Семейная иерархия и семейные роли

Понятие семейной иерархии — один из основных законов, которым подчиняется жизнь любой семьи. Семейная иерархия базируется на хронологической последовательности вхождения членов семьи в систему.

Самый высокий статус в семье – у родителей, а статус детей соответствует порядку их рождения.

В традиционных семьях в этом даже никто не думает усомниться. Там отец и мать всегда главные.

В современных же семьях зачастую главным в семье становится ребенок – этакий кумир семьи, и в соответствии только с его потребностями строится вся жизнь домочадцев.

Если такое происходит, то о ведущей роли матери и отца даже говорить не приходится, мама и папа становятся ведомыми, а ведущим – ребенок.

До пяти лет к ребенку нужно относиться как к императору,
до пятнадцати – как к слуге, после пятнадцати – как к товарищу.
Японский закон природы

За все надо платить.
Первый закон природы

Голым приходит ребенок в этот мир. И беспомощным. Нет у него ничего. И он отчаянно нуждается в кредите. И Бытие предоставляет ему такой кредит в виде родительской любви, патерналистского отношения социума, труднопреодолимого умиления, вызываемого младенцами большинства видов животных.

Умиления, обеспечивающего вседозволенность – молочный львенок может протопать своими младенческими лапками по морде грозного папы-льва, и папа-лев даже не рыкнет.

За этот период вседозволенности нужно очень многому успеть научиться. Исследовать границы, набраться уверенности в себе, приобрести в щадящем режиме обучения главные жизненные навыки, наработать первичный капитал.

Все в мире строится на иерархии. С самого начала. И мир создан Богом иерархически. В иерархии есть не просто некий смысл или система — это способ существования мира. И все то, что противится иерархии, выпадает из благого устроения мира. Там, где есть сопротивление иерархии, там начинается разделение, там властвует гордыня.

Кстати, маленькие дети чувствуют это подсознательно: обратите внимание, насколько по-разному они ведут себя с разными членами семьи. И, несмотря на любые веяния времени, семейная иерархия наших предков вполне может служить залогом гармоничных отношений в современной семье.

В Большом Мире всегда существует борьба за место в иерархиях, тут уже нет подарков.

Все счастливые семьи не совсем одинаково счастливы, и несчастные несчастны по-разному, это все индивидуально, зависит от человеческих особенностей. Надо искать пути любви друг ко другу и трудиться. Это труд — познание другого человека.

Почему брак в каком-то смысле удобная вещь? Если мы пытаемся любить просто человека — который идет по улице, или живет рядом с нами, или работает с нами, — это сложно, потому что у нас может не быть человеческого любовного чувства к нему.

А брак основан на любви. Она, может быть, и страстная, и физическая, но любовь на всех уровнях существует — это симпатия, возведенная в степень. Поэтому удобно — первое время любовь не замечает каких-то погрешностей в человеке. И это очень хороший старт для того, чтобы укреплять чувства.

Власть в семье — наличие в семье силы, с помощью которой кто-то может на кого-то эффективно повлиять. Определенность с властью в семье — один из важнейших моментов налаженных отношений в семье, основа прочности семьи.

При этом, чем более цивилизованные люди, тем в большей степени законы живут у них внутри, тем в меньшей степени членам семьи нужна внешняя власть, регулирующая отношения между ними.

В хорошей семье власть прочна, но не заметна. Чем более проблемная семья, тем чаще в ней происходит борьба за власть. Внешняя власть воспринимается тем хуже, чем больше в семье бардак.

Главный в семье — это тот, кто больше всех влияет на принятие решений.

К сожалению, нужно признать, что сегодня большинство семей — проблемные, потому что редко в какой семье вопрос власти решается оптимальным и устраивающим все стороны образом.

Одна из типовых картинок, когда муж подчиняется жене, жена подчинила себя желаниями ребенка, а ребенком управляет только мяуканье его любимой рыжей кошки… Ну, позже — мнение друзей и Интернет.

Как решается вопрос о власти в прочной и здоровой семье? Заведует семьей, конечно, женщина. Это ее поле: поле отношений, она разбирается в этом лучше, чем мужчина, плюс женщина в семье обычно более заинтересована. Поэтому естественный владелец семьи, она же ее Серый кардинал — жена, женщина. Это шея, которая нежно управляет головой — мужем.

Директор, законодатель, он же Глава семьи — муж, мужчина. На нем лежит ответственность за деньги и порядок, он берет на себя решения, которые трудны жене и которые она попросила его взять на себя. Как правило, это вопросы, которые не удается решить мягко и по-доброму, где требуется решение силовое.

Жена заведует доброй атмосферой и мужем, муж выполняет роль Главного и когда надо Грозного, большинство вопросов они решают совместно с позиции Мы, и у них учится жить и их слушается ребенок, который научился сделать послушной даже кошку…

Глупо делить между собой власть, если вы оба не умеете руководить… Никто вас не спрашивает, любите вы руководить или нет, в семье умение руководить — просто необходимость. Нужно определиться с властью в семье и учиться руководить

К среднему звену семейной иерархии относятся бабушки и дедушки пенсионного возраста. Они всегда более гибки и добры в отношении ребенка, проявляют больше терпимости, чем мать и отец.
В роль бабушки входит пестование ребенка: именно она должна пожалеть, дать гостинец, утешить и обласкать. Похвал и восторгов от бабушки исходит больше, чем от мамы.

В отсутствие матери бабушка кормит и поит ребенка, укладывает его спать и читает ему сказки, потешает дитя. Наказывать ребенка и принимать относительно него решения бабушка может только в том случае, если это право передано ей матерью в присутствии ребенка. Если такое право бабушка присваивает самостоятельно, она может перестать пользоваться уважением внуков.

Дедушка выполняет роль друга и соратника в играх. Он обучает ребенка взрослым занятиям, ходит с ним по грибы, на рыбалку, показывает, как можно что-то починить, смастерить и т.п. Благодаря общению с дедушкой ребенок учится партнерству, приобретает бытовые навыки и обучается несложным ремеслам.

К статичному началу иерархии относятся совсем пожилые и немощные бабушки и дедушки. Они выполняют функцию защиты, тыла, в котором очень нуждаются маленькие дети. Такие старики не вмешиваются в жизнь и бытовые дела окружающих.

Детская стая — сюда относятся все маленькие дети до 4 лет и домашние кошки и собаки. У них нет никаких обязательств, они ни за что не отвечают. Их задача расти и учиться жить в группе.

Если у ребенка до трех лет нет такой стаи, то он не страдает в развитии. Одновозрастная группа детей может иметь место после 4 лет.

В детский сад с одновозрастной группой лучше отдавать ребенка после 4 лет. До 2,5 лет ребенок настроен, что в группе на одного ребенка будет один взрослый.

Такая внутрисемейная иерархия имеет отношение только к членам семьи , которые живут вместе или видятся не реже двух раз в неделю.

Дети могут привлекаться в помощь родителям, но они не должны обладать большей властью, чем кто-то из них.

Кроме того, исключенный из системы отец тоже вполне может продолжать выполнять часть этих обязанностей. Неполная семья также может быть вполне гармоничной: отец может оставаться отцом. Подключение отца к жизни семьи, даже в ситуации развода между родителями – вполне реальная задача. В результате дети снова обретут право быть младшими и на правах детей обладать обоими родителями.

Что такое семейная иерархия? Каковы роли мужчины и женщины в ней?

В нормальной, сбалансированной семье, как и в любом коллективе, существует иерархия. Во главе семьи стоит мужчина. Чтобы иметь право и возможность возглавлять свой небольшой коллектив под названием «семья», мужчине следует обладать качествами вожака: сильной волей, целеустремлённостью, умением держать удар, верностью слову, независимостью в мышлении и поступках. Мужчина принимает все стратегические решения в семье, следит за исполнением этих решений и несёт ответственность за результат.

Женщина – второй элемент семейной иерархии. На ней лежит задача создания в паре, в семье благоприятного психологического климата. Обладая сильным эмоциональным интеллектом, женщина легко распознаёт оттенки настроения мужчины и знает, как повлиять на него. Успокоить рассерженного, поддержать расстроенного, воодушевить, расслабить. Кроме того, природа дала женщине огромный запас приспособляемости как к мужчине, так и к практически любым условиям жизни. Женщина при желании может подстроиться к любому мужчине (за редким исключением психопатов или преступников). При этом если мужчине, чтобы подстроиться, придётся ломать себя и испытывать дискомфорт, то женщина будет искренне верить, что это вовсе не подстройка, а её собственный характер. Это свойство женской психики – повышенная приспособляемость помогает выжить ей и выкормить потомство при любых условиях.

Однако отойдём от биологии и вернёмся к семье. В здоровой семье женщина не воюет за первенство с мужчиной и не лезет принимать стратегические решения. Она довольна тем, что с неё, наоборот, сняли эту обязанность. Ей гораздо проще довериться своему мужчине, чем самой выполнять мужские функции. А именно так и бывает, если женщина выбирает себе слабохарактерного и управляемого мужчину. Он удобен, им приятно пользоваться, но ничего мужского в нём нет, и женщине приходится самой быть и мужчиной, и женщиной.

В здоровой семье женщина верит в своего мужчину, принимает его выбор и не сомневается в нём. Однако это не значит, что женщина – всего лишь бессловесная вещь, мебель. У женщины тоже есть право голоса. Но – совещательного. То есть она имеет полное право высказать свои соображения насчёт той или иной проблемы, а мужчине следует учесть её мнение. Вопреки воплям женоненавистников, не все женщины – клинические идиотки. Даже наоборот. Женщины очень прагматичны, всегда видят собственную выгоду и никогда не будут действовать себе во вред. Если цели, интересы мужчины и женщины совпадают, то и польза у них тоже совпадает. И в этом случае, совет женщины будет очень полезным.

Кроме того, женщина может быть специалистом в той области, где мужчина таковым не является. Просто из-за того, что у них разные профессии. Женщина – врач? Прими её совет относительно заболеваний и их лечения. Женщина – юрист? Не спорь с ней по поводу судебных дел. Женщина – тренер? Слушай её, если хочешь заниматься спортом. И так далее.

Между тем, в здоровой семье женщина понимает, что её голос совещательный, а окончательное решение всё же принимает мужчина. И несёт за него ответственность. Поэтому женщина, высказав своё мнение, отойдёт в сторону и даст возможность мужчине всё взвесить и принять решение. Она не станет давить на него, скандалить, любой ценой продавливая свои хотелки.

Спокойное поведение женщины не только поможет мужчине взвешенно принимать решения. Такую женщину мужчина будет ценить и уважать. Почему-то среди женщин считается, что мужчины ценят только тех дам, которые с боем берут своё, наступают на горло и ни перед чем не останавливаются. Это ошибочно. С такой женщиной сможет ужиться только мягкотелый подкаблучник, который будет рад спихнуть все дела и ответственность на атаманшу. Нормальному мужчине в доме мужебабоид не нужен. Ему нужна женщина.

Если женщина, выбрав сильного духом, высокорангового мужчину, принимает семейную иерархию и не восстаёт против неё, то в семье гарантирован покой и взаимопонимание. Каждый занимает ту нишу, которая соответствует его природному предназначению. Каждый выполняет те функции, которые соответствуют его психофизиологии.

>Закон иерархии в семье по Берту Хеллингеру

С точки зрения Закона Порядка есть только один способ примириться с собой — научиться искренне уважать своих родителей.

Чей ранг выше?

Закон иерархии (порядка) — один из базовых законов существования семейных систем. Применяя этот закон Берт Хеллингер демонстрировал потрясающе эффективные способы исцеления отношений в семье. Одной из простейших интервенции, которая приносит облегчение членам семьи — восстановление правильного порядка. И наглядно. и мощно, и прекрасный поток энергии рода наполняет наши паруса.

Закон иерархии (порядка) семейных систем Берта Хеллингера гласит:

Кто пришёл в систему раньше, имеет более высокий ранг в системе. Без родителей не было бы и детей. Первый и самый важный подарок, который дети получают от родителей — это жизнь. А затем родители ещё долго занимаются воспитанием ребёнка, заботятся о нём, оберегают его, часто без выходных.

Ребёнок получает от родителей так много всего, что никогда не сможет рассчитаться с этими «долгами». Единственное, что ребёнок может сделать — это выразить родителям свою благодарность, а потом, когда станет взрослым, отделиться от родителей, создать свою семью и передать полученное своим детям.

Этот механизм задуман самой природой для передачи жизни будущим поколениям. Как в арабском фонтане – вода из верхней чаши переливается в нижнюю, затем – в следующую, расположенную ещё ниже и т. д. Это и есть правильный порядок.

Примером безусловной преданности родителям может служить факт из жизни детей – социальных сирот школы-интерната: (Примечание: социальные сироты – дети, родители которых живы, но по разным причинам лишены родительских прав). В интернате для них были созданы неплохие условия для постоянного пребывания – хорошее питание, чистые простыни и уютные комнаты. Но в выходные никакими силами их нельзя было удержать в стенах учреждения. Они сбегали к своим родителям. В понедельник они возвращались на учёбу в школу со вшами, запахом табака и алкоголя. Их отмывали и обрабатывали. А через неделю – всё повторялось вновь. Этим детям контакт с родителями был важнее сытной кормежки. Сам факт того, что родители подарили жизнь, делает их святыми для ребёнка, а контакт с ними – жизненно необходимым.

Но нередки и такие ситуации, когда закон иерархии нарушается. Приведу несколько примеров таких патологий.

Нарушение первое: высокомерие.

Часто дети думают, что было бы лучше, если бы у них были другие родители: более понимающие, более поддерживающие, не такие критичные, не такие строгие, а иногда наоборот — более строгие. Ребёнок может стыдиться своих родителей – алкоголиков, наркоманов, преступников. Тех, кто отказался от него в роддоме. Тех, кто в пьяном угаре гонялся за ним с топором в руках. Ниже несколько примеров и практики:

  • Девушка обвиняет родителей в том, что они не такие как ей хотелось бы, что делают для неё не совсем то, что ей нужно.
  • Сын в письме из армии упрекает родителей, что они его неправильно воспитывали. «Лучше отдали бы меня вместо музыкальной школы в секцию бокса».
  • Дети пытаются учить родителей, как им жить (это хорошо, а это плохо), принимать за них ключевые решения (выходить маме замуж или нет, разводиться родителям или оставаться вместе).

Последствия такой позиции ребёнка плачевны. Вода из нижней чаши фонтана не может течь в верхнюю чашу. Когда ребёнок ставит себя выше родителей, он просто перестает получать энергетическую поддержку родителей, он вынужден жить в изоляции, в режиме полного самообеспечения. Надо ли говорить, что такие люди часто переносят модель презрения к родителям на весь окружающий мир. Не уважая родителей, человек теряет почву под ногами, перестает ценить и самого себя, и свою жизнь, и людей, и весь окружающий мир. И как результат – может испытывать психологические проблемы самого разного характера.

Нарушение второе – парентификация – имеет место, когда ребёнок удочеряет или усыновляет своих родителей. Это может случиться вследствие их тяжёлой хронической болезни или временной беспомощности. И ребёнок львиную долю своей жизненной энергии начинает направлять на заботу о родителях, забывая о карьере, здоровье, личной жизни, забывая о своих собственных детях.

В фильме «Ребро Адама» И.Чурикова сыграла образ измотанной женщины, которая привязана к больной матери. Другим примером может служить судьба двадцатилетней женщины, к которой сватался молодой офицер. Он звал её поехать с ним на место службы и создать семью. Она ему сказала: «Сейчас не могу, мой отец тяжело болеет». Прошло 30 лет. Отец как болел, так и болеет. Бывший жених давно нашёл себе другую жену и уже нянчит внуков. Наша героиня – так и находится при отце, детей родить она уже не может. Её род на ней пресёкся.

Нарушение третье: триангуляция.

В данной ситуации ребёнок оказывается вовлеченным в отношения родителей как равный им по статусу. Это происходит, к примеру, в те моменты, когда он становится свидетелем ссоры между родителями, когда кто-то из родителей жалуется ребёнку на поведение другого, как в фильме «Любовь и голуби»: «Вот папку вы своего любите… А папка ваш вон оно как!!! Городскую себе нашел!!!…» или просит его совета: «Девочка моя, скажи, разводиться мне с твоим отцом или потерпеть?» Или когда он просто слышит от родителей о проблемах в жизни. Невинный на первый взгляд вопрос: «Хочешь, чтобы я тебе братика родила?» или «Кого ты больше любишь, маму или папу?» может вовлечь ребёнка в серьёзный внутренний конфликт. А как вам такая фраза: «Ладно, потерплю ещё пять лет, не буду разводиться… Вас, детей, нужно на ноги поставить…». Всё это нагружает ребёнка такой ответственностью за родителей, которая ему не по силам.

Несмотря на все вторичные выгоды подобных ситуаций (чувство важности, значимости или даже превосходства) последствия парентификации и триангуляции для ребёнка тяжелейшие. Под давлением чувства вины или ответственности его собственная жизнь оказывается обделённой.

Патология четвертая: символический брак.

Достаточно часто в практике работы расстановщика встречаются случаи, когда ребёнок играет роль символического супруга для родителя (чаще противоположного пола). Например, мать находится в незавершённом трауре по абортированным детям, у отца есть тенденция искать другую женщину для отношений, и брак начинает разваливаться. И дочь (это может произойти в любом возрасте), может оказаться вовлечена в отношения родителей. Находясь в роли символической жены отца, она предотвращает его уход из семьи, создавая для него такой необходимый эмоциональный комфорт. Они с отцом проводят много времени вместе, у них прекрасные отношения, и на первый взгляд, всё замечательно.

Но у дочери появляются две очень серьёзные проблемы.

Во-первых, весьма вероятны придирки со стороны матери, которая видит в дочери соперницу. А во-вторых, возможны затруднения в своей личной жизни. Все её потенциальные партнёры заведомо проигрывают символическому мужу (отцу) в великодушии, силе, мужественности, щедрости. Даже если девушка, находящаяся в символическом браке с отцом, выходит замуж, отношения в браке с законным мужем могут казаться ей пресными и тусклыми из-за путаницы ролей. Так как муж в лице отца у неё уже есть, ей от законного мужа нужна энергия и роль заботливого отца. Для законного мужа роль отца для собственной жены в большинстве случаев непосильна. Он рано или поздно истощается. Брак оказывается под угрозой.

Очень важная деталь: во многих случаях нарушения закона иерархии ребёнок (независимо от возраста) не получает энергии от родителей, остаётся незрелым и несамостоятельным, остаётся привязан к родителям, не может по-настоящему от них отделиться и пойти в собственную жизнь, не может дать достаточной поддержки своим собственным детям и партнёру. Порядок оказываются перевёрнутым с ног на голову. Такие люди часто помогают родителям за счёт своих детей.

Решением, выходом из такой ситуации является чувство принятия и согласия с родителями такими, как они есть, глубокой благодарности по отношению к родителям. Искренняя благодарность позволяет принять силу, которую нам дают родители, позволяет внутренне отделиться и начать жить собственной жизнью.

Когда ребёнок скажет: «Благодарю вас за то, что дали мне жизнь. Я принимаю её как подарок, без всякого чувства вины», тогда он в полной мере примет и тот дар, который они ему передали. Это даёт ребёнку шанс вырасти, стать зрелой, целостной личностью.

Когда в ходе расстановки сын говорит отцу: «Ты больше, а я меньше, ты даешь, я беру. Того, что ты мне дал мне достаточно. Я принимаю это как дар, и когда-нибудь сделаю из этого много хорошего, всем на радость» — он признает истинный порядок, и тем самым разрешает себе получать поддержку от родителей, ему открывается доступ к энергии всего рода, и он получает силу, необходимую для того, чтобы заботиться о собственных детях.

В сложных случаях в расстановке применяются специальные приёмы для того, чтобы принятие родителей состоялось.

  • Например, расстановщик может попросить ребёнка сесть на пол перед стоящей матерью и почувствовать разницу в ранге. Можно разделить фигуру отца на две: «отец, на которого я обижаюсь» и «отец, которому я благодарен за жизнь».
  • Очень хорошо помогает принять родителей выявление в расстановке причин их тяжёлой судьбы. Когда мы видим, что им тоже не сладко пришлось, нам легче согласиться и принять всё как есть. В случае тяжёлой обиды важно выговориться, рассказать о своей боли, о своей ране.
  • В некоторых случаях источником поддержки могут стать не родители, а бабушки и дедушки, пращуры и другие предки.
  • Иногда сам образ того, что мамой и папой стоят их родители (бабушки и дедушки) выводит ребенка из парентификации.

Эта цитата очень хорошо отражает суть данного феномена:

«Мы — отражение своих родителей. Говоря им «да», мы говорим «да» самим себе. Это «да» не значит подчинение. Это «да» значит признание: «да» всему, что было, и всему, что есть. Более того, таким образом, мы говорим «да» и тем частям себя, которых не хотим осознавать. Ведь именно то, что мне не нравится в моих родителях, скорее всего, мне не нравится и в самом себе. Принимая родителей всем сердцем, мы выражаем любовь и самим себе.
С точки зрения Закона Порядка есть только один способ примириться с собой — научиться искренне уважать своих родителей. Это глубокий акт принятия, практически священное действие, священный жест. Когда мы проявляем почтение и уважение по отношению к родителям, мы чтим не только отца и мать, но и бабушку с дедушкой, а также остальных своих предков. Мы склоняемся в глубоком поклоне перед всем своим родом, перед теми, благодаря кому мы живём, и принимаем жизнь во всём её разнообразии. Мы выражаем глубочайшее почтение самому источнику жизни. Свагито Р. Либермайстер. опубликовано econet.ru

Авторы: Юрий Карпенков, Надежда Матвеева

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других

Семейная система

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье.

В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Триангуляция

Триангуляция — эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка.

В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами).

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери.

То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта». Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя.

То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Парентификация

Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители!

  • Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями;
  • Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия;
  • Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, —

знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.опубликовано econet.ru

Мария Мухина

В России женщина — глава семьи

Поделиться:

Это один из самых долгоиграющих стереотипов в нашей стране: МУЖЧИНА – ЭТО ГЛАВА СЕМЬИ. Он главный добытчик. Он опора. Он тот, «за кем последнее слово». И так далее.

И, конечно, это очень вредный стереотип, в котором нет ничего адекватного. Доминанта одного из полов, не важно сильней он по факту, умнее, больше зарабатывает или что-то там еще – это всегда контрпродуктивно для отношений. Это мы должны уже были зазубрить как 2×2.

Но самое интересное, что это еще и абсолютно неверный стереотип. В российских семьях нет никой доминирующей роли мужчин. В российских семьях правят женщины. Они главные. Они больше зарабатывают. Они принимают ключевые решения. Они обустраивают быт. Воспитывают детей. Заботятся о старших поколениях. На них все держится. Не на мужчинах, а на женщинах. Да есть и успешные мужчины, которые все берут на себя. Но на каждого успешного мужика, который содержит своих близких и весь такой «глава семьи» — с десяток спившихся мужчинок, которые имеют нестабильный доход, нестабильное здоровье, нестабильное социальное положение.

Это действительно так. Если брать, что в нашем понимании мужчина – это где-то там после 30-35, то у нас именно такая статистика. Семьи на средних и поздних стадиях держатся исключительно на женских плечах.

Но откуда же берется это стереотип, что мужчина – главный в семье? Во-первых, есть милитаристское воспитание, которое проецируется в наше общество еще из эпохи СССР, когда мужчина – это защитник, добытчик и т.п. С этим воспитанием наши мужчины вступают в совершеннолетие. Они ищут себе партнеров исходя из чувства собственной доминанты. С ней же они образуют свои первые семьи. Ощущают на себе обязанность быть опорой семьи. Быть её главой. Быть тем, кто содержит жену, детей, родителей.

Естественно такая модель не работает в индустриальную эпоху, когда у нас свободные рыночные отношения. Когда у нас открытый рынок труда. Эта теория работает в условиях равного распределения ресурсов среди мужского населения, когда каждому мужчине гарантированно, что он будет иметь достойный доход, на который можно содержать дом, семью с ребенком и так далее.

Сейчас же мир за окном абсолютно другой. В нем есть конкуренция. В нем есть кризисы. В нем есть успешные профессии и менее успешные. И строить такой сложный институт, как институт семьи, опираясь на ключевую роль только одного кормильца – это, будем называть вещи своими имеными, не очень умно.

Но проекция подобной роли мужчин есть, и она сильно мешает нашему обществу. Ведь как только мужчина начинает осознавать, что он не справляется с ролью «главы семьи», он падает в психологическую яму. А на дне этой ямы уже и алкоголизм, и бытовое насилие, и измены.

И вот тут мы подходим ко второму пункту: почему женщины в России до сих пор формируют запрос на «мужчину – опору семьи»? Есть простой ответ: так удобней. Изи. Нашла себе мужчину, который содержит и всё решает. Раз. Отвела себе роль «шеи» и крутишь, вертишь «головой» куда нужно. Два. Профит. Об этой жизни обеспеченной и обласканной всем жены до сих пор мечтают слишком многие.

Но опять и опять, проблема в мире за окном. Вариант, что один кормилец будет покрывать большую часть расходов семьи, будет ответственен за большую часть проблем семьи и все это будет работать на длинной дистанции – встречается очень редко. Тут не надо далеко ходить за углубленной статистикой, достаточно подключить элементарную логику. На российском рынке труда не так много мест, где мужчина может зарабатывать столько денег, чтобы играть роль первой скрипки в семье. А значит этот повсеместный запрос на «кормильца» просто не может быть осуществлен таким количеством мужчин, как требуется. Удачный бизнес, хорошая должность, перспективная карьера – это редкость, а не данность. Большая часть мужчин зарабатывают ниже среднего. На одного начальника с хорошей зарплатой и уровнем жизни приходится сотня подчиненных, которые тоже чьи-то мужья и отцы. Перед которыми тоже стоит необходимость быть «опорой и кормильцем».

То есть, по идее, для женщины это должен быть план Б. Классно, если муж зарабатывает много. Классно, если он берет полную ответственность за семью. (Тут надо оговориться, что мы по умолчанию, привязываем уровень дохода к уровню ответственности. Можно юлить по поводу того, что ответственность — это не только деньги, но в реальной семейной жизни вся ответственность определяется именно уровнем дохода и социальным положением. Чем выше доход, тем выше шанс на успешную семью). А основной план А – это изначальное разделение обязанностей и ответственностей. Не мужчина должен делать больше, а женщин меньше, ведь у неё еще дети, хозяйство и т.п. А все это вместе и в равной степени. Кто сколько может. Каждый выкладывается на полную катушку ради одной понятной общей цели: сформировать адекватный уровень дохода и уровень жизни для реализации личных амбиций и каких-то общих целей. Это даже не должно обсуждаться. По-другому просто никак. Партнерам не выжить в современном мире без взаимной поддержки на всех уровнях. Слишком все стало сложно.

И самое парадоксальное, что никто так не ощущает на себе эти сложности как российская женщина. Работа, подработка, старики родители, дом, дача, дети, родственники. Проблемы с карьерой. Проблемы с воспитанием. Проблемы со здоровьем. Проблемы с психологическим состоянием. Проблемы с социумом. Проблемы. Проблемы. Проблемы. И все в одиночку ведь. Мужья – это скорее обуза, нежели поддержка. Получается страшная схема: пока молодая – надеешься на то, что попадется мужик, который все обустроит и всегда будет опорой. А взрослая реальность – тащить на себе и мужика, и детей, и родственников.

Похоже пришло время всерьез задуматься, а не стоит ли нам сменить некоторые ориентиры в нашем обществе. И подталкивать наши российские семьи не на рискованный вариант с мужчиной «главой семьи», который выпадает один из ста, а то и тысячи. А формировать тенденцию равенства обоих полов. При которой «глава семьи» — это тот, кто более приспособлен к решению конкретной задачи в конкретный период. Сегодня в этом вопросе – мужчина. Завтра в другом вопросе – женщина. Team-work, а не взаимоотношения «начальник — подчиненный».

Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 5

Глава семьи и его помощница

Муж жене – пастырь,
а жена мужу – пластырь.

Иерархия семьи, главенство мужа в семье – весьма болезненная тема в наше время. В зарубежных странах, где феминизм уже давно одержал полную победу, на эту тему наложено негласное табу: говорить или писать о том, что мужчина является главой семьи, немыслимо. Муж и жена рассматриваются лишь как равноправные партнеры в бизнес-проекте под названием семья.

Даже в христианской психологической литературе на тему семьи и брака, изданной, например, в Америке, вопрос иерархии семьи тщательно обходится стороной. И это при том, что протестанты знают Библию, можно сказать, наизусть, и, конечно, им известны все места Священного Писания, где говорится о семейной иерархии: Быт. 3: 16; 1 Пет. 3: 1; Еф. 5: 22–24; Кол. 3: 18 и др. Но, тем не менее, политкорректность превыше всего.

Прогибы протестантизма перед феминизмом иногда выглядят очень смешно. Например, диакон Андрей Кураев рассказывает, как однажды (он тогда еще учился у МГУ) в университет прибыла делегация студенток богословского факультета университета Западного Берлина. И на встрече со студентами девушки-богословы сделали весьма неожиданное заявление: «То, что Ева создана из ребра Адама, означает, что мужчина не более чем полуфабрикат для создания венца творения – женщины».

Но это все на Западе, а что у нас? У нас тоже все чаще раздаются голоса, даже в православной среде, что жена вполне может быть главой семьи, раз общество изменилось и женщины могут иметь лучшее образование, чем мужчины, могут лучше ориентироваться во многих вопросах и иметь более высокую зарплату, чем их мужья. Иногда подобные заявления слышишь даже из уст некоторых «прогрессивных» батюшек. Но если мы сейчас видим очень мало сильных, ответственных мужчин, которые являлись бы главой жены и семьи, это вовсе не свидетельствует о том, что Священное Писание устарело и все, что в нем сказано о семейной иерархии, нуждается в пересмотре. Человеческое мужское и женское естество не претерпело изменений, изменилось сознание людей, взгляд на эту проблему. Но задача Церкви и православных семей – как раз свидетельствовать обезумевшему миру: все, что изложено в Библии относительно мужчины и женщины, – непреложная истина, аксиома, проверенная всей историей человечества.

Да, сегодня мы часто встречаем семьи, где жена исполняет обязанности главы, а мужчина находится в подчиненном, ведомом положении. Но счастливы ли они при этом? Ведь семья создается не для того, чтобы как-то худо-бедно «функционировать», а для счастья, любви и единства.

Думаю, что некоторым людям бывает трудно принять традиционную иерархию семьи, где муж является главой, из-за сложившихся неправильных стереотипов. Мол, если супруг – глава, то обязательно тиран, домашний деспот; он относится к жене, как повелитель к рабыне, и порет ее и детей в воспитательных целях каждую субботу; а жена – это забитое, серое существо без права голоса. Такое представление весьма далеко от христианского взгляда на семью.

Действительно, до пришествия Христа на Востоке женщина находилась в положении рабыни своего мужа, но христианство полностью изменило взгляд на роль женщины. Когда первая супружеская чета была изгнана из райского сада за непослушание Богу, Господь сказал Еве такие слова: «В болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). «Толковая Библия» А.П. Лопухинадает следующее объяснение данному месту Священного Писания: это «новая черта брачных отношений между мужем и женой, устанавливающая факт полного господства первого над последней». И раньше жена имела статус помощницы мужа, то есть ее положение было зависимым, подчиненным, но «после того как первая жена доказала неумение пользоваться свободой, Бог определенным законом поставил ее действие под верховный контроль мужа. Лучшей иллюстрацией этого служит вся история дохристианского Древнего мира, в особенности же Древнего Востока, с его униженным, рабским положением женщины. И только лишь в христианстве – религии искупления – жене снова возвращены ее утраченные в грехопадении права (см.: Гал. 3: 28; Еф. 5: 25)».

Христианский брак заключается во образ союза Христа и Церкви: «…муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 23–25). «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многокровные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос для Церкви», – говорит мужьям святитель Иоанн Златоуст.

Муж, как Христос, заботится о жене, любит и почитает ее: апостол Петр повелевает мужчинам обращаться «благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Жена повинуется мужу и почитает его, как Церковь – Христа. Как мы видим, образ христианского брака не имеет никакого отношения к тому типу брачных отношений, который и сейчас повсеместно распространен на Востоке.

Ныне, к величайшему сожалению, все перевернулось с ног на голову, и настоящий христианский брак, где муж и жена знают и исполняют должным образом заповедь об отношениях мужа и жены, можно встретить крайне редко. Но спрашивается: если жена – глава, то кто тогда занимает в семье место Христа, а кто – Церкви? Не так должно быть в христианском браке. А протестанты тут вообще дошли до абсурда: они не только забыли о богоустановленной иерархии семьи, но и ввели женское священство! Теперь на их собраниях, где воспоминается тайная вечеря, на месте Христа восседает женщина.

Но, конечно, мужу и жене недостаточно только знать свои роли в семье, они обязаны и должным образом исполнять их. А вот с этим очень большая проблема. Ведь наш век, увы! это время слабых мужчин и сильных женщин. Встретить сейчас по-настоящему сильного, ответственного и заботливого мужчину очень трудно.

Каковы причины «измельчания» мужского пола и «возмужания» женского?

Начнем с того, что раньше мужчина просто не мог позволить себе роскошь быть слабым. Уклад жизни был очень суровый. Даже если взять совсем недавнюю дореволюционную историю. Население России на 80% состояло из крестьян. Мужчины весьма тяжелым трудом добывали хлеб для всей семьи, а семьи были очень большими. Россия была аграрной страной, крестьяне возделывали землю, пахали ее. Сами слова «пахать, пахота» – синонимы очень тяжелой, изнурительной работы. Женщины имели по семь-десять детей; они растили их, вели домашнее хозяйство и помогали мужьям. После Октябрьского переворота ситуация изменилась. Женщины стали получать высшее образование, работать в тех отраслях, где раньше трудились только мужчины. А когда после Великой Отечественной войны с фронта вернулась всего только ⅓ мужчин, женщинам пришлось работать на сугубо мужских должностях, воспитывать детей без мужа. И взгляд на роль мужчины и женщины в семье изменился. Женщины стали сильнее, мужчины уже не имели того авторитета главы семьи, как раньше. Хотя в советское время семьи еще были крепки.

Времена демократии и вседозволенности привели семью в полный упадок. Сейчас треть детей в России рождается вне брака, а значит, они не имеют примера полной семьи. Дети не видят, как должны правильно строиться взаимоотношения между супругами, распределяться роли. В тех немногих семьях, где есть папа и мама, тоже не найдешь правильной иерархии. Мужчины, воспитанные матерью-одиночкой, почти все сплошь «маменькины сынки», они не только о семье, даже о себе не могут позаботиться.

Феминизм, одержав победу в западном обществе, пришел в постсоветскую Россию, и главной задачей его было уничтожение семьи и брака. Осуществить это можно было двумя путями. Первый: внушить женщинам, что брак вообще не нужен (можно получить все «удовольствия», а также родить и вырастить ребенка без мужа). Второй: женщина должна полностью подчинить себе мужа, ни в чем не уступать ему, быть сильной, много зарабатывать и бороться с ним за власть в семье, ведь в государстве полное равноправие мужчин и женщин, а следовательно, так должно быть и в семье. Кстати, тем, кто думает, что феминизм – это безобидное течение наподобие движения скаутов, полезно будет прочесть книгу одной из идеологов феминизма середины XX века Валери Соланас. Название этой книги говорит само за себя – «Общество полного уничтожения мужчин». Вот выдержка из этой книги: «Сохранение мужчин не нужно даже для воспроизводства. Мужчина – это биологическая случайность… недочеловек… В самой своей сути мужчина – это пиявка и не имеет морального права жить, поскольку никто не должен жить за счет других… Уничтожение любого мужчины, таким образом, является хорошим и правильным действием, весьма выгодным для женщин, равно как и актом милосердия… Уничтожьте мужчин – и женщины станут другими. Многие женщины в результате поймут абсолютную бесполезность и банальность мужского рода… Немногие оставшиеся мужчины могут влачить свое ничтожное существование, прогуливаясь в женских платьях, или отправиться в ближайший гостеприимный центр самоубийства, где их тихо и безболезненно усыпят газом».

Думаю, можно оставить это высказывание без комментариев.

Но что же делать? Мужчины слабы. Женщины сплошь эмансипированы. И даже если женщина хочет создать нормальную семью с правильным распределением ролей, все равно ей приходится тащить семейный воз почти в одиночку. Современным мужчинам тоже несладко, ведь женщины стали очень самостоятельными, решительными, их поведение стало далеко не женственным. Рядом с такой женщиной очень сложно быть сильным мужчиной. Но на самом деле любой женщине хочется побыть женственной и слабой, ей хочется заботы и покровительства любимого мужчины. Как и мужчинам хочется проявлять мужские качества. Бессознательно, в глубине души и мужчины, и женщины стремятся к тому же, что и 200, и 1000 лет назад, – просто быть самими собой: мужчинами и женщинами. Значит, первое, что нужно сделать, – изменить свое отношение к расстановке сил в семье. Православным семьям в этом плане легче. Супруги знают, что слово Божие говорит об иерархии семьи, и стараются смиряться и преодолевать черты своего характера, которые мешают им в браке. Конечно, это не просто, и сразу все не получится. Но, как известно, если мы не можем сразу изменить обстоятельства (например, в варианте слабый муж – сильная жена), то, по крайней мере, должны изменить отношение к ним.

Проблема не только в том, что сейчас много слабых и инфантильных мужчин, но еще и в том, что женщины ведут себя так, что мужчина, видя такое отношение к себе, в принципе не может проявить свои лучшие мужские качества.

Какие же ошибки допускает женщина?

Ее поведение по отношению к мужу директивно, она подавляет его, стремится переделать, перевоспитать и, не видя никакого результата, взваливает всю семейную ношу на себя и после этого удивляется: почему мне никто не помогает? А когда ей указывают на ее ошибки, она говорит: «Как я могу иначе? Ведь все дела встанут!» Женщина в этой ситуации действует как некоторые неразумные матери: видя, что ребенок не может выполнить какую-то работу, они, вместо того, чтобы научить его, подбодрить, говорят в сердцах: «Чем объяснять тебе по десять раз, бестолочь такая, легче все самой сделать!»

Будет ли муж хорошо относиться к жене и вести себя как глава семьи, если жена не уважает его? Конечно, нет. Паисий Святогорец говорит: «Если муж не любит жену, а жена не чтит мужа, то в семье возникает разлад. В прежние времена считалось никуда не годным делом, если жена перечила мужу. А сейчас появился наглый, развязный дух. Как же прекрасно было в те времена! Я был знаком с одной супружеской парой. Муж был низеньким невзрачным человечком, а жена – высоченная, богатырского роста! Она одна играючи сгружала с телеги центнер зерна! Как-то раз один рабочий, тоже дюжий парень, стал к ней приставать, и она, схватив его, отшвырнула на несколько метров в сторону, как спичку! Но если бы вы видели, какое послушание эта женщина оказывала своему мужу, как она его чтила! Вот таким образом семья бывает крепкой, нерушимой. А иначе ей не устоять».

Как мы будем относиться к людям, такими они и будут для нас. Даже если муж, например, весьма преуспевает на службе, где его хвалят, поощряют, а жена при этом не уважает его, считает слабаком и неудачником, то для нее он всегда и будет таким, пока она сама не переменит своего отношения к нему.

Вот одна притча на эту тему.

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.

– Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша у старика.

– А какие люди жили в городе, который ты покинул? – спросил у него старик.

– Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.

– Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:

– Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев.

Старик вновь ответил вопросом на вопрос:

– А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?

– Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.

– Здесь ты найдешь таких же.

Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:

– Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…

– У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.

В любой области: и на производстве, и в армии, и в социальной сфере, – если собирается группа людей (а два человека – это уже группа), есть начальник, руководитель, ведущий, лидер этой группы. То же самое и в семейной жизни. Любая группа, лишенная иерархии, очень слаба и нежизнеспособна. Кстати, лидер – это далеко не всегда «вдохновенная, сильная личность, способная увлечь весь коллектив», – это лишь одно из значений этого слова. Словарь по психологии определяет главное значение слова «лидер» так: «Лидер (англ. leader – “ведущий, руководитель”) – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых ситуациях – решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». Но слово «лидер» мне не очень нравится, и в семейной жизни, конечно, более применимо другое – «глава».

Чтобы понять, как должны строиться взаимоотношения в семье, где муж не является сильной, доминирующей личностью, обратимся к такому примеру. Представим себе, что в какой-то организации есть начальник. Не семи пядей во лбу, можно назвать его даже слабым руководителем. И вот в этой организации открывается вакансия на должность ближайшего помощника начальника, его зама. Находится человек, который очень подходит на эту должность. У него хорошее образование, опыт работы, он обладает прекрасными организаторскими способностями. По своим качествам этот человек превосходит своего босса. И вот новый зам принимается за дела. У него есть два варианта, как действовать. Первый: так как начальник – слабый руководитель, его зам начинает поучать его, указывать на ошибки в присутствии подчиненных, учить работать и этим самым вольно или невольно подавлять, унижать его. Что после этого произойдет, нетрудно догадаться: даже самый слабый начальник такого терпеть не будет – он уволит своего помощника. Второй вариант: войти в доверие к своему главе, оказывать ему подобающее его положению почтение, соблюдать субординацию и стать его правой рукой, всегда, конечно, помня о том, кто начальник и кто подчиненный. Такой помощник может стать мудрым советником своего главы; они вместе будут обсуждать дела, заместитель будет советовать начальнику, помогать ему найти нужное решение. Какие-то хорошие инициативы своего босса он будет поддерживать, а от неудачных шагов вежливо отговаривать. При этом умный подчиненный всегда знает: начальник выше его по рангу, он отвечает за ситуацию в целом, и потому решающее слово всегда за ним. Но все это можно осуществить только тогда, когда помощник не будет посягать на его власть и авторитет.

На разных приходах неоднократно видел такую ситуацию. Настоятель по своим качествам не является блестящим руководителем, администратором, но приход функционирует нормально, если у него есть помощники, которые его почитают как священнослужителя, настоятеля. Они помогают ему в материально-административной части, а он отвечает за духовную жизнь общины. При этом, конечно, главные вопросы решаются вместе, и к мнению настоятеля все прислушиваются.

Так и в семейной жизни. Женщина может быть и сильной, и образованной, и умной, но при этом она никогда не должна подавлять мужа, главенствовать над ним. «Досада, стыд и большой срам, когда жена преобладает над мужем» (Сир. 25: 24), – говорит премудрый сын Сирахов. И по-настоящему умная, мудрая жена никогда не будет господствовать над мужем. Она понимает, что в этом нет никакой пользы для семьи, для мужа и даже для нее самой. Под давлением, из-под палки можно заставить мужа сделать что-то раз или два, но человек от этого не изменится и ничему не научится. Муж и жена будут только постоянно ругаться между собой, а значит, будет страдать брак, семья. Да и сама любительница покомандовать от ссор и скандалов только придет в расстройство, ведь гнев, раздражительность, как известно, порождают печаль.

Директивное поведение жены приводит не только к частым ссорам и семейным «разборкам». Если муж не находит понимания и теплоты в своем доме, он неизбежно будет искать его в других местах. Недаром есть пословица: «Где жена верховодит, там муж по соседям ходит». И не только по соседям, но и по подругам. Женщина призвана дарить мужчине тепло, ласку, уважение. Когда всего этого нет, муж (если он недостаточно крепок) будет стремиться получить все это у других женщин.

Если жена хочет, чтобы муж совершал мужские поступки, она должна действовать не принуждением, а поощрением, не понижать его самооценку, а, наоборот, поднимать ее, говоря: «Я знаю, ты можешь, ты сильный, я верю в тебя» и т.д. И конечно, обязанность жены с благодарностью принимать все то, что делает муж для семьи и для нее лично (пусть даже делает он очень мало). Дело в том, что от природы мужчина обладает очень большим эго, у него на все свое мнение, он редко спрашивает советов, старается до всего дойти своим умом. Это качество нужно ему, чтобы принимать решения, ведь он должен быть главой семьи (хотя иногда твердость мужчины превращается в обычное упрямство).

Такова мужская природа. Мужчина – птица гордая, и чтобы подвигнуть его на какой-то поступок, нужно действовать не давлением, а давать положительную мотивацию. Он должен знать: его поступок оценят, ему будут благодарны, жена ценит его как мужчину.

Многие женщины об этом не догадываются и излишними требованиями к мужу сами разрушают свой брак. Расскажу одну историю. Одна жена, назовем ее Натальей, увидела, что в семье ее подруги существует традиция: муж каждый день, приходя с работы, дарит жене цветок. Наташа была поражена: как красиво и трогательно! А главное, просто. Она вернулась домой и сказала мужу: «Андрей, ты можешь подарить мне цветок, поцеловать и сказать: “Здравствуй, любимая!”»? Андрей хоть и удивился, но согласился. На следующий день, когда Наташа открыла дверь, на пороге стоял улыбающийся Андрей. Без цветка, но зато с картошкой. «А где цветок?» – спросила жена. «Ах, забыл совсем, извини. Завтра куплю». Но ужин прошел в молчании. Следующим вечером Андрей снова стоял в дверях без цветка, но с помидорами. Жена уже возмутилась: «Ну что в этом сложного, Андрей?!» Когда следующим вечером Андрей снова забыл это сделать, Наташа не на шутку обиделась. О чем и сказала ему тут же. На следующий день муж снова явился без цветка, но уже не потому, что забыл, а потому, что не хотел. И вообще эта манера поведения – дарить цветы, целовать в щечку – была не его. Вот отвезти жену на шашлыки или сходить в ресторан – это пожалуйста. Но Наташа этого не понимала; ей казалось, что Андрей специально не хочет сделать для нее такой пустяк, как подарить цветок, потому что не любит ее. Она раз за разом встречала его напряженная, ожидая, что он, наконец, поймет, чего от него ждут. Отчуждение росло. Андрей стал задерживаться на работе, ужинать с друзьями, потом начал выпивать. Ему не хотелось возвращаться домой к вечно обиженной жене. Наташа забыла про цветок и стала ругаться с ним уже из-за поздних возвращений. Через некоторое время муж стал проводить выходные у родителей. Без жены. Наташа была в ярости. Они перестали разговаривать. В один из дней Наташа поняла, что ждет ребенка. Она сказала об этом мужу и добавила: «Ну, хоть сейчас-то ты можешь быть поласковее со мной?» Самое ужасное, что Андрей не проявил к известию о ребенке большого интереса. Когда жена в очередной раз решила выяснить отношения, Андрей сказал ей: «Ты знаешь, я вот думаю, стоит ли нам быть вместе?..»

Однажды Наташа вновь была у подруги и опять увидела, как ее муж подарил ей вечером хризантему со словами: «Здравствуй, любимая». И тут Наташу осенило. Она сказала подруге: «Ты знаешь, ведь у нас с Андреем все началось с цветка. Сначала я была недовольна этим, потом другим, потом третьим… И все только хуже и хуже. Что же делать?» Подруги просидели до позднего вечера.

Андрей был дома. В полночь раздался звонок в дверь. На пороге стояла Наташа, мокрая от дождя. Она вынула из-под куртки длинную алую розу, протянула ее Андрею и сказала: «Здравствуй, любимый… Прости меня».

Взаимное почитание

Христианская семья строится на почитании. Жена должна уважать, почитать мужа как главу семьи, муж должен оказывать почтение жене, заботиться о ней, дети должны почитать родителей. Но при этом почитание не должно быть таким: «Я буду почитать этого человека, потому что он ведет себя достойно и заслуживает к себе уважения, а если не будет заслуживать, то почитать его совсем необязательно». Вспомним, что достоинство человека определяется нашим отношением к нему. Ведь даже ценность чисто материальных предметов определяется исключительно тем, как люди относятся к ним, ценят ли их. Допустим, у вас умер дедушка и оставил вам в наследство старый дом. И вот ваши дети нашли на чердаке старую, треснувшую скрипку, на ней осталась всего одна струна. Они поиграли с ней, и она им быстро надоела. Но в один прекрасный день вы берете эту скрипку в руки и видите, что внутри этого инструмента написано: «Страдивари». Вас охватывает страшное волнение, вы отдаете эту скрипку экспертам, и они подтверждают: «Да, действительно, это скрипка работы Страдивари, во всем мире их осталось не более 600 штук». Вы покупаете сейф, нанимаете охрану и прилагаете все усилия, чтобы скрипка была в безопасности. Что изменилось? Только ваше отношение. Вы прочли надпись внутри старого инструмента, и он приобрел для вас великую ценность.

Американский специалист по вопросам семьи и брака Г. Смоли, приводя подобный пример, так комментирует его: «Когда в доме укореняется почитание, через считанные дни или недели начинают меняться и ваши чувства. Ваш муж по-прежнему внешне не отличается от старой, рассохшейся скрипки, но начните обращаться с ним, как со скрипкой Страдивари, и ваша жизнь – а также его – изменится к лучшему».

Супруги должны не только сами соблюдать семейную иерархию, но и учить этому детей. Моя супруга никогда не упускает случая напомнить детям, кто является главой семьи. Например, за обедом, разливая в тарелки суп, она всегда сначала наливает мне, потом себе, а уже после детям. При этом она говорит: «Папа у нас самый главный, и поэтому он получает еду первым». Из таких, казалось бы, мелочей складывается почитание.

Теперь поговорим немного о том, как вести себя мужчине, чтобы стать главой семьи.

Каждому мужчине нужно понять раз и навсегда: в браке не должно быть борьбы за лидерство. «Мой дом – моя крепость», а не поле боя. Поэтому, даже зная, что главой семьи должен являться муж, не нужно это никому доказывать силовым путем, то есть путем семейных баталий и выяснения отношений. Крик, ссора, скандал и капризы – оружие людей слабых, и очень часто к нему прибегают именно женщины. Мужчинам не пристало скандалить. Единственный способ показать, кто в доме хозяин, – начать совершать настоящие мужские поступки. Чего ждет от мужчины каждая женщина? Защиты, покровительства, заботы и внимания. Если мы ей все это можем дать, она успокоится и сама признает наше главенство. Любая женщина, даже внешне сильная, директивная и властная, хочет именно этого – быть женщиной, то есть чувствовать поддержку мужа, видеть в нем опору. Ведь мужчина женится, а женщина выходит за мужа, то есть муж должен быть стеной, защищающей жену и детей от житейских бурь и невзгод.

Апостол Петр наставляет мужей обращаться с женами, «как с хрупким сосудом, оказывая им честь» (1 Пет. 3: 7), почитая их. Не только женам нужно почитать мужей, но и мужьям чтить своих спутниц жизни.

Когда женщина постоянно что-то требует, скандалит, капризничает, это очень часто является эмоциональной реакцией на недостаток внимания со стороны мужа. Она ищет защиты, помощи и не может ее получить. Женщины вообще существа загадочные. Мужьям кажется, что женщины хотят от них одного, а на самом деле бессознательно, то есть в глубине души, они провоцируют их на совсем другие поступки.

Карл Юнг, психиатр, основатель аналитической психологии, описывает одну свою пациентку. Она была девицей весьма интеллектуальной, начитанной, училась на философском факультете. Эта особа очень любила, знакомясь с молодыми людьми, затевать с ними интеллектуальные споры и при этом больно задевала их, постоянно указывая на их ошибки. Это очень портило настроение ее знакомым мужчинам. Но все дело было в том, что отец этой девушки был весьма образованным мужчиной, обладал незаурядным интеллектом, и она бессознательно искала мужчину, не уступающего ее отцу. И своих приятелей она провоцировала для того, чтобы они вышли из ситуации с честью и стали достойны ее восхищения. В результате же достигала совсем другого эффекта – приводила своих знакомых в смущение и сама испытывала разочарование.

Подведем некоторый итог.

И мужчине, и женщине от Бога отведены в семейной жизни свои особые роли. Мужчина, стремясь быть настоящим главой семьи, ее поддержкой и опорой, побуждает женщину к мягкому, женственному поведению. Женщина, оказывая почтение и уважение мужу, также побуждает его быть мужественным.

(Продолжение следует.)

Глава Семейства

Скажу честно, фильмы Чарльза Бэнда — это фильмы, на которых я вырос. Что приключенческие «Трансеры», что детская «Доистерия», что мега-шедевр «Доллмэн», что незамысловатые но прикольные «Войны Роботов» — все было исполнено может и не на высшем, но на достойном техническом уровне. Этими фильмами всегда можно было поднять настроение и поразвлечься. Однако с «Главой Семейства» все оказалось не так.
Более того, это первый фильм Бэнда, который меня СЕРЬЕЗНО разочаровал.
Хотя концепция этакого стремного семейства, работающего от мега-гениальной башки и прикольна, но с протагонистами явно подкачали. Мужской персонаж — алчный похотливый слизняк, а его экранная любовница — такая же алчная шлюха. Почему-то тема алчности сильно стала прослеживаться во многих последующих фильмах Бэнда («Уроды», «Кровавые куклы»), причем алчностью болели именно протагонисты. Именно с этого фильма оно и пошло, насколько я знаю.
Короче, главные герои оказались НАСТОЛЬКО несимпатичными, что я как-то был за семейку Стэкпулов. И даже когда герои попали в мега-просак (типа чтобы вызвать сочувствие), все равно хочется их смерти.
Из-за этого вся интрига фильма просто не сработала — ну не получается у меня болеть за алчных распутных негодяев.
Хотя положительные стороны в фильме все же есть: хорошая операторская работа, местами неплохие шутки, ну и сиськи мисс Стэкпул не разочаровали (а я уж было думал она их не покажет — молодец, Чарли :)).
Но так — это первый фильм Бэнда, который СЕРЬЕЗНО засбоил. Смотреть по желанию.

Глава семьи

​​​​​​​​​​

Фильм «Слава»

Глава семьи — муж. А женщина, как владелец семьи, нанимает мужчину на эту работу.

Фильм «ГлобоСфера»

В любви мужчины и женщины должны дополнять друг друга.

Фильм «Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова»

Сила для порядка.

​​​​​​​Хочется начать с цитаты В.Н. Дружинина, автора книги «Психология семьи»: «С точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, можно считать аномальными»​ (В.Н. Дружинин. Психология семьи: 3-е изд., — СПб.: Питер, 2006. с.12).

Есть семьи, где главой семьи приходится быть женщине — но редко это радует саму женщину. Много современных женщин, которым не повезло встретить в своей жизни сильного и любящего мужчину, стремятся в семье к партнерским отношениям на равных, однако вскоре сталкиваются с тем, что равенства там им не обещано, а вопросы решаются очень трудно…

Очень жалко, что сейчас в большинстве российских семей «главы семьи» как-то нет. Глава семьи​ сейчас остался, похоже, только у староверов и в мусульманских семьях, и разногласия там решаются куда как проще. Достаточно трех простых правил: «Спроси мужа», «Сделай, как сказал муж» и «Следи за собой, будь внимательна». И в семье полный порядок.

Глава семьи — это просто и разумно. Если семью представить небольшим предприятием, компанией, то глава семьи, муж — это директор. А жена — это владелец этого предприятия. Это человек, который подбирает директора компании, ставит ему задачи, платит ему зарплату и спрашивает за выполнение поставленных задач. Соответственно, задача жены — подобрать правильного мужа, который будет держать руль семьи в правильном направлении и принимать нужные решения. Старинная поговорка «муж — глава семьи, а жена — шея: куда повернет шея, туда и голова смотрит!» — эта поговорка мудра. Роль мужчины в семье — роль лидера, точнее — явного лидера. А роль женщины — роль скрытого лидера. Жена, как скрытый лидер, направляет внимание мужа на задачи, стоящие перед семьей, и подсказывает общее направление решения. Муж, как глава семьи, все рассматривает, решение принимает и выполнение его обеспечивает. После чего жена своим мужем восхищается: платит ему зарплату. И так же, как при налаженной работе предприятия директор — не самая заметная фигура, так и при налаженных отношениях в семье большинство вопросов решается без привлечения главы семьи, естественным образом.

Жена заведует покупками и кухней, муж — финансами, машиной, дачей и ремонтом. Если основные области и функции распределены и каждый успешно решает вопросы на своем участке, то глава семьи не очень востребован, все происходит без его вмешательства. Всем все понятно, в штатных ситуациях глава семьи не нужен. А в трудных и штатных ситуациях глава семьи — необходим.

​​​​​​​Требования к главе семьи — компетентность, навыки руководителя, наличие рычагов власти и житейская мудрость. К сожалению, приходится констатировать, что на роль настоящего главы семьи мало кто из мужчин тянет всерьез. Желающих — не мало, а способных к этому, готовых и умеющих это делать — существенно меньше. С другой стороны, короля делает свита, а главу семьи во многом формирует женщина, которая готова признать власть мужчины над собой. К сожалению, здесь ситуация не лучше: женщины жалуются, что настоящих мужчин нет, и одновременно с этим не хотят, чтобы ими кто-то руководил. При этом важно учесть: настоящий мужчина свяжет себя семейными узами только с той женщиной, которая умеет подчиняться. Если женщина подчиняться не умеет и не готова признать мужчину как главу семьи, настоящий мужчина в роли мужа ей не светит — никогда.

Без вариантов.

В проблемной семье, где не решен вопрос о власти в семье, глава семьи обычно отсутствует или является только номинальной фигурой. В здоровой, качественной семье глава семьи есть, и обычно это — муж. Основные функции главы семьи:

  • Установление четких правил семьи. Женщины не очень склонны придумывать и формулировать правила, по крайней мере явным, прямым и определенным образом. Женщины более склонны создавать традиции, а вот четкие формулировки — это не очень женское. А вот мужчинам обычно это легче, мужчины обычно к четким формулировкам правил более склонны.
  • Соблюдение правил семьи. У женщин чаще случаются настроения, они чаще отвлекаются, да и просто у них в семье и без этого куча дел и обязанностей. Мужчины же обычно более методичны в этом вопросе. Работа организовывать необходимые обсуждения, доводить их до результата и следить за выполнением достигнутых договоренностей — тоже работа главы семьи.
  • Брать ответственность за единоличное решение. Иногда необходимо авторитарное решение вопросов, по которым общее решение выработать при всем искреннем желании сторон не удается. Если вопрос обсуждается и не решается час за часом, день за днем и договориться не удается, то разумнее, если решение возьмет на себя глава семьи. Он же будет нести ответственность за последствия этого решения.
  • Решение трудных вопросов, которые тяжелы и которые жена сама решать не хочет: то ли страшно, слишком велика ответственность, то ли решение непопулярное и жене не хочется подставляться, то ли вопросы решаются только силовым образом, а это не вполне по женски. А муж, как глава семьи — вот пусть все эти вопросы берет на себя и решает. И снова — пусть несет ответственность за их решение.
  • Представительская функция: удобно и хорошо объяснять детям, что папу нужно слушаться, потому что он главный и в семье его слушаются все. Аналогично, сложные вопросы с родственниками и родителями можно, когда жене это кажется удобным, также переводить на мужа: «Он у нас глава семьи, ему и решать!».