Пятидесятники

>Пятидесятники: кто они, чем опасны

Кто такие пятидесятники?

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Пятидесятничество как религиозная группа, отделившаяся от христианства, появилось на заре двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. Почему именно там? Идеи пятидесятников были не новы. С подобными явлениями Христианская церковь сталкивалась на заре своего существования в 50-60 годы второго века от Рождества Христова. Монтан – грек по происхождению, создал секту монтанистов и свое учение о поклонении Духу Святом и обретению дара пророчества. Во время молитв люди впадали в состояние транса, они падали без чувств, бормоча слова «непонятного языка».

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

  • Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему-либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.
  • Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (греч. glossa — «речь», lalia — «пустословие», «болтовня»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.
  • Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».
  • Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.
  • Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.

Духовный опыт у неопятидесятников и у православных христиан

Диакон Павел Сержантов

Клирик храма Живоначальной Троицы на Грязех

у Покровских ворот (г. Москва),

доцент кафедры Систематического богословия и патрологии

Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета,

редактор журнала «Альфа и Омега»,

кандидат философских наук

При обсуждении темы неопятидесятничества не избежать одного вопроса: что означает префикс «нео» в слове «неопятидесятничество»? Иначе говоря, чем отличается пятидесятничество от неопятидесятничества? Нет сомнений, между неопятидесятниками и пятидесятниками много общего, но есть и различия.

Префикс «нео» указывает на то, что неопятидесятничество является новой разработкой темы пятидесятничества. Как и положено, в новой версии учтен старый опыт и добавлено нечто новое. Подобные случаи хорошо известны: например, есть индуизм и неоиндуизм. Неоиндуистом может быть европеец, не индус, который три раза в неделю занимается йогой, читает мантры, верит в реинкарнацию, но с негодованием отвергает деление индийского общества на касты. Неоиндуизм похож на традиционную индийскую религиозность, но налицо и различия.

Что же такое неопятидесятничество? Это – экстатический опыт «крещения Святым Духом», взятый у пятидесятников, плюс… что? Второй компонент этой формулы может быть самым разным. Например, англиканским. Первым неопятидесятником был священник Епископальной церкви Деннис Беннетт. В 1960 г. он «крестился Святым Духом» у пятидесятников и стал вдохновенно «крестить Святым Духом» своих прихожан-епископалов. Таким образом, Д. Беннетт перенял у пятидесятников опыт религиозного экстаза и соединил его с англиканской (епископальной) протестантской духовностью. Формула неопятидесятничества у Беннетта: пятидесятническая глоссолалия плюс англиканская духовная традиция.

В 1960-е гг. пятидесятнический опыт стал активно передаваться из рук в руки, из конфессии в конфессию – передаваться сам по себе, в отрыве от классических пятидесятнических доктрин. Сначала пятидесятнический опыт передавался в протестантских кругах, затем он попал к католикам. Появилась новая формула неопятидесятничества: пятидесятническая глоссолалия плюс католические духовные традиции. Под католическими духовными традициями подразумеваются: участие в мессах и разного рода литургических собраниях, приобщение к опыту разных монашеских орденов (францисканскому, иезуитскому и др.). Сегодня четверть всех неопятидесятников в США принадлежат Католической церкви, треть католиков США заявляют себя харизматами, то есть неопятидесятниками.

Таким образом, «харизматическое движение обновления» все время разрабатывает разные формулы неопятидесятничества. Среди множества формул попадаются и такие, в которых пятидесятнический экстаз совмещен с неоязыческими практиками (например, с целительской практикой рейки).

Община «Православной Церкви Божией Матери Державная», более известная как секта богородичников, тоже предлагает людям приобщиться к неопятидесятнической духовности. Неопятидесятничество у богородичников описывается формулой: пятидесятнический экстаз плюс литургическая духовность, плюс элементы исихастской духовности, плюс элементы неоязычества и оккультизма. Пятидесятнический экстаз богородичники практикуют не в классическом виде глоссолалии (то есть экстатического говорения на языках). Пятидесятнические экстазы у богородичников присутствуют в регулярной практике экзальтированных молитв на русском языке, в экстатических опытах целительства, экзорцизма, визионерства, «пророчества», то есть пятидесятнический экстаз в опыте богородичников есть, но не в классическом виде, что вполне приемлемо для неопятидесятников. Второй компонент формулы: литургическая духовность Православной Церкви – у богородичников бытует в сильно искаженном виде, заново переписаны последования церковных служб, священнодействия совершаются в весьма экзальтированной манере. Третий компонент формулы: исихастская духовность – представлена у богородичников весьма выборочно: есть понятие о старчестве, о молитве Иисусовой. Четвертый компонент формулы – элементы неоязыческой духовности из движения Аде. Лидер богородичников использует оккультную терминологию (астральный мир и пр.), можно не сомневаться, что в этой общине имеют место и оккультные практики.

Богородичники стоят на позициях религиозного синкретизма, вольного смешения самых разнообразных религиозных практик и учений, поэтому формула неопятидесятничества у богородичников получилась такой «пышной». В эту пространную формулу время от времени вносятся дополнительные компоненты.

Богородичники не были первыми, кто попытался совместить пятидесятничество с православной духовностью. Полвека назад, задолго до появления секты богородичников, пятидесятнический экстаз пытались соединить с исихастской традицией. В этом направлении трудился архимандрит Евсевий (Стефану), основавший в США «Православный центр обновления св. Симеона Нового Богослова». В качестве средств духовного обновления людей Евсевий избрал пятидесятническую глоссолалию и исихастскую духовность преподобного Симеона Нового Богослова и других подвижников.

К сожалению, Евсевий Стефану не одинок в своих попытках объединить пятидесятнический и православный духовный опыт. Несколько лет назад в России активно обсуждалась тема, как игумен Евмений (Перистый) совмещает неопятидесятнический «Альфа-курс» с традиционной православной духовностью. Есть случаи, когда православный христианин перенимал пятидесятнический опыт и уходил из Церкви. Один из самых нашумевших случаев произошел со священником Сергием Журавлевым. Как признает он сам, на православной Литургии и других богослужениях ему не хватало духовных переживаний. Он обратился к пятидесятникам за экстатическим даром глоссолалии и получил его. С. Журавлев стал распространять свой опыт, его лишили священного сана. Тогда он основал секту «Украинская Реформаторская Православная Церковь».

Формула неопятидесятничества, по версии С. Журавлева, это – пятидесятнический экстаз плюс литургическая духовность Православия, плюс исихастская духовность. Православные литургические священнодействия С. Журавлев подверг радикальной реформации, он вдохновлялся примерами иконоборцев, вождей протестантизма и советских обновленцев, таких как «митрополит» Александр Введенский. Из исихастской духовности реформатор заимствовал практику Иисусовой молитвы. Совмещая неопятидесятничество и исихазм, С. Журавлев побуждает людей к «духовному восхождению» в молитве. Оно происходит в два этапа: на первом – надо молиться о прощении грехов: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного»; на втором – молиться о «крещении Святым Духом» со знамением говорения на языках (глоссолалией). С. Журавлев понимает, что самостоятельно добиться глоссолалии бывает непросто, поэтому он советует: «Начните славить Бога… не на своем родном языке, а на языке, незнакомом вам, который дал вам Святой Дух. Бог не заставит вас говорить. Начните прямо сейчас произносить эти непонятные вам слова. Каждый день молитесь на иных языках»32.

Тем самым С. Журавлев использует исихастскую молитву Иисусову и молитвенную глоссолалию (произнесение непонятных слов) в качестве психотехник. С помощью таких «молитв» адепт входит в состояние измененного сознания, переживает мистический экстаз. Практикуя подобные техники экстаза, он получает столь желанные яркие религиозные переживания, христианская вера и церковная служба перестает быть для него чем-то рутинным, он скрашивает свою религиозную жизнь экстазами.

С. Журавлев и Е. Стефану пришли к неопятидесятничеству в полной уверенности, что пятидесятнический опыт совместим с Православием. Правы ли они? Идентичен ли духовный опыт исихастов и неопятидесятников? Есть несколько способов ответить на этот вопрос. Мы попробуем ответить на него, исходя из того, что и неопятидесятничество, и исихазм понимают себя как духовный путь, как восхождение по духовным ступеням. Сравнив ступени духовного восхождения неопятидесятничества и исихазма, можно увидеть, насколько совместимы эти духовные пути.

Неопятидесятнические ступени духовного восхождения раскрыты в двух книгах американки Мэри Рэлф «Когда Ваши деньги обесцениваются… «Система 666″ уже здесь» и «Новая финансовая система», которые стали бестселлерами и выдержали много изданий33. Обе книги прославились тем, что из них мир узнал о планах антихриста навязать людям компьютерные программы и устройства, в которых зашифровано число 666. Именно М. Рэлф распространила откровение о штрих-кодах, пластиковых картах и микрочипах. В своих книгах Мэри Рэлф выступила не только как «апокалипсическая пророчица», но и как опытная наставница в духовной жизни. Она определяет пять последовательных этапов духовного восхождения христианина34. Первый этап – покаяние; второй этап – восстановление, возмещение убытков, причиненных греховной жизнью; третий этап – обращение, которое происходит под прямым воздействием «Святого Духа» и переживается как мгновенное событие. Мэри Рэлф выросла в семье «классических пятидесятников», где подобный опыт именуется «крещением Святым Духом». Описывая третий этап, Мэри Рэлф не употребляет термин «крещение Святым Духом». В этом сказалось ее стремление к тому, чтобы наставления были восприняты за рамками «классического пятидесятничества», т.к. она знает, что (нео) пятидесятнический опыт «крещения Святым Духом» перед многими христианами себя скомпрометировал. Она старается скомпрометированный термин не употреблять.

Четвертый этап – это единение с Христом. В отличие от предыдущего этапа он представляет собой продолжительный по времени духовный рост человека. Если на третьем этапе происходит духовное возрождение человека (рождение заново), на четвертом этапе следует духовный рост человека. Пятый этап – прославление – относится к «постапокалипсической» перспективе. М. Рэлф пишет, что на этом этапе люди будут как Сам Господь, со ссылкой на (1Ин. 3, 2). Это прославление представляет собой экстаз особого рода, исступление, что так любят пятидесятники.

Говоря об этапах духовного восхождения, М. Рэлф не только называет их сама, но дополнительно берет их названия из классического протестантизма у методиста Джона Уэсли. Второй этап – восстановление – М. Рэлф называет по-методистски «оправдание». Третий этап – обращение, по утверждению М. Рэлф называется так, если смотреть на него с человеческой стороны, а если – с божественной, то он называется по-методистски «возрождением». Четвертый этап – единение со Христом назван методистским термином «освящение». Итак, у М. Рэлф неопятидесятничество предстает как смесь из пятидесятнического экстаза и методистской духовной традиции.

В Православии есть своя духовная традиция, из исихастского опыта святых отцов мы знаем о следующих ступенях духовного восхождения: обращение-покаяние, борьба со страстями, безмолвие, сведение ума в сердце, непрестанная молитва, бесстрастие, чистая молитва, созерцание нетварного Света35.

Сопоставим эти два духовных пути. Кажется, что первый этап у неопятидесятников и исихастов общий – покаяние. Но нельзя рассматривать ступени исихастской лествицы в отрыве друг от друга. Важнее то, что после первой ступени этапы явно различаются даже при беглом рассмотрении. Покаяние и обращение к Богу в православной традиции составляют единое целое, у М. Рэлф они разнесены, а под обращением она понимает экстатический опыт.

В исихастских писаниях вслед за покаянием начинается борьба со страстями. Воин Христов с Божией помощью борется против страстей и, побеждая, переходит к безмолвию от страстных помыслов (исихии). Дальнейшие этапы исихастского пути специфичны и встречаются только в православной традиции: от сведения ума в сердце до бесстрастия. Выше бесстрастия, вершины аскетического пути, находятся мистические ступени. Эти высокие ступени духовного восхождения никак не перекликаются с этапами М. Рэлф.

Итак, у М. Рэлф представления о христианском пути строятся так, что мистический опыт доступен даже начинающим, он общедоступен. Получив этот мистический опыт «обращения, или возрождения, или крещения Святым Духом», начинающий неопятидесятник еще долго будет возрастать, время от времени практикуя мистические экстазы. Они занимают главное место в неопятидесятнической духовности. Неопятидесятники никогда не отказываются от экстазов как таковых, хотя некоторые неопятидесятники отказываются от такой разновидности экстазов как глоссолалия и переходят на другие, например, на экстатические: служение исцеления, служение освобождения (экзорцизма). В неопятидесятническом движении много разновидностей экстатического опыта и много техник экстаза, так что есть из чего выбирать. Неопятидесятники могут практиковать и Иисусову молитву в качестве монотонного гипнотического повторения нескольких слов, чтобы таким образом впасть в экстаз. С. Журавлев к пятидесятническому молитвенному экстазу добавляет переживания на Литургии и исихастскую молитву. Но это не делает никого исихастом. На ступенях духовного восхождения исихастов опыт измененных состояний сознания не предполагается, то есть опыт экстаза в сокровищницу исихастской традиции не входит. Для исихастов неприемлем опыт молитвенного экстаза. Во все времена они приобщались на православной Литургии, молились, но никогда не искали экстазов и не пытались совместить православные и не православные религиозные практики. Исихастский опыт не терпит смешения религиозных традиций из разных христианских исповеданий.

Неопятидесятники так легкомысленно сочетают элементы религиозных практик протестантизма, католичества, Православия, нехристианских традиций, потому что идут широким путем. А Евангелие заповедует: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).

Пятидесятники

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Пятидесятничество

Ключевые верования

Портал «Евангельские христиане»

Протестантизм

Реформация

Quinque sola (Пять «только»)

  • Sola Scriptura («только Писание»)
  • Sola fide («только верой»)
  • Sola gratia («только благодатью»)
  • Solus Christus («только Христос»)
  • Soli Deo gloria («только Богу слава»)

Дореформационные движенияruen

Церкви Реформации

Постреформационные движения

«Великое пробуждение»

Протестантизм по странам

Протестантский фундаментализм

Женщины на пятидесятнической службе

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления на территории СНГ.

Общие сведения

Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival — «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII веке среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и в развившемся в его рамках «Движении святости» (англ. Holiness Movement).

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку тот день назван пятидесятницей, то отсюда и название «пятидесятники».

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (Деян. 2:4, Деян. 10:44−46, Деян. 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется в непроизвольном говорении на иностранных языках во время евангелизаций, также как и дар пророчествования, но имеется также и молитва Святым Духом, которая есть говорение на языках «ангельских» (Рим. 8:26, Еф. 6:18).

Христиане пятидесятнических деноминаций верят, что Дух Святой также даёт дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков, согласно 1Кор. 12:8—10.

Среди пятидесятников особое место имеют таинства — водное крещение и Вечеря Господня (причастие, или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования важную сторону пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», призывающее последователей к праведной жизни на основании Священного Писания: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, злословия, к нравственности в вопросах семьи и брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» (согл. Мф. 5:38-40) и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру.

Предыстория

На странице обсуждения должны быть подробности.
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории движения связан с именем проповедника XIX века Чарльза Финнея (англ. Charles Grandison Finney). Он уверовал в возрасте 21 года и стал известен как проповедник покаяния и пробуждения. Проповедуя в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, он привлек тысячи душ ко Христу. Говоря о необходимости крещения Духом Святым, Финней приводил в качестве примера свой личный опыт, впервые употребив термин «крещение Святым Духом» (baptism in the Holy Spirit). Вот как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Духом Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чём-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Ещё один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (англ. Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. Он основал Чикагский Библейский институт Муди (англ. Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Рубен Арчер Торрей (англ. R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал.

Движение святости и Кесвикское движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того, много говорили о божественном исцелении как одном из самых необходимых даров церкви.

Для кесвикского образа мыслей характерно разделение верующих на «плотских» и «духовных», как это сделано в Библии с комментариями С. Скоуфилда (Scofield Reference Bible). «Плотский» или средний, христианин не пребывает в силе Духа и поэтому, живя по плоти, постоянно терпит поражение в следовании Божьим заповедям и нравственной жизни. Некоторые сторонники Кесвикского движения изображают плотского верующего «отчасти христианином». «Духовный», или нормальный, христианин, тем не менее, живёт в силе Духа, постоянно одерживая победу. Авторитетные кесвикские источники утверждают, что «духовными христианами» становятся, когда уже после обращения наступает решающий момент безоговорочной капитуляции, когда верующие без остатка отдаются во власть Христа.

Движение исцеления

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

История

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

Здание библейского колледжа в Топике (ок. 1900)Главный храм Церкви четырёхстороннего Евангелия, Лос-Анджелес, признан историческим памятником

Чарльз Фокс Пархэм

Непосредственное начало пятидесятнического движения связано с Чарльзом Фоксом Пархемом (Charles Fox Parham). Он был священником и, читая библейскую книгу Деяния святых апостолов, пришёл к выводу, что христиане в прошлом обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также невозможно. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и её учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; и на него откликнулись 40 студентов.

В декабре Пархэм должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращении он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в пяти случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках:

  • 1. В день Пятидесятницы
  • 2. В Самарии
  • 3. В Дамаске
  • 4. В Кесарии
  • 5. В Ефесе

Пархэм предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились всё утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1901 года студентка Агнесса Озман вспомнила, что в некоторых случаях, описанных в Деяниях, на желавших получить крещение возлагали руки.

Дата 1 января 1901 года стала, таким образом, одной из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из ключевых в истории возникновения своего движения. Они указывают на этот день, как на первый, со времен ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым Духом и когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Ночью 1 января 1901 года состоялось ставшее известным всему миру служение в Библейской школе в Топеке (штат Канзас). На этом служении студентка школы Ангесса Озман, поверила в своё миссионерское призвание и пожелала получить духовную силу, подошла к преподавателю Чарльзу Пархэму и попросила возложить на неё руки, чтобы она могла принять крещения Духом Святым со знамением иных языков. Пархэм заколебался, ответив ей, что сам не говорит на иных языках. Озман настаивала, и ему ничего другого не оставалось, как в смирении возложить руки на её голову. Позже он так описал этот случай: «Едва я произнёс три дюжины фраз, как слава сошла на неё, сияние как будто окружило её голову и лицо, и она начала говорить на китайском языке и не могла говорить по-английски три дня».

Пробуждение на Азуза-стрит

Основная статья: Пробуждение на Азуза-стритУильям Сеймур, лидер движения Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархэм переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархэма стала видеть.

Миссия на Азуза стрит, 312

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархэм объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур (William J. Seymour) — рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анджелес, где он встречает проповедника Франка Бартлемана (англ. Frank Bartleman), который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года во время одной из проповедей Сеймура слушающие стали переживать состояние, получившее название «крещение Духом Святым». Сеймур открывает Миссию апостольской веры на улице Азуза, 312. Это место на определенное время стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Болл Барратт, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество встретило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, члены ряда евангельских церквей в 1910 году составили «Берлинскую декларацию», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультизму. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах Дэвид Дю Плесси (известный среди единомышленников как «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нём участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где, по его словам, услышал голос Бога: «Время, о котором Я говорил, наступило. Я хочу, чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Основная статья: Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой — не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. ). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

См. также

  • Ассамблеи Бога
  • Глоссолалия в христианстве
  • Евангельские христиане
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской
  • Пробуждение на Азуза-стрит
  • Протестантизм
  • Пятидесятническое движение в США
  • Пятидесятники в России
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской
  • Российская церковь христиан веры евангельской
  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской
  • Список пятидесятнических деноминаций
  • Таллинское пробуждение

Примечания

  1. Бюне Вольфганг. Первая волна — возникновение пятидесятнических общин (недоступная ссылка). Игра с огнём. «Свет жизни». Дата обращения 1 июля 2010. Архивировано 11 апреля 2010 года.
  2. January 1, 1901 • Was Agnes Ozman Speaking Chinese?

Литература

  • Пятидесятники / Куропаткина О. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 88—89. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Лункин Р. Н. Харизматы и консерваторы: друзья-враги в одном союзе // Информационно-аналитический бюллетень «Русское ревью», июль-август 2005 г. (копия)
  • Пучков П. И. Пятидесятничество // Народы и религии мира: Энциклопедия / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. Акад. Наук (Москва); Гл. ред. В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — С. 811—812. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.

Ссылки

  • Библиотека Христианина ОЦХВЕ. Архив газет и журналов братства

Пятидесятники – это секта или нет? Прочитайте, подумайте, ответьте

Три религии и множество течений. Каждое новое разветвление – это несогласие с существующими правилами. Человек, пытаясь разобраться в непонятных ситуациях, ищет со стороны помощь и поддержку. Одни находят, другие остаются в одиночестве. В статье вы узнаете, кто такие пятидесятники. Это секта или нет? Почему их считают самыми противоречивыми и скандальными?

Как возникли пятидесятники?

Название течения произошло от праздника Троицы, которая выпадает на пятидесятый день после Пасхи. В священном писании говорится о том, что на апостолов сошел Святой Дух для того, чтобы они ходили по свету и проповедовали Евангелие. Дух Святой преподнес им дары: великую мудрость, обширные знания, способность к исцелению и пророчеству, склонность к языкам.

В 1901 году Чарльз Фокс, читая книгу «Деяния апостолов», пришел к мнению об утрате христианами характерного духовного состояния. Он открыл Библейскую школу, и студенты приметили странную особенность. Крещение Святым Духом неизменно сопровождалось разговором на иных языках и иногда исцеляло больных.

Наше время датирует Всемирное братство пятидесятников. В него входит 59 церковных союзов. Самые значительные объединения находятся на территории США и Латинской Америки. Было время преследований, и пятидесятникам пришлось присоединиться к баптистам. Но сейчас это отдельная конфессия, со своими правилами и группами.

Пятидесятники соглашаются с некоторыми учениями и отдельные моменты вносят в свои правила. Например, монтанисты. Схожесть заключается в отрицании практики богослужения. Вместо службы с молитвами проводятся собрания, проповедуется аскетический образ жизни и развивается дар пророчества.

Общие черты православия и пятидесятничества

  • Вера в единого Бога, сотворившего небо, землю и все вокруг.
  • Принятие жертвы Господа Иисуса Христа, как искупления за тяжкие грехи людей.
  • Библия является основным словом Божьим.
  • Соблюдение Праздников: Пасхи, Троицы, праздника урожая.
  • Исполнение таинств церкви: крещение, покаяние, причастие.
  • Вера во второе пришествие Иисуса, в суд Божий и вечную жизнь.

Различия

Пятидесятники не примыкают к православной церкви, потому что имеют существенные разногласия. Одно из главных противоречий – поклонение иконам. Заповедь Божья гласит: «Не делай себе кумира».

Пятидесятники не признают молитв (обращения к святым), потому что фраза «моли за нас Бога», по их мнению, лишена смысла. Это обращение к постороннему человеку, а Бог слышит и видит все, что происходит с нами.

Пятидесятники убеждены, что любое пожелание должно неизменно быть выполненным. Иногда наши идеи противоречивы, и Бог не всегда дает все задуманное. Вполне объяснимое явление. Человек не понимает истинного назначения и придумывает неправильные пути.

Пятидесятники полагают, что чудо – ежедневное дополнение к жизни. Православные – противники многоразовых чудес. Это развивает гордыню и тщеславие. Только путем нахождения грехов и избавления от них происходит изменение в поведении человека.

Пятидесятники проповедуют теорию процветания. Приобретение богатства является необходимой частью истинной христианской жизни. Получается, что христианство – комфортное удовольствие. А как же испытания Христа и его апостолов?

Пятидесятники активно призывают к пожертвованию. Принесенные деньги контролируются счетной комиссией. Никто из прихожан не знает о конкретном количестве внесенной суммы. Отчеты производятся перед фискальными органами.

Водное крещение у пятидесятников формальное, а обряд «крещение Духом Святым» – основа культа и учения. Молитвы произносятся с поднятыми руками, что приводит к усталости, конвульсиям и судорогам.

Пятидесятники считаются сектой (откровения бывшей прихожанки)

Моление происходят на коленях. У всех закрыты глаза, наблюдаются странные неконтролируемые движения. Повторяющиеся звуки создают впечатление нереальности, возвышенности. Молитва читается долго.

Тепло, пришедшее во время собрания, убирает тяжесть в душе. Руководители собрания новичков хвалят за стойкость и выдержку. Те, возомнив себя сильной и могучей личностью, начинают поиски греховности у близких людей.

Кажется, что начинается дар предсказаний, и замечания сводятся к осуждению. Постепенно уходят друзья, и мир общения суживается. Здесь важно не потерять себя, чтобы иметь допустимый предел.

На совместных собраниях часто слышен смех и падение тела. Групповые танцы помогают расслабиться. Иногда программы, включающие пение и хореографию, напоминают развлекательное шоу. Они просто завлекают людей, не склонных к размышлению.

Сложно в современное время найти единомышленников, обладающих способностью быть открытыми, честными и справедливыми. Такие черты человеческого характера проявляются в тесном и длительном общении. Как найти свое призвание в век хаоса и коррупции? Наверное, необходимо замечать талантливых людей, влюбленных в идею.

Бог дал нам свободу, и толкование Библии происходит у всех верующих по-разному. Часто спорят о том, что пятидесятники – это секта. Или нет? Различие не означает отвержение. Каждый выбирает то, чего не хватает. Постигая новое, вы наверняка способны отождествлять реальность и фантазию. Поэтому для мудрого и сообразительного жителя планеты Земля не страшны магические силы и влияние обычной секты.

Пятидесятники: кто они, во что верят?

Историки из различных мировых ведомств установили, что примерно в 1901 году в Соединенных Штатах Америки берет свое начало движение святости, которое и являлась основополагающим для пятидесятнической конгрегации. На тот период времени определённая группа студентов изучала разнообразные причины того, от чего произошел упадок веры среди людей протестантской веры.

Исходя из этого, студенты пришли к мнению о том, что данное деяние является неким следствием отсутствия среди христиан одного единого дара говорения языками. Так это они провели некий обряд для того, чтобы хотя бы один христианин в мире смог получить данный дар. Именно поэтому группа студентов начала возносить усердные хвалебные молитвы и сопровождались деяния неким возложением собственных рук, после совершения таких деяний, спустя некоторое время одна из девушек, которые лицезрела молитву, заговорила на незнакомом для студентов языке. После того, как слухи о простоте получения такого дара разнеслись по всему миру, возникло новое направление под названием пятидесятники, которое распространялось широко и быстро.

Важно отметить немаловажный факт, что пятидесятники являются некими оппозиционерами, как для православной, так и для католической церкви, и в то же самое время они не являются приверженцами всех протестантских направлений. Приверженцы пятидесятников говорят о том, что главной их целью является восстановление в общинах некой формы и духов христиан апостольского века. Именно отсюда, можно узнать о том, что стали развиты институты пророков, учителей, евангелистов и праведников. Многие люди утверждают о том, что среди пятидесятников имеются некие целители и чудотворцы, и в то же самое время данное направление исповедуют в святую Троицу.

Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.

В остальных деяниях пятидесятничества соответствует иным протестантским догмам. Следовательно, можно говорить о том, что они признают исключительно его авторитета священного писания, а также не почитания Святой Богородицы и иных святых, а также отсутствуют некие молебны за усопших и не поклонение святому лику, непризнание законного и благодатного священством. В то же самое время многие пятидесятники говорят о том, что вечерю Всевышнему бракосочетания и крещение, может совершать только Святой Святитель.

Таким образом, можно сказать о том, что данное религиозное направление исказило множество церковных таинств, и как следствие превратило их в обыденные ежедневные обряды. Но это произошло только в силу того, что люди данного направления и веры убеждены, что Всевышний не может нуждаться ни в каких видимых формах передачи собственной благодати, а также в материальных ценностях. Но при этом они не отходят далеко от религии, следовательно, пятидесятники сохраняют некоторые обрядовые деяния, которые соответствуют новому завету, следуют и неким событиям, которые описаны там же.