Схиигумен Гавриил Виноградов лакербая

батюшка Алексей. — Свято-Ильинский храм

    • Туризм в Краснодаре
    • Отели Краснодара
    • B&B/мини-отели в Краснодаре
    • Турпакеты в Краснодар
    • Авиабилеты в Краснодар
    • Рестораны Краснодара
    • Развлечения Краснодара
    • Форум путешественников о Краснодаре
    • Фото Краснодара
    • Карта Краснодара
    • Все отели Краснодара
    • Спецпредложения отелей в Краснодаре
    • Горящие туры в Краснодаре
    • По типу отеля
        • Краснодар: мотели
        • Хостелы: Краснодар
        • Краснодар: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Краснодара
        • Краснодар: спа-курорты
        • Романтические отели Краснодара
        • Отели класса «люкс» в Краснодаре
    • По классу отеля
        • Краснодар: 5-звездочные отели
        • Краснодар: 4-звездочные отели
        • Краснодар: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Crowne Plaza в Краснодаре
        • Отели Marriott в Краснодаре
        • Отели InterContinental (IHG) Hotels в Краснодаре
    • Популярные удобства
        • Отели с бесплатной парковкой в Краснодаре
        • Oтели с бассейном в Краснодаре
        • Отели в Краснодаре, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные категории в Краснодаре
        • Дешевые Отели в Краснодаре
        • Бутик-Отели в Краснодаре
        • Отели Краснодара с мини-кухней в номере
        • Спа-Отели в Краснодаре
        • Отели С Трансфером в Краснодаре
        • Отели Класса Люкс в Краснодаре
        • Отели Краснодара с номерами для курящих
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Свято-Ильинский храм
        • Отели рядом — Памятник-обелиск в честь 200-летия кубанского казачьего войска
        • Отели рядом — Мост Поцелуев
        • Отели рядом — Краснодарский ипподром
        • Отели рядом — Памятник А.С. Пушкину
        • Отели рядом — Парк культуры и отдыха им. 30-летия Победы
        • Отели рядом — Общественные бани ТРИ БОГАТЫРЯ
        • Отели рядом — Александровская Триумфальная арка
        • Отели рядом — Мемориальная арка Ими гордится Кубань
        • Отели рядом — Храм-часовня Александра Невского
    • Ж/д вокзалы поблизости
        • Отели рядом — станция 9 Км
        • Отели рядом — станция Староминская-Ейская
        • Отели рядом — станция Желтые Копани
        • Отели рядом — станция Кисляковка
        • Отели рядом — станция Староминская-Тимашевская
        • Отели рядом — станция Титаровка
        • Отели рядом — станция 21 Км
        • Отели рядом — станция Северская
        • Отели рядом — станция Кубанская
        • Отели рядом — станция Протока
    • Аэропорты поблизости
        • (KRR) Аэропорт Краснодар: отели поблизости
    • Университеты поблизости
        • Отели рядом — Kuban State Technological University
    • Краснодар: все рестораны
    • Рестораны поблизости Свято-Ильинский храм
    • Популярные блюда
        • Краснодар: Мороженое лучшего качества
        • Краснодар: Паста лучшего качества
        • Краснодар: Сандвичи лучшего качества
    • Краснодар: все развлечения
    • Свято-Ильинский храм: развлечения поблизости.
        • Альберт-Шоу
        • Эпоха
        • Магазин ХОЧУ!
        • Общественные бани ТРИ БОГАТЫРЯ
        • Голос Города
        • памятник Запорожцы пишут письмо турецкому султану
        • Дюна Спа
        • Музей Почтовой Связи на Кубани
        • Памятник Шурику и Лидочке
        • Бронзовая лошадь
        • КРЫША LOUNGE BAR
        • Голубка
        • ТРЦ Галерея-Краснодар
        • Скульптура Гуляющие собачки
        • Улица Красная
    • Краснодар: Достопримечательности и культурные объекты
        • Краснодар: Архитектурные достопримечательности
        • Краснодар: Мосты
        • Краснодар: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Краснодар: Фонтаны
        • Краснодар: Исторические достопримечательности
        • Краснодар: Памятники и статуи
        • Краснодар: Прогулки по живописной местности
        • Краснодар: Арены и стадионы
        • Краснодар: Культурные объекты и достопримечательности
        • Краснодар: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Краснодаре
        • Краснодар: Развлечения и игры
            • Краснодар: Игровые площадки
            • Краснодар: Кинотеатры
            • Краснодар: Игровые и развлекательные центры
            • Краснодар: Дорожки для верховой езды
            • Краснодар: Боулинг
            • Краснодар: Спортивные комплексы
            • Краснодар: Эскейп-квесты
            • Краснодар: Стрелковые тиры/полигоны
            • Краснодар: Другие виды игр и развлечений
            • Краснодар: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Краснодар: Ночная жизнь
            • Краснодар: Бары и клубы
            • Краснодар: Караоке-бары
            • Краснодар: Танцевальные клубы и дискотеки
            • Краснодар: Кофейни
            • Краснодар: Винные бары
        • Краснодар: Покупки
            • Краснодар: Художественные галереи
            • Краснодар: Торговые центры
            • Краснодар: Магазины сувениров и деликатесов
            • Краснодар: Шопинг-туры
        • Краснодар: Музеи
            • Краснодар: Художественные галереи
            • Краснодар: Музеи искусств
            • Краснодар: Детские музеи
            • Краснодар: Исторические музеи
            • Краснодар: Военные музеи
            • Краснодар: Научные музеи
            • Краснодар: Обсерватории и планетарии
            • Краснодар: Специализированные музеи
        • Краснодар: Природа и парки
            • Краснодар: Игровые площадки
            • Краснодар: Пляжи
            • Краснодар: Сады
            • Краснодар: Парки
            • Краснодар: Океанариумы
            • Краснодар: Зоопарки
        • Краснодар: Спа и оздоровление
            • Краснодар: Спа
            • Краснодар: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Краснодар: Хаммамы и турецкие бани
            • Краснодар: Римские бани
            • Краснодар: Термальные спа-центры
            • Краснодар: Йога и пилатес
        • Краснодар: Активный отдых на открытом воздухе
            • Краснодар: Клубы на пляже и у бассейна
            • Краснодар: Пляжи
            • Краснодар: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Краснодар: Зоопарки
            • Краснодар: Аренда снаряжения
            • Краснодар: Аренда лодок
            • Краснодар: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Краснодар: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
            • Краснодар: Экстремальный туризм
            • Краснодар: Туры с восхождением на горы
            • Краснодар: Экотуры
            • Краснодар: Туры по природным и заповедным зонам
            • Краснодар: Горнолыжные и сноуборд-туры
            • Краснодар: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
        • Краснодар: Концерты и представления
            • Краснодар: Представления
            • Краснодар: Балет
            • Краснодар: Концерты
            • Краснодар: Театры
        • Краснодар: Туры
            • Краснодар: Обзорные экскурсии
            • Краснодар: Пешеходные экскурсии
            • Краснодар: Аренда лодок
            • Краснодар: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
            • Краснодар: Экстремальный туризм
            • Краснодар: Туры с восхождением на горы
            • Краснодар: Экотуры
            • Краснодар: Туры по природным и заповедным зонам
            • Краснодар: Экскурсии по городу
            • Краснодар: Культурные туры
            • Краснодар: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Краснодар: Частные туры
            • Краснодар: Фототуры
            • Краснодар: Однодневные поездки
            • Краснодар: Многодневные туры
        • Краснодар: Мастер-классы и семинары
            • Краснодар: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Краснодар: Уроки и мастер-классы
            • Краснодар: Кулинарные мастер-классы
            • Краснодар: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Краснодар: Ресурсы для путешественников
            • Краснодар: Конференц-центры
            • Краснодар: Библиотеки
        • Краснодар: Зоопарки и океанариумы
            • Краснодар: Океанариумы
            • Краснодар: Зоопарки
        • Краснодар: Еда и напитки
            • Краснодар: Кулинарные мастер-классы
            • Краснодар: Винные туры и дегустации
            • Краснодар: Винные бары
        • Краснодар: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Краснодар: Аренда лодок
            • Краснодар: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
        • Краснодар: Казино и азартные игры
            • Краснодар: Дорожки для верховой езды
    • Что обычно ищут в Краснодаре
        • Приключения
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
        • Подходит для дождливого дня
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

>Краснодарский край (монастыри)

Краснодарский край

Свято-Духов мужской монастырь (Тимашевск)

Свято-Духов мужской монастырь (Тимашевск)

В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению владыки Исидора возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего, красивого каменного храма. Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города, на что батюшка отвечал: «Со временем это место будет центром». И сегодня его слова начинают сбываться: вокруг выросли два крупных жилых микрорайона Тимашевска – «Южный» и «Восточный». После окончания строительства храма владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске, и в июне 1992 года в Тимашевске был открыт Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий. В настоящее время в монастыре проживает и несет послушание около девяноста человек

Адрес: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дружбы, 1.

Телефон: 8(861 30)4-01-24 (привратник); +7-86130-4-25-72 (телефон приемной настоятеля)

Монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (Апшеронск)

Монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (Апшеронск)

Благословением Святейшего Патриарха и решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года положено начало новому женскому монастырю в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Освящение места под монастырь в городе Апшеронске состоялось немногим ранее — 9 декабря 2001 года. Чин освящения места совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Проект монастырского комплекса, который включает стеновые сооружения с храмом Святаго Пророка Илии звонницей, смотровыми башнями, главным трехпрестольным храмом Божией Матери «Нерушимая Стена» и зданием детского приюта с домовой Марфо-Мариинской церковью, разроботан заслуженным архитектором России Ю. С. Субботиным.

В составе насельниц монастыря сегодня пять монахинь, три инокини, четыре послушницы, несколько трудниц.

Адрес: 352692, Краснодарский край, г. Апшеронск, улица Юдина, 4.

Телефон: +7 (86152) 2-53-87.

Пустынь Феодосия Кавказского (Горный)

Храм в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, Пустынь Феодосия Кавказского

В начале XX века в этом месте поселился монах Феодосий. Праведная уединённая жизнь способствовала появлению у этого человека божественного дара прозорливости и исцеления. Молва об отце Феодосии быстро разлетелась по Северному Кавказу, к нему потянулись сотни людей, прося совета и излечения недугов. Вскоре на этом намоленном месте появился источник святой воды. Советская власть изгнала из Горного отца Феодосия, его отправили в ссылку, а монахинь, которые жили здесь, расстреляли в лесу (сейчас на этом месте стоит кованный крест и горят поминальные свечи). В 90-х годах XX века пустынь Святого Феодосия Кавказского обрела новую жизнь. Был благоустроен источник святой воды, построена часовня.

Адрес: Россия, Новороссийск, Верхнебаканский сельский округ, хутор Горный.

Пустынь находится на окраине посёлка Горный на трассе А-146, при въезде со стороны Крымска. Вы увидите справа бетонную стену и припаркованные возле неё автомобили и автобусы, здесь нужно оставить машину, затем пройти под железной дорогой по мощному тоннелю постройки конца XIX века и углубляться в тенистый буковый лес. По пути Вы увидите пасеку и торговые ларьки с мёдом, травами, сувенирами.

Краснодарский женский монастырь иконы Божией Матери «Всецарица»

Монастырь Иконы Божией Матери «Всецарица» (Краснодар)

Созданный в апреле 2003 г. приход во имя иконы Божией Матери «Всецарица» был преобразован в женский монастырь (запись в Журнале Священного Синода № 55). Необходимость создания монастыря в г.Краснодаре была вызвана отсутствием монастырей в городе, возникшем 212 лет назад, и имеющем в настоящее время почти миллионное население. Посвящение монастыря иконе Божией Матери «Всецарица», молитвы перед которой особо помогают при онкологических заболеваниях, вызвано тем, что к началу XXI в. Краснодарский край занял 3-е место в России по росту онкологических заболеваний после Москвы и Санкт-Петербурга.

Адрес: Краснодар, ул. Димитрова, 148 (Краевой онкологический диспансер)

Телефон: (861) 227-04-42

Проезд. Трамвай: 4,5,6,7,8,20; троллейбус: 7,12,20; автобус: 49; маршрутное такси: 2а,12,27,28,39,44,65 до остановки Университет.

Крестовая мужская пустынь (Солохаул)

Крестовая мужская пустынь (Солохаул)

Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

Монастырь расположен в поселке Солохаул в живописнейших предгорьях Кавказа, в верховьях реки Шахе.

В монастыре объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские келии и трапезная. На втором этаже расположена домовая церковь в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

По дороге в монастырь, в том месте, где дорога ответвляется на поселок Нижний Солох-Аул, возведена часовня во имя Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица». В июне 1999 года часовню освятил епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин) в сослужении духовенства Сочинского благочиния.

Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Солохаул, ул. Кошмана, 10

Телефон: +7-928-263-83-33, +7-938-439-90-05.

Троице-Георгиевский женский монастырь (Лесное)

Троице-Георгиевский женский монастырь

Открыт 10 августа 1999 года, игуменией Анастасией (Татьяна Михалко) Монастырь является преемником имени и традиций упразднённого Советской властью Свято-Троицкого мужского монастыря. До сих пор существует остановка на маршруте Красная Поляна — «Монастырь», но ни каких следов бывшего монастыря там нет. Рождество Христово 2013 года насельницы и прихожане монастыря встретили вместе с президентом России Владимиром Путиным, посетившим обитель.

Адрес:Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, с. Лесное, ул. Мира, 25

Телефон: +7 862 244-43-86

Успенский женский монастырь (Кореновск)

В 1911 году в центре станицы Кореновской было построено двухэтажное здание. На первом этаже располагался купеческий банк, на втором смешанная прогимназия (для мальчиков и девочек из богатых семей). Занятия гимназистов начинались с богослужения в храме свт. Николая Чудотворца, который находился в здании прогимназии.

Успенский женский монастырь (Кореновск)

После октябрьского переворота 1917 года здесь располагались педучилище и авиашкола, а после Великой Отечественной войны – топографическая воинская часть. В 80-х годах военные переехали в специальный городок, и особняк был заброшен.

В 1991 году архимандриту Виссариону (Макарову), возглавлявшему местный Свято-Успенский приход, местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые насельницы обители вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом

Адрес: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная, 104

Телефон: 4-81-91.

Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы «Всецарица» (ст. Пластуновская)

Храмы подворья напоминают собой древние православные святыни Византии, Палестины и Святой Руси. И путник, оказавшись здесь, словно перемещается во времени и в пространстве. Вот Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — внешне повторяющий собор Святой Софии в Константинополе, построенный в XI веке. Уменьшенная копия его есть теперь на кубанской земле. Часовня-колокольня в честь великомученика и Победоносца Георгия напоминает нам о колокольне Иоанна Великого в Московском Кремле (Россия, XVIII в.), чьи черты воплощены в ней. Храм в честь преподобного Саввы Освященного по своим внутренним размерам соответствует первой пещерной келье этого святого подвижника в Великой Лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне на Святой Земле (Палестина, V-VI вв.). В древнерусском (XIV в.) стиле построена часовня святителя Николая Чудотворца. Источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери обустроен по подобию древнего Иверского источника Богородицы на Святой Горе Афон в Греции. В древнерусском стиле сложены и стены монастыря — с 4-мя угловыми башнями и Ангелами-прапорцами (флюгерами) на башнях. Образцом им послужили стены монастырей Золотого Кольца России, над возрождением которых тоже немало потрудился Вячеслав Николаевич Ижиков.

Проезд: Ехать по Ростовской автотрассе М 4 «Дон» до ст.Пластуновской Динского района, подворье находится немного северо-западнее ст.Пластуновской на берегу реки Ставок (1301-й км автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи).

Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь

Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь — возрождающийся православный мужской монастырь в поселке Лебяжий Остров. Это старейший монастырь на Кубани. Основан в 1794 году по Высочайшему указу императрицы Екатерины 2.

Адрес: 352764 Россия, Краснодарский край, Брюховецкий район, пос. Лебяжий Остров, ул. Набережная, 2.

Телефон паломнической службы монастыря: +79180274163

Проезд:

Из Краснодара до станицы Брюховецкой можно добраться двумя способами:

а) по железной дороге – от вокзала Краснодар-1;

б) на автобусе от вокзала Краснодар-2.

Электронная почта: [email protected]

Черниговское подворье Троице-Сергиевой лавры (Геленджик)

Храм святого благоверного Князя Михаила Черниговского построен в 1913 году на пожертвования горожан.

Храм строился по плану придворного архитектора академика В. Покровского в неорусском стиле, который утвердил император Николай II.

Является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Адрес подворья: Россия 353466, Краснодарский край, г. Геленджик, Тонкий Мыс, ул. Черниговская, 1.

Проезд: До храма можно доехать из центра Геленджика, с автовокзала и аэропорта на автобусе №5 в сторону Тонкого мыса.

Телефоны: 8 (86141) 280-88, 8-953-074-11-09.

Электронная почта: [email protected]

Марие-Магдалинский женский монастырь (Роговская)

Женский монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I.

Адрес: 352725, Россия, Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Роговская, ул. Кирова, 162

Опиум безверия. Новые лжеучения и церкви

9 мая 1996 год.

В 1991 году после долгих лет запустения вновь был открыт Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь. С 1991 по 1994 года наместником обители был Игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая). С 2003 года отец Ефрем является насельником Валаамского монастыря. В Великий пост 2017 года начальник подворья Валаамского монастыря игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая) принял постриг в великую схиму с наречением имени схиигумен Гавриил (Игумен N).

– Недавно в одной из телевизионных передач мне очень понравилось слово главного психиатра области Скоморохова, который сказал: «Как у человека возникает потребность мыться в бане, таковой должна быть потребность очищать душу». Отец Ефрем, что вы по этому поводу скажете?

– Действительно, доктор привел хорошее сравнение, потому что на самом деле грехи наши, т.е. поступки, которые не соответствуют заповедям Божиим, накапливаются, словно грязь, отягощая душу, лишая ее внутреннего мира, светлой радости, покоя и доброты. Естественно необходимо эту грязь смыть. Но есть коренное отличие телесной грязи, которая накапливается постоянно и независимо от нас, и грязи душевной. Издавна замечено, что чем чаще благодатью Божией на исповеди люди смывают свои грехи, чем искреннее покаяние человека и желание избавиться от собственных грехов и недостатков, тем всё меньше и меньше накапливается этой грязи, тем легче ему бороться в другой раз с теми же самыми пороками. Именно таким способом человек может, укрепляясь силой божественной благодати, подаваемой Богом верующим в церковных таинствах, совершенно избавиться от большинства своих греховных качеств, очистить и усовершенствовать свою душу.

– Кстати, правильно ли говорят в народе, что болезни – это наши грехи?

– Безусловно. Причем здесь мы имеем дело не просто с метким народным выражением, а с многовековым опытом миллиардов людей, живших до нас и живущих ныне. Этот опыт обнаруживает непосредственную связь болезни, да и вообще всевозможных несчастий с грехами человека. Грех является причиной болезни, а болезнь – его следствием или, как говорят в народе, расплатой за грех. Это один из объективных духовных законов человеческой жизни. Так установил Творец: нарушение духовных (как, впрочем, и физических) законов всегда приводит к дурным последствиям, к беде в той или иной форме. Это фундаментальный закон, действующий как в физическом, так и в духовном мире, причем независимо от нашей воли или нашего желания. Более того, даже незнание законов материальной или духовной природы, данных Творцом, не освобождает людей от всегда негативных последствий нарушения этих законов. Избежать отрицательных последствий на духовном плане возможно только с помощью искреннего покаяния пред Богом в таинстве исповеди. Думаю, что именно этот смысл вкладывал в свои слова доктор Скоморохов, когда говорил о необходимости очищения души.

На вопросы отвечает Игумен N: «Помогите! Мой сын стал наркоманом… За что мне такое наказание?» Другой, еще более важный смысл имеет очищение души от греха, потому что он непосредственно связан со смыслом жизни человека вообще. Этот смысл открыл нам Бог, когда пришел из мира невидимого, духовного, в наш материальный мир. Он заключается в том, что через нравственное очищение и самосовершенствование с помощью заповедей Божиих мы, проходя через строгий отбор или «экзамен» (т.е. Суд Божий), избираемся из множества других людей для Жизни Вечной. Этот «экзамен» неизбежно предстоит пройти всем людям по выходе души из тела в момент смерти точно так же, как после окончания школы старшеклассники сдают государственный экзамен перед выходом в «большую жизнь». А для нас, людей, вся земная наша жизнь и является такой школой, из которой мы выходим (хотим этого, или не хотим) в Вечность. Итак, главная задача, для решения которой нам выделено небольшое, но достаточное время нашей жизни, заключается именно в исправлении и очищении себя от грехов в соответствии с Евангельскими заповедями, иначе говоря, в нравственном самосовершенствовании.

Сложность решения этой задачи состоит в том, что вследствие прародительских грехов у нас у всех – чрезвычайно слабая воля. Особенно это заметно, когда необходимо удержать себя от дурной привычки или греховного, эгоистического поступка. Очень трудно бороться со своими недостатками. Но если человек поймет, что его жизнь – это время самоподготовки к экзамену, на котором решится самый кардинальный вопрос: «войду я в жизнь вечную (потому, что душа бессмертна) или нет?», то, начиная работать над собой и чувствуя недостаток сил, он вынужден будет обратиться за помощью к Богу.

Именно для того, чтобы помочь в этой борьбе Христос основал Свою Церковь, которая является общностью верующих, хранящих неискаженное учение, полученное от Бога. Все эти люди объединяются божественной силой – благодатью Святого Духа, который живет, накапливается и действует в них при условии добровольного подчинения своей жизни божественным законам добра и братской любви. Церковь имеет и свою внешнюю структуру, свою иерархию, в которой священнослужители поставлены учителями своего народа, ведущими людей по пути к совершенству, а, значит, и к вечной жизни. Им сообщается особая сила – благодати Святого Духа для совершения священнодействий. Эти действия, иначе говоря – Таинства, совершаются через них силой благодати Святого Духа. Смысл всякого священнодействия (Таинства) заключается в том, чтобы передать людям ту божественную силу Духа Святого, без которой наша душа бессильна в борьбе со своими пороками, греховными привычками и наклонностями.

В деле самосовершенствования особенно большую роль играют два таинства. Первое из них, это таинство исповеди – своего рода духовная баня, омывающая душу. Для совершения исповеди необходимо осознание своих грехов, их раскрытие перед Богом в присутствии третьего лица (священника). При условии искреннего раскаяния, через того же священника, который является как бы проводником Божественной энергии, смывающей греховную грязь с человеческой души, исповедующийся получает прощение от Бога. Без очищения души от грязи, без исповеди и прощения грехов самосовершенствование невозможно, т.к. необходимая для этого благодать Святого Духа не может войти в человека с грязной душой.

Через второе таинство – Причастие Святых Христовых Тайн, верующие и получают тот огромный «заряд» благодати Святого Духа, без которой мы бессильны в борьбе с грехом. Войдя в нас, эта божественная сила, как огонь постепенно выжигает из наших душ греховные привычки, приносит душе мир и радость, она же защищает ее от всех демонических, колдовских влияний, сохраняя не только наше духовное, но и телесное здоровье.

– На Руси изначально была одна вера – православная, а сегодня много всякого рода течений, сект, представления о которых мы просто-напросто не имеем. Все они, якобы, проповедуют Христа, называются христианскими. Так и в нашей газете появилось объявление, на которое многие обратили внимание: «Новоапостольская христианская церковь приглашает на нравственную проповедь». Как к этому относиться? Что это за церковь?

– Прежде всего нужно понять причины возникновения множества «церквей», понять почему помимо единой Церкви, основанной Господом Иисусом Христом и оставшейся в течении 10 веков единственной, появилось впоследствии такое множество новых учений и сект, назвавших себя «церквами».

Начну я с того, о чем сегодня знает уже немалое число наших современников – о том, что душа бессмертна. Это подтвердили многие врачи-реаниматологи из разных стран и теперь об этом известно всему миру. На эту тему написаны диссертации и множество книг. Правда, средства массовой информации о подобных фактах стараются умалчивать.

Душа – самая великая ценность из всего, что существует в этом мире. Душа – это разумная личность, а, значит, человек – это, в первую очередь, его душа. Все в мире тленно, быстро разрушается и исчезает. Все, кроме человеческой души. Именно за эту бессмертную душу ведут жестокую борьбу на протяжении многих веков падшие ангелы во главе с Люцифером – сатаной. Им помогают люди – служители сатаны, которые обожествляют этого падшего херувима, считая его своим богом. Они объединены в тайные международные общества (масонские ложи) с главной штаб-квартирой в штате Южная Каролина (США).

Церкви сатаны давно свободно и активно работают как в Америке, так и во всех западных странах, а с февраля 1992 года официально зарегистрированы и действуют в Петербурге, Москве и других городах нашей страны. Служители сатаны хорошо знают, что защитить человека от демонического воздействия, научить путям спасения, помочь в очищении и совершенствовании своей души может только та Церковь, которую основал 2000 лет тому назад Сам Христос. Они знают: чтобы оторвать душу от Бога, лишить ее вечной жизни, необходимо либо оторвать ее от Православной Церкви, либо уничтожить саму эту Церковь.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь. Визит приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II 13—14 августа 1992 года.

На международном Базельском конгрессе сатанистов в 1897 году, в Швейцарии, был разработан план борьбы с Православием и, в частности, план уничтожения Церкви в России. Вся последующая история нашей Родины является следствием строжайшего следования и выполнения этого плана, благодаря которому в России была разрушена вера и почти уничтожена Церковь. Однако этот страшный план включает в себя не только физическое уничтожение Православной Церкви, но также заманивание и уловление душ человеческих сетями различных лжеучений, которые насаждаются и щедро финансируются сатанистами. Свою поистине «адскую работу» они осуществляют с помощью проповедников любых лжехристианских и нехристианских учений, засылаемых в Россию из Америки, Европы и даже из Индии. Сатанистам неважно в кого будут верить люди: в Брахму, Кришну, Марию Дэви или во Христа, важно лишь то, чтобы они не были членами Церкви, основанной Христом, не были бы православными Христианами.

Оригинальную тактику избрали служители сатаны на современном этапе борьбы с Православием. Они пытаются внедрить в сознание людей различных стран, народов и религиозных верований мысль, будто на самом деле все люди веруют в одного и того же бога, но только каждый по-своему. Лживость этой мысли видна хотя бы из того, что все религии мира разделяются на две большие группы. К первой из них относятся христианские вероисповедания, которые принимают заповеди Создателя Вселенной – Господа Иисуса Христа, с помощью которых должна быть выполнена главная задача, поставленная Богом пред каждым человеком: получить избрание для жизни вечной. Ко второй группе относятся все остальные религии, которые отрицают Христа, не принимают Его как своего Создателя, пришедшего на землю, чтобы, во-первых, научить людей пути спасения, а, во-вторых, искупить нас Своей смертью от наших собственных грехов и грехов наших предков.

Итак, если Христос для них – не Бог, не Творец Вселенной, не Законодатель и не Судья, то, значит, они веруют в какого-то другого бога, который ко Христу не имеет ни какого отношения. Кто же этот бог, Единый для всех других религий мира? Кому покланяются те, которые не веруют во Христа как в Истинного Бога и Творца? Этим богом является сатана, один из многих разумных существ невидимого духовного мира, который будучи первоначально ангелом Божиим, отрекся от Него и на протяжении многих тысячелетий ведет против своего Создателя ожесточенную борьбу. Эта борьба, в первую очередь, заключается в том, чтобы оторвать от Бога людей – самое любимое творение Божие, испачкать, замарать души их грехами, заставить их отречься от добра, правды и христианской любви, забыть заповеди Творца, забыть Самого Бога. Сегодня демонизм становится одной из самых популярных религий. Членами церкви сатаны являются миллиардеры и средние бизнесмены, политические лидеры и звезды рок-музыки, киноактеры и люди науки. Они открыто покланяются Люциферу (одно из многих имен сатаны) как воплощению зла.

На вопросы отвечает Игумен N: «Наркомания. Есть ли надежда на исцеление?» Но не всех людей можно привлечь таким открытым поклонением злу, поэтому у противников Истины возникла необходимость создания таких религий, где зло было бы замаскировано рассуждениями о добре и справедливости. Все религии мира, не признающие Христа Истинным Богом, изобретены именно для того, чтобы поймать душу в ее естественном стремлении найти Бога, а затем увести совершенно в другую сторону.

Но все же, самую ожесточенную войну ведет враг рода человеческого с Церковью, которую создал Христос для помощи людям в деле очищения душ от всего греховного и нечистого, для руководства в жизни тех, кто стремится к Добру и Правде Божией, к указанной Богом цели. Только одна эта Церковь имеет Божественную силу – благодать Святого Духа, способную исцелить, очистить и освятить человеческую душу. Только эта сила Духа Святого способна сохранить душу от порабощения ее злой волей других разумных существ, т.е. демонов, которые могут, в случае отступления благодати Божией от человека, внедриться в его тело и паразитировать на нем, делая из человека зомби, покорно исполняющего волю вселившегося в него нечистого духа. На языке медицины такое кататоническое состояние, переживаемое как подчинение чужой воле, действующей изнутри человека, именуется синдромом Кандинского-Клерамбо. Этим синдромом (а точнее – одержимостью) в той или иной степени страдает большинство людей современного общества, отступившего от созданной Христом Церкви.

Понятно, что разрушение Церкви Христовой, мешающей овладеть волей всего человечества, – это главная задача всех сил зла как космических (демонов или злых духов), так и земных служителей сатаны. Раздробить духовное тело Церкви, исказить учение, данное Самим Христом Богом и тем самым духовно уничтожить оторванные части Церкви – вот стратегический план ее видимых и невидимых врагов.

Вначале от Вселенского Православия отпала западная ее часть во главе с римским епископом (Папой), причем это случилось после тысячи лет совместного существования в едином церковном теле. А в XVI веке протестантизм и реформация дробят уже римское католичество на лютеранство, кальвинизм и англиканское исповедание. Дробление и искажение веры бурно продолжается в последующие века.

9 мая 1996 год. Павло-Обнорский монастырь.

Но прежняя, неискаженная вера Вселенского Православия, пребывая незыблемой, светом своей истины привлекает к себе новый народ, возникший на основе единой Православной веры из различных славянских и фино-угорских племен – Русский народ.

Возникшие на основе лютеранства и кальвинизма в XVII — XX веках новообразованные секты, начиная с баптистов и кончая адвентистами седьмого дня, являются, таким образом, мертвыми ветвями христианства, оторвавшимися от своего корня. Корнем же является та вера, которую принес на землю Господь Иисус Христос, и то учение о спасении и грядущем Суде, которое до сего дня пребывает неискаженным только в Церкви, изначально созданной Христом – в Церкви Православной.

Всё множество лжеучений и сект, обильно расплодившихся в Америке и на Западе за последние 300 лет, вместе со всеми видами индуизма и ламаизма являются ни чем иным, как только сетью сатаны, раскинутой по всему миру для уловления душ неопытных, далеких от желания познать Истину людей. Именно об этом предупреждали апостолы – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, еще в первые годы жизни Церкви, т.е. 2000 лет тому назад. «И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси… и многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении, – пишет апостол Петр и продолжает далее, – итак, вы, возлюбленные, будучи предупреждены об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». (2Петр., 2;1– 2/ 3, 17).

Что же касается самозванных «новых апостолов», уместно вспомнить слова настоящего апостола, великого Павла, написанные им еще в 49 году после Рождества Христова: «…если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал., 1; 7).

Продолжение статьи читайте

Список использованных источников:

1. Растлевает «опиум безверия» интервью наместника Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, игумена Ефрема, корреспонденту газеты «СОКОЛЬСКАЯ ПРАВДА» Татьяне Пушниковой / Т. Пушникова, Игумен N // Сайт Игумена N.

2. Пушникова, Татьяна. «Опиум безверия» / Т. Пушникова // Сокольская правда. – 1993. – 20–24 июля (№ 110–113).

Настоящим монахом можно стать только по призванию Божию

Исторические подворья Валаамского монастыря восстановлены ныне в Москве, Санкт-Петербурге и Сортавале, открыты новые – в Приозерске и Озерках. Но мало кто знает, что самые «молодые» подворье и скит появились на рубеже XX–XXI веков на Кавказе.

Кавказское подворье Валаамского монастыря было основано в 1999 году. Оно расположено ближе к морю. Приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери находится в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии. Подворье и скит возглавляет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), он поделился с братиями, приехавшими с берегов Ладоги, рассуждениями о Божией воле, условиях спасения и молитвенной жизни, рассказал об истории скита.

Отец Гавриил, почему скит назван в честь Владимирской иконы Божией Матери?

На территории скита сохранился дом, построенный в 20-х годах ХХ века. О том, как он здесь появился, рассказали местные жители. Молодая супружеская пара из Белоруссии – Иван и Агафья Кузнецовы, спасаясь от раскулачивания и коллективизации, бежали из родных мест. Они были людьми верующими, пели на клиросе. Укрыться от безбожной власти супруги решили в труднопроходимых горных ущельях Кавказа. Здесь, в верховьях реки Псоу, они остановились и своими руками построили дом, разбили огород, завели хозяйство.

В середине 1950-х годов дед Иван Макарович скончался, а через пять лет бабушку Агафью дочь позвала в Ленинград. Перед отъездом хозяйка сказала соседям: «Погощу у дочки месяц-два и вернусь». Но вернуться ей было уже не суждено… Так дом пустым и остался.

И вот что поразительно: все те десятилетия, пока дом оставался в запустении, в красном углу на божнице продолжала стоять икона. Ее Кузнецовы, отправляясь на Кавказ, взяли с собой как родительское благословение. И это была икона Божией Матери Владимирская! Факт удивительный и невероятный: за сорок с лишним лет в доме побывала не одна сотня людей, но никто икону не взял. Образ Пресвятой Богородицы хранил опустевшее жилище. Вот так, как бы само собой, и появилось название скита – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Много позже мы узнали, что именно здесь закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся более пятидесяти лет. Последний бой с племенем убыхов произошел в 1864 году на поляне, где ныне расположен скит. Мирный договор между Россией и черкесскими князьями был подписан в день чествования Владимирской иконы Божией Матери. Вот такое «случайное» совпадение!

Как Вы вступили в братию Валаамского монастыря?

Опять же – Божий Промысл! После трехлетнего (с 1991 по 1994 год) восстановления Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где помимо обязанностей наместника пришлось взять на себя послушания эконома, казначея, архитектора, регента и строителя, я вынужден был заняться восстановлением собственного здоровья и уехать из монастыря.

В те годы я часто посещал блаженной памяти архимандрита Павла (Груздева) в селе Верхне-Никульское Ярославской области. Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!» Много я видел чудес от старца, его прозорливость не вызывала сомнений. Но в тот момент я про себя подумал: «Ну, куда мне с больными легкими на Валаам, где ветра, открытые пространства Ладожского озера, сырость и холод?! Там мне конец! Наверное, старец ошибается. Бывало ведь, что и великие святые ошибались».

Но произошло непредвиденное: через семь лет после смерти отца Павла игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий) предложил мне возглавить опустевший скит на Кавказе. Ему посоветовал обратиться ко мне отец Кирилл (Павлов), наш общий духовник.

Мысль о небольшом братстве в уединенном горном скиту мне понравилась, но чтобы принять окончательное решение и почувствовать, есть ли на то воля Божия, необходимо было все увидеть своими глазами.

Скит в честь Владимирской иконы Божией Матери в горах

Итак, в январе 2003 года, после Крещения Господня, мы с диаконом (ныне иереем) Александром Кобловым, клириком Московского подворья Валаамского монастыря, отправились на Кавказ. Место сразу легло на сердце! Я согласился.

К отправлявшейся на Кавказ группе присоединился инок Евгений (Попов), бывший послушник иеромонаха Мардария (Данилова, в схиме – Алексия) – старца, 40 лет подвизавшегося на Кавказе и бывшего духовным чадом Глинского старца, преподобного Серафима (Романцова). Около двух лет прожил Евгений со старцем в абхазских горах. Там отец Мардарий и постриг его в иночество. Потом старец ослеп и вынужден был уехать в Россию, а Евгений – на Валаам. На острове он тосковал по подвижнической жизни на Кавказе. Узнав о готовящейся поездке, Евгений взял у Игумена благословение и отправился с нами.

В скиту какое-то время жил иеромонах Тихон (Русинов) из Валаамского монастыря. Несколько позже к нему присоединился иеромонах Герман (Мохов). Вместе они устроили в одной из комнат небольшого домика домовую церковь, которую освятили малым иерейским чином. Однако, прожив в скиту около полутора лет, в августе 2002 года братья его покинули.

Мы нашли дом в ужасном состоянии: закопченные стены и потолки, на бетонном полу пятисантиметровый слой утрамбованной глины с окурками и мусором – в отсутствие хозяев сюда заходили пастухи, охотники, туристы, рыболовы. Здесь мы набросали план – что нужно привезти, чтобы жить, восстанавливать хозяйство и совершать богослужения. Но поскольку с собой мы кое-что уже взяли, надо было кого-то оставить присматривать за вещами. Сторожить скит вызвался инок Евгений – молодой мужчина 36 лет, родом из Краснодара, в прошлом альпинист, имел коричневый пояс по карате. Никто не мог и подумать, что, расставаясь, мы видим его в последний раз.

Крест на могиле инока Евгения (Попова) Отсутствовали мы больше месяца, а когда вернулись, нашли Евгения уже умершим. Он стоял на коленях в земном поклоне…

Как молился, так и умер, даже на бок не упал. К удивлению всех, в том числе работников прокуратуры, которых пришлось вызвать, тело осталось мягким. Никаких следов трупного окоченения или разложения. Запаха тоже не было. Из прокуратуры сообщили, что по данным патологоанатомического анализа инок Евгений когда-то перенес «на ногах» два инфаркта, о чем свидетельствовали большие рубцы на сердце. Третий застал его во время молитвы. Но он никому не рассказывал о своих недугах. Вероятно, боялся, что не возьмут в горы. Так в скиту появилась первая могилка молитвенника, как бы закладной камень в основании скита.

Вы имели возможность узнать волю Божию через советы старцев – архимандритов Павла (Груздева), Кирилла (Павлова), знали учеников Глинских старцев. А что сегодня? У кого искать совета? Некоторые с надеждой смотрят на Кавказ: может быть, там старцы остались?

Последним из плеяды Глинских старцев был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Когда в 1992 году он умер, старцев в горах фактически не осталось, хотя пустынники живут там до сих пор. У отца Виталия были ученики, но все они разъехались по стране. Современные же пустынники, к сожалению, не имеют духовного окормления. Каждый живет сам по себе, своим умом и своей волей. В отличие от них, прежние пустынники, населявшие пещеры и ущелья Абхазии еще до революции, имели возможность получать духовные советы, исповедоваться и причащаться у опытных духовных старцев Ново-Афонского монастыря.

Бежавшие в горы монахи разогнанной в 1961 году Глинской пустыни тоже имели своего старца-духовника, который контролировал и при необходимости исправлял отклонения и ошибки, неизбежные при духовном подвиге. Таким старцем был для них ныне прославленный преподобный Серафим (Романцов). Кроме него они обращались со своими проблемами и к другим преподобным отцам: митрополиту Зиновию (Мажуге, в схиме – Серафиму) и схиархимандриту Андронику (Лукашу). Последним старцем для пустынножителей был отец Виталий (Сидоренко).

Один из пустынников рассказал мне, что однажды, находясь далеко в горах и имея нужду в исповеди, он подошел к краю обрыва и стал вслух исповедоваться отцу Виталию, находившемуся в это время за сотни километров. Когда же через несколько месяцев он приехал в Тбилиси и начал исповедовать те же самые грехи отцу Виталию, тот сказал: «Зачем ты повторяешь уже исповеданное?» – и перечислил всё, что тот говорил с обрыва в абхазских горах, а затем добавил: «Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же».

Таких старцев, какими были отцы Виталий (Сидоренко), Павел (Груздев), Кирилл (Павлов), я больше не знаю, хотя и расспрашивал многих священников из разных регионов нашей страны. Следует помнить о том, что говорил в IV веке святитель Нифонт Кипрский: святые не исчезнут до конца земной истории, но в последние времена будут сокрыты от людей. Мы живем их святыми молитвами, но приехать к ним, как раньше к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, к отцу Савве (Остапенко) в Псковские Печоры, к отцу Виталию в Тбилиси, к отцу Павлу в Ярославскую губернию, уже нельзя.

Помню, навестил я отца Кирилла в Переделкино незадолго до того, как он окончательно слег, и спросил: «Отче, что делать? Когда Господь Вас призовет, кому Вы нас, своих чад, поручите, на кого оставите?» Он прижал свою голову к моей и тихо с горечью сказал: «Батюшка, не на кого…» Представляете?! А ведь у него были тысячи духовных чад – архиереи, архимандриты, игумены, иеромонахи…

По какой причине Господь не дает сегодня людям «открытых» старцев?

Конечно, судьбы Божии непостижимы для нас, но одной из причин может быть то, что люди сегодня невероятно расслаблены, духовно и морально неустойчивы, а главное – не имеют доверия к Богу. Веру в бытие Божие имеют, а вот довериться Промыслу Божию не могут. Открывать им волю Божию небезопасно, в первую очередь, для них самих. Как показал опыт старцев, с которыми мне довелось общаться, люди умоляют открыть волю Божию, а узнав ее, выполнять отказываются. Так, следуя своему мнению, попирают волю Божию, совершая тягчайший грех. Ведь это открытый бунт против Создателя! Последствия бывают настолько удручающими, что, наблюдая их, я приходил в ужас. А вот если они не выполнят совет духовника, таких страшных последствий переживать не придется. Конечно, могут быть неприятности, но они несоизмеримы с теми, какие происходят при нарушении явно открытой воли Божией.

Есть и сегодня сильные молитвенники, чьи просьбы к Богу помогают исцелять людей. Есть утешители. Но что подразумевает старчество? Думаете, дар исцелений? Нет. Дар прозорливости? Нет. Как отмечал преподобный Иоанн Лествичник, самый великий дар – это дар рассуждения. Но кроме этого дара нужен еще и личный положительный опыт духовной брани, без которого дар рассуждения будет словно здание без фундамента.

Научите, как в наши дни спасаться в монастыре?

Здесь особенно важна ревность по Богу. Принимать постриг, давать монашеские обеты спасительно только тогда, когда человек горит любовью к Богу, а спасение души считает главным делом жизни. Но вот что интересно: если он сам спасается, то может потом и другим помочь спасти души от греха и вечной смерти. Настоящим монахом можно стать только по призванию Божию. Если человек почувствует в себе этот призыв, то ни времена, ни страны, ни социальная ситуация, ни даже гонения на веру не имеют значения.
Человек говорит: «Хочу служить Богу! Это моя реализация в жизни: служить Богу и людям». Такой человек станет хорошим монахом или священником.

А как мирянам спасаться? Как не грешить? Как не растерять благодать?

Если человек уверовал, это уже говорит о призвании. Если бы Бог не призвал, то он вообще не уверовал бы! Миллионы наших соотечественников живут и Бога не ведают. Но даже после призвания очень многое зависит от самого человека, ведь, как известно, много званых, а мало избранных (Мф. 22:14).

Святитель Феофан Затворник писал о призывающей благодати Святого Духа. Господь дает ее как бы авансом, чтобы человек почувствовал ее вкус и захотел еще. После у каждого христианина начинается время испытаний, духовного обучения – отступления явной благодатной помощи Божией. Это самое трудное в жизни христианина! Мы должны бороться и уничтожать грех в себе, убивая по очереди свои страсти, дурные привычки, изменяя характер. Апостол Павел называет совокупность наших негативных качеств «ветхим человеком» или «телом греховным» (см. Рим. 6:6), и наша задача – как бы распять «ветхого человека» на Кресте, уничтожив страсти. Очень больно сораспинаться Христу! Себя ломать труднее, чем выполнить какие-либо формальные предписания и обряды. Некоторые успокаивают себя: «Поставлю свечи к иконам и даже два часа на службе отстою, нищему копеечку подам. Я же хороший человек! А бороться со страстями? Извините, я слишком люблю жизнь…» Иные верующие и хотели бы оставить грех, но не имеют внутренней решимости. Молятся, но Бог почему-то не помогает! А причина в том, что хотя они и просят, но про себя думают: «Еще немножечко погрешу, а потом… когда-нибудь… брошу». Однако Господь двойственности не выносит!

Христианам следует знать назубок основной принцип православной антропологии и психологии, о котором писал еще святитель Василий Великий. В человеке действует не одна, а три воли: первая – воля Божия, другая – демоническая, а между ними – воля человеческая. Каждый из нас реализует свободу воли, выбирая одно из двух внушений. К сожалению, люди чаще выбирают внушения лукавого, потому что он потакает греховным наклонностям. Нашептывает: «Да ладно, ведь все так поступают! Плюнь на совесть, погреши еще, а когда станешь старичком, тогда и будешь каяться. А пока живи полной жизнью! Тебе все можно!» Знаю многих обеспеченных людей, которые, помогая Церкви, именно так рассуждают.

Тогда как богатым спасаться? Неужели добрых дел недостаточно?

Доброе дело для Церкви не будет забыто Богом. Творец заповедал каждому верующему материально поддерживать жизнедеятельность Церкви, так что благотворительность это лишь подспорье в нашем главном деле – борьбе с грехом. Нужно заставить себя отказаться от самомнения, самовосхваления, тщеславия, амбициозности. Если жертвователь ожидает награды за то, что заповедано Богом делать каждому верующему, давать десятину Церкви, ему следует вспомнить слова Господа: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать(Лк. 17:10). В прежние века многие купцы и промышленники выделяли огромные суммы на благотворительность (не только церковную), но при этом не только не становились беднее, а наоборот, богатели. Секрет прост: они были глубоко верующими людьми. Современный благотворитель, жертвуя на добрые дела, нередко продолжает жить греховной жизнью, не желая иногда отказаться даже от смертных грехов. Тем самым он лишает себя благодати Святого Духа. Есть бесовская поговорка: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». И вывод: не делай добрых дел – не будешь иметь скорбей. Однако, как ни странно, сегодня многие благотворители, потеряв в материальном, приобретали большее – веру, которой прежде не имели.

Сегодня многие обращаются к Иисусовой молитве. Что посоветуете ищущим ее мирянам и монашествующим?

Полагаю, есть разные пути приобретения молитвы. Мне ближе святитель Игнатий (Брянчанинов), который советовал молиться спокойно, внимательно, не допуская помыслов. Так, чтобы ни одна мыслишка не проникла между словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если между слов внедрялся какой-либо помысел, то я не заканчивал молитву, но отбрасывал ее, как слесарь бракованную деталь на переплавку. Делал остановку, настраивал внимание и начинал снова. И только когда произносил все восемь слов без единого помысла, откладывал одну фасолину. Четок в те годы не было, поэтому для счета у меня была горсть фасоли. Ровно сто штук. Или небольшие круглые камушки с реки.

Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда. А усталость – будто вагон угля разгрузил! Но через неделю у меня было уже пять камушков. Через месяц – 20, а через три месяца – все 100! Бог, видя желание и труд, по милости Своей оказывает помощь. Конечно, идти к Богу легче человеку, который родился в христианской семье, с детства знал Бога. Но даже если вы из обыкновенной советской атеистической семьи, ни в коем случае не следует терять надежды! Господь нас будет судить такими, какими застанет. Главное, чтобы Он застал на пути к Нему! Даже если не было поддержки близких, если много в жизни грешили, но успели покаяться, если шли к Богу неумело, медленно, а может быть не шли, а ползли, Отец все простит! Главное – стремление к Нему. Господь милостив и желает спасения всем. Он есть Любовь! И это Его слова: …приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37).

Воскресные листки

Кавказское подворье Валаамского монастыря было основано в 1999 году. Оно расположено ближе к морю. Приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии. Подворье и скит возглавляет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), он поделился с братьями, приехавшими с берегов Ладоги, рассуждениями о Божией воле, условиях спасения и молитвенной жизни, рассказал об истории скита.

— Вы имели возможность узнать волю Божию через советы старцев — архимандритов Павла (Груздева), Кирилла (Павлова), знали учеников Глинских старцев. А что сегодня? У кого искать совета? Некоторые с надеждой смотрят на Кавказ: может быть, там старцы остались?

— Последним из плеяды Глинских старцев был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Когда в 1992 году он умер, старцев в горах фактически не осталось, хотя пустынники живут там до сих пор. У отца Виталия были ученики, но все они разъехались по стране. Современные же пустынники, к сожалению, не имеют духовного окормления. Каждый живет сам по себе, своим умом и своей волей. В отличие от них, прежние пустынники, населявшие пещеры и ущелья Абхазии еще до революции, имели возможность получать духовные советы, исповедоваться и причащаться у опытных духовных старцев Ново-Афонского монастыря.

Бежавшие в горы монахи разогнанной в 1961 году Глинской пустыни тоже имели своего старца-духовника, который контролировал и при необходимости исправлял отклонения и ошибки, неизбежные при духовном подвиге. Таким старцем был для них ныне прославленный преподобный Серафим (Романцов). Кроме него они обращались со своими проблемами и к другим преподобным отцам: митрополиту Зиновию (в схиме — Серафиму) и схиархимандриту Андронику (Лукашу). Последним старцем для пустынножителей был отец Виталий (Сидоренко).

Один из пустынников рассказал мне, что однажды, находясь далеко в горах и имея нужду в исповеди, он подошел к краю обрыва и стал вслух исповедоваться отцу Виталию, находившемуся в это время за сотни километров. Когда же через несколько месяцев он приехал в Тбилиси и начал исповедовать те же самые грехи отцу Виталию, тот сказал: «Зачем ты повторяешь уже исповеданное?» — и перечислил все, что тот говорил с обрыва в абхазских горах, а затем добавил: «Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же».

Таких старцев, какими были отцы Виталий (Сидоренко), Павел (Груздев), Кирилл (Павлов), я больше не знаю, хотя и расспрашивал многих священников из разных регионов нашей страны. Следует помнить о том, что говорил в IV веке святитель Нифонт Кипрский: святые не исчезнут до конца земной истории, но в последние времена будут сокрыты от людей. Мы живем их святыми молитвами, но приехать к ним, как раньше к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, к отцу Савве (Остапенко) в Псковские Печоры, к отцу Виталию в Тбилиси, к отцу Павлу в Ярославскую губернию, уже нельзя.

Помню, навестил я отца Кирилла в Переделкино незадолго до того, как он окончательно слег, и спросил: «Отче, что делать? Когда Господь Вас призовет, кому Вы нас, своих чад, поручите, на кого оставите?» Он прижал свою голову к моей и тихо с горечью сказал: «Батюшка, не на кого…»Представляете?! А ведь у него были тысячи духовных чад — архиереи, архимандриты, игумены, иеромонахи…

— По какой причине Господь не дает сегодня людям «открытых» старцев?

— Конечно, судьбы Божии непостижимы для нас, но одной из причин может быть то, что люди сегодня невероятно расслаблены, духовно и морально неустойчивы, а главное — не имеют доверия к Богу. Веру в бытие Божие имеют, а вот довериться Промыслу Божию не могут. Открывать им волю Божию небезопасно, в первую очередь, для них самих. Как показал опыт старцев, с которыми мне довелось общаться, люди умоляют открыть волю Божию, а узнав ее, выполнять отказываются. Так, следуя своему мнению, попирают волю Божию, совершая тягчайший грех. Ведь это открытый бунт против Создателя! Последствия бывают настолько удручающими, что наблюдая их, я приходил в ужас. А вот если они не выполнят совет духовника, таких страшных последствий переживать не придется. Конечно, могут быть неприятности, но они несоизмеримы с теми, какие происходят при нарушении явно открытой воли Божией.

Есть и сегодня сильные молитвенники, чьи просьбы к Богу помогают исцелять людей. Есть утешители. Но что подразумевает старчество? Думаете, дар исцелений? Нет. Дар прозорливости? Нет. Как отмечал преподобный Иоанн Лествичник, самый великий дар — это дар рассуждения. Но кроме этого дара нужен еще и личный положительный опыт духовной брани, без которого дар рассуждения будет, словно здание без фундамента.

Что означал глагол «преставиться»

Глагол преставиться заимствован русским языком из старославянского. В свою очередь, там он возник, скорее всего, как калька (буквальный перевод) греческого metatithesthai ‘быть перемещенным’. Первоначально представлял собой сочетание глагола преставити с возвратным местоимением ся (себя).

По-русски говоря, преставиться — это переставиться, перейти, переместиться, переставить себя. Таков его исходный смысл. Как же случилось, что его вытеснило значение ‘умереть’?

Есть в лингвистике такое понятие, как «семантическое заражение». Это изменение значения слова под воздействием контекста, в котором это слово наиболее часто употребляется.

Подобное и произошло с глаголом преставиться. Случилось так, что в древнерусскую эпоху он чаще всего использовался для обозначения только одного перехода — из земного мира в мир загробный. Примеры: преставитися отъ свѣта, отъ жизни, къ Богу, отъ врѣменьныхъ на вѣчная (от временного к вечному) и т. д. В иных значениях это слово употреблялось очень редко, и такие примеры встречаются лишь в ранних письменных памятниках. Например, в Изборнике Святослава (XI в.) есть высказывание: «Аще бо съ мудрыми человѣкы бесѣдующе, скоро въ образы ихъ прѣставим ся» (Если будем беседовать с мудрыми людьми, скоро станем похожими на них; буквально — ‘переставим себя в их образы’).

Но все же несравнимо чаще преставиться использовалось в выражениях, обозначающих смерть. Со временем это привело к тому, что значение контекста перешло на сам глагол, более того, стало для него единственным. Вместо ‘переместиться’ окончательно стало ’ умереть’.

В памятниках письменности встречается употребление древнерусского аналога с приставкой пере-: переставити ся. По смыслу данные варианты совпадали.

Родственный глагол преставити (переставить, без частицы -ся) тоже употреблялся в выражениях с семантикой смерти, но здесь ситуация другая: такое словоупотребление было очень редким. Преставити могло обозначать самые разные перемещения и передвижения в пространстве. Сейчас мы используем его восточнославянский вариант — переставить ‘поставить на другое место’, ‘расставить заново’.

От преставити образовано слово преставление ‘смерть, кончина’. Отсюда, например, светопреставление — ‘конец света, конец мира’. Кстати, в этом слове современные носители русского языка часто делают ошибку, считая, что пишется оно как светопредставление. На самом деле к глаголу представлять оно не имеет отношения, букву Д в нем писать не нужно.