Семейное чтение
Содержание
- О пользе совместного чтения. консультация по теме
- О пользе совместного чтения с ребенком
- 10 книг о воспитании детей, которые надо прочесть всем родителям
- «После трёх уже поздно» (Масару Ибука)
- «В три всё только начинается. Как вырастить ребёнка умным и счастливым» (Галина Момот)
- «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников» (Марина Аромштам)
- «Воспитание ребёнка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка» (Елизавета Филоненко)
- «5 методов воспитания детей» (Михаил Литвак)
- «Большая книга про вас и вашего ребёнка» (Людмила Петрановская)
- «Самостоятельный ребёнок или как стать „ленивой мамой“» (Анна Быкова)
- «Самая важная книга для родителей» (Юлия Гиппенрейтер)
- «100 ошибок воспитания, которых легко избежать» (Ольга Маховская)
- «Как справиться с ребёнком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях» (Светлана Дорошева)
- Верховный Родитель
- Первые люди
- Пятая заповедь
- Будешь долголетен на земле…
- Претерпеть за веру и любить
- Родители – образ Бога
- 55 отличных цитат о книгах и чтении
- 55 афоризмов и высказываний, напоминающих, почему мы так любим читать:
- «ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ» статья на тему
- Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи
О пользе совместного чтения. консультация по теме
Консультация с презентацией для родителей. Может использоваться как выступление на родительском собрании.
О пользе семейного чтения.
ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.
Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям … И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейногo чтения – очень важная часть в системе семейногo воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно — эстетическое развитие личности.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.
Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие.
Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.
- Повышает уважение к себе.
- Вырабатывает мотивацию поступков.
- Стимулирует воображение.
- Дает возможность отдохнуть.
Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.
- Увеличивает запас слов.
- Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
- Улучшает его восприятие (умение понимать).
Чтение вслух стимулирует физическое развитие.
- Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
- Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
- Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).
Чтение вслух стимулирует социальное развитие.
- Время проводится в контакте с ребенком.
- Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
- Читающий узнает интересы другого.
- Повышается уверенность в себе.
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».
Организация чтения дома
- Найдите спокойное место.
- Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
- Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
- Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
- Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.
Для родителей «ДА»
- Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
- Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
- Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
- Дарите ребёнку книги.
- Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
- Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
«НЕТ»
- Не заставляйте читать насильно.
- Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
- Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
- Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
- Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
- Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
- Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения — читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.
Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.
Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны как и другие),а так же сопереживание, и обсуждение.
И в заключении…
Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.
Спасибо за внимание.
О пользе совместного чтения с ребенком
-
- Гостевая книга
Новости проекта Перенос и удаление уроков Внесение изменений в личные данные С Новым 2020 годом!
-
- Нормативные правовые акты, регулирующие работу по обращению граждан
- Структура учреждения
- Режим работы учреждения
- График работы администрации
- График личного приема граждан администрацией Гезгаловского яслей-сада
- Информация о вышестоящем органе
- График работы отдела образования Дятловского райисполкома
- График приема граждан по личным вопросам руководителями управления образования Гродненского облисполкома
- График прямых телефонных линий приема граждан по месту жительства и в Гродненском облисполкоме
- Перечень административных процедур
- Телефоны «горячей линии» и «Доверия»
- Образцы заявлений
- Книга замечаний и предложений
- Порядок обжалования административных решений
- Права и обязанности заинтересованных лиц
-
- Информация о наличии свободных мест
- Годовые задачи на 2016/2017 учебный год
- Годовые задачи на 2017/2018 учебный год
-
- Положение о попечительском совете учреждения образования
- План работы попечительского совета
- Оказание добровольной помощи учреждению
- Состав попечительского совета на 2019/2020 учебный год
- Отчет о расходовании добровольных финансовых вложений
-
- Иностранный язык (английский язык)
- Хореография
-
- График работы учителей-дефектологов
- График работы педагога социального
- График работы руководителя по физическому воспитанию
- График работы музыкального руководителя
-
- О функционировании дежурной группы
- «Игровая площадка»
- Адаптационная группа кратковременного пребывания «Кроха»
-
- Участие в республиканском семинаре «Задачи реализации инновационных проектов как организационно-методическое обеспечение преподавания факультатива «Основы православной культуры» в Республике Беларусь»
- Областной семинар для членов творческих групп педагогов и руководителей учреждений образования
- Участие в III Белорусских Рождественских чтениях
-
- Нормативная база
- Информационные ресурсы ЦК Белорусского профессионального союза работников образования и науки
- Что дает нам профсоюз
- Вышестоящие профсоюзные органы
- Именинники месяца
-
- Респуликанский фестиваль «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
- Об организации пропускного режима
- Безопасность во дворе
- Обозначьте себя фликером
- АПИ как средство безопасности
- «Это должен знать каждый» (пожарная безопасность)
- Учим правила дорожного движения
- Видеоролики для детей для формирования ОБЖ
- Курение родителей — угроза жизни детей
- Зимние прогулки: правила безопасности
-
- Телефоны «Доверия» (экстренной психологической помощи)
- ТЕЛЕФОНЫ «горячей линии» и «доверия»
- Проспект служб, организаций, лиц, занимающихся вопросами защиты прав и интересов несовершеннолетних детей
- Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних
- Выдержки из нормативных правовых актов по ответственности родителей за ненадлежащее воспитание и содержание детей
- Правовые аспекты гражданской ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей
- Об ответственности за совершение противоправных действий против половой неприкосновенности детей
- Ответственность родителей за жизнь, здоровье и воспитание детей
- Домашнее насилие
- Памятка «Жестокое обращение с ребенком: понятия, последствия»
- Замещающие семьи
- Семья как социальный институт
- Безопасность в сети Интернет
- Курение родителей-угроза жизни ребенка
-
- Права ребенка в картинках
- Закон о правах ребенка
- Детский правовой сайт
- Знакомим дошкольников с правами ребенка
-
- Символика государства
- Гучы родная мова
- Вывучайце родную мову разам з намі (задачы вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі)
- Далучэнне дзяцей да роднай мовы у дзіцячым садзе
- Беларускія сайты для дашкалят
- Прачытайце дзецям
- Беларусія народныя гульні
- Часопісы для дзяцей
-
- Плата за питание
- Простые советы о правильном питании
- Новые технологии в питании
- Правильное питание — залог здоровья ребенка
- Как не надо кормить ребенка
- Коварные пузырьки
-
- Как определить ребенка в детский сад
- Требования к пребыванию воспитанников в дошкольном учреждении
- Как подготовить ребенка к посещению дошкольного учреждения
- Ребенок и компьютер
- О детских развивающих интернет-сайтах
- Математика…на кухне
- Ребенок рисует семью: как анализировать рисунок
- Рисуем вместе
-
- НОВОСТИ
- Ответственность родителей за оставление детей в опасности
- Памятка для родителей от МЧС
- Действия в случае нападения животных
- «Гордимся, что научили!»
- Правила безопасности при подготовке к новогодним и рождественским праздникам
- Как не допустить детской шалости с огнем
- Осторожно!Гололед!
-
- Безопасность детей летом
- Безопасность детей в картинках
- Первая помощь при солнечном ударе
- Безопасность при летней грозе
- Советы родителям по созданию безопасных условий в летний период
- Медицинская страничка
- Закаливание
- Обезопасим ребенка на дороге!
-
- Ветряная оспа
- Береги зубы с детства
- Острые кишечные инфекции
- Сохраним осанку красивой!
- Профилактика нарушений зрения у детей
- Осторожно! Клещи!
- Профилактика простудных заболеваний
- ОРВИ: профилактика заболевания
- Сон и его организация
-
- Для вас, педагоги!
- Советы родителям
- Музыкальная шкатулка
- «Гуляйце разам»
-
- Рекомендации родителям
- Рекомендации педагогам
- «Игры для здоровья»
-
- Психологическая готовность к школе
- Что должен знать будущий первоклассник
- Скоро в школу
- Тест «Готов ли ребенок к школе?»
- Советы по подготовке к школе
- Справка о сайте
Голосование Что (кто) для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?
10 книг о воспитании детей, которые надо прочесть всем родителям
Как общаться с трудным ребёнком? Чему надо научить детей до трёх лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей — тяжёлый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.
Заботливая редакция Тлум.Ру подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.
«После трёх уже поздно» (Масару Ибука)
Издательство: Альпина нон-фикшн
Начнём со спорящих друг с другом книг о воспитании дошколят. Первая из них, японская, гласит, что «после трёх уже поздно». А именно — нужно учить детей всему на свете именно до трёх лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребёнка — в ваших руках.
«В три всё только начинается. Как вырастить ребёнка умным и счастливым» (Галина Момот)
Издательство: Вектор
С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три всё только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь авторка рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.
«Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников» (Марина Аромштам)
Издательство: Вектор
Психологиня Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чём причины поведения вашего ребёнка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.
«Воспитание ребёнка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка» (Елизавета Филоненко)
Издательство: Феникс
И ещё одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому.
Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребёнком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.
«5 методов воспитания детей» (Михаил Литвак)
Издательство: АСТ, Времена 2
Михаил Литвак — признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвящённых теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдёте сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче — всё, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребёнок.
Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, ни за что», — вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.
«Большая книга про вас и вашего ребёнка» (Людмила Петрановская)
Издательство: АСТ
На самом деле это сборник из двух книг — «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» и «Если с ребёнком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.
Как помочь ребёнку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе человека — обо всём этом и о многом другом в этой многогранной и обширной работе.
«Самостоятельный ребёнок или как стать „ленивой мамой“» (Анна Быкова)
Издательство: Эксмо
Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом — ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения — одна из самых острых в наше время.
Как обеспечить условия для того, чтобы ребёнок научился всё делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга попробует вас этому научить.
«Самая важная книга для родителей» (Юлия Гиппенрейтер)
Издательство: АСТ, Времена 2
Это новое издание бестселлеров профессорки Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги, как «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребёнком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать «по старинке».
Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.
«100 ошибок воспитания, которых легко избежать» (Ольга Маховская)
Издательство: Эксмо
Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить собраны в этой книге. Как стать ребёнку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдёте не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки.
И всё это от Ольги Маховской — авторки книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».
«Как справиться с ребёнком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях» (Светлана Дорошева)
Издательство: Азбука
И последняя книга в нашей подборке — бонусом — с картинками! Авторка книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще — всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят.
Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали. Гармонии вашей семье!
Почитать родителей – это поклоняться им или как? А если они меня «прессуют» ежедневно? Почему любовь к родителям – это любовь к Богу? О пятой Синайской заповеди в нашем сегодняшнем материале.
Верховный Родитель
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
(Исх. 20:12)
Пронзительная, трогательная и исполненная болью, но в то же время и теплом, покоем, надеждой и мирной уверенностью – заповедь. Она стоит на границе Синайских «постановлений», разделяя блок предписаний в отношении Бога и общества. И заповедь о почитании принадлежит в равной степени и первым четырем и следующим пяти.
Первые люди
7527 лет назад родились первые люди, Адам и Ева. Интересно, что каждый из них произнес, появившись на свет? Папа? – обращаясь к Богу, любовь Которого пронизывало все человеческое естество, ощущалось каждой струной чистой и непорочной души. Первый Отец первых людей – Бог, Причина начала жизни человеческого рода.
Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 г.
Дети получили от Отца задание, наставления, щедрый дар в виде Эдемского сада. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Человек создан свободным, а значит финишной чертой его желаний всегда будет горизонт. Любопытство, как это свойственно маленьким детям, оказалось сильнее страха ослушаться родителя.
Взрослые ведь предупреждали нас, что не стоит совать пальцы в розетку, трогать раскаленную конфорку и играть с ножницами? Мы смиряемся с непоседливостью и искренней любознательностью малышей, принимая это как естественную данность. Увы, последствия непослушания нередко становятся причиной травм детей, дай Бог, чтобы незначительных, пополняющих копилку их личного опыта.
Адам и Ева не попытались спросить у Господа еще раз, на всякий случай, чтобы уж наверняка разрешить внутреннее противоречие: а стоит ли вкушать от древа, нарушать предостережение Отца? Если мы искренне желаем своему чаду добра, а он горделиво идет нам наперекор, мы испытываем тихое сожаление. Нам больно от того, что близкий человек совершает губительную ошибку, «роет себе яму», пренебрегая по-настоящему ценным советом родителя.
Пятая заповедь
П.Г.Доре “Моисей и нарушители заповедей”
Наверное, и Господь сожалел, но уже ничего не мог сделать с людьми, спалившими мосты с вечностью. Нужно было искать решение проблемы. Поэтому в разговоре с Моисеем Бог и устанавливает заповедь почитания родителей. С одной стороны, Он дает ей широкое понимание о родительстве. С другой – устанавливает послушание как инструмент подавления внутреннего бунта человека, учит его кротости, способности обуздывать гнев, несогласие, эмоциональные срывы. Первый бунтовщик – денница. Бунт ради бунта, ради самомнения и самоутверждения не имеет пользы.
А родители – те самые «тормоза», которые вырабатывают в человеке нужные качества, посредством которых он легко сможет принять Бога. Послушание, забота милосердие,
уважение, терпение, кротость, смирение, любовь… Все это бессознательно растет в человеке, наученному уважать отца и мать. В нем рождается некоторая внутренняя степенность, божественный ритм, настраивающий душу на звуки вечности.
Будешь долголетен на земле…
Я не раз обращал внимание, что долгожители среди русских – люди верующие или происходившие из патриархальных, верующих семей. Недавно читал о бабушке-старообрядке, которая через месяц справит 109-летие. Поморский наставник из Пенсильвании, отец Лаврентий, ведет богослужения в свои 104 года. Пару лет назад в одной из экспедиций мне довелось пообщаться с современницами священномученика Иоанна Ильинского, трем соседкам от 92 до 96 лет, они в силах и в памяти.
Господь обещает долголетие тем, кто с уважение и почтительностью, любовь и заботой относится к родителям.
«Считается величайшим благом… счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их ; а что кажется крайним несчастием… ранняя смерть, это Он назначил в наказание оскорбляющим их», –
писал святитель Иоанн Златоуст
Презрение завета и наставлений отцов можно рассматривать в исторической ретроспективе. Набивший оскомину, но довольно яркий пример – революция 1917 года и последующая богоборческая вакханалия с красным террором вперемешку.
Недаром белоэмигранты с грустью писали, что тогда Россию захватил сплошной Хам. Хам – это не просто сын Ноя, а нарицательное имя человека, с презрительно, без почитания отнесшегося к своему родителю, целому наследию предков, укладу и быту народа. Разрушение храмов, убийство священников, издевательство над верующими – что это? Настоящий бунт непослушания отцам, предкам. Да, возможно, на фоне каких-то противоречий в обществе. Но это все равно показатель нетерпеливости, неспособности вести пусть длительную, но созидательную работу. Отсутствие внутреннего духовного стержня у человека приводило его к зависимости от революционных идей или их апологетов.
В широком смысле модерн, пришедший на смену традиции, также попрал основы 5 заповеди. Христианский мир не может отделаться от последствий насильного расцерковления общества и по сей день. Институт семьи в масштабном преломлении разрушен. Нет преемственности, а значит, нет традиции послушания и благоговения перед многовековыми традициями, передававшимися из поколения в поколение.
Проблема в том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Непослушание и непочтение к родителям и старшим вообще приводит к деградации и гибели не только целых родов, но и целых народов.
Претерпеть за веру и любить
Хорошо, а что делать с почитанием родителей, когда они, вот хоть тресни, но не правы? Или, еще хуже, встают между Богом и детьми, сами будучи невоцерковлены, а то и враждебно настроены в отношении веры?
Святитель Филарет (Дроздов) так высказывался на этот счет:
«Если случится, что родители… потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало».
Григорий Палама, создатель учения о нетварном Свете, радикальнее высказывается о духовных противоречиях отцов и детей:
«Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе».
Очевидно, что речь идет о требованиях родителей, которые противоречат Божьему закону. Убегай можно рассматривать не как буквальный призыв к побегу, а выбор дистанции в общении, дабы негативное родительское влияние не принесло вреда душе. Но это все же скорее редкость, да и у нас давно не традиционное общество, когда слово родителей – непререкаемый закон, а у нас нет даже моральных сил им возразить. Увы и к счастью. Разногласия в вере также могут стать моментом проявления терпения для того, чтобы любовью попытаться повлиять на родительское сердце.
Родители – образ Бога
Достойное отношение к родителям делает нас христианами. В общении с ними мы учимся общению с другими людьми. Мы критикуем их про себя или даже вслух, но если разобраться, становимся ли мы лучше от этой критики?
Мы, молодые, уже привыкли критиковать прошлое, при этом оценивая то самое прошлое через сухие страницы истории, доктрины и идеологии. Белые критикуют красных и наоборот; старообрядцы сходятся в схватке с новообрядцами и получают отпор; атеисты атакуют верующих и верующие переходят в контратаку.
А ведь за всем этим потоком критики мы, почему-то, в последнюю очередь видим конкретных людей, обстоятельства их жизни, поступки, внутренний надрыв. Нецерковные родители в годы перестройки и «лихие 90-е» сумели не только выжить, но и дать жизнь нам, воспитать, накормить, одеть, обуть, дать образование, выпустить в жизнь, в которой у нас кое-что, но получилось. Ведь мы сейчас, такие умные, в своей самоуверенности стоим именно на том фундаменте, который нам заложили вот эти самые люди, подверженные нашей критике и становящиеся жертвами нашей несдержанности.
Вот эти дедушки и бабушки, те самые «совки», оплот воинствующего коммунизма, детьми пережили войну, работали годами ради небольшой зарплаты, возможности съездить с семьей в санаторий и отправить детей в лагерь, получить квартиру или машину. И стали родителями наших родителей. И так далее. И при всем мраке прошлого, в котором мы себя убеждаем, история нашего рода, теряющаяся в веках, каким-то образом не пресеклась, а вынесла в современность нас, таких умных и замечательных.
Генрих Семирадский “Блудный сын”
Нам не хватает не просто послушания, а искренней благодарности. Наше рождение стало волей Бога. Наши родители – это воля Бога о нас, смысл которой нам еще предстоит раскрыть. Родители познали Бога прежде нас, даже если они в Него не верили. Ведь они уже кое-что пережили, как бы не пытались себя убедить в их спокойной молодости. Они смогли пережить наше рождение, наше взросление, нашу неспокойную молодость. Для кого-то они по-прежнему остаются материальной опорой. Для всех безусловно – подспорьем для души.
Они всегда готовы принять нас, как блудных детей, обнять, подарить любовь и заботу. Так через них с нами говорит Бог, без гласа с небес, громов, и молний, а обычным, но столь желанным обедом за семейным столом, живым участием и искренним переживанием, окутывающим нас теплом, спокойствием и уверенностью.
Если мы хотим быть счастливы, нам стоит чаще вспоминать о пятой заповеди Бога. Почитая родителей, мы почитаем Его. Помогая старым и немощным родителям, да даже и еще в силах, – мы воздаем благодарность Богу. Вспоминая о родителях, мы вспоминаем о Боге.
Любите родителей. Они у нас одни. Так же, как и Бог у нас один.
В вашей семье есть семейное чтение? Да, ответят многие, мы читаем ребёнку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Ребёнок взрослеет, и оказывается, что чтение вслух сродни застёгиванию пуговиц на рубашке: пока ребёнок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или застёгивания пуговиц), вы какое-то время контролируете его, а затем облегчённо вздыхаете и отпускаете ребёнка в «самостоятельную жизнь». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти»…»
А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребёнок больше не нуждается в вашей помощи, или его и не было? Просто вы читали ребёнку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберёмся, в чём разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают читать вслух своим детям?
Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин). Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества.
К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать».
Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий и которая требует сознательных и немалых усилий?
Один из напрашивающихся ответов: дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению. Но семейное чтение — это не только чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления. Если для неспешного XIX века чтение вслух — естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, выделить время на чтение вслух и собрать всю семью — весьма проблематично.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора не сопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, — не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке, для развития эмоциональности и образного мышления. Просто он хочет, чтобы вы были рядом, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. И даже если это вовсе не ребёнок, а взрослый и успешный во всех отношениях супруг. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ребёнок-подросток, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить своё чадо к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути — это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильного вывода, решения. Более того, во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.
И тут возникает проблема круга чтения. Если два-три десятилетия назад мы обсуждали с подростками произведения А. Гайдара, В. Железникова, Ю. Яковлева, Р. Погодина, Б. Васильева, В. Распутина, А. Алексина и др., то сегодня в ежедневно меняющемся мире актуальными становятся книги, написанные новыми авторами, поднимающими проблемы современных подростков, их взаимоотношений с родителями, с окружающим миром. Можно отметить как положительную тенденцию появление новых литературных произведений для подростков — Т. Воробей «Жирафа», «Журавль в небе», «Свидание вслепую»; Е. Мурашовой «Класс коррекции»; Е. Габовой «И отец мой и мама моя» и др., которые можно рекомендовать для семейного чтения и обсуждения.
А для тех родителей, которые ещё находятся в начале своего педагогического пути, спасителем и добрым другом станет книга Даниэля Пеннака «Как роман». Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно — не остановишься. Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребёнок, впервые прочитавший слово, подробно и очень правильно показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием. Вы невольно соглашаетесь и вдруг понимаете, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребёнок любил читать. В третьей части мы находим описание того, как Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух.
Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…
«Когда учитель достал из своего портфеля “Парфюмера” Зюскинда, они были в шоке, увидев перед собой айсберг! И вот он принимается читать, и они видят, как айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошёл, как не бывало.
Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных… Настрого запретить себе “говорить вокруг да около”. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвётся и повлечёт за собой следующий».
www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm
Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?
• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.
• Вы учите ребёнка читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.
• Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.
• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.
• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.
• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.
• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.
• Ваш ребенок учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.
И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!
Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье?
55 отличных цитат о книгах и чтении
Не поймите нас неправильно, но чтение – это удел интровертов. Экстраверты тоже могут быть книголюбами, но они более открыты для внешнего мира, их диалог с окружающими ярок и насыщен. Экстраверты с удовольствием общаются, ходят на вечеринки, путешествуют, ведут дневники с вклейками из старых фото и смешными записями, держатся за руки с возлюбленными, много смотрят на небо, на море, им нравятся истории с хорошим концом. Книги пишут те, кому важен процесс самопознания. А читают запоем – интроверты, которым книги помогают ярче ощущать внешний мир. Чтение – некий мост из мира идеального в мир реальный.
С помощью книг мы стараемся избавиться от чувства одиночества: во-первых, приятно знать, что мы не одни такие, книжные пьяницы, а во-вторых,
- никто не понимает нас так, как понимает Сартр;
- никто не научит нас отваге, кроме Хемингуэя;
- никто не пишет нашей любви так, как Ремарк;
- никто не знает нас лучше Борхеса.
И так до бесконечности. Заберите у нас книги, и мы начинаем читать объявления в метро. Еще вот этот роман, еще одна страница рассказа – ну и что, что уже утро? Зато теперь наш мир наполнен нужными нам чувствами и эмоциями и окрашен во все цвета волшебных пони.
55 афоризмов и высказываний, напоминающих, почему мы так любим читать:
1) Литература — это самый приятный способ игнорировать жизнь. – Фернандо Пессоа;
2) Книга – устройство, способное разжечь воображение. – Алан Беннетт;
3) Книга – это мечта, которую вы держите в руках. – Нил Гейман;
4) Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть. – Франц Кафка;
5) Хорошая книга – бесконечна. – Д. Р. Камминг;
6) Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа. – Джон Мильтон;
7) Приобретая привычку к чтению, вы строите для себя убежище практически от всех страданий жизни. – Сомерсет Моэм;
8) Писатель только начинает книгу. Читатель заканчивает ее. – Сэмюель Джонсон;
9) Книги – это уникальная портативная магия. – Стивен Кинг;
10) Книги – это и самолет, и поезд, и дорога. Они и пункт назначения, и путешествие. Они – это дом. – Анна Квиндлен;
11) Книги – маяки, возведенные в великом море времени. – Е. П. Уиппл;
12) Книги – самые тихие и самые постоянные друзья, они самые доступные и мудрейшие советники, и самые терпеливые учителя. – Чарльз Уильям Элиот;
13) Дом без книг, как комната без окон. – Генрих Манн;
14) Читая, вы проживаете несколько жизней. – Уильям Стайрон;
15) Комната без книг подобна телу без души. – Марк Туллий Цицерон;
16) Наш разум нуждается в книгах, как меч – в точильном камне, чтобы не затупиться. – Тирион Ланнистер (Джордж Мартин);
17) Читатель проживает тысячу жизней до того, как умрет. Тот, кто никогда не читает, — только одну. Джордж Мартин;
18) Книги стали моим пропуском в личную свободу. – Опра Уинфри;
19) Я не верю в ту магию, о которой говорится в моих книгах. Но я верю, что нечто по-настоящему волшебное может произойти, когда вы читаете хорошую книгу. – Джоан Роулинг;
20) Дети становятся читателями на коленях своих родителей. – Эмили Бухвальд;
21) Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать. – С.Лупан;
22) Хорошо унаследовать библиотеку, а еще лучше собрать свою собственную. – Огастин Биррелл;
23) Хорошие друзья, хорошие книги и Спящая совесть: вот идеальная жизнь. – Марк Твен;
24) Чтение может быть опасным. – Диана Сеттерфилд;
25) Я нахожу телевидение очень поучительным. Каждый раз, когда кто-то включает телевизор, я иду в другую комнату и читаю книгу. – Граучо Маркс;
26) Мне всегда казалось, что Рай – своего рода библиотека. – Хорхе Луис Борхес;
27) Я родилась с «списком для чтения», который я никогда не смогу закончить. – Мод Кейси;
28) Если есть книга которую вы хотите прочитать, но она еще не написана, то вы должны написать её. – Тони Моррисон;
29) Если вы читали только книги, которые все читают, вы будет думать только то, что все думают. – Харуки Мураками;
30) Мой лучший друг-это человек, который даст мне книгу, которую я не читал. – Авраам Линкольн;
31) Независимо от того, насколько вы заняты, Вы должны найти время для чтения, или сдаться собственному невежеству. – Конфуций;
32) Не все читатели являются лидерами, но все лидеры – читателями. – Гарри С. Трумэн;
33) Как только вы научитесь читать, вы будете всегда свободны. – Фредерик Дуглас;
34) Одна из радостей чтения – это возможность подключиться к общей мудрости человечества. – Ишмаэль Рид;
35) Чтение – это льготный билет везде. – Мэри Шмидш;
36) Чтение то же для ума, что упражнения для тела. – Джозеф Аддисон;
37) Чтение уводит нас из дома, но, что более важно, оно находит нам везде дом. – Хейзел Рочман;
38) Чтение – одно из самых больших удовольствий, которое может нам предложить одиночество. – Гарольд Блум;
39) Так много книг, так мало времени. – Фрэнк Заппа;
40) Любовь к книгам – это любовь, которая не требует ни оправдания, извинения, ни обороны. – Ю. А. Лэнгфорд;
41) Прочитав отличную книгу, я словно обретаю замечательного друга. – Оливер Голдсмит;
42) Страсть к чтению – это большой подарок. – Элизабет Хардвик;
43) Человек, который не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед человеком, который не умеет читать. – Марк Твен;
44) Мир – это книга, и те, кто не путешествуют, читают только одну страницу. – Святой Августин;
45) Мир книг – самое замечательное творение человека. – Кларенс Шепард Дей;
46) Есть много способов, чтобы расширить мир вашего ребенка. Любовь к книгам – лучший из всех. – Жаклин Кеннеди;
47) Нет друга вернее книги. – Эрнест Хемингуэй;
48) Существует искусство чтения, так же как искусство мышления и искусство письма. – Исаак Дизраэли;
49) Никогда не доверяй тому, кто не принес с собой книгу. – Лемони Сникет;
50) То, что вы читаете, изменит вас.– Дипак Чопра;
51) Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу. – Роберто Боланьо;
52) Когда вы продаете человеку книгу, вы не просто продаете ему набор бумаги , чернил и клея – вы продаете ему новую жизнь. – Кристофер Морли;
53) Создайте собственную библию. Соберите из всего прочитанного те слова и высказывания, которые потрясли и оглушили вас. – Ральф Эмерсон;
54) Совместное чтение книг вслух связывает людей крепче, чем совместная выплата кредита.– Януш Вишневский;
55) Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку. – И. Бродский.
«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ» статья на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЦЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».
Вот я уже дорос до лета, я прожил дней — не сосчитать.
Теперь я знаю: счастье – это приткнуться к маме и читать!
«Почитаем перед сном!» М. Яснов.
Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!
Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!
Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».
Зачем читать вместе?
- Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка.
- Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно.
- Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
- Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
- Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
- Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
- Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения
Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет Вашему ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит Вас.
Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.
Повзрослев, Ваши дети будут вспоминать, как Вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы
и ваши желания исполнятся.
- Прививайте детям интерес к чтению с самого раннего возраста.
- При покупке книг обращайте внимание на яркое оформление и интересное содержание.
- Чаще покупайте ребенку книги любимых авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
- Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
- Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Создавайте рисунки по мотивам прочитанных произведений, проигрывайте эпизоды из сказок.
- Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
- Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
- Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
- Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
- Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Установите традицию ежедневного чтения вслух. Сделайте чтение вслух регулярным, обязательной частью Вашей повседневной жизни. Чтение, ставшее привычкой, лучшее, к чему вы можете приучить детей. Выделите для совместного чтения специальное время.
«… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное.» — так передает атмосферу семейного чтения И. Бестужев – Лада.
У каждого человека, большого или маленького, книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, то создаете условия для доверительной беседы, доброго общения взрослых и детей.
• Постарайтесь сделать чтение перед сном хорошей семейной традицией, оригинальным обязательным ритуалом.
• Сказки хорошо читать при зажженных свечах. Дети замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются неповторимые впечатления.
• Чтение, став для ребенка интересным и любимым занятием, является хорошим подспорьем и в педагогической деятельности. Готовясь к вечернему чтению, ребенок старается не расстраивать родителей своим поведением. Это напоминает детское поведение перед днем рождения, когда ожидается любимый подарок.
• Еще попробуйте вот это: читайте нечто очень занимательное для ребенка, а на самом интересном месте прервитесь. Сделайте вид, что вспомнили про неотложное дело. Ребенка буквально распирает от любопытства, и тогда он сам берет в руки книгу. Этот метод подходит не только для детей, уже умеющих читать, но и для самых маленьких – для тех, кто читать еще не научился. Ребенок подсознательно поймет, ожидая продолжения читаемого вслух, насколько интересным является процесс чтения, узнавания нового.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это — первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи
Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи
«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».
Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало «немодно». И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время «чудесам техники» мы задаём себе вопрос: «Что делать? Как побудить читать подростков?» Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу.
Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры — в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:
Может быть, у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня — читающая мама.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX — начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) — источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.
Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась: » Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».
На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека?
92,5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,
но есть и такие семьи, где нет детских книг -7,5%;
На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.
Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;
Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;
На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;
5% читают крайне редко;
2,5% вообще не читают;
лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день.
На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;
22,5% родителей по своей инициативе;
О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;
и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;
60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;
иногда рассказывают 15%;
совсем не рассказывают-17,5%;
Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.
На вопрос какова роль книги в развитии ребенка, многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка,
и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.
Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.
Ведь семейное чтение — это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом — это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;
• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;
• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;
3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чём-то — это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;
5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги — это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.
Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:
• обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
• создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
• активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;
• проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
• проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.
В. А. Сухомлинский сказал: — «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Добавить комментарий