Самостояние человека

«Два чувства дивно близки нам»: анализ стихотворения

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в Болдине в 1830 году. Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Пушкин сам интересовался своей родословной. В его бумагах обнаружены наброски будущих произведений. Возможно, собственный интерес «к отеческим гробам» и вдохновил Пушкина на создание этого небольшого стихотворения.

«Самостоянье человека, залог величия его»

Посмотрел с опозданием на два года фильм «Катынь» Анджея Вайды — причём дважды за минувшие выходные.
Больше всего меня удивило то, что вроде как никто даже из числа поклонников картины не отметил её главный и принципиальный для всего творчества ведущего польского режиссёра мотив, заявленный ещё в стихотворной цитате из Циприана Норвида в «Пепле и алмазе»: «обретёшь ли свободу в горении иль себя ты утратишь навеки?».
А ещё я вспоминал во время просмотра о гениальном пушкинском стихотворении, которое в посмертной редакции звучит так:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердцу пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Потому что «Катынь», как ни парадоксально это покажется кому-то, в меньшей степени рассказывает о том, что случилось в Катыньском лесу. Гораздо точнее было название повести Анджея Мулярчика, лёгшей в основу картины Вайды — «Post mortem», что можно переводить с латыни по-разному: и «Посмертно», и «Посмертный список», и «После смерти». И произведение 81-летнего классика кино, который вполне мог предполагать, что «Катынь» окажется личным завещанием (впрочем, после этого он сделал «Аир» с неподдельно трагическим и непостижимо стоическим монологом актрисы Кристины Янды о том, как умирал её муж, оператор Эдвард Клосиньский), собственным покаянием перед памятью об отце и других убиенных польских офицерах, именовалось во время съёмок следующим образом: «Post mortem, Катыньская повесть». В этом названии содержался эпический зачин повествования о том, что трагедия Катыни не закончилась почти 70 лет назад.
«Сколько это будет длиться?» — спрашивает сама себя бывшая участница подпольной борьбы Агнешка, словно продолжая мучительный и неприятный разговор со своей сестрой Ирэной, которая не только стала сотрудничать с новыми властями, но даже не сомневается в том, что свободной Польши уже не будет никогда. Драматический пафос фразы чуть остраняется бытовой репликой одного из могильщиков на кладбище, где Агнешка собирается установить плиту в честь погибшего в Катыни брата: «Да минут двадцать на всё потребуется».
Увы, политические страсти, которые продолжают разгораться и по поводу того, что именно и когда точно произошло на Смоленщине, и относительно фильма Анджея Вайды, подвергаемого подчас оскорбительным нападкам слева и справа, прискорбно подтверждают, что пепел прошлого ещё не угас, а из-под него вовсе не блеснул алмаз, чтобы свидетельствовать о победе человеческого духа.
Однако «Катынь» на редкость выдержанно и тактично, с незаёмным чувством собственного достоинства, с воспринятыми от рождения и развитыми при чутком воспитании представлениями о чести, совести и вере, искренне и без какой-либо пропагандистской назойливости убеждает, что для человека важнее всего на свете остаться до конца преданным самому себе, своим родным, друзьям и сослуживцам, собственной родине, а не тому режиму, который устанавливается в стране, заставляя кого-то отказываться от отца или брата, врать и лебезить перед властями, делать успешную карьеру, вступая в партию — и всё в расчёте на то, что не будет ни человеческого суда, ни Божьего, если третий рейх и коммунизм обречены на вечное существование.
Подлинная опасность ленты Вайды, которой испугались в нынешней России многие перестраховщики, заключается как раз в человеческом измерении политической трагедии, не заканчивающейся выяснением всех обстоятельств случившегося в Катыньском лесу. Если сердце не «обретает пищу», когда узнаёшь о долголетних непомерных страданиях тех, кто был родственником убитых или лишь косвенно посвящённым в давние события «далеко от Польши», если не охватывает душу смятение, что до сих пор у нас отвергается большинством людей возможность личного покаяния, не говоря уже об общественном признании вины за преступления сталинской диктатуры против человечности, то можно ли вообще говорить про «самостоянье человека»?!
Мы ж привыкли поклоняться лживым кумирам, фальшивым идеалам, а главное — любить не отеческие гробы, а могилы вождей и их прихлебателей на Красной площади. И потому пребываем в тоске по прежнему величию, которое тоже было дутым, поскольку имело своей основой кровь и насилие. Так люди ли мы, человеки ли?

— Давай я положу тебя в клинику неврозов?
— Ты мне лучше приличного мужа найди.
— Ты думаешь, это тебе поможет?
— А как же? Все нервные заболевания — от неустроенности в личной жизни.

Юлия Шилова. Ищу приличного мужа, или Внимание, кастинг!

Чувство неустроенности как качество личности – чувство, периодически проявляющееся в осознании своей плохой устроенности, необеспеченности всем необходимым, не налаженности своей жизни, в том числе личной.

Приходит к отцу юная дочь и говорит: — Отец, я устала, у меня такая тяжелая, неустроенная жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать? Как избавиться от чувства неустроенности? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюльки с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо, а затем налил в чашку кофе из третьей кастрюли. — Что изменилось? – спросил он свою дочь. — Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, — ответила она. — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывала в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут. — А кофе? – спросила дочь. — О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее – превратил в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются под действием обстоятельств, — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из самой сложной ситуации.

Чувство внутренней неустроенности возникает вместе с появлением жалости к себе, осознанием своей несчастности и ощущением пустоты. Человек отказывается верить, что неустроенность обычно временна, что жизнь состоит из перемен, что из жизни постоянно что-то изымается, а что-то привносится. Он не хочет себе признаться, что чувство неустроенности – это всего лишь неправильная реакция на объекты и ситуации внешнего мира.

Жизнь периодически предлагает нам пройти какие-то уроки, а мы, вместо того, чтобы усваивать уроки, добровольно укладываемся в прокрустово ложе неустроенности, начинаем жаловаться и оправдывать свой невезение в личной жизни. Беспокойный, вожделенный ум хочет всё и сразу, причём здесь и сейчас. Он не хочет слушать голос разума, который настойчиво повторяет: — Не нужно переживать о своей неустроенности. Всё, что тебе положено по судьбе, обязательно придет. Только надо личностно расти, совершенствоваться, не сходить с линии своей жизни, не творить глупости.

Желания обязательно сбываются, если человек их достоин. Если накоплен определенный запас благочестия, то есть, если на «личном счёте» лежат приличные накопления в форме добрых поступков, значит, есть основания притязать на какие-то материальные и духовные блага. Чем больше делаешь добра людям, тем больше тебе по жизни «везёт». Везёт тому, кто везёт. То есть, везёт тому, кто творит вокруг себя добро.

К примеру, девушка хочет выйти замуж. Нужно забыть о своём намерении выйти замуж и переключить всё внимание на намерение мужчины. Нужно спросить себя: — Чтобы серьезный мужчина пошел в Загс, что я ему могу предложить? Не что я могу у него взять, а что смогу дать. Обычно девушка пытается решить эту проблему внешними средствами: одежда, прическа, косметика, всевозможные «уловки и прыжки» флирта. Психологи говорят о том, что в основном девушки с модельной внешностью являются самыми несчастливыми в плане своей супружеской жизни. Разумеется, со значительным исключением, но они лидируют сейчас в мире в плане своей неустроенности в личной жизни.

Когда женщина выставляет напоказ свои внешние составляющие, внутренний мир остается в положении Золушки, его никто не видит. Не удивительно, что таким девушкам попадаются поверхностные, легкомысленные и безответственные мужчины. Они клюют на ножки, попку, талию. У самих умишко хиленький, и женщин они ищут себе под стать. Ответственный, разумный, серьезный мужчина поведется не только на внешнюю привлекательность женщины, но обязательно приглядится к ее качествам личности.

Благоразумная девушка для того чтобы выйти замуж постарается развить в себе лучшие женские качества личности. Их достаточно много. К примеру, заботливость, покладистость, нежность, мягкость, гибкость, верность, умение прощать, сострадание, чуткость, способность воодушевлять мужчину. Одних книжек и советов недостаточно, чтобы стать магнитом для мужчин. Нужно найти живой пример – женщин, которые сумели создать счастливую семью, и учиться на этом примере, как нужно строить отношения с мужчиной.

Обычно, чем более женщины неустроенны в личной жизни, тем больше они хотят погрузиться в работу. Природа женщины – семья. В семье она может найти истинное счастье. Внешняя деятельность – удел мужчин. Каких бы успехов женщина не добивалась на внешнем поприще, она будет испытывать чувство неустроенности, если рядом нет любимого человека и детей.

К примеру, женщина имеет свою фирму. У нее прекрасный дом, шикарная машина, любовники, полная финансовая независимость. Казалось бы, нет места для чувства неустроенности. Но оно есть. Женщина живет чужой жизнью, не реализует свою природу. Но нельзя быть счастливой, живя чужую жизнь. Человек счастлив, если он реализует свою природу, своё жизненное предназначение. Проходит время, и бизнесвумен чувствует разочарование, впадает в уныние и депрессию. В душе надолго прописывается чувство неустроенности.

Чувство неустроенности может возникать на фоне бытовых проблем: отсутствие благоустроенного жилья, хорошей работы, невозможность в полной мере удовлетворять свои материальные потребности. Необходимо отметить, что чувство неустроенности однобоко. В этом обстоятельстве заключена его ловушка. Семейная пара все свои недомолвки и размолвки привязывает к какому-то одному моменту неустроенности, например, к тому, что нет отдельного жилья, или к тому, что нет ребенка. Проходит какое-то время, появляется ребенок и квартира, а ссоры продолжаются. Бытовая неустроенность исчезла, а над семьёй продолжают сгущаться свинцовые тучи.

Некоторые пары пытаются своё чувство неустроенности нивелировать за счёт ребенка. Вот родится ребенок и всё наладится. С мужем не получается, и женщина пытается направить свою любовь на ребенка и стремится получить ее назад от ребенка.

Чувство неустроенности по свое природе глубоко эгоистично. Человек всё время думает о своих проблемах, полностью зацикливается на них. Внутренняя неустроенность удивительным образом растворяется, когда мы начинаем думать о проблемах других, когда начинаем бескорыстно заботиться об окружающих.

>Неустроенность личной жизни

причины уходят в детство

Отчего возникает неустроенность в личной жизни? Первое что приходит на ум – от недостатка любви в детском возрасте. Психологи могут найти и дать определение всем понятиям, в том числе и любви. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта своей любви (Эрих Фромм). Кроме того существует материнская и отцовская любовь, любовь к Родине, Богу и т.д. Любовь возникает спонтанно, не терпит лжи, манипуляций, критики и унижений. Это крайняя степень свободы. Встретить такую любовь можно крайне редко ибо в сознании наших людей крепко засела мысль «Раз тебя я полюбила, сделай так, как я хочу».

Причины неудач в личной жизни

Для начала давайте выявим основные виды любви с точки зрения психотерапевтической науки:

  1. Безусловная любовь – полное принятие другого человека, со своими особенностями и «тараканами».
  2. Условная любовь – любовь, которую нужно заслужить.

Проблемы условной любви уходят корнями в глубокое детство, когда ребенку твердили, что его любят за то, что он… (хорошо покушал, был послушным и т.д.). Ребенок твердо усваивает мысль, что просто так его никто любить не будет. Это чревато в последующем низким уровнем самооценки, застенчивостью и робостью, и как следствие – неустроенностью в личной жизни. Родительская любовь – основной инструмент, при помощи которого у ребенка формируется характер и самооценка. Родителям проще управлять ребенком, манипулировать. Со временем эти навыки переносятся во взрослую жизнь и в итоге вызывают неустроенность в личной жизни. Ведь человек, по сути, не является собой, а все время изображает из себя кого-то. Рано или поздно этому настанет конец и наступит разрыв отношений. И так по кругу.

Меняем стереотипы

  • самое сложное на этапе взросления – это изменить свое отношение к привычным для нас стереотипам, навязанным в детстве;
  • заняться своим развитием или построить карьеру – успешные люди редко остаются неустроенными;
  • заняться спортом и привести свою фигуру в порядок, так у вас больше шансов устроить личную жизнь.

Вы станете самодостаточными, но уже совсем в другом качестве. Вы будете общаться не для того чтобы взять, а для того чтобы отдать. Если ты все время занят интересным делом, ты излучаешь уверенность и позитив, становишься притягательным для всех, в том числе и для противоположного пола.

психолог-казакова.рф

Самостоянье человека – в доверии Богу

Все чаще приходится слышать, что человеческая жизнь становится сложнее, а мир — беспокойнее. Увеличивается количество природных катаклизмов и общественных потрясений — экономических кризисов, политических переворотов и так далее. СМИ дружно пишут о примерах грядущего Апокалипсиса. Низкий уровень жизни, неустроенность большей части жителей России вызывают массовое уныние и агрессию, которая уже признается одной из общественных проблем. Кроме подобного рода внешних воздействий существуют и внутренние проблемы — те скорби, которые неизбежны в земной жизни каждого человека. Однако мы видим, что в одной и той же жизненной ситуации разные люди ведут себя совершенно по-разному. Многое в отношении к миру, к происходящим событиям зависит от самого человека — от того его качества, которое Пушкин в одном из своих стихотворений назвал самостояньем («Самостоянье человека — залог величия его»). Что это за качество и как научиться преодолевать трудности, с которыми мы сталкиваемся в современном мире? С этими вопросами мы обратились к Епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину.

— Слово «самостоянье» — авторское, его, как правило, нет в словарях. А есть ли какое-то христианское понятие, которое ему близко?

— Прежде всего, скажу — я не совсем согласен с тем, что у нас есть повод говорить об особом усложнении жизни сегодня и каком-то чрезмерном количестве природных катаклизмов. В человеческой истории бывали времена и пострашнее. Просто сегодня есть средства массовой информации, которые доносят до нас всё, что произошло в любой точке мира, в режиме онлайн, и это, наверное, основной источник тревог и страхов современного человека. А что касается отношения к миру, к происходящим событиям, к себе самому — оно действительно во многом зависит от человека, от того, на чем основано его самостоянье, если говорить языком Пушкина. Это качество можно назвать фундаментом, стержнем, жизненной основой. Есть множество и других терминов, отражающих наличие или, наоборот, отсутствие такой основы в человеке. Потому что если жизненная основа есть и она верная — а для нас верной основой является христианство, жизнь с Богом,— тогда соответствующим образом выстраивается отношение человека ко всему, что происходит в мире. Верующий человек понимает, что над всем и над всеми есть Бог, Который промышляет о мире, о каждом человеке, о нем самом: и волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 18),— говорится в Евангелии. А вслед за этими словами сразу же идут такие: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). И в этом терпении заключены, наверное, и самостоянье, и фундамент, и стержень, и все самые добрые качества человеческой природы, которые помогают человеку не просто жить, но и в любых обстоятельствах оставаться человеком.

— Одно дело — знать это все в теории, а другое — применять на практике, особенно в те моменты, когда трудно. Это проблема для современного человека.

— Проблема современного человека — даже не в том, что он не привык терпеть, а в том, что он привык наслаждаться или, по крайней мере, стремиться к наслаждению как к единственно приемлемой форме существования. Он воспитан в системе ценностей, среди которых самая главная — жить без проблем, избегать любых потерь и утрат. На первое место наш современник ставит комфорт, причем не только бытовой, но и душевный, поэтому всё, что угрожает этому комфорту, кажется ему во много раз опаснее, чем человеку, воспитанному в традиционной системе ценностей.

Есть такое понятие — душевный мир. Мир в душе, наверное, ценит каждый человек, но насколько по-разному люди порой понимают, что это такое… Для человека верующего, внимательного к себе душевный мир — это следствие неукоряющей совести. А для человека, стремящегося в первую очередь к комфорту, мир в душе — это состояние, когда его никто не трогает и от него ничего не требуют; это сознание того, что он никому ничего не должен. То есть и у того, и у другого бывает мир в душе, казалось бы, одинаковое состояние — но оно разное. Почему я это говорю? Потому что человек, для которого ненарушимый комфорт является главным критерием его жизни, может быть очень милым, пока его не трогают, или успешным, пока он делает то, что хочет. Но малейший «сбой программы» — и ему становится очень трудно, и сам он делается зачастую совершенно невыносимым.

Чем больше человек стремится к покою, тем меньше он его имеет. Хорошее выражение есть у преподобного Пимена Великого: «Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами». Эти слова очень точно отражают состояние современного человека, который все больше стремится к этому состоянию комфорта или покоя и все меньше и меньше имеет возможности им наслаждаться. Что этому препятствует, прежде всего? Разного рода катаклизмы, и внешние, и, главным образом, внутренние — обрушения, которые время от времени случаются в самом человеке. Трудно пережить какие-то внешние экстремальные ситуации, но на самом деле человеку гораздо труднее терпеть самого себя. И этот навык в современном человеке практически утрачен.

— Терпеть самого себя — что это значит?

— Это значит — несмотря на свои недостатки, на свои потери, какие-то жизненные провалы, все-таки собираться с силами, вставать и идти дальше, делать выводы из своих ошибок, исправлять что-то в самом себе, трезво оценивая свое состояние. Ведь человеку чаще всего кажется, что виноваты его родители, его жена (муж), сотрудники по работе, просто окружающие его люди, существующая власть, наконец. Он не хочет, боится даже заглядывать внутрь самого себя. Крайний случай, когда человек не может вынести самого себя,— суицид.

У Юлии Вознесенской в одной из ее книг есть примечательное место. Мать главной героини, женщина лет сорока, привыкшая жить очень комфортно, со всеми удобствами, приняла решение об эвтаназии, потому что она «невыносимо страдала, целую неделю мучаясь от насморка». Эта ситуационная модель, пока еще, к счастью, фантастическая, не настолько абсурдна, как кажется. На самом деле она является логическим завершением стремления современного человека к комфорту и успеху во что бы то ни стало. Ведь и сейчас одни наши современники принимают какие-то крайние решения в случаях, которые другим не кажутся такими уж катастрофичными. Бывает, например, что человека уволили с работы и он воспринимает это как полнейший жизненный крах, считает, что жить после этого просто невозможно и незачем.

— Что имеется в виду, когда говорят, что человек «сломался»? Приходилось Вам встречаться с такими случаями?

— Я думаю, что каждый человек подобные моменты в себе переживал или приближался к ним — когда казалось, что всё, не могу больше, дальше некуда. Это чувство зачастую наваливается на человека совершенно необъяснимо. Бывают ситуации, когда человек срывается от какой-то мелочи, хотя раньше выдерживал более серьезные испытания. Каждый раз при этом выстаивал или, упав, поднимался — а тут вдруг сдался. Все это сложно, зависит от комплекса причин, и не в последнюю очередь от состояния здоровья человека или количества стрессов, им перенесенных.

И вот здесь очень важен навык всей предыдущей жизни. Если он помогает человеку мобилизовать себя и отодвинуться, хотя бы ползком, от этой пропасти — благо этому человеку. Если нет — тогда бывает, что человек действительно ломается. Опять же самый крайний случай — это самоубийство, хотя бывают и другие проявления: человек совершенно теряет интерес к жизни, опускается, спивается и так далее. Иногда говорят: «Жизнь пошла под откос…».

Есть такое понятие — человеческое достоинство. С христианской точки зрения, достоинство — это добродетель, взятая в самом общем, широком смысле. Чтобы сохранить свое достоинство, чтобы его в себе взращивать, человеку нужно употреблять усилия. Достижение любой добродетели, вообще любое движение вперед требует от человека усилий, напряжения воли и постоянной собранности. И иногда так бывает, что человек просто устает.

— А можно ли сломать народ?

— Да, конечно. И в истории примеров тому много. Думаю, что и наш народ в большинстве своем если не сломан, то надломлен.

— Мне приходилось слышать такое мнение: когда читаешь книги, подобные «Архипелагу ГУЛаг», понимаешь, почему с нашим народом происходит то, что мы видим сегодня.

— Да, это действительно так. Но судьба нашего народа — это тема для большого отдельного разговора. Была просто физически уничтожена самая здоровая, творческая, самая свободная его часть — лучшие представители крестьянства, купечества, интеллигенции, офицерства, практически все духовенство. С одной стороны, это, конечно, внушает очень большие опасения за его будущее. С другой стороны, в нашем народе, тем не менее, осталось необыкновенно много здоровых сил, особенно если учесть тот уровень давления, которое он испытал в XX веке. Это говорит о больших возможностях нашего народа, об очень большой внутренней силе, которая обусловлена христианским мироощущением, хотя, конечно, силы народа не бесконечны.

Самостоянье, как и все другие хорошие качества, которым отдают дань даже враги Церкви,— не существует само по себе, в отрыве от христианского мировоззрения. Как и все христианские добродетели, оно является результатом христианской жизни. Хотя люди, духовно состоявшиеся, скорее всего, никогда не думали о том, как им обрести жизненную устойчивость, не задавались этим вопросом в теории.

— А много ли людей, духовно состоявшихся? Что это значит?

— В 1988 году я служил два месяца в селе Красном под Палехом, летом помогал там одному батюшке. В этом селе жили замечательные бабушки, которым было лет по восемьдесят-девяносто. Некоторые из них уже не могли ходить. В воскресенье, после Литургии, я брал Чашу и шел их причащать. Условия, в которых они жили, были ужасными: убогие, покосившиеся домишки с покатыми полами. При этом сами бабушки были чистенькими, опрятными, старались, пока были хоть какие-то силы, обиходить себя и по дому что-то сделать. У них порой ничего не было, кроме самой скудной домашней утвари. Но были книги — Псалтирь, Евангелие, у некоторых даже Октоих. Многие из них, некоторые даже лежачие, вычитывали целые службы, кроме того, что держали монашеское правило. Большинство из них были вдовами военных лет. У одной такой старушки муж ушел на войну через месяц после свадьбы и погиб, у многих мужья погибли в первые дни войны,— и они им верность хранили всю жизнь, до самой смерти. И детей-то они схоронили, и работали всю свою жизнь на самых тяжелых, просто страшных работах,— но не были раздавлены всем этим. Мы часто ужасаемся ГУЛагом. А чем колхозные работы были лучше? Труд в колхозах в 1940–1950-е годы практически ничем не отличался от лагерного. Голод, в лагерях хоть похлебку из тухлой селедки давали, а в деревнях и этого не было — хорошо, если очистки картофельные варили. И эти люди выжили, и были при этом не какими-то замученными и озлобленными, а удивительно чистыми, светлыми людьми. И таких было очень много.

Состоялись эти люди духовно? — Конечно, состоялись. Церковные люди этого поколения — лучшее доказательство того, что можно выстоять в самых тяжелых обстоятельствах жизни. И они прожили эту жизнь с Богом. Они не боялись.

— По моим личным наблюдениям, наиболее устойчивы люди, выросшие в хороших семьях, получившие хорошее семейное воспитание.

— Да, это действительно так — если воспитание было настоящим, не угождением детским капризам. Если родители стараются привить своим детям и выносливость, и выдержку, и терпение, и чувство собственного достоинства,— они вырастают людьми, максимально приспособленными к жизни — неважно, к современной, вчерашней или будущей. К сожалению, сейчас мало кто из родителей задумывается о том, что необходимо научить ребенка терпению. Конечно, есть добрые примеры, особенно в церковной среде, они пока еще встречаются — но сегодня это скорее исключение из общего правила. И отсутствие у родителей навыков доброго, хорошего, правильного воспитания детей — это основная опасность, которая угрожает нашему народу. Гораздо большая, чем многие из тех, о которых принято сегодня говорить.

— Владыка, что такое сила духа в христианском понимании и чем она отличается от той, которая культивируется в некоторых философских направлениях или в спортивной среде?

— Я не хотел бы заниматься каким-то тонким различением смыслов. Святые отцы, например, говоря об аскетике, все время приводили в пример спортсменов-олимпийцев. Значит, не так уж далеко все это отстоит друг от друга. Человека нужно учить преодолевать трудности — это и есть воспитание силы духа. Но нужно четко видеть направленность, вектор приложения этой силы. Какие цели ставит перед собой человек? При этом необходимо помнить вот о чем. Часто вместо силы духа в человеке, который занимается спортом, единоборствами, взращивается надежда на себя, упоение своими возможностями — то есть гордость. Поэтому даже приход к Богу бывает у этих людей не вполне адекватным. Вот почему надо всеми силами избегать самодовольства.

Правильная христианская жизнь дает человеку спокойную уверенность. Это совсем не то же самое, что гордыня. Есть очень большая разница: вот — самоуверенный человек, а вот — человек, который уверен в Боге. Настоящее, искреннее, целожизненное доверие Богу, во-первых, делает человека абсолютно свободным и, во-вторых, дает ему то самое искомое самостоянье.

— Почему страдают люди, не сделавшие никому зла? Как допускает Бог страдания детей? Почему хороший человек страдает, а негодяй благоденствует? Вопросы из этого ряда становятся настоящим преткновением для многих людей, которые, казалось бы, ищут Бога, хотят понять, что такое христианство и церковная жизнь.

— Вы знаете, ответы на многие вопросы даются самой жизнью. Человек внимательный замечает, что есть такая закономерность: многие вопросы, которые кажутся ему в какой-то момент его духовного становления очень насущными, просто взывающими к разрешению, спустя какое-то время теряют для него актуальность, потому что человек находит ответы в контексте своей собственной жизни или жизни близких ему людей. А на некоторые вопросы просто не существует ответов в рамках определенного миропонимания. То есть если человек не верит в Бога, не верит Его обещанию вечной жизни — он не сможет понять, скажем, и смысла страданий в жизни земной, временной.

В «Отечнике» есть такая история. В одной пустыне жил отшельник, которому прислуживал благочестивый мирянин из города. В том же городе жил богач, утопавший во грехах. Когда этот богач умер, весь город собрался на его пышные похороны, местный епископ воздал ему честь, возглавив похоронную процессию. В тот же день человек, служивший пустыннику, принес ему хлеб и увидел, что отшельника съел зверь. Тогда человек этот пал ниц перед Господом, говоря: «Не встану с земли, доколе Бог не покажет мне, что это значит? Один, утопавший в грехах, похоронен с таким великолепием; другой, служивший Богу день и ночь, подвергся ужасной смерти!». Ему явился Ангел от Господа и объяснил: «Грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, он и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но как человек имел за собой немного прегрешений и наказание за них понес здесь, чтоб предстать перед Богом чистым».

Думаю, что при всей условности этой притчи она может объяснить самое важное: иное дело — суд человеческий, а иное дело — суд Божий. Нужно держать в памяти и тот ответ, который был дан Богом Антонию Великому: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих. Внимай себе — и спасешься».

Таких ответов в Священном Писании, творениях святых отцов очень много. И если верующий человек читает духовную литературу, следит за собой и своей жизнью, все становится ясно и понятно. У болгар есть хорошая поговорка: «Господ се знае работа» — «Бог Свое дело знает».

— Владыка, а что дает человеку опыт страданий, перенесенных по-христиански?

— Очень многое. Терпение, настоящую, нелицемерную, не искусственную любовь к людям, умение прощать и совершенно необыкновенную жалость к окружающим — то, что преподобный Исаак Сирин называет милующим сердцем. Я думаю, что перенесенные по-христиански страдания действительно облагораживают человека и возвышают его. Собственно, они и делают человека христианином.

Это неправда, что вера только утешает — нет, она действительно помогает человеку, преображает его, дает внутреннюю силу. Там, где вера утеряна и нормальные человеческие реакции утрачены, испытания катком проходят по людям и обществу в целом. Посмотрите, во что превращается во времена испытаний традиционное общество? — Люди сплачиваются. Во что превращается во время бедствий общество потребления? — Люди превращаются в мародеров. Представьте себе, если что-то случится в наших, относительно благополучных условиях, если завтра у нас перестанет гореть свет, течь вода и работать канализация, что тогда будет с людьми — озлобленными, жестокими, завистливыми?

Нужно научиться жить так, как говорил о себе апостол Павел: я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии (Флп. 4, 11–12). Человек сегодняшний думает, что свобода — это некая внешняя данность, которая обеспечивает его беспроблемное существование. На самом деле свобода — это результат, плод правильного духовного устроения, правильного отношения к миру, жизни по известному мудрому принципу: делай, что должно, и будь что будет. Надо делать, что должно пред Богом, а результат — предай на волю Божию. Бог знает, что мне нужно, что мне полезнее. Бог знает, нужны ли мои усилия. Но я стараюсь, я тружусь. Получилось? Хорошо. Нет? Тоже хорошо. Богу виднее.

Беседовала Наталья Горенок

Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. 49.

Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. 156.

Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. 195.

Самостоянье человека, залог величия его

«Самостоянье человека, залог величия его». (А.С.Пушкин)
С возвышенного места, куда мы добрались с Жоркой, моим неизменным лохматым другом, видны бесконечные дали. Зима. Крепкий морозец. Вокруг серебряные кружева и почти недвижимые над селениями серебряные дымы.
Безотчетно радуешься, что год открывается снеговыми просторами – без конца и края белоснежной зимой, где русский характер обнажается среди «печали полей» с непреложной очевидностью. Особенно в тех местах России, где, чернея островками, тонут в снегах деревеньки, погосты, одичавшие сады и пустынные поля. И рождается внутри странное чувство, которое невозможно объяснить каким-нибудь словом.
Наверное, это чувство, похожее на проснувшуюся любовь к старушке матери, которую оставили дети, и, прозрев, увидели её немощной, несправедливо забытой, опечаленной и необычайно всепрощающей в своих страданиях, которые она пытается скрыть, чтобы не нанести обиду детям. А уже проснувшаяся у детей совесть грызет их беспощадно, безжалостно….
Такое чувство, похожее на проснувшуюся и запоздалую любовь к матери, проявляется так же и к покинутым, заброшенным краям. Это любовь до боли сердечной, до жгучих слёз, которые не видны никому. Только морозный ветер, леденя, иссушает их, серебря ресницы.
Вероятно, такое чувство свойственно людям разных национальностей, стран и территорий. Но почти у каждого русского человека оно, это чувство, живет без отрыва от его сердца, от его души и заставляет ту скорбеть, печалиться, тосковать, окажись этот русский человек далеко от родимых мест. Должно быть, в этом и заключается особенность русской души, не разгаданная никем её тайна.
Первым, кто дал название этому состоянию, то есть придал через новое слово объяснение тому внутреннему чувству, с которым и живет истинно русский человек, был А.С.Пушкин. Это слово – САМОСТОЯНЬЕ.
Нынешний, 2019, – Пушкинский год. И природа начинает год свой, как и полагается. То есть так, как, очевидно, всегда и желал наш национальный поэт. Зима. Снега. Белые просторы, и над ними висит, застя дали, серебряная печаль, которая вселяется в душу, и её не гонишь, а любишь непонятной, необъяснимой любовью.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величие его.
Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
Как безотрадная пустыня
И как алтарь без Божества.
Трудно объяснить, почему мне пришли на ум в зимнюю пору эти строки поэта. Показалось, что зимний день вернее иного дня объяснит мне тайну пушкинского слова САМОСТОЯНИЕ; что сумею зарядиться колоссальной энергией этого любопытного словесного открытия поэта…
Впрочем, каждый, кто русский, вобрав энергетику изобретенного поэтом слова, сможет, мне кажется, многое сделать, чтобы спасти Землю со всеми проблемами и заботами живущих на ней людей.
Две первых строфы мы с Жоркой начертали на свежей пороше большими буквами. Кто-нибудь из отдыхающих пройдет и прочтет: «На них основано от века / По воле Бога самого / САМОСТОЯНЬЕ человека, /Залог величия его». Тогда и Природа возликует, обрадуется, что не зря она даровала человеку Свободу…
*Иллюстрация из Интернета