Шотландский протестантский проповедник 4

Шотландские протестантские миссии — Scottish Protestant missions

Дэвид Ливингстон , проповедуя из вагона в одной из иллюстраций , которые были использованы в домашних условиях, чтобы связать миссионерскую работу с аудиторией в Великобритании

Шотландские протестантские миссии организуются программы разъяснительной работы и преобразования , осуществляемые протестантских деноминаций в Шотландии, или шотландского народа. Долгое время после победы Церкви Шотландии в низменности , горцы и островитяне цеплялись к форме христианства проникнуты анимистическим народным верования и практикам. С 1708 шотландское общество по содействию христианскому знаний (SSPCK) начал работать в этой области. В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество по распространению Евангелия в домашних условиях . Десятки мирян проповедников, студентов богословских и английских проповедников были направлены в регион. В начале девятнадцатого века были созданы различные организации для поддержки евангелизации в регион.

С конца восемнадцатого века промышленная революция привела к быстрой урбанизации шотландского общества. Это вызвало тревогу среди христиан нового среднего класса. Первая городская миссия была основана в Глазго в 1826 году и привлек на всех протестантских церквей. Томас Чалмерс выступал за «агрессивный метод», подчеркивая самообеспеченность подкреплена интенсивной воскресной школой и евангелизации усилия. К 1870 году каждое среднего класса городское собрание имеет свою евангелизации ассоциацию и обычно миссия станцию. Межконфессиональный Главная Миссия Союз в Глазго был образован в 1885 году , который гарантировал , что соперничество не складывалось. «Возрождение Непрофессионала» достигли Шотландии в 1859 году и продолжалась до 1862. Визит американских евангелистов Муди и Сэнки в 1874-75 оживил евангелическая миссия.

Шотландские церкви были относительно поздно , чтобы принять вызов иностранных миссий, но они пришли , чтобы принять их с энтузиазмом. Они были одними из ведущих сил в европейской и американской активности в Индии, к югу от Сахары, Вест — Индия, Китай и Новые Гебриды , и миссионерская работа стали одним из их основных вкладов в бизнес империи. Шотландское иностранное миссионерство в основном проводится малыми, местные организациями , которые часто были межконфессиональными. Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон , стал иконой евангельского вылете, самосовершенствования, разведки и формы колониализма. Женщины также играют важную роль с одинокими женщинами , как Мэри Слсзор стать миссионерами в их собственном праве.

Усилия Евангелическо стали снижаться по интенсивности в последние десятилетия девятнадцатого века. Городская религия стала доминировать самих рабочих классов, с новыми пролетарскими организациями. В начале двадцатого века в центре внимания церквей расширена за счет включения социальных проблем. 1910 Всемирная Миссионерская конференция состоялась в Эдинбурге, было видно , как кульминация девятнадцатого века протестантских христианских миссий. Миссионер диск начал снижаться после Первой мировой войны, хотя церковь Шотландии по- прежнему придает большое значение его усилия. Большинство имперских аспектов иностранного миссионерского проекта прошло с 1950 — х годов и гуманитарные усилия стали более значительными. Несмотря на снижении церковной посещаемости евангельские миссии продолжились в Шотландии в двадцатый век. Был ряд инициатив , связанные с вновь объединенной церковью Шотландии между 1947 и 1956. Расскажите Шотландию движение привело к противоречивой 1955 Билли Грэм All-Шотландия Crusade, останавливающей снижение посещаемости церкви. Тем не менее, посещаемость быстро снизилась с 1960 — х годов, что привело к снижению активности домой миссии. Большинство евангелизация теперь осталась местные общины , и это было гораздо меньше по масштабу. К двадцать первому веку все более секуляризованная Шотландия стала предметом ряда «обратных задач» из стран, европейцы и североамериканцы первоначально evangelised.

Нагорье и острова

Джеймс Холдейн , отставной морской капитан и основатель неконфессиональных обществ по распространению Евангелия в домашних условиях

Долгое время после победы Церкви Шотландии в низменности , горцы и островитяне цеплялись к форме христианства проникнуты анимистическим народным верования и практикам. Культы святых , как невеста и Maelrubha сохранялось, рядом ритуалов , как в жертву быков и очищения молока, наряду с рассказами о феях , келпи и других животных. Там было локализован успех во время Реформации, подрывается нехваткой гэльского -speaking духовенства и огромным масштабом и недоступностью некоторых приходов.

Шотландское общество по содействию христианскому знаний (SSPCK) было основано Королевской хартией в 1708 году Его целью было частично религиозным и отчасти культурным, намереваясь «изнашивается» гэльская и «научиться людям английского языка». К 1715 году он работает 25 школ, на 1755 было 116 и 1792 это было 149, но большинство из них было по краям нагорья. Трудность продвижения протестантизма и английский языка в гэльском языке региона в конечном итоге привел к изменению политики в SSPCK и в 1754 году он санкционировал печать Библии с гэльским и английским текстом на разворот. Правительство только начали всерьез продвигать протестантизм с 1725 года , когда он начал делать грант Генеральной Ассамблеи , известной как Royal Баунти. Часть этого пошла к странствующим министрам, а 1764 было только десять. Возможно , более важным для распространения протестантизма были миряне катехизаторов, которые встречались люди в субботу, читали Писание, и присоединился к ним в псалмах и молитвах. Они будут позже играть важную роль в возрождении Евангельского.

В 1797 году Джеймс Холдейн основал внеконфессиональное Общество по распространению Евангелия в домашних условиях . Десятки мирян проповедников, студентов богословских и английских проповедников, таких как Чарльз Симеон (1759-1836) и Роуленд Хилл (1744-1833), были направлены в регион. Они проповедовали евангельское благовестие, под влиянием идей Тома Пейна и созданы независимые церкви по нагорью. Когда Холдейн и его брат Роберт принял принцип крещения взрослых в 1808 году большинство из них стали баптистские часовен. Гэльские школьные общества были созданы, начиная в Эдинбурге в 1811 году, поддерживая путешествие школы в северном нагорье и западные острова. Конгрегационалистская Союз Шотландии была создана в 1812 году для содействия домашних заданий. В 1827 году баптисты объединили свои усилия в баптистской дома миссионерского общества. В 1824 году правительство выделило средства на строительство 32 церквей и 41 manses в высокогорье. После Срыв в 1843 году большая часть экспансии была в новых церквей , установленных Свободной Церкви. Представительства рыбаков и моряки начали с моряками Другом обществом.

Миссия в нагорье и остров была очень успешной в преобразовании религиозного лица региона и жизни людей. Это удалось создать оплот Евангельской пресвитерианской. В Большом Срыв в 1843 году большая часть духовенства и конгрегаций бы продемонстрировать свою преданность, оставив церковь Шотландии отколовшейся Свободная Церковь . Каллум Браун утверждает , что миссия в нагорье и Гебридских был первый «иностранный» Миссия Шотландии и выступал в качестве «сухого хода» для будущей работы в Африке и Азии.

Городские миссии

Дэвид Насмит основатель первой миссии города

С конца восемнадцатого века промышленная революция привела к быстрой урбанизации шотландского общества. К 1859 году почти треть населения проживало в городе более 10000 людей. Это вызвало тревогу среди христиан нового среднего класса, которые отметили , что нет достаточных церквей для размещения растущего числа городских рабочих и их семей. Проповедь в 1827 году Томас Чалмерс предупредил о «домашних язычниках», «язычества» и «плотной безбожии» из городской бедноты , которые были отчуждены от Церкви, морали и общественного порядка. Опасения внецерковного идя будут подтверждены на национальном уровне в «чрезвычайной ситуации» выявленной в переписи 1851 года . Результатом стал новым акцентом на христианизацию городских рабочих классов , которые привели в ряде миссий в города.

Первая городская миссия была основана Дэвид Насмит (1799-1839) в Глазго в 1826 году и привлек на всех протестантских церквей. Эта миссия города распространилась почти каждый британским и ирландским городом и США. Эксперимент Чалмерса в Сент — Джонсе, Глазго , опубликованной в The Christian и Сивик экономики крупных городов (1821-26), при условии , модель городской миссии , основанной на скрутки посещения. Он выступал за «агрессивный метод», в котором бедный рельеф был заменен на добровольную систему, распределенную скупо к бедному после навязчивого допроса церковных старост. Акцент на самообеспеченности был подкреплен интенсивным воскресная школа и евангелизации усилием, подчеркнутого частыми посещениями, иногда так часто , как один раз в месяц, предпринятом большим количеством добровольцев, давил родитель и работник участвовать. Эта система была широко принята Свободной Церковью после Великого Срыва и будет рассмотрена в Церкви Шотландии под руководством А.Х. Чартериса (1835-1908) в 1870 — х годах. К 1870 — х годов, каждый средний класс городской собрание имеет свою евангелизации ассоциацию и обычно миссии станции, где были поощрены члены рабочих классов стремиться к финансовой независимости и статуса полного членства прихожанам. После расширения конгрегаций в 1860 — х и 1870 — х годах наблюдалось значительное дублирование усилий и конкуренции между церквами и конфессиями в Глазго. В результате, межконфессиональный Главная Миссия Союз был образован в 1885 году, который разделил город на небольшие районы, гарантируя , что весь город был покрыт , и что соперничество не складывалось.

Новая волна городского ревайвализма началась в Нью — Йорке в 1858 году, который иногда называют «Возрождение непрофессионала» из-за известности непрофессиональных проповедников. Он достиг Шотландии в следующем году после торговли депрессии и энтузиазма будет продолжаться в усиленном виде до 1862. В основных производственных районах страны, были проведены в офисах и на заводах и на улицах Эдинбурга и Глазго молитвенных собраний. Некоторые рассматривали пробуждение с тревогой, так как это вызвало невыход на работе и длительные молитвенные собрания нарушаются рабочий день. Визит американских евангелистов Ira D. Сэнка (1840-1908), и Дуайт Л. Муди (1837-99) в Эдинбург и Глазго в 1874-75 оживил евангелическую миссию, ведущий к основанию Глазго United Евангелистской ассоциации. Палатка зал был открыт в городе в 1876 году, который принимал помощи бедные и евангельские встречи, а также учебный институт Библии для обучения лежал евангелистов был основан в 1892. Charteris сыграл важную роль в фундаменте Гильдии женской в 1887 году, в котором подчеркивается роль женщин в миссиях. Они также выступали в качестве Biblewomen, чтение Писания, и доминировали обучение в воскресных школах.

Городские миссии не увенчались успехом в получении религиозной лояльности массы городских рабочих классов и начинают терять свою эффективность, в последние десятилетия девятнадцатого века. Тем не менее, хотя большинство рабочих классов не пришли посещать церкви, успех городских миссий в том, что рабочий класс действительно составляют большинство из тех, кто сделал участие и поддержку церкви и позже формировать идеи торговли профсоюзы и трудовые движения.

Зарубежные миссии

Карта Церковь Шотландии Миссия Поля, в конце девятнадцатого века

Шотландские церкви были относительно поздно принимает вызов иностранных миссий, но они пришли , чтобы принять его с энтузиазмом. Они были одними из ведущих сил в европейской и американской активности в Индии, к югу от Сахары, Вест — Индия, Китай и Новые Гебриды , и миссионерская работа стали одним из их основных вкладов в бизнес империи. Большинство миссионеров работали в любом медицинском или образовательном контексте, создание школ, университетов и больниц. Шотландские усилия миссионерские подогревались соперничеством между различными конфессиями в Шотландии, и , возможно, помогли отвлечься от проблем у себя дома. Эти миссии были популяризировали на дому по публикациям и иллюстрациям, часто особенно направленных на обращение к детям, а также с помощью новой среды волшебного фонаря шоу, показанных зрителей в церковных залах по всей стране.

Шотландское иностранное миссионерство в основном проводится малыми, местные организациями , которые часто были межконфессиональными. Самым важным было Эдинбургский миссионерское общество (EMS, позже шотландский Миссионерское Общество, SMS) и Глазго миссионерское общество (GMS). Оба общества начали свою работу в Сьерра — Леоне в 1797 году, но усилия не увенчались успехом и были быстро отказались. В обществах затем работали ассоциированные общества Лондонского миссионерского общества (LMS), благодаря которой большинство шотландских миссионеров не будет спонсируемый до середины девятнадцатого века. Шотландские миссионеры спонсируемые СДО включены Роберт Моффат (1795-1883). Он прибыл в Капской колонии в 1817 году, позже присоединился его жена Мэри, и где он работал с голландской реформатской министр Джордж Thom. ОСА не не возобновит свою прямую работу за границей до 1820. после посещения от Thom наращивали энтузиазм. Они посланы несколько миссионеров к мысу, в том числе Джон Росс (1799-78), первый министр отделил для внешней миссионерской работе Церкви Шотландии, который прибыл в 1823 году они присоединились Джон Браунли (1791-1871), шотландский миссионер из СДО, которые основали станцию в Tyhume . Росс основал другую, позже известный как Lovedale .

Самый известный шотландский миссионер Дэвид Ливингстон , финансировалось Лондонского миссионерского общества . После того, как его «исчезновения» и смерти в 1870 — х годах он стал иконой евангельского вылете, самосовершенствования, разведки и формы колониализма. Наследие Ливингстона можно увидеть в названиях многих станций миссии Основано следуя его пример, такие как Блантир (место рождения Ливингстона) для Церкви Шотландии и Livingstonia во главе более пятидесяти лет Роберт Законов (1851-1934 ) для Свободной Церкви, и в настоящее время в Малави .

Женщины также играют важную роль. Первоначально это было как жен мужчин миссионеров, как это было в случае с Мэри Моффат , дочери Марии и Роберт Моффат, который женился Ливингстон в 1845 году все чаще одинокие женщины стали выступать в качестве миссионеров в их собственном праве, часто в качестве учителей. Бывший Millworker Мэри Слсзор (1848-1919) провел 28 лет в качестве миссионера United пресвитерианской в Калабара в современной Нигерии . Прибыв в 1876 году, она бороться жестокость и суеверие, заслужив звание Эка Kpukpro , Матери всех племен.

В Индии Александр Дафф (1806-78), который прибыл в Калькутте в 1830 году, играют важную роль в развитии высшего образования и преобразовании высших каст индейцев. После Великой Срыв многих сотрудников от установленной церкви миссии Индии в Шотландии вступил в Свободную Церковь. Патрик Мэнсон (1844-1922), который работал в Китае, по мнению многих, является отцом современной тропической медицины. В Японии шотландские миссионеры пользовались некоторым успехом и Фулдс (1843-1930) помог осуществить значительный прогресс в медицине под Мэйдзи . Члены Свободной Церкви стали ассоциироваться с колонизацией Новой Зеландии : ответвление Свободной церкви Ассоциация Отей разосланы эмигрантами в 1847 году , который установил новую Эдинбургское или Отее поселение в 1848 году.

Упадок и возрождение

Всемирная конференция 1910 Миссионер, Эдинбург

Усилия Евангелическо стали снижаться по интенсивности в последние десятилетия девятнадцатого века, как в Шотландии , так и в крупных городах по всей Великобритании. Там стали нехватка добровольцев и средств для большого числа организаций. Причины этого преобразования , которые были выдвинутым включают изменения в привычках досуга, подъем социализма и рабочее движение, потерю среднего класса уверенности в достоверности Евангелия и его наложение на рабочем классе в качестве решения социальных недугов. Миграция средних классов вдали от городских районов в недавно построенных пригороды и удалила их от контакта с рабочим классом и потери желания участвовать в евангелической проекте, в частности , новой мелкой буржуазии белых воротничков и торговцев. В результате, городская религия стала во власти рабочего класса сами, с новыми пролетарских организаций , таких как Организация Объединенных Евангелисткой ассоциаций Глазго и Данди, Соединенные Рабочих христианской миссии, протестантского миссионерского общества Глазго, Армия спасения и различные умеренности общества. Миссия Веры была основана в 1886 году и спонсор «паломники» , которые пошли туда , куда они были приглашены. Введение евангелической религии выше стали также отвергается самими рабочими классами, которые стали сопротивляться посещению организованных мероприятий и посещений.

В начале двадцатого века в центре внимания церквей начали расширять , чтобы включить социальные проблемы. В 1900 году был образован межконфессиональная Scottish ХСС. В 1904 году церковь Шотландии создала Комитет по социальной работать под Дэвид Уотсон и Соединенные Свободную Церковь Проблемы Комитета социального. Вместо того , чтобы сосредоточиться на спасении и самосовершенствования рабочих классов, они смотрели , чтобы помочь с вопросами благополучия детей, жилье в трущобах и безработицы.

В 1910 году Всемирная Миссионерская конференция состоялась в Эдинбурге, было видно , как кульминация девятнадцатого века протестантских христианских миссий и формальное начало современной протестантская христианского экуменического движения. Иностранный миссионер диск начал снижаться после Первой мировой войны, хотя церковь Шотландии по- прежнему придает большое значение его миссионерские усилия. Целью большинство пресвитерианской миссии заключалась в создание самонесущим, самоуправляемые и самораспространяющиеся церкви, однако, они иногда неохотно отпускают земли и контроль. Ряд местных христиан, откололся , чтобы сформировать свои собственные независимые » эфиопские церкви «, отличные от белых мажорируемых миссий. Это убедили многих миссионеров необходимости различных Presbyteries, по- прежнему связаны с белыми доминировали деноминаций и миссий. Среди первого была банту пресвитерианская церковь в 1929 году, который поздно стала реформатской пресвитерианской церковью в Южной Африке. Большинство миссионеров относительно позитивно о политической независимости и де-колонизации в двадцатом веке, в отличии от многих в их родительских церквах в домашних условиях . Большинство имперских аспектов иностранного миссионерского проекта прошло с 1950 — х годов и гуманитарные усилия стали более значительными.

Шотландские деноминации, как правило, продолжают рассматривать нагорье и острова в качестве нуждающихся в особой миссионерской внимание в двадцатом веке, церковь Шотландии выдерживание миссии на островах до 1960-х. Однако, как этот регион стал более двуязычным и интегрированы в южную части шотландской культуры, необходимость сокращения отдельных структур и шотландских учреждениях постепенно интегрирована в более крупные конфессиональные структуры. Креститель Главное миссионерское общество Шотландии вошел в состав Союза баптистов Шотландии в 1931 году и Главная миссия Комитет вообще был отменен в 1971 году.

Kelvin Hall , Глазго, сайт кульминации в 1955 году Билли Грэм Crusade

Несмотря на снижении церковной посещаемости евангельские миссии продолжились в Шотландии в двадцатый век. Был ряд инициатив , связанных с вновь объединенной церковью Шотландии между 1947 и 1956. К ним относятся «христианский Commandos» и «Радио миссия» на 1950-52 с использованием BBC Scotland . Herbridean возрождение 1949-53 было инициировано проповеди евангелиста веры миссии Дункан Кэмпбелл (1898-1972). Скажите Шотландию Движение (1953-66), связанное с Томом Аллана и DP Томсоном , в результате спорной 1955 Билли Грэм All-Шотландия Crusade, кончали на встрече в Глазго Kelvin Hall . Шесть недель вокруг Пасхи 1955 видели ночной массовые акции 10000 людей упаковку Кельвина зала и в течение двух недель , другие посетили храмы и залы по всей стране. Заключительное мероприятие в Хэмпден Парк привлекает чуть менее 100000 человек. Все это сопровождалось обширной прессы и охвата вещания и возвращения к посещению в масштабе не видел с девятнадцатого века. Успех был настолько велик , чтобы остановить снижение посещаемости церкви, которая вернулась почти довоенные. Однако эффекты были кратковременными. Посещение церкви начали быстро снижаться в 1960 — е годы, в результате чего в «видимой потери нерва» и снижение активности домой миссии. Среди наиболее эффективных организаций в конце двадцатого века был писание союз , который опубликовал библейские заметки и тексты Священных Писаний для детей, организации встреч внутри и за пределами школы. Большинство евангелизации теперь осталась местные общины , и это было значительно уменьшенная в масштабе от основных усилий прошлого века.

К двадцать первому веку все более секуляризованная Шотландия стала предметом ряда «обратных задач» из стран, европейцы и североамериканцы первоначально evangelised и которые теперь пытались восстановить или поддержать христианство в западных странах. К ним относятся ПОГАШЕНА христианская Церковь Бог , основанная в Нигерии в 1952 году, который открыл приход Open Heaven в Эдинбурге в 2003 году, и сердце для проекта города в Глазго, основанном Lucas Njenga, который объединил евангелизацию с заботой социального обновления. Тем не менее, большинство из них рекрутов были иммигрантами африканского происхождения.

Викискладе есть медиафайлы по теме Scottish миссий .

Шотландский Дон

Абердин расположен на побережье Северного моря, вдали от наиболее густонаселенных районов Великобритании. Путь до этого шотландского города неблизкий. К примеру, из северо-западной Англии (где я прожил – в Манчестере – больше трех лет) прямые поезда не ходят, ехать надо с пересадкой в Эдинбурге и не меньше шести часов; прямым поездом из Лондона можно добраться за семь часов. Но ехать приятно, особенно если сидишь возле окна: по дороге любуешься красотой шотландской природы, с ее зелеными лугами, прозрачными речушками и поросшими вереском холмами.

На улицах Абердина

Сам город, население которого превышает 200 тысяч человек, известен как нефтегазовая столица Европы. Практически все мировые компании нефтегазового сектора имеют в Абердине свои представительства. Финансовый оборот города сравним с оборотом Франкфурта-на-Майне, Цюриха или Женевы. По количеству миллионеров на душу населения Абердин уступает только Найтсбриджу в Лондоне и так называемому «поясу брокеров» севернее Лондона.

Через Абердин протекает река, название которой не может не напомнить о России – Дон. Еще Абердин называют «гранитным городом»: гранит являлся основным строительным материалом до середины XX века, используют его и сейчас. Большинство верующих принадлежит Шотландской Пресвитерианской Церкви. Впрочем, в религиозном плане Абердин известен своим печальным лидерством иного рода: по доле атеистов в населении он занимает первое место в Шотландии.

Часовня Кингс Колледжа (внутри)

Православие в Абердине представлено тремя приходами: апостола Матфея (Константинопольский Патриархат), святых Иоакима и Анны (Румынская Православная Церковь) и преподобного Макария Абердинского (Московский Патриархат) – святого VI века, первого епископа в Абердине. Пожалуй, самый динамично развивающийся приход – румынский. Он начал действовать около четырех лет назад, в конце 2008 года (хотя официальной датой основания считается январь 2010 года). Именно в этом приходе (единственном из всех трех) есть постоянный священник, живущий в Абердине. Община арендует здание церковного центра Мидстокет (на Мидстокет роуд, 35), а службы совершаются еженедельно: вечерня по субботам и утреня с литургией по воскресеньям, и конечно же, богослужения в праздничные дни.

В греческой церкви апостола Матфея (приход образован в 1986 году) литургии, как правило, служат два раза в месяц: в первую и третью субботы. Греки арендуют епископальную церковь святого Ниниана (на Кинг стрит, 696). Духовенство приезжает из Эдинбурга, основной язык богослужений – английский, используется также греческий и немного – церковнославянский.

Часовня Кингс Колледжа

Приход Московского Патриархата в Абердине образован сравнительно недавно – чуть больше 2,5 лет назад. Во многом это заслуга наиболее активных православных русских – Алексея Севастьянова и его супруги Ольги. Севастьяновы регулярно обращались в управление Сурожской епархии с просьбой назначить в Абердин священника. Но Лондон смог пойти навстречу далеко не сразу: иногда ответы вообще не поступали, иногда приходили отказы, мотивированные нехваткой духовенства.

Первая литургия в общине преподобного Макария состоялась в феврале 2010 года – ее отслужил протоиерей Геннадий Андреев, в то время благочинный епархиального округа Шотландии (сейчас отец Геннадий живет в Манчестере и служит на севере Англии). Служба проходила в капелланском центре при Абердинском университете. В последующем капелланство стало основным местом богослужений для русского прихода. Иногда служили в университетской часовне (King’s College Chapel), расположенной неподалеку. Многое зависело от распорядка занятий в университете: во время учебных семестров воскресные службы в часовне совершали протестанты, но на каникулах никаких препятствий для православных богослужений уже не было. Отец Геннадий обычно приезжал в Абердин раз в месяц. Правда, абердинское послушание батюшки продолжалось недолго: в ноябре 2010 года его сменил священник Георгий Завершинский, направленный в Шотландию из Москвы.

Сейчас в общине преподобного Макария установился такой порядок богослужений: отец Георгий, постоянно проживающий в Глазго, приезжает, как правило, два раза в месяц; в субботу вечером служится всенощное бдение (в университетской часовне), в воскресенье – литургия (в капелланском центре, а во время каникул обычно в часовне). Язык богослужения, как правило, церковнославянский; среди прихожан – выходцы из Прибалтики, России и Украины. Активную роль в жизни общины играет бессменный, с момента основания, староста – Александр Меньшиков.

Александр Меньшиков

Справка. Александр Васильевич Меньшиков родился в 1978 году в Харькове (Украина). Окончил механико-математический факультет Харьковского университета, аспирантуру Института механики в Киеве. Доктор физико-математических наук. С 2005 года работает в Абердинском университете. Дистанционно обучается по специальности «Теология» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Женат, воспитывает двоих сыновей.

С Александром Меньшиковым я беседовал в его офисе, расположенном в одном из корпусов инженерного факультета Абердинского университета. К вере Александр обратился в зрелом возрасте, причем уже после переезда на земли «туманного Альбиона». Обращение во многом было определено культурными факторами: именно так выражалось стремление нынешнего старосты прихода сохранить свою русскость в британской среде.

– К Православию, да и к вере в целом, я относился насмешливо, – вспоминает Александр. – Помню, уже в постсоветские времена бабушки из деревни в Курской области (отец у меня родом из тех мест) говорили мне: «Саша, вот у нас батюшка хороший, давай тебя покрестим». Но я им неизменно отвечал: «Вы что, смеетесь? Ни к чему все это. И вообще – Бога нет». Но в 2007 году (как раз моя жена была беременна) я почувствовал: для того чтобы оставаться русским (я себя считаю в широком смысле слова русским, а не украинцем), чтобы не раствориться в мультикультурном британском обществе, мне нужно стать православным. В декабре я приехал на Украину, но душа почему-то не лежала там креститься: все-таки много на украинской земле раскольников – автокефалистов, последователей «киевского патриархата». Поэтому я поехал креститься в Белгородскую область, там у меня дядя живет. Крестился в декабре 2007 года.

– Потом у меня было одно видение, или, может, переживание, связанное с рождением сына, –продолжает свой рассказ мой собеседник. – Жена три дня его рожала, я все это время провел в роддоме в Абердине, практически без сна. И вот потом, когда Василий родился, я поехал домой спать. И снится мне сон: хожу я по улицам, мечусь, словно вне себя. Захожу в храм – и мне становится хорошо. Наверное, это был какой-то знак свыше, что вне Церкви мне быть нельзя.

– Вначале, до официального учреждения русского прихода, мы служили с Алексеем Севастьяновым мирским чином, – вспоминает Александр. – Служили по понедельникам, вечером, в часовне Кингс Колледжа. В греческую церковь я ходить не хотел: мне казалось, что молитва должна звучать или на церковнославянском, или на русском. То же самое и с румынским приходом: не трогало меня богослужение на чужом языке, не чувствовал я погружения… Кстати, вначале греки отнеслись к созданию русского прихода с подозрением: нас чуть ли не обвиняли в том, что мы собираемся уводить у них прихожан. Потом, правда, все уладилось, стало понятно, что состав прихожан у нас разный. Да и служим мы в разные дни.

По словам моего собеседника, работа по информированию православных абердинцев о службах в приходе преподобного Макария идет постоянно. Размещаются объявления в русском магазине, информация поступает в русскую школу (кстати, сам Александр с супругой преподают там математику), а также ведется рассылка новостей тем прихожанам, которые желают их получать (они, в свою очередь, передают эту информацию другим). Правда, людей на службах все равно не очень много – до 30 человек. И не все из них довольны местом проведения богослужений: оно мало напоминает привычный интерьер православных храмов в России, на Украине или в Прибалтике.

Кафедральный собор преп. Макария (Шотландская пресвитерианская церковь)

– Что поделаешь: мы поставлены в такие условия, что вынуждены с этим мириться, – объясняет Александр. – В часовне используем имеющийся там престол, в капелланском центре – просто ставим стол и покрываем его надлежащим облачением. Иконостаса у нас нет, даже временного. Люди предлагают арендовать другое помещение (на постоянной основе), но на это нет средств. Нам ведь приходится оплачивать проезд священника, а также закупать необходимую утварь, богослужебные книги. Вот только на это денег и хватает. О том, чтобы взять в аренду какое-то помещение (одну из протестантских церквей города, например), пока не может быть и речи.

– Видимо, это одна из серьезных проблем прихода? – спрашиваю я.

– Да, но не только. Иногда возникают сложности с пением. Конечно, у нас есть регент – Наталья Инглс; кроме того, регулярно поет в хоре Евгения Бразерс. Сложности возникают, если Наталье приходится уезжать на время из Абердина, например в командировку или в отпуск с семьей летом. Евгения без регента петь пока не может. Мы с Алексеем Севастьяновым тоже не поем, хотя читаем вполне нормально. Поэтому приходится петь священнику. Но когда Наталья на месте, тогда все хорошо – они с Евгенией очень слаженно поют.

– Кроме того, русскоязычная община в Абердине очень размытая, многие не знают, что здесь есть русский приход, – продолжает староста. – Еще одна проблема – мужья-британцы наших прихожанок. Некоторые из них приезжают с женами и просто сидят в церкви, ждут, а многие отпускают супруг на службы одних. Думаю, они не особенно рады, если их жены часть воскресенья проводят в церкви (даже несмотря на то, что службы у нас пока всего два раза в месяц). Кроме того, у прихожан есть сложности в совмещении работы с посещением богослужений. Многие женщины работают в отелях и супермаркетах, нередко по воскресеньям. Мы как-то хотели сделать службы по субботам (в субботу проще арендовать церковь), но люди выступили против: если в воскресенье еще получается прийти, то в субботу – нет. Приходится жить в такой ситуации.

Шотландцы в кильтах

– Конечно, у нашего прихода есть свои «плюсы», – замечает Александр. – К нам ходят те, кто действительно желает быть в Церкви, а случайных людей, «захожан» практически нет. Мы все друг друга знаем, общаемся между собой. Подавляющее большинство тех, кто приходит на литургию, причащается. Кстати, в том, что у нас нет иконостаса, имеются свои положительные стороны: люди видят священника в алтаре. Обычно ведь на службе так происходит: батюшка вышел, прочитал что-то и скрылся, а прихожане стоят, смотрят на иконостас. Здесь же все действия священника на виду, и люди говорят, что им так проще и понятней.

Что ж, русский приход в Абердине сейчас находится на начальном этапе своего жизненного пути. Но даже за 2,5 года в городе сформировалась крепкая община, о которой узнают местные жители. Возможно, приходу пока недостает миссионерских усилий, которые могли бы быть направлены на более активное использование в богослужении английского языка и свидетельство о Православии коренным шотландцам. Все-таки Православная Церковь носит вселенский характер и не может ограничивать себя верующими нескольких национальностей, даже если речь идет о людях, прибывших из традиционно православных стран.

Фото автора.

Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии

Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии

Какая Церковь?

Время от времени мы встречаем тех, кто спрашивает нас о позиции, учении и практике Свободной Пресвитерианской Церкви Шотландии. Нижеизложенное, является ответом для всех интересующихся, а так же рекомендацией Церкви для тех, кто захочет присоединиться к ней.

В наши дни стало обычным слышать от людей, подобного рода высказывания: «Какая разница, к какой церкви принадлежать? В любом случае они все поклоняются одному и тому же Богу, просто делают это разными способами». Подобного рода утверждения очень легко слетают с уст, но что отвечает на этот вопрос Библия?

Да будет сказано вначале, что наиболее важным, является то, чтобы принадлежать к такой Церкви, которая состоит из истинных христиан – из тех, кто рождён свыше и чьи грехи были прощены чрез веру в Иисуса Христа как Сына Божия (Матфея 16:16 -18).

На земле нет ни одной определённой Церкви, которая не осмелилась бы высокомерно притязать на то, что только она состоит из истинных учеников Господа Иисуса Христа. Однако говорить, что нет никакой разницы, к какой определённой Церкви принадлежать, будет не правильным. Писание требует от нас «всё испытывать» и «хорошего держаться» (1 Фессалоникийцам 5:21). Выбор определённой Церкви играет важную роль. Проще говоря, Церковь, которая, например, не провозглашает чистого Евангелия, или практикует то, что противоречит Слову Божьему, не заслуживает нашей поддержки, ибо Христос требует от Церкви учить «их соблюдать всё, что Я повелел вам».

Нашим делом, поэтому, является поддержка Церкви, которая наиболее соответствует Новозаветному образцу, который является божественным проектом для Церкви Христа в этом мире. Если мы обратимся к Библии, то мы найдём там определённые фундаментальные принципы, которые являются основанием для поведения и управления Церкви на земле. Эти принципы являются обязательными для нас, так что мы не можем принять или отвергнуть, что нам нравиться. На них стоит печать божественной власти. Поэтому, мы обязаны принять их. Церковь, которая следует наиболее верно этим принципам, соответствует Новозаветной модели, именно эта Церковь, в наивысшей степени достойна нашей приверженности и способна содействовать нашему духовному благополучию. Если мы не принимаем Священное Писание как наш стандарт, как в этом, так и в других религиозных вопросах, то мы зайдём очень далеко в нашем выборе. Бог, да помнят это, «не есть Бог неустройства», Он есть Бог порядка, и Его Слово не может допустить существование противоречащих доктрин и систем.

Слово Божие говорит нам, что никакую плоть нельзя прославлять пред Богом, и если кто хвалиться, то «хвалящийся хвались Господом» (1 Коринфянам 1:29;31). То, что здесь применено по отношению к отдельному христианину, может в равной степени ожидаться от группы Христиан. Здесь нет места для хвастовства. Ни одна Церковь на земле не является настолько здравой, чтобы быть свободной от несовершенства.

Принимая во внимание вышесказанное, мы представляем на рассмотрение тот факт, что Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии показывает в своём учении и практике то, что она является законным и уважаемым членом вселенской Церкви Христа. Но такое обобщение может быть сделано и в отношении других Церквей. Мы должны, поэтому быть более конкретными. Поэтому, мы должны более тщательно исследовать характерные черты, присущие верной Христианской Церкви.

Каковы её атрибуты? Во-первых, она не признаёт никакого другого Главы и Царя кроме Иисуса Христа. Таким образом, она принимает Слово Божие как её доктринальное основание и показывает решимость никогда не позволять, каким-либо человеческим писаниям и традициям, посягать на исключительное место Священного Писания как стандарта её веры и практики. Она проповедует Слово и преподаёт Таинства, и её управление и дисциплина соответствуют Духу Христа. Всему, что от мира или от человеческих выдумок, не позволяется портить её поклонение. Конечно, чем она вернее голосу Христа, тем чище она будет.

Вот это основные принципы, за которые боролись наши великие Протестантские Реформаторы, Кальвин и Нокс, и за эти принципы подвизается Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии.

Наше Кредо.

В истории Церкви всегда были те, кто был против использования исповеданий веры. В наши дни их голоса раздаются во всю мощь. Под предлогом набожности и великой преданности Библии существуют широко распространённые искажения в вероучительных документах Протестантской Реформации. Они отвергнуты потому, что, как некоторые утверждают, они ущемляют истину Божью.

Однако надлежащей целью Кредо или Исповедания Веры является изложение Библейских истин в виде системы, чтобы ясно и точно определить и защитить доктрины Христианства. Далёкие от узурпации исключительного положения Священного Писания, основанные на Библии Исповедания веры, определяют и поддерживают его; далёкие от омрачения славы Христа и Его Креста, они определяют и отражают истину Писания.

А те, кто призывает к отказу от исповеданий веры, либо хотят быть свободными, что позволит им придерживаться свободных взглядов на Писание и туманных мнений о Христианской вере. Церковь без Исповедания Веры является абсурдом. Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии сердечно привержена к Вестминстерскому Исповеданию Веры – Исповеданию, которое благодаря своему соответствию Писанию, а так же исчерпывающим и точным определениям остаётся неизменным. Этот документ является результатом труда, который совершался в течение нескольких лет, и был сформулирован самыми способными и образованными английскими и шотландскими теологами семнадцатого века.

Оно было одобрено Актом Генеральной Ассамблеи Церкви Шотландии в 1647 году. После тщательного обсуждения этого Исповедания, оно было признано «наиболее ортодоксальным и основанным на Слове Божьем». И великая благодарность Богу за Его милость в том, что такое превосходное Исповедание Веры было одобрено в обоих королевствах, и к нему отнеслись как к «великому подкреплению Реформатской религии против её врагов». Оно было ратифицировано Шотландским Парламентом в 1649 году, а затем в ещё раз после Революции в 1690 году. Таким образом, Вестминстерское Исповедание Веры имеет силу закона.

Именно это Исповедание, образует подчиняющий стандарт нашей Церкви – подчиняющий конечно Слову Божьему. Было время, когда во всём мире, каждая крупная Пресвитерианская Церковь подписывала это Исповедание Веры. Мы верим, что Церковь, сможет преуспеть только тогда, когда она вернётся к учению, которое её представляет и к практике, которая от неё требуется.

Отличительные особенности.

В то время как свидетельство Свободной Пресвитерианской Церкви Шотландии точно совпадает с общим учением Вестминстерского Исповедания, существует определённое отличие, которое окрашивает её особое свидетельство. Это отличие не заключается в каком-либо добавлении к Вестминстерскому Исповеданию или выдержки из него. Оно, пожалуй, заключается в приверженности Церкви к определённым доктринам, которые другие Церкви либо полностью отвергли, либо по отношению к которым, они придерживаются ошибочных взглядов.

Эти отличия следующие

1. Главенство Христа

Он является единственным Главой Церкви. Он назначил служителей Церкви, которые отличаются от гражданской власти, для управления её делами.

Эти служители обладают духовными полномочиями, и они сотрудничают, а не подчиняются гражданской власти. Так же мы придерживаемся того, что Христос – Царь не только святых, но так же и народов, «Господь господствующих и Царь царей» (см. Иеремия 10:7; Псалом 2; Откровение 17:14; и т.д.) и то, что Государство, как таковое, обязано признавать и поддерживать Его дело и истину. Мы верим в так называемый «Принцип Установления».

2. Библейская доктрина Искупления как она представлена в Вестминстерском Исповедании.

Мы верим, что Христос умер только за избранных в противоположность доктрине универсального спасения и спасения посредством человеческих добрых дел. Мы делаем акцент на суверенитет Бога в деле спасения, но мы так же подчёркиваем человеческую ответственность. Следовательно, наряду с Библией мы провозглашаем Христа распятого за грешников, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

3. Доктрина об устной инспирации Священного Писания.

Мы отвергаем все теории о частичной инспирации. Мы утверждаем, что Библия является Словом Божьим, вдохновенным и непогрешимым от начала и до конца.

4. Чистота Поклонения.

Мы против использования инструментальной музыки на общественном поклонении в Доме Божьем, и в то же время мы утверждаем, что Псалтирь является божественно назначенным руководством для прославления в поклонении Богу. Следовательно, мы не используем в нашем общественном поклонении не боговдохновенные гимны или парафразы из Писания.

5. Осуществление жёсткой дисциплины в Духе Евангелия.

Эта дисциплина не является господствующей, но служебной. Она делегирована Христом тем, кто руководит в Церкви (Евреям 13:7, 17). Руководить с дисциплиной, значит руководить с Евангелием. Без дисциплины чистота Церкви ставиться под угрозу.

Все вышеприведённые пункты основаны на Писании и изложены в Вестминстерском Исповедании Веры.

Церковное Управление.

Нет никакой необходимости говорить, что форма управления нашей Церкви – Пресвитерианская. Хотя мы и признаём, что этот аспект Церкви не является существенным для спасения, однако он остаётся предметом божественного откровения и потому не может быть пересмотрен. Как вся воля Божия может быть выполнена, если библейское управление не установлено и не утверждено? В то время как мы согласны, что строго детализированная организация, которая характерна для Ветхозаветной Церкви не должна ожидаться от Новозаветной Церкви, которая обладает большей свободой, однако мы утверждаем, что принципиальные черты нового образа управления можно найти в истории Ранней Христианской Церкви. Поэтому нам нужно следовать образцу, показанному в Новом Завете.

Изучение основных принципов, на которых основывались действия Ранней Церкви времён Апостолов то, что форма Церковного управления была Пресвитерианской. Главной особенностью этой системы церковного управления является то, что она возлагает управление Церковью, которая находиться под властью Христа, на пресвитера или старейшин в их общем количестве.

Следующие шесть принципов характеризуют управление в Ранней Христианской Церкви (смотри: «Апостольская Церковь», Томас Уидроу).

1. Служители избирались народом.

2. Служение Епископа и старейшины идентичны.

3. В каждой церкви было множество старейшин.

4. Рукоположение было делом пресвитерии, — то есть множества старейшин.

5. Существовала привилегия апелляции к Ассамблее старейшин, и власть, данная им для управления использовалась в их общем количестве.

6. Единственным Главой Церкви является Иисус Христос.

Справедливое сравнение трёх принципиальных форм церковного управления, которые разделился христианский мир, такие как – Прелатство, Индепендентство и Пресвитерианство показывает то, что Прелатство не подчиняется не одному из вышеперечисленных принципов, Индепендентство подчиняется только трём из них, в то время как Пресвитерианство подчиняется всем шести принципам. Поэтому мы делаем заключение, что поскольку Пресвитерианство имеет одобрение Писания, то оно имеет божественное право, и это по волеизъявлению и установлению Иисуса Христа. Послание Церкви.

Наш Господь, непосредственно перед Своим вознесением дал Своим Апостолам Великое Поручение: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем людям. И с тех пор это является обязанностью Церкви. Евангелие, которое Христос поручил нам проповедовать, должно быть определено Словом Божьим.

Послание Церкви

1. Это послание рассматривает грех человека.

Учение о том, что человек является грешником и что он виновен перед Святым Богом, и если он не покается во грехах, то грехи приведут его к гибели, такое учение является весьма горьким для природного человека. Сама Библия признаёт это. Но, чтобы мы не думали об этом, это то учение, которое записано в Слове Божьем железным резцом. Наш Господь сказал: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марк 2:17). И если человек не грешник и ему не угрожает наказание от Бога, то Евангелие не для него. Ибо это Евангелие спасения через Иисуса Христа. Но, от чего спасение? Вина человека и проклятие лежат в конце проповеди. Так что в самом начале нужно подчеркнуть греховность человека.

2. Это послание делает акцент на не способности человека спасти себя самого.

Популярное в настоящее время евангелие учит тому, что человек может посредством своих предполагаемых добрых дел завоевать себе расположение Бога. Это учение является просто сущностью фарисейства – это то, против чего проповедовал Иисус. Нет! Человек не может спасти себя. Он вне искупления, даже если применить человеческие изобретательность и силу. «Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Галатам 3:21). «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Галатам 2:21). Библия учит, что человек духовно мёртв, и что только силой Духа Божьего ему может быть дана жизнь и вера в Иисуса. До тех пор, пока человек не будет убеждён в своей полной безнадёжности, Христос Иисус для него не имеет важного значения. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Марк 2:17).

3. Евангельская весть однако не оставляет человека в его безнадёжности.

Она достигает человека, где бы он ни находился. Возвещая, что есть излечивающее средство, указывая на путь избавления «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16). Что это означает? Это значит, что Бог предусмотрел всё необходимое для спасения человека. Иисус Христос посредством Своей святой и безгрешной жизни удовлетворил требования Божьего закона и справедливости. И чрез Свою смерть на кресте Он претерпел наказание грешников. Он умер, невинный за виновных. Следовательно путь для принятия Богом лежит чрез Иисуса Христа распятого. Требованием Евангелия по отношению к нашему спасению является покаяние перед Богом и вера в Иисуса Христа. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Иоанн 14:15).

4. Евангелие призывает к праведной жизни.

Те, кто благодатью Божьей отвечают на Евангельский призыв и те, кто веруют в Иисуса, проявят своё доверие и любовь к Нему через жизнь полную послушания Его Слову. И это является надлежащим порядком, потому что он божественный. Грешник уповает на одного только Христа для своего спасения и принятия Богом. И как только это происходит, новая жизнь выражается в святом и плодотворном поведении и действенном свидетельстве. И мотивом для этого есть любовь ко Христу. Этот ответ на Его призыв мы называем евангельским послушанием. Множество тех, кто исповедует веру во Христа как их Спасителя, противоречат своему исповеданию своей нехристианской жизнью. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанн 14:15).

Эта приверженность к Слову Божьему представляет то, за что подвизается Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии. Мы не верим в приспосабливание Библии для умиротворения человеческих предрассудков. Мы уступаем Библии право, говорить самой за себя, и когда она это сделала, мы говорим «Бог верен, а всякий человек лжив» (Римлянам 3:4).

Связать?

Церковь Шотландии

Общее количество священнослужителей церкви превышает 1400 человек, количество церковных приходов в Шотландии — около 1500, объединенных в 43 пресвитерия.
В отличие от Церкви Англии (англиканская вера), Церковь Шотландии не подчинена государству и, являсь национальной по своему характеру, юридически не признается «государственной церковью». Монарх Великобритании не является главой церкви, а при коронации он обязан приносить клятву защищать безопасность шотландской церкви. На заседаниях генеральной ассамблеи, высшего органа управления Церкви Шотландии, королеву представляет лорд Верховный комиссар, имеющий, однако, чисто представительские функции.
Через систему священнослужителей церковь обеспечивает своё присутствие во всех приходах Шотландии (обычно по одному священнику на приход). Помимо заботы о прихожанах, церковь также берёт на себя обязанность по служению в интересах всех шотландцев, в частности большинство кладбищ находятся в ведении Церкви Шотландии. Кроме того, путём перераспределения финансовых средств из богатых приходов центральной части страны, поддерживается религиозная жизнь в отдаленных уголках Шотландии. Церковь также участвует в обеспечении всеобщности образования, с целью, главным образом, чтобы каждый человек мог прочесть Библию, однако со второй половины XIX века школы изъяты из ведения церкви. Церковь Шотландии также является крупнейшим институтом социальной поддержки различных групп населения страны, включая престарелых, зависимых от алкоголя и наркотиков, душевнобольных и бездомных.
Церковь Шотландии исторически всегда активно участвовала в политической жизни страны. В настоящее время в церкви действует специальный комитет по отношениям между церковью и обществом. Церковь выступает резко против программ ядерного вооружения, поддерживает передачу части функций центральной администрации Великобритании на региональный и местный уровни, активно участвовала в движении за расширение шотландской автономии, приведшем к воссозданию в 1997 г. парламента Шотландии.
Позиция по современным этическим проблемам
Аборты: Эмбрион является человеческим существом с момента зачатия, и поэтому, искусственное прерывание беременности возможно только в случае угрозы жизни матери. (Постановление генеральной ассамблеи 1996 г.)
Усыновление: Главный принцип: интересы детей прежде всего. Наилучшие условия для ребёнка могут быть созданы только в парах, заключивших брак, однако, церковь поддерживает также предложения по разрешению совместного усыновления детей парами, не находящимися в брачных отношениях, в том числе лицами одного пола. (Заявление церкви 2005 г.)
Регистрованные партнёрства: Вопрос о совершении церковных церемоний с лицами, вступившими в партнёрства (в том числе однополые), передан на усмотрение приходских священнослужителей. Совершение церковных обрядов, связанных с заключением однополого союза, не является дисциплинарным проступком священника, но в то же время каждый священнослужитель имеет право отказаться от их совершения. (Постановление генеральной ассамблеи 2006 г.)
Эвтаназия: Церковь Шотландии выступает против любых форм эвтаназии. (Завление церкви 2006 г.)
Организация и управление
Современный логотип Церкви ШотландииСм. также: Пресвитерианская система церковного управления. В организационном плане Церковь Шотландии построена на пресвитерианских принципах церковного управления. В церкви отсутствует пост епископа. Низовым звеном организации являются конгрегации приходских церквей (церковные сессии), в которые входят, обычно, один священнослужитель и несколько авторитетных прихожан — «старейшин», избираемых населением на длительные сроки. Церковные сессии подчиняются региональным коллегиальным органам управления — пресвитериям, которые формируются из представителей приходов данного региона. В настоящее время в Церкви Шотландии действуют более 40 пресвитериев. Высший орган управления церковью — генеральная ассамблея, собирающаяся ежегодно в Эдинбурге. В современной структуре церкви отсутствуют синоды как промежуточное звено между пресвитериями и ассамблеей, упраздненные в начале 1990-ых гг.
Каждый из органов структуры управления Церкви Шотландии возглавляется модератором. В церковных сессиях функции модератора выполняет, обычно, священнослужитель, а пресвитерии и генеральная ассамблея избирают модератора из своего состава на один год. Модератор выполняет представительские и организационные функции, однако не имеет каких-либо особых прав или привилегий в церковных вопросах, а также не является официальным представителем церкви. Штаб-квартира Церкви Шотландии расположена в Эдинбурге в здании на Джордж-Стрит 121, построенном по проекту Сиднея Митчела в 1909—1911 гг.
История
Джон Нокс, основатель Церкви ШотландииСм. также: История Шотландии. У истоков организации Церкви Шотландии стоял лидер шотландской Реформации Джон Нокс. Прибыв в страну в 1559 г., Нокс, будучи учеником Жана Кальвина, возглавил движение шотландского дворянства и горожан против католической церкви. Уже в 1560 г. Реформация одержала победу: парламент Шотландии утвердил ликвидацию юрисдикции папы римского и протестантский символ веры. Решения парламента были ратифицированы королём Иаковом VI в 1572 г. На протяжении следующего столетия в Шотландии шла борьба между сторонниками и противниками упразднения епископата. Идеологическим лидером борцов за чистое пресвитерианство был Эндрю Мелвилл, чьи взгляды легли в основу современной пресвитерианской системы церковного управления. В конце XVI века верховным органом шотландской церкви стала генеральная ассамблея. Однако постепенно королю удалось возродить роль епископов и уменьшить влияние коллегиальных органов церкви.
После вступления на престол Шотландии Карла I в 1625 г., королевская власть начала наступление на самостоятельность церкви Шотландии. Карл I попытался ввести в пресвитерианское богослужение англиканскую литургию, что вызвало в 1637 г. восстание в Шотландии, переросшее во всеобщее движение в защиту пресвитерианской церкви. В начале 1638 г. восставшими были подписан «Национальный ковенант», заложивший догматическую основу шотландской церкви, а вскоре генеральная ассамблея приняла решение об упразднении епископата. Попытки короля подавить движение завершились победой ковенантеров в Епископских войнах 1639—1640 гг. Шотландцы пошли на союз с английским парламентом, и по результатам совместной работы теологов обоих государств, в 1647 г. церковь Шотландии утвердила «Вестминстерское исповедание», которое до настоящего времени является главным источником пресвитерианской доктрины.
Пост епископа в шотландской церкви был восстановлен после Реставрации 1660 г. Ковенантеры продолжили борьбу, но лишь после Славной революции, в 1690 г., пресвитерианская система получила законодательные гарантии государства. Тем не менее в стране сохранилось серьезное противоречие между независимостью церкви Шотландии и шотландским гражданским правом. Обычные суды продолжали вмешиваться в церковные дела, особенно в вопрос назначения священнослужителей. Это вызвало расхождение во взглядах между различными течениями в шотландской церкви, что в 1843 г. привело к расколу: сторонники полной автономии церкви от светских властей образовали Свободную церковь Шотландии. Сформировалось ещё несколько религиозных организаций пресвитерианского толка, оппозиционных официальной Церкви Шотландии. Лишь в 1921 г., когда парламент Великобритании принял «Закон о Церкви Шотландии», установивший полный суверенитет церкви в религиозной сфере, сложились условия для объединения пресвитерианских организаций. В 1929 г. Объединенная свободная церковь (создана в 1900 г. из Объединенной пресвитерианской церкви и большинства членов Свободной церкви) вновь вошла в состав Церкви Шотландии.
Некоторые независимые пресвитерианские религиозные организации продолжают существовать. Это, например, Свободная церковь (на основе той части, которая отказалась от объединения в 1900 г.), Объединенная свободная церковь Шотландии, Ассоциированные пресвитерианские церкви.
Доктрина и обряды
Витраж в соборе Св. Мунго, Глазго, с девизом Церкви Шотландии «nec tamen consumebatur»Как и у всех христианских церквей догматической основой вероисповедания, принятого Церковью Шотландии, является Библия. Следующий по значимости документ, содержащий общие принципы толкования Святого писания, — «Вестминстерское исповедание» 1647 г.
Церковь Шотландии не имеет обязательного к использованию молитвенника, однако существуют официальные книга церковных гимнов и «Руководство по общественному богослужению», которое определяет порядок осуществления церковных обрядов. Традиционно, в шотландской церковной службе большую роль играет пение псалмов, однако в последнее время повышается роль других видов церковной музыки. Обычно служба в Церкви Шотландии продолжается около часа и состоит из чередования пения гимнов и молитв, а кульминация наступает во время пятнадцатиминутной проповеди в конце службы. Обедня в пресвитерианской церкви не используется. В то же время приходские священнослужители имеют достаточно широкую свободу в выборе стиля и способа богослужения, поэтому иногда службы могут выглядеть немного экспериментально. В настоящее время во многих приходах современные сборники церковных песнопений, отражающие последние тенденции в церковной музыке. Кроме того, расширяется участие прихожан в осуществлении богослужения.
Будучи протестантской церковью, пресвитерианство признает только два церковных таинства: крещение и евхаристию (причастие). Церковь Шотландии практикует крещение как взрослых верующих, так и детей. Причастие может принимать приверженец любой христианской конфессии. Церковь Шотландии очень серьёзно подходит к таинству святого причастия, и большинство приходских церквей совершают евхаристию лишь три или четыре раза в год.
Теологически, Церковь Шотландии является одной из реформистских церквей кальвинистской веры. Однако, поскольку одним из основополагающих принципов церкви является «свобода мнений по вопросам, не касающимся существа вероучения», шотландская церковь достаточно терпимо относиться к различным религиозным и этическим взглядам в рамках кальвинистской доктрины.
Церковь Шотландии входит в состав организации «Совместное действие церквей в Шотландии» и через её комитет по церковным делам взаимодействует с другими религиозными организациями страны. Современное сотрудничество шотландских пресвитериан с представителями других конфессий контрастирует с резкой враждебностью церкви к ирландским католикам — иммигрантам в начале XX века. Церковь Шотландии также является членом Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.
Девиз Церкви Шотландии — nec tamen consumebatur (лат.): «Ещё не сгорел» (парафраз стиха 3:2 из книги Исход о горящем, но несгорающем кусте).
Проблемы и реформы
В настоящее время Церковь Шотландии испытвает ряд серьёзных проблем. Начиная с 1950-ых гг. количество прихожан неуклонно снижается, существуют финансовые проблемы, нерешённость правового статуса старинных культовых зданий. До недавнего времени церковь испытывала недостаток священнослужителей, хотя в последние годы численность желающих стать священниками стала расти. Актуальна также проблема увеличения среднего возраста прихожан церкви.
С 1958 г. все должности в Церкви Шотландии открыты для женщин на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время женщины составляют большинство обучающихся на пост священнослужителя. Однако лишь в 2004 г. женщина была впервые выбрана модератором генеральной ассамблеи (Элисон Эллиот). Она же стала первым светским лицом, избранным на этот пост со времени Джорджа Бьюкенена в середине XVI века.
Еще с периода Реформации одним из главных принципов Церкви Шотландии является утверждение, что она является ecclesia reformata semper reformandа (лат. — реформированная церковь, всегда находящаяся в процессе реформ). Одним из последних проявлений реформатского духа шотландской церкви является отчёт генеральной ассамблеи 2001 г. «Церковь без стен», в котором акцент сделан не на церковные институты, а на обычную жизнь прихожан.