Сикорский и а
Содержание
- Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского
- Выдающиеся русские психиатры
- Какие великие литераторы страдали какими психическими или нервными заболеваниями, как они отразились на их творчестве?
- Сикорский, Иван Алексеевич
- Биография
- Научная деятельность
- Общественная и политическая деятельность
- Труды
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Сикорский И.И.. Книги онлайн
Семья Сикорских
Второй брак оказался счастливым. Елизавета Алексеевна полностью отдала себя семье. Один за другим появились на свет четыре сына: Сергей в 1925 г., Николай в 1926, Игорь в 1929 и Георгий в 1931 г.
Дочь от первого брака Татьяна с момента приезда в США жила со своей тетей Ольгой Ивановной, которая заменила ей мать. В 1935 г. Татьяна поступила в Коннектикутский университет. Проучившись, однако, один семестр, она оставила учебу. Причина проста – увлечение авиационным механиком Георгием фон Йорком, который работал на заводе у отца. Через год после свадьбы в 1937 г. родился их первенец Борис- первый внук Игоря Ивановича. Несмотря на ряд житейских трудностей, проявив завидную настойчивость и упорство, Татьяна Игоревна все-таки сумела продолжить учебу и в 1946 г. закончила Йельский университет, а в 1951 г. защитила докторскую диссертацию по социологии. У Татьяны Игоревны четверо детей: кроме Бориса, Елизавета-Анна, Георгий и Петр. С 1957 г. она преподает историю, английский и французский языки. В последнее время была профессором университета, имеет ряд научных работ, в частности по истории русской эмиграции.
Из сыновей Игоря Ивановича продолжателем авиационной династии стал старший Сергей. Среднее образование он получил в вечерней школе, а днем работал на заводе фирмы ”Воут-Сикорский”. Под руководством Евгения Глухарева- сына Михаила Глухарева Сергей участвовал в разработке оригинального двухместного вертолета. Через несколько лет S-52 впитал в себя много черт этой разработки. После школы Сергей добровольцем ушел в Береговую охрану- шла вторая мировая война. Служба проходила в спасательных подразделениях под началом одного из первых пилотов-вертолетчиков знаменитого Фрэнка Эриксона. После демобилизации Сергей работал в редакции ежемесячного журнала ”Америкен хеликоптер мэгэзин”, который издавался Алексеем Друцким. Затем, проучившись несколько лет, в 1951 г. закончил школу изящных искусств во Флоренции. Одновременно с учебой совершенствовался в изучении иностранных языков: кроме английского, он свободно владеет итальянским, немецким, французским, испанским и русским, который является для него обиходным – в семье говорили только на русском (в блестящем знании Сергеем Игоревичем русского языка мы смогли убедиться при личной встрече с ним во время работы международного симпозиума по истории авиации и космонавтики, проходившем в декабре 1988 г. в Москве).
Знания языков были по достоинству оценены руководством фирмы и Сергей Игоревич в течение длительного времени работал в представительствах ”Сикорски Эркрафт” во многих странах мира. Неоднократно посещал он также и Советский Союз. Сергея Игоревича хорошо знают наши специалисты-вертолетчики. На международных выставках, когда возникает необходимость, он всегда с готовностью приходит на помощь и вообще неизменно благожелателен к нашим делегациям. Характеризуя старшего сына Игоря Ивановича, можно отметить, что он разносторонний человек: пилот-любитель, имеющий сотни часов налета, художник и тонкий ценитель музыки.
У Николая Сикорского в раннем возрасте проявились музыкальные способности. После окончания школы и службы в армии он занимался у ведущих музыкантов Нью-Йорка по классу виолончели. Потом учился в университете в Мехико. В апреле 1989 г. Николай Игоревич посетил Москву и Киев, приехал поклониться земле своих предков.
Игорь- юрист, активно участвует в политической жизни страны. Георгий закончил университет во Флориде, специализировался в математике, а именно, в создании программного обеспечения компьютеров. Род Сикорских продолжается.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Воспитание детей в семье профессора И.А. Сикорского
Игорь Иванович Сикорский Игорь Иванович Сикорский (1889–1972 г.г.) – великий русский, а после революции – и американский авиаконструктор. Он создал первый в мире четырехмоторный самолет («Русский витязь»), первый тяжелый бомбардировщик и пассажирский самолет (знаменитый «Илья Муромец», 1914): так русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению. Работы Сикорского в эти годы запустили первое в мире серийное производство самолетов. За свою непростую жизнь он создал еще многое и многое «первое в мире», в том числе первым разработал и стал производить вертолеты. И, кроме того, Игорь Сикорский писал очень серьезные работы на философские и даже богословские темы.
«Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения вопреки мнению маститых ученых, упорство, энергия и огромное трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу позволили И. И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники», – пишет биограф авиаконструктора.
Русский авиатор положил начало целому направлению мировой авиации – тяжелому самолетостроению
Как же маленький мальчик Игорь, младший из пяти детей своих родителей, дошел до жизни такой? Как он смог стать человеком с этим «нестандартным мышлением», способным принимать «смелые решения», откуда у него такое «трудолюбие» и «самоотдача»? Откуда редкая ныне разносторонность: и потрясающие способности в области технической, и выдающиеся – в области гуманитарной?
Вряд ли можно ответить на эти вечные риторические вопросы. Личность человека формируется под влиянием огромного количества факторов, большая часть из которых неподвластна человеческому контролю. И тем не менее есть и такие вещи, на которые можно повлиять, в первую очередь – с помощью воспитания, которое начинается с появления малыша на свет. По крайней мере в это верил, на этом настаивал отец Игоря Ивановича Сикорского.
Отец семейства Сикорских
Иван Алексеевич Сикорский, отец Игоря Сикорского Отца будущего авиаконструктора звали Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919 г.г.). Он был всемирно известным ученым, психиатром, педагогом, доктором медицины, профессором Киевского университета им. Св. Владимира. В 1904-м г. отец тогда еще начинающего авиаконструктора основал в Киеве Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей, а в 1912-м г. — первый в мире Институт детской психопатологии. В его деятельности «высочайшая культура, незыблемые моральные принципы и глубокий профессионализм естественно сочетались с логически осознанным патриотизмом, который воспринимался как триединство Православия, Царя и Отечества».
В России конца XIX – начала XX века, во все время правления Государя Николая II, в самых разных формах, и на государственном, и на частном уровне, активно обсуждался и определял реальную жизнь вопрос о самом тесном взаимодействии науки и семьи, семьи и школы. Знаменитый Петроградский родительский кружок, расцвет феномена детской книги, реформы Николая II – все из этой серии. «Семейное воспитание» называли тогда «новооткрытой областью научной педагогики». Здесь не было противопоставления семьи и школы. Это о другом: о том, что родители – первые и главные учителя своих детей.
Совсем не обязательно единственные, но – главные, и – учителя.
Родители – первые и главные учителя своих детей
Для того чтобы помочь родителям осознать и освоить эту роль, в Санкт-Петербурге с 1898 года лучшие специалисты Российской Империи регулярно выпускали небольшие брошюрки «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». И одним из активных участников этого движения, одним из авторов этой Энциклопедии был как раз отец будущего авиаконструктора – профессор Иван Алексеевич Сикорский.
Но не только этот проект, но и многие другие работы Ивана Алексеевича посвящены воспитанию детей. Эти работы были популярны далеко за пределами России, переводились на английский, немецкий и другие европейские языки. Самая известная его книга по педагогике и психологии – «Душа ребенка» – в одной Германии переиздавалась больше 14 раз.
Конечно, за прошедшие полтора столетия и медицина, и психиатрия, и психология, а за ними и педагогика ушли довольно далеко, и некоторые идеи доктора медицины Сикорского довольно сомнительны или явно неактуальны. Но, как бы то ни было, в его работах есть как минимум одна уникальная, бесценная вещь: это книги о том, как было устроено воспитание в семье Сикорских. Ведь это книги о том, какими взглядами руководствовался отец будущего авиаконструктора: Иван Алексеевич постоянно апеллирует к собственному опыту, говорит о том, как он сам воспитывал своих пятерых детей. Почти на каждой странице его научных трудов – ненаучное, милое: «мой мальчик», «моя девочка».
Описание педагогических принципов и приемов этого философа, врача и педагога – работа огромная, потянет на монографию. А здесь мы просто посмотрим на некоторые интересные моменты этой большой истории.
Единство и целостность в воспитании
Книги проф. И.А. Сикорского
Отец семейства Сикорских в своих работах показывал родителей как воспитателей, «заботников» о детях.
«Семейное воспитание, – писал он, – имеет свое высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание».
Педагогические и даже специальные научные тексты профессор Сикорский адресовал не только профессионалам, но также родителям: и отцам, и матерям.
Иван Алексеевич призывает родителей
«наблюдать и открыть психологические особенности каждого юного существа и сообразно этому вести воспитание, стараясь в то же время содействовать развитию тех сторон, которые слабее намечены, чтобы таким образом придать гармоничную цельность душе ребенка».
Вообще, по мысли Сикорского, воспитание ребенка, как и самовоспитание, должно стремиться к «идеальной полноте духа».
По мысли Сикорского, воспитание ребенка должно стремиться к «идеальной полноте духа»
Об этой цельности профессор Сикорский говорит и в другой книге, формулируя задачу воспитания детей: «придать возможную цельность и полноту умственному и душевному складу», чтобы у ребенка не развивалась «умственная односторонность». Наблюдать за своими детьми, выявлять и устранять подобную односторонность, по мнению Ивана Алексеевича, – одна из «важнейших сторон» родительского долга.
Сам отец семейства Сикорских был внимателен к своим детям, был, как сейчас это называют, «вовлеченным» родителем, соединяя родительскую заботу и свои психолого-педагогические исследования. Он вел «дневники наблюдения» за своими детьми с первых дней их жизни. Каждый этап развития ребенка, нюансы поведения каждого из детей тщательно анализировались. Здесь, как и везде, Сикорский одновременно и ученый, и любящий отец, и его наблюдения за детьми – удивительно теплые, заботливые, я бы сказала – тактичные. Мне кажется, «тактичность» можно назвать одной из особенностей педагогики И.А. Сикорского.
Развитие высших чувств
Одно из важнейших отличий человека от животного – это свойственные человеку «высшие чувства», которые профессор Сикорский в свою очередь подразделяет на эстетические, интеллектуальные и нравственные. По мнению отца семейства Сикорских, родители должны целенаправленно развивать «высшие чувства» в своих детях.
«Чувство стоит во главе душевных процессов, и всякое понижение чувства, даже простое неупражнение его, грозит человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса… Мы отметим лишь три важнейшие последствия упадка чувства; они состоят:
1) в упадке идеализма и идеальных стремлений общества;
2) в упадке воспитательного воздействия старших поколений на младшие – отцов на детей,
и, наконец,
3) в нарастании количества преступлений и самоубийств».
Как же профессор Сикорский предлагал воспитывать и упражнять эти чувства в маленьких детях?
«Для развития в детях высших чувств необходимо рано показывать им серьезные стороны жизни, не держа их на одних забавах и удовольствиях. Развитие высших чувств (терпения, кротости, незлобия, великодушия и т.п.) должно быть предметом серьезных забот в этом периоде жизни ребенка <от второго до шестого года жизни>. Без сомнения, единственным верным средством – развить эти чувства в детях – может быть только пример, показываемый старшими, но не проповеди и нравоучения. Последние очень опасны и ведут к резонерству детей, то есть к рассудочному, холодному пониманию форм чувства, но не насаждают самого чувства в сердце дитяти».
Но кроме примера необходимо «наставление словом и делом»:
«Полезно иногда обыденные случае обращать в поучение детям… Однажды, гуляя в саду, я заметил ежа, упавшего в яму, приготовленную для посадки дерева. Бедное животное, по-видимому, уже давно попавшее в яму и истомленное попытками выбраться из нее, впало в состояние панического страха при моем приближении. Я пригласил своего сына, мальчика пяти лет, и рассказал ему факт, пояснив, что животное боится, как бы мы его не убили, но мы – сказал я – наоборот, должны спасти ему жизнь. И ‟я приглашаю тебя, – продолжал я серьезно говорить мальчику, – помочь мне спасать жизнь ежу”… Бедный пленник был выпущен на свободу, но прежде, чем это совершилось, я обратил внимание своего сына на то, как еж тяжело дышит от страха… Мальчик был тронут, добивался, как бы объяснить животному наши добрые намерения. Пользуясь возвышенным настроением ребенка, я выяснил ему беспомощность животных… и долг человека помогать всегда животным и людям в их бедствиях».
В своих детях отец семейства Сикорских воспитывал такие чувства, как «виновность» и «стыд», «чутье правды и долга», «чувство благоговения». «Религиозное чувство», по мнению профессора Сикорского, также играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка:
«Развитие религиозного чувства является… самым естественным психологическим фактором духовного прогресса, который начинается в детском возрасте».
Творчество и прочее креативное мышление
«Воспитание чувств» – мотив для современной педагогики необычный. А вот о творчестве или, как принято сейчас выражаться, о «креативности», говорят много. Но наши слова – теория, а слова Ивана Алексеевича Сикорского – теория, подтвержденная жизнью. Ведь у него действительно получилось стимулировать, раскрыть и направить творческие силы своих детей.
Отец семейства Сикорских очень внимательно наблюдал за тем, как играют его маленькие дети. При этом практикующий врач и вузовский преподаватель находил время и возможность самому изготавливать игрушки для детей:
«В вопросе содействия умственному развитию дитяти в начале первого года жизни мы лично следовали такой практике. Уловив, чем ребенок занимается, мы, ни на что не наводя его и не наталкивая, старались уразуметь скрытый психологический смысл в поисках и стремлениях дитяти и… пытались сочинить для него игрушку, которая была бы в курсе замыслов и в программе его текущих дел. Если игрушка приходила к делу, то она необыкновенно радовала ребенка. Так, когда моя дочь в конце первого года жизни заметила сходство между слуховым окном голубятни и луной в ущербе… я… сделал несколько таких же полулунных вырезок в бумажных листах и деревянных досочках… игрушка потрафила в самую точку».
В этом эпизоде хорошо видно, насколько этот человек был вовлечен в воспитание своих детей и насколько ненавязчиво его внимание к ребенку. Отец-воспитатель здесь только аккуратно направляет творческую мысль и волю «дитяти».
Император Николай II и И.И. Сикорский у самолета Русский витязь. 1913 г.
Ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского
Как уже говорилось, ненавязчивость и тактичность родителя – важная составляющая педагогики Сикорского. По его мнению, в дошкольном возрасте важно предоставлять детям возможность для свободной игры, в том числе игры в одиночестве: «Даже среди задач, не имеющих психологической важности, правильнее было бы предоставить ребенку свободу и самостоятельность», – говорит отец семейства Сикорских. И объясняет, о какой свободе идет речь:
«вмешательство окружающих в забавы детей должно быть крайне осторожным. Это должен быть, скорее, надзор и участие, но не почин. Истинно жалка судьба тех детей, которых няни постоянно занимают… водят их за руки, предлагают и преподносят игрушки, направляют забавы и прочее… Необходимо дать простор полету ‟свободных представлений”, возникающих у дитяти, потому что только этим путем воспитывается интеллектуальный почин и крепнет воля, необходимая для реализации и воплощения во внешних формах и проявлениях».
Все это – отношение родителей к творчеству малышей, дошкольников. А что дальше? Примерно то же самое, но на более серьезном уровне. Это мы можем увидеть, изучая биографию младшего сына этого семейства. В период своей жизни, соотносимый с нашей начальной школой, будущий авиаконструктор все свободное время мастерил, придумывал что-то. Мальчик пытался придумать машину, которая будет взлетать вертикально. Подобное времяпрепровождение ребенка в конце 1890-х годов – явно бессмысленное убийство времени. Но родители позволяли маленькому Игорю заниматься этими странными играми, безнадежными изысканиями: первый аппарат, который без пассажира мог подняться в воздух, мальчик собрал во дворе родительского особняка. И на этом же дворе, снова «под родительским крылом», двадцатилетний Игорь Сикорский соберет первый настоящий геликоптер.
Но, как и в случае с темой свободы дошкольника, свобода взрослеющего ребенка, по Сикорскому, – это отнюдь не безнадзорная вседозволенность. «Уважаемые» и «свободные» дети находятся под присмотром, родители твердо и настойчиво внушают ребенку необходимые духовные ценности. И за свободным творчеством ребенка родители, по мысли Сикорского, все же должны наблюдать: хотя бы для того, чтобы быть в состоянии «уже очень рано заметить способности детей и направить надлежащим образом их умственное развитие».
Свобода творчества ребенка, уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с дисциплиной
Свобода творчества ребенка, тактичное уважение к этому творчеству в семье Сикорских сочетались с серьезной дисциплиной. Это и описанная выше удивительная «дисциплина чувств», но еще – умение трудиться, работать, управлять своим временем.
В своей автобиографии Игорь Сикорский восхищается удивительным трудолюбием своего отца. Мальчиком Игорь видел, что отец работает буквально без перерывов – отец в своем домашнем кабинете занимался научной работой и только дважды в день выходил на полчаса в большой сад их собственного дома. Профессор Сикорский учил своих детей трудиться не только на собственном примере, но и словами. И вот какие слова своего отца запомнил, записал в своих воспоминаниях сам авиаконструктор:
«Настоящий мужчина должен делать свою работу честно, не ограничивая свое время и силы… Я также помню, как он добавил, что ‟тяжелая работа, или физическая, или интеллектуальная, которой занимаешься долгое время, не вредит здоровью, при условии, что у тебя будут периоды отдыха”».
Итак, творческие способности детей в семье Сикорских развивались и поддерживались родителями. В первую очередь здесь мы видим внимание родителей к тому, что интересует ребенка. Затем – поддержка этого интереса, создание условий, при которых ребенок мог бы двигаться в выбранном направлении. Творческий интерес ребенка поддерживается даже в том случае, когда это вроде бы не имеет никакой практической пользы. И все это – во внимательном, заботливом отношении родителей к детям. И все это – внутри культуры потрясающей самодисциплины.
***
Конечно, эти несколько фрагментов из «педагогической концепции» Ивана Алексеевича Сикорского не ответят на все наши риторические родительские вопросы, но, может быть, окажутся подсказкой, ориентиром в поиске собственных решений, в заботе о собственных детях. Эти небольшие лоскутки помогут увидеть, в каком направлении думал отец семейства Сикорских, когда с заботливой внимательностью, тактичной дисциплиной, стремлением к цельности и целостности он растил своих детей.
И еще напоследок – несколько небольших цитат из разных работ Ивана Алексеевича Сикорского:
- Истинное духовное развитие предполагает собою гармонический рост и усовершенствование основных сторон души, т. е. ума чувства и воли, со всеми деталями и вариантами.
- Обществу нужны не интеллигенты, а просвещенные люди.
- Отныне мы, преподаватели высших школ, должны взять на себя подвиг — относиться к чужим детям так, как хороший отец относится к своим собственным детям!
- Развитию эстетического чувства в отношении красок и форм может содействовать чистота и изящество костюма; скромный и даже бедный костюм может быть также изящным, если в изготовлении его соблюдены правильные соотношения формы и цветов.
- Интересная идея в свете наступления «эпохи экранов». По мнению И.А. Сикорского, дети «склонны в своих играх и забавах пользоваться или ограничиваться теми умственными операциями, которые им легче, доступнее, приятнее… Таким образом устанавливается умственная односторонность мысли. Как на один из примеров ее, подмеченных нами у детей нежного возраста, укажем на предпочтение, отдаваемое зрительным впечатлениям и зрительному мышлению перед слуховыми. Эта односторонность является плодом простого невнимания взрослых, предоставляющих детям мало условий для слуховых восприятий, в сравнении со зрительными».
- О праведном Иоанне Кронштадском: «Специальность отца Иоанна – нравственное усовершенствование себя и других. Его труды записаны… в миллионах сердец… Он словом, делом, примером, а более всего своей личностью воспитывает общество. Он преподает науку жизни».
- Достижению надлежащей объективности в оценке своих детей много поможет родителям наблюдение над чужими детьми, поможет также и спокойное признание того факта, что высшие идеальные качества, которые мы желали бы встретить в наших детях, так же редки, как редка истинная красота.
- Постараемся же сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо!
Выдающиеся русские психиатры
Вернуться ко всем новостям
Важно знать, что психиатрия это одна из отраслей клинической медицины, которая изучает психические расстройства и лечит их. Душа, как и тело, требует к себе особого внимания, и помощь в том и в другом случае должна быть квалифицированная. Тем более что само слово психиатрия означает – «лечение души». Термин «психиатрия» вошел в обиход в 1803 г., благодаря немецкому врачу Иоганну Кристиану Рейле. Со временем психиатрия завоевала прочные позиции в научном мире. В России эта научная дисциплина получила свое развитие также в начале XIX в. А со временем появились и отечественные выдающиеся психиатры.
Иван Михайлович Балинский (1827 – 1902 гг.)
В 1846 году окончил курс в медико-хирургической академии и посвятил себя изучению душевных болезней. И это не смотря на то, что тогда психиатрия не имела еще должного признания в российской науке. Ее преподавание и в академии, и в университетах практически не велось. В 1856 году став адъюнкт-профессором академии, И.М. Балинский создал клиническое отделение душевных болезней, при устройстве которого им были учтены все достижения в психиатрии того времени. В своей клинике И.М. Балинскому удалось совершить настоящий переворот в российской психиатрии, отныне она заняла свое прочное место в системе академических знаний. А с получением в 1860 году профессуры, И.М. Балинский пробудил небывалое до тех пор внимание к психиатрии в России, создав целую школу психиатров. В 1884 году И.М. Балинский оставил профессуру, но продолжил деятельность по развитию психиатрии в России. По его мысли и при его содействии министерство внутренних дел стало с 1869 года осуществлять составленный им план устройства окружных лечебниц для душевнобольных в университетских городах. Так в 1869 году подобная лечебница, для душевно больных людей, начала свою работу в городе Казань.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927 гг.)
Академик, известный врач-невропатолог и психиатр. Родился в 1857 г. в Вятской губернии; медицинское образование получил в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, которую окончил в 1878 г., и посвятил себя изучению душевных и нервных болезней под руководством профессора И.П. Мержеевского. В 1881 г. защитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1884 г. командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона, Вундта, Флексига и Шарко. В 1884 году Б.В. Бехтерев становится профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней. Он смог обеспечить преподавание психиатрии в университете благодаря устройству специального клинического отделения в казанской окружной больнице и психофизиологической лаборатории при университете. Благодаря Б.В. Бехтереву в России появилось Общество невропатологов и психиатров, им же был основан журнал «Неврологический Вестник», ставший одним из главных научных изданий по психиатрии в России.
В 1893 г. Б.В. Бехтерев перешел в военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга профессором и директором клиники душевных и нервных болезней. В 1905 -1906 гг., согласно избранию конференции академии, состоял начальником академии. В 1907 г. Основал в Санкт-Петербурге, на частные средства, психоневрологический институт, президентом которого он состоял. За свою научную жизнь Б.В. Бехтерев написал около 200 научных трудов, посвященных анатомии, физиологии и патологии нервной системы, учению и клинике нервно-душевных болезней.
Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900 гг.)
Выдающийся русский психиатр и общественный деятель. Один из основателей первой в Москве экспериментальной психологической лаборатории. В 1887 году защитил диссертацию на степень доктора медицины, посвященную алкогольному параличу. С 1892 года был директором психиатрической клиники Московского университета. Описал особый вид патологии психики — алкогольный полиневритический психоз, — который известен в мировой литературе под названием «Корсаковского синдрома». С.С. Корсаков выделил это заболевание в самостоятельную нозологическую единицу, положив тем самым начало новому нозологическому направлению в психиатрии. Сущность нозологического направления в изучении психозов заключается в том, что наблюдаемые явления рассматриваются в единстве этиологии, симптоматики, течения и патологической анатомии. Сами же психические акты С.С. Корсаков рассматривал как сложные рефлексы организма. Является автором классического «Курса психиатрии» (1893), который трижды переиздавался.
Николай Николаевич Баженов (1857-1923 гг.)
Видный ученый, клиницист, организатор психиатрической помощи, общественный деятель. В сферу главных научных интересов Н. Н. Баженова входили пограничные состояния. Н. Н. Баженов принимал активное участие в строительстве и открытии крупных психиатрических больниц, возглавляя их, был инициатором введения таких актуальных форм помощи психически больным, как посемейное призрение, патронаж. Он принимал участие в разработке законодательства о душевно больных. Все это Н. Н. Баженов делал не только в России, но и в странах Западной Европы. В знак признательности Н. Н. Баженов был избран членом авторитетных научных обществ и ученых советов университетов этих стран. Во Франции он был удостоен ордена Почетного Легиона. Духовные и социальные аспекты психиатрии увлекательно раскрыты Н. Н. Баженовым в книги «Психиатрические беседы на литературные и общественные темы», изданная в 1903 году. Н. Н. Баженовым были впервые введены для студентов практические занятия по психиатрии, при этом все преподавание строилось исключительно исходя из потребностей повседневной клинической практики.
Василий Алексеевич Гиляровский (1825-1957 гг.)
В.А. Гиляровского без всякого преувеличения можно назвать создателем отечественной психиатрии. Нет ни одной области психиатрии, в которую бы В. А. Гиляровский не внес существенный вклад. Это, прежде всего, проблемы пограничной психиатрии, в частности неврозов. Вместе с тем исследования В. А. Гиляровского всегда отвечали на запросы времени. В 1920-30-ых годах — это публикации, посвященные соматогенным, нервно-психическим расстройствам; в 1930-40-ые годы — работы по клинике и лечению шизофрении и других психозов; опыт Великой Отечественной войны обобщен в «Старых и новых проблемах психиатрии». Вопросам общей психопатологии посвящено «Учение о галлюцинациях», а «Введение анатомическое изучение психозов» было первой отечественной монографией на эту тему. В. А. Гиляровский — автор классического в отечественной психиатрии руководства для студентов «Психиатрия», выдержавшего 4 издания, ценного и ныне, ряда других учебных изданий. В. А. Гиляровский продолжил активную деятельность, начатую Н. Н. Баженовым, в области организации психиатрической помощи. По его инициативе в Психиатрической больнице им. З. П. Соловьева были открыты детские психиатрические отделения (и при нем начато преподавание на педиатрическом факультете), дневной стационар, диспансерное отделение и др. В. А. Гиляровский основатель и первый научный руководитель Института психиатрии Академии Медицинских Наук, ныне — Научный Центр психического здоровья АМН РФ. В. А. Гиляровский входил в число первых действительных членов АМН СССР. В период авторитарного внедрения учения А. П. Павлова в клиническую медицину В. А. Гиляровский был подвергнут грубой, несправедливой критике. Но, несмотря на это, до конца дней он оставался авторитетнейшим ученым, патриархом отечественной психиатрии.
Андрей Владимирович Снежневский (1904 – 1981 гг.)
Выдающийся психиатр, клиницист, яркий научный работник, особую известность в России и за рубежом приобрел благодаря созданию новой концепции взаимосвязи симптомов шизофрении. А.В. Снежневский, как и его современник – выдающийся французский психиатр Анри Эй, был приверженцем концепции J.Jackson о взаимосвязи позитивных (звуковые и зрительные галлюцинации, бред и бредоподобные идеи) и негативных (эмоциональная уплощенность, эмоциональная тупость) расстройств. В связи с этим, соотношение последних при шизофрении толковалось автором в соответствии с этой концепцией как интегративное единство. При этом учение о формах течения шизофрении позволило не только вскрыть определяющие эндогенный процесс закономерности; концепция А.В.Снежневского значительно шире, на ее основе оказывается возможным переосмыслить зависимости, рассматриваемые на базе новых данных о природе этого заболевания. Речь идет о модели, подразделяющей шизофрению на позитивную и негативную.
Читайте также: психиатрия — от кандалов до аминазина
Международная конференция
14/10/2019 |
Ночью дешевле
31/07/2019 |
Вакансия администратора
30/04/2019 |
Программы экспресс-вывода из запоя
22/03/2019 |
Анонимное лечение алкогольной зависимости
14/03/2019 |
Аспекты лечения алкоголизма в стационаре
01/12/2018 |
27/11/2018 |
21/11/2018
05/11/2018
30/08/2018
Какие великие литераторы страдали какими психическими или нервными заболеваниями, как они отразились на их творчестве?
Денис Лукин 75 4 года назад Лингвист-переводчик, создатель английской группы vk.com/davoc
Эдгар Аллан По – психическое расстройство. Отсюда: страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации. Из-за того, что писатель находился в постоянной депрессии, он много пил и буянил, затем начал принимать опиум. После смерти нескольких его жён, запил ещё сильнее, пока не оказался в клинике, где у него были сильнейшие галлюцинации. Там и умер. Писатель, кстати, боялся умереть в одиночестве.
Фридрих Ницше – ядерная мозаичная шизофрения (одержимость). Отсюда: мания величия (говорил, что станет первым человеком на Земле), требовал снять со стен картины, говоря, что его квартира это храм; помрачение рассудка (стоял посреди улицы и обнимался с лошадью); головные боли; неадекватное поведение. Пил свою же мочу из сапога в клинике, дико вопил, пытался заблокировать дверь осколками от разбитого стакана, гримасничал, спал на полу у кровати, прыгал по-козлиному, выпячивал левое плечо. Под конец жизни философов едва мог связать и простое предложение.
Эрнест Хемингуэй – острая депрессия, умственное расстройство. Отсюда: суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы. После возвращения с Кубы, писателя мучили депрессия, страх, неуверенность в себе – он не мог писать и добровольно лёг в психиатрическую клинику. По выходу из клиники, лечение в которой не помогло, попытался совершить суицид, но близкие помешали. Жена попросила пройти курс лечения ещё раз (довольно глупая затея, так как Хемингуэй говорил, что «писателей там не понимают, зачем мне стирать память электрошоком, если она – моё богатство?»), но безуспешно. Когда он снова вышел из клиники, то выстрелил себе в голову из двустволки сразу двумя зарядами.
Франц Кафка – выраженный невроз, психастения функционального характера, непериодические депрессивные состояния. Отсюда: возбудимость, перемежающаяся с приступами апатии, нарушение сна, преувеличенные страхи, психосоматические трудности в интимной сфере. Ещё с детства Кафку в семье не понимали и он писал в тайне от родителей: «для меня это ужасная двойная жизнь из которой, возможно, есть только один выход — безумие». После службы его отец настаивал, чтобы Кафка помогал ему в лавке, а не «занимался ерундой», что послужило попыткой писателя убить себя, но, так как, он написал своему другу прощальное письмо, то тот смог его спасти. В его психическом состоянии отмечались периоды глубокого и ровного спокойствия, сменяемые такими же продолжительными периодами болезненного состояния. Умер от туберкулёза.
Николай Гоголь – шизофрения, периодический психоз. Отсюда: зрительные и слуховые галлюцинации; периоды апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивные состояния; ипохондрия в острой форме (великий писатель был убежден, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»); клаустрофобия. Испытывал шизофрению в той или иной форме на протяжении всей жизни. После смерти сестры практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диагностировали. Сжёг рукописи, объясняя это тем, что это всё лукавый сделал. Предположительная причина смерти – довёл себя до полного физического и психического истощения.
Ги де Мопассан – паралич мозга. Отсюда: ипохондрия, суицидальные наклонности, припадки буйства, бред, галлюцинации. Всю жизнь страдал ипохондрией, боялся сойти с ума. В состоянии нервного возбуждения дважды пытался покончить с собой при помощи револьвера, затем ножа, но неудачно. В 40 лет его положили в клинику, где он в полусознательном состоянии пробыл до самой смерти.
Вирджиния Вульф – депрессия, галлюцинации, кошмары. Отсюда: не могла работать из-за бессонницы и кошмаров, утверждала, что слышала «голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции», с детства имела суицидальные наклонности. В 13 лет её пытались изнасиловать кузены, которые пришли в гости, что, очевидно, вылилось в неприязнь к мужчинам. Немногим позже умерла мать. Из-за детской травмы была нетрадиционно сексуальной ориентации, хотя всё ещё питая неприязнь к любой форме близости, вплоть до рукопожатий и объятий, не говоря уже о том, что так и не вступила в супружеские отношения со своим мужем (слухи). Когда её дом в Лондоне был разрушен бомбардировкой, сгорела её библиотека и чуть не погиб муж, от чего нервная система Вирджинии окончательно сломалась. Писательница не хотела, чтобы её муж мирился с её «бзиками» и всю жизнь заботился о ней в больнице, и утопилась в реке.
Сергей Есенин – биполярное аффективное расстройство (БАР). Отсюда: мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления). Причиной послужило обильное употребление алкоголя. Поэта и хулигана не раз пытались лечить в разных клиниках, но выйдя из последней клиники спустя месяц писатель повесился в гостинице.
Немного устал писать, но, думаю, такого ответа на вопрос хватит. Ещё стоит упомянуть: Мандельштама, Батюшкова, Достоевского, Хлебникова. Вообще, примеров много. Почти все писатели (и не только они) либо употребляли алкоголь в обширном количестве, либо наркотики, либо имели какие-то психически расстройства – иначе бы мир не получил великие произведения.
Сикорский, Иван Алексеевич
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сикорский.
26 мая (7 июня) 1842
село Антонов, Киевская губерния Российская империя
14 февраля 1919 (76 лет)
Киев
Российская империя
Психология, публицист
- Университет св. Владимира
Киевский университет Святого Владимира
доктор медицины
Произведения в Викитеке
Иван Алексеевич Сикорский (26 мая (7 июня) 1842 год, село Антонов, Сквирский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 14 февраля 1919, Киев, УНР) — русский психиатр, публицист, профессор Киевского университета Святого Владимира, почётный член Киевской духовной академии. Основатель журнала «Вопросы нервно-психической медицины и психологии», Врачебно-педагогического института для умственно-отсталых детей и Института детской психопатологии. Отец выдающегося русского и американского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
Биография
Родился 26 мая (7 июня) 1842 года в селе Антонов Сквирского уезда Киевской губернии в семье священника.
Окончил Киево-Софийское духовное училище и Киевскую духовную семинарию. В 1862 году экстерном сдал экзамены в Первой киевской гимназии и поступил на естественный факультет в Киевский университет св. Владимира. В 1863 году перевёлся на медицинский факультет, который окончил с отличием в 1869 году. 6 марта 1872 года защитил докторскую диссертацию «О лимфатических сосудах лёгких».
В 1873 году Сикорский переехал в Петербург, где поступил на должность приват-доцента в клинике душевных болезней при Военной медико-хирургической Академии, руководил которой в то время профессор Балинский. В 1880 Иван Алексеевич был назначен на должность чиновника по особым поручениям при начальнике Главного управления военно-учебных заведений. Он совмещал государственную службу с работой в Академии до 1882, в котором был назначен штатным ординатором в психиатрической больнице святого Николая Чудотворца. В этом же году Сикорский выступил на Международном Съезде по гигиене в Женеве с докладом «О детях, трудных в воспитательном отношении».
Сикорского приглашали на руководящие должности в саратовскую, тамбовскую психиатрические лечебницы, а в 1884 году поступило предложение занять московскую кафедру. Но Сикорский, узнав что в Киевском университете решено организовать кафедру по душевным и нервным болезням, принял решение вернуться в альма-матер, и в 1885 году получил назначение профессором в университет, проработал в котором 26 лет. С 1896 года — действительный статский советник.
Смерть Сикорского
В последние годы жизни Иван Алексеевич страдал от продолжительной болезни, был прикован к постели. Умер И. А. Сикорский в 1919 году, в Киеве. На момент смерти учёного власть в городе находилась у сторонников Симона Петлюры, провозгласивших Украинскую Народную Республику. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Научная деятельность
Научные труды Сикорского первоначально относились к разным вопросам патологической анатомии, а впоследствии к клинической психиатрии и педагогике. Они рассеяны в специальных журналах, русских и иностранных. Кроме того, он написал весьма ценную монографию «О заикании» (Санкт-Петербург, 1889), переведённую также на немецкий язык. Всего учёный написал более ста научных трудов в разных областях медицины, биологии и педагогики.
Сторонник расовой теории. Апология белой расы изложена им в работе о Пушкине. С позиции расовой теории смотрел на мировую войну.
Сикорский был членом Общества русских врачей, почётным членом Киевской Духовной Академии, председателем Киевского психиатрического общества, членом ряда иностранных научных обществ. Учёный был удостоен премии Юшенова от Военно-медицинской академии (1907), получил почётный отзыв от Конгресса по воспитанию в Льеже.
Вклад в изучение детей с отклонениями в развитии
Одними из первых научных работ, посвящённых изучению детей с отклонениями, были исследования И. А. Сикорского, который в своих трудах «…развивал идеи К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка».
В 1882 году И. А. Сикорский сделал доклад в Женеве на конгрессе врачей гигиенистов «О детях трудных в воспитательном отношении». В докладе автор анализирует учеников военно-учебных заведений, отстающих в обучении. Он указывает на разные причины отставания от нормально развивающихся сверстников, среди которых: нарушение в умственном развитии, связанное с поражением ЦНС, а также умственные и нравственные нарушения, связанные с хроническим утомлением умственной работой. В докладе указывается на необходимость дальнейших исследований в этом направлении.
В этом же году выходит его работа «О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей». В ней автор приводит кратко историю изучения, воспитания и обучения слабоумных детей за границей, показывает, каких успехов в этом направлении добились зарубежные учёные. Наряду с необходимостью глубокого изучения умственного недоразвития у детей, учёный указывает на необходимость изучения и обучения детей с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Среди особенностей таких детей автор называет «…аномалии чувств и характера, отсутствие гармонии душевных сил…», характеризуя их как детей с нравственным недоразвитием, утверждая, что
Исследователь говорит о необходимости создания для них специализированных заведений. В 1889 году выходит фундаментальный труд И. А. Сикорского «О заикании». На примере этой работы хорошо видно, какое большое значение автор придавал глубокому медико-психолого-педагогическому изучению человека с отклонениями в развитии и каких достижений добился в ходе этого изучения. В своей работе он всесторонне осветил проблему заикания. В ней он на основании собственных наблюдений описал симптоматику, причины возникновения и особенности течения заикания. В работе детально анализируются физиологические и психологические особенности заикающихся. На основе этого анализа предлагается комплексный медико-педагогический метод преодоления заикания.
Исследования И. А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке.
Общественная и политическая деятельность
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 сентября 2015 года.
С 1896 года Сикорский состоял редактором основанного им, издаваемого в Киеве журнала «Вопросы нервно-психической медицины». В 1904 году учёный основал Врачебно-Педагогический Институт для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей, и до своей смерти возглавлял научную и лечебную работу в этом уникальном для своего времени заведении. В 1912 году основал Институт детской психопатологии.
В разные годы он состоял директором Киевского попечительного комитета по тюрьмам, председателем Юго-Западного общества трезвости, членом правления Киевского общества борьбы с детской смертностью, председателем Киевского общества покровительства лицам, отбывшим наказание и беспризорным детям, председателем Фрёбелевского общества для содействия делу воспитания, членом правления Общества скорой медицинской помощи в Киеве, председателем Общества вспомоществования студентам при Университете св. Владимира, консультантом при больнице имени С. А. Лихаревой.
Участвовал в работе в Киевского клуба русских националистов. Рассматривал идею национализма с биологической точки зрения. В качестве атрибутов «народной (национальной) души» считал язык, поэзию, художественное творчество, школу, прессу, религию. 12 ноября 1910 на собрании русских избирателей, посвящённом выборам в Городскую думу, Сикорский произнёс весьма прочувственную речь, в которой с чувством радости и удовлетворения отмечал то обстоятельство, что городские выборы впервые производились под русским национальным знаменем. Он говорил: «На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 г. также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву и на киевлянах лежит высший долг перед городом и родиной: мы должны укреплять возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа и здесь в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским… Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш… Я, как человек старый. По сравнению с большинством присутствующих здесь, могу сказать одно: „Я вас благословляю! Идите смело и дружно и никому не уступайте своего первородства“… Состав нынешней думы надо решительно обновить. Необходимо поддержать на выборах купечество. Надо, чтобы Киев богател, но богател, как национально-русский центр…».
Иван Алексеевич за свою жизнь собрал огромную библиотеку научной, художественной, справочной и другой литературы, которая по завещанию была передана в дар Киевскому университету. При жизни им был опубликован каталог этой библиотеки, состоявшей преимущественно из иностранной литературы, для облегчения доступа к ней студентам.
Иван Сикорский послужил живой моделью для образа святого Иоанна Златоуста при росписи Васнецовым алтаря во Владимирском соборе.
Участие в деле Бейлиса
В 1913 году И. А. Сикорский выступал экспертом и свидетелем от обвинения по делу Бейлиса. В первой своей экспертизе (1912 г.) Сикорский, со ссылкой на французского историка-слависта А. Леруа-Больёruen, назвал предполагаемые ритуальные убийства «расовым мщением, или вендеттой сынов Иакова» к субъектам другой расы». Ссылка была ложной; Леруа-Больё, узнав об этом, печатно протестовал, и из окончательного текста экспертизы этот пассаж был удалён. Присутствовавший на суде писатель В. Г. Короленко так оценил выступление Сикорского: «профессор Сикорский вместо психиатрической экспертизы стал читать по тетради собрание изуверных рассказов, ничего общего с наукой не имеющих». Чиновник департамента полиции Дьяченко телеграфировал в Петербург, что «простой народ, читая экспертизу Сикорского, высказывает большую ненависть к евреям, угрожая погромом».
Экспертиза Сикорского вызвала возмущение российского и мирового психиатрического сообщества. По словам В. П. Сербского, «в экспертизе проф. Сикорского наука с её первым и необходимым условием — добросовестностью — и не ночевала. Говоря словами самого Сикорского, его экспертиза „представляется мне не случайным или простым“ заблуждением, но „сложным квалифицированным злодеянием, которое тщательно обдумано и планомерно исполнено“». Журнал «Современная психиатрия» оценил экспертизу как «позорную и не соответствующую самым элементарным научным требованиям», «Журнал невропатологии и психиатрии» — утверждал, что «маститый русский учёный скомпрометировал русскую науку и покрыл стыдом свою седую голову». Общество психиатров особой резолюцией признало экспертизу Сикорского «псевдонаучной, не соответствующей объективным данным вскрытия тела Ющинского и не согласующейся с нормами устава уголовного судопроизводства» Весною 1913 г. XII всероссийский пироговский съезд врачей принял специальную резолюцию против экспертизы Сикорского. Осенью 1913 г. экспертиза Сикорского была осуждена международным медицинским съездом в Лондоне и 86-м съездом немецких естествоиспытателей и врачей в Вене. Зарубежные отклики на экспертизу составили целую книгу, изданную в Лейпциге в 1913 году и в том же году опубликованную на русском языке Врач-психиатр Михаил Буянов, отмечая массовое неприятие коллегами экспертизы Сикорского, пишет, что «никогда психиатры не были так единодушны и принципиальны в проявлении своего отвращения к использованию психиатрии в политических целях» Сикорский апеллировал к полиции, требуя пресечь критику. За критику экспертизы Сикорского были закрыты целый ряд медицинских обществ (Харьковское, Тверское, Вологодское и др.). Московский «Журнал невропатологии и психиатрии» писал в связи с этим, что «говорить об экспертизе Сикорского, критиковать её стало почти государственным преступлением».
После дела Бейлиса Сикорский давал интервью в связи с так называемым «фастовским делом», в котором утверждал, что это тоже еврейское ритуальное убийство. Однако фастовское дело оказалось инсценировкой, на самом деле еврейский ребёнок был убит русским уголовником.
Труды
- Черты из психологии славян: Речь, произнесенная проф. И. А. Сикорским, в торжественном заседании Славянского благотворительного общества 14 мая 1895 года. — Киев: тип. И. И. Чоколова, 1895. — 15 с.
- Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах (близ Тирасполя). Психологическое исследование. (ib., 1897)
- Алкоголизм и питейное дело. (Киев, 1897)
- Об успехах медицины в деле охранения высших сторон здоровья. (ib., 1898)
- О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России. (ib., 1899)
- Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. (в 5 книгах, ib., 1900)
- Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. (ib., 1904)
- Психологические основы воспитания. (ib., 1904)
- О психологических основах национализма. — Киев, 1910. — 15 с.
- Основы теоретической и клинической психиатрии. Киев, 1910.
- Антропологическая и психологическая генеалогия Пушкина, Киев, тип. С. В. Кульженко, 1912
- Русские и украинцы. Киев, 1913.
- Ueber das Stottern. Berlin, Hirschwald, 1891
- Seele des kindes nebst kurzem grundriss der weiteren psychischen evolution. Leipzig : J.A. Barth, 1902
- Seelische Entwicklung des Kindes; nebst kurzer Charakteristik der Psychologie des reiferen Alters. Leipzig, Barth, 1908
- Физиогномика и психическое состояние пьяниц. // Журналъ «Вопросы нервно-психической медицины». Годъ первый. Выпускъ 1-2, 1896
- Самоубийство среди русских врачей. // Журналъ «Вопросы нервно-психической медицины». Годъ первый. Выпускъ 1-2, 1896
- Сикорский И. А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и Кº,1882.- 7 с.
- Сикорский И. А. О заикании.- Киев: Издание Карла Риккера,1889.
- Сикорский И. А. О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей.- 2 издание.- Киев: Лито-типография И. Н. Куршев и Кº,1904.- 80 с.
Примечания
- СИКОРСКИЙ • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения 14 сентября 2017.
- 1 2 Сикорский Иван Алексеевич
- Историческая информация о селе Антонов
- Сикорский И. А. Что такое нация и другие формы этнической жизни? — Киев, 1915.
- Русская расовая теория. Т.1. — М., 2002.
- Сикорский И. А. Антропологическая и психологическая генеалогия Пушкина. — Киев: тип. С. В. Кульженко, 1912. — 35 с.; 22.
- Сикорский И. А. Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их. — Киев, 1914.
- Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.
- Сикорский И. А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и Кº,1882.- 7 с.
- Сикорский И. А. О заикании.- Киев: Издание Карла Риккера,1889.
- Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX — начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: Сб. научных трудов аспирантов. — М.: Московский открытый социальный институт, 2007.- № 9. — С. 96-103.
- Сикорский О жизни и научных трудах известного русского психиатра и националиста
- Православная жизнь. 2004. № 8; Сборник Киевского Клуба Русских Националистов. Вып. 3. Киев, 1911;
- 1 2 Тагер, 1934, с. 173—174.
- Тагер, 1934, с. 180.
- Тагер, 1934, с. 181.
- «Русские ведомости» № 226 от 1 октября 1913 г.
- Дело Бейлиса
- Тагер, 1934, с. 176.
- «Убийство Ющинского. Мнения иностранных ученых» (СПб., 1913)
- Буянов М. И. Дело Бейлиса. — М.: Прометей, 1993. — С. 56. — 125 с. — ISBN 5-7042-0724-3.
- Тагер, 1934, с. 180—181.
- Тагер, 1934, с. 290.
- Тагер, 1934, с. 292.
Литература
- Тагер А. С. Царская Россия и дело Бейлиса. — 2. — М.: ОГИЗ, 1934. — 10 000 экз.
- Менжулин В. «Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии». 2004.
- Чмелёва Е. В. И. А. Сикорский о развитии речи у детей// Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23-26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребёнка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. — Иваново: ЛИСТОС, 2016. — С. 29-33.
- Колчинский Э. И. Биология Германии и России-СССР в условиях социально-политических кризисов первой половины ХХ века. — М.: Нестор-история, 2007. 638 с.
- Могильнер М. Homo imperii: История физической антропологии в России (конец XIX — начало ХХ вв.). — М.: НЛО, 2008. 505 с.
- Сикорский, Иван Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX — начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: Сб. научных трудов аспирантов. — М.: Московский открытый социальный институт, 2007.- № 9. — С. 96-103.
- Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.
Ссылки
- Биография на сайте «Столетие»
- «Случай о самоубийстве. Глубокая печаль» случай из практики проф. И. А. Сикорского
- Дом Сикорского в Киеве
- Биография на сайте «Хронос»
- Экспертиза проф. И. А. Сикорского (психолого-психиатрическая экспертиза по «делу Бейлиса»)
- Монография В. И. Менжулина, посвященная И. А. Сикорскому
- Могила И. А. Сикорского
© Воищева Н.М. Переложение на современный русский язык.
Предисловие к «Книге жизни» И.А. Сикорского — Нью-Йорк-Чураевка: Алатас, 1931 http://autumn-spb.livejournal.com/50476.html
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ СИКОРСКИЙ — Жизнь коротка, наука продолжительна.
Иван Алексеевич Сикорский родился в 1842 году в селе Антоново, Киевской губернии, Сквирского уезда.
Отец его был священником. Семья была большая – шесть сыновей и шесть дочерей и Иван Алексеевич был шестым.
С самого раннего детства он отличался вдумчивостью, был серьезен, мало принимал участия в играх братьев и сверстников. Очень рано, почти самостоятельно, научился читать и читал по целым дням. Книг в то время, в особенности в деревне, в бедной семье священника, было немного и Иван Алексеевич читал все книги, какие мог найти: молитвенники, календари, учебники. Любимой его книгой была – «Басни Крылова», которыми он увлекался, читал вслух братьям и сестрам, оттеняя мораль басни.
В девять лет он был помещен родителями в духовное училище в г.Киев. Учился очень много и хорошо, знал больше товарищей и своими познаниями часто удивлял учителей. Возвращаясь домой на каникулы, продолжал увлекаться занятиями, уходил с книгами в сад, а чаще всего на церковную колокольню и проводил за чтением целые дни, часто забывая об обеде.
Отлично окончив духовное училище, перешел в семинарию, где также сразу выдвинулся среди товарищей своими глубокими, незаурядными познаниями, выходившими далеко за пределы семинарии. Свободно читал и переводил классиков, занимался естественными науками, литературой, философией, изучал французский и немецкий языки. И учителя и товарищи относились к нему с особым уважением. Также относились к нему в семье: и отец, и мать, не смотря на юный возраст сына, называли его по имени и отчеству и советовались с ним в сложных вопросах жизни. Дойдя до последнего класса семинарии, перед выпускными экзаменами, Иван Алексеевич сообщил родителям о своем решении оставить семинарию и готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. Родители были взволнованы таким решением, но не возражали, считая, что шаг этот глубоко продуман сыном. Готовиться к экзаменам нужно было много, особенно же потому, что почти все учебники приходилось переписывать, так как средств для покупки книг не было. Но ничто не могло остановить Ивана Алексеевича в его неутомимой жажде звания и весной 1962 года он блестяще выдержал все экзамены на аттестат зрелости при I-й Киевской гимназии и ввиду особого исключения был зачислен в университет стипендиатом этой гимназии.
Отъезд его в Киев для поступления в университет был событием в доме сельского священника. Родители собрали сына, как могли, дали три рубля денег и маленький самовар. Выбор факультета был сделан давно. Более всего в природе его привлекал и интересовал человек, в частности – душа человека. Но прежде чем приступить к изучению человека, чтобы подготовить себя, Иван Алексеевич считал правильным изучить природу растений и животных, для чего предварительно поступил на естественный факультет университета Св. Владимира.
Начинается жизнь, полная лишений, почти голода, но согретая сознанием труда и горячим увлечением, с каким Иван Алексеевич переступил, наконец, порог храма науки и приступил к занятиям.
Живя далеко от университета, он ежедневно посещал лекции, слушал профессоров, и не только своего факультета. После лекций торопился на уроки – нужно было добывать средства к жизни, и только вечером возвращался домой и точас же усаживался за книги. И здесь вокруг него группировался кружок студентов, таких же ревностных служителей науки; и здесь профессора отметили выдающиеся способности и ненасытную жажду знаний молодого студента.
К этому же времени относится начало собрания библиотеки, которая к концу его жизни стала одной из крупных частных библиотек и содержала свыше двенадцати тысяч томов ценных и редких книг. Библиотека эта передана, согласно воле Ивана Алексеевича, в дар университету Св. Владимира.
Прослушав на естественном факультете два курса, он счел себя достаточно подготовленным, чтобы приступить к изучению человека и перешел на медицинский факультет, который и окончил в 1869 году.
Через два года, написав диссертацию «Лимфатические сосуды легких» и получив степень доктора медицины, Иван Алексеевич переехал в Петербург, чтобы иметь возможность работать в той области, которая его привлекала, так как отдельной кафедры по психиатрии и нервным болезням при Киевском университете еще не существовало. В Петербурге во главе клиники душевных и нервных болезней при Военно-Медицинской Академии стоял тогда профессор Балинский. Ознакомившись с некоторыми печатными трудами Ивана Алексеевича, в которых затрагивались совершенно новые в то время вопросы в медицине, например: «О явлениях утомления при умственной работе», написанной в 1893 году и уже переведенной на французский и английский языки – Балинский назначил Ивана Алексеевича ординатором клиники, и он получил возможность работать в той области, к которой стремился. В клинике с больными он проводил целые дни, наблюдая больных и болезни, проникая в сложные и многообразные формы человеческих страданий, изучая их и научаясь в тоже время врачевать их. Студенты Военно-Медицинской Академии постоянно окружали его, слушая его выпуклые и яркие характеристики болезней, его спокойные и сердечные беседы с больными. Так, у постели больных, началось чтение лекций. Вскоре Иван Алексеевич и официально был назначен приват-доцентом при кафедре психиатрии и нервных болезней.
Особая проницательность его в распознавании – диагностировании болезней, особая способность говорить с душевнобольными была отмечена и Боткиным, который еще в начале 70-х годов приглашал его на консилиумы и поручал ему наблюдение над тяжелобольными. Количество обращавшихся к Ивану Алексеевичу за медицинской помощью росло.
В 1882 году Иван Алексеевич был приглашен на Международный Съезд гигиены в Женеву, как лицо, уже получившее известность своими работами по психиатрии, психологии и школьной гигиене. Доклад, сделанный им на этом Съезда «О детях, трудных в воспитательном отношении» привлек внимание всего Съезда, особенно потому, что эти вопросы затрагивались в науке впервые, что и было отмечено в отчетах о Съезде.
Из всего обширного учения о здоровой и больной душе, которому Иван Алексеевич посвятил себя, его в частности глубоко интересовала детская душа, еще мало изученная и непонимаемая в то время, и Иван Алексеевич с жаром и энергией отдался этой животрепещущей отрасли. В школах и гимназиях, для изучения детей школьного возраста, в приютах и воспитательных домах для наблюдения над новорожденными и малолетними, собрал он обширные и ценные данные, послужившие материалом для целого ряда работ по воспитанию и обучению детей: «Воспитание в возрасте первого детства», «Об умственном и нравственном развитии детей», «О развитии речи у детей», «О постановке преподавания и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития», «Психологические основы воспитания и обучения» — все эти труды в целом и в частях переведены на иностранные языки, а книга «Душа ребенка», привлекшая всеобщее внимание, переведена на все европейские языки (французский, английский, венгерский, чешский, болгарский, сербский, испанский) – стала настольной книгой немецкого учителя и выдержала в Германии свыше 14 изданий.
В 1882 году Иван Алексеевич был назначен в городскую психиатрическую больницу Николая Чудотворца, где женское отделение, которым он заведовал, стало образцовым. Вскоре после этого ему было предложено место директора Тамбовской психиатрической лечебницы, а несколько позже – Саратовской, но он отказался от этих предложений. Стремясь к научной деятельности, работать в клинике, читать лекции, он подготавливался к профессорскому званию.
В 1884 году ему была предложена Московская кафедра. Узнав, что и при Киевском университете предположено основать кафедру по душевным и нервным болезням, Иван Алексеевич сказал, что предпочел бы работать в своем университете, и в 1885 году был назначен профессором в Университет Св. Владимира в Киев и в течении 26 лет читал лекции в том самом университете, в котором учился.
Изучив психологию, психиатрию, нервные болезни, глубоко интересуясь всеми отраслями знаний – Иван Алексеевич читал лекции студентам-медикам, юристам, а также врачам, учителям, читал публичные лекции, преподавал психологию в гимназиях, работал в клиниках, больницах. Глубокая позиция в болезнях души человека, а также особенная сердечность и возвышенная ласка, звучавшая в его спокойном голосе, производила умиротворяющее, успокоительное влияние на душевнобольных, и подчинение больных Ивану Алексеевичу во многих случаях было столь поразительно, что вызывало удивление у просвещенного наблюдателя, бывшего свидетелем этого необыкновенного искусства – управлять расстроенным умом и безумной волей. Там, где больному грозила какая-нибудь опасность, например, в случаях наклонности к самоубийству, Иван Алексеевич тонко чуял грозные события и обнаруживал часто творческую изобретательность для спасения больного. И страждущие со всей России стремились к нему за помощью и исцелением. В тоже время Иван Алексеевич был и общественным деятелем. В 1904 году он основал Врачебно-Педагогический Институт для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей, в течении 15 лет – до своей смерти – стоял во главе заведения и был врачом -консультантом Института, являвшегося почти единственным учреждением такого типа в России.
Основал Педагогическое Фребелевское Общество с детским садом и много лет был его Председателем. Состоял Председателем Общества Вспомоществования Студентам Университета Св. Владимира, выстроил прекрасное здание для студенческой столовой, где студенты получали хороший и очень дешевый обед. Основал Юго-Западное Общество Трезвости для борьбы с алкоголизмом. Выстроил здание для чайной, организовал в ней чтения и беседы для народа. Был Председателем Психиатрического Общества, им же основанного, а также Председателем Общества покровительства лицам, отбывшим наказание и беспризорным детям. Был членом Общества Нестора-Летописца, членом Юридического Общества, членом Физико-Медицинского Общества.
Выдающаяся деятельность Ивана Алексеевича была известна и за границей и многие Ученые Общества избрали его своим членом и прислали почетные дипломы.
Не смотря на разностороннюю деятельность как профессора, врача, общественного деятеля, он много писал и оставил обширные научно-литературные труды, из которых многие переведены на иностранные языки.
Всего напечатано более ста трудов, из них самые крупные: «Всеобщая психология», «Психиатрия», «Душа ребенка», «Начатки психологии», «Психологические основы воспитания и обучения», «Сборник научно-литературных трудов». Стати: о заикании, о мимике, о дыхании, об алкоголизме, о самоубийстве, о даровитости и талантливости, об идеализации и материализации жизни, о черной, желтой и белой расах, о трех возрастах человеческой жизни, о Пушкине, Гоголе, Пирогове, Соловьеве, Иоанне Кронштадтском, Вирхове, Корсакове, Балинском.
«Психологическая Хрестоматия» является последней работой и печатается посмертным изданием.
В своих трудах Иван Алексеевич затронул целый ряд новых научных вопросов и открыл новое научное поле.
Уча других, продолжал учиться сам, не пропуская ни одной ценной человеческой мысли, будучи всегда осведомлен о всех успехах науки, не утратив острой, юношеской любознательности и интереса к высшим духовным проявлениям до последних дней своей жизни.
Проводя время в напряженной работе, Иван Алексеевич делал один раз в год короткий перерыв в 6-8 недель для отдыха, и обыкновенно уезжал за границу, где часть времени проводил среди природы, красоту и величие которой глубоко чувствовал, часть времени посвящал осмотру музеев, галерей, библиотек, памятников, знакомясь с жизнью и психологией народов. Одна из таких поездок была посвящена осмотру Третьяковской Галереи в Москве, где Иван Алексеевич глубоко продумал и изучил художественное творчество в России. Он чувствовал духовную связь между наукой и искусством, говоря, что искусство, присущим ему художественным чутьем шло часто впереди науки, отмечая такие явления, которые еще не были известны науке. Художественные фотографии и альбомы музеев всего мира составили полный, очень интересный художественный отдел его обширной библиотеки.
Начало собирания библиотеки относится еще к студенческим годам, когда, отказывая себе во всем, питаясь часто только черным хлебом с чаем, Иван Алексеевич приобретал книги и тратил на них все свои заработки. К книгам относился с большой любовью, оберегал, охранял их. Позже, окончив университет, защитив диссертацию и переехав в Петербург, он продолжал приобретать книги. Библиотека всегда содержалась в полном порядке. С первых же лет собирания библиотеки был составлен каталог, в который аккуратно вносилась каждая новая книга. В 1893 году был издан печатный каталог библиотеки. Книги помещались в специальных шкафах, число которых постепенно увеличивалось. Покупка новых книг была радостным событием в семье Ивана Алексеевича. Часто, когда приобретенная книга была очень дорогой и это отражалось на бюджете семьи – все охотно приносили некоторые жертвы для собирания библиотеки.
Иван Алексеевич любил вспоминать из времен своего студенчества случай, когда к нему в комнату забрались воры, взяли единственный костюм, пальто, сапоги, шляпу, так что он принужден был оставаться в постели, пока к нему не заглянул студент-товарищ и не выручил из затруднения, одолжив свой костюм. Но Иван Алексеевич был так счастлив, что воры не тронули его книги, что об этом событии вспоминал, как о счастливом дне своей жизни.
Библиотекой Иван Алексеевич постоянно пользовался. Даже уезжая в короткие заграничные поездки, брал с собой ящик с книгами, которые могли понадобиться по ходу его работы или с которыми он хотел ближе ознакомиться.
Назвать отдыхом отъезды из дома представлялось бы не точным. Скорее это была лишь полная смена впечатлений. Природа, новые люди, произведения искусства – глубоко интересовали Ивана Алексеевича и он по долгу останавливался перед картиной или скульптурой, вдумываясь в сокровенный психологический смысл произведения и тех чувств и мыслей, с которыми произведение создавалось художником, испытывая возвышенные чувства, доходившие до благоговения перед великими произведениями искусства.
И позже, несмотря на преклонный возраст, во время этих заграничных поездок, он также неутомимо, с чисто юношеским жаром ходил, смотрел, наблюдал, думал, делал выводы. По вечерам садился за текущую научную работу, которая в течение свыше 30 последних лет не прекращалась почти ни на один день. В первые дни по возвращении домой из-за множества накопившихся за время отсутствия дел, Ивану Алексеевичу приходилось почти отказываться от авторской работы, что, по его словам, «было мучительно» для него, так как готовые мысли просились на бумагу, чтобы дать место новым образам.
Жизнь чрезвычайно заполненная, напряженная вступала в свое обычное течение. Ни минуты без дела, никаких перерывов или развлечений. Никогда никакого сна или отдыха после обеда, никаких приемов гостей или хождений в гости, но постоянное живое общение с людьми – только для науки и дела.
Чрезвычайная воздержанность была отличительной чертой Ивана Алексеевича. Он не пил, не курил, не играл в карты, не сидел на мягкой мебели, питался самыми простыми и незатейливыми кушаньями. Вставал летом и зимой в 6 с половиной часов утра, на 30 минут выходил на утреннюю прогулку в сад, который был устроен по плану, составленному им самим и где многие деревья были посажены его руками. Вернувшись домой, пил кофе и читал газеты.
В восемь часов утра начиналась его обычная работа – чтение лекций, объезд больниц, общественные и благотворительные дела, работа во Врачебно-Педагогическом Институте среди больных детей. В средине дня полчаса для торопливого обеда – и снова различные дела, прием больных, заседания, и только после 8 часов вечера заканчивался трудовой день. За вечерним чаем выслушивал столичные и иностранные газеты и садился, наконец, за чтение книг и писание своих сочинений.
Столь разнообразная деятельность требовала массы времени, которого, без сомнения, Ивану Алексеевичу не было дано больше, чем другим. Но он показал блестящий пример того, как следует распоряжаться временем. Про него говорили, что у него 36 часов в сутках, так много он успевал сделать. Это искусство в распоряжении временем, эта психическая экономия составляла замечательную особенность его личности. На самом деле он показал человечеству величайший образец настойчивого, неустанного труда и тех результатов, какими увенчивается такой умелый труд.
Не смотря на постоянную, напряженную работу, Иван Алексеевич сохранял всегда одинаковое, ровное, бодрое и жизнерадостное настроение. Глаза его были серьезны и ласковы. На лице всегда лежала печать глубокой мысли и в то же время остроумная, добродушная шутка и улыбка были обычны для него.
Речь его была выразительна, рельефна, лишена преувеличений. Значение и смысл слов Иван Алексеевич тонко понимал и чувствовал, какое, именно, слово следует употребить, почему речь его, чуждая вычурности, но отличавшаяся изящной простотой и законченностью мысли, привлекала и возбуждала внимание и производила сильное впечатление. Точность в употреблении слов он считал чрезвычайно важной и говаривал, что люди часто пользуются словами небрежно и не аккуратно.
Прекрасно владея языком, Иван Алексеевич, тем не менее, часто обращался к лексиконам – Академическому – Даля, и еще чаще к словарю Литтре, тонкому толкователю психологического значения слов. Чтобы точнее вникать в смысл сочинения – все книги читал в подлинниках, а не в переводе и, уже будучи совсем не молодым, изучил английский язык, которого раньше не знал.
Потребность иметь точное, истинное понятие, а не поверхностное, приблизительное, была чрезвычайно развита у Ивана Алексеевича и походила на духовное чувство жажды. Поэтому все новейшие справочные книги, энциклопедии, альманахи, географические и астрономические атласы, измерительные приборы находились у него под рукой и приблизительное понятие тотчас же заменялось вполне точным. Это чувство можно было бы назвать постоянным, неумолкающим исканием правды, истины.
Ум его всегда находился в состоянии глубокого внимания, душа в полном покое и мире. Ивана Алексеевича нередко можно было видеть утомленным и в таких случаях он искал уединения, но раздраженным, а тем более гневным его никто никогда не видел. Даже в таких случаях, когда чувство досады или гнева, естественно, должно было проявиться – оно заменялось чувством негодования, а еще чаще – печали.
Уравновешенный, далекий от мелочей жизни, возвышенно-настроенный, всегда философски-спокойный, он, этот душевный покой распространял вокруг себя, и не только люди больные, но и здоровые, чем-нибудь угнетенные или взволнованные, после разговора с ним находили правильное решение в своих сомнениях и душевный покой. Его личное, тонко развитое чувство давало ему силу и способность проникать в тайники человеческой души и делало его психологом и психиатром по самому естеству.
Эти особые свойства и качества Ивана Алексеевича были известны многим, и количество приходивших к нему за душевным миром было велико.
Отличительную черту его нервно-психической организации составляла необыкновенная гармония всех сторон и способностей, делавшая его личность в нравственном отношении необыкновенно привлекательной.
Обращение с окружающими отличалось особой мягкостью и деликатностью, было полно терпения, сердечности, уважения к чужому мнению. Приказание было всегда облачено в форму просьбы. Уже тяжко больной, неподвижный, почти умирающий, он сохранил те же способы обращения: «Не прочтете ли вы мне что-нибудь? Не дадите ли мне глоток чаю? Не повернете ли меня? – говорил он вместо прочтите мне, дайте мне чаю, поверните меня!»
Тяжкую болезнь, поразившую его за три года до смерти и приковавшую его к постели, переносил с величайшим терпением, ясно понимая всю картину болезни, течение ее и близкий конец. Он говорил, что для него было большим несчастьем заболеть той самой болезнью, от которой он лечил других. Не смотря на тяжкий физический недуг, дух его да самой смерти продолжал оставаться бодрым, мысль продолжала свою работу. Иван Алексеевич жил высшими духовными интересами, слушал чтение, диктовал, стремясь сохранить для других результаты своих глубоких познаний и глубокого опыта: заканчивал редактирование «Психологической Хрестоматии». Спокойно и кротко готовился к исполнению, как он говорил «последнего долга человека на земле» — к смерти.
Постоянное умственное напряжение, которым жил Иван Алексеевич, охраняло от разрушения мозговую ткань и поддерживало ее в состоянии полной физиологической жизненности.
«Какое ободрение труженикам человечества в этом знаменательном факте! Какое утешение тем из нас, которые уже приближаются к концу человеческой жизни, — говорил он: пусть разрушается наше тело – таковы законы природы, но пусть до последней минуты жизни нас не покидает ясность ума, сила воли и огонь сердца».
Сознание его помрачилось не более, как за 12 часов до кончины. Физическая жизнь продолжалась немногим долее психической. Иван Алексеевич Сикорский скончался 1-го февраля 1919 года на 77 году, следуя всю жизнь афоризму: Жизнь коротка, наука продолжительна. Вся его жизнь была служением науке и человечеству.
P.S. КРАТКАЯ СПРАВКА
Профессор Иван Алексеевич Сикорский — один из ближних соратников В.М.Бехтерева.
Иван Алексеевич Сикорский — один из крупнейших идеологов русского национализма, считал русских потомками ариев, занимался психологическими основами национализма. Член Русского Антропологического Общества при Санкт-Петербургском Императорском Университете.
Сикорский И.А. О психологических основах национализма: Киев, 1910. — «Народный дух — это величайшее биологическое богатство, созданное веками биологической и исторической жизни, глубокие пружины которой скрыты от современного взора»
Иван Алексеевич Сикорский — православный монархист, член Киевского клуба русских националистов, активный участник «Союза русского народа».
Иван Алексеевич Сикорский послужил живой моделью для образа святого Иоанна Златоуста при росписи Васнецовым алтаря во Владимирском соборе в Киеве.
Сикорский И.И.. Книги онлайн
Игорь Иванович Сикорский (Igor Sikorsky, 25 мая 1889, Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ.
Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).
Игорь Иванович Сикорский был младшим ребёнком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней — Ивана Алексеевича Сикорского (1842–1919) — и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.
С 1903 по 1906 год учился в петербургском Морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского. В 1908 году из секции выделился кружок математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне, членом которого и стал Сикорский.
В 1912–1914 годах создал в Петербурге самолёты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч.
18 февраля 1918 года Сикорский через свободный от большевиков Архангельск выехал из России сначала в Лондон, а потом в Париж. В Париже он предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало ему заказ на постройку 5 бомбардировщиков. Однако после перемирия 11 ноября 1918 года заказ за ненужностью был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции прекратилась.
В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка, первое время зарабатывая преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента.
До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 года перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.
Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.
Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58.
B 1963 году награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.
Сикорский И.И. на видео
Добавить комментарий