Притча о минах
Содержание
Глава 19
1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма.
Лк.19:1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
Лк.19:2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
Лк.19:3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
Лк.19:4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф. 20:29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом.
«Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – εἰς ἔμπροσθεν, а по Textus receptus – просто ἔμπροσθεν).
«Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое.
«Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δί ἐκείνης, но предлог διά здесь лишний, его нет в лучших кодексах.
Лк.19:5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
Лк.19:6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве.
«Сегодня надобно Мне быть…» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «быть» с Ин. 1:39).
Лк.19:7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
«Все» – гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа при входе.
«Зашел» – точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (εἰσῆλθε καταλῦσαι).
Лк.19:8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.
«Обидел» (ἐσυκοφάντησα), т.е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.
«Вчетверо». Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного (Исх. 22:1).
Лк.19:9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
«Сказал ему» – правильнее: в отношении к нему, Закхею (πρός αὐτόν), обращаясь при этом к Своим ученикам и к бывшим в доме гостям.
«Дому сему», т.е. всей семье Закхея.
«И он сын Авраама», т.е., несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию. О его нравственном достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает мысль, что Закхей действительно принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».
Лк.19:10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м стихе. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Мф. 18:11).
Лк.19:11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея (Мф. 25:14–30) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу.
Лк.19:12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27).
Лк.19:13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф. 25:14).
«Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23. Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24. Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25. В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство.
«Употребляйте их в оборот», т.е. заведите на них торговлю.
Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования.
Лк.19:14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев.
Лк.19:15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
(См. Мф. 25:19).
«Кто что приобрел» – правильнее: «кто что предпринял».
Лк.19:16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
Лк.19:17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
(См. Мф. 25:20–21).
Лк.19:18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
Лк.19:19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Лк.19:20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
Лк.19:21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
Лк.19:22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
Лк.19:23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
Лк.19:24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
Лк.19:25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
Лк.19:26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
(См. Мф. 25:22–29).
Лк.19:27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о своих врагах, о которых шла речь в 14-м стихе.
«Избейте предо мною» – образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.
Притча, таким образом, касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так – и это главный ее предмет – будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом Царстве.
Лк.19:28. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
Лк.19:29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
Лк.19:30. сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
Лк.19:31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
Лк.19:32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
Лк.19:33. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
Лк.19:34. Они отвечали: он надобен Господу.
Лк.19:35. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
Лк.19:36. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
Лк.19:37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
Лк.19:38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком (Мк. 11:1–10; ср. Мф. 21:1–16). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения.
«Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди (ἐπορεύετο ἔμπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк. 10:32).
«К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» (ἐλαιῶν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2).
«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу.
«Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова.
«Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом.
«Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна (Ин. 12:13).
«Мир на небесах и слава в вышних!» Этими словами у евангелиста Луки заменено восклицание «осанна в вышних» (Матфей и Марк). Он, так сказать, разделяет «осанну» на два восклицания: «мир на небесах», т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через Мессию, и затем «слава в вышних», т.е. Бог будет прославлен за это Ангелами в вышних, на высоте.
Лк.19:39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
Лк.19:40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
Лк.19:41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
Лк.19:42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
Лк.19:43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
Лк.19:44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Этот раздел находится только у евангелиста Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал – заплакал о нем громко (ἔκλαυσεν ἐπ´ αὐτήν, а не ἐδάκρυσεν, как при гробе Лазаря, Ин. 11:35).
«Если бы и ты…» (стих 42). Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Евфимий Зигавин). «К миру» или к спасению Иерусалима должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованного Мессию (ср. Лк. 14:32).
«И ты» – подобно Моим ученикам.
«В сей твой день», т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения.
«Ныне…» Т.е. но при настоящих отношениях это невозможно, Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (ἐκρύβη указывает на Божие определение, ср. Ин. 12и сл.; Рим. 11и сл.).
«Ибо придут на тебя дни…» (стих 43). Господь только что сказал, что от иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на кару, несомненно ожидающую этот народ.
«Обложат тебя окопами». Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною.
«Разорят тебя» (стих 44) – точнее: «сровняют тебя с землей» (ἐδαφιοῦσι).
«Побьют детей твоих в тебе». Город в Священном Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. 2:23; Ис. 31:8), а поэтому под детьми нужно понимать обитателей города.
«Времени посещения твоего», т.е. определенного момента времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τόν καιρόν τῆς ἐπισκοπῆς – ср. 1Пет. 2:12).
Лк.19:45. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
Лк.19:46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
Лк.19:47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
Лк.19:48. и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком (Мк. 11:15–17) и отчасти – с Матфеем (Мф. 21:12–13).
«И учил каждый день в храме». Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк (Мк. 11:17).
«Неотступно слушал». Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.
Притча о верном слуге
(Яна Лёйкена конец XVII — начало XVIII века, из библии британского художника миниатюр
Роберта Бойера)
Притча о верном слуге (или Притча о хозяине дома) это притча Иисуса которая содержится в трех из четырех канонических Евангелиях Нового Завета: Матфея (Мф. 24:42-51), Марка (Мк. 13:33-37) и Луки (Лк. 12:35-48) — которые часто называют Синоптическими, поэтому она очень важна для верующих. Также содержится в неканоническом Евангелии от Фомы. В притче говорится о скором пришествии Христа, час которого не определён, поэтому необходимо соблюдать бдительность.
Повествование
В Евангелии от Луки притча выглядит следующим образом:
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Петр: «Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?»
Господь же сказал: «Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
— ( Лк. 12:35-48)
Интерпретация
Притча представляет собой последовательный ответ на вопрос заданный в Евангелии от Матфея:
Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
— (Мф. 24:3)
В эту последовательность включается Притча о смоковнице (Мф. 24:32-35) и Притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). Притча о десяти девах усиливает призыв о неподготовленности ко второму пришествию Христа. Эти притчи имеют аналогичные, эсхатологические темы: готовность к судному дню и концу света.
В Евангелии от Матфея, притча начинается с запрета: «Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42). Этот запрет также содержится в Евангелиях от Марка (Мк. 13:35) и Луки (Лк. 12:37, Лк. 12:39). Другими словами, «ученик должен оставаться готовым к пришествию Господа, сохранять бдительность и бодрствование на своём посту». Это указывает на признаки того, что будет второе пришествие Иисуса, точное время которого неизвестно. В начале притчи говорится о небесном банкете и напоминает Притчу о десяти девах в Евангелии Матфея, которая следует за Притчей о верном слуге.
Вторая часть притчи содержит предупреждение, что многое будет требоваться от лица, которому было многое дано (Лк. 48). Христианский богослов Дж. Дуайт Пентиксот (J. Dwight Pentecost) пишет, что эта притча: «подчеркивает, что данные привилегии влекут за собой ответственность, а ответственность влечет за собой подотчетность». Особенно это относится к религиозным лидерам.
В 2008 году Бенедикт XVI, в своей проповеди говорил, что мы должны молиться, как учит Святой Марк: «Мы готовимся к пришествию Христа… Будьте осторожны … Иисус сказал об этом в краткой притче о хозяине дома, который не знает, когда он вернется (Мк. 13:33-37). Поэтому следуете за Господом и выбирайте любовь, так как он выбрал любовь и всей своей жизнью соответствовал ей».
Свидетели Иеговы определили слугу, в роли своего Управляющего органа, которое распространяет духовную пищу для последователей Христа. Они трактовали слугу в притче как «верного и благоразумного раба». Этот термин они используют в качестве главной концепции своей центральной системы. А под своей доктриной подразумевают группу помазанников христиан, которые работают под непосредственным контролем Христа. Доктрина была сформулирована 1881 году Чарльзом Расселом. Затем, основанная им организация — Общество сторожевой башни высказалась, что слуга это не один человек, а несколько людей помазанных единым духом Христовым. В 2012 году общество заявило, что раб ими понимается как синоним Управляющего органа, представляющий собой небольшую группу помазанных старейшин, которые работают в мировой штаб квартире религии.
Гимн
Притча является темой для нескольких гимнов, в том числе гимна середины XVIII века «рабы Господа», английского гимнописателя Филипа Доддрайджа (Philip Doddridge). Гимн заканчивается такими словами:
Христос распространяет банкет, Со Своей королевской стороны, И поднимает голову, своего верного слуги, На фоне ангельского группы. > См. также
- Притча о работнике, пришедшем с поля
- Притча о брачном пире
- Притча о десяти девах
Примечания
До Христа, ветхозаветные |
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Новозаветные, их отношение к проповеди Христа о Царстве Божьем |
1/ подготовление Царства в Ветхом Завете (6) |
2/ основание и распространение Царства на земле (5) |
3/ разные условия Царства на земле (21) |
Притча хозяин и раб
Что есть у мудрого? Конечно же дорога.
Сиянье звёзд в ночи над головой.
Учение, идущее от Бога,
И время для свидания с Землёй.
Он знает то, что разум есть творящий,
Он осмысляет единение всего,
Он понимает то, что целое рождается,
Из целого, конечно, самого.
Он постигает эти три закона,
Как безграничную любовь Творца.
Осознаёт он Землю общим домом,
Хранит тепло небесного отца.
Постигни тайну времени вне времени,
На звёзды глядя, что ты видишь в них?
Возможно, только света отражение,
Или родник, что есть и в них самих?
Однажды Заратустра шёл дорогой,
Что в городишко небольшой вела.
Войдя в него, увидел он с порога,
Как палкою хозяин бьёт раба.
— Кто приказал тебе его дубасить?
Он тут же у хозяина спросил.
Тот от усердия разгорячён, лицом был красен,
Несчастного с остервененьем бил.
— Тебе то что за дело, ты, бродяга?
Иди своей дорогой, не мешай!
Свободным не указ и в ихней власти,
Когда им бить рабов, за что и как!
Побитый раб стонал и тёр ушибы,
На Заратустру он с укором поглядел.
Мол, «ну зачем влезаешь в волокиту,
Хозяин в ярости не часто метит в цель.
А коль не всю сейчас он выльет злобу?
То завтра, может, будет бить вдвойне?
Эх…шёл бы путник ты своей дорогой,
Оставь скорее нас наедине!»
Хозяин разогнулся отдышаться:
— Сей раб в подвале выпил всё вино!
А я гостей позвал к себе собраться,
Стал угощать, а пить — сухое дно!
Теперь, конечно, будут все смеяться,
Подумают, что был я скуп.
Или похуже, будут издеваться,
Что развлекаю только видом пьяных слуг!
— Заметь, но и никто теперь не скажет,
Что добр ты к слугам и рабам.
А тот кто приказал побить его за кражу,
Теперь уж над тобой смеётся сам!
Чего ж своей ты яростью добился? —
Беззлобно улыбнулся Заратустра.
— Ушли уж гости дальше веселиться,
Твой раб избит, и в бочках так же пусто.
Раба хозяин закипел от злости,
На Заратустру злобно зарычал:
— Я и тебе переломаю кости,
За то что ты зарвавшийся нахал!
Или сейчас же ты, сию минуту,
Укажешь, кто мне драться приказал —
Иль разозлил меня ты не на шутку,
За то, что взял при людях оболгал!
— Что ж, хорошо, — ответил Заратустра,
Но справедливости закон велит,
Коль докажу тебе, что раб ты хитрой шутки,
То своего раба ты обязуйся отпустить.
Ведь раб рабами не имеет права,
Ни править, ни глумиться, ни владеть.
Закон таков… — и взяв с дороги камень,
Мудрец просил хозяина смотреть.
И камень тот поднявши над дорогой,
Он просто пальцы медленно разжал.
И как положено законами природы,
Конечно, камень на дорогу вновь упал.
— Что скажешь, камень своей волей,
На землю в пыль дорожную упал?
Ведь я его всего лишь пОднял,
Как ты заметил, ни толкал и не кидал…
— Ты не смеши, наглея, незнакомец,
И дурака не строй, не трать же сил!
И не приписывай сюда природу,
Ты этот камень просто уронил.
— Не торопись, — сказал мудрец-бродяга,
Вновь камень взял и на телегу положил.
Что видишь ты? Не хочет камень падать?
Или телега ему просто не велит?
Когда сей раб вино твоё всё выпил,
Тем самым вызвал он твой гнев.
А гнев твой, словно повелитель,
За палку взяться тут же повелел.
Надеюсь, ты не будешь спорить,
Что гнев твой вызван действием раба?
Как камень этот моим действиям покорен,
Как ты сказал, упасть его заставил я.
Значит тебя, выходит, биться палкой,
Безмолвно вынудил, кто своей волей слаб.
Так что знакомься, мне не жалко —
Тебя заставил биться твой же раб!
Слуга тобой же управляет,
Вот тот, кто тебе бить и приказал.
Свободный человек сам за себя решает,
А ты, выходит, ещё больший раб!
Хозяин ошарашенно косился,
Руками голову схватив, в пыль так и сел.
Он вмиг прозрел, подумав — убедился,
Что путник прав и доказать сумел.
Толпа зевак, что спор сей наблюдала,
Смеялась — «посмотрите, вот дурак!
Вот так хозяин, что не понимает,
Как управляет ним его же раб!»
— О, горе мне! Откуда же ты взялся!
Хозяин на ноги придя в себя вскочил.
Да, признаю, ты хитрым оказался,
Не знаю как, но спор проигран…убедил!
Запутав меня хитрыми речами,
Лишил теперь и лучшего раба!
Теперь и все зеваки принимают,
Меня за глупого и злого дурака!
Да, был сердит я на него, не спорю!
Но как хочу — побью! Иль сам бы и прогнал!
Где справедливость? Кто поможет горю?
Ведь по закону спор я проиграл…
Теперь уж и толпа не веселилась,
А раб испуганно смотрел по сторонам.
Свобода, что вчера ещё лишь снилась,
Вмиг напугала…жить попробуй сам!
Он потеряет кров над головою,
Где он привык, что часто его бьют.
Но ведь порою, получив побои,
Порою здесь же и поесть дают!
Упал он ниц и закричал:»Хозяин!
Молю же, не гони! Я здесь привык!
Ты справедлив! Бываю избиваем,
Но иногда я это заслужил!»
Тут и толпа уж не на шутку обозлилась:
— Кто он такой, что взялся нас учить!
Как-будто бы мы сами тут не знаем,
Кого нам бить, иль как нам просто жить!
Нравоучений хватит с нас, довольно!
Пускай идёт, и скатертью дорога!
И Заратустра, улыбнувшись горько,
Взглянув на небо обратился к Богу:
— О, Господи! Ты видишь, что сегодня,
Я показал сим людям их свободу…
Что им дана по милости господней,
Огромный мир и вольная дорога!
Но словно камень, что не может без опоры,
Который в воздухе не может сам зависнуть,
Так и они «свободны» без свободы
И без хозяев и телег не видят жизни…
Печально…но прости им эту слабость,
Быть может кто-нибудь когда-нибудь проснётся…
И Заратустра с грустною улыбкой удалялся,
Дорогой пыльною, идя навстречу Солнцу…
Добавить комментарий