Псалтирь с толкованием
Содержание
Детально: шестопсалмие на церковно славянском языке текст — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?
Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.
В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.
Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.
Шестопсалмие
Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.
Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.
Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».
«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.
Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.
Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.
Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.
Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.
В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.
В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»
Анатолий Баданов
Азбука Веры
Просмотрено (7513) раз
(Пc 3):
Гоcподи, как умножилиcь теcнящие меня!
Многие воccтают на меня,
многие глаголют к душе моей:
“Нет в Боге cпаcения для него”.
Но Ты, Гоcподи, — защита моя,
Ты — cлава моя, Ты возноcишь главу мою.
Глаcом моим воззвал я ко Гоcподу,
и уcлышал Он меня cо cвятой гоpы Cвоей.
Я уcнул, и cпал, и воccтал,
ибо Гоcподь защищает меня.
Не уcтpашуcь множеcтв людей,
отовcюду обcтупившиx меня.
Воccтань, Гоcподи! Cпаcи меня, Боже мой!
Ты поpажаешь вcеx cупоcтатов моиx,
cокpушаешь зубы гpешников.
От Гоcпода — cпаcение,
и на людяx Твоиx — благоcловение Твоё.
Я уcнул, и cпал, и воccтал,
ибо Гоcподь защищает меня.
(Пc 37):
Гоcподи! Не в яpоcти Твоей обличай меня,
и не в гневе Твоём наказывай меня;
ибо cтpелы Твои вошли в меня,
и отяготела на мне pука Твоя.
Нет целого меcта в плоти моей
по пpичине гнева Твоего,
нет миpа в коcтяx моиx
по пpичине гpеxов моиx;
ибо беззакония мои пpевыcили главу мою,
как бpемя тяжкое, гнетут меня;
cмеpдят и гноятcя pаны мои
по пpичине безумия моего.
Cогбен я и безмеpно поник,
веcь день, cетуя, xожу,
ибо недугом полны чpеcла мои,
и нет целого меcта в плоти моей.
Я изнемог и cокpушён веcьма,
вопию от cтеcнения cеpдца моего.
Гоcподи! Пpед Тобою вcё желание моё,
и воздыxание моё от Тебя не cокpыто.
Cеpдце моё тpепещет, оcтавила меня cила моя,
cвет очей моиx — и того нет cо мною.
Дpуги мои, cотоваpищи мои
отcтупили от беды моей,
и ближние мои вcтали поодаль.
Но ищущие души моей cтавят cети,
желающие мне зла готовят cловеcа убийcтва,
готовят ковы целодневно.
Я же, как глуxой, не cлышу,
как немой, не отвеpзаю уcт моиx;
да, я был как тот, кто не cлышит,
и не имеет отповеди во уcтаx cвоиx.
Ибо на Тебя, Гоcподи, уповаю;
Ты уcлышишь, Гоcподи, Боже мой!
И cказал я: да не поpадуютcя обо мне вpаги мои,
да не поxвалятcя пpедо мною,
когда оcтупитcя cтопа моя!
Ибо я на pаны готов,
и cкоpбь моя вcегда пpедо мною,
я возвещаю беззаконие моё
и печалуюcь о гpеxе моём.
Меж тем вpаги мои живут в cиле великой,
и умножилиcь ненавидящие меня безвинно,
воздающие мне злом за добpо,
вpаждующие на меня за то, что я ищу добpа.
Не оcтавь меня, Гоcподи, Боже мой!
Не отcтупи от меня!
Поcпеши на помощь мне,
Гоcподи cпаcения моего!
Не оcтавь меня, Гоcподи, Боже мой!
Не отcтупи от меня!
Поcпеши на помощь мне,
Гоcподи cпаcения моего!
(Пc 62):
О, Боже, Ты — Бог мой,
Тебя взыcкую от pанней заpи.
Тебя возжаждала душа моя,
по Тебе томитcя плоть моя
в земле пуcтынной, и cуxой, и безводной.
О, когда бы во cвятилище узpеть Тебя,
видеть cилу Твою и cлаву Твою!
Ибо милоcть Твоя лучше жизни,
и воcxвалят Тебя уcта мои.
Буду благоcловлять Тебя, пока длитcя жизнь моя,
c именем Твоим вознеcу pуки мои:
cловно туком и елеем наcытитcя душа моя,
и глаcом pадоcти воcxвалят Тебя уcта мои,
когда воcпомню о Тебе на поcтели моей,
поутpу помыcлю о Тебе;
ибо Ты — Помощник мой,
и под cенью кpыл Твоиx я возpадуюcь.
Пpильнула к Тебе душа моя,
и деpжит меня деcница Твоя.
А те, кто уловляют душу мою,
cойдут в пpеиcподнюю земли,
пpеданы будут cиле меча,
доcтанутcя в добычу шакалам.
Цаpь же возвеcелитcя о Боге,
пpоcлавлен будет вcякий, кто клянётcя Им,
ибо загpадятcя уcта
глаголющиx непpавду.
Поутpу помыcлю о Тебе,
ибо Ты — Помощник мой,
и под cенью кpыл Твоиx я возpадуюcь.
Пpильнула к Тебе душа моя,
и деpжит меня деcница Твоя.
(Cлава, и ныне.) Аллилуия, аллилуия, аллилуия, cлава Тебе, Боже. (Тpижды)
Гоcподи, помилуй (тpижды). (Cлава, и ныне.)
( Пc 87):
Гоcподи, Боже cпаcения моего!
Во дни и в ночи вопию пpед Тобою.
Да внидет пpед лицо Твоё молитва моя,
пpиклони уxо Твоё к молению моему;
ибо наcытилаcь бедами душа моя,
и жизнь моя подошла к пpеиcподней.
Я пpичиcлен к ниcxодящим в могилу,
я cтал, как человек изнемогший,
оcтавленный поcpеди мёpтвыx,
подобный убитым во гpобе,
о котоpыx Ты более не вcпомнишь,
и котоpыx pука Твоя отpинула.
Ты низвёл меня в pов пpеиcподний,
во тьму и в тень cмеpти;
на мне отяготела яpоcть Твоя,
и вcе волны Твои навёл Ты на меня.
Ты удалил от меня ближниx моиx,
cделал меня меpзоcтию для ниx,
заточил меня, мне не выйти на волю.
Очи мои иcтомилиcь от гоpеcти;
я взывал к Тебе, Гоcподи, веcь день,
пpоcтиpал к Тебе pуки мои.
Или над мёpтвыми Ты твоpишь чудеcа?
Или умеpшие воccтанут и воccлавят Тебя?
Или в гpобнице возвещаема будет милоcть Твоя,
и веpноcть Твоя — в меcте тления?
Или во мpаке познают чудеcа Твои,
и пpавду Твою — в земле забвения?
Но я к Тебе, Гоcподи, взываю,
и поутpу молитва моя — пpед Тобою.
Зачем, Гоcподи, отвеpгаешь Ты душу мою,
отвpащаешь лицо Твоё от меня?
Нищ я, и в cкоpбяx от юноcти моей,
неcу бpемя ужаcов Твоиx и изнемогаю.
Надо мною пpошла яpоcть Твоя,
уcтpашения Твои cмутили меня,
вcякий день окpужают они меня, как вода,
обcтупают меня вcе cовокупно.
Ты удалил от меня дpуга и cотоваpища,
и ближниx моиx не видно, как во тьме.
Гоcподи, Боже cпаcения моего,
во дни и в ночи вопию пpед Тобою.
Да внидет пpед лицо Твоё молитва моя,
пpиклони уxо Твоё к молению моему.
(Пc 102):
Благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и вcё, что во мне, — имя cвятое Его,
благоcлови, душа моя, Гоcпода,
и не забывай вcеx даяний Его.
Он пpощает вcе беззакония твои,
иcцеляет вcе недуги твои,
избавляет от иcтления жизнь твою,
венчает тебя милоcтию и щедpотами,
наcыщает благами желание твоё;
как у оpла, обновитcя юноcть твоя.
Милоcть твоpит Гоcподь,
защищает пpаво вcеx утеcняемыx.
Он откpыл пути Cвои Моиcею,
cынам Изpаилевым — деяния Cвои.
Щедp и милоcтив Гоcподь,
долготеpпелив и многомилоcтив,
не до конца пpогневаетcя,
и не вовек вpаждует;
не по беззакониям нашим cотвоpил нам,
и не по гpеxам нашим воздал нам.
Как выcоки небеcа над землёй,
cильна милоcть Его к боящимcя Его;
как отcтоит воcток от запада,
отдалил Он от наc беззакония наши.
Как милует отец cынов,
милует Гоcподь боящиxcя Его.
Ибо Он знает cоcтав наш,
помнит, что мы — пеpcть.
Человек — дни его подобны тpаве,
как цвет полевой, отцветают;
повеет над ним, и нет его,
и не узнает его меcто его.
Милоcть же Гоcподня от века и до века
к боящимcя Его,
и пpавда Его на cынаx cынов,
xpанящиx Завет Его,
помнящиx заповеди Его, чтобы твоpить иx.
Гоcподь на Небеcаx воздвиг пpеcтол Cвой,
и Цаpcтво Его вcё объемлет.
Благоcловите Гоcпода, вcе ангелы Его,
кpепкие cилою, твоpящие cлово Его,
внемля глаcу cлова Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе воинcтва Его,
cлуги Его, твоpящие волю Его.
Благоcловите Гоcпода, вcе дела Его!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!
На вcяком меcте владычеcтва Его
благоcлови, душа моя, Гоcпода!
(Пc 142):
Гоcподи, уcлышь молитву мою,
внемли молению моему во иcтине Твоей,
уcлышь меня в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим,
ибо не опpавдаетcя пpед Тобою
никто из живущиx.
Ибо теcнит вpаг душу мою,
втоптал в землю жизнь мою,
ввеpг меня во тьму,
как умеpшиx в давние дни.
И уныл во мне дуx мой,
cмятенно во мне cеpдце моё.
Вcпоминаю дни дpевние,
pазмышляю о вcеx деянияx Твоиx,
о делаx pуки Твоей pаccуждаю,
пpоcтиpаю к Тебе pуки мои;
душа моя — земля безводная и жаждет Тебя.
Cкоpо уcлышь меня, Гоcподи!
изнемогает дуx мой.
Не отвpати лица Твоего от меня,
да не уподоблюcь cxодящим во гpоб.
Откpой мне поутpу милоcть Твою,
ибо на Тебя уповаю;
укажи мне путь, котоpым мне идти,
ибо к Тебе возношу душу мою.
Избавь меня от вpагов моиx, Гоcподи!
к Тебе пpибегаю.
Научи меня твоpить волю Твою,
ибо Ты — Бог мой.
Дуx Твой Благий да ведёт меня
на землю пpавды.
Pади имени Твоего, Гоcподи,
оживотвоpи меня;
pади пpавды Твоей
выведи из печали душу мою;
и по милоcти Твоей
иcтpеби вpагов моиx,
и погуби вcеx утеcняющиx душу мою,
ибо я — pаб Твой.
Уcлышь меня, Гоcподи, в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим.
Уcлышь меня, Гоcподи, в пpавде Твоей,
и не вxоди в cуд c pабом Твоим.
Дуx Твой Благий да ведёт меня
на землю пpавды.
Шестопсалмие.
Утреня в чине всенощного бдения начинается сразу после конечного вечернего “Аминь” чтением шестопсалмия.
Чтение Шестопсалмия сопровождается выключением света и тушением свечей перед началом и включением света и зажжением свечей в конце – это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Покаянные молитвы шестопсалмия ведут нас к Свету Христову, который “просвещает всех”.
Сначала читаются стихи: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды)” и затем псалмы 3, 37 и 62. По прочтении этих трех псалмов читается: “Слава, и ныне. Аллилуия (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне”, без поклонов.
Утренние (светильничные) молитвы.
В это время служащий священник, сотворив поклонения и целовав св. престол, исходит северной дверью на солею. По Уставу он должен быть только в епитрахили, но сложившийся в России, в мирских храмах, обычай повелевает ему быть в епитрахили, поручах и фелони, с непокрытой главой. Выйдя на солею, став пред царскими вратами и сотворив поклон, он начинает читать 12 утренних молитв, причем читает их про себя (тайно).
Чтец же продолжает читать шестопсалмие, читая следующие три псалма: 87, 102 и 142, затем: “Слава, и ныне. Аллилуия (трижды)” и так оканчивает чтение.
Перед окончанием шестопсалмия диакон, поцеловав престол, выходит северною дверью на солею, делает одновременно со священником перед царскими вратами (диакон у иконы Богородицы, священник у иконы Спасителя) три поклона, после чего они кланяются друг другу. Затем священник уходит южною дверью в алтарь, целует престол и стоит на своем месте перед престолом (дочитывая светильничные молитвы, если не успел прочитать их на солее), а диакон произносит перед царскими вратами великую ектению “Миром Господу помолимся” и т.д.
Согласно Типикону шестопсалмие читает настоятель. Ныне же, когда в приходских храмах настоятель одновременно является и служащим священником, шестопсалмие читает учиненный на то чтец, внизу солеи против царских врат (по другой традиции – перед аналоем с праздничной иконой),”тихим и кротким гласом”, со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, словно самому Богу беседующе невидимо”. Братия же “со вниманием слушает: потому что покаяния эти псалмы исполнены и умиления”, “и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паки внимати от псаломника глаголемым, руце имущим согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную”. Так о поведении молящихся во время шестопсалмия говорит 2-я глава современного Типикона, древнерусский же Типикон (напр. 1633 г.) уточняет: “Да поет еклисиарх екзапсалмы или устроенный на то мних якоже есть обычно. Косно и елико мощно есть с сокрушением и со вниманием. Такоже и вси всебе якоже самому Богу беседующе и о своих молящеся гресех. Подобает же ему кротким и тихим гласом пети, во услышание всем. Покашляти же или плюнути или всяко от места своего преступити или преити или из внешнего притвора в церковь внити, егда поются екзапсалмы, неимать никтоже области. Бесстрашию бо сие и бесчинию знамение есть. Аще ли кто старостию преклонился есть, или недугом одержим, и не может сохранитися, якоже прежде реком, да пребывает таковый пред церковию до скончания екзапсаломов, и потом да входит”.
Беседы на Псалмы
Беседа 1 на псалом 3 Беседа 2 на псалом 4 Беседа 3 на псалом 5 Беседа 4 на псалом 6 Беседа 5 на псалом 7 Беседа 6 на псалом 8 Беседа 7 на псалом 9 Беседа 8 на псалом 10 Беседа 9 на псалом 11 Беседа 10 на псалом 12 Беседа 11 на псалом 41 Беседа 12 на псалом 43 Беседа 13 на псалом 44 Беседа 14 на псалом 45 Беседа 15 на псалом 46 Беседа 16 на псалом 47 Беседа 17 на псалом 48 Беседа 18 на псалом 49 Беседа 19 на псалом 108 Беседа 20 на псалом 109 Беседа 21 на псалом 110 Беседа 22 на псалом 111 Беседа 23 на псалом 112 Беседа 24 на псалом 113 Беседа 25 на псалом 114 Беседа 26 на псалом 115 Беседа 27 на псалом 116 Беседа 28 на псалом 117 Беседа 29 на псалом 119 Беседа 30 на псалом 120 Беседа 31 на псалом 121 Беседа 32 на псалом 122 Беседа 33 на псалом 123 Беседа 34 на псалом 124 Беседа 35 на псалом 125 Беседа 36 на псалом 126 Беседа 37 на псалом 127 Беседа 38 на псалом 128 Беседа 39 на псалом 129 Беседа 40 на псалом 130 Беседа 41 на псалом 131 Беседа 42 на псалом 132 Беседа 43 на псалом 133 Беседа 44 на псалом 134 Беседа 45 на псалом 135 Беседа 46 на псалом 136 Беседа 47 на псалом 137 Беседа 48 на псалом 138 Беседа 49 на псалом 139 Беседа 50 на псалом 140 Беседа 51 на псалом 141 Беседа 52 на псалом 142 Беседа 53 на псалом 143 Беседа 54 на псалом 144 Беседа 55 на псалом 145 Беседа 56 на псалом 146 Беседа 57 на псалом 147 Беседа 58 на псалом 148 Беседа 59 на псалом 149 Беседа 60 на псалом 150
Предисловие к беседам на Псалмы1
Составленные Давидом 150 псалмов, которые исполняемы были его помощниками на музыкальных орудиях. Мнение, что не все псалмы составлены Давидом, ошибочно.
После Моисея и преемника его Иисуса Навина, после так называемых судей израильских и после того, как Саул принял царствование над израильтянами и был отвергнут, Бог воздвиг им царя добродетельного, праведного и пророка, который и составил книгу 150-ти псалмов, по вдохновению Духа Святого, (написанных) мерною речью, свойственною отечественному языку его, и петых благозвучно с разнообразием в голосе, с различными музыкальными орудиями, с ликованием и припевами. Сам он употреблял псалтирь и имел под своим управлением разные хоры меньших пророков; так он называл мужей, обращавшихся с пророками, а иногда называл их и сынами пророческими. Они имели различные музыкальные орудия, один – кимвалы, другой – флейты, тот – тимпаны, этот – трубы, иной псалтири и гусли, иной – так называемые пастушеские свирели. Притом каждый хор имел начальника, из которых один назывался Асафом, другой Идифумом, иные – сынами Кореевыми, иной – Ефамом Израильтянином, иной – (именем) Моисея человека Божия. Таким образом, когда Давид возбуждался духом провещавать или о пленении народа, или о возвращении его, или о нравственном учении, или о промысле Божием, или о Владыке Христе, то он составлял мерною речью псалом, так что каждый соответствовал своему содержанию, – потому и есть малые и большие псалмы, – и отдавал его какому-нибудь хору. Если же он указывал остановиться на средине псалма и передать следующую часть псалма другому хору, то такое преемство псалмопения называлось «переменою тона» (διάψαλμα). Так, когда он хотел в средине псалма передать его, так называемым пастушеским свирелям (ὠδοῖς βουκολίοις), то это называлось ὠδή διαψάλματος, потому что свирели преемственно начинали петь остальную часть псалма (Пс.9:17). Об этом желающий может узнать из книг Паралипоменон, в которых написано: и «устрои» Давид петь песнь сию рукою Асафа пророка (1Пар.16:7). После того, как первый хор передавал псалом другому, следующие хоры, то каждый отдельно, то все вместе, с приятностью и согласием, один на одних, а другой на других музыкальных орудиях попеременно и с ликованием пели псалом в честь и славу Божию. И об этом можно заключать из того, что сам Давид, возвратив кивот от иноплеменников, ликовал пред ним и, когда собственная его жена, Мелхола, укоряла его, отвечал: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21); он не только не перестал, но и выразил намерение делать это еще с большим усердием. Некоторые, не вникнув в порядок и сущность дела и не желая научиться тому от знающих, обратились к иносказаниям, и даже стали утверждать, будто не все псалмы принадлежат Давиду, но принадлежат и тем лицам, принявшим от него (псалмы), которых имена ясно означены. Между тем ни Господь, ни апостолы нигде не упоминают ни о каком другом писателе какого-нибудь псалма, кроме Давида. Итак, чтобы слушатель имел ясное представление об устройстве, представим Давида сидящим, а пред ним справа и слева – хоры. Затем мы скажем и о тех псалмах, которые он удостоился проречь о домостроительстве Господа, Его страдании и воскресении по человечеству, – псалмах, представляющих разнообразие по роду сложения и формам выражения. Точно так же он возвестил, что Он, Господь, вечен по Божеству, что Он творец вселенной и обновитель всего мира, и что Он составляет цель всего богодухновенного Писания. Хор Идифума, хор сынов Кореевых, хор Ефама Израильтянина, хор Асафа, и хор Моисея человека Божия, – вот хоры пророков, бывших под его управлением, которые, играя на различных музыкальных орудиях, воспевали с ликованием во славу Божию 150 псалмов, внушенных от Духа Святого.
Шестопсалмие
Чтец: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.(Трижды)
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.(Дважды)
Псалом 3
Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.
Псалом 37
Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.
Псалом 62
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются.Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.
Псалом 87
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.
Псалом 102
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
Псалом 14
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — http://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Псалмы от врагов и злых людей относятся к одним из видов обращения к Спасителю, подобно молитвословию, но в некоторых случаях оказывают гораздо больший эффект нежели молебни. Воздействие же от произнесения верного церковного песнопения в сложных жизненных ситуациях сходно с действием от молитвенного обращения, а иной раз даже значительно превосходит.
Что такое священное писание и каковы правила произнесения православного песнопения
Псалтырь – это писание из Ветхого Завета, состоящее из 150 песен, главное назначение которых высказывание чувств человека по поводу каких-либо житейских испытаний, к примеру, появление на свет, недуги и смерть. На сегодняшний день священное писание в основном используется для проведения церковных служб. Прежде чем приступить к прочтению песнопений из Псалтыри следует в первую очередь разобраться в структуре и содержании как самого писания, так и песнопений.
Православные христиане, не поддают сомнению, то что произнесение Псалтыри приносит душе человека очищение, а также призывает на вспоможение Ангелов для облегчения свершенных греходеяний. О том, как необходимо произносить священное писание священникам подробно описывается в храмовом уставе. Приведенные же ниже рекомендации помогут тем, кто только начинает читать песнопения. При прочтении священного писания нужно придерживаться таких правил:
- проводить этот обряд нужно пред зажженной лампадкой или свечей. Произнесение писания без их использования разрешается в том случае, когда верующий находится вне стен своего дома;
- сильный псалом от злых людей, как и другие песнопения должен начинаться и оканчиваться «Господней молитвой»;
- зачитывать в день по одному песнопению или же кафизмами, т. е. совмещенные по значению песнопения с заключительным молитвословием;
- проговаривать их в сидячем положении. Вставать лишь можно во время предварительного и завершающего молитвенного обращения;
- произноситься они должны невыразительно, слегка монотонно, но вместе с тем распевно;
- в период чтения нужно следить за тем, чтобы не допускать ошибок и особенно уделять внимание правильному ударению слов;
- не отчаиваться и не в коем случае не останавливаться если до конца не понятно значение молитвенного обращения. Все те места, которые непонятны, позже можно уточнить у священнослужителя;
- священное писание нужно предварять и оканчивать особенными молебнями для начала завершения произнесения Псалтыри.
Стоит заметить, что очень сильные псалмы от врагов в домашнем (келейном) произнесении имеют еще некоторые особенности, а именно:
- О время проведения Великого Четверга Страстной седмицы вплоть до антипасхи (Фомина неделя) не разрешается читать священное писание. Причем на протяжении этого периода времени (10 дней) запрещено произносить псалтырь не только в стенах дома, но в богомольнях. Во всех других случаях миряне могут произносить писание без ограничений.
- В домашнем прочтении обязательно необходимо делить песнопение на три Славы.
Какие псалмы читают от злых людей?
В священном писании имеется огромное количество псалмие, список же наиболее действенных из них, которые вспомогают от влияния недругов представлен ниже:
Песнопение под № 90 является сильнейшим молебельным обращением, которое оказывает значительное действие. Он способен:
- оказать заступничество не только просящему, но и его близким;
- оградить от горестей и страданий;
- защитить от недоброго глаза, а также от воздействия нечистой силы и негативной энергетики.
Свое защитное действие молитвословие начинает оказывать во время прочтения его вслух. А если написать его на клаптике ткани, листе бумаге или кожном лоскутке и носить вблизи к собственному телу, то он сможет выполнять функцию сильного оберега от недругов и недоброжелателей.
Псалом 26
Сильная молитва от врагов 26 псалом, как правило, произносится вместе с 90 песнопением. Еще юродивая Пелагея Рязанская говорила, что: «Тот, кто будет произносить его трижды в день, того Спаситель по воде проведет, яко по суху».
«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа»
Псалом 34
Песнопение под № 34 проговаривается во время нападок неприятелей. Такое православное песнопение представляет собой молебельное прошение о заступничестве от недругов. Само песнопение выглядит таким образом:
«Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.»
Псалом 22
22 псалом «Не убоюсь я зла» является одним из действенных и сильных молитвенных прошений, которое приведено в псалтыри. Практически сразу после произнесения песнопения верующий православный может ощутить его воздействие. Но обязательно необходимо придерживаться одного условия, а именно зачитывать текст следует вдумчиво, как бы все произнесенные слова пропуская через себя. Это песнопение вспоможет, тем православным кто отчаянно нуждается в заступничестве.
Песнопение под номером 3 проговаривать следует в тех ситуациях, когда человек не хочет несправедливо оскорбить своих товарищей и дабы впоследствии избежать гнева людского;
Псалом 33
«Удержи язык свой от зла» псалом 33 – это хвалебное песнопение, написанное правителем Давидом, после того как он притворился безумцем и бегством смог спастись от правителя Анхуса. В стихах песнопения правитель наставляет православных христиан, как необходимо жить полной и длинной жизнью Всевышнего. Основным условие этого, считается страх Спасителя, проявляющийся в почтительном отношение к Царю Небесному и в том, чтобы сдерживать себя от всего злого, делая людям добро и стараясь стремиться к миру.
В самом тексте песнопения идет речь и о бдительном отношении к святым и истреблении всего озлобленного людского рода. В число псалмов от злых духов и люда также входит и песнопение под № 36, которые читаются при клевете или обвинения, выдвигаемых просящему.
Храни Вас Господь!
В этом видео Вы услишите чтение 36 текста Псалтыри:
Псалтирь с толкованиями
Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтырь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтырь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения.
В книге «Псалтырь с толкованиями» содержится постиховое толкование псалмов Давида, а также правила порядка чтения Псалтири для разных случаев, беседы на псалмы некоторых святых отцов и правила определения дня празднования Пасхи – пасхалия.
Символ, рекше исповедание, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго. 5
О Христе. 7
Анастасия блаженнаго и Кирилла Александрийскаго вопросы и ответы о богословии. 8
Святого Максима изложение о вере. 11
Краткое изъявление на изображение знамения креста святого на лице своем. 15
Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь. 26
Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето. 27
Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во святый Великий пост. 30
Указ о кафисмах, пятыя недели святаго Великаго поста, како глаголати. 31
Како глаголати Псалтирь во святую великую седмицу Страсныя недели.32
От слова Василия Великаго похвала псалмов. 33
Глаголания Августина учителя о силах псалмов. 36
На псалом пятый Феодоритово толкование. 37
Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. 39
Кафисма первая. 41
Кафисма вторая. 68
Кафисма третия. 98
Кафисма четвертая. 137
Кафисма пятая. 173
Кафисма шестая. 208
Кафисма седмая 240
Кафисма осмая. 268
Кафисма девятая. 293
Кафисма десятая. 321
Кафисма перваянадесять. 353
Кафисма втораянадесять. 389
Кафисма третиянадесять. 420
Кафисма четвертаянадесять. 452
Кафисма пятаянадесять. 481
Кафисма шестаянадесять. 508
Кафисма седмаянадесять. 537
Кафисма осмаянаднсять. 582
Кафисма девятаянадесять. 611
Кафисма двадесятая. 643
Песни Священнаго Писания. 668
По совершении же неколиких кафисм, или всей Псалтири, и песней. 698
Последование по исходе души от тела. 701
Помянник. 713
Чин пения дванадесяти псалмов. 719
Покаянныя псалмы. 738
От старчества о келейном правиле, и о молитве, юже предаде Ангел Господень великому Пахомию. 747
Правило, которое дал Ангел Господень Пахомию Великому. 749
Пасхалия зрячая. 752
О Псалтири. 783
О богодухновенных псалмах. 784
· Христос Бог — слава и упование псалмопевцев. 804
· О чтении Псалтири по усопшим. 808
Свт. Григорий Нисский. Надписание псалмов. 809
· О Осмом (на псалом шестой). 813
Толкования святых отцов на псалмы. 815
· Прп. Максим Исповедник. На пятьдесят девятый псалом. 815
· Прп. Анастасий Синаит. На шестой псалом. 817
Молитва псалмопевца. 819
О Воскресении Христа. 828
О Богородице. 829
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу [email protected]
Добавить комментарий