Пятидесятница

Содержание

Пятидесятница

  • Пятидесятница проф. М.Н. Скабалланович
  • 12 вопросов о Пятидесятнице Сер­гей Ху­ди­ев
  • Праздник Святой Троицы – день сошествия Святого Духа на Апостолов еп. Александр (Милеант)
  • Пятидесятницу празднуем. Толковое богослужение П.П. Мироносицкий
  • Каноны церковной службы праздника Пятидесятницы
  • Служба в неделю святыя Пятьдесятницы с последованием коленопреклонения А.А. Лукашевич
  • Обзор истории праздника Пятидесятницы С. Ванюков
  • Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы
  • Тест: День Святой Троицы. Пятидесятница

1. Пятидеся́тница – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2-4; см. также далее).

Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

2. Пятидесятница – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.

  • В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин.20: 24–29).
  • Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница.
  • Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8).
  • В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5:1-15).
  • В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4:5-42).
  • Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин. 9:1-38).
  • В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне.
  • В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора.
  • Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой.
  • В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы.
  • Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа.
  • В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых.
  • С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост.
  • В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших.

Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди.

* * *

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».

Руководство для сельских пастырей, 1889, 19

Пятидесятница

Пятидесятница Пятидесятница. I. ИЗРАИЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. Праздник Седмиц (Исх. 34:22; Втор. 16:10; 2Пар. 8:13), называемый также праздником Урожая, или Днем первых плодов (Исх. 23:16; Числ. 28:26), был вторым большим праздником, отмечавшимся в Израиле ежегодно (⇒ Календарь) в конце жатвы. Он выпадал на 50-й день (Лев. 23:15) после приношения первого снопа в праздник Опресноков (⇒ Пасха), т.е. его праздновали через 7 недель (Втор. 16:9) после начала жатвы. Отсюда и названия «праздник Седмиц» и «Пятидесятница» греч. гэ пентэтстэ гэмера, «пятидесятый день». Последнее название стало употребляться в позднем иудаизме и поэтому встречается только в НЗ. Праздник Седмиц, когда каждый израильтянин должен был явиться в святилище «пред лице Господа» (Втор. 16:11.16.17), был днем отдыха, в который происходило свящ. собрание (Лев. 23:21; Числ. 28:26). В этот день предписывалось принести след. ⇒ жертвы: хлебное приношение из зерна нового урожая (Лев. 23:16; Числ. 28:26) в виде двух хлебов возношения (⇒ Жертва потрясания), выпеченных из 2/10 частей ефы пшеничной муки, как первый плод Господу. В отличие от других хлебных приношений, которым всегда полагалось быть пресными (Лев. 2:11), в данном случае речь идет об обычных, употреблявшихся ежедневно, квасных хлебах (Лев. 23:17).В жертву всесожжения по этому случаю приносили двух тельцов, одного барана и семь однолетних овец (Числ. 28:27; в Лев. 23число тельцов и баранов, видимо, перепутано; см. табл. к статье ⇒ Жертва), одного козла в жертву за грех (Лев. 23:19; Числ. 28:31) идвух однолетних овец в мирную жертву (Лев. 23:19). Помимо этих жертв, приносимых от всего общества, каждый израильтянин должен был принести добровольную жертву, величина которой зависела от того, чем благословил его Господь (Втор. 16:10), и каждая семья, включая живших с ней рабов, ⇒ левитов, пришельцев, вдов и сирот, должна была «веселиться пред Господом» (Втор. 16:11). При этом все евреи должны были помнить о том, что они или их предки были рабами в Египте, которых Господь освободил по Своему милосердию (Втор. 16:12).

II. ИЗЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ. В Деян 2 сообщается о том, что в ближайший после смерти, ⇒ воскресения и ⇒ вознесения Иисуса праздник П. на учеников был излит Св. Дух. Это явление Духа в день П. не было случайным, как не была случайной смерть Иисуса в праздник Пасхи. Подобно тому как П. знаменовала собой окончание жатвы, так сошествие Св. Духа завершало земной труд Иисуса. В Св. Духе Христова ⇒ Церковь связана со своим Господом до Его Второго пришествия. Излияние Духа сопровождалось великими знамениями: внезапным шумом с неба «как-бы от несущегося сильного ветра», которым наполнился дом, где собрались ученики Иисуса (Деян. 2:2; евр.руях, как и греч. пнеума означают и «ветер», и «дух»). Ученикам явились «языки, как бы огненные», которые разделились и «почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3). Этот огонь напоминает о словах Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде в по-каяние,но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Говорение «на иных языках» (Деян. 2:4–11) выражает то обстоятельство, что Св. Дух, Который т.о. давал возможность возвещать о деянии, совершенном Иисусом Христом, свидетельствовал, что перед Богом больше не существует языковых и иных различий между народами. Люди, живущие в разных частях Римской империи и говорящие на разных языках, отныне сплочены, ибо они слушают и принимают Евангелие (Деян. 2:5–11). Подобного излияния больше не повторялось. Явление в Деян. 4носит другой характер, тем не менее оно подтверждает, что Дух по обетованию Иисуса (Ин. 14:16) остается обитать в Церкви (- Дух, Святой Дух, П,В,2–3). Когда позднее в НЗ упоминается П. (Деян. 20:16; 1Кор. 16:8), то подразумевается иуд. праздник Урожая. Отмечала ли в этот день молодая христ. Церковь излияние Св. Духа, неизвестно.

Чин “пятисотница” и наставление о Иисусовой молитве из монашеского правила.

Знай, что пятисотница и занятие Иисусовой молитвой — есть великая Божия тайна, мало кому известная, особенно в нынешнее время, скудное духовной жизнию. Как ей научиться? Трудись, молись, была бы охота и ревность, дело выйдет, но только узнай ее необходимые принадлежности, без коих она не полезна, а может быть губительной через гордость. Это прежде всего — смиренное о себе мудрование, сокрушение о своих грехах. Сердце многоболезнующее, плачущее, чающее Христова утешения — необходимо.
Молитва должна исходить от покаянных чувств и глубокого сознания своей греховности. Это для молитвы ограда, дом, почва, на которой она только и может произрастать в наше спасение. Заметь сие крепко и держись неуклонно всю свою жизнь. К высшему миру сразу не стремись — это от гордости, это само придет в свое время.
Молитва Иисусова составляет жизнь души нашей, истинно, существенно утоляющая ея вечность. Водворяясь своим благодатным присутствием в сердце наше, она наполняет нас светом, радостию, блаженством; собирает во едино расточенные по лицу земли мысли наши, освещает чувства, вливает бодрость в желания наши и стремления, приводит на путь Божественной жизни. Ведь если мы в этой жизни не обратим на духовное своих душевных сил, и не приучим их держаться в одном чувстве стремления быть пред лицем Божиим, то в будущей жизни не сможем быть в должном отношении к Богу.
Между тем, на небе без молитвы быть нельзя. Если мы не обучимся ей здесь на земле, откуда же она возьмется там на небе? И заменить ее нельзя ничем. Она необходима и требует своего собственного делания. Смиряйте себя, считая ниже всех, и читайте Иисусову молитву постоянно. В этом обрящете вечную жизнь. Напрасно некоторые братия и сестры унывают и напрасно скорбят — этим самым убивают сами себя, и по-видимому теряют надежду на спасение, по причине своего пребывания в городе или в деревне. Нет сомнения, что трудно вам хранить чистоту сердца своего и содержать ум трезвенный, потому что соблазны окружают вас отовсюду, как вода рыбу, живущую во глубинах морских. При всем том, мы имеем свидетельство святых Отцов, что когда мы пребываем в сем мире, будучи по причинам слагающихся обстоятельств в общем для всех положении, то рука Божия покрывает нас, чтобы не хулилось ради нас имя Божие, и если внимательно присмотритесь к течению своей жизни, то это самое увидите на самом деле.
Потому, дерзайте, стойте и мужайтесь, находясь в огне и море обстоятельств и искушений, восстающих на вас со стороны мира, плоти и диавола. Знайте, что сильнее Господа Иисуса нет никого ни на земле, ни на небе! Он сотворит с вами победу и никто не устоит против Его Всемогущей силы, только всегда старайтесь призывать Его Пресвятое Имя, страшное для всякой твари видимой и не видимой. Не оставляйте Иисусовой молитвы, а если и оставите на день, не больше, то, пришедше в себя, опять начинайте снова. Если кого отвлекают от молитвы дела, и он скорбит, что забывает молитву, и старается молиться — тому не может это повредить, потому что он носит внутри, в персях своих Царя Царей Господа Всемогущего, Который без труда поперет и сокрушит всю силу вражию.

Архимандрит СЕРАФИМ. (Глинская пустынь).

Скачать

Молитвенные Правила

Коротко о празднике: Пятидесятница

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы будем рассказывать о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата (в 2019 году): 16 июня

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

В центре иконы — двенадцать апостолов. Центральное пустующее место между апостолами оставлено для Христа, Который телесно уже вознесся на Небо и потому не присутствует на этой «новой Тайной Вечере».

Они находятся в Сионской горнице, на что указывает велум — ткань поверх колонн здания, обозначающая, что действие происходит внутри помещения.

Двенадцать лучиков, которые тянутся с верхнего полукруга, на кончиках которых изображены языки пламени, символизируют само Сошествие Святого Духа на апостолов и иллюстрируют библейский рассказ: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян 2:3).

Среди учеников — апостол Павел, который на тот момент еще не был христианином и в Сионской горнице не присутствовал. Церковь подчеркивает, что Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.

«Царь-Космос» — символизирует всю сотворенную Богом Вселенную, которая через Церковь освящается Святым Духом. В руках он держит растянутое покрывало, на котором выложено двенадцать свитков — символ двенадцати апостолов.

Интересные факты о празднике:

На Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день все украшается свежей зеленью, а в жертву Богу приносят первые фрукты, овощи и пшеницу нового урожая.

Фото свящ. Сергия Клинцова

2

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

3

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

4

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

День Святой Троицы | Троица

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов , ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак праздника Святой Троицы, глас 2

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

День святой Троицы: последование службы Духов День протодиакон Андрей Кураев Об изображении Святой Троицы Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от нее, и даже, как это ни странно, враждебным ей. Инок Григорий (Круг) Троица – исполнение всех ожиданий Проповедь священника Димитрия Арзуманова День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией? Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Троица: день рождения Церкви епископ Александр Милеант День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях Рассказ митрополита Вениамина (Федченкова)

День Святой Троицы: «Кто врагов своих не любит, тот Христа не знает» mp3 — Проповедь протоиерея Александра Ильяшенко в праздник Святой Троицы в храме Всемилостивого Спаса

Троица. Рождение Церкви — После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника.

Троице-Сергиева Лавра

  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре — Фоторепортаж
  • По лаврским закромам — Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • Последний лаврский монах — К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и «приговор» поспел: «Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу».
  • Академия Духа: сюда идут, чтобы приблизиться к Богу — статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

***

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2020 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2020 году?

День Святой Троицы в 2020 году празднуют 7 июня!

Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые — «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо — в ее святых таинствах через преемников апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом , но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа — сына Божья. Но не Бог — отец, не Бог — Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога — Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа — над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето — напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.