Псково печерского монастыря
Содержание
Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь
Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).
Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.
Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.
Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря
План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)
Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.
Петровская надвратная башня
Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.
Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)
Памятник преподобному мученику Корнилию
Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.
Остатки крепостного вала
К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.
Башня Нижних решёток и Петровский бастион
Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.
Камни около смотровой площадки
Музей истории города Печоры
По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!
Монах с корзиной
А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!
Панорама Псково-Печерского монастыря
Панорама храмов Псково-Печерского монастыря
Башня Нижних решёток
Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.
Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских
На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.
Петровская надвратная башня
Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.
Острожная (Тюремная) башня
Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.
Михайло-Архангельский собор
Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.
Парадная лестница
Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.
Место убийства Корнилия Псково-Печерского
Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.
Никольская башня и церковь Николы Ратного
Икона Богоматери
Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
«Кровавый путь»
Церкви Псково-Печерского монастыря
Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.
Коляска Анны Иоановны
А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.
Лазаревский храм
С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.
Ограда сада около дома наместника монастыря
С другой стороны виднеется еще одна ограда.
Уголок в монастыре
Деталь стены Лазаревского храма
Лазаревский храм
К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).
Фотосессия
Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.
Часовня с артезианским колодцем
Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.
Клумба
Бегония
Розы
Бегонии
Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь, деталь
Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Успенская и Покровская церкви
Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.
Ризница и библиотека
За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.
Звонница и здание Ризницы и Библиотеки
Часовая башня
Большая звонница
От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.
Деталь троса звонницы
В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).
Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.
Вход в пещеры
Дом наместника монастыря
На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.
Святой колодец
Ну а мы повернули назад.
Ограда сада
Парадная лестница
Братские корпуса
«Кровавый путь»
«Кровавый путь» и храмы монастыря
Соборная площадь и торговля сувенирами
Вышли за ворота обители. За ними — совсем другая жизнь. На Соборной площади торгуют сувенирами, толпятся паломники и туристы.
Соборная площадь
Здесь же можно купить керамику, которая подверглась процессу молочения (молочный обжиг) — повторного обжига после пропитки натуральным жирным молоком. Считается, что в такой посуде продукты долго не портятся и не прокисают.
Керамика с молочным обжигом
Церковь Сорока мучеников севастийских
Как часто происходит в подобных поездках, многое осталось за кадром. Я очень жалею, что мы не попали в Музей истории города Печоры (Международная ул.,3), где была большая экспозиция, посвященная народности сету. Да и сам город Печоры не оставил какого-то внятного впечатления. Запомнились лишь отдельные постройки эстонского периода.
Информация для посетителей
- Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
- Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/
Статья обновлена 14 апреля 2019
© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Псково-Печерский монастырь
У этого термина существуют и другие значения, см. Печерский монастырь.
Координаты: 57°48′37″ с. ш. 27°36′53″ в. д. / 57.810278° с. ш. 27.614722° в. д. (G) (O) (Я)
Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период и до 1944 находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
История
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.
Вид на Псково-Печерский монастырь
В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.
Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.
В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.
В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.
Звонница Псково-Печерского монастыря. С. А. Виноградов, 1929
В годы Великой Отечественной войны
После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.
Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.
В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.
В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.
После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.
Послевоенное время
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.
28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.
В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки..
Современный облик монастыря
Успенская пещерная церковь
Звонница церкви Николы ВратаряВнешняя стена Печорского монастыря
Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.
Большая звонница
Большая звонница
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.
Михайловский собор
Михайловский собор
Сретенская церковь
Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.
Стены и башни
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2007 г.
Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.
Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.
Главы
Игумены
- Иона
- Селиван, иером.
- Иона
- Сергий
- Симон
- Дорофей
- Герасим
- Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
- Савва (1571—1572)
- Сильвестр (1572 — ?)
- Трифон
- Тихон (ок.1580-1583)
- Никон I
- Мелетий
- Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
- Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
- Антоний I (1617—1621)
- Иоасаф I (3 февраля 1621—1627)
- Иов (1627—1634)
- Порфирий (1634—1639)
- Рафаил (1639—1643)
- Макарий (1643—1650)
- Митрофан (1650—1656)
- Зосима (1656—1663)
- Герасим (1663—1669)
- Паисий (1669—1682)
- Иоасаф II (1682—1686)
- Паисий II (1686—1699)
- Корнилий II (1699)
- Аарон (1706 — ?)
- Феодосий (1711—1724)
- Маркелл (Радышевский) (1724—1726)
- Филарет (1726—1729)
- Вениамин (Сахновский) (1730—1731)
- Кирилл (1731—1732)
- Игнатий (1732—1745)
- Геннадий (Андреевский) (1746—1753)
- Иосиф (1753—1785)
- Варлаам (1785—1792)
- Петр (1792—1800)
- Венедикт (1800—1835)
- Антоний II (1835—1844)
- Антоний (Шокотов) (24 января 1845—1850)
- Никон II (1850—1856)
- Аполлос (Беляев) (26 октября 1856—1864)
- Феогност (1864—1868)
- Павел (1868—1882)
- Нафанаил (1882—1885)
- Павел (1885—1890)
- Иннокентий (1890—1894)
- Мефодий (Холмский) (1894—1906)
- Никодим (Воскресенский) (1906—1914)
- Августин (Синайский) (1914—1917)
- Александр (Петровский) (1917—1918)
- Аркадий (Чанк) (1919—1920)
- Иоанн (Булин) (октябрь 1920—1932)
- Николай (Лейсман) (1932—1940)
- Парфений (Шатинин) (1940—1941)
- Павел (Горшков) (декабрь 1941—1944)
- Агафон (Бубиц) (1944—1946)
- Никон (Мико) (1946)
- Нектарий (Григорьев) (1946—1947)
- Владимир (Кобец) (1947—1949)
- Пимен (Извеков) (конец 1949 — конец 1953)
- Сергий (Гаврилов) (1954—1956)
- Августин (Судоплатов) (1956 — 1 октября 1959)
- Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
- Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975—1988)
- Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
- Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
- Тихон (Секретарёв) (с 17 августа 1995)
Интересные факты
- Архимандрит Тихон (Шевкунов) на основе снятых в монастыре в 1986 году материалов создал фильм «Псково-Печерская обитель». В 2011 году была издана его книга «Несвятые святые» и другие рассказы», многие рассказы в которой связаны с Псково-Печерским монастырём, где подвизался автор.
Примечания
- Назначен указом митрополита Рижского Сергия.
- Русская линия / Библиотека периодической печати / «И это самое большое счастье — память»
- «Захоронение здесь одного из руководителей преступной группировки вызвало большое возмущение населения Псковщины» // Известия, 7.9.1995; «Почему бандита сделали святым?» // Комсомольская правда, 7.9.1995; «Уголовник в монастырской усыпальнице» // Московская правда, 7.9.1995; «Хоть святых выноси» // Российская газета, 8.9.1995; Т.Федоткина. «Уголовники покупают святые места». // Московский комсомолец, 9.9.1995. О.Сапрыкина. «Почему бандита Гавриленкова похоронили рядом с предками Пушкина».// Комсомольская правда, 13.9.1995.
Литература
- Докучаев И. А. Печоры на ладони. Путеводитель по памятникам древности в фотоработах С. Гавриловой. Псков, 2002 — 112 с.: ил.
- Ямщиков С. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. М.: Москва, 2004. — 488 c. ISBN 5-98637-004-X
- Сойкин П. П. Псково-Печерский монастырь в Псковском уезде // Православные русские обители = «Православные русские обители»: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 172-174. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
- Псково-Печерский-Успенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
Псково-Печерский монастырь на Викискладе
- Официальный сайт Псково-Печерского монастыря
- Официальный сайт города Печоры
Псковский Кром • Троицкий собор • Мирожский монастырь • Снетогорский монастырь • Псково-Печерский монастырь • Крыпецкий монастырь • Спасо-Елеазаровский монастырь
Добавить комментарий