Пророк исайя ветхозаветный евангелист

Лекция 22.1. Ветхозаветный Евангелист пророк Исаия

Аудио

Продолжаем беседы о Книге пророка Исаии.

Пророчество о Рождестве Спасителя

Необходимо обязательно упомянуть чрезвычайно важное, одно из самых известных мессианских, пророческих мест этой Книги, где говорится об Еммануиле. Это пророчество приводится в Евангелии, в том месте, где говорится о Благовещении и о Рождестве Спасителя. Про него сказать очень важно – иногда возникают некоторые недоумения по поводу этого пророчества.

Оно звучит так: «Сам Господь дает вам знамение, се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему – Еммануил». В Евангелии эти слова повторяются, и добавляется: «что означает – с нами Бог».

Возникает вопрос: ведь имя Спасителя было Иисус, а не Еммануил? Почему же так? Имя Еммануил – не личное имя, которое должно быть наречено Иисусу. Это имя образное, символическое, как часто бывает в Священном Писании. Особенно в Ветхом Завете даются имена, описывающие суть какого-то события, явления Священной истории, начиная от имен первых людей, например, сыновей патриарха Иакова. Так и имя Еммануил не есть личное, человеческое имя, которое будет дано Спасителю, а есть имя описательное, которое показывает, что будет означать Его приход в мир. Еммануил переводится, как «С нами Бог!», то есть Рожденный Девой Ребенок будет означать, что – Бог с нами: тогда все воскликнут, что с нами Бог.

Важно помнить, что для самих спутников Иисуса Христа, Его современников мысль, что Дева Мария, Пресвятая Богородица, Мать Господа нашего Иисуса Христа есть Дева, оставалась как-то скрыта. Почитание и разумение, что Богородица действительно была Девой, приходит несколько позже и не в последнюю очередь на основании пророческого свидетельства: знамение именно в том, что родит Дева.

С этим пророчеством связана известная история. Как свидетельствует Священное Предание, один из переводчиков Священного Писания на греческий язык засмущался при переводе этих слов на греческий язык и хотел исправить «Дева» на «молодая женщина», понимая, что дева родить не может. Тогда ему явился ангел, который предсказал: он доживет до того времени, когда сам увидит Сына Девы. Это Симеон, который встретил Мать Иисуса с Самим Иисусом на руках в тот день, когда Она, по закону иудейскому, пришла в храм на сороковой день после Рождения Спасителя мира.

Святые отцы справедливо указывают, что если бы это была просто молодая женщина, в чем же состояло бы знамение, в чем уникальность свидетельства пророка Исаии? Чудо именно в том, что когда родится от Девы Сын, люди скажут: «С нами Бог!».

В Книге пророка Исаии есть множество пророчеств, чрезвычайно важных для понимания того, что сделал Христос, что происходит с нами сейчас, что есть Церковь, какова ее задача в мире, какова миссия Иисуса Христа. Обо всем этом подробно в пророчествах сказано. Мы почти не знаем их, они читаются редко, часть читается накануне Рождества Христова, часть – накануне Воскресения Христова, Пасхи Господней.

Важные пророчества из Книги Исаии стали достоянием литургического Предания Церкви, буквально целые отрывки, из Исаии взятые, вошли в гимнографическое наследие Церкви и используются в богослужении, в песнопениях. Размышления над образами Книги пророка Исаии помогают лучше понять смысл церковных праздников, смысл богослужений, в частности Октоиха, то есть воскресных праздничных служб. Песнопения эти входят в ткань православного богослужения…

Мы не можем просто сказать, что живем в эпоху Нового Завета, когда все уже исполнилось и пророчества нам не важны – на самом деле все взаимосвязано, едино, ведь и Ветхий Завет, и Новый Завет, и богослужение – все созидается Святым Духом. И причастие Святому Духу через размышление над Священным Писанием, словом Божиим, помогает лучше построить свою жизнь, вдохновляемую этим Духом, позволяет понять Новый Завет, написанный этим Духом, понять богослужение, вдохновленное Им. Оно расширяет наше познание о Боге, поэтому, конечно, размышления эти очищают человеческую жизнь и помогают лучше понять духовную жизнь, дело Христа, которое Он сделал для Церкви – для людей и для каждого лично.

Мы не сможем охватить сколь-нибудь полно образы, которые употребляются пророком Исаией, хотя их большая часть действительно доныне используется в повседневной богослужебной молитвенной жизни Церкви.

Мы возьмем только самое важное, чтобы хотя бы как-то понять то, что уже является частью нашего духовного опыта, нашей церковной жизни. А потом, когда мы заинтересуемся некоторыми ставшими нам очень близкими образами, сюжетами Книги пророка Исаии, сможем сами обратиться к этой книге и поразмышлять над ней более основательно в тишине наших молитвенных бдений, когда мы остаемся один на один с Богом.

Спасается тот, кто любит Бога

Первый образ, на котором хотелось бы в связи с этим остановиться, это образ так называемой горы Господней. Он много раз появляется в Книге пророка Исаии. Приведу лишь маленький отрывок:

«И будет в последние дни гора дома Господня поставлена во главу гор. И возвысится над холмами, и потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: «Придите, взойдем на гору Господню в дом Бога Иаковля, и научит Он нас своим путям. И будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима и будет Он судить народы и обличит многие племена…»

Образ горы Господней, – это образ Церкви Христовой. В данном случае надо представить себе картинку: поднимается выше всех гор вершина, и эта вершина есть Церковь. Вот когда мы представим это, сразу ясно, что эта гора является знамением. Появление этой горы привлекает внимание всех окружающих племени, и они устремляются к ней– люди всегда устремляются, когда видят чудо, поражающее всех, то, чего раньше не было.

Самая первая ассоциация, которую вызывает у нас образ горы Господней, Церковь. И понятно, что Церковь Христова, учение, которое содержится в этой Церкви, выше всех прочих религиозных учений. Можно сказать словами пророка Исаии – он от лица Бога говорит: «Мои мысли выше мыслей ваших». Так и Церковь Божия неизмеримо выше всяких организаций, учреждений религиозных, обществ человеческих. Действительно, любая религиозная система, которая была до Церкви Божией, до того, как поднялась эта гора, содержала в себе что-то хорошее и правильное. Она была, несомненно, лучше, чем любая низина греха и лжи, помогала человеку подняться над суетой: любая религия, любая нравственная система – это хорошо, потому что она поднимает человека от земли, возносит вверх, к Небу. Но когда является гора Господня, с высоты ее видно, насколько ничтожны эти холмы, они помогают человеку не утонуть в болоте, но не могут привести человека на Небо.

Можно много рассуждать, сколько хорошего в духовных, религиозных традициях, существовавших до Христа, но всегда надо понимать, что гора Господня – Церковь Христова, – несомненно, выше, и любой человек, стремящийся к истине, к свету, к Богу, должен устремиться к этой горе. Как и сказано в Книге Исаии, что все народы и племена потекут к этой горе.

Имеется в виду, что, конечно, не вся совокупность человечества придет и признает истинность Церкви Христовой, но среди любого народа найдутся люди, которые придут в Церковь, уверуют во Христа, так как не может человек, искренне ищущий правду, красоту, добро, истину, остаться в стороне и не поразиться величественности горы, воздвигнутой по слову Божиему.Более того, из контекста Книги, вообще из корпуса ветхозаветных Книг, можно сделать вывод, что рано или поздно все народы увидят величественность этой горы и познают истину Христа. Как тут и сказано, что однажды покрывало снимется со всех народов, и все народы увидят то, что свидетельствует Церковь, есть единственное истинное свидетельство, потому что Тот, Кто созидает Церковь, на Ком Она основана, есть воплощенная истина, воплощенная красота, воплощенное абсолютное добро, высочайшая любовь и совершенство, которые только возможны. Каждый увидит во Христе и в Церкви, которая есть Тело Христово, что это и есть то совершенство, то подлинное, к чему должен стремиться, ради чего создан всякий человек.

Вопрос в том, как сказано у пророка, у апостола Павла, что перед Христом однажды преклонится всякое колено Небесных, земных и преисподних – все преклонятся пред Ним. Только для одних это поклонение будет радостным, а для других – трагичным, болезненным, потому что они вынуждены будут признать, что Христос, Которого они гнали, есть истинный Бог.Они поклонятся подневольно, потому что некуда будет деваться. Но спасается только тот, кто любит Бога, а не тот, кто из-под палки признает Его подлинность.

И еще в этом отрывке очень важный момент. От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима – в ответ на чаяние народов. Да, все народы живут какой-то религиозной традицией, любая религия так или иначе создана, чтобы спасти человека, и каждый мыслит именно возможность спастись, хочет приобрести вечную жизнь, – хоть буддисты, хоть язычники. На самом деле, реально спасение происходит только от Иерусалима, то есть из этого города исходит спасение, ожидаемое всеми народами.

Этими словами запечатывается и свидетельствуется универсальность того, что сделал Христос. Он приходит не только для еврейского народа, Он приходит для всех людей, которые заблудились каждый на своей дороге, но все они так или иначе в глубине души чают Спасителя. И этот Спаситель, Которого они осознанно или неосознанно ожидают, является из Иерусалима.

ПРОРОКИ

(Библейские времена)

В своем большинстве они были мужчинами, воспринимавшими человечество только через призму его взаимоотношений с Богом. Для них история была рассказом о любви человека к Богу. Познание желания Бога – предварительное условие познания собственного желания.

Пророки в библейские времена присутствовали повсюду.

После патриархов, «матриархов» и Моисея Священное Писание заполняют такие имена, как: Иешуа, Дебора, Самуил, Натан, Илия, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Эти необычные люди заметно отличались от праведных провидцев буддизма или индуизма, а также ют христианских святых, пытавшихся очищать свои жизни в святости и сострадании.

Пророки были яростными, надоедливыми, вопрошающими, бесконечно спорящими, беспокоившимися о положении человека, разъяренными человеческими недостатками и глупостями, считавшими отвратительным человеческое невежество в вопросах благочестия. Во время крупных кризисов и беспорядков они возникали как бы из ниоткуда и требовали, чтобы люди вели себя как избранники Божьи, подавая пример человечеству. Их идея о еврейской богоизбранности была позже присвоена христианами и мусульманами для собственных нужд и представляет собой одну из центральных организующих сил цивилизации.

Пророки также помогли создать религию как веру идей, а не только как ритуал. Когда люди начали задумываться о нравственности, о помощи бедным, о том, как делать добро, соблюдать законы, а не об убийстве птиц и овец в проводившихся первосвященниками ритуалах жертвоприношения, иудаизм смог пережить разрушение великого Храма и рассеяние по чужим землям. Настояние пророков на улучшении поведения человека до праведности превратило иудаизм в религию, которую можно было исповедывать повсеместно.

Первосвященники стали раввинами или учителями, молитвы вытеснили ритуалы, один большой Храм был заменен бесчисленными синагогами, и все это служило образцом для христианского и мусульманского благочестия в церкви и мечети. Иеремия предсказал разрушение Иерусалима Вавилоном и тем самым заработал презрение собственного народа. Несмотря на вавилонское пленение, он уверял, что обет Божий с Израилем, как и обещано было Аврааму, останется ненарушенным и вечным.

Такие пророки, как Иеремия, сохранили иудаизм. Когда идея достаточно проста и единственно правильна, то ее можно держаться даже перед лицом ужасного страдания. Отделенный от нравственности ритуал ложен, ибо плодит ложное поклонение. Пророки определили иудаизм как религию гуманной мысли, мира и справедливости. Духовный голос иудейской мысли должен быть услышан всеми народами. Наихудшие периоды в западной истории наступали, когда человечество оказывалось глухим к особой миссии иудаизма.

По мнению Авраама Иешуи Хешеля, пророки выразили «понимание понимания». Они действовали на многих уровнях. Они говорили об этом мире и о видениях запредельного. В попытке примирить человека с Богом в периоды процветания пророки гневно выступали против светской власти, крича во весь голос о полной ее бесполезности. Только с верой в единого Бога и закон Божий преодолеет человек свою привычку молиться многим богам и вести войны. Великий Исайя сказал:

«И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис. 2:4)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Израиль и Иудея: пророки и цари

Ключевые слова конспекта: Израиль, Иудея, патриархи, пророки, цари иудейские, царство Израильское, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Давид, Соломон.

Авраам, Сарра и Исаак

Авраам — в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Считается также родоначальником арабов и арамеев. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаиетического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира.

Потомок Евера (Эвера), правнука Сима, первого сына Ноя. Первоначальное имя его было Аврам, он родился в халдейском городе Ур в Южной Месопотамии. Там он женился на Сарайе, которой позже Бог дал имя Сарра. Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и в сопровождении жены и племянника Лота переправился через Евфрат на территорию Ханаана. От этого пошло его прозвище Аврам-ха-иври — «прибывший с той стороны реки». Неподалеку от Шхема Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Затем он обещал ему сделать его потомство бесчисленным, «как песок земной». Обещание было скреплено союзом (заветом). Но, тем не менее, у Авраама долго не было детей. В библейских сказаниях об Аврааме содержится много сюжетов, ставших основой многих художественных произведений. Это и похищения жены Сарры, и изгнание Агари — наложницы, родившей первенца Авраама Исмаила — после рождения его женой Саррой сына Исаака; но особенной популярностью пользовалась история о жертвоприношении Исаака, которое должен был совершить отец по приказу Бога; но в последний момент ангел отвел его руку, наказав вместо жертвы первенца делать ему обрезание в знак того, что потомки Авраама помнят завет.

Ветхий завет. Хронология. (нажми на картинку, чтобы увеличить)

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама только Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Иеговы. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет, и он был погребен Исааком и Исмаилом в пещере Махпела в Хевроне рядом с могилой Сарры.

Моисей

Моисей (евр. Моше) — один из величайших пророков Библии, который вывел израильтян из египетского рабства; на горе Синай Иегова сообщил ему свой Завет: условия, при соблюдении которых он будет покровительствовать народу Израиля. Моисей считается основателем религиозной системы иудаизма.

Единственным источником информации о Моисее служит только библейский текст. Одни исследователи считают, что его имя египетского происхождения, означает «дитя». В переводе с древнееврейского это «вынутый из воды». В Ветхом Завете есть сюжет о том, как египетская принцесса нашла его в корзине, плывущей по Нилу, и воспитала. Вступившись за соплеменника, он убил надсмотрщика и бежал из страны в пустыню, но должен был вернуться, чтобы выполнить приказ Бога вывести израильтян из египетского пленения. После страданий, которые постигли жителей Египта, и чудес, творимых Богом, чтобы проложить дорогу своему народу к свободе, Моисей выполнил его волю. После получения скрижалей Завета сорок лет бродили израильтяне по пустыне. Но народ Моисеев с трудом принимал новую для них веру, они роптали и возвращались к старым привычный культам. Моисею не удалось дожить до вступления в Землю обетованную, сделал это новый вождь Иисус Навин.

Давид (около 1043 — около 973 до н. э.)

Давид — второй царь всех племен Израиля. Он был младшим сыном Иессея из селении Вифлеем в Иудее. Юношей Давид прославился, одолев филистимлянина Голиафа. Причем развитие библейского сюжета этой битвы очень напоминает фольклорные мотивы. Никто не хотел сражаться с великаном, тогда царь обещал храбрецу дочь и полцарства в придачу. Давид, привезший своим братьям хлеб, вызвался участвовать в поединке. Его высмеяли старшие братья. Но царь разрешил ему принять вызов. Так как Давид победил, то он женился на дочери царя Саула Мелхоле. Его победы в войнах с филистимлянами привели к большой популярности у народа. Но Саул возненавидел Давида, и тот бежал к филистимлянам. После гибели Саула в битве Давид провозгласил себя царем родного племени (колена) Иуды. После междоусобной борьбы уничтожившей всех соперников Давида, он стал царем всех колен Израиля. После этого он одолел филистимлян, сделал Иерусалим, отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля.

Все заветы с Богом

Давид умер в возрасте 70 лет после тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал династию, царствовавшую на протяжении почти 500 лет, до времен Зоровавеля, который около 538 до н.э. возглавил возвращение израильтян в Палестину по окончании вавилонского плена.

Соломон (правил около 973 — около 933 до н.э.)

Соломон — сын Давида от Вирсавии и последний царь единого Израильского царства. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана, убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Его тронное имя Соломон переводится как «мир», его царствование действительно было мирным, хотя и началось с казни его брата Адонии и других потенциальных соперников.

Соломон начал царствовать в 20-летнем возрасте. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он особенно усилил политическое могущество своего царства; заключив торговые соглашения с соседними государствами, а также построив торговый флот в Ецион-Гавере и направив корабли в отдаленные страны. Он укрепил его экономически, но разделив страну на области, которыми управляли его наместники; а также упорядочил его административную систему. Давид воздвиг Иерусалимский храм, хранилище скрижалей Завета. А также поддерживал тесный союз с Египтом и Финикией. Главной женой Соломона была египетская принцесса. Более того, в качестве приданого фараон дал завоеванный им город филистимлян Газер. Финикийский город-государство Тир снабжал Соломона не только искусными ремесленниками, но и строевым лесом, кораблями и моряками для флота. Чтобы расплатиться за эту помощь, Соломону пришлось уступить Тиру большую часть Галилеи.

К концу правления Соломона большинство израильтян, недовольных непосильным бременем, возложенным на них ради осуществления этих проектов, а также обязанностью содержать Храм и жрецов, было настроено против династии Давида. Сразу после смерти Соломона десять северных колен восстали под предводительством Иеровоама.

В результате они основали новое царство Израиля. Доставшееся сыну Соломона Ровоаму небольшое Иудейское царство было завоевано Египтом, а храм был разграблен.

Таблица царей Израиля и Иудеи

Это конспект по теме «Израиль и Иудея. Пророки и цари». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Древняя религия персов
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Bookitut.ru

Ветхозаветный евангелист: Исайя

Одним из пророков, который наиболее подробно предсказывал появление Мессии, был Исайя. Об этом указывается в разных главах его книги:

…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7: 14).

…Ибо младенец родится нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида в царстве Его, чтобы Ему утвердить Его и укрепить Его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9: 7).

Он предвидел даже конец мира и Страшный суд, о котором пророчествовал в своей книге Иоанн Богослов.

…Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис. 11: 4).

Есть в книге пророка и указания на то, как Христос будет умерщвлен и где и каким образом похоронен.

Но самое главное – Исайя предсказал смысл появления Мессии на земле:

…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53: 4 – 7).

Также Исайя в своей книге пророчеств сообщил, что благодаря пришедшему Мессии все люди, познавшие Его, смогут спастись от вечной погибели и войти в царство Бога.

Все упоминания о Спасителе в его книге привести здесь невозможно. Тем, кто интересуется предсказаниями Исайи, рекомендуем прочитать его книгу пророчеств, которая входит в Библию.

Пророчества Исайи настолько подробно, четко и ясно рассказывают о Христе, что этого пророка впоследствии, после того как они сбылись, стали называть ветхозаветным евангелистом.

Кроме пророчеств о Спасителе, книга рассказывает о царе Манассии, который отошел от веры отцов, забыл о завете Моисея и увлек за собой народ. Он начал приносить в храме Соломона жертвы языческим Богам и только перед смертью осознал свой грех и покаялся. Народ же под его влиянием стал забывать иудейские традиции, и даже праздник Пасхи перестал отмечаться (за свои грехи по воле Бога иудеи в течение 70 лет находились в плену у вавилонян).

пророки и пророчество

ПРОРО́КИ И ПРОРО́ЧЕСТВО у древних евреев известны нам из всех трех разделов Библии: Пятикнижия, раздела Пророков книги и Писаний.

Второй раздел подразделяется на два собрания книг: так называемые Ранние пророки и Поздние пророки (подробнее см. Пророков книги). Это хронологическое деление является и сущностным. Древние, или ранние, пророки не писали книг (хотя, согласно еврейской религиозной традиции, Пятикнижие написано Моисеем), и рассказы о них, вначале устные, были затем включены в тексты более широкого содержания. Произведения же Поздних пророков — письменные; они были записаны или самими пророками, или их учениками и писцами (например, Иер. 36:4,18), и хотя эти книги иногда содержат также биографические рассказы от третьего лица (например, Ис. 36–39; Иер. 26 и следующие; Амос 7:10–17), такие рассказы играют подчиненную роль. Исключительна по жанру лишь книга Ионы.

Институт пророчества основывается на фундаментальной предпосылке, что из поколения в поколение Бог открывает Свою волю через тех, кого Он избирает для этой цели. Пророк — харизматическая личность, наделенная даром восприятия Божественного послания и способностью сообщать это послание людям. Будучи как бы устами Бога, он не избирает своей миссии, а избран Богом, зачастую вопреки собственному желанию, чтобы донести Его волю своему народу, не всегда готовому внимать ей (Исх. 3:11). Поэтому пророчество — не ремесло, которым можно овладеть. С другой стороны, в еврейском пророчестве нет стремления к мистическому слиянию с Богом, нет представления о вселении в тело пророка духа Божьего, приводящего к трансу, одержимости и т. п.; случаи транса, правда, упоминаются, но содержание пророчеств при этом не приводится (I Сам. 19:20–24). Пророк избран Богом и чувствует себя обязанным сообщить людям Его послание и заставить их исполнять Его волю, даже если он сам не согласен с Его решением. Пророк отделен от соотечественников, и на нем лежит тяжкое бремя его избранности. Он находится перед лицом Господа и посвящен в Его помыслы (Ис. 6; Иер. 23:18; Амос 3:7). Он говорит, когда Бог повелевает ему говорить (Амос 3:8), и должен изложить Божественное откровение человеческим языком. «Слово Божье», а не Его «дух» является основополагающим источником пророчества. «Дух» может подготовить пророка к восприятию откровения, может породить в нем необходимое душевное состояние, но само откровение состоит в «слове». То, что делает его пророком (в отличие от старейшин, судей, назореев и царей), — это не дух, а слово, которое он слышит и сообщает другим. Хотя пророк чувствует себя наполненным Божественным словом, он способен реагировать на это слово, отвечать на него и даже вступать в диалог с Богом. Пророк, таким образом, сохраняет свою личную свободу и индивидуальность и сообщает собственную персональную окраску Божественному посланию, льющемуся через его уста. Поэтому стиль пророков индивидуален — их пророчества всегда являются уникальными литературными созданиями, обнаруживающими индивидуальное художественное начало. Жизнь пророка — борьба: он созерцает мир глазами Бога, его роль — проведение Божьей воли в жизнь. Он не философ и не теолог, обладающий знанием о Боге, он посредник, сообщающий слово Бога народу Завета, чтобы сформировать его будущую историю путем изменения его нынешнего положения.

Ивритский термин нави (`пророк`) родствен аккадскому глаголу набу —`говорить`, `звать`, `призывать`, и, возможно, его буквальный смысл — `призванный`. В Библии этот термин впервые применяется к Аврааму, который назван так потому, что он — ходатай перед Богом: «Теперь же возврати жену мужу : ибо он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив…» (Быт. 20:7). Происхождение пророчества, согласно книге Второзаконие, связано с событиями исхода. Так как израильтяне страшились прямого обращения Бога к ним, они попросили Моисея: «Приступи ты, и слушай все, что скажет тебе Господь, Бог наш, и пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять» (Втор. 5:27). Моисей говорит: «Я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору» (Втор. 5:5). Так Моисей стал посредником между Господом и Его народом, то есть подлинным пророком: Бог обращается к нему непосредственно, «устами к устам, и явно, а не в гаданиях» (Чис. 12:6–8). Следует подчеркнуть, что Библия категорически возбраняет гадание в любой его форме, так как гадание, будучи основано на человеческом искусстве проникновения в Божественные тайны, представляет собой незаконное средство узнавания воли Бога и характерно для идолопоклонников и лжепророков (Миха 3:6–7; Иер. 27:9; 29:8; Иех. 13:9, 23). Тем не менее, Библия допускает ряд других, нежели пророчество, способов, какими Бог открывает Свою волю: сновидения (I Сам. 28:6), предсказания посредством урим и туммим (Исх. 28:30; Лев. 8:8 и др.) и эфода (I Сам. 23:9). Однако со времени Давида эти способы более не упоминаются, а единственной признанной формой откровения становится Божественное откровение через избранных Им пророков: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7).

В книге Ранних пророков пророки называются хозе (II Сам. 24:11 и др.) или роэ — `провидец`, `прозорливец` (например, I Сам. 9:9, 11, 18–19; соответствует аккадскому бару), иш ха-Элохим — `Божий человек` (I Ц. 13:1, 17:18, 24; II Ц. 1:10; 4:7, 9, 21; 8:4, 8, 11; 13:19 и др.) и, наконец, нави — термин, который регулярно употребляется также в книге Поздних пророков. Библия сообщает: «… тот, кого называют ныне нави, прежде назывался роэ» (I Сам. 9:9). В следующей же главе упоминается также «сонм пророков… и перед ними арфа и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют» (I Сам. 10:5, 10). Экстатическое состояние пророков этих групп, возможно, находит объяснение в Чис. 11:16–25, где повествуется о том, что дух Господень снизошел на 70 старейшин в стане израильтян в Синае, и «они стали пророчествовать, но потом перестали». Другой пример группового пророчества — I Ц. 22:6. Индивидуальное экстатическое состояние пророчествующего Илии описывается в I Ц. 18:42–46. Экстатическое состояние можно вызвать внешними средствами, например, музыкой (II Ц. 3:15, об Элише; ср. I Сам. 10:5 и II Хр. 35:15), однако экстаз всегда рассматривается как непосредственное деяние Бога, налагающего Свою руку (яд) или ниспосылающего Свой дух (руах). Следует отметить, что «дух» не есть само откровение, а лишь психологическое состояние, обусловливающее получение откровения.

Наряду с такими выдающимися пророками, как Самуил, Натан, Илия и Элиша, Библия называет сотни других пророков. Зачастую они образовывали группы «учеников пророков» (бней ха-невиим). Некоторые из них были женаты и имели семьи и дома (II Ц. 4:1–7; I Ц. 13:15), хотя в II Ц. 4:38 говорится о совместных трапезах пророков. Одна такая группа была в Бет-Эле, другая (50 человек) — в Иерихоне (II Ц. 2:3, 5, 7, 15). Элиша творил чудеса для своей группы пророков в 100 человек в Гилгале (II Ц. 4:38–44); царь Ахав вопрошал 400 пророков (I Ц. 22:6) и т. п.

Пророки играли важную роль в общественной и политической жизни, давая советы и предсказывая будущее от имени Бога (I Ц. 14:5; 22:8; II Ц. 3:4; 8:8; 22:13). За это они получали плату деньгами, иногда весьма незначительную (I Сам. 9:8), или провизией (I Ц. 14:3). Пророки предсказывали даже и тогда, когда их не вопрошали (I Ц. 11:29; 12:22). В Библии много примеров влияния пророков на общественную и политическую жизнь. Так, Самуил избрал Саула (I Сам. 9), а затем Давида (I Сам. 16) царями Израиля, Натан клеймил Давида за его поведение по отношению к Бат-Шеве и ее мужу Урии (II Сам. 12:7–12) и побудил царя признать Соломона престолонаследником (I Ц. 1:8–40). Ахия пророчествовал как об избрании Иоров‘ама I царем Израиля, так и об истреблении его дома (I Ц. 11:29–39; 14:1–8; 15:29); другой «божий человек» объявил этому царю о будущем рождении Иошияху, который уничтожит жертвенник в Бет-Эле (I Ц. 13:1–2). Шма‘йя предостерегал иудейского царя Рехав‘ама от похода на Израильское царство (I Ц. 12:22–24) и т. п. Пророки играли столь важную роль, что некоторые цари имели придворных пророков. Так, Давиду служили Натан (II Сам. 7; I Ц. 1:8) и Гад (I Сам. 22:5; II Сам. 24:11; I Хр. 21:9; 29:29; II Хр. 29:25), а также сыновья Асафа, Хеймана и Иедутуна, которые «провещевали на цитрах, арфах и кимвалах» (I Хр. 25:1; II Хр. 29:30; 35:15). Натан и Ахия составили летописи «деяний Соломоновых» (II Хр. 9:29), а Иддо и Шма‘йя — «деяний Рехав‘ама» (II Хр. 12:15).

Ранние пророки были одновременно ясновидцами и предсказателями будущего. Например, Ахия предсказал падение дома Иоров‘ама I и смерть его сына (I Ц. 14:6), Илия — засуху (I Ц. 17:1) и смерть царя Ахазии (II Ц. 1:4), Элиша — семилетний голод (II Ц. 8:1) и т. п. Группы пророков в Бет-Эле и в Иерихоне знали день, в который Бог намеревался вознести Илию на небеса (II Ц. 2:3); Элиша знал местонахождение врага (II Ц. 6:9) и даже слышал разговоры в его стане (II Ц. 6:12). Некоторых пророков посещали также видения (I Ц. 22:19; II Ц. 6:17). Пророки не просто предсказывали будущее, но и совершали определенные символические действия, которые должны были драматизировать и конкретизировать их слова. Так, Ахия разорвал свою одежду на 12 частей и велел Иоров‘аму взять 10 частей, ибо «так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен…» (I Ц. 31; см. Колена Израилевы). Пророки были также чудотворцами, особенно Илия и Элиша (I Ц. 17:8, 17–24; 18; II Ц. 2:11, 13–14; 4:1–8 и др.).

В подавляющем большинстве случаев, когда пророки вмешивались в общественные дела, предсказывали, открывали скрытое от глаз остальных, совершали символические действия и творили чудеса, они утверждали, что действуют во имя Бога и согласно Его воле. Деятельность пророков не была связана с обращением к каким-либо сверхъестественным силам и, как они верили, не проистекала из их врожденных способностей — лишь Божья воля направляла их и заставляла их говорить. Иногда пророки подвергались преследованиям. Например, царь Ахав позволял Изевель преследовать Илию (I Ц. 17) и т. п.

Пророчество было широко распространено на древнем Ближнем Востоке (см. также Валаам). Интересный материал для сопоставления дают клинописные архивы Мари, в которых упоминаются харизматические личности, вдруг являвшиеся ко двору и изрекавшие послания от имени того или иного бога. Видимо, в Мари были и придворные пророки, а также пророчицы, которых можно сопоставить с библейскими пророчицами — Хулдой (II Ц. 22:14), Но‘адией (Нех. 6:14) и Мирьям (Исх. 15:20). Формула, которой пророки в Мари открывали свои пророчества — «Так он говорил ко мне», «Бог послал меня», — сходна с библейской (например, Исх. 7:16; Иер. 26:12). Однако наряду со сходством существует ряд принципиальных различий. Пророки в Мари не выступают с общественными или этическими требованиями, они обращаются исключительно к царю, стремясь прежде всего обратить его внимание на культ бога, от имени которого говорит данный пророк; за пророчеством не стоит религиозная идеология, как у еврейских пророков; слова пророка не обязательно понимаются как абсолютная истина или непреложное руководство к действию, а сам пророк — как истинный посланец бога. Наконец, пророчество в Мари не образует устойчивой пророческой традиции, созданной за несколько столетий, нацеленной на воспитание народа и моральное руководство им.

Поздние пророки рассматривали себя продолжателями пророческой традиции, восходящей к Моисею, однако современные им исторические условия заставили их выработать новые идеологические установки, что отличает их от предшественников — Ранних пророков. Около трех столетий деятельности Поздних пророков характеризуются двумя историческими катастрофами — падением Израильского царства (722 г. до н. э.) и разрушением Иерусалима (587/6 г. до н. э.). Первые из пророков этой плеяды появляются за несколько десятилетий до первого события, последние действовали еще приблизительно столетие спустя после второго события. На протяжении всего периода три державы последовательно доминируют на исторической арене — Ассирия (см. Месопотамия), Вавилония и Персия (см. Иран). Если в эпоху Ранних пророков историко-политическая концепция носила локальный характер (враги Израиля в те дни — Аммон, Моав, Эдом, филистимляне и арамеи — не представляли для него серьезной угрозы), то в эпоху Поздних пророков, когда образовались мировые империи, еврейские пророки начинают видеть Бога Израиля как направляющую силу мировой истории. Хотя в центре Его внимания всегда находится народ Израиля, его религиозное, моральное и общественное поведение, пророки должны были объяснить народу причины исторических катастроф и вселить надежду на будущее избавление.

Пророчество образовало новый литературный жанр (Ис. 6; 40:6–8; Иер. 1:4–19; 15:19–21; Иех. 1–3), в основу которого легли мотивы, намеченные в описаниях миссии, возложенной Богом на Моисея (Исх. 3:11; 4:10 и др.). Миссия пророка, часто отвергаемого народом, — весьма сложное эмоциональное состояние (Ис. 21:3–4; Иер. 4:19; 6:11; 15:17; Хав. 3:16); жизнь такого избранника одинока и горька (Иер. 15:17). Предвещая бедствия своему народу, пророки тяжело переживали свои пророчества (Ис. 6:11; 22:4; Иер. 8:23 и др.). Трагическая судьба побуждала многих пророков обращаться с упреками к Богу, избравшему их на такую участь (Иер. 14:9; 15:18–20 и др.). Но пророк — не только предвестник грозящего бедствия, он также ходатай перед Богом, он пытается молитвой отвратить от своего народа грозящую беду (Иер. 14:11, 13 и др.; Амос 7:1–3, 4–6; ср. Ис. 37:2; II Ц. 19; Иер. 37:3; 42:2, 20; Иех. 22:30–31).

Пророки видели в исторических событиях перст Божий — Бог открывает Себя в исторических событиях и обращается ко всему человечеству (например, Ис. 13:23; Иер. 27:2; 28:8; 45–51; Иех. 25–32; Амос 1:3–2:3; 9:7; Нахум 3), однако только Израиль связан с Ним узами Завета: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Амос 3:2). Избранность Израиля не служит гарантией неизменного благоволения и защиты Бога, и некоторые пророки резко выступали против распространенной в народе концепции неуязвимости Израиля (например, Ис. 28:15; Иер. 5:12; Амос 5:14). Избранность означает не неуязвимость, а высшую степень ответственности. Поэтому одной из особенностей Поздних пророков является непримиримая борьба против моральных и общественных пороков Израиля. Любой порок свидетельствовал, что Израиль «забыл Бога», и за этим должна последовать неотвратимая кара (например, Ис. 3:14–24; 5:8, 11–12, 18–19 и др.; Иер. 5:26; 7:9 и др.; Иех. 22 и др.; Хош. 1:7; 4:2, 6, 11–13; 6:8–10 и др.; Амос 2:6–8; 3:10–11; 4:1 и др.; Миха 3:1–3, 11; Цфан. 1:12).

Появилась и новая концепция ритуала в отношении морали: сущность Божественного требования к человеку лежит не в культе, а в морально-этической сфере. В Пятикнижии и в книгах Ранних пророков нет четкого разграничения между культовыми и моральными предписаниями — оба типа предписаний одинаково важны и равно необходимы для сохранения еврейского народа. Однако Поздние пророки подчеркивают приоритет морали (Ис. 1:11–17; 66:1; Иер. 6:20; 7:21–23; 14:12; Хош. 6:6; Амос 5:21–25; Миха 6:6–8). Сказанное следует понимать не как оппозицию храмовой службе (см. Храм), но лишь как оппозицию абсолютизации культа. Богопочитание и ритуал — средства, при помощи которых человек может приблизить себя к Богу, то есть стремиться к подлинным целям — справедливости и праведности. Если культ становится заменителем морального поведения, его следует осуждать. Подлинная вера не тождественна формальному ритуалу и не может ограничиваться лишь праздничными днями. Поэтому отправление культа человеком, чье моральное поведение не безупречно, представляет собой оскорбление Богу. Такая позиция Поздних пророков неоднократно приводила к конфликту между ними и священническими кругами (Амос 7:10–13; Иер. 7:20; 26). Поздние пророки не только придавали решающее значение морали, но рассматривали ее как определяющий фактор национальной судьбы Израиля. Пророки настойчиво требовали от Израиля обратиться к Богу, чтобы сохранить само свое существование (Амос 5:4, 14), требовали от народа благочестия и верности Завету между Богом и Израилем и угрожали нарушителям наказанием и свершением проклятий Завета. Однако упреки и праведный гнев не были самоцелью пророков, а лишь средством пробудить народ от моральной спячки и привести его к покаянию. Цель их пророчеств о грозящем Божественном наказании состояла именно в том, чтобы спасти Израиль от кары, заставив его раскаяться в грехах и изменить свой образ жизни. Пророки не всегда были готовы рассматривать Божественный приговор как окончательный, уповая в своих молитвах на то, что покаяние Израиля сможет отвратить кару (например, Иоэль 2:14; Амос 5:15; Цфан. 2:3 и др.). С другой стороны, пророки часто сознавали тщетность упреков (например, Амос 4:6–11; Ис. 1:5; 9:12; Иер. 2:35; 5:3), неискоренимые жестоковыйность и жестокосердие народа (Иер. 5:21; Ис. 42:18–20; 43:8; 46:12 и др.; Иех. 2:4; 12:2). Но если люди не способны полностью обратить свои сердца к Богу, то Бог сделает это сам. Так как люди нарушили древний завет между Израилем и Богом, и Его предостережения и угрозы не подействовали, Он вложит Свою волю прямо в человеческие сердца, изменив таким образом самую природу человека. Сердца людей оживут, и все их существо будет наполнено «знанием Бога». Люди более не смогут противиться Его воле и отвергать Его учение. Этот новый завет будет нерушим и явится предзнаменованием полного избавления (Ис. 55:3; Иер. 24:7; 31:30–33 и др.; Иех. 16:60; 34:25 и др.). Та часть Израиля, которая останется в живых (например, Ис. 4:3–4; 10:20–21; Иер. 31:31–40; Амос 9:8; Миха 7:8; Цфан. 2:3, 9) после «дня Господня», будет жить в мире, не испытывая угнетения, несправедливости и войн (например, Ис. 2:1–5; 10:27; 11:1–9; 60:5–16; 61:4–9; Хош. 2:21; Миха 4:3–4). Это будет век, когда Слава Господня явится всему человечеству (Ис. 40:5), и все народы, отвергнув идолопоклонство, признают и станут почитать лишь Бога Израиля (Ис. 19:18–25; 45:22; Иер. 3:17; 12:16; Иех. 17:24; Миха 7:16; Хав. 2:14; Цфан. 2:11; Зхар. 2:15; 8:20–23; 14:16–21). Иерусалим станет духовным центром всего мира (Ис. 2:2), откуда будут исходить наставления Бога всему человечеству (Ис. 2:3; 51:4). Израиль будет пророческим народом (Ис. 49:2–3; 51:16; 59:21), распространяющим учение Бога среди людей (Ис. 42:1–4), став «светочем народов» (Ис. 42:6; 49:6) и «неся благословение Бога во все концы земли» (Ис. 45:22–24). Таким образом, еще одной отличительной чертой Поздних пророков является универсализм, который у Ранних пророков лишь намечался (ср. I Ц. 5:15; 19:15; 20:28).

Однако, несмотря на различия, слишком схематичным было бы характеризовать деятельность Ранних пророков как славные деяния и чудеса с нередким вмешательством в дела государства, а выступления Поздних пророков — как пророческие речи почти в чистом виде. Как видно на ряде примеров, те и другие имели ряд сходных черт.

В Талмуде концепция пророчества базируется на двух основных принципах. Во-первых, Моисей рассматривается как величайший из пророков. Никто из последующих пророков не познал до такой степени сущность Бога и никто не был в столь близком общении с Ним; так, о Моисее сказано, что лишь он один видел Бога как в чистом зеркале, в то время как остальные пророки видели Его как в кривом зеркале (Иев. 49б). Следующим после Моисея считается Исайя, о котором, в частности, говорится, что только Моисей и он «знали, что они пророчествуют» (Мид. Пс. 90:1), и потому эти двое — «величайшие из пророков» (Втор. Р. 2:4). Исайе принадлежит больше пророчеств, чем любому другому пророку, он обращался не только к Израилю, но и ко всему человечеству (Пси. Р. 34:158а). Иехезкель, когда ему бывало дано узреть Божественную сущность, взирал на нее, как «селянин взирает на лик царя», в то время как Исайя смотрел на Него, как «столичный житель смотрит на царя» (Хаг. 13б). Второй принцип следует из первого и состоит в том, что пророки не считаются реформаторами или обновителями учения. Их функция ограничивается только изложением и разъяснением сказанного в Пятикнижии (Шаб. 104а; Мег. Т. 14а). Поэтому законоучители видят в пророках лишь хранителей и распространителей Моисеевой Торы, наследников Иехошуа бин Нуна и предшественников законоучителей Великого собора. Поэтому, как правило, те утверждения пророков, которые не находят обоснований в Пятикнижии, не могут служить основой Галахи.

Согласно раввинистической точке зрения, число пророков было огромно — «вдвое больше, чем число израильтян, вышедших из Египта» (Сук. 27б), но были записаны лишь те пророчества, которые служили поучением для будущих поколений. Все эти пророки говорили исключительно о днях Мессии (Бр. 34б). Раввинистическая традиция рассматривает Хаггая, Зхарию и Мал’ахи как последних пророков, со смертью которых пророчество исчезло из Израиля (Тосеф., Сота 13:2; Сота 48б; Иома 9б; Санх. 11а), чем эпоха Второго храма отличалась от времени Первого храма (ТИ., Та‘ан 2:1, 65а; Иома 21б). Эта же традиция приводится у Иосифа Флавия (Апион 1:39–41).

В еврейской философии. Филон Александрийский рассматривал библейское пророчество как высшую форму понимания, выходящего за пределы разума, основывающегося на чувственном восприятии. Всякое пророчество — по милости Божьей, однако подлинным пророком может быть лишь тот, кто духовно готов к этому. Такой человек (еврей или нееврей) должен быть мудр, справедлив и свободен от телесных забот. В средневековой еврейской философии пророки и пророчества являются предметом пристального изучения. Са‘адия Гаон рассматривал пророчество как необходимое для внедрения заповедей — как постижимых разумом, так и вытекающих только из откровения. В первом случае пророчество дополняет, исправляет и усиливает человеческий разум, во втором — служит орудием Бога, открывающего людям Свою волю. Иехуда ха-Леви подчеркивал, что лишь избранный народ на своей избранной земле стремился подняться до пророческих высот, и многие преуспели в этом. Пророчества нет у других народов, и потому его следует рассматривать как Божественный дар. Средством достижения пророческого вдохновения является неизменно благочестивый образ жизни, направленной на обретение чистоты и святости. Таким путем человек приближает себя к Богу, насколько это дано смертному, и познает Божественную сущность. Это познание Бога осуществляется через пророческую интуицию, а обретший такое знание равен ангелу. Бесхитростные речи пророков более притягательны, чем велеречивые аргументы философов. Согласно Маймониду, пророчество является феноменом, посредством которого Божественная мудрость обеспечивает существование и совершенство человеческого рода. Цель пророчества — открытие людям Божественного закона, однако в своих повседневных проявлениях оно предназначено для того, чтобы направлять людей или побуждать их следовать Божественному закону. Маймонид определяет пророчество как эманацию Божественной полноты через посредство активного разума; эта эманация достигает человеческой рациональности, а затем — воображения. Для пророка необходимо, чтобы как его разум, так и воображение были совершенны. Пророки в качестве наставников и вождей народа превосходят ученых, которые способны воспринимать Божественную эманацию только разумом, а также правителей-законодателей и предсказателей, обладающих лишь совершенным воображением. Поэтому подлинный пророк (особенно Моисей), постигший высший мир и обладающий знанием спекулятивных истин о Боге, является наставником даже философов, а благодаря совершенному воображению он способен представить эти истины метафорически на благо всех людей; он — подлинный вождь, влияющий на государственных правителей.

В новое время М. Мендельсон, полагавший, что разум способен самостоятельно постичь те теоретические истины, которые необходимы для духовного спасения, ограничивал функцию пророчества практической сферой, то есть Божественным наставлением людей к действию. Г. Коген видит в пророках мыслителей-новаторов, устранивших из религии мифологические элементы и развивших иудаизм из племенной религии в универсальный этический монотеизм, сущность которого — вера в единого Бога и выполнение морального закона. С. Л. Штейнхейм настаивает, что откровение невозможно объяснить лишь в терминах рационального или духовного опыта; основоположения иудаизма не могли иметь начала в познавательной способности человека ввиду ее ограниченности. Основная функция пророчества — открытие религиозных истин, которые могут быть познаны только как результат сверхъестественного откровения. Вместе с тем, именно разум помогает установить, где в Священном Писании содержится откровение Вечной истины. Ш. Р. Гирш и другие мыслители ортодоксального иудаизма требуют рассматривать Священное Писание как единый объективный факт, фиксирующий в себе Божественное откровение, и отказываются видеть в библейских пророчествах развитие Пятикнижия. В противоположность этому Ахад ха-‘Ам и М. Каплан исключают из пророчества все сверхъестественное. Ахад ха-‘Ам, видевший в еврейском народе носителя подлинного этического универсализма, считает пророка воплощением высших проявлений еврейского национального духа. Еврейские мыслители-экзистенциалисты интерпретируют пророчество как диалог между человеком и Богом, а не как восприятие человеком Божественного послания. М. Бубер полагает, что пророчество отражает субъективную реакцию пророка на его встречу с Богом. Согласно Ф. Розенцвейгу, хотя откровение — сверхъестественное явление, связанное с определенным временем и определенными индивидами, слова пророков, тем не менее, представляют собой чисто человеческую «интерпретацию» откровения, в котором Бог открывает Свою любовь к человеку. По мнению И. Соловейчика, диалог Бога с пророками позволяет установить «заветное общение» между Богом и человеком. Однако в отличие от мистического опыта пророчество нельзя свести к религиозному переживанию или интуиции, ибо оно имеет в себе нормативное содержание. А. И. Кук трактует пророчество в более мистическом духе, считая, что подлинное метафизическое понимание не может быть достигнуто с помощью одного только разума. Когда человеческое воображение соответствующим образом подготовлено благочестивой и святой жизнью, оно позволяет человеку приблизиться к Божественному источнику и увидеть реальность в свете Шхины (Божественного присутствия). Озарение, происходящее от этого единства с Божественным, достигает своей вершины в пророчестве.

См. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Религиозная и культурная жизнь в эпоху Первого храма. Литературное творчество; Пророков книги.