Психолог Михаил хасьминский
Содержание
Обо мне
Православный и кризисный психолог.
С 2006 г руководит Центром кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семёновской, является также помощником настоятеля подворья.
Член Общественного Совета Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (ФСИН)
Член консультативного Совета Межрегионального следственного Управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации
Член Ассоциации онкопсихологов России.
Член Рабочей группы Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» и порталов кризисной помощи memoriam.ru и boleem.com.
Ведущий эксперт порталов практической кризисной психологии perejit.ru, pobedish.ru vetkaivi.ru и других сайтов группы (данная группа сайтов является основной в направлении оказания психологической помощи в русскоязычном сегменте Интернета и имеет общую среднюю посещаемость – 65000 уникальных посетителей ежесуточно).
Соавтор и автор 14 популярных книг, а также многих публикаций и интервью по кризисной и православной психологии. Составитель серии книг «От сердца к сердцу» для переживающих горе. Многие материалы М. И. Хасьминского по кризисной православной психологии были переведены и опубликованы в различных изданиях на английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках. В Сербии в 2010 г. вышла отдельная книга «Сигуран ослонац у кризи» («Твёрдая опора в кризисе. Искусство православного психолога» – серб.), состоящая из статей, интервью и публикаций.
Имеет большой опыт в руководстве, организации, оптимизации и систематизации волонтёрской работы.
В течение многих лет тесно сотрудничает со многими средствами массовой информации (СМИ), имеет различные публикаций в многотиражных журналах, газетах, привлекается в качестве эксперта на различные программы ТВ и ведущих радиостанций.
Ведёт большую преподавательскую, научную и общественную работу.
Часто выступает с лекциями, семинарами и тренингами в различных регионах Российской федерации.
Профессиональные интересы:
- Комплексная духовно-психологическая реабилитация людей переживающих кризис или психотравмирующие экстремальные ситуации (в т. ч. детей).
- Психологическая помощь и реабилитация людям переживающим развод и расставание, переживших горе (смерть близких, в т.ч. детей), психологическую травму потери.
- Психологическая поддержка больных, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями с плохим прогнозом (в т. ч. онкологическими заболеваниями).
- Профилактическая работа по предотвращению суицидов, выработка технологий работы по превенции и поственции суицидального поведения.
- Организация работы психологической и душепопечительской помощи в интернете и интернет – волонтерства.
- Психологическая реабилитация пострадавших в зоне военных действий (как военнослужащих, так и гражданских лиц), жертв стихийных бедствий, вынужденной миграции, несчастных случаев, террористических актов, дедовщины в армии, жертв преступлений против личности, в т. ч. с применением сексуального насилия (посттравматическая стрессовая реакция после пребывания в экстремальной ситуации).
- Разработка практических методов и форм работы по противодействию деструктивным группам и технологиям, а также продвижению и популяризации традиционных духовных и патриотических ценностей в информационной среде.
Хасьминский Михаил Игоревич
Помощник настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Воскресения Христова на Семеновской.
Руководитель Центра кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семеновской в 2006 г.
Православный кризисный психолог.
Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» .Главный редактор порталов memoriam.ru и boleem.com.
Член Ассоциации онкопсихологов России.
Главный эксперт порталов практической кризисной православной психологии perejit.ru, pobedish.ru vetkaivi.ru и других сайтов группы (общей средней посещаемостью – 65000 уникальных посетителей ежесуточно). Данная группа сайтов является основной в направлении оказания психологической помощи в русскоязычном сегменте Интернета.
Соавтор и автор более 11 популярных книг, а также многих публикаций и интервью по православной психологии. Составитель серии книг для переживающих горе. Многие материалы по кризисной православной психологии были переведены и опубликованы на английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках. На сербском языке вышла книга » Сигуран ослонац у кризи» состоящая из статей, интервью и публикаций.
Имеет большой опыт в руководстве, организации и систематизации волонтерской работы.
С 2005 г. Совместно с другими специалистами разрабатывал концепцию оказания психологической и душепопечительской помощи в интернете (сайты группы Пережить), администрировал эти крупнейшие проекты, занимался наполнением контента и совместно со специалистами разработал стратегию эффективного поискового продвижения. Также занимался развитием групп в интернет – сообществах православного и психологического содержания.
В течении многих лет тесно сотрудничает с многими средствами массовой информации (СМИ) , имеет различные публикаций в многотиражных журналах, газетах, привлекается в качестве эксперта на различные программы ТВ и ведущих радиостанций (в Российской Федерации и Республике Беларусь)
Ведет большую преподавательскую, научную и общественную работу.
Проводит индивидуальные консультации и курсы для людей, переживающих кризис (запись по т. +7 925-642-34-61).
В 2013 году в составе группы специалистов ( профессор, руководитель отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии. Е. Б. Любов, научный сотрудник А. Г. Гладышева – отдел суицидологии МНИИП, судмедэксперт П. А. Розумный, психиатр А. В. Баранчиков ) участвовал в разработке критериев отнесения информации к просуицидной для совместного приказа Роскомнадзора, ФСКН России, Роспотребнадзора от 11 сентября 2013.
- В различных регионах проводит семинары для психологов МО, ФСБ, МЧС на тему «Оказание психологической и духовно- нравственной помощи комбатантам и вынужденным мигрантам» (г. Ростов –на -Дону, Камчатский край, Новосибирская область и др)
- Проводит по благословению правящих архиереев семинары для священников — «Современное пастырское душепопечение – старые ошибки и новые эффективные инструменты » . В 2014 г. Семинары были проведены в Минской духовной академии и семинарии, Пинской епархии, Новосибирской митрополии, Камчатской епархии, Омской митрополии, Восточном викариатстве Москвы и др.
- Также на протяжении нескольких лет проводит лекции и семинары в Беларуси — в Институте журналистики БГУ, институте имени Сахарова, других учебных учреждениях
- Участвовал в качестве организатора докладчика в проведении Белорусско- Российского научно-практического семинара «Психологические и духовные причины суицида. Стратегии помощи и профилактики», слушателями которого, в частности, были представители министерства здравоохранения, министерства обороны, министерства внутренних дел, министерства образования республики Беларусь (проводился в Институте развития образования Минской области)
- Выступал на различных мероприятиях по приглашению Митрополий и епархий в Новосибирске, Омске, Томске, Ростове- на -Дону, Петропавловске- Камчатском, а также Рождественских Чтениях в Москве
Профессиональные интересы:
- Психологическая помощь людям переживающим развод и расставание.
- Психологическая реабилитация людей переживших горе (смерть близких, в т.ч. детей), психологическая травма потери.
- Психологическая поддержка больных, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями с плохим прогнозом (в т.ч. онкологическими заболеваниями).
- Профилактическая работа по предотвращению суицидов, выработка технологий работы по предотвращению суицидов.
- Продвижение с помощью интернет – технологий православной и ценностно – ориентированной информации.
- Организация работы психологической и душепопечительской помощи в интернете, организация интернет – волонтерства.
- Психологическая реабилитация пострадавших в зоне военных действий (как военнослужащих, так и гражданских лиц), жертв стихийных бедствий, вынужденной миграции, несчастных случаев, террористических актов, дедовщины в армии, жертв преступлений против личности, в т.ч. с применением сексуального насилия (посттравматическая стрессовая реакция после пребывания в экстремальной ситуации).
- Комплексная духовно- психологическая реабилитация людей переживающих кризис или психотравмирующие экстремальные ситуации (в т.ч. детей).
- Технология работы по продвижению духовных и патриотических ценностей в информационной среде.
- Психология толпы /как раздел социальной психологии/ — методы и формы работы по противодействию деструктивным группам и технологиям.
СТАТЬИ И ПУБЛИЦИСТИКА:
_____________________
РАССТАВАНИЕ С ЛЮБИМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ:
• «Алгоритм переживания любовного кризиса»
• «Семьи разбиваются об эгоизм»
• «О любовной зависимости»
• «Утешения не всегда полезны»
__
О СЕМЬЕ И ЛЮБВИ:
• «Созданию крепкой семьи надо учиться»
• «Как завоевывать любовь»
__
О ПАТРИОТИЗМЕ, ОТЕЧЕСТВЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ:
• «Популярная онкология для сторонников оппозиции»
• «Ексклузивно: онкологија белоруске опозиције»
__
ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ БЛИЗКИХ:
• «Когда не хватает веры: Особенности переживания неверующими смерти близких»
• «Как выразить соболезнование?»
• «Чувство вины без приставки «Бы»: В чем наша вина перед умершими»
• «Что делать после получения печального известия?»
• «За что мне это? Где можно найти ответ на этот вопрос»
• «Если умер близкий и хочется «к нему»
__
О КРИЗИСАХ ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ СТРАДАНИЙ:
• «Надежная опора в преодолении кризиса»
• «Где вылечить душевную боль?»
• «Пьяный командир, или куда нас заводят чувства?»
• «Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей»
• «Воцерковленность – лучшая защита от кризиса»
• «Тупики жизни: взгляд сверху»
• «Где живет Сознание?»
__
ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ:
• «Насилие в семье: муж бьет жену – значит, любит?»
• «Прощение – это освобождение себя»
• «Иллюзии должны быть разрушены»
• «Преодоление виктимности через верное осмысление жизни»
• «Каждый насильник должен понимать, что он – отброс»
__
О СТРАХАХ И НАВЯЗЧИВЫХ МЫСЛЯХ:
• «Анатомия страха»
• «Если вы не снимете розовые очки, реальность сделает это за вас»
• «Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей»
• «Кто нам навязывает навязчивые мысли?»
__
О БОЛЕЗНИ:
• «Болезнь как возможность духовного роста»
• «Влияние прощения на состояние больного»
• «Необходимость преодоления экзистенциального вакуума у тяжелых соматических больных»
__
О НЕЖЕЛАНИИ ЖИТЬ, СУИЦИДЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ:
• «Смогу ли я убить «Я»? или Где живет Сознание»
• «На кого похож самоубийца?»
• «Как умереть некрасиво, или Последний привет любимым»
• «Способы самоубийства. Суицид без розовых очков»
• «Суицид: можно ли воссоединиться с умершим, убив свое тело?»
• «Самоубийство… Узнай себя!»
• «СМИ способствуют росту суицида»
• «В чащу леса только с компасом и картой, или как удержать человека от самоубийства?»
• «В России самоубийцы предоставлены самим себе»
__
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ЕГО ПОИСКЕ:
• «Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни» (часть I)
• «Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни» (часть II)
• «Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни после утраты»
__
О ДУХОВНЫХ ПОИСКАХ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ:
• «Тренинг гордости, или к чему приводит «личностный рост» без покаяния»
• «Как не попасть под влияние младостарца»
• «Младостарцы. Что делать, если человек в своих духовных исканиях зашел в тупик?»
__
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?:
• «Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?»
• «Где живет Сознание?»
• «Настоящая свобода – это свобода от страстей»
• «Правильный вопрос – не «За что?», а «Для чего?»
• «Смерть – это сон?»
_____________________
Тезисы по психоонкологии на онкологические научные конференции:
• Влияние психотерапевтического метода на снижение уровня тревожности, нормализацию эмоционального состояния и терапию психогенно обусловленной инсомнии у онкологических больных.
• Возможности психологической помощи в онкологическом стационаре.
• Итоги анонимного опроса онкологических больных (в рамках исследования по изучению внутренней картины болезни) по использованию ими несогласованных методов лечения.
Центра христианской психологии и антропологии (ЦХПА)
В Петербурге открылся и действует Центр христианской психологии и антропологии (ЦХПА):
= Фотографии и тексты выступлений на открытии Центра;
= Участники проектов Центра;
= Публикации и доклады участников Центра;
= Основные направления работы Центра;
= Подробные новости нашего Центра.
Также предлагаем Вашему вниманию разнообразные материалы по христианской психологии и антропологии (христианскому учению о человеке и его душе).
В первую очередь это обширная библиография (персональная и тематическая) по христианской психологии и антропологии. Она собиралась многие годы и в нее включены работы как древнехристианских авторов, так дореволюционных и современных писателей. Библиография имеет и конфессиональное деление: то есть православные, католические и протестантские авторы приводятся в своих разделах (чтобы читатель знал, автору какой направленности принадлежит та, или иная работа). Самая крупная по объему рубрика библиографии посвящена православным авторам, которые, безусловно, будут интересны современным православным психологам и всем интересующимся православной психологией. Кроме того, в отдельной рубрике собраны работы научного плана (философские, психологические и др.): некоторые из них носят явно критическо-атеистический характер, но есть и позитивные в отношении христианства работы, появившиеся в основном в послеперестроечное время.
Имеющиеся тексты работ по христианской психологии и антропологии (статей, книг, докладов, интернет изданий) представлены в Библиотеке сайта в виде персонального и тематического списков.
В словаре по христианской психологии и антропологии проанализированы основные их термины и понятия – с опорой на древнехристианскую святоотеческую традицию и отечественное православное богословие (по работам дореволюционных и современных авторов).
В проблемное поле христианской психологии и антропологии собрана информация о некоторых сомнительных, спорных и неверных идеях, бывших раньше, либо появляющихся сегодня.
Несколько технических замечаний:
1) если Вы заметили ошибку в тексте, неработающую ссылку или еще что-нибудь аналогичное, то пришлите письмо с описанием – для того, чтобы сайт стал чище и лучше;
2) предполагается, что сайт будет постоянно обновляться (особенно файлы с библиографией), поэтому обратите внимание: в конце текста каждого обновленного файла вставлена надпись с датой его последнего обновления;
3) всех, интересующихся нашими методами работы с текстами для библиотеки (и его результатами), приглашаем на страницу «Только у нас;
4) для веб-мастеров и всех желающих приведен код баннера нашего сайта и его описание.
5) на отдельной странице представлены партнёры нашего сайта.
ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЯ НА САЙТЕ
сверху – более новые)
01.01.2020 | Дополнение библиотеки сайта (33 материала). Список см. ниже. |
за 2019 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 300 материалов). |
за 2018 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 290 материалов). |
за 2017 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 520 материалов). |
за 2016 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 310 материалов). |
за 2015 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 400 материалов). |
за 2014 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 320 материалов). |
за 2013 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 750 материалов). |
за 2012 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 200 материалов). |
10.08.2012 | Произведено техническое обновление имен всех файлов современных работ. Введены ЧПУ – «человекопонятные урл», просьба всем вебмастерам обновить имеющиеся ссылки на эти файлы. |
15.06.2012 | Произведено техническое обновление имен всех файлов святоотеческих работ. Просьба всем вебмастерам обновить имеющиеся ссылки на эти файлы. |
за 2011 г. | Дополнение библиотеки сайта (больше 450 материалов). |
15.10.2011 | Материалы Библиотеки теперь представлены и в виде тематического списка (что особенно удобно при поиске работ по определенным темам). |
21.02.2011 | Обновление всей персональной и тематической библиографии по христианской психологии и антропологии: поскольку вышло 2-е издание библиографического справочника «Христианская антропология и психология в лицах», материалы из его 1-го издания помещены на сайте для открытого пользования. |
12.02.2011 | Произведено обновление оформления всего сайта целиком. |
08.02.2011 | Содержательное дополнение: в левой колонке сайта установлены «Актуальные вопросы» и «Актуальные цитаты», в правой колонке сайта – рубрика «Христианская психология и антропология в лицах» (с изображениями древнехристианских, дореволюционных и современных авторов). |
02.01.2011 | Техническое дополнение: установлен поиск по сайту (см. слева вверху под главным меню сайта) – теперь можно быстро и удобно найти все упоминания на сайте любого автора, название его работы или просто нужную тему или термин. |
01.01.2011 | Техническое дополнение: установлены интернет-счетчики и среднесуточная статистика по сайту (см. конец страницы). |
02.12.2010 | Обновление: Проблемное поле христианской антропологии и психологии. – См. текст. |
01.12.2010 | Произведено техническое обновление всех файлов сайта. |
05.09.2010 | Обновление: Словарь по христианской антропологии и психологии. |
17.08.2010 | Обновление: Христианская антропология и психология в лицах. Персональная библиография: ПЕРИОД ДО XI ВЕКА. |
10.07.2010 | Произведено техническое обновление всех файлов сайта. |
20.04.2010 | Обновление: Христианская антропология и психология в лицах. Персональная библиография. |
10.04.2010 | Обновление: Христианская антропология и психология. Тематическая библиография. |
В БИБЛИОТЕКЕ САЙТА
Психолог в храме
Православным людям нередко свойственно настороженное отношение к психологии: не душевредное ли это дело? Но этот стереотип ломается самой жизнью. Оказывается, психологи могут быть и православными, и, более того, они могут работать в связке со священниками, каждый со своей стороны помогая людям решать не только душевные, но и отчасти духовные проблемы.
Как же это происходит? Мы беседуем с руководителем православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской в Москве Михаилом Хасьминским.
Из милиционеров — в психологи
— Вы раньше работали в милиции, потом стали психологом. Нетипичный сюжет, прямо скажем.
— Да, в целом нетипичный. Когда я работал в органах правопорядка, у меня уже было второе, психологическое, образование, полученное как дополнительное, когда я учился в Академии МВД, в начале 1990-х годов. Надо сказать, что уровень преподавания там был очень серьезный, причем, что важно, нас нацеливали на практическую работу с людьми, особенно с людьми, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации и в первую очередь с жертвами криминальных преступлений. То есть у меня было два высших образования: одно юридическое, другое психологическое. И когда впоследствии я работал на разных оперативных должностях, то полученные психологические знания использовал ситуативно, они у меня оставались как бы на заднем фоне.
— Как же так получилось, что Вы вдруг стали православным психологом?
— Знаете, меня самого удивляет эта траектория: из милиционеров — в психологи. Ведь у меня никакого особого интереса к психологии тогда не было! Трудно поверить, что можно однажды поехать в Троице-Сергиеву Лавру и вернуться другим человеком, с совершенно другими мыслями, мировоззрением, желаниями.
— Почему трудно?
— Потому что, глядя со стороны, по-моему, тяжело в это поверить. Вообще, мне очень трудно про это говорить, это ведь было настоящее чудо. В самых общих чертах: однажды совершенно случайно я съездил в Троице-Сергиеву Лавру и приложился к мощам преподобного Сергия Радонежского. И вдруг прямо по дороге обратно в Москву понял, что нахожусь не на своем месте. Внезапно возникло ясное желание помогать больным раком. В это время, кстати, и у моей мамы был рак в последней стадии, который после той поездки неожиданно перешел в стойкую ремиссию, удивив врачей. Иду, увольняюсь — и устраиваюсь работать психологом в Российский онкологический научный центр им. Блохина Академии медицинских наук и волонтером в Первый хоспис для детей с онкозаболеваниями.
Наверное, возникает вопрос: если человек совершает такие кульбиты, то как он столько прослужил в милиции и как ему доверяли оружие (улыбается). Но уверяю, это было совсем нормально, просто Бог посетил. Хотя со стороны, возможно, это действительно выглядело странно.
— То есть Вы ушли из милиции не потому, что разочаровались в этой работе?
— Нет. Никакого разочарования не было. Просто когда человека посещает Бог, жизнь видится ему под несколько иным углом и в ней появляется другой смысл и другие точки приложения, а соответственно, открываются и другие места служения.
— Спрашиваю, потому что в обществе много предубеждений против этой профессии…
— В милиции (а сейчас в полиции), как и везде, разные люди. Могу сказать, что за время службы я видел в силовых структурах совершенно потрясающих людей, самоотверженных, которые действительно болели за дело. А эти предубеждения вызваны и незнанием реальной обстановки в милиции, и какими-то личными проблемами, комплексами, ну и, бывает, ошибками сотрудников милиции. Да и вообще, всегда не любят тех, кто следит за порядком. Вот, например, школьники, они любят учителей? К тому же сейчас ведь очень многие строят свои представления об органах правопорядка на основе дурацких телесериалов!
— Но из-за чего Вы все-таки ушли?
— Я не знаю, как об этом рассказать. Ну как объяснить то, что с тобой происходит за несколько часов? Когда все меняется внутри, и ты понимаешь, что ты не там, где надо.
— А есть что-то общее в работе оперативного работника и психолога?
— Одно из важных профессиональных качеств опера — это способность к системному объективному анализу любой информации. Важно для оперативника и понимание психологии разных людей. Но просто вызубрив учебники и сдав зачеты, профессионалом не станешь. Сотрудник органов правопорядка должен иметь живой, быстрый ум, нестандартное мышление, ответственность, внимательность, гибкость, правильную мотивацию, доброе сердце. Должна быть и честность, определенная личностная прямота, чтобы суметь увидеть и высказать ту правду, которую человек от себя очень часто прячет. Эти же качества важны и для практикующего психолога. Он должен очень трезво, очень критично относиться к тому, чтó человек, обратившийся к нему за помощью, о себе рассказывает (потому что людям свойственно что-то приукрашивать, что-то скрывать, что-то произвольно интерпретировать). И обычно он должен говорить пациенту правду, пусть подчас и неприятную. Да, психолог иногда должен быть и жилеткой, куда можно поплакаться, но жилетка эта может быть и достаточно жесткой, так сказать, бронежилеткой. То есть человека надо понять, надо дать ему выплеснуть чувства, но после этого четко обозначить суть его проблемы и ответственно предложить реальные способы ее решения. Это может восприниматься как жесткость, но это часто необходимо.
Храм Воскресения Христова на Семеновской, г. Москва. Фото Lodo27
Проблемы: психологические или духовные?
— Итак, Вы решили стать психологом. А зачем вообще в храме психолог? Ведь там уже есть священник.
Материал по теме
Катастрофические вопросы
Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?
— Действительно, в самом храме психолог не нужен. Он же не участвует как психолог в богослужении. Разве что в свободное от своей работы время помогает — алтарником. Я именно так иногда и делаю.
Но психолог может работать при храме, давая психологические консультации. И это, между прочим, тоже социальное служение и церковное послушание. Психолог таким образом занимается очень важным делом, помогая священнику в душепопечительстве. Пусть служение и другое, но именно служение.
— А зачем вообще люди идут к психологу при храме, когда в самом храме уже есть священник? Почему они не идут сразу к священнику?
— Далеко не в каждом храме священник всегда доступен, не всегда у него достаточно времени, не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы помочь в решении не духовных, а психологических проблем (хотя они часто бывают связаны). Обычно к священнику все-таки идут решать духовные вопросы. Но поскольку человек трехсоставен (дух, душа, тело), то логично предположить, что человек за помощью в духовных вопросах должен идти к священнику, с душевными немощами — к психологу, а с болезнями тела обращаться к врачам. И если у человека существуют психологические проблемы (а они есть практически у каждого), то ими надо заниматься профессионально.
— С какими проблемами работает ваш Центр?
— Мы не работаем с психическими заболеваниями (на это есть психиатры) и зависимостями, специалисты нашего центра, бывает, работают с неврозами, психосоматикой, психологическими проблемами детей, но основное направление — кризисы. Кризис — это тяжелое состояние, поворот. Это и семейные проблемы, и тяжелые разводы, и психологическое состояние во время тяжелой болезни, и переживание насилия, и состояние после смерти близкого, и некоторые другие. Сейчас мы еще занимаемся работой с беженцами, реабилитацией и адаптацией людей, которые находились в зоне боевых действий. И, конечно, часто люди в храм приходят со стороны, они про Церковь почти ничего не знают, просто попали в тяжелую ситуацию и во многом от отчаяния идут в храм. Они переживают кризис, а это очень тягостное состояние. И с ними должен поработать профессионал, который будет и специалистом, и миссионером. Например, пришел человек в горе, и надо понять, на какой стадии горевания находится этот человек, как именно он переживает свое несчастье, какие ресурсы можно ему предложить, на какие вопросы он должен получить ответ, чтобы ему стало легче, и так далее.
— А разве священник не может это делать?
— Дело в том, что не каждый священник это делать умеет. Священнослужителей пока не учат, например, психологии горя. Поэтому тут можно наделать ошибок. Вот, скажем, если вдруг придет человек и скажет, что он хочет себя убить, то что должен сделать батюшка?
— Если священник станет говорить о том, что это великий грех, это что, будет ошибкой?
— Чаще всего да.
— Почему?!
— Да потому что, если человек задумался о самоубийстве и желает закончить жизнь, он уже не верит Богу! Или как минимум верит Ему недостаточно, не доверяет. Поэтому на него богословские аргументы не действуют. Он пришел с внутренней болью, и его сначала надо суметь понять, принять, утешить, а потом уже и дать нужный и понятный ему совет. И непременно привести такие аргументы, которые бы он понял и мог бы оценить, а не выстраивать сложные богословские конструкции или проповеди читать. Кроме того, надо определить тип личности, быстро и профессионально оценить его состояние и степень его адекватности, а также, задавая вопросы, стараться понять степень его решимости. Скорее всего, священник без специальных знаний и опыта работы с суицидентами сделать это не сможет. Ведь одному в такой ситуации надо рекомендовать лекарство — антидепрессанты. Другому — почитать понятную книгу, а третьего надо нагрузить посильным служением, помочь, пожалеть и так далее.
Настоятель храма Воскресения Христова на Семеновской архимандрит Августин совершает литию. За ним второй справа помощник настоятеля и алтарник Михаил Хасьминский
— Но ведь раньше никогда психологов при храмах не было.
— Конечно, не было. Раньше много чего не было: ни психологов, ни психиатров, ни антидепрессантов. Раньше и люди были мудрее, да и кризисы протекали проще. Конечно, у них тоже умирали близкие или были какие-то проблемы в семье, но они внутренне были устроены иначе. Например, будучи православным, можно понять, в чем состоит смысл жизни и страданий, зачем создавать семью и так далее. Раньше люди в большинстве своем знали ответы на эти вопросы. Сейчас совсем не то.
Раньше никому бы в голову не пришло сказать «не плачь» человеку, у которого только что умер близкий. Были даже ритуалы плача, институт плакальщиц. Когда кто-то умирал, его все спокойно оплакивали, если можно так выразиться. Никто не уводил в сторону детей и не врал им, что дедушка надолго куда-то уехал.
Или разводов тогда почти не было, потому что люди семьями приходили к мудрому батюшке. Сейчас кто так приходит, много ли таких людей? Разводов огромное количество, но люди если и идут куда-то, то скорее к светскому психологу, в основе воззрений которого нет Божиих законов как абсолютной системы координат. Ну, соответственно, и структурировать ничего не получается. Вот и оказывается, что психологов много, а психологическое состояние населения оставляет желать лучшего.
— Тут можно заметить, что в этом есть своя логика. Если психология — это наука, то она должна описывать психологическую реальность, а не оценивать ее по принципу «хорошо» или «плохо».
— Но ведь эти оценки — тоже интерпретация психологической реальности! Я убежден, что большинство психологических проблем современного человека возникает оттого, что люди не выполняют заповеди Божии.
Безоценочность секулярной психологии — это примерно то же, как если бы санитарный врач на вопрос «руки мыть — это хорошо или плохо?» отвечал, что не может дать однозначного ответа. Это было бы нормально? Мой опыт убеждает меня в том, что почти любая кризисная психологическая проблема на самом деле упирается в проблему духовную. Уточню: речь именно о психологических проблемах, а не о психиатрических. Там, конечно, причины могут быть в соматике, в наследственности, в сопутствующих заболеваниях.
Профессиональное душеведение
— Каким людям нужен православный психолог? Маловерующим или даже просто впервые пришедшим в храм? Или воцерковленным тоже?
— Есть и очень верующие люди, которые обращаются к психологу. Ко мне на консультацию приходили даже настоятели храмов. Они тоже могут, например, тяжело переживать смерть близкого человека или советоваться о проблемах в семье.
Проблема бывает еще и в том, что некоторым священникам просто не удается говорить на одном языке с приходящими к ним людьми. Их правильные рекомендации — смиряться, терпеть, молиться и поститься — часто может воспринять лишь духовно опытный, глубоко верующий человек. А ведь даже среди давно воцерковленных далеко не все такие.
Допустим, в храм впервые пришел человек, у которого определенные проблемы в семье, ссоры с женой и так далее. И ему батюшка, например, справедливо указывает, что нужно снисходительно относиться к слабостям жены и ее нервам. И добавляет, что если в данном случае человек не может терпеть тяготы и немощи другого, то это может быть следствием его собственного гордого устроения.
Какая, очень вероятно, будет реакция этого нашего гордого человека? Он скажет: «Что Вы мне тут говорите? У меня гордыня? Да с какого перепугу я вообще должен снисходить до ее дури?»
Поэтому с этим человеком еще нужно суметь поговорить так, чтобы его первый приход в храм не стал последним. И психологу зачастую проще понять нецерковного человека и быть понятнее ему, но одновременно являться тем звеном, которое нужно, чтобы человек не только пришел в Церковь, но и остался там навсегда.
После окончания однодневного семинара — фото группы с руководителем центра и ведущим тренинга Михаилом Хасьминским
— Существует представление, что православный психолог — какой-то лузер, у которого просто не получилось стать светским профессионалом. И вот он назвал себя православным и переключает на себя какое-то количество людей только за счет конфессиональности.
— Соглашусь с тем, что нет православных гинекологов, православных стоматологов или православных математиков. Кто же такой тогда православный психолог? Я думаю, что это психолог, но при этом внутренне православный человек, который работает, рассматривая душу человека с точки зрения православной антропологии*. С этой точки зрения он и старается понять другого человека, да и ответственность у него выше. Православному психологу предстоит отвечать не только перед клиентом, но и перед Богом за то, что он сделал или посоветовал. Поэтому он должен тщательно взвешивать все, что он говорит и рекомендует, бережно относясь не только к тому, кому помогает, но и к его душе.
Кстати, дословно с греческого психология — это «душеведение», и психолог — это, соответственно, «душевед». В каком-то смысле секулярная психология присвоила себе это название. Ведь если вы отрицаете душу человека (а в большинстве школ светской психологии она отрицается), то как вы можете ее «ведать»? А вот, например, преподобные Сергий Радонежский и Феофан Затворник, да и вообще святые отцы, не имели, разумеется, диплома психолога, но тем не менее душеведами они были отменными. Так что православные психологи не только существуют, но и зачастую лучше помогают людям, чем психологи светские. В кризисных ситуациях — точно лучше.
— А цели у православной и светской психологии совпадают?
— Психология многогранна, но если рассматривать помощь людям в тяжелых обстоятельствах, то не секрет, что многие светские психологи чаще всего ставят целью просто успокоить человека, снова сделать его жизнь комфортной. Отсюда нередко появляются у них и советы такого рода: «Муж изменил? Не переживай! Найди любовника и наставь ему рога!»
— Правда, что ли?
— Я не шучу ни капли. Подобные вещи советуют даже известные психологи, причем публично, в прессе, ТВ, глянцевых журналах. Сейчас многое в светской среде построено именно на чувствах и удовольствиях. Главное — убрать переживания. А как? Ну, например, сделать то же самое — скажем, изменить в ответ на измену. И всё, вы квиты, можно успокоиться. Это вполне логично в той системе координат.
Часто у них нет ориентации на изменение души, они занимаются только досаждающим симптомом. Болезнь души при этом остается. Так и ходят годами. А вот отправить человека к настоящему Врачу, который его исцелит, — это психология совсем другого уровня. Ведь самый главный помощник, как мы знаем, это Господь. Наша итоговая задача, насколько это возможно, привести человека к Богу, потому что Он и будет самым лучшим лекарством.
Про Мишу, который заговорил
— Как Вы стали совмещать православную и кризисную психологию?
— Работая в Онкоцентре, ты, естественно, работаешь и со смертельно больными людьми, и с их близкими. Ты видишь трагедии, боль, страдания, страх в душах этих людей, неверие, отчаяние.
А в детском хосписе, где я помогал как психолог- волонтер, все это еще умножено в разы. Первого моего маленького пациента звали Миша, ему было около тринадцати лет. Он уже умирал и лежал дома. В семье были еще братья и сестры, а он один лежал, ни с кем не разговаривал. И никто не знал, как ему помочь. Я его маму спрашиваю, в чем причина. Она в ответ: «Не знаю. Сын какое-то время назад замкнулся в себе, и всё. И с нами не общается, и с братьями и сестрами тоже не общается». А у меня тогда опыта совсем мало было. Я по большому счету не знал, что тут делать и говорить. Я помолился. У меня с собой был диск с записью звуков природы: шума дождя, прибоя, щебета птиц в лесу и так далее. И я подумал, что, возможно, ему поможет какая-то релаксация. Я предложил дать ему послушать этот диск в терапевтических целях (есть такое направление NST — Natura Saund Terapy). И буквально через несколько дней его мама мне позвонила и сказала, что, несколько раз послушав эти самые звуки природы, Миша вдруг заговорил с ними. И тут уже выяснилось (он рассказал маме), что он однажды в углу своей комнаты явственно и абсолютно реально увидел пугающий огонь и страшные маски, которые корчили ему жуткие рожи и кричали, что он очень скоро умрет. Ребенок испугался и замкнулся в себе.
Я опускаю подробности, но по некоторым признакам было понятно, что это не просто галлюцинация. Слушая его, и я понял, что речь идет об инфернальных воздействиях, что темные силы есть и они реальны. Сам я был тогда совершенно невоцерковлен, но поехал в Высоко-Петровский монастырь, захожу, а мне навстречу идет священник, ныне уже покойный, отец Борис. Я к нему. Благословение еще не умел брать, подошел и просто говорю: «Вот, батюшка, так и так, такая вот проблема». Он говорит: «Поехали». Я говорю «Только там денег нет». Он в ответ: «Да и не надо ничего». Сразу и поехали. Он соборовал мальчика, и у него эти страхи прекратились. Через некоторое время Миша умер, но страхов у него больше не было, а вера была.
Та история произвела на меня большое впечатление. Я стал захаживать в монастырь на Петровке. Скоро я понял, что многого в этой жизни явно не знал и что надо для реальной эффективной помощи применять и другие ресурсы, не прописанные в учебниках, но существующие уже два тысячелетия.
Когда, например, пытаешься умирающим онкобольным помочь реально, то видишь, что есть какой-то барьер, в который ты упираешься, и твоя светская психология дальше помочь не может.
— То есть любой психолог в это упирается?
— Тот, который работает с тяжелобольными, сталкивается со смертью, сильнейшими кризисами, — да, конечно. Ведь в таких случаях понимание проблемы часто выходит за границы этой жизни. Мы с коллегами пробовали разные методики, пытались адаптировать и психоанализ, и какие-то гуманистические школы. Но нет, это не помогает, когда ты работаешь с реально умирающим человеком. Ты можешь, конечно, пересказать, что, например, говорил Виктор Франкл, — это красиво, но обычно совсем не работает и не утешает.
— Но ведь если ты в своей работе как православный психолог будешь иметь дело с невоцерковленным смертельно больным человеком, ты же не будешь, не сможешь просто его катехизировать?
— Да. И тут встал уже другой вопрос. Все правильно, большинство людей, с которыми приходилось общаться, как раз и не могли получить так необходимую им духовную поддержку, потому что не были верующими. И стало понятно: чтобы им помочь, надо сказать что-то такое, чтобы они поверили. И опять же, дежурные слова не подходили.
И несмотря на обилие книг, в том числе богословских, обнаружилось: того, что в доступном и понятном виде сразу бы западало неподготовленным больным в душу, крайне мало. И мы стали подобные материалы собирать по крупицам, в том числе какие-то аргументы науки в пользу реальности религиозных феноменов, например, жизни после смерти. Мы искали там, где, условно говоря, духовное и научное смыкается. Разумеется, я не призываю поверять веру наукой, но если авторитет науки кого-то может поддержать на пути к вере — то почему нет?
Так и нарабатывался какой-то опыт. А параллельно шло и мое воцерковление. Потом появились определенные программы, в том числе реабилитационные, которые хотелось продвигать шире.
Вообще, каждому человеку на самом деле приходилось говорить что-то свое, избегая деклараций и дежурных фраз. То есть пытаться в том числе и по-своему привести к вере. И все это надо было делать исключительно тактично, потому что больные были разные. Причем дополнительная сложность была в том, что больные преимущественно искали не самой веры, потому что если бы они ее хотели, то она бы давно уже у них была. Они хотели доказательств. И надо было достаточно широко и глубоко копать, чтобы эти объективные, понятные, логичные доказательства им в какой-то степени предоставлять.
— Доказательства чего?
— Той же загробной жизни. Или того, что сознание — это не продукт деятельности мозга. Все эти аргументы позже вошли во многие мои материалы, книги и статьи. Хотя миссионерству и катехизации я нигде специально не учился.
Ну и, конечно, условия для работы в Онкоцентре были не очень подходящие. С помещениями там было сложно, иной раз приходилось работать прямо в ординаторской вместе с врачами. Это, конечно, не формат для общения с тяжелобольными.
И тут архимандрит Августин (Пиданов), настоятель храма Воскресения Христова на Семеновской, узнал о нашей работе и посчитал, что это важное социальное служение, которое должно развиваться в Церкви.
— Какое именно?
— Психологическая помощь людям в кризисных ситуациях. Он написал рапорт Святейшему Патриарху Алексию II. В ответ на этот рапорт Патриарх Алексий и благословил создание нашего кризисного центра. Это было 29 октября 2006 года. О своем благословении на создание нашего центра Патриарх сказал через несколько дней в докладе на епархиальном собрании. Это явилось своего рода переломным моментом для центра. Про нас узнали люди, журналисты, так все это и заработало. Первыми, кстати, были сотрудники журнала «Нескучный сад». А уже благодаря их публикации мы и познакомились с многолетним моим другом и партнером Дмитрием Семеником, который к тому времени уже открыл один сайт из будущей звездной группы. Это был сайт «Пережить.ру».
Мы не вторгаемся в компетенцию священников
— А приходят к вам люди потому, что у них не сложилось общение со своими приходскими батюшками?
— К нам приходят разные люди из совершенно разных приходов. И, признаюсь, иногда (но не очень часто) рассказывают о том, что им что-то не понравилось в общении со священником. И они уже потом чаще всего к этому священнику не возвращаются. Может быть, идут к другому. А православный психолог не священник, но вроде как не чужой человек. И, конечно, верующие часто обоснованно боятся обращаться к светским психологам. Ведь если человек с определенным мировоззрением услышит «авторитетные советы» на тему «ну и ты погуляй, полюби себя, плюнь на всех», то возникнет, как сейчас говорят, когнитивный диссонанс — как минимум.
Православному психологу, конечно, видны ошибки душепопечения, которые иногда совершают священники именно в психологическом аспекте. Причин у этих ошибок много. У меня, например, на одну консультацию отводится не меньше часа, а священники часто находятся в постоянном цейтноте и даже такого времени для разговора им взять неоткуда. Есть и другие ошибки, которые допускаются в трудном и многогранном пастырском служении. И вот я систематизировал эти вопросы, проанализировал, как этих ошибок избежать, и поделился мыслями с несколькими архиереями. Я не ожидал такого интереса к этой проблеме. И уже через некоторое время по благословению правящих архиереев я проводил в различных митрополиях семинары по психологическим аспектам пастырского душепопечения. И сейчас продолжаю делиться этими знаниями со священниками тех епархий, куда меня приглашают.
— И какая была реакция у священников на рассказы об их возможных ошибках? Не было ли отторжения?
— Отторжения не было ни у кого, ни разу и ни с кем. Напротив, в целом это вызывало большой интерес, хотя отдельных батюшек, как я видел, это и не слишком волновало. Но я услышал много добрых откликов и благодарностей, в том числе в Минской духовной академии.
Меня во время этих семинаров часто спрашивают: ну хорошо, с ошибками более или менее ясно, они у всех есть, у любого человека. А что, собственно говоря, делать, как их исправлять? И тут я предлагаю наш реальный, наработанный опыт в миссионерском служении и социальной и психологической работе с людьми, которые находятся в кризисных состояниях, — то, что мы уже много лет делаем на форумах и сайтах группы «Пережить.ру», и те материалы, которые мы используем. Ведь мы видим реальную отдачу от нашей работы, благодаря хотя бы обратной связи в Интернете, на форумах и в соцсетях.
— Мы — это кто?
— Психологи нашего Центра, авторы сайтов группы «Пережить.ру», администраторы, модераторы форумов, волонтеры. Мы предлагаем практический опыт православной кризисной помощи, делимся им, пытаемся его популяризировать.
— А бывает, что Вы своих пациентов отправляете к священнику?
— Не просто бывает, а практически всегда так и происходит. Если человек, например, попал в реанимацию, то будет странно, если его будут там держать до самой выписки из больницы. Ведь для дальнейшего лечения существуют другие отделения и другие врачи-специалисты. У нас очень тесный контакт со священниками. Наша психологическая служба — это как раз что-то вроде реанимации в больнице. Реанимировали пациента — теперь его надо отдавать терапевтам, чтобы они его долечили. А бывает, впрочем, и наоборот. Многие московские священники к нам отправляют людей, если видят, что у человека проблема не только (не столько) духовная, но и психологическая.
Но вообще у нас существует непреложное правило: мы никогда не вторгаемся в область духовного окормления. У нас просто нет ни благословения, ни власти, ни опыта, ни знаний, ни сил заниматься этим. У нас другая задача — по возможности привести человека к тем, у кого такие знания и силы есть, а совместными усилиями привести страдающего к Богу. Поэтому очень важно, чтобы человек выбрался из кризиса благодаря не только оказанной психологической помощи, но и обретенной вере. Часто, чтобы выйти из кризисной ситуации, человек должен изменить свою жизнь, построить ее на христианских началах.
Отзывы
Сыну было 10 лет, когда мы узнали о его диагнозе (2010 год). Диагноз, не очень совместимый с жизнью, был поставлен совершено случайно , когда перед тем, как последовать твёрдому решению «укрепить парня», отдав его в Греко-Римскую борьбу, мы решили «на всякий случай» сделать МРТ головного мозга. Гигантская арахноидальная киста головного мозга — получившийся диагноз (для немедиков: «пузырь между мозгом и его оболочками — диаметром 10 см). Все медики, которые видели его МРТ, недоумённо переводили взгляд со снимков на сына и обратно, потому что в целом он был и остаётся человеком с хорошим интеллектом и не самым плохим здоровьем, а на снимках у него нет половины мозга (сдавлен кистой) и «средняя линия» мозга почти на сантиметр отклонена в сторону.
В Институте Бурденко была проведена операция (спасибо доктору Кушелю), однако, медики поймут, а немедикам надо объяснить, что невозможно просто взять и удалить такой «пузырь» из головы. Целью операции было — немного уменьшить размеры кисты и, соответственно, снизить риск развития всех тех проблем, которые по всем законам физиологии уже должны были бы сопровождать жизнь сына. Операция прошла хорошо. Киста немного (на 2-3 см) уменьшилась в размерах. Исчезло смещение срединных структур мозга (полушария выровнялись). Казалось — всё позади. Но… через год размеры кисты вернулись к прежним. Врачи, к которым мы периодически показывались (страшно же бесконтрольно оставлять такую «мину» в голове) разошлись во мнениях: оперировавший хирург говорил: пока не ухудшится состояние, оперировать больше не надо. Но оперировавший хирург не занимался систематическим наблюдением, поэтому приходилось наблюдаться (для наличия истории заболевания) в других местах. Так вот все нейрохирурги в один голос твердили: «срочно — на операцию! ставить шунт! иначе, когда поймёте, что пора оперироваться, мы не успеем ничего сделать». Сын при этом жил нормальной жизнью. Здоровье его было не хуже чем у среднестатистического подростка , которого периодически беспокоят головные боли и недомогания…Пройдя большой круг консультаций, выслушав много отечественных и зарубежных докторов, я приняла решение — не оперировать сына. Слава Богу, я ни дня не пожалела об этом решении. На сегодня он — студент одного из ведущих вузов страны. Надеюсь, впереди у него долгая и счастливая жизнь.
Но конечно, мне не очень легко дались эти годы — сжиться с тем фактом, что в любой день, в любой час я могу потерять сына… не очень по силам даже подготовленному в психологическом плане человеку (психология всегда интересовала меня и я немало читала, ходила на несколько хороших тренингов). Обострения моего душевного неспокойствия происходили волнообразно: как заболеет сын легкой простудой, как перейдёт она мгновенно в гайморит с головными болями и долгим непростым течением, так и начинаю думать: «как глупо… его может убить обычный насморк….» и думаю…думаю…. Или: отправляю его в лагерь, прихожу в поликлинику за справкой. Меня посылают к главному врачу, а она смотрит в карту и говорит: «Какая справка? Какой лагерь? Вы что? Да вашему мальчику не то, что в лагерь — ему на улицу выходить нежелательно — не дай Бог оступится — всё!» И снова я думаю… Человеческая психика — интересная штука: у многих из нас есть привычка снова и снова погружаться в мысли «а вдруг» и моделировать в своём мозгу ситуацию, которая ещё не наступила — снова и снова причиняя себе боль. Почему так? Как избежать этого? Ответы нашлись в материалах МИхаила Игоревича Хасьминского. Но до того, как я нашла эти материалы, я прошла пять лет пути с болью в сердце. Я не позволила ситуации изменить нашу жизнь. Я не позволила своему страху превратить нормального активного парня в инвалида. Я не дала ни одного шанса жалости: требовала с него и в учёбе и в жизни как не с каждого здорового требуют, говорила с ним о болезни откровенно, но говорила также и о том, что мы приходим в этот мир не для того, чтобы бояться умереть, а чтобы жить — ярко, свЕтло и полноценно; говорила, что нам с ним обоим нельзя скатиться в жаление его, а надо просто жить и благодарить Бога за каждый день. Но это я так говорила. А сама каждый день мысленно чуть ли не прощалась с ним. И жила в страхе. Ложилась спать и думала: «вот ещё один день прошёл: слава Богу. Будет ли завтра у нас? Может и не быть…Ну, как Бог даст…» . Постепенно я докатилась до регулярного чтения историй тех, кто пережил потери детей — в сети много такой информации. Читала и думала: вот…люди живут после этого — значит и я смогу… На тот момент мне казалось , что так легче: пережить в своём сознании самое страшное, чтобы не бояться … В общем, как могла, «подбадривала» себя. А на самом деле — незаметно впадала во всё более глубокое уныние и страх потери. Маска «всё хорошо» — это не всегда удачный путь. Важно не впадать в жаление себя или близкого человека, не падать под грузом ситуации, но не всегда это — путь психологического здоровья. В моём случае «всё хорошо» сослужило мне не очень хорошую службу, потому что невозможно обмануть мозг, который понимает: ничего не хорошо! Иллюзия оборачивается серьёзной психологической «ямой»…
Зато из этой ямы, рыдая над очередными историями о смерти детей и о том, как их родители жили после этого, я случайно нашла в сети интернет материалы Михаила Игоревича. Прочла. И всё встало на свои места. Кризисная психология в рамках постулатов Православия оказалась для меня тем самым, чего не хватало для того, чтобы примирить во мне здравый смысл и неизбежные в данной ситуации страхи. Я чётко поняла, увидела, услышала:
1. Я — не Господь Бог и сколько бы я ни старалась, только ОН решит- чему быть. Я точно знаю, что сделала ВСЁ, что было в моих силах для того, чтобы помочь сыну. Не всё в нашей власти.
2. Гордыня — как то ни удивительно прозвучит — одна из причин длительного горевания. «А как же я?», «Как Я буду жить» — думаем мы, теряя или боясь потерять близкого человека… Понимание — есть 50% успеха. Мне стало так неприятно видеть свою гордыню, что поскорее пришлось перестать горевать 🙂
3. Однажды — ещё до того, как я столкнулась с болезнью сына — одна пожилая женщина-доктор , которая — сказала мне удивительную вещь: «Знаете, мы болеем, потому что сильно беспокоимся. Чаще всего беспокоимся за своих детей. Беспокоимся так сильно, как будто бы у них нет самого любящего Отца, как будто бы наши дети — наша собственность. Но ведь все они — дети Бога. А разве может Бог пожелать зла своим детям? Что бы ни случалось с ними — это лучший из всех возможных исходов. Надо просто научиться в это верить». Благодаря мыслям и образам, примерам, описанным в работах Михаила Игоревича, я всем сердцем поняла и приняла эту мысль. И кждый раз, когда моя психика пробовала вернуться к страху, мозг напоминал ей: «ты что — Богу не доверяешь? Ты считаешь, что лучше него можешь позаботиться о сыне?» … Сразу становилось как-то неловко бояться))))
3. Я научилась анализировать свои страхи и находить их источник: то, что их «кормит». Одни страхи — желание пожалеть себя, другие — привычка получать всё, к чему я стремлюсь и достигать всех целей — не достичь — страшно, третьи — просто рефлексии, тянущиеся ещё из детства, четвёртые — искажение действительности «кривыми зеркалами» и «неисправными линзами». И всё это — иллюзии. А так хотелось жить «здесь и сейчас» и учить этому детей! И иллюзии были удалены из жизни.
4. Очень здорово сформулировались понятия смысла жизни и очертились направления — где его искать, стало ясно: что истинно, а что — нет.
5. Моя любимая мудрость от Михаила Игоревича Хасьминского: «А кто вам сказал, что жизнь — это праздник и вы пришли сюда отдыхать? Вы перепутали! Праздник — не здесь..»
Жизнь — и до того складывающаяся неплохо — после изучения материалов Михаила Игоревича — заиграла новыми красками. Стало понятно как дважды два: бояться — глупо, тратить жизнь на иллюзии — жалко; надо радоваться каждому дню, но встречаясь с трудностями не бежать в поисках радости, а понимать, что они — тоже часть нашей жизни. Это было для меня как ключ к старому замку, который долго не открывался. Всё встало на свои места. Объяснилось. И я научилась дышать полной грудью, а не «шепотом», боясь спугнуть чудо жизни, которое дано моему сыну, научилась Верить и жить со Смыслом.
Добавить комментарий