Романов на мурмане
Содержание
- Русские в древности называли норвежцев тем именем, которое дано было им в древности — «норманнами» («северными людьми»). Сами норвежцы произносили слово «норманн» несколько иначе, а именно — «нурман». В русском звучании это самоназвание превратилось в «мурмане». От «мурман», несомненно, произошло и название северного побережья Кольского полуострова. Баренцево море поморы называли Мурманским, так как путь по нему вел в страну «мурман».
- Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути»
- Если бы в 1890-х годах правительство прислушалось к мнению Энгельгардта, и дорога на Мурман к 1914 г. уже существовала, неизвестно, как сложилась обстановка на театрах военных действий в Европе.
- С днем рождения, Романов-на-Мурмане!
«Главные российские ворота в Арктику», город подводников и полярников, вторые Дарданеллы — славный город Мурманск — последний город царской России, основанный императором Николаем II.
1. Название
Закладка храма и города Романов-на-Мурмане. 4 октября 1916 г.
Первые замыслы построить портовый город за Полярным кругом были еще в 70-х годах XIX века. Но как известно, «русские долго запрягают…». Чтобы начать строительство нужна была более веская причина, чем просто желание. И она нашлась — Первая мировая война, а вместе с ней блокада Чёрного и Балтийского морей. Стало предельно ясно — портовому городу на севере быть.
Закладка города состоялась ровно 100 лет назад — 4 октября 1916 года. Название выбрали символичное — город Романова-на-Мурмане. Считалось, что императорская фамилия в его названии призвана увековечить причастность правящей династии к открытию самого северного выхода в Европу, подобно тому как Петербург увековечил достижения Петра I на Балтике. Правда через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, большевики эту причастность исключили, и город получил своё нынешнее название — Мурманск. На сегодняшний день это самый крупный город мира за Полярным кругом.
Русские в древности называли норвежцев тем именем, которое дано было им в древности — «норманнами» («северными людьми»). Сами норвежцы произносили слово «норманн» несколько иначе, а именно — «нурман». В русском звучании это самоназвание превратилось в «мурмане». От «мурман», несомненно, произошло и название северного побережья Кольского полуострова. Баренцево море поморы называли Мурманским, так как путь по нему вел в страну «мурман».
2. «Цветовое голодание»
Снег лежит в городе в среднем 210 дней и полностью сходит к маю (в окрестностях города снег может лежать до июня). Нередки снегопады в первой половине июня. Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января, полярный день — с 22 мая по 22 июля.
Известно, что почти в каждом северном городке, в связи с коротким летом и длинной зимой жилые и промышленные здания разукрашиваются в яркие цвета. И Мурманск — не исключение. Панельные девятиэтажки часто украшены разноцветной мозаикой, а на улицах города можно найти раскрашенные камни — так мурманчане борются с цветовым голоданием.
Фото: Константин Летавин
3. «Вторые Дарданеллы»
«Вторые Дарданеллы» — названный в западной прессе железнодорожный путь. В Первой Мировой войне, отрезанная от своих союзников Россия ощутила острую необходимость в союзнической помощи. Но как доставить военные грузы, если Черное и Балтийское моря оказались блокированы, Архангельск замерзал на пол года, а Владивосток был слишком далеко. Вот тогда и появился эффект «Вторых Дарданелл», заставивший правительство в кратчайшие сроки построить железную дорогу на Мурман, к незамерзающему Кольскому заливу.
«Вторые Дарданеллы». Трасса МЖД, синим показан первоначальный маршрут, красным – измененный уже после пуска дороги
О необходимости строительства железной дороги не раз говорили еще в конце 19 века. С особой страстностью отстаивал идею строительства железнодорожного пути именно на Мурман инициатор возрождения Русского Севера, реформатор, губернатор Архангельска А.П. Энгельгардт:
«Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путём с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности.
С открытием постоянного сообщения с внутренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз и рыбные продукты, представляя собою здоровую и питательную пищу, могли бы находить обширный сбыт среди населения внутренних губерний.
Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути»
На заседании Комиссии по проведению железной дороги на севере России А.П. Энгельгардту противостояли многие государственные чиновники, причём очень высокого ранга, от мнения которых зависело, быть этому проекту или нет, – представитель военного министерства генерал-лейтенант Соллогуб, генерал-майор Чикалёв от морского министерства. Единственным государственным чиновником, кто одобрительно выступил в поддержку проведения железной дороги на Север, был только представитель министерства финансов, действительный статский советник Петр Михайлович Романов. Именно чиновник от министерства финансов, считал железную дорогу на Мурман, к северному порту, да ещё незамерзающему зимой (!), сулил большую выгоду России в будущем.
Мнение противников железной дороги на Мурман было едино. Двух дорог на отсталую тогда Архангельскую губернию хватало; ведь регион же обходился для общения с остальной Россией и внешним миром морским путём, вокруг всей Северной Европы, жил не одно столетие и без нормальных дорог, а богатств, кроме рыбы и морского зверя, тут нет. Казне было невыгодно вкладывать деньги неизвестно во что.
Но ровно через 20 лет, когда началась I-ая Мировая война, может, кто-то и вспомнил о ходатайствах А.П. Энгельгардта.
Если бы в 1890-х годах правительство прислушалось к мнению Энгельгардта, и дорога на Мурман к 1914 г. уже существовала, неизвестно, как сложилась обстановка на театрах военных действий в Европе.
Начавшееся ухудшение военно-стратегической обстановки в Европе в целом, когда уже вовсю запахло порохом, а затем и разразившаяся I-ая мировая война побудили-таки правительство возбудить вопрос о постройке железной дороги на Мурман. Запертые с началом I-ой мировой войны в Чёрном и Балтийском морях наши военные корабли оказались ограниченными в своих манёврах, порты и военные базы не могли принимать грузы, вооружение, технику, продовольствие, людей. Россия, великая морская держава, оставалась без флота, без морей…
Один из построенных участков трассы МЖД
Не перестаёшь удивляться парадоксам истории, но Управление по строительству Мурманской железной дороги в Петрограде создали всего за месяц с небольшим до начала I-ой мировой войны, в июне 1914 г. Начальником её строительства был назначен инженер В.В. Горячковский.
Знакомясь с той обстановкой, в которой шла постройка Мурманской железной дороги, поражаешься, как её вообще удалось завершить, причём в рекордный срок: более тысячи километров пути были уложены за полтора года. Сколько же нужно было применить технической мысли, новинок в железнодорожном строительстве, чтобы в условиях военного времени осуществить столь грандиозный проект. Ведь очень многое и в системе организации строительства, и снабжении его материалами и оборудованием, и в стратегии прокладки железнодорожных путей решалось в России впервые. Всё делалось в бешеном темпе, и диву даешься, как в настоящей круговерти творившегося в стране военного хаоса её проектировщиками, инженерами и снабженцами были чётко организованы и продуманы все фазы сооружения железнодорожной магистрали.
Мост через реку Шуя
Объемы работы увеличивались за счет специфики мест: болота, реки скалы, пригорки, леса… Преодолевая естественные природные препятствия было построено около 1100 сооружений через искусственные водотоки!
С. М. Прокудин-Горский. Группа участников ж.д. постройки 1916 год
Итоговая стоимость сооружения всей железной дороги обошлась казне примерно в 180 миллионов рублей. Небезынтересно также, что строительные работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда в тёмное время железнодорожное полотно и возводимые объекты освещали факелами и кострами.
Постройка Мурманской железной дороги интересна нестандартным решением проблемы привлечения рабочей силы. По распоряжениям центральной и местной власти запрещалось использовать на стройке рабочих из промышленных центров, где уже сформировались свои опытные «железнодорожные кадры». Искать рабочую силу пришлось «окольными путями». Агенты Мурманской железной дороги проникали всюду. С их помощью на стройку было привлечено до двух тысяч киргизов, около 10 тысяч китайцев-землекопов, несколько тысяч рабочих «удалось найти» в Финляндии.
Китайские рабочие на строительстве Мурманской железной дороги, 1916 год.
Не чурались использовать на стройке и женский труд; с большим энтузиазмом на земляных работах трудились и около 1500 завербованных «девиц из средне-русских провинций». Им платили больше, чем китайцам. Бедные китайцы уже тогда, как и сейчас массово работали за гроши. Также трудились канадцы, англичане, американцы, татары, армяне, черкесы, дагестанцы, ну и конечно же плененные австрийцы, чехи и др. Их было не меньше, чем китайцев. Рабочих везли по 12-15 суток на транспорте до станции Званка, откуда колонны шли несколько сотен километров пешком до Петрозаводска. Кстати, канадцы и англичане первые, кто сбежал с этой адской стройки. А голодные и разодетые китайцы трудились.
С. М. Прокудин-Горский. Военнопленные австрийцы у барака, около станции Кивач. 1916 год
Доставка одного военнопленного-рабочего обходилась казне в три раза дешевле, чем провоз «вербованного строителя». «Перспективный» рабочий контингент доставляли в основном из Омского военного округа. Военнопленные, как и русские рабочие, ехали через «полмира», пересекая пространство половины Российской империи. Первые 8100 пленных («славян, чехов, русинов, словаков») прибыли из западносибирских концентрационных лагерей в начале 1915 г. на строительство линии Петрозаводск-Сорокская бухта. Во второй половине лета к ним добавились ещё 2100 человек. Условия содержания их были вполне сносными: жили пленные в бараках и палатках, все были обеспечены «климатической одеждой», готовили пищу они себе сами — среди «разноплемённых австрийцев» были повара и ученики, до войны служившие в широко известных своей отменной кухней венских ресторанах и пекарнях.
«Полку военнопленных» прибыло после весеннего наступления русских войск 1916 г. К 1 сентября на стройку Петрозаводск-Мурман поступил уже другой контингент — 25 тысяч «немцев и мадьяров». Подданные Австро-Венгерской империи использовались на земляных и плотницких работах. Производительность труда военнопленных, конечно, была примерно на ниже 20-25 %, чем квалифицированных русских и финских строителей, занятых на выполнении самых сложных и трудоёмких работах (земляных и скальных), но их содержание и транспортировка обходились дешевле для государства.
Итак, благодаря слаженной работе инженерно-технического персонала, снабженцев и военнослужащих спецрот Мурманская железная дорога была построена в срок.
На дрезине С.М.Прокудин-Горский в сопровождении чиновника жд ведомства, сзади — пленные австрийцы.
С постройкой Мурманской железной дороги образовался единый трансконтинентальный наземный путь от западных границ огромной по территории Российской империи до её восточных рубежей, до берегов Тихого океана. В военно-стратегическом отношении это было значительным прорывом; ведь весь транспортный путь проходил по внутренним районам империи, был удалён от её границ и неуязвим для противника. Безусловно, трансконтинентальная сеть железных дорог позволяла в несколько раз быстрее, чем часто применявшийся ещё и тогда морской путь вокруг трех континентов, Европы, Африки и Азии, и беспрепятственно перебрасывать грузы и людей в случае начала военных действий по всей России. Но время и инициатива были упущены, а колесо истории вспять не повернуть…
4. «Шанхай», «Нахаловка» и «Воняловка»
Среди первых поселенцев и строителей Мурманска было много иностранцев, значительную часть которых составляли мигранты из Китая и Кореи, оставшиеся в Мурманске со времен строительства железной дороги. Район города, где они жили, получил неофициальное название «Шанхай». Он просуществовал более 20 лет.
К 1920 году население Мурманска составляло 2,5 тыс. человек. Из них — несколько сотен китайцев. «Шанхай» был снесен только в 1937 году — он был одним из самых неустроенных районов города. Часть китайцев уехала из Мурманска, часть была репрессирована, другие смешались с жителями других районов города.
Из иностранцев в Мурманске было много корейцев, татары и финны. Татарские праздники периодически проходили в Мурманске, а в главной газете регулярно появлялись материалы на финском языке.
Также существовали и другие районы с поэтичными и не очень названиями. Железнодорожный поселок в северной части города, сплошь состоявший из теплушек был назван Красной деревней на колесах, так как вагоны были красного цвета. Район от Варничного ручья на юге и до вокзала на севере звали Базой из-за его принадлежности в прошлом военно-морскому ведомству. Поселок в торговом порту, на нижней террасе, звали Портовой нахаловкой, а на второй террасе размещалась Городская нахаловка. Назвали поселки так потому, что они в отличие от Базы и центра застраивались стихийно, без разрешений и проектов.
Были еще один район — поселок Воняловка, где ржавели и гнили постройки, завезенные англичанами и прозванные мурманчанами «чемоданами».
Современный Мурманск, Фото: Константин Летавин
5. «Мужской» город
Документом 1918 года был запрещен въезд в Мурманск женщинам и детям. Это был приказ командующего русскими вооруженными силами Мурманского края генерал-майора Николая Звегинцева, подписанный в связи с жилищным кризисом в строящемся Мурманске. Согласно ему приезжающие работать в Мурманск люди обязывались не привозить с собой семьи. Приказ был отменен до начала 1920-х годов.
Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время, © Владимир Смирнов/ТАСС
***
Вы когда-нибудь бывали в Мурманске? Нет? — Сейчас покажу:
Короткометражка о «главных российских воротах в Арктику», о красивом северном городе Мурманске.
Съемка производилась с беспилотного летательного аппарата с высоты птичьего полета. При съемках, ни одна птица не пострадала.
Фото: Константин Летавин; видео: АрктикФлай
Рекомендуем также:
- История одной русской деревни, о которой не принято вспоминать…
- 8 терминов из мира экономики, которые необходимо знать
- Марсианские пейзажи зимнего Байкала — классное видео
- Пролетая над Сочи
- Третья столица России — Казань. Красивые фото
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
С днем рождения, Романов-на-Мурмане!
В День рождения Мурманска, когда ему исполняется 103 года, хочется обратиться к нашему великому северному граду: вспомни свое родное имя, вспомни о своей истории и своем предназначении.
Ты стал плодом трудов великих Государей Российских!
Дерзновенные планы устроения портового города за полярным кругом на берегу незамерзающего Кольского залива были впервые высказаны ещё Императором Александром Николаевичем в 1870-х годах.
К практическому осуществлению этой масштабной идеи обратился его внук Император Николай Александрович.
Понимая важное стратегическое значение развития Российского Заполярья, Государь Император Николай II в 1912 году направил изыскателей на Мурман для разведки мест на предмет устройства незамерзающего порта. Через три года на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря повелением Императора был основан Мурманский морской порт.
Создание порта было связано со стратегическим планом Императора Царя Николая прорубить окно в Заполярье. Царь в условиях Мировой войны стремился получить выход в Северный Ледовитый океан, чтобы обеспечить бесперебойную доставку военных грузов от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.
Идея создания собственно города на Мурмане была озвучена в докладе министра путей сообщения Александра Трепова «По поводу учреждения на Мурманском побережье города». Придавая особый значение граду на Мурмане как главному порту Северного Ледовитого океана, Император пожелал даровать новому городу фамильное имя Царствовавшего Дома — Романов. Известна точная дата, когда Николай II принял решение назвать новый город «Романов-на-Мурмане» — 6 июля 1916 г.
Основание града на Мурмане можно сравнить с основанием Петром Первым Санкт-Петербурга. Эти два города-порта — стали для России «окнами» в Европу и в Заполярье, сделали величайшей морской державой, имеющей выход в три океана (вместе с Владивостоком). Это обстоятельство позволило России в годы как Первой, так и Второй Мировых войн противостоять Германии и в итоге стать победительницей.
Романов-на-Мурмане — стал последним городом Царской России, печатью городов русских, так что и саму историю Руси можно выразить формулой: от Киева-на-Днепре — до Романова-на-Мурмане.
Врагам России этот Северный Царьград стал костью в горле. Неслучайно марионеточное временное правительство после Февральского переворота тут же поспешило переименовать царское имя города и уже 3 апреля 1917 года он получил нынешнее название — «Мурманск». Надо знать, что этимологически «Мурманск» происходит от слова – «нурман», — так на Руси в старину называли норвежцев, исконных соперников России на Кольском полуострове. Получается, что современное название города имеет по сути капитулянский смысл — «Норманск» — «город норманов». Мы должны признать, что такое название, данное масонским правительством, устроившим февральский переворот, совершенно неуместно для заполярной столицы России.
Первоначальное царское имя города имело торжественное триумфальное содержание: «Романов-на-Мурмане» может быть истолковано как «Романовы над норманами», а это формула нашей победы.
Эта топонимическая символика в наше время становится особенно актуальной ввиду противостояния на Севере России и НАТО, экспансии наших северных соседей в Арктике, претендующих на акватории Ледовитого океана. Похоже, Ледовое побоище на Чудском озере имеет неожиданное продолжение на Ледовитом океане.
В этой ситуации именно русские названия являются нашими главными пограничниками, хранящими и утверждающими пределы Русской земли от океана до океана.
Это еще раз ставит проблему возвращения городу его исконного имени, что стало бы второй духовной победой после присвоения мурманскому аэропорту имени Императора Николая II.
«Мурманск», помни что имя, данное тебе при рождении, — Романов-на-Мурмане!
Помни, что ты царский град на Севере Руси, столица Заполярья, окно России в Арктику, — и тебе подобает иметь соответствующее государево имя!
Помни, что свое фамильное имя тебе дал сам святой Царь-Мученик Николай Романов!
Гордись этим именем. Немногие города удостаивались такой высокой чести.
Никогда не забывай своего царского первородства!
И никогда не привыкай к названию, данному тебе предательским временным правительством. Знай, что, как правительство это было временным, так название, данное от него, будет также временным.
Помни о своем великом основателе и создателе Царе-Мученике Николае, пролившем кровь за Россию и за народ! Прославь его своим именем, прославь его достойными памятниками, прекрасными храмами, посвященными ему, проспектами и площадями, названными в него.
Будь русским Северным Царьградом — Романовым-на-Мурмане!
Пусть это поздравление станет нашим соборным обращением о возвращении столице Русской Арктики ее исконного прекрасного имени — Романов-на-Мурмане!
В качестве послесловия хочу спросить, как возможно вернуть имя городу?
Есть определённая официальная процедура: общественное обсуждение, возможно городской референдум, решение губернатора. Но у меня возникла мысль: а может быть, начать возвращение имени городу с песни? Пусть песня прославит имя города. Известно, что областным городам положено иметь свой гимн. У града Романова-на-Мурмане нет не только гимна, но и песен о нем не спето. Предлагаю вариант песни о Романове-на-Мурмане. Может быть, кто-нибудь из исполнителей вдохновится и напишет к ней музыку и споет первую песню о граде Романове-на-Мурмане!
Эти стихи были написаны мною вместе с поэтессой Ольгой Матвеевой-Осницкой в качестве подарка к Дню города Мурманска (Романова-на-Мурмане) 5 октября с.г.
ПЕСНЯ О ГОРОДЕ РОМАНОВЕ-НА-МУРМАНЕ
Было время разбрасывать камни,
А теперь собирать их пора.
Воевали тогда с именами,
Чтоб забыть нам свои берега.
Только просит вернуть свое имя
Град Романов-на-Мурмане вновь.
Пока дышит ветрами морскими,
Будет Царскую помнить любовь!
Припев:
Порт державный на краю залива,
Двери в Ледовитый океан,
Заполярья русский дух и сила,
Слава, честь и доблесть Россиян!
Царь Святой дал фамильное званье
Заполярной столице нести,
Чтоб исполнила как послушанье —
Быть форпостом Великой Руси!
Царский город венчает Россию,
Защищает на все времена.
Там, где светят кресты вековые,
Начинается наша страна!
Припев:
Порт державный на краю залива,
Двери в Ледовитый океан,
Заполярья русский дух и сила,
Слава, честь и доблесть Россиян!
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино
21 сентября (4 октября) 1916 г. был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск.
Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако решающим толчком стала Первая мировая война. Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте, а замерзающий на зиму архангельский порт не удовлетворял резко возросшим потребностям грузоперевозок. Возникла срочная необходимость в устройстве новой гавани на незамерзающем берегу Кольского полуострова, и в начале 1915 г. началось активное строительство железной дороги от Петрозаводска, в конечной точке которой на берегу Кольского залива выросли несколько посёлков. Новый транспортный путь был построен в короткие сроки, и уже летом 1916 г. министр путей сообщения А. Ф. Трепов представил всеподданнейший доклад об устройстве нового города.
21 сентября (4 октября) 1916 г. состоялась торжественная закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая Чудотворца Мирликийского, символизировавшая основание нового города. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков и другие высокопоставленные лица. Город был назван в честь Николая II — Романов-на-Мурмане — и стал последним городом, основанным в Российской империи. В апреле 1917 г. он получил современное название — Мурманск.
После Октябрьской революции в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе с большевиками. Но уже в марте 1918 г. с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант, что стало началом интервенции. В 1919 г. власть в городе перешла к белогвардейцам; Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала А. В. Колчака. Осенью 1919 г. войска Антанты эвакуировались из Мурманска, а в феврале 1920 г. в городе утвердилась Советская власть.
Со второй половины 1920-х гг. Мурманск стал быстро развиваться как стратегический крупный порт, транзит через который не зависел от отношений с соседними странами. С 1933 г. город являлся одной из баз снабжения и судоремонта для вновь созданного Северного флота.
В 1920-1930-е гг., в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 г. Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 г. — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 г. — Мурманской области.
Важнейшей страницей в истории Мурманска стала Великая Отечественная война. Германским командованием захват города и порта, через который шли грузы из стран-союзниц, рассматривался как важнейшая стратегическая цель. По расчётам противника, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. 29 июня 1941 г. началось осуществление операции «Полярная лиса» — наступление германо-финских войск, включавших в себя отборные горнострелковые части, на мурманском направлении. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на р. Западная Лица, где противник был остановлен 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. В сентябре 1941 г. противник предпринял второе генеральное наступление на Мурманск, однако вновь был отброшен. После срыва планов по прямому захвату города, вражеская авиация и артиллерия приступили к его планомерной бомбардировке. В общей сложности за годы войны немцами было совершено 792 налёта на Мурманск и сброшено ок. 185 тыс. бомб. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек, однако мурманский порт ни на минуту не прекращал свою работу.
Оборона Советского Заполярья продолжалась более трёх лет. 7 октября 1944 г. советские войска начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.
К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжён. В ноябре 1945 г. по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. За послевоенные десятилетия город превратился в важнейший на Севере страны транспортный, промышленный и военно-стратегический центр. Значительное расширение территории и резко возросшая численность населения превратила Мурманск в крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом.
В 1971 г. город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1982 г. — орденом Отечественной войны I степени. В 1985 г. за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне Мурманску было присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В настоящее время Мурманск по-прежнему остаётся крупнейшим экономическим, культурным и промышленным центром европейского Севера России.
Лит.: Дмитриев Н. А. Мурманская область в послевоенные годы. Мурманск, 1959; Киселев А. А. «Город мой широкоплечий…»: Истор. очерк к 80-летию Мурманска. Мурманск, 1996; Он же. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск, 2002; Он же. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск, 1977; Смирнов С. А. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск, 1959.
См. также в Президентской библиотеке:
Огородников Е. К. Мурманский и Терский берега: по Книге большого чертежа. СПб., 1869;
От Астрахани до Мурманска, 1928-1933 гг.: Фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова. СПб., 2010;
Память о Великой Победе: коллекция;
Подгаецкий Л. И. Мурманский берег: его природа, промыслы и значение. СПб., 1890;
Сиденснер А. К. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 года, контр-адмиралом Сиденснером. СПб., 1897;
Устав (Основной Закон) Мурманской области: принят Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года. Мурманск, 1997.
Мурманск (в 1916—1917 — Романов-на-Мурмане) — город на северо-западе России, административный центр Мурманской области. Основан 4 октября 1916
Площадь 154,4 км²
Высота центра 50 м
Население 309 362 человек (2010)
Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России.
Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты. Город вытянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, в 50 километрах от выхода в открытое море. Мурманск находится в 1967 километрах к северу от Москвы и в 1448 километрах от Санкт-Петербурга. В 16 км к северу от города расположено ЗАТО город Североморск, база Северного флота. Между Североморском и Мурманском имеется несколько посёлков-спутников (Росляково, Сафоново, Сафоново-1, которые относятся к ЗАТО). Ближайший сосед с юга — древний город Кола. Мурманск, расширяясь, уже достиг южными микрорайонами окраин этого города. С запада и востока город окружают лесные массивы. Самая высокая точка Мурманска — безымянная сопка на восточной границе города высотой 305 метров.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманск
Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.
Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день посёлок Семёновский провозглашён городом, ему присвоено новое название — Романов-на-Мурмане, это последний город, основанный в Российской империи. В день присвоения статуса города на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма «покровителя мореплавателей» Николая Мир Ликийских. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск. «Мурманами» русские люди называли древних норвежцев, норманнов. Позднее оно было перенесено и на землю, где происходили события с участием пришельцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров. Мурманск, следовательно, — это «город на Мурмане».
http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Мурманска
В 1917 году после победы Октябрьской революции в Петрограде, в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года войска Антанты были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.
К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, представляющие собой приспособленные под жилье железнодорожные вагоны. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.
Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским ГМК, развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.
Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.
В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.
В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налёта. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город тяжёлые фугасы, а следом зажигательные бомбы. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию и угроза Мурманску была снята.
К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. В первые послевоенные годы были построены промышленные предприятия, причальные линии, объекты социальной инфраструктуры, телевизионный комплекс. Город был восстановлен к началу 1950-х годов. К 1952 году объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня, а ещё через десять лет жилой фонд увеличился втрое. После ввода в строй в 1962 году домостроительного комбината вместо кирпичных домов стали строиться типовые панельные. Значительное расширение территории Мурманска пришлось на 1970-е — начало 1980-х годов.
За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».
Климат
Из-за близости тёплых воздушных масс, несомых течением Гольфстрим, наступление холодной погоды в Мурманске обычно происходит примерно на один месяц позже, чем в других северных районах. Ветер в Мурманске имеет муссонный характер — зимой преобладают южные ветра с материка, несущие сухую морозную погоду в город, а летом — северные ветра с Баренцева моря, приносящие в Мурманск повышенную влажность воздуха и довольно прохладную летнюю погоду. Смена ветров происходит примерно в июне и сентябре.
Большая часть осадков в Мурманске из примерно 500 мм в год выпадает с июня по сентябрь, пик пасмурных дней и дней с осадками приходится на август. Минимальная температура −39,4 °C была зафиксирована в Мурманске 6 января 1985 года и 27 января 1999 года, максимальная температура +32,9 °C — 9 июля 1972 года. Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января, полярный день — с 22 мая по 22 июля
Планировка и застройка
Город расположен на сопках, с сильными перепадами высоты, что определяет особенности планировки и застройки. Многие дома, стоящие на склонах, имеют ступенчатый фундамент и переменную этажность. Дома выше шестнадцати этажей в Мурманске не строят — мешают вечная мерзлота и суровый климат, высокие дома были бы неустойчивыми. Самым высоким зданием является шестнадцатиэтажная гостиница «Арктика». Основная застройка Первомайского района и восточной части Октябрьского (неофициально выделяемого в отдельный, «Восточный» район) — это панельные девятиэтажные здания. В центре города преобладают дома сталинской застройки, основная часть Ленинского округа состоит из «хрущёвок», в некоторых местах можно обнаружить послевоенные деревянные одноэтажные и двухэтажные дома-полубараки. Панельные девятиэтажки часто украшены разноцветной мозаикой, на улицах города можно найти раскрашенные валуны — так мурманчане борются с цветовым голоданием: зимой в Мурманске основные цвета — белый и чёрный, а зима может длиться почти восемь месяцев.
Население
Численность населения Мурманска
с 1959 года, тыс. человек
Данные переписей и текущего учёта населения (Росстат)
Вплоть до 1930-х годов население Мурманска было невелико: в 1917 году в городе жили 1,3 тыс. человек, в 1920 — 2,5, в 1926 — 9 тыс. Бурный рост числа жителей начался с конца 1920-х годов и был связан с развитием Мурманского морского порта, созданием и обслуживанием советского Северного флота, строительством ряда гражданских и военных объектов на территории Мурманской области. При их сооружении активно использовался труд заключённых ряда ИТЛ системы ГУЛАГа, в которых единовременно содержалось до 8 тыс. человек. К 1939 году население Мурманска составляло 119 тыс. человек.
В годы Великой Отечественной войны население города значительно выросло, поскольку к 1942 году Мурманск остался единственным портом, через который осуществлялась внешняя торговля СССР и поставки военной техники по ленд-лизу. В 40—50-е годы XX века город продолжал быстро наращивать людность, за эти два десятилетия она удвоилась. В дальнейшем увеличение числа жителей в среднем на 8 тыс. человек в год происходило как за счёт продолжающегося притока мигрантов из других регионов страны, так и за счёт естественного прироста (население Мурманской области долгое время было очень молодым). Занятость населения обеспечивалась за счёт развития в Мурманске сферы услуг.
Массовый отток населения из города произошёл уже в самом начале 1990-х, с 1989 по 1992 годы Мурманск покинули 28 тыс. человек. Основными причинами отъезда населения были резкое ухудшение экономической ситуации в городе, а также больша́я социальная мобильность относительно молодого населения Мурманска. К 2002 году число жителей города сократилось на 150 тыс. по сравнению с 1989 годом, то есть почти на треть. Сопоставимая убыль среди городов с населением более 100 тыс. жителей была только в разрушенном войной Грозном и в Магадане. Согласно данным текущего учёта населения, с момента переписи число мурманчан сократилось ещё более чем на 20 тыс. человек. Достоверность этих данных вызывает сомнения, поскольку в 2002 году переписная численность населения оказалась ниже данных текущего учёта на 30 тыс. человек.
Отток населения молодых возрастов привёл к резкому ухудшению демографической ситуации. Если в 1990 году естественный прирост на 1000 жителей составлял 4,5 (рождаемость 10,5; смертность 6), то в 2005 году естественный прирост стал отрицательным и составляет 0,5 % в год. Резкий рост смертности связан с тем, что в преклонном возрасте сейчас находятся многочисленные поколения мурманчан, переселившихся в город в 1950—1970-х годах.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманск
В соответствии со статьей 3 устава города Мурманска территория города делится на 3 округа: Ленинский, Октябрьский, Первомайский.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Административное_деление_Мурманска
Промышленность
Основными отраслями промышленности Мурманска являются рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей. Другие крупнейшие предприятия города: — «Мурманское морское пароходство», «Союз рыбопромышленников Севера», «Мурманский судоремонтный завод Минморфлота», «Севморпуть», «Арктикморнефтегазразведка», научно-производственное предприятие «Моргео» и крупнейший в рыбодобывающей отрасли «Мурманский траловый флот».
Основные виды выпускаемой в городе продукции включают изделия из рыбы, консервы, металлоизделия, промысловое оборудование, тару и упаковочный материал.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманск
Морской порт
Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире. Также к порту приписаны все атомные ледоколы России. В мае 2007 года было принято решение о создании в мурманском порту свободной экономической зоны.15-го октября 2010 года Мурманск был официально объявлен особой экономической зоной. Основная цель — создание мощной транспортно-торговой инфраструктуры, привлечение инвестиций и в конечном итоге развитие социальной сферы.
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. Значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.
Железная дорога
Большую роль в экономике города играет Октябрьская железная дорога. Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта большая часть грузов перевозится именно железнодорожным транспортом. Железная дорога в Мурманске электрифицирована, большая часть железнодорожных пассажирских и товарных перевозок осуществляется в южном направлении.
Автомобильное сообщение
Мурманск находится на федеральной автомагистрали «Кола» (М18, Санкт-Петербург — Норвегия). В 2005 году был открыт мост через Кольский залив, ставший самым длинным мостом за Полярным кругом, благодаря которому из Мурманска стало проще добираться до изолированных частей города на западном берегу Кольского залива. Также Мурманск является начальной точкой дороги А138 на Норвегию и дороги Р12 на Финляндию.
Воздушное сообщение
Аэропорт «Мурманск» находится в посёлке Мурмаши, в 24 км от города. Из него ежедневно осуществляются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, имеется также ряд рейсов в Архангельск, Тромсё (Норвегия) и Хельсинки (Финляндия), а летом совершаются чартерные рейсы в Турцию и Египет.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманск
Образование
На начало 2005/2006 учебного года в городе функционировало 188 образовательных учреждений, в том числе: 86 дошкольных учреждений, 6 прогимназий и 56 общеобразовательных учреждений. В 2006—2007 годах наметилась тенденция сокращения общеобразовательных учреждений: за два года были закрыты 4 образовательных учреждения. Причиной послужила малая рождаемость и отток населения города в другие регионы страны в начале 1990-х и, как следствие, небольшое количество учеников. Ещё в конце 1980-х некоторые мурманские школы работали в три смены и имели по 9 классов в параллели, сейчас же большинство школ работает в одну смену.
Полярная ночь вносит свои коррективы в образовательный процесс: по требованию врачей с декабря по февраль уроки сокращены на 5 минут, введены дополнительные «февральские каникулы».
Подготовку специалистов различного профиля осуществляют: 5 высших, 7 средних, 7 начальных учебных заведений и 16 филиалов ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. На сегодняшний день в них обучается около 30 тысяч студентов, половина из них приходится на два университета города, (МГТУ и МГГУ). Большое количество студентов из Мурманска учится в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
Культура
В городе 4 дворца культуры и 5 клубных учреждений.
Музеи
В городе существуют два областных музея: Мурманский областной краеведческий музей, созданный в 1926 году, и Мурманский областной художественный музей, открытый в 1989 году в одном из старейших каменных зданий Мурманска. Музей Северного флота в Ленинском районе города. В некоторых предприятиях и организациях имеются свои музеи, посвящённые истории или деятельности организаций.
Театры
В Мурманске работают три профессиональных театра. Старейшим является открытый в 1933 году Мурманский областной театр кукол, переехавший в 1946 году из Кировска. Крупнейшим в городе стал открытый в 1939 году Мурманский областной драматический театр. А в 1946 году из Полярного переехал Драматический театр Северного флота, созданный в 1936 году.
Кинотеатры
На закате советской эпохи в городе работало 7 кинотеатров, ещё один строился. В связи с распадом централизованной системы кинопроката, кинотеатры «Северное сияние», «Аврора», «Утёс», «Мир» были закрыты. «Мурманск» стал на некоторое время единственным кинотеатром — в оставшихся двух «Родине» и «Атлантике» располагались вещевые рынки и магазины. Постепенно «Родина» и «Атлантика» вытеснили торговые ряды из своих помещений и снова стали работать как кинотеатры. В 2006 году в торгово-развлекательном центре «Форум» открылся кинотеатр «Кронверк синема». В 2008 году работу возобновил кинотеатр «Аврора», а кинотеатр «Родина» был закрыт на реконструкцию. Таким образом, сейчас в городе действуют 4 кинотеатра.
Библиотеки
Всего в городе 38 библиотек.
Благодаря мурманским писателям в столице Заполярья 24 мая 1986 года был возрождён праздник День славянской культуры и письменности, ставший впоследствии государственным. После этого Болгария в знак признательности Мурманску и мурманчанам подарила городу памятник Кириллу и Мефодию. Точная копия памятника, который находится у национальной библиотеки Болгарии, расположился у Мурманской областной библиотеки. В Мурманске ежегодно 24 мая по центральным улицам города проходит шествие до памятника Кириллу и Мефодию.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мурманск
Tags: Россия, демография, демография диаграмма, история, населенные пункты, обзор, область Мурманская, погода и климат, экономика
Добавить комментарий