Род годуновых древо
Содержание
- Борис Годунов: биография, личная жизнь, правление, фото
- Борис Годунов: биография, личная жизнь
- Борис Годунов: годы правления, реформы
- СМУТНОЕ ВРЕМЯ. НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
- Борис Годунов (1584-1605)
- Голод (1601 — 1603)
- Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 — 17 (27) мая 1606)
- Василий Шуйский (1606-1610)
- Междуцарстование (1610-1613)
- Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)
- Земский собор 1613 года и избрание нового царя
- РУССКАЯ СМУТА. История болезни (2012)
- Царь Борис Годунов — вся правда о роде Годуновых
- Родословная Годуновых и их связь с Костромой
- Родовое поместье (вотчина) Годуновых — в Семеновском Костромской области
- Приближение рода Годуновых в царскому двору
- Семья и дети Бориса Годунова
- ГОДУНОВЫ
Борис Годунов: биография, личная жизнь, правление, фото
Борис Годунов, биография которого вызывает многочисленные споры среди историков, благодаря Пушкину вошел в историю как детоубийца, у которого «мальчики кровавые в глазах». И хотя историки поставили под сомнение причастность Годунова к гибели царевича Дмитрия, обыватели склонны верить версии великого поэта. Расскажем подробнее о жизни и правлении Бориса Годунова.
Фото: flickr.com
Борис Годунов: биография, личная жизнь
На вопрос, кто такой Борис Годунов, способно ответить большинство людей, окончивших среднюю школу. Он известен как первый царь не из династии Рюриковичей, который был избран на Земском соборе. Его правление ознаменовало начало Смутного времени — 15 лет экономического и политического кризиса Московского государства, отягощенные голодом и внешней интервенцией.
Происхождение и внешний вид Годунова
Биография Бориса Годунова полна загадок и белых пятен. После Смутного времени к власти в Московии пришли Романовы — конкуренты Годунова в борьбе за престол. Представители этой династии проводили целенаправленную политику уничтожения архивов и переписывание исторических документов.
Так, в конце XVI века в «Государев родословец» были внесены изменения, и появилась версия о татарском происхождении Годуновых. Якобы в XIV веке из Орды в Московию бежал мурза по имени Чета. Он принял православие, служил Ивану Калите и основал династию Годуновых.
Позже историки поставили под сомнение татарское происхождение Годуновых. Они подсчитали, что первые сведения о прибытии Чета в Московию совпадают с годами пребывания на службе боярина Дмитрия Зерно, которого считали внуком Чета. Таким образом, по официальной версии, Чета только прибыл в Московию, когда там уже служил его внук.
Согласно другой версии, Годуновы были местного происхождения. Родоначальником династии был боярин Дмитрий Зерно, служивший Калите. У него было три сына, один из которых — Федор — помещик в Вяземском уезде — стал отцом Бориса. После смерти отца Борис Фёдорович Годунов воспитывался в поместье дяди Дмитрия. В период опричнины Дмитрий Годунов попал в опричный корпус. Так судьба связала бояр Годуновых с Иваном Грозным.
Прижизненный портрет Бориса Годунова не сохранился. После смерти его тело переносили из Архангельского собора Кремля в Варсонофьевский, а затем в Троицкий монастырь. Лишь в 1782 году появилась усыпальница Годуновых.
В 1945 году известный антрополог Михаил Герасимов, создавший технологию восстановления внешности по черепу, получил разрешение вскрыть гробницу. Он выяснил, что гробница была разграблена, кости перемешаны и черепов не сохранилось. Так пропала последняя надежда восстановить внешний облик первого избранного царя.
Ныне историки довольствуются лишь описаниями, которые оставили иностранные дипломаты, посещавшие двор Бориса. Известно, что он был рослым мужчиной крепкого телосложения с редкими черными волосами.
Путь к власти
Борис Годунов знал, как нужно себя вести при дворе Ивана Грозного. Он не участвовал в политической борьбе бояр, поскольку не мог похвастать знатностью происхождения, но прекрасно понимал, с какими людьми нужно иметь хорошие отношения. Он породнился с одним из наиболее влиятельных людей времен опричнины Малютой Скуратовым, женившись на его дочери Марии.
Также Борис был дружкой на свадьбе Ивана Грозного в 1571 году и выдал сестру Ирину замуж за царского сына Федора. Родство с царской семьей помогло ему получить титул знатного боярина.
Борис не имел образования и не умел писать. Но для русских царей грамота считалась ненужным делом. Бумаги писали дьяки, а вместо подписи достаточно было поставить печать. При этом Годунов был прекрасным оратором и завоевывал популярность у москвичей, выступая перед ними и делая щедрые пожертвования хлебом и деньгами. Таким образом, его любила чернь, а знать не рассматривала как соперника.
Перед смертью Иван Грозный, понимая, что Федор не способен править самостоятельно, создал совет регентов. В него вошли Никита Захарьев-Юрьев, Иван Шуйский, Иван Мстиславский и Богдан Бельский. Последний попытался сместить Федора. Переворот не удался, и царь отправил Бельского в изгнание.
На его место Никита Захарьин-Юрьев предложил Годунова. В 1584 году Никита Захарьин-Юрьев заболел и не принимал участия в работе совета. Вскоре Иван Мстиславский и Иван Шуйский плели интриги, требуя от Федора развода с Ириной и изгнания Годунова. Но Федор подавил боярское недовольство, отправив Шуйского в изгнание. Мстиславский предпочел уйти в монахи. В результате из членов регентского совета при дворе остался Борис Годунов. Он фактически правил страной с 1586 года.
В 1598 году умер царь Федор. Его единственная дочь умерла в младенчестве, и других наследников не осталось. Сам Федор правителем никого не назначил. Трон перешел к сестре Годунова и жене Федора Ирине, но она предпочла правлению монашеский постриг.
Тут и настал звездный час Годунова. Московский люд его обожал и требовал короновать. Борис быть царем отказался, понимая, что требований черни недостаточно, чтобы его власть признала знать. Впервые в истории Московии был созван Земский собор для избрания царя. Борис еще раз отказался от трона. Уступил он лишь тогда, когда патриарх Иов пригрозил отлучить его от церкви, если не примет корону. Так в 1598 году Годунов стал первым избранным царем.
Фото: bs.wikipedia.org
Как Годунов стал детоубийцей
После смерти Ивана Грозного в 1584 году осталось два сына: Федор и Дмитрий. Последний жил с матерью в Угличе. В 1591 году он погиб. Согласно официальной версии, у царевича случился эпилептический припадок и он упал на нож. Жители Углича, узнав о происшествии, учинили бунт и убили царских людей. Расследовала дело комиссия, которую возглавлял противник Годунова боярин Василий Шуйский. Комиссия не нашла доказательств причастности Бориса к происшествию.
Но когда Василий Шуйский стал царем в 1606 году, он изменил мнение и обвинил в убийстве предшественника. Тело царевича перенесли в Архангельский собор Кремля. Дмитрия причислили к лику святых.
Романовы, которые пришли к власти после Шуйского, приказали переписать летописи и внести в них версию о заказном убийстве. Так Годунов на несколько столетий оказался детоубийцей.
В 1892 году известный историк Михаил Погодин усомнился в вине Бориса. В ХХ веке его версию поддержали другие авторитетные историки. По их мнению, Дмитрий не был претендентом на власть. Он был сыном от пятого или шестого брака Ивана Грозного. Церковные законы не разрешают более трех венчаний. Поэтому, с точки зрения канонического права, Дмитрий был незаконнорожденный. В Московии цари и знать считали себя выше закона, поэтому Грозный не видел в очередном браке проблем. Но после его смерти споры о законности его женитьбы возобновились.
К тому же у царя Федора спустя год после смерти Дмитрия родилась дочь, у которой было больше шансов на престол. Годунов же в начале 1590-х даже не рассматривался как потенциальный претендент на правление.
Личная жизнь Годунова
В отличие от Ивана Грозного, Годунов был женат лишь однажды. В 18 лет он венчался с Марией, дочерью Малюты Скуратова. По мнению некоторых историков, она была честолюбива и помогала мужу в борьбе за власть. При дворе ходили слухи, что Мария помогла царю Федору отойти в мир иной.
У пары долго не было детей. Согласно одной из версий, Годунов выписал лекаря из Англии, чтобы тот помог излечить супругу и зачать наследника. Первый ребенок пары умер в младенчестве. Позже у Марии и Бориса родилось двое детей — Ксения и Федор. Последнего готовили стать царем, и он получил прекрасное образование. Но после смерти Бориса стрельцы убили Марию и Федора.
Лжедмитрий, занявший ненадолго престол, сделал Ксению своей наложницей. Позже она приняла монашеский постриг. После ее смерти династия Годуновых прервалась.
Фото: uk.wikipedia.org
Ломоносов: биография, личная жизнь, наука, фото
Борис Годунов: годы правления, реформы
На вопрос, сколько правил Борис Годунов, историки не дают однозначного ответа. Царем он пробыл всего семь лет, но еще 13 лет правил как регент при царе Федоре.
Борис Федорович Годунов считается первым царем, при котором контакты Московии и Европы были наиболее тесными. Он приглашал иностранных специалистов и отправлял представителей знати учиться за рубеж. Подобную политику проводил лишь Петр I спустя 200 лет.
Правление Бориса Годунова отмечено такими достижениями:
Укрепление и благоустройство Москвы
Годунов приказал построить новые крепостные стены вокруг города. При нем в столице появился водопровод. В 1591 году войска крымского хана Казы Гирея подошли к городу, но, увидев высокие стены, на которых стояли пушки, не решились на штурм.
Создание системы обороны в Диком поле
Чтобы не допустить приближения кочевников к Москве, Годунов инициировал строительство крепостей на границе с Диким полем. При нем были заложены крепости Воронеж, Ливны, Самара, Царицын, Белгород, Царев-Борисов, Смоленск и ряд других. Впоследствии крепости стали крупными городами России.
Фото: commons.wikimedia.org
Становление Московского патриархата
В 1439 году под натиском турецкой угрозы патриарх Константинопольский вынужден был заключить Флорентийскую унию с Римом. Разговоры о воссоединении двух ветвей христианства шли со времен Великой схизмы 1054 года, когда Западная церковь отделилась от Восточной. Флорентийская уния была одной из безрезультатных попыток примирения, но Московская церковь воспользовалась ею как поводом для провозглашения независимости.
В XVI веке Европой прокатилась Реформация, отделив протестантов от католиков. Вслед за ней началась контрреформация, которая обострила отношения между христианскими конфессиями. Как результат, каждый монарх Европы поддерживал только одну конфессию на своих землях и изгонял иноверцев. В таких условиях православные оказались в худшем положении. Единственным монархом, исповедовавшим православие, оставался московский царь. Все православные иерархи обращались к нему за финансовой поддержкой.
В 1588 году новоизбранный Константинопольский патриарх Иеремия прибыл в Москву просить денег на содержание патриаршего престола. Его и свиту Годунов держал в почетном плену около года. Греков хорошо кормили, но ограничивали свободу передвижения. Московиты требовали высвятить митрополита Московского в патриархи. Иеремии предложили на выбор два варианта — перенести кафедру во Владимир или признать митрополита Иова патриархом и обрести свободу.
В январе 1589 года Иеремия рукоположил Иова в патриархи, и спустя пять месяцев его отпустили домой, снабдив деньгами. Согласно канонам православной церкви, Москва была канонической территорией Константинопольского патриархата, и необходимо было решение Собора Константинопольской церкви для признания за Москвой права избирать патриарха. Но московские цари не считались со своими законами, и чужие им были не указ. Так стараниями Годунова Московская церковь приобрела патриарха.
Голод и репрессии
Годунов понимал, что решение Земского собора для знати не является поводом признать его царем. Поэтому, получив власть, он начал избавляться от неугодных. Годунов поощрял доносы и использовал их как повод расквитаться с оппозицией. Романовы, Шуйский, Бельские и другие знатные роды оказались первыми жертвами репрессий.
В 1601 году началась череда неурожаев, которая продлилась несколько лет и привела к голоду. Годунов пытался контролировать цены на хлеб, раздавал зерно из царских амбаров, но улучшить положение ему не удавалось. В народе распространялись слухи, что бедствия — кара Божья за избрание нечестивого царя.
Не удивительно, что появившегося в 1604 году Лжедмитрия часть подданных Годунова встречала как спасителя. Правительственным войскам удалось нанести поражение самозванцу, но в 1605 году царь Борис умер, и Лжедмитрий беспрепятственно занял столицу.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Статьи — История
На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время.
Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV – его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник — царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).
Борис Годунов (1584-1605)
Борис Годунов
После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате «подковёрной борьбы» Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя «ушёл в мир иной»). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Борис Годунов. Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.
С. В. Иванов. «Боярская дума»
После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь — Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).
Борис Годунов (1552 — 13 апреля 1605) — после смерти Ивана Грозного стал фактическим правителем государства в качестве опекуна Федора Иоанновича, а с 1598 года — русский царь.
При Иване Грозном Борис Годунов сначала был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова. А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная «царица Ирина» на российском престоле) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.
После смерти Ивана Грозного, царский престол достался сначала его сыну Фёдору (под опекунством Годунова), а после его смерти — самому Борису Годунову.
Умер в 1605 году в возрасте 53 года, в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. После его смерти царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но в результате мятежа в Москве, спровоцированного Лжедмитрием, царь Фёдор и его мать Мария Годунова были зверски убиты. (Мятежники оставили в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца.)
Борис Годунов был похоронен в Архангельском соборе Кремля. При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 году над их гробницами была сооружена усыпальница.
Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре
Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.
Патриарх Иов (1589—1605)
Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград), Саратов (1590).
Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат — Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.
Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше «подогревало» ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.
Голод (1601 — 1603)
В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод, продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.
Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.
Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 — 17 (27) мая 1606)
По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.
Царевич Дмитрий (†1591), сын Ивана Грозного от последней жены царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.
Смерть царевича Дмитрия (Угличского)
Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.
Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.
Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.
В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.
Лжедмитрий I — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 — царь России.
По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий — некто Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига — лишённый духовного сана, т.е. степени священства). До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». Отрепьев становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.
Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием
По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.
Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.
Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.
16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».
Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.
13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.
Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.
Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.
Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.
Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек, которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.
В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.
Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.
Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.
Василий Шуйский (1606-1610)
17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит. Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.
Убийство Лжедмитрия
19 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.
Василий Иванович Шуйский, из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского, родился в 1552 году. С 1584 года являлся боярином и главой Московской судной палаты.
В 1587 году возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.
После смерти Годунова Василий Шуйский пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.
После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.
Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.
Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.
С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.
В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, — Лжедмитрий II.
Лжедмитрий II
Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора. В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — Тушинский лагерь.
Тушинский лагерь
В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек «узнала» в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.
Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.
В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря, а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.
Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги
В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.
Междуцарстование (1610-1613)
Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.
В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».
Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».
«Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.
Состояло из 7 членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета) и Ф.И.Шереметьева. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.
Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.
В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.
Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).
Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.
Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.
Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.
Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».
Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)
Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.
Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года
Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611), начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.
Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский
После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.
В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.
Земский собор 1613 года и избрание нового царя
Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.
6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.
Земской собор
Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.
Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».
Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)
Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.
21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.
В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу
В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.
13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.
Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.
Подвиг Ивана Сусанина
11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
Ссылки по теме:
Предыстория рода Романовых
Михаил Фёдорович. Начало царственного Дома Романовых
РУССКАЯ СМУТА. История болезни (2012)
Назад к списку
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из сочинения иностранного историка XVIII в.
«Беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, который во время своего пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными обстоятельствами убитого царевича Дмитрия, пришёл к дерзкой мысли выдать себя за этого наследника русского престола. Он отправился в Польшу и нанялся в Брагине на службу к князю Адаму Вишневецкому, уже дав понять на своём пути через Россию, что он царевич Дмитрий. С помощью зловредной выдумки он ввёл в заблуждение вышеупомянутого князя, заставил его поверить в своё самозванство, поэтому князь стал обращаться с ним согласно его мнимому положению. Он (Отрепьев) преуспел в рыцарских упражнениях, выучился латыни, приобрёл познания в истории; обручился с Мариной, дочерью воеводы из Сандомира Георгия Мнишека, и во время сейма в Кракове был представлен королю , который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, всё же дал понять, что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный счёт поддержат Дмитрия. Обманщик сочинил историю, как он был спасён от козней Бориса и вместо него был убит другой. Он принял католичество и тем самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы. До России не могли в скором времени не дойти слухи о пребывании царевича Дмитрия в Польше. Борису оказалось не так уж трудно выяснить, кем он был. Царь несколько раз снаряжал в Польшу посыльных, дабы осведомить об этом короля и поляков, но ему не поверили. Отрепьев из Киева вступил в Россию с 5000 человек, которых Мнишек завербовал и вёл сам. Много народа примкнуло к обманщику. Борис выслал против него войско, но оно было разбито 21 декабря у Новгорода-Северского. Его военачальники всё же одержали победу над Отрепьевым , но самозванство последнего завоёвывало в России всё большее доверие, и многие именитые господа приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое отчаяние, что принял яд, отчего и скончался…»
Царь Борис Годунов — вся правда о роде Годуновых
В истории России правило четыре русских династии: Рюриковичи, Годуновы, Шуйские, Романовы, и за ними уже немецкие: Брауншвейг и Гольштейн-Готорпские. РУсские состояли между собой в родстве. Рюриковичи правили 800 лет, включая Годуновых и Шуйских, Романовы – по разным источникам от 80 лет до 300 , если не учитывать , что 25 ноября 1741 года Гольштейны силой занимают российский трон).
А что мы знаем про Годуновых? Про драму Пушкина все слышали, да не все читали. «Страшный властолюбец и убийца Борис Годунов» – вот что шепчет нам массовое сознание, глубоко ложное!
Золоченые двери Ипатьевского монастяря — фрагмент.
Дошло до того, что, приезжая в Костромской Ипатьевский монастырь, мы слышим, что это «колыбель дома Романовых», и нам даже в голову не приходит, что на самом деле это колыбель дома Годуновых! Ведь именно предок Годуновых и Сабуровых основал Ипатий, и они на протяжении 400 лет холили и лелеяли этот монастырь.
Сейчас либералы пытаются переписать нашу историю. До этого ее переписывали при советской власти, но мало кто говорит о том, что переписывание было и в XVIII–XIX веках. И еще какое! И одной из главных табуированных тем было наследие Сабуровых-Годуновых.
Может быть, подумаете вы, Сабуровы и Годуновы действительно оболганы, но все равно не особенно интересны? Нет, это не так. Здесь я скажу ключевую вещь: на протяжении всего XVI века Рюриковичи последовательно роднились с Сабуровыми и Годуновыми, мало того – готовили их для занятия престола – в случае если у самих Рюриковичей не останется потомства по мужской линии.
Для Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Федора Ивановича это была, так сказать, запасная династия.
Но начнем с самого начала – с предка Сабуровых и Годуновых, с основания Ипатьевского монастыря.
Родословная Годуновых и их связь с Костромой
До XVII века никому не приходило в голову называть основателя Ипатьевского монастыря татарином. Потом пришло. Это зафиксировал бдительный к слухам Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». Его младший современник Пушкин прочитал и так впечатлился, что назвал Бориса Годунова, жившего через 300 лет после Захарии Чета, – татарином…
Кем же на самом деле был Захария Чет? С одной стороны, мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями
Захарий был одним из представителей костромского боярства, которое появилось в этом городе еще при великом князе Василии Ярославиче (правил в Костроме с 1247 по 1276 г., с 1272 г. был еще и великим князем Владимирским).
После возвышения княжества при Иване Калите (с 1328 г.) и превращения Костромы в столицу Северо-Восточной Руси костромской боярин Дмитрий Зерно, сын Александра, с тремя сыновьями, Иваном Красным, Константином, по прозвищу Шея, и младшим Дмитрием, переехал в столицу Там все получили боярские чины уже при великокняжеском дворе. Константин Шея даже стал настолько близок Василию I, что подписал его духовную грамоту Правда, детей у него не было. Род пошел от сыновей Ивана Красного Федора Сабура и Ивана Годуна. Первый стал родоначальником старшей ветви — Сабуровых, от второго пошла средняя ветвь — Годуновы. Самая младшая ветвь — Вельяминовы — пошла от Дмитрия Дмитриевича.
По устоявшейся при великокняжеском, а потом и царском дворе традиции представители старшей ветви рода должны были служить самим государям, представители средней и младшей ветвей — удельным князьям, т. е. братьям государей.
Взлет всего рода бывших костромских бояр произошел после того, как в 1505 г. дочь Юрия Сабурова, Соломония, стала женой великого князя Василия III. Ближайшие родственники великой княгини Сабуровы получили боярские чины, а Годуновых стали назначать воеводами главных полков во время военных походов Василия III. Их успешная служба, зафиксированная в Разрядных книгах, помогла потом Б. Ф. Годунову успешно выиграть несколько местнических споров с представителями титулованной знати и занять довольно высокое место при дворе Ивана IV.
К середине XVI в. род Годуновых становится многочисленным и разветвленным. В третьем колене от Ивана Годуна уже насчитывается 16 человек. Успешной была служба Ивана Ивановича Черемного, родного дяди Б. Ф. Годунова, в 1551 г. он был одним из воевод Смоленска, считавшегося одним из крупнейших городов в то время и важным стратегическим пунктом. Михаил Васильевич Толстый в Полоцком походе 1563 г. был у знамени, в 1564 г. также был одним из воевод Смоленска, на Земском соборе 1566 г. значился как дворянин 1-й статьи.
Родовое поместье (вотчина) Годуновых — в Семеновском Костромской области
В 1629 г. «за стольником Годуновым старинная отца его вотчина по государеве жаловальной вотчинной грамоте за приписью дьяка Ондрея Вареева 1622 г., что пожаловал государь отца его старинною его вотчинною село Семеновское на речке Мере, … а в селе церковь Живоначальныя Троицы древяна вверх, да два придела один преп. Сергия игумена Радонежскаго чуд., а другой чуд. Алексея митрополита, да другая церковь Николы чуд. древяна клецки, а в церквах и пределах образы и книги и свечи и ризы и колокола и всякое церк. строенье вотчинников, да церковных дворов попа Елисея Иванова, дьячка Ивашки Петрова, просвирни старицы Анисьи, пономаря Микитки Клементьева, да в селе ж двор вотчинников, двор прикащиков».
Годуновские вотчины на реке Мера
В 1645 г. «окольничий Василий Иванович Стрешнев да вдова Оксинья Иванова Годунова, по приказу и духовной племянника, а вдова Оксинья мужа своего, Алексея Никитича Годунова, выдали купчую крепость Ипатскаго монастыря архимандриту Аврамию да строителю старцу Иосифу с братьею на проданную за 8000 руб. родственную вотчину в Костр. уезде в волости Немде да в волости Никольской село Семеновское с деревнями и с пашнями и с сенными покосами и с лесом, мельницами и со всеми угодьями, а на те деньги «устроить на Костроме в Ипатском монастыре в вечный поминок по своей душе и по родителем своим колокол в 3000 руб., да колокольницу каменную связи железные, да долги заплатить 964 руб., да людем своим в надел дать 168 руб.» — а в селе Божие милосердие церковь Знамения Пр. Богородицы и вел. чуд. Николы, да двор боярский, а на дворе строения: горница с комнатою, да горница столовая, да повалыша, двор конюшенной, двор скотной, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаники, бражницы, омбар, 2 житницы в остроге, 3 житницы на дворе людских, двор прикащиков, на дворе 2 избы да 2 клети, сенник, да в селе 2 двора поповых, двор дьячка Федота Васильева, двор земскаго дьячка, 6 дворов бобыльских, двор пустой, двор кузнеца, да на монастыре двор просвирни, двор пономаря Олешки Иванова, двор нищаго».
Сохранилось описание семеновской вотчины, сделанное в 1645 г.: «В селе церковь Знамения, да двор боярский, да на дворе строения горница с комнатой, да горница столовая, да повалуша, да двор конюшенный, да двор скотский, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаник, бражница, амбар, две житницы огороженные в остроге и три житницы на дворе, да двор приказчика, а на дворе две избы, да две клети, да сенник. В селе два двора поповых, дьячка и 10 дворов бобыльских». Усадьба Годунова в Семеновском была огорожена забором из остроконечного тына.
Всего во владение Годуновых входило несколько поселений Колобиха, Дятлово, Малинцево, Сошниково, Изломиха, Заозерница, Михалъцево, Картошкино, Павлово, Аргуново, Окулово, Твердино, Кондома, в которых стояло 250 крестьянских дворов.
По приказу царя Михаила Федоровича часть деревень Семеновской вотчины Годуновых была дана костромскому Ипатьевскому монастырю, покровителями которого были Годуновы — потомки мурзы Чета, основателя монастыря. От Н.В.Годунова семеновская вотчина перешла по наследству к его сыну Алексею Никитичу Годунову. А перед смертью Годунов завещал ее и другую свою вотчину у села Николо-Торжок (сейчас она в Нейском районе) продать, и на вырученные деньги отлить 500-пудовый колокол и повесить его на вновь построенной в Ипатьевском монастыре каменной колокольне. Обе вотчины были оценены в 8000 рублей. Но игумен Ипатьевского монастыря, чтобы не выпустить семеновскую вотчину из своих рук, просил царя купить вотчину за счет казны и дать ее в монастырь, и за это монастырь обещал исполнить завещание А.Н.Годунова и заодно «вечно поминать боярина и его родителей при монастырской службе».
Б. Кустодиев. Базар в Семеновском.
Семеновское было торговым селом на оживленном тракте из Костромы через Галич на Тотьму.
Приближение рода Годуновых в царскому двору
Приблизительно в 1561 г. Г. В. Годунов как высоконравственный и хорошо образованный человек был назначен дядькой царевича Федора. Позднее, видимо, он сосватал Федору свою родственницу Ирину Федоровну Годунову.
Успешную карьеру при царском дворе сделал еще один дядя Б. Ф. Годунова, Дмитрий Иванович. Сначала он входил во двор царского брата Юрия, но после его смерти в 1564 г. оказался в составе царского двора. В 1567 г.
Дмитрий Иванович получил должность постельничего, которая позволяла ему быть все время рядом с царем Иваном Грозным. В этом же году он взял к себе на службу в Постельный приказ на должность стряпчего осиротевшего племянника Бориса. Ему в то время было 15 лет. Расторопный юноша, приносивший одежду и помогавший одеваться, видимо, понравился царю Ивану, и он стал назначать его на должность рынды во время военных походов. В 70-е гг. XVI в. Борису вместе с родственниками удалось выиграть местнические споры с князем Ф. В. Сицким, с его родственником князем И. В. Сицким, князем П. И. Хворостиным, окольничим В. И. Умным-Колычевым, Р. Д. Бутурлиным, окольничим В. Ф. Воронцовым и другими представителями знати. Это позволило Годуновым подняться довольно высоко по иерархической лестнице.
В 1573 г. окольничество было пожаловано Д. И. Годунову и С. В. Годунову, который неоднократно участвовал в Ливонских походах царя. В 1577 г. Дмитрий Иванович стал боярином, Борис получил чин кравчего. В его обязанности входило подавать царю во время обеда напитки. Можно предположить, что это возвышение было связано с тем, что царевич Федор женился на Ирине Годуновой. В источниках дата этого события не зафиксирована.
В последние годы царствования Ивана Грозного успешная служба Годуновых продолжалась. В 1580 г. Борис Федорович получил чин боярина. Степан Васильевич начал заниматься дипломатическими делами, его брат Иван участвовал в успешной обороне Пскова от Стефана Батория и за это получил окольничество. Все они неоднократно участвовали в царских свадьбах, исполняя почетные должности. К примеру, Борис часто был дружкой, Дмитрий Иванович — боярином за столом, остальные — поезжанами, свечниками, каравайниками и т. д.
Воцарение Федора Ивановича в 1584 г. вознесло всех Годуновых на небывалую высоту. Пятеро из них входят в Боярскую думу, а во время военных походов возглавляют основные полки: Борис Федорович — Большой, Степан Васильевич — Передовой, Иван Васильевич — Правой руки, Яков Михайлович — Разведывательный. В столице контролировать ситуацию оставались Дмитрий Иванович и Григорий Васильевич. Это позволяло царским родственникам держать в своих руках все нити по управлению страной и обеспечивать успех правлению Федора Ивановича.
Семья и дети Бориса Годунова
Жена Бориса Годунова
Скуратова-Бельская, Мария Григорьевна (?-1605) дочь боярина Малюты Скуратова, сподвижника Ивана Грозного. Согласно большинству публикаций, брак Годунова с дочерью всесильного временщика обеспечил ему карьеру. По мнению историка Р. Г. Скрынникова, дело обстояло с точностью до наоборот — Малюта Скуратов, чтобы упрочить своё положение, стремился породниться с главой Постельного приказа Д. И. Годуновым. В условиях террора, проводимого Иваном Грозным, постельничий, ввиду специфики своих обязанностей, стал одним из ближайших лиц к царю. Поэтому Малюта Скуратов был заинтересован в том, чтобы выдать дочь замуж за племянника могущественного боярина.
Дети Бориса Годунова
- Ксения (1582—1622) После уничтожения рода Годуновых была оставлена в живых Лжедмитрием 1
- Иван (1587—1588) умер в младенчестве из-за несчастного случая. Борис Годунов, в силу особенностей своей религиозности, во время болезни сына приказал напоить его святой водой и в сильный мороз отнести в храм, после чего ребёнок умер.
- Федор Борисович Годунов (1589 — 10 июня 1605).
Более подробная информация о Годунове http://www.pravoslavie.ru/57723.html
ГОДУНОВЫ
ГОДУНОВЫ — русский аристократический род в XV — начале XVIII веков, царская династия (1598-1605 годы), однородцы Сабуровых и Вельяминовых-Зерновых.
В 1-й трети XVI века Годуновы входили в Государев двор великого князя Василия III Ивановича. Во 2-й трети — середине XVI века лишь отдельные представители рода входили в элиту высших чинов двора. В Тысячную книгу 1550 года по 3-й статье (по Твери и Вязьме) было внесено трое Годуновых, в Дворовую тетрадь (середина 1550-х годов; по Вязьме, Твери и Костроме) — одиннадцать членов рода. К концу 1570-х годов произошло качественное возвышение Годуновых, они получили небольшое представительство в Боярской думе. Причиной этому послужили как успешная карьера некоторых Годуновых и установление родственных связей с лицами из ближайшего окружения царя Ивана IV Васильевича Грозного, так и более глобальные трансформации — мощные сдвиги в генеалогическом составе, структуре двора и изменения в политической роли различных родов и фамилий титулованной и нетитулованной, первостепенной и второразрядной знати в годы опричнины (в рамках опричного двора), а после её отмены в 1572 году — в составе особого двора Ивана IV. В конце XVI века Годуновы получили в Боярской думе наибольшее представительство среди нетитулованной знати, потеснив представителей многих титулованных фамилий. Крах Годуновых наступил после победы Лжедмитрия I: летом 1605 года все Годуновы, как ближайшие родственники свергнутой династии, подверглись опале с конфискацией имущества и владений, лишены думных чинов, отправлены по воеводствам в Сибирь, Поволжье и Башкирию, некоторые заключены в тюрьму (опале с высылкой подверглись также Сабуровы и Вельяминовы-Зерновы). Выжившим и вернувшимся в Москву Годуновым думные чины были возвращены только царём Михаилом Фёдоровичем. После Смутного времени на протяжении всего XVII века Годуновы думных чинов не получали.
Согласно родословной легенде (поздний генеалогический миф), основателем рода Годуновых являлся мурза Чет, выехавший из Орды в XIV веке при великом князе владимирском Иване I Даниловиче Калите и крестившийся на Руси. Реальный предок Годуновых, Вельяминовых-Зерновых и Сабуровых — Захарий (последняя треть XIII века). Старший из его правнуков — Иван Дмитриевич Красный (конец XIV — начало XV веков), боярин великого князя московского Василия I Дмитриевича. Его младший сын — родоначальник Годуновых — Иван Иванович Годун (2-я четверть XV века). Два его сына (Григорий Иванович, в монашестве Герасим, и Дмитрий Иванович) стали основателями двух ветвей рода.
Из старшей ветви известны сыновья Г.И. Годунова: Василий Григорьевич Большой (? — после 1516 года), воевода в Белой (1515), полковой воевода в походах против Великого княжества Литовского (ВКЛ) в 1515-1516 годах в ходе русско-литовской войны 1512-1522 годов; Пётр Григорьевич (? — после 1528), участник русско-литовской войны 1507-1508 годов, летом 1528 года входил в число поручителей по князьям И.М. и А.М. Шуйским, подвергшимся великокняжеской опале.
Из потомков П.Г. Годунова наиболее известны его внуки. Степан Васильевич (?- 1605), боярин (май 1584 года), впервые упоминается как воевода в 1573 году, в 1580 году присутствовал на свадьбе Ивана IV, окольничий (не позднее апреля 1574 года), летом 1587 года возглавил русское посольство в Речь Посполиту и в сложной ситуации добился сепаратного перемирия с ВКЛ на 15 лет, однако общий договор не заключил, поскольку кандидатура царя Фёдора Ивановича на вакантный трон Речи Посполитой и условия унии, предлагаемые русской стороной, оказались неприемлемы для польско-литовской стороны; участвовал в царском походе на Нарву в начале 1590 года, в ходе русско-шведской войны 1590-1593 годов, в отражении набега крымского хана Гази-Гирея II на Москву (1591), участник выборного Земского собора 1598 года, глава Большого дворца приказа (декабрь 1598 — июнь 1605 годов), в 1600-1601 годах активно участвовал в русско-польских и русско-шведских переговорах в Москве, в июне 1605 года по приказу Лжедмитрия I заключён в тюрьму, где и умер.
Григорий Васильевич , боярин (1584), впервые упомянут в 1563 году, когда выполнил «жилецкую» службу, присутствовал на свадьбе Ивана IV в 1580 году, дворянин при царевиче Фёдоре Ивановиче (1583), глава Приказа Большого дворца (май 1584-1597 годы), по информации Г Д. Флетчера, преуспел в увеличении доходности своего ведомства (более чем в 3 раза по сравнению с царствованием Ивана IV Грозного), пользовался славой принципиального и справедливого судьи; перед смертью принял постриг с именем Христофор.
Иван Васильевич , боярин (с мая 1584 года), голова «с сотнями» (1577, 1579) в ходе Ливонской войны 1558-1583 годов, глава Стрелецкого приказа (1586-1593 годы, скорее всего, и позднее), видный военачальник: командовал «береговым разрядом» (1587), состоял 1-м воеводой передового полка в «береговом разряде» (1588), фактически командовал войсками в царском походе на Нарву и военных действиях 1592 года в ходе русско-шведской войны 1590-1593 годы, участвовал в отражении набега крымского хана Гази-Гирея II (1591); присутствовал на выборном Земском соборе 1598 года; перед смертью принял постриг с именем Иосиф.
Сын С.В. Годунова — Степан Степанович (?-1614), окольничий (сентябрь 1598 года), впервые упомянут в списке стольников-есаулов в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-1593 годов, голова в царском полку из стольников (лето 1598 года), присутствовал на выборном Соборе 1598 года, в 1601-1603 годах участвовал в дворцовых дипломатических приёмах, осенью 1604 года отправлен послом в Ногайскую Орду с целью привлечь её к возможной войне с Речью Посполитой, воевода в Верхотурье (1606-1612 годы), в Пелыме (1612-1614 годы), в боярском списке 1610-1611 годов назван окольничим.
Сын И.В. Годунова — Иван Иванович (?- 1610), боярин (1608; чин пожалован Лжедмитрием II), впервые упомянут как есаул из стольников в 1589 году, голова из стольников (лето 1598 года), участвовал в Земском соборе 1598 года, кравчий «с путем» (сентябрь 1598 года), окольничий (1602). Полковым воеводой принял участие в военных действиях против отрядов Лжедмитрия I в 1604-1605 годах, его судьба после развала армии под Кромами в мае 1605 года неясна. Воевода во Владимире (1608), в Туле (конец 1609-1610 годы). Был женат на дочери боярина Н.Р. Захарьина-Юрьева — Ирине Никитичне . Известны его вклады в Ипатьевский монастырь первоклассными драгоценными вещами и напрестольным Евангелием в золочёном серебряном окладе (ныне — в Оружейной палате Московского Кремля). Утоплен в Калуге по приказу Лжедмитрия II.
Внук Г.И. Годунова — Д.И. Годунов. Его племянники — Борис Фёдорович Годунов и И.Ф. Годунова. Известны также дети Бориса Годунова — Фёдор Борисович и Ксения Борисовна.
Правнук Г.И. Годунова — Семён Никитич (? — лето 1605), боярин (1602), впервые упомянут как есаул из стольников в 1589, окольничий (1598), в 1598 году подписался под грамотой об избрании Бориса Годунова на царство, глава Аптекарского приказа (1598-1605 годы), ведал также политическим сыском (вёл следствия по делу Романовых, по делу Б.Я. Бельского и др.) и выполнял различные особые поручения царя. После смерти Бориса Годунова на короткое время стал наиболее влиятельным человеком при юном царе Фёдоре Борисовиче. Умер в тюрьме в Переяславле, по одним сведениям, от голода, по другим — задушен. Внучатый племянник С.Н. Годунова — П.И. Годунов. Со смертью сына П.И. Годунова — Григория Петровича (1664 — после 1699) и его внуков в начале XVIII века пресеклась старшая ветвь рода Годуновых.
Из младшей ветви известны сыновья Д.И. Годунова: Андрей Дмитриевич (? — после 1531), полковой воевода в 1519 году в ходе русско-литовской войны 1512-1522 годов, воевода в Коломне (1531); Осип Дмитриевич Асан (? — после 1532), наместник в Галиче (1531-1532 годы), родоначальник линии Годуновых-Асановых. Их племянник — Михаил Васильевич Толстый (? — после 1566), 2-й воевода в Серпухове (1546-1547 годы) и «на годованьи» в Васильсурске (1547-1548 годы), пристав у касимовского хана Шах-Али в Смоленске (1562), находился «у знамени» в Полоцком походе 1562-1563 годов, 3-й воевода Смоленска (1564-1565 годы), как член земского Государева двора один из поручителей по боярину И.П. Яковлю (март 1565 года) и по князю М.И. Воротынскому (апрель 1566 года), подвергшихся царской опале, участник Земского собора 1566 года как дворянин 1-й статьи.
Его сын — Яков Михайлович (? — после апреля 1609 года), окольничий (1592), впервые упомянут как участник свадебных торжеств Ивана IV Грозного в 1580 году, воевода в Новосили (лето 1589, лето 1590, 1591), голова «с сотнями» в царском полку в походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-1592 годов, позднее неоднократно получал воеводские назначения, участвовал в выборном Земском соборе 1598 года. В 1605 году подвергся опале, воевода в Свияжске (1605-1609 годы).
Из линии Годуновых-Асановых наиболее известны внуки О.Д. Годунова (Асана): Матвей Михайлович (?-1639), боярин (1603/1604 годы), впервые упомянут как есаул из стольников в 1589 году, участвовал в Земском соборе 1598 года, с того же года дядька царевича Фёдора Борисовича, окольничий (1598), летом 1605 года сослан в Сибирь, воевода в Тюмени (1606-1615 годы). В марте и июне 1607 года организовал успешные походы против «Кучумовых царевичей». В 1618 году находился в Москве. Воевода в Тобольске (1620-1623 годы), конфликтовал с первым Тобольским архиепископом Киприаном. Судья Монастырского (1627/1628-1629/1630 годы) и Сыскного (1628/1629-1631 годы) приказов. Неоднократно участвовал в переговорах с иностранными послами, в частности персидским (1628) и шведским (1630). Воевода в Казани (1632-1634 годы).
Его двоюродный брат — Никита Васильевич , окольничий (сентябрь 1598 года), впервые упомянут среди присутствовавших на свадьбе Ивана IV в 1580 году, есаул из стольников (1589), воевода в Белёве (1589-1591 годы), голова в царском полку (лето 1598 года), участник выборного Земского собора 1598 года. Судья Дмитровского (1601-1602 годы) и Владимирского (1603) судных приказов. Летом 1605 года первоначально сослан в Тобольск, позднее направлен в Уфу, где был воеводой (1606-1612 годы). Не позднее 1614 года вернулся в Москву. Участник обороны Москвы от армии королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) в 1618 году. В 1619-1622 годах неоднократно сопровождал царя Михаила Фёдоровича в поездках по монастырям. Крупный землевладелец, владел вотчинами и поместьями в трёх уездах. Перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Линия Годуновых-Асановых, а вместе с ней и младшая ветвь рода Годуновых пресеклась в начале XVIII века со смертью правнука М.М. Годунова-Асанова — Д.И. Годунова-Асанова.
Добавить комментарий