Саввино Сторожевский монастырь мощи

Мужской монастырь Саввы Сторожевского, расположенный в Звенигороде в Городке (так здесь называют кремль) согласно некоторым данным первым на Руси получил лаврский статус. Обители благоволили многие монаршие особы, а царь Алексей Михайлович даже сделал его своей загородной резиденцией. К монастырю из Москвы была проложена отдельная дорога – Звенигородский тракт.
Известна обитель не только своей историей, но и квасом, который готовят монахи, вкуснейшим хлебом. Также здесь планируется Музей церковного вина. В Царицыных палатах действует музей Звенигорода. При монастыре есть и детский приют для мальчиков.

Где находится Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь расположен в городке Звенигороде Одинцовского района по адресу: Городок, 5.
Телефоны обители: 93-37-978 – приемная (код 495), (903)-27-40-121 – паломническая служба, (963)-64-03-700, (495)-99-29-418 – монастырская гостиница.

Как добраться до монастыря

Попасть сюда можно как общественным транспортом, так и личным.

  • Электричками из столицы необходимо ехать с Белорусского вокзала. Выйдя на станции Звенигород, садитесь на автобус № 51 или 23 до остановки Монастырь.
  • Добраться до Звенигорода можно и автобусом (ходит от метро Кунцевская), после чего – теми же рейсовыми автобусами, что и в предыдущем случае.
  • Если вы решили добраться до Саввино-Сторожевского монастыря личным транспортом, вводить в навигаторе можно как Звенигород, так и Саввинскую слободу – доехать во втором случае будет проще. За три километра до конечной точки на берегу вы увидите обитель (с правой стороны).

Посещение, режим работы обители

Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой.
Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00. Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей.
Разработаны два туристических маршрута.

  • Первый рассчитан на полтора часа и включает в себя знакомство с архитектурным ансамблем обители, посещение главного храма – собора Рождества Богородицы, а также Преображенской и Троицкой церквей. Гости могут подняться на крепостную стену и колокольню.
  • Второй маршрут занимает четыре часа и включает в себя экскурсию по кремлю Звенигорода с посещением Успенского храма, знакомство с монастырем (по программе первого маршрута), посещение скита Саввы Сторожевского.

Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.

  • Запрещены шорты, открытые плечи, женщинам надо быть в юбках или платьях, с покрытой головой (юбки и платки предлагают при входе в обитель), без косметики.
  • Здесь нельзя шуметь, курить, употреблять алкогольные напитки, включать музыку.
    Важно! Фотографировать можно только архитектурные памятки – съемка в храмах или снимки монашеской братии запрещены.Открывается для посетителей обитель в 6.00, закрывается – по завершении вечерней службы.

Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:

  • зимой – 7.00-20.00;
  • весной и осенью – 7.00-21.00;
  • летом – 7.00-22.00.
  • По понедельникам закрывают купальню на час раньше.

Расписание служб в Саввино-Сторожевском монастыре

День недели Богослужение Время начала
Понедельник-пятница Полунощница, братский молебен
Часы, Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
Вечерня, Утреня
6.00
Суббота Полунощница, братский молебен
Часы, Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
Всенощное бдение
6.00
Воскресенье Ранняя Литургия
Поздняя Литургия, Акафист Савве Сторожевскому
Вечерня, Утреня
6.30

Если вы решили посетить монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде в период Великого поста или больших праздников, обратите внимание, что расписание богослужений может быть изменено.

Где остановиться

При обители действует гостиница на пятьдесят мест. На трех ее этажах размещены одно-, двух- и четырехместные номера, есть один шестиместный. Уровень номеров – от эконом-класса до люксовых.
В одноместных номерах – душевая и санузел находятся на этаже, в остальных – непосредственно в номере.
Работает эта гостиница без выходных, круглые сутки. Заселиться можно после 17.00, а вот выехать необходимо до 15.00.

Чтобы остановиться здесь, гостям следует иметь при себе документы: паспорта либо же свидетельства о рождении (для детей). Важно! Дети до пяти лет могут жить в гостинице бесплатно (только с родителями). Пребывание животных здесь запрещено.Чтобы забронировать место заранее, свяжитесь с администрацией при помощи телефона.

История создания Саввино-Сторожевского монастыря

  1. Обитель была основана в самом конце XIV века на горе Стороже по просьбе местного князя Юрий Дмитриевича. Основателем является Звенигородский чудотворец, ученик Сергия Радонежского преподобный Савва.
  2. Изначально возвели лишь Рождественский храм и келью, однако сооружения были деревянными. Через несколько лет собор стал каменным; рядом с ним погребли основателя. До сегодняшнего дня сохранились остатки фундаментов древних сооружений – Святых врат, Сергиевого храма, трапезной.
  3. В период польско-литовской интервенции и Смуты обитель пострадала: ее жгли и грабили, однако при Михаиле Федоровиче началось ее возрождение.
  4. Следующий Романов – Алексей Михайлович – решил воздвигнуть новые храмы для обители. С 1650 года начался следующий строительный период, который продолжался менее десяти лет. За это время обновили Рождественский собор, построили крепостные стены с башнями, новые храмы, хозяйственные сооружения. Для этого неподалеку заложили кирпичные заводы, которые и обеспечивали обитель стройматериалом. Позже Алексей Михайлович сделал этот монастырь своей резиденцией. Считается, что такое внимание к обители объясняется чудом, которое произошло с монархом в местных лесах – он спасся от разъяренного медведя. В этот же период обрели мощи Саввы Сторожевского, в память о чем отлили Благовестный колокол. В это же время обитель получила статус лавры.
  5. Позже монастырь потерял часть привилегий, однако монаршие особы продолжали приезжать сюда. В период царствования Екатерины II здесь открыли духовную семинарию.
  6. С приходом советской власти вокруг монастыря вновь разгорелись страсти: местные жители протестовали против вскрытия мощей преподобного Саввы, однако последние конфисковали, а обитель закрыли. Здесь были и санаторий, и музей, и воинские части.
  7. С 1995 года началась новая эпоха возрождения обители. Сюда вернули мощи ее основателя.

Архитектура и достопримечательности

  • Рождественский собор – это главный храм Саввино-Сторожевского монастыря, который отличается лаконичной архитектурой.
  • Дворец Алексея Михайловича – очень скромное сооружение без лишней вычурности. Рядом с ним находятся Царицыны палаты (здесь действует музей) в стиле барокко.
  • Надвратная Троицкая церковь – это последний шатровый храм, который возвели до изменения канонов.
  • Звонница – самое высокое монастырское сооружение, где и висел Большой Благовестный колокол.

Святыни обители

  • На территории монастыря расположена могила старца Симеона, а также купель и источник Саввы Сторожевского. Сюда же перенесли мощи основателя обители.
  • Кроме того, в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре хранятся частицы мощей многих святых: Матроны Московской, Моисея (основателя Оптиной пустыни), Кипрских мучеников, Анны Кашинской, Федора, Константина и Михаила Муромских, великой княгини Елизаветы, Серафима Саровского.
  • Здесь же находятся частицы камня Гроба Господня, камня Голгофы, чудотворные иконы, включая икону Серафима Саровского и Саввы Сторожевского с частицами мощей.

Фото Саввино-Сторожевского монастыря

  • Собор Рождества Богородицы – «сердце» Саввино-Сторожевского монастыря.
  • Знакомство со скитом преподобного Саввы входит в расширенную экскурсионную программу.
  • Обитель прекрасна в любое время года.
  • Царицыны палаты контрастируют вычурностью с лаконичным монастырским ансамблем.
  • С колокольни открывается прекрасная панорама обители.
  • Звонница выглядит, словно иллюстрация к сказкам.

Саввино Сторожевский монастырь — видео

Саввино-Сторожевский монастырь – это одна из визитных карточек Звенигорода, привлекающая сюда немало приезжих: паломников, туристов. Некоторые хотят преклонить колени перед мощами преподобного Саввы, другие – полюбоваться оригинальным ансамблем.

Чудотворные мощи Преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского Чудотворца

День почитания-13 сентября, 16 декабря

Молятся о укреплении веры, смирении, аскетического делания, благочестии, хранения девственности, при болезнях для исцеления.

Чудотворец Савва с самого детства был набожным и любил Иисуса Христа. Взрослея, он принял решение и направился к Сергию Радонежскому для пострига в монахи.

Став иноком преподобный Савва стремился попасть в рай, в стремлении угодить Богу, он совершал благочестивые поступки и боролся с искушениями. Монах Савва казался не особо мудрым, хотя на самом деле в мудрости он превосходил многих. Он первый приходил в церковь и последним уходил. Во время служб, инок мог расчувствоваться и заплакать, что очень умиляло других иноков. Иногда он даже мог зареветь, и настоятели прославляли его в качестве Благодетеля Бога.

Из-за своих мудрых советов и своей духовности святой Савва пользовался уважением в коллективе. Благодаря этому его назначили духовником братии. Позже его попросили временно заменить игумена Троицкой обители.

Своими богоугодными делами, Савва заработал себе хорошую репутацию и уважение князей. Князь Георгий Дмитриевич был очень набожным человеком. Однажды он пришел к Савве в монастырь преподобного Сергия и попросил того построить на его землях обитель. Савва согласился на предложение и покинул монастырь святого Сергия и разместился на пустынной горе Стороже. Гора находилась вверху Москвы — реки, неподалеку от города Звенигорода, приблизительно в 50 км от столицы Москвы. Эту гору он выбрал для основания монастыря. Многое ему пришлось вытерпеть на этой горе. Он был одинок, он переживал холода и жару. Но недолго он пробыл один. Слава о преподобном Савве разнеслось на многие километры и с каждой стороны к нему шли люди и монахи. Они хотели видеть Савву своим настоятелем в духовной жизни. Преподобный никому не мог отказать и наравне со всеми выполнял любую и даже самую сложную работу. Своим трудом он пытался привить всем любовь к труду и истребить лень, которая есть одним из главных пороков всего человечества.

Узнав об этом, набожный князь Георгий Дмитриевич выделил деньги для постройки храма. Преподобный Савва соорудил храм в честь великого Рождения Богородицы и основал прекрасную и удобную обитель для монахов. Савва стал прекрасным настоятелем, люди шли к нему за советами и помощью и не одному он не отказывал, еще больше укрепляя их веру.
Жизнь преподобного Саввы складывалась из богоугодных дел, и за это Господь одарил его даром предсказания. Во время войны против булгар в 1399 году, брат князя Георгия велел ему идти на сражение. Перед выходом, князь Георгий пришел к старцу за благословением. Савва принял его в своей обители и выслушал. Помолившись, преподобный дал благословение и предсказал князю победу над недругом.

Князь послушав старца, принял войско и чувствуя, что Господь не оставит его и поможет, двинулся в путь. Три месяца велись сражения с врагами, и во всех боях Георгий одержал победу. После своего возвращения, князь Георгий тут же помчался в монастырь Саввы и долго благодарственно молился Господу. Он молился молитвами преподобного и благодарил за победу и сохраненные жизни.
В глубокой старости преподобного одолела болезнь. Предчувствую свой уход, он собрал всех иноков и долго с ними беседовал. Он учил их праведности и благочестивым поступкам. Он рассказывал, как важно поститься, как важно укреплять свою веру молитвами и оставлять свое мирское тело в чистоте и непорочности. После, он выбрал одного из своих послушников и назначил вместо себя игуменом монастыря. Остальным велел проявлять послушание и покорность.

Дав свои последние наставления, он покинул этот мир, это было 3 декабря.

О том, что преподобный Савва покинул этот мир, тут же узнали все. На похороны пришли и простые прихожане, и много монахов с других монастырей, пришли и знатные семьи. После надгробного пения он был похоронен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам и построил.

По сей день его нетленные, чудотворные мощи даруют исцеления и помощь нуждающимся. Впервые чудотворные мощи преподобного Саввы обрели 1 февраля 1652 года. Второй раз это состоялось 23 августа 1998 года. В 1847 году построили новый покров, и 30 июля празднуется перенесение чудотворных мощей Саввы туда, где и находятся по сей день.

Святыни Подмосковья. Звенигород

В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое.

Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами.
Автобус № 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород, петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой.
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке​ Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород, нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского.
​ К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах.
​ Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа.

Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.
Когда заходишь внутрь, глаза должны попривыкнуть к сумраку собора, чтобы разглядеть сохранившиеся фрески XIV века. Вот ангел вручает свиток с монашеским общежительным уставом преподобному Пахомию. Повыше – святые врачи Флор и Лавр. А вот преподобный Варлаам беседует с индийским царевичем Иоасафом. А если запрокинуть голову, то там, в барабане купола – пророк Даниил.
​ Лик Спаса Вседержителя («Русский Спас»), хорошо известный нам, оказывается, был обнаружен в 1918 году здесь же, в Успенском соборе. Вместе с иконами архангела Михаила и апостола Павла, образ хранится сейчас в Третьяковской галерее. Не было у иконописцев обычая подписывать свои творения – кто я такой, всего лишь кисточка в Божиих руках – потому-то чаще всего и не знаем мы, кто писал ту или иную икону. Но Спас Вседержитель с большой вероятностью написан рукой Андрея Рублева.

Саввино-Сторожевский монастырь
… Поворот в монастырь — здесь нужно выйти из автобуса. Идти недалеко, но в гору. Пеший подъем можно растянуть минут на 10.

Сквозь деревья белеют каменные стены обители, с круглыми башнями, бойницами – как у крепости. Ведь монастыри-то раньше и были крепостями, часто выполняли оборонительную функцию.

Любил это место царь Алексей Михайлович Тишайший. Как-то во время охоты в окрестностях монастыря встретился он с медведем, и не оказалось рядом никого из государевых людей. По преданию, из чащи вдруг вышел старец и усмирил дикого зверя. «Кто ты?», – спросил Алексей Михайлович. «Савва», – ответил монах и так же неожиданно скрылся, как и появился.
С тех пор царь регулярно приезжал сюда, даже построил себе здесь резиденцию – царский дворец и царицыны палаты, где сейчас располагаются соответственно паломническая служба и музей. Ученые говорят, что эти белокаменные царские палаты – один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины-конца XVII века.

Окна царской светлицы, наверное, выходили на луга…

А в покоях, где когда-то останавливалась Мария Ильинична Милославская, супруга Алексея Михайловича, теперь располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Изразцовые «муравленые» печи, мебель боярская, кокошники и серьги – чего-чего там только нет! В музее можно пробыть и час, и два.

Рождественский собор монастыря​

Захожу в полумрак собора. Вечернее богослужение, читают кафизмы. Спокойно, мирно.
Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего…
В храме темно, лишь огоньки свечей. Под куполом через оконца льется вечерний свет, заглядывает последний закатный луч. С балкона поёт мужской хор: «Святейший владыка, благослови», – Саввино-Сторожевская обитель – ставропигиальный монастырь.
​ Расположение главной святыни обители, мощей преподобного Саввы – справа от иконостаса, под резной золотой сенью. Когда-то сень была дубовой, потом – серебряной; рядом были особо почитаемые Саввой образа, теплились неугасимые лампады. После революции мощи преподобного были конфискованы, а 22 августа 1998 года торжественно возвращены в обитель.
***
​ Остаться переночевать в гостинице при монастыре – это значит многое. Например, можно спокойно выйти после вечерней службы, не спеша пройтись по территории монастыря. Дойти до смотровой площадки, которая за стенами обители, с юго-западной стороны. Монастырь находится на холме, под которым течёт речка Сторожка. Это от слова «сторожить», ведь и монастырь называется Сторожевским. Расположился он западным форпостом московского княжества, словно сторож Москвы.
​ В полдевятого спускаются сумерки, и в это время братия идёт с крестным ходом вокруг стен обители, с иконами, кроплением святой водой и пением «Святый Боже».
​ В этот час нет народа и у колодца Саввы. Можно спуститься по деревянной лестнице (спуск продолжительный, собьешься со счета ступенек), умыться водою из источника.
Рядом с колодцем расположено рыбное монастырское хозяйство.

Только заночевав в монастыре, есть возможность попасть на ранний братский молебен, который в Савввино-Сторожевской обители начинается в 6 утра. После него открывается стекло над мощами и можно приложиться к главе преподобного.
…Преподобный Савва принял постриг от преподобного Сергия, «игумена русской земли», и так же, как его учитель, явил собой образец кроткой и смиренной жизни. Как говорится в житии, «всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми».
Скит преподобного Саввы Сторожевского​

Над пещеркой Саввы – местом его уединения и непрестанной слезной молитвы – сейчас находится монастырский скит с храмом в его память. Скит образовался в 60-70 гг. XIX века силами свт. Филарета (Дроздова), настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Назывался он изначально «общежительное отделение». Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава. Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Сейчас там храм в честь преподобного Саввы, братский корпус, монастырский огород, скотный двор.
Расстояние до скита – верста, чуть больше километра, то есть. Ранним утром народ понемногу стекается в скит к Божественной Литургии, которая бывает там ежедневно. За литургией – общее пение. Регентует всеми монах, и только Херувимскую песнь и Милость мира поют в одноголосную мелодию монахи. Без нестройных выкриков, слаженно поют люди, дружно.
***​
Как-то побывав здесь с группой иконописцев, мне захотелось вернуться сюда снова. Тогда, слушая экскурсионные искусствоведческие речи про раннемосковское зодчество и иконописные техники артели Андрея Рублева, мне вдруг подумалось, что Русь – святая, и мы, современные несчастные люди, должны чаще возвращаться в эти святые места, чтобы быть счастливыми.
Вот я и вернулась.
В материале использованы фото с официального сайта обители и фотографа Артёма Мочалова, http://www.mochaloff.ru/zvenigorod/