Про что фильм чучело

Кто мог бы сыграть в фильме, как сложилась судьба Железной Кнопки и почему фильм требовали уничтожить.

Писатель Владимир Железников написал сценарий по реальным событиям. Он описал историю своей племянницы, которая в школе взяла на себя чужую вину и стала объектом травли одноклассников. Учитель, который должен был разобраться в конфликте, попал в больницу с инфарктом… Травля продолжалась несколько недель, пока не открылась правда.
Сценарий с таким сюжетом в Госкино сразу запретили — жестоких школьников в советском кино быть не могло. Тогда Железников переписал сценарий в повесть и опубликовал в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней». Повесть прочитал режиссёр Ролан Быков и позвонил автору с предложением снять фильм… Проблемы с Госкино он брал на себя.


Сначала Ролан Быков искал актёров среди детей коллег и тех, у кого уже был опыт съёмок. В фильм пробовались Филипп Янковский, Мария Миронова и «Красная шапочка» Яна Поплавская, а вот «Мальвина» Татьяна Проценко от проб отказалась — ей предлагали сыграть самую жесткую девочку Железную Кнопку, а актриса была против отрицательных персонажей… Среди проходивших пробы был Алексей Фомкин, который в фильм не попал, но зато попал в картотеку киностудии им. Горького, и через год сыграл в «Гостье из будущего».

На роль Лены Бессольцевой режиссёр отсмотрел более 10 тысяч девочек со всего СССР — на пробы их приходило по 200 — 300 в день. Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность. Поначалу он утвердил на роль юную актрису Наталью Ковалёву, но что-то ему не нравилось… Кристину Орбакайте он отверг ещё на этапе фото, сказав, что «ей только ротой солдат командовать», но потом понял, что время изменилось и современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он снова вернулся к кандидатуре Орбакайте и вызвал её на пробы. Быкову хватило пары минут, чтобы понять, что вот такой и должна быть Чучело.

На роль Димы Сомова режиссёр хотел взять Филиппа Янковского, но тому запретили сниматься родители — не захотели, чтобы карьера началась с отрицательной роли. Тогда выбор режиссёра пал на ещё одного «звездного» ребёнка — сына актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова. Он увидел Митю и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа!». Кустинская не хотела, чтобы сын связывал жизнь с кино, но Быков её мнением даже не поинтересовался. Герой актёру не нравился, снимался больше из интереса. Сомов так и остался единственной ролью Дмитрия Егорова, чья биография сложилась трагично… Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию.

Железную Кнопку в результате сыграла самая младшая из всего актёрского состава Ксения Филиппова. До съёмок она никогда не выезжала из Москвы, и работа в Твери стала для неё настоящим стрессом — она постоянно просилась к маме и грозилась убежать. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, а в результате стал для неё другом на много лет. Она окончила экономический факультет МГИМО и какое-то время работала в фонде Ролана Быкова.


Кроме того, Быков в прямом смысле нашёл ей мужа — после съёмок юным актёрам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как большинство авторов хотело просто познакомиться. А вот одно письмо Быкову понравилось — автор был уже студентом, поэтому письмо было серьезным и вдумчивым. Он отдал его Ксении, завязалась переписка, они встретились, а как только девушке исполнилось 18 — поженились и живут вместе до сих пор.

Ролан Быков снял в фильме всю свою семью — жену Елену Санаеву и пасынков Олега и Павла. Хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, но у них разладились отношения… Режиссёр решил, что если никого не роль не найдет, то сыграет эту роль сам, но появление на пробах Юрия Никулина решило вопрос. Именно таким мудрым, много повидавшим и любящим должен был быть Николай Николаевич. Худсовет с самого начала был против этого фильма, а участие Никулина и Орбакайте только обострило их реакцию — мол, «клоун» и «дочь певицы» не должны сниматься в социальных драмах. Но фильм, вопреки опасениям, не закрыли… Роль дедушки стала последней работой Юрия Никулина в художественном кино.

Натурные съёмки проходили в Твери, и на пятый день работы Кристина Орбакайте упала на лестнице и сломала руку. Ей наложили гипс, который никак нельзя было показывать в кадре, поэтому режиссёру приходилось идти на разные ухищрения — чем-то закрывать гипс, снимать с другой стороны или так, чтобы в кадре не было видно рук. Через две недели на съёмки без предупреждения приехала Алла Пугачёва… Застав дочь с гипсом на руке, она уговаривала её поехать домой, но девочка отказалась.

Кристина Орбакайте вообще к работе относилась очень серьезно. Судьба Лены Бессольцевой не выбивала её из колеи и не доводила до слез — она подходила к роли с профессиональной точки зрения и всегда слушала, что говорит режиссёр. Она взбунтовалась только против стрижки наголо. Быков понял, что переубедить не получиться и попросил «Мосфильм» изготовить детский парик, имитирующий бритую голову. В результате актриса и режиссёр пришли к компромиссу — она остаётся с волосами, но всё равно стрижётся покороче, чтобы их можно было убрать под парик.

Фильм вызвал настоящий взрыв — кинозрители и кинокритики разделились на две части. Одни возмущались и требовали уничтожить фильм за то, что он позорил советских детей, пионерию и школу, другие благодарили Быкова за то, что он показал современных детей без прикрас. Педагогические коллективы требовали, чтобы Быков приехал и лично в глаза рассказал, где он видел таких жестоких детей и зачем он всё это придумал, да ещё и снял об этом фильм. Режиссёр ездил, говорил, что делал фильм о сегодняшнем дне и по заказу совести… И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. О драме писали даже зарубежные критики, отмечая естественную игру подростков, философский подтекст и общие проблемы…

В картинной галерее дома Бессольцевых план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Час чтения в 6 классе «В картинной галерее дома Бессольцевых»

(по повести В. Железникова «Чучело»)

Цель урока: выявить значение экспозиции (2 главы) произведения в идейном содержании повести «Чучело» с помощью изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие: формировать умение работать самостоятельно с текстом художественного произведения; находить художественные средства выразительности и определять их роль в тексте; формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения литературы и живописи.

развивающие: развивать навыки анализа художественного текста; развивать воображение читателей посредством создания иллюстраций к прочитанному; развивать монологическую речь учащихся, их чувства и эмоции;

воспитательные: воспитывать умение видеть и чувствовать переживания литературных героев, умение откликаться на эти переживания.

Подготовка к уроку:
внимательно прочитать 2 главу повести,

разбить главу на смысловые части и нарисовать к ним иллюстрации,

раздать листочки для рефлексии.

Картинная галерея:

1.Городок на Оке

2.Здесь русская дружина дралась с полчищами ханских воинов.

3.Отечественная война 1812 г. задела городок свои острым углом.

4.Отсвет завоевания Кавказа коснулся городка.

5.Первая империалистическая и революция.

6.Пришли фашисты.

7.Старый дом Бессольцевых.

8.»Жители» дома Бессольцевых: бабы и мужики, дамы и военные, генерал Раевский.

9. Родословная Бессольцевых: прапрадед крепостной художник Бессольцев

Отец доктор Бессольцев

Маша Бессольцева

Николай Николаевич Бессольцев

Лена Бессольцева

Ход урока

  1. Сценка

Николай Николаевич, мало что замечая вокруг, занимался своим любимым делом. Он легкими движениями мягкой волосяной щетки смахивал невидимые пылинки с картин. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос. И когда в комнату вбежала Ленка, то он сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена, что куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние.

Ленка одним махом вытряхнула из портфеля учебники и тетради и беспорядочно начала впихивать в него свои вещи, которые попадались ей на глаза.

— Тише!.. Тише!.. Безумная! — Николай Николаевич провел щеткой по золотому эполету Раевского. — Лучше оглянись вокруг! Посмотри, какая тебя окружает красота. Этим картинам больше ста лет, а они с каждым годом делаются все прекрасней и прекрасней…

Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться.

— Дай мне денег на дорогу, — сказала Ленка, торопливо застегивая портфель.

— А ты далеко собралась? — Теперь Николай Николаевич провел щеткой по многочисленным орденам генерала.

— Я уезжаю.

— А куда ты едешь, если не секрет? — Николай Николаевич впервые внимательно посмотрел на Ленку.

— К родителям, — ответила Ленка и, рыдая, упала на свой портфель.

  1. Ребята, вы узнали героев нашего произведения – повести В.Железникова «Чучело» — Лену и Николая Николаевича Бессольцевых.

— Скажите, что случилось с Леной? (Её обидели одноклассники)

— Почему она хочет уехать? (Они издевались над ней;

она здесь без мамы и папы;

она не может справиться со своими чувствами, ей горько и тяжело от предательства одноклассника Димки,

этот город ей чужой)

— В какой главе мы с вами знакомимся с городом, в котором происходит действие?(во 2)

3. Хорошо. Сегодня мы с вами работаем над очень важной второй главой нашего произведения – повести Владимира Железникова «Чучело».

Но сначала вспомним, как строится сюжет любого произведения:

кульминация

развитие действия спад действия, развязка

экспозиция эпилог

завязка

Экспозиция – это начало произведения, в котором читателю представляются исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт между героями.

Давайте вспомним, как развивается сюжет в повести «Чучело»:

Экспозиция- описание городка, в котором происходит действие.

Завязка – приезжает Лена и идёт в школу, знакомится с учениками 6 класса.

Развитие действия- события в классе, история предательства одноклассника.

Кульминация – Лена идёт на день рождения к Сомову, постриглась налысо.

Развязка – отъезд Лены с дедушкой.

Эпилог – сцена в классе с картиной Машки.

3. — Итак, экспозиция в повести – вторая глава, достаточно объёмная. Как вы думаете, зачем автор даёт нам такую обширную экспозицию? (Чтобы показать, где происходит действие)

— Первая главка повести очень короткая. Какими словами заканчивается глава? ( «Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?»)

— А кто это – они? (Жители городка, одноклассники Ленки)

— Так вот давайте посмотрим на этот городок, на его жителей, где произошла драматическая история с девочкой Леной.

В каком городе происходит действие? (городок на берегу Оки)

Почему нет названия городка? (это могло произойти в любом городе)

Что особенного в этом городе? (…каких осталось на нашей земле всего несколько десятков, ему 800 лет)

Как относился к этому городку Николай Николаевич? (хорошо знал, высоко ценил и любил его историю)

-Ну что ж, читая вторую главу, давайте совершим экскурсию по городку Николая Николаевича.

Свой старый дом Николай Николаевич вместе с картинами подарит городу. Представим себе, что мы вошли в картинную галерею в доме Бессольцевых. И в каждой картинной галерее работают экскурсоводы.

Экскурсовод 1. (Арина К) «…он бродил по его улочкам, по крутым берегам реки, по живописным окрестностям с древними курганами, заросшими густыми кустарниками жимолости и березняком». Город представляется со старыми деревянными домами, кривыми улочками, с церковью.

Экскурсовод 2.(Алиса) В книге написано: «Здесь, над самой рекой, на развалинах старого городища, стоял когда-то княжеский двор, и русская дружина насмерть дралась с несметными полчищами ханских воинов, вооруженных луками и кривыми саблями, которые… на своих низкорослых крепких конях пытались переправиться с противоположного берега реки на этот, чтобы разгромить дружину и прорваться к Москве».

Экскурсовод 3. (Андрей) «…И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой …А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно…»

Экскурсовод 4. (Артём) » И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор».

Экскурсовод 5.(Лена Е) «А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками — безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Они-то и принесли революцию в этот тихий, маленький городок».

Экскурсовод 6. ( )»Потом, много лет спустя, пришли фашисты — и прокатилась волна пожаров, виселиц, расстрелов и жестокого опустошения».И осталась память – обелиски.

Экскурсовод 7. (Арина С)»На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича — старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневших от времени. Его строгий простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света…. Дом Бессольцевых давно стоял в городке. Может быть, более ста лет».

Николай Николаевич более 30 лет не был в этом доме. А после смерти жены решил вернуться в родной дом.

Экскурсовод 8.(Алёна Е) «И еще когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тети, а еще и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. Дамы и господа в причудливых костюмах. Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со сверкающими диадемами в высоких прическах. Мужчины в ослепительно белых, голубых, зеленых мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами…

И сколько Николай Николаевич себя помнил, эти картины всегда занимали главное место в их доме».

Экскурсовод 9.(Маша И) «… прапрадед Николая Николаевича был крепостной художник».

И сейчас в этом доме на антресолях были его картины. Первое, что сделал Николай Николаевич – достал все картины, чтобы развешать их на свои места. А каких картин не хватало, он стал их искать и покупать.

Экскурсовод 10.(Карина) «Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах, висел на самом видном месте.

И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым».

Экскурсовод 11. (Ангелина) «…отец Николая Николаевича, доктор Бессольцев, отдал многие годы своей жизни, чтобы собрать его картины».

Экскурсовод 12. (Наташа) Когда Николай Николаевич отмыл всё в доме, «дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича». А он мечтал о том, как в этом доме поселится его сын с семьёй.

Экскурсовод 13.(Кристина) Однажды Николай Николаевич прошёл по городу за ручку с внучкой Леной и очень этим гордился. «Внучка Лена была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика».

Экскурсовод 14. (Арина П) Особое место в сюжете повести занимает история картины – портрета Маши – внучки художника Бессольцева. На картине изображена «ослепительно светлая фигурка Машки на тревожном фоне». И Лена была поразительно похожа на свою прабабку.

Итак, мы совершили экскурсию по дому Бессольцевых , по городу, где произошла драматическая история с девочкой Леной.

-Зачем же в повести о судьбе девочки Лены автору нужно было сделать такую обширную экспозицию, вступление?

( 1.Древний город с богатой культурой – и вдруг такие некультурные люди.

2. Люди прозвали Бессольцева «заплаточником»

3. Люди сплетничали, что он ищет какие-то картины. Тратит уйму денег зря.

4.Осуждали его, что он топит все печи в доме каждый день. Не экономит. А он топит для того, чтобы не отсырели картины. 5. Они говорили, что он гол как сокол.

5. Люди думали, что он ужасно одинок и несчастен.

6. Даже его друг купил ему пальто, потому что Николай Николаевич ходил с заплатами. Но Бессольцев отнёс пальто в магазин и отправил деньги обратно.)

7. Бессольцев- мудрый, трудолюбивый, справедливый человек. И у него такая же внучка – добрая открытая, справедливая. Но ей придётся отстаивать свою справедливость. Ведь первая глава заканчивается словами: » Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!»

— Посмотрите на два портрета: Лены и Машки. Когда мы с вами увидели портрет Лены, а когда Машки в повести? (Лены – в начале повести, а Машки – в конце) На картине изображена «ослепительно светлая фигурка Машки на тревожном фоне». Почему на «тревожном»?

— А кто помнит, когда художником была написана эта картина внучки? ( Это последняя работа художника, сделанная незадолго до смерти. Тревожный фон как будто предвещал тревожные события, которые произойдут через много лет с девочкой Леной, очень похожей на Машку)

— Хорошо. Так что же нам помогло так глубоко вдуматься в содержание прочитанного? (Картины)

— Что помогли нам понять картины, которые мы с вами создали по тексту?

Так взаимодействие разных видов искусства: литературы и изобразительного создает картину полноты жизни, помогает преодолеть время, разделяющее нас и героев, раскрыть авторский замысел, духовно-нравственную основу произведения, которое мы с вами поняли, почувствовали и теперь будем читать дальше. Что же произошло с Леной и почему это произошло.

8. Рефлексия.(приготовить листочки, карандаши, магниты для доски)

Удалось ли нашей однокласснице Лене Еськовой в сценке передать внутреннее состояние героини?

(На столах листочки.) Попробуйте рисунком, символом передать внутреннее состояние Лены, желавшей немедленно уехать из города. ( Слеза, осенний лист, смайлик, туча, погасшая свеча, дождь, закрытый глаз, увядший цветок, уходящий поезд…)

Поместим листочки на доску.

ДЗ. Гл 3. Прочитать главу.

Нарисовать по описанию скульптуру «Уснувший мальчик», которую Лена увидела в парке.

«Чучело» всепрощающее

Кадр из фильма «Чучело»

Вызов, скандал, чернуха!

Такими оценками встретили критики и обычные зрители фильм «Чучело». Учителя со всей страны принялись писать письма на «Мосфильм» с требованием немедленно снять «это безобразие» с экранов: советские дети не фашисты, говорили они, друг друга не травят, девочек толпой не избивают, а такие понятия, как «предательство» и «трусость», знают только из программы литературы. Так что, мол, товарищи за кино ответственные, не устраивайте революций, картину положите на полку, а режиссера накажите.

Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать религиозную картину

Картина действительно получилась революционной. Но не потому, что рассказывала правду о жизни советской школы, все гораздо глубже: фильм «Чучело» стал чуть ли не единственным фильмом на закате СССР, в котором кричал и заявлял о себе религиозный подтекст. Некоторые его считали сразу, и даже те, кто не отличал Иисуса от Будды, каким-то шестым чувством, подсознанием уловили в «Чучеле» «запретные» темы: настоящее слово всегда говорит с душой, а не только с разумом. В этом стоит искать истинные причины травли режиссера и съемочной группы.

Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать из «Чучела» религиозную картину. Отнюдь нет. Он сам, как рассказывает вдова режиссера Елена Санаева, разглядел христианскую линию только в момент монтажа. Однажды он огорошил супругу: «Ты знаешь, Лена, что получается? Гонение, распятие и вознесение!»

Да, Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы.

Взять хотя бы выбор темы. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. Как-то внучка писателя взяла на себя вину возлюбленного и стала жертвой недетской травли одноклассников. Впечатлительный прозаик не мог упустить столь драматичную историю – повесть вышла в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего-то несколько дней». Дни, которые изменили мир одного отдельного класса до неузнаваемости.

Портрет современного советского общества

Ролан Антонович в то время искал материал для фильма, с которым можно было войти в историю кино в качестве режиссера. Актером-то он был уже всенародно любимым (чего стоит его логопед с «фифектами фикции» из картины «По семейным обстоятельствам» или Иван Корякин из «Служили два товарища»), были за плечами и постановочные работы для детей, но это все же не широкий зритель, а единственный фильм «Нос» редакторы не просто порезали, а зарубили топорами, увидев в нем фиги в кармане, то есть намеки на нелицеприятную действительность. Устав от давления цензуры, режиссер решил взяться за новый, как сейчас сказали бы, проект. Вскоре кто-то из соседей дал почитать повесть своего пока неизвестного, но талантливого родственника по фамилии Железняков. Режиссер к новичкам в литературе относился скептически, но соседям отказать не смог и как-то вечером нехотя стал листать страницы… И прочел залпом.

На съемках фильма «Чучело»;

Елена Санаева вспоминает, как проснулась на рассвете и увидела странную картину: Ролан Антонович сидел довольный в свете настольной лампы, а потом вдруг запустил книгу в потолок.

– Что, будешь снимать? – спросила она.

– А куда денешься?! – был ответ.

Почему Быкова так зацепила история гонимой одноклассниками Лены Бессольцевой? Тут есть два варианта, друг друга не исключающих. Первый: режиссер увидел в «Чучеле» себя. Его самого много травили и за режиссерские опыты (те самые «фиги» виделись во всех его лентах), и за актерскую одаренность: стоило ему появиться на экране даже в маленьком эпизоде, как роль становилась событием. А такой успех прощается редко.

Другая причина – история «Чучела» позволяла нарисовать портрет современного советского общества, ведь дети – отражения взрослых. Если подростки эгоистичны, самовлюбленны, алчны, грубы и жестоки, то проблема не в них, а в их родителях… В этом плане школьный класс – идеальная возможность посмотреть на общество сквозь христианскую призму. В каждом классе (читай обществе) есть свой Иуда, есть гонители и гонимые, есть Иоанны – любимые ученики, а есть Петры – те, кому нужно по три раза повторять, чтобы дошло.

Ролан Быков на съемках фильма «Чучело»;

Напомню сюжет «Чучела». В одну провинциальную школу приходит новенькая. Она внучка известного, но не очень уважаемого в городе человека – Николая Николаевича (роль исполняет Юрий Никулин). Недолюбливают его по одной причине – не такой, как все. Очень замкнут, да к тому же – непростительная дерзость – собирает картины, часто тратя на них все свои деньги. Ему даже не на что купить новое пальто, старое все в заплатах, за что его так и называют – «заплаточник». Бессольцев мечтает открыть картинную галереею и подарить ее городу. Он из тех, кто бескорыстно пытается облагородить мир. Родной отец Николая Николаевича был в этом же городе земским врачом и построил больницу, его расстреляли фашисты – прятал раненых. То есть у Лены Бессольцевой перед глазами достаточно примеров жертвенности и служения людям. Чувство стыда, милосердие, любовь к ближнему – для нее не пустые слова.

Неудивительно, что одноклассники видят в Леночке такую же «чудачку», как и ее дед, и потому относятся к ней с презрением, она для них из иного мира.

В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается – начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается:

– Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница.

Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу. Кино – это все же жизнь, где время и события максимально сжаты в угоду драматургии, и потому восхождение происходит довольно быстро: уже в завязке сюжета девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем.

На съемках фильма «Чучело»;

Случилось это так: класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до заветной цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Обо всем узнала классная руководительница. Ей в беседе без свидетелей «настучал» друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников. В наказание наставница лишила прогульщиков заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки и подружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Зачем ей было это нужно? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью.

Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки, с которой они похожи как две капли воды? С картины на нас смотрит девочка, чьи глаза полны любви и сострадания. Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга.

Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит – и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе.

Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело – предатель, чучело – предатель!» Разве не возникают здесь аллюзии на сцену казни Христа, когда толпа вокруг Спасителя скандировала: «Распни, распни Его!»?

Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена.

Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову.

«Одноклассники:

– Сомову – самый жестокий бойкот. Кто за бойкот? (все поднимают руки)

– А ты? – спрашивает одна из девочек у Чучела.

– А я – нет.

– Ты его простила? Неужели простила?

– Я была на костре»

Бессольцева не только прощает, но и находит в себе силы искренне пожалеть своих «друзей»:

– Честно говоря, жалко мне вас: бедные вы, бедные люди.

В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак».

Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе

Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе – те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице.

Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду.

Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас!» Этой деталью постановщик показал, что жертва героини не была напрасной, ее поступок изменил одноклассников, сделал их лучше, пробудил чувство справедливости, сострадания, совесть. На глазах ребят появляются слезы.

– Да, они уехали как бы побежденные, – говорит Елена Санаева, – но на самом деле они одержали огромную нравственную победу.

Вот такой хэппи-энд.

Кинолента «о гонении, распятии и вознесении»

Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок.

Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп (Колычев). Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.

Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие:

«8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: “Блажен, его же избрал и приял еси Господи”, – и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь».

Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой – одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости.

Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма – сожжение чучела героини, ее «казнь».

Краеведы уверяют: до второй половины XVIII века здесь находился Вознесенский женский монастырь, основанный Иоанном Грозным. Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия – по одним данным, сестра, а по другим – мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды.

После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены (на их фоне и снимали знаменитую сцену). Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно.

Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»;

В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» – особенная картина. На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви. Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало.

Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область. Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова («Недосмотрел!») и чуть было не забрала главную героиню со съемок. Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три».

Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве. Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. «Быков сначала сказал, что с такой внешностью, как у меня, надо командовать ротой солдат», – смеется сегодня Кристина.

Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню. «Приходили такие лисички, которые прикидывались одними, но были другими, – это ощущалось», – говорит вдова режиссера Елена Санаева. И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте – и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения.

Но съемки подарком судьбы не стали.

Быков работал с детьми, как со взрослыми. Они месили грязь, бегали по обрывам, но самое главное – режиссер по-настоящему заставлял их страдать. Ксения Филиппова, сыгравшая в фильме Железную Кнопку, до сих пор с содроганием рассказывает о методах Быкова в работе с детьми:

На съемках фильма «Чучело»;

«Чтобы заставить меня зареветь, он говорил: вот представь себе, ты идёшь по улице и видишь красивое лицо, любуешься им, и вдруг на твоих глазах и на глазах этого человека машина сбивает ребенка, ребенок умирает, а лицо этого человека остается прекрасным. Быков – невероятно тонкий психолог. Нервы у всех были в клочья. Но это стоило того».

На долю Орбакайте тяжелых эмоциональных сцен выпало больше всего. Она не скрывает – преодолеть ей тогда пришлось многое: слезы, истерики и даже многочисленные погружения в воду. По сценарию, Бессольцева летала во сне. Снять полет кинематографисты пытались по-разному, в том числе в бассейне. «Меня учили нырять, с тех пор я не ныряю вообще», – признается она.

Быков действительно потратил немало сил и нервов на съемках, однако еще больше ему пришлось натерпеться от киноначальства. Оно не пропускало ту самую сцену, которая далась тяжелее других – сожжение чучела Бессольцевой. Редакторам она показалась слишком жестокой. Впрочем, цензуре не понравился весь фильм, и руководство студии готовилось его причесать, вырезав все «опасные» сцены.

Сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией

Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную. В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией:

«Каждый метр он с кровью отстаивал, – говорит Ксения Филиппова, – и не один у него, кажется, был инфаркт, а два инфаркта. В итоге ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения».

Картину выпустили на экраны после того, как режиссер написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову со словами: «Я верю, что фильм нужен государству, и что защитить его может только государство».

По словам Елены Санаевой, за первый год проката «Чучело» посмотрели 17 миллионов зрителей, в 1986 году фильму присудили Госпремию.

Тайна матушки Пелагии

Развалины Вознесенской церкви, Старицы

Но вернемся в Старицы. На развалинах Вознесенской церкви, на фоне которых снимали сцену «казни», где-то здесь, как мы помним, затерялось захоронение родственницы патриарха Иова… Теперь внимание! По заверениям местного краеведа и очевидца съемок Александра Шиткова, останки легендарной монахини находились ровно в том месте, где и происходило сожжение чучела. Это выяснилось в 2002 году, когда инициативная группа после долгих поисков все-таки нашла могилу Пелагии: «Чучело здесь сжигали, – говорит краевед, – и отсюда Кристина бежала, плача, и падала недалеко от стен бывшего монастыря, и смотрела в небо».

Оказалось, матушка была замучена и убита, хотя до начала XXI века считалось, что она умерла своей смертью. На черепе схимонахини были обнаружены повреждения. Шитков, как и большинство историков, считает: Пелагея была казнена из-за отказа святителя Иова благословить на место Патриарха ставленника Лжедмитрия I. «Это намоленное для нас место, святое», – добавляет он.

Останки легендарной монахини находились в том месте, где и происходило сожжение чучела

Возможно, молитвы убиенной монахини и направили картину в сторону религиозного осмысления, и именно поэтому на монтаже Ролан Антонович увидел настоящее чудо – перед ним оказался не просто фильм о девочке, взявшей на себя чужую вину, а кинолента «о гонении, распятии и вознесении».

Без сомнения, такое открытие не могло не сказаться на мировоззрении Быкова. Известно, что спустя некоторое время он крестился. Вот что однажды рассказала вдова режиссера журналистам:

«Он жил с Богом в душе. Крестился поздно. Ему предстояла вторая операция, когда позвонил человек из Загорска и сказал: не покреститесь – прокляну! Бред, конечно: как можно человека проклинать за то, крестится он или нет. И Ролан сказал: “Знаешь, Леночка, я это сделаю после операции. Не буду же я ставить условия: ‟Ты мне, Господи, даруешь годы жизни, а я за это покрещусь!”” У него много размышлений о религии и Церкви, но он ненавидел сектантство, ханжество и не декларировал свою веру. Я считаю, что в его ролях и фильмах есть Божья благодать, есть свет» (Российская газета, 12 ноября 2004 г. № 3628).

Нравственный заряд «Чучела» передался и юным актерам, играющим одноклассников Бессольцевой. Судьбы их сложились по-разному, однако все, что называется, «вышли в люди», посвятили себе любимым детям и интересной работе.

Павел Санаев, сын Елены Санаевой, сыгравший самого тихого мальчика в классе, стал писателем и режиссером; Максим Чмель (в фильме – Попов, тот, который ухаживает за красавицей Шмаковой) – реставратор мебели и хоккеист; Сергей Прилепский (Худой) работает экспедитором в кино, а «очкарик» Николай Манвелов выучился на историка, сегодня он – советник в одной из государственных корпораций.

Кинематографично сложилась судьба исполнительницы роли Железной Кнопки Ксении Филипповой. После премьеры «Чучела» в сентябре 1984 года на киностудию стали приходить тысячи писем на имена юных звезд, но Быков никогда не передавал послания адресатам – чтобы не зазнавались. И лишь один раз сделал исключение: принес письмо одного ленинградского старшеклассника Филипповой. «Мы начали переписываться, потом он приехал ко мне в гости, познакомились, подружились, поженились… Уже отметили серебряную свадьбу», – рассказывает Ксения.

Филиппова не стала делать карьеру в кино – она работает в одной из картинных галерей. Получается, что в артистки пошла только Кристина Орбакайте. Справедливости ради заметим, что актриса из нее получилась неплохая.

Сам Юрий Никулин, как и его герой в фильме «Чучело», всегда был порядочным человеком с добрым и отзывчивым сердцем. В Москве до сих пор помнят, как он помогал артистам кино и цирка, выбивая для них квартиры, договариваясь о дорогостоящих операциях, а сам при этом жил более чем скромно, полностью отдаваясь работе. Актера не стало в 1997 году, его похоронили у стен Новодевичьего монастыря с воинскими почестями, при огромном стечении народа.

Трагично сложилась судьба только у одного актера фильма – Мити Егорова, того самого Сомова. Сын популярной актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова с ранних лет был в центре внимания, а после премьеры «Чучела» и вовсе стал кумиром миллионов. Но слава и вседозволенность (Кустинская признавала позже, что всегда баловала сына) сотворили с ним злую шутку. Еще будучи подростком, он начал пить, а в студенческие годы пристрастился к наркотикам… В 2002 году тело 32-летнего Дмитрия Егорова нашли в одной из московских квартир, отчего он умер, тогда установить не удалось. Десять лет спустя в одном из своих последних интервью Наталья Кустинская назвала мне истинную причину гибели сына: по ее словам, Митю убила его сожительница, ударив каблуком в висок. Эта женщина сама во всем призналась актрисе. В то время Кустинская уже была тяжело больна, она не стала начинать какие-либо судебные разбирательства и выносить сор из избы.

История фильма была бы неполной без размышления о его роли в советское время. Стоит задуматься, случайно ли картина вышла на экраны осенью 1984 года, то есть накануне Перестройки, приведшей страну к абсолютному краху. В каких отношениях с Богом в это время было общество? Похоже, оно от Него отказалось большинством голосов, поставив во главу угла себя и собственные интересы.

И тут выходит на экраны «Чучело», со всеми теми аллюзиями, о которых мы сказали…

Чучело

Великолепный режиссёр, заслуженный артист РСФСР Ролан Быков представляет вниманию зрителей художественный сериал Чучело. В шестой класс приходит новенькая Лена Бессольцева, которая живёт вместе со своим дедушкой, бывшим военным. Многие презирают девочку, но она начинает дружить с одноклассником Димой Сомовым. И даже когда он предаёт класс, Лена спасает друга и берёт вину на себя. Чем впоследствии обернётся ей такое благородство?

В школе изначально, как и в любом обществе, образовывается некая иерархия или роль, которую каждый исполняет. В городе Тарусе, где согласно повести находится школа, куда пришла девочка, так же. Например, Миронова или, как её называют, «железная кнопка» — практически лидер класса, «лохматый» — парень, который всего добивается с применением силы, первая красавица — Шмакова, а её шестёрка — Попов. Ну и, конечно, Дима Сомов — парень богатых родителей и обладатель большого авторитета в классе. И может, если бы ребята не решили тогда пойти в кино вместо уроков, возможно, новенькая так бы и осталась обычным «чучелом» (прозвище, данное одноклассниками за чудаковатое поведение).

Картина была снята по мотивам повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году. Но, несмотря на то, что прошло более 30-ти лет, и сейчас смотреть онлайн в хорошем качестве Чучело будет интересно и, что главное, поучительно для каждого.

Для актрисы и популярной певицы Кристины Орбакайте это была практически первая в её жизни роль, да ещё и главная. Режиссёр только с третьего раза разглядел в юной девушке именно ту, которая ему нужна.

А роль дедушки, главного защитника своей внучки, досталась Юрию Никулину (Бриллиантовая рука, Кавказская пленница). Как же искренне, а, главное, душевно народный артист СССР отобразил замкнутого, но трепетно любящего свою кровинку героя.

Великолепная драма довольно честно, даже резко показывает, какие могут быть последствия, если ты идёшь против уже существующей системы. Но сможет ли Лена Бессольцева поменять отношение к себе хотя бы одного запутавшегося одноклассника? Смотреть сериал Чучело — значит узнать ответ на многие интригующие вопросы.

Анализ повести «Чучело» (В.К. Железников)

Многомудрый Литрекон предлагает анализ повести «Чучело» по плану. В этой книге автор живо представляет действительность – как может быть беззащитен ребёнок в коллективе себе подобных, как трудно этому помочь, и на какую жестокость бывают способны дети? Более подробно о сюжете Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

История создания

Повесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В.К. Железников услышал подобную историю от своей племянницы, происшедшую в её жизни. В реальности такие события происходили с девочкой в течение полугода, тогда как в повести нам представлены всего несколько дней из жизни Лены Бессольцевой. Первоначально Железняковым была создана пьеса «Бойкот», что послужила основой для создания будущего произведения «Чучело». Сам В. Железников так отзывается о своей работе:

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

Жанр и направление

Жанр книги «Чучело» — повесть, ведь она слишком велика для рассказа и слишком коротка для романа.

Жанровая направленность повести «Чучело» – это бытовая проза, в которой отображена драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувствие юных созданий. Она была характерна для того периода развития советской литературы.

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Смысл названия

В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в повести «Чучело» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Лена Бессольцева Двенадцатилетняя девочка, хрупкая, неловкая, наивная, при этом полная душевной теплоты и участия к каждому, открытая и искренняя. У неё пылкое, преданное сердце, она готова любить и бесконечно прощать любимого человека, продолжает в него верить, несмотря ни на что. Однако у Лены сильная воля и смелый нрав, она не боится сказать правду и бросить вызов толпе, не боится признавать свои ошибки, очень строго судит себя. У неё возвышенная натура – Лена понимает своего дедушку, собирателя картин, а его бескорыстный поступок признаёт во всей полноте. У Лены бодрый, никогда не унывающий характер – она не разучивается радоваться жизни, травля одноклассников её не сломила, не сделала равнодушной и озлобленной. Такова краткая характеристика Лены Бессольцевой.
Николай Николаевич Бессольцев Дедушка Лены — пожилой одинокий человек, чуждающийся общества людей, находящий единственную радость в поиске и собирании картин, когда-то написанных его дедом, неизвестным художником. Николай Николаевич живёт ради этого, потому отказывает себе подчас в покупке даже необходимых вещей и одежды. Из-за этого в городе его считают странным, над ним смеются ребятишки на улице, а школьники дразнят «заплаточником». Ничего это не задевает Николая Николаевича и не выводит из душевного равновесия. Он ощущает родственной для себя душой свою внучку Лену, восхищается чистотой её души и старается как может помочь девочке. Николай Николаевич мудр и чуток, он верно угадывает ситуацию и определяет натуру каждого участника травли его внучки, он наталкивает Лену на принятие верных решений. Он не смог её защитить, но остался верен себе, благородным и честным, он бросает безмолвный укор бессердечным детям перед своим уходом.
Учительница Маргарита Ивановна Классный руководитель того самого класса, в котором происходила травля девочки. Маргарита Ивановна не завоевала к себе уважения и расположения детей. Пылкая, эмоциональная, энергичная учительница привычно и бодро выполняет свою работу, при этом не хочет вникать в проблемы детей и замечать нездоровую обстановку в классе. Маргарита Ивановна готовится к свадьбе и полностью поглощена своими делами, Лена напрасно ждёт от неё участия и помощи. В результате ситуация остаётся целиком вне поля зрения учительницы, она узнаёт обо всём лишь при окончательной развязке.
Дима Сомов Красивый, умный и способный мальчик, лидер в классе и любимец учителей. Он хочет поступать правильно, имеет благородные порывы, при этом на деле оказывается далёк от благородства и заботится лишь о внешнем впечатлении. Его дружба с Леной не выдерживает испытания, Дима так и не находит в себе силы сказать правду и защитить девочку. Он хочет бежать от обстоятельств, не понимая, что проблема заключается в нём самом. В конечном итоге он удостаивается презрения класса, а со стороны Лены — искреннего сожаления.
Миронова, Железная Кнопка Очень волевая, серьёзная девочка с непоколебимыми принципами чести, которые она активно внедряет в классе, будучи его лидером. Железная Кнопка считает, что всякая ложь и предательство должны немедленно и без пощады наказываться, при этом не знает никакой меры жестокости. Она уважает Лену за её смелость и правдивость, но не может поступиться своими принципами непримиримости. В Лене также вызывает восхищение эта девочка, за её честность и твёрдый характер. В заключение событий Железная Кнопка оказывается в замешательстве и отчаянии – она не понимает, почему Лена не желает мстить настоящему предателю и почему одноклассники поддерживают идею прощения. В семье Железной Кнопки можно угадать несогласие – мать явно не разделяет правильных принципов дочери, что девочку возмущает и расстраивает.
Валька Грубый, жестокий и лживый мальчик, ищущий во всём только свою выгоду и без колебаний причиняющий боль и обиду тому, кто слабее. Он промышляет продажей бродячих собак на живодёрню, и проявляет особенную жестокость в травле Лены. При этом он труслив, заискивает и немедленно пасует перед теми, кто сильнее его.
Шмакова Живая, красивая и популярная девочка в классе, заводящая себе бесконечных поклонников и даже «рабов» — тех, кто безраздельно служит ей. Она самовлюблённая и избалованная, больше всего на свете любит красиво одеваться, не имеет никаких моральных ценностей, привычно применяет хитрость и лукавство, как средство осуществления своих желаний и властвования над другими. Шмакова заполучила себе в «рабы» одноклассника Попова, и с его солидарностью хладнокровно наблюдает драму Лены, зная правду и не желая её открывать.
Васильев Изгой, отвергнутый классом, постоянно подвергающийся насмешкам и обидам. Тем не менее, Васильев осмеливается высказаться в пользу Лены и защищает её, навлекая на себя новые неприятности. Он приходит к Лене и призывает её быть смелой, чем побуждает её к решительным действиям.

Темы

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

  1. Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
  2. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
  3. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
  4. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
  5. Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Проблемы

Проблематика повести «Чучело» до сих пор актуальна во многих школах:

  1. В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  2. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  3. У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  4. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  5. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Смысл

Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни.

Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Чему учит?

Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности – как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело».

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Критика

Вот как говорится о повести «Чучело» в журнале «Вестник ТГПУ»:

«Единственный путь пробудить в другом самосознание, совесть, гуманность – стоическое непротивление злу насилием. Повесть Железникова однозначно продолжает традиции классической русской литературы, развивает идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого…»

«В. Железников наряду с В. Распутиным, В. Астафьевым, В. Маканиным и другими авторами утверждает значимость исторической, культурной и родовой памяти, семьи, Родины, других традиционных ценностей, отказ от которых оборачивается разрушением личности и моральной деградацией общества».

Диана Горина