Пьянство грех в православии
Содержание
- Святые отцы о грехе винопития
- Как Церковь относится к алкоголю?
- Святые Отцы о грехах и последствиях
- С момента крещения
- Смертный грех — умертвляет душу
- Кто чувствует грех?
- Ад на земле, а могло быть спокойствие и радость
- Земной рай возможен
- Одно дело грех по невниманию, другое дело по произволению
- Грех со злом, направленным против людей, очень мерзок перед Богом
- Будущее зависит от тебя
- Что нас укрепляет?
- Посильный крест или искушения по силам
- Быть греху или нет – решает сам человек
- Кто во всем виноват, разве дьявол?
- Из грязи в князи?
- Величина греха — не самое страшное, важно покаяние
- Духовное делание
- Важна регулярная чистка, иначе потом не отмыть
- Важно правильно исповедоваться и обличать себя
- Внимание – первая ступень
- Мелочь видят, а серьезные грехи нет
- Отсутствие мира — повод задуматься
- Не успокаивайте свою совесть
- Чистая совесть — радость и духовная сила
- Жгучее пламя — мучающая совесть
- Адские муки в аду
- Божественное утешение
- Можно ли отсечь привычку одним разом?
- Добрая привычка – добродетель, злая – страсть
- Важно исследовать себя
- Важно делать работу над ошибками — этому нас учили в школе
- На войне как на войне
- Определить свое состояние человеку адекватно — нереально, все перекроет гордость.
- Исправление
- Если есть осознание греховности, то будет и духовный рост.
- Если нет гордости, то Бог ему поможет.
- Сокрушаться во грехе
- Чем больше грех, тем требуется большее покаяние
- Грех пьянства в православии
- Как грех пьянства разрушает человека?
- Христианское отношение к пьянству
- Сущность пьянства в православной традиции
- Лечение алкоголизма в православии
Святые отцы о грехе винопития
Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.
Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога».
О причинах пьянства
Прп. авва Дорофей Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.
Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.
В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.
Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».
О дозволенной мере
Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».
Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Святитель Феофан Затворник Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”». Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом».
Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний». Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось». Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.
Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными». Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».
Отеческое обличение
Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.
Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог». Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».
Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».
Апостол Павел Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним».
Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех». Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».
«Пьяница – живой мертвец»: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.
Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».
Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».
Путь к исцелению
Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.
Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.
Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.
Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.
Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.
Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».
Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».
Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».
Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.
Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья».
Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.
Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».
Как Церковь относится к алкоголю?
Автор Юрий Носовский 10.10.2018 08:00
10 октября — «день рождения» русской водки. Этим днем 1503 года датирована запись в кремлевских архивах, повествующая, что монахам одного из монастырей Первопрестольной удалось получить «водовку» — концентрированный алкоголь. А каково вообще отношение Церкви к «зеленому змию»? Когда она не против, и когда советует воздержаться?
Впрочем, как и во многих других случаях, связанных с датированием появления столь знаковых явлений или предметов, как всемирно известный напиток, к точным цифрам нужно относиться с изрядной долей юмора. Собственно, и указанное 10-е октября появилось в истории не от хорошей жизни. Просто в 1977 году Запад решил нанести Советскому Союзу мощный экономический нокдаун, лишив его монопольного права на популярный бренд «русская водка», экспортные доходы от которой уже тогда занимали почетное второе место после нефти.
«Застрельщиками» поначалу выступили удравшие из разрушенной революцией Российской империи фабриканты-водочники, наладившие выпуск своей продукции за рубежом. А когда их претензии лопнули как мыльный пузырь, удар в спину нанесла вроде бы «братская» социалистическая Польша. Она заявила, что популярный крепкий напиток впервые появился на ее территории в XIV веке — задолго до изобретения на Руси.
Вот тогда советский ученый Похлебкин и получил задание из высших сфер СССР доказать российский приоритет вожделенного бренда. Что и было с блеском осуществлено — международный суд признал результаты исследования убедительных доказательств позиции Москвы. Главным же из этих доказательств была та самая архивная запись, датированная 1503 годом.
На самом деле, крепкий алкоголь на территории России имеет куда более давнюю историю. Так, записи в новгородских берестяных грамотах позволяют предположить его наличие еще за 100-150 лет назад до официальной «даты рождения». Есть данные, что еще до нашей эры предки славян добывали спиртовые концентраты из «бражки» самым что ни на есть технологически продвинутым — вымораживанием.
Впрочем, повернемся от истории технологий к главной теме нашей статьи. Уже сам факт изобретения водки монахами может вызвать у одних скабрезную улыбку (дескать, они ж тоже люди — ну чего не изобретешь, чтобы хорошо напиться), а у других — осуждающую гримасу. Вот, оказывается, кто виноват в спаивании русского народа — Православная Церковь!
На самом деле, оба обвинения равно несостоятельны. Пресловутая «водовка» изначально была получена в чисто медицинских целях — для промывания ран. Право, такое использования горячительного напитка за 350 лет до открытия Листером и Земмельвейсом «антисептики» свидетельствует лишь о гениальной интуиции изобретателей, которая спасла несметные жизни. Ну, а то, что «универсальный антисептик» очень скоро стали использовать в «увеселяющих» целях, явно нельзя поставить в вину людям Церкви.
Впрочем, последняя, действительно, никогда не проповедовала необходимость «сухого закона». Еще в Ветхом Завете есть немало эпизодов использования пьянящих напитков. Здесь есть и неблаговидные ситуации — когда, например, спасшийся после Всемирного Потопа Ной так напился, что уснул голышом. И если два его старших сына, Сим и Яфет, не глядя на спящего родителя, укрыли его и вышли из палатки, то младший, Хам, посмеялся над наготой отца. За что и был им проклят — так что с тех пор его имя стало нарицательным.
В других случаях воздействие вина выглядит явным действием Промысла Божьего. Так, однажды Господь пролил на преступные Содом и Гоморру огненный дождь, уничтожив их нечестивых обитателей. А единственный живший там праведник, племянник Авраама Лот, был вместе с семьей загодя выведен ангелами в безопасное место. Увы, женихи его взрослых дочерей не поверили грозному предупреждению — и остались в обреченном городе. А молодые девушки, их невесты, соответственно, стали «соломенными вдовами». Чтобы обзавестись потомством, им пришлось сильно напоить собственного отца — и зачать детей от него.
Формально, конечно, это выглядит как «инцест» — но вызванный исключительными обстоятельствами. В любом случае, обычных последствий инцеста, вырождения, не произошло: внуки Лота стали родоначальниками целых народов — моавитян и аммонитян. А спустя столетия одна моавитянка по имени Руфь стала героиней отдельной Книги Ветхого Завета, образцом верной жены и невестки, а также удостоилась чести стать прародительницей царя-пророка Давида и самого Иисуса Христа.
А уже в Новом Завете самым первым чудом, совершенным Спасителем, стало превращение воды в вино на пире в Кане Галилейской. Да и сам он не брезговал употреблять вино за трапезой — за исключением своего 40-дневного поста и искушений от Сатаны в пустыне. Интересно, что даже действие Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу сравнивается в Библии с действием того же вина. В виде ощущения радости, счастья, блаженства.
Неудивительно, что и церковные каноны и правила не относятся к алкогольным напиткам как к однозначным «ядам». Так, в уставе поста разрешение на употребление растительного масла (даже без рыбы) обычно идет с параллельным разрешением и вина. Более того, в Великую Субботу накануне Пасхи елей запрещен — но просфору, смоченную в вине кушать разрешается «труда ради бденного».
Впрочем, и говорить о поощрении к винопитию в Библии не приходится. По меткому выражению апостола Павла, «пища нас не приближает к Богу» — однако в земной жизни ей отведено законное важное место. В полной мере эта максима относится и к спиртному.
Таким образом, в отличии от, скажем, мусульманства, чей основатель Мохаммед запретил своим последователям хмельные производные виноградной лозы, христианство относится к алкоголю как к допустимому пищевому продукту. Вскользь заметим, что жесткий «сухой закон» в Исламе де-факто приводит к росту куда более серьезных пороков — той же наркомании. А также к поиску всевозможных лазеек в попытке соблюсти букву закона, одновременно нарушив его дух.
Тот же спирт, например, впервые был получен как раз арабами в Х веке — с целью повеселиться от души, но не запретным вином, а производным зерна. А народы Средней Азии с той же целью налегали на другой «невинный» продукт — кумыс, забродившее кобылье молоко. Что, впрочем, все равно безопаснее, чем местная анаша (среднеазиатская марихуана), распространенная не менее широко, чем целебный молочный напиток.
Увы, даже с самым безобидным явлением может произойти эксцесс в духе пословицы «доверь дураку Богу молиться — он и лоб разобьет». Если регулярно переедать самой обычной пищи, рано или поздно разовьется ожирение с последующим неприятным букетом всевозможных болезней. Регулярно лопая тортики, можно схлопотать острую инсулиновую недостаточность — сахарный диабет. И так далее.
Точно то же справедливо и в отношении алкогольных напитков. Церковные установления, например, запрещают их употребление в среду-пятницу, в Великий Пост — кроме субботы и воскресенья — всего получается около трети года. Но значительная часть маловоцерковленного населения чихать хотела на такие ограничения и готова была уйти в многодневный запой по любому поводу.
Вообще, пока изготовление хмельных напитков было сосредоточено в монастырях, они были, по крайней мере, качественными. А вот когда, начиная с Ивана Грозного, государство начало вводить монополию на водочную торговлю, да еще и увеличивая с каждым годом «планы по продажам» для управляющих царевых кабаков — тогда дело на Руси действительно стало плохо. Упиваться откровенной «паленкой» — да еще в столь гигантских объемах — это полная катастрофа.
Красноречивый факт: даже в просвещенном XIX веке замерзших в снегу пьяниц было предписано отпевать и хоронить по обычному чину. Хотя, фактически, речь шла о самоубийстве. Объяснение Синода на этот счет подкупает своей наивной откровенностью — дескать, по сути это действительно самоубийство, но с учетом широкой распространенности этого порока на Руси лучше будем считать это «христианской кончиной».
Одновременно в Церкви расло почитание святых и чудотворных икон — таких, как например, «Неупиваемая чаша», молитвенные обращения к которым нередко помогало родным алкоголиков вернуть своих сыновей, мужей и отцов к нормальной жизни. А непосредственно перед революцией священники организовывали «общества трезвости», процент выздоровления членов которых в связи с их духовной жизнью был гораздо выше, чем при использовании чисто медицинских методик. Подобные общины существуют при некоторых храмах и в настоящее время.
Что ж, история потребления спиртных напитков на Руси красноречиво доказывает — любая сама по себе нейтральная вещь может принести непоправимый вред и телесному, и душевному здоровью, если превращается в страсть. Тот же «идол», которому не обязательно воздвигать статуи — достаточно, чтобы непобедимое желание застилало в душе человека Бога и Его любовь. А радикально избавиться от такой страсти тоже можно лишь с помощью Благодати Божьей, в регулярной жизни в Церкви, постоянном приобщении в ее Таинствам.
Однако гораздо лучше не доводить себя до состояния пагубной зависимости. Умеренность, золотая середина — вот одна из главных добродетелей христианства, и не только в отношении к употреблению алкоголя. И тогда и водка, и день ее рождения будут вызывать лишь добрую улыбку в предвкушении мирной радости за праздничным столом — а не чувство презрения к губительной для здоровья и жизни привычке.
Святые Отцы о грехах и последствиях
Уважаемый читатель!
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
Мало кто задумывается над тем, что грехи наносят душе очень серьезные раны, оставляя при этом язвы и шрамы, а бывает, и превращаются в гнойную незаживающую рану. Фактически грех является причиной отсутствия мира и радости в человеческой душе, но это еще не все, грехи дают возможность приступать к нам темным силам, при этом Господь и Ангел Хранитель от нас отходят. Вот что говорит по этому поводу Святой Паисий Святогорец.
С момента крещения
Человек после крещения запачкивает себя грехами. Но важно – насколько. Один измажется с ног до головы. Другой только забрызгивается чуть-чуть. У кого-то одно грязное пятно, а у кого-то два.
Смертный грех — умертвляет душу
Ну, естественно, смертные грехи оскверняют Святое крещение, и тогда Божественная Благодать тоже удаляется от Христианина. Конечно, она не оставляет его совсем, как и Ангел Хранитель не оставляет.
Кто чувствует грех?
Чувствуют грех все, но у людей есть равнодушие. Для того, чтобы выйти к свету Христову, необходимо выйти из Тьмы.
Ад на земле, а могло быть спокойствие и радость
Грехом человек превращает земной рай в адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то и человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира.
Земной рай возможен
И напротив, человек, который живет с Богом, устремляет свой ум в Божественный промысел и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю. У него имеется что-то ощутимо иное, чем у того, кто живет без Бога. И окружающим это тоже заметно. Вот это и есть Божественная Благодать, которая выдает человека, даже если он стремиться остаться в неизвестности.
Одно дело грех по невниманию, другое дело по произволению
Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение — это есть то, на что обратит свое внимание Бог (когда станет нас судить). Грехи, которые мы совершили по невниманию, не столь тяжелы. У некоторых из грехов есть и смягчающие обстоятельства, несмотря на то что быть грехами они все равно не перестают.
Грех со злом, направленным против людей, очень мерзок перед Богом
Когда мы согрешаем сознательно, то там нужно молиться чтобы наш грех не причинил какое-нибудь зло.
Будущее зависит от тебя
Сегодня наша жизнь безрадостна и тяжела, потому что умалился героизм и любочестие. Даже духовные люди думают как торговцы и доходят до того, что живут псевдодуховной жизнью. Они стремятся урвать любое удовольствие от жизни, пока оно не перешло в грех. «Это еще грех или не грех, тогда я могу этим усладиться».
«Завтра что? – Пятница, сейчас без пятнадцати двенадцать ночи, еще можно поесть» – и начинают есть мясо. Тем самым их отношение ко греху и адской муке, как у уличных торговцев. Не будем делать добро с расчетом, а будет относиться ко Христу, подвизаться ради любви.
Будем внимательны, чтобы в наших действиях не было человеческого начала, самоугодия, своекорыстия, и тому подобного. Будем помнить о том, что Христос видит нас, наблюдает за нами, и постараемся его не огорчать. В противном случае наша вера и любовь расползается по швам.
Что нас укрепляет?
И если мы присмотримся ко всему, что делаем в духовной жизни: к подвижничеству, к посту, к бдению, и тому подобному, то увидим, что все эти средства укрепляют наше телесное здоровье.
Посильный крест или искушения по силам
Бог попускает искушениям соответственно нашему духовному состоянию. В одном случае он попускает нам совершить некоторую ошибку, к примеру, проявить небольшую невнимательность, чтобы в следующий раз мы сделали вывод и не повторяли более серьезных ошибок. Духовная жизнь очень проста. Это сами мы духовно неправильно подвизаемся. Ее усложняем. Приложив немного старания и имея при этом смирение и доверие Богу, человек может очень преуспеть. Там, где смирение, там нет места диаволу.
Быть греху или нет – решает сам человек
Бог не попускает быть греху, а попускает искушениям, человек сам впадает в грех.
Например, если человек горд, то от него отходит Божественная Благодать, вместе с ним и Ангел Хранитель, а вместе с ним появляется возможность бесу искушать человека. В результате – полная неудача.
Кто во всем виноват, разве дьявол?
Между тем приходится слышать, что во всем виноват искуситель. Нет, это нет так, на самом деле мы сами виноваты в том, что неправильно относимся к тому, что с нами происходит.
Из грязи в князи?
Те, кто прежде жил греховной жизнью, а впоследствии начал жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Очень интересный и мощный пример жития Марии Египетской. Когда я в первый раз услышал житие Марии Египетской, меня переполняли необыкновенные чувства, ведь она была великой грешницей с очень очерственными страстями и по своему покаянию смогла достигнуть святости. Житие написано очень красиво с детальными подробностями, которые дают возможность читателю увидеть яркую картинку произошедшего в жизни преподобной.
Величина греха — не самое страшное, важно покаяние
Большие грешники, познав самих себя, естественным образом имеют много исходного материала для смирения. Чтобы стать духовно здоровым, нужно очиститься от духовных токсинов
Духовное делание
Должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Без испытания совести человек не получит пользы от чтения духовных книг ни от советов святых старцев.
Важна регулярная чистка, иначе потом не отмыть
Если человек не следит за своей совестью и не очищает ее, то постепенно его совесть покрывается слоем накипи и становится бесчувственной. Он грешит, но, однако, при этом у него будто бы не происходит ничего особенного.
Важно правильно исповедоваться и обличать себя
Чтобы быть уверенным в том, действительно ли поступаем по голосу совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику. Ведь можно, попирая свою совесть, считать, что у тебя все в порядке. Исказив же свою совесть, человек может считать совершенное им преступление дело праведным.
Возможно и такое, что человеку вредит, если он свою совесть сделать чрезмерно чувствительной.
Внимание – первая ступень
Необходимо многое внимание. Ведь, совершая грех в первый раз, человек чувствует некоторое внутреннее обличение, переживает. Сделав это грех повторно, уже переживает меньше, и, если он н внимателен, то в итоге его совесть очерствеет.
Мелочь видят, а серьезные грехи нет
Многие каются, что наступили на хвост кошке, убили муху или жучка, а вот о грехах забывают… Измена, бросила детей, развалила семью.
Отсутствие мира — повод задуматься
Если ты видишь, что не имеешь мира, значит, знай, что у тебя внутри что-то неладно.
Требуется духовное обследование. Нужно найти этот непорядок и исправиться. Предположим, совершив греховный поступок, ты утаиваешь это на исповеди. Проходит время, и случается радостное событие. Радость покрывает мучение от греха. В результате чего в скорее совесть черствеет. Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное внутрь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира, тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается, не может понять, в чем его причина, потому что грехи загнаны внутрь. Такой человек не понимает, от чего страдает.
Не успокаивайте свою совесть
Успокаивая свою совесть, свой помысел длительное время, человек устраивает себе другую — собственную совесть. Однако в этом случае человек лишается внутреннего покоя, поскольку искаженная, испорченная совесть внутреннего покоя принести не может.
Чистая совесть — радость и духовная сила
Для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть. Если твоя совесть не обличает тебя, ты можешь сделать великое дело. В этом случае человек имеет постоянную внутреннюю радость и вся его жизнь торжество и праздник. Эта внутренняя радость дает духовную силу.
Жгучее пламя — мучающая совесть
Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызение совести — это самый страшный и самый мучительный червь для человека.
Адские муки в аду
Те, кто находится в аду, будут вечно мучиться, потому что их будет терзать мысль о том, что они потеряли райские блага за те недолгие годы, которые прожили на земле, хотя эти годы были полны угрызениями совести и внутренним удушьем. Кроме того, страсти людей, находящихся в адской муке, не будут находить в себе удовлетворения, и это будет для них еще одним мучением.
Божественное утешение
Если совесть человека спокойна, то, даже имея скорби, расстройства и тому подобное, человек чувствует в себе Божественное утешение.
Можно ли отсечь привычку одним разом?
Прежде всего человек должен понять, что эта привычка ему вредит. Поняв это, он должен захотеть начать борьбу, направленную на искоренение этой привычки.
Чтобы отсечь привычку одним махом, необходимо иметь огромную силу воли.
Нужно быть внимательным, чтобы не приобретать дурных привычек, потому что для их искоренения требуется немало смирения и большая сила воли.
Добрая привычка – добродетель, злая – страсть
Спотыкаясь, поднимайся, смысла нет лежать в луже, нужно искать причину падения.
Но что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии, своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует Божественному вмешательству.
Если в таком состоянии человек победит страсть, он припишет заслуги себе.
Важно исследовать себя
Исследование себя — это самое полезное из всех прочих исследований. Человек может читать много книг, однако если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А если следит за собой, польза велика, даже если читает немного.
Важно делать работу над ошибками — этому нас учили в школе
В исследовании себя Вам будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где Вы находились раньше, а где сейчас.
Грех нужно исповедовать, когда он свежий, потом результат от исповеди, через годы через расстояния будет менее результативен.
Чем больше проходит лет, тем более духовно зрелым становится человек.
Часто даже переменчивые взлеты и падения в духовной борьбе помогают человеку в том, чтобы он плодотворно и уверенно совершал свой духовный путь к Горнему.
На войне как на войне
В духовной борьбе необходимо определить координаты слабых мест нашего характера – наши недостатки и после этого стараться наносить удары в эти места.
Определить свое состояние человеку адекватно — нереально, все перекроет гордость.
Но на определенном этапе человек не всегда может определить свое состояние верно.
Симптом болезни — видеть других, не видеть себя.
Я часто вижу недостатки других и осуждаю их: вот это потому, что ты не ведаешь свою собственную болезнь, вот если бы ведала, то не обращала бы внимание на других.
Если человек не занимается собой, он начинает заниматься другими.
Исправление
Что нужно к исправлению: воля, желание, понимание болезни. И не мешать духовнику.
Тот, кто оправдывает свои страсти, в конечном итоге подвергается бесовскому воздействию, а тот, кто подвержен его воздействию, тот ожесточается, становится зверем, встает на дыбы, разговаривает с людьми дерзко, с бесстыдством и не принимает помощи ни от кого.
Если есть осознание греховности, то будет и духовный рост.
Бог любит грешников, осознающих свою греховность, кающихся и живущих со смирением, больше тех, кто много подвизается, однако не признает своей греховности и не имеет покаяния.
Если нет гордости, то Бог ему поможет.
Человек может осознать свою греховность, но при этом не иметь покаяния т.к. нет смиренности.
Часто тех, кто решил исправиться, потом вновь влечет на тот же грех с большей силой, до времени.
Человек, живущий по-мирски, прерывает свои связи с мирским духом, но потом, часто и не желая того, он чувствует, что этот дух влечет его к себе. Однако такому человеку не нужно отчаиваться.
Сокрушаться во грехе
Если человеку станет по-настоящему больно за свой поступок, то он его не повторит. Для того чтобы человек исправился, в нем должно присутствовать внутреннее сокрушение с искренним покаянием.
Чем больше грех, тем требуется большее покаяние
Часто люди не знают, что говорить на исповеди, потому что не занимаются тонкой работой над собой.
Грех пьянства в православии
Человек, находящийся в алкогольной зависимости попадает в подчинение своему пороку. В Священном Писании пьянство относится к чревоугодию.
Медицина и православная вера едины во мнение, что пьянство произрастает своими корнями к духовно-нравственным трудностям человека. Христианин, наполненный верой и любовью к Богу, никогда не обратится к алкоголю для решения внутренних переживаний и не будет задавать себе вопросы, а не грех ли пьянствовать?
Являясь способом ухода от житейских проблем, винопитие и спиртные напитки становятся преградой на пути к Царству Небесному.
Избавление от алкогольной зависимости в православии возможно только через духовные усилия и молитвы. В особо тяжелых случаях спиртное становится для зависимого единственным стремлением в жизни, отодвигая на второй план христианский долг, семью и нравственность, поэтому пьянство это грех.
Совет. Сходите на исповедь в церковь!
Человек, не осознавший пагубности греха пьянства, сам строит преграды между собой и Богом. Пьющий, не способный пройти путь истинно верующего христианина, опустошает свою душу, а пустоты заполняет не любовью к Богу, а пагубными страстями.
Винопитие, пиво, пьянство, как воронка затягивает себе в подчинение душу человека. Становясь единственной радостью и убежищем от внешних неурядиц, алкоголь несет в себе только разрушение, если вы задумываетесь, а является ли грехом, если выпивать по-немного .
Будучи творением Божьем, человек должен на протяжении всей своей земной жизни стремиться уподоблению Господу. Расплескивая свои духовные силы, христианин не сможет достичь конечной цели в единении с Богом.
Грех пьянства влечет за собой груз других смертных грехов. Затуманивая человеческий ум, зависимый становится орудием в руках дьявольских происков.
Нетрезвый образ жизни пагубно сказывается на всем окружение человека. Страдают родные и близкие люди, а сам грешник превращается в пропащего и бесполезного члена общества.
Как грех пьянства разрушает человека?
Пьянство – болезнь душевная и физическая. Разрушая душу человека, тело также приходит в упадок. При постоянном исполнении своих пагубных влечений, они приобретают роль потребности, которая становится у руля человеческой жизни.
Предавшийся греху пьянству христианин теряет уважение на земле среди друзей и вечную жизнь на небе. Таким образом определяя свою душу на вечные муки.
Бедственное положение зависимого человека становится крайней степенью отчуждения от православной веры и погружением в бездну греховности. Святые Отцы определяют такую душу, как оскверненный храм Божий внутри человека.
Если человек не может оградить себя от употребления спиртного, то, однозначно, находится в зависимости от греховной страсти. Главным шагом на пути исцеления должно стать признание своего порока и решимость навсегда отказаться от него. Православная вера и молитвы станут главными орудиями в борьбе с пьянством на пути к исцелению. Исповедь и причащение придаст вам сил в борьбе с грехом винопития или пьянства.
Избавление от зависимости требует постоянного сопротивления и неукоснительного следования Божьим заповедям. Смертельная страсть нуждается в систематическом уподоблении греху.
Христианское отношение к пьянству
«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)
Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.
Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.
Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять чему — либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19
Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям
Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20).
Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.
Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
Внимание!
В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», — поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство ( алкоголизм.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…».
В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание — гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие.
Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.
Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия
Cам по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:
- Духовной — поскольку это страсть
- Психологической — поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства
- Медицинской (биологической) — поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь входит в обмен веществ
- Социальной — поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя
Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем.
Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.
Различают три стадии алкоголизма.
Первая — стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться.
Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде.
Важно!
Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.
Вторая — стадия физической зависимости.
Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования.
При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.
Третья — стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.
Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек.
Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».
Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
Совет!
Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю).
Именно в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост.
В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.
В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.
В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии — сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.
Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.
25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма.
При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15).
Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).
Внимание!
И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».
Сущность пьянства в православной традиции
В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.
- Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
- Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
- Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
- Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
- Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.
Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.
Грех пьянства и алкоголизма
В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.
Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.
Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.
Лечение алкоголизма в православии
Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:
- Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
- Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
- Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
- Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.
Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.
В православии различают три стадии пьянства:
- Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
- Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
- На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.
Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.
Патриарх Кирилл: пьянство — это начало безбожия.
Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.
- Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
- Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
- Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
- Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.
Еще молитвы от пьянства:
В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.
- Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
- Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
- Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
- Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
- Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.
Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.
На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.
Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.
Что говорит Церковь и Библия об алкоголе
Добавить комментарий