Разделяй и властвуй

Разделяй и властвуй (политика)

Разделяй и властвуй (политика)

Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей и согласно которому лучший метод управления таким государством — разжигание вражды между его частями. Автор формулы в точности неизвестен.

Как правило, эту фразу считают максимой римского сената (без указания источника). Однако в корпусе латинских текстов классического периода она отсутствует, что начисто исключает возможность ее античного происхождения. (Возможно, такая атрибуция восходит к «Римской истории» Роллена (VII, 25)). Существует устойчивая традиция (особенно во Франции) приписывать ее (часто в форме divide ut regnes) Людовику XI (например, у Мериме или Дюма в «Трех мушкетерах») или Екатерине Медичи. Часто автором ее называют и Макиавелли — и действительно, подобная формулировка у него встречается, но по-итальянски: che tu hai in governo, divise («то, чем управляешь, разделяй» — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», III, XXVII, без ссылки на какой-либо авторитет). Латинскую же формулу пока еще не удалось найти в более раннем сочинении, чем сатира Боккалини «Известия с Парнаса» (1612). В форме separa et impera встречается в письме Фрэнсиса Бэкона Якову I от 15 февраля 1615. На английском языке (divide and rule) впервые у Джозефа Холла в Meditations and Vowes (1605).

Обзор

В политике и социологии, разделяй и властвуй — стратегия получения и поддержания власти, путём разделения большой концентрации власти на группы, которые индивидуально имеют меньше власти. В действительности, чаще это стратегия, где маленьким группам власти препятствуют соединиться и стать более мощными, так как обычно труднее разбить существующие структуры власти. Эффективное использование этой техники позволяет небольшими силами управлять теми, кто вместе имеет большую власть (или имел бы большую власть, если они могли бы объединяться).

Такая техника требует большого количества навыка и политического изящества, так же как хорошего понимания политической науки, истории и психологии. «Разделяй и властвуй» работает, только если объекты этой техники согласны с ней (например, потому что это ведёт к их личному преимуществу). Это работает лучше всего в обществах, где существовало жестокое соревнование между благородными семьями, кланами или социальными классами до того, как повелитель вступал во владение.

Типичные элементы техники

  • создание или, по крайней мере, не предотвращение мелкой вражды среди меньших игроков. Такая вражда иссушает ресурсы и предотвращает союзы, которые могли бросить вызов повелителям;
  • помощь и продвижение тех, кто желает сотрудничать с повелителями, часто, давая им страны и богатство непослушных местных правителей;
  • создание недоверия и вражды между местными правителями;
  • ободрительные расходы на личные легкомыслия (например, эффектные дворцы), чтобы оставлять недостаточно денег для политического маневрирования и войн.

Примеры в истории

Стратегия с большим эффектом использовалась администраторами обширных империй, включая Британскую и Римскую, которые заставляли враждовать одно племя с другим, чтобы поддержать контроль над их территориями с минимальным числом имперских сил. Принцип Разделяй и властвуй играл очень важную роль, когда Индия была частью Британской империи, был также стратегией, используемой католиками, чтобы покорить Великобританию, и англо-норманнами, чтобы покорить Ирландию. Британцы использовали эту стратегию, чтобы получить контроль над большой территорией Индии, покорив ее людей, разделённых по религии, языку, кастам и т. д., и взяли контроль над мелкими королевскими государствами в Индии по частям.

Начать хотелось бы с того, что изначально людей достаточно сложно заставить ненавидеть и убивать друг друга, ведь все люди желают примерно одного: иметь пищу, кров, мирные, достойные условия жизнедеятельности для собственного развития и воспитания детей, внуков — это естественные потребности человека, их достаточно легко удовлетворить, для этого нет надобности изымать какие-либо ресурсы у других групп людей, более того объединение с другими общностями даёт возможность более полно реализовать поставленные задачи. Соответственно, чтобы столкнуть лбами массы людей (для чего это делается — разговор отдельный) необходимо создать состояние нехватки ресурсов и разделить людей по принципу свой-чужой, вследствие чего собственные проблемы/неудачи «списываются» на некое враждебное образование.

1. Достаточно сложно помешать людям в удовлетворении их естественных потребностей, ибо обладая знаниями земледелия и базовыми ремесленными навыками общность становится самодостаточной в удовлетворении базовых потребностей. Поэтому работа ведется в двух направлениях:

1) Необходимо помешать людям удовлетворить их элементарные потребности. Нужно «оторвать» людей от земли. То, что мы называем урбанизацией — отток людей из сёл в города, в которых люди, не имея возможности заниматься земледелием и постепенно утрачивая ремесленные навыки, становятся перед выбором: умереть с голоду, либо искать возможность заработать средства для того, чтобы удовлетворить естественные потребности своей семьи. Очевидно, что при таких обстоятельствах цены на рынке труда диктует не труженик, а работодатель. В то же время фактор безработицы (превышение «рабочих рук» над количеством рабочих мест) позволяет ̶э̶к̶с̶п̶л̶у̶а̶т̶а̶т̶о̶р̶у̶ работодателю снижать оплату труда до совершенно неприличных размеров, вплоть до тарелки супа (рекомендую посмотреть/почитать «Гроздья гнева», где достаточно красочно описана аграрная реформа в США — аналог нашей коллективизации).

2) Так как естественные потребности конечны и их достаточно легко удовлетворить, то людям навязывают противоестественные потребности:

— наркотические зависимости, включая никотин и спирт;

— чревоугодие — кулинарные излишества достаточно пагубно сказываются на здоровье, что в дальнейшем требует вложения еще больших ресурсов для оплаты медицинских и фармацевтических услуг;

— мода — самовыражение не через развитие собственных качеств и талантов, а через внешние атрибуты: одежду, обувь, аксессуары; и пр;

— праздность, выражающаяся нездоровой озабоченностью бытовыми удобствами и стремлением избегать любой трудовой деятельности, в т.ч. творческой;

— стяжательство — деньги в сознании людей перестают быть просто средством обмена, а становятся самой целью существования. Это способствует накоплению совершенно немыслимых сумм в руках одних людей и обрекает на нищету миллионы других;

— блуд/разврат — естественное увлечение противоположным полом подменяется на нездоровую озабоченность, вследствие чего люди тратят колоссальные ресурсы на попытки удовлетворить свои все возрастающие хотения, имеющие склонность трансформироваться в противоестественные формы;

— мышление потребителя — вместо естественного состояния счастья, радости, творчества людям навязывают бесконечную погоню за удовольствиями, преподнося это как естественное жизненное стремление.
Это далеко не полный перечень. Отличительный признак противоестественных потребностей в том, что в полной мере их удовлетворить невозможно. Поэтому человек загнан в ловушку и крутится как белка в колесе, не осознавая того, что долгожданное счастье кроется не во внешнем мире, а во внутреннем отношении человека
к миру.
Таким образом, путем препятствия в удовлетворении естественных и навязывании противоестественных потребностей создается обстановка дефицита ресурсов.

2. Разделить людей можно по разным признакам, вплоть до известной вражды между тупоконечниками и остроконечниками в сказании о Гулливере. Впрочем, в основном разделяют людей по следующим признакам:

— этнический,

— религиозный;

— культурный;

— языковой;

— социальная принадлежность;

— государственная принадлежность;

— политические предпочтения и пр.
Делить можно как угодно, причем чем более невежествен народ, тем проще его разделить. Обязательным фактором в разделении является некое кровавое событие, если в тысячелетней истории такового нет, то его можно либо спровоцировать, либо выдумать. Далее эту кровоточащую рану на теле единого народа постоянно ковыряют, да обильно посыпают солью, чтобы рана продолжала кровоточить, и каждое последующее поколение взращивается с уже сформированным образом врага в лице соседней общности.
Собственно, разделение на «свой-чужой» произошло, образ противника, врага, который виноват во всех неудачах и несчастьях сформирован. Дальнейшее кровопролитие и изъятие ресурсов — дело техники.

____________________

Теперь, когда разобрались с технологией, можно поговорить о славянах, вернее о восточной их ветви, которых принято называть белорусами, украинцами и русскими. Отличить русского от украинца или белоруса от русского затея не из простых, ибо это представители одного этноса, одной культуры, одного самосознания. На протяжении тысячелетий наши предки, в лице различных ветвей славянской общности, жили на нашей земле в тесном содружестве и переплетении между собою, итогом чего является современный славянский генофонд, современный славянский народ (НаРод это и есть Наши Рода). Собственно говоря, это очевидно любому человеку с незамыленным взглядом. Человеку, свободному от стереотипов, которые поступательно были взращены внутри нашей общности. Этим объясняется и то, что иностранцы не могут уловить различия между нами и по привычке называют всех нас русскими. Далее мы рассмотрим процесс формирования этих стереотипов.

Около сотни лет назад в рамках СССР были созданы прообразы современных славянских государств, в которых, с легкой руки власть имущих, мы всё больше начали ассоциировать себя с образовавшимися государственными объединениями. Большевики активно содействовали этому процессу, проводя политику коренизации в 30-х годах и с 60-х годов, когда партноменклатурой был взят курс на демонтаж СССР.

Замечу, что процессы разделения нашего народа начались гораздо раньше, но т.к. задача статьи состоит в том, чтобы определить закономерности и причинно-следственные связи, мы опустим некоторые исторические перипетии. При этом подчеркнув, что попытки ослабить, расчленить противника через идеологический инструментарий — рутинное дело в политике, один из приёмов конкурентной борьбы.

После заключительного этапа демонтажа СССР в 1991 году вышеперечисленные объединения получили статус независимых государств, и местные «элиты» принялись с небывалой прытью растаскивать по карманам народное имущество. Накопленные состояния «оседали» на территориях подконтрольных Западу, что обусловило зависимость местных царьков от представителей метрополии.

Сложно объяснить единому народу, живущему в единой культуре, говорящему на едином языке, исповедующему единую религию необходимость наличия нескольких государственных объединений, которое выливается в содержание нескольких легионов чиновников, непрерывно «грызущихся» друг с другом на почве столкновения своих кланово-корпоративных интересов. Соответственно, на этом этапе, в интересах местных «элит» (никак не народа!), был взят курс на национализм, дабы объяснить необходимость существования отдельных.. как бы независимых государств. Прекрасной иллюстрацией вышеперечисленных процессов являются литературные таланты гражданина Кучмы, за авторством которого в 2003 году выпущена книжка «Украина не Россия».

Одновременно с этим внедряются идеи солидаризма (корпоративизма):

Солидаризм (франц. solidarisme, от solidaire — действующий заодно) — социально-политическая концепция, получившая широкое распространение в буржуазных общественных науках с переходом капиталистического общества в стадию империализма. В противоположность марксистскому тезису о классовой борьбе как движущей силе общественного развития, создатели концепции солидаризма провозгласили первичным и основополагающим фактором жизни и деятельности любого общества, прежде всего буржуазного, солидарность его членов (определение БСЭ).
То есть при солидаризме людей, в первую очередь, объединяет то, что они принадлежат к одному государству. Есть наша страна и есть другие страны. И все граждане нашей страны (богатые, бедные, нищие) вместе борются за счастье и благо нашего государства, каждый на своём месте. Граждане обязательно сплачиваются вокруг какой-нибудь внешней угрозы (если таковой нет, то её необходимо выдумать). Таким образом, рядовому простолюдину его же эксплуататор идейно ближе, нежели такой же эксплуатируемый простолюдин, того же рода, но относящийся к другой государственной структуре. Удобно, не правда ли?

Собственно, современные украинский и русский языки так же являются реализованным отражением принципа «разделяй, стравливай и властвуй». Единый древний, общий славянский язык разделен на несколько частей, которые замусорены тьмой чужеродных слов, не несущих в себе образа, отклика в сознании наших людей. И снова мы, вместо того, чтобы совместными усилиями очистить наш общий язык, ссоримся и бранимся друг с другом на этом поприще.
Вышеперечисленные процессы реализуются с помощью таких инструментов, как СМИ, масс-медиа, система образования, кинематограф, литература, культура, искусство и пр. Все эти инструменты в той или иной мере подконтрольны местным кланово-корпоративным группировкам, где-то управление осуществляется через государственные структуры, где-то через бизнес структуры, это не имеет большого значения.

Постепенно в сознании людей происходит подмена понятий. Первичным уже является не народ, ради реализации интересов которого создается государственный институт. А сама государственная структура (уже как инструмент эксплуатации масс, находящийся в руках кланово-корпоративных группировок) диктует народу свои условия и форматирует сознание людей в соответствии со своими узкоклановыми, узкокорпоративными интересами. Прекрасной иллюстрацией данного положения дел является лозунг «Україна понад усе!» («Украина превыше всего!»).

Я демонстрирую некоторые вещи на примере Украины, исходя из того, что я больше осведомлен об устройстве этого государственного объединения. Однако, все вышеперечисленные процессы происходят и в других славянских странах.

Под это дело подтягивается понятие «патриотизм», в умах большинства людей этот термин носит неопределенный характер, но с устойчиво положительным эмоциональным окрасом, поэтому данное понятие очень удобно использовать для манипуляции людьми.

Патриотизм (греч. соотечественник + отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

Краеугольным камнем в этом определении является понятие «Родина».

Родина (в самом слове заложен ключ: слово «род», от которого произошли слова: Родник, Родина, народ, родичи, Родня…) — это определенный набор духовных, культурных ценностей, носителями которого является народ, как исторически сложившийся генофонд с единым языком, культурой и самосознанием.
В данной статье не стоит задача дать полное и наиболее емкое определение понятия «Родина». Стоит задача продемонстрировать то, что Родина — это не просто какой-то кусок земли, огражденный пограничными столбами! Это нечто большее.
Родина — это народ и культура этого народа.
Следовательно и патриотизм — это любовь к своему народу, к определенным духовным ценностям, носителем которых является твой народ. Любовь не к России, Украине или Белоруссии, а любовь к славянскому народу, неотъемлемой частью которого ты являешься.

На этом этапе может возникнуть вопрос: «а зачем вообще объединятся, ну разделили нас, ну пусть. Мы хотим жить счастливо, воспитывать детей, решать какие-то свои личные задачи…?»
На этот вопрос можно ответить с разных позиций, я отвечу с позиции целесообразности. Дело в том, что невооруженным глазом видно действие определенных сил, которые на протяжении веков «работают» на уничтожение славянского народа, как извне, так и изнутри. Рушатся традиционные устои общества, выполняющие в т.ч. защитную функцию. Проводится откровенный геноцид народа путем свободного распространения и пропаганды наркотиков, спирта, никотина. В сознание людей внедряются инфантильные образцы поведения людей, которые не способны не то что нести ответственность за свою общность, но даже просто создать крепкую семью, зачать здоровых детей. Система образования ставит задачу не взрастить человека, а просто «слепить» удобный для себя человеческий материал, и чем у́же будет кругозор этого материала, тем легче будет им управлять.

Это путь деградации, путь падения, и нас по нему ведут. Для того, чтобы здравые силы внутри народа не смогли сконцентрироваться на решении вышеперечисленных проблем, нам постоянно «подсовывают» образ внешнего врага, внешней угрозы, сталкивают лбами с другими общностями нашего же народа. Важно понимать, что внутренние и внешние события — звенья одной цепи. И то, и другое призвано решить единую задачу — уничтожение славянского народа. Для того, чтобы её реализовать нас разделяют и стравливают между собой. Все эти «ужаснейшие» проблемы, на почве которых нас разделяют, на самом деле, яйца выеденного не стоят. Они просто смехотворны. Впрочем, об этом речь пойдет во второй части статьи.

Постепенно мы подобрались к тому, ради чего была написана данная статья:

Есть определенный внешний фактор, внешние силы, которые стремятся истребить нас, скачивают с нас ресурсы, перестраивают наш ценностный набор, наши жизненные ориентиры… Для реализации поставленных задач им необходимо разобщить нас. Много крови, много обид, слёз и оскорблений лежит между разными частями нашего народа, на них регулярно «играют», провоцируя продолжение противостояния, распри. Не стоит питать иллюзий, эта работа будет продолжаться. Многие из нас действительно могут заблуждаться, могут быть неправы, могут творить страшные вещи. Всё это проистекает из невежества и непонимания. Во многом, «благодаря» той внешней среде, тому окружению, в котором мы вынуждены были расти и в котором нам капля за каплей вливали яд в уши, а теперь вливают этот яд в уши наших детей.
Настал час сбросить пелену с глаз. Пробудиться. Осмыслить происходящее. Осмотреться по сторонам и понять: где мы оказались, куда мы идём, и куда нам действительно надо?
Необходимо найти в себе силы для того, чтобы отбросить в сторону своё эго, свои обиды, желание доказать правоту, глумиться над оппонентом. На этом нас ловят.
Многие люди, считающие себя русскими, украинцами, белорусами тратят колоссальное количество энергии, сил, ресурсов на противостояние друг с другом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что все эти действия лежат в рамках принципа «разделяй, стравливай и властвуй». И каждая единица энергии, вложенная в борьбу со своим братом, способствует еще большему разобщению и ослаблению славянской общности.
Однако, недостаточно просто услышать об этом. Важно тщательно осмыслить существующее положение дел и найти в себе силы для того, чтобы выйти за пределы этой гибельной концепции, в рамках которой мы выполняем роль оловянных болванчиков, каждое усилие которых лишь ухудшает их положение дел, играя на руку постановщика этого нелепого спектакля.

Сила и мастерство заключается в том, чтобы переубедить своего оппонента, превратить противника в своего союзника, соратника. А ругаться, оскорблять, злопыхать.. тем самым еще больше усугубляя противоречия внутри нашего народа, — это удел недальновидных и слабых людей.

Необходимо задумываться над последствием каждого сказанного слова, каждого произведенного действия. Не злоба, раздражение или месть должны вести человека по жизни, а осознанность, разум и добродетель.
Это не просто, это требует приложения усилий к себе, но я верю, что среди нас есть множество достойных людей, которым эта задача по плечу. Только таким образом мы сможем выйти из сложившейся ситуации. Против нас используют принцип «разделяй и властвуй», мы же должны вооружиться принципом «объединяй и здравствуй»!

На кону судьба народа. Судьба наших детей.

О путях выхода из сложившейся ситуации мы поговорим во второй части статьи.

Кто сказал «разделяй и властвуй»?

Разделяй и властвуй — мудрое, подлое правило человеческих отношений. Контролировать, руководить, управлять одиночками проще, нежели коллективом, потому «разделяй и властвуй» — принцип, которого стараются придерживаться все начальники от самого мелкого, до самого-самого крупного, тем более, что и люди «сами обманываться рады» и с удовольствием делятся — по национальному ли признаку, религиозному, возрастному, по уровню доходов, образования, месту рождения, форме носа, разрезу глаз, цвету кожи, политическим, этическим предпочтениям и… можно продолжать до бесконечности. Правилу «разделяй и властвуй» противопоставляется другое: «пока мы едины, мы непобедимы». Но первое укоренилось и считается бесспорным и всесильным, а второе владеет умами небольшой части человечества, именуемой идеалистами, мечтателями и романтиками, и, увы, никак не влияет на жизнь общества

Имя создателя правила «разделяй и властвуй» погребено во мраке веков, потому что люди и пять тысяч лет назад были разумными, наблюдательными и циничными в не меньшей степени, чем сегодня, и действовали так же, и проповедовали то же. Так что утверждение, будто принцип «разделяй и властвуй» впервые гласно и открыто был провозглашен в качестве политики римским сенатом: Divide et impera (Divide ut regnes) — разделяй и властвуй, разделяй, чтобы царствовать, вряд ли правдиво. Так же, впрочем, как и сообщение немецкого поэта Генриха Гейне в письме из Парижа от 12 января 1842 о том, что формула «разделяй и властвуй» впервые составлена македонским царем Филиппом (359-336 г. до н. э.), отцом Александра Македонского. Иные источники приписывают авторство итальянскому мыслителю, дипломату и писателю Никколо Макиавелли, что сомнительно по тем же, указанным выше, соображениям.

Украина в качестве примера использования правила «разделяй и властвуй» сегодня

Она было самой спокойной, дружелюбной и стабильной страной на постсоветском пространстве. Кому-то это очень не нравилось, и народ Украины был разделен по национальному, языковому, религиозному, этическому признакам. Итог: война, ненависть одних граждан Украины к другим, тысячи погибших, миллионы исковерканных судеб, нищета, неуверенность в завтрашнем дне.

Применение фразеологизма «разделяй и властвуй»

— «Святой Бруно сам не шевельнет и пальцем, чтобы опровергнуть обоих своих противников, он знает более удобный способ избавиться от них, он предоставляет их — divide et impera — их собственной распре» (Карл Маркс)
— «…Это делалось для того, чтобы натравить провинции друг на друга, чтобы использовать в интересах патриархально-феодальной деспотии национальную вражду между немцами и славянами, а также местную ненависть каждой крошечной немецкой провинции ко всем соседним провинциям. «Divide et imperal» (К. Маркс и Ф. Энгельс)
— «Распадение человека с природой, как вбиваемый клин, разбивает мало-помалу все на противоположные части, даже самую душу человека — это divide et impera логики путь,к истинному и вечному сочетанию раздвоенного» (А. герцен)
— «Политика твоя мне не нравится. В Махиавели ты не годишься с твоим divide… ..» (А. Герцен)
— «И вот для того, чтобы сломить могущество кланов, правительство всегда следовало политическому правилу divide et impera» (Т. Смоллет «путешествие Хэмфри Клинкера»)
— «В политике нет места смирению, а только безграничная простота (и святая и лукавая простота) может принимать за смирение исконный полицейский прием: divide et impera, разделяй и властвуй, уступи неважное, чтобы сохранить существенное…» (В. И. Ленин)
— «Отвратительная «внутренняя политика» русских титулованных мещан-империалистов оставила в сердцах людей тяжкое воспоминание о национальном гнёте и кровавой травле иноплеменных —»инородцев», — воспоминание о том мерзком приёме укрепления власти паразитов, который выражается словами «разделяя — властвуй!» и который одинаково любезен, одинаково необходим всем капиталистическим государствам» (М. Горький)

Смотреть что такое «Разделяй и властвуй» в других словарях:

  • Разделяй и Властвуй — Разделяй и властвуй: Разделяй и властвуй (политика) политический принцип. Разделяй и властвуй (программирование) парадигма разработки алгоритмов. Разделяй и Властвуй (игра) компьютерная игра. Разделяй и властвуй / Divide And Conquer эпизод… … Википедия

  • Разделяй и властвуй! — Разделяй и властвуй: Разделяй и властвуй (политика) политический принцип. Разделяй и властвуй (программирование) парадигма разработки алгоритмов. Разделяй и Властвуй (игра) компьютерная игра. Разделяй и властвуй / Divide And Conquer эпизод… … Википедия

  • разделяй и властвуй — — Тематики защита информации EN divide and conquer … Справочник технического переводчика

  • Разделяй и властвуй — У этого термина существуют и другие значения, см. Разделяй и властвуй (значения). Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных … Википедия

  • Разделяй и властвуй — Книжн. О принципе управления каким л. обществом путем разжигания вражды между его членами. /em> Калька с лат. Divide et impera. БМС 1998, 487 … Большой словарь русских поговорок

  • Разделяй и властвуй — крыл. сл. Формула, которой руководствовался еще римский сенат. Выражает она принцип государственной власти, согласно которому лучший метод управления разноплеменным государством разжигание национальной розни между народностями. Автор ее в… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Разделяй и Властвуй (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Разделяй и властвуй (значения). «Divide Conquer» (переводится как «Разделяй и Властвуй») многопользовательская пошаговая стратегическая игра с веб интерфейсом, запущенная в 2004 году. В 2007 году… … Википедия

  • Разделяй и властвуй (политика) — Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей и согласно которому лучший метод управления таким государством разжигание вражды… … Википедия

  • Разделяй и властвуй (значения) — Разделяй и властвуй: Разделяй и властвуй (политика) политический принцип. Разделяй и властвуй (информатика) парадигма разработки алгоритмов … Википедия

  • Разделяй и властвуй (программирование) — Разделяй и властвуй (англ. divide and conquer) в информатике важная парадигма разработки алгоритмов. Основана на рекурсивном разбиении решаемой задачи на две (или более) подзадачи того же типа, но меньшего размера. Разбиения выполняются до тех… … Википедия

Разделяй и властвуй — именно Н. Макиавелли изложил данный принцип(Государь)

Темы статьи:

— кто сказал «разделяй и властвуй» ?

— что значит разделяй и властвуй , смысл фразы ?

Из википедии

Как правило, эту фразу считают максимой римского сената (без указания источника). Однако в корпусе латинских текстов классического периода она отсутствует, что начисто исключает возможность её античного происхождения

на латыни: divide et impera

Часто автором её называют и Макиавелли — и действительно, подобная формулировка у него встречается, но по-итальянски: che tu hai in governo, divise («то, чем управляешь, разделяй» — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», III, XXVII, без ссылки на какой-либо авторитет).

Важно отметить очередную ошибку допущенной , в горячо нами любимой википедии. Во первых, фраза «то, чем управляешь, разделяй», означает не совсем «разделяй и властвуй», это по сути разные принципы. Слова «то, чем управляешь, разделяй» означают — «создай вертикаль, струтуру власти» и/или «делись властью…», как видим тут явно другой контекст.

В первом случае речь идет о «техническом разделении», чтобы повысить управляемость. Мы ведь хорошо понимаем, что отделением из 10 солдат, явно легче управлять в бою, чем полком из 1000 человек, поэтому полк разбивает на роты(батальоны), а роты на взводы, взводы на отделения. Это и имел ввиду классик, когда говорил — che tu hai in governo, divise («то, чем управляешь, разделяй». Данный принцип не буквально, а по сути озвучен, как технологический прием, в книге «Государь»(Глава 3). При всем этом, нужно подчеркнуть, что этот прием давно известен и считался любимым инструментом ордена иезуитов(предположение).

*смысл фразы «разделяй и властвуй» — тактика создания, усиления противоречий, различий и разногласий, между двумя или более сторонами для контроля(стравливания) над ними.

Цитата:

*В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует также сделаться главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных, а кроме того, следить за тем, чтобы в страну как-нибудь не проник чужеземный правитель, не уступающий ему силой. Принцип «Разделяй и властвуй» — действительно, озвучил Н. Макиавелли в книге «Государь», хотя оно было и известно давно, но обоснование и авторство сохранилось именно за ним, НО…изречение «то, чем управляешь, разделяй» содержит совсем другой смысл.

Конкретные пример из современной жизни можно найти в статье: «Музафер Шериф — проблемы межгрупповых конфликтов».

И еще.

Для того, чтобы реализовать принцип «Разделяй и властвуй» требуется некоторые усилия, но более благородно придерживаться противоположенного принципа озвученного И. В. Гёте: «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» … хотя для этого потребуется недюжий талант и мудрость, но оно того стоит.

«Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя» — прием №5 — Макиавелли/Государь

Цитата:

Начну с того, что завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя,ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства. Макиавелли/Государь

Прием рекомендуемый Макиавелли, надо признать, мягко говоря жестокий, но как и другие рекомендации классика достаточно дальновидны. Кстати,этим примем воспользовались троцкисты(радикальное крыло большевиков), которые после революции 1917 года расстреляли царскую семью. Но мы рассматриваем саму технологию, не вдаваясь в этическую сторону вопроса.

У меня был интересный случай. Как-то мне предложили дистрибуцию детских сладостей , один Российский производитель. Прежде чем согласится или отказать, я решил промониторить рынок подобных товаров. Проехал по супермаркетам, на оптовом рынке посмотрел. Выяснилось, что конкурентов очень много, именно этот товар нигде не был представлен. Сделал не затейливый экспресс-анализ, типа: » …раз так сильно конкурируют производители в данной нише, значит есть спрос на аналогичную продукцию, так как именно этой продукции нет, то почему бы не попробовать…». Оплатили пробную партию продукции, получил товар. По торговым точкам отправил торгового агента, как обычно делается, а с оптовиками решил сам поговрить…и тут выяснилось интересная деталь, которая подтверждает мысль классика.

Оптовиков было на тот момент не много, 3-4 фирмы, торгующие подобной продукцией. Поговорил с одним, отказался. Поговорил с другим, отказался. Предложил третьему и четвертому, отказались. Я был удивлен. Дело в том, что у торгового агента данный товар уходил «на ура», а оптовики отказывались. Ситуация очень странная. Предприниматель отказывается от товара, который в рознице хорошо продается. Решил поговорить с одним знакомым предпринимателем, который торговал на этом рынке уже давно, нов другой нише. Хотел узнать, чем может вызвано такое странное поведение. Я исходил из своего понимания. Если мне предлагают товар, которые априори хорошо продается, почему бы воспользоваться, я ведь уже имею клиентуру и свою сеть, т.е. дополнительный заработок на готовой сети. Но пообщавшись с «местным» предпринимателем пришел к неожиданному для себя выводу, с его подсказки. Оказывается, они отказываются покупать товар не потому, что им это невыгодно, а потому что БОЯТСЯ, что на рынке появится еще один оптовик(в моем лице). Хотя я на тот момент им не смог составить сколько-нибудь серьезную конкуренцию, но для них выгода получаемая продавая мой товар было явно недостаточной чем тот СТРАХ появления на рынке нового игрока. Возможно, что это и не так было, но сколько мы не искали причин отказа, других причин так и не смогли найти. Так что прав был классик. Предприниматели, иногда используют приемы Макиавелли, сами того не ведая, на интуитивном уровне.

Более того, на рынке давно существует прием, когда по каким-то причинам разные бизнесы пересекаются, со схожими товарами, с одинаковой целевой аудиторией, но при это есть и некоторые отличия. Так вот, в таких случаях, некоторые предприниматели практикует прием ценовой борьбы с конкурентом, если у конкурента товар схожий, но основную маржу конкрент снимает с других товаров нежели он сам. В это случае, он закупает этот товар, у производителя, и продает по ЗАКУПОЧНОЙ цене, чтобы выдавить конкурента с рынка.

Или прием используемый «корпорацией добра»(google), за ними давно заметили » странную» тенденцию, скупать сколько-нибудь IT-проекты, если они хоть как-то могут оттянуть часть их аудитории. Что в этом странного скажет Читатель, и будет прав, странность в том, что подавляющее большинство этих проектов потом уничтожаются под разными предлогами, хотя и потратились на это немало.