Рожденные не в СССР

Рожденные в СССР

Давно жду новый фильм и наконец-то появилась информация, что фильм выйдет летом 2020.

Не знаю, почему меня так трогает этот фильм, наверно потому, что в каждом том семилетнем ребенке видишь чуточку себя.

Позволю себе выложить статью из Коммерсанта.

А вы смотрите?

«Коммерсантъ» от 09.11.2019, 11:38

В 1990 году состоялась премьера фильма «Рожденные в СССР. Семилетние». Режиссер Сергей Мирошниченко показал двадцать детей, родившихся в 1983 году в Советском Союзе, и планировал снимать новую серию об их жизни каждые семь лет, пока им не исполнится семьдесят. Уже год спустя СССР прекратил свое существование. В 2020-м на экраны выйдет фильм «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние». Последние несколько лет поклонники не только ждут выход пятой серии цикла, но и собираются в сообщества, которые ищут героев, по разным причинам не снимавшихся в части серий, пытаясь выяснить, как сложилась их судьба.

«Колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране»

В 1964 году британская телекомпания Granada Television выпустила первую серию проекта «The Up series». В ней 14 семилетних детей, живущих в разных социально-экономических условиях, рассказывали о себе. Каждые семь лет режиссер Майкл Аптед возвращается к ним, чтобы показать, как изменились его герои, и страна вокруг них. В июне вышел предпоследний выпуск проекта — сейчас героям 63 года.

В 1989 году Майкл Аптед, сейчас известный широкой публике скорее как режиссер девятнадцатой части бондианы «И целого мира мало», к тому времени уже снявший 14, 21 и 28 лет своих британских героев из «The Up series», решил запустить аналогичные советский и американский проекты. Режиссером советского цикла был выбран Сергей Мирошниченко, к началу съемок уже получивший премию «Ника» за фильм «А прошлое кажется сном…». По словам Мирошниченко, среди претендентов были также Александр Роднянский и Виталий Манский. «Это были топовые на тот момент молодые документалисты. Но выбрали меня. Судьба на самом деле»,— рассказывает Мирошниченко. Приступив к работе, он и сам до конца не понимал, как проект отразится на его жизни:

Сначала было просто интересно сделать проект для прайм-тайм английского телевидения, который бы также смотрели в СССР. Было интересно войти в бешеный график, понять, в состоянии ли я сделать хороший европейский проект».

В 1989 году вместе с помощницей Джеммой Джаб режиссер приступил к поиску детей и съемкам. «Мы сначала наметили географические параметры. Было ясно, что мы возьмем Среднюю Азию, одну республику, возьмем Прибалтику, Кавказ, Россию. У нас сначала была тысяча детей, потом мы уменьшали это число. Потом я помню, что осталось где-то человек сто, это была квартира в Москве, на полу фотографии, и вот мы с Джеммой ползали по полу, она говорит: «Вот этого оставим», а я говорю: «Нет, вот этого»»,— рассказывал Мирошниченко.

Один из героев, Александр Новиков (в 1990 году — просто Саша из деревни Диево-Городище Ярославской области) — о том, как попал в проект, рассказывает так:

Пришел большой дядя Сергей Мирошниченко, посмотрел на наш первый класс, выбрал двух самых красивых раздолбаев — меня и моего одноклассника Миху и говорит: «Скажу волшебное слово, и кто громче засмеется, того и возьмем». А сказал он слово «жопа», я заржал как конь, и вот результат».

Помимо Саши были отобраны еще девятнадцать детей. На каждого семилетнего героя приходились сотни отснятых часов, из которых сложился полуторачасовой фильм. Дети из Грузинской, Киргизской, Литовской ССР, Москвы и регионов, рассказывали о себе, своем социальном положении, стране, Горбачеве и планах на будущее.

Премьера фильма состоялась в мае 1990 года, и для советского зрителя осталась почти незамеченной. Фильм был показан только один раз в три часа ночи. Мирошниченко связывает это с тем, что он отражал возросший уровень национализма в республиках, а дети не воспринимали идеологию СССР всерьез, о Горбачеве говорили как о человеке с «пятнышком на голове»:

Тут все время кричат: «Перестройка, перестройка!» А зачем перестройка? Политика, называется. Есть бы дали хоть чего-нибудь, икры хотя бы»,— говорила семилетняя Ася из Ленинграда.

Зато за границей фильм вызвал бурную реакцию. Легендарный британский журналист русской службы BBC, первый диджей в истории радиовещания СССР Сева Новгородцев, который озвучивал британскую версию «Рожденные в СССР. Семилетние», рассказывает, что даже в «Великобритании, перенасыщенной телепродукцией, фильм произвел немалый резонанс». По словам Сергея Мирошниченко, в Granada Television его «ненавидели», потому что каждую неделю на его имя приходили десятки мешков с письмами: «Это был колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране».

Майкл Аптед хотел снимать проект в Советском Союзе, потому что считал его страной, которая, будет меняться. Однако даже он вряд ли предвидел, что уже спустя два года после начала съемок, страна, о детях которой он хотел сделать фильм, перестанет существовать.

«Никакого Андрея не было, были мэр и прокурор»

Серии, в которых герои 1990 года были показаны в четырнадцать, двадцать один и двадцать восемь лет, вышли в 1998, 2005 и 2012 годах. Согласно информации на сайте студии «Остров», она уже приступила к созданию «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние». По словам Сергея Мирошниченко, следующая серия должна выйти к лету 2020 года. Пятая часть цикла могла выйти раньше, если бы не финансовые и юридические проблемы. «При бюджете £500 тыс. надо было найти того, кто может вложить еще около £20 тыс. с российской стороны, чтобы оставить права на фильм на нашей территории.

Я никогда не забуду разговор с одним топ-менеджером крупного российского телеканала. Английская сторона объясняла ему, что это удобный случай участвовать в проекте, идущем параллельно с проектом американским. А он ответил: мы не будем участвовать, потому что будет видно, что американские дети будут жить все лучше и лучше, а наши все хуже и хуже.

Англичане спросили, а зачем вы делаете, чтобы ваши дети жили все хуже и хуже? Он не ответил. Тогда проект был упущен. Когда мы снимали 21 год, я собрал 50% общей суммы спонсорских денег. Сам ходил и кланялся всем. Когда я снимал 28 лет, сам собрал все необходимые деньги, но права все равно принадлежали российской стороне не полностью»,— рассказывает режиссер. По его словам, так как согласно изначальной идее съемки должны продолжаться, пока героям не исполнится 70 лет, а в его шестидесятичетырехлетнем возрасте «ни Тарковского, ни Шукшина уже не было», сейчас он решает все юридические споры. Это должно облегчить жизнь режиссеру, который будет снимать фильм после него, хотя преемника Мирошниченко еще не нашел. Тем не менее на протяжении всех лет съемок режиссер пишет свое «наследство» — информацию о съемках цикла с 1989 года. Он собирается вводить в работу над серией «Рожденные в СССР» четырех коллег — когда Сергей Мирошниченко прекратит работу над циклом, они получат официальные приглашения на собеседование и право делать картину вместе с новым режиссером.

«Рожденные в СССР» повлиял на судьбу как героев, так и самого Мирошниченко. В первой серии он снял семилетнего Андрея, который после смерти родителей жил в детском доме в Иркутске.

Не по возрасту серьезный Андрей на камеру рассказывал о желании стать клоуном, о том, что если бы ему безвозмездно дали много денег, он бы не взял их, потому что «неохота быть богатым», о мамином голосе во сне, и о своей единственной личной вещи — ручке: «я всегда, когда мечтаю, думаю о том, чтобы у меня что-нибудь было. Мечтаю о велике».

Выход первого фильма перевернул сразу несколько жизней. Мирошниченко признается, что хотел усыновить Андрея, но по тогдашнему законодательству ему пришлось бы переехать в Иркутск: «Думаю до сих пор, что если бы это произошло, многое было бы лучше. И в его жизни тоже»,— говорит режиссер.

Однако сразу после выхода фильма Андрея решила забрать американская семья, а детский дом в Иркутске получил десятки велосипедов со всего мира. На таможне Мирошниченко считали нелегальным скупщиком, руководство детского дома пыталось украсть часть велосипедов, а в разных городах появлялись якобы переехавшие лже-Андреи: «Мы везли все прямо в детский дом. Руководство говорило: вы нам передайте. А мы знали, что тогда все подарки разойдутся по детям этого руководства. И мы привозили, тут же разрывали упаковку, и сразу раздавали все детям. В одном городе появился «лже-Андрей», которому люди отправили велосипеды, а потом мы узнали, что мэр города и прокурор раздали эти велосипеды своим детям. Я приехал к ним и сказал: где Андрей-то, как вы это все делаете? Они ужасно перепугались, им было стыдно. А узнал я об этой истории, потому что на эти велосипеды дети в Англии сдавали свои карманные деньги, и они просили в газете напечатать фото Андрея с полученным велосипедом. А никакого Андрея не было, были мэр и прокурор».

Спустя несколько лет Андрей переехал в США. Однако приемная мать отказалась от него, и его усыновила другая семья. В 21 год Андрей стал жить отдельно от родителей, но к 28 вернулся к ним и отказался сниматься в четвертой серии проекта, заявив, что ему нужно остановиться и понять, что происходит в его жизни.

Сейчас Андрея под его реальным именем нет в социальных сетях, он не выходит на связь с бывшими одноклассниками из Иркутска, и поклонники «Рожденных в СССР» ищут его, чтобы узнать, как изменилась его жизнь. Создатель профиля Instagram Andrei.Yudin.Poisk, за которым следят примерно полторы тысячи человек, Елена, ведет его с 2018 года. Ей 34 — почти как героям Сергея Мирошниченко, и она рассказывает, что проект в целом и история Андрея, очень впечатлили ее, потому что она «тоже росла в девяностых», но ее детство было «комфортное и счастливое». «Поразило, что параллельно со мной росли дети, которым, мягко говоря, пришлось несладко. У других ребят из проекта тоже были непростые условия для жизни, но у них было главное — дом, семья. У Андрея была только его жизнь и одна личная вещь — ручка»,— говорит Елена. Подписчики Andrei.Yudin.Poisk, по словам Елены, ищут героя, только чтобы убедиться, что сейчас у него «все в порядке и он счастлив». Поклонники хотят, «чтобы он узнал, как много людей в России, которую он всегда так любил, искренне желают ему добра, и готовы его поддержать». Участники различных групп неоднократно обращались в передачу «Жди меня», общались с одноклассниками Андрея. Сейчас на вопрос, удалось ли вернуть Андрея в проект, Мирошниченко отвечает просьбой дождаться выхода фильма.

Говоря о том, почему их настолько зацепил проект, многие поклонники отвечают, что видят в нем «отражение себя».

«Вот мы дети: играем и резвимся, не замечая тяготы жизни и все принимая как данность. Энтузиазма хоть отбавляй. А вот мы подростки: появились первые межличностные проблемы, семейные ценности уже наложили отпечаток. Искры из глаз. Чуть больше 20 лет: первые попытки самореализации в учебе и работе, поиски самих себя и своего пути. Первые настоящие трудности, сопряженные с реалиями жизни, общества, государства»,— говорит участница закрытого сообщества «Рожденные в СССР» «ВКонтакте», в котором также состоят герои цикла Катя и Саша.

«Никто не вспоминает, как он корячился, чтобы семью прокормить»

Сам режиссер рассказал “Ъ” только об одном из «утерянных» участников проекта. В 1990 году в Москве году он отснял мальчика Павлика, который жил в палаточном лагере у Кремля из-за того, что дом его семьи был разрушен во время ввода советских танков в Баку. Тогда семилетний Павлик рассказывал о раненых на улицах и взорванной больнице. Пользователи соцсетей все эти годы ищут Павла, пытаясь помочь режиссеру. Несколько лет назад они нашли в интернете внешне похожего на героя тезку, работающего следователем. Мирошниченко связался с ним, но оказалось, что «Павел из соцсетей» значительно старше Павлика из Баку. В этом году Мирошниченко и его команда обратились в Следственный комитет с просьбой помочь найти Павлика.

Про остальных героев режиссер говорит, что старается не мешать их жизни, и вмешивается в нее только на период съемок: «Каждый человек долго решает, остаться или приостановить участие. Они живые люди, в промежутках я их не трогаю, и журналистам не даю их адреса. Мне недавно от Малахова звонили в очередной раз, и я их поблагодарил за внимание, но сказал, что ничего не скажу, а если будут пытаться что-то узнать, то позвоню Олегу Борисовичу (Добродееву, генеральному директору ВГТРК.— “Ъ”)».

Несмотря на нежелание вмешиваться, Мирошниченко признает, что в ходе съемок и выбора материала не раз совершал ошибки, излишне вмешиваясь в жизнь героев.

Тем не менее создателем «шоу Трумана» он себя не считает, потому что это «не придуманная, не санкционированная государством история, там очень мало режиссера-демиурга, который манипулирует людьми».

Поиск других героев поклонниками и ажиотаж вокруг них нравится не всем участникам. Александр Новиков говорит, что знает про группы фанатов и даже сам состоит в некоторых из них (в одной из крупнейших, закрытой группе «ВКонтакте», где можно найти Александра, сейчас состоит более 13 тыс. человек), однако он не поддерживает тех, кто ищет Андрея и других участников, которые в некоторые годы отказывались от съемок. «Это глупо. Если человек прячется, значит он не хочет чтобы его видели, зачем надоедать и вызывать агрессию? Тем более все плачут, какой Андрюша бедный мальчик, а про Алмаза (герой из Бишкека, тогдашнего Фрунзе, который вырос в бедной многодетной семье, в 14 лет сам зарабатывал деньги, к 28 годам переехал в Новосибирск с женой и сыном, где работал на рынке в тяжелых условиях.— “Ъ”) никто не вспоминает. Как он корячился, чтобы семью прокормить»,— говорит Александр.

Поколение романтиков

«Я до сих пор помню всех героев фильма, трагичных, хулиганских, смешных»,— говорит Сева Новгородцев. — С большим интересом смотрел последующие выпуски, убеждаясь еще раз в непредсказуемости человеческой природы и судьбы». Непредсказуемой оказалась не только судьба отдельных людей, но и целой страны.

В первом фильме, по словам Мирошниченко, через детей он увидел рост «осознания собственной нации»:

«Я стал понимать, что это огромное государство как бы разрывается по национальным квартирам. В некоторых республиках дети не говорили или отказывались говорить на русском. Это трудно было себе представить, если ты жил в центре России. Потом я стал понимать, что они повторяют родительские слова. Затем — что через детей рушится советская идеология. Ленин для них был всего лишь сказочным персонажем».

Сам он по СССР не ностальгирует: «Конечно, я был молодой и кудрявый, но это другое, и я расстроен, что изменения не произошли так, как я хотел. Мы желали изменений, но мы не хотели, чтобы люди с комсомольскими и партийными билетами изнасиловали нас еще раз». «Мы бы не так строили, если бы нам дали хоть на минуту порулить хоть в чем-нибудь, именно нам, нынешним шестидесятилетним. Но рулили те, кому сейчас семьдесят, часть поколений просто выпала». При этом поколения, выросшие в России после распада СССР, Мирошниченко называет спокойными, потому что «они все-таки выросли при стабильной стране, а заслуга Путина — это стабильность». Своих же героев Мирошниченко считает «романтиками»: «Люди, которые воспитывались в 1990-е, у них очень сильная эмоциональная составляющая, они хорошо реагируют на боль, на потрясения, но стабильности в них нет, у них все очень зыбко».

Сейчас, при съемках тридцатипятилетних, режиссеру приходится исследовать не только политические и социальные процессы, протекающие на территории России, но и общемировые, характерные для поколения его героев. После распада СССР часть из них стала гражданами иностранных государств, некоторые переехали в Израиль, один — в Мексику.

Россия, по мнению Мирошниченко, снова, как и в момент съемок первого фильма, стоит на пороге перемен: «Эта эпоха следующие семь лет будет завершаться. Важно, как это произойдет — естественно и безболезненно для огромной страны или нет. И потом, не надо забывать, что в 35 ты уже имеешь право быть президентом»,— смеется он, намекая на своих героев.

Ксения Миронова

В съемках документального фильма «Рожденные в СССР» участвовали 20 детей со всего Советского Союза, которые появились на свет в 1983 году. Первая часть фильма вышла на экраны в 1991-м. На экранах — беззаботные семилетние первоклашки. Они делятся мечтами и одновременно рассуждают на серьезные темы — о богатстве и бедности, правде и лжи… Дальше ребят снимали каждые семь лет. Они появились на экранах в 1998, 2005 и 2012 годах, когда им было 14 лет, 21 и 28.

Через героев «Рожденных в СССР» зрители наблюдали не только за судьбой самих ребят, но и всей страны. Распад СССР, сложные 90-е, новый век.

В 2020-м планируется к выходу новая серия, команда Сергея Мирошниченко уже приступила к съемкам. В следующей части героям будет по 35 лет.

«Комсомолка» выяснила, что стало с теми мальчиками и девочками.

Дима Овчинников.

Дима из Москвы снимается в сериалах

— Я полечу на Луну в скафандре! — заявлял в первой серии «Рожденных в СССР» 7-летний житель столицы Дима Овчинников. Лопоухий, темно-русый, ну просто герой «Ералаша» — он рассуждал о тайнах Вселенной на фоне выпуклого экрана телевизора образца 1980-го. В фильме про 14-летних мы узнали, что космической мечте Дима изменил — теперь он рэпер.

— Мне кажется, рэп — это музыка не для богатых, — заявляет парень и читает речитатив собственного сочинения. Сценой служит та же комната, рядом — коробка с курами. Несушек в голодные 90-е держали даже городские жители.

Дмитрий отслужил в Воздушно-десантных войсках, учился на менеджера, работал охранником. Потом отправился в Германию: его невеста — немка, и пара выбрала жизнь в Европе. Через несколько лет жизнь опять сделала крутой вираж: Дмитрий вернулся в Москву и стал машинистом метро.

— В Германии у нас родился сын, — рассказал «КП» Дмитрий Овчинников. — Но брак не сложился. Моему сыну сейчас 13 лет, ездим друг к другу в гости.

В новой серии, которая готовится к выходу на экраны, Дмитрий представит своего младшего сынишку — мужчина женился во второй раз.

— Жизнь у меня интересная, активная, — рассказывает москвич. — Путешествую по Европе и Латинской Америке, интересуюсь автомобилями, занимаюсь боевым самбо, играю в футбол.

Кстати, фильм «Рожденные в СССР» открыл Дмитрию дорогу в кино. Его заметили продюсеры и пригласили на эпизодические роли в телесериалах «Детективы» и «След».

— Иногда даже на улицах узнают, — смеется Овчинников.

Саша Новиков.

Саша из Ярославля стал водителем

— Хочу быть шофером, — еле слышно отвечал на вопрос маленький Саша Новиков из деревни Диево-Городище Ярославской области.

Его детская мечта сбылась. Уже в 14 лет он водил комбайны и тракторы в колхозе, потом окончил техникум, стал автомехаником. Живет в Ярославле.

— Семья — мое главное достижение в жизни, — говорит Александр. — С женой Людмилой воспитываем двоих детей. Дочке семь лет, она занимается гимнастикой. Недавно завоевала первое «золото»!

В родную деревню Диево-Городище Александр ездит по выходным из Ярославля.

— Народу в деревне стало меньше, а мигрантов — больше, — возмущается Новиков. — С ребятами из «Рожденных в СССР» и по сей день общаюсь, переписываемся в соцсетях. Благодаря сериалу я могу сравнить собственное детство и детство своих детей. Я с малых лет помогал в колхозе, любил машины и футбол, мопед был для меня лучшим подарком! А сын, получив на день рождения квадроцикл, запер его под замком в сарае…

Рита Селезнева.

Трагедия Риты Селезневой из Листвянки

«Сибирь. Байкал. Поселок Листвянка», — звучит голос за кадром. На экране дети катаются на коньках по льду озера. Среди них и Рита.

— Мне нравится, что здесь много пеньков! — хихикает девочка в ответ на вопрос, любит ли она место, где живет. Во рту не хватает зубов: молочные выпали, а постоянные появились не все.

В следующий раз про родной край 14-летняя Рита Селезнева будет рассказывать в больнице. Зрителям говорят, что школьница попала туда с отравлением. На самом деле она пыталась свести счеты с жизнью…

— А в 21 год Рита родила дочку, — рассказала «КП» мама героини Лариса Селезнева. — Отец ребенка ушел к другой женщине. Да и сама Рита для дочки стала воскресной мамой. Переехала из Листвянки в Иркутск, оставив ребенка родителям, сняла дом на окраине города вместе с новым мужчиной. Сожителя убили ножом в драке. О том, какую трагедию пережила и что строит жизнь с нуля, она рассказала в серии про 28-летних. Так и не построила… В части про 35-летних Рита не появится. Она умерла четыре года назад от пневмонии. Ее дочке Соне сейчас 14, она отлично учится, играет на пианино. Вместе с бабушкой девочка живет в другом сибирском городе — Ангарске. — Верю, что у Сони все сложится хорошо, — говорит Лариса. — Лучше, чем у Риты.

Ладо Ригвава.

Золотой мальчик Ладо из Тбилиси

Маленький Ладо Ригвава из Грузии мечтал: если у него будет много денег, он купит «один «Мерседес», одну «Тойоту» и бинокль». Отец мальчика — из партийной элиты, мама — из артистической интеллигенции. Но и в их жизнь пришла беда — война в Грузии. Во второй серии «Рожденных в СССР» 14-летний Ладо говорит про стрельбу и вертолеты. Через семь лет он уже изучал юриспруденцию во Франции, жил в Страсбурге вместе с бабушкой, которая была послом Грузии в Совете Европы, и рассказывал, как чудом выжил после автокатастрофы:

Ладо стал специалистом по бизнес-праву, жил в Люксембурге. Потом вернулся в Грузию: жена-грузинка очень хотела домой. Сейчас работает советником по правовым и общественным вопросам в Немецкой экономической ассоциации в Тбилиси.

— Раньше я относился к съемкам фильма «Рожденные в СССР» без особого энтузиазма, но теперь понимаю, насколько это важный проект, — рассказал Ладо «КП». — Мы видим, как люди переживали переходный момент между советской властью и современностью, как менялись судьбы.

Исчезновение Андрея Юдина

— В твоей жизни есть люди, которых ты любишь?

— Да, свою семью, — улыбается мальчик.

— У тебя есть семья?

— Да, — улыбка пропадает, на глаза наворачиваются слезы.

— Кто у тебя есть?

— Бабушка, брат, — опускает глаза. — Папа с мамой умерли.

Андрей Юдин из детского дома в Иркутске растрогал, пожалуй, всех, кто смотрел первую серию «Рожденных в СССР». Пенсии бабушки было недостаточно, чтобы воспитывать мальчишку, и его отдали в детдом. Фильм изменил жизнь Андрюши. Серию увидели в США, и американская семья забрала мальчишку к себе. Но, увы, приемная мама скоро отказалась от него.

В 14 лет Андрей рассказывал:

— Все, что надо было сделать, я сделал. Ничего не помогает. Все эти маленькие правила, которые надо было соблюдать… Я как бы все время виноват.

Его снова усыновили, он поселился в штате Флорида. К 21 году снимал жилье в бедном мигрантском гетто рядом с железной дорогой, собирался заняться бизнесом и помогать ребятам из детских домов.

— Знаю людей, которые богатели на усыновлении детей в России. Делали состояния, — говорил он.

В этих словах — обида за то, что его когда-то увезли в США, страну, которая так и не стала ему родной.

— Планирую в будущем жить в России, думаю, и похоронят меня на Родине, — рассказывал парень.

В 28 лет Андрей снова жил с приемными родителями во Флориде. Но от съемок неожиданно отказался.

— У меня есть на то свои причины, и некоторые из них мне самому не совсем понятны, — сказал он.

А потом Андрей Юдин исчез. Съемочной группе не удается найти его ни в соцсетях, ни через прежние контакты. Чтобы разыскать Андрея, в Инстаграме завели аккаунт: andrei.yudin.poisk.

«Комсомолка» присоединяется к поиску. Возможно, наши читатели помогут съемочной группе «Рожденных в СССР» выйти на связь с Андреем.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Режиссер проекта Сергей МИРОШНИЧЕНКО:

Будем снимать летопись, пока героям не стукнет 70

— Следующая серия «Рожденных в СССР» должна выйти в конце 2020 года. Почти два года ушло на подписание контракта с англичанами («Рожденные в СССР» — российско-британский проект. — Ред.). Идея фильма принадлежала не мне, а режиссеру Майклу Аптеду, он снимает подобный сериал в Великобритании, сейчас его героям уже по 63 года. Параллельно он запустил еще два проекта — «Рожденные в США» и «Рожденные в СССР». Для последнего и искали российского режиссера, выбор пал на меня. Я тогда был молодым, но уже признанным — имел награды Гран-при за фильм об Оберхаузене и «Нику». Предложение заняться проектом «Рожденные в СССР» стало неким вызовом. Я хотел доказать, что в нашей стране можно снять серьезный фильм, который будут смотреть во всем мире.

Лента имела большой успех. Но, увы, не в нашей стране. У нас сериал показывали в три часа ночи, без каких-либо анонсов. Семилетние повторяли то, что взрослые обсуждали на кухнях. По фильму было понятно, что система рушится. Серию про 14-летних вообще не поставили в эфир, а она позже получила первую награду «Эмми». Впервые мой фильм целиком показали в России, когда вышла третья серия, про 21-летних. За это я благодарен Олегу Добродееву. На канале «Культура» транслировали все серии «Рожденных в СССР». Картина — и летопись нашей страны, и летопись жизни простых людей в распавшейся империи…

Герои — мои соавторы, и думаю, что именно в этом сила картины «Рожденные в СССР». Продолжателей своего дела (сейчас режиссеру 64 года. — Ред.), которые будут снимать сериал до 70-летия героев, я подберу именно таких. Они не должны приукрашивать людей или, наоборот, принижать ради денег и наград.

КСТАТИ

Что стало с другими детьми

Алена из Грузии пережила смерть грудного ребенка. В браке с любимым мужем родила снова — сына и дочь.

Алмаз из Киргизии, выросший в бедной многодетной семье, начал работать в 14 лет, а в 18 открыл свою фирму. Рано женился, переехал в Новосибирск и стал трудиться на рынке, обеспечивая жену и двоих детей.

Альгис из Литвы получил высшее образование, выучил русский язык и к 28 годам создал семью с девушкой, которую знал 14 лет.

Москвич Антон женился в 21 год, у него трое детей, работает журналистом.

Брат и сестра Леня и Жанна из Екатеринбурга в детстве переехали с родителями в Израиль. Оба служили в армии этой страны. Жанна осталась в Израиле и вышла замуж, а Леня переехал в Аргентину.

Катя из Вильнюса в 14 лет экстерном окончила школу, изучала языки, мечтала о медицине. Но учебу в вузе пришлось бросить из-за проблем со здоровьем. К 28 годам она все же окончила университет, изучала английскую филологию, работала оператором кол-центра.

Марина из Ярославской области работает в храме (ее отец — священник).

Настя из Киргизии выучила в университете английский язык, но не работает — все время посвящает детям. Вместе со вторым мужем переехала в Краснодар. На родине их кафе сожгли, и семья решила попытать счастья на новом месте.

Павлика из Азербайджана ищут. Семья Паши эмигрировала, предполагается, что он переехал в Лоc-Анджелес.

Рожденные в СССР — отзыв

Перед нами документально кино, которое снимает 20 детей каждые 7 лет.Пока вышло 4 фильма где им 7,14,21 и 28 лет. Смотрится на одном дыхании. Просмотрев второй раз, решила написать отзыв. Даже если хоть один человек ,после моего отзыва, посмотрит кино, значит старалась не зря.

Итак, что мы имеем. 20 детей из разных семей, разных республик, с разными судьбами и материальным положением. Но всех их объединяет то , что они родились в СССР.

Им задают самые разнообразные вопросы, на некоторые из которых они толком не знают что ответить).Например о Ленине, революции,Боге,политике, деньгах и о своих мечтах.Съемки приходились как раз на время революций и распада СССР. Многих жизнь разбросала по городам, странам и даже континентам. Это очень захватывающее кино.

Немного о героях.

1.Первым конечно же Андрюша. Как и у многих это мой любимчик. На протяжении всех фильмов за него переживала. Мальчик из детдома, родители умерли. Как искренне он улыбается, особенно когда спросили есть у тебя хоть что то свое личное, он ответил:- да, ручка!.Какая то ручка вызывает в ребенке столько радости. А как на грустные вопросы в глазенках блестят слезы, но он не плачет. Вопросы про маму, семью и дерутся ли они в детдоме. Честно, прослезилась не раз.К 28 у него не очень хорошо сложилось, надеюсь к следующему выпуску передачи у него все наладится.

2.Алена.Родилась в Грузии.Если честно, ничем особенно не запомнилась. Даже сказать ничего не могу.

3.Алмаз.Родился в Киргизии.Хороший спокойный мальчик из бедной многодетной семьи.

4. Альгис .Родился в Литве.

5.Антон. Мальчик из обеспеченной московской семьи. Квартира с видом на Кремль, но тем не менее не избалованный. Очень грамотно рассуждает.

6. Ася. Вот эта девочка мне не понравилась. В свои семь лет очень высокомерна, может сказывается что отец от них ушел. По поведению кажется что она копирует стиль мамы. «революция, революция, кому она нужна.Лучше бы поесть дали, икры например.» Взгляд у нее и манеры ужасны для ребенка. Хочет выйти замуж за иностранца и уехать из страны. Посмотрим что будет дальше. 7 и 8 .Денис и Стас. Близнецы из Ленинграда. Мне они тоже не очень понравились. Какие то кривляки, сорванцы и баловни. 9. Дима. Милый мальчик, забавно отвечает на вопросы, как будто не знает что сказать. В 14 стал рэпером, в 21 уехал в другую страну, женился и все таки к 28 вернулся в Москву. 10 и 11. Двойняшки ( евреи) Жанна и Леня. На момент начала съемок ,из-за суматохи в стране , уехали в Израиль. Жизнь довольно разнообразная получилась у них. К 4 фильму оказались в разных странах. 12. Милая девочка Катя. В свои семь лет очень необычно рассуждала для ребенка. О ценностях, благодетели и вере. Живет как будто в своем выдуманном мире. Вообще , я удивилась какой она выросла,не ожидала, расстроилась. 13. Ладо. Мальчик из Грузии. Никакой нужды в детстве не испытывал. 14. Марина. Девочка из церковной семьи. Одна из 11 детей в семье. Отец священник. Мечтой для ребенка на данный момент является — ИГРАТЬ. Такая мелочь, но очень важно для ребенка, который все время помогает матери по дому и с детьми. 15. Красивая девочка Настя. В 7 лет считает себя богатой , ведь у нее есть и груши, и сливы , и картошка и морковь. Мечта чтобы все в огороде росло и курицы были красивыми , белыми. Ну разве не прелесть, а что еще ребенку надо для счастья. в 14 четко знает что она красива.)) 16.Рита. ничем не запомнилась. 17. Мальчик Саша.Милый парень, хорошо рассуждает. 18 и 19. Две подружки Таня и Ира. Маленькие модницы.Ира справа. 20. И наконец , Павлик. Его снимали в лагере беженцев, который располагался под стенами Кремля. К сожалению, вскоре после съемки первого фильма лагерь разогнали. Дальнейшая судьба неизвестна.

Вот такие разные дети, разные судьбы.К 28 годам они уже через многое прошли. В некоторых частях тот или иной персонаж по каким то причинам отсутствует. У кого то семья, у кого то трудности в жизни. Очень интересно наблюдать и сравнивать что они говорили в 7 лет, и сейчас, когда им 28.

С нетерпением жду следующего выпуска.Однозначно рекомендую. Ни капли потраченного времени мне не жалко, хотя смотрела 2 раза.

«Рождённые в СССР» — сериал, который я смотрю вот уже почти 30 лет

В 1989 году режиссер Сергей Мирошниченко начал съёмки документального фильма, для которого на территории СССР были найдены 20 семилетних ребят. Время было выбрано идеальное. Империя доживала последние дни, в воздухе витало ожидание перемен, да и народившаямя экономическая свобода позволила запустить проект с иностранным инвестированием.

Фото взято с сайта Википедия

«Рождённые в СССР» — аналог британского документального сериала. Концепция его такова: каждые семь лет на протяжении всей жизни съёмочная бригада встречается с героями фильма. Что произошло в их жизни за это время? Многочасовые рабочие материалы двадцати интервью после монтажа представляют собой интересную и довольно объективную картину изменений, произошедших не только в отдельной судьбе, но и во всей стране. И, конечно, сытой Британии и не снились перипетии, выпавшие на долю последнего советского поколения.

Кадр из «Рождённые в СССР. 7»

Самые разные дети вошли в фильм: девочка-вундеркинд из Литвы, русский мальчик из детдома, сынок грузинской партийной элиты, беженец из Азербайджана, близнецы, иммигрирующие в Израиль.

«Рождённые в СССР. Семилетие», 1990

Постер первого фильма с сайта Кинопоиск

Дети в этом возрасте очаровательны сами по себе. Нас знакомят с героями, вкратце описывая социальное положение и основные черты характера. Мастерство режиссера заключалось в том, чтобы из потока непосредственной детской мысли выделить то, что с первого фильма в общих чертах предсказало их судьбы.

Кадр из «Рождённые в СССР. 7»

Каждый из детей ответил на недетские в вопросы:

— Я не люблю эту страну, хоть убей… Тут все время кричат «Перестройка, перестройка!» А зачем перестройка? Есть бы дали хоть чего-нибудь. Икры хотя бы… Кадр из»Рождённые в СССР. 7″ — Если бы тебе дали много-много денег, что бы ты сделал? — Я бы не взял… Неохота быть богатым. Кадр из «Рождённые в СССР. 7»- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? — Пылесосом.

Несмотря на то, что фильм снимали в разгар гласности, сделано все очень деликатно и без идеологических перекосов. Первая часть самая светлая, я ее периодически пересматриваю, потому что дети в ней действительно очаровательны.

«Рождённые в СССР. Четырнадцатилетие», 1997

Постер второго фильма с сайта Кинопоиск

А вот подростки в массе своей — отвратительны. Уже случились известные события, многие ребята теперь живут в разных странах. На смену детской непосредственности пришли подслушанные у взрослых мысли, наложенные на оглушенность пубертатом.

Кадр из «Рождённые в СССР. 14»

Смотреть второй фильм тяжелее всего. Кто-то из героев уже «навсегда» связал свою жизнь с рэпом, другие — растеряны от первых столкновений со взрослой реальностью. Уже умирают родители, уже познакомились с войной и нищетой, уже попытались свести счёты с жизнью.

«Рождённые в СССР. 21 год», 2005

Постер третьего фильма с сайта Кинопоиск

В 2005 году почти у всех 21-летних уже есть супруги и, зачастую, дети. Это к слову о том, как поднялась возрастная планка вступления в брак и создания семьи. Те 21-летние уже взрослые. У них нет юношеского максимализма, грандиозных планов. Практически всех их уже настигла неотвратимость, которая читалась в 7 и 14 лет. Этот мальчик уже водитель, эта девочка уже ушла в монастырь, а у этой предсказанные психологические проблемы.

На этом фоне самой драматичной оказалась судьба улыбчивого мальчика из детдома. Благодаря проекту, его усыновила семья из США. Потом отказалась от него. Также при помощи создателей фильма нашли вторую семью. К третьему фильму герой абсолютно надломлен, хотя осталась ещё какая-то светлая грусть, напоминающая о том мальчике.

«Рождённые в СССР. 28 лет», 2012

Постер фильма с сайта Кинопоиск

Жизни героев «устаканились». Они живут в разных странах, у них разное образование, они по-разному зарабатывают. Что у них общего — как мне показалось, ни одного из них нельзя назвать счастливым. Но это можно ведь сказать про всех нас. Грубеют души, мечты не сбываются, учишься довольствоваться тем, что есть. Это очень грустная серия, но привыкнув к героям, смотришь на их жизнь, как на жизнь близкого знакомого, с которым встречаешься один раз в семь лет.

В 2019 году выходит серия про 35-летних героев. Я не стала рассказывать, что за люди участвуют в проекте, какие перипетии с ними случались. Предлагаю вам самим с ними познакомиться. Потому что среди тысяч фильмов и сериалов, которые мы смотрим, этот — самый полезный. Потому что не даёт косвенных ответов, а в очередной раз задаёт вопрос — а зачем мы живём?

Вопрос о самом любимом на свете фильме многих вводит в ступор. Многих, но только не меня. Уже много лет преклоняюсь перед документалкой чудесного Сережи Мирошниченко и его «Рожденных в СССР».

К слову, в этом году героям 35 лет. Не знаете о чем я? Тогда быстрей читайте!
В далеком уже теперь 1990 году в тогда еще Советском Союзе состоялась премьера странной авторской работы режиссера Сергея Мирошниченко. «Рожденные в СССР. Семилетние» — буквально работа всей его жизни. В год развала Союза Мирошниченко набрал семилетних детишек, живущих в разных уголках страны, чтобы задать им одни и те же фундаментальные вопросы о том, что такое любовь, война, деньги, дружба, власть и тд.
Спустя еще семь лет Мирошниченко вновь встретился с ребятами и опять задал им аналогичные вопросы, а зрителю оставалось лишь наблюдать за изменениями.
В 2012-м по России прошла премьера фильма «Рожденные в СССР. 28 лет», а в 2020-м поклонникам стоит ждать выпуска новой части «Рожденные в СССР. Тридцатипятилетние».
Многие, в том числе и я, ждут работу с большим трепетом. Помимо этого состоят в различных сообществах, посвященных серии фильмов, общаются с героями документалки и всячески благодарят режиссера за эту потрясающую, действительно сложную работу.
Идея, правда, не принадлежала самому Сергею.
В 1964 году в Британии состоялась премьера картины The Up series, в которой 14 семилетних детей живущих в разных социально-экономических условиях, рассказывали о себе. Каждые семь лет режиссер Майкл Аптед возвращается к ним, чтобы показать, как изменились его герои, и страна вокруг них. В июне вышел предпоследний выпуск проекта — сейчас героям 63 года.
Казалось бы, откуда такой интерес? Как говорил классик: в мире нет ничего интереснее жизни человека. И это правда.
Чужой опыт всегда манит, наверное, именно поэтому у нас такой спрос на мемуары, биографии и интервью. Всегда хочется проследить за становлением или падением той или иной личности, сопоставив ее жизнь со своей собственной.
В 1989 году Аптед решил запустить аналогичные советский и американский проекты. Режиссером советского цикла был выбран Сергей Мирошниченко, к началу съемок уже получивший премию «Ника» за фильм «А прошлое кажется сном…». По словам Мирошниченко, среди претендентов были также Александр Роднянский и Виталий Манский. «Это были топовые на тот момент молодые документалисты. Но выбрали меня. Судьба на самом деле»,— рассказывает Мирошниченко. Приступив к работе, он и сам до конца не понимал, как проект отразится на его жизни.
Мирошниченко говорил, что поначалу ему было просто интересно.

КАК ИСКАЛИ ДЕТЕЙ?
По словам режиссера, они реально наметили основные области на карте большой страны, затем отобрали 1000 малышей из Азии, Прибалтики, Кавказа и России, после постепенно уменьшали количество предполагаемых участников.




Один из моих любимых героев – простой мальчишка Саша из из деревни Диево-Городище рассказывал:
«Пришел большой дядя Сергей Мирошниченко, посмотрел на наш первый класс, выбрал двух самых красивых раздолбаев — меня и моего одноклассника Миху и говорит: «Скажу волшебное слово, и кто громче засмеется, того и возьмем». А сказал он слово «жопа», я заржал как конь, и вот результат».
Помимо Саши было еще 19 других детишек, на каждого из которых группа потратила невероятсное количество съемочных часов, чтобы после соединить их в едином, логичном фильме.
В 90-х о нем никто не знал. Показ тогда состоялся всего единожды в три часа ночи в зале замшелого московского кинотеатра.
Время было такое.
В Америке картина вызвала колоссальный отклик.
По словам Сергея Мирошниченко, в Granada Television его «ненавидели», потому что каждую неделю на его имя приходили десятки мешков с письмами: «Это был колоссальный всплеск позитивного интереса к нашей стране».
БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ
На данный момент Сергей Борется за права фильма на российской стороне, а заодно готовит себе приемника, который станет снимать картину после его смерти.
Претендента он все еще не нашел.
По документам съемки должны проходить до тех пор, пока героям не стукнет 70.
Есть в фильме одна грустная линия: мальчик по имени Андрюша – житель иркутского детского дома, который не оставил равнодушным ни одного зрителя.
Там все достаточно грустно, спойлерить не буду, но скажу, что сам Мирошниченко настолько проникся этой историей, что хотел усыновить Андрея, но по закону для этого он должен был бы переехать их Москвы в Иркутск, чего сделать он, конечно, не мог.
Сейчас режиссер уверен, что если бы все-таки сделал это, то жизнь у Андрей сложилась бы иначе.
На данный момент о его судьбе ничего неизвестно. Он совершенно не выходит на связь и не сидит в соцсетях.
Увидим ли мы его в следующей серии? Остается только надеяться.
«Каждый человек долго решает, остаться или приостановить участие. Они живые люди, в промежутках я их не трогаю, и журналистам не даю их адреса», — отмечает режиссер.
Россия, по мнению Мирошниченко, снова, как и в момент съемок первого фильма, стоит на пороге перемен: «Эта эпоха следующие семь лет будет завершаться. Важно, как это произойдет — естественно и безболезненно для огромной страны или нет. И потом, не надо забывать, что в 35 ты уже имеешь право быть президентом»,— смеется он, намекая на своих героев.
В общем, ждем