Рассказ о боли
Содержание
О боли
Их последняя ссора была совсем короткой и простой по сравнению со остальными. Но именно она привела к необратимым последствиям. Из обоих.
Молча были произнесены прощальные речи, они тихо прокричали о любви на последок и точка встала на свое место. Она будто упала большой гирей на кафель в конце предложения, так тяжело, больно и уже необратимо.
Ни для кого не секрет, что мужчины и женщина по разному переносят такие события. И оба за частую отдали бы многое, что увидеть переживания другого.
Про него…
Последнее слово осталось за ней, уже неуверенно сказанное Ему в лицо. Да там не было банальных вечных фраз «Прощай, будь счастлив». Все было куда скромнее. Всего одна фраза, таящая в себе вечный смысл. Понять ее мог каждый по своему, и Он понял ее правильно. К Его сожалению. Ее громкие обидные слова врезались в его память, не взирая на старания остыть и все обдумать позже. Он, сам того не желая, и кажется даже не замечая, сделал свой вывод. Он возник в Его голове неожиданно внезапно и резко, отдавай острой болью в висках. Сам по себе. И он был верен. К Его сожалению.
Секунда забвения… А дальше импульсивные действия, крики, наворачивающиеся слезы. Не успев дать себе шанс, Он оборвал все звонкие нотки о Ней в своем сердце. Одним рывком была снята их рамка со стены, в следующие секунды летящие прямиком в точный адрес – «к чертям». Рукой Он смахнул ЕЕ вещи с полки шкафа, туда же где уже уныло дожидалась своего пристанища безнадежно разбитая рамка. Ее зеркало, упавшее на пол добавило стекла, которое непременно доставит еще Ему физическую боль. ОН помнил ее отражение в этом зеркале, помнил глаза, улыбку, и теперь видел ее отражение в сотнях осколков под ногами. Пройти бы по ним босыми ногами, затоптать вместе с ними свои чувства, загнать их под кожу, как боль, торчащую занозой в душе.
Ярость и отчаиние прибавляли столько сил в теле, что Он хотел разорвать, сломать любой предмет в комнате. Только зачем? Разве вернет Он этим все на места?
А хотел ли Он возвращать? С каждой минутой в раздумьях, Он убеждался, что прошлое остается в прошлом безвозвратно.
Погром продолжался не долго, ярость сменилась печалью и невыносимой болью, разрывающей изнутри, такой, что порой легче вонзить нож себе в грудь и облегченно выдохнуть. Слезы душили Его, не давали вздохнуть, они не оставляли мокрых следов на щеках, они просто застревали в горле, рискуя забаррикадировать путь воздуху окончательно. В руках Он с силой сжимал кулон, так нагло обещавший Ему счастливую жизнь с ней, даже сейчас. Он бы выкинул его, позволил составить компанию осколкам и мятым вещам. Но то было последней частичкой Ее. Из своего сердца Он Ее уже прогнал, сжег в нескончаемой агонии.
Рядом лежавший телефон, уже пропустивший тысячу звонков и сообщений, тратил последние безнадежные попытки привлечь к себе внимания. Зря Он не обращает внимания, ведь тогда Он бы лил слезы уже по другой причине.
Про нее…
Стоит ли описывать ее действия? Нет они не были импульсивными, Ее не переполняли ярость и отчаяние. Все было решено и четко распланировано ранее. Она успела пролить уже все свои слезы, объяснить все в емком письме, оставленном на столе. Ведь слова ненависти и злости, прозвучавшие Ему в спину были не последними, остался тихий шепот о Ее чувствах на бездушной бумаге.
Куда пропала Она, а точнее ее избитое, безжиненное тело озвучивать нет смысла. Ведь самое главное, куда попала Ее душа. Да Она не ошиблась. Вот он параллельный мир, где вечность не просто теория, а несомненно идеальная реальность.
Теперь Она была, рядом. С Ним. Сквозь метафорические слезы наблюдала их сломанный Его руками рай. Он срывал их картину, а Она обнимала Его со спины, беззвучно плача Ему в спину, шепча извинения. Он опускался на колени, не в силах больше терпеть, а Она опускалась с ним, боясь отпустить Его своими несуществующими в том мире руками. Она бы непременно успокоила Его, объяснила все неточности, чем изобиловало их общение. Но, увы, та ссора, последнее, что связывало Ее душу с Его родным Ей телом. Теперь все их проблемы в миг рассеялись, вместе с ее душой, навечно потерянной для мира людей. Жалела ли Она? Тут спорный вопрос. Наверное Она бы изменила то письмо, оставленное ему. Теперь Она знала, на что можно пойти ради любви.
Он лежал, пожираемый нескончаемыми мыслями о Ней, об их никогда несбывшихся мечтах. Она лежала рядом, тесно прижавшись к Нему, прямо как раньше. Шептала, а может даже кричала Ему о, том как скучала, о том, как не нравится Ей замерзать в Его случайных объятиях, о том, как больно смотреть в глаза, и знать, что Его глаза смотрят в пустоту.
Увы, бывает так, что просто не хочешь сказать то, о чем потом не сможешь даже закричать.
Он узнал о Ней утром. На автомате выполнял работу, а мысль о Ней не могла осесть в голове. Она как напуганный зверь металась по клетке, не давая зевакам вокруг разглядеть себя в подробностях. Его руки не переставая, брала мелкая дрожь, тело пробивало ознобом, а слезы теперь сжимали мокрыми пальцами горло. Она не переставала держать Его руки, целовать Его соленые щеки, обнимать то и дело вздрагивающее тело. Тут не будет мистики, увы, Он не ощутит ее прикосновения даже в кошмаре, не обернется неожиданно назад, подумав о ней, не подскочит на встречу, послышавшемуся Ему Ее голосу. Он знал, что больше ничего не существовало. Бесполезно было даже ломать вещи, они теперь сами потеряли всякий смысл, как будто и их души улетели от него в пустоту.
Дома он собирал осколки с пола руками, невольно режась, или загоняя себе под кожу, окрашивая некоторые в красный цвет. Просто Он чувствовал острую необходимость собрать все кусочки о Ней воедино и уйти в них с головой. Она слезно умоляла прекратить, невидимо преграждая Ему дорогу. Она видела Его боль. Не как Ему больно, а именно боль. Она живая, настоящая, кружится вокруг Его больными фантазиями. Эта коварная дама заставляла видеть Ее везде, стоящую на кухне, заботливо перебирая столовые приборы; мирно лежащую на кровати, просившую закурить ей сигарету; сидящую за компьютером, стуча тонкими пальчиками по клавишам; обнимавшую Его за шею; улыбающуюся; смеющуюся; смотревшую Ему прямо в глаза. Она наблюдала эти бредоподобные образы, видела, как они заполняли Его сознание, закрывая собой реальность. Спасти Его уже не могла, как бы Она не кричала, стоя перед ним, как бы не пыталась остановить, хватаясь за руку, как за собственную единственную надежду. Она понимала, что в этом несуществующем мире Ей нечего будет делать без него.
Он расцветал на глазах прохожих, и только Она видела, как он прощается со всем вокруг, все чаще уходя в то губящее царство, где правил Страх, женатый на Боли, где коварная прислуга – Фантазия, овладевавшая всем вокруг, увлекая за собой на верную смерть.
Он сидел в машине, нежно окидывал взглядом неаккуратную кучку стекол и вещей на заднем сидении. Королевство Боли снова одарило Его доброй порцией бреда. Он наконец смотрел на Нее, сидящую рядом, заглядывал Ей в глаза, держал за руку, грелся в лучах ее теплой улыбки, беззвучно шептал признания.
Его руки снова била дрожь, сигарета, зажатая длинными побледневшими пальцами наровила упасть и обжечь ненароком. Губы неуловимо двигались в словах, услышать которые и она была не в силе. Он смотрел прямо перед собой, в пустоту, одолеваемый надеждой направить свой взгляд на Нее.
У Ольги никогда не было проблем со здоровьем. Ей было всего 36 лет, а в таком возрасте, как правило, еще неплохое здоровье и на него не жалуешься. У нее вдруг неожиданно появилась сильная обжигающая боль в области грудины. Случилось это прямо на второй день наступившего Нового года. Перед этим, не без этого, было много принято на грудь в честь праздника.
Боль была настолько нестерпимая, что не позволяла нормально двигаться. Ольге пришлось лечь и вызвать себе «скорую». «Скорая» приехала. Долго врачи пытались поставить диагноз, но, конечно, требовались дополнительные обследования. Неожиданно для всех членов семьи, мужа и двоих детей, Ольга отказалась от госпитализации. Врачи настоятельно рекомендовали ей дообследоваться, так как с таким не шутят, похоже на проблемы с сердцем. Все многочисленные родственники были едины во мнении, что Ольге надо срочно обследоваться и лечиться. Ольга лишь отмахивалась от них со словами: «Да само пройдет. Отлежусь, пока новогодние каникулы, и все будет хорошо. Да и детей мне не с кем оставить, пока я буду ходить по врачам». Попросила мужа купить валидол и лечилась им не знамо от чего.
Через пять дней ее нашли в ванной, лежащей на полу без сознания. Двое маленьких детей остались без матери. Я думаю, каждый сам сделает выводы из этой печальной истории.
Богиня Боли
Богиня Боли
Королева Пыток
Давным давно, когда Годвилль только начинал разрастаться — была богиня Боли. Она являлось одной из главных воинствующих богинь в Пантеоне Разрушения, поскольку она отвечала за то, чтобы все герои получали… просто получали, побольнее да посильнее.
Точнее вообще-то по сути никакой богиней она не являлась, да и не скажешь что она могла делать кому-то особо больно, ну разве только словами. Она была обычной девушкой. Но в один прекрасный момент она во время одной из прогулок заметила молодого практикующего мага, который пытался изучить заклинание, овладевающее сознанием другого существа и заставляющее чинить его волю. Но поскольку маг был практикующий, то в конечном итоге получилось так, что заклинание попало в разумное дерево и вместо того чтобы овладеть разумом этого разумного дерева заклинание срикошетило в девушку и она стала обладать особой силой делать кому-то больно. При том, что если она созерцала чьи-то мучения, то получала от этого нехилое удовольствие. Вскоре это стало ее смыслом жизни.
После этого события она начала искать героев, которые могли бы доставить как можно больше боли врагам богини, но они либо были слишком добры, либо слишком быстро убивали, либо считали богиню сумасшедшей. В конце концов герои либо уходили от нее по собственному желанию, либо умирали постоянно от пыток этой же богини, когда ее страсть к пыткам не утихала и она начинала пытать героев.
Тем временем в городе Злыденьске была изгнана героиня прослывшая чрезмерной тягой к насилию и пыткам, что было слишком даже для столько скверного города. Когда она на выходе из города подняла голову вверх, она поклялась что станет Королевой Пыток и низвергнет всех кто ее изгнал. Она пообещала что каждый из тех кто гнобил ее падет ниц и вкусит сладкий плод боли. Ее возглас услышала богиня Боли и пообещала ей покровительствовать в ее цели. С тех пор они неразлучны и сеют бол кому только не попадя.
Как научиться понимать страдания. О формуле страданий – Артем Перлик. Продолжение.
Святой Григорий Богослов: «Смысл всякого страдания, всякого бедствия в том, чтобы человек через покаяние и исправление соединился с Богом».
Соединение с Богом дарует душе блаженство, которое не может отнять никакая скорбь.
Другой важный момент – страдания праведников и младенцев. Зачем это нужно?
На вопрос о том, почему страдает добрый человек, отвечает один старец, которого я спросил об этом. Он говорит, что добрый, пройдя через страдания, становится ещё добрее, и светлее, и праведнее.
Один из подвижников поучает: перейдя из временной жизни в вечность, мы будем больше всего благодарны за страдания, а апостол Павел пишет: «…вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». Почему так? Потому что у настоящей любви есть два признака: желание всегда быть с любимым и желание пострадать, пожертвовать собой для любимого.
Удивительное дело, но то, что обычному человеку представляется страданием, совсем не таким кажется любящему. Пример: роды причиняют маме боль, но она не помнит скорби от радости, ибо родился человек в мир. А воспитание, ухаживание за ребёнком – разве это не больно? Но для мамы это не больно, потому что она смотрит любовью.
Вот пример: у православной мамы двое детей. Один из них психически болен, а другой здоров. Больной постоянно причащается, исповедуется и молится. А здоровый – бездельник и хулиган. Кто из них более здоров для Бога?
И ещё история. В дом престарелых неблагодарный сын привёз свою маму – Евфросинию. Она очень страдала и стала ходить в находящийся рядом храм. Но квартира, хозяином которой стал её сын, не принесла ему счастья. Он спился, был изгнан из жилища и умер под забором. Единственным человеком, молящимся о нём, была мама. И посмотрите, как премудро Бог всё устроил – и Евфросинию привёл в Церковь, и, быть может, спасёт и сына за молитвы мамы.
Многие современные подвижницы пришли в Церковь именно через страдания: их били мужья, болели дети. Они стали жить чисто и свято. И сейчас, оглядываясь на свою прожитую жизнь, говорят, что рады тому, что Бог попустил им прежнюю боль. Допустим, одну женщину муж-садист с ребёнком на руках выгнал из дома, но сейчас одно имя её вселяет надежду. Она возвысилась над страданием и пришла не только к принятию Бога, но и к преображению.
Поэтому святой Василий Великий говорит, что Господь не столько избавляет праведников от неприятностей, сколько делает выше всего приключающегося. Великое дело, когда через страдания ты пришёл к свету и этот свет навсегда остаётся с тобой.
Авва Дорофей поучает: «Всё, что с нами бывает, принимать без смущения, со смиренномудрием и надеждой на Бога, веруя, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом».
А святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что Господь может исправить человека через страдания. Но есть на земле и такие люди, которых боль только озлобила бы, а не преобразила. И добрый Господь, не желая их мучить, дарует им земное счастье без страданий. Они грешат и не бывают наказуемы в этой жизни. Иоанн Кассиан называет таких людей несчастнейшими, ведь Сам Бог не видит возможности исцелить их душу через страдания.
Второй повод для страдания таков: бывает, что добрый человек без страдания сбился бы с пути, не смог бы возрастать в добре. Люди этого не видят, а Бог видит.
Страдание связано с любовью ещё и как сострадание. Клайв Льюис пишет: «Нельзя пойти к несчастной матери и утешать её, когда ты сам не страдаешь». Нельзя утешить другого, если тебе за него не больно. Это знают мамы и святые. Когда к старцу Гавриилу Стародубу приходили за утешением, он начинал любить человека всем своим естеством, и в этом было высшее утешение. Так он учил и других: если хочешь кого-то утешить, полюби его по-настоящему – и тогда чужая боль становится твоей, а другой обретает вместо скорби радость.
Одна девушка, духовная дочь Нектария Оптинского, спросила, правда ли, что он берёт чужую боль на себя? И святой ответил, что это правда, ведь иначе нельзя утешить человека.
В любящем самое главное то, что он есть.
К батюшке Серафиму Саровскому приходили прежде всего потому, что он есть и он любит. Это было выше всех наставлений. Его слова, обращённые к каждому: «Радость моя!» – лучшее свидетельство его сердца.
Однажды один монах спросил батюшку Серафима о рае, и святой ответил, что Господь брал его в рай и показывал райские обители. Лицо Серафима, когда он говорил о рае, просветилось небесным светом, и он сказал: «Если б Вы только знали, какая радость, какая сладость ожидает нас на небе, то согласились бы жить в келье, по горло наполненной червями, и согласились бы, чтобы эти черви всю земную жизнь Вашу Вас ели, только чтоб не лишиться той радости на небеси».
Из этих слов вытекает ещё и то, что часто человеку тяжелы страдания из-за маловерия, а когда укрепляется вера, тогда и на страдания смотришь по-другому, как на Божий дар.
Страдания тяжелы, пока их не примешь как исходящие от Бога лично для тебя.
Страдания младенцев тоже связаны с любовью, ведь дети и родители – одно целое, Бог попускает что-то потерпеть младенцу ради очищения его родителей.
Епископ Митрофан Никитин говорил, что евангельский расслабленный страдал 38 лет – и не напрасно. Он встретил Христа. И Иов встретил Бога после страданий.
Человек как бы делает шаг в пустоту, шаг в смерть ради Бога, он надеется, но особой надеждой (которую в этот момент утверждает глубина сердца – что с Богом не бывает плохих концов). И так он шагает в смерть, в мучение, в боль – а там, оказывается, Воскресение. Потому что иначе не может быть. Потому что «Господь есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому» (игумен Никон Воробьёв).
Он никогда не попускает и не попустит зла тем, кого любит.
«Виденью противопоставим веру, ночи, оканчивающейся в слезах, – рассвет утешения» (батюшка Иоанн Крестьянкин).
«Всякое страдание благо ради незаменимого Господа» (святой Иустин Сербский), а потом всегда наступает утешение и становится ясно, что даже в минуты кажущейся смерти и мучения Он «каждую секунду ласкает любовью сердца всех людей на земле» (старец Паисий Афонский). Потому что где Бог, там не может быть плохого, а Он – со всеми и всех Ему жалко. «А если кому-то кого-то жалко, – говорит святой Силуан Афонский, – значит, всё будет хорошо».
И ещё, самое важное и утешительное для нас. Наша вера – вера радости. Христос говорит апостолам: «Радуйтесь». И эта радость внутренняя, не связанная ни с какими внешними обстоятельствами.
Клайв Льюис пишет: «Вся злоба, вся зависть, все одиночество, вся похоть – ничто перед единым мигом райской радости. Зло даже злом не может быть в той полноте, в какой добро есть добро».
И Бог, по слову святого Серафима Саровского, не хочет, чтоб мы жили в одних только страданиях, Он желает нам радости и посылает нам утешение, которое безмерно выше любого страдания – Он посылает нам множество христиан, которые нас любят по-настоящему.
Христос утешает. Когда Он говорит ученикам: «В мире будете иметь скорбь» – то тут же добавляет в утешение: «Но мужайтесь: Я победил мир». То есть Господь не хочет, чтобы мы мучились и огорчались. Страдания нужны нам, но одновременно Бог не желает, чтобы мы страдали.
То, что Христос утешает, означает, что и ученики Его тоже должны утешать и нести ношу другого.
Святой Григорий Богослов: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал – упавшего и разбившегося; весёлый – унывающего, наслаждающийся счастьем – утомлённого несчастиями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты – один из тех, кто может оказывать благодеяния, а не из тех, кто нуждается в благодеянии, что не ты смотришь в чужие руки, а другие – в твои. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущим: великое лекарство для него – милость, исходящая из твоего сердца и искренним состраданием намного облегчающая горе».
А если мы сами страдаем? И тогда надо помогать другим. Когда умерла жена святого Алексея Мечева, он очень страдал, и святой Иоанн Кронштадтский сказал ему разделять горе других людей, утешать их. Святой Алексей так и сделал, и жизнь его преобразилась – он вырос в святого старца. Соучастие в боли другого. Боль другого – моя. Только настоящей любовью можно утешить по-настоящему.
Старец Софроний Сахаров обобщает тему страданий, связывая их с благодатью: «Христианин никогда не сможет достигнуть ни любви к Богу, ни истинной любви к человеку, если не переживёт весьма многих и тяжких скорбей. Благодать приходит только в душу, которая исстрадалась».
И он же говорит: «Полнота истощания предваряет полноту совершенства».
Старец Иоанн Миронов рассуждает о страдании в том же ключе благодати и последующего утешения. Бог постоянно присутствует в нашей скорби, как мать, которая делает нужный укол смертельно больному ребёнку: «Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимает боль от нашего сердца – она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам.
В любви матери, столь естественной и знакомой каждому из нас, Господь олицетворяет для нас любовь Свою ко всякому человеку. Какая любящая мать не принуждает себя иногда огорчать своего ребенка, подвергая его наказанию или лишая удовольствия, когда она знает, что такое лишение должно послужить ему на пользу. Ребенок плачет, его маленькое горе кажется ему несправедливым, невыносимым, и сердце матери болит при виде этого горя, но имеет в виду благо ребенка, которое для нее дороже всего на свете… Как часто в нашем горе мы бываем похожи на безрассудных детей. Мы плачем безутешно, нам кажется, что посланное нам страшное испытание могло бы миновать нас, что оно выше наших сил, и мы не осознаем того высшего блага, которое мы приобретаем для вечности. Наверное, любящий Господь в Своем бесконечном милосердии жалеет нас не меньше, чем самая нежная мать. Несомненно, и для нас – придет час, когда печаль наша обратится в радость. Мы поймем тогда, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас».
В страдании Божий человек обретает три истины. Он чувствует, что:
1. его страдание не напрасно, а имеет онтологическую, вселенскую важность, как и вся его жизнь;
2. страдание, очистив его, введёт его в свет;
3. свет не только будет потом, но и сейчас уже с ним, потому что Христос реально присутствует в глубине его страданий.
Человек испытывает острую муку, но одновременно эта острая мука становится острой радостью.
Все лучшие люди земли страдали, и все в конце концов увидели опыт страданий как небесный дар.
Бог меньшей болью защищает нас от большей боли, которая могла бы прийти к нам в будущем, если бы не было у нас меньшей боли.
Поэтому святой Иустин Сербский говорит: «Всякое страдание благо ради незаменимого Господа».
А святой Силуан Афонский каждого страдающего уверял: «Господь тебя неизреченно любит».
Доверие Богу и в страдании есть подвиг для человека. Человек, конечно же, желает избавления от страданий, и Бог даёт ему для этого средство – любовь тех, кем он любим. По мысли святого Серафима Саровского, Благой Бог не хочет, чтобы мы жили в одних только скорбях, и посылает нам тех, кто своей любовью и жалостью принимает нашу боль на себя, исполняя этим заповедь «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».
В Ветхом Завете есть такие слова Господа: «Утешайте, утешайте народ Мой». Сам Бог хочет, чтобы мы были утешены и Им, и друг другом. Когда мы утешаем друг друга по любви, в этот момент Сам Бог нами утешает другого несчастного человека, потому что Он хочет, чтобы всем было и светло и хорошо.
Авва Дорофей говорит, что «Бог настолько благ, что Он хочет, чтобы мы не хотели ничего из того, что Он попускает». То есть когда с кем-то случилось несчастье, мы не должны говорить, что такова Божья воля, чтобы он страдал, но обязаны всё сделать для того, чтобы тому человеку снова стало хорошо. Делая это, мы можем быть уверены, что и Бог хочет света, и радости, и мира для того страдальца, которому мы помогаем.
В завершение приведём слова Христа, которые Он сказал однажды Иосифу Исихасту: «И поверь тому, – писал афонский старец Иосиф Исихаст, – что я тебе скажу. Однажды из-за следующих одно за другим ужасных искушений возобладали во мне печаль и уныние. И судился я с Богом, что это несправедливо, что Он предаёт меня в столь многие искушения, не сдерживая их хоть немного, чтобы я хотя бы перевёл дыхание. И в этой горечи услышал я голос внутри себя, очень сладкий и очень чистый, с глубочайшим состраданием:
– Не вытерпишь всё это ради Моей любви?».
Артём Перлик
ПРИТЕРПЕТЬСЯ
Смотреть что такое «ПРИТЕРПЕТЬСЯ» в других словарях:
-
притерпеться — приобыкнуть, сжиться, обвычься, привыкнуть, обтерпеться, свыкнуться, обвыкнуть, освоиться, приобвыкнуть, сродниться, обвыкнуться, стерпеться Словарь русских синонимов. притерпеться см. привыкнуть 2 Словарь синонимов русского языка. Практичес … Словарь синонимов
-
ПРИТЕРПЕТЬСЯ — ПРИТЕРПЕТЬСЯ, притерплюсь, притерпишься, совер. (разг.). Привыкнуть (к чему нибудь неприятному, неудобному). Я притерпелся ко всем этим неудобствам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
притерпеться — • привыкнуть, свыкнуться, притерпеться, приспособиться, адаптироваться, акклиматизироваться, приноровиться, приладиться, притереться, примениться, вжиться, сжиться, прижиться, освоиться Стр. 0845 Стр. 0846 Стр. 0847 Стр. 0848 Стр. 0849 Стр. 0850… … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
-
Притерпеться — сов. разг. Привыкнуть к чему либо (обычно неприятному, неудобному). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
притерпеться — притерпеться, притерплюсь, притерпимся, притерпишься, притерпитесь, притерпится, притерпятся, притерпясь, притерпелся, притерпелась, притерпелось, притерпелись, притерпись, притерпитесь, притерпевшийся, притерпевшаяся, притерпевшееся,… … Формы слов
-
притерпеться — притерп еться, ерпл юсь, ерпится … Русский орфографический словарь
-
притерпеться — (II), притерплю/сь, те/рпишься, пятся (привыкнуть к чему н. неприятному) … Орфографический словарь русского языка
-
притерпеться — терплюсь, терпишься; св. Разг. Привыкнуть к чему л. неприятному. П. к боли. П. к неудобствам … Энциклопедический словарь
-
притерпеться — терплю/сь, те/рпишься; св.; разг. Привыкнуть к чему л. неприятному. Притерпе/ться к боли. Притерпе/ться к неудобствам … Словарь многих выражений
-
Притерпеться — привыкнуть к чему нибудь неприятному … Термины психологии
Добавить комментарий