Причина женитьбы Петра на Февронии

Содержание

«Ценность любви и верности не потускнеет». Где правда в истории Петра и Февронии?

Автор книги о Петре и Февронии рассказал о том, кем на самом деле мог быть главный герой повести, добровольной ли была женитьба князя на простолюдинке и кому сегодня нужен День семьи, любви и верности.

День семьи, любви и верности – праздник довольно молодой, но уже полюбившийся многим россиянам. Впервые его отметили 8 июля 2008 года, и некоторые тут же окрестили этот праздник нашим, православным ответом западному Дню святого Валентина.

Дата была выбрана не случайно: 8 июля Русская православная церковь чтит память святых князя Петра и его жены Февронии. Согласно преданию, они являлись образцом супружеской верности, в их браке царили согласие и благочестие.

Широкую известность история муромского князя Петра и дочери древолаза – Февронии – приобрела благодаря написанной в XVI столетии «Повести о Петре и Февронии Муромских». Как полагают исследователи, повесть объединяет в себе два народно-поэтических сюжета: волшебную сказку об огненном змее и сказку о мудрой деве.

Повествование начинается с того, что к супруге Павла, брата Петра, начинает наведываться дьявол в образе змея. Он принимает облик мужа княжны и пытается соблазнить ее. Княжна рассказывает обо всем супругу, и они решают обманом выведать у искусителя, знает ли тот, какая его настигнет смерть. Змей, поддавшись на льстивые речи княжны, раскрывает тайну: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Узнав об этом, Петр решает помочь брату, добывает заветный меч и убивает змея. Однако кровь дьявола оказывается ядовитой, и Петр, обрызганный ею, покрывается страшными струпьями и язвами.

После долгих поисков лекаря до Петра доходят слухи о чудесной девушке по имени Феврония, которая обладает даром исцеления. Мудрая Феврония соглашается вылечить княжеского брата, но при одном условии: тот должен на ней жениться. Петра эта просьба поразила, ведь он из знатного рода и не пристало ему жениться на дочери древолаза. Несмотря на это, он пообещал Февронии сделать ее своей женой, если та его вылечит. Девушка исполнила волю князя, и он стал здоров, только Петр свое слово не сдержал и, поправившись, тут же отправился назад, в Муром.

Но по просьбе проницательной Февронии ничего не подозревавший князь оставил на теле один струп, и, как только двинулся он в обратный путь, от этого струпа пошли новые по всему его телу. Тогда Петр понял, что никуда ему не деться от судьбы своей, и взял Февронию в жены.

Бояре не приняли новую княжну, поскольку та была простолюдинкой, и поначалу прогнали чету из Мурома. Однако после изгнания князя в Муроме начались распри, и вельможи вновь обратились к Петру с просьбой властвовать над ними. Так князь и его благочестивая супруга возвратились в родную вотчину и стали править, а достигнув преклонных лет, приняли обет монашества. Кроме того, как гласит предание, супругов похоронили в разных могилах, но тела их после погребения чудом оказались в одном гробу – так монахи поняли, что на то есть благословение Божие.

Интересно, что жанр повести о Петре и Февронии не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической. Тем не менее большинство историков сходятся в том, что эти люди существовали в реальной жизни. О том, кто же такие Петр и Феврония, что может помешать обвенчаться в День семьи, любви и верности и почему церковь подарила этим святым еще один день празднования их памяти, читайте в интервью с историком и писателем Дмитрием Володихиным.

«Змей – это не оживший динозавр, а чудовище духовное»

– Дмитрий Михайлович, вы являетесь одним из авторов книги «Петр и Феврония: Совершенные супруги». Расскажите, у этих персонажей все-таки были реальные прототипы? И если да, то почему мы ничего не знаем о муромском князе по имени Петр?

– Конечно, Петр и Феврония существовали на исторической Руси – это действительные люди, а не литературные персонажи. Другое дело, что определить, кому из известных по летописям и другим источникам муромских князей соответствует святой Петр, известный нам по его житийной повести, – затруднительно. Один из вариантов вы назвали – Давид Юрьевич. Есть и другие варианты: один из князей XII века, один из князей XIV века, с которым связан родством род дворян Овцыных. Мы не можем до конца верно определить, кто из этих князей был святым Петром. Его правление могло приходиться на очень широкий период с XII по XIV век. Но тем не менее сомнений в историчности святого Петра никто не высказывал.

– «Повесть о Петре и Февронии Муромских», насколько мне известно, была написана лишь в XVI веке. Кто был ее автором? И правда ли, что написана она была по заказу Московского митрополита Макария?

– «Повесть о Петре и Февронии» действительно написана в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, – скорее всего, иноком Ермолаем-Еразмом. Высказывались некоторые другие версии, но эта наиболее распространенная. Однако в Четьи минеи митрополита Макария (Великие минеи четьи – сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. – Прим. ред.) этот текст не вошел. «Повесть о Петре и Февронии» – это самостоятельный текст; он есть плод творчества высокоинтеллектуального монашествующего книжника и наполнен христианской символикой. Поэтому для тех, кто погружен в средневековую православную культуру, этот текст представляет собой набор шифров и символов, за которыми открывается христианское содержание, а не просто заключение.

– Да, ведь в основе повести лежит сюжет борьбы с дьяволом, который в данном случае явился к жене Павла, брата Петра, в облике змея. Это ведь классический сюжет не только для христианской литературы?

– Сюжет о змееборчестве действительно распространенный. Собственно, борьба идет и с дьяволом, и с собственными грехами. Человека одолевают соблазны, и он может с ними справиться, обратившись к Богу, или не справиться, и тогда происходит его грехопадение. Змей и есть такой символ в «Повести о Петре и Февронии». Для книжника-интеллектуала XVI века это, конечно же, был не какой-нибудь оживший динозавр, а чудовище духовное, или, как тогда говорили, словесное. Это то, чем человек побеждается, если он не крепок в своей вере и особенно если он не крещен.

«Исцеление Петра не магия, а твердость в христианстве»

– Святых Петра и Февронию все знают как покровителей семьи и брака, и, согласно народному поверью, в день их памяти заключаются счастливые браки. Но вот что я вычитала: оказывается, 8 июля приходится на Петров пост, когда таинство брака в православной церкви не совершается. Правда ли, что из-за этого церковь установила второе празднование?

– У святых Петра и Февронии Муромских действительно два празднования. Один из дней поминовения – летний, он отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю), другой – осенний, празднуется в воскресенье перед 19 сентября (6 сентября по старому стилю). Второй праздник был установлен в честь перенесения мощей святых, которое произошло в 1992 году. Тогда мощи святых князей были перенесены из музея, где они выставлялись при советской власти, в соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Там они находятся и поныне.

– В 2008 году в России был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности. Он как раз приурочен ко дню памяти святых Петра и Февронии. Но, как ни странно, даже в православной среде нашлись противники этого праздника. Они мотивировали это тем, что Феврония, согласно преданию, женила на себе Петра чуть ли не силой. Кроме того, многие утверждают, что у пары не было детей, а, дескать, какая без детей православная семья! Расскажите, как вы относитесь к этим замечаниям и празднику, который мы отмечаем 8 июля?

– Во-первых, конечно же, в «Повести о Петре и Февронии» нигде не сказано, что у них нет детей. Нигде, ни в каком месте это не говорится! То, что они перед смертью приняли монашеский постриг, отнюдь не значит, что они до пострига вели иноческую жизнь. У исторических персонажей, которые могли быть святым Петром Муромским, в двух из трех предполагаемых случаев дети были – это точно установлено. Поэтому я, безусловно, к этому празднику отношусь положительно. Праздник очень хороший, полезный; о таких вещах, как благо брака, о любви и верности следует упоминать по многу раз. От того, что мы лишний раз об этом помянем, ценность не потускнеет, а только воссияет с новой силой. Так что огромный плюс этому празднику! А что касается того, что святая Феврония женила на себе святого Петра, то тут вот в чем дело. Ведь Петр, обещав на ней жениться, отказался от этого и уехал. А в христианстве человек должен быть прямо последовательным: да – да, нет – нет, остальное от лукавого. Дело в том, что святая Феврония несет на себе несколько символических функций: она и премудрость Божия, и премудрая дева. Ее соединение с мужем власти, государственным человеком, есть то, что по Божьему промыслу необходимо. И со стороны Петра было неправильным избегать этого.

– В повести говорится, что Феврония имела «дар прозорливости и исцелений». Не о колдовстве ли идет речь? Что подразумевал автор?

– Нет, исцеление Петра – это не магия, а просто-напросто твердость в христианстве. Все, что происходит через святую Февронию, – это действие благодати Святого Духа на земле. Конечно же, это не магия и не колдовство, это – сила Господня.

В заключение отметим, что в 2018 году в Музее военной истории Российского военно-исторического общества пройдут тематические мероприятия, приуроченные ко дню памяти святых Петра и Февронии. Гостей Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» ждут бесплатные экскурсии по экспозиции «Служилые люди государства Московского» с осмотром выставки «Расшиты шелком, жемчугом и златом». На экскурсии можно увидеть реконструкции костюмов современниц Московской Руси (XVII век) и вдохновиться неповторимой красотой старинного русского женского костюма, сшитого вручную с соблюдением старинных приемов из русских и заморских тканей мастерами студии традиционного костюма «Русские начала».

В Музее военной формы одежды также пройдут бесплатные экскурсии по экспозициям «Спасенные реликвии» и «Спасенные реликвии. Два века славы», в ходе которых посетителям расскажут об истории старинной усадьбы Тургеневых-Боткиных, в которой располагается музей, и о любви знаменитого поэта Афанасия Фета и Марии Боткиной.

Мероприятия пройдут и в Смоленске: в Музее военной истории «Башня Громовая» проведут бесплатные экскурсии по экспозиции и расскажут о различиях в семейных отношениях в Смоленске как в период власти Московского государства, так и в период владычества Речи Посполитой.

Пары, прожившие в браке более 20 лет, во всех Музеях РВИО ждут памятные сувениры и приятные бонусы (при наличии подтверждающего документа).

Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы — Феврония.

Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.

Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.

После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя — никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум — либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.

Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.

В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.

Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.

Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.

День семьи, любви и верности и его традиции

В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В Библии есть несколько описаний благочестивой жены. В Книгах Премудрости Сираха и Притчей Соломоновых.

– Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.

Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.

Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским.

Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности.

Встают дети – и ублажают ее, – муж, и хвалит ее:

– Много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их.

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое.

Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое. Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его.

Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать – жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души.

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее. Что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте. Что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах.

>Муром

Россия Владимирская область

Идёт загрузка карты…

Общее описание

Районный центр Владимирской области в 280 км к востоку от Москвы, в 137 км к юго-востоку от Владимира. На р. Оке. Население – 146 тыс. человек.

Субъективно

Муром оставляет сложное впечатление. Древнейший город, в котором самая старая постройка – лишь XVI в. Город «святогонов», в котором четыре действующих монастыря. Город святых, которых почитает вся Русь, почти ничего достоверно не зная о них. Город, богатый святынями, но бедный паломниками.

Вместе с древнейшими постройками утеряны и летописи Мурома. Поэтому, передаваемая из уст в уста, древнейшая история города и его святых приобрела сказочные детали, в ней много неясностей и загадок. Возможно, эти былинные сказания ярче передают дух древней Руси, характеры и величие героев, чем объективные, но отрывочные и сухие сведения из прижизненных летописей.

Главные достопримечательности Мурома можно обойти пешком, поэтому посетить всё можно и за один день, а чтобы уделить каждому месту достойное внимание, необходимы два дня.

История города

Древний, как Русь

«Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «…И по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома…» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв.

Крещение Мурома

После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками.

В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

Константин Святославович прибыл на княжение в языческий Муром с женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором, епископом Василием и иконой Божией Матери, впоследствии названной «Муромской». Чтобы войти в город с миром, князь послал к муромцам своего сына Михаила. Как это было, опять-таки рассказывают по-разному. Мы не знаем, услышали ли язычники из уст Михаила проповедь христианства; но несомненно, что проповедью христианства было самопожертвование молодого князя. Князь Константин уподобился в этом Богу-отцу, пославшему Сына примирителем; Михаил был убит ради спасения других людей.

Только перед силой княжеской дружины муромцы отворили ворота города. Над могилой сына Константин построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но язычество сопротивлялось. Однажды муромцы окружили двор князя с намерением убить его. Константин, помолясь, вышел к ним с Муромской иконой Божией Матери, и, по преданию, свершилось чудо: язычники смирились и упали на колени, прося крестить их. Этот двор находился на Старом Вышнем городище, где сейчас стоят Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри. Первый епископ Мурома Василий крестил муромцев в водах Оки.

За годы правления Константина Муромское княжество укрепилось не только как восточный оборонительный форпост Руси, но и как важный центр торговли с южными и восточными народами. Князь Константин преставился в один год со своим сыном Феодором. Они были похоронены в Благовещенской церкви, на том же месте лежат их святые мощи и теперь – в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря.

По преданию, около 1290 г. старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь. Память благоверных князей Константина, Михаила и Феодора празднуется 21 мая (3 июня).

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме.

Запустение и возобновление города

Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых».

Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города.

Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г.

Между Москвой и Казанью

В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань. При взятии Казани муромская дружина сыграла решаюшую роль. Карамзин писал: «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась…»

Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Смутное время

Едва успел город встать на ноги, надвинулось Смутное время. В 1616 г. Муром был разорён польской бандой Лисовского. Посадские люди, которые кормили горожан, «разбежались безвестно от бедности, от великих податей государевых, мнози побиты литовскими людьми». Когда в 1619 г. был избран новый царь, игумен Благовещенского монастыря написал ему: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономоря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили…»

Царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю несколько озёр, на оброк с которых обитель смогла постепенно восстановить разрушенное.

Город кожевенников, кузнецов и купцов

В XVI в. город был обнесён деревянной стеной длиной около 1200 м. Из муромских ремесленников наиболее славились кожевенники. Почти в каждом доме был колодец, в котором дубили бычьи кожи.

Сильны были и кузнецы. В 1637 г. муромские кузнецы выковали по домам около 1000 мушкетных стволов и 600 копий. Славились муромские замки, дверные ручки и другая домашняя утварь из железа. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся две работы известного муромского оружейника Никиты Давыдова – булатный шлем царя Михаила Феодоровича (1621) и пластинчатый доспех (нагрудник) царя Алексея Михайловича (1663). Сохранился также изготовленный мастером шестизарядный пистолет. За 50 лет работы в московской Оружейной палате Никита Давыдов воспитал много учеников.

Как и во всех русских городах, стоящих на больших реках, самыми богатыми людьми Мурома были купцы. От купцов остались каменные особняки, храмы и роскошные надгробия возле этих храмов.

Железнодорожный вокзал

В 1880 г. через Муром прошла ветка железной дороги Москва – Нижний Новгород. А в 1912 г. было открыто элегантное здание вокзала, построенное по проекту А. В. Щусева.

Святые

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

В историю жизни Петра и Февронии народная память внесла явно сказочные детали. Возможно, народ не мог иначе выразить красоту любви этих праведников. Записанное в XVI в. сказание о жизни Петра и Февронии начинается с того, что крылатый змей стал любовником жены муромского князя Павла, в котором историки по времени жизни узнают князя Владимира, скончавшегося в 1203 г. Желая освободиться от змея и его колдовства, жена князя выведала у змея, что тому суждено умереть «от Петрова плеча и Агрикова меча». Однажды незнакомый мальчик указал брату Павла Петру, где спрятан Агриков меч. Пётр зарубил змея, но от брызнувшей на него крови покрылся язвами, от которых никак не мог излечиться. Дальнейшая часть жития вполне правдоподобна.

Некая девица Феврония в рязанской деревне Ласково взялась вылечить Петра, если он женится на ней. Вначале Пётр не поверил девице, но, загадав ей загадку, был удивлён мудрым ответом. Пётр помазал мазью Февронии свои язвы в бане и выздоровел. Но не женился на деве, а вернулся в Муром. После чего болезнь вернулась к нему.

Тогда Пётр покаялся и взял Февронию в жёны. Когда Павел умер, Пётр стал муромским князем. Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку. Верный Пётр предпочёл оставить Муром вместе с Февронией.

Из Мурома княжеская чета ушла по Оке. В одной лодке с Февронией находился человек, который смотрел на княгиню с блудными помыслами. Княгиня велела мужчине зачерпнуть и выпить воды сначала с одной стороны лодки, потом с другой. И спросила:

– Одинакова вода или одна слаще другой? – Одинаковая, госпожа, вода. – Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?

Так, будучи целомудренна сама, прозорливая Феврония давала и другим уроки целомудрия.

В Муроме началась борьба за власть. Никто из бояр её не добился, зато многие нашли смерть. Тогда бояре умолили Петра и Февронию вернуться на княжение.

Долгая жизнь Петра и Февронии была украшена щедрым милосердием. Пётр был всем муромцам отцом, а Феврония – ласковой матерью. Незадолго до смерти Пётр принял монашеский постриг с именем Давида, а Феврония – с именем Евфросинии. Евфросиния поселилась в Крестовоздвиженском монастыре, который был поставлен на берегу Оки вблизи места первого крещения муромцев. Монастырь был полностью разрушен, сейчас на месте кельи св. Февронии-Евфросинии, по ул. Экземплярского, бывшей Воздвиженской, стоит памятный крест.

Как и просили Бога, Пётр и Феврония умерли в один день – 25 июня (8 июля) 1228 г. Этот день стал днём их церковного поминовения. Тела князя и княгини народ поставил в разных церквах, так как считалось, что иноку и инокине нельзя лежать рядом. Но наутро тела святой четы нашли в храме Рождества Богородицы в одном гробе с тонкой перегородкой, который они приготовили для себя при жизни.

В 1992 г. мощи Петра и Февронии из музея были переданы в Свято-Троицкий женский монастырь. По молитвам у святых мощей снова совершаются чудеса, среди который много благодеяний супружеским парам – рождаются дети, в семьи возвращаются мир и любовь.

Святитель Василий Рязанский

Впервые черниговские князья получили во владение Муром в 1054 г. Примерно тогда же на муромских землях возник город Рязань, который быстро усиливался. В результате междоусобиц между сыновьями Александра Невского Муромо-Рязанское княжество распалось.

Около 1285 г. муромским епископом стал Василий. О его жизни в Муроме мало известно. Однажды по Мурому распространился слух, что в доме епископа видели молодую женщину. Заверениям Василия в своей невиновности муромцы не поверили и велели ему оставить город. Святитель всю ночь молился в храме Бориса и Глеба, наутро пришёл на берег Оки, расстелил по воде свою мантию, ступил на неё с Муромской иконой Божией Матери в руках и был принесён «духом бурным» в Рязань, где прославился святостью.

Так Муром разом утратил чудотворную Муромскую икону Божией Матери, святого епископа и первенство над Рязанью. Потому что вместе с Василием в Рязань переместилась епископская кафедра, с учреждением которой Рязань укрепилась как самостоятельное княжество. Вдобавок муромцы укрепили свою репутацию «святогонов». Это произошло около 1288 г.

Праведная Иулиания

Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Монастыри

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, построенный благоверным князем Константином. В нём молился перед изгнанием святитель Василий. Храм был центром Борисоглебского монастыря Мурома. Со временем был разорён, на его месте поставили деревянную Троицкую церковь. В 1643 г. попечением купца Богдана Цветного, торговавшего красильными товарами, Троицкий храм был отстроен в камне. В 1648 г. Богдан Цветной выкупил окружавшие храм земли и пожертвовал на строительство девичьего монастыря. В том же году была освящена надвратная церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1890-х гг. на реставрацию этих церквей пожертвовал 400 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Монастырь Мурома украшал город не только благолепием храмов, но и духовными дарами монахинь. В нём были прозорливые старицы, которые указывали людям спасительный путь в болезнях и других скорбных обстоятельствах.

В 1918 г. в Свято-Троицком монастыре был арестован епископ Муромский Митрофан, живший здесь после закрытия Спасского монастыря; из трёх келейных корпусов изгнали монахинь и заселили туда мирян. Вовсе монастырь закрыли в 1921 г. Со временем колокольню разрушили, Троицкий собор превратили в склад, а территорию монастыря поселившиеся здесь люди превратили в помойку. Среди новых «насельников» было много людей с уголовным прошлым; муромцы стали избегать ходить здесь затемно.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а.

Телефон: (49234) 3-13-99, 3-13-74.

Время работы: Богослужения. Литургия по будням – в 6.30, по праздникам и воскресным дням – в 7.00. Вечернее богослужение – в 16.00.

Воскресенский женский монастырь (Муром)

Монастырь Мурома находится лишь в 10 минутах ходу от Троицкого и Благовещенского монастырей, но в нём совсем другая жизнь.

Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднён, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

Возобновлён монастырь Мурома в 1998 г., в нём около 10 сестёр. Службы проходят в Воскресенском храме (1658). В церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм (1658) живут сёстры. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. (Продолжением улицы Ленина является мост через овраг, перейдя который нужно после стадиона повернуть направо.)

Время работы: Богослужения. По будням литургия – в 7.00, по праздникам и воскресным дням часы – в 7.30. Вечернее богослужение – в 16.00.

Благовещенский мужской монастырь (Муром)

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.

Сегодня в монастыре совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время. К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками.

Адрес: Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 16

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

Адрес: ул. Лакина, 1, Муром, Владимирская обл., Россия, 602267

Телефон: +7 492 343-14-76

Электронная почта: e-mail: [email protected]

Храмы

Перед революцией в Муроме было 15 приходских храмов (не считая монастырских). Осталось 7, из которых действуют 4.

Николо-Набережная церковь (Муром)

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Телефон: +7 492 343-12-33

Свято-Вознесенский кафедральный собор (Муром)

Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.

В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм с прежним названием. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Московская 15а

Телефон: 8(49234) 2-28-39

Храм Космы и Дамиана (Муром)

Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Ока. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань.

Иван Грозный, пребывая здесь, дал клятву, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести каменные храмы над мощами его дальних родственников, а именно святых муромских князей Михаила, Константина, Петра, Федора, Февронии. Старинная летописная повесть под названием «Сказ о возрождении христианства в Муроме» повествует о том, что в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительные каменные церкви с белыми стенами.

Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Свято-Успенский храм (Муром)

Церковь Успения Божией Матери стояла на западной окраине дореволюционного Мурома. Согласно описи города 1636 года на Успенской улице стояло два деревянных храма: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и теплая церковь Богоявления Господня.По давней традиции, на Руси нередко строили рядом два храма: один – для лета, другой – для зимы. В основном храме (Успенском) богослужения проводились в теплое время года.

Находившаяся рядом Богоявленская церковь считалась зимней. Успенскую церковь посещали жители северо-западного конца города. В 1636 году в Муроме насчитывалось 20 таких рядовых церквей (не считая каменных и монастырских храмов). Поэтому неудивительно, что что скромная приходская церковь не отличалась ни богатством церковной утвари, ни внутренним убранством.

В 1790 году муромский купец Дмитрий Лихонин возымел желание построить вместо скромной деревянной церкви новый кирпичный храм, что и было сделано.Новая церковь имела два престола: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и второстепенный, в теплом приделе в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1829 году храм расширили устройством трапезы. В 1835 году после возведения невысокой колокольни Успенская церковь приобрела современный вид.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 41а

Телефон: 8(49234) 3-16-99

Проезд из Москвы

С Казанского вокзала Москвы в г.Муром – около 20 поездов в сутки. Время в пути – в среднем 4,5 ч. Удобных – утренних – нет, только ночные и дневные.

С Центрального автовокзала Москвы в г.Муром 2-3 рейса в день. В пути – 5-6 ч. Или до Владимира, оттуда 7 рейсов в день, 3 ч пути.

На машине по М7, после Владимира – Р72 (через Судогду). 318 км, 4 ч 50 мин пути.

Прочая информация

Куда дальше из Мурома

Вокзалы Мурома

Автостанция (напротив гостиницы Мурома «Русь»): (49234) 3-24-65.

Ж/д вокзал: (49234) 9-23-00.

Владимир

7 автобусных рейсов в день, 3 ч в пути.

Нижний Новгород

3 автобусных рейса в день, 4 ч в пути.

На машине по Р125 156 км, 2 ч пути.

Гороховец

3 автобусных рейса в день (на Нижний).

На машине по Р76 до М7, затем 8 км по М7 в сторону Нижнего.

Путешествие в Муром по храмам, монастырям и святым местам

Во Владимирской области есть небольшой город – Муром, который славится многочисленными древними храмами, монастырями и святыми местами. Город этот необыкновенный! Попадая в него, точно окунаешься в атмосферу древности, попадаешь в сказку из детства. Ритм жизни здесь спокойный и размеренный, поэтому оставаться в городке, вдали от суеты, хочется как можно дольше. Красота пейзажей и архитектура, которая отлично сохранилась с древних времен, завораживают!

Мое пребывание здесь продлилось всего три дня, но даже за такой маленький срок город успел полюбиться, сюда хочется возвращаться снова и снова.

Самостоятельное путешествие в Муром

Поездка моя была самостоятельной и спонтанной. Готовясь к экзамену по древней литературе, я читала повесть о Петре и Февронии Муромских. История благоверных вряд ли оставит кого-то равнодушным, меня очень заинтересовала. Как только я сдала экзамены, купила билет до Москвы, а оттуда добралась поездом до Мурома.

Ехать от столицы около пяти-шести часов. Несмотря на то, что в дороге я очень устала, первым делом захотелось отправиться по святым местам и достопримечательностям. А посмотреть здесь есть на что!

Культура семьи и верности

Необычайной красоты Свято-Троицкий женский монастырь виден издалека. Не составит труда найти его, так как любой горожанин расскажет, как пройти к монастырю. К слову, люди здесь очень добрые, улыбчивые и отзывчивые, что усиливает ощущение того, будто ты попадаешь в сказочные времена. Я заметила, что здесь много влюбленных парочек, семей и детишек.

Жизнь сердца – это любовь, а смерть его – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования. Иоанн Кронштадтский.

Жители города как будто единогласно поддерживают культ семьи и верности. Из-за чего городской менталитет вызывает у приезжих туристов, вроде меня, удивление и восторг. Здесь хочется оставаться долго, такой светлый и чистый город!

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Основал его купец Тарасий Цветнов в 1643 году. Ранее здесь был собор Бориса и Глеба, затем открыт Свято-Троицкий храм. С момента основания купцом монастырь пребывает в неизменном виде, украшен коваными золочеными крестами.

Святые Петр и Феврония

Я не ехала сюда с целью просить любви у святых, но основной целью моей поездки был Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они почитаются в России как покровители семьи и брака. Когда я попала внутрь монастыря, и вошла в храм, стали происходить необычные вещи, к которым я обычно отношусь скептически. Я сообщила всего лишь нескольким людям, что поеду в Муром. Конечно, меня попросили за них помолиться, поставить свечи и заказать молебен.

Мощи святых Благоверных князя Петра и княгини Февронии

Женский монастырь в Муроме

Я держала в голове несколько имен, но когда стала молиться, в памяти начали вплывать имена тех, с кем я много лет не общаюсь и даже не вспоминаю о них. Или тех, кто не является мне близким, но если подумать, именно эти люди нуждаются в любви больше всех. Например, почти десять лет одна из моих знакомых страдает от безответного чувства, другая никак не может выйти замуж, несмотря на то, что уже «возраст такой». Мне вспомнилась совсем недавно образовавшаяся семья, где влюбленные перед браком вынуждены были жить в разлуке несколько лет.

Эти истории просто были в моем сознании, но удивительным образом только самые нужные имена стали появляться в тот момент. Ну и конечно, я попросила достойных женихов своим подружкам, и себе, теперь за наше будущее я спокойна.

Бог ведет нас верной тропой. Мы, православные, верим ему, доверяем себя, свою жизнь. Поэтому мы под надежной защитой. Тихон Шевкунов, Несвятые святые.

Мощи святых Петра и Февронии Муромских

Я побывала на двух службах, но почему-то никак не решалась приложиться к мощам святых. Ведь мне пришлось проделать такой путь, я так мечтала об этом! Мне все казалось, момент должен быть особенным, торжественным, я не решалась просто взять и подойти. Когда я все же собралась с силами, меня захлестнуло чувство облегчения, что это произошло. Я приложилась к мощам святых и могу с осознанием завершенного дела отправляться дальше. Несколькими минутами позже в храм вошли паломники.

И тут вдруг сказали, что храм закрывается до вечера, к святым могут приложиться только незамужние и неженатые. Подумать только, неизвестно, сколько они проехали, какой путь проделали, но даже не приложились к мощам святых..

И с этими мыслями отправилась в Свято-Благовещенский мужской монастырь, который находится неподалеку.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Был построен в 1553 году Иваном Грозным при походе на Казань. Позднее его разрушали и грабили поляки, поэтому на протяжении последующего времени обитель год за годом восстанавливали. В монастыре покоятся мощи святого Василия Муромского.

Мое впечатление от монастыря было иным, нежели при входе в Свято-Троицкий монастырь. Здесь, в Благовещенском монастыре, намного больше паломников и прихожан. Возле монастыря множество автобусов и машин, у входа даже устроили ярмарку. Обрамляет монастырь громадная каменная стена с угловыми башнями, завершающими внешний облик архитектуры храма. Монастырь, на удивление, отлично сохранился, несмотря на то, что в 1979 году сильно пострадал от сильного пожара, уничтожившего город.

Свято-Вознесенский храм

Николо-Набережный храм, прямо на берегу Оки

Спустя семь лет в Благовещенском храме был установлен новый иконостас в стиле барокко, который и сейчас сохранился в том же виде. Стоит отметить, что старинный иконостас, как и все внутреннее устройство храма, поражает и завораживает своей роскошью и грандиозностью. На него невозможно не обратить внимания. Возникает огромное желание долго и детально все рассматривать. Это еще одна причина, по которой за пару дней Муром не осмотришь.

Все время пребывания в Муроме я приходила сюда каждый день, а также посетила Свято-Вознесенский храм и Николо-Набережный храм, который стоит прямо на берегу Оки. И самый заметный в городе, так как видно его отовсюду. Но каждыйиз здешних храмов особенный. Все из них мне не удалось обойти, но я очень хочу вернуться, чтобы посмотреть это достояние Русской Православной Церкви. Эти места по возможности нужно посетить каждому верующему, поездка в Муром останется в памяти надолго.

Секреты женского благочестия

А мужчины, глядя на таких женщин, становятся неспособными контролировать свои чувства и просто превращаются в неудачливых слабаков, привыкших винить других в своих проблемах и склонных к употреблению интоксикаций. Эта культура безбожия, разврата и невежества лишает всё общество процветания и подрывает сами основы существования человеческой цивилизации.

Хочу заранее предупредить, что эта статья предназначена в первую очередь для женщин. То есть не стоит мужчинам читать эту статью с целью предъявлять требования и претензии к своим жёнам. Начинать необходимо всегда только с себя самого. Настоящего духовно сильного мужчину окружают именно благочестивые и смиренные женщины, умеющие хранить свою чистоту и красоту. Поэтому, обращаясь к мужчинам, которые всё же из-за своего непреодолимого любопытства дочитали статью до этого места, хочу сказать: начинайте с себя!

Женщина — это олицетворение Лакшми, богини удачи и процветания, супруги Всевышнего Господа Нараяны.

Сейчас мы поговорим о роли женщины в формировании здоровой семьи и здорового социума. Нельзя недооценивать силу женского целомудрия и благочестия, потому что именно от этих её качеств в основном зависит здоровая атмосфера в семье и в значительной степени материальное процветание и духовные устремления во всём обществе. Женщина – это олицетворение Лакшми, богини удачи и процветания, супруги Всевышнего Господа Нараяны. Целомудренная и смиренная жена приносит своему мужу славу, удачу, богатство, даёт ему такие качества как терпение, целеустремлённость, хорошую память и сильный разум. И, соответственно, наоборот: неблагочестивая, распутная, склочная женщина, имеющая склонность критиковать своего мужа, своими собственными руками уничтожает благую удачу в судьбе своего мужа, сына и всех мужчин, которые её окружают. Женщина способна благословлять или осквернять только одной своей внешностью, поэтому для неё крайне важно правильно выглядеть и правильно себя вести.

Внешность

Веды описывают, что когда чужой мужчина видит оголённые части тела женщины, кроме её лица, рук и живота, то она теряет свою психическую силу, энергию Лакшми. Демонстрирование оголённых ног, спины и более интимных мест женщины в цивилизованном обществе неприемлемы, так как это разжигает вожделение у окружающих мужчин и лишает их силы разума. Из всех мужчин только муж и грудной ребёнок могут видеть женщину обнажённой.

Женщина способна благословлять и осквернять одной своей внешностью, поэтому для неё крайне важно правильно выглядеть и правильно себя вести.

Есть также ещё некоторые рекомендации в отношении женской внешности. Например, предпочтительно для женского здоровья носить длинные юбки, платья, сарафаны или сари. Штаны, брюки и джинсы негативно влияют на детородные функции женского организма и способствуют проблемам с мочеполовыми функциями женщины.

Не рекомендуется стричь волосы коротко, так как они обеспечивают психо-эмоциональные функции, делают женщину чувствительной и восприимчивой к тонким проявлениям любви. Если женщина носит короткую причёску, то она начинает чувствовать себя менее защищённой и её поведение становится более грубым и мужественным (часто женщины склонны срезать свои волосы после каких-то эмоциональных потрясений или сильных переживаний, подсознательно пытаясь избавиться от накопившейся тяжёлой энергии). Также рекомендуется заплетать волосы в косу или убирать в причёску, то есть не носить на публике распущенные волосы, так как это тоже способствует увеличению вожделения, а также накоплению в тонком теле чужих мыслей и эмоций.

Благочестивая женщина не должна вообще вызывать сексуальное желание у посторонних мужчин, наоборот, она должна вызывать восхищение её красотой и качествами. Женщина, которая стремится вызывать сексуальное желание, оголяя интимные части тела и подчёркивая тем самым свою доступность, сама себя обесценивает в глазах мужчин. Такая женщина не может рассчитывать на сильного благочестивого мужа, счастливые взаимоотношения в семье и уважение в обществе.

Следить за своей внешностью и красотой — это не прихоть женщины, а её обязанность, это то, что делает её здоровой.

Но бывает и другая крайность: часто случается, что обращаясь к духовной культуре, женщины перестают следить за своей внешностью, так как не видят больше необходимости быть привлекательной для мужчин. Но это называется отречением в страсти и лишь способствует ухудшению психологического состояния. На самом деле следить за своей внешностью и поддерживать красоту – это не прихоть женщины, а её обязанность, это то, что делает её здоровой. Я уже говорил, что своей внешностью женщина способна как благословлять, так и осквернять. Так вот, благословляет женщина именно свой благостной красотой и чистотой.

Тайная сила женщины

Сила женщины заключается в её слабости. Способность подчиняться мужу для целомудренной женщины – это также и власть над ним. Послушная жена и дочь всегда получает всё желаемое естественным образом. Но многие возмутятся: как же так? Если женщина всегда будет послушной и смиренной, то муж будет её обижать. Но обратите внимание на качества тех женщин, которых бьют и обижают их мужья. Есть ли там искреннее смирение и послушание?

Когда жена относится к мужу как к своему повелителю и господину, то он становится способным свернуть для неё горы, готов расти и развиваться, готов исполнить любую её прихоть.

Один из главных аспектов любви – это принятие другого человека таким, какой он есть, без претензий и требований к нему. Именно так жена должна принимать своего мужа, позволяя ему быть собой, выражать свои желания, иногда делать глупости и совершать ошибки, развиваться, в конце концов. И даже если ей приходится в чём-то проявлять силу, ни в коем случае нельзя демонстрировать это мужчине. Сильные и мужественные женщины не вдохновляют мужчин. Любой, даже самый хилый и слабый мужчина хочет чувствовать себя защитником и исполнителем желаний, и мудрая женщина позволит ему быть таким, даже если у него не хватает для этого силы и качеств. Когда жена относится к мужу как к своему повелителю и господину, то он становится способным свернуть для неё горы, готов расти и развиваться, готов исполнить любую её прихоть. Но если женщина начинает демонстрировать свою силу и самостоятельность, начинает упрекать мужчину в слабости, то он просто перестаёт её любить. От недостатка счастья в отношениях он начинает пить алкоголь, употреблять наркотики или заводит любовницу. Иногда чтобы доказать своей непокорной жене, что он всё-таки силён, такой мужчина может её и побить.

Женщина должна развивать свою женственность! Приобретение таких мужских качеств, как сила, власть, независимость делают женщин несчастными.

Качества благочестивой жены

Современная система школьного образования является упадочной и практически бесполезной. В ведические времена мальчиков и девочек обучали отдельно друг от друга по двум причинам. Во-первых, начиная с периода полового созревания, мальчики и девочки, если находятся вместе в одном помещении, становятся совершенно необучаемыми, так как сосредоточены исключительно друг на друге. Во-вторых, девочки должны обучаться тому, как быть благочестивыми жёнами, а мужчины, соответственно, должны получать образование больше связанное с внешней деятельностью. То есть предполагается, что всё-таки мужская и женская природа различны, и совершенно глупо не уделять внимание развитию правильных качеств как у мальчиков, так и у девочек.

Благочестивая и целомудренная жена всегда хранит чистоту как внешнюю, так и внутреннюю, то есть не только чистоту тела, но и чистоту помыслов и мотивов.

Итак, какими же качествами должна обладать женщина, которая приносит удачу и славу своему мужу и способна воспитать хороших сыновей и дочерей? Во-первых, естественно, такая жена умеет искусно выполнять все домашние дела. Во-вторых, такая жена дорожит своим мужем, больше своей жизни. В-третьих, никогда не нарушает клятвы, данные мужу. Также такая жена, будучи безраздельно преданной своему мужу, всегда остаётся верной ему. Благочестивая и целомудренная жена всегда хранит чистоту как внешнюю, так и внутреннюю, то есть не только чистоту тела, но и чистоту помыслов и мотивов. Такая жена старается всегда быть приятной своему мужу и своей внешностью, и поведением. И конечно же, хорошая жена – это правдивая жена.

Любая женщина, которая самоотверженно развивает перечисленные здесь качества, становится истинным проявлением богини Лакшми и способна вселить в своего мужа силу, уверенность и стремление к божественному.

Ваш Дионис АФОНИЧЕВ

Под руководством: монаха-санньяси, носителя ведического знания в цепи ученической преемственности Шри Шримад Бхактиведанты ШУДДХАДВАЙТИ Махараджа

Духовный учитель в цепи ученической преемственности Шри Шримад Бхактиведанта Шуддхадвайти Махарадж

Проект «Чистая Жизнь» в Новосибирске

Проект «Куда ведут Веды» в Новосибирске