Резиденция константинопольского патриарха

Содержание

Вселенский патриарх

Вселенский патриарх Флаг Вселенской Патриархии, используемый в храмах Греции и на Афоне

Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх (греч. Η Αυτού Θειοτάτη Παναγιότης, ο Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης και Οικουμενικός Πατριάρχης) — титул предстоятеля (патриарха) Константинопольской Православной Церкви.

С 22 октября 1991 титул носит Варфоломей I (греч. Βαρθολομαίος Α’; в миру — греч. Δημήτριος Αρχοντώνης).

История и значение

Тронный зал в здании Вселенской Патриархии. На троне возлежит Евангелие; Патриарх восседает на троне ниже, на переднем плане

Оформился в византийскую эпоху Римской империи, когда Константинополь стал играть роль столицы.

Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) находим у Патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвертого (Халкидонского) Вселенского Собора, правила 9, 17 и 28 которого провозглашают общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима. К концу VI века титулование и роль закрепляется окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. Папским престолом Рима 28 Правило принято не было. Рим признал за Константинополем второе место только в связи с унией на Флорентийском Соборе 1438—1445.

С 1930 город, с 1923 переставший быть столицей, официально именуется Istanbul, по-русски традиционно — «Стамбул».

Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре вчесть иконы «Живоносный источник» в Ва́лукли (Балыклы; Ζωοδόχος Πηγή του Μπαλουκλή), Стамбул.

Споры

Несмотря на то, что титулование «Вселенский» зафиксировано в ряде международно-правовых актов (в частности в Лозаннском договоре 1923), правительство Турецкой Республики не признает за Константинопольским патриархом титула «Вселенский» и признаёт только его статус как главы христианской общины Турции .

В июле 2008 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно вынес решение, которым признал юридический статус Константинопольского Патриархата и осудил правительство Турции за незаконное присвоение приюта на острове Буюкада (один из девяти Принцевых, или Адаларских, островов в Мраморном море), тем самым удовлетворив апелляцию Константинопольского Патриархата, впервые обратившегося с иском о защите своих имущественных прав в европейские судебные инстанции.

Резиденция и контакты

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца находятся в Фанарe (район Стамбула).

Почтовый адрес Патриархата: Rum Patrikhanesi, 34 220 Fener-Halic, Istanbul, Turkey

тел.: (90-212) 5319670-76 факс: (90-212) 5349037

Примечания

  1. «Патриаршие споры» продолжаются. Имеет ли право Варфоломей I именоваться «вселенским патриархом»? reliare.ru 27 октября 2005 г.
  2. Высший апелляционный суд Турции отказал патриарху Варфоломею в праве на вселенский статус Интерфакс.ru 27 июня 2007 года
  3. Президент Турции Абдулла Гюль обещал содействовать решению проблем Константинопольского Патриархата официальный сайт МП 11 октября 2007 г.
  4. Страсбургский суд по правам человека признал юридический статус Константинопольского Патриархата На официальном сайте МП 14 июля 2008 г.

См. также

  • Константинопольские патриархи

Ссылки

  • Служение Константинопольского Патриарха в православном мире Статья Геннадия Христокина для сайта «Православие в Украине»
  • Справка: Каноническая справка о праве Вселенского Патриаршего Престола Константинополя — Нового Рима принимать апелляции на судебные дела из других Поместных Церквей
  • «Константинополь должен быть наш». Можно ли вернуть Константинопольский патриархат под российскую корону? Статья игумена Григория (Лурье)

Иерусалимский патриарх имеет право на созыв Всеправославного Собора

Иерусалимский патриарх Феофил III

Издание «Ортодоксос типос» подтверждает тот факт, что изложен в главной статье нашего выпуска: есть и такие предстоятели Поместных Церквей, которые не последуют за архиепископом Афинским Иеронимом. Один из них и сам уже обнародовал эти сведения, и они стали известны, несмотря на то, что наша газета не раскрывала имен: мы хотели, чтобы был сохранен в тайне и не потерял эффекта неожиданности план патриарха Иерусалимского Феофила, который пригласил предстоятелей всех Поместных Церквей на встречу в Аммане (Иордания), чтобы обсудить насущный вопрос о единстве Церкви.

Некоторых испугала уже одна только мысль, что могут пошатнуться замыслы Фанара, и они пустились в различные интриги, чтобы исключить любую возможность для созыва Собора или приглашения на него предстоятелей Поместных Церквей. А ведь такая позиция по сути подразумевает, что другим предстоятелям, кроме Вселенского патриарха, запрещается даже просто выразить свое мнение!

Первым, кто решился опередить всех и помешать конструктивному решению украинского вопроса, был Архиепископ Афинский Иероним (!), который 22 ноября 2019 года сделал заявление для портала orthodoxia.info:

«Не могу ответить на этот вопрос с точностью, поскольку мне неизвестно, какими критериями руководствовался наш собрат и откуда они были им взяты. Мы не владеем информацией о том, было ли данное заявление патриарха (Иерусалимского) сделано с ведома Вселенского патриарха. Дело в том, что не каждый желающий имеет право на созыв Всеправославного Собора. Это является привилегией Вселенского патриарха. В случае, если нас пригласит Вселенский патриарх, мы, конечно же, не откажем, но если нам направит подобный призыв предстоятель какой-либо другой Поместной Церкви, лично я откажусь».

Истинная причина отказа, конечно же, заключалась в другом: незадолго до этого архиепископ Афинский общался (сначала по телефону, а потом и на очередной личной встрече) с послом США Джефри Пайатом, который по завершении визита не скрывал, что они совместно обсудили украинский вопрос. Именно в этом контексте следует искать причины тех или иных действий предстоятеля Элладской Церкви.

Что касается экклезиологической стороны вопроса, то, согласно высказываниям архиепископа Афинского, существует «две категории» предстоятелей Церквей: Константинопольский патриарх, возвышающийся над всеми, – и остальные, несущие ответственность только за одну Поместную Церковь и не более! Неужели это так?

Один архиепископ Афинский совершенно не согласен с другим!

Автор многих трудов, профессор богословия, а позднее – архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) в своей работе «Иерусалимская Церковь» пишет:

«Всякий раз, когда Церковь испытывала необходимость противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи – или председательствуя на Священном Синоде, или же самолично – созывали церковные соборы.

Всякий раз, когда Церковь должна была противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи созывали Соборы

Когда в XVII веке весь Восток и Запад были смущены учением Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, четыре Иерусалимских патриарха: Феофан, Паисий, Нектарий и Досифей – принимали деятельное и активное участие в срочном созыве Собора, который тогда отстоял Святую Православную Церковь…»

Следовательно, нынешнее действие Иерусалимского патриарха Феофила, продиктованное чувством ответственности за Церковь, с канонической точки зрения соответствует нашему историческому наследию.

Иерусалимский патриарх дважды участвовал в осуждении Константинопольских патриархов!

Далее архиепископ Хризостом приводит два случая, когда под председательством Иерусалимского патриарха взгляды Константинопольского патриарха были осуждены как еретические. Значит, Константинопольский патриарх не выше остальных, и всякий, кто уклоняется от веры, подлежит церковному суду и осуждается, если он виновен, Собором:

«Собор, который проходил в 1642 году в Яссах под председательством патриарха Иерусалимского Феофана, доказав ошибочность “Исповедания веры” патриарха Кирилла Лукариса, осудил и предал анафеме этот документ, но при этом оправдал Патриарха Кирилла…

Однако полемика, связанная с именем Кирилла Лукариса, на этом не закончилась, и только 30 лет спустя великий патриарх Досифей в 1672 году созвал Собор в Иерусалиме».

Иерусалимский патриарх созвал Всеправославный Собор в 1672 году

Насущный вопрос, занимающий сегодня общественность, заключается в том, имеет ли право предстоятель Иерусалимской Церкви созывать предстоятелей всех остальных Поместных Церквей. Как подсказывает нам история, Иерусалимский патриарх может созывать не только предстоятелей Церквей, но и Всеправославный Собор с большим количеством участников для обсуждения важнейших тем и вопросов веры (так же, как и любой другой предстоятель, а за его отсутствием – любой архиерей):

«Случилось так, что в то время во всей Православной Церкви один лишь Досифей, патриарх Иерусалимский, великий отец нашей Церкви, с ясностью осознавал всю значимость тех вопросов, на которые должна была дать официальный ответ Православная Церковь… В связи с этим Досифей принял решение созвать в марте 1672 года Иерусалимский Собор. Марк Ренье отмечает, что этот Собор представлял собой “величественнейшее зрелище, потому что множество клириков (71 участник), среди которых были и патриархи, и архиереи, и иные представители духовенства Восточной Церкви, прибыли в Иерусалим – в места, освященные крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа”. Собор проходил под председательством патриарха сего Священного Града – выдающегося отца Церкви Досифея…»

Несмотря на все сложности того времени, на Собор съехались все, кто только мог, и число участников достигло 70 человек. На этом фоне видна вся несостоятельность «собора Зизиуласа», проходившего в Колимбари на Крите, куда, несмотря на современные средства передвижения и удобства в пути, смогло собраться всего лишь вдвое больше архиереев.

За Грецию и за Православие!

Инициатива Иерусалимского патриарха имеет важнейшее значение для всей Церкви в целом и для Греции в частности. Подобное по силам только тому, кто непоколебимо предан православной вере. Если патриарх Иерусалимский твердо и непорочно возьмет эту миссию на себя, осознавая величайшую опасность, в которой ныне пребывает Православие, – опасность замораживания раскола на долгие годы, – то в таком случае войдет в историю именно он, а не лжеавтокефалия Фанара, которая, как неудачно пошутил патриарх Варфоломей, была получена за «взятку конфетами»…

«Франция через своего посла Оливера Ноанделя всячески поддерживала тот Собор Восточной Церкви и помогла Греции воздвигнуть последний бастион для защиты своей веры…

Согласно источникам латинян, Досифею не только представился удобный случай обличить протестантские заблуждения, но и от имени всей Православной Церкви изложить учение о православной вере… Таким образом, трудно переоценить величайшее значение того Собора и его Ороса, ставшего одним из вероучительных документов Православной Церкви, который получил известность под названием “Исповедание Досифея”».

Иерусалимский патриарх – тоже Вселенский!

Духовная мощь «Матери Церквей» и ее борьба за истинную веру по сути соделали Иерусалимских патриархов «Вселенскими», поскольку не титул наделяет своего обладателя определенными качествами, но имеют значение поступки последнего.

Вселенским является тот, кто действует в соответствии с учением и жизнью Вселенских отцов и учителей Церкви

Вселенским является тот, кто действует в соответствии с учением и жизнью Вселенских отцов и учителей Церкви и стоит с ними в одном ряду, плечом к плечу:

«Таким образом, Иерусалимская Церковь в лице своих патриархов всегда защищала Православие, а великие Иерусалимские патриархи были поборниками общих интересов всей Православной Церкви… Куда бы ни направлялись приснопамятные Иерусалимские патриархи, они никогда не довольствовались только заботой о своей собственной Церкви, но имели попечение обо всех Церквах. А посему патриархи бывали не только в Константинополе, и в Молдовлахии, и во всех других странах наших, но и в Иверии, а кроме того – и в России, куда они тоже множество раз приезжали в качестве представителей».

Киев находится в юрисдикции Иерусалимского патриарха?

Фанар утверждает, что Киев находится в его подчинении, и ссылается при этом на один единственный документ. Однако история доказывает противоположное:

«По пути, находясь в Киеве, Иерусалимский патриарх основал там большую богословскую школу, восстановил и рукоположил во митрополита Киевского Петра Могилу и других епископов в Малой России, тем самым отстаивая Православие, и совершил множество других деяний в поддержку православной веры».

Фанар «обязан» Иерусалимскому патриарху

Иерусалимский патриарх оказывал покровительство и Константинопольскому патриарху: это подтверждает и доказывает, какая же именно Церковь является «Матерью Церквей»:

«В бытность свою патриархом Иерусалимским Досифей стремился предупредить нестроения в Константинопольской Церкви, и в 1692 году он издал деяние о том, чтобы за Константинопольскими патриархами было признано право пожизненной несменяемости – во избежание бед, связанных с частым смещением патриархов с престола… Такое же попечение обо всей Церкви показали и все последующие после Досифея патриархи… Также патриархом Иерусалимским Кириллом были всюду основаны школы, не только в Палестине, но и в Константинополе».

Центр всего Православия

Несомненно, в Церкви не существует понятия «центра». И в любом случае, право быть «центром» принадлежит не тому, кто упоминает о своих псевдопривилегиях, как делает нынче «Восточный папа», а тому, кто действительно стоит на страже Православия:

«Таким образом, особая борьба за Православие не завершена до сих пор, но она продолжается и должна вестись в будущем с еще большей отвагой, с привлечением новых и больших сил Святогробского братства, в результате чего Иерусалимская Церковь сможет снова стать выдающимся и славным центром всего Православия, как это было на протяжении последних четырех веков, несмотря на совершенно неблагоприятные, тяжелейшие условия ее исторического существования».

Немедленный созыв Всеправославного Собора

С момента возникновения украинской проблемы многие независимо друг от друга и единогласно предлагали созвать Всеправославный Собор для ее разрешения. Но поскольку Константинопольский патриарх хотел отомстить России, которая не приняла участие в «Соборе Зизиуласа» на Крите, то он наложил вето и отверг всеправославное обсуждение.

Он не согласен с этим предложением и сегодня, поскольку считает, что вся Церковь принадлежит ему одному. Напомним, что пару лет назад, выступая в Фанаре на собрании в преддверии церковного новолетия, он заявил, что даже Катар находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата!

Константинопольский патриарх не должен проявлять неблагодарность, а должен на деле признать всё то, что было сделано Иерусалимским Патриархатом, и заручиться его согласием; в противном случае будет и дальше складываться ситуация всё более вредоносная и губительная для Фанара.

Также это единственная возможность, чтобы состоялось собрание всей Церкви, единственный шанс найти выход из сложившейся ситуации. Если когда-то Иерусалимский патриарх созвал Всеправославный Собор по догматическому вопросу, то тем более это возможно сегодня, когда вопрос касается юрисдикции, и никто не имеет права препятствовать его разрешению под предлогом каких-то несуществующих привилегий. Церковным мужам не подобает прикрываться какими-то оправданиями: они должны либо отойти от дел, поскольку не исполняют свой священный долг перед Богом, либо открыто признаться в том, что для них имеют авторитет только те указания и «заповеди», которые поступают со стороны США.

Список Константинопольских патриархов

Список апостолов, епископов и патриархов Константинопольской православной церкви с годами правления.

Епископы Византийские (38 — 325)

Архиепископы Константинопольские (325—451)

  • Александр (лето 326 — август 337)
  • Павел I Исповедник (осень 337 — конец 339)
  • Евсевий Никомедийский (конец 339 — конец 341) (арианский архиепископ)
  • Павел I Исповедник (конец 341 — начало 342) (вторично)
  • Македоний I (начало 342 — начало 346) (арианский архиепископ)
  • Павел I Исповедник (начало 346 — конец 350) (в третий раз)
  • Македоний I (сентябрь 351 — 27 января 360) (вторично) (арианский архиепископ)
  • Евдоксий Антиохийский (27 января 360 — начало 370) (арианский архиепископ)
Архиепископ, избранный арианами

  • Демофил (начало 370 — 26 ноября 380) (арианский архиепископ)
Архиепископ, избранный кафоликами

  • Евагрий (начало 370 несколько месяцев) (в оппозиции)

  • ?Евагрий (короткий срок в начале лета 380) (вторично)?

Архиепископ, назначенный александрийскими иерархами

  • Максим I Киник (Ирон) (начало лета 380 — июнь 381)
местоблюститель, призванный константинопольской общиной

  • Григорий I Богослов (начало 379 — начало лета 380) (официально не хиротонован)
  • Григорий I Богослов (июнь 381)
  • Нектарий (июнь 381 — 27 сентября 397)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Иоанн I Златоуст (26 февраля 398 — 10 июня 404)
  • Арсакий Тарсийский (27 июня 404— 5 ноября 405)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Аттик (начало марта 406 — 10 октября 425)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Сисиний I (28 февраль 426 — 24 декабря 427)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Несторий (10 апреля 428 — 22 июня 431)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Максимиан (25 октября 431 — 12 апреля 434)
  • Прокл (12/13 апреля 434 — 12 июля 446/447)
  • Флавиан Исповедник (июль 447 — 8 августа 449)

Константинопольские патриархи (с 451)

  • Анатолий (ноябрь-декабрь 449 — 3 июля 458)
  • Геннадий I (август-сентябрь 458 — 20 ноября 471)
  • Акакий (февраль 472 — 26 ноября 489)
  • Фравита (декабрь 489 — март 490)
  • Евфимий (весна 490 — весна 496)
  • Македоний II (июль 496 — 11 августа 511)
  • Тимофей I Келон (октябрь 511 — 5 апреля 518)
  • Иоанн II Каппадокиец (17 апреля 518 — феврале 520)
  • Епифаний (25 февраля 520 — 5 июня 535)
  • Анфим I (июнь 535 — до марта 536)
  • Мина (13 марта 536 — 24 августа 552)
  • Евтихий (конец августа 552 — 31 января 565)
  • Иоанн III Схоластик (31 января 565 — 31 августа 577)
  • Евтихий (3 октября 577 — 5/6 апреля 582) (вторично)
  • Иоанн IV Постник (12 апреля 582 — 2 сентября 595)
  • Кириак (конец 595 или начало 596 — 29 октября 606)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Фома I (23 января 607 — 20 марта 610)
  • Сергий I (18 апреля 610 — 8 или 9 декабря 638)
  • Пирр (декабрь 638 — сентябрь 641)
  • Павел II (октябрь 641 — декабрь 653)
  • Пирр (8 или 9 января 654 — 1 июня 654) (вторично)
  • Пётр (июнь 654 — октябрь 666)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Фома II (17 апреля 667 — 15 ноября 669)
  • Иоанн V (ноябрь 669 — август 674/675)
  • Константин I (2 сентября 674/675 — 9 августа 677)
  • Феодор I (август-сентябрь 677 — ноябрь-декабрь 679)
  • Георгий I Кипрский (ноябрь-декабрь 679 — январь-февраль 686)
  • Феодор I (январь-февраль 686 — 28 декабря 687) (вторично)
  • Павел III (январь 688 — 20 августа 694)
  • Каллиник I (сентябрь 694 — весна 706)
  • Кир (весна 706 — начало 712)
  • Иоанн VI (начало 712 — июль / август 715)
  • Герман I (11 августа 715 — 17 января 730)
  • Анастасий (22 января 730 — январь 754)
  • Константин II (8 августа 754 — 30 августа 766)
  • Никита I (16 ноября 766 — 6 февраля 780)
  • Павел IV Новый (20 февраля 780 — 31 августа 784)
  • Тарасий (25 декабря 784 — 18 февраля 806)
  • Никифор (12 апреля 806 — 13 марта 815)
  • Феодот Касситера (Мелиссинос) (1 апреля 815 — примерно в январе 821)
  • Антоний I Кассимата (примерно в январе 821 — январь 837)
  • Иоанн VII Грамматик (Ованес Морохарзаний Карахан) (21 января 837 — 4 марта 843)
  • Мефодий I Омологита (март 843 — 14 июня 847)
  • Игнатий (Никита Рангаве) (3 июля 847 — 23 октября 858)
  • Фотий I Великий (25 декабря 858 — 23 сентября 867)
  • Игнатий (Никита Рангаве) (23 ноября 867 — 23 октября 877) (вторично)
  • Фотий I Великий (26 октября 877 — 29 сентября 886) (вторично)

Обострение отношений между Восточной и Западной Церквами

  • Стефан I (25 декабря 886 — 17 мая 893)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Антоний II Кавлея (август 893 — 12 февраля 901)
  • Николай I Мистик (1 марта 901 — 1 февраля 907)
  • Евфимий (февраль 907 — 15 мая 912)
  • Николай I Мистик (май 912 — 15 мая 925) (вторично)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Стефан II Амасийский (29 июня 925 — 19 июля 927)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Трифон (14 декабря 927 — август 931)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Феофилакт (Феофилакт Лакапен) (2 февраля 933 — 27 февраля 956)
  • Полиевкт второй Златоуст (3 ​​апреля 956 — 5 февраля 970)
  • Василий I Скамандрин (5 февраля 970 — декабрь 973)
  • Антоний III Студит (декабрь 973 — июнь 978)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Николай II Хрисоверг (май 980 — 16 декабря 992)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Сисиний II (12 апреля 996 — 24 августа 998)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Сергий II Студит (Мануилит) (июнь/июль 1001 — июль 1019)
  • Евстафий (июль 1019 — декабрь 1025)
  • Алексий Студит (декабрь 1025 — 20 февраля 1043)
  • Михаил I Кируларий (25 марта 1043 — 2 ноября 1058)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Константин III Лихуд (Лихуд) (2 февраля 1059 — 9/10 августа 1063)
  • Иоанн VIII Ксифилин (Ксифилин) (1064 — 2 августа 1075)
  • Косма I Иерусалимит (2 августа 1075 — 8 мая 1081)
  • Евстратий Гарида (8 мая 1081 — июль 1084) (отрёкся от престола, необоснованно обвинённый в т. н. мессалианской ереси)
  • Николай III Грамматик или Богоизбранный (Кирдиниат) (1084 — апрель/май 1111)
  • Иоанн IX Агапит или Иеромнемон (24 мая 1111 — конец апреля 1134)
  • Лев Стипп (май 1134 — январь 1143)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Михаил II Оксеит (Курку) (июль 1143 — март 1146)
  • Косма II Аттик (апрель 1146 — 26 февраля 1147)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Николай IV Музалон (декабрь 1147 — март/апрель 1151)
  • Феодот II 1151—1153
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Неофит I (октябрь 1154 — конец ноября 1154) (избран, но не рукоположен)
  • Константин IV Хлиарин (ноябрь 1154 — конец мая 1157)
  • Лука Хрисоверг (1157—1170)
  • Михаил III Анхиальский (1170—1177)
  • Харитон Евгениот (между мартом и августом 1177—1178 одиннадцать месяцев)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Феодосий I Ворадиот (июль 1179 — август 1183)
  • Василий II Каматерос (Филакопул) (август 1183 — февраль 1186)
  • Никита II Мунтан (февраль 1186 — февраль 1189)
  • Досифей Иерусалимский (февраль 1189 девять дней)
  • Леонтий Феотокит (февраль/март 1189 — сентябрь/начало октября 1189 семь месяцев)
  • Досифей Иерусалимский (сентябрь/начало октября 1189 — 10 сентября 1191) (вторично)
  • Георгий II Ксифилин (10 сентября 1191 — 7 июля 1198)
  • Иоанн X Каматир (5 августа 1198 — апрель/май 1206)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Михаил IV Авториан (20 марта 1208 — 26 августа 1212)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия) (тринадцать месяцев)
  • Феодор II Ириник (Копа) (28 сентября 1213 — 31 января 1216)
  • Максим II (3 июня 1216 — декабрь 1216)
  • Мануил I Философ Сарантен или Харитопул (декабрь 1216/январь 1217 — май/июнь 1222)
  • Герман II (29/30 июня 1222 — июнь 1240)
  • Мефодий II (1240 три месяца)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Мануил II (1244 — после 3 ноября 1254)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Арсений Авториан (Георгий Агаллиан) (1255—1259)
  • Никифор II (после 1 января 1260 — 25 июля 1261)
  • Арсений Авториан (Георгий Агаллиан) (август 1261 — май 1265) (вторично)
  • Герман III (Лаз Маркуца) (25 мая 1265 — 14 сентября 1266)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Иосиф I Галесиот (28 декабря 1266 — май 1275)
  • Иоанн XI Векк (2 июня 1275— 26 декабря 1282)
  • Иосиф I Галесиот (26 декабря 1282 — 23 марта 1283) (вторично)
  • Григорий II (Георгий) Кипрский (23 марта 1283 — июнь 1289)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Афанасий I (14 октября 1289 — 16 октября 1293)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Иоанн XII (Косма) (1 января 1294 — 21 января 1303)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Афанасий I (23 июля 1303 — сентябрь 1309) (вторично)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Нифонт I (9 мая 1310 — 11 апреля 1314)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Иоанн XIII Гликис (12 мая 1315/1316 — 11 мая 1319/1320)
  • Герасим I (21 мая 1320 — 19 апреля 1321)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Исайя (11 ноября 1323 — 13 мая 1332)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Иоанн XIV Калека (февраль 1334 — 2 февраля 1347)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Исидор I Вухирас (17 мая 1347 — февраль/март 1350)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Каллист I (10 июня 1350—1353)
  • Филофей Коккин (Фока Коккинос) (сентябрь 1353—1355)
  • Каллист I (январь 1355 — август 1363) (вторично)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Филофей Коккин (Фока Коккинос) (8 октября 1364 — конец 1376) (вторично)
  • Макарий (1376—1379)
  • Нил Керамей (1379 — 1 февраля 1388)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Антоний IV (12 января 1389 — июль 1390)
  • Макарий (август 1390—1391) (вторично)
  • Антоний IV (март 1391 — май 1397) (вторично)
  • Каллист II Ксанфопул (17 мая 1397 три месяца)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Матфей (ноябрь 1397 — август 1410)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Евфимий II (25/26 октября 1410 — 29 марта 1416)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Иосиф II (Шишман) (21 мая 1416— 10 июня 1439)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Митрофан II Митрофон (4/5 мая 1440 — 1 августа 1443)
  • Григорий III Мамма (Милиссин Стратигопул) (1443—1450)
  • Афанасий II (1450) (существование под сомнением)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)

Константинополь под властью Османской империи

  • Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (6 января 1454 — май 1456)
  • Исидор II Ксанфопул (греч.)русск. (1456 — 31 марта 1462)
  • Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (1462—1463) (вторично)
  • Софроний I Сиропул (август 1463 — август 1464)
  • Геннадий II Схоларий (Георгий Куртесий) (август 1464 — август 1465) (в третий раз)
  • Иоасаф I Кокка (1465 — начало 1466)
  • Марк II Ксилокарав (начало 1466)
  • Симеон Трапезундский (середина 1466 — конец 1466)
  • Дионисий I Мудрый (греч.)русск. (январь 1467 — конец 1471)
  • Симеон Трапезундский (конец 1471/начало 1472 — начало 1475) (вторично)
  • Рафаил I Трибал (начало 1475 — начало 1476)
  • Максим III Философ (Эммануэль Христонимос) (весна 1476 — 3 апреля 1482)
  • Симеон Трапезундский (апрель 1482 — осень 1486) (в третий раз)
  • Нифонт II (Николай) (конец 1486 — начало 1488)
  • Дионисий I Мудрый (греч.)русск. (июль 1488 — конец 1490) (вторично)
  • Максим IV Манассис (начало 1491 — начало 1497)
  • Нифонт II (лето 1497 — август 1498) (вторично)
  • Иоаким I (осень 1498 — весна 1502)
  • Нифонт II (весна 1502) (в третий раз)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Пахомий I (начало 1503 — начало 1504)
  • Иоаким I (начало 1504 — осень 1504) (вторично)
  • Пахомий I (осень 1504— начало 1513) (вторично)
  • Феолепт I (середина 1513 — осень 1522)
  • Иеремия I (31 декабря 1522 — апрель—май 1524)
  • Иоанникий I (апрель—май 1524 — 24 сентября 1525) (в оппозиции)
  • Иеремия I (24 сентября 1525 — 13 января 1546) (вторично)
  • Дионисий II Галат (17 апреля 1546 — июль 1555)
  • Иоасаф II Великолепный (июль—август 1555 — январь 1565)
  • Митрофан III (Мануил Михаил) (январь—февраль 1565 — 4 мая 1572)
  • Иеремия II (Транос) (5 мая 1572 — 29 ноября 1579)
  • Митрофан III (Мануил Михаил) (29 ноября 1579 — 9 августа 1580) (вторично)
  • Иеремия II (Транос) (август 1580 — февраль/начало марта 1584) (вторично)
  • Пахомий II (Патестос или Баттиста) (22 февраля 1584 — 26(27) февраля 1585) (управлял нелегально)
  • Феолепт II (16 (27) февраля 1585 — май 1586 или апрель 1587)
  • Иеремия II (Транос) (май 1586 или середина 1587 — конец 1595) (в третий раз)
  • Матфей II (с начала февраля 1596 20 дней)
  • Гавриил I (февраль 1596 — июль/август 1596)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
    • Феофан I (Карикес) (сентябрь — декабрь 1596) (местоблюститель)
  • Феофан I (Карикес) (26 февраля 1597 — 26 марта 1597)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
    • Мелетий I Пига (27 марта/4 апреля 1597 — апрель 1598) (местоблюститель)
  • Матфей II (апрель 1598— декабрь 1601/январь — февраль 1602) (вторично)
  • Неофит II (февраль 1602 — середина января 1603)
  • Матфей II (январь 1603 — февраль 1603 несколько дней) (в третий раз)
  • Рафаил II (март 1603 — до октября 1607)
  • Неофит II (15 октября 1607 — октябрь 1612) (вторично)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
    • Кирилл I Лукарис (октябрь 1612 — октябрь—ноябрь 1612) (местоблюститель)
  • Тимофей II Мармаринос (октябрь—ноябрь 1612 — март 1620)
  • Кирилл I Лукарис (4 ноября 1620 — 12 апреля 1623)
  • Григорий IV Амасийский (17 апреля 1623 — 18 июня 1623)
  • Анфим II (18 июня 1623 — 22 сентября 1623)
  • Кирилл I Лукарис (22 сентября 1623 — 4 октября 1633) (вторично)
  • Кирилл II Контари (4 октября 1633 — 11 октября 1633)
  • Кирилл I Лукарис (11 октября 1633 — 25 февраля 1634) (в третий раз)
  • Афанасий III Пателларий (25 февраля 1634 — начало апреля 1634)
  • Кирилл I Лукарис (начало апреля 1634 — начало марта 1635) (в четвертый раз)
  • Афанасий III Пателларий (несколько дней 1635) (вторично)
  • Кирилл II Контари (10 марта 1635 — середина июня 1636) (вторично)
  • Неофит III (середина июня 1636 — 5 марта 1637)
  • Кирилл I Лукарис (1637—1638) (в пятый раз)
  • Кирилл II Контари (20 июня 1638 — (конец июня 1639) (в третий раз)
  • Парфений I Герон (1639—1644)
  • Парфений II Оксис или Новый или Голиаф или Каксекинис (8 сентября 1644 — ноябрь 1646)
  • Иоанникий II (Линдиос) (16 ноября 1646 — 29 октября 1648)
  • Парфений II Оксис или Новый или Голиаф или Каксекинис (29 октября 1648 — 16 мая 1651) (вторично)
  • Иоанникий II (Линдиос) (июнь 1651 — середина июня 1652) (вторично)
  • Кирилл III Спанос (8 дней в середине июня 1652)
  • Афанасий III Пателларий (15 дней в третьей декаде июня 1652) (в третий раз)
  • Паисий I (июль 1652 — апрель 1653)
  • Иоанникий II (Линдиос) (первая половина апреля 1653 — начало марта 1654) (в третий раз)
  • Кирилл III Спанос (14 дней с начала марта 1654) (вторично)
  • Паисий I (март 1654 — март 1655) (вторично)
  • Иоанникий II (Линдиос) (март 1655 — конец середины июля 1656) (в четвертый раз)
  • Парфений III (26 июля 1656 — 24 марта 1657)
  • Гавриил II (23 апреля 1657 — 29 апреля 1657)
  • Парфений IV Могилал Хумхум (1 мая 1657 — июнь 1662)
  • Феофан II (1659) (в оппозиции)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Дионисий III (Бардалис) (1662—1665)
  • Парфений IV Могилал Хумхум (21 октября 1665 — 9 сентября 1667) (вторично)
  • Климент (9 сентября 1667 — 21 октября 1667) (не признан)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Мефодий III Моронис (5 января 1668 — март 1671)
  • Парфений IV Могилал Хумхум (март 1671 — 7 сентября 1671) (в третий раз)
  • Дионисий IV Муселимис (Комнин) (8 ноября 1671 — 25 июля 1673)
  • Герасим II (1673—1674)
  • Парфений IV Могилал Хумхум (1 января 1675 — 19 июля 1676) (в четвертый раз)
  • Дионисий IV Муселимис (Комнин) (29 июля 1676 — 29 июля 1679) (вторично)
  • Афанасий IV (1679)
  • Яков (10 августа 1679 — 30 июля 1682)
  • Дионисий IV Муселимис (Комнин) (30 июля 1682 — 10 марта 1684) (в третий раз)
  • Парфений IV Могилал Хумхум (10 марта 1684 — 20 марта 1685) (в пятый раз)
  • Яков (20 марта 1685 — конец марта 1686) (вторично)
  • Дионисий IV Муселимис (Комнин) (конец марта 1686 — 17 октября 1687) (в четвертый раз)
  • Яков (12 октября 1687 — 3 марта 1688) (в третий раз)
  • Каллиник II Акарнанский (Поулос) (3 марта 1688 — 27 ноября 1688)
  • Неофит IV (27 ноября 1688 — 7 марта 1689)
  • Каллиник II Акарнанский (Поулос) (7 марта 1689 — июль/август 1693) (вторично)
  • Дионисий IV Муселимис (Комнин) (август 1693 — апрель 1694) (в пятый раз)
  • Каллиник II Акарнанский (Поулос) (апрель 1694 — 8(19) августа 1702) (в третий раз)
  • Гавриил III (август 1702 — 28 октября 1707)
    • Неофит V (31 октября — 5 ноября 1707) (не вступил на престол)
  • Киприан I (5 ноября 1707 — июнь 1709)
  • Кирилл IV (июнь 1709) (избрание аннулировано)
  • Афанасий V (Маргуний) (июнь 1709 — декабрь 1711)
  • Кирилл IV (15 декабря 1711 — ноябрь 1713) (вторично)
  • Киприан I (ноябрь 1713 — 11 марта 1714) (вторично)
  • Косьма III (11 марта 1714 — 3 апреля 1716)
  • Иеремия III (апрель 1716 — 30 ноября 1726)
    • Кирилл Проусский (12 января 1718 — 28 января 1718) (неудавшаяся попытка сместить Иеремию III)
  • Каллиник III (30 ноября 1726 — пару часов)
  • Паисий II (Кюнмуржиоглу) (1 декабря 1726 — сентябрь 1732)
  • Иеремия III (26 сентября 1732 — март/апрель 1733) (вторично)
  • Серафим I (март/арпель 1733 — октябрь 1734)
  • Неофит VI (8 октября 1734 — август/сентябрь 1740)
  • Паисий II (Кюнмуржиоглу) (август/сентябрь 1740 — май/июнь 1743) (вторично)
  • Неофит VI (май/июнь 1743 — март/апрель 1744) (вторично)
  • Паисий II (Кюнмуржиоглу) (март/апрель 1744 — 9 октября 1748) (в третий раз)
  • Кирилл V Каракалос Никейский (9 октября 1748 — июнь 1751)
  • Паисий II (Кюнмуржиоглу) (июнь 1751 — сентябрь 1752) (в четвертый раз)
  • Кирилл V Каракалос Никейский (18 сентября 1752 — 27 января 1757) (вторично)
  • Каллиник IV (Константин Маврикий) (27 января — 2 августа 1757)
  • Серафим II (Анин) (2 августа 1757 — 6 апреля 1761)
  • Иоанникий III (Караджас) (6 апреля 1761 — 1 июня 1763)
  • Самуил I (Скарлатос Хадзерис) (4 июня 1763 — 16 ноября 1768)
  • Мелетий II (Калвокоресис) (16 ноября 1768 — апрель 1769)
  • Феодосий II (Христианопулос) (22 апреля 1769 — 27 ноября 1773)
  • Самуил I (Скарлатос Хадзерис) (28 ноября 1773 — 4 января 1775) (вторично)
  • Софроний II (4 января 1775 — 19 октября 1780)
  • Гавриил IV (19 октября 1780 — 10 июля 1785)
  • Прокопий I (Пелекасис) (июль 1785 — 11 мая 1789)
  • Неофит VII (12 мая 1789 — 12 апреля 1794)
  • Герасим III (14 марта 1794 — 30 апреля 1797)
  • Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (30 апреля 1797 — 29 декабря 1798)
  • Неофит VII (30 декабря 1798 — 29 июня 1801) (вторично)
  • Каллиник V (29 июля 1801 — 4 октября 1806)
  • Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (5 октября 1806 — 22 сентября 1808) (вторично)
  • Каллиник V (22 сентября 1808 — 5 мая 1809) (вторично)
  • Иеремия IV (5 мая 1809 — 16 марта 1813)
  • Кирилл VI (Константин Серпентцоглу) (16 марта 1813 — 25 декабря 1818)
  • Григорий V Этномартирас (Георгий Ангелопулос) (26 декабря 1818 — 22 апреля 1821) (в третий раз)
  • Евгений II (22 апреля 1821 — 8 августа 1822)
  • Анфим III (Хорианопулос) (9 августа 1822 — 21 июля 1824)
  • Хрисанф (Манолис) (21 июля 1824 — 8 октября 1826)
  • Агафангел (8 октября 1826 — 17 июля 1830)
  • Константий I Мудрый (18 июля 1830 — 30 августа 1834)
  • Константий II (30 августа 1834 — 8 октября 1835)
  • Григорий VI (Георгий Фуртуниадис) (9 октября 1835 — 3 марта 1840)
  • Анфим IV (Тамвакис или Вамвакис) (3 марта 1840 — 18 мая 1841)
  • Анфим V (Хрисафидис) (18 мая 1841 — 24 июня 1842)
  • Герман IV (26 июня 1842 — 30 апреля 1845)
  • Мелетий III (Мелетий Панкалос) (30 апреля — 10 декабря 1845)
  • Анфим VI Куталианос (Иоаннидис) (16 декабря 1845 — 30 октября 1848)
  • Анфим IV (Тамвакис или Вамвакис) (30 октября 1848 — 11 ноября 1852) (вторично)
  • Герман IV (13 ноября 1852 — 28 сентября 1853) (вторично)
  • Анфим VI Куталианос (Иоаннидис) (6 октября 1853 — 3 октября 1855) (вторично)
  • Кирилл VII (Константин) (3 октября 1855 — 13 июля 1860)
  • Иоаким II Коккодис (Иоанн Коккодис (Курсулудис)) (16 октября 1860 — 21 июля 1863)
  • Софроний III (Ставрос Меиданцоглу) (2 октября 1863 — 16 сентября 1866)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Григорий VI (Георгий Фуртуниадис) (22 февраля 1867 — 22 июня 1871) (вторично)
  • Анфим VI Куталианос (Иоаннидис) (17 сентября 1871 — 12 октября 1873) (в третий раз)
  • Иоаким II Коккодис (Иоан Кроусоулоудис) (5 декабря 1873 — 16 августа 1878) (вторично)
  • Иоаким III (Христос Деведзис) (16 октября 1878 — 11 апреля 1884)
  • Иоаким IV (Николай Кроусоулоудис) (13 октября 1884 — 26 ноября 1886)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Дионисий V (Дионисий Харитонидис) (4 февраля 1887 — 25 августа 1891)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Неофит VIII (Иоаким Папаконстантину) (8 ноября 1891 — 6 ноября 1894)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Анфим VII (Ангелос Цацос) (1 февраля 1895 — 10 февраля 1897)
  • Константин V (Константинос Валиадис)(14 апреля 1897 — 9 апреля 1901)
  • Иоаким III (Христос Деведзис) (7 июня 1901 — 26 ноября 1912) (вторично)
  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
  • Герман V (Георгий Кавакопоулос) (10 февраля 1913 — 25 октября 1918)

Патриархи новейшего периода

  • вдовство патриаршего престола (вакансия)
    • Дорофей Прусийский (Маммелис) (25 октября 1918 — 19 марта 1921) (местоблюститель);
    • Николай Кесарийский (19 марта — 8 декабря 1921) (местоблюститель);
  • Мелетий IV (Еммануил Метаксакис) (8 декабря 1921 — 20 сентября 1923);
  • Григорий VII (Зервудакис или Пападоставрианос) (6 декабря 1923 — 17 ноября 1924);
  • Константин VII (Константинос Арапоглу) (17 декабря 1924 — 22 мая 1925);
  • Василий III (Василиос Георгиадис) (13 июля 1925 — 29 сентября 1929);
  • Фотий II (Димитриос Маниатис) (7 октября 1929 — 29 декабря 1935);
  • Вениамин (Псома или Кириаку) (18 января 1936 — 14 февраля 1946);
  • Максим V (Вапортци) (20 февраля 1946 — 18 октября 1948);
  • Афинагор (Аристокл Спиру) (1 ноября 1948 — 7 июля 1972);
  • Димитрий I (Димитриос Пападопулос) (16 июля 1972 — 2 октября 1991);
  • Варфоломей I (Димитриос Архонтонис) (22 октября 1991 —).

Арианские епископы Константинополя

  • Демофил — архиепископ Константинопольский (начало 370 — начало лета 380); арианский епископ Константинополя (начало лета 380—386)
  • Марин Фракийский (386 — ок. 388)
  • Дорофей Антиохийский (ок. 388 — 6 ноября 407)
  • Варва (Барбас) (407 — 24 июня 430)
  • Савватий (430 — ?)

Новатианские епископы Константинополя

Аномейские епископы Константинополя

  • Паимений (ок. 363)
  • Флоренций (ок. 363 — ?)
  • Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх
  • Список Иерусалимских патриархов
  • Список Александрийских патриархов
  • Список Антиохийских патриархов
  • Список Константинопольских епископов на сайте Константинопольского патриархата

Константинопольские патриархи

I век

II век

Седекион • Диоген • Элевтерий • Феликс • Поликарп II • Афинодор (Афиноген) • Евзой • Лаврентий • Алипий (Олимпий) • Пертинакc • Олимпиан • Марк I

III век

Филадельф • Кириак (Кириллиан) • Кастин (Константин) • Евгений I • Тит • Дометий • Руфин • Проб •

IV век

Митрофан • Александр • Павел I • Евсевий • Македоний I • Евдоксий • Демофил • Евагрий • Григорий I • Максим I Киник • Нектарий • Иоанн Златоуст

V век

Арсакий • Аттик • Сисиний I • Несторий • Максимиан • Прокл • Флавиан • Анатолий • Геннадий I • Акакий • Фравита • Евфимий • Македоний II

VI век

Тимофей I • Иоанн II • Епифаний • Анфим I • Мина • Евтихий • Иоанн III • Иоанн IV • Кириак

VII век

Фома • Сергий I • Пирр I • Павел II • Петр • Фома II • Иоанн V • Константин I • Феодор I • Георгий I • Павел III • Каллиник I

VIII век

Кир • Иоанн VI • Герман I • Анастасий • Константин II • Никита I • Павел IV • Тарасий

IX век

Никифор • Феодот I (Милиссин-Касситера) • Антоний I • Иоанн VII • Мефодий I • Игнатий (Никита) • Фотий I • Стефан I • Антоний II

X век

Николай Мистик • Евфимий • Стефан II • Трифон • Феофилакт • Полиевкт • Василий I • Антоний III • Николай II • Сисиний II

XI век

Сергий II • Евстафий • Алексий Студит • Михаил Керуларий • Константин III • Иоанн VIII • Козьма I • Евстратий Гарида • Николай III Кирдиниат Грамматик

XII век

Иоанн IX • Лев Стипп • Михаил II Курку (Оксеит) • Козьма II • Николай IV • Феодот II • Неофит I • Константин IV • Лука Хрисоверг • Михаил III • Харитон Евгениот • Феодосии Ворадиот • Василий II • Никита II • Леонтий Феотокит • Досифей • Георгий II • Иоанн X

XIII век

Михаил IV • Феодор II Ириник (Копа) • Максим II • Мануил I • Герман II • Мефодий II • Мануил II • Арсений Авториан • Никифор II • Герман III (Лаз Маркуца) • Иосиф I • Иоанн XI • Григорий II • Афанасий I • Иоанн XII

XIV век

Нифонт I • Иоанн XIII • Герасим I • Исайя • Иоанн XIV • Исидор I • Каллист I • Филофей • Макарий • Нил • Антоний IV • Каллист II • Матфей

XV век

Евфимий II • Иосиф II • Митрофан II • Григорий III • Афанасий II • Геннадий Схоларий • Исидор II • Софроний Сиропул • Иоасаф I • Марк II • Симеон I • Дионисий I • Рафаил I • Максим III • Нифонт II • Максим IV • Иоаким I

XVI век

Пахомий I • Феолепт I • Иеремия I • Иоанникий • Дионисий II • Иоасаф II • Митрофан III • Иеремия II • Пахомий II • Феолепт II • Матфей II • Гавриил I • Феофан I • Мелетий I

XVII век

Неофит II • Рафаил II • Кирилл Лукарис • Тимофей II • Григорий IV • Анфим II • Кирилл II • Афанасий Цареградский • Неофит III • Парфений I • Парфений II • Иоанникий II • Кирилл III • Паисий I • Парфений III • Гавриил II • Парфений IV • Феофан II • Дионисий III • Климент • Мефодий III • Дионисий IV • Герасим II • Афанасий IV • Иаков • Каллиник II • Неофит IV

XVIII век

Гавриил III • Неофит V • Киприан I • Кирилл IV • Афанасий V • Косьма III • Иеремия III • Кирилл Проусский • Каллиник III • Паисий II • Серафим I • Неофит VI • Кирилл V • Каллиник IV • Серафим II • Иоанникий III • Самуил I • Мелетий II • Феодосий II • Софроний II • Гавриил IV • Прокопий I • Неофит VII • Герасим III • Григорий V

XIX век

Каллиник V • Иеремия IV • Кирилл VI • Евгений II • Анфимий III • Хрисанф • Агафангел • Константий I • Константий II • Григорий VI • Анфим IV • Анфим V • Герман IV • Мелетий III • Анфим VI • Кирилл VII • Иоаким II • Софроний III • Иоаким III • Иоаким IV • Дионисий V • Неофит VIII • Анфим VII • Константин V

XX век

Константинопольский патриархат в Стамбуле

Константинопольский патриархат в Стамбуле — православная святыня и одна из интереснейших достопримечательностей города. Современный Стамбул – это истинно турецкий город (хоть и не лишенный христианской истории) с множеством мечетей и призывами муэдзинов, разносящимися с минаретов. Христианских святынь в городе не так много, да и на общем «мусульманском» фоне они кажутся какими-то сюрреалистичными, «выпавшими» из другого мира. К этим святыням в мегаполисе, зачастую, нет точных туристических указателей, поэтому гости города должны подготовиться к долгим прогулкам по Стамбулу.

Церковь Святого Георгия на территории Константинопольского Патриархата

Первое, что туристы из Греции и стран СНГ хотят видеть в Стамбуле в исторических районах Царьграда – это Византийский Вселенский Патриархат, пожалуй, самую интересную из церквей Стамбула. А после осмотра святыни можно путешествовать дальше, к другим объектам православия. Правильно святыня называется «Патриархат Нового Рима и Константинопольской православной церкви», но название слишком длинное, поэтому его часто сокращают. Святыня является действующим религиозным объектом, в наши дни там располагается резиденция Константинопольского патриарха. На греческий манер резиденцию называют Великой Церковью Христа, а патриарха архиепископом Константинопольским.

Вселенский Патриархат в Стамбуле: описание внешнего вида святыни

Вселенский Патриархат в Стамбуле открыт круглосуточно. Этот религиозно-исторический объект является целым комплексом зданий, повсюду царит беломраморная пустота, посетителей сопровождает абсолютная тишина. В обычные дни (без паломнических туров) здесь очень мало туристов, хорошо если вы встретите одного-двух человек, а то и вовсе окажетесь в величественных зданиях в полном одиночестве. Большинство паломников приезжают из России или из Греции. На центральном здании нет вывески, если вы находитесь в поисках Патриархата без сопровождения экскурсионной группы, то запаситесь терпением. Единственным ориентиром может служить герб Константинополя и Вселенского Патриарха, который находится на завесе Царских врат. Направо от центрального входа находится Резиденция Вселенского Патриарха, там можно найти секретаря или дежурного, который ответит на все интересующие вас вопросы.

Если пройти немного вперед и влево от центрального здания, то вы окажетесь у входа в Церковь Великомученика Георгия, которая была построена в 18-м веке. Главными украшениями этой церкви являются резной золоченый иконостас и стасидии с головами грифона, выполненные из темного дерева. Это очень важные христианские реликвии, к которым здесь относятся с большим трепетом и уважением. Наибольший интерес у туристов-паломников вызывает колонна, расположенная справа у иконостаса с остатками кольца, к которому по преданию был прикован сам Господь во время истязаний, предшествующих распятию. Эту святыню привезла в Константинополь царица Елена из Иерусалима в 326 году. В противоположных частях храма (с северной и южной стороны) размещены раки со святыми мощами Феофании, Соломонии и Евхимии Всехвальной.

Отдельно в мраморных ковчегах хранятся останки крупнейших богословов православия – Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Патриаршая кафедра возвышается в самом центре собора, она изготовлена из дорогой породы дерева, почерневшего от времени, украшена перламутровыми вставками. Кафедра была перевезена их Храма Святой Софии. Звонницу во дворе резиденции венчают несколько колоколов, которые были переданы из российской епархии в конце 19-го века. Среди церковной утвари можно увидеть много предметов русского происхождения, переданных Патриархату Константинопольскому в дар от русских царей, валахских и молдавских князей. Сайт Константинопольского Патриархата www.patriarchate.org дает полную информацию о святых реликвиях и внутреннем и внешнем дизайне помещений этого религиозного объекта.

Церковь Святого Георгия в Константинопольском Патриархате

Константинопольский Патриархат: православная история

Патриархат в Константинополе был учрежден в 381 году на совете Второго Вселенского собора. Тогда избранный архиепископ Константинопольский имел право первенства даже перед Римским епископом вплоть до 1054 года, когда из-за разногласий прервалось всякое общение между Римской и Константинопольской церквями и даже осуществлялись взаимные анафемы. Долгое время Кафедральным собором Патриархату служил храм Святой Софии, но в 1453 году после падения Константинополя под натиском турок, резиденция Патриархата несколько раз меняла место своего размещения. Свое последнее пристанище резиденция Патриархата получила в квартале Фенер, рядом с церковью Святого Георгия. Большое участие в этом событии принимал русский царь Борис Годунов, к которому обратился за милостью Патриарх Византийского Вселенского Патриархата Рафаил. С этого момента Вселенский Патриархат расширяет границы своих владений, возводится много зданий. Святыня пережила много погромов во время повстанческих движений, много пожаров и разрушений во время землетрясений, но возрождалась и отстраивалась вновь и вновь.

Области юрисдикции Константинопольского Патриархата

В наши дни юрисдикция Константинопольского Патриархата распространилась далеко за границы Турции. Было бы трудно сейчас перечислить все епархии, которые подчиняются Вселенскому Патриархату в Стамбуле – они находятся в 234 регионах мира. Основными областями считаются Афон, Финляндская Автономная Церковь, отдельные епархии Греции, а также много епархий в Америке, Австралии, Западной Европе, Азии и даже в Новой Зеландии. Умершие патриархи погребаются в склепах женского монастыря иконы «Живоносного источника», такая традиция сохраняется на протяжении нескольких столетий. В настоящее время Патриарх Варфоломей I является предстоятелем Константинопольской кафедры Патриархата, с 1991 года.

Богослужение в церкви Святого Георгия в Константинопольском Патриархате

Как добраться до Вселенского Патриархата в Стамбуле

Туристам в наши дни в Стамбуле непросто разобраться в хитросплетениях скученных кварталов старого города, среди которых находится резиденция Вселенского Патриархата. Несколько высоких зданий резиденции и множество небольших построек находятся за высоким забором. Большинство зданий были построены в период с 18-го по 19-й века. Резиденция территориально находится в историческом квартале (маале) Фенер (район (ильче) Фатих в Стамбуле), к юго-западу от бухты Золотой Рог.

Своим названием исторический квартал Фенер обязан фонарю, который был установлен на высокой колонне и служил ориентиром-маяком во времена Византийской эпохи. Православных крестов на куполах резиденции не видно из-за высокого забора. Таксисты хорошо знают дорогу к этому православному объекту, туристам нужно лишь назвать ориентир – «Патриархат в Фенере».

Если добираться до этой религиозной достопримечательности Стамбула пешком, то нужно идти от Эминёню вдоль залива Золотой Рог, по южной стороне, тогда вы непременно окажетесь у ворот резиденции Патриархата.

Можно также воспользоваться паромом, который ходит вверх по Золотому Рогу и обратно. Для отправления можно использовать причалы Каракёй или Эминёню (наиболее близкие к обычному месту проживания большинства туристов), а прибывать будете на Фенер (необходимо уточнить на причале отправления, иногда в остановки вносят корректировку). Ближайший причал, кроме Фенера — Айвансарай (но далековато, все равно), лучше, конечно же, Фенер!

Более подробная информация, как всегда, на нашей карте достопримечательностей Стамбула.

Во время службы в Патриархате

Рядом с Вселенским Патриархатом (в квартале Фенер)

Если у вас еще останется время и силы после осмотра резиденции Вселенского Патриархата в Стамбуле, то стоит посмотреть и на другие исторические объекты, которые расположены в этом же районе Фенер. Если пройти вдоль здания Мечети Фетхие, то вы окажетесь у Греческого Лицея, рядом с которым находятся Патриархат Нового Рима и Церковь Марии Монгольской, в которых хранятся не менее интересные святыни. Здание Греческого Лицея представляет собой мрачную готическую постройку. Над центральным входом висит табличка «Fener Greek Orthodox Patriarchate» и упоминание в названии «Патриархат» многих туристов вводит в заблуждение. Лицей является учебным учреждением, где обучаются около ста детей. Обучение ведется на греческом и турецком языках. Во времена Османской Империи в Лицее могли учиться только мальчики из района Фенер, из богатых и известных семей, которые после окончания заведения занимали главенствующие административные посты при дворе султана. Также, недалеко от Патриархата на берегу Золотого Рога находится Болгарская церковь — удивительная достопримечательность, построенная из … чугуна… да, да.

Внутри церкви Георгия Победоносца

Путешествие по старым кварталам Стамбула – это всегда увлекательное приключение, это встреча с древней историей страны, это новые знания о турецкой культуре и религиозных обычаях!