Распятие Иисуса Христа икона

Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров

Г. Дорэ «Долина слез»

В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.

Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.

Эль Греко «Иисус Христос»

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)

Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»

В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)

Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»

Моление о чаше. Настенная роспись храма.

Людовико Караччи «Моление о чаше»

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)

Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»

…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)

Караваджо «Поцелуй Иуды»

Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент

Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)

А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»

Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)

Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»

Маэста «Христос перед Пилатом»

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)

Карл Блох «Иисус в терновом венце»

Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»

Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»

Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»

Жеан Ресто «Страсти Христовы»

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)

Антонио Чизери «Се Человек»

И. Глазунов «Распни Его»

И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»

Тициан «Се Человек»

Ботичелли «Иисус»

То ж не була вузесенька стежина.

Там цілі юрми сунули туди.

І плакала Марія Магдалина,

Що не подав ніхто Йому води.

Спішили верхи. Їхали возами.

Похід розтягся на дванадцять верст.

І Божа Мати плакала сльозами —

Та поможіть нести ж Йому той хрест!

Чи ви не люди?! Що за чудасія,

Дають старцям, підсаджують калік,

А тут же йде, ну, добре, не Месія,—

Людина просто, просто Чоловік!

Юрма гуде і кожен пнеться ближче.

Хтось навіть підбадьорює: терпи,

Вже он Голгофа, он Череповище! —

Хрущали під ногами черепи.

Сказати б, зброя, це хіба єдине?

Так що б зробили стражники юрбі?

А в юрмах тих малесенька Людина

тягла хреста важкого на Собі.

І хоч би хто! Кому було до того?

Всі поспішали місце захопить.

Воно ж видніше з пагорба крутого,

Як Він конає, як Вій хоче пить.

І Він упав. І руки аж посиніли.

Тоді знайшовся добрий чоловік:

Наморений ідучий з поля Симон,

Що йшов додому в протилежний бік.

Коли ж звершилась вся ця чорна справа,

І люди вже розходилися ті, —

От парадокс: заплакав лиш Варава,

Розбійник, не розп’ятий на хресті.

Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,

Чи втямив, темний, раптом щось нове:

Що Божий Син таки іде на страту,

а він, розбійник,— він таки живе.

Ліна Костенко

перевод на русский:

Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.

И толпы шли, не ведая беды.

И плакала Мария Магдалина, —

никто не подал бедному воды.

Верхом спешили, ехали возами.

И кто-то, поучая, поднял перст.

И Богоматерь плакала слезами —

хотя б один помог нести тот крест.

Что вы за люди?! (Ослики трусили)

Даете нищим, любите калек.

А здесь идет пусть даже не Мессия,

пусть человек, пусть просто человек.

Толпа гудит. Унылые пейзажи.

Никак не успокоится толпа.

Голгофа — череп. Под ногами стражи,

как скорлупа, хрустели черепа.

Оружие у стражи, будто сеча.

Что сделали бы стражники толпе?

А в толпах тех избитый человечек

нес крест тяжелый, бедный, на себе.

Бог не пошлет вам, нелюди, другого.

Места спешили лучше захватить.

Виднее лучше из холма крутого,

как он доходит, как он хочет пить.

И он упал. Затрепетал от боли.

Поступку доброму в веках цвести:

усталый Симон шел домой из поля,

помог он крест тяжелый донести.

Конец всему. Расходится орава.

А он повис, казненный, в высоте.

Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,

разбойник, не распятый на кресте.

Пилат был края прокуратор пятый.

Варавва осознал, что спас живот,

что Божий Сын казнен, застыл распятый,

а он, разбойник, — все-таки живой.

Лина Костенко

Перевод Николая Старусева

Джимпетрино «Несение креста»

Тициан «Несение креста»

Эль Греко «Христос, несущий крест»

Тициан

Паоло Веронезе «Несение креста»

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)

К. Штейнберг «На Голгофе»

Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»

В. Васнецов «Распятый Христос»

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).

М. Нестеров «Распятие»

Лифферинкс Йоссе «Распятие»

Кук ван Альст, Питер «Распятие»

Карл Блох «Распятый на кресте»

Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)

В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»

В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)

Дучо ди Буонисенья

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).

Рафаэль «Снятие со креста»

Рубенс «Снятие со креста»

Рембрандт «Оплакивание Христа»

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)

В. Васнецов

Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»

Дирк Бои

Карл Блох «И положили его во гробе»

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).

П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»

…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)

Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.

Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.

От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.

Три наибольших болезни Мои были таковы:

– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.

– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.

– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»

Из книги «Великое зерцало»

Символы и образы смерти в европейском искусстве.

первые визуальные образы смерти появились только спустя более 1000 лет после падения Римской империи. Естественно, что они имели прежде всего христианский характер. Это были сюжеты, связанные с распятием Иисуса. Следующим популярным изображением стала так называемая Мертвая (адамова) голова: череп с перекрещенными под ним костями. Она напоминала о том, что человек смертен. Впоследствии образ средневековой смерти не раз менялся.

Вначале европейские христиане представляли ее в виде апокалиптического всадника, который летит над землей и низвергается на людей. В раннем Средневековье были даже вполне симпатичные персонажи, олицетворяющие гибель: темный крылатый гений с погасшим факелом, печальная женщина в трауре или ангел, уносящий душу в небеса.

Потом восприятие смерти искусством изменилось, ее стали изображать отвратительной. Появились рисунки страшной греческой демонессы Эринии – уродливой, с огромными крыльями нетопыря. В ХIV веке она заменяется демоном или чертом. Примерно тогда же в изобразительной символике Европы появился знаменитый образ смерти в виде скелета с косой: рокового жнеца. Иногда он, как римский Плутон, держал в руке трезубец.

Другими его атрибутами могли быть лук со стрелами или меч, а также песочные часы, которые напоминали о конечности земной жизни. А в конце ХIV века смерти-скелету стали придавать игровое, даже комическое значение. Это было связано с массовой гибелью европейцев в результате чумовых эпидемий, от которых не могли спастись ни аристократы, ни простолюдины. Именно тогда и вошла в моду особая эстетика смерти, которая всегда рядом. Она играет и «пляшет» с живыми и в конце концов всегда одерживает над ними победу.

Очень распространенным в литературе, фреске и мозаике стал сюжет «Три живых и три мертвых» о том, как трое знатных юношей встретили 3-х мертвецов, при жизни занимавших высокое положение в обществе. Смысл этой картинки был как раз в том, что смерть неизбежна, а все мирские наслаждения – лишь миг и иллюзия. Потом появились сюжеты танцев и триумфа смерти. Они рисовались везде, даже на заборах.

На них смерть-скелет танцевала с детьми и взрослыми, мирянами и аббатами, богатыми и бедными. Все принимают участие в плясках со смертью, и все в конце концов становятся ее жертвами: гибель уравнивает неравных. Этот сюжет был таким популярным, что его ставили во всех европейских театрах, создавая красочные музыкальные представления. Другие картины – о триумфе смерти – изображали ее на колеснице, сметающей все без разбора на своем пути. Они подчеркивали фатальность, неизбежность конца.

Образ смерти очень неоднозначен не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в философии. Существует множество его интерпретаций. Различные направления и течения в философии по-разному трактуют смерть. Искусство постоянно обращается к данной теме. Можно говорить о связи между философией и искусством. Эта связь позволяет более глубоко вникнуть в суть их взаимоотношений. Ещё в средневековой поэзии странствующие сказители в своих произведениях часто обращались к теме смерти, как бы пытаясь ответить на философский вопрос: «Почему перед тобой все равны?». Действительно, смерть уравнивает всех: богатых и бедных, царей и нищих.

Не следует забывать об огромном влиянии различных мифов и мифологии в целом на такое явление в искусстве как образ смерти. Художники всегда обращались и будут обращаться к этой теме несмотря ни на что. Но мифология, описывая смерть, вносит свои коррективы в сознание творящего человека. Таким образом, мифы оказывают воздействие на формирование данного образа. Ведь именно из них взяты многие описания самой Смерти, загробной жизни и т.п. В мифах люди предугадывают своё будущее или объясняют прошлое – то, что нельзя понять рационально, логично.

Смерть – явление неизбежное, которая не минует ни богатого, ни бедного. На вопрос «Что ждёт всех там, за чертой, где находится смерть?» в первую очередь пытаются ответить все верования и религии народов. Ученые-философы пытаются осмыслить проблему смерти уже много столетий. Свое видение вопроса предлагают и многие живописцы. Раскрывают они эту тему как с трагической стороны, то есть, отображая художественными средствами смерть на Земле, так и с мистической, показывая потустороннюю жизнь в том виде, как они себе это представляют. Но, как бы это ни выглядело, такая тема очень неоднозначна в понимании для конкретного человека, обратившегося к этой теме. Её сложность состоит в необычном восприятии зрителем образа, созданного автором. Ведь всё, что знает обычный человек о смерти, либо подсмотрено из жизни, либо взято из всевозможных религиозных верований или творений различных авторов – писателей и художников. Сегодня огромнейшее влияние на формирование образа смерти в сознании людей оказывают созданные художниками картины на эту тему. Сильное воздействие в современном мире информации также оказывают живопись, графика, фотография и, безусловно, театр и кино. Поэтому можно сказать, что сегодня восприятие и осознание смерти как сопутствующего жизни явления создаётся по большей части именно художниками и людьми искусства, которые в связи с особенностью своей деятельности оказывают сильное влияние на умы людей.

Три возраста женщины и Смерть, Балдунг Гриен, 1510г.

Тема смерти как лейтмотив пронизывает западноевропейскую культуру второй половины XIV-XV столетий. Во фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, ксилографиях, гравюре на меди постоянно встречаются сюжеты «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Тема смерти широко проникает и в иллюстрации первопечатных изданий — разного рода листовок, религиозно-дидактических сочинений, а также в произведения светской литературы: примером может служить гравюра «Imago mortis» с танцующими скелетами во «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя. Смерть предстает здесь то как старуха с косой, проносящаяся над землей на перепончатых крыльях летучей мыши, то в виде мертвецов с остатками плоти на костях, то в виде скелетов. Триумфальные танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают живых, гримасничающие черепа кладбищенских оссуариев, леденящие кровь картины тления – таков неполный репертуар образов смерти в искусстве второй половины XIV-XV столетий..

Триумф Смерти, болонский мастер, 1350г.

Теме смерти в своём творчестве отдали дань практически все великие художники. Наверное, трудно найти среди них мастера, хотя бы раз не обращавшегося к таким сюжетам. Среди них и И. Босх, и А. Дюрер, и Ж.-Л. Давид, и С.В. Иванов, и многие другие художники, которые, так или иначе, писали картины, посвящённые теме смерти. Львиную долю всех полотен занимают картины, связанные с библейскими сюжетами («Распятие», «Оплакивание», «Положение во гроб»). Например, В.Д.Синюков в своей работе пишет, что аллегорическая фигура Смерти впервые в христианской иконографии изображена в образе летящей страшной фурии с косой, оставляя позади себя горы трупов людей разных возрастов и сословий, души которых либо возносятся на небеса, либо низвергаются в адское пламя. Она не внемлет мольбам древних стариков и старух, жалких слепцов и убогих калек, а устремляется прямо к изысканному обществу музицирующих дам и кавалеров, не подозревающих о ее приближении. Так описывается образ смерти в серии фресок «Триумф Смерти» в пизанском Кампосанто..

Смерть Марата, Ж.-Л. Давид, 1793г.

По мере развития общества в искусстве появляются и новые сюжеты, связанные со смертью: убийцы, самоубийцы, сцены расстрелов, похорон, гибель на поле боя. Особое место занимают батальные сцены в картинах художников. Здесь они передают массовую смерть на поле боя. Например, среди таких выдающихся художников-баталистов был В.В. Верещагин («Апофеоз войны», «Шипка-Шейново» и др.). Сцену расстрела удачно передал Ф. Гойя в исторической композиции «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1080 года». Нередко художники начинают показывать смерть на бытовом уровне: покойник в собственном доме, в больнице. Например, Жак-Луи Давид «Смерть Марата» (1793), А. Дюрер «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), С.В. Иванов «В дороге. Смерть переселенца» (1889), В.Г.Перов «Проводы покойника», И. Босх «Остановка у адской реки», А.Вертц «Преждевременные похороны» (1854) (репродукция представлена в начале статьи), А. Бёклин «автопортрет», Ф. фон Штюк «Ад» (1908). Дальнейшее развитие темы можно найти в картинах таких художников, как К. Васильев («Рождение Дуная» (1975-76 гг.)), гравюры С. Харламова, С. Кобуладзе, В.А. Фаворского, В. Славука.

Ад, Ф. фон Штюк, 1908г.

Тема смерти прослеживается и у белорусских художников. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в народной памяти. И поэтому многие белорусские мастера не могли пройти мимо этой волнующей темы. Холсты, выполненные в суровые годы войны, доносят тревожную атмосферу тех дней. Картина Я. Зайцева «Похороны героя» посвящается белорусским партизанам. Широкое обобщение всего пережитого народом за годы Великой Отечественной войны даёт в своём творчестве М. Савицкий («Танец с факелами» (1978 г.) из цикла «Лічбы на сэрдцы»). Эта тема прослеживается и у таких белорусских художников как В.А. Лагун («Жизнь продолжается» (1967 г.)), И.И. Белонович («Память» (1969 г.)), Л.А. Дударенко («Освобождение» (1975 г.)). Однако в этих работах тема смерти показывается как способ выражения большой патриотической идеи, для возвышения того или иного героя. Белорусских художников волнует не столько смерть как таковая, а сколько возможность драматизировать и передавать идею героики через образ смерти. Как писала А.В. Аладова в своей статье: «Стремление соединить жизненную достоверность изображения с выявлением глубокого исторического смысла, этического, гражданского и патриотического значения отображаемого события становится в дальнейшем ведущей тенденцией развития белорусской живописи»..

Тема смерти продолжает существовать и развиваться. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, осваивается современными художниками энергично и многогранно. Это сказывается в разнообразии жанров и средств выражения, которыми они пользуются. Картины доносят до нас переживания, мысли и чувства вдумчивого и чуткого художника. На современном этапе развития тема смерти стала изменяться. Это закономерно. Сегодня художников волнует уже не столько сам факт смерти, образ Смерти, а больше передача тонких эмоций, внутреннего мироощущения человека. Этот мрачный образ позволяет более глубоко и трагично передать главную идею художественного произведения. Например, автор данного текста наряду с другими обращался к теме смерти. Это привело к написанию им дипломной работы под названием «Марена» (2009 г.). В картине используется образ древнеязыческой, славянской богини смерти, которая являлась проводником душ умерших на сторону Темноты. Ей противопоставляется стоящая на коленях молодая девушка, которая провожает своего родного человека в мир иной. Не только скорбящая фигура, а и вся композиция передаёт глубокий трагизм и внутреннее напряжение ситуации. Автор в своей работе показывает образ Марены, которая не является отрицательным героем, а несёт в себе черты милосердия и сопереживания. Рядом с жизнью всегда находится смерть, которая сопровождает нас от самого рождения. И, как бы художники не трактовали данный образ, хочется верить, что искусство всегда будет стремиться передать идею торжества творческих сил, любви над смертью и безысходностью.

Марена, Вячеслав Шайнуров, 2009г.

Список литературы:

Вячеслав Шайнуров, Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

Распятие. Образ смерти или образ торжества над смертью

Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.

Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры.

Первые распятия

Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.

Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода.

Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей

Символические распятия

Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.

Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе

Христос торжествующий

Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография – образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, не видим признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами), стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но — как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23: 9-10).

Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия. 586 год. Италия. Флоренция. Библиотека Лауренциана

Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например — в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.

Фреска. Италия. Рим. Базилика Санта Мария Антиква. ок. 741—752 гг.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения), эта иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV-XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Терновый венец

Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.

Мистицизм и визионерство

Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475—1528).

Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства

В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т.д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.

Распятие Иисуса Христа

Христос был распят при жизни – это было предсказано на протяжении множества пророчеств.

Но почему же распятие Иисуса Христа произошло и можно ли было бы его избежать?

Вот что об этом пишут современные источники.

Мастерская «Сага-Артель» специализируется на изготовлении изделий из любого камня с абсолютной гарантией качества от разработки до монтажа и сдачи. Оглавление:

  • За что распяли Иисуса Христа кратко
  • Место распятия Христа
  • Путь на Голгофу
  • Почему Иисуса распяли на кресте
  • Икона распятие Иисуса Христа фото и значение
  • Кто помогал нести крест иисусу
  • Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа
  • Что стало с Иисусом после воскрешения
  • Жизнь апостолов после распятия Христа

За что распяли Иисуса Христа кратко

В Иудее ждали мессию, который должен был освободить народ Божий от рабства римского. Тогда евреи были рабами, их империя была во власти римского правителя, шли бесконечные войны и страдания.

Однако народ Божий знал, что однажды придёт Спаситель мира и сможет освободить их от грехов, которые и стали причиной всего зла на земле – болезней, смерти, бедности и рабства. И предсказано было, что такой человек родится и освободит мир от вселенского зла.

И вот родился Иисус Христос, чье рождение было связано с приметами рождения миссии.

В 33 года он стал проповедовать слово Божье и совершать чудеса. Если в детские годы Иисус был в храме и даже люди с раввинском образованием удивлялись, откуда он всё знает больше, чем они.

Однако, несмотря на чудеса и знамения, люди не поверили в то, что Христос действует от доброй силы. Они считали его еретиком, который смущает народ.

Еврейское правительство не слишком обращало на это внимание, но потом проповеди Христа стали вызывать зависть, раздражение и Иисуса стали презирать, даже хотели убить. Это случилось благодаря предательству Иуды, который выдал своего Учителя за 30 монет, как это было сказано в пророчествах.

Распятие Иисуса приходилось как раз на еврейскую Пасху. В это время было принято отпускать одного грешника. И евреи отпустили Варавана, который был разбойником и убийцей. В итоге Христа не помиловали и он был распят.

Место распятия Христа

Христа распяли на горе города Голгофы. Вместе с другими грешниками он нёс на себе крест, на котором его и распяли.

С тех пор таким словом в литературе означается страдание, мучение, боли. Голгофа фигурирует на полотнах многих художников как символ страданий, которые должен понести каждый человек в своей жизни.

Отсюда и выражение – «нести свой крест». Под крестом понимается жизненное испытание, с которым человек никак не может справиться и которое невозможно избежать. Его стоит просто достойно переносить и постараться от него избавиться при первой же возможности.

Путь на Голгофу

Иисус шел на Голгофу в течение нескольких часов. За это время он шёл с терновым венком на голове и 3 раза падал.

Сегодня путь на Голгофу к месту казни считается святым. Тот, кто его проделает, сможет увидеть будущее и найти свою дорогу в жизни.

Те места, где Христос падал, считаются святыми и на них стоит памятник. Христос шел по ним почти до самого места своей казни. И только после последнего падения ему помог нести крест воин по имени Симен.

Почему Иисуса распяли на кресте

Иудейские проповедники не поняли учения Христа и его святости. Они ждали от него земного царствования – освобождения от рабства, болезней и смерти, рая на земле, но не получили.

Тогда они стали считать Иисуса еретиком и распяли его, как сектанта, человека, который не оправдал надежд, хотя на самом деле Христос имел совсем не то спасение.

Его учение – это приготовление к духовному раю, который достигнет каждая душа после смерти. А иудеи ждали конкретных чудес и поэтому не приняли Христа, возненавидели его и распяли.

Икона распятие Иисуса Христа фото и значение

Церковь почитает Иисуса Христа больше других икон, кроме Бога отца – создателя всего живого. Поэтому икона распятие имеет историческое значение и почитается, как место прощения грехов всего человечества.

Крест считается главным символом смерти, ведь Христос взял на себя все грехи, чтобы освободить от этого человечество.

Однако до повторного пришествия Христа каждый человек несёт ответственность за свои грехи, а за некоторые согрешения и вовсе расплачиваются дети и внуки.

Кто помогал нести крест иисусу

Никто не помогал – он сам нёс собственный крест. И только в конце пути воин Симен помог ему принести крест на место гибели.

Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа

При Христе была и его Мать.

Богородица читала молитвы и страдала, тексты её слов были положены не только в слова пассий в Великий пост, но и на церковные песнопения. Многие из них исполняются в светских концертах церковной музыки.

Что стало с Иисусом после воскрешения

В течение некоторого времени он проповедовал на Земле, совершая чудеса и знанемия. Даже мог проходить через стены, рассказывая о Царствии Божьем.

Затем вознёсся на небеса, обещая второе пришествие.

Жизнь апостолов после распятия Христа

Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.

Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.

Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.