Религия и религиозные организации в современной России
Содержание
- Религиозные организации
- Основные формы религиозных организаций в современном российском обществе: проблемы и тенденции развития
- Помехи на дорогах
- Религия в СССР: Действительно ли церковь и духовенство были в опале при советской власти
- Первые годы после революции
- Церковь в СССР после 1929 года
- Большой террор 1937 года
- Война спасла христианство в СССР?
- «Дорогие братья и сестры!»
Религиозные организации
Основные формы религиозных организаций в современном российском обществе: проблемы и тенденции развития
Фисенко В.А.
стажер-исследователь,
администрация Находкинского городского округа,
РФ, г. Находка
e-mail: [email protected]
Винокурова А.В.
кандидат социологических наук, доцент,
департамент социальных и психологических наук,
Дальневосточный федеральный университет,
Россия, Владивосток
e—mail: [email protected]
В современных условиях вопросы взаимодействия церкви и государства приобретают особую актуальность. Особенно явно эти проблемы встают перед человеком сегодня, когда мировосприятие тесно связано религиозным мировоззрением. Изучение деятельности религиозных организаций, их структуры и форм является крайне важным в контексте современной геополитической ситуации. В настоящее время в России мы наблюдаем период возрождения религиозности населения, поиск человеком своего места в плане духовного развития.
Современное российское общество развивается в русле общемировых трендов, но с особенностями своего исторического пути и менталитета. Основной мировой тенденцией является процесс глобализации как стандартизация социальных условий жизни, соответственно, проявляются такие общие тенденции, как либерализация межличностных отношений, стремление к личностной автономности, всё это в своей совокупности приводит к системному кризису, которым можно охарактеризовать состояние современного российского общества. Многие люди в нынешней ситуации пытаются найти точку опоры, внести чувство осмысленности в свое бытие, часть выбирает путь духовного развития, обращается к нравственным и духовным ценностям.
Оживление духовной жизни человека зачастую достигается через обращение к религии. Это дает возможность личности максимально легко и безболезненно включиться в деятельность той или иной социальной общности. Принадлежа к определенному религиозному объединению, исповедуя соответствующее вероучение, человек, как правило, получает искомое чувство полноты и осмысленности бытия, ощущение счастья и гарантии социальной поддержки.
Ряд исследований, проведенных в последнее десятилетие показали бурный рост религиозности в современной России, разрушение атеистических настроений. Основным индикатором такого роста является стремительное увеличение числа религиозных организаций. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, незаменимый инструмент нравственного возрождения России, реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. Другими словами, имеет место огромная личностная потребность в принадлежности к тому или иному религиозному течению. Поэтому сегодня еще одной явной тенденцией современного российского общества является кардинальное изменение роли и статуса церкви в структуре социума.
Принцип отделения церкви от государства является базовой формой взаимодействия на современном этапе. Церковь становится самоорганизующейся и самоуправляющейся структурой общества. Функции церкви и государства отличны, не пересекаются и не накладываются друг на друга. Это дает церкви широкие возможности участия в негосударственной сфере, которая в современном мире значительно расширилась и имеет существенное влияние на социум.
Большинство современных государств, и Россия в том числе – светские, это означает, что взаимодействие церкви и государства распространяется не на все области жизни и реализуется на принципе взаимного невмешательства в дела друг друга. В то же время, государство понимает, что полностью абстрагироваться от вопросов нравственности, духовного развития, которые лежат в области религиозной идеологии, невозможно. Поэтому цели и задачи церкви и государства в решении определенных социальных, духовных, нравственных проблем могут лежать в одной плоскости.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству. В то же время церковь может обращаться к государственной власти, если вопросы требуют решения на самом высоком уровне, но право решить данный вопрос всегда остается за государством. В тоже время и от государства ожидается невмешательство в жизнь церкви, в ее управление, равно как и вообще в деятельность любых церковных учреждений, за исключением случаев, определенных законодательством.
В современном демократическом государстве религиозные вероучения являются регуляторами нравственных ценностей в обществе, носителями моральных традиций и устоев. Причем государство больше склонно опираться на религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована под влиянием определенной религиозной идеологии, и насторожено относится к идеям, привнесенным извне.
Здесь необходимо отметить актуальность определения социального статуса церкви в современном социуме. Долгий период истории развития общества основное внимание уделялось правам религиозных организаций, сегодня акценты смещаются в сторону прав индивида. Тем самым актуализируется вопрос о статусе церкви как организации и ее правах в общественном устройстве.
В настоящее время отсутствует общепринятое, единое определение церкви. В результате существуют отличия в практике признания той или иной организации религиозной, и, как следствие, возникают трудности в вопросах взаимодействия государственных органов и церкви в решении большого количества вопросов.
Согласно светским определениям, церковь – организационное объединение последователей определенного вероучения. Государство – структура господства, обладающая внешними атрибутами власти. Оба общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечеловеческих ценностей.
Особый интерес для нашего исследования представляет типологизация форм религиозных организаций, предложенная немецким теологом ХХ века Эрнстом Трельчем, согласно которой он выделяют четыре формы: церковь, секта, деноминация и культ. Основными отличиями между ними являются отношения религиозного объединения с социальными слоями общества, наличие связи с государством, приверженность или отвержение доминирующих в обществе догм и культов. Необходимо иметь в виду, что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Процессы образования различных религиозных течений происходят постоянно, видоизменяются, взаимно проникают друг в друга. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь, от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты. В связи с этим перед государством всегда остро стоит вопрос отслеживания новых религиозных течений и культов, отнесение новых веяний к той или иной религиозной организации, вообще, возможность получения официального статуса на территории России.
По данным Росстата на 1 января 2015 в России зарегистрированы 27496 религиозных организаций, члены которых принадлежат к 50 различным религиозным направлениям . В то же время необходимо отметить, что существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации.
Лидирующее место по числу приверженцев принадлежит Русской православной церкви (РПЦ). Второй по численности и влиянию религией в России после христианства является ислам. Россия многоконфессиональное государство, где на протяжении веков совместно друг с другом проживают представители различных этнических и религиозных групп. Русской православной церкви в нашей стране принадлежит уникальная роль в деле единения русского народа, становления российской государственности. Влияние РПЦ в нашей стране не вызывает сомнения, но наряду с этим мы с каждым годом наблюдаем рост числа новых религиозных групп.
На протяжении последних десятилетий имеет место постоянный рост числа приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений и организаций. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее других улавливают происходящие социальные перемены .
Проникновение новых религиозных движений в Россию началось с 70-х годов прошлого века. Среди них выделяют религиозные образования восточной направленности, христиански ориентированные культы, а также неоязычество и интерконфессиональные религиозные образования. Эти организации отличаются идеологическими основаниями, но обладают рядом общих черт, такими как, активная миссионерская деятельность, агрессивная коммерциализация, строгая иерархия структур управления.
Здесь мы и сталкиваемся с основными проблемами и противоречиями. Дело в том, что оценить степень религиозности современного российского общества задача не самая простая. Конечно, существуют цифры официальной статистики, но очень часто при определении приверженности к той или иной церкви используют так называемый «этнический принцип», т.е. традиционно русских, украинцев, белорусов относят к православным и т.п. Исходя из этнического принципа исчисления религиозной принадлежности, сейчас в России: 120 млн православных, 600 тыс. католиков, более миллиона верующих Армянской Апостольской Церкви, 14 млн мусульман, 230 тыс. иудаистов и 900 тыс. буддистов. Применение данного принципа приводит к громадным цифрам, которые при детальном подходе не соответствуют действительности. Так, в число православных попадают и протестанты, и атеисты, и люди, формально не определившиеся с религиозными взглядами. Также в это количество входит большинство представителей нетрадиционных религиозных движений и взглядов, которые вообще очень сложно поддаются анализу и статистике.
Согласно исследованиям С.Филиппова, Р. Лункина, можно привести следующие данные по численности людей, реально практикующих ту или иную религию: русская православная церковь – 3-5 млн чел.; староверы – 50-80 тыс. чел.; католики – 60-200 тыс. чел.; протестанты – более 1,5 млн чел.; иудаисты – 30 тыс. чел.; мусульмане – не более 2,8 млн чел.; буддисты – не более 500 тыс. чел.; авторитарно организованные новые религиозные движения – не более 300 тыс. чел. .
За этими неоднозначными цифрами скрывается целый пласт проблем, которые обнажаются при более глубоком и детальном рассмотрении. Современное российское общество является, прежде всего, обществом секулярной культуры, где для многих вера является просто культурным символом. Зачастую оперирование цифрами о количестве «последователей» используют в своей политической борьбе религиозные лидеры традиционных конфессий. Соответственно, чем больше последователей, тем сильнее влияние данной религиозной организации в обществе. Но наличие исторической связи народа с традиционной религией предков не делает их автоматически верующими людьми.
Сегодня не хватает исследований, которые показали бы реальную картину о структуре религиозных групп и движений в современном российском обществе. Различные политические партии, общественные движения и религиозные группы используют данные статистики в своих интересах, и не всегда объективно и корректно. Так, например, отмечается, что современная статистика не успевает за ростом протестантских конфессий, а также подъемами и падениями численности новых религиозных движений. Как пишут исследователи, численность «сектантов» очень часто бывает искусственно завышенной и растиражированной в средствах массовой информации .
В тоже время, нельзя не отметить ежегодный рост и общественное влияние зарубежных религиозных течений, которые особо не замечаются и не освещаются в прессе. Так, например, депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов отмечает, что в настоящее время в России насчитывается порядка 300-500 различных сект с числом последователей до 800 тыс. чел. . Большинство координационных центров таких организаций располагаются и финансируются из Соединенных Штатов Америки. В современном российском обществе активно распространяются различные оккультные, эзотерические идеи, которые формально не относятся к тем или иным религиозным группам, но оказывают значительное влияние на личность человека, могут действовать деструктивно.
Поэтому сегодня требуется понимание важности изучения религиозных организаций российского общества. Мы должны отдавать отчет, что официальная статистика не всегда показывает нам реальную картину, очень часто становится инструментом идеологической и политической борьбы. Традиционные церкви, занятые вопросами борьбы за сферы государственного влияния не замечают проникновения на территорию нашей страны деструктивных религиозных групп и течений. Распространение таких групп может дестабилизировать политическую ситуацию в стране . Реальная религиозная статистика должна помочь сделать социальную, политическую и культурную позицию религиозных объединений и их лидеров более прозрачной и понятной для российской общественности.
Таким образом, исследование современных религиозных организаций не может ограничиваться только изучением структуры конфессий и состоянием религиозности населения. Важно выявить основные направления взаимодействия религиозных организаций с обществом в различных областях, характер и способы этих взаимодействий, оценки их разными социальными слоями.
Список используемой литературы:
- Гаврилов С. 2016. Сектам расставят сети // Русская народная линия
- Королева Э.В. Социальная роль религии в миграционных процессах // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2008. – № 2. – С. 42-44.
- Лобазова О.Ф. Исследование религиозности в рамках интегративного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 1-4 (43). – С. 76-78.
- Мчедлов М.П. О религиозности российской молодёжи // Социологические исследования. – 1998. –№ 6. – С. 107-110.
- Сгибнева О.И. Религиозная ситуация: основные параметры исследования // Социология религии в обществе позднего модерна: материалы международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – С. 89-93.
Помехи на дорогах
В модернизации дорог больше проблем, чем достижений — к такому выводу пришли участники дискуссии «Дороги модернизации. Логистика успеха», которая прошла в рамках II Форума регионов России «Инновационная модель развития».
Транспортная стратегия до 2030 года была утверждена еще в 2008 году. Ее реализация базируется на применении интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые пока так и не применены.
«Правительство РФ пока не приступило к комплексному освоению ИТС, — подчеркнул председатель комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виталий Ефимов. — Не разработаны идеология, концептуальные подходы, а также отсутствует соответствующая структура. Необходимо делегировать министерству транспорта функции по освоению ИТС в России или возложить на правительственную комиссию транспортной связи ответственность по реализации ИТС, создать федеральную службу по технологиям и ИТС. Необходимо разработать матрицу причин, сдерживающих технологическое развитие ИТС».
Для модернизации транспортной системы России особенно важен переход на современные мостовые системы
Также Виталий Ефимов высказал ряд предложений по внедрению интеллектуальных транспортных систем, особо отметив необходимость совершенствования действующего законодательства в данной области.
«Для модернизации экономики и транспортных систем необходимо создать такой климат и принять такие меры государственного регулирования, которые бы мотивировали власть и бизнес начать массовую модернизацию, — отметил Виталий Ефимов. — Но пока таких условий в нашей стране не создано. Есть системные ошибки в создании и формировании рыночных отношений».
По мнению участников дискуссии, решить проблемы московского транспортного узла практически невозможно без применения ИТС. В 2010 году правительство утвердило план стратегии модернизации транспортных дорог, включающих несколько пунктов по ИТС.
Еще одним барьером на пути модернизации транспортного комплекса является несовершенство законодательной базы в сфере естественных монополий.
«В законодательстве не определен перечень услуг, подлежащий регулированию, — сетует президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. — В сфере общего пользования в 2009 году правительство приняло постановление, в котором дан фиксированный перечень услуг, по которым Федеральная служба по тарифам устанавливает свои ставки. Мы не имеем методики обоснования экономических затрат на выполнение регулируемых работ и услуг».
Участники дискуссии также говорили о том, что экономика железнодорожного транспорта необщего пользования не может копировать экономику общего пользования. Структура издержек по перевозкам грузов на транспорте общего пользования такова, что больше 30% занимает амортизация. Аналогичные издержки в структуре необщего пользования составляют 6%.
«В порядке регулирования железнодорожного транспорта необщего пользования должны быть критерии разнесения услуг, должен быть прописан порядок подачи субъектами регулирования и рассмотрения регулирующими органами ходатайств об изменении тарифов, — подчеркнул Георгий Давыдов. — Должен существовать порядок обжалования судебного регулирования спорных вопросов. Сам закон о естественных монополиях все эти положения содержит, но распространяются ли они на сферу необщего пользования — остается непонятным. Должен быть унифицирован порядок возмещения убытка доходов субъектов регулирования, который возникает вследствие установления регулирующими органами тарифов на оказываемые ими услуги на уровне не ниже экономически обоснованных затрат».
Одной из важнейших составляющих модернизации транспортной системы России, по мнению участников конференции, является переход на современные мостовые системы.
«На сегодняшний день около 20% федеральных мостов нуждаются в незамедлительном ремонте или замене, — говорит управляющий директор «СТЕКЛОНИТ Менеджмент» Олег Галицкий. — Из них 148 мостов вообще не могут быть отремонтированы по традиционной технологии. Все деревянные мосты (около 20%) находятся в плохом состоянии и должны быть заменены на постоянные. Ситуация с мостовыми сооружениями регионального значения не внушает оптимизма. Например, в Липецкой области доля мостовых сооружений, требующих ремонта, составляет 39%, а в Свердловской области — 42%, а 20 из 730 мостовых сооружений вообще непригодны для эксплуатации. В Ингушетии 30% мостовых сооружений сети автомобильных дорог находятся в неудовлетворительном состоянии, т.е. нуждаются в ремонте».
Решить подобную проблему, по мнению Олега Галицкого, можно путем от стандартных железобетонных мостов к цельным полимерным композитным конструкциям. Подобные мосты гораздо прочнее, чем железобетон, устойчивы к коррозии, не требуют обслуживания и покраски, имеют более низкую стоимость, удобны в монтаже.
«Монтаж пролетного строения композитного моста занимает 1-2 дня, — рассказывает Олег Галицкий. — Для сравнения, монтаж железобетонного моста занимает от 30 дней. На данный момент опыт применения композитных мостов достаточно широк. География распространяется на Европу, Северную Америку, Азию и Австралию. Всего в мире построено 400 таких мостов. Опыт эксплуатации этих мостов показывает их надежность и долговечность (срок службы 100 лет), и что особенно важно — практически нулевую стоимость их содержания».
Лещинский А.Н. г. Москва
Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции, противоречия
Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером межрелигиозного диалога; особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.
Состояние религиозной ситуации в современной России, изменения в ней за последние 15–17 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассмотреть в нескольких аспектах.
В России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.). До этого в советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20-х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развернута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание. Религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность (правда, в послевоенное, с середины 40-х гг., время частично разрешенная). В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов (к примеру, на благотворительную деятельность религиозных организаций), чем разрешений на свободу вероисповеданий. Достаточно внимательно ознакомиться со сборником документов «Законодательство о религиозных культах»1. В нем, действительно, мы найдем много запретов. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями, на практике подвергалось сильному контролю или вовсе не разрешалось.
В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий» религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. государство не только декларирует свободу совести, но и содействует защите вероисповедных свобод. С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате Уполномоченного по правам человека работает отдел по религиозным вопросам и культурным правам. В субъектах Федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями.
В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций, пожалуй, является Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Российская хельсинская группа, общественная организация «Мемориал» и др.
По мнению многих представителей правозащитного движения, ряда религиозных объединений, закон РФ 1997г. далек от совершенства. Более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона. Однако закон функционирует, на его основе регулируются государственно-конфессиональные отношения. В правительстве Российской Федерации создана и в течение нескольких лет работает группа по анализу и обобщению поступающих из регионов России предложений по совершенствованию закона. Предложения самые различные, есть над которыми следует задуматься законодателям, есть те, что вряд ли будут учтены, а есть и вовсе противоречащие конституционным принципам свободы совести. К примеру, из Татарстана поступило предложение убрать из закона его преамбулу. Есть предложение приравнять по статусу религиозные объединения к благотворительным организациям. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России и приданию им особого статуса, предоставлением им отдельных льгот. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс. По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование.
Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.
Необходимо указать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав. В доперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав. К настоящему времени, начиная с рубежа 80-90гг. ХХ века, уже рассмотрено немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон 1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.
В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.). В этот период во многих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным: в Тульской области, в Дагестане, в Удмуртии…(в 30 субъектах). До сих пор некоторые религиозные объединения по разным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения прав верующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения и соответствующей литературы. Только в текущем году произошло несколько случаев, в которых отражено нетерпимое отношение к деятельности некоторых религиозных организаций. Сюда можно отнести: факт поджога с помощью бутылок с зажигательной смесью в Нижневартовске церкви «Слово Жизни»; в Тутаеве Ярославской области был совершен поджог палатки протестантской церкви. Двух служителей избили металлическими прутьями. В подстрекательстве участвовали некоторые представители органов власти; в городе Лиски Воронежской области местной милицией под руководством представителей городских властей было прекращено служение Центра Духовного Возрождения, некоторые участники служения, среди которых были женщины и дети получили психологические и физические травмы; попытку сжечь в Суздале имущество Синода Российской Православной автономной церкви.
Существует несколько причин упомянутых рецидивов, самое главное из них это отсутствие должной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим религиозным объединениям, но именно к тем, кому власти отдают предпочтение.
Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования. Поступают просьбы отдельных верующих и правозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиозно-общественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какой-либо официально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители духовенства (Московской патриархии) уже определяют православие как «господствующее в российском государстве», обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных, учреждениях.
За последнее время в России значительно увеличилось количество верующих. На рубеже 70-80-х гг., согласно исследованиям социологов, верующих было 10–24% от числа всего населения. На начало 2000 г. уже было 50–54% верующих. Осенью 2003 г. министр по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ Владимир Зорин, выступая на заседании «круглого стола» на тему: «Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов», на основе результатов социологических исследований отметил, что в настоящее время от 43 до 57% граждан нашей страны причисляют себя к верующим. Министр отмечает так же значительное увеличение количества общин. В России зарегистрировано более 22 тысяч религиозных организаций и объединений. Начиная с 1997 года, когда был принят Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», вдвое возросло число иудейских общин, на 23% православных, на 29% старообрядческих, на 14% мусульманских. В какой-то мере это также говорит об общем возрастании числа верующих граждан.
У верующих повышается уровень религиозного сознания, так как они имеют возможность свободно посещать свои молитвенные дома. Религиозные объединения имеют возможность открывать духовные учебные заведения в необходимом количестве. Значительно активизировалась издательская деятельность религиозных объединений. Большими тиражами издаются Священные писания и тексты, богословская литература, периодика, аудиовизуальные средства религиозной информации.
Большое место в распространении Вечной книги заняло Библейское общество в России. За период с 20-х гг. по середину 80-х официально Библия Русской православной церкви издавалась всего лишь 2 раза и один раз Новый завет. Причем издания эти печатались чрезвычайно малыми тиражами. Жития святых вовсе не издавались (за исключением справок о святых в конфессиональных календарях). Некоторые верующие рассказывали автору, что они выписывали из атеистической литературы цитаты из Библии (естественно без атеистической критики), потом их перечитывали и заучивали. В личной библиотеке автора до сих пор хранится перепечатанное на машинке Житие Преподобного Сергия Радонежского. Так распространялась богословская и житийная литература. Библейское общество активно компенсирует прошлые утраты и ежегодно полумиллионными тиражами выпускает Библию, доступную по цене и на языках разных народов России. Таким образом, в наше время духовную литературу верующие могут свободно приобретать и читать, повышая свой уровень религиозного сознания.
В интернете к настоящему времени представлены сотни сайтов религиозных организаций и авторов, через интернет они предлагают не только информацию, но и удовлетворение религиозных потребностей пользователей.
Руководители и члены религиозных объединений имеют большие возможности для осуществления своей миссии в больницах, школах, в местах заключения и исправительных колониях, в домах престарелых. Однако «духовное возрождение» и «возрастание верующих» происходит в весьма замедленных темпах. По данным опросов различных социологических служб, а также по мнению некоторых представителей православия, среди большого числа верующих всего лишь 4–6% так называемых активных православных христиан (кстати эта цифра соотносится с аналогичными данными на материалах западноевропейских государств, претерпевших процесс секуляризации). Противоречивость духовного возрождения не удовлетворяет служителей культа. На эти процессы нередко обращают внимание священноначалие, отдельные священники, представители разных конфессий. Например, что касается Русской православной церкви, ее состояние оценивается как возрождение, но как считают сами ее представители, больше успехов церковь достигла в восстановлении своей структуры, прибавив к прежнему числу много храмов, монастырей, духовных школ, но в возрождении духовности успехи незначительны.
Религия в СССР: Действительно ли церковь и духовенство были в опале при советской власти
Пролетарий — воинствующий безбожник./ Фото: daily-newspaper.ru
Сложившиеся стереотипы в отношении коммунистов порой мешают восстановить истину и справедливость по многим вопросам. К примеру, принято считать, что советская власть и религия — два взаимоисключающих явления. Однако существуют свидетельства, доказывающие обратное.
Первые годы после революции
Агитационный плакат «Долой церковные праздники!»./ Фото: tayni.info
С 1917 года был взят курс на лишение РПЦ главенствующей роли. В частности, все храмы по Декрету о земле лишались своих земель. Однако на этом не закончилось… В 1918 году вступает в силу новый Декрет, призванный отделить церковь от государства и школы. Казалось бы, это несомненно шаг вперед на пути к построению светского государства, однако…
У религиозных организаций вместе с тем отняли статус юридических лиц, а также – все здания и строения, принадлежавшие им. Понятно, что ни о какой свободе в юридическом и экономическом аспектах, речи более идти не могло. Далее, начинаются массовые аресты священнослужителей и гонения верующих, при том, что сам Ленин писал, что нельзя оскорблять чувств верующих в борьбе с религиозными предрассудками.
Интересно, как он себе это представлял?… Разобраться сложно, однако уже в 1919 году под руководством того же Ленина начали вскрывать святые мощи. Каждое вскрытие осуществлялось в присутствии священников, представителей Наркомата юстиции и местных органов власти, медэкспертов. Проводилась даже фото- и видеосъемка, однако не обходилось без фактов надругательств.
К примеру, на череп Саввы Звенигородского член комиссии плюнул несколько раз. А уже в 1921-22 гг. начался открытый грабеж храмов, который объяснялся острой социальной необходимостью. По стране гулял голод, поэтому изымалась вся церковная утварь, чтобы прокормить за счет ее продажи голодающих.
Церковь в СССР после 1929 года
Агитационный плакат «Религия тормоз пятилетки»./ Фото: fotostrana.ru
С началом коллективизации и индустриализации вопрос об искоренении религии встал особенно остро. На этот момент в сельской местности кое-где еще продолжали работать церкви. Однако коллективизация на селе должна была нанести очередной разрушительный удар на деятельность оставшихся храмов и священников.
В этот период число арестованных среди духовных лиц увеличилось в три раза, если сравнивать с годами установления советской власти. Часть из них расстреливали, часть – навечно «закрывали» в лагерях. Новое коммунистическое село (колхоз) должно было быть без батюшек и церквей.
Большой террор 1937 года
Агитуголок. Чтение газет./ Фото: lottov.ru
Как известно, в 30-ые годы террор затронул всех, однако нельзя не отметить особого ожесточения в отношении церкви. Существуют предположения, что вызван он был тем, что перепись 1937 года показала, что более половины граждан в СССР верят в Бога (пункт о вероисповедании намеренно был включен в анкеты). Итогом стали новые аресты – на этот раз лишились свободы 31 359 «церковников и сектантов», из них – 166 епископов!
К 1939 году уцелело всего лишь 4 епископа из двухсот, которые занимали кафедры в 1920-х годах. Если раньше у религиозных организаций отнимались земли и храмы, то на этот раз последние просто уничтожались в физическом плане. Так, накануне 1940 года в Белоруссии действовала всего лишь одна церковь, которая находилась в отдаленном селе.
Всего же в СССР насчитывалось несколько сот храмов. Однако тут же напрашивается вопрос: если в руках советской власти была сосредоточена абсолютная власть, почему она не истребила религию в корне? Ведь это было вполне по силам – уничтожить все храмы и весь епископат. Ответ очевиден: религия была нужна советской власти.
Война спасла христианство в СССР?
Агитационный плакат «Я на курсы трактористок!»./ Фото: hdwon.cam
Дать однозначный ответ сложно. С момента вражеского вторжения в отношениях «власть-религия» наблюдаются определенные сдвиги, даже более того – налаживается диалог между Сталиным и уцелевшими епископами, однако назвать его «равным» невозможно. Скорее всего, Стал временно ослабил хватку и даже начал «заигрывать» с духовенством, поскольку ему нужно было поднять авторитет собственной власти на фоне поражений, а также добиться максимального единства советской нации.
«Дорогие братья и сестры!»
Это можно проследить по изменению линии поведения Сталина. Свое обращение по радио 3 июля 1941 года он начинает так: «Дорогие братья и сестры!». А ведь именно так обращаются верующие в православной среде, в частности – священники к прихожанам. И это очень режет слух на фоне привычного: «Товарищи!». Патриархия и религиозные организации по велению «свыше» должны отправиться из Москвы в эвакуацию. С чего такая «забота»?
Сталину нужна была церковь в корыстных целях. Фашисты умело использовали антирелигиозную практику СССР. Свое вторжение они едва ли не представляли как Крестовой поход, обещавший освободить Русь от безбожников. На оккупированных территориях наблюдался невероятный духовный подъем — восстанавливались старые храмы и открывались новые. На фоне этого продолжение репрессий внутри страны могло привести к губительным последствиям.
Прелюбопытнейшая статейка…/ Фото: interaffairs.ru
Кроме того, потенциальным союзникам на Западе не импонировали притеснения религии в СССР. А Сталин хотел заручиться их поддержкой, поэтому начатая им игра с духовенством вполне объяснима. Религиозные деятели различных конфессий направляли Сталину телеграммы о пожертвованиях, направленных на укрепление обороноспособности, которые впоследствии широко тиражировались в газетах. В 1942 году тиражом в 50 тыс экземпляров выпускается «Правда о религии в России».
Тогда же верующим разрешается публично праздновать Пасху и вести богослужения в день Воскресения Господня. А в 1943 году происходит и вовсе нечто из ряда вон выходящее. Сталин приглашает к себе уцелевших епископов, часть из которых освобождает накануне из лагерей, чтобы выбрать нового Патриарха, которым стал митрополит Сергий («лояльный» гражданин, который в 1927 году издал одиозную Декларацию, в которой фактически согласился на «служение» церкви советскому режиму).
Письмо управляющего Московской епархией вождю./ Фото: pravmir.ru
На этой же встрече он жертвует с «барского плеча» разрешение на открытие духовных учебных учреждений, создание Совета по делам РПЦ, передает бывшее здание резиденции германских послов новоизбранному Патриарху. Также Генсек намекнул, что могут быть реабилитированы некоторые представители репрессированного духовенства, увеличено количество приходов и возвращена конфискованная утварь церквям.
Однако дальше намеков дело не пошло. Также некоторые источники гласят, что зимой 1941 года Сталин собрал духовенство для проведения молебна о даровании победы. В то же время Тихвинская икона Богоматери самолетом была обнесена вокруг Москвы. Сам Жуков якобы подтверждал в беседах неоднократно, что над Сталинградом был совершен облет с Казанской иконой Божией Матери. Однако документальных источников, свидетельствующих об этом, нет.
Обращение служителей Церкви к красноармейцам./ Фото: tayni.info
Некоторые документалисты утверждают, что молебны проходили и в блокадном Ленинграде, что вполне можно допустить, учитывая, что ждать помощи больше было неоткуда. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что цель истребить религию окончательно советская власть перед собой не ставила. Она пыталась сделать ее марионеткой в своих руках, которую иногда можно было использовать корысти ради.
БОНУС
Псевдокоммунистический парадокс: «Святой» Вождь./ Фото: bryansku.ru
Либо снять крест, либо забрать партбилет; либо Святой, либо Вождь.
Огромный интерес не только у верующих людей, но и у атеистов вызывают 10 самых странных храмов со всего мира, в которые люди стремятся, чтобы познать сущность бытия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Основываясь на Конституции РФ:
Статья 14. 1. Российская Федерация — светское государство.
Статья 14. 2. Религиозные объединения отделены от государства.
Статья 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 17. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 1. Каждый гражданин Российской Федерации рождается неверующим. Будет ли он верующим и какую религию может выбрать, неизвестно никому, в т.ч. и самому ребёнку. Поэтому запрещена любая пропаганда традиционных и нетрадиционных сексуальных религиозных отношений (далее религии) в отношении детей до 18 лет. Иначе это будет расценено, как навязывание определённой веры, т.е. насилием над ребёнком.
Статья 2. Многие религиозные правила и традиции вводят серьёзные ограничения на поведение, питание, общение верующих, что может привести к существенным нарушениям в физическом, эмоциональном, психическом, интеллектуальном, политическом и ином развитии ребёнка. Поэтому религиозные отношения с детьми запрещены и пропаганда таких отношений запрещена.
Статья 3. Дети до 18 лет не допускаются в храмы, церкви и другие религиозные заведения, чтобы не подвергнуться насильственной религиозной пропаганде и не быть оскорблёнными.
Статья 4. В школьных учебных и иных детских учреждениях запрещено изучение всего, что связано с религией, кроме исторического контекста. Вход священнослужителям в детские учреждения запрещён. В детских учреждениях запрещена любая религиозная атрибутика, одежда, предметы, в т.ч. кресты, чётки и пр.
Статья 5. В семьях, где есть несовершеннолетние дети, запрещена любая религиозная деятельность и атрибутика. Как то: молитвы, иконы, свечи, кресты, чётки, библия, коран, религиозная литература, плакаты, фильмы, одежда и пр. Запрещаются также любые разговоры на религиозные темы, справление праздников и обрядов в присутствии детей. Запрещено также упоминание бога и других религиозных слов в присутствии детей.
UPD:
25. Из детских библиотек должны быть изъяты книги, где упоминается религия. Изъятые издания должны быть переданы в спецхраны.
26. После принятия данного Закона необходимы внесения изменений в соответствубщие статьи УК об экстремизме.
Статья 6. Внешний вид религиозных заведений не должен никак выделяться среди остальных зданий. Иначе это может привлечь внимание детей на улице и вызвать у них нездоровый интерес к религии. Внутри помещения могут быть оформлены по желанию верующих.
Статья 7. Религиозные и культовые сооружения не могут быть расположены ближе 1 км от детских учреждений, детских площадок, мест скопления и прогулок детей, скверов, парков, детский театров и пр.. Силуэты религиозных учреждений не могут быть видны с мест, которые посещают дети, ибо это может вызвать их нездоровый интерес к тому, что им запрещено.
Статья 8. Запрещены любые религиозные проявления в публичных местах: запрещено молиться, креститься, читать молитвы на улице, в т.ч. перед храмами. Это могут увидеть дети, проходящие мимо.
Статья 9. Запрещается уличный колокольный звон, публичные молитвы, призывы к молитвам и пр. Это несомненно привлекает внимание детей и однозначно воспринимается, как пропаганда среди них.
Статья 10. Уличные крестные религиозные ходы в публичных местах запрещены, так как их могут увидеть дети, что может негативно сказаться на их психике, а также однозначно является пропагандой религии.
Статья 11. Крестить гражданина РФ можно только после наступления им совершеннолетия! Также, как употребление алкоголя и табакокурение, допустимо только с 18 лет!
Статья 12. Запрещены любые телевизионные трансляции религиозных событий, обрядов, праздников, молитв и пр. по общедоступным для детей каналам. Такие передачи могут транслироваться только по закрытым каналам, доступ к которым детьми исключён.
Статья 13. Появление служителей церкви и обсуждение религиозных тем запрещено на телевизионных каналах. Эти каналы могут смотреть и дети.
Статья 14. Ношение религиозной одежды, головных уборов, одежды с религиозной символикой, крестов, чёток и пр. в публичных местах запрещено, т.к. их могут увидеть дети, что вызовет их нездоровый интерес к происходящему и будет однозначно расценено, как пропаганда среди несовершеннолетних. Эти предметы могут использоваться только внутри религиозных заведений.
Статья 15. Категорически запрещены религиозные школы для несовершеннолетних.
Статья 16. С учётом того, что религиозные организации нетрадиционных направлений подчас являются рассадниками экстремизма, где проповедуется радикальные верования, призывающие к насилию, или являются сектами, а ребёнок неспособен отличить радикальную организацию от нормальной, доступ детей в религиозные организации запрещён и по этой причине.
Статья 17. Многие представители церкви по всему миру уличены в педофилии, что провоцируется ограничениями веры, прописанными в церковных правилах, поэтому контакт детей с представителями церкви может быть опасным. В т.ч. и по этой причине контакт представителей церкви с детьми запрещён.
Статья 18. Религия в своих документах и проповедях использует не проверенные и доказанные факты, а мифы, сказки, легенды и убеждения, не основанные на научных фактах, что однозначно доверчивый ум ребёнка введёт в заблуждение. Поэтому знакомство детей с религиозными документами и теориями запрещено.
Статья 19. Религиозные теории, не основанные на фактах неизбежно вступят в противоречие с научными знаниями, дающимися ребёнку в школе, что может приводить к психическим расстройствам и потере ориентации ребёнка в реальности, нервным срывам и даже самоубийствам детей. По этой причине изучение религиозных документов, в т.ч. библии, корана и пр., детьми запрещены.
Статья 20. Участие ребёнка в любой религиозной деятельности, посещение храмов, чтение молитв, изучение религиозных тестов и пр. отнимало бы у ребёнка много времени от игр, занятий спортом, изучения наук, отдыха. Поэтому эти религиозные занятия детям запрещены.
Статья 21. Многие религиозные тексты имеют сильное воздействие на человека, что может вести к неосознанному зомбированию ребёнка с неокрепшей психикой в направлении определённых искажённых представлений об окружающем мире и привязывать к определённой религии. Став же взрослым, гражданин сам сознательно и осознанно определится, во что верить, а во что нет, какую религию ему выбрать, или оставаться неверующим. Поэтому знакомство ребёнка с религиозными тестами недопустимо.
Статья 22. Пропаганда религии среди детей может вести к социальной розни внутри социальной группы «дети», т.к. на детской площадке или в песочнице дети, относящиеся к различным конфессиям, могут начать выяснять отношения, связанные с их верой, что даже может привести к физическому насилию. Данное положение вещей недопустимо, поэтому пропаганда религии среди детей запрещена.
Статья 23. Запрещаются все религиозные массовые публичные праздники, т.к. в них могут случайно принять участие дети, восприняв их, как игру, однако это однозначно является пропагандой религии среди несовершеннолетних.
Статья 24. За нарушение данного закона физическими лицами предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб.
Закон вступает в законную силу с момента опубликования.
Появление данного Закона спровоцировано многочисленными случаями массовой пропаганды религии верующими родителями и служителями церкви среди детей, неспособных защитить себя от этого психического насилия.
Закон находится в стадии доработки, принимаются пожелания и предложения.
Проект Закона «Об оскорблении чувств НЕверующих» http://na6ludatelb.livejournal.com/1284817.html
Метки: ПИНХ, дебилы, мои мысли, мой юмор, мракобесы, протест, чекистский режим
Добавить комментарий