Притча о слепом
Содержание
Притча о слепом
Однажды слепой сидел на улице и просил подаяние. У его ног лежала табличка: «Я слепой. Пожалуйста, помогите!»
Мимо проходил человек, у которого не было денег. Но он нагнулся и подписал на табличке несколько слов. А вечером слепой принес домой полную шапку монет – столько ему никогда прежде не давали!
На следующий день слепой узнал своего благодетеля по шагам и спросил, что тот написал на его табличке.
— Ничего такого, что было бы неправдой, — ответил прохожий. – Я написал все то же, что и ты, но только немного иначе.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я ее не вижу».
Один мой знакомый, творческий, умный, начитанный и даже добрый человек, будучи в плену своих повседневных дел и профессиональной деятельности, среагировал на эту притчу мгновенно как на анекдот: «Вот что значит оригинально поставленная реклама, «промоушен».
Если же взглянуть на это глубже, то можно сделать другой вывод.
Почему у нас так мало сострадания инвалидам, больным, даже тем, которые лишены каких-то физических данных от рождения? Но стоит только представить, как обделен природой человек, не способный от рождения видеть, слышать или ходить. Как сужается для него объем красоты тварного мира и как мы не ценим и не размышляем над этим. У многих из них это компенсируется другим даром: талантом и душевной щедростью. Но все-таки задумайтесь: «Он не видел весны. Он не слышал маму. Он не ходил босиком по траве».
Глава 25. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре
Фарисеи считали себя непогрешимыми руководителями еврейского народа и истолкователями данного Богом закона; потому-то они с насмешкой и спросили у Иисуса: неужели и мы слепы? Объяснив им ответственность их за то, что они видя не видят, Христос в иносказательной, не сразу понятой ими, форме разъясняет им, что они не могут считаться добрыми пастырями народа, так как думают больше о своих личных выгодах, нежели о благе пасомых ими, и потому ведут их не к спасению, а к гибели. Для наглядности Он сравнивает народ со стадом овец, а руководителей народа – с пастырями этого стада. В восточных странах стада овец загоняли на ночь для охранения от воров и волков в пещеры или нарочно устроенные для того дворы, причем в один двор нередко загоняли стада, принадлежащие разным хозяевам; утром привратники открывали пастухам двери двора, пастухи входили в них, отделяли свои стада от чужих, называя своих овец по именам, и выходили на пастбища; овцы узнавали своих пастухов по голосу и виду, слушались их и выходили за ними. Воры же и разбойники не смели войти в охраняемые стражею двери двора, а перелезали тайно через ограду. Все это было прекрасно известно фарисеям. И вот, беря такой общеизвестный пример, Христос говорит: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазить инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10, 1–5).
Фарисеи не поняли Иисуса; впрочем, мысль, положенная в основу этого иносказания, не была еще Им высказана вполне, и потому Он, продолжая Свою речь, сказал: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам… кто войдет Мною, тот спасется (Ин. 10, 7, 9).
Теперь стало ясно, что Он говорит об основанном Им на земле Царстве Божием, Царстве людей, соединенных верою в Него и любовью к ближним. Это Царство Он уподобляет двору овец; но так как во двор надо пройти через двери, а в Царство Божие можно войти не иначе, как уверовав в Него, то Он и называет Себя тою дверью, которая ведет в это Царство.
Но Он не только дверь, Он – Пастырь. Он вывел Своих овец из старой ограды Моисеева закона и зовет их к Себе; они идут за Ним, и Он, как Пастырь добрый, ведет их к блаженству вечной жизни, и любовь Свою к ним доказывает тем, что жизнью Своею жертвует за них. Пастырю доброму Иисус противопоставляет воров и разбойников, которые думают только о том, как бы поживиться на счет овец, а также наемника, которому овцы не дороги, который не любит их и думает только о своем личном благополучии. Ворами и разбойниками Он называет всех лже-пророков, лже-мессий, наемниками – фарисеев и подобных им мнимых руководителей народа, а волком – диавола.
Но Христос пришел не для того только, чтобы вывести евреев из ограды Моисеева закона и привести в Царство Божие; Он пришел спасти весь мир, всех людей, готовых уверовать, к какой бы народности они ни принадлежали, и всех их объединить новым законом любви. Вот почему, говоря о Себе как о Пастыре добром, Он тут же счел нужным вновь рассеять ложные понятия евреев о Мессии как исключительном Царе Израилевом. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16).
До пришествия Христа можно было делить все народы, населяющие землю, на евреев, поклонявшихся Истинному Богу и составлявших поэтому избранное стадо, и язычников, поклонявшихся идолам. Слова Иисуса, что будет одно стадо и один Пастырь, доказывают, что отныне евреи перестают быть исключительным, избранным стадом Божиим, – что в это избранное стадо будут привлечены и язычники, овцы… не сего двора, и таким образом составится одно разноплеменное стадо под главенством одного Пастыря – Христа. Такая мысль, заключающаяся в приведенных словах Иисуса Христа, ясна и не вызывает никаких возражений.
Но, спрашивается, можно ли развивать эту мысль шире? Следует ли считать, что со временем все без исключения человечество, вмещающее в себе все народы земли, войдет в это одно стадо, – что вне этого стада других стад не будет, и что, следовательно, все люди будут признавать своим Пастырем Иисуса Христа?
Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии, в изречениях Иисуса Христа. Говоря о кончине мира и предстоящем втором пришествии Своем, Христос сказал: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14; ср. Мк. 13, 10). Это изречение Иисуса Христа приводит к заключению, что до кончины мира всем народам, населяющим землю, будет проповедано Евангелие, то есть будет дана возможность познать истинного Бога и Его волю, но все ли они полюбят Бога и все ли будут творить волю Его, то есть все ли объединятся в одну дружную семью, одушевленную любовью к Богу и друг к другу, – этого (по мнению некоторых толкователей) из приведенных слов Иисуса вывести нельзя; предстоящее же разделение при окончательном Суде на праведников и грешников не только всех воскрешенных для того, но и тех, которые доживут до того времени, наводит этих толкователей на мысль, что и к кончине мира все человечество не составит единого стада, овцы которого были бы послушны голосу своего Пастыря.
С таким мнением нельзя, однако, согласиться. Мысль о едином стаде и едином Пастыре заложена, так сказать, в сердца людей при самом создании их и поддерживалась в сознании лучших представителей рода человеческого в течение всего, весьма продолжительного, времени существования его. Мысль о том, что над людьми царит Сам Бог, волю Которого они должны исполнять как безусловно обязательный закон, освещает всю ветхозаветную историю. Основные законы Божий (люби Бога, люби ближнего и трудись!) даны были еще первым людям59; в них – вся правда Божия, и ими должны были определяться все взаимные отношения людей. И если бы люди действительно управлялись этими законами, то давно уже составили бы единое стадо с единым Пастырем, то есть тот рай земной, то Царство Божие, которое и составляет назначение земной жизни человечества. Но люди созданы существами свободными; они могли подчиняться воле Божией, выраженной в этих законах, могли и противиться ей. Поняв дарованную им свободу в смысле противления всякой чужой воле, а следовательно, и воле Божией, люди, не замечая того, стали слепо исполнять иную волю, волю злую, восстанавливающую их друг против друга, разъединяющую их и тем препятствующую им сплотиться в единое дружное стадо с единым Пастырем. Не замечая этого подчинения, человек думал, что творит свою волю, делает то, чего сам хочет, и потому стал считать свои желания высшим для себя законом, а удовлетворение их – смыслом своей жизни. И прошло так множество лет, и люди падали нравственно все ниже и ниже. Забыв волю Божию, выраженную в Его вечных и неизменяемых законах, они не понимали цели человеческой жизни и не видели в ней никакого смысла; лучшие же представители язычества дошли до отчаяния и считали, что единственное счастье человека заключается в возможности прекратить самоубийством свою бесцельную и бессмысленную жизнь. Но смутное воспоминание о той счастливой поре, когда люди блаженствовали, ни в чем не нуждаясь (присущее почти всем народам, населяющим землю), скорбь об утрате этого блаженства и мечты о наступлении золотого века, о возврате потерянного рая, – все это приводило людей с душой, не погрязшей в мелочах будничной жизни, к сознанию, что так дальше жить нельзя и что должен явиться Человек, Который обновит падший мир; и ждали Этого Человека с востока. Вдохновляемые Богом еврейские пророки вещали скорое наступление этого счастливого будущего. Пророк Исайя, громя в своих пламенных речах беззакония своих современников, утешал их, однако, что наступит то блаженное время, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их; и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку на гнездо змеи; не будут делать зла и вреда на святой горе» (Ис. 11, 1–10). Пророк Михей, говоря о той же счастливой поре, предсказывал, что когда люди «перекуют мечи свои на плуги, и копья свои – на серпы; не будет поднимать народ на народ меча, и не будет более учиться воевать; но каждый будет сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4, 1–4). И вообще лучшие люди того времени верили, что счастье будет возможно лишь тогда, когда мечи будут заржавлены, а плуги – блестеть; когда житницы будут полны, а больницы и тюрьмы – пусты; когда ступени храмов и школ будут стерты, а дорога к судам зарастет травой.
И вот, пришел Христос с благой вестью о том, что человек бессмертен, что кратковременная земная жизнь его есть подготовление к Жизни Вечной, что для этой Вечной Жизни люди будут воскрешены и после окончательного Суда над ними одни будут блаженствовать, а другие страдать, что удостоиться блаженства Вечной Жизни можно лишь исполнением воли Божией, что Бог требует от людей любви к Нему, Создателю, и ко всем людям, что благо человека не в угнетении ближних, а в постоянной помощи им, в любви даже и к тем, которых мы ошибочно считаем врагами своими, ибо врагов не должно быть, все должны быть братьями, друзьями…
Принося такую весть, Христос сознавал, что «не мир принес на землю, а меч», и что учение Его породит страшные раздоры между людьми, даже членами одной и той же семьи; но вместе с тем Он говорил Своим Апостолам в прощальной беседе Своей, чтобы они не смущались этим, так как победа за Ним обеспечена: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
Раньше Он говорил, что все народы земли услышат Его голос (то есть Его учение), и тогда настанет та счастливая пора, о которой вещали пророки и мечтали язычники, – тогда будет одно стадо и один Пастырь.
Спрашивается: можно ли сомневаться в истинности сказанного Господом о едином стаде с единым Пастырем после того, как Он сказал, что Он победил мир? В чем же другом могла бы выразиться эта победа, как не в объединении всех людей, населяющих землю, в одно стадо, в одно Царство Божие, в котором царит Сам Бог, и восстановить которое пришел Христос? Конечно, такое объединение людей в одно Царство Божие будет совершаться очень медленно, но оно уже совершается и, по слову Господню, совершится непременно. Много плевел растет и теперь на ниве Христовой, но, при дружных усилиях всех истинных учеников Христовых, плевел этих будет все меньше и меньше. Много земель еще не занято этой нивой; но Слово Божие сеется теперь и там, где даже нет благоприятных условий, и оно дает всходы. И пусть не говорят, что плевелы заглушат пшеницу! Хотя по временам плевелы и могут усиленно разрастаться и угнетать своим ростом пшеницу, но не надо забывать, что Слово Божие, как горчичное зерно, обладает чудесной силой вырастать в роскошное дерево, под ветвями которого не будет места для плевел. Конечно, если мы будем проповедовать, что люди никогда не объединятся в одну дружную семью, любящую Бога и друг друга, то этим мы отдалим возвращение людям потерянного рая; отдалим, но не воспрепятствуем исполнению воли Божией и осуществлению сказанного Христом. Не будем же сомневаться в истинности слов Господа; постараемся согреть сердца свои и ближних своих любовью, дабы в нас царил Бог мира и любви; будем, по мере сил своих расширять пределы Царства Божия; соединимся все в молитве и будем молить милосердного Создателя: да умолкнет дух злобы, вражды и человеконенавистничества, пожинающий ныне обильную жатву! Да воспламенятся сердца наши любовью к Нему, Отцу Небесному, и друг к другу! Да поможет Он нам сознать свою духовную нищету, свое нравственное бессилие и ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому мы должны стремиться! Да дарует Он нам силы расширять пределы Царства Его! Да будем все едино, и да будем едино с Ним! Да будем едино стадо с единым Пастырем!
Говоря о Себе как о Пастыре, отдающем жизнь Свою за Своих овец, Иисус сказал, что отдает Свою жизнь добровольно, что никто не отнимает ее у Него и отнять не может, что Ему принадлежит власть как отдать ее, так и вновь принять, и что власть эту Он принял от Отца Своего. Этими словами Он указывал на предстоящую Ему смерть, и, дабы ученики Его не могли отпасть от Него, видя Его на Кресте, Он наперед объяснил им, что без Его воли никто не может лишить Его жизни и что отдавая ее добровольно, Он имеет власть опять принять ее. Апостолам Своим Он уже не раз говорил, что воскреснет; этими же словами Он пояснил, что не будет воскрешен, а воскреснет Сам, в силу власти Своей опять принять жизнь, отданную за овец Своих.
От этих слов опять произошла распря между Иудеями, то есть между фарисеями, из среды которых, как сказано выше, некоторые уверовали в Иисуса как Мессию. Озлобленные враги Христовы говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? (Ин. 10, 20). Фарисеи же, уверовавшие в Иисуса, не соглашались со своими товарищами: это слова не бесноватого (говорили они); может ли бес отверзать очи слепым? (Ин. 10, 21).
На этом Евангелист Иоанн оканчивает повествование свое о пребывании Иисуса в Иерусалиме на празднике кущей.
- Актуальные обсуждения
- «Благочестивые» отговорки
- «Благочестивые» отговорки. Окончание
- «Благочестивые» отговорки. Продолжение
- «Бог в душе» — НЕ СПАСИТЕЛЬ!
- «Мы, христиане, – не от мира сего.»
- «Помяни мя, господи, во Царствии Твоем!»
- Cтать монахом на время поста
- «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях
- «Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19)
- «Концентрированное Евангелие» Беседа о Страстной седмице
- «Мы были такими же, как вы» Два взгляда на одну проблему
- «Надобно трудиться для каждого человека»
- «Пост дает возможность реализовать наивысшее право и свободу: право на святость и свободу от греха»
- «Человек – это звучит…»
- «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»
- «Я вас научу, как надо!» О лжепастырях и пастырских заблуждениях
- Аскетическая симфония
- Без Христа спасенья нет
- Бес, покоя лишающий. О борьбе с беспокойством
- Беседа о покаянном делании
- Беседа о Таинстве Крещения
- Бесстыдство изгоняет божественную Благодать.
- Библейский взгляд на причины и сущность болезней
- Благочестие показное и подлинное
- Богослужебное пение и музыка
- Борьба за пост
- Брак даёт шанс научится истинной любви
- Быть совершенным
- В надежде «спрятаться» от Бога
- В наших венах течет Христова кровь Беседа о Божественной литургии и Святом Причастии
- В наших сердцах Богу нет покоя. Беседа о вИдении своих грехов
- В разделе «Методика преподавания» размещен доклад С.Ю. Дивногорцевой «Православная педагогическая культура России: история и современность»
- В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
- В чем торжество Православия?
- Возможно ли следование Христу вне Церкви?
- Воля творить добро
- Вопросы об аде и рае
- Выбор веры
- Граница фарисейства — противопоставление себя окружающим
- День Обрезания Господня – это день Закона Божия
- Дни особого поминовения усопших
- Добродетели и пороки в семье
- Дорасти(ть) до пастырства
- Дружба, влюбленность, любовь
- Дружба: труд и подвиг
- Духовное бесплодие
- Духовные советы и пожелания румынских старцев на Рождество Христово
- Духовный опыт: истинный и ложный
- Евангелие о совершенном милосердии
- Евангелие — книга про каждого из нас
- Евангелие: правда о вечной жизни
- Если бы все, кто принимает крещение…
- Ещё немного о неофитских немощах
- Живая связь с Богом Пастыри о важности догматов Церкви
- Жизнь в тысячу рублей, или К чему приводит осуждение
- Закон и Благодать
- Закон любви
- Зачем Бог сотворил мир?
- Зачем становиться монахом.
- Значение церковнославянского языка для духовного образования
- Имеем ли мы право на обиду?
- Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
- Исповедь – не роман, а борьба
- К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
- К чему приводит компромисс с совестью
- Как быть с Ветхим Заветом как с Законом?
- Как вырастить счастливого ребёнка
- Как делиться пасхальной радостью с ближними
- Как добродетели превращаются в карикатуру
- Как мы будем жить после Пасхи?
- Как понимать заповеди блаженства
- Как правильно читать Библию
- Как праздновать Новый год и как встретить Рождество
- Как преобразить свой внутренний мир
- Как сохранить духовную ревность Великого поста в пасхальные дни? Ответы пастырей
- Как стяжать любовь к… ближним? Ответы пастырей
- Каким нужно быть алтарнику
- Каковы истинные ученики Христовы и сыны Воскресения
- Каяться нужно — в прошедшем времени
- Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
- Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней.
- Люди не постятся, потому что не знают смысла поста
- Маловажен ли малый грех
- Мамочкино богословие
- Мера поста
- Методические и практические рекомендации об организации воскресной школы
- Минимум кары и безграничность любви
- Миссия в большом городе Беседа с прот. Игорем Фоминым
- Можно ли быть счастливым без Христа?
- Можно ли верить снам?
- Молитва — не долг, а кислород души.
- Монастыри русского севера
- Монашество и жизнь в миру – единый путь
- Мораль и нравственность.
- Мы призваны к радости! Беседа с прот. Георгием Бреевым
- Мы христиане в теории
- Нападения на христиан
- Научиться вмещать милость Божию
- Не давать ничему ложной цены
- Не любить – противоестественно для человека
- Не только верить, но верить и служить
- Невежество и безразличие
- Непослушание – препятствие любви
- Нужно ли бояться собственного страха?
- О важности изучения церковной истории
- О внешнем виде христианина
- О выборе монашеского пути и мифах, связанных с ним
- О крещении без катехизации. Чему научил нас 1917 год
- О любви к ближнему
- О молитве на клиросе
- О поминовении усопших
- О последствиях греха
- О православном романтизме
- О реальной и мнимой грубости церковных работников.
- О свойствах Церкви и ее границах
- О Священном Предании
- О священстве.
- О семье и браке
- О судьбе
- О христианском отношении к собаке
- О Царстве Божием
- О чтении Священного Писания
- Об иконопочитании и почитании святых
- Об участии верных в Евхаристии
- Образ Отцовства небесного
- Община сегодня — это как костер в тундре
- Окно в горний мир
- Окунаться ли в крещенскую прорубь?
- Оправдание Авраама верой
- Освящение жилища
- Основа оглашения – Любовь, а не Закон
- Оставь ребенка в покое. Часть 1 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
- Оставь ребенка в покое. Часть 2 Беседа о воспитании детей и психологическом давлении
- Осуждение и греховность.
- От «попросить» до помолиться. О наших отношениях со святыми
- От крещения кровью до проверки временем
- От слов твоих…
- Ощутить в полноте пасхальную радость. Советы пастырей
- Пастыри о духовном родоначальнике русского народа
- Пасха в Евангелии и Апокалипсисе
- Пасхальная радость — дар и труд
- Патриарх Иосиф и бесплодная смоковница
- Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
- Подделка Церкви христианством
- Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
- Покаяние как любовь
- Полнота жизни в Церкви.
- Последняя заповедь блаженства
- Почему мы отпадаем от любви?
- Почему священство далеко от народа
- Почему со временем охладевает вера?
- Праведный Иов: образ надежды через страдание
- Правильное отношение к посту
- Правильное отношение к церковным проблемам
- Православие и современность
- Пребудьте в любви!
- Проблемма происхождения мира
- Пять правил о пасхальной радости По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит?
- Раб, наемник или сын?
- Размышление о собственных грехах
- Размышления о древних и новых мучениках
- Религия радости
- Рождественский пост в вопросах и ответах
- Рождество Христово в Евангелии — и в истории. Противоречит ли евангельский рассказ историческим данным?
- Рождество Христово: как ощутить радость праздника
- С самим собой собеседование
- Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим
- Самостоятельность влечет за собой ответственность
- Свобода совести и вероисповеданий
- Связь с Богом – фундамент нашей связи с ближним
- Святость – это не безгрешность и не совершенство
- Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 1
- Святые отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2
- Семейная жизнь и аскеза
- Сердце без тайности — пустая грамота
- Слава Богу за всё» Святитель Игнатий (Брянчанинов) о благодарности Богу
- Слово Божие всегда должно звучать в сердце
- Слушаться — значит любить
- Смысл анафемы
- Совесть как категория нравственного сознания.
- Современные христиане
- Сограждане святым и свои Богу
- Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи
- Стыдно грешить, а не каяться
- Уйди от меня, Господи…
- Участие в богослужении ― наша жизнь со святыми
- Христианская святость
- Христианство и экономика: дело не в «измах»
- Христос и «Я»
- Чаша двух Заветов
- Человек, если бы ты знал свою ценность!
- Человеческая воля
- Что значит: «люби ближнего своего»
- Что мешает нам прощать в прощенное воскресенье
- Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
- Чтобы не уйти…
- Широкое сердце Православия
- Язык Церкви для детей. Изучение церковнославянского — обогащение или проблема?
- Жития святых
- Авва Зосима Палестинский
- Апостол Андрей Первозванный
- Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит, Афинский, епископ
- Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ
- Апостол от 70-ти Кодрат Афинский и Магнезийский, епископ
- Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
- Благоверная Тама́ра Грузинская, царица
- Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский
- Благоверный князь Дими́трий Донской
- Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор
- Благоверный князь Яросла́в Мудрый
- Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая
- Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ
- Великомученик Гео́ргий Победоносец
- Великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
- Исповедник Иоа́нн Васильев
- Исповедник Иоанн Блинов
- Мученик Гавриил Фомин
- Мученик Димитрий Власенков
- Мученик Димитрий Спиридонов
- Мученик Иустин Философ
- Мученик Михаил Новоселов
- Мученик Никифор Зайцев
- Мученица Евдокия Сафронова
- Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)
- Мученица Пелагия Балакирева
- Мученицы Ольга и Феоктиста
- Праведный Алексий Мечёв, протоиерей
- Праведный Па́вел Таганрогский
- Праведный Фео́дор Ушаков, воин
- Праведный Филаре́т Милостивый, Пафлаго́нянин
- Преподобноисповедник Арефа (Митренин), иеромонах
- Преподобноисповедник Гаврии́л (Игошкин), архимандрит
- Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит
- Преподобноисповедник Ираклий (Мотях), схимонах
- Преподобноисповедник Лео́нтий (Стасевич), Михайловский, архимандрит
- Преподобноисповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит
- Преподобноисповедница Матро́на (Власова), инокиня
- Преподобномученик Валентин (Лукьянов), иеромонах
- Преподобномученик Филаре́т (Пряхин), игумен
- Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
- Преподобномученица Мария (Цейтлин), монахиня
- Преподобномученица Пелагия (Тестова), инокиня
- Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
- Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен
- Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев)
- Преподобный Антоний Великий
- Преподобный Варсонофий Оптинский
- Преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский, игумен
- Преподобный Дими́трий Прилуцкий, Вологодский, игумен
- Преподобный Ефрем Сирин
- Преподобный Зосима (Верховский)
- Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер
- Преподобный Иоа́нн Дамаскин, песнописец
- Преподобный Иоа́нн Рыльский
- Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский, игумен
- Преподобный Иов Почаевский, игумен
- Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен
- Преподобный Иосиф Оптинский
- Преподобный Исаа́к Сирин, Ниневийский, епископ
- Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен
- Преподобный Иустин (По́пович), Челийский
- Преподобный Кассиан (Иоанн Кассиан) Римлянин, иеромонах
- Преподобный Косма Маиумский, епископ, творец канонов
- Преподобный Макарий (Глухарев), Алтайский
- Преподобный Макарий Великий, Египетский
- Преподобный Макарий Оптинский
- Преподобный Максим Грек
- Преподобный Нектарий Оптинский
- Преподобный Нестор Летописец, Печерский
- Преподобный Паисий Величковский
- Преподобный Роман Сладкопевец
- Преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
- Преподобный Сергий Радонежский
- Преподобный Симеон Новый Богослов
- Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей
- Преподобный Феодосий Печерский, игумен
- Равноапостольный Николай (Касаткин), архиепископ Японский
- Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский
- Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси, чудотворец
- Святитель Антоний (Смирницкий), Воронежский, архиепископ
- Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник и песнописец
- Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
- Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ
- Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ
- Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ
- Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ
- Святитель Григорий Антиохийский, патриарх
- Святитель Григорий Нисский, епископ
- Святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский
- Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
- Святитель Иннокентий (Борисов), Херсонский, архиепископ
- Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов), епископ
- Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец
- Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
- Святитель Иоанн Тобольский (Максимович), митрополит
- Святитель Иоасаф Белгородский, епископ
- Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец
- Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ
- Святитель Кирилл Туровский, епископ
- Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский
- Святитель Лев I, папа Римский
- Святитель Макарий (Невский), Московский, Алтайский, митрополит
- Святитель Митрофан (в схиме Макарий) Воронежский, епископ
- Святитель Некта́рий Э́гинский, Пентапольский, митрополит
- Святитель Николай Мирликийский, чудотворец, архиепископ
- Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский
- Святитель Петр, митрополит Московский, всея России, чудотворец
- Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ
- Святитель Симеон Солунский, архиепископ
- Святитель Спиридон Тримифунтский, епископ
- Святитель Тара́сий Константинопольский, архиепископ
- Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
- Святитель Феофан, Затворник, епископ Вышенский
- Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
- Святитель Фотий, патриарх Константинопольский
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей
- Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские
- Священноисповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер
- Священноисповедник Владимир Хираско, пресвитер
- Священноисповедник Николай (Могилевский), Алма-Атинский, митрополит
- Священноисповедник Петр Чельцов, пресвитер
- Священноисповедник Сергий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер
- Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ
- Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
- Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер
- Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
- Священномученик Анатолий (Грисюк), Одесский, митрополит
- Священномученик Аркадий (Остальский), Бежецкий, епископ
- Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ
- Священномученик Василий Измайлов, пресвитер
- Священномученик Влади́мир Введенский, пресвитер
- Священномученик Владимир (Богоявленский), Киевский, митрополит
- Священномученик Владимир (Медведюк) и преподобномученица Татиана (Фомичева)
- Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ
- Священномученик Дионисий Александрийский, епископ
- Священномученик Евгений Васильев, пресвитер
- Священномученик Ермоген Московский и всея Руси, патриарх
- Священномученик Зинон Веронийский, епископ
- Священномученик Иларион, архиепископ Верейский
- Священномученик Илия Громогласов, пресвитер
- Священномученик Иоа́нн Честнов, пресвитер
- Священномученик Иоанн (Поммер), Рижский, архиепископ
- Священномученик Иоанн Кочуров, Царскосельский, пресвитер
- Священномученик Иоанн Фрязинов, пресвитер
- Священномученик Ипполит, Мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
- Священномученик Ириней Лионский, епископ
- Священномученик Константин (Голубев) Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика
- Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, мученик Алексий, пресвитер и мученик Алексий
- Священномученик Никола́й Розов, Петроградский, пресвитер
- Священномученик Николай Виноградов, пресвитер
- Священномученик Николай Восторгов, пресвитер
- Священномученик Николай Искровский, пресвитер
- Священномученик Николай Попов, пресвитер
- Священномученик Николай Тохтуев, диакон
- Священномученик Павел Добромыслов, Рязанский, пресвитер
- Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ
- Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
- Священномученик Поликарп Смирнский
- Священномученик Се́ргий Орлов, пресвитер
- Священномученик Се́ргий Рохлецов, пресвитер
- Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер
- Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит
- Священномученик Сергий Лавров, пресвитер
- Священномученик Сергий Мечев, пресвитер
- Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
- Священномученик Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ
- Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер
- Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский
- Сщенномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров
- Заблуждения и ошибки
- «Знамения на небе». Объяснение феномена НЛО
- «Отмененный» чемпионат
- 500 лет победе и поражению Мартина Лютера
- Cжигала ли Церковь книги?
- «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама» Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
- «Волшебные способы» и «чудодейственные таблетки»
- «Всё то, что говорили о христианстве неоязычники, – враньё» Беседа с бывшим неоязычником Иваном Лисковым
- «Исповеди бывших» — новая форма атаки на Церковь
- «Ищите Бога-Личность!» Интервью с отцом Серафимом Маджмударом
- «Небесное гражданство»: не будем самоуверенны
- «Нести свет во тьму, но самим не становиться тьмой…» Беседа с протоиереем Николаем Погребняком
- «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию
- «Я пришла к Православию, потому что это Христова Церковь». Беседа с бывшей мормонкой
- Авторитет Церкви и наша интеллигенция
- Актуальность симфонии Церкви и государства
- Апофеоз восточного папизма
- Атеизм в ассортименте
- Безумие нашего времени
- Берегись… игрушки!
- Бесы, или Почему не спасают «отчитки»
- Битва за семью – дело спасения мира
- Благовестие и прозелитизм
- Благодарность
- Благодатно ли инославное священство?
- Бог — изгнанник на земле
- Богословское осмысление вопросов экологии
- Божественный дар веры и атеистическое мировоззрение
- Братские отношения
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия
- Вавилонская башня нашего времени
- Вам кто-то «сделал»? Да это вы сами все сделали…
- Вера и естественнонаучное знание
- Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
- Вера и нравственность как основа научного познания
- Вечно юная и вечно древняя. Как меняется Церковь?
- Возвращаясь в покинутый дом: Православная жизнь в современной Германии
- Возможна ли реинкарнация?
- Воскресный листок. Неделя 27-я по Пятидесятнице
- Воспитать воспитателей в семье
- Встреча патриарха и римского папы
- Встреча современного Запада с восточной сотериологией
- Встреча учености и святости
- Выбор веры
- Гламур и наши дети
- Гражданский брак – не брак?
- Грех как форма любви
- Дата католической Пасхи
- Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов
- Демонизация детского сознания
- Диалог с атеистом
- Женщина спасается чадородием?
- Живет ли Бог в моей душе?
- Жить как хочется
- Зачем вы придумали Пасху?
- Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни
- Зачем нужны догматы?
- Иконография Святой Троицы. Можно ли изображать Бога Отца?
- Индульгениция или покаяние?
- Иноверие и инославие
- Интернет, вечность и Страшный суд
- Испытание Новым годом
- Истоки богохульства в современной культуре
- Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения
- История возникновения календарного вопроса.
- История есть Промысл Божий о каждой стране и каждом народе
- Как быть?
- Как вывести бытие Бога через понятие Бога?
- Как не попасть в секту
- Как относится к чудесам в других вероисповеданиях?
- Как относиться к ереси и еретикам
- Как пережить предательство?
- Как распознать секту и самому не стать сектантом
- Как чужому стать своим, а своему не стать чужим
- Как я перешел из католицизма в Православие
- Какое время – наше?
- Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей
- Кришнаиты как они есть
- Кто завяжет нам шнурки? Немного об околоцерковных суевериях
- Кто, когда и зачем нас крестил?
- Куда ведет погоня за Лилит?
- Культ наслаждения
- Курение – это грех? Ответы пастырей
- Латинское ложное учение о Деве Марии
- Лютеров догмат
- Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни
- Можно ли молиться вместе с католиками?
- Можно ли представить себе райское блаженство?
- Можно ли прощать не прощая?
- Можно ли совершать зло ради добра?
- Над мудростью эллинов и чудесами иудеев Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении
- Народные целители и их «молитвы»
- Неверие и суеверие.
- Недочеловечество
- Нужна ли православному христианину йога?
- Нужны ли Православию монашеские ордена?
- О богохульстве
- О браках с инославными
- О вере, неверии и нашем выборе
- О Воздвижении, толерантности и Юлиане Отступнике
- О добродетели, искаженной до неузнаваемости
- О злых духах
- О йоге и прочих восточных практиках
- О колдовстве и порче
- О крещении без веры
- О ложной ревности и внутрицерковной полемике
- О мнимой праведности
- О Православии и католичестве
- О Православном Предании и отступлении от Него
- О Предании Церкви и сектантских преданиях
- О предметности и продажности
- О предопределении
- О предопределении
- О протестантизме, католичестве и «латинском пленении»
- О различии между счастьем и удовольствием
- О хорошести без Церкви
- О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
- Об отношении Церкви к эстрасенсам и природе «паранормальных явлений»
- Огнем и мечом? Миф неоязычников о кровавом крещении Руси
- Одиночество: беда? вина? роскошь?
- Одному ли Богу поклоняются мусульмане и христиане?
- Ориген и либерализм в Церкви
- Осторожно, неоязычество!
- Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать
- Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь?
- Переход православных в ислам. Интервью диакона Георгия Максимова
- Плен многоликой Индии. Беседа со специалистом по истории религий протоиереем Олегом Корытко
- Повсеместное заблуждение о посте.
- Поиск истины, или Обретение истинной веры
- Пока есть время
- Полезна ли йога для бессмертной христианской души?
- Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского
- Помощь нашим усопшим
- Последний человек
- Почему не стоит бояться конца мира
- Правда без любви
- Православие и иконопочитание
- Православие или протестантизм?
- Православие – это прошлое и будущее Европы
- Праздник ли масленица?
- Празднование Пасхи.
- Праотец Авраам в христианской, иудейской и мусульманской традициях
- Причины неверия
- Прогулки по воде: как поверить в невозможное?
- Проповедь Евангелия Христова в современном мире
- Пророчества не от Бога.
- Протестантское отношение к кресту
- Протестантское учение о спасении только верой
- Пустота вместо счастья.
- Раскол как болезнь
- Рассказ об одном чуде.
- Реинкарнация: почему Православие не может её принять?
- Религия сильного человека: христианство или ислам?
- Сайентология — угроза миру
- Самое важное, что получает протестант в Православии, – это Церковь
- Сбваются ли астрологические прогнозы.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
- Святоотеческое учение о догмате и ереси
- Священное Писание – часть жизни Церкви
- Священное Писание, Церковь и наука
- Священное Предание
- Священное Предание и человеческая самодеятельность
- Смена языка для народа – это катастрофа. О сквернословии и не только
- Смерть, которой ждут.
- Современные иконоборцы
- Современный протестант
- Сознательное богохульство
- Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
- Стоит ли еврею креститься?
- Субкультура — не детские забавы
- Торжество Православия
- Ультиматум Церкви
- Учение о человеке в христианстве и неоязычестве
- Филиокве — это хула на Святого Духа.
- Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
- Хочешь обратить? Выслушай! Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
- Христианство и демократия
- Христос без Креста. Рассуждения о современном протестантизме.
- Церковные суеверия
- Церковь и всемирное государство.
- Церковь и проблема эвтаназии
- Что значит Воскресение Христа в нашей жизни?
- Что нужно знать о гаданиях на Святки?
- Что препятствует стать православным
- Что такое каббала?
- Что такое оккультизм
- Что Христос оставил людям
- Чудо: что это такое, и есть ли чудеса в наши дни
- Эволюционное мудрование
- Этот бесконечный конец света. Об адвентистах и их «пророчествах»
- Являются ли инославные членами Церкви?
- Яйца с образами О новом виде иконоборчества
Библия, изложенная для семейного чтения. Исцеление слепорожденного и притча о милосердном самарянине
Исцеление слепорожденного
Исцеление слепорожденного. Фреска Дионисия
Выйдя из храма, Иисус встретил слепого от рождения. Это человеческое несчастье, которое почиталось наказанием Божиим за грехи самого человека или родителей его, послужило лишь поводом к проявлению во всем блеске славы Господней.
«Ученики Его (Иисуса) спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин. 9, 2–7)
Это чудо возбудило всеобщее удивление, так как до этого времени многие знали слепого, сидящего при дороге и просящего милостыни у прохожих. И вот, стали спрашивать его, как открылись у него глаза? Слепой рассказал им, как все произошло.
— А где же Тот, кто исцелил тебя? — продолжали спрашивать слепого.
— Я не знаю, — отвечал тот.
Тогда повели этого бывшего слепца к фарисеям. Между тем это чудное исцеление совершилось в субботу. Фарисеи также спросили слепого, каким образом он прозрел, и, услышав ответ его и что это случилось в субботу, стали говорить, что «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря». (Ин. 9, 16–17)
— А ты сам что скажешь о Том, кто отверз тебе очи? — спросили опять слепого.
«Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп, и призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? как же он теперь видит?»
— Мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, — отвечали родители, — «а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе и скажет».
Так уклончиво отвечали родители слепого, боясь иудеев, которые уже сговорились, чтобы отлучать от синагоги тех, которые признают Иисуса за Христа.
Тогда снова призвали прозревшего слепца «и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он».
«Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». (Ин. 9, 24–41)
Иудеи предали слепого отлучению, как свидетеля чуда, совершенного над ним Иисусом. Но Господь не оставил это отлучение без Своего отзыва. Заговорив с фарисеями об овцах, которые входят во двор овчий лишь по голосу пастуха своего, «за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса», Господь вразумляет их, что Он есть «дверь овцам».
«Я есмь дверь, — говорит Он, — кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». (Ин. 10, 1–16)
Под видом этого изобилующего нежнейшей любовью доброго Пастыря первые христиане подразумевали Христа и особенно любили изображать Его под сводами катакомб. На Церковь, как хранилище учения Христова, налагается обязанность вводить во двор овчий через единственную Дверь овец всего мира, уверовавших в Него. Оставив Иерусалим, Иисус возвратился в Галилею.
Отправление на проповедь 70-ти учеников
В то время «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Вместе с тем Он предупреждает, что посылает их, «как агнцев среди волков», и произносит горькие укоры городам и селениям, где Его проповедь, сопровождаемая многими чудесами, не подействовала на слышавших и не содействовала общему исправлению. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! — взывает Он, — ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись». «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», — предсказывает Он необратившимся, жестокосердым иудеям. И строго утверждает, что слушающий учеников Его — Его слушает, а отвергающийся их Его отвергается; отвергающийся же Его отвергается Пославшего Его. (Лк. 10, 1, 3, 13, 15, см. 16)
Вместе с тем обещает, что «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Смысл в том, что Христа должно предпочитать всему близкому, самому дорогому, а не обязательно действительно удаляться всего, чтобы быть христианином. «Словами “кто оставит жену” Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки. “Мне кажется также, — поясняет святитель Иоанн Златоуст, — что Христос говорит еще здесь и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас этого требуют, говорит Господь, оставьте и жену, и отца”».
Когда посланные для поучения народа семьдесят учеников Иисуса возвратились и «с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем, то Он сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».
«И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
И обращаясь к народу, прибавил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Лк. 10, 17–24. Мф. 11, 28–30)
Притча о милосердном самарянине
В это время «один законник встал и, искушая Его (Иисуса), сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10, 25–29)
На этот вопрос отозвался Иисус притчей, как средством наиболее доступным и наиболее приспособленным по высокой простоте своей к мере разумения каждого человека. Сам Иисус Христос на вопрос учеников Своих, для чего говорит Он притчами народу, отвечал им: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (ср. Ис. 6, 9–10). Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». (Мф. 13, 11–16)
Итак, на вопрос законника: «Кто мой ближний?» — Иисус отвечал ему притчей о самарянине, наглядно объясняющей значение слова «ближний» тем, кто считал ближними только единоплеменников своих и с презрением относился к язычникам, самарянам и мытарям. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (спросил Иисус у законника). Он сказал: оказавший ему милость». «Иди, и ты поступай так же», — решил Иисус вопрос законника. (Лк. 10, 30–37)
Исцеление слепых
Исцеление слепорожденного
Глава из Закона Божия Серафима Слободского
Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: «пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.
Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»
Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».
Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»
Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Его спросили: «где этот Человек?»
Исцеленный ответил: «не знаю».
Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».
Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».
Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»
Исцеленный же сказал им: «Это Пророк».
Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».
Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»
Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».
Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
И выгнали его вон.
Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.
См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1–38.
***
Силоамская купель.
Яков Федорович Капков. 1845 г. Холст, масло. 139х179.
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Арт-сайт
В 1845 г. за исполнение программы «Силоамская купель» Яков Капков был награждён большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса.
***
Исцеление слепорожденного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись в аттике над северо-восточным пилоном.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
***
Исцеление слепорожденного.
Худояров Василий Павлович (1829/31-1892). 1860-1870-е. Холст, масло
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
www.christianart.ru
***
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.
Василий Суриков. 1888 г. Холст, масло. 162х107.
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры
(Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).
Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.
Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8:22-26), об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9:1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру».
Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картоны для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876 г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера.
Василий Иванович Суриков (1848, Красноярск — 1916, Москва) — выдающийся живописец. В 1867 г. красноярский губернатор направил ходатайство в петербургскую Императорскую Академию художеств о приеме талантливого мальчика учеником. В 1869 г. Суриков был принят в число вольнослушателей Академии. Его учебные работы неоднократно отмечались серебряными медалями и премиями. В 1875 г. ему присуждается звание классного художника 1-й степени. В 1876 г. он получает заказ на росписи в храме Христа Спасителя в Москве, завершенные в 1878 г. 1870—1880-е годы отмечены работой над самыми известными произведениями, составившими славу русского искусства. В 1881 г. его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок, с которым была связана вся его творческая деятельность. Последовавшие позже полотна, такие как «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», укрепили его положение первого исторического живописца. В 1914 г., за два года до смерти, им была написана картина «Благовещение». Умер художник в Москве в 1916 г.
М. Красилин. МДА
___
Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для того, чтобы оскорбить чувства фарисеев. А чтобы показать истинный смысл субботнего дня – дня, в который Господь почил от трудов Своих, вручив сотворенный мир заботе человека. Этот смысл заключается в том, что любовь к ближнему – и есть то, что превращает субботу в День Господень. Когда Суриков писал «Притчу о милосердном самаритянине», которой Иисус как раз и отвечает на вопрос: «Кто для человека ближний?», он как-то еще не думал об этом всерьез. А сейчас он совершенно отчетливо увидел, что у него есть Оля и Леночка, которым он теперь отец и мать, есть старенькая мама, есть Саша, наконец… и он всем им очень нужен. И Христос зовет его забыть себя. Как забыл себя бывший слепой, бесстрашно отвечавший иудеям, что Человек, исцеливший его, Пророк, хотя прозревший человек отлично знал угрозу фарисеев отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Христом.
В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог, наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да и я думаю, что она довольно равнодушна в деле веры».
А через несколько дней в Красноярск полетела вторая весточка. «Дорогие мои мамочка и Саша! Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна. Вот и разбери. А плюнуть придется на тех и других».
***
Исцеление двух слепых.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1888 г. Холст, масло, 182?141.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Матфея 9:27-30
***
Исцеление Христом слепых.
Константин Егорович Маковский. 1860. Бумага, акварель, графитный карандаш. 35 x 45 см
Частная коллекция
Исцеление слепорожденного.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
Исцеляющий Христос.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
В.Сурикова считают ясновидцем, он изображал свои ведения на холсте. Художник был не похожий ни на кого, свой творческий путь он прерывал на продолжительное время.
Работа «Исцеление слепорожденного» была первой картиной после длительного перерыва. В этой работе он передал все свое состояние души. Живописец утверждал, что полотно создал для себя, выплеснув эмоции, он пытался исцелиться после тяжелой потери жены.
На картине изображен Иисус, исцеляющий слепого. За плечом пророка видны лики любопытных, можно разобрать удивление на их лицах. Христос предстал в образе классическом для библейского сюжета, а вот его лицо очень похоже на славянский типаж. Слепой в смятении, на его лице отображен целый спектр эмоций.
Его пальцы на руках согнуты, он будто бы ищет трость или опору, ведь глаза его ничего не видят. Иисус выражает спокойствие, одной рукой он придерживает руку больного, а вторую положил ему на голову. Вся стать его выражает гармонию и уверенность.
Слепой наоборот, бьется в агонии, он потерян и совершенно неопределенный, он не верит в чудо, не смотря на желание прозреть. Живописец в образе слепого воплотил себя, а именно свое состояние. Он не мог очень долго прийти в себя и вернуться к жизни. В лице Иисуса выступает творчество художника, он исцеляется искусством. Картина вселяет веру в жизнь и бесконечную надежду.
Работу живописец выставил не сразу, он создавал ее для себя, исцеляя свою душу. Мастер осознал свою слепоту и беспомощность. Он должен был вернуться к жизни, исцеление давалось ему нелегко, необходимо было выпустить всех демонов и принять помощь пророка.
Удивление на лицах присутствующих было срисовано с реальных людей. Сначала всех поразил столь долгий траур, а потом возвращение к жизни встревожило немало знакомых мастера. Тем не менее мастер возродил себя.
Добавить комментарий