Сергиевский скит свято троицкой сергиевой лавры
Содержание
Сергиевский скит. Святая обитель в сосновом лесу.
Очень здорово там побывать зимой, тогда там какая-то совсем сказочная, неземная атмосфера, гуляя там находишь успокоение души. Высокие, столетние сосны, пухлые сугробы, суетливые белочки, прыгающие с ветки на ветку, и где-то там, теряясь под заснеженными лапами ельника, прячется деревянная церковь монастыря с массивными, резными колоколами.
Служит там монах, старец Феодорит. Старцу давно за 80, и те, кто знают о нем, стремятся побывать в Сергиевском ските, чтобы пообщаться с монахом, спросить у него совета или благословения. Старец необычайно гостеприимен и любит посетителей, пообщаться с каждым человеком для него это в радость, дать благословение, поговорить о разном. В беседах можно незаметно провести несколько часов.
Когда я побывал там впервые, мы зашли в церковь, топилась печка
Х Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах…
, внутри было тепло и уютно. Маленькая деревянная церквушка, аромат протопленной избы, хвои, снаружи на лубяной скамейке сидел кот старца, которого можно угостить чем-нибудь вкусным, если наведаетесь туда. Всё это подарило такое непривычное нашему суетливому уму, умиротворение, безмятежность. В тишине заснеженного леса, в старой церкви скита кажется, что все проблемы остаются где-то снаружи, там, в другом мире. Вся маята города, всё то, что так утомило, отступает.
Туда следует отправиться, если вы хотите отдохнуть душой. Хотите спросить совета или благословения, или просто погулять и набрать святой воды в источнике скита. Но не забывайте, что это территория монастыря, и женщинам следует появляться там, в юбках и с покрытой головой, а также в дни свободные от постов.
Добраться туда удобнее будет на автомобиле, на въезде у шлагбаума нужно сказать охране, что вы направляетесь в скит. Если вы планируете добраться общественным транспортом, то поехать вам нужно будет на автобусе №10 до Благовещенского кладбища, далее пройти 15 минут пешком.
vladimirdar
Всего 68 фото
Гефсимания — место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место её славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку. Рассказ этот будет о Гефсиманском Черниговском Ските в Сергиевом Посаде, что в трех км от Троице-Сергиевой Лавры. Черниговский скит (в документах XIX века также упоминается как Пещерное отделение Гефсиманского скита) — скит Троице-Сергиевой лавры на северном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда.
Побывал я в этом месте 1 мая 2019 года. Стояла солнечная весенняя погода, воздух был прозрачен и чист — идеальные условия для фотокамеры… Мы познакомимся с историей Черниговского скита, его архитектурой, увидим с ами это великолепие. Поскольку история Гефсиманского Черниговского скита чрезвычайно насыщена историческими событиями именно духовного характера, рассказывать о которых следовало бы весьма отдельно, поэтому не будем в неё сильно углубляться, главное — увидеть эту удивительную святыню, составить первое и по возможности, подробное впечатление поскольку в такого рода места надо приезжать непосредственно самим, прочувствовать все именно на личном «живом» опыте и составить своё и только своё непосредственное впечатление. Однако, начинаем! Заси́м, добро пожаловать под кат.
По обыкновению, выделю курсивом поясняющую информацию под фотографиями и некоторые личные ощущения и впечатления «по-ходу».
Черниговский скит — общий вид с юга. Скит на этом фото снят именно с ракурса согласно представленного ниже плана.
В плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками.
План составлен В.Д. Курковым
Храмы скита:
1. Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери 2. Церковь свв. равноап. Константина и Елены 3. Церковь свт. Николая Чудотворца 4. Надвратная колокольня (1895-1900 гг.) 5. Колокольня в братском корпусе
Другие постройки монастыря:
6. Южный братский корпус (1868 г.) 7. Дом настоятеля (1890-е гг.) 8. Монастырская трапеза (кафе) 9. Ограда (1900-е гг.) 10. Угловые башни ограды 11. Фронтальные башенки ограды 12. Современная территория скита 13. Территория профессионального училища 14. Восточный братский корпус (1904 г.) 15. Трапезный корпус (1889 г.) 16. Южные ворота 17. Ворота училища 18. Постройки училища (советский период) 19. Пруд
Гефсиманский скит был основан в 1843-1844 годах. Уже в 1845 на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появляются деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, склонных к особенно строгому уединению.
В 1847 году известный московский юродивый Филиппушка (Хорев), одно время живший при Лавре, переселяется в Исаковскую рощу. Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита. Испросив разрешение на «копание погребка», Филиппушка начинает строить себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской лавры.
Пещеры сооружались до 1851 года, пока не стали включать в себя пещерный храм во имя Бесплотных Сил — бревенчатую полуземлянку, верхняя часть которой выступала над землёй, имела окна и подземные ходы с маленькими пещерками, и была завершена фигурной кровлей.
Южный братский корпус Черниговского скита (1868 г.)
Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери
28 августа 1849 года строителем Гефсиманского скита был назначен иеромонах Анатолий (с 1874 года — игумен); во многом его заботами и под его непосредственным наблюдением были выстроены две каменные церкви — Скитская часовня в Москве у Ильинских ворот, дом близ Сухаревой башни, жилые и хозяйственные здания Гефсиманского скита, пещерное отделение с гостиницей и хозяйственная ферма. 27 сентября 1851 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил подземную церковь в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.08.
Южный братский корпус (1868 г.). Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители.
Устав Скита славился своей строгостью и духом православной ревности. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие — все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери — главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников — таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.
Надвратная колокольня (1895-1900 гг.)
В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.
В 1852 году в пещерную церковь Александрой Григорьевной Филипповой была пожертвована Икона Черниговской Божьей Матери. По молитве пред этой иконой в 1869 году была исцелена парализованная крестьянка, после чего икона явила более 100 чудес и исцелений. По названию иконы скит в 1890-е годы и получил своё имя.
Варнава преставился 17 февраля (2 марта) 1906 года, а в 1995 году был канонизирован.
Фасад Южного братского корпуси (1868 г.) у южных угловых ворот
Предсказания прп. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
Южная угловая башня
В 1856-1857 годах строится надпещерная деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и святого Василия Парийского, расширяется пещерная церковь. Но наиболее активное строительство в скиту ведётся в последние десятилетия XIX века.
Мы зайдем в Черниговский скит именно через южные отдаленные врата
Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры!
В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании были вскрыты для кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. Тогда же по закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит». Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе (свидетельство очевидца — о. Сергия Боскина).
Композиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886-1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851 году. В 1856-1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.
Рассмотрим архитектурные детали Черниговского собора в подробностях
Представление о построенном в 1886-1897 гг. пятиглавом двухсветном храме во имя иконы Черниговской Богоматери дают иконографические источники и описание храма. Последнее приводится в издании 1899 г., посвященном Гефсиманскому скиту и пещерам при нем, автор которого своими глазами видел новопостроенный надпещерный храм во всем его великолепии.
«По наружному своему виду храм во имя Черниговской иконы Божьей Матери очень красив. Он устроен в древнерусском стиле XVI века. В длину новый храм имеет от паперти до горнего места 18 сажен, в ширину с приделами 15 сажен, а в вышину с крестом около 20 сажен… Верх храма увенчан куполами в древневизантийском стиле; на среднем из них глава и крест вызолочены чрез огонь, а остальные увенчаны вызолоченными крестами и украшены такими же подзорами. На фронтоне храма находятся писанные по вызолоченному фону изображения святых».
Приведенное описание построенного в конце XIX в. Черниговского храма свидетельствует о том, что задача поставленная перед Н.В. Султановым, как архитектором, при проектировании и строительстве храма, была успешно выполнена: «русский стиль» архитектуры новопостроенного храма придал ансамблю зданий Черниговского скита более выразительный архитектурный облик. Эту особенность Черниговского храма отметил позднее член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, назвавший Черниговский храм чрезвычайно типичным и целостным выявлением понимания русского стиля в самом конце XIX столетия.
Не менее успешно при строительстве Черниговского храма была выполнена задача, поставленная перед Н.В. Султановым, как инженером. С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 года.
Войдем внутрь величественного Черниговского собора
Фотографировать внутри категорически запрещают, пришлось правда нарушить этот обескураживающий запрет пару раз)
На первом плане мы как раз и видим киот с Черниговской Иконой Божьей Матери
Икона Божьей Матери Черниговская-Гефсиманская вблизи. Стороннее фото.
В правой же части этого кадра можно видеть место нахождения мощей Варнавы Гефсиманского
Авторские фото пещерного храма у меня отсутствуют, поскольку в той же категоричной форме нам было отказано в возможности сфотографировать святыню. Не помогли никакие обоснованные просьбы и внятные пояснения о благой цели фотосъемки…
Это как раз вход в пещерный храм с южной стороны фасада собора. Посещение пещер платное и только в составе организованной экскурсии.
Фотографии Пещер Черниговского скита выложенные ниже взяты из сторонних источников…
В литературе не указывается, как долго копались пещеры, но подразумевается, что сооружались они все четыре года жизни Филиппушки на указанном месте, т.е. до 1851-1852 гг. Приходо-расходные книги лавры за 1849-1851 гг. позволяют говорить о том, что Филиппушка копал пещеры до 1849 года.
Пещерный храм
С 1849 по 1851 гг. в пещерах уже работали подряженные Лаврой землекопы, плотники, каменщики. Трудом рабочих ископанная Филиппушкой средняя пещера была превращена в благоустроенную часовню, представлявшую собой частично заглубленный в землю бревенчатый сруб, освещавшийся окнами, прорубленными в его верхней выступавшей из земли части и завершенный фигурной кровлей.
Смежные с пещерным храмом стены и сводчатые потолки качественно и искусно расписаны
Отходившие от средней пещеры подземные ходы, прокопанные Филиппушкой, старанием тех же рабочих были превращены в обложенные кирпичом сводчатые подземные коридоры с такими же сводчатыми маленькими пещерками по сторонам. Работы по обустройству пещер, начатые Филиппушкой, были закончены к осени 1851 года. Осенью того же года пещерная часовня была освящена, как пещерный храм во имя Бесплотных Сил.
Подземные укрепленные кирпичом переходы «пещер»
Освящение пещерного храма знаменует окончание первого, начального этапа в истории Черниговского скита. Возникший в 1845 г., как уединенная обитель нескольких отшельников, каждый из которых жил в отдельной келье-пустыньке, в 1851 г., с постройкой храма, скит превратился в монашеское общежитие, — пещерное отделение Гефсиманского скита. В 1845-1851 гг. все немногочисленные постройки в Черниговском скиту были деревянными, не исключая и вкопанного в землю бревенчатого сруба пещерного храма.
Монашеская пещерная келья
Монашеская пещерная келья
Поднимемся к земному свету; продолжим обходить и осматривать здание Черниговского собора против часовой стрелки
Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус.
Трапезный корпус (1889 г.)
В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню скита в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы местных густых хвойных чащоб.
Принимая во внимание то, что южный каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в «пещерах» каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса (на фото ниже слева), был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 году.
Этот скальный обломок возможно обозначает место некоего захоронения, но пока ничего надписями здесь не обозначено
Черниговский собор — вид с востока
В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской.
В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса.
(Келейный) Восточный братский корпус (1904 г.)
За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в «русском стиле». При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX- начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой — величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма.
Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XlX-XX вв. (в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита), в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.
Стоит отметить почитаемое до революции скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году. Здесь покоятся останки знаменитых русских философов — В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н. Леонтьева) (отмеченные деревянными крестами).
Это фрагменты безымянных надмогильных памятников на месте некрополя лежащие то тут, то там, откопанные при восстановлении прежнего облика Черниговского скита и благоустройстве территории скита
Северный фасад Черниговского собора
Рассмотрим в деталях надвратную колокольню Черниговского скита
Постройка новой более высокой колокольни завершила второй этап в строительной истории Черниговского скита — 1857-1874 гг. В указанные годы четвероугольное расположение пустынек, сложившееся вокруг пещерной церкви 1851 г., было закреплено сооружением над ней верхней надпещерной деревянной церкви и южного келейного корпуса со Святыми воротами и колокольней. Низкие, вытянутые объемы верхней церкви и южного корпуса, оживленные часто поставленными арочными оконными и дверными проемами, шатровые завершения церкви, южного церковного крыльца и колокольни создавали определенное стилевое единство этих эклектичных по архитектуре сооружений.57.
Стилевое единство собора и колокольни позволяет говорить о сложении в 1857-1874 гг. целостного архитектурного ансамбля Черниговского скита. Композиционным центром сложившегося ансамбля служил объем верхней церкви; композиционную ось его, ориентированную по линии юг — север, определяли: вертикаль колокольни над южным келейным корпусом, шатровое завершение южного церковного крыльца и, наконец, глава самой верхней церкви (см. на схеме/плане скита).
Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви в комплексе были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором Лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.
Восточные Святые врата
Восточная часть кирпичной ограды Черниговского скита (слева от надвратной колокольни). На дальнем плане Гефсиманский скит.
Как мы помним, свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземной галереей, проложенной под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, также показывают его паломникам. Как мы увидели, удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.
Киновия Боголюбская (на дальнем плане на фото выше и крупным планом на фото ниже) создана по инициативе митрополита Филарета между 1849 и 1859 гг. для погребения братии Троице-Сергиева монастыря. Расположенная в непосредственной близости к Гефсиманскому скиту и его «Пещерам», киновия входит в единую художественную систему культовых ансамблей середины и второй половины XIX в. на окраине города. Это небольшой комплекс кирпичных, преимущественно гражданских зданий, помещенный на мысу между двух прудов, сформировался в 1840-1870-х гг.
Киновия (общий вид). На берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника (на фото справа).
В 1950-е годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. Сейчас год на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть № 51105 (ЦФТИ — Центральный физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства обороны Российской Федерации), а также училище.
Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.
Очевидно, что-то следует сказать в финале!?…
А знаете, ничего говорить не стоит, просто сюда нужно приехать. И уже на месте вы ощутите всё Это — прикосновение к Истории, чему-то такому, что человеческим языком не выразить, а если и попытаться выразить словами, то всё сведется к банальным часто используемым эпитетам и штампам для такого возвышенного окружения. Ничего не надо говорить!) В общем, у каждого из нас своя Гефсимания!
Увидел в Контакте:
Ответ на письмо общественности Патриарху по поводу сожжения монахами книг А. И. Осипова «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»:
Московский Патриархат
Священный Синод Русской Православной Церкви
Отдел по монастырям и монашеству
№ 370 — «15» июня 2012 г.Уважаемая
Анна Игоревна!
Ваше обращение, адресованное Святейшему Патриарху, рассмотрено в Синодальном отделе по монастырям и монашеству.
По сути изложенного Вами вопроса, сообщаю, что 11 июня сего года состоялось заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Решением Духовного Собора насельник Лавры, принимавший участие в описанных Вами событиях, был направлен в Скит для покаяния, а поступок его осужден.
С уважением, ФеогностАрхиепископ Сергиево-Посадский,
Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству
Текст обращения, на которое дан ответ, тоже приводится: Святейшему Патриарху Московскому
и всея Руси Кириллу
Ваше Святейшество!
17 мая 2012 г. на сайте www.Credo.ru появился видеосюжет, в котором два монаха с помощниками сжигают подаренное в Троице-Сергиеву Лавру большое количество экземпляров книги профессора МДА А.И.Осипова «Из времени в вечность: посмертная жизнь души», изданной Сретенским монастырём и рекомендованной к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Этот сюжет тут же распространился по всей сети Интернет, вызвал большой общественный резонанс и активно обсуждается в социальных сетях, в разговорах, статьях, всевозможных комментариях.
Такой дерзкий поступок монахов, открыто, перед лицом всего мира, противопоставивших себя церковному священноначалию, без сомнения, подрывает авторитет не только монашества, но в определённой степени и нашей Церкви. В связи с этим вызывает недоумение отсутствие официальной реакции монастырского руководства на эту варварскую акцию.
Просим Вас, Ваше Святейшество, оградить возглавляемую Вами Церковь от ещё одной провокации бесчинствующих.
С уважением, представители общественности
(всего 210 подписей)
Примечательно, что подписавшие петицию к Патриарху представляются не как чада Церкви, не как христиане, а как «представители общественности» и судят не с точки зрения соответствия запечатлённого на видео поступка Христовым заповедям, а с точки зрения того, как это выглядит в глазах мира.
Но, уж коль скоро Духовный Собор Лавры принимает такие решения, а Синодальный отдел их озвучивает; представляется логичным получить от этих организаций прямые ответы на два вопроса:
1. Считают ли Издательский Совет, Синодальный отдел по монастырям и монашеству и Духовный Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры книгу «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» соответствующей православному вероучению?
2. Что именно в действиях заснятых на видео нашли достойным осуждения Духовный Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Отдел по монастырям и монашеству?
Игумен Ефрем Ватопедский: Когда старец сказал, что я стану монахом, я подумал – кошмар!
– Вы родились в верующей семье? Какова была ваша первая сознательная встреча с Богом?
– Я из деревенской семьи, из бедной деревни. Мои родители – земледельцы. Мой отец был работяга, не особенно церковный человек. Мама – Божий человек. И первое мое духовное вдохновение было от батюшки, от священника нашего села. У меня была тяга к церковной жизни: надевал полотенце на шею и совершал «литургии» в детстве. Всё понимал и схватывал, потом повторял, отпусты совершал.
– Что повлияло на ваше решение принять монашество? Кто был вашим духовным отцом?
– Моим духовным отцом был старец Иосиф Ватопедский. А монахом я стал потому, что благодать меня привлекла.
Я не мог даже представить себе этот образ жизни – в первый раз, когда я приехал на Афон, мне было 18 лет. Я учился в церковной школе, и один мой однокурсник, который тоже хотел стать монахом, но, в конце концов, стал женатым священником, сказал, что в одной гражданской газете есть статьи про Святую гору. Я начал читать эти статьи и захотел приехать на Афон. Потом через год мы приехали в богословскую школу Афин учиться, и в 1975 году я первый раз приехал на Афон.
В программе встреч была встреча со старцем Ефремом Катунакским, который почил в 1998 году. У него от Бога была сильная харизма. Нас было тогда пять студентов. Он смотрит на меня: «Ты, – говорит, – монахом станешь». Я от горя с ума сошел! «Еще епитрахиль наденешь, – говорит, – священником станешь». И плюс говорит: «Ещё будешь из нашего духовного рода – учеников Иосифа Исихаста».
Я спать не мог от этого! Кошмар – как монахом стану?! Поехали в монастырь Григориат, попросил встречу с игуменом монастыря отцом Георгием, духовным человеком. «Я, – говорю, – очень опечален: был в Катунаках, и старец Ефрем такой ответ мне дал». – «Старец Ефрем такую вещь тебе сказал? Тогда всё, – говорит, – кончено. Он никогда не промахивается». Мне ещё хуже стало, увеличилась моя скорбь. Уже другой старец подтвердил слова первого!
Поехал тогда в Буразели – это большая келья, там жил духовный брат старца Ефрема старец Харалампий, который тоже был одним из ниптиков, из трезвенных отцов. Кого встречал из духовных отцов, всем свою боль говорил: у меня были другие мысли и цели в жизни. Настолько я был глупым еще тогда! Когда читал святого Иоанна Кронштадтского, он настолько повлиял на меня, что раз у него был «белый» брак (они с женой жили, как брат и сестра), то и я хотел так жить.
Говорю старцу отцу Харалампию: так и так, горе у меня. «Старец Ефрем, – говорит, – тебе сказал?» – «Да». – «Всё кончено», – говорит. И с того времени меня называли послушником. Все между собой подшучивали: «ты послушник», «ты послушник». А я от горя умереть хотел. Через пять лет после этого я стал монахом, то есть пророчество исполнилось.
Тогда я встретил и старца Иосифа Ватопедского, который, как и Ефрем Катунакский, тоже был учеником Иосифа Исихаста. Все они внесли большой вклад в исихастское возрождение Святой Горы.
Фото ridus.ru
– В России отношение к Афону особенное. Мы воспринимаем Святую гору как место, максимально близкое к идеалу монашества. Каждый русский монах, послушник надеется подвизаться на Афоне, а простые верующие мечтают хотя бы день провести тут. Чем привлекает людей Святая гора?
– Святая гора Афон – единственное действующее монашеское государство в мире, которое сохраняет всю православную традицию. Что такое монашество? Монашество – это детальное соблюдение евангельских заповедей, Евангелия. Значит, там, где опытно переживается монашество, опытно переживается православие.
Когда мы говорим о предании, то не имеем в виду фольклор или какие-то народные обычаи. Под традицией предания мы подразумеваем искусство, технику святости, которая передается опытно от человека к другому человеку. Достижению этой цели способствует Святая гора. Наши братья русские ищут и жаждут этого неподдельного настоящего православного слова, поэтому любят Святую гору, и мы их любим тоже. Поэтому многие из них у нас гостят, и мы молимся о них.
– Традициям Святой горы уже больше тысячи лет, в каждом монастыре они свои. А какая из особенностей монашеской жизни Ватопеда наиболее близка вам?
– У каждого монастыря разные варианты исполнения устава, но православное предание, традиция – одна. Некоторые говорят, что есть традиция русская, греческая или румынская, но подчеркивают, что не имеют в виду духовную жизнь. В духовной жизни одна традиция – православная. Но то, что касается, например, церковного пения, второстепенных обрядовых вопросов – там могут быть разные особенности.
Богословие наше – то же самое, которое опытно переживается всеми, и все мы можем быть причастниками этого богословия – богословия, которое передано нам от воплощенного Бога Слова. Я на Афоне люблю всенощные бдения, торжественные Литургии. Это не значит, что богослужения в других местах – в вашей стране или в других – второстепенного значения. Как-то одного вашего коллегу спросил, ходит он в храм или нет. «Нет, – говорит, – только на Афоне хожу в храм». «Почему?» – говорю. «Потому что только здесь, – говорит, – хорошая Литургия». – «Ошибаешься, не только у нас».
Догматически и духовно все Литургии – одно целое, но на Афоне другая духовная атмосфера. На Афоне безмолвная исихастская атмосфера больше помогает впитывать богослужение, потому что Святая гора – особенно благодатное место. В каждом монастыре пребывают молитвы отошедших отцов, молитвы живых отцов. Каждого монаха на Афоне учат, чтобы он молился непрестанно, без перерыва.
На Святой горе много чудотворных икон Божьей Матери, очень много святых мощей. Всё это духовно украшает место. И всё это так подготавливает сердца монахов и паломников, что они становятся восприимчивыми к совершаемым священнодействиям. Я сейчас четвертый день вне Афона, а думаю, что уже год прошел – так мне не хватает этой атмосферы, духовного качества, которое там пребывает, и вообще самого места.
Старец Ефрем выступает на конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение»
– В 2016 году исполняется тысяча лет русскому присутствию на Афоне. Почти в каждом афонском монастыре есть русские монахи и послушники. Каково лицо русского афонита сегодня? Как становятся афонитами в наши дни?
– Празднование тысячелетия присутствия русского монашества на Афоне действительно оправданно. Очень много русских монахов угодили Богу за эти тысячу лет. Русский монастырь святого Пантелеймона издал книгу — можно сказать, современный русский афонский отечник. Я сейчас читаю эту книгу и удивляюсь, насколько русские подвижники понуждали свою человеческую природу к соблюдению монашеских обязанностей и обетов.
Венец русских афонских монахов – это святой Силуан Афонский. Это действительно один из самых великих святых, очень высоких духовных мер. Помню, прежде чем его канонизировали, наш приснопамятный духовный отец старец Иосиф прочитал книгу старца Софрония, ктитора монастыря святого Иоанна Крестителя в Эссексе, который был учеником святого Силуана и его биографом.
Отец Иосиф часто нам говорил, насколько он вдохновлялся книгой «Старец Силуан», и какую благодать получал, читая эту книгу. И приводил святого Силуана в пример, потому что благодаря этой книге (там важны не только слова самого святого Силуана, но и то, что старец Софроний их так богословски правильно изложил – по-моему, он тоже святой) было представлено величие православного догмата, высокая ценность православной жизни.
Я из своего опыта знаю, что очень многие люди через эту книгу становились православными, и многие молодые становились монахами, читая и изучая её.
– Современному человеку трудно представить себе ежедневную, ежеминутную жизнь с Богом. А на Афоне это проще?
– На Афоне гораздо проще. Вчера вечером я здесь в комнате читал ученика старца Софрония – отца Захарию, который передает учение своего старца своим ученикам. И пишет одну очень интересную вещь, о которой я тоже раньше думал, но не осмеливался высказать.
Старец Софроний говорил: есть очень много святых и в миру, которые получили большую благодать из-за разных трудностей, испытаний, которые у них были на жизненному пути, и из-за того, что у них было терпение согласно евангельской заповеди. Но, говорит старец Софроний, несмотря на это, только монахи могут достичь чистой молитвы, и этого они достигают из-за послушания, которое оказывают своим духовным наставникам. Это послушание дает им очень глубокую беззаботность и беспопечительность. И когда нет никаких попечений у монаха, то он может свободно заниматься молитвой.
Хочу сказать, что в сегодняшнем мире особенно важно присутствие монашества и таких мест, как Святая гора, потому что у них большой духовный эффект.
– Монах – человек, живущий наедине с Богом. А что такое любовь к Богу?
– Монах жаждет Бога, стремится к Богу. А здесь есть такая тайна, чудо такое: не только монах, но и каждый христианин, который стремится любить Бога, взамен получает Божественную нетварную энергию в своем сердце. И чем больше увеличивается эта нетварная энергия в его сердце, тем больше его любит Бог. Мы, православные христиане, придаем большое, великое значение первой заповеди – полюбить Бога всем сердцем, всей силой, всем умом, разумом.
Очень важно, чтоб человек любил Бога. У этой любви нет конца. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Ядущие меня ещё будут алкать, и пьющие меня ещё будут жаждать» (Сир. 24:23).
Перевод с греческого монаха Феодоха
Добавить комментарий