Сестра андриса лиепы
Содержание
- Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения
- Коротко о родителях
- Отец
- Мать
- Детские годы
- Юность
- Большой театр
- Соединенные Штаты Америки
- Ленинград
- Дальнейшая карьера и жизнь
- Признание
- В настоящее время
- Личная жизнь Андриса Лиепы
- Интересные факты
- Судьба Андриса Лиепы. О великом отце и трагической любви
- Андрис Лиепа: биография
- Андрис Лиепа, которого не смущают «мерседесы»
- Андрис и Катя Лиепа развелись со скандалом
- Андрис Лиепа
Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения
Детьми знаменитых родителей всегда быть трудно — тень их славы преследует известных отпрысков неотступно. Заданную высокую планку очень сложно перепрыгнуть — или хотя бы достичь ее, в то время как за тобой пристально наблюдают тысячи глаз. Не все выдерживают подобное, и, к сожалению, есть много примеров того, как жизнь ребенка известных родителей катится под откос. Но немало и тех, кто показал себя достойными продолжателями рода. И среди них — Андрис Лиепа.
Коротко о родителях
Прежде чем говорить собственно об Андрисе и его достижениях, следует хотя бы коротко пояснить, чей он сын. И в первую очередь нельзя не сказать о его отце, знаменитом балетном артисте и киноактере Марисе Лиепе.
Отец
Марис появился на свет в Латвии в тридцать шестом году минувшего столетия. С детства проявлял творческие способности. Сначала он стал было петь, однако вскоре из-за слабости здоровья его отдали в балет, записав в хореографическое училище. В нем Марис Лиепа показал свои блестящие способности танцора и артиста. Уже в тринадцать лет он танцевал не только детские партии, но и взрослые. Кроме того, он занимался спортом и преуспел и в этом.
В 1953 году Лиепа поступил в Московское хореографическое училище. Еще студентом его заметили, а после окончания училища началась блестящая карьера артиста балета. Марис Лиепа работал со многими коллективами, в том числе танцевал в легендарной труппе Большого театра — это была его юношеская мечта, которой было суждено сбыться. Кроме того, Лиепа удачно показал себя и как киноактер. Первый съемки в его карьере были в 1969 году.
В последние годы жизни артист снимался и выступал крайне мало. С коллективом Большого театра у него случился конфликт, из труппы он был уволен. Отношения с семьей тоже оставляли желать лучшего. Все это вместе, вероятно, способствовало раннему уходу Лиепы из жизни. Он скончался в марте 1989 года, ему было всего пятьдесят три.
Мать
Мать Андриса Лиепы, супругу Мариса, зовут Маргаритой Жигуновой, в молодости она работала драматической актрисой. Она родилась в Тверской области в 1937 году, а уже с шестидесятого стала трудиться в московском пушкинском драматическом, окончив перед этим школу-студию МХАТ. Одно время не работала, посвятив себя детям, но затем вновь вернулась на сцену. Снималась в кино. Особой известности, а уж тем более такой, как у именитого супруга, у нее никогда не было, а посему и информации о ней имеется куда меньше.
Маргарита Жигунова здравствует и по сей день, правда, уже не играет. С Марисом Маргарита познакомилась на съемках картины «Илзе» в пятьдесят девятом году, в честь героев этой ленты супруги назвали и своих детей (сестру Андриса Лиепы зовут Илзе, она тоже известный человек в творческом мире).
Детские годы
Теперь, когда ясно, в какой одаренной и творческой семье появился на свет в канун Рождества шестьдесят второго года Андрис Лиепа (на фото ниже), становится понятным и то, что не пойти по стопам родителей не могли ни он, ни младшая на год Илзе.
Родным городом Андриса, наполовину латыша, стала Москва, а родной улицей — Брюсов переулок. Именно там будущий артист провел свое детство, в доме, где, помимо его знаменитой семьи, жили и многие другие актеры — например, небезызвестный Качалов. И, проведя аналогию с Домом писателей (он находится в Лаврушинском переулке столицы, в свое время в нем жило большое количество литераторов), родной дом маленького Андриса легко можно назвать Домом актера. Впрочем, московское детство будущего артиста началось уже после трехлетнего возраста. Дело в том, что, когда Андрис был еще совсем крошкой, на свет появилась Илзе, и старшего сына отправили к родителям отца в Ригу — чтобы матери было полегче. В Латвии маленький Андрис заговорил — разумеется, на латышском языке, — а бабушку и дедушку, родителей отца, считал самыми родными людьми. Когда его вернули домой, и самому мальчику, и его близким первое время было очень сложно, но затем все наладилось.
И началось самое обыкновенное детство самого обыкновенного московского мальчишки — как с друзьями и гулянием во дворах, так и с обязательными кружками. Андрис и Илзе посещали их в большом количестве — ходили и на хореографию, и на фигурное катание, и на музыку, и много куда еще. Андрис в итоге остановил свой выбор только на музыке (окончил музыкальную школу) и на балете — пошел по стопам отца, который, кстати, в балетной школе вдобавок ко всему и преподавал. В Ригу брат с сестрой уезжали каждое лето и каждый Новый год — до тех пор, пока живы были дедушка с бабушкой.
Юность
Окончив школу, Андрис Лиепа ни минуты не сомневался, где ему продолжать учиться дальше. Он поступил в Московское хореографическое училище, туда же, где в свое время учился его отец. Как признавался позже сам артист, он ожидал, что его будут, даже невольно, сравнивать со знаменитым отцом, и внутренне был готов работать на все двести процентов, чтобы доказать, что он не хуже именитого родителя. Уже с первого курса Андрис стал показывать невероятную работоспособность и целеустремленность.
Училище молодой артист балета окончил в восьмидесятом году минувшего столетия, и сразу был принят в труппу Большого театра.
Большой театр
Первой серьезной ролью молодого артиста на легендарной сцене стала партия Сальери в постановке «Моцарта и Сальери». Андрис подошел к делу очень ответственно и, исполняя данного отрицательного персонажа, продемонстрировал не только хореографические умения, но и блестящие актерские навыки. После этого ему одну за другой стали доверять крупные роли во всевозможных спектаклях. Лиепа танцевал в «Жизели», » Спящей красавице», «Лебедином озере», «Иване Грозном» и много где еще. Но судьбоносной ролью Андриса Лиепы, личной его большой победой является исполнение партии Принца в «Щелкунчике»: именно после этого выступления танцор смог попасть в ведущие артисты театра.
Соединенные Штаты Америки
После непродолжительной работы в Большом театре Андрис Лиепа уехал в Америку, в Нью-Йорк, работать по контракту. Интересно, что это предложение молодой артист принял после того, как на гастролях в Париже познакомился с Рудольфом Нуриевым (эту встречу позднее сам Лиепа-младший назовет судьбоносной). В Нью-Йорке (кстати, поездка эта состоялась в конце восьмидесятых годов) Андрис Лиепа танцевал во многих спектаклях, в том числе и в постановках Михаила Барышникова.
Работа в Нью-Йорке оказалась очень важной для Андриса. Позднее он отмечал, что она многое дала для его дальнейшего творчества. В Америке он набрался опыта, оценил, как работают коллеги из Соединенных Штатов. За проведенное там время — чуть больше года — Андрис Лиепа станцевал более чем в сорока спектаклях и проехал с туром по всем крупным городам Соединенных Штатов.
Ленинград
По возвращении из Америки Андрис Лиепа пришел в труппу Кировского театра — так раньше называлась легендарная Мариинка. Позвал его туда сам руководитель, Олег Виноградов. Кировский театр станет для Лиепа по-своему судьбоносным — именно там он встретит свою любовь. Но об этом подробнее будет рассказано далее.
И в этом театре, как и на предыдущих местах работы, Андрис показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Он очень быстро выбился в лидерские позиции и выступал с ведущими партиями в спектаклях. За время работы артистом балета Мариинки Андрис Лиепа исполнял партии в таких постановках, как «Петрушка», «Баядерка», «Щелкунчик» и так далее. С переездом в Москву окончилась и карьера Андриса в рамках Кировского театра.
Дальнейшая карьера и жизнь
Что же случилось потом в биографии Андриса Лиепы? Очень многое. Например, фильм-балет «Возвращение жар-птицы», в котором он не только исполнил заглавную партию, но и выступил в качестве режиссера. Он вообще стал активно пробовать себя в роли режиссера-постановщика — не только театральных, балетных постановок, но и музыкально-концертных шоу. Так, Андрис поставил шоу для таких эстрадных артистов, как Жасмин, Тамара Гвердцители, Михаил Шуфутинский, Анита Цой и так далее. Если же говорить о спектаклях, срежиссированных Лиепой, то в качестве примера можно назвать, например, «Маэстро» в «Новой опере» или «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинке.
Активно Андрис Лиепа занимается и благотворительной деятельностью — это он тоже унаследовал от отца. Он входит в число членов попечительского совета московского фонда «Вера». А еще Лиепа-младший — член Патриаршего совета по культуре (и глубоко верующий человек).
Признание
У Андриса Лиепы немало наград. Достаточно назвать лишь несколько: Гран-при конкурса в Соединенных Штатах, «Золотая лента русского кино», народный артист России. Последнее звание Лиепа получил сравнительно недавно, девять лет назад.
В настоящее время
Большую сцену Андрис Лиепа оставил некоторое время назад после травмы, полученной им на одном из выступлений. Однако совсем из мира танца он не ушел. В настоящее время артист работает в театре «Кремлевский балет» — трудится там главным балетмейстером и одновременно является художественным руководителем.
Личная жизнь Андриса Лиепы
Конечно, нельзя обойти стороной и разговор о личном. Тем более что многих зачастую именно этот аспект жизни артистов интересует больше всего. Что касается биографии Андриса Лиепы, личная жизнь у него была (или остается?) весьма бурной.
Он был женат дважды (по неподтвержденной информации — трижды). Первой супругой Андриса стала артистка балета Большого театра Людмила Семеняка, с которой молодой артист познакомился, придя в труппу. Их брак был совсем недолгим, а распался, возможно, в том числе и потому, что Людмила на десять лет была старше Андриса.
После их расставания Лиепа жил и работал в Америке, и, по некоторым сведениям, успел обзавестись супругой и там. Если верить этим слухам, американка тоже была старше сына Мариса Лиепы, и их супружеская жизнь также не задалась.
Третьей (или второй) женой Андриса Лиепы (и на настоящий момент пока последней) стала балерина Екатерина Катковская, позже взявшая фамилию мужа. Они познакомились в Мариинском театре — Екатерина в нем уже танцевала, а Андрис только вошел в труппу. Спустя некоторое время они стали встречаться, а затем и поженились. Это произошло в девяносто восьмом году. Вскоре родилась их первая и единственная дочь, которую назвали Ксенией. В течение четырнадцати лет брак четы Лиепа казался счастливым и крепким. Однако в 2012 году все изменилось — личная жизнь Андриса Лиепы треснула по швам, поскольку его супруга подала на развод. Кто был прав, а кто виноват в той истории, посторонним не узнать. Однако факт остается фактом: вот уже шесть лет Андрис Лиепа не женат.
Интересные факты
- В квартире детства Лиепы прежде жила балерина Екатерина Гельцер, после ее смерти владеть жильем стал Большой театр. Марис Лиепа получил эту квартиру в двести пятьдесят метров — на целый этаж — после рождения своих детей.
- Был крещен в раннем детстве.
- Стал заниматься балетом с восьмилетнего возраста.
- Отец Андриса Лиепы коллекционировал иконы и антикварные вещи, в том числе и мебель.
- В школе Андрис охотно занимался гуманитарными науками, технические же не любил.
- Любит проводить время с дочерью Ксюшей, вместе они ездят кататься на Воробьевых горах на скейте и/или велосипеде.
- Является поклонником японской кухни.
- Андрис Лиепа стал первым танцовщиком, получившим официальное разрешение на работу в иностранных труппах.
Таков Андрис Лиепа, биография и личная жизнь которого по-прежнему являются предметом живого интереса и нестихающих обсуждений.
>Новости
13 марта 2019
Судьба Андриса Лиепы. О великом отце и трагической любви
«Меня часто называют именем моего отца – Марис. Оно довлеет надо мной, это мой крест», – признался однажды Андрис Лиепа. Его отец – это икона мирового танца, в паре с Майей Плисецкой они прославили советский балет на весь мир. Он понимал, что его будут сравнивать с легендарным отцом, но не побоялся выбрать ту же стезю. Их с сестрой Илзе все считали золотой молодежью, которой все легко дается. А в это время им приходилось трудиться вдвойне, чтобы оправдать знаменитую фамилию.
В 20 лет он уже стал ведущим солистом Большого театра. Его заметил сам Рудольф Нуреев, который помогал ему ставить танцы. А вот как о нем отзывалась Майя Плисецкая: «У него свой стиль – лирического принца, потому что у него такая аристократическая внешность, которая очень хорошо смотрится со сцены. Как в сказках – благородство и внешняя красота».
Родители Андриса познакомились в самолете. Его мама, актриса Маргарита Жигунова, летела на съемки фильма «Илзе» в Ригу. А папа ехал на работу, танцевать в Рижский оперный театр. Илзе, младшую сестру Андриса, как раз и назвали в честь той героини, которую тогда сыграла мама. Маленького Андриса на продолжительное время отправили к бабушке в Ригу, там он научился говорить на латышском языке. Артист до сих пор отзывается о столице Латвии очень тепло. Он считает любимую Ригу городом своего детства. А в Москве их жизнь проходила между драматическим театром имени Пушкина, в котором играла мама, и Большим театром, где танцевал отец. Дети были либо на репетиции у мамы, либо на спектакле у папы. Марис Лиепа всегда брал им билеты в первый ряд. Особенно сильные впечатления у маленького Андриса остались от балета «Спартак», в котором его отец командовал легионом. «Известностью своих родителей я никогда не тяготился. Они были рядом. А я знал, что надо работать, чтобы не уронить имя нашей семьи», – уверен Андрис Лиепа.
По наследству от отца Андрису досталась любовь к лепке. Еще в детстве он много лепил из пластилина, потом начал работать с глиной. Сейчас он мечтает, что когда-нибудь, когда он уйдет на пенсию, у него освободится много времени для хобби. «Я буду не лепить, а лиепить», – шутит народный артист. Марис Лиепа много занимался физическим воспитанием детей. Каждый вечер они бегали, плавали в бассейне, дома стоял станок. «Если вы будете много трудиться, у вас будет очень интересная жизнь», – говорил отец Андрису и Илзе. Еще Андрис хорошо рисовал, работы мальчика хвалили, его мама надеялась, что сын станет художником. А Андрис Лиепа пошел по стопам отца и стал артистом балета.
В 1986 году Андриса ждал мировой триумф. В США вместе с партнершей Ниной Ананиашвили он получил Гран-при на 3-м Международном конкурсе артистов балета. Вернувшись домой, он с медалью побежал к отцу, у которого уже была новая семья, дверь Андрису открыла маленькая девочка, оказавшаяся его сводной сестрой. «У папы было очень много поклонниц, которые атаковали его. Пережить это было практически невозможно», – в этом Андрис и видит причину развода своих родителей.
Андрис Лиепа стал первым артистом Советского Союза, которому официально разрешили работать на Западе. Тогда многие шептались, что Андрис оставил страну и театр, который дал ему все, и уехал в Америку к предателю и перебежчику Михаилу Барышникову. Лиепа относился к этому иначе. Во-первых, для него это был выход на совсем другой уровень. Во-вторых, так ему было легче пережить болезненный разрыв с первой женой, знаменитой балериной Людмилой Семенякой. Жена была на десять лет старше Андриса, он был влюблен. Родители тогда не пытались отговорить сына от раннего брака, понимали, что он настроен решительно. А Андрис и Людмила даже после развода какое-то время жили вместе. Они и сейчас иногда встречаются в Большом театре, где «тепло и нормально общаются».
В Америке Андрис снова женился. Супруга работала в ООН. «Моя профессия дает мне новые горизонты в творчестве, а в семейной жизни она мешает», – признался Лиепа в студии «Судьбы человека». Второй брак тоже был недолгим, он продлился чуть больше года.
Когда Андрису предложили работу в России, в Мариинском театре, он бросил устроенную богатую жизнь в Америке и примчался в перестроечную Россию. В то время, когда из нее массово уезжали те, кто когда-то обвинял его в предательстве. Казалось, что теперь у него есть все, о чем он мечтал. В России он нашел новую любовь. С балериной Екатериной Катковской они прожили пять лет в гражданском браке, а потом обвенчались. В третьем браке родилась его единственная дочь Ксения, названная в честь святой Ксении Петербургской. Долгие годы семья Андриса и Екатерины считалась образцово-показательной в балетном мире. От этой красивой и интеллигентной пары невозможно было ожидать того, что прозвучало… Тогда в адрес Лиепы посыпались обвинения едва ли не во всех смертных грехах. Он до сих пор думает, что они могли разойтись мирно. А Екатерина привлекла адвокатов и сделала процесс публичным.
Семья для Андриса – это и династия, и профессия, и жизнь, и судьба. «Отец отдавал театру все, включая свою душу, а я, когда вырос, понял, что театру можно отдавать все свое время, силы, но душу надо оставлять для другого», – признался Лиепа и добавил, что он много чего успел в жизни и еще успеет. 22 года он является духовным чадом отца Власия. В Дивеево, в святых местах, он построил дом, в котором всем хорошо. Уже второе Рождество он, Илзе и маленькая Наденька (дочь Илзе) встречают именно там.
Что Андрис Лиепа рассказал о своем знакомстве с великим Нуреевым? Как артиста приняли на Западе? Почему его называли «дитя перестройки»? Как складывались его отношения с первой женой, балериной Людмилой Семенякой? И как он пережил непростой развод с Екатериной? Ответы на эти вопросы – в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».
Андрис Лиепа: биография
Родился в Москве в семье танцовщика Большого театра Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического театра имени Пушкина Маргариты Жигуновой. Сестра – балерина Илзе Лиепа. Есть единокровная сестра Мария Лиепа, актриса.
В 1980 году окончил Московское академическое хореографическое училище (класс Александра Прокофьева). По окончании училища был сразу принят в балетную труппу Большого театра. За восемь лет работы в этой труппе станцевал ведущие партии в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».
Первые гастроли с труппой Большого театра прошли по городам Польши.
В 1988 году стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Со своей партнершей Ниной Ананиашвили стал приглашенным артистом в труппе «Нью-Йорк Сити балет».
В том же году начал работать в «Американском театре балета», где исполнил партию Принца в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым, танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и в «Скрипичном концерте» Джорджа Баланчина.
В 1989 году принял участие в гала-концерте, посвященном столетию Вацлава Нижинского в Ленинграде.
Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио, танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.
Танцевал в театре «Ла Скала» с Карлой Фраччи, в Парижской опере — с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне.
Был приглашенным солистом в балетной труппе Римской оперы, Шведской оперы.
С труппой «Кремлевского балета» исполнил ведущие партии в спектаклях «Макбет» и «Золушка» в постановке Владимира Васильева.
Исполнил главную роль в фильме «Короткое дыхание любви».
В 1993 году восстановил три балетных шедевра Михаила Фокина: «Петрушка», «Шехеразада» и «Жар-птица».
В фильме «Возвращение Жар-птицы» был режиссером, продюсером и исполнителем главных партий во всех трех балетах.
В 1994 году поставил оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре.
В 1997 году сыграл Сергея Есенина в пьесе «Айседора, когда она танцевала» в Токио.
В 1997 году организовал Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы и является председателем правления фонда.
В 1998 году поставил балет «Шехеразада» в Латвийской национальной опере.
В 1999 году выступал в Мюнхене с труппой Мариинского театра в спектакле «Жар-птица».
В 2000 году стал режиссером балетного вечера в рамках международного фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске.
В январе 2002 года организовал и поставил «Новогоднее шоу для детей и взрослых» в Гостином Дворе в Москве. С тех пор новогодние спектакли для детей в Гостином Дворе стали традиционными.
В марте 2002 года на сцене ГЦКЗ «Россия» как режиссер представил вечер певицы Жасмин «Перепишу любовь».
В марте 2003 года был режиссером-постановщиком сольного концерта Тамары Гвердцители в ГЦКЗ «Россия» в Москве.
Стал организатором гастролей балетной труппы Римской оперы на сцене Большого театра в рамках фестиваля «Черешневый лес», в 2003 году.
В 2004 году был режиссером балета «Сапфиры» с Ирмой Ниорадзе в главной партии.
В 2004 году принял участие в работе жюри премии «Золотая маска».
В 2005 году в Риге был режиссером-постановщиком шоу » Ave Майя», посвященного юбилею Майи Плисецкой.
В 2006 году стал режиссером клипа на композицию Игоря Крутого, съемки которого прошли в залах Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
В 2006 году выступил режиссером-постановщиком гала-концерта, посвященного 80-летию Майи Плисецкой в «Ковент-Гардене» в Лондоне.
В 2007 году был членом жюри IV Шанхайского международного конкурса артистов балета.
В 2007 году в качестве режиссера-постановщика восстановил балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна».
В 2007 году был режиссером-постановщиком концерта арт-группы «Хор Турецкого» в Кремле и сорежиссером-постановщиком шоу Аниты Цой «На восток» в Лужниках.
Танцевал ведущие партии в спектаклях: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» и др.
Трижды, в 2006-2008 годах, организовывал для ветеранов Великой Отечественной войны «Бал победителей» в комплексе музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Много лет подряд организует в Гостином Дворе традиционные новогодние балы.
Звания
▪ Заслуженный артист РФ (1986)
▪ Народный артист РФ (2009)
Награды
▪ Золотая медаль на Московском международном конкурсе в юношеской группе (1981)
▪ Серебряная медаль на Московском международном конкурсе (1985)
▪ Гран-при на Международном конкурсе в американском городе Джексоне (1986)
▪ Премия «Золотая лента русского кино» Французской киноакадемии (1998)
▪ Орден Трех звезд (2007)
Семья
Первая супруга – Людмила Семеняка, балерина Большого театра (брак распался)
Вторая супруга – Екатерина Катковская, балерина Кировского театра (познакомились в 1989 году, поженились в 1998 году, развелись в 2012-м)
Дочь – Ксения (1998)
Андрис Лиепа, которого не смущают «мерседесы»
Андриса Лиепу и его сестру Илзе в 1970-е наверняка называли «золотой молодежью». К Богу они шли каждый своей дорогой, как и большинство в те годы, – через пионерское детство и комсомольскую юность. Сегодня брат входит в Патриарший совет по культуре, сестра – в числе попечителей Благотворительного фонда святителя Василия Великого.
С народным артистом России Андрисом Лиепой мы беседовали в Нью-Йорке после воскресной литургии, по соседству с Николаевским Патриаршим собором, вдали от театральных подмостков и огней Линкольн-Центра. Но разговор с солистом балета, театральным режиссером, продюсером и основателем Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы о вере не был бы полным без разговора о творчестве и балете, с которым у Андриса связаны без малого 45 лет жизни.
Латышское детство
Андрис Лиепа в Нью-Йорке у Николаевского Патриаршего собора
– В 1962 году, когда я родился, папа, Марис Лиепа, уже был ведущим солистом Большого театра. Родился отец в Риге, и его мечтой всегда было переехать в Москву и танцевать в Большом театре. В своем дневнике он так и написал: «Я буду танцевать принца Зигфрида на сцене Большого театра». И мечта осуществилась.
Мама была драматической актрисой. С отцом она познакомилась в самолете, когда летела в Ригу на съемки фильма «Илзе», в честь которого и назовут мою сестру. А меня назвали в честь моего прадедушки – он тоже был Андрей. По внутреннему латышскому распорядку крестили меня в лютеранской церкви. Бабушка Лилия Кришевна и дедушка Эдуард Андреевич, коренные латыши-лютеране, решили, что если я регулярно приезжаю к ним, то и ответственность за мое будущее в какой-то степени тоже лежит на них.
Так случилось, что вскоре после моего рождения мама забеременела Илзе, и меня отправили в Ригу, где я прожил до трех лет. Первым языком, на котором я заговорил, стал латышский. Когда Илзе родилась и немного подросла, меня решили вернуть обратно в лоно наших московских квартир. Папа с мамой были заняты на работе, и за мной отправили мамину маму Екатерину Ивановну. Всё было хорошо до тех пор, пока мои латышские бабушка с дедушкой были рядом. Они меня посадили в поезд, а когда поезд тронулся, маленький мальчик подумал, что его украли, и стал носиться по поезду и кричать: «Верните меня к бабушке с дедушкой!» Я не знал по-русски ни одного слова, Екатерина Ивановна знала по-латышски лишь одно – «Нельзя!» И только по приезде в Москву меня начали учить русскому языку.
– Какими языками вы владеете сейчас?
– Русским, конечно, а разговорный латышский знаю примерно так же, как и английский, и мне даже сказали, что по-латышски я говорю с американским акцентом.
– Андрис, вот вы вернулись в Москву, и там у вас началось обычное детство? Или всё-таки необычное для 1960–1070-х?
– Обычное для московского мальчика детство. Родители – на работе, с нами сидела бабушка. Мы с Илзе с детства занимались хореографией, гимнастикой, ритмикой; нас водили на фигурное катание и в музыкальную школу. В итоге из всех родительских экспериментов остался только один – балетная школа, тем более что отец в этой школе преподавал.
Ежегодно на летние и новогодние каникулы я уезжал в Ригу. В центре города у нас был хороший двухэтажный дом. Дедушка, домовитый хозяин, любил ходить по грибы, рассадил сад, выращивал розы и лилии. Это были годы, когда я буквально купался в их любви. К сожалению, дедушка рано погиб, бабушка ушла вслед за ним, а когда мне было 10 лет, не стало и моей московской бабушки.
На театральных подмостках
– Как вписывалось ваше лютеранское воспитание в жизнь семьи известного столичного артиста балета?
– Отец был педагогом школы Большого театра, лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, получал по тем временам огромную зарплату – 550 рублей. Квартиру нам дали очень красивую – в центре Москвы на улице Неждановой (теперь это Брюсов переулок). До нас в ней жила знаменитая русская балерина Екатерина Васильевна Гельцер; она осталась после революции в России и стала первой народной артисткой РСФСР. Была звездой Большого театра, дожила до 1962 года. У нее, к сожалению, не было ни детей, ни родственников, и после ее кончины квартира отошла Большому театру. А так как у отца на тот момент было пополнение – мы с сестрой, ему выделили эту огромную квартиру – 250 метров, целый этаж! Но в советское время не полагалось иметь такие большие площади, и потому ее разделили пополам: одну половину отдали дирижеру Александру Копылову, а вторую половину – нам. В результате нам достался красивый зал с колоннами, фойе с лепниной, но при этом у нас не было ни кухни, ни ванной. Всю жизнь отец хотел выкупить соседскую половину, но из центра Москвы, понятно, никто уезжать не хотел.
Жили мы рядом с храмом Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. В нем пели Козловский и Лемешев, там служил митрополит Питирим. Когда в 1960-е годы из центра Москвы стали убирать церкви, наш храм тоже хотели закрыть и разрушить. Козловский с Лемешевым пошли в правительство Москвы, и им удалось его отстоять.
Не могу сказать, что до сознательного возраста я был воцерковленным мальчиком, но всегда помнил, что крещен. Меня очень тянуло в католические храмы; в наш храм в Брюсовом переулке я тоже заходил, но больше неосознанно: все-таки сказывалось пионерское детство. А Илзе вообще крестилась в сознательном возрасте.
В 8 лет нас с Илзе определили в балетную школу…
– Любое специализированное учебное заведение – это все-таки закрытое пространство со своими законами, порой неписаными. Сложности какого плана были у вас как у детей известного танцовщика?
– Отец действительно был знаменитым танцовщиком, и потому другие дети на нас смотрели как сквозь лупу. При этом у большинства детей, которые приходят в балетную школу (или которых приводят родители), как правило, складывается превратное понимание того, что такое балет. Одно дело – смотреть в театре на балерин в пуантах, и совсем другое – постоянные занятия. Да, балет – это красиво, но чем это оборачивается в частности для здоровья, мало кто знает. И когда детей ставят к станку и заставляют двигать ножкой, то месяца через полтора-два желание танцевать исчезает. А мы-то с сестрой знали, что это такое – балет, так как часто часами сидели на репетициях с папой.
– Тем не менее, это была престижная профессия…
– …и конкурс в балетную школу был большой – из 200 человек брали одного. Все прекрасно понимали: достойная жизнь и зарплата, а самое главное – в советское время при «железном занавесе» танцовщики Большого театра уже в 20 лет получали возможность выезжать за границу. Большой театр тогда гастролировал в Америке, Англии, Франции, отец часто ездил и в Австралию. Советский Союз продвигал балетное искусство. Эта пропаганда сыграла положительную роль в развитии советского балета, и мы этим имиджем до сих пор живем.
Советское правительство, и особенно нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, были очень внимательны к творческим работникам. Дом, в котором мы и сейчас живем, построил по личному распоряжению Луначарского архитектор Щусев специально для артистов. В нем, кроме уже упомянутой Екатерины Васильевны Гельцер, жили великие русские актеры Василий Иванович Качалов и Леонид Миронович Леонидов.
У нас всегда было много гостей: приходили известные танцовщицы Галина Сергеевна Уланова, Марина Тимофеевна Семенова, Татьяна Михайловна Вечеслова, из-за границы приезжали Надя Нерина, Морис Бежар… Приходил Юрий Григорович. Отец и мама любили устраивать русские приемы. Папа надевал косоворотку, на стол ставили русские блюда.
Икона «Спаса Вседержителя» из коллекции Мариса Лиепы сейчас находится в Преображенском соборе
– Как вы смотрели на увлечение вашего отца коллекционированием икон? В те годы это было естественно для человека его круга?
– Отец действительно всю жизнь собирал антиквариат и иконы. Как пришло к отцу это увлечение – не знаю, но, анализируя наше детство, понимаю, что в окружении святынь человек не мог оставаться равнодушным к вере, к церкви…
Свою коллекцию отец собирал с большим пониманием и серьезностью: ходил в комиссионные магазины, находил там уникальные вещи: красивую мебель, сервизы – и отдавал их на реставрацию. Однажды в старой комиссионке он приобрел мебель, принадлежавшую Буденному.
Иконы отец очень ценил. У нас были иконы святителя Николая Чудотворца XVII века, коллекционные иконы. Мне кажется, что старинная, намоленная икона, вне зависимости от того, знаешь ты о ней или нет, осознаешь ее присутствие в доме или нет, всё равно на тебя воздействует и оберегает.
– А можете вспомнить, в какой момент вы сознательно пришли в церковь?
– Еще в балетной школе, выходя на сцену, я всегда склонял голову и внутренне обращался к Богу. Не конкретно с молитвой, а обращался туда, вверх, потому что понимал: кроме того, что ты можешь делать что-то своими ногами, нужна и поддержка высших сил. Я не крестился прямо, однако перед выходом на сцену складывал руки так, как мы это делаем, подходя к причастию. Но до моего воцерковления пройдет еще немало лет…
Я понимал уже тогда, что ангел-хранитель дается нам с момента крещения, и всё, что со мной происходило на протяжении моей жизни, происходило по воле Божией. Это чудо, и оно продолжается всю мою нестандартную, необычную жизнь.
Часто говорят, что природа на детях отдыхает. Так и о нас с сестрой думали с самого детства: раз папа гений, то дети, хотя и будут продолжать его дело, но без большого успеха. Не могу сказать, что меня это угнетало, но я сразу понял, что мне нужно будет работать не на сто процентов, а на двести.
В школе я не любил математику, химию, зато обожал литературу, историю, географию, общественные науки. Музыкальную школу мы с Илзе закончили вместе с балетной и получили хорошее, в том числе и теоретическое, образование – по музыкальной литературе, истории искусств и театра. Сегодня эти знания дают мне возможность ставить в Мариинском театре и оперы, и балеты.
– Ваш отец Марис Лиепа был не только танцовщиком, но еще и балетмейстером и педагогом. Какие его качества вы унаследовали?
– Работоспособность и беззаветную преданность своему делу. Платили или не платили – он ехал, танцевал, выступал в благотворительных концертах, перечислял деньги в Фонд мира. Всё это выглядело немножко пафосно, но у него это было внутри.
Я тоже занимаюсь благотворительностью, сотрудничаю, в частности, с Первым московским хосписом: пятнадцать лет дружим, делаем благотворительные спектакли, концерты. Планируем концерт, посвященный первому главному врачу хосписа, который сейчас носит ее имя, – Вере Васильевне Миллионщиковой. И я понимаю отца, когда он по велению сердца участвовал в благотворительных проектах. Просто раньше это воспринимали как непонятный многим дополнительный пиар: зачем, например, деньги отдавать в Фонд мира, если они всё равно непонятно куда уйдут? Сейчас мы оказываем адресную помощь.
Америка Барышникова и «Русские сезоны»
– Знаю, что, приезжая в другие страны, вы обязательно идете в православный храм. А ездите вы много. В вашей биографии был и американский период творчества. Как он сказался на вашей жизни в целом?
В Дивеево
– Я был молодым танцовщиком Большого театра, когда в 1986 году мы с Ниной Ананиашвили участвовали в конкурсе в американском городе Джексоне, штат Миссисипи, и впервые в истории балета получили гран-при в паре (обычно эта награда присуждается одному артисту). До нас гран-при на этом конкурсе были удостоены Михаил Барышников и Надежда Павлова. А спустя год мы с Ниной первыми из российских артистов балета получили приглашение и разрешение на работу в компании «Нью-Йорк Сити Балет». Это был феноменальный эксперимент. Мы приехали на полтора месяца в Нью-Йорк, выучили три балета Джорджа Баланчина: «Раймонда» («Вариации») на музыку Глазунова, «Симфония» и «Море».
Еще раньше, на гастролях в Париже, я встретился с Рудольфом Нуриевым, который в Нью-Йорке познакомил меня с Михаилом Барышниковым. Для 1988 года это было нечто из ряда вон выходящее: два советских молодых танцовщика сидят в частной квартире в центре Манхэттена и беседуют об искусстве с двумя величайшими звездами и притом невозвращенцами, с которыми мы не имели права общаться. Через год я приехал в Нью-Йорк и попросился на работу к Барышникову в «Нью-Йорк Сити Балет». В Москве полным ходом шла перестройка, и я, опять же первым, получил разрешение на работу в США и в труппе, которой руководил Михаил Барышников. Год для меня был успешным и плодотворным: я благодарен Мише за то, что он со мной много работал: я станцевал около 40 спектаклей, в том числе и его постановку «Лебединого озера», проехал с туром по крупным городам Америки. В Нью-Йорке я нередко бывал в русских православных храмах: Николаевском Московской Патриархии и Знаменском Русской Зарубежной Церкви, которые расположены на Манхэттене недалеко друг с друга.
В 1989 году Барышников ушел из компании, а я вскоре получил приглашение работать в Мариинском театре.
В 1992 году, во время гастролей по Америке, я простыл и в Вашингтоне просил разрешить мне не приходить на репетицию. Но меня заставили обязательно быть. На репетиции «Жизели» я упал и разорвал крестовидную связку. Так закончилась моя безоблачная карьера артиста балета.
– Сколько лет вам было тогда?
– 32 года. Я восстановился, но нога всё равно болела. Начал танцевать на одной ноге и так танцевал еще пять лет. Но уже когда я болел, понял, что пора заниматься чем-то еще. Пока восстанавливался, в Ленинграде зашел в библиотеку имени Луначарского и начал раскапывать материалы по «Русским сезонам».
В 1957 году сын основателя современного классического балета Михаила Михайловича Фокина Виталий переслал в библиотеку его архив, который официально открыли только в 1992 году. Я посмотрел формуляр и понял, что стал вторым человеком, кто знакомится с этими материалами. В 1992 году я впервые в России восстановил три балета Михаила Фокина: «Петрушка», «Жар Птица» и «Шехерезада». Премьера их, с участием звезд Большого и Мариинского театров, прошла в Санкт-Петербурге. Вслед за премьерой на студии «Мосфильм» был снят кинофильм «Возвращение “Жар-птицы”», а в 1993 году я перенес эти невероятно красивые спектакли на сцену Мариинского театра, а затем показал их и в Нью-Йорке. Этим проектом началась моя вторая жизнь. И в тот момент в жизнь мою вошло Православие.
Так случилось, что на первый спектакль, который я танцевал на сцене Кировского театра, осветитель Татьяна Пейкина принесла мне иконку блаженной Ксении Петербургской и сказала, что эта святая – покровительница Санкт-Петербурга – будет меня охранять. Я внутренне поблагодарил ее, и с тех пор эта иконка всегда и везде со мной.
Уже после травмы я как-то попал на экскурсию в Эрмитаж и, проходя по одному из дворцов, увидел домовую лютеранскую церковь. Я узнал, что для желающих перейти в Православие существует чин миропомазания. Это стало для меня переломным моментом. Жил и работал я в то время в Ленинграде, но приезжал в Москву. Тогда же наши соседи предложили купить вторую половину квартиры – она выходила на храм, и изображенные в нишах православные иконы смотрели прямо в наши окна. Я всё яснее стал ощущать, что надо что-то менять: и в жизни, и в эмоциональном настрое, и в понимании того, что надо делать, а что – нет. И Православие мне внутренне открыло ответы на мои вопросы, привлекло своей душевностью и настоящим пониманием красоты.
К 32 годам я созрел для того, чтобы перейти в православную веру. С тех пор все важные дела я делаю по благословению, в том числе прошу благословения и на новые проекты. Очень люблю украшать храм, приносить к иконам цветы. В Париже, куда мы ездим с «Русскими сезонами», я всегда покупаю орхидеи и иду к святой Женевьеве, покровительнице французской столицы. В Японии всегда хожу в храм, где покоятся мощи святителя Николая (Касаткина).
Нет атеистов в шторм на корабле
– Андрис, чувствуете ли вы необходимость постоянного духовника?
– Сам я не искал особых духовников или старцев. Я прихожу в храм к Богу. Особенно ярко я прочувствовал это в Японии. Пришел я однажды на исповедь, смотрю: исповедует батюшка-японец. Причем там были батюшки, по-английски говорившие и английского не знавшие. Я подошел к батюшке, который, как оказалось, не понимал по-английски. Я ему пытался объяснить, что хотел бы исповедоваться на английском, а он сказал: «Исповедуйтесь…» В этот момент я осознал, что ему не надо понимать мои слова, потому что я исповедуюсь Богу. Поэтому ситуация, когда говорят: к этому батюшке пойду, а к этому – не пойду, – мне непонятна. Мне абсолютно всё равно, к какому батюшке идти.
У могилы отца Владимира Шикина в Дивеево
С моим первым духовником, отцом Владимиром Шикиным, я познакомился на исповеди в Дивееве. Ему было всего 54 года, когда он умер. Перед кончиной он принял монашеский постриг и был похоронен вместе с монашествующими у храма.
Благодаря отцу Владимиру я познакомился с его духовником схиархимандритом Власием из Боровска. Первый раз я ездил к отцу Власию вместе с матушкой Ириной Шикиной в 1998 году и с тех пор с особо важными вопросами отправляюсь к нему.
– Вы входите в Патриарший совет по культуре. Насколько эта работа приносит вам удовлетворение? Вносили ли вы лично конкретные предложения в ходе его работы?
– Я выступал с предложением установить, наряду с существующими светскими, церковную награду, которая давала бы понять православному человеку, что тот или иной спектакль, театральная постановка оценена Православной Церковью и заслуживает внимания. Наши деятели искусств – каждый в своем направлении – ставят много достойных, интересных вещей, и эта награда говорила бы о том, что спектакль заслуживает доверия, его можно смотреть православному человеку с семьей, с детьми. Совсем недавно я наблюдал постановки «Евгения Онегина» – настолько разные, и среди них есть одна, после первого отделения которой родители вынуждены были уводить детей домой.
– Среди людей искусства много православных?
– В моем кругу – много. При этом я спокойно общаюсь, например, с Владимиром Владимировичем Познером и с интересом смотрю, как в своей телепрограмме он ведет диалог со светскими и церковными людьми. Думаю, всегда можно найти консенсус между светскими и воцерковленными. Владимир Владимирович человек умный, с большим чувством юмора, воспитанный и, кстати, крещенный в католической церкви – в соборе Парижской Богоматери. Я считаю, что даже человек, называющий себя атеистом, всё равно признает существование Бога. Мне нравится выражение «Нет атеистов в шторм на корабле». Иногда в жизни бывает ощущение, что стоишь на грани жизни и смерти, и в последний момент успеваешь сказать: «Господи, помилуй, Господи, прости!» В эту секунду ты проходишь через некое горнило, тебя выводит невредимым, и потом ты начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Так было с Михаилом Таничем – удивительным поэтом.
Ему делали операцию, и его жена – Лидия Николаевна, человек верующий, – молилась за него. В соседней палате лежала монахиня, которую Лидия Николаевна тоже просила молиться. Матушка сказала, что постарается его вымолить, но нужно, чтобы он крестился. Михаилу Исаевичу делали сложнейшую операцию на сердце: шансы были пятьдесят на пятьдесят. Позже он рассказывал, что лежал в реанимации, и ночью ему поставили катетер. Вдруг иголка выскочила, и кровь пошла наружу. Как потом выяснилось, это его и спасло.
Прагматичный человек, Михаил Исаевич стал православным христианином: принял Крещение и прожил еще десять лет. Когда он ушел из жизни, его отпевали в храме святого Илии Обыденного, на панихиду пришло очень много людей.
Через испытания пришел к Православию и режиссер Марк Захаров. Я ведь тоже по-настоящему пришел к вере после того, как пострадал, и с этой верой прохожу через все жизненные коллизии. К сожалению, семья моя распалась. Развелись мы по-светски, но, я думаю, Господь Сам управляет нашу жизнь. По крайней мере, я делал всё, чтобы сохранить семью.
– Изменилось ли ваше восприятие людей после того, как вы пришли к вере? Какие качества в людях вам импонируют?
– Профессионализм и работоспособность. Если человек умеет и любит работать, он может творить чудеса. В нашей, как и в любой публичной, профессии нельзя любить только цветы и успех. Всё это прикладывается, но не ради этого мы работаем, а чтобы после успеха на следующее утро встать пораньше, пойти на репетицию и станцевать не хуже, чем вчера. Чтобы иметь успех, нужно быть по-настоящему трудоголиком. И Барышников, и Нуриев, и мой отец работали до изнеможения. Кстати, Михаил Барышников танцует и сегодня. Майя Михайловна Плисецкая танцевала на своем юбилее в 80 лет.
Как-то она мне рассказала потрясающую историю: во время гастролей в Аргентине она пошла в храм и около иконы Пресвятой Богородицы так расплакалась, что один из ее друзей сказал ей: это благодать. Майя Михайловна об этом понятия не имела, потому что, в отличие от своего супруга Родиона Щедрина, она невоцерковлена. Но я думаю, что такой неординарный человек всё равно живет под покровом Божиим, и это дает ей силы трудиться. Я полостью согласен с замечательной актрисой Людмилой Максаковой: «Жизнь – это велосипед: она идет, пока ты крутишь педали». Я перешел 50-летний рубеж, поэтому и меня это касается. Даже прежде, чем утром пойти в храм, я занимаюсь у станка.
– Часто бывает потребность прийти в храм?
– Да, и как правило, чем больше у меня работы, тем чаще у меня возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится. А когда случается перерыв, то кажется: вот самое время стоять и молиться… Но для меня время без работы – это настоящее испытание…
– Сейчас довольно много разговоров о том, что в Русской Церкви прихожан смущают то неугомонные бабушки, то «мерседесы». Вас в церкви что-нибудь смущает?
– Абсолютно ничего не смущает: ни бабушки, ни нищие, ни часы, ни «мерседесы». Сам я, когда был молодым, ездил на «Жигулях». Сейчас – в моем возрасте и при моих травмах – мне важно и удобно ездить на правильной и хорошей машине, но от этого мое желание молиться и бывать в храме меньше не становится.
Я считаю, что Господь какие-то вещи попускает, и если эти вещи существуют, значит, надо ими пользоваться. На примере знакомых мне благотворителей я вижу, что Господь часто дает именно тем людям, которые знают, как этим воспользоваться. И есть, наоборот, люди, которые, если им много дается, гибнут духовно, – и Господь не дает им больше, чем нужно. Чтобы жить, надо работать – вот что я имею в виду. А как только у тебя появляется возможность жить и не работать, то вся жизнь идет под откос. Только единицы могут себя заставить при хорошем материальном достатке работать по-настоящему и к тому же получать от этого удовольствие. Такими людьми я восхищаюсь.
Совсем недавно я достроил дом в Дивееве. Мечтал об этом доме давно. Помню, как я с отцом Владимиром Шикиным ходил по Дивееву – искал домик. Денег тогда было в обрез, и я решил продать одну квартиру. Поехал просить благословения. В очереди к батюшке простояли часов двенадцать, а когда вошли, он сказал, что квартиру продавать не надо: «Заработаешь». Я работал десять лет и пять лет назад купил домик, перестроил его и в этом году встречал там первую Пасху.
Андрис и Катя Лиепа развелись со скандалом
Танцовщик не хочет выплачивать алименты на дочь
Танцовщик не хочет выплачивать алименты на дочь
На днях состоялось последнее судебное заседание, поставившее точку в отношениях одной из самых красивых пар в балетном мире. Андрис и Катя ЛИЕПА больше не муж и жена. Женщина вынуждена была через суд отстаивать алименты на ребенка. Андрис отказывается платить хоть какие-либо деньги на содержание девочки.
50-летнего Андриса Лиепу и его супругу Екатерину, которая моложе его на десять лет, считали одной из самых блестящих пар в балетном мире. На светских мероприятиях к ним было приковано всеобщее внимание. Супруги охотно позировали фотографам и казались вполне счастливыми. Как оказалось, уже пять лет они не жили вместе. А на днях развелись.
— Кате не хотелось, чтобы кто-то знал, что они расстались, — рассказала подруга Екатерины. — Она думала, что Андрис будет продолжать содержать их дочь Ксению, и не хотела шумихи. Могли стать известными факты, которые не будут приятны ни ему, ни ей.
Но Андрис перестал участвовать в воспитании девочки в той мере, в которой хотела Катерина. Поэтому она решила развестись официально, через суд. Заключить мировое соглашение не получилось из-за финансовых разногласий.
— В эти пять лет Андрис оплачивал только учебу Ксении в школе, — сетует Екатерина. — Больше не помогал ничем. Когда адвокат, к которому я обратилась, узнал об этом факте, то согласился работать безвозмездно. Кстати, из имущества нам делить было нечего: у Андриса своя квартира, у меня — своя.
Андрис и Екатерина с дочерью
Бритни Спирс не съешь
В суде оставалось определить сумму алиментов на несовершеннолетнюю дочь Ксению.
— Для всех присутствующих в зале это был шок, — рассказал адвокат Екатерины Александр Добровинский. — Народный артист России Андрис Лиепа заявил, что никаких алиментов он платить не собирается. А мотивировал свое решение отец тем, что он и так помогает матери растить дочь. Так и сказал: «Я достаточно участвую в жизни ребенка. Например, я ее познакомил с Бритни Спирс…» В подтверждение этих слов адвокат Андриса достал фотографию, на которой американская поп-звезда стоит рядом с Ксенией как неоспоримый факт участия его клиента в воспитании. Все в зале чуть со смеху не попадали.
…А как красиво начинались отношения этой пары! Они познакомились в 1989 году во время поездки в Париж. Андрис широким жестом выбросил в реку часы со словами: «Теперь начинается новая жизнь!», после чего сделал предложение руки и сердца. Через шесть лет влюбленные обвенчались в Николаевском соборе Санкт-Петербурга. И до сих пор перед Богом остаются мужем и женой.
— Катю предупреждали, что Андрис «многосторонний» мужчина, — рассказала подруга. — Но она была так влюблена, что не хотела этого замечать. А потом родилась дочь, и надо было ее подымать. Когда поняла, что она перестала интересовать мужа как женщина, было поздно. Нет, другой особы женского пола не появилось… Там другое…
Суд постановил, что основное место проживания девочки будет с матерью. Андрис Лиепа обязан выплачивать экс-супруге на содержании дочери 25 процентов своего дохода.
— Фотографии с Бритни Спирс — это хорошо, — говорит Добровинский. — Но ведь их не съешь, а девочку кормить надо. Следующий наш шаг — вскрыть все легальные и нелегальные доходы Андриса Лиепы.
>Андрис Лиепа — биография, информация, личная жизнь
Андрис Лиепа
Андрис Марисович Лиепа (латыш. Andris Liepa). Родился 6 января 1962 года в Москве. Советский и российский артист балета, театральный режиссёр, продюсер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист РФ (2009).
Андрис Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве.
Отец — Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр, народный артист СССР.
Мать — Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.
Младшая сестра — Илзе Марисовна Лиепа (1963 г.р.), российская балерина, актриса театра и кино, народная артистка России.
Сводная сестра — Мария Лиепа.
С ранних лет ходил на все спектакли своего знаменитого отца. Их с Илзе на спектакли водили бабушка или мама. Отец всегда оставлял им билеты в первом ряду. Как рассказывал Андрис, день спектакля в семье считался особенным. «Мы знали, что в в этот день до четырех часов отца нельзя беспокоить. Мы сидели в школе или где-нибудь гуляли с сестрой. В четыре часа папа просыпался и шел на спектакль. Когда он уходил, мы возвращались домой. А потом тоже собирались на спектакль. Нас так приучили — в день спектакля главное, чтобы у артиста не выскочила пружинка. Я знал это от отца», — вспоминал он.
В балетную школу он решил пойти сам, без настояния родителей, которые предоставляли детям свободу выбора. Поначалу у него с балетом складывалось не очень хорошо. Но упорный труд и настойчивость дали результат.
Андрис Лиепа в детстве с отцом и сестрой
В 1980 году окончил Московское Академическое хореографическое училище по классу педагога А. Прокофьева.
В 1981 году получил золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в младшей группе.
По окончании училища стал солистом балета Большого театра.
В 1986 году вместе с Ниной Ананиашвили и Вадимом Писаревым они участвовали в США на Международном конкурсе балета в городе Джексон, штат Миссисипи. Андрис вспоминал: «Защищали честь Советского Союза. Когда мы с Ниной взяли Гран-при, а Вадик — золото, исполнялся наш гимн, внесли флаг СССР. Мы чувствовали себя, как Ирина Роднина на олимпийском пьедестале. Комок в горле».
За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра — «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».
Его первые гастроли с труппой ГАБТ прошли по городам Польши (Варшава, Познань, Лодзь).
В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Андрис со своей партнершей Ниной Ананиашвили стали приглашенными артистами в труппе Нью-Йорк сити балле (Нью-Йорк). Они станцевали «Вариации Раймонды», «Симфонию Си» и «Аполлон». Позже в том же 1988 году начал работать в Американском театре балета (АВТ), где он исполнил партию Принца Зигфрида в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым, а также танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.
В 1989 году Олег Виноградов (Кировский балет) пригласил Андриса участвовать в Гала-концерте, посвященном столетию легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Его петербургским дебютом стал балет «Видение розы», который был восстановлен его отцом — Марисом Лиепа. Позже он присоединился к труппе как постоянный приглашенный солист и танцевал ведущую партию в «Петрушке» Виноградова.
Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио и танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и другие. За это время он танцевал на сценах театров Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской Оперы с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне.
Работал как приглашенный солист в Римской опере, Шведской опере и других прославленных балетных труппах. С труппой «Кремлевского балета» исполнил ведущие партии в спектаклях «Макбет» и «Золушка», постановку которых осуществил прославленный танцовщик, звезда Большого театра Владимир Васильев.
Специально для английского телевидения «Темза ТВ» Андрис адаптировал «Видение розы» и станцевал ведущую партию.
Балет пришлось оставить из-за тяжелой травмы — порвал крестовидную связку. В начале 1990-х он танцевал достаточно много даже с порванной связкой. В 1998-м году ему сделали операцию.
Он вспоминал: «Я даже не мог себе представить, что в одну минуту можно лишиться своей профессии. Травма! Как будто бы ерунда — неправильное приземление. Но затем возникает вопрос, будешь ли ты вообще танцевать».
В 1992 году сыграл главную роль — Алексея — в драме Валерия Харченко «Короткое дыхание любви».
Андрис Лиепа в фильме «Короткое дыхание любви»
В 1993 году он восстановил три балетных шедевра легендарного хореографа Михаила Фокина 1910-1911 годов «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица». Эти балеты, созданные для знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, впервые были показаны в России.
Позднее в 1997 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Андрис в нем выступает в роли режиссера-постановщика, продюсера, а также исполняет главные партии во всех трех балетах. С тех пор фильм был представлен на фестивалях в Москве, Петербурге, Риге, Киеве, Сочи, Анфлёр (Франция), Норвегии и Нью Йорке.
Андрис Лиепа в фильме «Возвращение Жар-птицы»
В 1994 году Андрис Лиепа расширил границы своего творчества, поставив оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре, премьера которой состоялась в Париже, дирижер — В. Гергиев. В 1995 году спектакль был показан на Эдинбургском фестивале.
В 1997 году Андрис сыграл роль русского поэта С. Есенина в пьесе «Айседора, когда она танцевала» в Токио (Япония).
В 1997 году Андрис Лиепа организовал Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы и стал Председателем правления фонда. Концерт-презентация фонда прошла в Большом театре России.
Восемь лет был педагогом-репетитором в Мариинском театре. Главный балетмейстер Олег Михайлович Виноградов попросил его репетировать с Ульяной Лопаткиной. И Ульяна танцевала свое первое «Лебединое» под его руководством. В Мариинке он ставил «Жар-птицу» и «Шехерезаду». Работал с такими танцорами как Андрей Баталов, Андриан Фадеев, Фарух Рузиматов.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
Андрис Лиепа является членом попечительского совета фестиваля «Черешневый лес».
С 2014 года — художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет».
Андрис Лиепа
Личная жизнь Андриса Лиепы:
Дважды был женат.
Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка, советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, народная артистка СССР. Она на 10 лет старше его, танцевала с отцом Андриса. Брак официально продлился год, но после развода они остались вместе и прожили еще шесть лет.
Андрис Лиепа и Людмила Семеняка
Вторая жена — Екатерина Лиепа (в девичестве Катковская), артистка балета Мариинского театра. Они познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр, чтобы участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь.
22 мая 1995 года они обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге. Поженились в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении (она родилась в Германии, в Мюнхене). Дочь назвали в честь Ксении Петербургской.
В 2012 году развелись. Андрис пытался сохранить семью и был удивлен решением экс-супруги. Он рассказывал: «Катя попросила в какой-то момент, чтобы мы пожили отдельно. Но я надеялся, что у нас выйдет так же, как у Аллентовой с Меньшовым: они тоже какое-то время жили порознь, а потом поняли, что друг без друга не могут. Я не считал, что всё у нас так непоправимо. Дочка все-таки… Но я ошибся. Остается только подчиниться. Насильно мил не будешь».
Дочь Ксения имеет в Латвии вид на жительство.
Позже экс-супруга Лиепы Екатерина обвиняла Андриса в том, что тот не платит алименты дочери.
Андрис Лиепа и жена Екатерина с дочерью
Партии Андриса Лиепы:
«Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц Щелкунчик — Большой театр
«Спящая красавица» П. И. Чайковского- Принц Дезире
«Жизель» А. Адана- Альберт
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича
«Раймонда» А. К. Глазунова
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Мариинский театр
Фильмография Андриса Лиепы:
1986 — Гран-па — эпизод (исполнение хореографических партий)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1992 — Короткое дыхание любви — Алексей
1991 — Он научился летать
1997 — Возвращение Жар-птицы — Петрушка, Иван-царевич, Шахрияр
2005 — Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 — Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)
Режиссерские работы Андриса Лиепы:
1991 — Он научился летать
1997 — Возвращение Жар-птицы
Сценарии Андриса Лиепы:
1997 — Возвращение Жар-птицы
Награды и звания Андриса Лиепы:
1981 — золотая медаль на Московском международном конкурсе (юношеская группа)
1985 — серебряная медаль на Московском международном конкурсе
1986 — гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США)
Заслуженный артист РСФСР (3.11.1986)
1998 — «Золотая лента русского кино», номинация «Режиссёр-дебютант»
22 октября 2007 года — офицер ордена Трёх звёзд (Латвия)
Народный артист России (21.04.2009)
Добавить комментарий