Сам погибай а товарища
Содержание
Литературное чтение «Сам пропадай, а друга выручай»
Урок по литературному чтению.
Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»
Цели урока: познакомить детей с новым произведением, с его автором на основе данного произведения воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению, а также, учить детей любить ближних и быть настоящими друзьями.
Ход урока.
I.Организационный момент. (Звучит музыка.)
— К любой работе нужно приступать с хорошим настроением.
Разминка про ДРУЖБУ (СЛАЙД)
Дружит с солнцем ветерок
А роса – с травою
Дружит с бабочкой цветок
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям.
Никогда не надо!
— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
— Давайте пожелаем друг другу и гостям успехов
Советы учителям.
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия
- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.
- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
- Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
Дети делятся на 3 группы.
Проверка домашнего задания:
1 группа: рассказать о писателе Алане Александре Милне: (СЛАЙД) Английский писатель, Алан Александр Милн провел свое детство в Лондоне, где его отец работал в школе. Английский драматург, поэт, сказочник, автор классических книг английской детской литературы: «Когда мы были маленькими», «Сейчас нам шесть», «Винни-Пух» (1926) и «Дом на Пуховой опушке» (1928; русский пересказ Б. Заходера под названием «Винни-Пух и
все-все-все», 1960).
Милн рос в семье, где детей поощряли к творчеству, с юных лет сочинял забавные стихи, проявлял способности к точным наукам и поступил в Тринити-колледж в Кембридже на математическое отделение.
В студенческие годы он осуществил свою давнюю мечту, став редактором журнала «Granta», для которого сочинял стихи и рассказы. В итоге Милн совсем забросил учебу и переехал в Лондон, где стал работать в журнале «Punch».
В 1913 он женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна (который, как утверждают, был психологическим прототипом Иа), и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес. Когда сыну исполнилось три года, Милн начал писать про него и для него стихи.
2 группа: чтение отрывка по ролям
3 группа: пересказ отрывка
II. Постановка целей урока.
А. -Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Какой должна быть дружба?”
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
/У.Шекспир/
Б. Составление в группах постера на тему «ДРУЖБА»
В. Вводная беседа учителя о дружбе. Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
III. Работа по теме урока.
— Как вы понимаете смысл пословицу: «Сам погибай, а товарища выручай»
(Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию)
-Можно ли жить без друзей?
(Без друзей на свете трудно жить)
— Кто такие друзья?
(Друзья – это те, кому мы доверяем, уверены, что он никогда не подведет, не предаст, не обманет, поддержит в трудную минуту, посочувствует)
Предсказания со слов. Используя данные слова, составьте предложения .
Отец, мама, друг, Ашен
Чтение составленных детьми предложений.
Знакомство с произведением. Презентация о Марате Кабанбаеве.
Родился в селе Улы Каратал Зайсанского района Восточно- Казахстанской области. В 1975 году окончил факультет журналистики Казахского Государственного университета им. С.М.Кирова. Работал в редакциях газет, журнала «Жулдыз» редактором. Лауреат Международной премии Г.Х.Андерсена.
Чтение текста в группе. Обсуждение прочитанного. Дети читают текст по частям и обсуждают каждую часть.
— Какой вопрос интересовал Ашена?
Найдите и прочитайте ответ отца. Как вы понимаете его слова?
— Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?
— Кто из героев рассказа тебе понравился больше? Объясни свой выбор.
— Кого бы вы назвали настоящим другом?
-Как реагировал Анеш на горе Жакипа?
-Правильно ли поступил Анеш, когда подрался с обидчиком друга?
-Кого можно ещё считать своим другом? (СОБАКУ)
IV. Физкультминутка. БИНГО (дети поют на английском языке)
V.Сочинение на тему: «Рассказ о моем друге»,
«Мой лучший друг»,
«Настоящая дружба»,
«Что значит настоящий друг»
VI. Рассказ наизусть стихотворения
«Надёжный друг» С. Михалкова:
Не только в радости, но и в печали
Мы верных нам друзей повсюду узнавали,
Нас школьная семья недаром подружила:
Мы школьные друзья, и в этом наша сила.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Друзья. (Е.В.Дмитриева)
Я хочу, чтоб у меня
Были верные друзья,
Чтоб на помощь приходили,
Если вдруг стряслась беда,
В трудный час не подводили,
Помогали бы всегда.
И смогу я, без сомненья,
Сохранить друзей своих,
Потому что сам сумею
Верным другом быть для них.
ВИДЕО РОЛИК
-Спасибо за полезные советы. Надеюсь, что теперь вы будете ценить дружбу и оберегать своих друзей! Жить без друзей очень сложно. В сложных ситуациях друг окажет помощь, поддержку. С друзьями приятно поделиться радостью. Они искренне порадуются твоим успехам! Часто говорят, что друг познается не только в горе, но и в радостных моментах жизни другого человека.
VII. Итог: о каких же качествах личности мы говорили?
Задание «Собери пословицу». Каждой группе даётся пословица её надо собрать, объяснить смысл.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
VIII. Написание синквейна ДРУГ
Хороший, честный
Слушает, помогает, выручает
Старый друг — лучше новых двух.
Настоящий друг, какой он?
Вам предлагается — Обсудить и выбрать слова, которые характеризуют настоящего друга, и поместить их на лепестках цветка нашей дружбы, а те качества, которые мешают быть нам друзьями выбросить в корзину.
Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
Помогать друг другу, не бросать в беде.
IX. Итог урока.
— Мы много читали произведений о дружбе.
Какие же выводы вы сделали для себя?
Давайте это проверим. Есть ли у вас настоящие друзья?
А вы можете назвать себя хорошим другом?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание:
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
3. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
X. Волшебный стул. Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:
Кто сегодня всех счастливей?
Кто сегодня всех мудрей?
Поскорее появись! На волшебный стул садись!
Ученик садится. — Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно волшебными глазами посмотреть на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).
XI. » Зажги костер дружбы».
Учитель предлагает детям подумать, что каждому из них важно в дружбе. Для выполнения данного упражнения рекомендуется использовать прием «Незаконченное предложение». Например, «Для меня в дружбе важно, когда… (не обманывают, заботятся о других, доверие, радость, щедрость, умение видеть хорошее, умение прощать, чуткое отношение, справедливость, искренность и т. д)»
Ученик завершает фразу и прикрепляет «язычок пламени» на доску. В результате «разгорается» символический костер дружбы.
Обобщая, учитель говорит, что дружба необходима каждому человеку. Она помогает, согревает, поддерживает в трудную минуту. Поэтому учиться дружить важно и необходимо.
Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай» Девиз урока: «Посеешь поступок- пожнешь привычку»
Урок по литературному чтению.
Тема: Марат Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»
Девиз урока: «Посеешь поступок- пожнешь привычку»
Цели урока: познакомить детей с новым произведением, с его автором., на основе данного произведения воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас ; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению, а также, учить детей любить ближних и быть настоящими друзьями.
К концу урока дети смогут проанализировать произведение, научатся составлять словестный портрет главных героев, а также составлять постер на тему «Дружба».
Ход урока.
-
Организационный момент.(Звучит музыка.)
— К любой работе нужно приступать с хорошим настроением. Давайте пожелаем друг другу и гостям успехов. Провести «БОДРЯЧОК».
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Дети делятся на домашние группы.
II. Постановка целей урока.
А -Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Какой должна быть дружба ?”
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
/У.Шекспир/
Б. Составление в группах постера на тему «ДРУЖБА»
В. Вводная беседа учителя о дружбе. Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.
III Работа по теме урока.
-
Предсказания со слов. Используя данные слова, составьте предложения .
Отец, мама, друг, Ашен
Чтение составленных детьми предложений.
-
Знакомство с произведением. Презентация о Марате Кабанбаеве.
-
Направленное чтение. Весь текст делится на смысловые части и задаёт вопрос на понимание по каждому отрывку, которые могут быть заданы до или после чтения каждого отрывка.
-
Чтение текста в группе. Обсуждение прочитанного. Дети читают текст по частям и обсуждают каждую часть.
— Какой вопрос интересовал Ашена?
Найдите и прочитайте ответ отца. Как вы понимаете его слова?
— Можно ли назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?
— Кто из героев рассказа тебе понравился больше? Объясни свой выбор.
— Кого бы вы назвали настоящим другом?
-Как реагировал Анеш на горе Жакипа?
-Правильно ли поступил Анеш, когда подрался с обидчиком друга?
VI Физкультминутка. Клип «Дружба»
V Итог: о каких же качествах личности мы говорили? Задание «Собери пословицу». Каждой группе даётся пословица её надо собрать, объяснить смысл.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
VI. Написание синквейна ДРУГ
Хороший, честный
Слушает, помогает, выручает
Старый друг- лучше новых двух.
Помощник
VII Разбор ситуаций. -Мы много читали произведений о дружбе. Какие же выводы вы сделали для себя? Давайте это проверим . Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшое задание:
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
VIII. Волшебный стул. Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:
Кто сегодня всех счастливей?
Кто сегодня всех мудрей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!
Ученик садится. — Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно волшебными глазами посмотреть на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).
Тебе было приятно услышать столько хороших слов о себе?
Каждому человеку приятно, но не каждый может говорить также хорошо о других. Помните из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как сам будешь относиться к людям, так и к тебе будут относиться.
IX. Рефлексия: » Зажги костер дружбы».
Учитель предлагает детям подумать, что каждому из них важно в дружбе. Для выполнения данного упражнения рекомендуется использовать прием «Незаконченное предложение». Например, «Для меня в дружбе важно, когда… (не обманывают, заботятся о других, доверие, радость, щедрость, умение видеть хорошее, умение прощать, чуткое отношение, справедливость, искренность и т. д)»
Ученик завершает фразу и прикрепляет «язычок пламени» на доску. В результате «разгорается» символический костер дружбы.
Обобщая, учитель говорит, что дружба необходима каждому человеку. Она помогает, согревает, поддерживает в трудную минуту. Поэтому учиться дружить важно и необходимо.
Богат не ток, кто много приобрёл,
А тот, кто много дал.
X. Домашнее задание. Написать сочинение о своём друге.
Невыносимая жара
Лето в разгаре. Ночь в наших краях длится всего часа два, с двух до четырех.
Даже не два, меньше, уже в четвертом часу небольшой просвет и свежо.
Миг, не больше.
Дальше солнышко начинает вставать и опять…..невыносимая жара.
Такие тяжкие жаркие дни тянулись бесконечно.
Время три часа дня.
Вдруг, внезапно появляется инспектор, с проверкой.
Срочно! Почему такая срочность? Все впереди.
-Давай, Василь Палыч, приезжай завтра, с утра и проверишь все, что захочешь.
-Нет.
Это короткое слово ничего хорошего не сулило. Пришлось садиться в машину и ехать на объект, дабы этот объект находился не так далеко от основной базы.
И вот мы уже на стремени. Одного поставили у металлических дверей, а сам с инспектором внутри » тэпушки». Это была проверка на трансформаторной подстанции.
Кто знает, кто не знает, вход в нее очень ограничен, даже электрик с третьим разрядом без энергетика не имеет право зайти.
Идти приходится по узкой тропочке фундамента.
Инспектор открыл дверь сборки и внимательно начал » вынюхивать».
Эта мысль одновременно пронеслась в голове у каждого.
Вдруг взгляд его зацепился на чем то и он, полез рукой к проводам , приговаривая протяжно:
-А это что такое?
Ответа на его вопрос не пришлось услышать. Молниеносно, перед глазами пролетела вспышка. Казалось, минут десять все изрыгало из ящика. Глаза, шея, голова были в ранах . Боли , конечно не ощущалось. Был страх. Как выйти из этой металлической коробки.
Инспектор лежал в двух метрах от этого ящика на земле
без движения, неестественно вытянувшись. Молниеносно пронеслась мысль, как выйти самому , не задев ничего металлического, а что инспектор жив или нет в голове не было.
Тот, кто у дверей стоял — исчез.
Пламя утихло, и вдруг… лежачий инспектор осторожно встает.
-Какого хрена ты, руками лезешь? Элементарные вещи даже простой электрик знает, -неслось ему в уши.
А он встал, как ни в чем не бывало, и опять к черному ящику двигается.
Руки, глаза у него конечно пострадали. Но смерть не была рядом, почему?
Да потому, что у него в этот день были именины и он «угостился», а начальство видя, что он толком не работает, отправило его на очередную проверку.
Пришлось второй раз родиться в один и тот же день.
Была невыносимая жара……
(1) Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. (2)Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и система подъема повреждены, связь на глубине не работала. (3)Люди приготовились к медленной смерти. (4)Но был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. (5)Может быть, птицы помогут связаться с базой? (6)Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать.
(7)Помощь пришла на вторые сутки. (8)Спасительницей оказалась голубка. (9)В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. (10)За этот подвиг голубка награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. (11)Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки.
(12)Животным люди воздвигли множество памятников. (13)При этом в счёт не идут многочисленные скульптуры лосей, оленей, медведей, тигров и львов, сооруженных возле дорог и домов украшения ради. (14)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.
(15)Есть в Америке памятник воробью, уничтожителю гусениц.
(16)В немецком городке Мюнстер стоит памятник петуху, воздвигнутый в честь эпизода средневековой давности. (17)Четыреста лет назад осажденный, умиравший от голода город на крепостную стену выпустил петуха. (18)Петух был единственный в крепости. (19)Но неприятель решил, что в городе много припасов, и снял осаду.
(20)Многочисленные памятники животным и истории, с ними связанные, показывают, как тесны отношения человека с окружающим его миром природы.
Сам погибай а товарища выручай
Автор выражения, ставшей народной поговоркой – непобедимый российский полководец Александр Васильевич Суворов. Полностью цитата Суворова звучит так: «Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!». Суворов был человеком прямолинейным и военным, потому его выражение можно трактовать дословно, то есть несмотря на риск для жизни, нужно сделать все чтобы помочь товарищу по оружию. Это то что делает воинские подразделения единым механизмом, где каждый солдат может положиться друг на друга. в качестве народной поговорки значение выражения приобрело более мягкую трактовку. Как бы не было тебе сложно, но товарищу, который в беде, нужно помочь. в данном случае речь о жизни и смерти не идет, поговорка может применена к любой трудной ситуации. Помощь другу, коллеге, однокласснику, однокурснику и т.д… говори о том, что то общество, где друг другу оказывают помощь, здоровое.
Действительно, в хорошо сформировавшихся коллективах со здоровой атмосферой люди помогают другу другу. Кто-то недоверчиво может сказать, что таких коллективов не бывает, и для примера мы можем привести альпинистские команды, в которых взаимовыручка прежде всего.
Конечно, в здоровых группах не принято злоупотреблять тем что другие приходят на помощь, несмотря на то что кому-то тоже тяжело. Точно также как однажды помогли кому-то, он или она потом окажут точно такую же помощь, несмотря на свои затруднения.
Кстати, безвозмездная помощь кому-либо может создать отличную репутацию, но в то же время может сложиться и такая ситуация (в нездоровых коллективах с неблагодарным народом) что помогающему попросту сядут на шею.
Добавить комментарий