Про святых детям
Содержание
- Жития святых
- Аудио
- Общие жизнеописания подвижников
- Жизнеописания отдельных подвижников
- Новомученики
- О святости
- Патерики
- Прологи
- Агиография
- Житие как жанр древнерусской литературы
- Как святые воспитывали детей
- Святая Нона и святитель Григорий Богослов
- Святая Эмилия и святитель Василий Великий
- Святая Моника и блаженный Августин
- Святые Алексий и Сергий Мечевы
- Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра и их дети
- ореол
- Игра по теме «Век великих реформ» учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Жития святых
-
Аудио
- Жития святых
-
Общие жизнеописания подвижников
- Великие русские старцы 127.3K
- Великие русские старцы XX века сост. С. Девятова 8.3K
- Жизнеописания афонских подвижников благочестия иером. Антоний Святогорец 20.1K
- Жизнь пустынных отцов прп. Руфин, пресвитер Аквилейский 19.7K
- Жития всех святых, празднуемых Православной греко-российской Церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы прот. Иоанн Бухарев 14.5K
- Жития русских святых проф. С.И. Смирнов 306.5K
- Жития святых свт. Димитрий Ростовский 2921.9K
- Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июнь А.Н. Муравьёв 2K
- Избранные Жития святых еп. Александр (Милеант) 59.4K
- Избранные жития святых. Том 1 свт. Филарет Черниговский 83.8K
- Избранные жития святых. Том 2 свт. Филарет Черниговский 85.3K
- Иросанфион, или Новый Рай 18.1K
- Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых» М.В. Толстой 71.1K
- Памятники христианского Херсонеса. Вып. 2. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности П.А. Лавров 408
- Памятники христианского Херсонеса. Выпуск 1 Д.В. Айналов 359
- Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви монах Геброн 14.3K
- Похвалы святым свт. Иоанн Златоуст 32.9K
- Православные старицы ХХ века сост. С. Девятова 26.9K
- Православные старцы XX века С. Девятова 400.6K
- Раннехристианские жития галльских святых А.В. Банников, Каспаров А. И., О.В. Пржигодзкая 8K
- Русские святые мон. Таисия (Карцова) 117.1K
- Святая Гора и 100 афонских старцев Н.С. Посадский 2.7K
- Святая равноапостольная Нина мон. Лазарь (Афонасьев) 2.1K
- Святые подвижницы Восточной Церкви свт. Филарет Черниговский 35.4K
- Собор св. 70-ти апостолов архиеп. Димитрий (Самбикин) 7.2K
- Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы сост. С. Девятова 23.5K
-
Жизнеописания отдельных подвижников
- «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин 10.4K
- «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии А.В. Бугаевский 5.6K
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 232
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 147
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 150
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 148
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 134
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 121
- Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан 2.6K
- Ангелы апокалипсиса. Собрание житий миссионеров и мучеников 2.4K
- Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров А.И. Макарова-Мирская 104
- Арелатские проповедники V—VI вв. 21.5K
- Армянские жития и мученичества V-XVII вв. 6.8K
- Безмолвие внутреннее. Иеросхимонах Михаил – последний великий старец валаамский монахиня Mapия Стахович 13.5K
- Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) иеродиакон Софроний (Макрицкий) 3.1K
- Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов) свящ. Сергей Клюйко 2.2K
- Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Н.В. Маслов 4K
- Блаженный инок А.Е. Селезнев 3.6K
- Близок к нам Господь (подвижники благочестия XX века) Мария Жукова 640
- Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах архим. Григорий (Зумис) 453
- Валаамские подвижники 5.3K
- Валаамские светильники духа. XX век свящ. Сергий Третьяков 3K
- Валаамский монастырь и его подвижники 1.2K
- Великая княгиня Евдокия, в иночестве прп. Евфросиния А.Е. Викторов 389
- Великая стража иером. Иоаким (Сабельников) 29.9K
- Весна моего монашества. Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия (Виноградова) А.В. Окунева 2.2K
- Виктор Шиповальников. «Я с малолетства был при Церкви…» 189
- Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского А.В. Журавский 255
- Воспоминания архим. Пимен (Мясников) 881
- Воспоминания о старце Ионе Киевском 4.5K
- Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) 27.1K
- Высокопреосвященный Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский прот. А. Назаревский 986
- Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Очерк жизни и деятельности Г.Я. Киприанович 309
- Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958-2005) 892
- Диадема старца (воспоминания о старце Гаврииле (Ургебадзе)) 41.3K
- Дорогой любви. Жизнь и советы старца Иеронима Эгинского 10.5K
- Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания диакон Димитрий Пономаренко 4.6K
- Епископ Феодор (Текучёв). Истина всегда победоносна диак. Георгий Малков 3.3K
- Еще о святителе Николае Мирликийском архим. Антонин (Капустин) 3.3K
- Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея 804
- Жизнеописание настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея архим. Ювеналий 695
- Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона 456
- Жизнеописание схимонахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины 347
- Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина 3.2K
- Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X-XX вв. 9.9K
- Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март 5.8K
- Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь 39.5K
- Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-го и 19-го веков. Май 36.8K
- Жизнь и апостольские труды Святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия А. Малиновский 886
- Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина Т.В. Викторова, Н.А. Струве 4.9K
- Жизнь и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Иова прот. Андрей Хойнацкий 1.3K
- Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия Л. Денисов 804
- Жизнь святого Иоанна Крестителя И. Крылов 953
- Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст В.П. Мансикка 408
- Житие Андрея Юродивого 18.7K
- Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимой Верховским прп. Зосима Верховский 1.3K
- Житие блаженного Феликса святой Беда Достопочтенный 3.4K
- Житие Валаамского монаха Германа, Американского миссионера (Аляскинского) 314
- Житие Григория Синаита П.А. Сырку 417
- Житие Евфимия Суздальского и Ефросинии Суздальской 286
- Житие и подвиги благоверной великой княгини Анны Кашинской 311
- Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца иером. Пахомий Серб 3.8K
- Житие и слова прп. Порфирий Кавсокаливит 277.1K
- Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского Епифаний Премудрый, иеромонах Пахомий Логофет, старец Симон Азарьин 52.7K
- Житие иеросхимонаха Нектария 1.5K
- Житие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха Кирилл Скифопольский 3.7K
- Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого Кирилл Скифопольский 3.9K
- Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского старца и подвижника Киево-Печерской Лавры 4K
- Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца проф. С.И. Смирнов 1K
- Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия Чудотворца инок Епифаний 4.2K
- Житие преподобного Кирилла, Белоезерского чудотворца 773
- Житие преподобного Пафнутия Боровского Вассиан Санин 5.3K
- Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное императрицей Екатериной II импер. Екатерина II 366
- Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы Кирилл Скифопольский 2.9K
- Житие святителя Арсения, епископа Тверского 242
- Житие Сергия Радонежского Б.М. Клосс 45.9K
- Житие старца Иерофея Дидаскала 3.1K
- Житие старца Паисия Святогорца 204.2K
- Жития епископов херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, Т.Э. Саргсян, С.Б. Сорочан, А.К. Шапошников 618
- Жития св. севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник И.А. Яхонтов 787
- Жития святых мучеников Бориса и Глеба, и службы им Д.И. Абрамович 1.3K
- Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу святой Беда Достопочтенный 2.7K
- Жития святых по древнерусским спискам А.И. Соболевский 273
- Игумения Феофания (Готовцова) 289
- Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии (1760–1778 гг.) В.Г. Добронравов 652
- Иеросхимонах Серафим 4.4K
- Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского А.К. Галкин, А.А. Бовкало 152
- Избранные жития святых для юношей прот. Виктор Ильенко 4.5K
- Исповедник православия о. Николай Любомудров 2.3K
- Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) прот. Владимир Сорокин 273
- Истина всегда проста…: Жизнеописание и поучения преподобного Симеона Псково-Печерского диакон Георгий Малков 624
- Доступно зарегистрированным Владимир Кириллин 52
- Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий М.Е. Губонин , свящ. А. Мазырин 17.7K
- Кораблики святому Брендану Мореплавателю протоиерей Александр Шабанов 3.6K
- Любовь покрывает всё (подвижники благочестия XX века) диак. Георгий Малков 612
- Макарий, митрополит всея России К. Заусцинский 1.1K
- Мученичество св. Григория, св. Рипсимэ и Гаяны 1.3K
- Мы всегда под крылом Божиим. Жизнь и поучения архим. Серафима (Розенберга) диак. Малков Георгий, П.Ю. Малков 9.6K
- На пути из времени в вечность архим. Рафаил (Карелин) 40.5K
- Наставления. Советы. Воспоминания архим. Павел (Груздев) 945
- Наставник и чудотворец. Жизнь иеросхимонаха Нектария, преподобного старца оптинского (подвижники благочестия XX века) монах Лазарь (Афанасьев) 441
- О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра 1K
- Они служили в Летово… Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Архиепископ Глеб (Смирнов), Протоиерей Виктор Шиповальников И.В. Евсин 348
- От послушания к старчеству. Путь подвига блаженной памяти схим. Антонии (Сухих) Н.М. Новиков 1.1K
- Отец Арсений
- Открывающие Небо. Новомученики и исповедники Дмитрий Михайлов, Татьяна Краснянская 562
- Отцы-пустынники. Сборник христианских притч и сказаний О.П. Клюкина 214
- Очерк жизни схимонаха Филиппа Д.С. Дмитриев 392
- Павла Элладского и Кирилла Скифопольского, писателей VI столетия Жития Святого Феогния, Епископа Витилийского 1.6K
- Память о преподобном Мартиниане Белозерском Е.А. Сизова 2.1K
- Пастырь любви митр. Николай (Ярушевич) 7K
- Патриарх иерусалимский Софроний, как богослов, проповедник и песнописец К. Попович 3.4K
- Пахомий Серб и его агиографические писания священник В. Яблонский 1.2K
- Первоначальники русских иноков святые Антоний и Феодосий и другие первые подвижники русские, вышедшие из Печерского монастыря Ю.И. Сенинский 1K
- Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий) 3.3K
- Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию архим. Антонин (Капустин) 1.2K
- Письма глинских старцев Н.В. Маслов 1K
- Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси свт. Иов Московский 633
- Подвиг святой жизни: святые старцы Глинской пустыни. XX век прот. Александр Чесноков, З. Чесноков 852
- Подвижники-миряне. Том I 10.1K
- Подвижницы милосердия свящ. С. К. Махаев 4.5K
- Подробное описание жизни, страдания, чудес святого Великомученика Победоносца Георгия и чествований его имени Я.Д. Верховец 2.6K
- Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637-1640 гг.) Сергей Белокуров 1.6K
- Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского 32.2K
- Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея 320
- Последний из Мологи. Жизнеописание архимандрита Павла (Груздева) Н.А. Черных 1.8K
- Поучения сердца моего архим. Клеопа (Илие) 49.1K
- Преп. Ферапонт и Мартиниан, Белозерские чудотворцы, и основанный ими Ферапонтов монастырь А.Н. Муравьёв 1.3K
- Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения 37.7K
- Преподобный Алексий Карпаторусский. Путь к святости Г.В. Рачук 994
- Преподобный Димитрий игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец И. Верюжский 278
- Преподобный Игнатий Прилуцкий, в мире князь Иоанн, вологодский чудотворец И. Верюжский 292
- Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование Н.А. Булгаков 813
- Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист 158
- Преподобный Феодосий Тотемский, вологодский чудотворец И. Верюжский 258
- Пример безграничного смирения (подвижники благочестия XX века) свящ. Павел Лизгунов, З. Чесноков 417
- Принадлежу всем вам. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) 4.5K
- Прп. Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма архим. Георгий (Тертышников), архим. Антоний (Медведев) 263
- Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской архим. Иоаким (Специерис) 905
- Доступно зарегистрированным сост. И.Г. Менькова, при участии диакона Александра Мазырина и Е.И. Большаковой 56
- Доступно зарегистрированным сост. И.Г. Менькова, при участии диакона Александра Мазырина и Е.И. Большаковой 51
- Русские подвижники XIX века Е. Поселянин
- Русские святые из мирян прот. Иустин Ольшевский 230
- Свет радости в мире печали Вера Королёва 20K
- Святая Анна сост. Филимонова Л.В. 15.6K
- Святая Олимпиада и другие диакониссы древней Церкви 988
- Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: жизнеописание, проповеди, акафист сост. диакон В. Марущак 4.3K
- Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: сборник статей, документов и архивных материалов 2.4K
- Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России ред. А.И. Плюснин 439
- Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских Чудотворец 68.4K
- Святитель-Чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский В.И. Ржевский 278
- Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский В. Георгиевский 2.3K
- Святой благоверный великий князь Михаил Ярославович Тверской свящ. Александр Соколов 561
- Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. Том I прот. Владимир Рыбаков 2.2K
- Святой Николай Салос, Христа ради юродивый Д.П. 296
- Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность С. Песоцкий 9K
- Святой Спиридон Тримифунды Чудотворец Михалис Г. Ликисса 7.8K
- Святой старец блаженный отец Иаков игумен священной обители Преподобного старца Давида 4.4K
- Святые Кирилл и Мефодий, просветители славян Я. Горожанский 2.4K
- Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 1 14.1K
- Святые Новгородской Земли, или история святой северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 2 14.8K
- Сергий Радонежский — личность и эпоха К.А. Аверьянов 4.6K
- Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу перевод Л.А. Дмитриева 1.5K
- Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу перевод Д.С.Лихачева 1.5K
- Сказание о жизни и чудесах святого славного пророка Божия Илии 902
- Сказания о мучениках христианских, чтимых Православной Кафолической Церковью. Том II 1.1K
- Сказания о святых христианских, чтимых Православной Кафолической Церковью. Том I 1K
- Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви Д.А. Эристов 238
- Современные старцы Горы Афон 6.4K
- Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков свщмч. Никодим Белгородский 2.8K
- Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи сост. Павел Пономарев 213
- Соловецкий цветник митр. Мануил (Лемешевский) 4.1K
- Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти С.А. Веснин 2K
- Старец Иероним и возрождение Русского Афона монах Арсений (Святогорский) 492
- Старец Иероним, молчальник Эгинский Петр Боцис 6.3K
- Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца С.В. Шумило 1.5K
- Старец протоиерей Тихон (Пелих) Е.Т. Кречетова (Пелих) 2.1K
- Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского, с кратким сказанием о его жизни и подвигах 1.4K
- Странники Н.Н. Животов 682
- Строитель Зосимовской пустыни схиигумен Герман епископ Арсений (Жадановский) 674
- Схиархимандрит Зосима (Сокур). О чём душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко) 407
- Схимонах Филипп С.А. Кельцев 353
- Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона иеромонах Хрисанф 1.8K
- Уроки отца (подвижники благочестия XX века) свящ. Павел Анисимов 428
- Установление в Русской Церкви праздника 9 мая, в память перенесения мощей св. Николая из Мир Ликийских в г. Бар А. Красовский 910
- Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской лавры свящ. Владимир Зноско 2.1K
- Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской Лавры собрал и составил священник Владимир Зноско 2.6K
- Я всё переживаю с вами (подвижники благочестия XX века) свщмч. Илия Четверухин, Е.Л. Четверухина 534
-
Новомученики
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века 188.8K
- Новые мученики российские протопресв. Михаил Польский 26.9K
- Словарь: Новомученик
-
О святости
- Агиология Е.Н. Никулина 33.5K
- Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига Е.В. Грудева 4.8K
- Идеальные женские характеры Древней Руси
- История канонизации русских святых Василий Васильев 14.3K
- Какой смысл и значение имеет причтение святейшего патриарха Ермогена к лику святых прот. И. Соловьев 903
- Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба Н.П. Лихачёв 715
- Очерки по истории Русской святости иером. Иоанн (Кологривов) 14.4K
- Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология Е.Н. Никулина 103.6K
- Поучения по руководству житий cвятых подвижниц Восточной Церкви прот. Виктор Гурьев 991
- Православие в России Василий Ключевский 13.7K
- Раздел: Святые и святость
- Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси В.Н. Топоров 572
- Святость и святые в русской духовной культуре. Том 2. Три века христианства на Руси В.Н. Топоров 566
- Святые древнего Крыма митр. Иоанн (Ведланд) 380
- Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых» прп. Иустин (Попович), Челийский 10.9K
- Юродство и столпничество иером. Алексий (Кузнецов) 22K
- Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия свящ. Иоанн (Ковалевский) 2.1K
-
Патерики
- Архондарик под открытым небом свящ. Дионисий Тацис 24.6K
- Афонский патерик 140.7K
- Валаамский патерик 35.7K
- Доступно зарегистрированным 74
- Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители мон. Лазарь (Афанасьев) 4K
- Волоколамский патерик 5.5K
- Глинский патерик схиархим. Иоанн (Маслов) 63.3K
- Греческий «скитский» патерик и его древний латинский перевод П.В. Никитин 366
- Древнерусские патерики 774
- Древние монастыри и пустыни Сирии и месопотамии, и подвижники благочестия, в них процветавшие П.М. Сладкопевцев 947
- Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 1 Пётр Сладкопевцев 3.8K
- Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 2 Пётр Сладкопевцев 1.3K
- Древний патерик свт. Феофан Затворник 1.9K
- Древний патерик, изложенный по главам (Apophthegmata Patrum) 142.1K
- Житие отцов свт. Григорий Турский 24K
- Жития византийских святых 14.3K
- Зосимовский патерик 27.7K
- История боголюбцев блаж. Феодорит Кирский 18.8K
- Киево-Печерский патерик 87.4K
- Киевопечерский патерик по древним рукописям 255
- Люди Церкви, которых я знал архим. Григорий (Зумис) 19.3K
- Митерикон 6.1K
- О знаменитых мужах блаж. Иероним Стридонский 66.9K
- Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких свщмч. Никодим Белгородский 1.5K
- Оптинский патерик 113.2K
- Отцы-святогорцы и святогорские истории прп. Паисий Святогорец 54.6K
- Палестинский патерик 31.5K
- Патерик новоканонизированных святых Коллектив авторов 14.7K
- Патерик Печерский, или Отечник Е. Поселянин 9.8K
- Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры, или Происхождение северо-восточного русского иночества из обители преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца М.В. Толстой 665
- Русский Афонский отечник или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в ХІХ-ХХ веках. Том 1 56.4K
- Сборник Палестинской и Сирийской агиологии издание В. В. Латышева 2.7K
- Серафимо-Дивеевские предания Сост. А.Н. Стрижев 94.7K
- Скитский патерик 17.8K
- Соловецкий патерик 32.6K
- Троицкий патерик 23.9K
- Тверской патерик: краткие сведения о тверских местночтимых святых архиеп. Димитрий (Самбикин) 1.5K
-
Прологи
- Божии люди митр. Вениамин (Федченков) 40.6K
- Из жизни старцев (мудрость праведных) или душеполезное чтение 60.1K
- Лавсаик и история египетских монахов архиеп. Сергий (Спасский) 519
- Лавсаик Святой Горы архим. Гавриил Дионисиатский 428
- Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов еп. Палладий Еленопольский 97.5K
- Луг духовный блаж. Иоанн Мосх 50.9K
- Отечник свт. Игнатий (Брянчанинов) 245K
- Охридский пролог свт. Николай Сербский 142K
- Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь проф. А.И. Пономарёв 5.2K
- Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель проф. А.И. Пономарёв 5.1K
- Пролог в поучениях на каждый день года прот. Виктор Гурьев 1921.5K
- Пролог. Книга 1. Сентябрь-февраль 1.3K
- Пролог. Книга 2. Март-август 1.2K
- Прологи и Синаксари архим. Киприан (Керн)
- Статьи сокращенно-избранные из Пролога С.Е. Недумов 614
-
Агиография
- Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.) В.К. Шохин 199
- К истории агиографии 87
- О житиях святых в отношении к русской народной жизни свящ. А. Баратынский 80
- Очерки по истории древнерусской литературы житий святых А.П. Кадлубовский 1.6K
- Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. Б.М. Клосс 26.4K
- Очерки по истории Русской святости 14.4K
Житие как жанр древнерусской литературы
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более 700 лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой».
Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…
Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. Это только одна из глав истории мира.
Одной из таких картин служит Житие, призванное стать биографией духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. В основе Жития лежала биография героя, чаще всего исторического лица, известного самому автору лично или по рассказам его современников. Целью Жития было прославить героя, сделать его образцом для последователей и почитателей. «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в Житии не портрет, а икона». Живые лица и поучительные типы, биографическая рамка и назидательный панегирик в ней, портрет и икона – это необычное сочетание отражает самое существо житийного художественного способа изображения. Необходимо подчеркнуть важность житийного жанра, поскольку именно в нем на протяжении всего Средневековья рассказывалось о человеке. Герой Жития, независимо от его богатства или бедности, от социального положения и учености, воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, поэтизация духовного подвига не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе.
Если же рассмотреть структуру Жития, то мы заметим целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим недостоинство автора, его многогрешность, призывание помощи Божией и святых, взгляд на значение святого в деле спасения.
Вводной части также свойственны многочисленные цитаты и параллели из священных книг. Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до рождения, стать богоизбранным сосудом высоких дарований; эта деятельность сопровождается чудесами при жизни, запечатлевается чудесами и по смерти святого. Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение Господу Богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям. Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное: Житие и предназначалось для прочтения в церкви на всенощном бдении накануне дня памяти святого.
Житие обращено, собственно, не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность. Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала.
Каноническая схема Жития служила, таким образом, наилучшим планом для изображения идеального героя и идеализированного мира, в котором он совершал свои праведные дела. Но с самых первых шагов в развитии житийного жанра канон нарушался под влиянием жизненных фактов. Нарушения эти обыкновенно почти не касались главного героя, но тем более осязательно затрагивали других действующих лиц. И чем талантливее был агиограф, тем значительнее было отступление его произведения от церковного шаблона.
Страница из великих Четьи Минеи
В Древнюю Русь с начала письменности переходят через посредство южных славян и переводятся непосредственно с греческого языка сборники Житий («минеи», «пролог», «патерики»), а также начинают составляться оригинальные Жития первых русских святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского (XI век) и др. Русские авторы Житий несут в себе идеи независимости политической и церковной жизни молодого Киевского государства; порой они во многом отходят от канонов греческой агиографии.
Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).
Второе южнославянское влияние (конец XIV – начало XV века) содействует развитию в русской агиографии витийственно-риторического стиля – «плетения словес», в результате чего возрастает эмоциональность и психологизм повествования. Появляется группа видных агиографов: митрополит Киприан, который перерабатывает Житие митрополита Петра, Епифаний Премудрый (Жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского), серб Пахомий Логофет (Житие Кирилла Белозерского и др.). В эпоху укрепления централизованного русского государства (XVI век) агиография становится на службу идеологическим задачам правительства. Осуществляя политику Ивана Грозного в области духовной жизни, митрополит Макарий сильно расширяет сонм русских святых и руководит составлением их Житий, которые объединяются в Великих Четьих Минеях (12 огромных томов), включающих почти все обращавшееся на Руси наследие переводной и оригинальной агиографии, заново переработанное и риторически украшенное. В XVII веке составляются собрания Четьих Миней Германа Тулупова (1627–1632), Иоанна Милютина (1646–1654) и Димитрия Ростовского (изд. 1689–1705). В XV–XVII веках создается особенно большое число новых Житий, посвященных монахам Русского Севера и отразивших колонизационную роль монастырей, их борьбу за землю с крестьянством. В агиографический стиль все более вносятся черты реальной жизни, Жития постепенно сближаются с бытовой повестью (Житие Юлиании Лазаревской). Во второй половине XVII – начале XVIII века создаются новые Жития, посвященные представителям религиозного движения – раскола. Героями их становятся противники государственной Церкви, проклятые ею и гонимые царской властью (Жития Ивана Неронова, Морозовой, Кирилла Выгорецкого и др.). Это направление агиографии тяготеет к изображению народного быта и отличается «просторечием». Жанр биографии святого перерастает в жанр поучительно-полемической автобиографии «апостолов» раскола (Жития Аввакума, Епифания).
По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого.
Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам; подвижники, оставив города, уходили в пустыни и жили там в полном одиночестве (отшельники). Особым видом христианского подвижничества было столпничество, при котором святой обитал долгие годы на вершине каменной башни – столпа, а в монастырях подвижники могли затворяться в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти.
Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др.
Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы – с XI по XVII век. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев: княжеские, Жития церковных иерархов, строителей монастырей, подвижников во славу церкви и мучеников за веру, жития юродивых. Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.).
Об авторстве тех или иных житий в ряде случаев мы узнаем из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Нестор Летописец (XI–XII), Епифаний Премудрый (XIV–XV), Пахомий Логофет (XV) – вот наиболее известные из авторов русских житий.
Группируя жития по характеру героев, отметим:
– Жития подвижников во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.);
– Жития иерархов Русской Церкви – митрополитов (Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);
– Жития юродивых (Василия Блаженного, Иоанна Устюжского, Михаила Клопского и др.).
Из княжеских Житий наиболее известны Жития Александра Невского, Бориса и Глеба, князя Владимира, Дмитрия Донского и др.
Женских Житий в русской агиографии мало: Анны Кашинской, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, Иулиании Вяземской, Иулиании Осорьиной, княгини Ольги.
Не обошло стороной и влияние на житийную литературу легендарно-сказочных мотивов. Местные предания иногда столь сильно влияют на авторов, что к Житиям созданные ими произведения могут относиться только потому, что герои их признаны Церковью святыми и в заглавии их может фигурировать термин «Житие», тогда как по литературному характеру это ярко выраженные сюжетно-повествовательные произведения. Это «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», «Повесть о Меркурии Смоленском». В XVII веке на Русском Севере возникают Жития, полностью основанные на местных легендах о чудесах, происходящих от останков людей, жизненный путь которых с подвигами во славу Церкви не связан, но необычен – они страдальцы в жизни. Артемий Веркольский – мальчик, погибший от грозы во время работы в поле, Иоанн и Логгин Яренские – то ли поморы, то ли монахи, погибшие в море и найденные жителями Яренги на льду, Варлаам Керетский – священник села Кереть, убивший жену, наложивший сам на себя за это тяжкие испытания и прощенный Богом.
Только древнерусское Житие дает нам возможность наблюдать личную жизнь в Древней Руси, хотя и возведенную к идеалу, переработанную в тип, с которого корректный агиограф старался стряхнуть все мелочные конкретные случайности личного существования. Нередко это и своеобразная местная летопись глухого уголка, не оставившего по себе следа ни в общей летописи, ни даже в какой-либо грамоте. Такие записи чудес иногда велись по поручению игумена и братии особыми на то назначенными лицами, с опросом исцеленных и свидетельскими показаниями, с прописанием обстоятельств дела, являясь скорее деловыми документами, книгами форменных протоколов, чем литературными произведениями. Несмотря на это, в них иногда ярко отражается быт местного мирка, притекавшего к могиле или ко гробу святого со своими нуждами и болезнями, семейными непорядками и общественными неурядицами.
Жития, в свою очередь, формировали взгляды древнерусских читателей на идеал святости, на возможность спасения, воспитывали филологическую культуру (в лучших своих образцах), создавали идеальные формы выражения подвига святого.
Как святые воспитывали детей
Мы часто думаем, что если станем как можно чаще говорить с детьми о Боге, регулярно водить их в храм на причастие, тщательно следить за тем, чтобы они не попали в дурную компанию, не сидели бесконтрольно в Интернете и у телеэкрана, то гарантированно вырастим христиан. Но опыт святых, которые воспитали собственных детей, тоже достигших святости, убедительно подтверждает излюбленную фразу митрополита Сурожского Антония: «никто не может прийти к Богу, пока не увидит на лице другого человека отблеск вечной жизни». Детям будет гораздо легче полюбить Бога, если они увидят, как любят Его их родители.
Продолжаем нашу рубрику «Как жили святые».
Святая Нона и святитель Григорий Богослов
Православные родители нередко переживают, отдавая детей в обычную светскую школу: не нахватаются ли они от сверстников плохого, не поколеблет ли некрепкую детскую веру учитель-дарвинист, сможет ли ребенок Великим постом мужественно отказаться от сосиски в школьной столовой?
Вот и святая Нонна, мать Григория Богослова, тревожилась, отпуская сына в лучшее учебное заведение того времени — Афинскую академию, основанную еще Платоном. Тогда, в середине IV века, у жителей Каппадокии (малоазийской провинции Римской империи), где жила семья, было не так много возможностей дать детям качественное образование.
Но Афины были столицей языческой культуры, которая тогда еще цвела пышным цветом. Христианство совсем недавно утвердилось в качестве официальной религии, и Афины по-прежнему были уставлены статуями богов, которые обильно поливали благовониями и окуривали фимиамом. А риторы знаменитой Академии нередко обучали юношей красноречию на весьма вольных мифологических сюжетах.
Нонна была христианкой. Ей очень хотелось, чтобы сын ее тоже вырос христианином. Поэтому первое, чему она научила маленького Григория, —беседовать с Богом. С детства мальчик привык поверять Ему самые сокровенные мысли и переживания. А в память ему врезался сон, в котором он восходил ввысь, к сияющему Престолу, от которого лился неизреченный Свет. Мать верила, что умение молиться надежно охранит сына от искушений, которые неминуемо придут, когда он подрастет. И сама показывала ему пример. «Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль <…> Кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое?» – вспоминал впоследствии ее знаменитый сын.
По молитвам Нонны христианином, а после и епископом, стал ее муж Григорий, который в молодости совмещал веру в единого Бога с огнепоклонством. Молитва с благодарением Богу была первой реакцией матери будущего святителя и на любые скорби. Она знала: Бог не посылает испытаний выше человеческих сил.
Поэтому, когда Григорий подрос, мать без колебаний отправила его в лучшие учебные заведения, хотя некоторые из них считались рассадниками язычества. Юноша учился и в «митрополии наук» — Кесарии Каппадокийской, и в Палестине, и в египетской Александрии, и, конечно, в Афинской академии и стал одним из самых образованных людей своего времени.
Интересно, что примерно в то же время в Афинах учился и племянник Константина Великого Юлиан, впоследствии ставший императором и прозванный Отступником за попытку реставрации язычества. И именно Афины укрепили его в решении порвать с христианством. А у Григория оказался мощный иммунитет к языческой «инфекции». Возможно, решающую роль здесь сыграл пример матери: больше всего юношу влекло к уединенным размышлениям и молитвенному предстоянию перед Богом. Недаром он вошел в историю с именем Богослова.
Святая Эмилия и святитель Василий Великий
В середине IV века едва ли кто-то назвал бы многодетной семью с тремя детьми. Но супружеская пара, которая произвела на свет десять чад, на общем фоне все же выделялась. Это могло свидетельствовать и о хорошем достатке супругов, и об их глубоком доверии Богу. У родителей святителя Василия Великого, Василия и Эмилии, было и то, и другое.
Они жили в Каппадокии, но владели землями еще в двух римских провинциях — Понте и Малой Армении. А от своих родителей, пострадавших за Христа при императоре Ликинии, оба унаследовали глубокую и непоколебимую веру.
Жизнь семьи была вполне благополучной, пока не умер отец. Это произошло вскоре после рождения Петра, младшего брата Василия. У многих женщин на месте Эмилии опустились бы руки, кто-то кинулся бы пристраивать детей в школы, к учителям. Но она была уверена, что никто не заменит детям мать, и взяла их начальное обучение в свои руки, стараясь разглядеть в каждом его наклонности и интересы и направить их в правильное русло.
Кроме того, не прошло еще и полувека с тех пор, как римская власть признала христианство, и Эмилия очень боялась, как бы на детей не повлияли распущенные языческие нравы. Поэтому, пока дети были маленькими, она как могла оберегала их и учила только тому, что сама считала нужным и правильным.
Так, обучение старшей дочери Макрины святая Эмилия начала не с греческих басен и любовных песен Сапфо и Анакреона, а с псалмов Давида и притчей Соломона. Отдельные фрагменты Священного Писания девочка учила наизусть. Все сомнительное с нравственной точки зрения — походы в театр или на скачки (весьма распространенные в ту эпоху развлечения) — мать из жизни детей исключала. А чтобы им некогда было скучать, она давала им разные поручения — от работы в саду до помощи в кузнице, благо хозяйство было немалое.
Все это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе детей святой Эмилии — пятеро из них были прославлены Церковью: святители Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский, преподобная Макрина и святая праведная диаконисса Феозва. «Она подарила миру… таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита, как никто, — с восторгом говорил об Эмилии ближайший друг Василия, Григорий Богослов. — Три славных священника, одна участница в тайнах священства, прочие — лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья!»
Святая Моника и блаженный Августин
Когда родители-христиане пытаются всеми правдами и неправдами убедить своих взрослеющих детей ходить в храм и читать благочестивые книги, те, как правило, отчаянно сопротивляются или просто игнорируют просьбы родителей. Примерно так же было и у святой Моники с ее сыном Августином, которого впоследствии Церковь назовет блаженным.
Муж Моники Патриций большую часть жизни оставался язычником — скорее в силу традиции, чем из убеждения: к вере он был, в общем-то, равнодушен. При этом человек он был крайне вспыльчивый, хоть и отходчивый; позже Августин назовет отца «человеком чрезвычайной доброты и неистовой гневливости». Вдобавок, Патриций нередко изменял Монике. Но она смиренно терпела выходки мужа, стараясь не провоцировать вспышек его гнева и не спорить – по крайней мере, в те минуты, когда он бывал раздражен.
А вот на сына Моника обратила всю силу своего убеждения. Она сделала все, чтобы воспитать его христианином, хотя в юности он больше интересовался женским полом. В 16 лет по настоянию отца, прочившего ему карьеру ритора, юноша отправился в Карфаген — город, где его на каждом шагу подстерегали соблазны, — и бросился в эту жизнь с головой. А читая полные тревоги материнские письма, больше досадовал, чем раскаивался.
Наконец заинтересовался он и религией. Но не христианством, а манихейством. Манихеи верили, что миром правит не единый Бог, а две равноправные силы: одна — светлая, божественная, духовная; другая — темная, демоническая, материально-телесная.
И вновь Моника плакала и звала сына в Церковь, и вновь без ответа. Ей помог один епископ, которого она попросила повлиять на сына. «Оставь его там, — сказал он, — и только молись за него Богу. Он сам, читая, откроет, какое это заблуждение и какое великое нечестие». И добавил: «Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет».
Так всë и вышло. Узнав манихеев поближе, Августин в них разочаровался, убедившись, что люди они в основном невежественные и не всегда порядочные. Полной противоположностью им оказался тот самый епископ — Амвросий из города Медиолана (нынешний Милан), с которым Августин познакомился в Риме. От него он в конце концов принял Крещение. Моника была счастлива и умерла с легким сердцем. А Августин стал священником, а позже — епископом, знаменитым на весь мир отцом и учителем Церкви.
Так, смиренно признав тщетность свои усилий обратить сына на путь истинный и предав его в руки Божии, мать лично убедилась в истинности слов Спасителя: Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27).
Святые Алексий и Сергий Мечевы
Обычно детей балуют, пока они маленькие, а потом начинаются строгости. В семье протоиерея Алексия Мечёва, настоятеля московской церкви святителя Николая в Клённиках, все вышло наоборот. Пока дети были маленькими, он им многого не позволял: не велел шуметь, входить в свою комнату, когда к нему приходили люди, или когда он молился…
Все изменилось в августе 1902 года, когда его супруга Анна Петровна скончалась и отец Алексий остался один с четырьмя детьми. Младшей дочке Оле только исполнилось шесть, а сыну Сереже — десять. Оставить священническое служение и посвятить всего себя детям отец Алексий не мог. Более того, навестивший его вскоре после смерти жены отец Иоанн Кронштадтский настоятельно советовал ему не замыкаться в четырех стенах, а идти к людям и «разгружать» их тяготы.
Поэтому повседневную заботу о детях отец Алексий доверил сестре покойной супруги Ольге Петровне Кадминой, а сам уделял им лишь свободные часы, которых по мере роста приходской общины становилось все меньше и меньше. И, как это часто бывает в таких случаях, отношение его к детским шалостям стало намного более терпимым. Теперь в роли строгого воспитателя выступала Ольга Петровна. Она даже упрекала отца: слишком уж многое он им разрешает, не избаловал бы. А тот в ответ: «Молчи, тетка, ведь у них нет матери…»
Дети росли, а отец Алексий относился к ним все так же. В 1913 году, уже учась в Московском университете, его единственный сын Сергей отправился в Италию. Юноша интересовался древним христианским искусством, и ему очень хотелось обойти все музеи и непременно побывать в Риме. Ради осуществления этой мечты он даже продал свой любимый велосипед. Но денег все равно было в обрез. Просить у отца было совестно — он и так во многом себе отказывал. Но тот в каждом письме настойчиво предлагал: «Пиши, сколько нужно еще денег и куда послать. Не отказывай себе ни в чем». И юный студент скрепя сердце… соглашался.
В итоге мягкость и уступчивость отца Алексия по отношению к детям принесли прекрасные плоды: две его дочери, Александра и Ольга, стали школьными учительницами, а сын сам принял священство, возглавил после смерти отца общину храма в Кленниках, во время гонений на Церковь прошел тюрьмы, ссылки и лагеря и в 1942 году был расстрелян, а 58 лет спустя прославлен Русской Церковью как священномученик.
Тогда же, в 2000 году, состоялось прославление и его отца — святого праведного Алексия Мечёва.
Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра и их дети
Чем состоятельнее родители, тем больше они, как правило, «инвестируют» в детей — в одежду, игрушки, самые «умные» смартфоны и компьютеры, экологически чистые продукты. А дальше — в самые престижные учебные заведения, самые новые автомобили… Список легко продолжить.
В начале XX века не было, казалось, в мире человека богаче, чем русский царь. «Хозяин земли Русской» — обозначил в 1897 году свой род занятий Николай II, заполняя анкету во время переписи населения.
Тем не менее дети Николая Александровича и Александры Федоровны Романовых воспитывались отнюдь не в роскоши. С раннего детства их приучали спать на солдатских кроватях, есть простую пищу и не всегда вволю: во время парадных обедов блюда до них доходили в последнюю очередь, а вставать из-за стола полагалось сразу же, как это сделает император. Платья царские дочки донашивали друг за другом, а если домашняя одежда рвалась или протиралась, ее чинили и штопали.
Подрастая, царевны начинали выполняли «взрослые» обязанности — подменяли императрицу на разных официальных мероприятиях. «Полезно предоставлять девочкам работать самостоятельно, — говорила мать. — Их притом ближе узнают, а они научатся приносить пользу».
Когда началась Первая мировая война, они наравне с императрицей по много часов трудились в госпитале: ухаживали за ранеными, ассистировали на операциях, делали перевязки.
Как-то, когда Николай II с двумя старшими дочерями, Ольгой и Татьяной, гостил в Гамбурге, во время прогулки навстречу им из-за угла выехал почтовый экипаж. Резкий поворот — и из него на мостовую выпала посылка. Государь тут же поднял ящик и подал почтовому служащему, а тот, не узнав русского царя, едва кивнул в знак благодарности. Гулявших сопровождала близкая подруга императрицы Анна Вырубова. Когда она выразила недоумение по поводу поступка царя, тот лишь пожал плечами: «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»
Позже, после отречения от престола, уже находясь под арестом в Царском Селе государь с дочерями много и с удовольствием работали: корчевали пни, копали грядки, опиливали ветви. «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает», — удивлялись наблюдавшие за царем солдаты.
Привычка жить просто и не задумываясь приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, сильно помогла им в последние месяцы их жизни. Чего-чего, а жалоб на бытовые неудобства охранники от царственных особ не слышали никогда.
| Читайте также:
Как святые зарабатывали деньги?
Чего боялись святые
Как сомневались святые?
ореол
нимб, венец
Альтернативные описания
• засветка вокруг изображения источника света на фотографии, возникающая из-за рассеяния лучей в фотоматериале
• золотой венец, сияние
• обстановка успеха, славы, почета популярности вокруг кого-либо
• светлое сияние вокруг светящегося или освещенного предмета
• световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета
• световой фон вокруг изображения источника света
• символ святости
• сияние славы вокруг знаменитостей
• слава, почет
• световая кайма
• корона славы
• российский искусственный спутник
• окружение, слава героя
• «… мученика»
• раньше немногие древние носили «corona aureola» — «золотой венец», когда этот золотой венец попал во французский, от него осталось одно сияние, а что это за французское слово?
• сияние, иногда ухудшающее качество фотографии
• славное сияние
• светящийся венец
• нимб
• святое сияние
• символ святости, нимб
• светлый круг над головой
• блеск славы
• символ святости на иконе
• «золотой венец» с латыни
• кайма
• блеск, почет
• сияние славы
• светлый круг
• сияние славы вокруг знаменитости
• нимб, венец, световая кайма
• сияние вокруг знаменитостей
• нимб святости
• световая «корона», нимб, венец
• сияние вокруг головы или тела
• отсвет святости
• «сияние» славы вокруг артиста
• фотографический дефект
• окружающий почет
• сияющий контур
• аура
• обаяние успеха
• «круг» славы
• кайма славы
• нимб на иконе
• светлой голове он не нужен
• Световой фон вокруг изображения источника света
• Слава, почет
• Световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета
• Символ святости, нимб
• Нимб, венец N6
Игра по теме «Век великих реформ» учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Слайд 1
ВЕК ВЕЛИКИХ РЕФОРМ
Слайд 2
ТЕМЫ Непобедимая и легендарная «Где б русский мужик не страдал» Личности Образование и культура Открытия и научные знания
Слайд 3
10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 Баллы Темы Непобедимая и легендарная «Где б русский мужик не страдал» личности Образование и культура Открытия и научные знания 50 ! 50 ! 50 ! 50 ! 50 !
Слайд 4
Непобедимая и легендарная — 10 » НЕПРИЯТЕЛЬ ПОДСТУПАЕТ К ГОРОДУ В КОТОРОМ ВЕСЬМА МАЛО ГОРНИЗАНА ; Я В НЕОБХОДИМОСТИ НАХОЖУСЬ ЗАТОПИТЬ СУДА ВВЕРЕННОЙ МНЕ ЭСКАДРЫ, А ОСТАВШИЕСЯ НА НИХ КОМАНДЫ С ОБОРДАЖНЫМ ОРУЖИЕМ ПРИСОЕДЕНИТЬ К ГАРНИЗОНУ». (ОТРЫВОК ИЗ ПРИКАЗА 1854 Г.) О КАКОМ ГОРОДЕ ИДЕТ РЕЧЬ?
Слайд 5
Непобедимая и легендарная — 20 » Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлеборобнейшие наши провинции». О СОБЫТИЯХ КАКОЙ ВОЙНЫ ИДЕТ РЕЧЬ?
Слайд 6
Непобедимая и легендарная — 30 Какой международный документ мог содержать следующие строки? «Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для мореплавания всех народов, вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в ст. 14…»
Слайд 7
Непобедимая и легендарная – 40 Л.Н. Толстой писал: » Для чего было дано сражение ? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла…»
Слайд 8
Непобедимая и легендарная – 50 О каком азиатском государстве идет речь в договоре? «Граница устанавливается по реке Амур, Уссури и Сунгари. Россия закрепляет за собой Уссурийский край и получает право беспошлинной торговли вдоль всей границы…»
Слайд 9
МОЛОДЦЫ! Ответ правильный.
Слайд 10
«Где б русский мужик не страдал» – 10 О каком Указе идет речь в документе? «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприятных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ним условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими …»
Слайд 11
«Где б русский мужик не страдал» – 20 Крестьяне имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательской деятельностью
Слайд 12
«Где б русский мужик не страдал» – 30 О каком документе идет речь? «Крестьяне получают личную свободу и право арендовать землю у помещика. Размеры крестьянских повинностей и платежей в пользу господ определяются особыми комиссиями…»
Слайд 13
«Где б русский мужик не страдал» – 40 Одним из пунктов каких преобразований стало данное положение? «Введение крестьянского самоуправления, создание школ и больниц… могло быть принято решение о переселении крестьян на свободные земли…»
Слайд 14
«Где б русский мужик не страдал» – 5 0 Кому принадлежал данный проект преобразований крестьянских хозяйств? » Он открыл для своих крестьян Заемный банк, выдававший ссуду на постройку домов и покупку скота, поощрял предпринимательство, но крестьяне строго наказывались им за малейшее нарушение и бесхозяйственность…»
Слайд 15
Требуется дополнение!
Слайд 16
ЛИЧНОСТИ – 10 «Прекрасный младенец и отрок … сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составляла для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории…»
Слайд 17
ЛИЧНОСТИ – 20 » Новые правила навигации составленные в русских портах, возмутили его и вызвали его негодование… Эти правила были так составлены, что английские суда под нейтральным американским флагом получили доступ в русские порты…»
Слайд 18
ЛИЧНОСТИ – 30 А. И Герцен писал «Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, — а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России…»
Слайд 19
ЛИЧНОСТИ – 40 «Он родился в семье бедного священника, но в 1795 г. был назначен начальником семинарии, потом поступил на государственную службу. А в 1808 г. стал ближним сподвижником русского императора…».
Слайд 20
ЛИЧНОСТИ – 50 «Он происходил из старинного дворянского рода, владел четырьмя иностранными языками, проявил себя как способный штабной и боевой офицер. Баснописец И.А. Крылов посвятил ему свою басню «Волк на псарне».
Слайд 21
Ответ неверный!
Слайд 22
Образование и культура -10 О каком композиторе идет речь в статье Стасова? «Во многих отношениях … имеет в русской музыке такое же значение , как Пушкин в русской литературе, не смотря что его знаменитое произведение отражало события 17 века…»
Слайд 23
Образование и культура — 20 Храм Христа Спасителя, Александрийская колонна были возведены в память …
Слайд 24
Образование и культура — 30 Какой период истории русской культуры принято называть «золотым веком»?
Слайд 25
Образование и культура — 40 Стиль русской культуры получивший название от латинского термина «действительный», означающий правдивое и объективное изображение жизни…
Слайд 26
Образование и культура – 50 Отличительной чертой творчества … был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. Именно он стал автором одного из портретов А. С. Пушкина при его жизни. О каком выдающимся художнике идет речь?
Слайд 27
Будьте внимательны! У вас все получится!
Слайд 28
Открытия и научные знания — 10 » 16 ЯНВАРЯ 1820 ГОДА РУССКИЕ МОРЯКИ ВПЕРВЫЕ ПОДОШЛИ К БЕРЕГУ … КОНТИНЕНТА, И ЭТА ДАТА ЯВЛЯЕТСЯ ДАТОЙ ОТКРЫТИЯ … МАТЕРИКА ЗЕМНОГО ШАРА».
Слайд 29
Открытия и научные знания – 20 В 30-е годы именно эти крепостные механики построили первую в России железную дорогу.
Слайд 30
Открытия и научные знания — 30 Его считают осноположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые прямо на поле применил наркоз.
Слайд 31
Открытия и научные знания — 40 Он был и литературным деятелем, и воспитателем императора
Слайд 32
Открытия и научные знания — 50 Именно его консервативные взгляды склонили Александра I устранить с государственного поста М.М. Сперанского, при этом в русской истории он больше всего известен как выдающийся ученый историк.
Слайд 33
До новых встреч !
Добавить комментарий