось 10-летие второго обретения мощей преподобного.

Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Но известно, что большую часть своей жизни, видимо, с юности, святой Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия Радонежского (1392) стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (из-за временного отказа от игуменства Никона Радонежского).

Преподобный Савва был духовным отцом вдовы благоверного князя Димитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) – Юрия Дмитриевича Звенигородского и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к. его настоятелем в то время был другой Савва – Стромынский.

По новым сведениям, первое строительство деревянного храма Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. В 1395 году (согласно летописям и другим источникам) преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию (территория Орды), который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот поход (уникальный по своей быстроте и самый дальний для русских дружин в сторону Востока) по прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства.

Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на «и») можно отнести к периоду 1396–1398 годов. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле, а позднее (после кончины Саввы) – и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом раннемосковском (а правильнее его ныне следует называть звенигородским) стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена случайно в 1918–1919 годах на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского» («Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне в Третьяковке), построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким образом преподобный Савва сыграл важную роль в судьбе иконописца и духовно окормлял его в ранний период его творческого становления в течение нескольких лет. Покровительствовал также преподобному Андрею Рублеву и духовный сын святого Саввы князь Юрий.

Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича с дочерью последнего князя Смоленского Юрия Святославича Анастасией. Тем самым возникала возможность для сына Димитрия Донского Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское (включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика его старшего брата Василия (женатого на Софии – дочери великого князя Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола своему сыну Василию (в нарушение завещания Димитрия Донского), а не брату Юрию, помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский. После кончины Саввы начались разногласия между братьями по вопросу престолонаследия, закончившиеся в два последних года жизни Юрия Дмитриевича тем, что он стал великим князем Владимирским (Московским) и потому был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Дети Юрия начали уже настоящую междоусобную войну за власть, закончившуюся в 1450 году их поражением.

Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси «Небесного Звенигорода» – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория «нравственного правления», или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация – Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря (по старому стилю) 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок.

Однако звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на Московском Соборе 1547 года.

Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей Михайлович, 19 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В те же годы происходит переустройство обители, внешний вид которой сохранился во многом с того времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус лавры первым в истории России.

С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали историческими. Первое – это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты (важно духовное и политическое значение этого события), а второе – явление преподобного Саввы пасынку и наследнику Наполеона Бонапарта – генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Звенигорода и Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона в конце войн остался в живых (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились затем с русской императорской семьей (сын Богарне женился на дочери Николая I) и проживали в России до 1917 года с фамилией герцогов Лейхтенбергских.

После Октябрьского переворота 1917 года Звенигородская обитель преподобного Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель, в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и покоятся. Ныне, по посещаемости паломниками, Звенигородский монастырь входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.

С именем преподобного Саввы связаны жизнь и труды многих известных людей России, среди них Пушкин (его работа над житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Каждый из них по-своему относился к наследию святого старца. А царский род Романовых, включая семью убиенного императора Николая II, считал его своим покровителем.

Наиболее известным и важным источником сведений о преподобном Савве Сторожевском является его житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), современный перевод этого жития, основанный на строгих историко-филологических принципах изучения древнерусского (церковнославянского) языка, приводится на одной из страниц данного сайта. Краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Пушкин.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Савва Сторожевский — это один из самых почитаемых монахов на Руси. Его деяния, которые были утверждены верой, навсегда останутся в душах мирян и монахов. Ведь благодаря им Преподобного причислили к лику Святых. Не так давно, в 2007 году, было отмечено 600-летие его пребывания в этом почетном, божественном статусе. Еще при жизни Савва считался самым первым и любимым учеником Святого Сергия Радонежского.

Предположительно монах был сыном из боярского рода княжества Смоленского. К сожалению, это только догадки, так как достоверной информации нет. Также неизвестна точная дата его рождения.

Известно только то, что с юности он был очень набожным мальчиком, с детства полюбил Бога и молитву, жил в Троицком монастыре под присмотром преподобного Сергия. Позже монаха избрали духовником братии Троицкой. После смерти Радонежского, Савва стал игуменом Троицкого храма. Это было в 1392 году.

В 1390 году преподобный благословил строительство монастыря Рождества Богородицы на горе Сторожи, что находится в населенном пункте Звенигород. Этот монастырь покровительствовал сам князь Юрий Дмитриевич.

Святой не раз благословлял Юрия в походы на территорию Орды (Волжскую Булгарию, Джуке-Тау, Казань и т.д.). Большинство из этих походов завершались славной победой. Еще позже благословение старца помогло спасти Московскую Русь, которой грозило полное уничтожение от нашествия Тамерлана.

Монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде

Строительство монастыря закончилось к 1405 году. На территории этого святого места было воздвигнуто сразу несколько церквей. Преподобный для их росписи пригласил известного художника Андрея Рублева, который с благословением священника, стал автором Звенигородского (старомосковского) чина. Влияние преподобного на молодого художника было очень большим.

Говорят, что он сподвиг талантливого автора написать знаменитые «Троицу» и «Спас Звенигородский». Святой превратил монастырь в великолепное место того времени, куда старались попасть все верующие крестьяне.

Преподобный принимал к себе всех. Он выслушивал людские печали, давал советы. Он всегда поступал так, как его учил его родитель — Сергий Радонежский. За всю свою долгую жизнь монах не отвернулся ни от кого. Он лишь смиренно молился и направлял людей по пути Божьему.

В 1407 году старик умер. Перед своей кончиной он очень сильно болел. За три дня до смерти монах собрал Троицкую братию и рассказал о всех своих праведных деяниях. После его смерти потомки Юрия и Василия начали войну за престол. Звенигородский монастырь пришел в упадок. А память о святом источнике Саввы Сторожевского была стерта из памяти ненавистными родственниками Юрия, так как он был его наставником.

Источник Саввы Сторожевского

В XVI столетии Маркелл Хутынский написал агиограф о житие звенигородского святого. Это писание стало источником о божественных деяниях Саввы — источником его памяти и прославления. Именно благодаря Крюковским песнопения мы знаем об этом святом столько информации.

Агиографы написаны в строгом историко-филологическом принципе церковнославянского (древнерусского) языка. Александр Пушкин в свое время перевел на современный русский язык краткое житие игумена.

Чудеса, которые были сотворены звенигородским святым

Из-за войны за престол информация о преподобном была стерта из истории. О Савве знали только, как о местном святом. В средине XXVI века игумена канонизировали. А еще через столетие были найдены священные мощи преподобного в Звенигородском монастыре.

Правитель Алексей Михайлович Романов утверждал, что образ Сторожевского спас его от лап разъяренного медведя. С того времени царь считал его своим личным заступником.

Еще один примечательный случай с участием звенигородского игумена случился в 1812 году. Образ Сторожевского явился Эжену Богарне — военачальнику французского войска под командованием Наполеона. Святой попросил полководца не причинять беды монастырским стенам Звенигорода и его жителям.

Так он останется цел в войне, которую Франция проиграет. Когда предсказание игумена сбылось, Звенигородский монастырь вернул былую популярность.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте http://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Но на этом чудотворные действия молитвы Саввы Сторожевского не закончились. С 1998 года чудотворные мощи святого были перенесены в Звенигородской мужской монастырь. Это было связано с правлением коммунистов, которые запрещали монашескую и церковную деятельность.

Скит Саввы Сторожевского

Для молитвенного общения с Господом Преподобный любил удаляться из обители. Было установлено, что он отправлялся в глубокий овраг, который находился в версте от церкви. Монах ископал себе пещеру на склоне горы, недалеко от густого леса. В этой пещере он предавался слезным молитвам. Здесь он созерцал высшие обители неба и земли. Это место сохранено на века в память о святом.

В 1870 году над этим скитом была построена церковь, которую назвали в честь Саввы Сторожевского. Вскоре возле церкви возвели ансамбль монастырского Скита.

В предании сказано, что недалеко от скита звенигородского монаха находится целительный родник (источник). Говорят, что он был вызван молитвою Саввы Звенигородского. Этот родник бьет из недр земли.

Для того, чтобы добраться до этого источника нужно направляться вдоль стен Уточьей башни до Звонковой башни. Когда дойдете до ручейка, нужно перейти мостик и пройти по грунтовой дорожке по указателям. На месте источника находится деревянная часовенка и купель Саввы Сторожевского.

Говорят, что этот лечебный купель творит невероятные чудеса. Для того чтобы исцелиться душою и телом, нужно только окунуться в нем. Но многие утверждают, что он действует только на истинно верующих. Источник помогает только тем, кто непреклонен в своей вере и несет ее в своем сердце

Святой Савва Сторожевский — в чем помогает

К Преподобному монаху люди обращаются со всех уголков России и других стран СНГ.

  • Ему молятся, даже не зная, в чем он помогает;
  • Ему рассказывают о своих проблемах, и им становится легче;
  • Святой помогает всем своей незримой рукой;
  • Он направляет заблудшие души к Богу;
  • Святой обязательно ответит на праведную, искреннюю молитву.

Особенно сильная молитва к Преподобному 16 декабря. В этот день святого просят:

  • о праведности;
  • о укреплении веры;
  • о исцелении себя или близких;
  • о здравии;
  • о непорочности.

Икона Саввы Сторожевского

Икона звенигородского игумена выполнена в достаточно простом стиле. Ее основа положена на подвиги монаха и его служение Христу и Богородице. Даже на иконе Савва Сторожевский несет слово Божье в угоду Господу Иисусу Христу.

На этой иконе он изображен в монашеском одеянии. Поверх одеяния черная мантия. Эта мантия развернута и чем-то напоминает ангельские крылья. Цвет мантии — черный. Он символизирует совершенство отречения от суетного мира, покой и отказ от страстей.

Лик Святого обращен к молящемуся человеку. Так верующий человек лучше настраивается на духовный, внутренний диалог, как со святым, так и с Господом.

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому:

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о житие преподобного Саввы Сторожевского: