Школа серафима саровского

Последние новости и объявления:

  • Отчет об экспедиции на Волгу по маршруту: Тверь – Конаково – Дубна
  • Выпуск-2019
  • Вечная память ушедшим воинам и ратным труженикам Великой Отечественной Войны
  • Ученики 2 «Б» класса ездили на экскурсию в Московский музей образования
  • Учимся говорить публично
  • «Серафимы» приняли участие в межрегиональном военно-спортивном турнире, посвященном Дню защитника Отечества
  • Экскурсия в Сретенский монастырь
  • Наше Рождество
  • Двойной праздник
  • «Азбука пришедшая из древности»
  • Ученики нашей гимназии приняли участие в открытом первенстве по простейшим единоборствам
  • Дебаты «Я и моя команда»
  • ВПК «Серафимы» приняла участие в XIV Всероссийских военно-патриотических сборах
  • День учителя и уроки в младшей школе
  • Результаты ЕГЭ
  • Наши волонтеры в Донском монастыре
  • Выпускной-2018
  • 28 июня провел встречу известный путешественник, священник, писатель и художник Федор Конюхов 29.06.18
  • «Вахта памяти»
  • В нашем Центре прошел последний звонок
  • День Победы в детском саду
  • ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ! С ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
  • Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне
  • «Выходи во двор, поиграем»
  • В нашем центре встретили Пасху
  • Неделя детской книги
  • «Как быть достойным гражданином города будущего?»
  • Наши учащиеся приняли участие в исторической интеллектуальной игре «История патриаршества в России»
  • «Видновский гамбит»
  • «Мы открываем двери…»
  • 27 февраля в нашем Центре для наших юношей и мужчин прошел праздничный концерт
  • 15 Межрегиональные суворовские сборы
  • Конференция «Уроки истории для школьников 1917-1918 гг»
  • Поездка в МГУ
  • Старшеклассники приняли участие в дебатах на тему: «Технологии и человек: грани отношений»
  • Рождество-2018
  • Наши учащиеся -волонтеры на детском благотворительном фестивале «Свет Рождественской звезды»
  • Наши ребята приняли участие в работе молодежного клуба «Стремление. Развитие. Успех»
  • Презентация учебных проектов, созданных в среде Scratch
  • Семинар для педагогов «Формирование мотивации в урочной деятельности»
  • День Героев
  • 16 декабря прошел чемпионат Москвы и Московской области по Универсальному бою
  • «Серафимы» приняли участие в военно-спортивных соревнованиях, посвященных 200-летию преставления св. прав. воина Феодора Ушакова, непобедимого адмирала Русского флота
  • Ребята нашего Центра приняли участие в дебатах на тему «Образование для будущего: где учиться?»
  • Учащиеся Центра стали участниками I интеллектуального турнира среди учащихся воскресных и православных школ г. Москвы
  • В нашем Центре прошел День Матери
  • Дети нашей гимназии приняли участие в турнире по ММА и тактической борьбе
  • Неделя математики в начальной школе
  • Осенний праздник «Под Покровом Божией Матери»
  • «Серафимы» приняли участие в XIII Межрегиональных военно-патриотических Ушаковских сборах
  • День Учителя — международный праздник
  • Уроки в младшей школе
  • «Серафимы» приняли участие в I Межрегиональных военно-исторических сборах, посвященных 205-ой годовщине Бородинского сражения и великому русскому полководцу Петру Ивановичу Багратиону
  • Центр принимает гостей
  • Наша команда заняла I место на сборах
  • Учащиеся нашего Центра побывали в духовно-практической экспедиции «Божье дело»
  • Владимир-Ковров – «История Владимирского края»
  • Тула – «Сказание о Тульском граде»
  • Тверь – Торжок – «Золотой нитью…»
  • Наш Центр стал лауреатом федерального рейтинга образовательных организаций ТОР-500!
  • Результаты ЕГЭ
  • Отчет работы клуба «СЕРАФИМЫ» за 2016-2017 учебный год
  • Выпускной в начальной школе
  • Самые маленькие выпускники
  • 19 мая в нашем Центре состоялась защита проектов по предмету «Технология» в 7-х классах
  • Последний звонок-2017
  • Братская встреча по рукопашному бою и борьбе
  • Команда 10 класса Центра стала призером конкурса «Интеллектуальный биатлон»
  • Юбилейные Пасхальные Международные военно-патриотические сборы
  • Торжественная линейка, посвященная Дню Победы
  • Пасхальный турнир по настольному теннису
  • Архиерейское богослужение
  • В нашем Центре встретили Пасху!
  • «Лоцманы книжных морей» на неделе детской книги
  • Лекция «Фальсификация истории Великой Отечественной войны на современном этапе»
  • «Мастерица» в Развилке
  • Полдня в дивизии особого назначения
  • 7 марта в старшей школе Центра состоялся День открытых дверей
  • 15 марта в нашем Центре прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная проблемам управления непрерывным православным образованием
  • Слёт в родном гнезде
  • «Серафимы» в межрегиональном военно-патриотическом слете, посвященном Дню Защитника Отечества
  • Неделя английского языка в начальной школе Православного Центра
  • Неделя русского языка в начальной школе Православного Центра
  • «Широкая масленица» в начальной школе Православного Центра
  • «Всероссийское движение школьников за здоровый образ жизни»
  • Секция Рождественских чтений в Православном центре
  • Четверть века под покровом преподобного Серафима
  • «Душа России»
  • В декабре в нашем Центре прошел школьный теннисный турнир
  • «Серафимы» на сборах, посвященных 75-летию битвы под Москвой
  • «Выходи во двор, поиграем»
  • День Героев Отечества в России
  • День мам в гимназии
  • День мам в начальной школе
  • XII Ушаковские военно-патриотические сборы
  • Общегородской форум «Обучение заботой»
  • Встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
  • Поездка в детский дом
  • Состоялась поездка учащихся нашего Центра по маршруту Калуга-Козельск-Оптина
  • 29 сентября в нашем Центре прошел праздничный концерт, посвященный международному Дню учителя
  • Чистые игры
  • Нам есть что защищать! «Серафимы» на сборах в Быково
  • Команда «Серафимы», приняла участие во вторых Молодежных военно-патриотических сборах в честь св. благоверного князя Дмитрия Донского
  • Отчет о морском путешествии по Белому морю с 17 июля по 4 августа 2016 года
  • 1 сентября 2016 года в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в память 1000-летия Крещения Руси состоялась Божественная Литургия, в которой приняли участие родители, педагоги и ученики гимназии.
  • С 27 июля по 13 августа учащиеся 10 класса нашего Центра вместе с педагогами побывали в экспедиции на Соловках.
  • Набор детей в детский сад в группу полного дня, группу кратковременного пребывания и развивающие занятия для дошкольников 8(495)399-44-79
  • Начинается набор в первые классы на 2016-2017 учебный год.
  • 29 марта в группах дошкольного образования Центра «Радость моя» пройдёт День открытых дверей.
  • 25 марта на территории младшей гимназии состоится встреча с Ириной Яковлевной Медведевой в рамках «Семейной гостиной».
  • 19 марта (суббота) в НИЯУ МИФИ лекция «Наука о материалах».
  • 9 марта в нашем Центре прошел День открытых дверей.
  • 25-28 февраля — XIII Межрегиональные Суворовские сборы.
  • 19 февраля для учеников 1 классов нашего Центра был проведён праздник «До свидания, Букварь!».
  • 18 февраля — Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества, в старшей гимназии.
  • 18 февраля — Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества, в младшей гимназии.

Православные школы: достижения и проблемы

Все родители мечтают об идеальной школе для своего ребенка. Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? В чем основная проблеме — нехватка финансирования или хороших кадров? Об этом мы беседуем с директором Центра НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» Татьяной Ивановной Лещевой.

«Уровень нашего образования выше, а поддержка от государства – минимальная»

— Татьяна Ивановна, как и для чего создаются православные школы?
Православные школы — это социальный заказ населения. В них сохранен уклад жизни для православной семьи.

— Из чего складывается финансирование православных школ?
Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для системы негосударственных школ, куда входят и православные школы, оставлен старый норматив 2010 года, что почти вдвое меньше нормативного финансирования на одного ученика в ГБОУ в 2017 году.
Второй компонент, который влияет на финансирование, — это пожертвование родителей.

— То есть обучение в школе платное? Какой размер пожертвования за обучение?
В нашей школе — от 5 до 16 тысяч в месяц. Но все зависит от места расположения самой православной школы. Есть разница: центр ли это Москвы, или окраина. Если это окраина Москвы – западное направление или юг с юго-востоком. Безусловно, православная школа на Рублевке имеет намного большую оплату, при этом данная школа востребована.

О.Константин — духовник гимназии, Т.И.Лещева — директор

– Каким образом государство поддерживает частные школы?

В каждом субъекте федерации существует свой норматив, выделяемый на одного учащегося. В Москве для негосударственных частных аккредитованных школ эта сумма составляет 5250 рублей в месяц (то есть 63112 рублей в год) И, как я уже говорила, это норматив 2010 года.

Выделяются средства на питание детей льготной категории (завтрак, обед). Завтраками в начальной школе охвачены все учащиеся (об особенности выделения средств на питания поговорим чуть ниже).

Государство берет также на себя мониторинг и контроль за качеством учебного процесса и контроль за соблюдением необходимых требований для создания данного учебного процесса (лицензионные требования). При этом школа самостоятельно проплачивает все коммунальные услуги, расходы на содержание знания, охрану, ремонты, оборудование мебелью и техническими средствами обучения.

Правительство Москвы на протяжении более 10 лет для православных школ, понимая их тяжелое финансовое положение, а также невозможность исполнить социальный заказ в государственной системе, предоставило возможность заключить договор безвозмездного пользования помещениями, за что мы очень благодарны Правительству Москвы.

В тяжелое экономическое время родители теряют работу, понижается зарплата у некоторых родителей. Таким семьям платить 5000 рублей в месяц за обучение тяжело. Следует учесть, что во многих семьях учится не один ребенка, а 3–4–5 детей. Чтобы отдать последующего ребенка в первый класс, родители со слезами на глазах вынуждены переводить старшего ребенка в государственную школу. И даже если это профильный класс престижной государственной школы, делают они это от безысходности. Отток детей из православных и других негосударственных школ в этом году ощутим. И это несмотря на высокие показатели качества образования.

–Ваша школа, как я понимаю, малобюджетная, страдает ли от малобюджетности качество образования?

В нашей школе – не страдает. У школы очень высокие показатели качества образования. Из 19 выпускников этого года – 6 медалистов. Наши выпускники поступили на бюджет в такие ВУЗы как МГУ, экономический университет им. Плеханова, Всероссийская академия внешней торговли, юридическая академия, РУДН, Тимирязевская академия, ПСТГУ, МИФИ, МГСУ, МЭИ, и ряд колледжей.

По итогам прошлого года мы вошли в Топ-500 школ, что для негосударственных школ практически невозможно, так как учитываются не процентные показатели, а количественные.

Попробую объяснить на конкретных цифрах. Государственные комплексы имеют 1500–2000 детей и выпускных классов 6-8, при наполняемости 25 человек в классе. Наша школа выпускает всего лишь 1 класс в 19 человек.

(В разные годы эта цифра меняется. Как правило, это меньшее количество выпускников. В этом году всего три православные школы выпускали по 19 учеников).

Для рейтинга учитываются показатели: количество учеников, которые сдали ЕГЭ на 70 баллов, количество выпускников, набравших 210 баллов по трем предметам, сколько выпускников набрали 280 баллов по четырем предметам, с количество выпусников набрали 100 баллов по одному из предметов.

Если бы показатели учитывались в процентном отношении, то большинство частных школ вошли бы в ТОП-100, а некоторые и в ТОП-10.

При такой системе малокомплектные школы всегда будут в проигрыше. Но, тем не менее, наша школа попала в этот рейтинг, в котором всего три негосударственные школы. Нам было очень приятно оказаться рядом с частной Ломоносовской школой.

Безусловно, это заслуга всего педагогического коллектива. Учителя не просто работают в нашей школе, их труд можно расценивать как жертвенное служение. И как хочется увеличить их зарплату до достойного заслуженного ими уровня. Увы, такой возможности нет.

–Много ли обеспеченных родителей приводит детей в православные школы?
Конечно нет, потому что православные семьи – это в основном многодетные семьи.

–То есть фактически само существование православных школ –это чудо?
Да, это чудо. Мы должны быть благодарны Богу за то, что мы есть.

«Наша задача – воспитать добрых христиан, которые будут служить Отечеству»

– Не проще ли тогда родителям отдать ребенка в государственную школу, а заодно – в воскресную?
Многие так и делают. Но для многих родителей уклад жизни православной семьи является определяющим.

Надо также учитывать, что далеко не каждый ребенок может учиться в массовой школе.

В православных школах в приоритете всегда была система воспитания и трудовое воспитание в том числе, а самое главное, что все делается с молитвой и по благословению духовника школы. Идет тесная работа – церкви семьи и школы – это главный секрет успеха православных школ.

–Я поняла, что есть проблемы в системе финансирования частных школ.

По сути дела, вся система негосударственного образования дискриминирована по отношению к государственной в выделении финансирования (норматива) на одного ребенка, а это прямое нарушение действующего закона об образовании и Конституции РФ. В большей степени от этой дискриминации страдают православные школы. В Москве 30 православных школ, и вопрос существования каждой из них крайне проблематичен, т.к. в православные дети, которые приходят к нам учиться, это дети в основном многодетных и малообеспеченных семей. Многие семьи учат у нас сразу несколько детей, а это даже при минимальной оплате весьма ощутимо для семейного бюджета.

Дискриминация частных школ существует и в вопросе питания детей льготной категории в НОЧУ к той же категории детей в ГБОУ.

Суммы, выделяемые на питание детей в ГБОУ и НОЧУ имеют значительную разницу для льготной категории на протяжении уже четырех лет, и с каждый учебным годом эта разница увеличивается. Если в прошлом учебном году эта разница могла составлять 46 рублей в начальной школе и 49 руб. в старшей школе (в разных муниципальный округах эта разница может иметь другие показатели), то в нынешнем учебном году с 1 сентября эта разница превышает сумму в 50 рублей, что является грубейшей дискриминацией детей льготной категории из НОЧУ по отношению к той же категории из ГБОУ. Не могу понять, чем руководствовались чиновники? Мне кажется, что чиновники забывают, что не все частные школы существуют для детей высокооплачиваемых родителей.

Нас волнует, что Постановлением Правительства города Москвы от 6 февраля 2017 года № 24-ПП с 1 января 2018 года меры социальной поддержки в городе Москве будут предоставляться с учетом сведений, содержащихся в Регистре. А это значит, что дети льготной категории, имеющие временную регистрацию в Москве, будут лишены права на бесплатное питание. Хотя по месту постоянной регистрации в своем регионе эти семьи не получают никаких выплат на детей, о чем могут свидетельствовать справки, выданные органами соцзащиты данного региона. При этом родители все налоги заплатили в бюджет Москвы.

Возникает очень странная ситуация, явно недоработанная. И в ней не виноват ни Департамент образования города Москвы, ни Департамент соцзащиты, вопрос не решен на уровне руководства субъектов федераций.

То есть сначала этот вопрос надо решить между мэром Собяниным и губернатором Воробьевым или губернаторами других областей, а потом уже выпускать постановление. А ведь это жители не СНГ, это наше коренное население.

У нас есть положительный опыт разрешения сложных ситуаций. Так, в 2008 году мы смогли убедить Департамент образования и Правительство Москвы в том, что надо изменить Закон об образовании города Москвы с целью выравнивания финансирования по статусности, а именно: аккредитация частных школ как лицей, гимназия, центр образования, с новой поправкой в Законе об образовании г. Москвы позволяла получать равное финансирование, что стало мощным рычагом управления качеством образования. Увы, это в прошлом.

Уже упоминалось о том, что в конце 90-х годов положительно был решен вопрос об изменении ежегодно возрастающей арендной платы. Правительство Москвы сначала шести православным школам утвердило арендную плату в 1 рубль за 1 кв. метр, а позже со всеми православными школами Москвы был заключен договор безвозмездного пользования, который действует по настоящее время.

Совместными усилиями директоров ассоциации негосударственного образования (АсНООР) в этом учебном году убедили Департамент образования города Москвы выравнять финансирование равное государственному для детей, имеющих инвалидность.

Впервые в Законе об образовании РФ № 273 появилась статья № 87, упоминающая конфессиональное образование. Считаю, что ее необходимо дополнить. Юридический отдел Религиозного образования и катехизации готов выйти с предложением поправок, обеспечивающих экономическую безопасность существования православных школ России.

Хоть мы и входим в систему негосударственного образования, но отличаемся от остальных школ этой системы не только религиозным компонентом, но и особым социально значимым заказом населения. Как правило, в наших школах 60% –это дети из многодетных семей и 30% из социально незащищенных.

Необходимо учесть, что мы выполняем не узко конфессиональные задачи, а успешно решаем серьезные государственные вопросы. Это прежде всего вопросы духовной безопасности, трудового и патриотического воспитания, дети воспитываются на традиционных ценностях. При этом мы не забываем о высоком уровне образования. Это благодаря высокому профессионализму и самоотверженности учителей.

Основная наша задача –воспитать доброго христианина, полезного своему Отечеству.

Подчеркну еще раз –главный успех православных школ – единение Церкви, семьи и школы при поддержке государства.

Не хотелось бы в одном интервью освещать все вопросы воспитания и содержания образования, об этом нужно говорить отдельно. Мы готовы к новой встрече.

– Каковы особенности воспитания мальчиков и девочек?

– Мы стараемся, чтобы было больше учителей-мужчин. Все-таки лучше, когда мальчиков воспитывают мужчины, особенно в старших классах.

– Кем становятся выпускники? Много ли из них священников?

– Многие идут в семинарии, многие из девочек становятся матушками.

– В чем вы видите основную задачу православных школ?

– Основная задача – воспитать добрых христиан, которые служат Отечеству. При этом уровень образования у нас даже выше, чем у простых школ, за счет высокого профессионализма и самоотверженности учителей.

О сложностях православного образования

Читайте также: Белая ворона. Верующий ребенок в светской школе

Вопрос о современной православной школе в России — живой, острый, болезненный, запутанный и сложный. Многие приходы сейчас озабочены созданием таких школ, но священникам не всегда ясно, благословлять ли им своих прихожан отдавать детей в подобные школы, которые чаще называются гимназиями (хотя название это совершенно условное), или, наоборот, всячески отговаривать их от этого шага, так как многие родители уже «обожглись» на таких школах.

Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому буду говорить об опыте нашей православной общеобразовательной школы Свято-Владимирского учебного центра. Но я уверен, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — общие для всех православных школ.

Дело в том, что, создавая так называемые православные гимназии, мы не осознавали, да и теперь еще не до конца осознаем, что мы включились в создание совершенно новой системы школьного образования и воспитания, аналога которой нет в истории педагогики. Поэтому с таким величайшим трудом эти школы создаются. Они и очень быстро распадаются (то есть прекращают свое существование или перестают быть православными), так как, не осознав некоторых теоретических предпосылок и не начав решать кардинальные проблемы по-новому, ничего невозможно сделать — многие старые привычные формы просто не действуют.

Наша школа задумывалась как традиционная: мы собирались создать некий образец гимназии, основываясь на традициях православной России, — и в результате появился новый тип школы, который вырос не столько из обычного понимания школы, сколько из понимания Церкви.

Сама школа стала основываться на жизни Церкви, она явилась продолжением деятельности Церкви, ее возрождения, проповеди, становления. И вместе с возрождающейся Церковью стала возрождаться и школа. Эта школа основывается не только на образовательном принципе, но прежде всего на принципе церковном, принципе соборно-евхаристическом, принципе евангельском.

Наша главная цель — воспитать тех, кто пришел в православную школу, членами нашей Церкви. Мы не ставим задачи сделать школу для вундеркиндов, к примеру, специальную школу по иностранному языку или математическую школу. Православные гимназии — это не спецшколы. (Существует только одна православная классическая гимназия — отца Алексия Сысоева в Ясенево — как попытка возродить классическое образование в России.)

В отличие от обычного школьного образования, основополагающей идеей нашей школы выступает церковность. Ее воспитанники — это новые члены Церкви, которые, выйдя из православной школы, не сломаются под натиском греховного мира, обольщений, страстей, лжи и т. п. И при этом новые члены Церкви не должны быть воспитаны в отчуждении и агрессии к окружающему миру. Последнего было бы не избежать, сделав из школы замкнутое пространство, воспитывая в учениках сознание собственной элитарности, превознесенности над этим миром либо, наоборот, формируя запуганных, озлобленных и замкнутых людей. Такую цель, слава Богу, ни одна православная школа перед собой не ставит.

Итак, наша школа с самого начала мыслилась как церковная, то есть имеющая своим основанием те принципы, которые заложены в жизни самой Церкви и конкретно в жизни прихода. (Кстати, мне кажется, что только те школы, которые выросли из прихода, существуют неразрывно с приходом, — те школы держатся, развиваются, укрепляются; а школы, которые возникли в стороне от прихода, лишь с привлечением, так сказать, священника, — эти школы распадаются или едва существуют. Так мне кажется. Но повторяю: я недостаточно хорошо знаю жизнь других школ, поэтому, возможно, я ошибаюсь.)

Обычная общеобразовательная школа советского образца как структура имела четыре уровня: администрацию, учителей, учащихся и родителей. И между всеми уровнями выстраивались определенные барьеры, которые, с одной стороны, помогали администрации и учителям управлять учениками и родителями и при необходимости очень хорошо от них защищаться, с другой стороны, конечно, делали школу сферой отчуждения, где ученик всегда в оппозиции к учителю, учитель — к администрации, а администрация, в свою очередь, — ко всем без исключения родителям. Эти барьеры являются основным дисциплинарно-педагогическим управленческим инструментом старой школьной системы.

Так вот, православная школа сознательно или бессознательно идет на слом этих барьеров, так как мы все — и учителя, и ученики, и родители — члены единой Церкви (а у нас — и единого прихода) и у всех нас Единый Учитель — Христос. И для православной школы это стало настоящей радостью и главной трудностью, которую многие не смогли преодолеть и даже просто осознать. Это принципиально важно, что мы находимся в едином духовном пространстве. Каждый из соучастников учебного процесса является друг другу братом или сестрой. Дети, родители и учителя причащаются из одной Христовой Чаши, и Христос всех соединяет между собой, делая каждого — и учащегося, и учащего, и родителя — соработником в едином духовном деле. Мы хотим, чтобы наши ученики осознавали свое присутствие в школе не просто как учение, а как духовный труд, как свой маленький духовный подвиг, как дело христианское, дело церковное.

Еще совсем недавно, около десяти лет назад, об этом мы и мечтать не могли. Был приход, который сложился и укрепился в приснопамятное брежневское время под духовным руководством протоиерея Сергия Романова. Мы, т. е. прихожане-педагоги и родители, вели посильную катехизацию по домам.

У нас тогда уже была воскресная школа, иконописный детский кружок и кружок церковного пения. На Рождество и на Пасху устраивались детские праздники и прекрасные спектакли. Летом обычно организовывали что-то вроде детского лагеря. Это было очень благодатное время — время, когда плоды этого делания были явными: приход сплачивался, дети удивительно мужественно в условиях светских школ несли свой христианский крест и отстаивали свою веру.

И конечно, все тогда и предположить не могли, что совсем скоро появятся огромные возможности организации своей школы — со своей концепцией, со своими принципами. Такое время пришло. Школа была создана, разработана концепция, провозглашены принципы и идеалы. Реальный опыт прошлых лет давал уверенность, что теперь все будет еще лучше и плодотворнее, чем раньше.

Мы твердо решили, что в нашу гимназию будем принимать детей только из церковных семей или, как исключение, детей, родители которых твердо встали на путь воцерковления. Принцип приема всех желающих был отвергнут сразу — и я думаю, что это было правильно, т. к. в этом была большая опасность развалить еще не начавшееся дело.

Очень многие родители желают пристроить своих детей в хорошее место, дать им христианское воспитание и образование, но они не понимают при этом, что христианством нельзя заниматься — христианством надо жить. Обычный аргумент таких родителей: «Ну, нам уже поздно меняться, в церковь ходить нет времени. Бог у нас в душе. А в советской школе плохо: там мат, драки, воровство, разврат и т. д. — а мы хотим, чтобы наши дети изучали Закон Божий и выросли хорошими людьми».

Дети на первых порах действительно очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве. Но если они в школе слушают о том, как важно жить по заповедям, как важно жить единой жизнью с Церковью, со Христом, а дома в своей семейной реальности видят, что родители не придают никакого значения духовной жизни, а то и просто живут открыто по-язычески и могут даже посмеяться над святыней, то рано или поздно ребенок начинает жить двойной жизнью, лицемерить, и такое «православное воспитание» может закончиться фарисейством для ребенка, а для православной школы — крахом, что и происходит во многих случаях. Нам казалось, что мы предусмотрели этот очень важный момент и все должно пойти по правильному пути.

Было решено, что православная гимназия — это общее дело прихода, родителей и детей. Это совместное духовное строительство, подобное устроению приходской и семейной духовной жизни. Это очень важный принцип для нас. Он фундаментальный. Апостол Петр в своем Первом послании говорит: «…вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5). Поэтому школа должна жить общей жизнью прихода и семьи и сама стать их подобием. Для этого преподавателям, родителям и детям необходимо духовно трудиться, иметь духовное единство, вместе молиться, каяться, причащаться.

И этим действительно рушились страшные баррикады, которые воздвигла советская школа между учителями и учениками, родителями и школой. Нам представлялось (и это действительно так), что литургическое общение явится самым плодотворным моментом нашего единения и сотрудничества. Тем более что обычно в православных школах наполняемость классов не очень большая, около 10 человек, что должно делать общение учителя с учащимися дружески-семейным.

Был разработан учебный план, который включил в себя, помимо базового компонента, конечно, Закон Божий, несколько иностранных языков (новых и древних), церковное пение, церковное шитье и другие так называемые гимназические предметы.

Тут нужно сказать, что в основе идеи создания православной школы было желание уберечь наших детей от той действительно растлевающей обстановки, которая существует в государственных школах. Но эйфория, с которой создавалась наша школа, конечно, вскружила нам голову и мы замахнулись на нечто, может быть, непосильное для нас, а главное, для наших детей, которые оказались совершенно не готовыми к такому напряженному учебному плану. (Мне сейчас кажется, что, может, и не нужно в современной школе изучать древние языки, когда дети и по-русски говорят коряво, но это другой вопрос.) Выяснилось, что эйфория сказалась не только в этом.

Итак, концепция была разработана, принципы провозглашены. Родители забрали своих детей из государственных школ и привели в нашу гимназию. Первый год был удивительным для всех. С Божьей помощью все получилось, как и мечталось: у преподавателей — удивительный подъем, у детей — желание учиться, у родителей — готовность все свободное время посвятить гимназии. Было такое чувство, что Господь совсем рядом и все восполняет, все устраивает. (Вообще, конечно, все делалось, как часто у нас бывает, на скорую руку: надо было поскорее все устроить — ведь неизвестно, что будет завтра).

Хорошие люди пришли к нам работать, православные, знающие свой предмет, но, к сожалению, не имеющие опыта преподавания в школе. Все это было неощутимо в первое время — слишком велика была радость нового дела. Потом это очень больно отозвалось на всем учебно-воспитательном процессе.

Мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совсем не заметили тот колоссальный положительный учебно-методический, административный и даже воспитательный опыт, которым она обладала. Нам казалось (а многим так и продолжает казаться), что раз мы все православные, то у нас все будет хорошо и мы победим. Но реальность оказалась несколько иной.

Прежде всего, по прошествии некоторого времени выяснилось, что наши православные дети совершенно не умеют себя вести. Более того, когда с нашими учениками оказываешься в общественном месте, например в метро или в музее, ведут они себя не просто плохо, а так, что выделяются своим диким поведением по сравнению с детьми неправославными. И на уроках у нас стало возможным то, что в обычной государственной школе совершенно недопустимо.

Дети не реагировали на замечания педагогов, не здоровались со старшими, в урочное время ходили по классу и т. д. Учителя, которые в школе раньше не работали, не в состоянии были наладить дисциплину во время уроков. Тем более что все учителя страшно боялись таких непопулярных «советских методов», как выставление «двойки», запись в дневнике, вызов родителей и т. д. Дисциплина подрывалась еще тем, что наши православные родители приводили ребенка в школу, когда хотели, а когда не хотели — оставляли дома или, что еще «лучше», водили в храм вместо уроков — по их мнению, это было важнее. Мы сначала не поняли, в чем дело, почему происходит так, что мы получаем совершенно обратный эффект. Но мы старались быть внимательными к себе, и все прояснилось.

Оказалось, что принцип семейственности был воспринят нами не в смысле особенной ответственности и духовного родства, а в смысле панибратской вседозволенности, и особенно это касалось родителей. Вообще я сейчас скажу об очень важной проблеме, которая касается современного состояния приходской жизни в нашей Церкви и которая определяет очень многие проблемы в нашем так называемом церковном возрождении.

Коммунистическая формулировка, что Церковь существует для «отправления религиозных потребностей», точно отражает сознание советского и постсоветского человека. Давайте задумаемся и спросим себя: зачем мы ходим в Церковь, зачем мы молимся, исповедуемся, причащаемся? В чем для нас заключается духовная жизнь? И если мы будем честны, то в большинстве случаев окажется, что в храм мы ходим только для себя, т. е. чтобы у Церкви получить, взять, унести и таким образом устроить свою жизнь. И чаще всего нам нет серьезного дела до тех, кто молится рядом с нами, т. к. молитва — это тоже наше личное дело.

Все очень просто: мы пришли в Церковь получить, Церковь должна нам дать. И все существует для нас: и община, которая должна о нас заботиться; и духовник, который обязан нас окормлять; и гимназия, которая должна взять на себя все наши родительские тяготы. А на самом деле все должно быть наоборот: это мы должны стремиться отдать себя Богу и ближним, это в нас нуждается приход, это мы — «живые камни», без которых не может строиться здание Церкви. Очень низкий уровень церковного сознания, духовное потребительство современных православных людей — вот что прежде всего тормозит возрождение нашей Церкви. Это очень серьезная проблема, которую нам всем надо решать.

Вот обычная картина, которую постоянно наблюдаешь в храме. На службу приходит семья с детьми, и родители сразу стараются отойти от детей подальше. Дети бегают по храму, мешают всем, толкаются, а родители благоговейно замерли в молитве, ничего не видят и не слышат — им нет никакого дела до того, что другие не могут молиться из-за их детей. Им все равно: они пришли получить, и они «свое возьмут». И дети, которые веселились во время богослужения, толкались, выбегали, совершенно не молились, бездумно причащаются.

Потом эти дети приходят в православную гимназию и ведут себя так, как они вели себя в храме, ведь жизнь гимназии (это наш принцип!) — продолжение церковной жизни. И родители недоумевают, почему к ним претензии (ведь мы же все свои!), почему никто не хочет понять их, пожалеть, они же всей душой решили переложить свои заботы на хрупкие плечи только что образованной православной гимназии, которая еще должна хоть что-нибудь заплатить за работу преподавателям.

Дети воспринимают школу как место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от учебных. Приходится преодолевать у детей и, конечно, у родителей странный «православный» принцип, что для ребенка главное — читать по-церковнославянски и знать гласы, а «что сверх этого — то от лукавого». И когда приходится исключать за неуспеваемость, родители и дети возмущаются: «Как? Нам придется идти в эту ужасную государственную школу, где над нами будут издеваться, где мы погибнем?» Вот такая спекуляция. На самом деле в государственной школе многие наши воспитанники проявили бы себя гораздо лучше, чем у нас: там они были бы более ответственными и дисциплинированными.

С еще более опасной ситуацией мы столкнулись на уроках Закона Божьего. К нашему удивлению и тревоге, мы стали обнаруживать сильное охлаждение и равнодушие наших учеников к вероучительным предметам и молитве. Молитва перед уроком и перед едой превратилась в кощунственную скороговорку. На уроках по Закону Божьему не было страха Божия и дети из церковных семей стали красоваться друг перед другом своим «бесстрашием» и кощунством. Это очень опасное явление, которое можно наблюдать во многих православных школах. Оказалось, что мы в своих концепциях и принципах забыли об очень важных вещах.

Мы думали, что духовная жизнь наших детей в основном формируется в семье и храме. Наше дело образовать их в Законе Божьем, объяснить им события Священной истории. Но наши дети стали воспринимать эти духовные дисциплины внешне, не прилагая никакого духовного труда, только через интеллект, минуя душу и сердце. Десять лет назад за такие занятия многие заплатили бы отчислением из института, лишением работы, а может быть, и тюрьмой. А теперь это слишком легко дается.

То духовное богатство, которое мы имеем благодаря крови мучеников и подвигу преподобных, наши дети получают с удивительной легкостью и безответственностью. Они могут подробно объяснить чинопоследование богослужения, растолковать Символ веры, много рассуждать на евангельские темы, но в реальной жизни они совсем другие, живут другим. Возникает какая-то брешь между церковной молитвой, причащением и тем, что в действительности наполняет их жизнь. Получается, что, когда они учились в государственных школах, им приходилось по-настоящему отвечать за свое православие, отстаивать его. В среде, далекой от Церкви и часто враждебной, дети проявляли себя христианами, а в православной школе, среди таких же детей, они, с одной стороны, чувствуют себя «избранным стадом», превозносятся, а с другой стороны, красуются друг перед другом отсутствием благоговения и дерзостью.

Я хочу оговориться. Не подумайте, что в нашей православной гимназии собрались самые злочестивые и бесчинные дети, которые только и делают, что нарушают дисциплину и богохульствуют. Я сейчас говорю о тех росточках, о тех «цветах зла», которые неожиданно для нас стали вдруг появляться, о тех тенденциях, которые могут развиться, если их не увидеть сразу и не искоренить. Что же делать в подобной ситуации?

Оказалось, что мы лишили детей очень важной области жизни — душевной. Мы учим детей реализовывать себя в области интеллектуальной — это учеба, языки, кружки и т. д. Они это воспринимают в меру своих способностей: кто-то лучше, кто-то хуже. В области духовной — Закон Божий, молитва, храм.

К духовной жизни дети пока еще не способны в той степени, в которой мы от них ожидаем. Духовная жизнь — это долгое восхождение к зрелости в меру возраста Христова. А ступенька к жизни духовной — правильно устроенная жизнь души. Здоровое душевное устроение приведет к началам устойчивой, трезвенной духовной жизни. Детям нужны реальные общие интересные дела, в которых они могли бы проявить себя, хотя бы пока еще просто как порядочные люди, которые не предадут товарища, помогут другу, простят обиды; дела, которые научат их дружить и дорожить друг другом. Что здесь можно предложить?

Это, конечно, паломничества и походы — такие, в которых детям надо будет что-нибудь преодолеть. Это может быть школьный театр или свой литературный журнал (в нашей гимназии мы стали издавать журнал «Гимназист»). И что еще очень важно — это участие детей в храмовом богослужении. В нашем приходском храме суббота — это особый день, когда богослужение готовят дети, они звонят на колокольне, читают и поют на клиросе. Они чувствуют в этот день свою ответственность за храм и службу и молятся по-настоящему.

Проблем и неожиданностей будет еще, наверно, очень много, я затронул только некоторые. Мне кажется, что для Церкви создание своей православной школы — это самая главная задача после задачи устроения приходской жизни. И те приходы, которые собираются создавать такие школы, берут на себя очень тяжелый крест. Сейчас в России всего-то около 60 православных школ, очень разных по уровню, и тенденции к росту их числа нет.

Это действительно очень трудное дело, и поэтому по-настоящему горько и обидно, что нам уделяется мало внимания со стороны наших епископов, что Архиерейский собор, который рассматривал вопросы образования, ограничился только проблемами духовных семинарий. Православными школами никто не занимается, кроме государственных учреждений образования. С ними мы гораздо теснее связаны, так как зависим от них материально и законодательно. А Отдел по религиозному образованию и катехизации даже связи не наладил между православными школами Москвы. В материальном отношении — мы нищие.

Поэтому те приходы, которые, несмотря ни на что, в своих помещениях организуют школу, а не магазин, по-настоящему служат Церкви. Это подвиг сейчас — спасти наших детей. И создание церковной школы — это дело не частное, а общецерковное.

Для того чтобы наши школы имели юридический статус и могли выдавать диплом государственного образца, чтобы православное образование было признано соответствующим государственному стандарту, мы, живя в секулярном мире, обязаны выполнять тот базовый компонент, который разработан самим государством, часто настроенным к Церкви очень агрессивно.

Сами мы пока не в состоянии разработать свой базовый компонент. Того, что называлось бы православным базовым учебным компонентом, просто нет. Есть отдельные авторские программы, есть попытки инноваций, учительских, личных, но комплексных программ не существует. У нас просто нет таких православных педагогических научных институтов, которые бы этим занимались. Разрозненные усилия отдельных лиц пока не привели к серьезному результату.

И поэтому каждая школа пытается в подобных условиях осмыслить для себя такую проблему: как преподавать предмет, делая его христианским, назидательным, духовным и культурообразующим; что сделать для того, чтобы сам предмет формировал ученика как православного христианина, формировал не просто мировоззренчески — хотя это тоже очень и очень важно, — но и духовно, т. е. созидал душу ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы школьные предметы стали частью образования в христианском понимании этого слова как однокоренного со словом «образ».

Таким образом, новый тип школы, о котором мы говорим, пытается сочетать в себе очень многое. Это и традиционные образовательные ценности, и таинственная евхаристическая жизнь Церкви, это и творческая активность самих детей, включенность их в творческий процесс сотрудничества с учителем. И я думаю, что, несмотря на все переживаемые нами трудности, мы вправе связывать с такой школой большие надежды.

Источник: В начале пути… М., 2002