Притча о царствии небесном
Содержание
- Толкование Евангелия на каждый день года.Четверг 6-й седмицы по Пятидесятнице
- 12 притч: Христос о Царствии Небесном
- ПРИТЧИ О ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ
- 12 притч: Христос о Царствии Небесном
- Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)
- Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)
- Притча о плевелах (Мф 13:24-30)
- Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)
- Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)
- Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)
- Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)
- Притча о закваске (Мф 13:33)
- Притча о неводе (Мф 13:47—50)
- Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)
- Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)
- Притча о пшенице и плевелах (Мф. 13:24–30, 37–43)
- Притча о зерне горчичном
- Евангельский текст
- Толкование
- Примечания
Притча о пшенице и плевелах
Иисус Христос учил, что в Царстве Его на земле (т. е. в Церкви Христовой) до последнего дня мира будут находиться и грешники.
Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем.
Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел.
Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?»
Он ответил им: «враг человеков сделал это».
Слуги сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем выберем их?»
Но господин сказал им: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Ученики, оставшись наедине с Господом, просили Его объяснить им эту притчу.
Иисус Христос сказал:
Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (т. е. Сам Господь Иисус Христос).
Поле есть мир.
Доброе семя (пшеница) это сыны Царствия Божия, т. е. люди добрые, благочестивые, принявшие учение Христово.
Плевелы же — сыны лукавого (диавола), т. е. нечестивые, злые люди.
Враг, посеявший плевелы, есть диавол.
Жатва есть кончина мира, а
Жнецы суть Ангелы.
Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (в царстве вечной блаженной жизни).
Как часто, при виде возмутительных поступков безнравственных, злых людей, спрашиваем: Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?
На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы — до дня Страшного Суда. Такова воля Божия. Потому что Господь дал человеку образ и подобие Свое — свободную волю. Зло возникло в мире по вине творения — диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире — распространяет среди людей неверие и всякие беззакония.
В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам, а терпя страдания от злых получает от Бога высшую награду в Царствии небесном.
Таким образом Бог без всякого принуждения дает людям с доброй волей возможность заслужить вечную, блаженную жизнь в Царствии Небесном, а людям со злой волей — вечные мучения в аду, в преисподней.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 24-30, 36-43.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Толкование Евангелия на каждый день года.Четверг 6-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 54 зач., 13, 36–43
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Мы слышим притчу о Царстве Небесном. Она раскрывается в рассказе о человеке, который посеял доброе семя на своем поле, но, пока он и его работники спали, приходит враг и сеет плевелы среди пшеницы. Слово «плевелы» может означать сорняки, которые трудно отличить от пшеницы до созревания: сходство, кажется, идет до самой глубины, даже корни этих двух растений переплетаются. Мы стоим перед непостижимою тайной добра и зла, которую мы можем разрешить только в даре свободы. Откровение говорит нам, что вся история человечества развертывается на границе видимого и невидимого, в устремленности нашей к свету, который мы призваны познать из смертного своего падения.
В сегодняшнем Евангелии Господь дает нам всеохватывающую картину. Сеятель – это Сын Человеческий. Доброе семя означает сынов Царства, плевелы представляют сынов диавола, враг – сам диавол, жатва – кончина века, и жатели – ангелы. Смысл притчи предельно ясен. Ученики Христовы ждали, что с пришествием Господа в мир будет Последний Суд, и завершится это, кажущееся бесконечным, противостояние между добром и злом. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» – вопрошают они воскресшего Христа, но Господь говорит, что Царство Его уже приходит, однако, Страшный Суд откладывается. Когда наступит Суд, разделение будет полным, и судьбы сынов Царствия и сынов диавола совершенно определятся. Но пока Царство открывается, и Последний Суд не происходит.
Различение добра и зла – самое главное в истории человечества, и Господь призывает не спешить с судом. В конце концов, один Бог различает добрых и злых среди людей. Один может быть как будто праведником, а потом внезапно оказаться вовне. Другой – как будто безнадежный грешник, и вдруг он первым входит в рай. Пшеница и плевелы растут вместе. В каждом из нас идет невидимая борьба. Все определяет покаяние, и потому ангелы больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Не медлит Бог со Страшным Судом, а долготерпит, не желая, чтобы кто из грешников погиб. Не сразу совершается в роде человеческом все решающая брань, как у ангелов, которые в одно мгновение определились в вечном выборе добра и зла, а в постепенном возрастании. Оттого, что силы зла делают все возможное, чтобы противиться Царству, мы должны быть на страже всегда. Можно избежать суда на земле, но не в вечности.
Некоторые понимают эту притчу как рассказ о том, что до кончины века будет смешение истинных и ложных верующих в Церкви. Но Христос говорит: «Поле – мир», а не «поле – Церковь». Разумеется, и среди тех, кто в Церкви, происходит неприметный рост дурной травы, но плевелы, которые являются явным соблазном или ересью, не могут быть терпимы в Церкви. «Я писал вам, – говорит апостол Павел, – чтобы вы не сообщались с пьяницами, блудниками и прочими беззаконниками, впрочем, не со всеми, иначе надлежало бы нам выйти из мира, а с теми, кто, называясь братом, поступают беззаконно. С таковыми даже и не есть вместе». Поле – мир, и притча о плевелах ставит Царство Небесное прочно в мире, где оно опасно сосуществует с несовершенством, со злом, с враждебными силами. Нет, и не может быть речи о каком-то согласии со злом, а только о том, как среди этого зла устоять.
Мы помним из другой притчи о сеятеле, что может случиться с семенем Царства, посеянным посреди сорняков, которые обладают свойством расти быстрее и сильнее, чем все остальное. Христос говорит: вот ситуация, в которой находится мир. Несправедливо расширяющие свое пространство плевелы все агрессивнее соперничают с добрым семенем за благоприятные условия роста, мы все это понимаем, и средства массовой информации напоминают нам об этом ежедневно. Зло достигает сегодня своего предела. Как хотелось бы иногда убежать из этого страшного мира куда-нибудь в пустыню, или в монастырь, или в богобоязненные дни прошлого! Нет, говорит Господь, вы не избавитесь от сорняков, вы будете расти в самой гуще их, заботясь о том, чтобы они не одолели вас, но также и о том, чтобы вам не удалиться от скорбей и страданий, которые сегодня в мире, в некую стерильную землю, где на самом деле ничего не растет.
Мы вовлечены в борьбу против лжи, растления и насилия, которые в истории не кончатся никогда. Но мы знаем, что все, даже земное поражение, может быть для любящих Бога возрастанием новой жизни. Более того, попытки разрушить веру, уничтожить Церковь могут привести к неожиданным духовным глубинам и соединить нас кровью мучеников с Господом. Пасхальная тайна открывает нам, что самая большая победа может родиться из самого большого поражения.
В одной из притч о тайне Царства Небесного Господь дает пример горчичного семени. Оно меньше всех семян, но способно к невероятному росту. И «рост» здесь – ключевое слово. Царство Небесное всегда в росте – вверх, вовне, в просторы, в глубину. Небо – не неподвижное состояние, скучное, как смерть, которую оно предназначено вытеснить. Это не условие ничегонеделания, сродное мертвому покою. Нет, это истинная жизнь, это вечный рост и вечный ответ на призыв Христа устремляться все ближе к небу. Это вечное движение, это вечная молитва, как сказал один священник, прошедший страшные концлагеря и видевший своими глазами, что такое зло. И если мы истинные последователи Господа, ангелы Божии воинствуют вместе с нами, и нам уже дается узнать, что такое добро. Царство Небесное уже в нас, мы уже переживаем его волнующий рост в этом почти совсем заросшем плевелами мире.
12 притч: Христос о Царствии Небесном
Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Рассказать о том, что мы можем узнать о Царствии Небесном из Евангелия и Ветхого Завета, как понимать призывы Христа и о чем мы молимся, призывая Его Царствие, мы попросили протоиерея Павла Великанова, священника Сергия Круглова и библеиста Андрея Десницкого.
Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие … О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.
Притча о сеятеле (Мф.13:3-8)
Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Притча о невидимо растущем семени (Мк. 13:26-29)
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Притча о плевелах (Мф. 13:24-30)
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Притча о зерне горчичном (Мф. 13:31—32)
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Притча о рабах, получивших равную плату (Мф. 20:1—16)
Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф. 13:44)
Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Притча о званных на брачный пир (Мф. 22:2—14)
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о закваске (Мф. 13:33)
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Притча о неводе (Мф. 13:47—50)
Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Притча о десяти девах (Мф. 25:1—13)
Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Притча о жемчужине (Мф. 13:45—46)
Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Притча о немилосердном должнике (Мф. 18:23—35)
Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
ПРИТЧИ О ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ
Притчи Господа нашего Иисуса Христа
сочинение
Ученик Иисуса Христа, Матфей, повествуя о Царствии Небесном, приводит восемь притч Господа, хотя Иисус приводил их в пример гораздо больше. Если мы внимательно прочитаем эти семь притч (Матф. 13 гл.), то легко заметим, что в них Христос представляет нам Царство Небесное от начала до конца:
1. начало Царства Небесного;
2. развитие или распространение Царства Небесного;
3. завершение Царства Небесного.
Большая часть этих притчей помечена словами:
УПОДОБИСЯ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…
или: ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…
или: ПАКИ ПОДОБНО ЕСТЬ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ…
Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)
Эта притча является по времени первой притчей Спасителя. В ней говорится о том, как люди по разному принимают Божественное слово (семя), и как это слово по разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного устремления.
В ней Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем — проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает — сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником — тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье — прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.
«Сеется слово Божие в каждое человеческое сердце, — все слышат об этом, но кто принимает Слово Божие? — спрашивал священник Димитрий Дудко. — Кто из нас как следует осознает, что Слово Божие — это семя жизни, а если оно у нас не взойдет в сердце, то будет не просто голод духовный — это будет наша гибель — без Слова Божия спастись нельзя».
Заканчивает Господь эту притчу знаменательными словами: “Имеющий уши, да слышит!” Этим заключительным словом Господь стучится в сердце каждого человека, призывая его внимательнее заглянуть в свою душу и понять себя: не подобна ли его душа бесплодной почве, покрытой лишь сорной травой греховных желаний? Даже если это так, то не следует отчаиваться! Ведь негодная для посева почва не обречена на веки оставаться такой. Старание и труд земледельца могут сделать ее плодородной. Так и мы можем и должны себя исправить постом, покаянием, молитвой и добрыми делами, чтобы из духовно ленивых и грехолюбивых стать верующими и благочестивыми.
Притча о плевелах (Матф. 13:24-30)
«Царство Небесное», т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Спящим же человеком», т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем — здесь указывается на хитрость врага — «прииде враг его и всея плевелы», т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до «жатвы», т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.
О невидимо растущем семени (Мк. 4:26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.
О зерне горчичном (Матф.13,31-32)
На Востоке горчичное растение достигает крупных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев времен Христа существовала поговорка: “Мал, как горчичное зерно.” Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии. Люди самых различных рас, языков и культур обретали в Церкви спасение и духовный мир, подобно тому, как птицы в ненастную погоду находят убежище на ветвях могучего дуба.
О закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)
“Три меры муки” символизируют три душевные силы: ум, волю и чувства, которые благодать Божия преображает. Она просвещает разум, открывая ему духовные истины, укрепляет волю в добрых делах, умиротворяет и очищает чувства, вселяя в человека светлую радость. Ничто на земле не поддается сравнению с благодатью Божией: земное питает и укрепляет тленное тело, а благодать Божия питает и укрепляет бессмертную душу человека. Вот почему человек должен превыше всего дорожить благодатью Божией и быть готовым ради нее всем жертвовать, как об этом Господь рассказал в следующей притче.
Притча о сокровище, скрытом в поле (Матфея 13:44)
Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.
Притча о драгоценной жемчужине (Матфея 13:45-46)
Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.
Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50).
Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море — мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода — варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями — указать на различие в будущей жизни праведников и грешников.
ПРИТЧИ О МИЛОСЕРДИИ БОЖИЕМ
После сравнительно длительного перерыва и за несколько месяцев до Своих крестных страданий, Господь Иисус Христос поведал нам Свои новые притчи. Эти притчи условно образуют вторую группу. В этих притчах Господь раскрыл людям бесконечное милосердие Божие, направленное на спасение грешных людей, а также дал ряд наглядных поучений о том, как мы, следуя Богу, должны любить друг друга. Начнем обзор этой второй части с обсуждения трех притч: о заблудшей овце, о блудном сыне и о мытаре и фарисее, в которых изображается милосердие Божие к кающимся людям. Рассматривать эти притчи надо в связи с великой трагедией, порожденной первородным грехом и выразившейся в болезнях, страданиях и смерти.
Грех осквернил и исковеркал многие стороны человеческой жизни с самых древних, незапамятных времен. Многочисленные ветхозаветные жертвоприношения и обрядовые омовения тела подавали человеку надежду на прощение грехов. Но сама эта надежда зиждилась на ожидании пришествия в мир Искупителя, Который должен был снять с людей грехи и вернуть им утраченное блаженство в общении с Богом (Ис. 53-я глава).
О заблудшей овце (Мф.18,12-13; Лк.15,3-7)
Господь рассказал притчу о заблудшей овце, где изобразил как Богу дорога каждая заблудшая душа человеческая и как Бог ищет изгибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги, сбивается с пути и отстает от стада, а Бог — под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99-ти овец, отправляется искать одну отставшую овцу и когда найдет ее, то объявляет об этом с радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и у ев. Матфея (см. Матф. XVIII, 12—14). — В пустить. Этим отмечается особенная заботливость пастыря о заблудшей овце. Если даже допустить, что восточная пустыня не представляет собою песчаного и безводного края, что в ней имеются удобные пастбища, то, во всяком случае, пребывание стада в пустыне без пастуха, который охраняет его от диких зверей, очень опасно для стада. Если, тем не менее, пастух оставляет стадо, чтобы искать одну заблудившуюся овцу, то из этого ясно, что он очень жалеет эту овцу. — Возьмет ее на плечи свои. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он, поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя. — Сказываю вам… . Это — применение притчи о заблудшей овце к тому случаю, который послужил поводом к тому, что Христос сказал Свою притчу. Под «99»-ю праведниками Христос разумеет не праведников только по имени, т.е. тех, кто внешним образом соблюдал закон, тогда как нравственное их состояние далеко не давало бы им права назваться праведниками — что было бы странного в том, что Бог оставил бы таких мнимых праведников? — несомненно, праведников в собственном смысле этого слова, действительно праведных людей, причем однако притча оставляет в стороне вопрос о том, есть ли такие праведники.
О блудном сыне (Лк 15:11-32)
Эта притча говорит о добровольном возвращении человека к своему Небесному Отцу. В первой притче говорится о Спасителе, ищущем грешного человека с тем, чтобы помочь ему, во второй — о собственном усилии человека, необходимом для соединения с Богом.
В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть, начинает сознавать всю пустоту и грязь своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу. Эта притча очень жизненна с психологической точки зрения. Блудный сын только тогда смог оценить счастье быть со своим отцом, когда с избытком настрадался вдали от него. Точно также и многие люди тогда начинают дорожить общением с Богом, когда глубоко прочувствуют ложь и бесцельность своей жизни. С этой точки зрения, эта притча очень верно показывает положительную сторону житейских скорбей и неудач. Блудный сын наверно никогда бы не пришел в себя, если бы нищета и голод не отрезвили его.
О любви Бога к падшим людям образно рассказано в этой притче на примере страдающего отца, ежедневно выходящего на дорогу в надежде увидеть возвращающегося сына. Обе приведенные притчи, о заблудшей овце и о блудном сыне, говорят о том, сколь важно и значимо для Бога спасение человека. В конце притчи о блудном сыне (опущенном здесь) рассказано о старшем брате, негодующем на отца за прощение младшего брата. Под старшим братом Христос подразумевал завистливо настроенных иудейских книжников. С одной стороны, они глубоко презирали грешников — мытарей и блудниц и им подобных и гнушались общением с ними, а с другой стороны, они негодовали, что Христос общался с ними и помогал этим грешникам встать на добрый путь. Это сострадание Христа к грешникам приводило их в бешенство.
Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14)
Господь показывает, какова должна быть молитва верных последователей Его, дабы она могла привлечь Его помощь и защиту, показывая в рассказанной Им в притче, о том, как молились в храме два человека, фарисей и мытарь. Фарисей молился с чувством самомнения, самопревозношения, выставляя перед Богом свои добрые дела, как заслуги, и уничижая других людей. Мытарь молился с сознанием своей греховности, своего недостоинства. В результате он пошел в дом свой оправданным «паче онаго», т.е. фарисея, ибо, как выражает Господь идею этой притчи в заключительных словах ее: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится». Следовательно, молиться нужно со смирением, с сердечным сокрушением о своих грехах. Молитва мытаря: «Боже милостив буди мне грешнику», как образцовая, вошла во всеобщее употребление.
12 притч: Христос о Царствии Небесном
Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие …
О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.
Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)
Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Притча о плевелах (Мф 13:24-30)
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)
Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)
Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.
Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о закваске (Мф 13:33)
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Притча о неводе (Мф 13:47—50)
Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)
Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
>Притча о жемчужине (Мф 13:45—46)
Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)
Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Притча о пшенице и плевелах (Мф. 13:24–30, 37–43)
Прилежно разсматривая себя и других, мы и в себе самих, и вне себя везде находим подле добра зло, подле любви ненависть, подле высокого парения духа к небу скотскую привязанность к земле. Если бы кто вздумал искать или народа совершенно безпорочного, или города, или малого даже селения, в котором бы жили одни честные люди: то он искал бы напрасно. Эту истину подтверждает также и История Библейская. Подле праведного Авеля живет Каин, подле Иакова Исав, подле избранных учеников Господа нашего Иуда предатель. И что бывает вообще в мире; то бывает и в сердце каждого человека. Иногда обитает в нем любовь и кротость, а иногда злоба и гнев; иногда в жару благоговения он возносится к небу, а иногда пресмыкается по земле, как животное, не знающее ничего высшего. Иногда, укрепленный упованием на Промысл, он находит в себе довольно твердости, чтобы переносить горести жизни, а иногда так упадает и сокрушается, как будто бы не было на небе Бога. И собственный опыт, и история наилучших людей вполне оправдывают изречение праведного Иова: кто чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 4).
Откудаж произошло такое смешение добра и зла? Всегда ли так было, будет и должно быть, как бывает ныне? Ужели всеблагий Бог произвел зло? Ужели Бог, который есть любовь, посеял на земле такую страшную ненависть и злобу, и вложил в сердца людей такое лукавство? Не сказано ли о Нем, при начале бытия тварей: и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт 1, 31)? Но сказал ли бы Он теперь тоже самое? Будет ли когда нибудь конец этой борьбе добра и зла в мире, в каждом городе, в каждом сердце человека, и чем она кончится? Зло ли восторжествует над добром, или добро над злом? Вот вопросы, которые занимали умы мудрецов всех времен и народов!
Небесный Учитель наш отвечал на сии вопросы весьма легко, понятно и удовлетворительно. В ясной, простой, но глубокомысленной притче о пшенице и плевелах, Он указал нам, как произошло добро и зло, как оно растет, и что с ним будет. Здесь мы имеем всемирную историю добра и зла. И это не догадка простого мудреца, не вымысл какого нибудь мечтателя; а слово из уст Того, который знал тайны неба и земли!
В царстве небесном, которому определил Бог открыться на земле, по слову Иисуса Христа, происходит тоже, что бывает с человеком, посеявшим доброе семя на поле своем. Когда люди спали, пришел враг его, и посеял плевелы между пшеницею, и ушел. Где же это поле? кто этот человек, сеющий доброе семя, и кто враг его, сеющий плевелы между пшеницею? Поле, говорит Спаситель, есть мир, т. е. всякое человеческое сердце, способное к добрым и худым впечатлениям; а сеющий доброе семя есть Сын человеческий. Сыном человеческим Иисус Христос, который есть вместе и Сын Божий, называет Себя, к чести и утешению рода человеческого. Он, во днех плоти своея (Евр. 5, 7), ходя по земле в виде смиренного человека, и не стыдясь быть вместе с мытарями и грешниками, сеял добро в сердце своих братий. Он же и ныне просвещает нас истинным светом, и вливает в нас истинную жизнь. Всякое доброе учение, наставление, обличение; все, что ведет к святости жизни; все, что очищает, подкрепляет и возвышает человека; – все это происходит от Него! Он есть Слово Отчее, чрез которое Отец все, сказанное Им, сказал; и все, сотворенное Им, сотворил. Всякой, истинно просвещенный, просвещен Им; всякой, воодушевленный любовию к добру, воодушевлен Им; всякой, возрастший до Богоподобного совершенства, возращен и воспитан Им. Христос был, есть и будет истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1, 9). Он сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением и искуплением (1Кор. 1, 30). Во все продолжение земной жизни, Он постоянно заботился о том, чтобы посеять доброе семя в сердцах учеников Своих. Он неутомимо старался насадить и укоренить в них святую веру и чистую любовь, и чрез то сделать их способными на великий подвиг всемирного просвещения. Напоследок, Он ниспослал им Духа свыше, Который воодушевлял их на все святое и доброе, и подкреплял их Божественною силою в борьбе с злобным миром. Впрочем попечение Его не ограничивалось одними учениками: у Него были в виду и другие люди. Иисус готов был насадить все доброе и в разслабленные души Саддукеев, и в ожесточенные сердца Фарисеев. Он хотел бы собрать под сень своей веры всех чад Иерусалима, как птица собирает птенцов своих под крылья свои; но они не восхотели. Он сеял доброе семя сперва Сам; а после поручил ученикам Своим, чтобы они во всем мире сеяли слово Его. Идите, сказал Он им по воскресении Своем, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам (Матф. 28, 19–20).
Но не один известный круг земли слышал спасительное слово Христа, и не чрез двенадцать только проповедников открыл Он человекам волю Божию. И в сердце Авраама Он же положил семя веры, и Он же обещал ему сына, явившись в образе человека с именем Иеговы. Он же одушевил и послал Моисея на подвиг избавления Израильтян; Он же вывел их из Египта, и возделал себе сад в Палестине, плод коего вкушает вся земля. Он же дал на Синае закон, который внушает всем людям любовь и благоговение ко всевышнему Богу, и обязывает их иметь непорочную чистоту нравов. Даже и там, где незнаемо имя Его, Он насаждает все доброе, разсеявает мрак ума, отвращает от пороков сердце, и пробуждает спящую совесть. Как благотворительный богачь, не только оказывает явно щедроты свои многим неимущим, но еще скрытно сыплет благодеяния и на других, не знающих его, дабы они тем сильнее возлюбили его, когда узнают: подобным образом творит и Христос.
Откуда же зло? Ужели также от Христа, который сеет доброе семя? Ужели Он же один производит любовь и ненависть, мир и вражду, помышление о небесном и привязанность к земному? Христос убо греху ли служитель? да не будет (Гал. 2, 17)! – Или все это происходит от ограниченности природы нашей? Как? По этому и злоба злобного, и пронырство коварного, и забвение о Боге, и попрание совести, и безчеловечие Ирода, и кровожадность Каиафы, и злонамеренная ложь его споборников, – все это будто происходит от того, что мы люди, а не Боги? Если мы знаем добро, но не делаем его, и поступаем вопреки совести; если один имеет сильную привязанность к такому, а другой к другому пороку: то все это будто есть следствие ограниченности человеческой природы? Возможно ли, чтобы всеблагий Бог сотворил нас с такою злою наклонностию? Нет, кому угодно, ищи успокоения в такой философии, а Христос сему не учил и не учит. Он ясно говорит: враг посеявший плевелы, есть диавол. Не думай, что под именем диавола здес должно разуметь какого нибудь злого человека, а не особенное существо, враждебное всему доброму и святому, и наипаче Христу и Христианству. Диавол ясно отличается здесь от людей злых: он сеет, а они сут плевелы им сеемые. Как сыны царствия, – сие доброе семя Христово, не тоже, что Христос, их сеющий; так и злые, – сыны лукавого, не тоже, что сам лукавый.
Такое же учение о начале зла предлагают и Апостолы. Они говорят, что Бог Ангелов согрешивших не пощадил, но связал узами адского мрака для сохранения их на суд (2Петр. 2, 4); что Христос смертию сокрушил имеющего смерть во власти своей, то есть, диавола; и избавил тех, которые, из страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 14–15); но что, и после сего, диавол все еще имеет влияние на человеков, и что борьба с ним продолжается. Наша брань не с кровию и плотию, говорит Апостол Павел, но с начальниками, властями, с мироправителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными. Ибо доколе царство Христово не откроется во всей полноте славы своей; до тех пор Христос будет сеять одно, а сатана другое!
Таким образом, из уст небесной Премудрости, мы узнаем о сокровенном начале истины и лжи, любви и ненависти, добродетели и порока. Само собою разумеется, что из семени вырастает растение, сообразное с качеством своего семени: из посеянных плевел – плевелы, из посеянной пшеницы – пшеница. И посеянное не долго остается в земле. Христос имеет попечение о своем добром; диавол о своем злом, чтобы оно непременно прозябало и расло. Возрастанию пшеницы и плевел равно способствуют одне и теже причины: удобренная земля, дождь, солнечная теплота и свет. Нечто подобное происходит и между людьми. Те же способности ума и сердца делают одного человека более и более добрым, ежели лежит в нем семя добра; или более и более злым, ежели посеяно в нем семя зла. Хорошо возделанное поле приносит более плевел, ежели на нем посеяны плевелы; обширный и острый ум более причиняет зла, ежели вселилось в него зло.
Когда хлеб взошел и стал колоситься; тогда явились и плевелы. На поле жизни человеческой теперь все еще находится в своем возрастании. В добром растет добро, в злом зло. У кого ум и сердце наклонены к тому, чтобы любить правду, внимать гласу совести, повиноваться заповедям Господа, и помышлять о вечности: тот со дня на день преспевает в святости, с часа на час быстрее идет по пути добродетели, и делается более и более способным торжествовать над землею, и смертным своим телом. А кто однажды решился на то, чтобы удовлетворять страстям своим: у того страсти со дня на день становятся сильнее, упреки совести малозначительнее, глас Иисусов невнятнее, так что он теряет наконец вкус и слух ко всему небесному. В одном такое возрастание происходит скорее и очевиднее, а в другом медленнее и неприметнее: но однакож, тем не менее растут все. Как в полевых растениях делается иногда застой в росте, но коль скоро окропит их животворный дождь, то оне поднимаются теме с большею силою: так и о людях иногда нельзя сказать решительно, идут ли они вперед в добре или зле, но представься какой нибудь случай, где бы выказалась доброта или порочность их сердца, тогда всякой заметит, что сердце их не оставалось на одной степени нравственного роста. Смотрите, как еще не сильна была вера в Аврааме, когда ему было сказано, что от девяностолетней Сарры родится у него сын. Он, усмехнувшись, сказал тогда Господу: о! хотя бы Исмаил остался жив пред Тобою (Быт. 17, 17–18). Но в последствии вера сего святого мужа возрасла до того, что он, принося в жертву единственного сына своего Исаака, не сомневался в обетовании Божием, но твердо верил, что Бог и из мертвых может воскресить его. Смотрите, как вначале слаба была вера Моисея, когда поручал ему Бог вывесть народ свой из Египта. Сколько отговорок! Сколько затруднений! Они мне не поверят! Я не могу свободно говорить! пошли другого, способнейшего (Исх. 4, 1. 10. 15)! Но после столько возрасла и укрепилась в нем вера, что он, видя пред собою море, а позади себя враждебное воинство Фараоново, не опасался возгласить к народу: не бойтесь, стойте, и вы увидите спасение Господне! Египтян, которых вы зрите ныне, уже не узрите вечно (Исх. 14, 13). Смотрите, какое маловерие, какия земные чувства, какая была сперва робость в учениках Иисусовых. Они спорили о том, кто из них будет больше; не доверяли могуществу Иисуса; а когда Он был взят, как преступник, разбежались от страха. Но потом их вера и любовь столь были велики, что они радовалис, удостоившись принять поругание за имя Иисусово (Деян. 5, 41), и не страшились положить жизнь за своего Учителя и Господа. Тот же самый Петр, который пред служанкою боялся сказать, что он знает Иисуса, после того пред Верховным советом говорит так: справедливо ли пред Богом, вас слушать более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слишали (Деян. 4, 19–20).
Как растет в человеке добро, так и зло. Иуда, предатель Господа нашего, без сомнения, не был таков в начале, каким оказался после. Иисус Христос, приняв его в число ближайших учеников Своих, верно видел в нем что нибудь хорошее и благородное. Он и на последней вечери ожидал от него раскаяния, и для того так часто упоминал о гнусном предательстве, не открывая имени предателя. Но корыстолюбие возрасло в Иуде до того, что он за тридцать сребренников согласился предать своего Учителя; его сердце ожестело до того, что ему не понятны были самые кроткия напоминания огорченной любви, и нимало не тронули его эти горестные слова: целованием ли предаешь Сына человеческого (Лук. 22, 48)? – Фарисеи и книжники Иудейские не тотчас же устроили в душе своей убийственный замысл против Иисуса. Сперва они чувствовали и признавались, что Он пришел от Бога. Их сердце говорило им: никто не может творить таких знамений, если не будет с ним Бог (Иоан. 3, 2). Сперва они находили в Иисусе много достойного любви и уважения. Но впоследствии их ненависть возрасла до такого злодейства, что они решались убить Лазаря, чтобы он не был очевидным доказательством могущества Иисусова; подкупали лжесвидетелей, дабы иметь предлог к осуждению Иисуса; ругались над Распятым; и по воскресении Его, давали деньги стражам, дабы закрыть истину покровом гнусной лжи.
При виде того, как на поле мира вместе с пшеницею растут плевелы, ревностным чтителям добродетели приходит иногда мысль: почему бы не сделать, чтобы зло истреблено было с лица земли? Так двое из учеников Иисусовых, огорчившись некогда на Самарянское негостеприимное селение, предлагали Иисусу: хощешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с небеси, и истребил их, как и Илия сделал (Лук. 9, 54)? Так и в нашей притче рабы говорят Господину своему: хочешь ли, мы пойдем выполем плевелы? Но чтó отвечает Иисус таким ревнителям? Нет, не делайте этого, чтобы выдергивая плевелы, не выдергать вместе с ними и пшеницы. О Благодетель человечества! Как дорожишь ты наималейшим ростком добра, и всякою искрою веры и любви! Ты лучше позволяешь расти плевелам среди пшеницы, нежели попускаешь вырвать хоть одну былинку оной. Малое, равно как и великое растение на твоем поле, слабый, равно как и сильный чтитель веры и добродетели, оба призрены твоим попечением. Никто так не жалеет, и не бережет своих присных, как небесный Друг наш, и они, под всесильною Его защитою, безопасно могут жить среди злого и развращенного мира. Остерегайтесь же выдергивать плевелы, дабы, по неосмотрительности, не исторгнуть вместе с ними и пшеницы. Кого Он терпит, того должны терпеть и мы; что Он допускает, то должны допускать и мы. Может быть иной, кажущийся нам злым и развратным, не таков во глубине души своей. Может быть этот Савл успеет еще сделаться Павлом! –
Впрочем плевелы не всегда будут расти вместе с пшеницею. Верховный Правитель судеб человеческих запрещает ревнителям добра искоренять от земли злых, не потому, чтобы зло действительно достойно было пощады, а потому, что суд над сердцами и мыслями людей принадлежит Ему одному, и что Он один знает время, когда должно начать жатву, и отделить пшеницу от плевел. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, и свяжите их в снопы, для сожжения их; а пшеницу соберите в житницу мою. Как посеянное на поле, по созрении, сжинают, сжатое молотят, и чистые зерна отделяют от соломы и мякины: тоже будет с человеками при кончине века сего.
Человеку, если только он понимает самого себя, сродно ожидать и страшиться будущности. Порочный, в час пробуждения совести, более страшится наказания по смерти, нежели какое ожидает его в здешнем мире. Равно и добродетельный более ждет радостей за гробом, нежели сколько доставляет ему земля. При всех земных наслаждениях, он все чувствует недостаток и какое-то стеснение, от которого хотелось бы ему сделаться свободным. В душе его есть сильная жажда блаженства, свободы и совершенства, которая ничем земным не утоляется; и потому он надеется и ожидает, что Бог некогда сделает его и свободным, и совершенным, и вполне блаженным. Но сколь ни всеобще между людьми ожидание будущих страданий и радостей, без слова Божия мы не знали бы о них ничего определенного. В нем предчувствие человеческого сердца возведено на степень достоверности. В нем тихое внушение совести и слабая догадка разума подтверждены громогласно с высоты неба. Правда, о будущем состоянии по смерти сама Библия говорит нам иносказательно, и представляет оное в образах, снятых с здешней земной жизни: но иначе сему и быть не можно. Человек ничего не поймет нового, если оно не будет сближено с чем нибудь прежним, ему уже известным. Однако нельзя из сего заключать, что изображение будущего состояния нашего преувеличено в Библии, и что, для составления верного о нем понятия, многое должно убавить. Боже мой! если здесь на земле бывают такия радости, которых не может выразить самый красноречивый язык; если здесь на земле бывают такия горести, для изъяснения коих слабо и бедно всякое человеческое слово: то как можно, этим же словом, вполне выразить радости и горести ожидающей нас за гробом, вечной жизни?
Как собираются плевелы и огнем сожигаются: так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих, и соберут от царства Его все соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную. Там будет плачь и скрежет зубов. Какое страшное изображение мучений грешника! Внутри холод; а вне жар. Внутри отчаяние и ужас; а отвне – жгущий пламень. Ад внутри, ад и вне! Плачь и скрежет зубов есть выражение неутешной горести и отчаяния. И что же будет их причиною? Там грешники узнают на опыте, и узнают поздно, что сеявший в плоть свою, от плоти пожинает тление (Гал. 6, 8); что страшно впасть в руки Бога живого (Евр, 10, 31), – так страшно, что никакое воображение не может представить себе подобного страха. Тогда они скажут: «я произвольно низринул себя в сию пучину бедствий; я мог бы быть правдивым, и однакож лгал; мог бы быть честным, и однакож обманывал; мог бы жить целомудренно и воздержно, и однакож так не жил. Мне дано хорошее воспитание; я много доброго читал и слышал; я так часто получал благие советы и наставления от родителей, от друзей, от моей совести: и все это осталось без пользы»! Нести всю тягость такого чувства, и нести ее вечно; непрестанно питать в себе эту мысль, не видя ни откуда помощи и сострадания; знать, что другие, не высшие по уму и воспитанию, но лучшие по жизни, наслаждаются теперь безконечным блаженством: о, до какого отчаяния не доведут сии чувства и мысли! Какой плачь и скрежет зубов, слышанный где либо на земле, может сравниться с сими внутренними муками, терзающими сердце! При том честолюбие, гордость, сластолюбие, – эти страсти, которые там не найдут себе никакой пищи; – эта вечная жажда, не получающая ни одной капли воды для своего утоления, не возвысят ли мучений до такой степени, которая живущим на земле и на мысль не приходила?
Тогда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их. Какое прекрасное и величественное изображение! Как Христос есть свет и солнце духовного мира; так и очищенные Им праведники возсияют в том мире, подобно солнцу. Тогда-то исполнится всякое предчувствие, совершится всякое желание благочестивого их сердца, искавшего правды и блаженства. Может быть, тебе горько на земле, что многие не умеют постигнуть тебя; может быть, тебе хотелось бы, чтоб честность и доброта твоих намерений были открыты пред всеми: в царстве Отца небесного это сбудется! Добрые твои дела и чувствования там будут так видны, как солнце сияющее на небе. Может быть, ты часто сокрушаешься о своих проступках и согрешениях, которые представляются тебе во всей их наготе, и ты воздыхаешь пред Богом: «сотвори мне, Боже, чистое сердце»: эта молитва в царстве Отца твоего небесного вполне исполнится! Там, омытый кровию Спасителя, и проникнутый Его светом, ты будешь предстоять пред Ним чист, как солнце. Может быть, ты иногда скорбишь, что не имеешь довольно средств помогать другим, хотя бы и хотел; может быть, ты иногда воздыхаешь: «ах! еслибы я был богат, то сделал бы счастливым это бедное, но доброе семейство; ах! если бы я был искусный врачь, то употребил бы все уменье свое на то, чтоб исцелить сего страдальца, измученного болезнями»: этой скорби положен будет конец в царстве Отца небесного! У тебя окажется там столько ума и силы, что ты будешь благотворить, как солнце, освещающее и согревающее землю. Может быть, тяготит тебя смертное тело, препятствуя духу твоему парить к небу, и помышлять о вечном. Оно тяготит не тебя одного; наилучшие из людей всегда жаловались на его тягость: но в царстве Отца небесного и сия жалоба прекратится! Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21), которое еще на Фаворе сияло, как солнце.
Любезный брат! если ты видишь, что на поле твоем посеяно доброе семя: то воздай славу Тому, кто производит в тебе и хотение и действие, по своему благоволению (Флп. 2, 13). Не препятствуй расти посеянному; не унывай, если посеянное слабо возникает от земли, и медленно спеет. Доброе расположение твоего сердца, как доброе семя, выростет и принесет плод. Кто в святых мужах посеял добро, Тот посеял его и в тебе; Кто в них возрастил его, Тот готов возрастить его и в тебе! Иногда, во время засухи, нам кажется, будто зерно осталось безплодно; но лишь только прольется благодатный дождь с неба, оно развернется, пустит от себя росток, и поднимется высоко. Молись и проси себе животворящего Духа Божия, и когда Он придет, и изольет в сердце твое любовь Божию: тогда несомненно возрастешь ты высоко. Бог, в свое время, даст всякой земле дожди ранние и поздние.
Но если ты, друг мой, по небрежности своей, допустил врагу посеять плевелы между пшеницею; если нечистые помыслы свободно входят в сердце твое, и ты не страшишься иногда быть невнимательным ко гласу совести: то не думай, что всегда останешься таким, каков теперь. Нет, твое сластолюбие, твое лукавство и твое нечестие со дня на день будут расти выше и выше. Может быть, ты с ужасом и содроганием смотришь тепер на распутство порока, на безсовестность притеснителей и лжецов; и говоришь сам себе: «Боже упаси, чтобы я обольстил невинность, обидел сироту и вдову, и своею ложью очернил чье нибудь доброе имя»! Но истинно, истинно ты идешь по сему пути, сам не примечая того. Когда Давид похотливыми очами взглянул на Вирсавию; то ему никак не представлялось, чти из сего произойдет и прелюбодеяние и намеренное смертоубийство: но произошло же. Так и на твоем не добром пути встретится с тобою то, чего ты не ожидал и не предвидел.
Есть люди, которые при самых ясных внушениях о различной участи праведных и грешных в будущей жизни, остаются хладны, и как бы не имеют ушей, чтобы слышать. Но ты, друг мой, непрестанно держи в мысли своей живое изображение радостей и горестей будущего века. Смотри, какой конец той суетной, безпечной и беззаконной жизни, которая так неприметно протекает пред очами нашими. Сколько ни выдумывай извинений, сколько ни прикрашивай своих беззаконий; но всем беззакониям, скрытным и явным, один конец: пещь огненная, плачь и скрежет зубов. С другой стороны смотри, какой конец той скромной, едва в мире замечаемой, и мало уважаемой добродетели, которая втайне служит своему Господу, непрестанно беседуя с Ним, и молясь Ему во глубине духа. Таковые подвижники возсияют, как солнце, в царствии Отца их. Имеющий уши слышать, да слышит!
Притча о зерне горчичном
Иллюстрация к притче из «Библии Бойера».Семена чёрной горчицы. Как можно видеть, они едва превышают 1 миллиметр в диаметре
Притча о зерне горчичном — одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном.
Евангельский текст
Притча содержится в евангелиях от Матфея, Марка и Луки:
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
— (Мф. 13:31-32)
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
— (Мк. 4:30-32)
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
— (Лк. 13:18-19)
Толкование
Согласно «Библейской энциклопедии Брокгауза», под горчичным зерном понимается семя чёрной горчицы (Brasica nigra). Она, хотя и является однолетним растением, может достигать высоты 2,5—3 м, имеет ветвистый стебель и поэтому выглядит как дерево, действительно привлекательное для птиц (щеглов) своими питательными маслянистыми семенами, диаметр которых составляет 0,95—1,1 мм.
Сравнивая Царство Небесное с горчичным зерном, Господь хотел сказать апостолам, что, хотя они и малы, уничижены, но проповедь их, подобно семени, посаженному в почву, то есть в душу человека, способна принести богатые всходы и Церковь Христова, вначале малая и неприметная для мира, так распространится на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях дерева горчичного, укроются под её сенью.
Таким образом, в толковании притчи можно выделить как образ умножения Церкви и распространения апостольской проповеди:
Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Церкви по странам языческого мира. Церковь, будучи вначале малым, для остального мира неприметным религиозным обществом, представленным малочисленной группой некнижных галилейских рыбаков, распространилась в течение двух столетий по всему лицу тогдашнего мира — от дикой Скифии до знойной Африки и от далекой Британии до таинственной Индии.
— Епископ Александр (Милеант)
так и образ действия слова Божия в душе человека:
Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.
— Архиепископ Аверкий (Таушев)
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает горчичное зерно с Христом:
Теперь, если мы вникнем в этот предмет со всей тщательностью, мы найдем, что притчу эту можно применить к самому Спасителю. Ведь и Он был ничтожен на вид; и Он недолговечен в мире нашем и велик на небе; Он — и Сын человеческий, и Бог, Сын Божий; Он — неисчетный, вечный; Он — невидимый, небесный, доступный вкушению одних лишь верных; Он был сокрушен и по страдании сделался белым как молоко; Он величием превосходит всякое другое растение; Он — неразлучное с Отцом Слово; Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные; Он Своей собственной теплотой очищает страдания души, Он освежает нас водой крещения, и под Его сенью мы укрываемся от мирского зноя; Он по смерти своей был посеян в землю и, там явив плодоносную силу, тридневно восставил святых из гробов мертвых; Он воскресением Своим показал себя больше всякого пророка; Он спасает всех силой Отчей; Он от земли процвел до небес; Он, будучи посеян на собственном поле, в мире, верующих в Него приводит к Отцу.
К сказанному Святитель Феофилакт Болгарский добавляет:
Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных.
Примечания
- Преподобный Авва Исайя. Добротолюбие
- Епископ Михаил (Лузин). Толковое евангелие
- Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий
- Б. И. Гладков. Толкование Евангелия
- Мультфильм «Притча о зерне горчичном» (solnet.ee)
До Христа, ветхозаветные |
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Новозаветные, их отношение к проповеди Христа о Царстве Божьем |
1/ подготовление Царства в Ветхом Завете (6) |
2/ основание и распространение Царства на земле (5) |
3/ разные условия Царства на земле (21) |
Добавить комментарий