Раб наемник сын
Содержание
- Раб, наемник или сын?
- Адам в раю (естественная природа)
- Завет с Богом. Обязанности первых людей
- Адам после грехопадения (падшая природа)
- Сверхъестественная природа человека – смысл жизни
- Задача православной педагогики
- Три состояния природы человека
- Форум на ОКУЛУС
- Два завета
- Сын рабы
- Сын свободной
- Гонение
- Что говорит Писание?
- Как вывод
- Мы дети свободной
Раб, наемник или сын?
На своем пути к Богу личность преодолевает три состояния – раба, наемника и сына. О становлении в добродетели размышляет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).
Адам в раю (естественная природа)
«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».
Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:
«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».
Святой Макарий Великий добавляет: «Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».
Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.
Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.
«Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15)», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Что это означает? Святитель Игнатий утверждает, что Адам должен был познать Бога через рассматривание Божественного творения: «Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».
Адам, икона Ждана Дементьева, 1630 Человек был призван привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек должен был преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства устремлять к Богу, достигать обожения, сообщать потоки благодати ниже лежащей твари и, таким образом, вести мир к большему совершенству. Даже сейчас мы знаем примеры множества святых, к которым тянулись животные: это и Игумен земли Русской Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский. Многие святые даже напрямую повелевали животным. Вот, например, недавно была память святого Власия, который повелел волку принести украденную овцу обратно вдовице.
И во многих домах, как мы знаем, можно такое наблюдать: в одних домах животные ласковые, и цветы любые растут, что ни посади. А в других – все вянет. Мысли людей влияют и на природу. Об этом пишет сербский старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Каковы твои мысли – такова и жизнь твоя».
Завет с Богом. Обязанности первых людей
Первой обязанностью Адама было не вкушать с древа познания добра и зла. Зачем был нужен запретный плод? Плоды с древа познания добра и зла были такими же, как другие плоды в райском саду, или другими? Они были точно такими же. Запретный плод был дан, чтобы сподвигнуть человека на упражнение к добродетели. Можно, например, такой же условный запрет сделать здесь, в этом зале: все картины разрешено трогать, а полотно с изображением Патриарха нельзя. И ребенку мы тоже что-то разрешаем, а что-то запрещаем и через это его воспитываем. Малышу, скажем, позволено играть с кубиками, но не разрешается играть с папиными документами. И на этом строится любая педагогика.
Этот первый договор, первый завет должен был привести человека в добродетельное состояние. Вот как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин: «Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошел и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм».
Добродетели естественны для человека. «Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).
Адам дает имена животным и тварям
Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть.
Адам после грехопадения (падшая природа)
До грехопадения благодать действовала на человека преображающее, пронизывая ум, волю и чувства. После грехопадения нарушился естественный порядок, иерархия в душе. Ум, воля и чувства стали подобны лебедю, раку и щуке. «Разделяй и властвуй» – такой принцип был реализован на человеке. Человек стал отделен от Бога, прячется от него. Возникло разделение в природе, разделение между людьми. Ум человека стал оторван от Бога, воля стала склоняться ко злу, чувства – стремиться к тому, что разрушительно для его души. Теперь мы вынуждены учиться, чтобы узнать Бога: оканчивать семинарию, богословские курсы.
Наш современник, святой старец Паисий Святогорец, окончил всего три класса. Мы были в Афинском университете, там многие богословы и профессора заимствовали из книг старца Паисия тезисы, которые читали на лекциях. Вот так, человек, окончивший три класса, был научным руководителем у известных богословов и профессоров.
Так как же был наказан Адам? Он был лишен благодати. «Но существенная казнь падшего человека, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». Не просто так говорят: «расстроился»!
Человек лишился общения с Богом, стал предоставлен сам себе. На этом же строится и наказание ребенка. Какое самое распространенное наказание? Ставить в угол. Когда мы лишаем ребенка общения, мы заставляем его задуматься, что же он сделал не так. И если есть с родителями сердечная связь, то это бывает очень болезненно.
Падшему человеку легче совершить зло, чем добро. Что стало естеством Адама? В его душе начали действовать страсти, которые для его природы неестественны.
Однако человек все же остался свободным и после падения, хотя воля его больше склонилась ко злу, чем к добру: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – говорит Апостол. – Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24)
И здесь возникает нравственная коллизия. Вот можно ли ребенку позволять предлагать: хочешь – согреши, а хочешь – не греши? Нет. Почему? Потому что зло легче совершить, чем добро. Так как наша природа – падшая, то мы склоняемся более ко злу, а для совершения добра вынуждены делать усилие. А как же быть? Надо ставить выбор между разными видами добра, что ни выберешь – получается добродетель.
Человек может вернуться человеку в свое естественное, добродетельное состояние, через постепенное возрастание в добродетели. Возвращение благодати – это естественный процесс, восстановление красоты и богоподобия души. Интересно, что если в педагогике обычно используется слово «развиваться», то у святых отцов мы его не встречаем. Обычно это слово заменяется словом «становление» – становление личности в добродетели. И в этом – глубокий смысл. Человек не «развивается», лишь только возвращается в нормальное состояние, «устанавливается» в нем. Поэтому задача педагога и пастыря одна и та же: вернуть ребенка или любого человека в нормальное, добродетельное состояние. «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь», – пишет авва Дорофей.
Сверхъестественная природа человека – смысл жизни
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).
Приход в мир Спасителя и искупление человека вернули ему возможность достижения райского состояния. Человек вновь через Таинства Церкви может устремиться к богоподобию, это происходит через взращивание добродетели. Богоподобие – сверхъестественное состояние человека. «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – слово его долженствовало быть Словом, дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6:17), его качества должны быть богоподобными. Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: «Аз рех: бози есте (Пс. 81:6)».
Такое состояние даже выше, чем было у Адама в раю.
«Когда душа взойдет к совершенству Духа, – говорит Макарий Великий, – совершенно очистившись от всех страстей (…), тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостию, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благостью и добротою (…). Люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы».
Каким образом человек приходит в такое состояние? Силой Божественной. Так человек приходит к высшей добродетели – любви. «Совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного. Ум восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может стяжать, если не просветится Святым Духом, во всей полноте ощутительно. Ибо если ум не приимет от Божественного света совершенного богоподобия; то хотя он все другие добродетели возыметь может, но совершенной любви остается еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобится Божией добродетели (говорю о вместимом для человека подобии Богу), носит он и подобие божественной любви», – писал святой блаженный Диадох.
То есть смысл жизни каждого человека – приобрести добродетели, которые постепенно возводят к высшей добродетели, любви. Так человек становится подобным Богу. И цель педагога, пастыря, родителя – помочь ребенку идти по этому.
Задача православной педагогики
Как приобретается добродетель? «Два пути ведут к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь… Я нахожу, что самый краткий и верный путь – путь любви. Им следуйте и вы…» – учит старец Порфирий Кавсокаливит.
«Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. – От человека зависит очистить и украсить – и то с помощью Божией – обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения».
О чем здесь идет речь? О том, что страсти утихают после того, как Господь дает благодать, а благодать может быть дана и грешному человеку, как только тот смирится и устремится к Богу. Божественная благодать может дать все добродетели сразу, только если человек способен полностью, решительно отвергнуться своей падшей природы и устремиться к своему Создателю. Но такие случаи совершенного самоотвержения встречаются не так часто.
Тем не менее удивительны слова святого Паисия Святогорца о тех, кто обратился от греховной жизни к жизни по Богу: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божии в поте лица. Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».
Афонские старцы, с которыми мы встречались в прошлом году, говорят, что для того, чтобы человеку отойти от своих прежних привычек, нужно 3–4 года отгороженной жизни с послушанием и ежедневным кропотливым трудом. Бывает, что человек отходит, меняется раньше, но это «скороспелый плод», он совсем не такой.
Так почему же мы не святые? Всего лишь потому, что нам не хватает решимости.
Три состояния природы человека
На пути движения к Богу обычно человек проходит три состояния.. Какие это состояния? Всем нам хорошо известные: раб, наемник и сын. Раб исполняет волю Божию из страха наказания, наемник – ради Царства Небесного, сын – единственно из любви к Богу – своему Отцу. Вот что об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
Так добродетель постепенно переходит в навык: «Каждую добродетель, – пишет авва Дорофей, – человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык; и таковой оказывается, как мы сказали, искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом».
Эти этапы проходят при воспитании любой добродетели: состояние «рабства»: когда мы наказываем ребенка. К примеру, если ребенок невоздержан, хулиганит в школе, мы лишаем его каких-то утех: конфет, мультфильмов. И этим мы не только наказываем, но и полагаем начало воздержанию. Состояние «наемника»: когда мы поощряем ребенка. Обратная ситуация: ребенок, к примеру, стал примерным в школе, нас больше не вызывают в школу – мы ему дарим сладости или разрешаем подольше погулять на улице. И наконец, состояние «сыновства», когда ребенок без наших поощрений ведет себя примерно, потому что ему начинает нравиться само добро.
Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру: «Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35). Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».
На своем пути к Богу личность преодолевает три состояния – раба, наемника и сына. О становлении в добродетели размышляет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).
Адам в раю (естественная природа)
«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти»,
– говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».
Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:
«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».
Святой Макарий Великий добавляет:
«Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».
Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.
История Адама и Евы
Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.
«Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15)»,
– говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Что это означает? Святитель Игнатий утверждает, что Адам должен был познать Бога через рассматривание Божественного творения: «Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».
Человек был призван привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек должен был преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства устремлять к Богу, достигать обожения, сообщать потоки благодати ниже лежащей твари и, таким образом, вести мир к большему совершенству. Даже сейчас мы знаем примеры множества святых, к которым тянулись животные: это и Игумен земли Русской Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский. Многие святые даже напрямую повелевали животным. Вот, например, недавно была память святого Власия, который повелел волку принести украденную овцу обратно вдовице.
Адам икона Ждана Дементьева 1630
И во многих домах, как мы знаем, можно такое наблюдать: в одних домах животные ласковые, и цветы любые растут, что ни посади. А в других – все вянет. Мысли людей влияют и на природу. Об этом пишет сербский старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Каковы твои мысли – такова и жизнь твоя».
Завет с Богом. Обязанности первых людей
Первой обязанностью Адама было не вкушать с древа познания добра и зла. Зачем был нужен запретный плод? Плоды с древа познания добра и зла были такими же, как другие плоды в райском саду, или другими? Они были точно такими же. Запретный плод был дан, чтобы сподвигнуть человека на упражнение к добродетели. Можно, например, такой же условный запрет сделать здесь, в этом зале: все картины разрешено трогать, а полотно с изображением Патриарха нельзя. И ребенку мы тоже что-то разрешаем, а что-то запрещаем и через это его воспитываем. Малышу, скажем, позволено играть с кубиками, но не разрешается играть с папиными документами. И на этом строится любая педагогика.
Этот первый договор, первый завет должен был привести человека в добродетельное состояние. Вот как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин:
«Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошел и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм».
Адам дает имена животным и тварям
Добродетели естественны для человека.
«Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).
Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть.
Адам после грехопадения (падшая природа)
До грехопадения благодать действовала на человека преображающее, пронизывая ум, волю и чувства. После грехопадения нарушился естественный порядок, иерархия в душе. Ум, воля и чувства стали подобны лебедю, раку и щуке. «Разделяй и властвуй» – такой принцип был реализован на человеке. Человек стал отделен от Бога, прячется от него. Возникло разделение в природе, разделение между людьми. Ум человека стал оторван от Бога, воля стала склоняться ко злу, чувства – стремиться к тому, что разрушительно для его души. Теперь мы вынуждены учиться, чтобы узнать Бога: оканчивать семинарию, богословские курсы.
Грехопадение
Наш современник, святой старец Паисий Святогорец, окончил всего три класса. Мы были в Афинском университете, там многие богословы и профессора заимствовали из книг старца Паисия тезисы, которые читали на лекциях. Вот так, человек, окончивший три класса, был научным руководителем у известных богословов и профессоров.
Так как же был наказан Адам? Он был лишен благодати. «Но существенная казнь падшего человека, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». Не просто так говорят: «расстроился»!
Человек лишился общения с Богом, стал предоставлен сам себе. На этом же строится и наказание ребенка. Какое самое распространенное наказание? Ставить в угол. Когда мы лишаем ребенка общения, мы заставляем его задуматься, что же он сделал не так. И если есть с родителями сердечная связь, то это бывает очень болезненно.
Падшему человеку легче совершить зло, чем добро. Что стало естеством Адама? В его душе начали действовать страсти, которые для его природы неестественны.
Однако человек все же остался свободным и после падения, хотя воля его больше склонилась ко злу, чем к добру:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – говорит Апостол. – Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24)
И здесь возникает нравственная коллизия. Вот можно ли ребенку позволять предлагать: хочешь – согреши, а хочешь – не греши? Нет. Почему? Потому что зло легче совершить, чем добро. Так как наша природа – падшая, то мы склоняемся более ко злу, а для совершения добра вынуждены делать усилие. А как же быть? Надо ставить выбор между разными видами добра, что ни выберешь – получается добродетель.
Человек может вернуться человеку в свое естественное, добродетельное состояние, через постепенное возрастание в добродетели. Возвращение благодати – это естественный процесс, восстановление красоты и богоподобия души. Интересно, что если в педагогике обычно используется слово «развиваться», то у святых отцов мы его не встречаем. Обычно это слово заменяется словом «становление» – становление личности в добродетели. И в этом – глубокий смысл. Человек не «развивается», лишь только возвращается в нормальное состояние, «устанавливается» в нем. Поэтому задача педагога и пастыря одна и та же: вернуть ребенка или любого человека в нормальное, добродетельное состояние. «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь», – пишет авва Дорофей.
Сверхъестественная природа человека – смысл жизни
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).
Приход в мир Спасителя и искупление человека вернули ему возможность достижения райского состояния. Человек вновь через Таинства Церкви может устремиться к богоподобию, это происходит через взращивание добродетели. Богоподобие – сверхъестественное состояние человека. «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – слово его долженствовало быть Словом, дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6:17), его качества должны быть богоподобными. Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец:
«Аз рех: бози есте (Пс. 81:6)».
Такое состояние даже выше, чем было у Адама в раю.
«Когда душа взойдет к совершенству Духа, – говорит Макарий Великий, – совершенно очистившись от всех страстей (…), тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостию, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благостью и добротою (…). Люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы».
Каким образом человек приходит в такое состояние? Силой Божественной. Так человек приходит к высшей добродетели – любви. «Совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного. Ум восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может стяжать, если не просветится Святым Духом, во всей полноте ощутительно. Ибо если ум не приимет от Божественного света совершенного богоподобия; то хотя он все другие добродетели возыметь может, но совершенной любви остается еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобится Божией добродетели (говорю о вместимом для человека подобии Богу), носит он и подобие божественной любви», – писал святой блаженный Диадох.
То есть смысл жизни каждого человека – приобрести добродетели, которые постепенно возводят к высшей добродетели, любви. Так человек становится подобным Богу. И цель педагога, пастыря, родителя – помочь ребенку идти по этому.
Задача православной педагогики
Как приобретается добродетель? «Два пути ведут к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь… Я нахожу, что самый краткий и верный путь – путь любви. Им следуйте и вы…» – учит старец Порфирий Кавсокаливит.
«Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. – От человека зависит очистить и украсить – и то с помощью Божией – обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения».
О чем здесь идет речь? О том, что страсти утихают после того, как Господь дает благодать, а благодать может быть дана и грешному человеку, как только тот смирится и устремится к Богу. Божественная благодать может дать все добродетели сразу, только если человек способен полностью, решительно отвергнуться своей падшей природы и устремиться к своему Создателю. Но такие случаи совершенного самоотвержения встречаются не так часто.
Тем не менее удивительны слова святого Паисия Святогорца о тех, кто обратился от греховной жизни к жизни по Богу: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божии в поте лица. Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».
Афонские старцы, с которыми мы встречались в прошлом году, говорят, что для того, чтобы человеку отойти от своих прежних привычек, нужно 3–4 года отгороженной жизни с послушанием и ежедневным кропотливым трудом. Бывает, что человек отходит, меняется раньше, но это «скороспелый плод», он совсем не такой.
Так почему же мы не святые? Всего лишь потому, что нам не хватает решимости.
Три состояния природы человека
На пути движения к Богу обычно человек проходит три состояния.. Какие это состояния? Всем нам хорошо известные: раб, наемник и сын. Раб исполняет волю Божию из страха наказания, наемник – ради Царства Небесного, сын – единственно из любви к Богу своему Отцу. Вот что об этом пишет святитель Григорий Богослов:
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
Так добродетель постепенно переходит в навык:
«Каждую добродетель, – пишет авва Дорофей, – человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык; и таковой оказывается, как мы сказали, искусным художником, зодчим, могущим прочно строить свой дом».
Эти этапы проходят при воспитании любой добродетели: состояние «рабства»: когда мы наказываем ребенка. К примеру, если ребенок невоздержан, хулиганит в школе, мы лишаем его каких-то утех: конфет, мультфильмов. И этим мы не только наказываем, но и полагаем начало воздержанию. Состояние «наемника»: когда мы поощряем ребенка. Обратная ситуация: ребенок, к примеру, стал примерным в школе, нас больше не вызывают в школу – мы ему дарим сладости или разрешаем подольше погулять на улице. И наконец, состояние «сыновства», когда ребенок без наших поощрений ведет себя примерно, потому что ему начинает нравиться само добро.
Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру:
«Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35). Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».
Форум на ОКУЛУС
28 января 2007 (00:48)
С творчеством этого поэта-Владислава Фелициановича Ходасевича-я серьезно столкнулась летом 2002 года.Ко мне пришел мой друг,вокалист и положив передо мной листок со стихами ,сказал:»
А слабо тебе будет написать музыку на эти стихи?»
Стихи тронули и запали в душу.Я согласилась,и вскоре-родился романс.Он получился очень милым,мы договорились петь его-дуэтом на концерте…,но на самом вечере-дело до романса не дошло,другу стало нехорошо и петь он не вышел.Романс-не увидел свет.А вскоре-друг умер…,как будто предчувствуя близкий конец-он принес именно этот поэтический текст.
Стихи же -тогда просто потрясли меня..Вот они:
ВОСПОМИНАНИЕ
Здесь, у этого колодца,
Поднесла ты мне две розы.
Я боялся страсти томной —
Алых роз твоих не принял.
Я сказал: «Прости, Алина,
Мне к лицу венок из лавров
Да серебряные розы
Размышлений и мечтаний».
Больше нет Алины милой,
Пересох давно колодец,
Я ж лелею одиноко
Голубую розу — старость.
Скоро в домик мой сойдутся
Все соседи и соседки
Посмотреть, как я забылся
С белой, томной розой смерти.»
Сегодня я неожиданно для себе-нашла не только дату рождения Владислава Ходасевича,но и время его рождения.
Владислав Ходасевич родился 28 мая 1886 года в 9 -29 утра в Москве(55,45 — 37,35)
За «учебники» я взяла «Астрологию творчества» Семиры и Веташ и книгу «Астрология» Мадлен Гервик-Бродер
Просьба бить не очень сильно,особенно по голове,потому что Зеленых мышей-занесли в Красную книгу…
«Луна — планета непосредственных движений души — традиционно считается самой поэтической планетой: поэтом становится тот, кто может выразить душевные вибрации наружу. Поэзия — это самораскрытие, поэт искренен, и потому Луне помогает Марс: аспект этих планет в гороскопе — наиболее надёжный показатель поэтических способностей. Однако для качественных стихов нужно не только это, и Луна в гороскопах поэтов часто встречается в сочетании с другими планетами: Венера даёт ей красоту формы, Сатурн помогает фиксировать ощущения, Уран отвечает за ясность осознания внутренних эмоций, Нептун — за музыкальность, а Плутон — за эмоциональную наполненность стиха.»
(«Астрология творчества» )
Рассмотрим положение планет в знаках и домах гороскопа.
Солнце-в одиннадцатом доме гороскопа в знаке Близнецов.Близнецы бывают веселыми,остроумными,быстрыми…11 дом-показывает степень активности человека в коллективных мероприятиях,степени популярности в обществе,стремления сделать что-то важное и нужное для людей на этом поприще.
Действительно,если посмотреть биографию поэта,то -он все время » на гребне волны»,в центре-общественной деятельности:с 1910-е он выступает и как критик, к мнению которого прислушиваются: помимо откликов на новые издания мэтров символизма, он рецензирует сборники литературной молодёжи. Длительные (с 1904) отношения связывают Xодасевича с Андреем Белым, он видел в нём человека, «отмеченного… несомненной гениальностью», в 1915 через поэта Б. А. Садовского сближается с М. О. Гершензоном, своим «учителем и другом».
После революции Xодасевич пытается вписаться в новую жизнь, читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте (прозаический диалог «Безглавый Пушкин», 1917, — о важности просветительства), работает в театральном отделе Наркомпросса и т.д. и т.д.
Знак Близнецов-особенно ощущается в этих строчках:
Должно быть, жизнь и хороша,
Да что поймешь ты в ней, спеша
Между купелию и моргом,
Когда мытарится душа
То отвращеньем, то восторгом?
(противопоставление добра-зла,черного-белого)
Хорошие стихи меня томят,
Плохие же так милы почему-то:
Они души не жалят, не язвят,
В них теплота домашнего уюта.
Вот — истинно приятный лимонад.
Для гениев всего одна минута
Есть у меня. Зато бездарность…- о,
Я вечер целый трачу на нее.
Луна и Венера-в знаке Овна,9 и 10 дома гороскопа..
Девятый дом-внутренний мир,филосовские убеждения,искренность и открытость…Луна в Овне-это дерзость,вспыльчивость,прямота и спонтанностьВенера в Овне-эгоистична и смела,в то же время она очень артистична..В то же время-десятый дом способствует становлению артистической и литературной популярности,поездкам.
Выходи, вставай, звезда,
Выгибай дугу над прудом!
Вмиг рассечена вода
Неуклонным изумрудом.
Ты, взнесенная свеча,
Тонким жалом небо лижешь,
Вкруг зеленого меча
Водяные кольца движешь.
Ты вольна! Ведь только страсть
Неизменно цепи множит!
Если вздумаешь упасть,
Удержать тебя кто может?
Лишь мгновенная струя
Вспыхнет болью расставанья.
В этот миг успею ль я
Прошептать мои желанья?
Душа моя — как полная луна:
Холодная и ясная она.
На высоте горит себе, горит —
И слез моих она не осушит;
И от беды моей не больно ей,
И ей невнятен стон моих страстей;
А сколько здесь мне довелось страдать —
Душе сияющей не стоит знать.
Меркурий и Нептун вТельце,в 10 доме..
Это предполагает творческую карьеру,интуицию,воображение,успешную литературную,поэтическую,общественную деятельность.Они ясно излагают свои цели и задачи,их речь-проста и выразительна,они хорошие ораторы и литераторы,критики..
Вечерних окон свет жемчужный
Застыл, недвижный, на полу,
Отбросил к лицам блеск ненужный
И в сердце заострил иглу.
Мы ограждались тяжким рядом
Людей и стен — и вновь, и вновь
Каким неотвратимым взглядом,
Язвящим жалом, тонким ядом
Впилась усталая любовь!
Слова, и клятвы, и объятья
Какой замкнули тесный круг,
И в ненавидящем пожатье
Как больно, больно — пальцам рук!
Юпитер 26Дев04 в изгнании — 3 дом
Сатурн 7Рак18 в изгнании — 11 дом
Сатурн в Раке-это урок,который необходимо пройти.Сатурн -в Раке ищет признание окружающих,но вынужден все делать сам,опираясь только на свою интуицию и опыт..Юпитер в Деве говорит о прогматическом росте,методичности и настойчивости в достижениии целей.
Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить гулять,
И твердо знаю, что народу
Моих творений не понять.
Довольный малым, созерцаю
То, что дает нещедрый рок:
Вяз, прислонившийся к сараю,
Покрытый лесом бугорок…
Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени
Вокруг террасы и в саду.
Марс-в знаке Девы во втором доме-холодный,логичный,точный,Уран в Весах-в третьем доме,Плутон в Близнецах-в 10 доме..Люди в Плутоном в Весах-стремятся к гармонии и сотрудничеству.,их произведения наполнены плутонической энергией..Кардинально-мутабельные свойства..
Самая хмельная боль — Безнадежность,
Самая строгая повесть — Любовь.
В сердце Поэта за горькую нежность
С каждым стихом проливалась кровь.
Жребий поэтов — бичи и распятья.
Каждый венчался терновым венцом.
Тот, кто слагал вам стихи про объятья,
Их разомкнул и упал — мертвецом!
Будьте покойны!- всё тихо свершится.
Не уходите!- не будет стрельбы.
Должен, быть может, слегка уклониться
Слишком уверенный шаг Судьбы.
В сердце Поэта за горькую нежность
Темным вином изливается кровь…
Самая хмельная боль — Безнадежность,
Самая строгая повесть — Любовь!
Из аспектов-соединения Нептуна и Плутона,Солнца-Плутона-очень характерное для занятий мистикой,парапсихологией,Меркурия-Нептуна,квадратура Солнце-Марс,наполняющая энергетикой и силой,Тригоны,секстилиЛуна-Плутон,Луна-Нептун и др.
И,наконец,мое любимое стихотворение:
Итак, прощай. Холодный лег туман.
Горит луна. Ты, как всегда, прекрасна.
В осенний вечер кто не Дон-Жуан?-
Шучу с тобой небрежно и опасно.
Итак, прощай. Ты хмуришься напрасно:
Волен шутить, в чьем сердце столько ран.
И в бурю весел храбрый капитан.
И только трупы шутят неопасно.
Страстей и чувств нестрогий господин,
Я всё забыл. Прости: всё шуткой стало,
Мне только мил в кольце твоем рубин…
Горит туман отливами опала,
Стоит луна, как желтый георгин.
Прощай, прощай!.. Ты что-то мне сказала?
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Два завета
Мы видим образ, который Дух нам показывает, чтобы объяснить, почему есть два завета. Давайте порассуждаем.
Сын рабы
Мы читаем о нем, что он рожден по плоти. И все наши познания об этом дают нам ясное понимание, что это обычное рождение человека. Далее об этом сыне по плоти говорится, что он рожден от горы Синайской, от завета, который был на этой горе провозглашен. И соответствует НЫНЕШНЕМУ Иерусалиму. Иерусалим – столица Израиля. Именно израильтяне заключали завет на горе Синай и имели символы этого завета в Иерусалиме, в храме, в ковчеге. Можем сделать небольшой вывод – Авраам, отец многих народов, имел двух сыновей. Один из них рождался через завет с Богом, который был утвержден на горе Синай и подчинялся закону и поэтому находится в рабстве.
Сын свободной
Это тот, кто рожден по обетованию, и в Слове мы видим СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ действие для рождения Исаака – Сарра ФИЗИЧЕСКИ не могла родить ребенка. Слово говорит, что мы дети по обетованию, то есть рожденные сверхъестественным образом, БЕЗ УЧАСТИЯ ПЛОТИ.
Гонение
… Но, как тогда рожденный по плоти гнал по духу, так и ныне…
Иудеи сегодня и ранее гнали христиан. Они не принимали того, что они дети по плоти. Не принимали ПЕРВЕНСТВО христиан, не могли смириться с тем, что они поставлены ниже. Очень важно увидеть, ЧТО это за гонение. Это НЕ гонение ЭТОГО МИРА за проповедь Христа. Это гонение тех, кто имеют связь со старым заветом. Они всегда будут говорить о своём превосходстве над вами, потому что они раньше родились, первенцы, имеют Слово от Бога. Они всегда будут учить о том, что ветхий завет имеет главенство и очень многие сегодня связывают наши обетования с ветхим заветом. Но это не так. Два завета не могут иметь одинаковую юридическую силу.
Что говорит Писание?
К сожалению, это место Писания было в темные века интерпретировано по плоти и евреев стали отовсюду гнать, убивать. Уничтожалась религия иудейская, обряды… давайте внимательно прочитаем.
Изгони рабу
Агарь — это та самая раба, образ которой использует Павел. Она рождает в рабство, она рождает по плоти. По закону ты мог войти в общество Израильское, если соблюдал заповеди, делал обрезание. То есть, по плоти, ты мог стать частью народа Божьего. То есть Агарь – это тот самый закон, который РОЖДАЛ, благодаря которому ПОЯВЛЯЛИСЬ последователи закона. Этот закон рождал в рабство, потому что открывал нашу греховность
Выполнение обрядов — это и было рождение в семью. Сегодня, к сожалению, многие стараются подражать еврейским традициям, как бы причисляя себя к народу избранному. Но на практике получается обратное — они теряют то, что получили от Христа — …отпали от Христа, отпали от благодати. Получается, что изгнать рабу – это ЗНАЧИТ ИЗГНАТЬ ЗАКОН, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕГО.
Изгнать сына Агари
…Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной…
Почему я должен изгнать сына – потому что он НЕ БУДЕТ НАСЛЕДНИКОМ ВМЕСТЕ СО СМНОЙ, рожденным по обетованию. Выше мы читали.. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…
Что я должен сделать? Как это делали Апостолы? Делал ли это Иисус?
Из человека должно было исчезнуть то, что вело его к смерти – человек должен был умереть.
Другими словами, ВСЯКОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАКОНА должно было исчезнуть. И самый простой способ – смерть.
Смерть именно потому, что ПЛОТЬ И КРОВЬ НЕ НАСЛЕДУЮТ ЦАРСТВА. Наш духовный человек НЕ БУДЕТ иметь НАСЛЕДИЕ с нашей плотью и кровью.
Апостолы
Мы видим, что Апостолы изгоняли из Церкви подобного рода учения. Закон более не имел права на существование среди тех, кто умер и воскрес со Христом.
Как вывод
Изгнать рабу – изгнать то, что рождает в рабство – то есть старый завет с его законами и заповедями. И осознать, что у нас теперь новое рождение с новым учением, которому мы должны стать послушны.
Изгнать сына – то, что было рождено, плод, а значит смерть, рабство, потому что именно смерть произвел закон. Мы отказываемся от влияния на нас греха, который проявлялся через закон. Мы духовные, мы – новое творение.
Мы дети свободной
Сам Павел был частью старого завета, рожденный от Агарь, от рабства. Но теперь пришла вера и мы стали свободны через ИЗГНАНИЕ как того, что связывало – закона, так и плода – рабства.
Раньше люди делились на тех, кто принял закон, завет и стал частью народа Божьего, и язычников. Ныне всё по-другому.
Я принадлежу Христу и ПОЭТОМУ являюсь наследником.
Добавить комментарий