Сербы и хорваты

Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны.

Собственно, как я тоже для себя не так давно открыл, это аксиома и очевидность для тех, кто занимается политологией чуть повыше дилетанского уровня.
Там четко обозначено следующее понимание построения ЛЮБОЙ цивилизации:
— основа — ВСЕГДА культ (вера-концепция — назови как хош);
— на ней строится философия. нам запудрили мозги, что это отвлеченное понятие, что философия может существовать отдельно. Но по жизни — это не так. Философия ВСЕГДА производная от культового базиса.
— 3-й этаж — свободные науки и искусство — которые тоже обязательно опираться на нижние этажи (если их даже и не видно);
— 4-й этаж — на базисе 3-го этажа строится в обществе культура хозяйственная, культура производства
— из культуры производства — а не от фонаря проистекает политика (система взаимодействия в обществе)
— и уже как производная от культуры политической, то бишь порядка взаимодействия в обществе) формируется культура бытовая…

Это непреложный закон развития любого общества. Чего далеко ходить на Балканы — посмотрим поближе на ту же Украину. Ведь бендеры и восточные украинцы — это та же песня что и сербы-хорваты… И разница всё та же — одни католики, а другие православные…
В итоге — если называть вещи своими именами — это два разных, причем враждебных (также как и сербы-хорваты), народа.

И наконец вот это:

Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они свои и я их уважаю.

Вот опять же реакция, причем подсознательная, русского человека к сербам — «СВОИ». Вот положа руку на сердце, обретя мужество не лицемерно признать вещи своими именами — это чем же сербы «свои», а хорваты, такие же славяне «не свои»??

Повторюсь — это не мое мнение — я его сам узнал из многих разнонаправленных источников (и русских, и европейских и еврейских, и современных и вековой давности) что основа мировоззрения и идентификации и своей принадлежности и других (типо свой-чужой) — это культ.

Я это к чему говорю, что это всё безответсвенная утопия не решать вопросы единства или хотябы взаимоувадения культов, и говорить: вто гром грянет всё равно «в одних окопах окажемся». Ведь вот же история и хорваты-сербы. и бендеры-украинцы показывает — что более вероятно оказаться в разных окопах…

Поэтому это не шутки. И нужно натаскаться во взаимоуважении прямо таки на подсознательном уровне ИМЕННО «пока гром не грянул.
Печальный пример и опыт истории хорваты-сербы бендеры-украинцы должен домокловым мечем висеть над каждым серьезным вменяемым националистом, особенно в момент когда рот хочется открыть для очередного плевка в сторону русского приверженца иного культа.

Хорваты видят в России огромную Сербию

19:53 / 11 Июля 2018 / Чемпионат мира 2018

Стеван Гайич

Международный эксперт

Не успели утихнуть страсти после слов Вукоевича и Виды, как сегодня ФИФА начала новое расследование в отношении хорватов. На этот раз отличились болельщики.

Австрийское издание «Крона Цайтунг» опубликовало фото, на котором хорватские болельщики вскидывали руки в нацистском приветствии. Также на фотографиях были замечены хорватские флаги усташей периода Второй мировой войны.

Скорее всего, ФИФА не будет принимать никаких серьезных шагов, потому что неонацизм, если он инструментализируется против сербов и русских, вполне политкорректен. А если не политкорректен, то допустим. Я, на самом деле, удивлен, как в России до матча общество не понимало, с кем имеет дело. Если бы Вида не сказал так открыто, то в русском обществе вообще не заметили бы некоторые важные факты.

Во-первых, все футболисты играли в черных майках, что имеет символическое значение, потому что в форме такого цвета именно в районе Сочи и на Азовском море воевали добровольцы-усташи. Как недавно сказала Пономарева, после окончания войны в плену Красной Армии находились 22 тысячи хорватских добровольцев, воевавших на стороне Гитлера. Они отличались зверствами и на русских землях, так же как и у нас. Так что этот матч для них имел очень символическое значение. Они не воевали против России, они воевали против Великой Сербии.

Запад видит сербов как маленьких русских на Балканах, а хорваты видят в России огромную Сербию, которую постоянно боятся. Хорваты как бывшие сербы имеют эту ненависть, как сейчас многие украинцы — бывшие русские — ненавидят собственную идентичность и яростно с ней сражаются. Оттуда идет и братство обществ бандеровцев и усташей во время холодной войны. В Канаде, в Австралии, в Америке и вообще за рубежом они вместе дружили и сотрудничали. В войне в Югославии на стороне хорватов воевали западенцы-униаты, западные украинцы из УНА-УНСО. Как одновременно на сербской стороне были русские добровольцы. То же самое происходит и в Донбассе. Хорваты сражаются в рядах «Азова», а сербы и сербские добровольцы сражаются в рядах народных республик. Это вполне логично и понятно. Но Вида сделал одно очень большое дело — он раскрыл большинству русского населения, которое об этом мало знало, что эта идеология связана и с балканским конфликтом, и с внутренними русскими конфликтами.

Вы посмотрите, фамилии всех игроков — сербские. А некоторые даже при своей жизни изменили идентичность. Например, вратарь хорватской команды Субашич сказал, что стал католиком и хорватом и во время матча он все время крестился по-католически. Но в самый опасный момент, когда он должен был обороняться от первого удара в серии пенальти, он несознательно перекрестился по-православному. И это говорит об архетипах этой сильной борьбы с идентичностью. Если упростить, на Балканах сербы — это русские, а хорваты — это руссконенавидящая часть украинцев. Но насчет того, что будет делать ФИФА, я считаю, казни будут символическими. На мой взгляд, всю сборную Хорватии надо было убрать. И чтобы, несмотря на итоги матча, Россия прошла в полуфинал с Англией, потому что это открытое оскорбление принимающей стороны. Вида осознавал, что он говорил, и он знал, за что сражается. Пока хорваты знали, за что сражаются, для них это был не футбол, а война. А с другой стороны, во время матча русские игроки не знали, что они сражаются против бандеровцев, а не против какой-то сборной Хорватии. Они это не понимали, потому что им тренер не сказал: «Сейчас вы идете на поле войны». Хорваты в черных формах, как их деды, которые убивали наш народ и которые снова бы это сделали, если бы только могли. И делают это возле Мариуполя, а в Широкино сражались такие же Виды и Вукоевичи.

И это не горячие головы, это государственная идеология. Расистская идеология так называемого хорватского государственного права, идущая с конца XIX — начала XX века, основателем которой был Анте Старшевич. В ней сербы называются черными цыганами, так же как русских называют азиатской ордой на Украине. Значит, сербы — это черные цыгане, а хорваты — это белые хорошие арийцы. И поэтому нужно вырезать всех православных, потому что это единственный способ, чтобы Хорватия существовала как страна.

Вида — это не горячая голова. Это программа футбольного Союза Хорватии, программа государства Хорватия. Здесь все логично, и никакая это не теория заговора, а практика, которую мы видим, и опыт хотя бы одного века.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Поделиться:

Старчевич, Анте

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Старчевич.

Анте Старчевич

хорв. Ante Starčević

Дата рождения

23 мая 1823

Место рождения

Житник, Госпич, Австрийская империя

Дата смерти

28 февраля 1896 (72 года)

Место смерти

Загреб, Австро-Венгрия

Гражданство

Австрийская империя→

Австро-Венгрия

Род деятельности

политик

Образование

  • Печский университет

Учёная степень

докторская степень

Вероисповедание

католик

Партия

Хорватская партия права (1861—1895)

Основные идеи

хорватский национализм, панхорватство

Медиафайлы на Викискладе

А́нте Ста́рчевич, (хорв. Ante Starčević, 23 мая 1823, Житник, Госпич — 28 февраля 1896, Загреб) — австро-венгерский политик хорватского происхождения, публицист и писатель. Активный деятель движения за независимость Хорватии, один из основателей Хорватской партии права. Писал на экавском диалекте сербохорватского языка (в настоящее время экавский диалект используется исключительно в Сербии), стремился к тому, чтобы экавский диалект лёг в основу единого языка.

Наряду с политической деятельностью известен как публицист и теоретик хорватского национализма. В современной Хорватии нередко именуется «отцом отечества» (хорв. otac domovine).

Биография

Осенью 1845 года окончил гимназию в Загребе, затем семинарию в Сени, затем изучал богословие в Пеште (ныне — часть Будапешта). В 1846 году получил почётную степень доктора философии в Пештском университете. После этого принимает решение отказаться от карьеры священника и посвятить себя политике, увлекается идеями независимости Хорватии. Неудачно пытается получить место преподавателя в Загребском университете, после чего работает в адвокатской конторе г. Шрама до 1861 года. В том же году избран главным нотариусом Риекской жупании, а также депутатом хорватского Сабора от Хрелин-Гробниковского уезда.

26 июня 1861 года вместе с другим депутатом — Эвгеном Кватерником — представил на заседании Сабора программу, декларирующую наделение Хорватии правами широкой автономии в составе Габсбургской монархии (на тот момент Хорватия была разделена на несколько частей). 26 июня 1861 года принято считать днём основания Хорватской партии права.

В 1862 году депутатские полномочия Старчевича были приостановлены, и как «противник существующего строя» он месяц находился в заключении. Вновь избран депутатом Хорватского сабора в 1865 году от пятого загребского округа, а в 1871 и в 1878 гг. — от Риеки.

Старчевич, в отличие от ряда известных хорватских деятелей, например, Йосипа Елачича, рассматривал Габсбургскую монархию не как защитника хорватского народа от посягательств венгерских националистов, а как противника хорватской независимости. Также выступал против позиции церкви, которую обвинял в отсталости населения и в прислуживании иностранцам (австрийцам и венграм). Считал, что суверенитет хорватского народа происходит от него самого, а не от поставленного над ним «Божьей милостью» монарха. Под влиянием идей Французской революции боролся против пережитков феодализма и за демократизацию общественной жизни. В политике опирался на горожан, зажиточное крестьянство и интеллигенцию. Во второй половине XIX века Старчевич был одним из наиболее последовательных борцов за расширение гражданских прав и политических свобод.

В 1863 году снова попал в заключение, а после того, как был выпущен из тюрьмы, вновь работал в администрации Шрама до октября 1871 года. После подавления восстания Кватерника в Раковице был опять арестован, а Хорватская партия права — распущена. В 1878 году избран депутатом Сабора, и находился в этой должности до своей смерти в 1896 году. Клерикалы нападали на Старчевича, называя его бунтовщиком, атеистом и антихристианином.

В своих трудах Старчевич пропагандировал антисемитизм, расизм и сербофобию. По примеру Венгрии в рамках двуединой монархии он сформулировал идею о существовании «одного единственного хорватского политического народа». Также Старчевич стал автором теории «Бог и хорваты», что означало, что на землях, которые он считал хорватскими, правят только Бог и хорватский народ. Значительную роль в своих трудах он отводил римско-католической церкви в «растворении с её помощью в хорватской среде пришлого сербского населения».

К боснийским мусульманам Старчевич относился с большим уважением, считая их «самым благородным дворянством, которое только знала Европа», которое не имеет ничего общего «с турецким мусульманским племенем». Такая позиция сочеталась у него с сильнейшей сербофобией. Старчевич утверждал, что якобы не существует никакой сербской нации, а сербами называли пришлых (прежде всего пленных и рабов). Само происхождение слова «серб» он выводил от латинского «servus» (раб).

Похоронен согласно завещанию в церкви св. Мирка в загребских Шестинах, памятник ему создал известный хорватский скульптор Иван Рендич. Старчевич изображён на самой крупной хорватской купюре в 1000 кун.

> Публикации

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119559013 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. A.Starčević: Izabrani politički spisi, Golden Marketing-Narodne novine, Zagreb, 1999.
  3. Hrvatska misao: smotra za narodno gospodarstvo, književnost i politiku, 1902, Godina 1, Odgovorni urednik Dr. Lav Mazzura, Tiskara i litografija Mile Maravića — Milan Šarić: Život i rad dra Ante Starčevića — stranica 133 — Tadanji biskup senjski, Mirko Ožegović, pošalje ga u sjemenište u Budimpeštu, gdje je Ante uz bogoslovne nauke slušao filozofiju i slobodne znanosti. Pošto je položio stroge ispite u filozofiji i slobodnim znanostima bio je već 1846. promoviran na čast doktora filozofije.
  4. Васильева, Нина, Гаврилов, Виктор. Балканский тупик ? Историческая судьба Югославии в XX веке. — М.: Гея Итэрум, 2000. — С. 81. — ISBN 5855890635.
  5. Беляков, Сергей. Усташи: между фашизмом и этническим национализмом. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. — С. 95. — ISBN 5774101153.
  6. Филимонова А.И. Босния и Герцеговина // Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякин и др. — М.: Индрик, 2011. — С. 89. — ISBN 9785916741216.
  7. 1 2 Беляков С.С. Становление и развитие идеологии хорватского этнического национализма: конец 50-х — начало 80-х гг. XIX в. // Вопросы всеобщей истории. — 2008. — Т. 10. — С. 77
  8. Беляков С.С. Становление и развитие идеологии хорватского этнического национализма: конец 50-х — начало 80-х гг. XIX в. // Вопросы всеобщей истории. — 2008. — Т. 10. — С. 78

> Ссылки

  • Izabrani politički spisi (хорв.)
  • Govori (хорв.)

> Литература

Галерея

  • Статуя на площади Старчевича (около площади Томислава) в Загребе

  • Памятник Анте Старчевичу перед церковью св. Мирко в Шестинах, скульптор Иван Рендич

  • Обложка книги «Iztočno pitanje», изданной в 1899 году

FootballTop.ru рассказывает о причинах, по которым футболисты сборных Сербии и Хорватии отказываются брать премиальные за победу в балканском дерби.

Давнишний, старый спор славян между собою

Сложно поверить, но до XIX века никаких особых противоречий между балканскими славянами не было. Разве что религиозные — проведшие средневековье под мощным итало-австрийским влиянием хорваты преимущественно исповедуют католицизм, тогда как подавляющее большинство сербов принадлежит к православной церкви. Однако на Балканах это различие было не столь принципиально. Экспансия Османской империи невольно сближала «латынян» со «схизматиками» — как-никак ненависть к турецким оккупантам была куда сильнее, чем незначительные расхождения в обрядности. Несть числа примерам боевого братства сербских и хорватских повстанцев, плечом к плечу сражавшихся с ненавистным османским игом и с не менее опостылевшим господством Габсбургов. По идее, изгнание турок должно было стать началом прекрасной дружбы двух славянских народов. Но получилось иначе…

«Сербы — это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру…» (Анте Старчевич)

Необходимость обустраивать Балканы после второй русско-турецкой войны породила конкуренцию, быстро переросшую в настоящую вражду. Ее огонь не затихает до сих пор. Практически одновременно возникают и быстро набирают популярность две противоречащие друг другу концепции. Сербские интеллектуалы выдвигают идею «Великой Югославии» с Сербией в роли системообразующего центра. В ответ в скором времени появляется шовинистическая книга «отца хорватской нации» Анте Старчевича «Имя серб». Составить полное впечатление об этом опусе помогут несколько цитат: «Само слово «серб» возникло от латинского servus — раб…»,»Сербы — это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру…» «Сербы — порода, достойная разве что бойни». Старчевичу же принадлежит авторство сомнительного лозунга «Srbe na vrbe!» («Серба — на вербу!»). Самое интересное в этом то, что родители «хорватского фюрера» были… сербами.

Анте Старчевич

Старчевичу же принадлежит идея о том, что хорваты вообще не являются славянами. Дескать, это потомки германцев, которые постепенно перешли на славянский язык для того, чтобы лучше управлять балканскими рабами. Как видим, фантазия у парня работала будь здоров. Жаль только, что бредовые идеи Старчевича нашли отклик у хорватской молодежи. Следствием этого стал ряд сербских погромов, прокатившихся по Славонии и Далмации в начале века. Ответ со стороны сербов не заставил себя ждать…

Одним из итогов Первой мировой войны стало образование единого Королевства сербов, хорватов и словенцев, история которого долгое время сводилась к яростной борьбе сербов за то, чтобы хорваты и словенцы в этом самом Королевстве остались. Хорватия и Словения, куда лучше Сербии развитые экономически, задавались резонным вопросом: зачем кормить нищую метрополию, если можно основать свое независимое государство и жить припеваючи? Во многом поэтому во время Второй мировой войны набрала бешеную популярность организация усташей Анте Павелича. Хорватия стала сателлитом нацистской Германии. Современные белградские историки говорят о 600 тысячах сербов, убитых усташами. Хорваты в целом эту цифру не отрицают, но утверждают, что подавляющее большинство пострадавших были партизанами, то есть погибли с оружием в руках. В Сербии же говорят, что 90 процентов жертв были простыми мирными жителями.

Анте Павелич с другом

Экономические и религиозные разногласия продолжали напрягать обстановку и после войны. И если Тито еще удавалось держать несербские территории под контролем, то после смерти вождя карточный домик под названием СФРЮ очень быстро рухнул. Причем на Балканах развод по определению не мог получиться бархатным. Желая лучше скрепить разные субъекты федерации, Тито сознательно изменил административное деление страны, смешав местное население Хорватии и Словении с сербами. Крупные сербские диаспоры объявили о желании присоединиться к территории Республики Югославия, что, понятное дело, не нашло понимания у новых националистических властей суверенных балканских стран. Начался четырехлетний кошмар под названием гражданская война. Кошмар, унесший жизни свыше 20 тысяч человек. А начался он, как ни странно, с футбола.

Матч ненависти

13 мая 1990 года «Црвене Звезде» предстоял выездной матч против загребского «Динамо». Учитывая, в какой обстановке проходили последние выезды, сербские фанаты из знаменитой группировки «Делие» подтянули в столицу Хорватии внушительный десант численностью три тысячи человек. Руководил «экспедицией» не кто иной, как знаменитый Аркан (Желько Ражнатович) — человек, в семидесятые годы заслуженно внесенный Интерполом в список десяти самых опасных преступников Европы, а в девяностые снискавший лавры одного из самых талантливых полевых командиров сербской армии. Остальные 17 тысяч мест заняли поклонники «Динамо».

Желько Ражнатович

С первых минут стало ясно, что футбол сегодня никого не интересует. Парни из «Делие» сумели прорвать ограждение и успешно атаковали группы хорватских фанов. Естественно, столь дерзкая акция не укрылась от внимания гордых представителей печально известной Bad boys blue. Сметя с пути весьма внушительный полицейский кордон, они прямо через футбольное поле ринулись к гостевому сектору. Ринулись, как полагается, не с пустыми руками — кто-то бежал с вырванным сиденьем, кто-то с файером, а кто-то даже сумел отобрать у полицейского дубинку. Игроков спешно увели в раздевалки, правда, не все захотели туда идти — некоторые футболисты «Динамо» поддержали своих фанатов, обрушившись на полицейских и сербов. Всемирно известным стал так называемый «Удар Бобана». Хавбек «Динамо» ударил полицейского в момент, когда тот задерживал кого-то из Bad boys blue. Интересно, что пострадавший страж порядка вообще был боснийцем, слабо смыслившим в причинах всей этой сербско-хорватской катавасии. Спустя годы он объявил, что прощает Бобана за тот удар, который навсегда сделал Звонимира героем нации для одних, и «грязным хорватским шовинистом» — для других.

По официальной статистике, матч обошелся без человеческих жертв. Правда, более ста человек получили очень серьезные телесные повреждения, несколько зрителей были ранены. На стадионе «Максимир», расположена мемориальная табличка с таким текстом: «Тем болельщикам Динамо, для которых война началась 13 мая 1990 года сражением на этих трибунах и чья жизнь брошена на алтарь Отечества»…

Можно бесконечно спорить, кто прав, но нельзя оспаривать одного — в субботу на «Максимире» будет очень жарко

Излишне говорить, что то был последний чемпионат союзной Югославии. Дальше была война, по итогам которой Сербия получила обвинение в геноциде, а Хорватия, практиковавшая занятные законы вроде запрета кириллицы и сербскоязычного ТВ, оказалась в роли жертвы. Можно бесконечно спорить, кто прав, но нельзя оспаривать одного — в субботу на «Максимире» будет очень жарко.

Команды Сербии (тогда еще Республики Югославия) и Хорватии уже попадали в одну отборочную группу. Было это в 1999 году. Оба матча завершились ничьими. В Белграде была зафиксирована нулевая ничья, на «Максимире» же игра получилась куда более веселой и завершилась со счетом 2:2. Синиша Михайлович вспоминает: «Сразу после жеребьевки мы сказали друг другу, что можем проиграть кому угодно, но только не Хорватии. Я и сейчас горд тем, что мы сдержали слово. Те матчи я не забуду никогда».

Уже в пятницу они сойдутся вновь…

Все материалы рубрики «Анатомия ненависти»

Сербско-хорватские отношения

Сербско-хорватские отношения
Сербия Хорватия

После распада Югославии и подписания Дейтонского соглашения, Хорватия и Сербия установили дипломатические отношения 9 сентября 1996 года. Сербия имеет посольство в Загребе и консульства в Вуковаре и Риеке, а Хорватия имеет посольство в Белграде и консульство в Суботице. Протяжённость государственной границы между странами составляет 314 км.

Тысячелетняя дружба

С момента создания своих первых стран на Балканах, согласно историческим документам, которые описывают их отношения с X века до XX века, отношения между сербами и хорватами были полны дружбы и сотрудничества без единого конфликта. Этот период в современной историографии называют тысячелетней дружбой.

Их совместная миграция в Юго-Восточную Европу на рубеже VI-го и VII века и их проживание рядом друг с другом, говорит о их близости, которая существовала в то время. Византийские источники упоминают ряд событий сотрудничества, взаимопомощи и союзов, которые имели место между сербскими и хорватскими племенами против иноземных захватчиков. Сербы и хорваты сражались вместе против византийцев, болгар, франков, венецианцев и венгров, а позже и против турок. Также, они давали укрытие людям и знати соседнего племени, если им грозила опасность(примеры: Властимировичи и Людевит Посавский).

После Великого раскола 1054 года появились первые различия между сербами и хорватами. Но это не привело к вражде между ними, не заставило их забыть о их близости и родстве.

Спустя некоторое время, их государства попадают под власть иноземцев: Хорватия в XI веке — под власть Венгрии, Сербия в XV веке — под Османскую империю. Хорватия сопротивлялась нападениям турков, поэтому с XIV века туда массово устремляется сербский народ. Православные сербы селились вперемежку с католиками-хорватами; они совместно отражали попытки Османской империи завоевать их территории, вместе строили дома и крепости, обрабатывали землю – особых различий ни они сами, ни венгерские чиновники между ними не делали. Хорватия была венгеро-турецким фронтом, и сербские переселенцы, как и хорваты, стали ополченцами, обрабатывавшими землю в промежутках между боями. В 1458 г. король Матьяш Хуньяди объединил их в «Чёрную армию» — это была первая объединённая сербохорватская армия. Длительное совместное проживание сербов и хорватов привело к образованию единого сербохорватского языка.

В 1462 году, после падения Боснии под натиском османов, в Хорватию мигрируют 18 000 сербских семей, а в 1480-81 гг. – более 100 000 человек. В 1578 г. австрийские власти создали Военную границу – административную единицу, занимавшую часть Хорватии, населённую хорватами и растущим притоком сербов. Местное население получило наименование «граничары» (пограничники), и состояло примерно поровну из хорватов и сербов, освобождавшихся от феодальных повинностей взамен на пожизненную военную службу. Так сложилась хорватская Краина. Именно она была мощной ударной силой против турок во время Сербской революции 1804-15 гг.

В 1848 г. хорваты и австрийские сербы вновь воевали бок о бок – на этот раз против венгров. Венгерская революция проходила под лозунгами свободы и национального возрождения венгров, а проживающим в Венгрии славянам, по мнению революционеров, оставалось забыть свои национальности и стать венграми. В ответ хорваты и сербы восстали против революционного венгерского режима и помогли австрийцам подавить революцию. Символом совместной борьбы и общей победы хорватов и сербов стал хорват Йосип Елачич. Барон и потомственный граничар, он был одним из первых паладинов славянского единства, начав использовать термин «иллиризм», означавший общность происхождения, кровное родство и единые интересы сербов, хорватов и боснийцев.В армию Елачича записалось множество добровольцев-сербов и из собственно Сербии, тогда уже независимой – это была отдача долга чести: ведь хорваты помогали сербам бороться за свободу. Елачич назвал своё воинство «Южнославянской армией» и создал отдельную автономию для австрийских сербов – Сербскую Воеводину.

По мере укрепления независимости Сербии появляется идея «Великой Сербии», связанная с иллиризмом и югославизмом, но ставившая сербов во главу будущего югославянского единства. В 1911 г. высокопоставленные офицеры и чиновники создали тайную организацию «Чёрная рука» во главе с начальником контрразведки Драгутином Димитриевичем; членами организации был также черногорский наследный принц Мирко. «Чёрная рука» рассматривала хорватов и словенцев как «неполноценных» сербов католического вероисповедания, что противоречило концепции югославизма, согласно которой все они – равноправные части одного народа. Одним из ответвлений этой организации стала группа «Млада Босна», чуть позже член которой, Гаврило Принцип, прославился убийством эрц-герцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда 28 июля 1914 года, спровоцировав Первую мировую войну, на которой и закончилась тысячелетняя дружба сербов и хорватов.

Югославская идея

С конца Наполеоновских войн во всей Европе распространяются национальные движения. Ранее народы сплачивались религиозными и феодальными отношениями, которым Просвещение и Великая французская революция нанесли сильнейшие удары. После великих потрясений немцы, итальянцы, баски, венгры, ирландцы, финны, эстонцы, литовцы, украинцы и другие европейские народы начали ощущать свою особость. Этот процесс затронул и балканских славян, в первую очередь хорватов и словенцев, как самых развитых и образованных. В 1830-е гг. в Хорватии иллиристы добивались объединения хорватских и сербских земель, входивших в составе Австрийской Империи, в единую административную единицу с официальным сербохорватским языком. Следующим этапом они видели освобождение всех югославянских народов от иностранного владычества и объединение их в единое государство. Иллиризм стал провозвестником югославизма – более широкого течения, развивавшегося уже в начале ХХ века. Югославизм пустил мощные корни в Сербии, распространился среди хорватов, затронул словенцев и черногорцев и даже болгар, хотя и в гораздо меньшей степени. К концу XIX века югославизм в Сербии окончательно трансформировался в великосербскую идею, согласно которой югославянские народы должны объединиться вокруг сербской монархии и православия.

Враждебность XX века и её причины

См. также: Сербофобия

В годы, предшествовавшие Первой Мировой войне, уже упомянутая «Чёрная рука» фактически управляла Сербией и частично Черногорией: её активисты возглавляли силовые структуры и контролировали госаппарат. Отделения «Чёрной руки» имелись в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Македонии, однако там великосербский вариант югославизма не мог получить массовой поддержки.

В ходе этого во второй половине XIX века в хорватской среде, помимо сохранявшегося югославизма, появляется национализм, замешанный на сербофобии. Постепенно в хорватской среде укрепилось презрительное отношение к сербам, что привело к возникновению Хорватской партии права. Приверженцы её идей считали, что сербы не имеют права жить на хорватской земле, и тысячелетняя дружба с ними приносила хорватам одни неприятности. Они считали, что сербы произошли от диких азиатов, о чём писал в своём труде «Имя серб» Анте Старчевич, идеолог хорватского национализма.

В 1871 г. группа Хорватской партии права во главе с Еугеном Кватерником, лидером движения, подняла восстание против австрийцев в городке Раковице под лозунгами независимости Хорватии. Кватерник, при всей своей сербофобии, декларировал в будущей независимой Хорватии равноправие сербов и призвал их присоединиться к восстанию. Раковицкий мятеж был подавлен, и Кватерник погиб в бою; вместе с ним погибла и группа сербов, откликнувшихся на его призыв.

Раскол между сербами и хорватами не был вызван какими-то дурными качествами тех или других: хорватская сербофобия была зеркальным отражением сербской хорватофобии. Сербские шовинисты утверждали, что хорваты — окатоличенные сербы, а хорватская нация искусственно создана Ватиканом для раскола сербского единства. Сербская газета «Србобран» разжигала нетерпимость столь же яростно, что и издания хорватских противников югославизма.

Сараевское убийство и Первая Мировая война ввергли Балканы в кровавый кошмар. Хорваты, будучи подданными Австро-Венгрии, воевали в австрийской армии; краинские сербы воевали бок о бок с ними. Австро-германское вторжение в Сербию было поддержано Болгарией, начавшей наступление на Македонию. Сербию поддержала Черногория, но противостоять армиям Четверного союза они не могли. К концу 1915 г. оба королевства были оккупированы австро-венгерскими и болгарскими войсками, установившими жестокий оккупационный режим.

После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев 1 декабря 1918 г стало ясно, что власть в новом королевстве вела себя как сербская, а не много- или наднациональная: династия королевства была сербской, подавляющее большинство чиновников и военной верхушки тоже состояли из сербов. Четники продолжали националистическую, ультра-православную и вождистскую традицию «Чёрной руки», представляя собой крайне агрессивные антидемократические силы, считавшие всех несербов гражданами «второго сорта».

В КСХС возник тяжёлый политический кризис в ходе неудавшегося переворота 1928 г. Того же года, но уже 8 августа в парламенте сербский депутат-националист, бывший член «Чёрной руки» и активист радикальной партии Пуниша Рачич спровоцировал свару и начал стрелять в депутатов-хорватов. Лидер хорватов Степан Радич и его коллега Иван Пернар погибли. Их похороны вылились в огромные манифестации, сопровождавшиеся стычками между сербами и хорватами. В 1929 г. в обстановке нараставшего хаоса король Александр I установил военную диктатуру, сменив название страны с КСХС на Югославия. Он ввёл цензуру, запретил большинство партий и профсоюзов, ограничил демократические свободы и создал политические трибуналы. В Хорватии и Македонии устанавливалась военная власть. В 1931 г. была принята новая конституция Югославии и восстановлены демократические свободы. Все проправительственные политики были объединены в Югославянскую радикально-крестьянскую демократию, основой которой стала сербская Народная радикальная партия. Идеологией режима в целом остался сербский православный национализм,. Среди сербов в 1930-е гг. продолжали распространяться антихорватские настроения: популярный священник и один из вождей четников Момчило Джуич повторял, что «страна не сможет существовать, потому что никто не может поместить сербов и хорватов в одном том же мешке».14 сентября 1932 г. члены Усташи попытались поднять восстание, атаковав пост жандармерии под Госпичем, но потерпели поражение. 9 октября 1934 г. в Марселе усташские и македонские террористы застрелили югославского короля Александра. К власти пришёл принц-регент Павел при малолетнем короле Петре II, который попытался сгладить национальные противоречия уступками: лидеры хорватов и словенцев вышли из заключения, национальные партии (кроме усташией и ВМРО) были легализованы. В 1939 г. сербские и хорватские политики подписали соглашение, согласно которому в рамках Югославии создавалась автономная Хорватская бановина. Это противоречило идее «интегрального югославизма» и вызывало негодование народов, которые автономии не получили. Протесты сербов и черногорцев приняли опасный характер, и в 1939 г. конкордат был отменён, что возмутило уже хорватов.

К моменту вторжения германо-итало-венгерских войск в апреле 1941 г. во время Второй мировой войны, Югославия под знаменем сербских коммунистов оставалась непрочным государством, раздираемым межнациональными противоречиями. При этом крайние сепаратисты, в первую очередь усташи и ВМОРО, не пользовались поддержкой большинства хорватов и македонцев, и опирались в основном на внешние силы – Германию, Италию, Венгрию и Болгарию. Югославская элита оказались слишком подвержена национальным, религиозным и личностным предрассудкам, чтобы предотвратить разгром своей армии и в условиях оккупации не допустить обрушения страны в дикое средневековье.

Современные отношения

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Сравнение

Хорватия Сербия
Население, чел. 4 154 213 7 041 599 (без Косово и Метохии)
Территория, км² 56 594 88 407 (без Косово и Метохии — 77 520)
Плотность, чел./км² 73,4 96,78 (без Косово и Метохии)
Столица Загреб Белград
Крупнейший город Загреб — 802 588 чел. Белград — 1 233 796 чел.
Форма правления парламентская республика парламентская республика
Официальный язык хорватский сербский
Религиозный состав 87,8 % — католичество, 4,5 % — православие, 1,3 % — ислам,

0,4 % — протестантизм, 6 % — другие

84,1 % Православие, 6,24 % Католичество, 4,82 % Ислам,

1,44 % Протестантизм, 3,4 % атеисты

Этнический состав 89,6 % — хорваты, 4,5 % — сербы, 5,9 % — другие 82,86 % — сербы, 3,91 % — венгры, 1,82 % — боснийцы, 1,44 % — цыгане,

1,08 % — югославы, 0,89 % — словаки, 9,79 % — другие

ВВП (номинальный)

на душу населения, $

16 100 13 944

Можно ли сербов и хорватов признать одним народом на основании общего языка?

Sam Doff 2172 4 года назад Data Analyst, M Eng (Cornell U), MA (Ball State U), BSc (Donetsk National U)

Помимо языка, есть и другие факторы, которые делают народ — народом. Например, религия (большинство хорватов — католики, большинство сербов — православные), история (у хорватов было собственное королевство, во многом ориентированное на Венецию и Западную Европу, в то время как сербы поддерживали более тесные отношения с Византией, а потом с Оттоманской империей).

Да и относительно языка можно долго спорить. Да, у сербов и хорватов он похож до степени смешения, но в то же время есть нюансы: сербы и половина хорватов говорят на штокавском наречии (wikipedia.org), внутри которого, впрочем, есть диалекты — свои для каждого из этих народов, зато у хорватов есть свои наречия (кайкавское и чакавское), не встречающиеся у сербов.

В конце концов, география: хорваты имеют довольно длинное побережье, и на их культуру это оказало сильное влияние (архитектура, кухня, обычаи).

Так что язык — не главное при определении национальной идентичности. Есть известная фраза Уинстона Черчилля про американцев и англичан, что это «две нации, разъединенные общим языком.»