Радуга в Библии

3. Бог создает радугу как символ Своего завета с человеком

(Быт. 9:11-13) Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею.

Большинство людей знают, что такое радуга, и слышали некоторые истории, связанные с радугой. Что касается библейскую истории про радугу, некоторые люди верят этому, другие считают, что это легенда, а третьи вообще не верят. Как бы то ни было, все, что случилось по отношению к радуге – это все то, что когда-то сделал Бог, и то, что произошло в процессе Божьего управления человеком. Эти вещи с точностью были записаны в Библии. Эти записи не говорят нам о том, какое настроение было у Бога в то время или какие намерения крылись за словами, изреченными Им. Кроме того, никто не может по достоинству оценить то, что чувствовал Бог, когда Он произносил эти слова. Тем не менее, Божий настрой относительно всего этого открывается между строками текста. Будто бы Его мысли того времени выпрыгивают со страницы в каждом слове и фразе Божьего слова.

Изначально Бог создал человечество, которое в Его глазах было весьма хорошим и близким к Нему, но они были уничтожены в результате потопа после того, как восстали против Него. Было ли больно ли Богу, что такое человечество просто мгновенно исчезло? Конечно, Ему было больно! Так как же Он выражал эту боль? Как это было записано в Библии? В Библии это записано так: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Это простое предложение раскрывает Божьи мысли. Разрушение мира причинило Ему большую боль. Говоря человеческим языком, Бог был очень опечален. Можно себе представить: как выглядела после разрушения потопом земля, некогда полная жизни? Как выглядела на тот момент земля, некогда изобиловавшая человеческими существами? Нет ни человеческих жилищ, ни живых существ – кругом вода и полный хаос на поверхности воды. Была ли такая сцена изначальным замыслом Бога, когда Он сотворил мир? Конечно же, нет! Изначальный замысел Бога заключался в том, чтобы видеть жизнь по всей земле, чтобы видеть человеческие существа, которые Он создал для поклонения Ему, а не только чтобы Ной был единственным поклоняющимся Ему и тем одним, кто мог бы ответить на Его призыв закончить то, что ему было поручено. Когда человечество исчезло, Бог увидел не то, что изначально задумал, а полную противоположность. Как же могло не болеть Его сердце? Поэтому, когда Бог открывал Свой характер и выражал Свои эмоции, Он принял решение. Какое решение Он принял? Сделать дугу в облаке (заметьте: ту радугу, которую мы видим) как завет с человеком, как обещание, что Бог больше не разрушит человечество потопом. В то же время она должна была рассказать людям о том, что Бог когда-то разрушил мир потопом, чтобы человечество вечно помнило, почему Бог так сделал.

Было ли уничтожение мира на этот раз тем, чего Бог хотел? Это было определенно не то, чего Бог хотел. Мы можем представить себе небольшую часть жалкого зрелища, которое представляла собой земля после разрушения мира, но мы не можем даже близко себе представить, что это была за картина в то время в Божьих глазах. Можно сказать, что не нынешние, ни тогдашние люди – никто не способен представить или оценить то, что Бог испытывал, когда Он увидел эту картину, этот образ мира после уничтожения его потопом. Бог был вынужден это сделать из-за человеческого непослушания, но боль, переживаемая в сердце Бога из-за разрушения мира потопом – это реальность, которую никто не может понять или оценить. Вот почему Бог заключил завет с человечеством, который был напоминанием людям, что некогда Бог сделал что-то подобное, и чтобы поклясться им, что Бог больше никогда таким способом не разрушит мир. В этом завете мы видим Божье сердце, мы видим, что Божье сердце болело, когда Он уничтожил человечество. Говоря человеческим языком, когда Бог уничтожил человечество и увидел, что оно исчезает, Его сердце плакало и истекало кровью. Разве это не лучшее описание случившегося? Эти слова используются людьми для того, чтобы проиллюстрировать человеческие эмоции, но поскольку человеческий язык недостаточно выразительный, использование их для описания Божьих чувств и эмоций, как представляется, не так уж и плохо для Меня и не является чрезмерным. По крайней мере оно дает очень яркое, очень уместное понимание того, какое настроение было в то время у Бога. О чем вы будете думать теперь, когда снова увидите радугу? По крайней мере вы вспомните, что Бог однажды был в скорби после того, как разрушил мир потопом. Вы вспомните, как, хотя Бог ненавидел этот мир и презирал это человечество, когда Он уничтожил человеческие существа, которые Он создал своими руками, болело Его сердце, не хотело отпускать, колебалось и обнаруживало, что это трудно вынести. Его единственным утешением была семья Ноя из восьми человек. Именно сотрудничество Ноя сделало Его напряженные усилия по созданию всего нового оправданными. В то время, когда Бог страдал, это было единственным, что могло компенсировать Его боль. С этого момента Бог возложил все Свои ожидания от человечества на семью Ноя, надеясь, что они смогут жить под Его благословением, а не под проклятьем, надеясь, что они никогда не увидят, как Бог снова уничтожит мир потопом, и также в надежде, что они тоже не будут уничтожены.

Какую сторону Божьего характера нам нужно понять из этого? Бог презирал человека, потому что тот был во вражде с Ним, но в Его сердце забота, участие и милость по отношению к человечеству оставалась неизменной. Даже когда Он уничтожил человечество, Его сердце оставалось неизменным. Когда человечество было полно растления и было непокорным Богу в определенной степени, Богу пришлось по причине Своего характера и Своей сущности и в соответствии со Своими принципами уничтожить это человечество. Но из-за Своей сущности Бог все-таки жалел человечество и даже хотел использовать различные пути для его искупления, чтобы оно могло продолжать жить. Вместо этого человек противодействовал Богу, продолжал не повиноваться Ему и отказался принимать Божье спасение, то есть отказался принять Его добрые намерения. Независимо от того, как Бог взывал к ним, напоминал им, снабжал их, помогал им или терпел их, человек не понимал и не ценил это, он даже не обращал внимания. В Своей боли Бог по-прежнему не забывал проявлять к человеку Свою максимальную терпимость, ожидая, что человек изменится. После того, как Он достиг Своего предела, Он без всяких колебаний сделал то, что был должен. Иными словами, существовал определенный период времени и процесс с того момента, когда Бог запланировал уничтожение человечества и до официального начала Его работы по разрушению человечества. Этот процесс существовал, чтобы дать человеку возможность обернуться, и это был последний шанс, который Бог дал человеку. Так что же Бог делал в этот период перед уничтожением человечества? Бог проводил большой объем напоминающей и побудительной работы. Несмотря на такую боль и печаль, которые испытывал Бог, Он продолжал проявлять заботу, участие и избыточную милость по отношению к человечеству. Что же мы видим из этого? Несомненно, мы видим, что Божья любовь к человечеству реальна и что она не просто слова. Она подлинная, ощутимая и существенная, а не поддельная, измененная, лживая и претенциозная. Бог никогда не использует обман и не создает ложный образ, чтобы люди увидели, что Он милый. Он никогда не использует ложные показания, чтобы дать людям увидеть Свою привлекательность и святость. Разве эти аспекты Божьего характера не достойны любви человека? Разве они не достойны поклонения? Разве ими не стоит дорожить? На данный момент Я хочу спросить вас: услышав эти слова, думаете ли вы, что Божье величие – это всего лишь слова на листе бумаги? Разве Божья привлекательность – всего лишь пустые слова? Нет! Безусловно, нет! Божье превосходство, святость, терпимость, любовь и так далее – все эти различные аспекты Божьего характера и сущности вводятся в действие каждый раз, когда Он делает Свою работу, воплощенные в Его воле по отношению к человеку, и также исполненные и отраженные в каждом человеке. Независимо от того, чувствовали ли вы это раньше, но Бог заботится о каждом человеке всеми возможными способами, используя Свое искреннее сердце, мудрость и различные методы, чтобы отогреть сердце каждого человека, и чтобы пробудить дух каждого человека. Это бесспорный факт. Неважно, сколько людей сидит здесь, у каждого человека есть различный жизненный опыт и чувства к Божьей терпимости, терпению и привлекательности. Эти впечатления и чувства о Боге и признательность Ему – в общем, все эти положительные аспекты – от Бога. Поэтому, интегрируя опыт и знания всех о Боге и сочетая их с нашим прочтением этих библейских отрывков сегодня, сложилось ли у вас более реальное и правильное понимание Бога?

Бог создал человечество; независимо от того, обольщены ли они или следуют за Ним, Бог обращается с человеческими существами как с дорогими Ему людьми или, как сказали бы человеческие существа – как с близкими Ему людьми, а не с игрушками. Хотя Бог говорит, что Он Творец и что человек – Его творение, что может звучать как существенная разница в званиях, в действительности же все, что Бог сделал для человечества, намного превосходит отношения такого характера. Бог любит человечество, заботится о нем и проявляет участие к нему, а также постоянно и непрестанно обеспечивает человека средствами к существованию. Он никогда не чувствует в Своем сердце, что это дополнительная работа или нечто, заслуживающее похвалы. Он также не считает, что спасение людей, снабжение их и дарование им всего является огромным вкладом в человечество. Он просто обеспечивает человечество необходимым тихо и спокойно, по-своему, посредством Своей собственной сущности и того, Кто Он есть и чем обладает. Независимо от того, какие объемы снабжения и сколько помощи человечество получает от Него, Бог никогда не думает о похвале и не пытается присвоить себе заслугу. Это определяется сущностью Бога и также является истинным выражением Божьего характера. Именно поэтому, независимо от того, Библия ли это или любая другая книга, мы никогда не застанем Бога за тем, чтобы Он выражал Свои мысли, и никогда не застанем Бога за тем, чтобы Он описывал или объявлял людям, почему Он делает то или иное и почему Он так заботится о человечестве для того, чтобы побудить человечество быть благодарным по отношению к Нему или хвалить Его. Даже когда Ему больно, когда Его сердце находится в невыносимой боли, Он никогда не забывает Свои обязанности по отношению к человечеству, в то время как Он переносит эту боль и мучения в одиночестве и в тишине. Напротив, Бог, как всегда, продолжает обеспечивать человека всем необходимым. Даже несмотря на то, что человечество часто прославляет Бога и свидетельствует о Нем, такого поведения Бог не требует. Это происходит потому, что Бог никогда не предполагает, что любое добро, которые Он творит для человечества, можно обменять на благодарность или отплатить. С другой стороны, те, кто боятся Бога и избегают зла, те, кто истинно следует Богу, слушают Его и преданы Ему, а также те, кто повинуется Ему, – это те люди, которые зачастую получают Божьи благословения, и Бог безусловно ниспошлет такие благословения. Более того, благословения, которые люди получают от Бога, часто выходят за рамки их воображения, а также за рамки всего, что человеческие существа могут обменять на то, что они сделали или за ту цену, которую заплатили. Когда человечество наслаждается Божьими благословениями, бывает ли кто-то небезразличен к тому, что делает Бог? Проявляет ли кто-либо заботу о том, как себя чувствует Бог? Пытается ли кто-либо понять Божью боль? Вот точный ответ на эти вопросы: нет! Может ли какое-нибудь человеческое существо, включая Ноя, ценить боль, которую чувствовал Бог в тот момент? Может ли кто-нибудь понять, почему Бог установил завет? Не может! Человечество не отдает должное Божьей боли не потому, что они не могут понять ее, и не из-за пропасти между Богом и человеком или разницы в их статусе; это, скорее, потому что человечеству вообще нет дела до Божьих чувств. Человечество думает, что Бог независим – что Богу не нужны люди, чтобы заботиться о Нем, понимать Его либо оказывать Его уважение. Бог есть Бог, поэтому у Него нет боли, нет эмоций, Ему не будет грустно, Он не чувствует печали, Он даже не плачет. Бог есть Бог, поэтому Ему не нужны никакие выражения эмоций, и Ему не нужно эмоциональное утешение. Если Ему не нужны эти вещи в определенных обстоятельствах, тогда Он Сам решит все и не будет требовать никакой помощи от человечества. И наоборот, именно слабые, незрелые люди нуждаются в Божьем утешении, обеспечении, поддержке и даже в Его успокоении их эмоций в любое время, в любом месте. Такая мысль глубоко прячется в сердцах человечества: человек слаб, он нуждается в том, чтобы Бог заботился о нем во всех отношениях, он заслуживает всего участия со стороны Бога, и он должен требовать от Бога всего, что, по его мнению, ему необходимо иметь. Бог силен, у Него есть все, и Он должен быть попечителем человечества и дарителем благословений. Поскольку Он уже Бог, Он всемогущ и никогда не нуждается ни в чем от человечества.

Так как человек не обращает внимания ни на одно из Божьих проявлений, он никогда не чувствовал Божью печаль, боль или радость. Но в то же время Бог знает все человеческие выражения как свои пять пальцев. Бог восполняет нужды каждого во все времена и везде, наблюдая за изменяющимися мыслями каждого человека и таким образом утешая, и назидая их, и ведя, и просвещая их. Касательно всего, что Бог сделал для человечества, и цены, которую Он заплатил за них, могут ли люди найти отрывок в Библии или из сказанного Богом до настоящего момента, где четко говорится о том, что Бог требует что-то от человека? Нет! Напротив, независимо от того, как люди игнорируют Божье мышление, Он все еще неоднократно ведет человечество, постоянно снабжает человечество необходимым и помогает им, чтобы позволить им следовать Божьим путем, чтобы они могли получить прекрасное место назначения, которое Бог уготовил для них. Когда дело заходит о Боге, о том, кем Он является и чем обладает, Его благодать, милость и все Его награды будут ниспосланы на тех, кто любит Его и следует за Ним. Но никогда ни одному человеку Он не открывает перенесенную Им боль или состояние Его разума, и Он никогда не жалуется на то, что кто-то не был тактичен в отношениях с Ним или не знал Его волю. Он просто переносит все это в молчании, ожидая того дня, когда человечество будет в состоянии понять.

3 декабря, в рамках проекта «Воспитание души», реализуемого при поддержке Международного открытого конкурса «Православная инициатива», заведующая Русской библиотекой-филиалом №9 Данилова Елена Борисовна провела обзор православных периодических изданий для детей «Православная радуга». В подготовке и проведении мероприятия активное участие принимал настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев иерей Александр Фоменко.

Шестиклассники познакомились с православными журналами и газетами «Божий мир», «Православная радуга», «Шишкин лес», «Николушка»; узнали, кто их издает, каков их тираж, основные рубрики. Подробно изучили журнал «Православная радуга» №5 за 2014 год. Из рубрики «Светлые денечки» ребята узнали интересную информацию о святителе Луке Войно-Ясенецком, архиепископе Крымском и Симферопольском, зачитали текст о нем, составленный священником Димитрием Шишкиным.

Очень понравился детям ежемесячный познавательный журнал «Шишкин лес», который начал издаваться в 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Ребята с удовольствием читали вслух стихотворения Поликсены Соловьевой, интересные статьи о празднике Святой Троицы, о преподобном Феодоре Санаксарском.

Детская духовная периодика – большое и ценное подспорье родителям в воспитании у детей нравственных ценностей, любви к жизни и к Богу. Читая такие издания, дети познают основы Православия – веры, которая существует на Руси уже более 1000 лет, и которая помогает жить, развивать свою душу и нашим современникам.

Радужные облака — это относительно редкое оптическое явление. Его можно наблюдать во все времена года, однако особенно часто — осенью.

Эти облака могут быть окрашены во все цвета спектра. Они состоят из маленьких водяных капелек практически одинакового размера. Радужные облака появляются тогда, когда Солнце занимает определенное положение на небе, и при этом спрятано за достаточно плотными облаками, то любое (прозрачное) облако, находящееся вблизи него, может окраситься в спектральные цвета. В результате почти когерентной дифракции солнечного света на тонких облаках они окрашиваются в разные цвета, так как лучи света разных длин волн отклоняются по-разному. Поэтому свет разных длин волн приходит к наблюдателю с несколько различных направлений. Часто бывает так, что облака, вначале окрашенные в радужные цвета, становятся слишком плотными и неоднородными, к тому же удаляются от Солнца на большое расстояние.

Облако может стать радужным полностью или только по краям, может иметь тусклые цвета или очень яркие. В последнем случае нужно, чтобы капли облака были одинакового размера. Только тогда оно будет обладать насыщенными цветами.

Лучше всего это явление заметно на высоко-кучевых (особенно на высоко-кучевых чечевицеобразных) и перисто-кучевых облаках.

Радуга

Главная > Витамины для души > Символы >

Если идёт дождь, вглядись в неприглядную «стену» воды, и ты непременно увидишь рай в образе радуги. Радуга — это олицетворение всех красок жизни.

Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами. Во многих культурах она являлась знаком бесконечного милосердия Бога и его любви к людям.

С радугой ассоциируется небесная змея, поскольку она тоже может быть мостом между двумя мирами. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю. Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли.

В Китае радуга — небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян.

В Древней Индии радуга — это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» — это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары.

В исламе радуга состоит из четырех цветов — красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям.

В некоторых африканских мифах с радугой отождествляют небесную змею, которая служит стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.

Американские индейцы отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах.

У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. В специфических горных условиях Кордильер наблюдается удивительное природное явление: на фоне туманной дымки иногда возникает радуга, как бы обрамляя многократно увеличенное отражение самого наблюдателя. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.

В скандинавской мифологии «Биврёст» («трясущаяся дорога», «дрожащий путь») — радуга-мост, соединяющая небо и землю. Его охраняет страж богов Хеймдалль. Перед концом мира и гибелью богов мост рушится.

В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы.

В христианстве радуга символизировала прощение, пакт между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге. В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.

В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем. В некоторых местностях верят, что радуга — это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия ) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Радуга — впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба, а роскошные цвета, которыми сияет радуга, в представлении предков были драгоценным убором, в который облекается небесное божество.

Младшая Эдда
Отрывок

…Тогда спросил Ганглери: «Какой путь ведет с земли на небо?». Отвечал со смехом Высокий: «Неразумен твой вопрос! Разве тебе неизвестно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется мост Биврест? Ты его, верно, видел. Может статься, что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочен и сделан — нельзя искуснее и хитрее. Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше». Тогда молвил Ганглери: «Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают». Отвечал Высокий: «Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврест, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля».

Тогда Ганглери сказал: «Что можно поведать о Гибели Богов? Мне не довелось прежде слышать об этом». Высокий отвечает: «Много важного можно о том поведать. И вот первое: наступает лютая зима, что зовется Фимбульветр. Снег валит со всех сторон, жестоки морозы, и свирепы ветры, и совсем нет солнца. Три таких зимы идут сряду, без лета. А еще раньше приходят три зимы другие, с великими войнами по всему свету. Братья из корысти убивают друг друга, и нет пощады ни отцу, ни сыну в побоищах и кровосмешении. Так говорится об этом в «Прорицании вельвы»:

Братья начнут
Биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира.

И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба. И вслед за тем свершится вот что: задрожит вся земля и горы так, что деревья повалятся на землю, горы рухнут, и все цепи и оковы будут разорваны и разбиты. И вот Фенрир Волк на свободе, и вот море хлынуло на сушу, ибо Мировой Змей поворотился в великанском гневе и лезет на берег. И вот поплыл корабль, что зовется Нагльфар. Он сделан из ногтей мертвецов. Потому-то не зря предостерегают, что всякий, кто умрет с неостриженными ногтями, прибавит материала для Нагльфара, а боги и люди желали бы, чтобы не был он скоро построен. Но плывет Нагльфар, подхвачен морем. Правит им великан по имени Хрюм. А Фенрир Волк наступает с разверстою пастью: верхняя челюсть до неба, нижняя-до земли. Было бы место, он и шире бы разинул пасть. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. Мировой Змей изрыгает столько яду, что напитаны ядом и воздух, и воды. Ужасен Змей, и не отстанет он от Волка. В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Бивресту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид. Туда же прибывают и Фенрир Волк с Мировым Змеем. Локи тоже там, и Хрюм, а с ним все инеистые великаны. За Локи же следуют спутники Хель. Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско. Поле Вигрид простирается на сто переходов в каждую сторону.

Когда свершились все эти события, встает Хеймдалль и трубит громогласно в рог Гьяллархорн, будит всех богов, и они собираются на тинг. Вслед за тем Один скачет к источнику Мимира и испрашивает совета у Мимира для себя и своего воинства…

Источник: «Младшая Эдда», Научно-издательский центр «Ладомир», Москва, 1994г., стр. 29-30, 90

Высокий образ

Как солнце — Гелиос Эллады —
Летит, Вселенной свет неся,
И мечет огненные взгляды,
Да покорится все и вся,
И, видя всю в слезах Ириду,
К ней направляет сноп лучей,
Чтоб с небесных глаз обиду, —
Но слезы льются горячей,
И бог мрачней, и едва ли
Ему не горше в этот час, —
Лучом любви, гонцом к печали,
Целует, пьет он капли с глаз,
И, покоряясь мощи взора,
Она глядит на небосклон,
И капли уж не капли скоро,
Но в каждой — образ, в каждой — он,
И вот, в венке цветистой арки,
Светлеет горней девы лик.
Он к ней летит, могучий, яркий,
Увы! он деву не настиг.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

***

С радугой манит меня игра
на арфе в недвижных тучах,
музыка золота и серебра
над вечным сияньем жгучим.

В скрещенье этих лучей
двойных я бы думы свои озвучил:
высокую облачность дней моих
с радугой на небесной круче;

тебя, негаснущий окоем,—
виденье ночей летучих,
твое отраженье в сердце моем,
мое устремленье к тучам.

Хуан Рамон Хименес

LiveInternetLiveInternet

Радуга – кто не видел, не любовался этой разноцветной дугой!!
Немного интересных фактов о радуге, известных и неизвестных.
Ра́дуга — атмосферное оптическое явление, наблюдаемое обычно после дождя. Она выглядит как дуга, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый,зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти семь цветов — основные, но на самом деле цвета эти в радуге переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, взвешенных в воздухе. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов. Фиолетовый цвет отклоняется сильнее красного.

Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как часть окружности, чем выше точка зрения, тем радуга полнее — с горы или самолёта можно увидеть и целую окружность.
Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.
Обычно наблюдается простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, с самолёта — перевёрнутую или даже кольцевую, а в определённых местах (в основном в США) — лунную радугу.
Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, обычно в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон, для которого число 7 имело специальное символическое значение. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра ещё два.
Для запоминания их последовательности есть мнемонические фразы, первые буквы каждого слова в которых соответствуют первым буквам названия цвета (глядя сверху-вниз по радуге, снаружи-внутрь дуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый).

  • Как однажды Жак-звонарь головой (городской) сломал фонарь.
  • Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

И более современный вариант:

  • Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп.!!!

Радуга в мифологии и религии

  • В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединяющий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).
  • В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.
  • В древнегреческой мифологии — дорога Ириды, посланницы между мирами богов и людей.
  • По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
  • Ирландскийлепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.
  • По чувашским поверьям, если пройти сквозь радугу, то можно поменять пол.
  • В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите — брит) Бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет (глава бейрешит).
  • В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите — брит) Бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет (глава бейрешит).

Радуга и ассоциированные термины

  • Ирис — цветок с богатой гаммой цветов,
  • Иридий — металл, цвета соединений которого дают практически полную радугу,
  • Радужная оболочка глаза по-латыни — ирис,
  • Ирисовая диафрагма напоминает сектора радуги.
    Радуга как символ.
  • Семицветная радуга изображена на флаге Еврейской автономной области.
  • Корабли всемирной природоохранной организации «Гринпис» носят название «Rainbow Warrior» (англ. Воин Радуги).
  • В XX веке флаг цветов радуги (шестицветной) стал символом гомосексуального движения

Флаг империи инков и города Куско

В Древнем Перу (империи инков) проводилась связь радуги со священным Солнцем, и правители инков носили её изображение на своих гербах и эмблемах. Цвета радуги использовались в знамениимперии инков. Сегодня это официальный (с 1978 г.) флаг города Куско (Перу)
Картинка!!!Радуга над водой!.
Хочу всем пожелать!
Так пусть наша жизнь будет яркой и многоцветной, как радуга!!