Родной человек не обязательно родственник

Непутевые родственники

Так уж вышло, что самое большое влияние на нас оказывают наши родственники. Они поддерживают нас в трудные моменты жизни, но могут и ранить больнее, чем кто-либо другой. Жена способна сделать так, чтобы мужа не уважали в обществе, а может вдохновить его на большие свершения. Муж способен сделать жену счастливой, а может извести ее до нервного истощения. Родители могут задавить характер ребенка и сделать его безвольным, а могут развить лучшие качества в нем. Старшие братья и сестры тоже оказывают значительное влияние на младших, особенно если семья малодетная.

Часто возникает ситуация, когда один член семьи становится слабым звеном. Менее успешен, более зависим, робок или просто очень отличается от всего семейного круга. Например, вольный художник в семье богатых предпринимателей. Не зря пошла поговорка «В семье не без урода». Грубовато, конечно. Но ведь, действительно, часто самыми жестокими людьми оказываются родственники. Белых ворон и «неудачников» в семье клюют так же, как и во всем социуме. Это проявляется в неуважении, критике, постоянных замечаниях, невнимании, раздражении. Если жертва терпит такое отношение, то постепенно становится человеком озлобленным, малодушным, теряет самоуважение. За столом его перебивают, не слушают, машут рукой, решения принимают без него…

Интересно, а что показывают нам народные сказки? В «Морозко» нелюбимой падчерице и ее слабовольному отцу дается больше, чем деловой барыне с родной любимой дочерью. Золотую рыбку ловит забитый и затюканный женой старик. А сколько всего выпадает на долю Иванов-дураков! В «Коньке-горбунке» чудо случается именно с младшим братом-недотепой. «Мальчик-с-Пальчик», «Маленький Мук», «Кот в сапогах», «Гадкий утенок»… Герои этих сказок в своем окружении изгои, но в конечном итоге находят свое счастье. Почему? Может быть, эти сказки выражают мечты отверженных? Мне кажется, что они учат нас видеть в людях не только внешнюю сторону соответствия каким-то стандартам. Каждый из названных героев имеет ряд положительных качеств, которые открываются по ходу сказки. И непутевый младший брат, ослушавшийся отца и женившийся на лягушке, оказывается добрее и чище своих «правильных» братьев и их жен, которые из зависти сжигают лягушачью кожу. Мало того: в нем находятся силы сражаться со злом, чтобы спасти любимую. Эти сказки о том, что не надо спешить делать выводы.

Ну, в сказках понятно. Нестандартных героев ждет вполне обычный счастливый конец. Красивая жена, богатство и признание. А что же в жизни? А в жизни, как всегда, всё сложнее. Потому что настоящий конец – это, действительно, ни в сказке сказать, ни пером описать. Он ведом только Богу. И нам даже не стоит дерзать задумываться о том, кто лучше, чище, достойнее. Всё равно не узнаем и не поймем. Только Бог видит нас настоящими. Пред Ним нельзя прикрыть свою наготу, притвориться, Его не обмануть. Мы смотрим на людей сквозь искаженные призмы наших восприятий, прошлого опыта, обид, разочарований. И видим всё как отражение в кривом зеркале. Толстый может нам показаться худым, добрый – злым, щедрый – жадным.

Конечно, непутевость может быть разная. Бывает, что человек, и правда, начинает разрушать себя. Увлекается оккультизмом или употребляет наркотики, пьет. А бывает, родных не устраивает выбранная профессия или даже склад характера, темперамент человека. Его политические и – в первую очередь – религиозные взгляды. И тут возникает жгучее желание его переделать.

Пожалуй, взрослый человек сам отвечает за себя. У него есть все шансы преодолеть влияние родных, их давление, сделать свой выбор. Дети более уязвимы. Для них родители являются самым мощным авторитетом, и фактически нет возможности им противостоять. Уход из дома или протест-вызов я не рассматриваю как конструктивное решение проблемы. Родителей пугает всё, что отличает чадо от их представлений о счастливой жизни. Папе-военному трудно принять сына-танцора или официанта. Маме больно видеть несложившуюся личную жизнь дочери или ее бездетность. Родители искренне желают ребенку счастья. Только счастье для каждого свое. Кто-то будет счастлив быть поваром. Кто-то всю жизнь хочет провести в путешествиях. Кто-то станет бедным ученым, но на работу ходить как на праздник. Кто-то будет священником и не сможет представить для себя иного пути. Зачем лишать человека радости выбора? Кто-то деятелен и активен, кто-то спокоен и монотонен… Разве в наших силах поменять характер человека, сделать его тем или другим, вылепить модель счастья, которую мы бы желали себе?

Интересно, что маленькие дети хорошо чувствуют, чем бы хотели заниматься. В одной семье мальчик, которому не было и 5 лет, любил играть в фигурки животных. Однажды папа заметил в шкафу свет. Открыв его, он увидел, что с полки исчезли вещи, там стоят животные, и для них горит фонарик. Сын объяснил, что хочет стать ветеринаром. Пришлось временно оставить ребенку его ветеринарную клинику в шкафу. Мой крестник, который тоже еще не ходит в школу, попросил у Деда Мороза настоящий телескоп. Мальчик даже нарисовал телескоп и звездочки, чтобы Дед Мороз не ошибся. Родители могли посчитать, что это баловство и ребенку он на самом деле не нужен, но они все-таки купили ему телескоп. Моему сыну нет и 3 лет, но уже видно, что он любит готовить. И по-игрушечному, и по-настоящему. Если я приготовлю тесто или пироги или даже чай без него, он может очень расстроиться. Пришлось купить ему детскую кухню. Вроде как готовка не считается мужским занятием, но он может еще поменять свое увлечение, а сейчас получит радость творчества. А вдруг он захочет стать поваром? Мы с папой не хотим этому мешать. Дети не ориентируются в выборе дела на славу и деньги. Они ищут то, что им интересно.

Родителей надо уважать и слушать. Это правильно и не должно подвергаться сомнению. Часто нам кажется, что они не правы, но потом вспоминаешь ситуацию и понимаешь, что если бы послушал, то всё могло бы быть иначе. Но и они не должны злоупотреблять своим влиянием на ребенка. Не стоит ломать его только из прихоти. Необходимо давать определенную свободу. Это очень сложная грань. То же самое можно сказать о мужьях. Нельзя использовать свою власть над женой в деспотичных целях. Самодурствовать. Тогда теряется доверие, любовь. Когда человека ставят в жесткие рамки, довлеют над ним, запрещают заниматься любимым делом, у него пропадает радость. Он становится вялым, унылым. Даже не обязательно запрещать, можно оказывать психологическое давление. Обижаться, манипулировать, высмеивать. А как грустно смотреть, когда престарелый родитель переезжает жить к детям по немощи и давление уже идет со стороны молодого поколения. Нельзя относиться к родственникам как к своей собственности.

Даже если нам кажется, что человек идет на дно, вправе ли мы насильно возвращать его?

Иногда нам может казаться ошибкой выбор или увлечение другого человека. Особенно если это нас ущемляет в бытовом плане. Но, может быть, не стоит сразу бросаться «спасать» его от «неправильного» пути? Или еще хуже – третировать? Моя знакомая, психолог, как-то сказала, что некоторым людям, чтобы добраться до поверхности, надо оттолкнуться от дна. Даже если нам кажется, что человек идет на дно, вправе ли мы его насильно возвращать? Молиться, помогать, менять самих себя в общении с этим человеком – вот наша возможность вложить энергию в нужное русло. Когда мы уже успокоимся и дадим своим близким жить их собственной жизнью.

Бог дает нам свободу выбора, кем быть и как жить. Даже в бытовом плане. Хочешь – будь художником, ученым, земледельцем, домохозяйкой… Не место красит человека. При этом для Бога не обязательно учиться на пятерки и быть успешным предпринимателем. Даже смешно представить такое. Видя наши различия и способности, Он посылает нам каждому именно то, что ему потребно и полезно. А мы почему-то считаем себя вправе решать, что, кому и как нужно делать. Кому и когда стоит жениться, сколько детей иметь, где работать и даже как одеваться. И ведь искренне, из добрых побуждений, мы, бывает, портим жизнь своим родным. Я не призываю к безразличию. Мы всё равно будем переживать за своих близких, советовать, помогать, поддерживать. Но важно вовремя увидеть в себе навязчивость, деспотизм, отсутствие такта в «помощи» утопающему, по нашему мнению, родственнику. Нельзя пытаться сделать выбор за него.

Тем, кто оказывается на месте «непутевых», тоже необходимо осознать: разговоры про то, что ему «испортили жизнь», недостойны человека.

Тем, кто оказывается на месте «непутевых», тоже необходимо осознать, что нельзя всё сваливать на родственников. Разговоры про то, что ему «испортили жизнь», недостойны человека. Он должен сам найти выход из ситуации, никто за него это не сделает. В этом могут помочь вечные ценности, изложенные в Священном Писании, на них всегда можно опереться. Бывает, что духовный отец может очень помочь человеку в трудной жизненной ситуации, направить в нужное русло. Надо просить помощи у Бога: то, что непосильно нам, посильно Ему. Обида на деспотов-родственников будет только пожирать человека изнутри. Выход из ситуации должен быть конструктивным, не разрушающим, не агрессивным.

Подумать только, сколько миллионов людей жило с начала времен, и нет ни одного идентичного другому. Разве это не Божие чудо? Наша жизнь – это наша ответственность, и мы отвечаем за свой выбор. И понимая это, начинаешь уважать такое же право другого человека на выбор своего пути и своего счастья, на его разность и на его ошибки.

Непутевые дети

Всегда ли виноваты родители, если дети «непутевые»? Конечно, в родителях всегда можно найти изъян: «слишком мало любили детей» или «слишком много любили», «слишком много работали» или «слишком эгоистичны», а если предки разведены, или кто-то из них пил, или они конфликтовали – тогда «и к бабке ходить не надо…» Вместе с тем, читая биографии великих, и даже при этом счастливых, находишь и жестких, и не понимающих, и разведенных родителей, как и самоотверженных стахановцев, и простых работяг, не мечтающих о доблестях, о подвигах, о славе.

Я считаю, что слова «беспутный» и «непутевый» имеют несколько иную коннотацию, нежели привычная нам. До 19 века культуры были традиционные: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая или коммунистическая. Говоря «традиционная культура», я имею в виду устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры, и доминирующие смыслы, ценности, нормы не меняются на протяжении многих поколений. Это значит: если ребенок родился в семье рабовладельцев, феодалов или капиталистов, то он наследует родительские материальные ценности (рабов, землю с крестьянами или промышленные фабрики вместе с капиталами) и, автоматически, доминирующие смыслы и ценности своих предков – наследует их путь.

В современном информационном быстроменяющемся мире основным капиталом являются знания, информация, связи. Мало того, что это невозможно механически передать своим потомкам, ценность этих ресурсов неоднократно устаревает в течение одной человеческой жизни. Отсюда следует, что путь одного человека может радикально меняться на протяжении его земной биографии, а дети-то то уже сразу рождаются «беспутные» и им самим нужно выбирать свой путь (пути) и накапливать свои капиталы.

На первый взгляд, вроде бы очевидно, что дети из интеллигентной семьи должны получить высшее образование и стать учеными, преподавателями или выбрать творческую профессию… А для детей из рабочей семьи получение высшего образования – это «upshifting» (повышение социального уровня)… Но популярным в нашем веке как раз является «downshifting» – переход от высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом, нагрузками и отнимающей все свободное время работы, от ненужной суеты, пустых амбиций и офисного удушья к свободе творчества и самовыражения. И порой дети даже не пробуют этого «рабства», не следуют примеру родителей, и уже со школы ищут свой путь. И поиски нередко проживаются как кризис, и обществом расцениваются как заблуждения, метания, ничегонеделание и мракобесие.

Существует и другая сторона феномена «непутевости». Александр Асмолов пишет о двух типах человеческой активности: адаптивной и неадаптивной. В предсказуемых, целесообразных, прагматических формах поведения человека общество сохраняет и утверждает свои традиции, то, что уже достигнуто эволюцией человечества, общества и науки. А в проявлениях неадаптивных, нецелесообразных, непрактичных, неконформных, заложены новые пути развития науки, культуры и общества. Вариативные, уникальные качества человека возникают и проявляются в многообразных формах активности, таких как творчество, самореализация. И люди с «неадаптивной активностью», как их называет Асмолов, отстаивающие свою индивидуальность, должны обладать большим мужеством, чтобы делать те дела, успех которых не обеспечен прошлым опытом. И очень важное замечание: путь к самореализации редко является прямолинейным и последовательным. Даже гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены. Мольер, весьма посредственный драматург и драматический артист, сравнительно поздно становится автором гениальных комедий и переходит на комические роли.

Неплохим примером того, как человек именно методом проб и ошибок добирается до своего истинного призвания, может послужить Жан Жак Руссо. Образованнейший, начитаннейший, болезненно самолюбивый, без малого помешанный на справедливости, десятилетие с лишним пишет оперы «Галантные музы», «Нарцисс», «Военнопленные», «Письма о французской музыке», пишет и стихи, но его оперы ни при нем, ни посмертно никогда не ставились. К своим неудачам на музыкальном поприще он относился серьезно, даже трагически, и только немолодым он, наконец, пишет то, что делает его имя бессмертным, а влияние – огромным.

Г.Х. Андерсен пробует множество ложных путей, прежде чем становится величайшим сказочником.

Бальзак пишет среднекачественные драмы, прежде чем приходит к «Человеческой комедии».

Ван Гог начал свой путь с компании «Гупиль», продававшей картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность(!). В 1877 Винсент приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником. В это время только (в 23 года) он и начал учиться рисовать.

Андрей Тарковский, прежде чем стать известным и гениальным режиссером, постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, посещал уроки рисования в художественной школе. В 1951 г. поступил в Московский институт востоковедения на «арабский» факультет, однако уже год спустя оставил занятия, отмечая, что выбрал профессию несколько поспешно. В 1952 – вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни и здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером. И только в 1954 он поступил во ВГИК, где и стал постигать все премудрости режиссуры.

При этом, самая большая сложность в проблеме личной жизни состоит в том, что за жизненными фактами и явлениями не всегда проглядывает их истинный смысл и сущность, значения событий зачастую скрыты и от самого «хозяина жизни». А потому жизнь личности никогда нельзя оценивать по одним лишь фактам, равно как и намерениям. И это мы хорошо видим на примере любых революционных художников и музыкантов, как то импрессионисты или джазовые музыканты. Например, родственники Винсента Ван Гога стыдились своего сына – половина из них были священниками, а вторая половина заправляла художественной галерей Гупиль, а он не смог стать одним из них и за всю свою жизнь не заработал ни гульдена.

Почему, собственно, я вдруг заговорила о великих? А на кого же нам еще равняться? Я считаю ошибкой считать, что путь выдающихся личностей – нам не пример, а нужно просто работать. Я убеждена, что стремиться к высшим достижениям – и есть достойнейший жизненный путь.

А.Г. Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования.

Материал к олимпиаде по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс.

1.
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2.
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

3.
Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.
Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4.
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

5.
Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.).
Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.

6.
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.

7.
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8.
Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна — Архангельская тишина.
И. Северянин

9.
Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?
1). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
2). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.
3). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой — ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10.
В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?
1.»Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.»Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.»Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.»Атаковать Путина в лоб сейчас — все равно, что защищать Басаева и Хаттаба — это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к олимпиаде по русскому языку 11 класс:

1.
Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2.
Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм — представлен в современном русском языке в виде: — дм — дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. «надутый»). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении «горло» употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – «то, что вокруг горла». Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3.
Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает…

4.
Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5.
В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора — передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После — смысл предлога равен его языковому значению «спустя некоторое время, а потом», к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек — смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис — множественное число от «лиса» (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание — образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного «строчка» — по толковым словарям: строчка — ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис — мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка — слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения — знак препинания.

Точка — темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки — лис — точки.

6.
Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

7.
МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

10.
Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика — это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

11класс. Олимпиада по русскому языку. ФИПИ.

11 класс

I . Работа с текстом художественного произведения.

Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина » Тишь двоякая». Проведите лингвистический анализ стихотворения.

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна —
Архангельская тишина.

II. История русского языка

1. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

2. Докажите этимологическое родство каждой пары:

Портфель – портмоне

Исландия – Гренландия

Диктант – диктор

3. Установите, в чём общность в происхождении данных имён собственных.

Николай, Никон, Вероника, Никандр, Никодим

III. Нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

2. Напишите, можно ли образовать существительные женского рода от слов:

Кочегар, штукатур, пилот, электрик, матрос, водолаз ? Свой ответ аргументируйте.

3.Выберите правильный вариант написания слов. Аргументируйте свой ответ:

А) Придти в школу не позже полодиннадцатого.

Б) Прийти в школу не позже пол-одиннадцатого.

В) Придти в школу не позже пол-одиннадцатого.

4.Вставьте пропущенные орфограммы.

Л или ЛЛ:

Пара…ель, приви…егия, апе…яция, бю…етень, криста…, ба…ада,

инте…ект, ко…екция, и…юзия, га…ерея, э…гия, це…юлоза, це…офан,

э…ипс, циви…изация, э…астик, кава…ерия, а…юминий, арти…ерия.

IV. Язык художественного произведения

1. Объясните, какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды .

2. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

3. Писатель В. Набоков в своей заметке «Искусство перевода» приводит курьёзный случай: один немецкий профессор перевёл пушкинское » у лукоморья…» оборотом » на берегу Лукового моря». Какое явление русской лексики повинно в ошибке?

V. Современный русский язык

1.Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль

2.Определите лексическое значение слова «белый». В каких случаях оно имет свободное значение, а в каких – фразеологически связанное?

Белый медведь –

Белые стихи –

Белая армия –

Белая ворона –

Белый платок –

Белый танец –

3. Объясните смысловое различие между предложениями.

1. Мы слышали, что он болен.

2. Мы слышали, будто он болен.

4. Хотя слово «брезг» — диалектное, слова, производные от этого корня, есть

и в литературном языке. Подберите однокоренные слова с этим корнем и определите, что же обозначает это слово? Выберите правильный вариант. Аргументируйте свой выбор.

рассвет, ворчание, брызги, берег, брезент .

5.Укажите, в чём морфологическая особенность выделенных слов в отрывке из стихотворений Н.А. Некрасова «Рыцарь

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Зачем нужны такие родственники?

На днях температура была 39 и выше….видимо инфекция….уже третий раз после родов раз болею так, день держится температура, ни насморка, ни болей в горле, потом все проходит. Спасибо Господи, что во время беременности ни разу не болела)) Ох и как же мне было плохо, я с кровати встать не могла, все кружилось. Температура поднялась ночью, тут спасибо мужу, он и градусник принес и таблетки, тк я не могла, следил за мной короче, но утром ушел на работу, а мамане своей сказал, что я заболела, надо бы помочь с ребенком. Свекровь со свекром в отпуске. С утра она, конечно, забрала Ромку, я отлеживалась, но к обеду у них появились какие то неотложные дела и ,сунув мне ребенка пол первого, в час дня они уехали, оставив меня одну с зашкаливающей температурой и ребенком. Думала, скоро приедут они, ждала , когда же откроется дверь. С кровати не вставала, а у ребенка была полная свобода, залазил во все ящики, которые до этого момента были закрыты для него, а я лежа на кровати наблюдала за ним. Несколько раз заметила , что я просто вырубаюсь, пробуждаясь с мыслью, что не заметила, как уснула…. Ждала долго, даже плакала от обиды, что всеми покинутая и встать с кровати не могу. Я не двигалась, но было красное не только лицо но и тело, бросало то в жар, то в холод, не пила все это время, просто до воды добраться не могла…ужасно просто, так плохо мне давно не было. Времени было пол восьмого когда они приехали, после обязательных дел, они заезжали еще куда то, на рынок, в аптеку, ботиночки ей где то понравились за 5900 и т.д. А то что я тут болею, они, видимо, даже не вспоминали. Приехали домой к тому моменту, когда и мой муж пришел домой и во общем то их помощь уже была не нужна. Ну как такое возможно, как так можно поступать, ведь даже постороннего человека одного в таком состоянии не оставишь, а тут еще и с ребенком? До сих пор в голове не укладывается. Очередной раз убеждаюсь, что им на меня насрать, как бы они не старались доказать обратное, насрать на моего ребенка, потому что нормальные бабушка с дедушкой наверно не оставили бы ребенка с больным человеком. Думаю теперь, а если бы со мной что то случилось, они бы простили все себе это? Они могут только 131 одеялко ребенку купить, чтоб отделаться, типа они нам помогают. Вот будут они болеть, я им стакана воды не подам. Привезли мне гады с рынка фруктов, да я попить встать не могла, какие к черту фрукты, мне помощь с ребенком нужна была. И что самое обидное, муж все это видит и воспринимает как должное и зачастую находится на их стороне…