Серпуховский мужской монастырь

Распятский монастырь в Серпухове

В конце зимы, направляясь куда-то по своим делам, я заглянул на полчасика посмотреть Распятский монастырь в Серпухове. Вернее, в настоящее время это не монастырь, а храм Распятия Господня, но в Серпухове он когда-то был действующим женским монастырем, наравне с еще двумя другими, ныне действующими, Владычным и Высоцким. Сейчас же Распятский храм принадлежит медицинскому училищу и находится в полуразрушенном состоянии. Тем немее службы там идут.

Краткая история Распятского монастыря для интересующихся

  • В Сотной книге 1552 года говорится, что на этом месте в Серпухове стоит деревянный храм Рождества Христова.
  • Около 1662 года при храме существовал Новорождественский женский монастырь, более известный под своим поздним названием – Распятский женский монастырь.
  • В 1718 году начинается строительство каменного собора на деньги княжны Н.М Гагариной.
  • В середине 18 века построены Святые врата с колокольней над ними.
  • В конце 18 – начале 19 века построены восточные Святые врата, которые выходят на улицу Калужская.
  • В 1764 году монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь (Распятская церковь).
  • В начале 1930-х годов церковь закрывается.
  • В настоящее время в храме возобновлены службы.

Территорию, которая раньше принадлежала монастырю, сейчас занимают по большей части частные владения: жилые домики со всех сторон обступили храм, так что с первого взгляда и не понятно, как к нему пройти. Собственно от тогдашнего монастыря осталась колокольня, которая постепенно рушится, восточные Святые ворота, ну и сам Распятский храм. Снаружи все это выглядит достаточно заброшено, даже не верится, что внутри идут службы. Но в этом настойчиво убеждает их расписание около двери храма.

Внутри Распятский собор полностью переоборудован и разделен на этажи. На первом этаже находится что-то вроде спортивного зала, и говорят, что располагается котельная, а на втором – часть помещения отведена собственно под сам храм, где идут службы.

Я попросил благословения батюшки на фотографирование и сделал несколько снимков внутри, которые лаконично дополняют рассказ о том, в каком состоянии сейчас Распятский монастырь в Серпухове.

Престольные праздники Распятского храма:

  • Распятия Господне празднуется в Страстную пятницу.
  • Рождество Христово – 7 января.
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября.

Как добраться до Распятского храма в Серпухове

Храм находится по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, 40.
Добираемся любым автобусом, идущим к Площади Ленина, а от нее можно прогуляться до храма пешком. Это займет всего пару минут.

Отзыв: Родник «Живоносный источник» (Россия, Лужки) — Интересное местечко.

Был недавно проездом в Серпуховском районе и случайно наткнулся на интересное местечко под названием Родник «Живоносный источник».

Интересна история этого родника. Издавна на этом месте был овраг, на дне которого били ключи с чистой водой. Во время войны, на берегу реки Оки, вблизи которого находиться родник, располагались воинские части лётчиков и связистов и родник был для них источником питьевой воды, которая поступала по проложенному трубопроводу.
После войны военные ушли и овраг оказался на долгое время бесхозным, зарос деревьями и кустарником и со временем был заболочен.
Несколько лет назад местные энтузиасты на добровольных началах решили очистить место и обустроить его, так и появилось это красивое местечко «Живоносный источник» на въезде в деревню Лужки, Серпуховского района.
Со временем энтузиасты объединились в некоммерческую организацию и на добровольные пожертвования начали обустраивать родник.
Дорожка к роднику:

Ключевая вода качается электронасосом. Для набора чистой прохладной водицы нужно нажать на выключатель справа от трубы :

Купальня, говорят обладает целебными свойствами:

Обустройство и поддержка родника в нормальном состоянии производится только на пожертвования посетителей. Ящик для пожертвований:

Часовенка:

Тем, кто едет в те края отдыхать или рыбачить на берег р. Оки — советую заехать на родник и набрать чистой, прохладной ключевой водицы. Кстати, вода направлялась на анализ в Пущинский научный центр, находящийся напротив, на другом берегу реки Оки, все показатели отличные.
Как добраться.
По Симферопольскому шоссе (М-2) до поворота на г. Серпухов в точке :
Широта 54°54′31″N (54.90851)
Долгота 37°30′42″E (37.51158)
Главное не свернуть на Серпухов раньше, если вы едете из Москвы, или позже — если со стороны Тулы, так как с шоссе в город два прямых заезда.
В указанной точке (Яндекс карта) сворачиваем на Серпухов и едем по Борисовскому шоссе примерно километра полтора до указателя налево «Лужки», точка на карте:
Широта: 54°54′41″N (54.911285)

Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте

Собор Вознесения Господня

В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.

Знаменский храм

Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.

Колокольня

Колокольня выполнена в русско-византийском стиле.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.

Никольская церковь

Никольская церковь (справа) богато декорирована.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.

Спасский собор

Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.

Храм всех святых

Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.

Святой источник

Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.

Вокруг Серпухова: святыни, исцеляющие алкоголизм, бесплодие и отношения в семье

Glazey выяснил всю правду о святых местах в наших окрестностях.

Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь основана пять веков назад благодаря усилиям преподобного Давида, известного в народе, как Серпуховский чудотворец. Преподобный был праведником, служил Богу, а после своей смерти являлся людям и исцелял их. Говорят, помогает святой людям и сегодня. Паломники со всей страны едут к одной из самых почитаемых святынь монастыря – мощам Давида. У мощей молятся о появлении детей. По словам священнослужителей, верующие не раз рассказывали, как благодаря молитвам бесплодные по диагнозам врачей женщины беременели и благополучно рожали. В пустынь также приезжают помолиться у мощей преподобного Моисея Угрина. Святого просят об избавлении от измен в семье. В стенах обители очень много святынь, в том числе, икона с частицей святых мощей блаженной Матроны Московской.

Как добраться: Едем на электричке до станции «Чехов». С автовокзала садимся на 36 автобус и выходим на остановке «поселок Новый быт». На автомобиле нужно ехать по Симферопольскому шоссе, свернуть на втором повороте на Чехов. На указателе на Крюково свернуть с шоссе и ехать все время прямо до поселка Новый Быт.

Икона «Неупиваемая чаша»

Это самая известная икона, изображающая Богородицу и младенца Иисуса над чашей, позже названной «неупиваемой». Впервые ее целительный эффект заметили более века назад. Один крестьянин из Тульской губернии,отставной солдат, страдал запоями так, что у него отнимались ноги. Но бедолага ничего не мог с собой поделать и продолжать пить горькую. Однажды ему приснился сон, в котором старичок советовал отправляться в Серпухов, найти икону и ей молиться. Совсем отчаявшись, мужичок целые сутки молился перед иконой. Каково же было удивление страждущего, когда у него прошли осложнения хронического алкоголизма, а безумную тягу к алкоголю, как рукой сняло.Исцеление было настолько удивительным, что слава о чудотворной иконе понеслась сначала по всей округе, а потом и по всей стране. Сейчас икона находится в Высоцком монастыре Серпухова. К ней до сих пор приходят вереницы паломников, ждущих исцеления. Икона помогает миллионам людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, курением. Есть в монастыре специальная книга, в которую записывают свидетельства тысяч исцелений. Верующие уверяют, что икона помогает исцелять и другие недуги.

Как добраться: Автобусы от серпуховского вокзала №3, 8, 20

Талежский святой источник

В древнем селе Талеж находится святой источник. Он расположен нa oчeнь кpacивoй тeppитopии c нeбoльшoй цepквyшкoй, звoнницeй и кyпaльнями. Иcтoчник нaxoдитcя в низинe, к нeмy извивается длинная лecтница. Haд poдникoм ycтaнoвлeнa чacoвня вo имя икoны «Живoнocный иcтoчник». Источник уникальный: вода в роднике мягкая и очень вкусная, и обладает удивительными целебными свойствами. Верующие смогли победить самые тяжелые недуги, особенно это касается болезни глаз и печени. Нa иcтoчникe cтoят двe бpeвeнчaтыe кyпeли: мужская и женская. Вода в купальнях зимой и летом плюс 4 градуса. Желающих окунуться в купель хватает в любое время года, ведь сюда люди едут за благодатью и исцелением от болезней.

Как добраться: Электричкой до станции «Чехов». Садимся на 25 автобус и едем до остановки Талеж. На автомобиле с Симферопольского шоссе свернуть на Мелихово. Примерно через 10 км будет указатель «Талеж. Источник во имя преподобного Давида», где надо повернуть налево и доехать до следующего указателя «Святой источник».

Анна-Зачатьевская церковь и святой источник

Возле Анна-Зачатьевской церкви находится святой источник. К нему приезжают паломники, чтобы попросить Бога о рождении ребенка. Многие бесплодные по приговору врачей пары рожают ребенка, да не одного. Святой ключ украшает поклонный крест из светлого гранита, и освещенная икона Матери Божией «Живоносный источник». В самой церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1997 году в день празднования этой иконы, в церкви отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и чудом не получили никаких ранений, хотя находились на передовых позициях. Также в храме находится почитаемая икона Зачатия святой праведной Анны Пресвятой Богородицы. Кстати, откуда же такое название церкви? Конец 17 века. У стольника Саввы Васильчикова не было детей. Тогда он дает обет, что построит храм в благодарность Богу, если в их семье родится ребенок. При начале строительства храма Анна Васильчикова зачала и родила долгожданную дочь, названную Марией.

Как добраться: С остановки «Земляной мост» можно доехать на автобусе 458 до остановки улица Пушкина,7. Далее пройти пешком один километр.

Как говорят сами священнослужители, всякая икона чудотворная, так как на ней изображен образ того, кому мы молимся. Главное, обращаться к святыне с верой, ведь без веры никакие исцеления невозможны.

Распятский монастырь

Предшественником Распятской церкви был Рождественский храм на серпуховском посаде, первое упоминание о котором содержится в Сотной книге князя Василия Семёновича Фуникова 1552 г. Первоначально церковь Рождества Христова, как и большинство храмов Серпухова того времени, была деревянной. Приход состоял из 10 дворов бобровников. По данным на 1620 г., в приходе Рождественской церкви значилось 14 дворов кузнецов, пушкарей и серебряников.
В 1652 г. храм был перестроен или обновлен, на что указывает выданная в апреле этого года новая благословенная грамота на престол Рождества Христова.
Монастырь
В 1665 г. при храме был основан Новорождественский монастырь. По другим данным, женская обитель существовала уже в 1662 г., т.к. в документах под этим годом упомянута настоятельница-старица Маремиана. Это был первый женский монастырь на Серпуховской земле, позднее ставший более известным как Распятский. Новорождественскому Распятскому монастырю, никогда не становившемуся очень богатым или влиятельным, было суждено просуществовать лишь одно столетие – с 1662 по 1764 гг. В 1701 г. во владении обители числилась только часовня, располагавшаяся в городе и приносившая 1–2 рубля дохода в год. Первоначальные постройки оставались деревянными, сестры обходились «мирским подаянием, Христовым именем».
На территории монастыря, обнесенного оградой со Святыми воротами, располагались храм с колокольней и кельи. В церкви Рождества Христова с шатровыми главами было два престола, она была выстроена в два этажа и имела трапезную. На звоннице колокольни висели четыре колокола.
Сохранилось достаточно подробное описание убранства монастырского храма 1704 г. В верхнем храме, освященном в честь Рождества Христова, главной святыней являлся обложенный серебром крест со святыми мощами, украшенный жемчугом. Иконостас был украшен деревянными вызолоченными и посеребренными резными деталями, нижняя часть алтарной преграды и царские врата расписаны красками. Иконы местного ряда иконостаса также были заключены в серебряные оклады. В алтаре за престолом располагалась икона Богородицы в окладе, украшенном драгоценными камнями. Водосвятные чаши и паникадило были медные, богослужебные сосуды – серебряные. Нижний храм, освященный во имя святого Иоанна Предтечи, убранство имел более скромное – сосуды здесь были оловянные, однако чтимые иконы местного ряда иконостаса – «Иоанна Предтечи с деянием» и «Рождества Христова с деянием» – украшены серебряной басмой.
Положение монастыря улучшилось при игуменье Евстолии, которая сменила пожилую настоятельницу Евфимию. В 1715 г. за обителью числилось 2 двора с 5 душами мужского пола и 3 женского.
В 1718–1719 гг. осуществлялось строительство каменного собора на средства, пожертвованные княжной Назаретой Матвеевной Гагариной, дочерью первого главы Сибирской губернии князя Матвея Петровича Гагарина, казненного Петром I за лихоимство и большую растрату. Княжна Гагарина хотела создать архитектурное сооружение в новом европейском стиле. Некоторые краеведы узнают в храме Распятия черты Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Церковь Распятия Христова строилась, как четырехстопная. Но осуществлению первоначального замысла помешала смерть вкладчицы Н. Гагариной. При ней был построен только первый этаж, который позднее был увенчан граненым куполом со шпилем, он и сохранился до наших дней как единственная постройка бывшего монастыря.
В 1724 г. обители были пожалованы «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде» в вечное владение.
В 1764 г., во ходе секуляризационной реформы Екатерины II, монастырь не избежал участи многих небольших русских монастырей – он был упразднен и обращен в обычную приходскую церковь.
Церковь Распятия Господня
Собор Распятия Христова, являвшийся центральным сооружением Распятского Новорождественского монастыря, – одно из самых замечательных зданий Серпухова XVIII века. Он имел три престола: главный – Распятия Господня, придельные – Рождества Христова и Усекновения главы Иоанна Предтечи. В плане храм представляет собой прямоугольное шестистолпное базиликальное сооружение, завершенное приземистым глухим восьмигранным барабаном с граненым куполом, увенчанными шпилем. Южный и северный фасады украшены треугольными фронтонами, в стенах прорезаны 23 больших окна. На восточной стене едва намечено алтарное полукружие. На фасадах Распятской церкви практически отсутствует наружный декор, за исключением кованого козырька XIX века над южным входом и фрагмента металлической оконной решетки на окне северной стены.
Заказчица, вероятно, хотела построить храм, не уступающий церквям Петербурга, о чем свидетельствуют и масштаб сооружения, и его планировка. За образец неизвестный архитектор взял храмы северной столицы. В церкви Распятия Христова присутствует то же стремление к внутреннему зальному пространству и большим оконным проемам, так же слабо выражена алтарная часть, тот же дух регулярности и рационализма, что и в современных ей храмах Санкт-Петербурга – первоначальных Петропавловском и Исаакиевском соборах. Кровля и купол церкви были надстроены несколько позже.
В 1750-х гг. (по другим данным, в 1760-х гг.) на средства купцов Серебренниковых были выстроены Святые врата, над которым возведена колокольня в формах провинциального барокко с четко выраженными ярусностью и вертикализмом. В первом ярусе расположены сами ворота с калитками по сторонам, над ними находится подсобное помещение (келья), выше поставлен вытянутый четверик, надстроенный восьмериком звона, который увенчан круглой главой. Ярусы колокольни разделены карнизами, проемы окон заключены в скромные рамочные наличники, грани восьмерика и четвериков декорированы пилястрами, в верхней части колокольни пилястры рустованы. Всеми этими деталями как бы сглажена монументальность и внушительность форм здания.
В конце XVIII столетия Новорождественский Распятский монастырь занимал целый квартал. Он был окружен каменной оградой, имевшей в плане форму неправильного четырехугольника. В углах ограды стояли четыре башни, которые использовались лишь в качестве хозяйственных построек.
Расположенные со стороны Калужской улицы восточные Святые врата сооружены в конце XVIII в., уже после упразднения обители. Ворота с двумя калитками сложены из кирпича, декорированы белокаменными деталями и увенчаны треугольным фронтоном, они по своей симметричной композиции напоминают триумфальную арку.
Приход Распятской церкви, являвшейся одной из крупнейших в Серпухове, составляли жители близлежащих улиц и деревни Заборье. В 1825–1835 гг. священником в храме был Алексий Иванович Левитский, позднее являвшийся настоятелем Троицкого собора и благочинным Серпуховского округа. Во второй половине XIX в. причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, члены причта имели государственные и церковные награды. По данным на 1916 г., в здании колокольни действовала церковно-приходская школа.
Судьба храма в советское время и в наши дни
В начале 1930-х гг., после смерти настоятеля протоиерея Сергия Боголепова, церковь была закрыта. Здание передали медицинскому училищу и переоборудовали под общежитие: одноэтажный храм разделили внутри на два этажа, все признаки культового назначения здания были уничтожены. С северной стороны была пристроена котельная.
Во второй половине 2000-х гг. церковь Распятия Христова была возвращена верующим. Возобновлены богослужения, которые в настоящее время совершаются регулярно.